Сщмч антипа пергамский. Какое чудо произошло. Краткое житие священномученика Антипы, епископа Пергамского

Священномученик Антипа - ученик святого апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54 - 68).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

"И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" (Откр.2:12-13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Священномученик Антипа Пергамский

Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув (+ ок. 68).

Священномученик Антипа Пергамский

Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

***

Молитва священномученику Антипе епископу Пергамскому . Принял мученическую смерть одним из первых в гонение императора Домициана. О святителе Антипе, епископе Пергамском, упоминает в Апокалипсисе апостол Иоанн Богослов (Откр. 2:13). Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. При этом народом примечено, что молитвы к священномученику Антипе особенно помогают при сильных зубных болях.

Священномученик Антипа жил в век апостольский, когда Римской империей управлял Домициан. Этот император, отличавшийся насилиями и расточительностью, был заклятым врагом христианства. Тотчас по вступлении на престол, в 81 году, он поднял гонение на христиан и своей жестокостью удивлял даже современников. В это время сослан был на остров Патмос Иоанн Богослов . В откровении, бывшем ему в заточении, возлюбленный ученик Господа услышал об Антипе, епископе малоазийского города Пергама, такие слова: «И ангелу Пергамской церкви, напиши: знаю твои дела и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Апок. 2:12-13).

Вот как рассказывает предание об этой мученической смерти. Бесы, поселившиеся в пергамских идолах, не могли оставаться в Пергаме, этом жилище сатаны, по выражению праведных слов Откровения, потому что там ярко горел светильник Христов - Антипа. Они стали являться во время сна к жрецам языческим и, как бы от лица идолов, говорили: «Мы не вкушаем ваших жертв, не обоняем запаха и дыма жертвенного, потому что изгнаны из города защитником христиан Антипою».

Когда жрецы передали о бывшем им видении народу, все возгорелись яростью на святителя Христова. Его схватили и повлекли на место, где, обыкновенно, приносимы были жертвы идолам. «Ты ли тот дерзкий Антипа, - обратился к нему военачальник Пергама, - который не только сам не слушаешь приказаний императора, но и других научаешь не слушаться? Зачем ты отвергаешь жертвы богам? Мы боимся, чтобы не постигло нас какое-нибудь несчастье, потому что боги оставили город и перестали охранять его. Тебе же советую перестать упражняться в волшебстве христианском. Если не согласишься, знай, что, по римскому закону, будешь подвергнут страшным мучениям».

Антипа кротко отвечал: «Я - христианин, и приказаниям императора, безумным и нечестивым, подчиняться не желаю. Если боги, которых вы называете владыками вселенной, боятся смертного человека и бегут от него, оставляя целый город на произвол случая, почему вы считаете их защитниками? И если сами они признаются, что побеждаются одним человеком, то как могут избавлять от бедствий весь род человеческий? Оставьте пагубное неверие - уверуйте в Иисуса Христа, Сына Божия. Он воистину Спаситель и в конце веков придет судить всех».

Эти слова Антипы, сказанные с силою убеждения, не подействовали на военачальника, не смягчили его души. Он снова стал хулить христианское учение. На это святой горячо отвечал: «Я не отступлю от веры в Господа ради окаянной и безчестной жизни. Ведь у вас нет ни одного бога, который бы существовал от вечности. Какая польза от них - сами будучи гнусными и мерзкими, они сделались виновниками худой жизни многих людей... Вечным огнем будете казнены и неусыпающий червь будет терзать вас, если не покаетесь...» Так Антипа изобличал язычников и наставлял их в учении христианском.

Жители Пергама, придя в ярость, схватили святого и повлекли к храму богини Артемиды. Около него находился медный вол, пустой внутри и с отверстием в спине, - этого вола раскалили и бросили в него Антипу. Пожираемый пламенем, священномученик, возводя очи к небу, молился: «Боже, явивший нам сокровенную от веков тайну Господа Иисуса Христа, благодарю Тебя! Ты спасаешь уповающих на Тя и меня в этот час сподобил быть мучеником за имя Твое святое. Приими же дух мой!» Так воспевал хвалу Богу святой мученик; молился он еще и о всем мире. В своих страданиях святой Антипа просил у Бога даровать ему особую благодать врачевать страдающих зубною болезнью. Наконец праведник предал Богу свою чистую душу. Благочестивые христиане, взяв святые мощи епископа, с честью погребли их в городе Пергаме.

