Статья 6 конституции ссср 1977 года. Новая конституция ссср

Конституция СССР 1977 года — конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.

Первая редакция существенно не изменила государственного строя. Конституция 1977 г. - вошла в историю как "Конституция развитого социализма".

Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян. Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию.

Конституция 1977 года состояла из преамбулы (введения), 9-ти разделов, 21 главы, 174 статей.

В преамбуле в обобщенном виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после победы Октябрьской революции, дана характеристика советского общества как "развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму".

В разделе I "Основы общественного строя и политики СССР" были закреплены общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. В разделе I в первой главе "Политическая система" зафиксировано, что СССР "есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны".

В статье 6 раздела I законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией.

В главе второй "Экономическая система" было зафиксировано, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

В третьей главе "Социальное развитие и культура" определялось, что социальной основой СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

В разделе II Конституции "Государство и личность" содержались права и свободы граждан. Полностью сохранив права и свободы, гарантированные советскому народу Конституцией 1936 г., новая Конституция расширила перечень прав и свобод советских граждан. В частности к числу политических прав и свобод были добавлены: право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; право вносить в государственные органы и общественные организациипредложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество и др.

Раздел III Конституции был посвящен национально-государственному устройству СССР. В нем были сохранены принципы федеративного устройства СССР. Новая Конституция усиливала гарантию прав суверенных республик. Конституция закрепила широкие права за депутатами Советов, являвшихся "полномочными представителями народа в Советах народных депутатов".Конституция СССР 1977 г. исходила из принципа преемственности в регулировании вопросов национально-государственного устройства СССР.

В структуре высших государственных органов существенных изменений не произошло. Высшим государственным органом, как и по Консти-туции 1936 года, являлся Верховный Совет СССР. Был лишь увеличен срок его полномочий - с 4 до 5 лет. Верховный Совет по-прежнему со-стоял из двух равнозначных палат: Совета Союза и Совета Национально-стей, насчитывающих по 750 депутатов. Принцип его формирования не изменился. Не изменился и сессионный характер работы. Между сессия-ми Верховного Совета его функции выполнял постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет министров СССР, подотчетный Верхов-ному Совету и его Президиуму. Структура республиканских высших ор-ганов власти и управления повторяла федеральную.

Редакция конституции от 1988 года заменила Верховный Совет СССР Съездом Народных Депутатов, число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться; между съездами народных депутатов действовал орган, который получал название "Верховный Совет СССР" и состоял из двух палат - Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий Прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Местные Исполнительные Комитеты упразднялись, а полномочия их переходили к председателям местных советов народных депутатов, при совете народных депутатов можно было образовывать малые советы. Этими же поправками создавался Комитет Конституционного Надзора СССР. Редакция 1990 года вводила должности Президента СССР и глав местных администраций.

12 апреля 1978 г. была принята Конституция РСФСР, которая текстуально повторяла основные положения Конституции СССР, но более детально регламентировала административно-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР.

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст. 4) как один из принципов политической системы общества. Появилась ст. 57, говорящая о том, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц».

Значение Конституции СССР 1977 г. в развитии государственного (конституционного) права России и его источников очень велико. Ее принятие стало важнейшим стимулом и точкой отсчета целого периода развития законодательства об общественном и государственном строе. Тщательный анализ источников государственного права советского периода позволяет сделать вывод о первостепенном месте в целом этапе развития конституционного законодательства, которое связано именно с принятием и вступлением в действие Конституции СССР 1977 г., с ее дальнейшей судьбой. Конституция СССР 1977 г. в контексте всей правовой инфраструктуры закладывала многие гуманитарные и демократические начала, которые пусть трудно и не сразу, но неодолимо разворачивались и в застойные времена.

Конституция была рассчитана на конкретизацию многих своих положений в текущем законодательстве. Ведь большинство конституций обладают прямым воздействием на общественные отношения лишь в определенной части устройства госу-дарства, государственной власти. Во всем остальном они играют роль юридической первоосновы с опосредованным действием. И как только оковы застоя были сняты с законодателя, юридический потенциал Конституции начал реализовываться.

Самое невероятное (для периода конца 70-х), что сделала Конституция, - это то, что она зало-жила первую юридическую “бомбу” под административно-командную систему управления. Этот “снаряд”, которому не хватило запала, действие которого было замедлено историей, состоял в перераспределении полномочий между высшими органами государственной власти и управления. А ведь именно традиционное превалирование вторых над первыми и есть один из атлантов, на плечах коего держится российская бюрократия. Если в ст. 31 Конституции СССР 1936 г. было сказано, что Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, поскольку они не входят в компетенцию подотчетных ему органов (т.е. компетенция высшего представительного органа была “ограничена” снизу компетенцией исполнительных органов), то ст. 108, 130 и 131 Конституции СССР 1977 г. закреплялось право Верховного Совета СССР решать все без исключения вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, а полномочия союзного правительства были ограничены полномочиями высшего органа власти.

