Сострадание в нашей жизни. Что такое сочувствие - нужны ли в жизни сочувствие и сострадание

Сострадание и Сочувствие — это способность души сопереживать, то есть понимать чувства другого человека, понимать то, что происходит у него в душе (понимать и сопереживать его победам и радостям, страданиям и боли).

Задумывались ли вы над тем, в чем отличие сострадания и жалости? Ведь чаще всего люди именно «жалеют» кого-то…

И хорошо ли это — жалеть кого-то, жалеть себя? Задавались ли Вы когда-нибудь вопросом: почему я людей жалею, многим помогаю, а в ответ только получаю лишние проблемы и никакой благодарности?

Давайте сегодня попробуем разобраться с этим подробнее.

В чем различие между состраданием и жалостью? Как понять и почувствовать ту тонкую грань, которая разделяет эти две сопереживающих реакции? Думаю, что каждому было бы полезно задать себе подобный вопрос и понять для себя значения этих двух понятий.

На первый взгляд это одно и тоже, просто сопровождается различным эмоциональным подтекстом. Сострадание — нечто более высокое, идущее из глубин души, а жалость там, где страх и боль.

Сострадание — это то, что в итоге помогает душе того, кому мы помогаем, стать лучше и развиться. И в итоге это воздается свыше тому, кто наделен состраданием.

А жалость — это то, что в итоге губит душу того, кому мы помогаем из жалости. А если это идет во вред другим, то и воздается человеку «по заслугам», т. е. притягивает в его жизнь проблемы.

Сострадание — это способность к сопереживанию, способность точно определить эмоциональное состояние другого человека и понять, что с ним происходит. Сострадание — это умение при любых условиях действовать так, чтобы причинять как можно меньше вреда окружающим существам.

Жалость же — это по своей сути констатация слабости, неспособности или «ущербности» другого существа по сравнению с собой, констатация его страданий с некоторой дистанции.

Жалость порождает поток разрушительной энергии, потому что жалея, человек обычно признаёт ущербность объекта жалости, его неспособность самостоятельно выйти из сложных ситуаций, в конце концов — жалость — это признание за другим положения жертвы: «Бедненький, несчастненький, как тебе плохо…» и этот образ вкладывается в чувство жалости.

Очень простой пример диалога…

— Как мы жалеем человека. Вот человека надо пожалеть… как ты определяешь, что ему плохо?

— Себя поставить на его место.

— Ну конечно, мы ставим себя на его место. Значит, кого жалеем-то? Себя. А жалось к себе, это не то, чтобы плохо. Жалость к себе — это как труба, через которую вылетает вся энергия. Вот какая бы энергия ни была, в тот момент, когда жалеешь себя, она сделала ручкой и ф-и-и-и-ть — как в унитаз. Энергия ушла! А-а-а-… бедный я бедный, вот и я также буду стоять… и буду руку протягивать, меня никто не любит, никто не подаст монеточку. Бедный, я бедный! Только ты не думаешь «Бедный я бедный», ты думаешь «Бедная бабушка бедная».

А это — то же самое. Когда ты жалеешь людей, ты ставишь себя на их место, по сути ты себя жалеешь. И жалость, она всегда из такого… ну с одной стороны чувства превосходства, потому что ты-то сейчас не у церкви стоишь и не просишь денег. Значит ты лучше, чем она. Но ты ставишь себя на ее место, и ты пожалел собой сверху, себя снизу. И жалость, из-за того, что она лишает тебя силы, не дает тебе возможности адекватного взаимодействия.

Например, ты думаешь, что ей плохо, а она, может быть, собирает на машину. И ей очень хорошо. И она не знает, как еще на машину заработать в ее возрасте.

А может быть, она действительно голодная, может быть, ее надо накормить. Потому что придет чувак какой-нибудь, и отберет у нее деньги. Она стоит, а он приходит потом, забирает у нее деньги, дает тумака и все.

А может ее просто покормить надо. А почувствовать это можно, если ты ей сострадаешь. Не жалеешь ее, а сострадаешь. То есть ты настраиваешься на нее, чувствуешь ее как продолжение себя, ты чувствуешь ее состояние. И вот из этого сочувствия, из этого сострадания, ты чувствуешь, что будет лучшим для нее.

Может лучше просто пройти мимо, потому что это не на пользу, все ее сборы денег не на пользу.

Понимаете? И тогда нет жалости, есть сострадание. А сострадание всегда проявляется в адекватной форме, наиболее адекватной. Иногда сострадание это… как хирург на операции, сострадание хирурга. Он не жалеет пациента. Представьте «Ой-ой-ой, ой как сейчас мне будет больно! Ой-ой, лучше не резать сильно!» Как ему больно будет.

Сострадание хирурга, это когда он действует собрано и точно. Иначе пациенту будет только хуже. Так вот это сострадание действием. И это самое эффективное.

Жалость приучает к слабости и бездействию. Жалея себя, человек часто с удовольствием делится личной ношей с окружающими, перекладывает на кого-то ответственность за свои действия, требуя понимания или поддержки.

Человеку одинаково плохо и когда у него действительно что-то болит, и когда всего лишь не реализуется какая-то его прихоть. Человек приучается, чуть что, жалеть себя изо всех сил, даже сам не понимая, что его страдание не столь велико, насколько он его изображает. И более того, утешение для него нередко важнее, чем решение проблемы, из-за которой ему стало плохо.

И вместо того, чтобы быть сильным и самостоятельным, человек живет слабым и зависимым — потому что за всю свою жизнь, по большому счету, ничего не делает самостоятельно. А тот, кто его жалеет, помогает ему оставаться в этом состоянии как можно дольше.

На мой взгляд, смысл жизни в обретении счастья. С момента появления на свет каждый человек стремится к счастью и не желает страдать. Ни социальное положение, ни образование, ни идеология никак не влияют на это положение вещей. В самой глубине нашего существа заложено простое стремление к достижению внутреннего удовлетворения.

Не знаю, есть ли какой-то более глубокий смысл во Вселенной со всеми ее бессчетными галактиками, звездами и планетами, но мы люди, живущие на земле, просто решаем задачу, как стать счастливыми. А потому важно понять для себя, что же приносит нам наивысшее счастье.

Как найти счастье?

Для начала можно разделить все формы счастья и страдания на две основных категории: связанные с умом и с телом. И здесь именно ум, а не тело, оказывает на нас наибольшее влияние. Если мы не разбиты тяжелой болезнью и не страдаем от крайней бедности, то самочувствие играем вторичную роль в нашей жизни.

Если с телом все в порядке, то мы его попросту игнорируем. Ум же отзывается на любое событие, каким бы маленьким оно ни было. А потому мы должны прилагать большие усилия для того, чтобы сохранить покой ума.

Мой небольшой опыт подсказывает мне, что высшая степень внутреннего покоя рождается, когда мы развиваем в себе любовь и сострадание.

Чем больше мы заботимся о счастье других, тем лучше мы себя ощущаем. Когда мы взращиваем чувство родства и добросердечия в отношении других, то это автоматически делает наш ум спокойным. Это избавляет нас от всевозможных страхов и чувства неуверенности и наделяет нас силой справляться с любыми преградами, которые могут возникать на нашем пути. Это высший источник успеха в жизни.

Пока мы живем в этом мире, мы вынуждены сталкиваться с трудностями. И, если в тяжелое время мы утрачиваем надежду и впадаем в отчаяние, то тем самым снижаем свою способность противостоять трудностям. Если же мы будем помнить, что не только мы сами, но каждое существо претерпевает страдания, то эта более реалистичная картина мира придаст нам решимости и сил противостоять трудностям.

Поистине при таком отношении к жизни мы сможем рассматривать любое новое препятствие как еще одну драгоценную возможность улучшить свой ум!

Итак, мы можем постараться постепенно стать более сострадательными, то есть развить в себе подлинное сочувствие к страданиям других существ и готовность помогать им превозмогать боль. И тогда в нас самих будет больше безмятежности и внутренней силы.

