Спас - это что за праздник? В каком регионе находится город Спас-Деменск

Село Клепики на месте нынешнего города построили в XVI веке. В XVII веке здесь появилась полотняная фабрика, благодаря чему поселение стало одним из богатых торговых сел на Касимовском тракте. Со строительством Спасо-Преображенской церкви село стали называть по-разному: кто Спасским, кто, по-прежнему, Клепики, а несколько позже два названия слились в одно. В XIX веке в Спас-Клепиках открылось производство ваты и пакли. Строительство в 1899 году Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги дало новый толчок развитию промышленности в селе. В 1896 году в Спас-Клепиках была открыта второклассная учительская школа, готовившая учителей для церковно-приходских школ. В самом этом открытии не было ничего примечательного, поскольку сотни таких же школ действовали на просторах России. Однако Клепиковская школа осталась в истории потому, что в 1909−1912 годах в ней учился Сергей Есенин.

Городом Спас-Клепики стал уже при Советской власти, в 1920 году. Войны и катаклизмы XX века обошли Спас-Клепики стороной. Здесь не было боев Гражданской войны, в Великую Отечественную Спас-Клепики был в глубоком тылу.

С середины 60−х годов XX века Спас-Клепики становится важным центром туризма: в нем начинается большинство маршрутов, проходящих по реке Пре. В трех километрах от города, в деревне Полушкино, действует турбаза, сотрудники которой занимаются организацией походов по реке Пре и Клепиковским озерам. Строительство в 1970х годах автомобильного моста через Оку в Рязани и асфальтового покрытия на дороге Рязань – Спас-Клепики еще более увеличило туристическое значение города.

После того, как близ города был учрежден национальный парк, для путешествий по реке Пре и прилегающим к ней лесам необходимо получать разрешение в дирекции парка и покупать путевки (цена, впрочем, символическая). Эти меры позволяют ограничить и упорядочить рекреационную нагрузку на экосистему Мещеры. Без ограничительных мер природе Мещеры был бы нанесен непоправимый ущерб, первые признаки которого появились еще в 80е годы прошлого века.

Современный город Спас-Клепики является районным центром Рязанской области. Структура промышленности за последние триста лет не претерпела существенных изменений: здесь действуют текстильно-трикотажная и швейная фабрики, ватная фабрика, ставшая Клепиковским ватным объединением, обувное производство. В полном смысле столицей Мещерского края Спас-Клепики делает расположенная в нем дирекция образованного в 1992 году Мещерского национального парка.

Недалеко от деревни Лункино в 1997 году был построен замечательный деревянный городок-музей. На сегодняшний день в Мещерском музее деревянного зодчества представлено около 2500 экспонатов, среди которых имеются резные деревянные композиции, предметы быта, росписи по дереву, макеты древней Москвы и садово-парковые скульптуры. Сам музей, похожий на русский терем и украшенный традиционной для Рязанской области домовой резьбой, говорит о том, что здесь бережно хранят традиции предков, накопленные за столетия, что здесь будет последовательно собираться все лучшее, что создается в межрегиональной Школе мастеров в тесной связи с этими традициями.

Работы воспитанников из всех шести филиалов Школы и составляют почти треть музейного фонда. Другая часть экспозиции состоит из работ педагогов, возглавляющих филиалы Школы: Г.Н. Нагейкина (г. Спас-Клепики), М.В. Андреева (Ковров), В.П. Перепелкина (Рязань), С.А. Бессонова (Касимов), А.И. Панина (Спасск), Ю.А. Алимова (Шилово). Целая стена отведена под образцы домовой резьбы, традиционной для Рязанской области. Именно о возрождении этой резьбы мечтают местные краеведы. Отдельные комнаты музея посвящены творчеству мастеров-наставников Школы: В.П. Кохана. П.В. Иванова и В.Н. Насырова, выделяющихся каждый своим неповторимым стилем.

