Совмещение несовместимого термин. Совместить несовместимое. Как все успевать

В предыдущей статье мы обсуждали, главным образом, как использовать теорию отражения на практике, как наш внутренний дисбаланс проявляется во внешней реальности и что необходимо сделать, чтобы его устранить.

Концепцию внутренней сбалансированности/разбалансированности я описал во взаимоотношениях высокого и низкого, мужского и женского.А сейчас мне хотелось быподробнее остановиться еще на двух энергиях, которые стоит привести и поддерживать в состоянии равновесия.

Все мы имеем возможность контактировать как с материей, так и с духом. Поскольку являемся духом и материей одновременно: индивидуальной душой, воплощенной в материальной форме, вечным духом в бренном теле. Под телом же подразумевается не только то, что видно в зеркало, но также наши ментальная и эмоциональная оболочки. Очевидно, что для гармонии в этом мире нам необходимо гармонизировать, объединить в единое целое все уровни, на которых мы существуем: духовный, эмоциональный, ментальный и физический. Тогда нас справедливо можно будет назвать уравновешенными и целостными личностями.

Под духом же подразумевается наше Высшее Я, неотличное по своим качествам от Бога. Что это за качества, спросите вы? Любовь, сострадание, блаженство, вечность, знание, чистота и другие качества характера, которые в полной мере проявляются Богом и в той или иной степени каждым из нас в зависимости от того, насколько сильно мы находимся под влиянием духовной энергии, иначе говоря, насколько мы близки к Богу. Святой человек или человек в Боге неизбежно и естественно будет проявлять эти качества. И, конечно, они являются верным критерием святости. Об одухотворенности человека всегда легко судить по тем качествам, которые он проявляет в повседневной жизни.

Духовные качества – это определенная энергия: энергия духа, энергия Божественного, энергия нашего вечного Высшего Я, энергия, связывающая все живое в одно энергетическое целое.

Материальный же мир – это мир форм, мир физических тел, мир, в котором мы отождествляем себя со своими эмоциями, разумом и физической оболочкой.

Интересно, что разделение энергий на духовную и материальную достаточно условно. Для святой личности такого разделения не существует. Она, даже находясь и активно действуя в материальном мире, реально воспринимает его как духовный, поскольку его сознание духовно.

Разделение создано Творцом для того, чтобы мы имели возможность насладиться пробуждением, избавлением от иллюзии, просветлением, осознанием Божественного. Для этого нам нужна его противоположность – материальное. «И во тьме свет светит…» Или: «Только во тьме свет, только в молчании слово», - как поет Борис Гребенщиков. Так что материальный мир – это своего рода игра, анекдот, повод для смеха.

Смех, кстати, тоже одно из духовных качеств. Однажды мы начнем воспринимать любые события нашей жизни, хорошие или плохие (как мы привыкли классифицировать их в мире относительности), как прекрасный повод для смеха. Но до этого светлого дня мы будем находиться под влиянием материальной энергии, в иллюзии или во сне. Выбирайте любой термин, какой вам нравится. Лично мне по душе больше последний.

Он напоминает мне о прекрасной пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон». Главного героя, как вы помните, несколько раз убеждали в том, что все, что происходило с ним до последнего момента, было сном. Из царя он превратился в заключенного, и его убедили, что царствовал он всего лишь во сне. А когда из заключенного он вновь превратился в царя, его убедили, что сном было заключение в темницу. Такие головокружительные перемены помогают расширять сознание, даже если вы всего лишь читатель этой пьесы. Но рано или поздно все мы осознаем себя и ее участниками. Я слышал историю об одном достаточно просветленном человеке. Он всегда был весел, никто из его друзей никогда не видел его грустным. И вот однажды несколько знакомых пришли навестить его утром и застали его в полном унынии, о причине которого он рассказал сам. «Сегодня ночью мне приснился сон, как будто бы я – мошка». «И что – это повод для печали?» - недоумевали друзья. «Конечно, если мне может присниться сон, что я мошка, где гарантия, что то, что происходит со мной сейчас, это не сон мошки, которой снится, что она человек?»

В священных писаниях Древней Индии, в частности, в «Великой пуране», где подробнейшим образом излагается концепция возникновения материи, все, что происходило, происходит и будет происходить здесь с нами, объясняется как Маха Вишну нидра – сон Верховного Господа. При Его выдохе мириады вселенных выходят из пор его кожи, а при вдохе возвращаются обратно. Легко представить, что мы сейчас находимся где-то в одной из этих вселенных. Давайте присмотримся получше и выясним, чем же мы тут занимаемся.

Итак, мы живем в мире энергии, состоящей из мельчайших колеблющихся частиц. Они формируют более крупные колеблющиеся частицы, а те, в свою очередь, еще более крупные, и т. д. Вот мы дошли до атомов, из которых состоит «твердая» физическая материя. Продолжим еще немного движение в сторону уплотнения и вот, наконец, наше физическое тело. Оно нуждается в еде, сне, отдыхе, одежде, работе (для обеспечения всего вышеперечисленного), в сексе, в общении и во многом другом. Оно беспокоится, радуется, горюет и надеется – в общем, живет. В этом теле содержится весь наш жизненный опыт, находясь в нем, каждый из нас руководствуется и осуществляет свои представления о том, как нужно жить.