Нам всем нужна любовь

Любовь и сострадание являются источником величайшего счастья по той простой причине, что мы, от природы, ценим их превыше всего. Потребность в любви лежит в основе человеческого существования. Она рождается из тончайшей взаимозависимости всех существ. Какими бы умелыми и искусными мы ни были, останься мы в одиночку, и мы не сможем выжить.

Какими бы сильными и независимыми мы себе ни казались в лучшие годы своей жизни, все равно в раннем младенчестве, в глубокой старости и в болезни нам приходится полагаться на помощь других.

Вне всякого сомнения, взаимозависимость - основополагающий закон природы. Не только высшие формы, но и многие мельчайшие насекомые порой ведут коллективный образ жизни. Безо всякой религии и без образования они выживают, помогая друг другу, руководствуясь врожденным пониманием взаимозависимости. Более тонкие уровни материальных явлений также подчиняются закону взаимозависимости.

Все явления, от планеты, на которой мы живем, до океанов, облаков, лесов, цветов, которые нас окружают, появляются вследствие тонкого взаимодействия энергий. Если это взаимодействие нарушается, то они растворяются и распадаются.

Именно в силу того, что сама жизнь человека так сильно зависит от помощи других, потребность в любви составляет основу нашего бытия. Вот почему нам необходимо подлинное чувство ответственности и искренняя забота о благополучии других.

Нам нужно поразмышлять о том, что на самом деле представляют собою люди. Нас не собирают на конвейере. Если бы мы были всего-навсего объектами механической сборки, то тогда роботы могли бы избавить нас от страданий и удовлетворить наши нужды.

Но поскольку мы состоим не только из материи, было бы ошибочным возлагать все свои надежды на одно только счастье и материальное развитие. Для того чтобы понять свои нужды, необходимо подумать о своих истоках и своей природе.

Оставив в стороне непростой вопрос возникновения и эволюции Вселенной, мы можем по меньшей мере согласиться с тем, что каждый из нас является порождением собственных родителей. Наше зачатие произошло не только вследствие сексуального желания, но также и сознательного решения наших родителей завести ребенка.

Такие решения имеют в своей основе чувство ответственности, альтруизм и сострадательную решимость родителей проявлять заботу о своем ребенке до тех пор, пока он не сможет сам позаботиться о себе. Так, с момента зачатия, любовь наших родителей была причиной нашего появления на свет.

Более того, на ранних этапах своего развития мы целиком и полностью зависим от материнской заботы. Согласно ученым, состояние ума беременной женщины, будь то спокойное или возбужденное, оказывает непосредственное влияние на ее еще нерожденного ребенка.

Проявление любви также очень важно и в момент рождения. Появившись на свет, ребенок сразу же тянется к материнской груди - в нем естественным образом рождается чувство близости к своей матери, и, чтобы его накормить, мать тоже должна испытывать любовь. Если она почувствует гнев или отвращение, то, вполне возможно, молоко перестанет течь.

Затем следует жизненно важный период для развития мозга - с момента рождения и по меньшей мере лет до трех-четырех. В это время телесное соприкосновение, исполненное любви, является единственным наиважнейшим фактором для нормального роста ребенка. Если его не держат на руках, не обнимают, не ласкают, не любят, то его развитие затрудняется, а его мозг может так и остается недоразвитым.

Поскольку ребенок не может выжить без заботы других, любовь для него - самая важная пища. Счастье детских лет, искоренение множества страхов и здоровое развитие уверенности в себе, - все это напрямую зависит от любви.

В наши дни многие дети растут в несчастливых семьях. Не получив должной заботы в детстве, они в зрелости редко окружают любовью своих родителей и зачастую с трудом дарят любовь другим людям. Это очень грустно.

Когда дети подрастают и идут в школу, то поддержку, в которой они так нуждаются, должны оказать им их учителя. Если учитель не только передает им академические знания, но также берет на себя ответственность за их подготовку к жизни, то его ученики чувствуют доверие и уважение, а то, чему учит такой учитель, оставляет в их уме неизгладимый след.

Предметы же, преподаваемые учителем, который не проявляет подлинной заботы о благополучии своих учеников, будут рассматриваться ими как несущественные и не останутся в памяти надолго.

Подобным образом, в дни болезни, если нас лечит врач, излучающий доброту и человеколюбие, то мы чувствуем себя очень спокойно, и само по себе желание врача окружить нас нежной заботой оказывает на нас лечебный эффект вне зависимости от того, каковы его навыки и умения. А если врачу не достает человеколюбия, и он встречает нас недружелюбно, проявляет нетерпеливость и небрежность, то мы будем испытывать беспокойство – пусть даже перед нами самый высоко квалифицированный врач, верно поставивший диагноз и прописавший нужное лекарство.

Чувства, которые испытывает пациент, неизбежно оказывают влияние на качество и полноту его исцеления.

Даже в обычной беседе в повседневной жизни, если к нам обращаются с любовью и вниманием, то нам приятно слушать такого собеседника, и мы отвечаем ему тем же. Беседа становится более интересной, пусть даже тема ее несущественна. Если же нас встречают холодно и резко, мы испытываем неудобство, и нам хочется поскорее завершить разговор.

Говорим мы о событиях маловажных или чрезвычайно значимых, любовь и уважение других - вот важнейший ключ к нашему счастью.

Недавно я встречался с группой ученых в Америке, и они сообщили мне, что уровень душевных болезней в их стране довольно высок и затрагивает около 20 процентов всего населения. В ходе нашего обсуждения выяснилось, что основной причиной депрессии становится не отсутствие материальных благ, но обделенность любовью.

Из всего вышесказанного мною становится ясным одно: осознаем мы это или нет, с самого первого дня нашей жизни у нас в крови потребность в любви. Даже если любовь проявляет животное или человек, которого мы обычно относим к своим врагам, все мы – и дети, и взрослые - будем естественным образом тянуться к этому источнику любви.

Я думаю, что все люди без исключения приходят в мир с этой тягой к любви. И это показывает, что, хотя некоторые современные школы мысли берутся утверждать, что человека можно свести к материи, на деле это не так. Ни один материальный объект, каким бы прекрасным и ценным он ни был, не может подарить нам любовь, потому что наша глубинная сущность и истинное лицо - в субъективной природе нашего ума.

Развитие сострадания

Кто-то из моих друзей как-то сказал мне, что хотя любовь и сострадание - вещи удивительные и прекрасные, они не слишком подходят для современного мира. В нашем мире, по их словам, подобные идеалы не имеют ни силы, ни власти. Гнев и ненависть, утверждают они, до такой степени являются частью человеческой природы, что человечество всегда будет пребывать в их тисках. Я с этим не согласен.

Человек, в его теперешней форме, живет на земле уже около ста тысяч лет. Если бы все это время в человеческом сердце превалировала злоба и ненависть, то численность населения снизилась бы в значительной степени. Но сегодня, несмотря на все войны, население планеты велико как никогда. Для меня это явное свидетельство того, что в мире доминируют любовь и сострадание.

И именно поэтому неприятные события всегда попадают в новости, а дела, исполненные сострадания, до того являются для нас нормой, что мы относимся к ним как к чему-то само собой разумеющемуся и по большей части не обращаем на них никакого внимания.

До сих пор я в основном говорил о пользе сострадания для нашего сознания, но оно положительно влияет и на наше здоровье. Насколько я могу судить по своему личному опыту, стабильность ума и физическое здоровье связаны напрямую.

Вне всяких сомнений, гнев и тревога делают нас более уязвимыми для болезней. Если же наш ум спокоен и питает добрые помыслы, то тело окажется не слишком податливым для болезней.

Но, разумеется, верно и то, что всем нам от рождения присущ эгоцентризм, который тормозит нашу любовь к другим. Поэтому, если мы стремимся к подлинному счастью, источником которого является только покой ума, и только сострадательный настрой способен породить покой ума, то как нам его развить?

Конечно же, недостаточно просто думать о том, какая замечательная вещь - сострадание! Нам всем нужно приложить усилия для того, чтобы его развить; мы должны использовать все события повседневной жизни для преобразования своих мыслей и поступков.

