Создать инсценировку понятия душа совесть покаяние. Тема урока: Совесть и раскаяние. ОПК в школе: о свободе выбора и вере Бога в человека

С 988 года православное христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру. Вера в единого Бога собирала славянские племена и помогала им ощутить себя единым народом. Вера наполняла жизнь смыслом. Веровали наши предки и предки наших предков. Веровали учёные и философы, знатные люди и бедняки. Если бы вероученье было ложным, оно давно бы перестало существовать. 350 лет назад в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает черты нашей культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря: «Христос Воскрес!» Люди молятся в храмах по шесть часов. Всё это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые!» Сейчас модно спорить о том, что спасёт мир. Доброта? Красота? Любовь? Я думаю: мир спасёт вера в Бога, потому что только она даёт всё: и любовь, и доброту, и красоту, и многие другие добродетели. Как бывший педагог интересуюсь успехами, изменениями, нововведениями в образовании. Услышала о том, что с сентября 2012 – 2013 учебного года будут изучать по выбору родителей один из шести предложенных курсов: «Основы православной культуры», «Основы светской этики»…

В «Основах православия» читаю: «Религия – это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир и человеческий род.

Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, – читаю в «Основах светской этики».

Правила, общие для всех, люди могут объяснить по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «Не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даёт человек, который придерживается светской культуры, слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре. Истоки русской культуры – в православной религии.

Например, слово «спасибо» – это сокращённое пожелание: «Спаси Бог!». Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо», он, порой сам этого не понимая, обращается к Богу. Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло. Добро и зло не просто существует в жизни людей и проявляются в поступках, они созданы людьми. И если люди приложат усилия, то зла в обществе станет меньше, а добра – больше. Как же в этом разберётся ребёнок? А как поступить ему, если он оступился? Куда обратиться? Кто поможет принять правильное решение?

В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей. «Основы православия» учат различать добро и зло на основе Божьих заповедей:

Почитай (уважай) отца твоего и матерь твою.

Не убий. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого с ненавистью.

Не кради.

Не лги (Бога не обманешь. Он видит любой обман).

Не завидуй (зависть мешает радости).

И если родители в семье, а потом учитель в школе будут говорить об этом, то ребёнок прислушается и сделает правильный вывод, что есть добро, а что зло.

Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Некоторые стараются просто забыть нанесённые кому-то обиды. Но совесть, если она есть, не даёт покоя. Тогда нужно раскаяние. Исправлять ошибки надо делом:

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощение.

А ещё покаянные молитвы к Богу. Каяться нужно искренне, порой до слёз, но после таких слёз приходит радость. Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Ключевые понятия в православной культуре: душа, совесть, покаяние.

Каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счёт. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или родной бабушке, – это помощь Богу, оскорбление, нанесённое любому из людей, Бог тоже принимает как оскорбление, нанесённое ему. Любой человек – посланник Неба на Земле. Вот такие глубокие мысли заключены в «Основах православия». При изучении некоторых тем предусмотрены экскурсии в храм, встречи со священником. Одним словом, поучительный курс. Можно ещё долго сопоставлять материалы этих двух учебников. И размышлять о совести и раскаянии, о милосердии и сострадании, о добродетели и пороке. Но думаю, этого достаточно, чтобы увидеть преимущества «Основ православной культуры».

Как бабушка, я бы всей душой желала для своих внуков изучения именно этого предмета. Никто насильно не заставит школьника молиться, не обяжет посещать храм. Но, может быть, этот предмет заронит в детскую душу частичку доброты, чистоты и любви, которых так не достаёт в повседневной жизни. Ребёнок познакомится с азами православия, которых порой не хватает взрослым, посещающим храм. Русский писатель А.И. Солженицын так описывал особенности нашей жизни: «Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он – в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными, вышедшие к широким рекам колокольнями стройными, точёными, резными, поднявшиеся над соломенной повседневностью – они издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу. И где бы в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья – никогда ты не один… Всегда манит тебя маковка колокольни. В эти камни, в колоколенки наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни. И всегда люди были корыстны и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела и отдать час – вечности».