Наши представления могут меняться: на смену старым приходят новые. Или они меняются на некоторое время. Например, иногда мы все воспринимаем в розовом свете. Розовый цвет – цвет любви, и это прекрасно. Но периодически линзы на наших очках меняются, жизнь ведь многообразна. Представьте, скажем, как вас захлестывает волна красного цвета. Вы переполняетесь желанием жить в этом материальном мире, ваша воля к жизни невероятно велика. Вы целеустремленны, а подчас, если на пути к вашей цели возникают препятствия, можете быть и агрессивны. Но с другой стороны накатывает волна оранжевого цвета: вы встречаете женщину или мужчину вашей мечты. Влечение к ним переполняет вас, и желание наслаждаться близкими взаимоотношениями соответствует вашим возможностям: запас сексуальной энергии кажется неиссякаемым… Вслед за этим может накатить волна желтого цвета. И для вас очень актуальной окажется ваша профессиональная жизнь, и именно этот аспект взаимоотношений. А потом вы почувствуете настоящую любовь. Всем сердцем. И вот вы омываетесь потоком зеленого цвета. За зеленой волной следует голубая, актуализируется ваша принадлежность к определенной общественной среде. Социальная жизнь активизируется, и вы чувствуете удовлетворение от общения. Потом цвет волны становится синим. Вы размышляете над новыми концепциями, обдумываете планы осуществления новых идей, материализации новых представлений о реальности. Но может настать момент, когда вас окатит фиолетовой волной, и вы вырветесь из суетной мирской реальности, почувствуете бесконечность, соединитесь со своим духовным началом.

Все эти цветовые периоды возможны в жизни любого человека. Возможно их смешение, возникновение оттенков различных цветов – прекрасная разнообразная жизнь! «И что, все это иллюзия, сон?!» - спросите вы.

Может быть – да, может быть – нет. Все зависит от нас. Объединение физического и духовного означает существование в материальном мире. В таком случае он уже не материален, он одухотворен философским камнем нашего Высшего Я. Любой металл, даже кусок ржавого железа, соприкоснувшись с философским камнем, превращается в золото, - непостижимая, мистическая реакция. Жизнь в любом цвете может быть духовной, если мы осознаем свою духовную природу. Жизнь в материальном мире без осознания своей природы – сон.

Эзотерические традиции говорят нам о двух энергетических потоках, в которых нуждается каждый человек: нижний поток – поток земной энергии и верхний поток – поток небесной, духовной энергии. У различных людей эти потоки развиты в различной степени. По наблюдениям одной моей знакомой женщины-целителя, большинство людей в наши дни имеют достаточно развитый нижний поток и гипотетический верхний (конечно, он есть у всех, но часто подобен тонкой нити). Иногда встречается другая крайность: сильно развитый верхний поток и загибающийся нижний. Представители первого типа погружены в материальные заботы и радости, борьбу за существование и наслаждение плодами своих трудов. Всем, кто наслаждался этими плодами в полной мере, знакомо едва уловимое, исходящее откуда-то из глубины желание чего-то большего – отсюда гонка за новыми плодами и новые разочарования. Без сомнения, эти плоды имеют свой вкус (и довольно сладкий), но тот, кто видел их, понимает, о чем я говорю.

Представители второго типа разочаровались в земных радостях, пресытились и, увлеченные поисками чего-то большего, предприняли паломничество в запредельные сферы. Они не на шутку отреклись и полностью посвятили себя какой-либо из духовных практик. Даже если представители второго типа продолжают вести обычный образ жизни, они не испытывают к нему вкуса, осознавая его иллюзорность. Их глаза не загораются при виде красивой женщины или изысканного блюда. Очевидно, что полное истощение нижнего потока приводит к прекращению земной жизни, частичное – к болезням. Ведь именно он обеспечивает нам комфортное существование в материальном мире и материальном теле.

Есть забавный анекдот о двух охотниках, один из которых рассказал другому следующую историю: «Иду я однажды по джунглям, из зарослей выскакивает лев. Я стреляю из одного ствола, из второго, и оба раза промахиваюсь. Лев набрасывается на меня и съедает!» Собеседник удивляется: «Как съедает? Вот ты сидишь тут очень даже живой!» - «Ха! И ты называешь это жизнью?!»

Для людей духовного склада земная жизнь – не жизнь. Лев Николаевич Толстой рассказывает в своем автобиографическом произведении «Исповедь» о том, как ему приходилось в свое время прятать от самого себя охотничье ружье подальше и даже ходить без шнурков, чтобы не повеситься. Настолько сильным было подчас искушение сделать это из-за осознания бессмысленности жизни… Ну вот, мы коротко поговорили о каждом из двух типов негармоничных людей (с точки зрения духовного и материального). Чаще всего второй тип следует за первым: разочаровавшись в материальном мире, люди отрекаются от него. Однако случается и рецидив материальной болезни, когда человек не в силах больше подавлять свои материальные желания (часто они еще больше усиливаются при попытке их подавить), получает «второе рождение» в материальном мире.

Теперь давайте поговорим о хорошем и о самом интересном: о гармонии духовного и материального. Такое тоже возможно и встречается на грешной земле. Представьте себе личность, у которой развиты оба потока: и верхний, и нижний. И в дольнем, и в горнем мире такой человек продуктивен и успешен. Все уровни его существования (физический, эмоциональный, ментальный и духовный) сбалансированы. А сам он купается в волнах, сияющих всеми цветами радуги одновременно. Такое вот материальное и духовное процветание. В чем же его секрет? Конечно, баланс земного и небесного – понятие индивидуальное. Каждый человек сам решает, как ему создать гармонию верхнего и нижнего потоков. Кто-то просто поделит все свое время на две половины…

В целом материальная жизнь касается какой-либо деятельности, духовная – бытия. Бытие в духовном сознании, в связи с самим собой и с Богом, по большому счету ни от чего не зависит. Быть означает просто быть, а чем ты при этом занят – не принципиально. В конце концов, жизнь часто помимо нашей воли предлагает свой сценарий развития событий, в какой-то момент мы, сами, не желая того, будем ограничены в земных радостях. Мне вспомнился анекдот о человеке, который перенес тяжелую операцию. Утром медсестра подробнейшим образом рассказала ему об образе жизни, которого теперь ему необходимо придерживаться. И он был поражен: «Что?! Вы хотите сказать, что мой завтрак, обед и ужин будут ограничиваться одной столовой ложкой сладкого крема?», но делать было нечего. На завтрак он, хоть без особого энтузиазма, съел свою ложку крема. Вытер рот салфеткой и позвонил в колокольчик. Появилась медсестра. «Уважаемая, принесите мне, пожалуйста, почтовую марку: хочу почитать немного…».