Боль номер один

Ты, завладев моей скулой,

Пронзаешь десны мне иглой,

Сверлишь сверлом, пилишь пилой

Без остановки.

Мечусь истерзанный и злой,

Как в мышеловке.

Такую клиническую картину описал в знаменитой «Оде к зубной боли» шотландский поэт Роберт Бернс. Леденящие душу метафоры отнюдь не удивляют, ведь в старину говорили: самая страшная боль – зубная (за ней, кстати, шла головная боль, а на третьем месте стояла… ревность).

Боль – это своеобразный защитный механизм, призванный предупреждать нас о грядущей опасности. Зубная боль – не исключение: она сигнализирует о серьезных проблемах, и чем боль сильнее, тем быстрее нужно бежать за помощью к стоматологу. Но что делать, если терпеть уже невмоготу, а до врача в ближайшее время никак не добраться? Такие ситуации порой случаются в дороге, в походе, на даче, в зарубежной поездке… Как экстренная мера верующих спасает старая добрая молитва – в данном случае священномученику Антипе, епископу Пергамскому, небесному покровителю стоматологов и их пациентов. Этот святой испокон веков помогает тем, кто страдает от болезней зубов и десен.

Святой епископ из Пергама

Наверное, кто-то удивится, узнав, что святые мученики были такими же людьми, как и каждый из нас, только свою земную жизнь они прожили по-особенному. Их пример в нашей памяти – это и утешение, и поддержка, и помощь, особенно в таких ситуациях, с которыми самостоятельно нам справиться не дано. Молитва перед иконой священномученика Антипы, как и перед образом любого другого святого, будет тем эффективнее, чем больше мы будем знать о его земной жизни.

Священномученник Антипа, один из учеников святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова, возглавлял епископскую кафедру в малазийском городе Пергаме. По многочисленным сведениям, Антипа Пергамский жил при императоре Нероне, по другим предположениям – в годы правления императора Домициана. Это было соответственно в середине и конце I века нашей эры, в тяжелые для христиан времена, когда злодеяния римских императоров приводили в ужас даже их сограждан-язычников. Именно в период царствования Нерона были казнены апостолы Петр и Павел, а по приказу Домициана после жестоких пыток сослан на остров Патмос святой Иоанн Богослов.

Древний Пергам, основанный эллинами в XII веке до Р.Х., располагался на территории нынешней Турции; его руины сохранились на северо-западе современного города Бергама, в 26 километрах от Эгейского моря. Во времена святого Антипы этот город был третьим по величине после таких столпов античного мира как Рим и Александрия. Пергам славился дворцовой и храмовой архитектурой, музеем скульптуры, научными школами, библиотекой, крупнейшим комплексом театрального искусства. В библиотеке Пергама – признанного центра медицинской науки – хранилось множество рукописей по врачеванию. Лечебницу, возведенную за стенами города, украшала многообещающая надпись: «Во имя богов, смерти вход запрещен».

Епископ Пергамский, обладавший недюжинной верой и любовью к Господу, основал христианскую общину в городе с преимущественно языческим населением. Пламенные проповеди и личный пример святого Антипы привлекали в общину множество новых последователей Христа, несмотря на усилившиеся гонения. Постепенно праведнику удалось добиться того, что жители Пергама перестали приносить жертвы идолам. Священномученика обвинили в чародействе и потребовали прекратить проповедовать христианство. Святой Антипа кротко, но твердо ответил, что не станет служить богам-бесам, которые не выносят присутствия смертного человека, и призвал градоначальника и весь народ уверовать в Иисуса Христа.