А если совесть поработала, человек осознал свой грех, а затем покаялся. Его уже не должна грызть совесть за этот грех (после покаяния)?
А если, и после покаяния, его продолжает грызть совесть, то значит человек не поверил в прощение?
Иуда ведь раскаялся в своем предательстве? А потом уже удавился, потому что его продолжала мучать совесть. Он не поверил в прощение?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Если раскаяние было искренним, если после покаяния человек не продолжает грешить, то, думается, что можно надеяться на прощение. А совесть продолжает "грызть" потому что исправить содеяное уже зачастую невозможно. Помнить о своей греховности - взращивать в себе смирение. Но! Не осуждать себя после покаяния.
Какое мы имеем право не простить и осуждать себя после искреннего покаяния, если Сам Господь простил нас?
Главное - это не повторять того, что произошло и в тяжелые моменты просить помощи у Господа! Молитва и пост.
А если чувство вины не переходит в покаяние - это уже гордыня. У Петра же переходило в покаяние?...
"Но угрызения совести это еще не покаяние; можно всю жизнь упрекать себя в дурных поступках и в злом слове, и в темных чувствах и мыслях и не исправиться." (Митр. Антоний Сурожский )

Да, Иуда раскаялся, но не покаялся перед Богом, а значит и не получил прощение.
"Он раскаялся, но, к несчастью для него, это раскаяние было соединено в нем с отчаянием, а не с надеждой на всепрощающее милосердие Божие . Это раскаяние есть только невыносимое мучение совести, без всякой надежды на исправление, почему оно бесплодно, бесполезно, почему и довело Иуду до самоубийства....“ Возврати тридесять сребреники” - то, что еще недавно казалось для него таким пленительным, теперь, когда совесть заговорила, показалось для него отвратительным. Таков и всякий грех вообще. Ему надо было бы не сребреники повергать перед первосвященниками, а самому повергнуться перед Господом Иисусом Христом, умоляя Его о прощении своего греха, и тогда он, конечно, был бы прощен. Но он думает, без помощи свыше, одними своими силами как-то поправить сделанное : возвращает сребреники, свидетельствуя при этом: “согреших, предав кровь неповинную”.
(Архиепископ АВЕРКИЙ
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ)

Он всего лишь чувствовал свою вину! А чувство вины - это только обличение в совершении греха, но это еще далеко не покаяние, покаяния может вообще не состояться.
Можно, с чувством вины на душе, убежать от ответственности, так например кошка делает, когда нашкодит, прячется, чтобы ей не попало.
Можно, почувствовав вину, искать себе оправдания и оправдаться, например, свалив всю вину на кого-то другого, так часто дети поступают.

Покаяние - это самоосуждение без оправдания и приход к Богу на Суд добровольно, с надеждой на милосердие Божие и мольбой души о помиловании: Прости, Господи, согрешил и пред Тобою и пред людьми, и уже недостоин называться Твоим сыном (сыном по благодати).

О совести говорит Апостол Павел: " когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
(Римл 2, 14-15)

Практика Покаяния широко распространена в различных религиях. И это не случайно – ведь она имеет большое значение для духовного роста. Например, в христианстве практика Покаяния играет важнейшую роль в спасении души.

Пророк Моисей принес людям закон справедливости (око за око, зуб за зуб). Но наступило время, когда в мире процветало невежество, за каждый грех человека жестоко наказывали, закидывали камнями до смерти. Люди неправильно понимали, что говорил им Моисей. Ведь существовала заповедь «не убий». Невежество всегда слепо. Оно внесло свои пагубные изменения, искажения в Закон справедливости. За содеянный грех человек страдал, и ничего нельзя было изменить. Люди не в праве были так жестоко судить друг друга. И Бог, видя все это, послал в мир Иисуса Христа («ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…»). Сын Бога принес миру утраченное, недостающее – это ЛЮБОВЬ (возлюби ближнего как самого себя).

Иисус Христос принес Закон Милосердия – только Любовь может прощать и проявлять Милосердие. Каждый из нас, совершив какой-либо грех, имеет возможность все исправить через ПОКАЯНИЕ.

Что же такое ПОКАЯНИЕ?