Более 15ти лет собирал Грошев коллекцию из работ как маститых художников, резчиков лозоплетов, так и совсем юных дарований – 15−17−летних учеников Школы мастеров. Поляну перед музеем украшают 75 скульптур из дерева, а основная экспозиция расположилась в 14ти залах.

Отдельно собраны деревянные произведения искусства, привезенные В.П. Грошевым из-за границы. Талантливого преподавателя приглашали в различные страны – и из каждой поездки он возвращался с одной-двумя работами зарубежных умельцев. В зале зарубежных резчиков собраны статуэтки и композиции мастеров из Испании и Индии, Таиланда и Японии, Украины и Белоруссии.

Телефон: +7 (965)711−10−74

Адрес: Рязанская область, Клепиковский район, деревня Лункино

С марта 1984 года входит в состав Государственного музея-заповедника С. А. Есенина.

В 1895 году купец А.П. Попов пожертвовал Рязанской Епархии каменное двухэтажное здание и одну десятину земли. Благодаря этому дару и хлопотам священника В. Динариева через год в Спас-Клепиках была открыта второклассная учительская школа, которая готовила преподавателей для церковно-учебного заведения. В сентябре 1909 года Сергей Есенин успешно сдал экзамены и стал учеником этой школы, которую закончил в 1912 году. Старший преподаватель Е. М. Хитров обучал детей русской словесности, чистописанию, церковному чтению и выполнял обязанности завуча. Прекрасно знавший и любивший русскую литературу, он не ограничивался школьной программой, много читал и рассказывал о русских и зарубежных писателях и поэтах. Именно Хитров впервые заметил талантливого юношу и стал его литературным наставником.

Здесь, в Клепиках, Сергей Есенин познакомился с Григорием Панфиловым, серьезным, вдумчивым юношей, который хорошо учился, много читал, интересовался политической жизнью страны. Горячая, искренняя дружба связывала молодых людей и после окончания школы. Сохранились письма поэта, написанные другу из Москвы в 1912-1914 годах.

Село Спас-Клепики стало второй духовной родиной Сергея Есенина. Именно здесь он сформировался как творческая личность. Позже в автобиографии поэт отмечал: «…сознательное творчество отношу к 16-17 годам». В своих юношеских стихотворениях, часть из которых вошла в рукописный сборник «Больные думы», Есенин впервые выразил идеал поэта-гражданина, народного заступника.

Адрес: Спас-Клепики, ул. Свердлова

Парк расположен на севере Рязанской области и охватывает Клепиковские озера, прилегающие к ним низинные болота, долину реки Пра (притока Оки), а также систему мелководных озер и верховых болот на водоразделе Пры и Солотчи.

Национальный парк «Мещерский» организован для охраны, изучения и сохранения природных и историко-культурных комплексов Мещерского края. Эта территория, в частности, пойма реки Пры, петляющей по чаще мещерского леса, включена в список водно-болотных угодий международного значения. Около трети территории «Мещерского» составляют луга, поля, поселки, где продолжается традиционная хозяйственная деятельность местного населения, выпас скота, сбор ягод и грибов. До недавних пор здесь велись крупномасштабные лесозаготовки, мелиоративные работы, добыча торфа.

Территория Мещеры является одним из наиболее посещаемых районов отдыха среди центральных областей России. Богатство рекреационных ресурсов - лесные массивы, реки, большое количество озер - привлекает сюда около пяти тысяч посетителей в год, в основном туристов, рыбаков, охотников, любителей грибов и ягод.

Ялмонт, или как его еще называют, Ялмонть, расположено на узком мысу, полуострове, что вклинивается между озерами Святое и Шагара. От некогда величественного храма Николая Чудотворца осталась лишь трехъярусная мощная колокольня без купола, по северной и южной стороне которой видны остатки стен пределов. Сохранилась центральная часть церкви. Четыре высоких столба-оглавий стоят над купольным сводом, окружая центральную башенку. Все столбы пятиглавия развенчаны. Рядом высится труба церковной печи.