Перво-наперво нам нужно ясно осознать, что такое сострадание. Многие формы сострадательных чувств, на самом деле, смешаны с желание и привязанностью. Например, любовь, которую родители испытывают к своему ребенку, зачастую сильно связана c их собственными эмоциональными потребностями, и потому не является сострадательной в полном смысле этого слова. Опять же, в семье, любовь между мужем и женой (в особенности поначалу, когда супруги еще не слишком хорошо знают истинный характер друг друга) является, скорее, привязанностью, нежели подлинной любовью.

Наше желание может быть таким сильным, что человек, к которому мы привязаны, будет казаться нам хорошим, хотя на деле он может быть очень дурным. В добавление к этому, [на ранних этапах развития отношений] в нас проявляется тенденция преувеличивать незначительные положительные качества [своего партнера]. Посему, когда отношение одного из партнеров к другому меняется, тот испытывает разочарование и тоже меняет свое отношение.

Это говорит о том, что за подобной любовью стояло стремление удовлетворить собственные потребности, а не подлинная забота о другом человеке.

Истинное сострадание - не просто эмоциональная реакция, но твердая убежденность, основанная на анализе. Поэтому подлинное сострадание к другим не утратит силы, даже если они будут вести себя дурно.

Конечно, развить такое сострадание совсем непросто! Вначале давайте рассмотрим следующие факты:

Красивы люди или отвратительны, дружелюбны или враждебны, в конечном итоге, они все равно люди, такие же, как и мы с вами. Как и мы, они хотят счастья и не желают страданий. Более того, они в той же мере, как и мы, обладают правом преодолеть страдания и обрести счастье. Когда вы соглашаетесь с тем, что все существа равны в своем желании счастья и праве его обрести, то автоматически начинаете испытывать к ним сострадание и близость.

Приучая свой ум к этому вселенскому альтруизму, вы взращиваете чувство ответственности за других: стремление активно помогать им преодолевать трудности. Это чувство не носит избирательного характера - оно распространяется на всех. Поскольку все они - человеческие существа, как и вы испытывающие удовольствие и боль, нет никаких оснований проводить жесткие различия между ними и вами или менять свое отношения к ним, если они поступают дурно.

Позвольте мне подчеркнуть: в ваших силах - если уделить этому время и быть достаточно терпеливым - развить такое сострадание. Конечно, наш эгоцентризм, наша исключительная привязанность к своему якобы независимому, самосущему «я» на самом глубинном уровне тормозит в нас сострадание.

В действительности, подлинное сострадание можно пережить лишь когда такое цепляние за свое «я» полностью искоренено. Но это не означает, что мы не можем начать сейчас и добиться прогресса.

Как начать развивать в себе сострадание?

Нужно начать с устранения величайших препятствий на пути к состраданию: гнева и ненависти. Как все мы знаем, это чрезвычайно сильные эмоции, и они могут завладеть всем нашим сознанием. Тем не менее, их можно поставить под контроль.

Если же их не контролировать, то эти негативные эмоции будут терзать нас (прилагая к этому большие усилия со своей стороны!) и препятствовать нашему поиску истинного счастье, какое может подарить ум, исполненный любви.

Для начала полезно поразмышлять, представляет ли гнев хоть какую-то ценность. Порой, когда мы впадаем в уныние перед лицом трудной ситуации, кажется, будто гнев нам полезен, что он придает нам силы, уверенность в себе и решительность.

Но здесь необходимо очень внимательно изучить свое состояние ума. Хотя гнев действительно наполняет нас энергией, но, если мы внимательно исследуем эту энергию, то обнаружим, что имеем дело со слепой силой. Мы не можем быть уверены в том, будет результат позитивным или негативным. Это происходит потому, что гнев затмевает лучшую часть нашего мозга - ту, что отвечает за рациональное мышление.

Поэтому энергия гнева почти всегда не отличается надежностью. Она может подтолкнуть нас к чудовищным по своей силе разрушительным и неблаговидным поступкам. Более того, если гнев доходит до крайности, то человек начинает вести себя как безумец, совершая действия, причиняющие вред и себе и другим.

Возможно, однако, взрастить в себе одинаково мощную, но куда более контролируемую энергию, которая позволит нам справляться с подобными трудными ситуациями. Такая контролируемая энергия рождается не только из сострадательного настроя, но также из размышления и терпения. Это наиболее действенные противоядия к гневу. К сожалению, многие ошибочно принимают эти качества за признаки слабости.

На мой взгляд, верно обратное: они являются подлинными признаками внутренней силы. Сострадание по природе своей свойство мягкое, мирное и кроткое, но при этом очень сильное. Те же люди, кто легко теряет терпение, уязвимы и нестабильны. А потому для меня именно гнев служит явным признаком слабости.

Поэтому, столкнувшись с трудной ситуацией, старайтесь сохранять умиротворение и искренность. Думайте о том, чтобы в конце концов восторжествовала справедливость. Конечно, другие могут попытаться вас обмануть, и, если ваша отстраненность будет лишь усиливать в них несправедливую агрессию, сохраняйте стойкость.

Это, однако, следует делать с состраданием, и, если необходимо, открыто выражайте свои убеждения и принимайте контрмеры, но делайте это без гнева и дурного замысла.

Следует понимать, что хотя, на первый взгляд, ваши противники причиняют вам вред, но в конечном итоге своими разрушительными действиями они принесут вред лишь самим себе. Для того чтобы остановить в себе эгоистичный импульс ответить своему противнику той же монетой, следует вспомнить о своем желании развивать терпение и взять на себя ответственность за предотвращение страданий своего врага, которые стали бы следствием его дурных поступков.

Если применяемые меры будут выбраны вами спокойно, то они окажутся более эффективными, более точными и действенными. Отпор, в основе которого лежит слепая энергия гнева, редко достигает своей цели.

Друзья и враги

Должен вновь подчеркнуть, что одних размышлений о пользе сострадания, анализа и терпения недостаточно для того, чтобы их развить. Нужно дождаться той минуты, когда придут трудности, и тогда попытаться проявить эти качества на деле.

А кто предоставляет нам эти возможности? Не друзья, разумеется, а наши враги. Именно они доставляют нам больше всего неприятностей, и поэтому, если мы на самом деле хотим чему-то научиться, то должны считать врагов своими лучшими учителями!

Для человека, который ценит сострадание и любовь, практика терпения имеет жизненно важное значение, а для ее выполнения неотъемлемой составляющей является враг. Поэтому мы должны испытывать благодарность своим врагам, ибо именно они могут наилучшим образом помочь нам успокоить свой ум!

Кроме того, в личной и общественной жизни нередко случается так, что под влиянием обстоятельств враги становятся друзьями.

Итак, ненависть и гнев всегда причиняют вред, и, если мы не будем тренировать свой ум и прилагать усилия для снижения их вредоносной силы, то они будут и впредь доставлять нам беспокойство и срывать наши попытки достичь умиротворения.

Гнев и ненависть - вот наши настоящие враги. Вот силы, которые нам необходимо подчинить себе и победить, а вовсе не те временные враги, которые периодически проявляются в нашей жизни.

Разумеется, для всех нас естественно и оправданно стремиться окружить себя друзьями. Я частенько шучу, что, если вы на самом деле хотите быть эгоистом, то станьте альтруистом! Нужно окружить всевозможной заботой других, думать об их благополучии, помогать им, служить им, заводить друзей, дарить им улыбки. Результат?

Когда вам на самом деле понадобится помощь, то у вас окажется вдоволь помощников! Если же вы станете пренебрегать счастьем других, то в конечном итоге сами окажетесь в проигрыше. Может ли дружба родиться из ссор и гнева, ревности и безудержного соперничества? Едва ли. Только любовь дарит нам настоящих друзей.

В современно материалистическом обществе, если у вас есть деньги и власть, может показаться, что вы всегда окружены друзьями. Но это не ваши друзья, а друзья ваших денег и власти. Стоит вам утратить богатство и влияние, как простынет и след этих друзей.

Беда в том, что, когда в нашей жизни все складывается удачно, мы преисполняемся уверенности, что можем со всем справиться в одиночку. Думаем, что друзья нам не к чему. Когда же наше здоровье ухудшается, мы быстро понимаем, как сильно мы ошибались.