Конституция установила курс на развитие форм народовластия, впервые был введен в законодательный оборот термин “политическая сис-тема”, зафиксировано право общественных орга-низаций участвовать в управлении государствен-ными и общественными делами. И хотя в течение целого десятилетия мало, что было реализовано, но даже этот отрицательный результат сыграл в последствии позитивную роль: расхождения между положениями Конституции и реальным состоянием дел наиболее ярко высветили накопившиеся проблемы, что способствовало скорейшему осмыслению и оценке в первые годы перестройки происшедших в политической системе деформаций.

Конституция СССР 1977 г., как и прежние Советские конституции, была традиционно российской, т.е. преимущественно коллективистской во многом ставила интересы общества вперед интересов отдельного человека. Но уже одно то, что в структуре Основного Закона раздел о взаимоотношениях государства и личности был восстановлен на соответствующем ему втором месте после основ общественного строя и политики, а содержание самого раздела было значительно расширено, является существенным шагом вперед.

Подготовка проекта новой всесоюзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР 1977 г. принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября. Структура Конституции 1977 г. следующая:

— I раздел - Основы общественного строя и политики;

— II раздел - Государство и личность;

— III раздел - Национально-государственное устройство;

— IV раздел - Советы народных депутатов и порядок их избрания;

— V раздел - Высшие органы власти и управления;

— VI раздел - Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;

— VII раздел - правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;

— VIII раздел - О гербе, флаге, гимне и столице государства;

— IX раздел - Действие Конституции и порядок ее применения.

Особенности Конституции СССР 1977 г.:

— утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства;

— общегосударственная цель поданной Конституции - формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;

— впервые данная Конституция вводила некоторые формы непосредственной демократии, а именно: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство), но, естественно, всем этим правам всегда сопутствовали обязанности;

— коммунистическая партия по-прежнему была проводником официальной политической идеологии, ей принадлежала руководящая и направляющая роль;

— Конституция 1977 г. провозглашала принцип демократической централизации органов власти, что означало их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, их вертикальную соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим.

Устанавливалась обязанность органов Советского государства соблюдать социалистическую законность.

Устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам - например, право коллективов организации участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР:

1) политическая основа: СССР - социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса;

2) экономическая основа: социалистическая собственность (государственная собственность) на средства производства и землю;

3) социальная - нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.:

— народ являлся единственным источником власти в государстве;

— Советы народных депутатов - единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик - выс­шие органы власти (срок их полномочий - пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий - 2,5 года);

— высший исполнительно-распорядительный орган - Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР - это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик - право законодательной инициативы в Верховном Совете.

Конституция СССР 1977 года

Конституция СССР 1977 года - конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно не изменила государственного строя - наряду с КПСС , ВЛКСМ , ВЦСПС , ВСК , ВЦСПО , КСЖ , творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов (при этом более полно деятельность трудовых коллективов была описана в законе "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" принятом в 1983 году), из менее значимых изменений - переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов и увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, советов народных депутатов до 2 с половиной лет. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма». Редакция конституции от 1988 года заменила Верховный Совет СССР, Съездом Народных Депутатов число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться, между съездами народных депутатов действовал орган который получал название "Верховный Совет СССР" и состоял из двух палат - Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий Прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Местные Исполнительные Комитеты упразднялись а полномочия их переходили к председателям местных советов народных депутатов, при совете народных депутатов могли образовывать малые советы. Этими же поправками создавался Комитет Конституционного Надзора СССР. Редакция 1990 года вводила должность Президента СССР и глав местных администраций.

Почтовый блок, посвящённый принятию новой конституции. Почта СССР, 1977 г.

История

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году , когда 25 апреля того года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначен Н. С. Хрущёв .

15 марта 1990 года из преамбулы было исключено упоминание о том, что в процессе развития общества возросла «руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа», что было связано с легализацией многопартийной системы.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система . Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией .

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV - «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом, согласно статье 96 , был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР - до 21 года (ранее - 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти - Верховном Совете и Совете Министров СССР . В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году .

Эволюция конституции

За время действия Конституции поправки в неё вносились 6 раз.

