Спаситель благословляет детей. Библия онлайн

Однажды несколько матерей семейств принесли к Иисусу младенцев и привели детей постарше, чтобы Он возложил на них руки и благословил их. Перед этим Иисус говорил с большой толпой, и ученики решили, что Он устал.

Уходите, - сказали они матерям. - Учитель слишком занят, чтобы терять время с вашими детьми.

Женщины опечалились, но повернулись, чтобы уйти. Один из младенцев закричал, и к нему сразу присоединились остальные. Иисус поднял глаза и тут же понял, что произошло.

Никогда не отсылайте от Меня детей, - сурово приказал Он ученикам. - Лишь тот войдет в Мое Царство, кто будет готов стать как дитя, кто может быть таким же смиренным и любящим. Пустите детей ко Мне.

Вернитесь! - крикнули ученики вслед уходившим матерям. Дети, кто помладше, кто постарше, увидев Иисуса, бросились к Нему в объятия. Матери робко протягивали Ему младенцев и просили благословить их.

Сначала Он брал на руки тех, которые плакали. Они тотчас же замолкали и смотрели на него широко открытыми глазами. Когда Иисус возвращал их матерям, дети радостно ворковали.

Затем Иисус подходил к тем детям, которые уже немного умели ходить. Каждого Он ласково гладил. И наконец, Он возложил руки на головы самым старшим детям и благословил их именем Божьим.

Ученики с изумлением смотрели на Иисуса. Учитель не переставал удивлять их. Он, казалось, вовсе не придавал никакого значения тем людям, которые сами мнили себя значительными - например, фарисеям, но посвящал Свое время простым матерям семейств и их детям.

Мф. XIX, 13-15: 13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. 14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. 15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.

Мк. X, 13-16: 13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Лк. XVIII, 15-17: 15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. 16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Благословение детей

Многие приносили к Иисусу Христу своих детей, чтобы Он прикоснулся к ним, возложил на них руки с молитвою, благословил их. Ученики же Христовы не допускали их, думая, что не стоит из-за детей беспокоить Учителя.

Но Иисус Христос, увидев это, вознегодовал и, подозвав учеников, сказал: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

И, обняв детей, Иисус Христос возложил на них руки и благословил их.

Из этого мы должны понять, что невинность, незлобие, простота и доброта души, которые свойственны прежде всего детям, вводят человека в Царство Небесное.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

52. Благословение детей

(Мф. XIX, 13-15; Мк. X, 13-16; Лк. XVIII, 15-17)

Из трех Евангелистов, сообщающих об этом событии, подробнее всех повествует св. Марк, который говорит, что Господь «вознегодовал» на учеников Своих за то, что они не допускали к Нему детей. Сколь велика, следовательно, была любовь Господа к детям, если Он, с величайшей кротостью и терпением переносивший людские неправды, вознегодовал на учеников Своих. Любовь Свою к детям Господь объясняет указанием на достоинства их, и эти достоинства ставит примером для подражания всем, желающим войти в Царствие Небесное, говоря, что «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него», т.е. Царствие Божие надо принять в свое сердце с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, каково оно бывает у малых, еще нравственно не испорченных детей. «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» – отсюда вывод, что великий грех совершают те родители и воспитатели, которые не приводят детей ко Христу, научая их вере христианской, и еще больший грех тяготеет на тех из них, которые намеренно отклоняют детей от пути веры.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Благословение детей

(Лк. 18:15-17; Мф. 19:13-15; Мк. 10:13-16)

Иисус Христос не отталкивал и самых малых членов Царства Божия, какими представлялись в глазах некоторых мытари, и какими считали ученики Христовы детей. Но Он, требуя для Царства Божия детской простоты и чистоты, с любовию принимал детей и благословлял их. На учеников же, однажды возбранявших матерям приводить детей к Нему, вознегодовал за это и напомнил им, что таковых есть Царствие Божие, и что даже все верующие должны быть подобны детям, чтобы воспринять Царствие Божие.

1) Ученики возбраняли приводить детей к Иисусу Христу, считая их неспособными понимать и воспринимать высокия истины Царствия Божия, и потому не хотели обременять Своего Учителя таким по-видимому не важным делом, как благословение детей. Исправляя их понятия, как и во всём, Иисус Христос указал и высокое значение принадлежащих по преимуществу детскому возрасту свойств невинности и простоты, и важность благословения детей, как членов Царства Божия.

2) К Иисусу Христу матери приносили своих детей, чтобы Он помолился о них и благословил их. Трудно угадать прямую причину, побудившую матерей просить благословения своим детям у великаго Галилейскаго Пророка; но скорее всего этим они выразили и свою веру в Божественную и чудодейственную силу Иисуса Христа, силу, могущую сделать их детей счастливыми в жизни, то есть способными совершать великия дела добродетели, и своё желание сохранить в душе своих детей память о важном случае в их жизни, когда они, ещё будучи младенцами, были на руках у великаго Человека и получили от Него благословение. Есть прекрасное и поучительное предание, что знаменитый учитель Церкви и священномученик II-го века, Игнатий Богоносец († в 108-м году), назван так именно потому, что в младенчестве своём был одним из тех счастливых детей, которых Богочеловек Иисус Христос носил на руках (Θεοφο’ρος). Хотя сам святой Игнатий своё прозвание Богоносца объясняет тем, что он всегда носил в сердце своём Христа Бога, но предание имеет тот смысл, что ношение дитяти на руках Христом сделало его как бы способным носить Христа в сердце своём; что следовательно благословение пророка делает детей пророками, то есть способными понимать и открывать волю Божию людям и прежде всего обнаруживать это на самих себе.