С другой стороны, кроме того, у всех вообще разные представления о том, что значит наслаждаться жизнью.

Самое невероятное, что гармоничный человек, чем бы он ни занимался, всегда осознает себя именно душой, осознает свою связь с Богом и со всем сущим. И еще: он не привязан к материальному. Хотя имеет или может иметь все в этом мире. У него могут быть предпочтения, но нет желаний (материальных желаний, конечно же). Для него жизнь – увлекательное кино, игра, удивительное развлечение, которым он поглощен со всей страстью земного человека и от которого отстранен в то же самое время. Он открыт перед жизнью, готов к любым, самым неожиданным поворотам судьбы и всегда, в любых ситуациях, чем бы он ни занимался, проявляет самые возвышенные качества души (о которых мы говорили). Такой человек, наслаждается он или страдает на материальном уровне, всегда будет испытывать духовное блаженство. Если его наслаждения будут ограничены - он не будет переживать по этому поводу. Но и пренебрегать радостями жизни, когда они возможны, тоже не будет.

Мы описываем. Как вы понимаете, идеальный вариант. Поэтому давайте приведем идеальный пример. Я слышал историю об одном святом, который странствовал по стране со своими учениками и, что бы с ним не случилось, за все благодарил Бога. Однажды поздно вечером его не пустили в одну деревню (по религиозным соображениям). Он оказался в степи, под открытым небом, и перед ним открывались все возможности быть съеденным дикими зверями. Кроме того, начался проливной дождь. Этот человек сел и стал молиться Богу.

Господи! – сказал он, - благодарю тебя за все, спасибо…

Один из его учеников не выдержал и перебил учителя:

За что?! За что ты его благодаришь? Это неискренне! Ты сидишь в луже, голодный и замерзший, и говоришь «спасибо»?! Я не верю тебе!»

На что мастер спокойно ответил:

Богу виднее, что мне нужно было иметь сегодня вечером. Я ему доверяю.

«Почему же иногда получаешь то, к чему стремишься, иногда – нет?» - спросите вы. Хороший вопрос. Но мудрец в любом случае получает то, к чему стремится – Милость Бога. Поскольку воспринимает все, что с ним происходит, как Его милость.

Наверное, все люди в этом мире иногда имеют что-то, иногда – не имеют. Но гармоничные люди остаются спокойными всегда. Всегда радуются, всегда в контакте с духовным и никогда не прекращают исполнять свой материальный долг или свои обязанности, в общем, никогда не прекращают свою материальную деятельность. Хотя история знает и исключения, но мы говорим о сегодняшнем дне.

Еще одно потрясающее качество гармоничных людей: они здесь и сейчас. Они погружены в текущий момент, для них не существует прошлого и будущего. Только настоящее. Дух вечен, а вечность в настоящем. Поэтому у них нет принципов, готовых ответов на все вопросы, построенных на предыдущем опыте. Их предыдущий опыт свидетельствует о том, что совершенное решение в любой ситуации подсказывает сама ситуация . Не бывает одинаковых ситуаций, все меняется. Единственная постоянная вещь – это перемены.

Расскажу вам реальную историю. Реальную, как все в материальном мире, ни больше, ни меньше. Но она одухотворена сознанием главного героя – одного индийского святого по имени Шивапури Баба. Он много путешествовал и встречался с людьми, несмотря на преклонный возраст – примерно 130 лет. Однажды один богатый джентльмен дал ему много денег. Молча подошел и вручил целую коробку купюр в 1000 рупий. Баба принял пожертвование с благодарностью. Сел в поезд и поехал в другой город. Вагон был первого класса. В купе кроме него сидела только молодая англичанка. Пользуясь моментом, Шивапури решил пересчитать деньги, он даже не знал, сколько их там… Когда молодая леди увидела целую коробку денег в руках у старичка, она твердым голосом сказала: «Отдайте мне половину денег. Иначе я дерну за цепочку и скажу, что вы пытались меня изнасиловать».

Шивапури посмотрел на нее и сделал жест руками, означающий «я ничего не слышу, со слухом проблемы». Дал ей клочок бумаги, чтоб она написала, что хочет сказать. Она взяла клочок и написала: «Если вы не отдадите мне половину денег, я дерну за цепочку и скажу им, что вы пытались меня изнасиловать». Шивапури Баба взял клочок бумаги, положил аккуратно в карман и сказал англичанке: «Теперь дергайте за цепочку».

Едва ли ему каждый день давали коробки с деньгами и шантажировали молодые англичанки. Решение проблемы пришло спонтанно. Так всегда бывает с людьми, которые живут здесь и сейчас. Они доверяют жизни, и смело сотрудничают с ней. Они – не зомби и не куклы, они – партнеры по игре и не устают удивлять друг друга. Развлекаются. Скажем, тот святой, ночевавший в степи под дождем, наверняка благодарил не только за условия для ночлега, сколько за возможность поразмыслить над тем, почему так получилось. И, в конечном итоге, благодарил за урок. Возможно, жители мусульманской деревни, не пустившие его на ночлег, сделали это потому, что он сам еще имел какие-то религиозные предрассудки, и они отразили его собственное отношение к представителям другой веры.

Возможно, была другая причина. Соль не в этом. Соль в том, что гармоничный человек действует. С одной стороны, действует, как может. С другой стороны, он в контакте с Богом и готов делать выводы, становясь еще мудрее. Границ для совершенствования не существует! У потока есть такое понятие, как ширина. Она может быть с дерево, а может быть несколько километров (как, говорят, было у Будды). Главное в этом вопросе – гармония верха и низа, а потом их постепенно можно расширять. Без депрессий и самоубийств. Будучи счастливым человеком. Главное – быть здесь и сейчас. Жизнь всегда подскажет нам, в каком направлении двигаться. И инструкторов пошлет, если нужно. А вообще рассчитывать на других и подражать другим опасно. Лучше несовершенно исполнять свой долг, чем в совершенстве чужой.