– это признание своего греха, сожаление о нем, искреннее раскаяние. Но многие люди не понимают сути покаяния. Они каются, а затем вновь и вновь повторяют свои ошибки. Это значит, что покаяние прошло, не коснувшись всей глубины сердца, не искренне. Истинное же Покаяние – это новое рождение, прежде всего – в сознании. Это уход от ложного мировоззрения и приход к Истинному, правильному мировоззрению. Если в сознании человека не произошли изменения, то такое Покаяние является ложным, и ожидаемого результата не будет. В покаянии обязательно должна присутствовать просьба о прощении за содеянное — у Бога и у людей. И если есть такая возможность, то нужно попытаться все исправить.

Грех ложится на душу человека. И поэтому при правильном покаянии:

  • с души снимается тяжесть (камень)
  • приходит легкость
  • перестает мучить Совесть (умолкает голос Бога)
  • душа успокаивается
  • приходит тихая, спокойная Радость

И впредь человек не может повторить этот поступок, потому что к человеку пришла осознанность – появилось новое понимание и отношение к миру. В человеке зазвучала Истина, и человек стал с Ней – одно.

Форма поиска

Православный календарь

Проповедь

Евангельское чтение:
Лк. 18:10-14

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, мы с вами, вступая в период подготовки к Великому посту, поднимаемся на вторую ступень этого удивительного времени. Первая неделя была неделей о Закхее, а вторая, нынешняя – о мытаре и фарисее. Мы читали небольшой отрывок из Евангелия, который полагается читать в этот день.

Знакомая для многих история о том, как два человека пришли в храм помолиться. Фарисеи, или «особенные», как переводится это слово, появились в период Вавилонского пленения, когда царь Навуходоносор забрал с собой еврейского царя Иоахима и часть израильского народа в Халдею и там, в персидском царстве, евреи и жили, сохраняя свои традиции. Нравственное падение всё же стало основанием для завоевания территорий их некогда могучего государства, а оскудение в вере привело к тому, что увлечение халдейской мудростью, оккультными знаниями, различными веяниями, не имевшими связи с традицией почитания Бога, пленили верхушку этого народа, людей, отвечавших за знание Божественных истин. Именно в тот период появляется течение, именуемое фарисейством. Это течение постепенно выхолащивало понимание Божественного Закона, сохраняло формальное, но утрачивало духовное.

И вот один из таких людей, фарисей, пришёл в храм помолиться, чтобы, войдя в Божий дом, явить, согласно нынешнему чтению, то состояние, которое сюда приносит каждый из нас. Как вошёл в Божий храм тот человек? Он вошёл основательно, серьёзно, с чувством собственного достоинства и ощущением того, что Бог ему должен. Он настолько был в этом убеждён, что сомнений у него не было. Поэтому и молитва его была соответствующей: он благодарил Бога за то, что он – особенный. Более того, Господь, ведая чувства того человека, в Священном Писании привёл даже текст молитвы, которую совершал тот человек. Кто записал те слова? Господь. Так и молился тот несчастный: «Спасибо Тебе, Господи, что я не такой, как прочие, не такой, как мытарь, я отличаюсь от него».

Порой проводишь параллели между тем, что встречается в Писании, и тем, что наблюдаешь в жизни. Я не могу судить, не имею права на это, но, просматривая некоторые свои состояния, понимаю, что с подобной фразой я встречался. Это было десять лет назад, когда в составе протокольной службы Святейшего Патриарха Кирилла, только восшедшего на Патриарший Престол, мне довелось побывать на Украине. Я был неприятно удивлён отношением к собратьям-христианам, которое наблюдалось среди духовенства. И ещё для меня было неожиданным увидеть в дорогом мне городе Киеве (я там служил в армии, защищая территорию большой страны) надписи, мелькавшие на многих местах: «Дякую Тобі, Боже, що я не москаль». У Фёдора Михайловича Достоевского есть замечательное высказывание. О нём рассуждают люди в том числе и святой жизни, среди которых – выдающийся богослов Сербской Церкви преподобный Иустин (Попович), утверждавший, что большего знатока души среди русских писателей он не знает. Фёдор Михайлович говорил: «Русский – значит православный». Независимо от понятия крови, ибо у Господа нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни украинца, ни белоруса. Различные веяния, имеющие отношение к особенностям, к обособлению и утрате единства, во все времена актуальны.