В этот момент мы ясно видим, кто во-настоящему нам полезен, а от кого - никакого толку. Для того чтобы подготовиться к такому моменту и окружить себя настоящими друзьями, способными помочь в трудную минуту, мы должны развивать альтруизм!

Хотя порой люди смеются, когда я произношу эти слова - сам я лично всегда хочу, чтобы у меня было больше друзей. Я люблю улыбки. И потому я беспокоюсь о том, как завести больше друзей и как окружить себя улыбками, в особенности искренними. Ведь существует так много разных улыбок - саркастических, искусственных, дипломатических.

Иные улыбки не приносят чувства удовлетворения, а порой лишь порождают сомнения и страх, не так ли? Но искренние улыбки всегда дарят нам чувство свежести, и это, на мой взгляд, уникальное свойство человеческих существ. Если такие улыбки нам нужны, то нужно создать причины для того, чтобы они появились.

Сострадание и мир

В заключение я хотел бы кратко коснуться предмета, который выходит за пределы этого короткого эссе и касается темы более обширной. Счастье одного человека может самым глубинным и позитивным образом сказаться на благополучии всего человеческого сообщества в целом.

Поскольку нас объединяет в равной степени присущая всем нам потребность в любви, то мы можем увидеть в каждом человеке, встреченном нами в тех или иных обстоятельствах, сестру или брата. Каким бы незнакомым ни казалось нам его лицо, какой бы непривычной ни была его одежда или поведение, между нами нет существенной разницы.

Глупо зацикливаться на внешних различиях, если по сути у нас одна и та же природа.

В конечном итоге, человечество - единый организм, а эта маленькая планета - наш единственный дом. Если мы хотим защитить свой дом, то каждый из нас должен на личном опыте ощутить этот вселенский альтруизм. Только альтруизм может искоренить себялюбивые мотивы, которые заставляют людей обманывать и притеснять других.

Если у вас искреннее и открытое сердце, то вы естественным образом будете ощущать уверенность и чувство собственного достоинства, и вам не придется бояться других.

Я полагаю, что на любом уровне общества - семейном, клановом, государственном и международном - ключом к счастью и успеху будет развитие сострадание. Нет необходимости принимать ту или иную веру, нет необходимости разделять ту или иную идеологию. Все, что нужно от каждого из нас - развивать общечеловеческие ценности.

Я стараюсь относиться к каждому, кого я встречаю, как к старому другу. Это дарит мне подлинное ощущение счастья. В этом практика сострадания.

Сочувствие, Сострадание и Сопереживание – очень важные позитивные человеческие качества, я бы сказал, что это способности духовно зрелой . Души человека, который имеет опыт и сам через многое прошёл и многое испытал в жизни. Некоторые считают сострадание и сочувствие слабостью или не нужными эмоциями, нунями и т.п., но это не верное отношение. Тот, чьё сердце не способно на сострадание и сочувствие – заслуживает только этого самого сострадания и сочувствия, ибо в его сердце живёт жестокость и не живёт (Любовь).

Кроме того, очень важно не путать сострадание с жалостью. Сострадание это светлое чувство, усиливающее того, к кому оно направлено. А жалость – чувство тёмное и разрушающее, и оно всегда делает ещё более слабым и ничтожным того, на кого жалеют. Сострадание – признак Великодушия, а жалость – показатель малодушия! Подробнее о Жалости – читайте .

Что такое Сострадание и Сочувствие?

Сострадание и Сочувствие – это способность души сопереживать, то есть понимать чувства другого человека, понимать то, что происходит у него в душе (понимать и сопереживать его победам и радостям, страданиям и боли).

Говорят, что если ты способен на сострадание, значит у тебя есть сердце, а в сердце твоём есть любовь. И это правда. Человек может испытывать сострадание только на основе опыта своей души, то есть его душа помнит (даже если сам человек этого не помнит), когда она сама была в подобной ситуации (в прошлой жизни или в этой) и что она тогда переживала (хорошее или плохое).

О Сострадании, Сочувствии и Сопереживании:

На сострадание и сочувствие способна только духовно богатая , с богатым жизненным опытом, которая прошла свои испытания достойно, не обозлилась, не очерствела, не стала накапливать обиды и злобу на свою судьбу и на Бога, а сохранила в сердце любовь, человечность, веру, светлые чувства. Такой человек способен утешить и ободрить другого, попавшего в сложную ситуацию и помочь ему, а не потопить его в страданиях своей жалостью.

Сострадание – это светлое чувство, когда из духовного сердца человека выходит поток светлой энергии (позитивного опыта, чувств) и входит в сердце другого человека, осветляя, исцеляя и помогая ему пережить его горе. Сострадание – это не значит страдать вместе с человеком, это не значит натягивать на себя проблемы и негатив другого, не значить убиваться вместе с ним разрывая его и своё сердце на части, нет! Это значить исцелять, в том числе правдой, умея говорить её с состраданием и любовью, даже если она очень горькая.

Сострадание и сочувствие предполагает последующие принятие проблемы (даже самой болезненной), всей правды о себе (признание своего греха, своей неправоты) и активное решение этой проблемы – “Любая неприятность – должна быть устранена!” .

Истинное сочувствие, как правило не заканчивается одним сопереживанием, а предполагает какие-то активные действия для помощи тому, кому эта помощь очень нужна. Жалость, сама по себе – бесплодна, а не предполагает ни каких активных и полезных действий.

О Жалости:

Жалость – это тёмное чувство, суть которого: “Давай пострадаем и по разрушаем себя и друг друга вместе…”, “Зачем ты будешь один страдать, давай вместе – я пожалею тебя, ты пожалеешь меня, страданём по полной, по разъедаем свою душу, по обвинениям судьбу, пожалуемся друг другу какой мир не справедливый, какая жизнь тяжёлая… так глядишь и делать ничего не придётся…” . Жалость – не предполагает активных действий по устранению проблемы.

Жалость разрушает веру человека, светлые чувства в сердце, убивает Любовь, хотя очень многие ошибочно полагают, что жалость – это одно из качеств любви. Это не так! Жалость – это в чистом виде потакание (оправдание) тому злу в человеке (его негативу, порокам и слабостям), которое эту самую любовь убивает! А пока человек своё зло жалеет и оправдывает, оно всегда будет в нём жить и разрушать душу, пока не разрастётся до беспредельных размеров и не погубит человека. Тут одно из двух – либо вы его, либо оно вас, третьего не дано!

Каждому нормальному и достойному человеку необходимо научиться чётко различать Сочувствие и Жалость. Научиться чувствовать и понимать переживания других так, чтобы не подпитывать в них всё темное, не достойное, порочное и слабое, а наоборот, побуждать их к освобождению от всего гадкого и разрушающего их душу. Чтобы вместо отвратительного чувства жалости к себе, беспомощности и собственной ничтожности, человек начинал чувствовать силу, позитивный заряд и решимость справиться со всеми проблемами, достойно и с честью пройти любые испытания судьбы! И чтобы он чувствовал, что его понимают, его любят, в него верят и всегда помогут.

Сострадание (сочувствие, сопереживание) – эмоциональное состояние человека, неудовольствие, испытываемое из-за чужих несчастий.

Конечно, сострадание – это одно из лучших качеств человека. Если вы умеете сочувствовать человеку , значит, понимаете его чувства и эмоции. Соответственно, это поможет вам установить с ним более прочные отношения. Ведь для каждого из нас важно знать, что тебя поддерживают, понимают и любят.

Но, нужно ли сострадание человеку?

Если вы эмоциональный человек и у вас сильно развито чувство сострадания , вы, вероятно, замечали, что разделять боль и страдания другого человека очень тяжело. Его негативная энергия обволакивает вас и, тем самым, вы сами перестаете радоваться жизни. Сочувствие действует угнетающим образом, отнимая у вас силы.

Более того, если вы часто сочувствуете одному человеку, это вредит вам обоим. Постоянное сопереживание приводит к тому, что вы непреднамеренно мешаете страдающему принять на себя ответственность за свои собственные действия. Из-за ваших постоянных состраданий человек будет чувствовать себя слабым, нуждающимся в чьей-то помощи. Такие люди не смогут самостоятельно жить, и будут постоянно нуждаться в вас, в вашей поддержке.