Конституция об образовании

Статья 45 говорит о бесплатности всех видов образования, «развитии заочного и вечернего образования», «предоставлении государственных стипендий и льгот учащимся и студентам», «бесплатной выдаче школьных учебников» и «создании условий для самообразования» (в конституции 1936 года всего этого не было).

В то время как в конституции 1936 года говорилось об «обучении в школах на родном языке» (ст. 121), конституция 1977 года говорит о «возможности обучения в школе на родном языке» (ст. 45) - это отражает широко распространённую практику того, что многие родители предпочитали отправлять детей в русскоязычные школы, а не в национальные.

Другие нововведения

По сравнению с конституцией 1936 г. появились, в частности, такие статьи:

Поддержка Брежневской конституции

Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.

Критика Брежневской конституции

На стадии обсуждения проект Брежневской Конституции подвергался серьёзной критике , но в эпоху застоя только поддержка законопроекта попадала в официальную печать, а критика распространялась в самиздате .

Галерея

См. также

  • Конституция Российской Федерации 1993 года

Ссылки

  • Научный коммунизм: Словарь (1983) / Конституция развитого социализма

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституция СССР 1977 года" в других словарях:

    - (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание 1… … Википедия

    Конституция СССР 1924 года первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата,… … Википедия

    Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года, была основным законом СССР, приближающим закон к правовой практике той эпохи. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую… … Википедия

Люди старшего поколения помнят о том, какое огромное влияние на все стороны жизни страны оказала перестройка, объявленная во второй половине 80-х годов М. С. Горбачёвым. Однако без внесения коренных изменений в Конституцию 6-я статья, которой закрепляла однопартийную систему политического устройства государства, все демократические преобразования воспринимались лишь, как временные явления, выражавшие собой очередной «изгиб генеральной линии партии». Именно поэтому отмена 6 статьи Конституции СССР явилась своего рода Рубиконом, отделившим изжившую себя советскую систему от новой государственной формы, основанной на принципах демократии.

Откуда взялась пресловутая 6 статья?

Весьма показательным для своего времени событием стала сессия Верховного Совета СССР, состоявшаяся в начале октября 1977 года. На ней была принята очередная редакция Конституции СССР, получившая в народе название «брежневской». Как и все предыдущие редакции Основного закона страны, этот документ гарантировал (а на деле - лишь декларировал) её гражданам возможность пользоваться многочисленными правами и свободами. Носителем верховной власти, как и прежде, объявлялся двухпалатный Верховный Совет, члены которого избирались съездом депутатов.

Основной же отличительной чертой новой Конституции СССР 1977 года стала появившаяся в ней 6 статья, в соответствии с которой Коммунистическая партия объявлялась единственной законной политической силой. Таким образом отвергалась всякая возможность появления оппозиции и проведения альтернативных выборов. Фактически подобная система сложилась ещё в 20-е годы и стала характерной чертой советского режима, но лишь «Брежневская» Конституция подвела под неё юридическую базу, утверждённую на самом высоком законодательном уровне.

Новые политические веяния

Отмена 6 статьи Конституции СССР явилась закономерным итогом процессов, происходивших в обществе на протяжении всех предыдущих лет. Когда же весной 1985 года к власти в стране пришёл М. С. Горбачёв, ставший образцом партийного руководителя нового типа, способного адекватно реагировать на изменение исторических реалий, появилась ощутимая возможность избавиться от закона, во многом препятствовавшего развитию всех областей жизни общества.

Объявленная им перестройка охватила прежде всего политическую сферу общественной жизни. Достаточно вспомнить масштаб, который приняли в те годы действия судебных органов по реабилитации жертв сталинских репрессий. Несомненным доказательством грядущих перемен стали дискуссии, касавшиеся ранее закрытых для обсуждения тем и неожиданно развернувшиеся на страницах газет и журналов, а также полемика по самым насущным вопросам современности, охватившая все слои общества. Эти и многие подобные им явления жизни тех лет внушали надежду, что власть готова к серьёзным изменениям.

Работа I Съезда народных избранников

Знаковый характер в те годы приобрела попытка разделения полномочий между партийными и советскими органами. Для решения этого насущного вопроса весной 1989 года был созван I Съезд народных депутатов, участники которого, впервые за долгие десятилетия, избирались на альтернативной основе.

Именно на нём с невероятной остротой развернулась борьба за отмену или, как предлагали некоторые участники съезда, внесение определённых изменений в 6 статью Конституции, создававших возможность для участия других партий в политической жизни страны. Помимо консервативно настроенной части депутатов, составлявших в тот момент большинство, в процессе прений чётко обозначились два направления сторонников предстоящей перестройки.