Один невероятно просветленный моряк сказал: «Море – это место, где учишься полагаться только на себя и зависеть от Бога». А Святой Августин сформулировал иначе: «Когда я действую, я делаю это так, как будто все зависит только от меня. А когда молюсь, я делаю это так, как будто все зависит только от Бога». Деятельность с молитвой – и есть соединение двух потоков. Говорят, что лебеди обладают способностью отделять молоко от воды в случае необходимости. Но и водой они не пренебрегают.

Допустим, у святых нет материальных желаний, а у кого-то – даже предпочтений. Но ведь святыми не становятся в один день, а кто-то, может быть, вообще не собирается этого делать. Однако же надо с чего-то начинать. Начинают с честности. Быть честным перед самим собой – лучший способ ускорить свое развитие. Хоть мы и не застрахованы от курьеза в этом случае.

Руководитель одной большой фирмы был очень обеспокоен тем, что люди не работали так, как могли бы, в полную силу. Он обратился к психологу. Психолог посоветовал повесить в офисе много лозунгов типа: «Сделай это сегодня, завтра никогда не придет!», «Проживи свой сегодняшний день, как последний!».

Когда они в следующий раз встретились с психологом, руководитель фирмы плакал: «Вы расстроили все мои дела! Машинистка сбежала со швейцаром. Кассир украл все деньги, а рассыльный пытался меня убить».

Даже в таком случае честность лучше, чем лицемерие. И уж, конечно, было бы здорово проживать каждый день как последний. Чем и занимаются гармоничные люди. Предположим, что помимо духовных желаний, у нас есть и материальные. Почему бы их не удовлетворить? Или, по крайней мере, не попытаться. И почему бы не отнестись к этому легко, понимая, что это – всего лишь игра под названием «жизнь на Земле». А если помимо материальных желаний у нас возникают еще и духовные, тем более не стоит пренебрегать ими, даже если все вокруг делают иначе. Наивысшее духовное желание – любить необусловленной любовью, ничего не ожидая взамен. Наивысшее материальное – делиться своим чувством со всеми окружающими изо всех сил, со всей энергией и земной страстью.

Есть одна древняя притча о человеке, уставшем от своих врагов и оказавшемся над обрывом, под которым рычали голодные львы. Ветку дерева, за которую он уцепился, грызли две мышки – черная и белая. А по ветке стекал мед, и прямо ему в рот. Неизбежная смерть со всех сторон. Вопрос лишь во времени, когда это произойдет. Мышки символизируют день и ночь: сколько нам их суждено еще прожить, зависнув над обрывом, - одному Богу известно. Конечно же, в таком положении трудно будет насладиться медом. А многие даже считают, что это и бессмысленно: есть ли смысл в том, что скоро все равно прекратиться, лучше подумать о том, как избежать смерти!

Гармоничный человек будет спокоен, ясно осознавая, что душа вечна: мы закрываем глаза в одном месте и открываем их в другом – чего бояться? Поэтому он спокойно будет наслаждаться вкусом меда, который по-настоящему сладок, и благодарить Судьбу. По-настоящему сладкий мед, в моем понимании, это возможность делиться своими духовными сокровищами со всеми людьми здесь, на Земле, в материальном мире. Слаще этого не бывает.

А теперь – упражнение. Расслабьтесь так, как вы всегда расслаблялись перед выполнением упражнений. Встаньте, закройте глаза, поставьте ноги на ширину чуть шире плеч. И представьте, как прямо из земли в ваше тело входит поток теплой энергии. Вдыхайте эту энергию и поднимайте поток по своему телу вверх. Пусть он выйдет через макушку головы и прольется на вас сверху. Теперь представьте, как с небес на вас проливается поток прохладной космической энергии, входит в ваше тело через голову, опускается вниз и выходит через промежность. Вдыхайте его. А теперь возьмите эти два потока и соедините в районе солнечного сплетения. Перемешайте их там и наполните этой смешанной энергией всю свою ауру. Сделайте это просто силой своей мысли. И пусть ваша жизнь становится все более и более гармоничной.