Заметьте, фарисей этот ушёл из храма не неоправданным, Бог его любит и оправдание своё – определённое – он получил. Но он был менее оправдан, чем тот мытарь, который осознавал своё недостоинство. Слова, которые мы с вами слышали за Всенощным бдением, звучат в начале Постной Триоди на Полиелее: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» – двери покаяния как условие вхождения в Небесное Царство. Каждый из нас в своей жизни от чего-то обособляется, но самое худшее и опасное – обособление от Бога и Его Божественного Слова. Оно может происходить в сознании одного человека, в семье, в государстве, в социуме и вообще в мировом сообществе, потому что, утрачивая понимание того, что все мы – дети одного Бога и часть одного целого, вообще одна большая семья, человек обособляется. Гордясь своими талантами, данными Богом, нередко молится так же, как этот несчастный фарисей. Заметьте, это ведь человек достойный по своим проявлениям, человек, который достиг немалого: он воздержан, он десятую часть своего дохода ежемесячно отдаёт на благие дела, действуя в согласии с Божьим Законом, понимая, что это значимо и важно.

Эти удивительные понятия тоже требуют небольшого объяснения. Человек совершает в этой жизни различные вклады. Есть организации, помогающие нам приумножить свои сбережения. К сожалению, часто, вставая на этот путь, человек теряет свои накопления, но вот совершая благое дело, непременно приумножает то, что отдаёт. Я знаю семьи, которые сознательно пришли к готовности десятую часть своего дохода жертвовать на Божий храм. Я знаю поразительные случаи приумножения. У нас есть семьи, взявшие на себя попечение о ладане – душистой смоле, используемой за Богослужением и символизирующей приятность нашей молитвы к Богу. Есть семьи, решившие обеспечивать храм просфорами – особым хлебом, используемым для совершения Литургии. У нас осталась ещё одна «вакантная опция» – это вино. Возможно, кто-то захочет взять это на себя. Так было издавна. Так вот, один случай с семьей, первой откликнувшейся на призыв и проявившей самую большую активность. Я был под впечатлением от того, что совершилось в их жизни: вечером глава семьи принёс мне коробку ладана, а затем написал сообщение: «Батюшка, мы под впечатлением: я неожиданно получил большую премию». Когда на следующий день я пришёл в нашу Воскресную школу и встретился с его супругой, она сказала: «Батюшка, у нас продолжение: мы получили ещё средства». Это всё работает.

Видя сердце фарисея, Господь его оправдывает, и тот уходит из храма с благословением продолжать свои труды. Господь, как пчела, собирает нектар в любом месте и ищет в сердце человека то, что тот готов принести к алтарю Божьему.

А что же мытарь? Сборщик податей, сотрудничавший с оккупантами-римлянами, презираемый в народе. Он делает эту работу сознательно и, принимая различные денежные суммы, он ворует, и это всем известно. Эти люди трудились таким образом во все времена – взимая налоги, запускали свои руки в то, что им не принадлежит. Почему же этот человек уходит более оправданным? Потому что, осознавая свои грехи, он понимает, что он и стоять-то в храме недостоин. Ему стыдно, и в момент раскаяния и готовности больше так не поступать на него нисходит Божественная благодать.

Рассказ об этом событии всякий раз орошает наше сердце в преддверии Великого поста той незримой Божественной силой, которая сподобляет каждого из нас задуматься и осознать важность предстоящего пути. Важно осмыслить и постараться воспринять то лучшее, что есть в жизни и деятельности фарисея, и вместе с тем – глубину покаяния, явленную в поступке мытаря. Есть в Священном Писании такие слова, обращённые к каждому из нас: «Могий вместить да вместит». Ибо степень вмещения Божьего слова и расширение его в нашем сердце и уме напрямую зависит от нашей готовности к тому, чтобы Господь зашёл в наше сердце, уврачевал наши недуги и даровал нам и покаяние, и вразумление, и умиление. Чтобы и здесь открыть двери общения с Ним, и иметь чаяния и надежду войти в Царстве Небесное, чтобы пребывать там с Ним вместе. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

ОПК в школе: о свободе выбора и вере Бога в человека

В течение нескольких последних лет по весне в московских школах традиционно созывается собрание, на котором с родителями будущих четвероклассников обсуждается вопрос о выборе для их детей модуля по предмету ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Наряду с «Историей религий» и «Светской этикой», в курс входит также и модуль «Основы православной культуры».