Разъяренные жрецы доставили Антипу в храм Артемиды и бросили его внутрь раскаленного медного вола, где обычно приносили жертвы богине. Объятый пламенем священномученик громко молился, а потом спокойно отошел к Господу, как будто уснул. Ночью христиане с почестями предали земле святые мощи Антипы, и от них истекло миро, исцелявшее все болезни. С тех пор верующие неизменно получают утешение от священномученика Антипы Пергамского.

Общество православных стоматологов

Святой Антипа весьма почитаем в христианском мире. В V веке над его гробницей в Пергаме был возведен храм, а в IX веке во имя священномученика построили храм в Константинополе. Чудотворные мощи небесного покровителя дантистов ныне хранятся на греческом острове Патмос, в монастыре святого апостола Иоанна Богослова.

И на Руси с давних времен с большим почитанием относились к священномученику Антипе. Сам Иван Грозный в числе родовых святынь хранил окованный серебром зуб святого «Онтипия Великого». Согласно сказаниям, первый государь всея Руси венчался с одной из своих жен в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе, который уже без малого 500 лет стоит недалеко от Московского Кремля.

В далеком XVI веке на месте современного Колымажного переулка построили деревянную церковь для царских конюхов, которую водители «высочайших» экипажей, телег и прочих колымаг вскоре заменили на каменную. Немалую лепту в то строительство, вероятно, внесли и знатные дворяне Скуратовы, чья усадьба соседствовала с церковью с восточной стороны.

История храма на Колымажном дворе связана со многими славными именами Российской державы. Царь Алексей Михайлович нередко заходил на богомолье «к Антипию», а однажды даже положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» – по обычаю к иконе святого Антипы приносили подвески с изображением зуба или пробитые насквозь мелкие монеты, которые перед этим некоторое время держали на больных зубах. В разное время прихожанами Антипьевской церкви были владельцы дворянских усадеб близлежащего Москворечья: Лопухины, Апраксины, Оболенские, а в начале XX века в приходе храма жил известный художник Валентин Серов.

В храме два придела. Основной освящен во имя священномученика Антипы, малый – во имя святого Григория Декаполита. В XVIII веке появились новые приделы – святого Николая Чудотворца, великомученицы Екатерины и Рождества Иоанна Предтечи. Огромное по тем временам здание Музея изящных искусств императора Александра III, ныне Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, выросшее поблизости в 1912 году, еще больше подчеркнуло красоту и изящество небольшой по размерам церкви.

В 1929 году храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был закрыт, но в отличие от многих других островков Православия в Москве и России не был разрушен. Сначала здание использовали в качестве жилья для слушателей курсов Ассоциации художников революции, затем – как подсобное помещение ГМИИ им. А.С. Пушкина. Лишь спустя 76 лет, 25 февраля 2005 года, состоялось долгожданное возвращение Антипьевского храма Русской Православной Церкви.

В 2006 году приход храма священномученика Антипы на Колымажном дворе и Стоматологическая Ассоциация России (СТАР) заключили соглашение о сотрудничестве, а в 2007 году по инициативе Ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы и по благословению настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина было основано Общество православных стоматологов столицы.

Священномученик Антипа Пергамский

Молитва

О, преславный священномученик Антипа, скорый помощник христианам в болезнях! Верую от всей души и помышления, яко дан тебе от Господа дар болящих исцелять, недужных врачевать и расслабленных укреплять. Ради этого к тебе, как благодатному врачу болезней, я немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюсь: твоим предстательством у Царя Небесного испроси мне, болящему, исцеление от удручающей меня зубной болезни. Если недостоин я тебя, благостнейшего отца и приснаго заступника моего, просить, но ты, как подражатель человеколюбия Божия, сотвори меня достойным твоего заступления через мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй мне здравие и спасение, и во всем благое поспешение, да такое тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюсь со всеми святыми славить всесвятое имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Ирина Лазарева,

В царствование императора Домициана открылось великое гонение на христиан, и ко всем князьям и правителям были разосланы указы, чтобы христиане беспрекословно повиновались царским велениям, приняли языческую веру и поклонились идолам. Тогда явилось множество верных, небоязненно исповедывавших слово Божие, и открылось великое мужество мучеников, подвизавшихся за Христа Спасителя. В это время был заточен на остров Патмос и великий Апостол, святой Иоанн Богослов, - сей столп Церкви, основание христианской истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына Божия. На Патмосе в откровении среди семи светильников явился ему Господь, и повелел написать семи Ангелам, т.е. епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом Господь воспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее повествование. Сказал Господь Своему ученику "знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" (Откр.2:13).