И . Всем хотелось узнать, таков ли он, как его описали.
Вот как о нем рассказывала Дина Корзун:
- Максим – добрый, особенный человек. Казалось бы, такой большой, страшный, но очень добрый. Он мне даже один раз помог. Еще в начале съемок "Страны глухих" ко мне обратилась моя двоюродная сестра. Она искала работу. Я попросила Максима помочь, и он сразу согласился. Он же бизнесмен. Да, Максим очень крутой, он не просто актер. Но сестра недолго у него проработала, подвела меня. И, что самое интересное, Максим после этого извинялся передо мной за нее. Это говорит о его внутреннем достоинстве, душевной щедрости. А какого яркого дара, мастерства этот человек. Максим может сыграть любую роль…
Максим приехал к нам в институт весной 2001 года и не один. С ним была журналистка. Ребят послушать его собралось много. И многое из того, что о нем рассказывали, оказалось правдой. С собой Максим привез видеокассеты для нашего клуба, а впоследствии не раз предоставлял для студентов билеты на свои спектакли.
Разговор шел на разные темы, но, в основном, крутился возле сцены и актерского мастерства. Его ответы на вопросы изобиловали оговорками, и это располагало к непринужденной беседе.
Макс: Как вы оказались на сцене ?
Суханов: Все очень просто. Когда я закончил театр Вахтангова… (все смеются)
М.: Щукинское училище?
С.: Да (улыбаясь). Я после училища пришел в , но там не прижился и устроился в Вахтанговский. А в "Щуку" поступил я совершенно случайно. Дело в том, что я не хотел идти в армию… А у меня был свой ансамбль, и я пел. Я и сейчас пою. Исполняли мы рок: хард-рок, обычный рок. В основном, это были чужие песни, но мы сочиняли и свои. И я решил поступить на Ипполитова-Иванова, но не прошел и оказался в "Щуке". Хотя, сначала думал заняться музыкой.
М.: И как учеба?
С.: В начале второго курса я был легкомысленный. Благодаря замечательному педагогу Владимиру Владимировичу Иванову для меня профессия актера стала не то что своей, я перестал относиться к ней, как к увлечению, как к хобби. Ну, допустим, люди разговаривают друг с другом, и вдруг один из них рассказывает анекдот. Это нужно, но это все же так легкомысленно. Вроде рассмешил, и все-таки есть контрапункт. У меня тогда произошел перелом в мышлении, и я открыл абсолютно новые горизонты в актерском мастерстве. Если в "Щуку" я поступал, чтобы у меня были ненормированный рабочий день, максимум свободы, и чтобы мы все весело делали спектакль, то после окончания уже стал серьезней относиться к своей профессии.
М.: Ваши любимые роли?
С.: Они мною все любимы. Ведь каждая роль создает некую цепочку. Ты настраиваешься на спектакль, изучаешь роль, делаешь ее своей. Роль становится частью тебя и отживает, если ты исчерпываешь всю ее новизну. Поэтому-то я не люблю показывать фрагменты из своих ролей на публике. Я считаю, что это как бы выхваченный кусок не из пьесы, а из меня. Очень осторожно отношусь к импровизации. Импровизация – штука ответственная и опасная. Спектакль представляет собой отлаженный организм, взаимодействие членов труппы. Любое новое может сделать больше зла, чем добра. Импровизация должна быть дозированной. Это как мелодия. Если в нее включить что-то новое, то может получиться дисгармония звуков. Но, тем не менее, сам спектакль – не мертвый организм, он обладает энергией. Ведь я не могу есть еду, которую ел вчера.
М.: Кого мечтаете сыграть?
С.: Мне кажется, мечтать о роли несообразно. Ведь роль предлагает режиссер. А актер выбирает, может ли он поддержать фантазию режиссера. Актер играет при выборе роли пассивную роль, и если режиссер кажется диктатором, то в этом есть свое преимущество. Мне кажется, что это правильный механизм, и мечтать не следует. Иногда получается, что у актера и режиссера не складываются отношения. Ведь делать спектакль – это как акт рождения новой жизни. Что-то рождается, а что-то – нет. Также и со спектаклем. Он не всегда может родиться, бывает и выкидыш. К этому нужно привыкать и относиться легко.
М.: Трудно даются роли?
С.: Когда я открываю знакомую пьесу, то стараюсь читать ее как будто в первый раз. И если я вижу какой-то неблаговидный поступок своего героя, и он мне нравится, то не избегаю его, а именно с него начинаю строить свою роль. Пьеса все-таки является поводом для создания своего произведения. Допустим, если я открываю бутылку и наклоняю ее, то вода потечет на стол. Это не так интересно. Но если я полью себе на голову, то уже на этот поступок будет реакция. Тем не менее, если вода вдруг потечет на потолок, то это будет уже чудо. Я очень люблю совмещать несовместимые понятия, например, лед и пламя, секс и смерть. От этого нарастает напряжение в зале. Например, спектакль «Амфитрион» наполнен провокациями, и в них тоже есть несовместимые понятия.
М.: Как вы относитесь к пафосным ролям?
С.: В последнее время я очень полюбил пафос. Вокруг царит ирония, самоирония и само-само-самоирония, и нам не хватает душевности. А это очень важно, когда есть простые чувства.
М.: Жизнь – это игра?
С.: Да, безусловно, игра существует. Ведь я все равно не буду перед вами таким, каким я бываю один у себя в комнате. Это и вам не нужно, и мне не нужно.
М.: Давно вы заняты в кино?
С.: Нет. До 1991 года я нигде не учился (смех в зале), ой, не играл я нигде.
На этой веселой ноте мы и расстались с «не учившимся нигде» актером. В голове не укладывалось, сколько тем мы затронули за встречу. У нас тогда впервые присутствовали студенты из соседнего вуза – МГСУ, и они были поражены, как легко наши ребята общаются с таким известным человеком. А я до сих пор общаюсь с ним, так как Максим продолжает помогать нам.
Впечатления от встречи остались в памяти и на видео. Просматривая запись, я всегда убеждаюсь, что актеры влияют на людей и вне сцены. Философские темы Максима Суханова, его любимые вещи теперь можно заметить у некоторых из наших студентов, а его жесты, которые он вспомнил из языка глухонемых, можно было бы использовать и на практике. Актер яркого дарования, он запомнился, как добродушный и смешливый человек, слегка отстраненный, как и все из его среды.

Истории от Суханова.

Меня часто останавливают гаишники. В основном, ночью, когда я возвращаюсь домой. И спрашивают: «Кем вы работаете?» «Актер», - отвечаю. «Ну да. Покажите-ка ваш багажник». Это постоянно происходит.

Девочка восьми лет предлагает маме сыграть в Золушку. Мать ее думает, что дочка хочет играть Золушку, и соглашается. Но она выдает фразу: «Значит, так. Я буду злой мачехой и буду говорить, что и как делать».

«Воин не срывает незрелый плод, но и не дает ему перезреть. Он позволяет ему расти – это пассивность и доверие независимым от него силам, он наблюдает за ним – это контроль. Он срывает его, когда нужно, – это активность. Воин всегда использует момент, когда в дело вступает Вселенная».

Точный поступок является уравновешивающей силой, при помощи которой сохраняется баланс между суммой всех противоположностей.

Страстное намерение может сопровождается таким же страстным волевым усилием, а может и не сопровождаться. Есть такой принцип - деяние в недеянии, совмещение несовместимого.

В дальнейшем принцип - деяние в недеянии, совмещение несовместимого превращается в принцип пассивность в активности, контроль в доверии, знания в незнании, расчет в случайности и даже смирения в гордыне.