Поэтому очень важно не только научиться сопереживать или уметь сострадать другим людям, но знать и чувствовать грань, в нужный момент оградить себя от негативных эмоций других людей. Всего должно быть в меру!!!

«Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встаёт на защиту в пользу обездоленных и осуждённых жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею сомнение».

(Антихрист. Проклятие христианству. Ф.Ницше)

Как научиться правильно сочувствовать и сопереживать?

1. Необходимо разобраться, кто вызывает у вас чувство сострадания – все или только близкие вам люди. От кого может поступать негативная энергия? Как только почувствуете, что слишком близко к сердцу принимаете переживания другого человека, попробуйте сдержать свои эмоции. Не погружайтесь с головой в проблемы другого человека. Окажите поддержку, убедив страдающего, что он не один в этом мире. НО, выход из сложившейся ситуации он должен найти сам!

2. Научитесь сосредотачиваться и возвращаться в нормальное состояние каждый раз, когда чувствуете, что погружаетесь в проблемы другого человека. Прервите разговор, пока не почувствуете, что адекватно воспринимаете ситуацию. Помните, что каждая ваша эмоция влияет на ваш организм и на вашу энергию. Поэтому, чтобы иметь хорошее состояние души и тела, необходимо испытывать только положительные эмоции. Контролировать ваши эмоции вам поможет медитация или визуализация .

3. Сумейте вовремя перейти от бессознательного сочувствия к сознательным действиям. Каждый раз, когда будете пытаться избавиться от чувства сострадания вы, наверняка, будете испытывать чувство вины. Не вините себя в бесчувственности! Ведь для того, чтобы поддержать человека необязательно пропускать через себя его негативную энергию и эмоции. Выслушайте, поддержите, при этом старайтесь находиться в своем нормальном состоянии. Научитесь защищать себя от негативной энергии других людей и от чрезмерного сопереживания .

Конечно, очень важно быть хорошим членом семьи, другом или коллегой. Все мы должны любить помогать друг другу. Но это можно делать, не создавая вред себе, пропуская через себя их негативную энергию. Необходимо поддерживать баланс своего организма, чтобы ощущать личное счастье. К тому же, в спокойном и счастливом состоянии вы сможете эффективней помочь другому человеку!

Контролируйте свои эмоции и чувство сострадания ! Будьте счастливы сами и делайте счастливыми других!

ЖИТЬ УМОМ ИЛИ СЕРДЦЕМ?

Иногда, в той или иной ситуации, мы не знаем, как нам поступить – жить умом или сердцем . Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждая возникшая ситуация (проблема) требует индивидуального подхода. Заблуждаться может, как и наше сердце, так и наш разум.

Конечно же, очень важно логически анализировать проблему, или принимать какие-то решения, основываясь на свой ум и знания. Каждый человек ежедневно применяет свои накопленные знания на действиях, используя свой ум. Например, при выборе одежды, когда мужчина одевает на работу в офис деловой костюм, а не спортивный, хотя последний ему ближе к сердцу. Он принимает это решение исходя из разума, так как понимает, что его появление в офисе в спортивном костюме будет неуместно. Или, еще один пример, когда мы переходим дорогу. В этот момент мы тоже используем свой ум. Мы же не переходим дорогу так, как нам этого хочется, не соблюдая правила перехода дорог. Ведь это может привести к катастрофе. Используя свои накопленные знания, мы сначала убеждаемся о безопасности пересечения дороги, и только тогда принимаем решение - двигаться дальше.

Но, когда дело касается наших чувств, или речь идет о наших мечтах – здесь разум может навредить. Ведь в делах сердечных порой необходимо жить сердцем , отключив логическое мышление.

Вы никак не можете решиться бросить нынешнюю работу и устроиться на новую? Или вы давно мечтаете переехать жить в другую страну, но все еще живете где прежде? Или может, вам нравится человек, но вы не решаетесь быть с ним? Просто отключите свой разум!!! В этих случаях необходимо жить сердцем, а не умом!

Наши страхи и неуверенность создает наш разум, основываясь на событиях прошлого времени. Если вы раньше испытывали подобные страхи то, принимая решения, сейчас будете испытывать чувство беспокойства , страх. Это приводит к нерешительности. Поэтому, поставьте перед собой цель, прислушайтесь к своему сердцу и действуйте, как оно вам подсказывает. Особенно если дело касается такого чувства, как ЛЮБОВЬ .

А чтобы научится жить сердцем и при этом принимать верные решения, необходимо знать следующее:
1. Прежде всего, нужно быть честным перед самим собой. Делайте только то, что сделает вас счастливым. Будьте с тем человеком, с которым действительно хотите быть из-за любви к нему. Только если вы не будете испытывать внутренний дискомфорт, а ваше сердце будет наполнено счастьем и любовью – вы достигнете душевного спокойствия. А в таком состоянии вы легко сможете жить сердцем и принимать верные решения.
2. Полюбите себя таким человеком, какой вы есть. Не нужно искать в себе изъяны, придираться к своей внешности или характеру. Все мы люди разные – в этом и есть наша особенность. То, что не нравится в вас одному человеку, может очень понравиться другому. Конечно, нужно развиваться духовно, быть добрым человеком, уметь дарить любовь и счастье другим людям. Но прежде, вы должны полюбить себя сейчас.
3. Не думайте слишком много. Не давайте страхам и беспокойству одолевать ваш разум. Ведь тогда вы найдете тысячу причин не делать того, чего хочет ваше сердце.
4. Действуйте сейчас. Когда нам предстоит принять решение, мы часто думаем, что будет потом. В эти минуты необходимо отключить разум – попробуйте успокоиться, помедитируйте, или прогуляйтесь на свежем воздухе, займитесь йогой или другими физическими упражнениями. Отвлекитесь от проблемы на некоторое короткое время. А потом определитесь, чего вы хотите и, не задумываясь о будущем, начните действовать здесь и сейчас.
5. Пустите в свое сердце любовь. Любовь к мужчине или женщине, любовь к родителям или детям, любовь ко всему живому, любовь к жизни! Только это чувство заставляет человека жить и быть счастливым.

Развивайтесь духовно и вы научитесь жить сердцем и принимать верные решения.

СТИХИ ПРО СОЧУВСТВИЕ

"ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДУШИ"

Осенний сад… Промокшая скамейка.
И листья подметает не спеша
Усталый дворник в ветхой телогрейке,
А под скамейкой съежилась душа.

Да, да – душа. Обычная, вот только
Промокла и от холода дрожит,
И вспоминает, как хозяин колко
Сказал: «Душа, ты мне мешаешь жить…

Болишь по каждой убиенной мошке,
Сжимаешься от плача малыша,
Мой завтрак отдаешь бездомной кошке -
Я больше не могу с тобой, душа…

Мои глаза давно устали плакать.
Прошу тебя, как друга, уходи!»
Она ушла в сентябрьскую слякоть,
И вместе с нею плакали дожди.

Блуждала долго мокрыми дворами,
Заглядывала в окна и глаза.
Над нею осень хлопала ветрами,
И вслух с судьбою спорила гроза.

Осенний сад. Промокшая скамейка.
И листья снова падают, шурша…
Работу кончил дворник в телогрейке,
А под скамейкой умерла душа…

Как отдавать и принимать, или как дарить любовь и сострадание на практике

Сострадание - самое чудесное и ценнейшее человеческое качество. Говоря о нем, я могу с воодушевлением констатировать, что человек по природе своей добр и сострадателен. Иногда мне приходится спорить по этому поводу со своими друзьями, которые считают, что в человеке преобладают отрицательные качества и агрессивность. Я возражаю им и утверждаю, что если посмотреть, как устроено тело человека, то можно обнаружить подобие с теми видами млекопитающих, которые по образу своей жизни ведут себя мирно и неагрессивно. Иногда я полушутя говорю, что наши руки устроены так, что ими легче обнимать, чем бить. Если бы они были в основном предназначены для ударов, не было бы необходимости в таких чудесных пальцах. Например, в боксе для нанесения удара пальцы необходимо сжать в кулак, иначе эффективного сильного удара не получится. Поэтому я считаю, что даже физическое строение человека обеспечивает сострадательность его природы.