Ежегодно присутствуя на таком собрании, я почти всегда сталкиваюсь с настороженным недоверием части родителей, когда речь заходит о предложении изучать в школе основы православия. Их позицию можно сформулировать примерно так: «Зачем лишать детей свободы выбора? Пусть они сначала узнают о разных религиозных системах, а потом уже сами склонятся к тому, что для них окажется ближе…».

Но возможно ли ребёнку совершить правильный выбор, если у него в голове – винегрет из познаний о различных религиозных культурах и традициях? И вообще – сформируется ли у юного человека в результате поглощения этого «винегрета» уверенность в необходимости делать выбор, хватит ли для этого душевных и интеллектуальных сил?

«Если Бога нет, то все позволено», – сказал Ф.М. Достоевский. Именно курс основ православной культуры дает ребёнку понятие о Боге как Творческой, Всесовершенной, Всеблагой и Вселюбящей Личности. И ещё – мы недаром называем православие культурообразующей религией: этот модуль помогает детям правильно понять нашу российскую историю, труды наших предков, святых подвижников, нашу литературу и культуру… Узнав, прочувствовав всё это, легче находить правильные решения и в трудные моменты собственной жизни. Пишу это не голословно – ведь «Основы православной культуры» я начала преподавать факультативно двенадцать лет назад, имею возможность отчасти наблюдать за жизнью прежних выпускников и вижу, что знакомство с православием оказало на многих из них значительное и благое влияние.

Всегда радуюсь, когда иду на уроки, когда слышу непосредственные ребячьи вопросы, когда наблюдаю их сосредоточенную задумчивость, оживленные обсуждения, глубокое личное переживание темы нашей очередной встречи. А когда читаю их ответы на вопросы о вере, то невольно напоминаю себе о том, какой должна быть сама.

Матушка Ирина Алексеева

Ответы школьников на вопросы по курсу «Основы Православной культуры»

1. Почему Библию называют книгой книг?

  • Библия считается самой читаемой книгой, изданной самым большим тиражом.
  • В Библии сказано все, о чем не говорится в других книгах.
  • Библия – это книга, в которой написано все святое. Ее христиане читают и в храме, и дома. В ней много знаний о Боге. Она написана людьми разных поколений в течение многих лет. В ней описана и жизнь Иисуса Христа.
  • Это первая книга, которую дал Бог, потому что в ней говорится обо всей жизни Бога.
  • Библия самая большая книга, она содержит 50 книг. Там обо всем написано.

2. Что значит вера Бога в человека?

  • Человек живет, потому что Бог верит в человека.
  • Бог любит всех и верит в каждого из нас.
  • Бог верит в нас, что мы будем хорошими, и прощает нам наши грехи.
  • Бог верит, что человек будет добр со всеми, будет любить и уважать близких и Бога. Это значит, что Бог ищет в человеке не плохое, а хорошее.
  • Бог верит в человека и поэтому дает ему свободу.
  • Бог нас любит и всегда поможет.

3. Почему Иисуса Христа почитают Спасителем?

  • Иисус Христос спас людей от смерти. Господь пришел на землю, воплотился, а потом отдал себя на распятие.
  • Иисус смертью победил смерть. Он распялся за нас на кресте.
  • Он пожертвовал своей жизнью ради нас. Он спас людей от их же грехов.
  • Мы зовем Его Спасителем, потому что Он пострадал за нас, чтобы человечество попало в рай.
  • Иисус Христос спас мир от смерти. Поэтому воскресение – день возобновления жизни.

4. Как вы понимаете выражение «внутренний мир человека»?

  • Это мысли человека, его молитва, его вера, его чувства и надежды.
  • Это то, какой человек есть на самом деле, что он из себя представляет.
  • Это душа и сердце человека, его совесть.
  • Это сущность человека, его внутренние черты. Внутренний мир можно увидеть по поступкам людей.
  • Это видно – добрый человек или злой. А должен быть внутри рай.