На внутренних стенах храма еще угадываются остатки фресок. Можно увидеть царицу Елену, князя Владимира и царя Константина. Внутри колокольни, лицом к входу, написаны эпизоды притчи «о мытаре и фарисее». Над выходом из колокольни в центральную часть храма изображен Николай Чудотворец (весь исчерченный следами самодельной лестницы, приставленной местными богомольцами для разжигания висящей над сводом лампады).

Храм стоит на пригорке. По обеим его сторонам – пустошь с ямами, оставшимися от погребов ныне несуществующих домов. Сейчас в этом старинном месте остались свидетели тех временем, кода здесь кипела жизнь — гигантские старые тополя, неизменный памятник ушедших в небытие сел и деревень.

Деревянная церковь была построена в 1676 году, и называлась в то время Воскресенской. Однако она сгорела, и на ее месте в 1740 году началось строительство новой церкви. Нынешний храм был достроен и введен в эксплуатацию в 1746 году, колокольню же достроили в 1782 году.

Из достопримечательностей Успенской церкви заслуживают особенного внимания Евангелие и крест. Евангелие замечательно по своей величине, на его посеребрение ушло порядка шести килограмм драгоценного металла. Крест считается уникальным тем, что на нем сделана надпись, излагающая историю постройки церкви в селе Стружанах: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Воскресения Христова при державе Благочестивейшия Самодержавийшия Государыни Императрицы Елизаветы Петровны по благословению преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского и Муромского, в лето 1746−го, индикта 9−го, месяца июня 6 дня на память преподобного Сисоя Великого. В Переяславле Рязанском, старорязанском стану, в селе Стружанах церковь Воскресения Христова, обложена строением в1740 г. августа в 24 день на память святого священномученика Иерофея, епископа Афинского».

После нескольких пожаров церковь была отстроена заново в 1798 году и уже именовалась Успенской. В наши дни храм Успения Божией Матери имеет площадь 741,1 кв. м, главный алтарь в честь Успения Божией Матери и два боковых предела: правый в честь Пророка и Крестителя Господня Иоанна и левый в честь Параскевы Пятницы. В 1996 году церковь внутри выгорела, но усилиями прихожан восстановлена. Жители окрестных деревень немногочисленны и в осенне-зимний период на службе даже в праздники бывает не более 30 – 40 человек, а в весенне-летний, с наступлением дачного сезона, бывает и 70 – 80 человек. Молодежь часто посещает храм, особенно летом, постоянных прихожан 10 — 12 человек. В храме часто служатся молебны, читаются акафисты и в праздники после службы устраиваются чаепития. К приходу относятся многие близлежащие деревни.

Адрес: Рязанская обл., Клепиковский р-н, с. Стружаны

Ушмор – это старинная усадьба, которая была приведена в полный порядок. Теперь усадьба используется как гостиница. Особый шарм ей придают верблюды, проживающие на ее территории. Здесь есть детская площадка, уютные дорожки, цветы и другие зеленые насаждения.

На огромной территории выстроены два больших корпуса классической архитектуры, изящная беседка, римская колоннада, еще один корпус, самый дальний, красного цвета, выполнен в стиле местной рязанской готики. Была тут и церковь, красивая, высокая, строгой архитектуры, голубая, как отражение неба в мещёрских озёрах. Она стояла за пределами высокой ограды из кованых металлических решеток. Так же здесь есть замечательный парк с липовой аллеей, конюшня с манежем, большой пруд, каскад водопадов, фонтан, колоннада и вольер с оленями. Все это воссоздает атмосферу дворянской усадьбы конца XVIII века.

Гостевой дом спроектирован в готическом стиле и отделен от основного пространства усадьбы живой изгородью, что позволяет гостям с комфортом отдыхать в уютном итальянском дворике. На первом этаже гостевого дома в распоряжении гостей находится салон и каминный зал, на втором - кухня, столовая и три блока апартаментов. Каждый из апартаментов включает в себя большой холл, спальню и ванную комнату. Внутреннее пространство дома оформлено в классическом английском стиле. В оформлении интерьеров использована антикварная мебель, подлинники картин и гравюр на охотничьи темы.