В Евангелии от Марка (10, 13-16) описана очень значимая история из земной жизни Христа:

Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним, ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их .

Именно этот эпизод отражает икона «Благословение детей».

Здесь следует отметить несколько моментов, и прежде всего — веру народа в чудотворную силу прикосновения Иисуса. Несколько странной кажется позиция учеников, не желавших допускать к Нему детей, считая их несмышлеными, которые не смогут воспринять Слово Спасителя. Однако у Иисуса было к детям совершенно особое отношение: Он ценил чистоту и простоту детских душ и считал, что только такие души способны принять Царствие Небесное и войти в него.

Значение иконы

Важно и глубоко символично значение события, которое изображает икона «Благословение Иисуса Христа». Детей привели их матери, проникшиеся духом Христовой проповеди. Они хотят, чтобы их дети получили благословение от этого необыкновенного человека (ибо Божественная Сущность Иисуса тогда еще не явила себя и была скрыта от всех). Ученики же в этот момент переговариваются за его спиной, не понимая происходящего.

Спаситель всегда проявлял особое попечение о незапятнанных грехом детских душах и считал их примером для взрослых.

Недаром все люди для Него чада Господни, к которым Он относится как суровый, но справедливый Отец Небесный

На иконе «Благословение детей» на лике Спасителя умиротворение и благодать, а благословляющий жест исполнен обетования и отеческой заботы. Значение иконы «Дети и Христос» как рази заключается в наглядном свидетельстве Его отношения к детям.

В чем помогает икона «Благословение детей»

Прежде всего, эта икона помогает осознать родителям, что чистая детская душа всегда, с младых ногтей готова к восприятию Христовых заповедей, и потому следует приобщать своих детей к Его учению как можно раньше. Кроме того, икона «Благословение детей» станет благословением и для наших чад, на которых перейдет хотя бы часть благодати, излившейся на детей почти две тысячи лет назад.


Перед этой иконой родители молятся о здоровье и благополучии своих чад, независимо от их возраста; молятся, чтобы и на них снизошло благословение Спасителя, чтобы оно помогло им выбирать в жизни праведные пути и охранило от недоброжелателей и искусителей. Всем семьям, у которых есть дети, обязательно нужно иметь в доме икону «Благословение детей», которая по праву считается семейной.

Молитва о детях

Отче Святый, Превечный Боже, от Тебя исходит всякий дар или всякое благо. Тебе прилежно молюсь о детях, которых благодать Твоя мне даровала. Ты дал им жизнь, оживотворил их душею безсмертною, возродил святым крещением, дабы они сообразно с волею Твоею унаследовали Царство Небесное, сохрани их по Твоей благости до конца их жизни. Святи их Твоею истиною, да святится в них имя Твое. Содействуй мне благодатию Твоею воспитать их во славу Твоего имени и на пользу ближним, дай мне для этого потребные средства: терпение и силу. Господи, просвети их светом Твоея Премудрости, да любят Тебя всею душею, всем помышлением, насади в сердцах их страх и отвращение от всякого беззакония, да ходят в заповедях Твоих, украси души их целомудрием, трудолюбием, долготерпением, честностию, огради их правдою от клеветы, тщеславия, мерзости, окропи росою благодати Твоея, да преуспевают в добродетелях и святости и да возрастают в благоволении Твоем, в любви и благочестии. Ангел-хранитель да пребывает с ними всегда и соблюдает их юность от суетных мыслей, от прельщения соблазнов мира сего и от всяких лукавых наветов. Если же когда согрешат пред Тобою, Господи, не отврати лица Твоего от них, но буди к ним милостив, возбуди в их сердцах покаяние по множеству щедрот Твоих, очисти согрешения и не лиши Твоих благ, но подай им все угодное для их спасения, сохраняя их от всякой болезни, опасности, бед и скорбей, осеняя их Твоею милостию во вся дни жизни сей. Боже, Тебе молюся, дай мне веселие и радость о моих детях и сподоби мне предстати с ними на Страшном Суде Твоем, с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи. Аминь». Да прославим Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В трапезной Спасо-Парголовского храма есть дивная икона «Благословение детей».

Эта икона отображает евангельскую сцену благословения детей.

Евангелие от Марка 10: 13-16. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Вот как толкует этот евангельский отрывок Феофилакт Болгарский :


«Велика была вера в народе, когда он одно возложение Христом рук принял как благословение для приводимых к Нему детей, А ученики не допускали приводящих, думая, что это недостойно Его. Что же Христос? Научая учеников смиренномудрствовать и отвергать мирское надмение, Он принимает и обнимает детей. Сим Он показывает, что приемлет незлобливых; потому и говорит: «ибо таковых есть Царствие Божие». Заметь, не сказал: сих детей «есть Царствие», но «таковых», то есть стяжавших такое же незлобие, какое дети имеют по природе. Ибо дитя не завидует, не помнит зла и, будучи наказуем матерью, не бежит от нее, но хотя бы и рубище она носила, предпочитает ее царице; так и добродетельно живущий предпочитает мать свою, разумею Церковь, всему и не увлекается житейскими наслаждениями. За то Господь и обнимает таких, говоря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф.11:28), и благословляет их, говоря: «Приидите благословенные Отца Моего» (Мф.25:34). Царством же Божиим называет здесь проповедь Евангелия и обещание будущих благ. Итак, кто примет проповедь Божественную как дитя, то есть, нисколько не раздумывая и не допуская в себе неверия, тот войдет в Царство Божие и наследует те блага, которые уже приобрел верою.»

Молитва родителей на благословение детей

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани чадо мое силою Животворящаго Креста Твоего.