Говоря о взаимоотношениях между людьми, надо сказать, что здесь очень важны такие моменты, как брак и размножение. Как я уже говорил, брак должен быть построен не на слепой любви или буйной страсти, а на понимании друг друга и того, насколько вы подходите для того, чтобы жить совместно. Брак нужен не для получения временного удовлетворения, он должен быть основан на чувстве взаимной ответственности. Вот истинная любовь, которая и должна являться основой брака.

Зачатие ребенка должно происходить именно в такой нравственной атмосфере. Как утверждают некоторые ученые, пока ребенок находится в чреве матери, ее спокойствие оказывает очень позитивное влияние на развитие плода. Если же мать охвачена негативными эмоциями, например расстроена или сердита, то это очень вредно для дальнейшего развития плода. Один из ученых сказал мне, что первые несколько недель после рождения очень важны для будущего здоровья ребенка, ибо в это время его мозг увеличивается в размерах. В этот период прикосновения матери или человека, ее заменяющего, крайне важны. Это показывает, что даже несмотря на то, что ребенок еще не в состоянии оценить, кто есть кто, ему физически необходима чья-нибудь любовь. Без этого здоровое развитие его мозга будет практически невозможно.

После родов первое действие матери - дать ребенку свое питательное молоко. Если у матери нет чувства любви к ребенку, молоко не потечет. Если же мать кормит свое дитя, проявляя к нему нежные чувства, даже несмотря на свою возможную болезнь или боль, молоко потечет беспрепятственно. Такое отношение подобно драгоценному камню. С другой стороны, если ребенок сам не чувствует к матери теплого отношения, он может не взять грудь. Это показывает, как чудесен взаимный акт любви. Таково начало нашей жизни.

Подобное можно сказать и об образовании. По своему опыту замечу, что уроки, полученные нами от тех учителей, которые были не просто добры, а проявляли любовь к своим ученикам, надолго запомнились. Уроки от учителей другого рода, наверно, так не запоминались. Несмотря на то, что нас могут заставлять учить уроки и мы, возможно, даже боимся учителя, уроки все равно могут плохо усваиваться. Все зависит от доброго отношения учителя.

Подобным же образом, если при посещении больницы доктор - независимо от его профессиональных качеств - проявляет искренние чувства и заботу о нас и при этом улыбается, то мы сразу чувствуем себя хорошо. Если же доктор не проявляет к нам человеческих чувств, то, даже если он при этом классный специалист, мы чувствуем себя неуверенно и неловко, - такова человеческая природа.

И наконец, можем обратиться к своей жизни. В молодости и в старости мы сильно зависим от доброго отношения со стороны других людей. В период между молодостью и старостью мы обычно считаем, что в состоянии сделать все без посторонней помощи и доброе отношение со стороны других людей просто не имеет большого значения. Однако и в этот период очень важно проявлять доброе отношение к людям. Когда люди в большом городе чувствуют себя одиноко, это не значит, что у них нет приятелей, это значит, что им не хватает человеческого тепла. В результате их умственное здоровье, в конце концов, сильно ухудшается. Напротив, те люди, которые растут в атмосфере человеческой любви, гораздо лучше развиваются физически и психически, а в плане поведения они позитивнее и мягче. Дети, выросшие в атмосфере недостатка любви, обычно проявляют более негативное отношение к людям. Это очень ясно показывает суть человеческой природы. Кроме того, как я уже отмечал, тело человека ценит спокойствие души. Раздражение оказывает очень плохое влияние на наше здоровье. Это говорит о том, что наше здоровье процветает в условиях человеческой любви. В этом и заключена возможность проявления сострадания в нас. Единственный вопрос - сможем мы или нет реализовать и использовать эту возможность.

Главная цель моих объяснений состоит в том, чтобы показать, что по природе своей мы сострадательны, что сострадание - это то, что необходимо в нашей жизни, и мы способны его в себе развить. Важно понимать точный смысл сострадания. Разные философские школы и традиции по-разному интерпретируют понятия любви и сострадания. Некоторые мои друзья, исповедующие христианство, считают, что любви не может быть без Божьей милости, другими словами, чтобы развить в себе любовь и сострадание, мы должны исповедовать веру. Буддисты считают, что истинное сострадание основывается на признании того факта, что все люди, включая нас самих, хотят обрести счастье и имеют право избежать страдания. Это является основой для проявления заботы о благополучии других, независимо от отношения к себе самому. Это и есть сострадание.

Наша любовь и сострадание к нашим друзьям во многих случаях есть просто привязанность. Такое чувство не основывается на понимании того факта, что каждое живое существо имеет равное право быть счастливым и избежать страданий. Вместо этого оно основано на представлении, что нечто «принадлежит мне», «мой друг» или что-то хорошее «для меня». Это привязанность. Поэтому, как только отношение такого человека к нам меняется, наше чувство близости к нему немедленно исчезает. В случае истинной любви мы проявляем заботу о человеке независимо от его отношения к нам, просто потому, что этот человек - такое же существо, как и мы, и имеет полное право уйти от страданий. Если этот человек относится к нам нейтрально или даже враждебно, наша забота о нем должна сохраняться просто по причине этого его права. В этом главное различие, истинное сострадание намного более здоровое чувство, оно непредвзято и основано на рассудке. Напротив, привязанность ограничена и предвзята.

По сути, истинное сострадание и привязанность противоречат друг другу. В соответствии с буддийской практикой, чтобы выработать истинное сострадание, надо сначала попрактиковать медитацию уравнивания и равностности, как бы отделив себя от близких нам людей. Затем надо удалить негативные чувства по отношению к своим врагам. Ко всем существам надо относиться одинаково. На такой основе можно постепенно выработать истинное сострадание ко всем. Надо отметить, что истинное сострадание - это не жалость или чувство, что другие в чем-то ниже нас. Напротив, истинное сострадание подразумевает, что других людей мы считаем важнее себя самих.

Как я уже говорил, для того, чтобы выработать истинное сострадание, надо сначала попрактиковаться в выработке равностности. Это очень важно, ибо без чувства равностности ко всем наше отношение к другим людям будет предвзятым. Поэтому сейчас я кратко расскажу о буддийской медитативной практике равностности.

Сначала подумайте о небольшом круге известных вам людей, например друзей и родственников, к которым вы чувствуете привязанность. Потом подумайте о тех людях, к которым вы полностью безразличны, и, в-третьих, подумайте о тех, кто вам не нравится. Представив всех этих разных людей, попытайтесь дать своему уму возможность перейти в свое естественное состояние и посмотреть, как он обычно реагирует на встречу с этими людьми. Вы заметите, что естественной реакцией будет привязанность по отношению к друзьям, неприязнь по отношению к людям, которых вы считаете врагами, и безразличие к тем, к кому вы относитесь нейтрально. Затем вы должны попытаться задать себе вопросы: сравните последствия вашего отношения к друзьям и противоположного отношения к своим врагам и подумайте, почему у вас происходят такие колебания в состоянии ума в результате реакции на эти две разные группы людей. Вам надо понять, какие последствия такие реакции вызывают в вашем уме, и попытаться увидеть тщетность их проявления в такой крайней форме. Я уже обсуждал все «за» и «против» выражения ненависти и гнева в отношении врагов и немного коснулся темы привязанности к друзьям и вреда от этого. Необходимо поразмыслить об этом и затем попытаться свести к минимуму свои сильные эмоции по отношению к двум таким противоположным группам людей. Затем, и это самое главное, вы должны подумать о принципиальном равенстве между вами и всеми другими существами. Так же, как и вы, все существа имеют инстинктивную естественную потребность быть счастливыми и избегать страданий; так же, как и вы, все существа имеют право реализовывать это врожденное устремление. Тогда чем же вы отличаетесь?