Вся эта красота не огорожена, как ни странно, глухим высоким забором, а вполне доступна для обозрения, хотя, конечно, проход на территорию закрыт. Есть детская площадка, где можно любому желающему прогуляться по дорожкам вокруг усадьбы.

Адрес: Рязанская обл., Клепиковский р-н, д. Ушмор, д. 2/1.

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста . С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый .

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей . Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа , в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

11.08.2015 01:20

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...

Административный центр Спас-Деменского района Калужской области. Окрестности города обделены яркими месторождениями полезных ископаемых, но ведется активная добыча гравия, торфа и песка. Лес - главное богатство города и, несмотря на то, что крупных промышленных предприятий здесь нет, градообразующей организацией считается Спас-Деменский лесхоз. На сегодняшний день он занимается производством и реализацией древесины по всей области.

Организация «Спас-Деменский карьер» занимается производством щебня, песка и успешно реализует его по всей Калужской области. Имеется швейное производство, которое представлено швейной компанией «Спас-Деменские Узоры».

Пищевая промышленность представлена хлебокомбинатом, маслосыродельным заводом и предприятием по изготовлению кондитерских изделий и продукции из муки.

Являясь небольшим городком, Спас-Деменск не располагает большим количеством вакансий, но может предложить устроиться на работу водителем, продавцом, грузчиком. Большое количество невостребованных специалистов уезжает за пределы города, чтобы устроится на высокооплачиваемую работу. Часть местного населения занята в сельском хозяйстве и зарабатывает на разведении зерновых культур: рожь, овес, пшеница и ячмень, а также крупного рогатого скота и свиней.

Через город проходят железнодорожные пути и автотрасса следованием по пути Москва-Рязань. Для школьников работают общеобразовательные школы, музыкальная школа и детская школа искусств.

Действует районная больница.Культурно-массовые мероприятия проводятся местным домом культуры в тандеме с местной администрацией.

Несмотря на маленькую территорию, которую занимает Спас-Деменск, он имеет ряд ярких достопримечательностей. Есть потрясающая возможность совершить прогулки по усадьбе Нарышкина, осмотреть разрушенную Александром Невским церковь. Верующие посещают действующий храм, построенный в честь Преображения Господня.

Недалеко от города местные жители и гости могут получить эстетическое удовольствие от живописных пейзажей Морозовского озера, и познакомиться с местной фауной.

В городе помнят и чтят воинов Великой Отечественной войны. Здесь построено несколько памятников, одним из которых является фигура солдата с автоматом. Для любителей истории, из области науки, будет интересен Минералогический музей, созданный в честь выдающегося ученого и исследователя - Кулик Леонида Алексеевича.

Сегодня отправляемся в Спас-Деменск Калужской области. Это один из старейших городов региона. По одной из версий, свое имя он получил благодаря местному кузнецу Деме. Говорят, он помог вытащить из болота карету Екатерины Великой.

Спас-Деменск - один из самых глухих уголков Калужской области. От Москвы всего триста километров. Но из столицы сюда не идет ни один поезд. А зря - здесь пуп земли.

«Мы живем на пупе! Одна река впадает в Черное море, а другая - в Каспийское море. Вот какие, где мы живем!» - хвалятся горожане.

Василий Иванович Зайцев с супругой Лидией Александровной живут в доме на три семьи. Держат огород и сарай с курами. Кормят кур отрубями. А на вопрос «Почему хозяйством занимается мужчина, а не жена?» Василий Иванович отвечает: «А потому что я физкультурой занимаюсь всю жизнь и мне нужно движение».

Результат утренней зарядки в курятнике - полная кастрюля яиц. Их Василий Иванович ест каждый день, не боясь холестерина.