Ибо святой Антипа был епископом Пергамской церкви. Из этих слов откровения Иоаннова видно, каков верный свидетель Христов был Антипа и каковы были жители города Пергама, который был жилищем сатаны. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в грязи или, лучше сказать, в огненной печи по написанному: "испытал их как золото в горниле" (Прем.Сол.3:6).

Там и закон природы не соблюдался и не было никакой рассудительности, но каждый мстил за себя и сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и праведным, кто бил или умерщвлял христиан. И когда неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменивши естество человеческое на Ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов.

Пренебрегая угрозами мучителей он часто выходил в народ, и среди него сиял, как заря, и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения. Поэтому бесы (которых эллины считали за богов) все бежали оттуда, и ни один из них не смел пребывать в городе Пергаме, в коем жил святой Антипа. Бесы являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что они уже не вкушают жертв их и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан. Тогда эллины разгневались и устремились на Антипу и, схвативши его, повлекли на то место, где они обыкновенно приносили свои скверные жертвы. И сказал ему правитель:

Ты ли тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений и других учит тому же, и так препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из за тебя боги оставили наш город, и есть опасность, как бы какая беда не постигла его, так как они не захотят более охранять его. Довольно тебе коснеть в христианском волшебстве; теперь покайся и подчинись нашим законам, чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас попечение и охранять нас. А если не захочешь этого сделать, и не отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочитание, то по римскому закону подвергнешься достойному наказанию.

Святой Антипа ответил на это:

Одно знай, правитель, что я - христианин и повиноваться безумному и нечестивому повелению царя отнюдь не желаю. Но так как на твои вопросы следует дать приличный ответ, то выслушай меня. Если ваши боги, которых вы называете владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят, смертным человеком, и если те, которых вы считаете за своих защитников и заступников, сами ищут вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое заблуждение. Если они не могут наказать за причиненное им оскорбление и признают себя побежденными от одного человека, то каким образом могут избавить от беды весь род человеческий или хотя один город? Приняв сие во внимание, вы должны хотя теперь отстать от пагубного своего заблуждения и уверовать во Христа, сошедшего с небес спасти род человеческий. Сей Христос в скончании веков воистину придет Судия всех и воздать каждому по делам его или муку, или почесть.

После такого благоразумного ответа, правитель опять начал говорить святому Антипе:

Вы повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и пренебрегли богопочитание древнее, которое мы изначала приняли от предков наших и которое от них по наследству дошло до нас. Не хорошо отступать от обычаев праотцев наших, ибо старое лучше нового, и благонадежнее, и большей похвалы достойно то, что утверждено древностью времени. Поэтому и ты должен переменить свое верование и не следовать Человеку, Который явился в недавнее время и некоторыми волхвованиями смутил жизнь человеческую, и был распят при Понтии Пилате. Итак подчинись царским повелениям, и будешь жить с нами безбедно, и мы будем во всем помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью; ибо старость твоя достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, как отца.

На это святой Антипа ответил:

Хотя бы ты и бесчисленные доводы представлял мне, я не буду настолько безумен и бессмыслен, чтобы, достигши глубокой старости и приближаясь к смерти, переменить свою веру и ради сей несчастной и бесчестной жизни отступить от утвержденного исповедания веры. Итак не прельщай ума моего, постоянно упражняющегося в чтении божественных книг. Ибо сначала не было ни одного из богов ваших; они явились впоследствии и никакого добра не сделали и пользы от них нам никакой не произошло; но как сами они были гнусные и негодные, то так же и для других сделались виновниками злой и любострастной жизни. А если нужно хранить древние недобрые установление, то следует подражать и Каину братоубийце. Почему вы не последуете тем, которые хотели взойти на небо и не постыдились кровосмешения с своими сестрами, за что они и были истреблены потопом? Если и вы будете подражать беззакониям их ради их древности, то уже не водою, а огнем вечным и червем неусыпающим наказаны будете, если не покаетесь.