Многие из Вас составляют планы на различные периоды своей жизни, кто-то пытается составить планы на всю жизнь. Важными моментами в любом плане являются замысел и исполнение. Но, как бы тщательно Вы не планировали, в реальности обязательно возникнут препятствия, которые не принимались в расчет. Успешные люди совмещают следование плану с умением воспользоваться ситуацией, т. е. умеют воспользоваться тем, что предлагает судьба.
Сколько было случайностей, как в науке, так и в бизнесе, которые не то, что не планировались, но и воспринимались сначала как досадные промахи, но потом становились великими открытиями или финансовым успехом.
Некоторые фармакологические вещества, входящие в состав многих лекарств, были созданы в результате многочисленных опытов, причем наиболее эффективные из них были открыты случайно. Так же и в бизнесе. Леви Страус во время золотой лихорадки в Калифорнии вез на корабле галантерейные товары в Сан-Франциско. Весь товар был раскуплен еще на корабле, не заходя в порт. Осталась только парусина для палаток. Когда Леви Страус понял, что он сможет продать товар из-за большой конкуренции, он, чтобы не пропадал товар, пошил для одного из старателей рабочие штаны. Золотоискателям так понравились штаны из прочной и жесткой ткани, что заказы посыпались один за другим. Так появились джинсы, и состоялся один из самых преуспевающих бизнесменов Америки.

Бытует мнение, что настойчивость и упорство приводят к победе. В основном это верно. Но бывает, что с проблемой, которая вам противостоит, часто не удается справиться, просто борясь с ней.

Олегу не давали покоя соседи алкоголики. Частые сборища их друзей, таких же алкашей, не особо радовали жителей дома. Пьяные дебоши и крики надоели так, что добропорядочные граждане за головы хватались. Сначала алкашей прогоняли. Бесполезно. Ругали и увещевали. Нулевой эффект. Вызовы милиции тоже приносили только временный результат.

Тогда Олег пошел к хозяевам притона и сказал:

– Господа, нужна ваша помощь. Ко мне приехала теща, а я не хочу, чтобы она жила со мной. Не могли бы вы каждый день устраивать шумный скандал. Чем громче будете кричать и ругаться матом, тем лучше. А я за это каждый вечер буду приносить вам бутылку водки.

Алкаши рады стараться. Через неделю Олег сказал:

– Тут у меня проблемы с деньгами. Я смогу вам давать только две бутылки в неделю. «Господа» поворчали и следующую неделю отрабатывали уже без энтузиазма.

Через неделю Олег зашел к соседям и пожаловался:

– Вы понимаете, не платят зарплату, поэтому смогу вам за ежедневные скандалы приносить только одну бутылку в две недели.

– Ну, нет, за бутылку в две недели сам дери глотку. С тех пор вокруг была тишина. Алкаши, даже если и ругались по-настоящему, старались делать это тихо. Чтобы тещу не спугнуть, назло этому жмоту Олегу.

Все разговоры, цитаты, афоризмы, пословицы о совмещении несовместимого выглядят, конечно, красиво, но их понимание, в жизни, никого не освобождает от проблемы выбора. Точный выбор между двумя противоположными подходами к проблеме, является основой управления реальностью. И чем больше мы детализируем информацию, тем острее стоит проблема выбора. Все теории временны и ограничены, основанные на них действия имеют смысл только в контексте места, времени и цели. Реальный мир находится в постоянном движении. Всегда можно создать теорию соответствующую Вашим проблемам. Но реальный мир не будет ждать, реальность разобьет все теории, построенные Вами, и то, что вчера Вам помогло, при решении проблемы, сегодня или в других условиях может Вас ограничивать или создать еще большие проблемы. То, что было правильно при решении одних задач, при решении других задач может быть неверным. Жизнь не стоит на месте и всегда нарушает устоявшиеся правила, и для того, чтобы двигаться вперед, вместе с реальностью, необходимо находить новые решения и делать новый выбор.

Человек, имеющий логический и линейный образ мышления, со временем начинает понимать, что жизнь не доступна полному анализу, так как будущее – есть результат таких многочисленных переплетений событий и обстоятельств, что иногда только обратившись к бессознательному можно найти правильное решение.

"Если я рассуждаю логично, это значит только то, что я не сумасшедший, но вовсе не доказывает, что я прав." Иван Петрович Павлов

Буддисты и приверженцы восточных единоборств, единственно правильным поведением в жизни считают не логическое обоснование поступков, а освобождение от ложной рационализации и гармоничное участие в жизненном потоке. Это выражается в спонтанности поступков, которые в сложных ситуациях оказываются наиболее правильными.

«Великие дела надо совершать не раздумывая». Ю. Цезарь

Трансформируя сознание в этом направлении, дзен-буддист, стремится избегать с одной стороны крайностей аскетизма, а с другой стороны полного отказа от всякой тренировки. В практике психотренинга усиленное напряжение воли сочетается с расслабленностью, дисциплина чувств и эмоций со спонтанностью психических проявлений. В результате взаимодействие сознательного и подсознательного происходит в гармонии и единстве.

Отсутствие контроля и анализа разума дает подсознанию находить возможности, которые сознание реализует. Действия человека в таком состоянии идут из самой глубины его существа, от его истинной природы, и продиктованы интуицией, озарением, вдохновением. К такому уровню приходят, только освободившись с помощью различных техник очищения Души, таких как медитация, повседневная практика внимательности, внутреннее безмолвие, от всех привязанностей, от чувства собственной ограниченности.

Много раз, проходя через неопределенность и состояние хаоса, прорабатывая страхи и парадоксальные ситуации, мастер получает ответы на жизненные вопросы в виде озарений и абсолютно точных спонтанных поступков. Возникает естественность поведения, способность к импровизации, учитывается текучесть, изменчивость и уникальность каждой конкретной ситуации. Решения и поступки продвинутого мастера являются проявлением интуиции.