Василий Иванович - по хозяйству, Лидия Александровна - на репетицию в ДК. В хоре - только бабушки.

Спас-Деменск - город старинный, но старину здесь прячут за пластиковыми панелями. Ими обкладывают купеческие дома. Многие здания ярко выкрашены.

На окраине недавно сдали новостройки. Их обживают бывшие обитатели ветхих квартир и окрестные коты.

По всей России дома престарелых закрывают, отправляя стариков восвояси, а вот, в Спас-Деменском районе открыты целых два таких учреждения. Мария Ивановна Моисеева здесь живет уже 18 лет.

«Ну что, деревня исчезла, никого в деревне не остается. Куда было деваться? У меня родственников никаких. Есть племянница, но она очень любит выпить», - говорит Мария Моисеева.

В комнате живет одна, дружит с соседками по этажу. А в деревне ей даже поговорить было не с кем. Обстановка в комнате своя, привезенная из деревни.

«Шкафчик взяла, вот. Стол взяла, этажерку свою взяла. Койку выбросили - койку брала, но койку выбросили. Государственную поставили», - добавляет Мария Моисеева.

Время перед ужином коротают в комнате отдыха. Смотрят хоккей. Казалось бы, скука смертная, но Мария Ивановна не ропщет.

Зимний вечер в Спас-Деменске. На улицах жизнь затихает, а в домах, наоборот, пробуждается. Прислушайтесь! Играет гармонь.

Душу отводит спасатель МЧС Александр Смирнов: «Первая получка моя была, как пошел самостоятельно работать, купил гармонь».

Своя гармошка есть и у малого Дениса. Но так отчаянно, как отец, меха не рвет. И больше интересуется чучелами, которые делает Александр. Обитатели спас-деменских лесов. Что-то добыл сам на охоте, что-то принесли знакомые. Лебедя, например, кто-то застрелил и бросил прямо возле пруда.

Александр Смирнов, житель Спас-Деменска: «Даю им просто вторую жизнь, чтобы он не сгнил, чтобы его лисы, волки не растащили. Так же и с другими животными».

Существует легенда, что Екатерина Великая посетила Спас-Деменск после коронации. Ее карета застряла в болоте и кузнец Дема вытащил экипаж. Неизвестно, правда ли это - в малых городах вообще любят присочинить что-нибудь про царские визиты. Но точно одно: если бы Екатерина и приехала, то лицом в грязь в Спас-Деменске бы не ударили - и выручили бы, и приютили, и развлекли.

Одна из главных достопримечательностей Спас-Деменска - Преображенская церковь. Каменное здание храма и отдельно колокольня были построены в 19 веке. С приходом советской власти святыня превратилась в зерновой склад. Богослужения там возобновились во время Великой Отечественной войны.

Город Спас-Деменск находится на территории государства (страны) Россия , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

К какому федеральному округу относится город Спас-Деменск?

г.Спас-Деменск входит в федеральный округ: Центральный.

Федеральный округ - укрупнённая территория, состоящая из нескольких субъектов Российской Федерации.

В каком регионе находится город Спас-Деменск?

Город Спас-Деменск является частью региона Калужская область.

Характеристикой региона или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона.

Регион Калужская область является административной единицей государства Россия.

Численность населения города Спас-Деменск.

Численность населения в городе Спас-Деменск составляет 4 357 человек.

Год основания г.Спас-Деменск.

Год основания города Спас-Деменск: 1446 год.

В какому часовом поясе расположен город Спас-Деменск?

Город Спас-Деменск расположен в административном часовом поясе: UTC+4. Таким образом, можно определить разницу во времени в городе Спас-Деменск, относительно часового пояса в вашем городе.

Телефонный код города Спас-Деменск

Телефонный код города Спас-Деменск: +7 48455. Для того, что позвонить в город Спас-Деменск с мобильного телефона, необходимо набирать код: +7 48455 и затем непосредственно номер абонента.