Плюрализм мнений депутатов

Одно из таких направлений ─ достаточно умеренное, возглавил М. С. Горбачёв, а другое, члены которой требовали принятия более радикальных мер, составили депутаты, объединившиеся в Межрегиональную депутатскую группу. Её лидерами стали: видный диссидент, лауреат Нобелевской премии академик Андрей Дмитриевич Сахаров, а также близкие ему по духу политики Виктор Пальм, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев и будущий президент России Борис Ельцин.

Эти люди во многом являлись выразителями оппозиционных настроений, охвативших страну в тот период. С трибуны съезда они озвучили волю большинства её жителей, сознававших всю бесперспективность политической системы, построенной на давно изжившем себя марксистско-ленинском учении.

Значение I Съезда народных депутутов

Не только принятые в ходе заседаний документы, но и та обстановка, в которой проходило обсуждение вынесенных на повестку дня вопросов, существенно повлияли на всю картину политической жизни страны конца 80-х и начала 90-х годов. Именно этот съезд принято считать началом распада коммунистической империи и переходом к строительству демократического общества.

Историческое значение съезда определяется также тем, что с его трибуны впервые открыто прозвучало требование об отмене 6 статьи Конституции СССР. Обосновывалось оно многими объективными факторами, свидетельствовавшими о необходимости коренных перемен во внутренней и внешней политике государства.

В тот год подходила к завершению очередная пятилетка, реальные итоги которой наглядно демонстрировали катастрофическое снижение производства во всех областях народного хозяйства. В то же время стала очевидной необратимость развала социалистического лагеря. Усугублялась же обстановка стремлением некоторых союзных республик (особенно прибалтийских) выйти из состава СССР.

Требования, выдвинутые академиком Сахаровым

Как уже говорилось выше, в работе съезда принимала участие Межрегиональная оппозиционная группа, одним из лидеров которой, был А. Д. Сахаров. Именно он озвучил требование своих единомышленников об отмене пресловутой 6-й статьи, обрекавшей страну на политический, экономический и духовный застой.

Кроме того, Андрей Дмитриевич заявил о важности внесения многих других изменений в жизнь общества. Наряду с выдвижением требования о лишении Коммунистической партии монополии на власть, он указывал на необходимость установления системы политического плюрализма, перевода экономики на рыночную основу, а также деидеологизации управления государством.

Начало демократического процесса

Заметим попутно, что в последующий период основными выразителями взглядов радикально настроенных политиков стали такие печатные издания, как журнал «Огонёк», а также газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец» и «Московские новости». Своими публикациями они значительно ускорили ход демократических преобразований, охвативших страну.

Высказывания академика Сахарова, необычайно смелые для того времени, вызвали негативную реакцию у большинства депутатов, не способных ещё вырваться за рамки привычных стереотипов, но начало процессу было положено, а последующие события послужили почвой для его развития.

Продолжение дискуссий

Следующий II Съезд Советов состоялся в середине декабря того же года, и политическая ситуация на нём приняла ещё более обострённый характер. Ещё за несколько дней до его начала члены Межрегиональной депутатской группы, обратились к населению страны с призывом начать всеобщую политическую забастовку, основным требованием которой должна была стать отмена пресловутой 6 статьи.

Ещё до начала пленарных заседаний главной темой, обсуждаемой в кулуарах, стал вопрос о 6 статье Конституции.

Однако, как и в период мартовского созыва, большинство депутатов было не готово пойти на столь радикальные меры. Несмотря на все усилия оппозиции, эта, главная на тот момент проблема, не получила своего отражения в повестке дня. Существенную роль в этом сыграла позиция М. С. Горбачёва, старавшегося всеми силами увести депутатов от обсуждения щекотливого вопроса.

Это вынудило руководителя Межрегиональной группы Андрея Дмитриевича Сахарова указать участникам съезда на опасность занимаемой ими позиции, поскольку она могла спровоцировать массовые протестные акции среди населения страны, что само по себе было чревато непредсказуемыми последствиями.

Обострение политической обстановки в стране

Он оказался абсолютно прав, и первая такая всенародная манифестация состоялась в феврале 1990 года, буквально через два месяца после его смерти. В тот день более 200 тыс. москвичей вышли на улицы столицы с требованием отмены 6 статьи Конституции СССР, что со всей очевидностью показало недопустимость дальнейшего игнорирования настроений масс.