Учитель Яго Тадзима-но-ками был глубоко погружен в созерцание. Вдруг его тело мгновенно развернулось, повинуясь бессознательному импульсу, как будто сзади ему угрожала опасность. Находясь в боевой стойке, он увидел всего лишь юношу, который всегда сопровождал его, неся меч. Мастер захотел разобраться в происшедшем. Тогда юноша признался, выразив готовность понести наказание: «Когда я увидел ваше высочество погруженным в созерцание цветущей вишни, во мне зародилась мысль, что, как бы ни был совершенен мой господин во владении мечом, он ни за что не смог бы защищаться, вздумай я нанести ему сейчас удар». Эта мысль и была уловлена какой-то частью сознания мастера.

Мексиканские индейцы толтеки считали, что тем, кто совершенствуется в миру, не нужна философия. Сама реальная жизнь ставит бесчисленное множество, казалось бы, неразрешимых задач. Решая их, справляясь с ошибками и хаосом переходных парадоксальных периодов, человек совершенствуется, расширяет сознание и познает законы Вселенной.

«В любой ошибке есть что-то от Бога. Так что не спеши ее исправлять. Напротив, стремись постигнуть ее разумом, докопайся до самой сути. И тебе откроется ее сокровенный смысл». Ф. Гойя

У каждого человека есть способности к точным поступкам за пределами логического обоснования. Конечно, это не так ярко выражено, как у продвинутых мастеров магических практик. У успешных людей мы можем наблюдать в деятельности эффективное сочетание рационального мышления и интуиции. Это также заметно в отношении незначимых целей у любого человека. Особенно ярко проявляется влияние бессознательного у талантливых и гениальных людей в присущих им сферах деятельности. Удачливый человек, чувствует ситуацию кончиками пальцев, также как и хороший пианист чувствует клавиши рояля. «Нутром чую», - так говорят о «чувстве живота» многие успешные люди. Некоторые из тех, кто добились успеха, славы, богатства и процветания замечали: «То, что произошло, это решение свыше».

Одна из величайших танцовщиц, Айседора Дункан, только один раз в жизни посетила урок танцев. Когда ее спросили, кто учил ее танцевать, она ответила: «Терпсихора». Пытаясь объяснить, как она танцует, Айседора Дункан говорила, что во время танца она находится в состоянии «зоны», «потока». Во время танца ее тело и разум становились выражением Духа. Этот дар влиял и на ее повседневную жизнь, становясь причиной необоснованных поступков и неприспособленности к жизни. Она не управляла им. У каждого свой талант.

Принцип обратной связи заключается в том, что двигаясь к своей цели, необходимо всегда наблюдать, как реальный мир реагирует на каждый твой шаг. Ответные реакции являются знаками, указателями. Здесь необходимо, в разумных пределах совмещать настойчивость и уступчивость. Обязательно сохраняйте направление, даже если мир сопротивляется, однако будьте готовы остановиться или даже вернуться назад, чтобы разобраться или обойти препятствие. Используйте жизненные проблемы как указатели на Вашем пути к цели.

«Чтобы стать великим человеком, нужно уметь искусно пользоваться тем, что предлагает судьба». Ларошфуко

Med Bookz - портал с медицинской литературой. Если вам нужно

Если верить Мюнхгаузену, пойманная им лисица ухитрилась выскочить из собственной шкуры. Оставим эту охотничью историю на совести барона. Зато с изобретательскими задачами нечто подобное происходит! Вот началась охота за ответом, поймано техническое противоречие, и, казалось бы, ответ уже в руках... Но тут ответ неожиданно ускользает.

Даже прочно вцепившись в техническое противоречие, нельзя быть уверенным, что ответ пойман. Одно и то же техническое противоречие в принципе может быть преодолено множеством разных приемов.

Технические противоречия вызваны теми или иными физическими причинами: в глубине технического противоречия спрятано противоречие физическое. Выглядит оно так: "Данная часть технической системы должна обладать свойством А, чтобы выполнить одно действие, и должна обладать противоположным свойством анти-А, чтобы выполнить другое действие". Обратите внимание: техническое противоречие относится ко всей системе или к нескольким ее частям, а физическое - только к одной части. Это существенно облегчает путь к ответу.

Возьмем, например, задачу 5 - об удалении песка из деталей. Физическое противоречие в этой задаче такое: "Песчинки должны быть твердыми, чтобы очищать детали, и песчинки должны быть нетвердыми (жидкими или газообразными), чтобы их легко было удалять из очищенной детали". Как только такое противоречие сформулировано, ответ становится очевидным: нужен прием "изменить агрегатное состояние", именно этот прием, и никакой другой! Пусть "песчинки" будут из сухого льда: твердые при очистке деталей, эти "песчинки" потом сами превратятся в газ.

В задаче 6 (об отверстиях в резиновой трубке) физическое противоречие почти такое же: "Трубка должна быть твердой, чтобы легко было сверлить в ней отверстия, и трубка должна быть нетвердой, чтобы сохранять эластичность". Прием тот же: заморозим трубку (или, заполнив ее водой, заморозим воду), а после того как отверстия сделаны, нагреем.

Существуют специальные правила, позволяющие при анализе задачи шаг за шагом перейти от технического противоречия к физическому. Но нередко физическое противоречие можно сформулировать сразу, непосредственно из условий задачи.

Задача 12. КАПЛИ НА ЭКРАНЕ

В лаборатории исследовали процесс электросварки. Ученых интересовало, как плавится металлический стержень, внесенный в дугу, и как при этом меняется сама дуга. Включили дугу, сняли кинофильм, посмотрели его. И тут оказалось, что на экране видна только дуга. Она ярче капель металла, поэтому их не видно. Решили повторить опыт. Включили вторую дугу, более яркую, направили ее свет на капли металла и снова сняли фильм. Теперь видны были только капли металла (их высвечивала яркая вторая дуга), а первой дуги, менее яркой, на экране не было. Исследователи задумались: что же делать?..

И тут появился изобретатель.

Типичное физическое противоречие, - сказал он. - Дело в том, что...