Если взглянуть на человечество в целом, то можно констатировать, что все мы общественные существа. Более того, устройство современной экономики, образования и т. п. показывает, что мир стал более тесным, и все мы сильно зависим друг от друга. В таких обстоятельствах я считаю, что единственный выход - это жить в сотрудничестве и в гармонии друг с другом, учитывая интересы всего человечества в целом. Это единственный путь, которым мы должны пойти, чтобы выжить.

По природе своей, особенно с позиций человека, мои интересы зависят от интересов других существ. Мое счастье зависит от счастья других. Поэтому, когда я вижу счастливых людей, я автоматически чувствую себя также чуть счастливее, чем бы я чувствовал, увидев людей в трудной ситуации. Например, когда нам по телевизору показывают голодающих в Сомали, особенно стариков и детей, мы автоматически печалимся, независимо от того, приведет ли эта печаль к активной помощи с нашей стороны или нет.

Более того, в нашем быту мы теперь пользуемся многими полезными вещами, вроде домов с кондиционированием воздуха. Все эти вещи стали возможны не благодаря нам лично, а благодаря участию - прямому либо косвенному - многих людей. Все приходит своим чередом. Невозможно вернуться к жизни, какой она была несколько веков тому назад, когда люди пользовались простыми инструментами, а не всеми этими машинами, как сейчас. Вполне понятно, что те удобства, которыми мы сейчас наслаждаемся, являются плодами деятельности многих людей. В течение суток мы спим на кровати, и в ее производстве тоже участвовало много людей, как и в приготовлении нашей пищи, особенно если мы не вегетарианцы. Слава - это определенно продукт деятельности других людей, ибо без их присутствия понятие славы потеряло бы всякий смысл. Еще пример: интересы Европы зависят от интересов Америки, а интересы Западной Европы зависят от экономической ситуации в Восточной Европе. Каждый континент зависит от других континентов, и это - реальность. Таким образом, многие вещи, которых мы желаем, как- то: богатство, слава и т. п., не могли бы реализоваться без активного либо косвенного участия и сотрудничества со стороны многих других людей. Поэтому, исходя из того, что все мы имеем равное право быть счастливыми и что все мы связаны друг с другом, можно сказать, что, как бы ни был значим сам по себе отдельный человек, все же логически интересы пяти миллиардов людей на планете весомее интересов одного-единственного человека. С этих позиций каждый может, в конечном счете, выработать в себе чувство всеобщей глобальной ответственности. Современные проблемы окружающей среды, например истончение озонового слоя, также ясно демонстрируют нам необходимость в мировом сотрудничестве. Создается впечатление, что в ходе эволюции весь мир стал намного теснее, а человеческое сознание при этом все еще отстает в развитии.

Это не вопрос религиозной практики, это вопрос будущего человечества. Такой более широкий и более альтруистичный подход крайне необходим в современном мире. Если посмотреть на ситуацию с различных сторон, учитывая ее сложность, а также взаимосвязанный характер жизни в современном мире, то мы постепенно обнаружим применение нашей позиции и, говоря «другие люди» и думая о них, уже не будем отвергать их, как нечто не имеющее к нам отношения. Мы больше не будем чувствовать безразличия к ним.

Если мы думаем только о себе, если мы забываем о правах и благополучии других или, что еще хуже, эксплуатируем их, то в конечном итоге мы будем в проигрыше. У нас не будет друзей, заботящихся о нашем благополучии. Более того, если мы попадем в трагическую ситуацию, то другие люди вместо сочувствия еще и будут втайне радоваться нашей беде. И наоборот, если человек проявляет сострадание и альтруизм и учитывает интересы других, то, куда бы он ни попал, и даже не будучи известен, он сразу же везде обретет друзей. А когда такой человек попадет в трудную ситуацию, найдется сразу много людей, готовых ему помочь.

Истинная дружба возникает на основе истинной человеческой любви, а не из-за денег или положения. Конечно же, благодаря нашему высокому положению или богатству вокруг нас будет больше людей с широкими улыбками и подарками. Однако это, по сути, не истинные друзья, это друзья нашего богатства или высокого положения. Пока удача с нами, эти люди будут рядом. Но как только удача начнет отворачиваться от нас, они исчезнут. Никто из таких «друзей» не сделает искренней попытки помочь нам, когда потребуется такая помощь. Такова реальность.

Истинная человеческая дружба основывается на человеческой любви и не зависит от нашего общественного положения. Поэтому чем больше человек заботится о благополучии и правах других людей, тем более подлинным другом он является. Чем искреннее он и чем более открыт, тем больше благ в конечном итоге получает. Если он забывает о других людях или не заботится о них, то в конечном итоге этот человек растеряет все свое благополучие. Поэтому я иногда говорю, что если мы действительно эгоистичны, то мудрый эгоизм намного лучше, чем эгоизм неведения и узости мышления.

Для последователей буддизма обретение мудрости также очень важно - здесь я имею в виду мудрость, которая понимает пустоту, т. е. истинную природу реальности. Понимание пустоты, на санскрите «шуньи», дает нам, по крайней мере, некоторое позитивное осмысление концепции прекращения. Когда у нас есть какое-то представление о возможности прекращения, тогда становится ясным, что страдание не вечно и у нас есть выбор. Если есть выбор, тогда стоит предпринять усилия. Если существовали бы только две из Четырех благородных истин Будды, о страдании и о причине страданий, в этом не было бы большого смысла. Однако две другие благородные истины о прекращении указывают нам путь к альтернативному способу существования. Есть возможность прекратить страдания. Поэтому целесообразно понять природу страданий. Мудрость же очень важна в неограниченном культивировании сострадания. Вот как человек практикует буддизм: с помощью рассудка вырабатывает мудрость и понимание природы реальности и одновременно культивирует мастерский метод - сострадание. Я считаю, что в нашей повседневной жизни и работе можно применять эту мотивацию сострадания.

Конечно же, что касается образования, то и здесь, несомненно, важна мотивация для выражения сострадания. Независимо от того, верующий вы человек или нет, сочувствие в случае, если вы учитель, по поводу жизни ваших учеников или их будущего, а не только по поводу сдачи ими экзаменов, сделает вашу работу куда более эффективной. При такой мотивации ученики будут помнить вас всю свою жизнь.

То же касается и вопросов здоровья. В тибетском языке существует выражение, которое означает, что эффективность лечения зависит от того, насколько доброе сердце у врача. Через призму этого выражения можно рассматривать и случай, когда лечение у какого- либо врача не помогает. Тогда тибетцы говорят, что, наверное, этот врач - недобрый человек. И этот бедный доктор иногда получает очень плохие прозвища! Таким образом, в вопросах здоровья несомненна большая ценность мотивации сострадания. Думаю, что так же обстоит дело и с юристами и политиками. Если бы политики и юристы были более сострадательны, было бы меньше скандалов. И в результате во всем мире было бы больше спокойствия. Работа политиков стала бы более эффективной и уважаемой.

И наконец, самое плохое, по-моему, - это война. Однако даже боевые действия при проявлении доброго отношения и сострадания куда менее разрушительны. Полностью механизированные военные действия без человеческих чувств - это нечто худшее. Кроме того, я полагаю, что сострадание и чувство ответственности также уместны в области науки и техники. Конечно, с чисто научной точки зрения создание страшного оружия подобного ядерным бомбам является выдающимся достижением. Однако мы можем сказать, что такие достижения негативны, ибо несут неисчислимые страдания людям всего мира. Поэтому если не принимать во внимание человеческие боль, эмоции и сострадание, то не будет линии раздела между хорошим и плохим. Следовательно, человеческое сострадание проникнет повсюду.

Я нахожу несколько затруднительным применить этот принцип сострадания к области экономики. Однако экономисты - тоже люди, и, конечно же, им также требуется доброе человеческое отношение, без которого они будут страдать. Если же думать только о прибыли, невзирая на последствия, то вот торговцы наркотиками не поступают плохо, ибо с экономической точки зрения они также зарабатывают огромную прибыль. Но в связи с тем, что это очень вредно для общества и всех людей, мы оцениваем их действия как плохие и называем этих людей преступниками. Если это так, то тоже самое можно сказать и о торговле оружием. Это занятие не менее опасно и безответственно.