Обстановка в стране продолжала обостряться, с каждым днём властям было всё труднее сдерживать народные массы, в подавляющем большинстве находившиеся под влиянием радикальных политиков самого различного толка. Это вынудило партийное руководство к созыву расширенного пленума ЦК КПСС 1990 года. Он начал свою работу 5 февраля, на следующий день после упомянутой выше 200-тысячной манифестации граждан.

Конец монополии на власть

На нём глава коммунистов М. С. Горбачёв выступил с компромиссным вариантом решения создавшейся проблемы. Им было внесено предложение об учреждении поста президента СССР с одновременной отменой ненавистной народу статьи Конституции. Как свидетельствовали потом сами участники того исторического пленума, большинство из них крайне негативно отнеслось к подобной идее, но партийная дисциплина, укоренившаяся в их сознании за долгие годы, не позволила идти против курса, предложенного генеральным секретарём, и все послушно подняли руки в знак одобрения. Так, решение об отмене статьи 6 (о руководящей роли КПСС) было принято самим же партийным руководством, что положило конец его же многолетней монополии на власть.

Внесение изменений в Основной закон

Однако решением пленума ЦК КПСС вопрос полностью не исчерпывался, и работа в этом направлении была продолжена на внеочередном III Съезде народных депутатов, состоявшемся в марте 1990 года. Отмена 6 статьи Конституции СССР получила на нём своё юридическое обоснование, которым явилось внесение соответствующих поправок в текст Основного закона.

Ещё одним важным законодательным актом, принятым на III Съезде народных депутатов, была ликвидация Совета Министров СССР ─ органа, являвшегося атрибутом уходившей в прошлое формы государственного правления. Взамен его при Президенте страны был учреждён Кабинет министров, организованный по западноевропейскому образцу и в большей степени соответствующий современным историческим реалиям.

Отмена закона, предоставлявшего КПСС монополию на власть, легализировала считавшиеся прежде незаконными политические партии и послужила импульсом для создания новых. В тот период наиболее влиятельными были политические организации демократической ориентации, такие как Демократическая партия России, Народная, Крестьянская, Аграрная. Не будет преувеличением сказать, что с этого момента страна вступила в новый этап своей истории.

Что же принесли гражданам страны решения внеочередного съезда, заседания которого прошли на этот раз без какой-либо существенной полемики? Согласно документу, принятому 14 марта, партия коммунистов потеряла статус единственной «руководящей и направляющей силы» общества, которым она обладала согласно Конституции СССР 1977 года.

Её руководитель М. С. Горбачёв, занимавший в то время пост генерального секретаря ЦК КПСС, стал первым Президентом страны, которая, кстати сказать, продолжала разваливаться, несмотря ни на какие административные меры. Время показало, что борьба за отмену 6 статьи Конституции СССР, столь блестяще выигранная оппозицией, послужила не стабилизации обстановки в стране, а лишь обострению создавшегося кризиса. При всей порочности однопартийной системы, она, как оказалось, была единственным связующим звеном многомиллионного государства, упразднение которого сделало необратимым процесс его распада.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

КОНСТИТУЦИЯ

(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

(с изм. и доп., внесенными Законами СССР

от 24.06.1981 - Ведомости ВС СССР, 1981, N 26, ст. 838;

от 01.12.1988 - Ведомости ВС СССР, 1988, N 49, ст. 727;

от 20.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 28, ст. 538;

от 20.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 28, ст. 540;

от 23.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 29, ст. 574;

от 14.03.1990 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, N 12, ст. 189)

Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство - государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма. Начался всемирно - исторический поворот человечества от капитализма к социализму.

Одержав победу в гражданской войне, отразив империалистическую интервенцию, Советская власть осуществила глубочайшие социально - экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой. Объединение советских республик в Союз ССР преумножило силы и возможности народов страны в строительстве социализма. Утвердились общественная собственность на средства производства, подлинная демократия для трудящихся масс. Впервые в истории человечества было создано социалистическое общество.

Ярким проявлением силы социализма стал немеркнущий подвиг советского народа, его Вооруженных Сил, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне. Эта победа укрепила авторитет и международные позиции СССР, открыла новые благоприятные возможности для роста сил социализма, национального освобождения, демократии и мира во всем мире.

Продолжая свою созидательную деятельность, трудящиеся Советского Союза обеспечили быстрое и всестороннее развитие страны, совершенствование социалистического строя. Упрочились союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, дружба наций и народностей СССР. Сложилось социально - политическое и идейное единство советского общества, ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным.

В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ.

Это - общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.

Развитое социалистическое общество - закономерный этап на пути к коммунизму.

Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально - технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.