Так какое же здесь физическое противоречие? И как его преодолеть?

Внимательно прочитав условия, можно легко сформулировать физическое противоречие. Вторая дуга должна быть, иначе не видны капли металла, и второй дуги не должно быть, иначе мы не увидим первую дугу.

Техническое противоречие обычно формулируется мягко, например так: чтобы увеличить скорость грузовика, надо уменьшить вес перевозимого груза. Скорость конфликтует с грузоподъемностью, но не исключено, что возможен какой-то компромисс. В физическом противоречии конфликт предельно обострен. Однако в мире изобретательства свои законы: чем острее сформулирован конфликт, тем легче его преодолеть... Дуга, освещающая капли металла, не может одновременно быть и не быть. Значит, она должна то быть, то не быть - вспыхивать и гаснуть. Тогда на одних кадрах фильма будут только капли металла, а на других - только дуга. При демонстрации фильма оба "сюжета" соединяются: мы увидим и дугу, и капли.

Противоречивые требования разделены здесь во времени. Можно разделить их и в пространстве. Вспомним решение задачи о трубе: стальной лист разрезан частично, то есть в одних местах разрез есть, а в других нет. Существует и более хитрый путь совмещения несовместимого: придадим объекту одно свойство, а его частям - другое, противоположное. На первый взгляд это кажется невероятным - как из черных кубиков построить белую пирамиду?! Но вот велосипедная цепь: каждое ее звено жесткое, негнущееся, а в целом цепь гибкая... Словом, физические противоречия, требуя совместить несовместимое, не заводят в тупик, а облегчают путь к решению задачи.

К примеру, задачу 10 - "смягчение" воды - решить трудно. Неясно даже, за что уцепиться. Сформулируем физическое противоречие. Бассейн должен быть заполнен водой и должен быть заполнен чем-то более мягким, чтобы спортсмен не получил травмы при неудачном прыжке. Что мягче воды? Газ, воздух. Вывод: надо заполнить бассейн... воздухом.

Может показаться, что мы зашли в тупик. Вода держит пловца, но она "жесткая" при ударе. Газ "мягкий", но и в заполненный газом (то есть пустой) бассейн прыгать нельзя. Выявив противоречие, мы обострили задачу, но, как ни странно, вдали вспыхнула искорка ответа. Хорошо, пусть одновременно будет и то, и другое! Пусть спортсмен прыгает в "смесь" воды и воздуха, в "газированную" воду. Именно так решили задачу советские изобретатели, получившие авторское свидетельство № 1127604, по которому воду под вышкой - перед прыжком - "газируют", пропуская воздушные пузырьки. Противоречие устранено: "газированная" вода остается водой, но удар о нее почти неощутим.

Обратите внимание, какой зигзаг пришлось сделать на пути к решению.

В условиях задачи дана "вода" - и ответа но видно. Мы перешли к "антиводе", то есть к газу, воздуху. Задача вроде бы стала еще труднее. Следующий мысленный ход: надо объединить "воду" и "ант и воду". Только здесь начала вырисовываться идея решения.

Задача 13. ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ

Завод получил заказ на изготовление большой партии овальных стеклянных пластин толщиной 1 миллиметр. Нарезали прямоугольные заготовки, оставалось сгладить их края так, чтобы получились овалы. Но при обработке на шлифовальном станке тонкие пластины часто ломались.

Надо сделать пластину потолще, - пожаловался рабочий мастеру.

Ни в коем случае, - ответил мастер. - Нам заказали тонкие пластины...

И тут появился изобретатель.

Физическое противоречие! - воскликнул он. - Заготовки должны быть толстые и тонкие. Это противоречие можно разделить во времени: заготовки на время обработки станут толще...

Задача 14. КАК ВЫЙТИ ИЗ ТУПИКА?

На заводе приступили к выпуску нового механизма - и сразу же возникли непредвиденные трудности. Одна деталь механизма изготовлялась из стальной пластины. Через заготовку пропускали ток, нагревавший металл до 1200 градусов. Раскаленную пластину прессовали, придавая ей нужную форму. И вот выяснилось, что при температуре выше 800 градусов поверхность заготовки быстро портится: на металл вредно действует воздух. Начальник цеха срочно созвал совещание.

Положение - как в сказке, - сказал он. - Налево пойдешь - плохо будет, направо пойдешь - еще хуже...

Заготовку надо нагревать до 1200 градусов, иначе ее не обработаешь. И нельзя нагревать выше 800 градусов, иначе испортишь поверхность металла.

Все очень просто! - воскликнул самый молодой инженер. - Надо нагревать до 1000 градусов. До средней температуры.

Не пойдет, - возразил старый мастер. - И пластины будем портить - нагрев все-таки выше допустимого, и обработку не сможем вести - мала температура.

Каверзная задача, - вздохнул начальник цеха. - А решать ее надо быстро, прямо сейчас.

И тут появился изобретатель.

Есть решение, - сказал он.

Как вы думаете: что предложил изобретатель?

Задача 15. УПРЯМАЯ ПРУЖИНА

Представьте себе, что нужно сжать спиральную пружину (длина ее - 10 сантиметров, диаметр - 2 сантиметра), положить плашмя между страницами книги и закрыть книгу так, чтобы пружина не разжалась.

Сжать пружину можно двумя пальцами. Но потом придется разжать пальцы, иначе не закроешь книгу. И пружина разожмется... С такой ситуацией столкнулись инженеры, собирая один прибор. Нужно было сжать пружину, уложить и закрыть крышкой. Как это сделать, чтобы пружина не разжалась?

Связать? - сказал один инженер. - Иначе эту пружину не переупрямишь.

Нельзя, - возразил другой. - Внутри прибора пружина должна быть свободной.

И тут появился изобретатель.

Прекрасно! - воскликнул он. - Пружина должна быть свободной и несвободной, сжатой и несжатой. Раз есть противоречие, значит, перед нами изобретательская задача.