По приведенным соображениям человеческое сострадание, или, как я еще иногда говорю, «человеческая любовь», является ключевым фактором всей деловой активности людей.

Посмотрите: с позиций ладони нашей руки все пять пальцев полезны, а если бы они не были присоединены к ладони, то стали бы бесполезны. Подобным же образом, каждое действие человека, лишенное человеческих чувств, становится опасным. Исполненные чувства и одухотворенные человеческими ценностями, все действия людей становятся конструктивными.

Даже религия, которая предположительно хороша для человечества, без этого человеческого принципа сострадания может стать фальшивой. К сожалению, даже сейчас есть проблемы, которые полностью связаны с различием религий. Поэтому человеческое сострадание - это нечто фундаментальное. Если оно есть, то все прочие дела людей обретают большую полезность.

В целом у меня создается впечатление, что в области образования и некоторых других областях проявляют некоторое невнимание к вопросу человеческой мотивации. Возможно, в древние времена на религии лежала такая задача. Но теперь в обществе религия обычно представляется немного старомодным явлением, поэтому люди теряют интерес к ней и к более высоким человеческим ценностям. Однако я считаю, что эти две категории следует разделять. Если вы интересуетесь религией или уважаете ее, то это хорошо. Но даже если у вас нет интереса к религии, вы не должны забывать о важности более высоких человеческих ценностей. При усилении чувства сострадания происходят различные позитивные побочные явления. Одно из них заключается в том, что чем больше сила нашего сострадания, тем больше будут наши способности противостоять тяготам жизни и трансформировать эти тяготы в более позитивные условия. Один из видов, возможно, наиболее эффективной практики можно найти в классическом буддийском тексте «Руководство к жизни бодхисаттвы». По ходу этой практики надо представить свое старое «я», которое является выражением сосредоточенности на самом себе, эгоизма и т. п., а затем представить группу людей, которые символизируют массы других живых существ. После этого надо принять точку зрения третьего человека, т. е. нейтрального беспристрастного наблюдателя, и сделать сравнительную оценку значимости интересов и важности этих двух категорий людей. Кроме того, надо попытаться поразмыслить об ошибочности полного игнорирования благополучия других существ и т. п. и о том, чего это старое «я» в действительности достигло в результате такого образа жизни. Затем надо подумать о других существах и о том, насколько важно их благополучие, насколько значима потребность служить им и т. п. После этого надо подумать о том, что вы, как третье лицо и нейтральный наблюдатель, скажете по поводу того, чьи интересы и благополучие важнее. Вы, естественно, будете проявлять большую расположенность в отношении категории бесчисленного множества людей.

Я также считаю, что чем больше сила нашего альтруизма к живым существам, тем более храбрыми мы становимся. Чем мы храбрее, тем менее подвержены разочарованию и потере надежды. Следовательно, сострадание - это еще и источник нашей внутренней силы. С увеличением внутренней силы можно выработать твердую решимость, а при наличии последней увеличиваются шансы на успех, невзирая на возможные препятствия. Напротив, если мы колеблемся, боимся и нам не хватает уверенности в себе, тогда в нас часто вырабатывается пессимистическое отношение. Я считаю, что последнее является истинной причиной неудач. При пессимистическом отношении нам не добиться даже того, что мы могли бы с легкостью сделать, не будь мы пессимистичны. При наличии же у нас непоколебимой решимости, в конце концов, вероятен успех даже там, где возникли большие трудности. Следовательно, даже в обыденном смысле сострадание очень важно для успехов в будущем.

Как я уже говорил, существуют различные уровни сострадания в зависимости от степени нашей мудрости, например сострадание, мотивированное истинным пониманием природы реальности, или сострадание, мотивированное пониманием непостоянной природы существования, или сострадание, мотивированное осознанием страдания других живых существ. Степень нашей мудрости, т. е. глубина нашего понимания природы реальности, определяет уровень сострадания, нами испытываемый. С точки зрения буддизма очень важно сочетание сострадания и мудрости. Можно представить сострадание как очень честного человека. А мудрость - как очень умного человека. Если мы соединим их вместе, то получим очень эффективное решение. Я считаю сострадание, любовь и способность прощать общим фундаментом для всех религий, независимо от их традиций или философской базы. Несмотря на фундаментальные различия между разными религиозными представлениями, как, например, признание образа всемогущего творца, все религии учат нас одному, а именно: быть добросердечным человеком. Все они акцентируют важность сострадания и способности прощать. Ведь в древние времена, когда разные религии были оторваны друг от друга и между ними было меньше связей, не было необходимости в плюрализме идей. Однако в наше время, когда мир стал намного теснее, связи между религиями стали тоже очень тесными. Я считаю, что плюралистический подход очень важен для верующих. Если мы непредвзято и объективно посмотрим на ценность для человечества этих разных религий на протяжении всей многовековой истории, то появится много причин принять или уважать их. В конце концов, в человеческом обществе столько разных мнений, что одна религия, какой бы глубокой она ни была, не смогла бы удовлетворить вкусы всех этих людей.

Например, сейчас, невзирая на такое разнообразие религиозных традиций, большинство людей все же не привлекает ни одна из них. Из пяти миллиардов людей, я думаю, лишь примерно один миллиард - это истинно верующие. Хотя многие говорят: «Мои семейные корни - христианские, мусульманские или буддийские, поэтому я - христианин, мусульманин или буддист», но только истинно верующие в своей обыденной жизни и особенно при возникновении трудных ситуаций поступают как последователи конкретной религии. Например, я имею в виду тех, кто говорит: «Я - христианин» - и в эту минуту вспоминает Бога, молится Ему и не допускает негативных эмоций. Таких истинно верующих, я думаю, меньше, чем миллиард. Остальное человечество в количестве четырех миллиардов человек - это в полном смысле неверующие. Поэтому одна религия, очевидно, не может удовлетворить все человечество. В этих условиях действительно необходимо и полезно иметь несколько религий и, отсюда, единственно разумное решение - в том, чтобы различные религии сотрудничали и жили в гармонии между собой, помогая друг другу.

В последнее время наблюдаются позитивные перемены в этом плане, и я заметил, как образуются более тесные взаимоотношения между различными религиями.

Итак, поразмыслив об ошибочности сосредоточенных только на себе образа мыслей и образа жизни, а также о позитивных последствиях внимания к благополучию других существ и усилий ради их блага и будучи убежденным в справедливости такого подхода, можно воспользоваться буддийской медитацией, известной под названием «практика отдачи и принятия». Она специально рассчитана на увеличение нашей силы сострадания и любви к другим живым существам. В ее основе лежит представление о взятии на себя всех страданий, боли, всего негативного и всех нежелательных переживаний от других существ. Мы представляем, как берем на себя все это, и затем отдаем или делимся с другими своими собственными позитивными качествами, т. е., например, нашими добродетельными состояниями ума, нашей позитивной энергией, нашим богатством, счастьем и т. п. Такая практика, несмотря на то, что она не может уменьшить страданий других существ либо продуцировать наши собственные позитивные качества, производит психологическую трансформацию в нашем уме настолько эффективно, что наши чувства любви и сострадания многократно усиливаются.

Применение этой практики в нашей повседневной жизни очень эффективно и может оказать сильное позитивное влияние на наш ум и здоровье. Если вам такая практика покажется целесообразной, тогда, независимо от того, верующий вы человек или нет, вы должны попытаться усилить эти фундаментальные позитивные человеческие качества.

Следует помнить лишь одно, а именно то, что эти трансформации ума требуют времени и не легки. Я думаю, что некоторые люди Запада, где так хороша техника, могут подумать, что все произойдет автоматически. Не следует ожидать, что духовные трансформации произойдут быстро. Это невозможно. Держите все в уме и постоянно тренируйтесь, тогда, может быть, через год, а то и через пять лет, а то и через 10, а то и через 15 лет наконец произойдут некоторые перемены. Я все еще иногда нахожу очень затруднительным следовать этой практике. Однако я всецело верю, что такая практика крайне полезна.

Моя любимая цитата из книги Шантидевы звучит так:

«Пока остается пространство,

Пока живые живут,

Пусть в мире и я останусь,

Страданий развеивать тьму».