После сих слов нечестивые схватили святого мужа и повлекли к храму Артемиды, где находился медный вол: раскалив сего вола, они бросили в него святого мученика. Он же, сотворив крестное знамение, молился Богу, взывая:

Боже, явивший нам сокровенную от века тайну Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ты открыл нам недоведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя за все благодеяния Твои, - за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и сподобил меня чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников, пострадавших за имя святое Твое. Приими дух мой, отходящий ныне от жизни сей, и дай мне обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, - и не только меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай участниками милости Твоей, да всеми славится имя Твое святое во веки. Аминь.

Сими и подобными словами долго молился святой Антипа, мучимый в раскаленном воле. Потом, сотворив молитву и обо всем мире, он предал дух в руки Божии, как бы уснув сладким сном, и восшел на небо, украшенный славным мученическим венцем. Благочестивые мужи взяли святые мощи его и с честью похоронили их в том же городе Пергаме, и истекло от них миро, исцеляющее всякие болезни человеческие во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

Честная глава свещенномученика Антипы хранится в монастыре Панахранду на острове Андрос (Греция)

Пергам, основанный в XII веке до нашей эры эллинами, располагался на территории нынешней Турции, его руины сохранились на северо-западе города Бергама, который теперь находится в 26 километрах от Эгейского моря.

Во времена святого мученика Антипы, епископа Пергамского, который основал в Пергаме христианскую общину, население города было преимущественно языческим. Это были суровые для христиан времена – в середине I века после Рождества Христова в Риме правил император Нерон, чья жестокость приводила в ужас и отчаяние даже его сограждан языческой веры, ибо его злодеяния, развратный образ жизни, разбойные действия против жителей Рима, в том числе высокого происхождения, не имели границ. Ближе к концу своего царствования, которое, кстати сказать, закончилось постыдно и бесславно, он начал массовые истребления христиан, подавая жестокий пример своим наместникам-вассалам, стремившимся в первую очередь уничтожить первых пастырей, – именно при Нероне были умерщвлены апостолы Петр и Павел.

А святой епископ Антипа Пергамский обладал такой чистотой и силой веры, такой любовью ко Господу, что бесы не выносили его присутствия. О том, как возлюблен был Богом Антипа, в то время, о котором повествуется, уже глубокий старец, есть свидетельство в Откровении Иоанна Богослова, посланном апостолу Господом во время ссылки святого Иоанна-евангелиста на Патмос 1 , где он пребывал в одной из пещер острова. Там апостол Иоанн, любимый Господень ученик, услышал в словах Откровения о мученической гибели епископа Пергамского, где тот был назван «верным Его свидетелем» (Откр. 2:12-13).

В Пергаме того времени было множество храмов, где находились языческие капища с идолами. В видениях, приходивших к жрецам идолов, в которых обитали бесы, принимаемые язычниками за их богов, те нашептывали им, что из-за присутствия в Пергаме Антипы, действия его проповеди они не могут ни вкусить от жертв, приносимых им в поклонение, ни почувствовать запахов жертвенного дыма. И даже говорили, что вынуждены вообще покинуть пергамские капища – так досаждал им светоч христианской веры. Опасаясь, что языческая вера окончательно пошатнется, жрецы явились к военному правителю Пергама и рассказали ему о посетивших их видениях. Впрочем, не исключено, что ими руководили и другие помышления: в Пергаме была основана школа бога врачевания Эскулапа и существовал его храм – Асклепиум, с капищем, посвященным ему, символом которого была живая змея. Жрецы лечили приходящих средствами, которые якобы открывал им сам Эскулап, умывали их водой из родника, протекающего рядом, но не всегда врачевание давало нужный результат.