5. Кто такие христиане?

  • Это те, кто верят в Иисуса Христа и принимают Его слова всем своим сердцем.
  • Кто крестился во Христа Иисуса. Крещение – это присоединение к Церкви.
  • Христиане слушаются Бога. Это Его помощники. Они служат Ему и могут быть святыми.

6. Зачем христиане молятся?

  • Молитва – это общение человека с Богом, это разговор с Ним.
  • Христиане молятся, чтобы почувствовать Бога. Чтобы душа их стала чище.
  • Чтобы Бог простил их грехи.
  • Чтобы ушел страх.
  • Чтобы Бог их услышал и помог, чтобы прожить счастливую жизнь.
  • Чтобы Бог не перестал бы в них верить.
  • Чтобы помочь другим людям.
  • Чтобы не в ад отправиться, а в рай.

7. Какого человека можно назвать православным? Как его убеждения проявляются в его поступках?

  • Православный человек верит в Святую Троицу. Он верит в Иисуса Христа и поэтому делает добрые дела.
  • Православный христианин помогает Богу, а Бог помогает ему. Он не делает так, чтобы хорошо было ему, а чтобы хорошо было Богу. Он знает, как на это посмотрит Бог.
  • Это тот, который поможет в трудный момент.
  • Православный христианин старается соблюдать все заповеди. Он любит и врага своего.

8. Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия?

  • Все эти слова связаны с Богом и человеком. Это главные слова. «Душа» – внутренний мир, «совесть» – решение дел, «покаяние» – размышление о себе.
  • Душа должна понимать, что такое зло и добро. А совесть должна заставлять душу раскаиваться.
  • Совесть сподвигает к покаянию, что впоследствии очищает душу. А если мы не будем слушать совесть, то будем постепенно отдаляться от Бога.
  • Совесть есть голос души, и только через покаяние мы можем лучше услышать его. Надо уметь прислушиваться к своей совести.
  • В душе хранятся поступки не только хорошие, но и плохие. И когда совесть говорит об этом, нам становится плохо. Поэтому надо скорее покаяться.
  • Покаяние – это когда человек сделал плохое, и стал извиняться, и вновь стал верен Богу.
  • Все эти понятия связаны между собой, потому что человек имеет душу, слышит совесть и может покаяться.
  • Если ты покаешься, то можешь соединиться с Богом в таинстве Причастия.

9. Назовите «золотое правило» этики.

  • Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними».
  • Если ты хочешь, чтобы с тобой обращались по-доброму, то обращайся так же.
  • Люби грешника и ненавидь грех.
  • Человеку надо молиться, делать добро и любить ближнего.
  • Нужно не другого винить, а посмотреть на себя.
  • Неосуждение – это проявление милосердия к человеку.

10. Напиши свои размышления на тему «Зачем в нашей жизни нужны заповеди».

  • Заповеди – это правила, которые дал нам Бог много лет назад, для того чтобы мы не потерялись на своем жизненном пути и не погибли. Если человек не будет соблюдать заповеди, на него обрушатся несчастья. Заповеди помогают попасть в рай.
  • Заповеди нужны, чтобы между людьми был мир и порядок и не было хаоса. Чтобы люди всегда помнили о Боге, и верили в Него, и жили спокойно.
  • Без заповедей не может жить человек. Без заповедей люди не понимали бы, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Есть заповеди блаженств. А блаженный переводится как счастливый. Нужно соблюдать заповеди, чтобы быть спокойным и счастливым. А чтобы их соблюдать, надо их знать.
  • Заповеди в жизни человека нужны для того, чтобы в трудной ситуации сделать правильный выбор.
  • В заповедях Господа – спасение человека. Это законы, которые надо исполнять.


11. Какая заповедь является главной – исполняя ее, мы исполняем сразу все?

  • Первая заповедь: «Я Господь, Бог Твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
  • Есть заповеди: не воруй, не убей, не завидуй, но главная заповедь: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением и всею крепостию твоею и ближнего твоего, как самого себя».