Поскольку после упокоения святого Антипы от его гробницы происходили чудесные исцеления, некоторые его жизнеописатели предполагают, что он обладал даром исцеления и при жизни, что вполне логично, исходя из свидетельства о его чудесной способности изгонять слуг врага человеческого. Дар же исцеления недугующих, дарованный Господом святым Его, всегда приносил добрые плоды в самых тяжелых, смертельных случаях. И, конечно же, не исключено, что святой Антипа имел и при жизни такой дар и исцелял тех, кто приходил к нему, и чудесные выздоровления наглядно свидетельствовали о Христе как о Боге истинном, что отнимало прихожан у служителей Эскулапа и обращало души и умы жителей Пергама к христианской вере.

Так или иначе, но и во времена усиления гонений на христиан община епископа Пергамского пополнялась благодаря его сердечным и искренним проповедям, здесь совершались таинства Крещения и Причастия и все более укреплялась истинная Вера.

И вот, как было сказано, жрецы рассказали обо всем, что слышали в видениях, и правителю Пергама, и всему народу. Язычники, лишенные возможности приносить жертвы своим богам, схватили святого Антипу и привели его к начальнику города, который обвинил святого в волшебстве, в том, что он лишает жителей Пергама, исповедующих язычество, защиты со стороны их идолов, и пригрозил старцу мучениями. Ответ святого был кротким, но твердым: он сказал, что как христианин не станет подчиняться языческому нечестию, и спросил у правителя, как могут такие «всесильные» боги бежать от лица простого человека, оставляя целый город на произвол судьбы? А затем призвал и военачальника, и весь народ оставить язычество и уверовать во Христа – единственного Спасителя.

Эти искренние и мудрые слова не достигли души жестокосердного правителя. Он вновь стал требовать отказа святого от его преданности Господу и принятия им языческих традиций, на что святой снова отвечал неколебимым отказом и обличал языческих богов и все пороки, от них приходящие, призывая принять Христово вероучение.

Но все его доводы не находили отклик в сердцах ослепленной яростью толпы языческого Пергама. Среди многих храмов в городе был храм Артемиды, около него находился пустотелый медный вол, в спине которого было отверстие. Под брюхом вола разжигали огонь, медь быстро раскалялась, и в воловье чрево бросали жертвоприношения богине. Вола раскалили и бросили внутрь святого Антипу, но в этом жаре он благодарил Господа за то, что Он сподобил его мученичества во славу Божию, молился о том, чтобы Господь принял его дух, и еще – обо всём мире и об укреплении веры всех христиан. А помолившись, святой епископ Антипа Пергамский отошел к Господу, Которому честно и самоотверженно служил, любя Его всем сердцем больше жизни, как бы уснув спокойным сном.

Когда же мучители святого разошлись, то христиане с почестями погребли мощи святого в Пергаме, в месте их христианских собраний. И священные останки начали источать благоуханное миро, от которого происходили многие исцеления.

По одним данным, более многочисленным, святой Антипа Пергамский почил в 68 году от Рождества Христова при императоре Нероне, по другим предположениям – это случилось позже, в 81 году, когда царствовал император Домициан, заточивший в 95 году на Патмосе Иоанна Богослова.

Священномученик Антипа, епископ Пергамский, весьма почитаем в христианском мире. Над его гробницей в V веке в Пергаме был выстроен храм. Медного вола, в котором святой был замучен, перевезли в Константинополь. В IX веке в Константинополе возвели храм во имя святого Антипы. Поскольку имя святого тесно связано Господним словом с именем Иоанна Богослова, святой Антипа Пергамский был особенно почитаем и в церкви, возведенной в честь святого апостола-евангелиста.

Ныне на острове Патмос, рядом с пещерой, в которой Иоанн Богослов получил Откровение от Господа, находится древняя обитель в честь апостола, где среди других святынь хранится глава святого Антипы.

Во времена Ивана Грозного – и ранее того – святой Антипа Пергамский был весьма почитаем на Руси. Сам царь Иван Васильевич хранил в числе родовых святынь окованный серебром зуб святого Антипия – «Онтипия Великого».

А сейчас в Москве в Колымажном переулке, рядом с ГМИИ им. А.С. Пушкина стоит красивая светлая церковь – храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе, иначе – Антипьевская церковь.

События из истории храма сщмч. Антипы в Колымажном переулке



Это место находится в Москве недалеко от Кремля, и в XVI веке здесь на Колымажном дворе для царских конюхов была выстроена деревянная церковь, которую они – люди не бедные! – вскоре заменили на каменную. Поскольку с восточной стороны церковь соседствовала с усадьбой Скуратовых, предполагается, что и они внесли в её строительство немалую лепту.

Архитектура храма необычна – в ней два алтаря: большой, освященный в честь священномученика Антипы, и малый, который имеет отдельную глухую главку 2 – в честь святого Григория Декаполита 3 . Говорят, что в этом храме Иоанн Грозный венчался с одной из своих жен, но серьезных исторических свидетельств тому пока не найдено.

В храм, посвященный святому Антипе, приезжал мучимый зубной болью люд со всей столицы и ее окрестностей. Ему молились об исцелении и от других болезней москвичи всех сословий. Поскольку Кремль и Патриарший двор были совсем рядом, отпевания нередко здесь совершал сам патриарх.

История храма связана со многими славными именами Российской державы. За время ее дореволюционного существования в разное время прихожанами Антипьевской церкви были владельцы дворянских усадеб Москворечья, расположенных вблизи нее: Апраксины, Лопухины, Оболенские. В первые годы прошлого века в приходе Антипьевской церкви жил Валентин Александрович Серов – крупный живописец и график, известный мастер портрета.

Архитектурный облик храма не остался неизменным: в XVIII веке к нему постепенно пристроили новые приделы – святого Николая Чудотворца, затем великомученицы Екатерины и Рождества Иоанна Предтечи.
Когда рядом началось строительство Музея изящных искусств – ныне ГМИИ имени А.С. Пушкина, его большое и тяжелое здание несколько «придавило» небольшую по размерам церковь, но одновременно подчеркнуло ее изящество.

Храм постигла участь многих храмов в постреволюционное время – он был закрыт в 1929 году, но, слава Богу, его не сравняли с землей, как многие храмы в Москве и по всей России. В том же году, по решению президиума Моссовета, его передали Художественным курсам Ассоциации художников революции, и он был превращен в жилые помещения, а затем здание стало использоваться как подсобное для ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Когда в России конца XX века случились большие перемены и вернулась возможность открытого следования православной вере, в 1991 году при храме, пока еще принадлежавшем ГМИИ, была создана община, настоятелем которой был назначен протоиерей Владимир Волгин. Он является настоятелем храма и по сей день.

Икона сщмч. Антипы «кузнецовского письма» преподнесена в дар храму свщч. Антипы на Колымажном дворе.
Кристина Кондратьева, автор проекта «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» и старший священник иерей Дмитрий
Радостное событие передачи храма Русской Православной Церкви состоялось 25 февраля 2005 года, в день памяти Иверской иконы Божьей Матери и святителя Алексия, митрополита Московского. 24 апреля того же года в день памяти сщмч. Антипы, еп. Пергамского, совпавший с празднованием Входа Господня в Иерусалим, в храме была совершена Божественная литургия – первая после перерыва в 76 лет.

Издревле русский православный храм – не только место, где совершаются богослужения, но место утешения и помощи в ежедневной мирской жизни прихожан. По инициативе ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы, на основании Соглашения о сотрудничестве между Стоматологической ассоциацией России (СТАР) и православным приходом храма Священномученика Антипы на Колымажном дворе от 24 апреля 2006 года (сведения с сайта храма) и по благословению протоиерея Владимира Волгина основано Общество православных стоматологов города Москвы.

Также храм активно занимается делами милосердия, оказывая социальную помощь в затруднительных ситуациях и прихожанам, и тем, кто обращается за помощью. Для ребят в Тверской области недалеко от села Рождествено организуется летний лагерь совместно с православной школой села и «Русской школой» в городе Твери. И это не весь список добрых дел любви и милосердия к ближнему, которыми заняты священники храма – протоиерей Владимир Волгин и старший священник иерей Дмитрий Рощин.

В настоящий момент в храме активно ведутся восстановительные работы. Священники и прихожане храма просят Вашего материального и молитвенного участия в деле воссоздания уникального архитектурного и духовного памятника.

А 24 декабря 2011 года, на 28-й cедмице по Пятидесятнице, мы преподнесли в дар храму икону священномученика Антипы, написанную Юрием Кузнецовым . Отец Димитрий выразил свою радость, отметив, что от иконы идут свет и благость.

Какое чудо произошло

Известны случаи, когда при чтении акафиста священномученику Антипе перед иконой его проходила самая невыносимая зубная боль, даже исчезал флюс. При мощах святого часто фиксировались подобные и другие исцеления.

Но вот еще одно событие начала XIX века, которое вошло в историю и подтверждено современниками, – явление священномученика Антипы паломникам, возвращавшимся из Святой земли. Есть в Воронежской губернии, на юге ее недалеко от Богучар, Антипьев источник, и с ним связано свидетельство о таком чуде.


Икона Священномученика Антипы в храме свщч. Антипы на Колымажном дворе
Из Святых земель возвращались домой паломники. Усталые, исходившие обувь, они решили идти к своему Богучаровскому уезду не по привычному маршруту, каким ходили до них раньше, а срезать угол, не заходя, как это водилось, к святым мощам Иоасафа Белгородского. По пути они увидели сильный родник, который бил так, что вокруг образовалось небольшое озерцо. Они обрадовались, напились, умылись, поели и расположились на ночлег.

Рано утром первым поднялся староста. Странно, но усталости как не бывало, хотя сон на твердой земле был недолгим, и усталость за оба конца долгого пути накопилась немалая – а тут вся прошла… Он подошел к криничке и вдруг среди утреннего сияния первых лучей, упавших в маленький водопад, различил человеческую фигуру, одетую в епископское одеяние. Паломник испытал глубокий трепет, стал креститься, взывая к Господу. Подошли и его спутники и увидели то же, что и он, и их также охватил трепет. Но, главное, никто не мог вспомнить, какой же это был святой – они такого раньше не видели. И еще чудо случилось – все царапины, ссадины, натертости на ногах – всё прошло, и сил прибавилось, и усталость – как рукой сняло. Они взяли с собою воды из того дивного родника, а придя в Богучары и переночевав у церкви, зашли перед дорогой в храм и увидели в притворе с левой стороны образ того же самого святого, и прочитали, что это – священномученик Антипа, епископ Пергамский, а источник тот теперь называется Антипьевым.

Значение иконы

Значение иконы святого, конечно же, не исчерпывается только теми чудотворными качествами, которыми наделяет Господь своих святых, как Он наделил даром исцеления от зубной боли и прочих болезней священномученика Антипу и святые его мощи. Читая житие и молясь словами акафиста святому Антипе, мы знакомимся с ним как с одним из высочайших образцов любовной преданности Богу и беззаветного служения Ему. Так, узнавая о нём, мы узнаем его. А молитвенный взгляд на икону, перед которой мы трепетно стоим лицом к лицу со святым, направляет нашу молитву к надежде, что молитва с верою будет услышана и донесена до Престола Божия.

_________________________________________
1 Патмос - небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря. Здесь в находится крупный монастырь Иоанна Богослова, основанный святым Христодулом в 1088 году. Был местом ссылки римлянами христиан.
2 Глухая главка – глухой купол, покрывающий барабан, у такого купола лишь декоративное назначение: он не используется для освещения внутреннего интерьера храма.
3 Преподобный Григорий Декаполит – христианский подвижник VIII-IX веков, аскет, память его совершается 20 ноября (ст.ст.)/3 декабря(н.ст.).