Собирательный образ древнерусского человека. Помогите пожалуйста написать сочинение по литературе. Нравственный облик человека древнерусской литературы. (). Возникновение древнерусской литературы

Связь характеристик героев с их деяниями в обоих случаях самая непосредственная. Иное, допустим, в некрологической характеристике Всеволода Ярославича: "Сий бо благоверный князь Всеволод бе издетьска боголюбив, любя правду, набдя убогыя, въздая честь епископом и през-витером, излиха же любяше черноризци и подаяше требованье им. Бе же и сам въздержася от пьянства и от похоти..." и т. д. Ничто в этой характеристике не вытекает из приводимых о нем в летописи фактов. Характеристика Всеволода Ярославича выполняет здесь чисто этикетную функцию: это условное надгробное слово, отмечающее его христианские качества в момент, когда об этих христианских качествах и необходимо было вспомнить.

Следовательно, еще отличие эпического стиля в изображении людей от господствующего средневекового монументализма заключается в том, что многоликость героя, выступающего каждый раз в новом подобающем ему обличий, в эпическом стиле отсутствует: здесь герой тесно связан с одним или несколькими своими подвигами, характеристика его едина, неизменна, прикреплена к герою. Характеристика героя - как бы его герб; она кратка и необычайно выразительна, как щит Вещего Олега на вратах Царьграда.

В целом эпический стиль в изображении людей стадиально предшествует монументальному, как предшествует устное творчество народа письменности. Но с появлением письменности устное творчество не исчезает; также не исчезает и воздействие на литературу этого эпического стиля в изображении героев. Оно проявляется в тех произведениях, которые связаны с устным народным творчеством.

В самом деле, кое-что всё же в обрисовке действующих лиц летописи позволяет предполагать родство с фольклором.

К народному творчеству, очевидно, восходят в летописи и других произведениях литературы характеристики действующих лиц по их какому-либо одному крупному деянию. Так охарактеризован, например, в Киево-Печер-ском патерике князь Африкан: "Князь Африкан, брат Якуна Слепаго, иже отбеже от златыа луды, биася полком по Ярославе с Лютым Мьстиславом" .

Перед нами как бы напоминание о всем известном подвиге, деянии или случае. Так характеризуются, в частности, и некоторые из действующих лиц "Слова о полку Игореве": "...храброму Мстиславу, иже зарѣ за Реде-дюпредъ пълкыкасожьокыми"; "...до ныняшняго Игоря, иже истягнуумь крѣ постию своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣ цькую за землю Руськую".

Замечательно, что в летописи этим способом представляются читателю многие из знаменитых половецких ханов: "...Концаку, иже снесе Сулу, пешь ходя, котел носянаплечеву" ; "...Севенча Боняковича... иже бяшетьрекл: "хощю сечи в Золотая ворота, яко же и отець мой"" ; "... Алтунопу, иже словяше мужьством" .

Народный характер имеют и общие характеристики жителей какой-либо местности. Киевляне называли новгородцев "плотниками" . Ростовцы, суздальцы и муромцы говорят о владимирцах: "...то суть наши холопи каменьници" . Владимирцы отмечали в новгородцах их "гордость" . Вслед за этими народными характеристиками и летописец говорит о переяславцах, что они "дерзи суще" .

К этим же характеристикам примыкает и характеристика курян - "сведомых кметей" в "Слове о полку Игореве". Все эти характеристики интересны тем, что они передаются летописцем как всем известные, как народное мнение и как "слава" о тех или иных жителях. Во всех них чувствуется опора на реальную народную молву.

Характеристика "курян" в "Слове о полку Игореве" по своим принципам художественного обобщения совпадает с характеристикой "воинства рязанского" в "Повести о разорении Рязани Батыем" - тех "удальцов и резвецов" рязанских, из которых "един бьяшеся с тысящей, а два со тмою" . И в "Слове" и в "Повести" перед нами характеристика воинства, в которой ни слова не говорится о феодальной верности воинов своему князю, но всё направлено только на то, чтобы выявить воинские добродетели бойцов - защитников родины.

Характерные явления обнаруживаются в XII-XIII вв. в тех же памятниках при создании образа народного героя, образа защитника родины. Этот герой гиперболизируется в своей силе и мужестве, он как бы вырастает в размерах, его не могут одолеть враги. Однако понятие гиперболы может быть здесь применено с большими ограничениями. Впечатление гиперболы достигается тем, что на этого героя переносятся подвиги его дружины. Так. например, Всеволод Буй Тур в "Слове о полку Игореве" прыщет на врагов стрелами, гремит о шлемы мечами харалужными, и шлемы аварские "поскепаны" его калеными саблями.

Само собой разумеется, что Всеволод прыщет на врагов стрелами своей дружины, сражается ее мечами и ее саблями: у самого Всеволода мог быть только один меч или сабля. То же перенесение подвигов дружины на князя видим мы в "Слове" и в других случаях. Святослав Киевский "притрепал" коварство половцев "своими сильными плъкы и харалужными мечи"; Всеволод Суздальский может "Донъ шеломы выльяти"-не одним свом шлемом, а многими, конечно, шлемами его воинов.

Так же точно создается и образ Евпатия Коловрата в "Повести о разорении Рязани Батыем". На Евпатия переносятся подвиги его воинов и их боевые качества. Он как бы соединяет в себе черты всего русского воинства. Он без милости сечет полки Батыевы так, что татары стали "яко пияны или неистовы" . Когда мечи Евпатия притуплялись, он брал татарские мечи и сек ими. Опять-таки характерно это множественное число: "...яко и мечи притупишася, и емля татарскыа мечи и сечаша их" . Не может быть сомнения в том, что, говоря о Евпатии, автор имел в виду не одного его, но всю его дружину. Вот почему дальше говорится: "...татарове мняше, яко мертви восташа". Речь идет именно о мертвых, о многих воскресших бойцах. Вот почему и дальше без всякого перехода говорится о полке Евпатия: полк Евпатия и сам Евпатий объединены. Благодаря этому Евпатий вырастает до богатырских размеров: он "исполин силою", убить его удается татарам только с помощью "тмочисленных пороков"- стенобитных машин .

Смерть Евпатия - это своеобразное рождение первого богатыря в русской литературе. Мы ясно видим, как соединяет в себе образ Евпатия качества его дружины. Силен не богатырь - сильно воинство, которое он собой воплощает. Художественное обобщение идет по пути создания собирательного образа героя, воплощающего в себе качества всех русских воинов. Этим путем шло развитие образа былинного богатыря, который со временем стал один, без войска воевать за Русскую землю против огромной рати врагов. Путь этот пока еще не проторенный и лишь слабо намеченный, в дальнейшем приведет к литературным обобщениям нового, более совершенного характера. Этот путь, как мы ясно видели и в других случаях, был связан с нарушением узкоклассового, феодального литературного стереотипа в изображении людей. Эти нарушения были особенно часты в изображении женщины. Женщина не занимала обычно своего места в иерархической лестнице феодальных отношений. Княгиней, княжной, боярыней, боярышней или купчихой она была по мужу или отцу. И это вносило ослабление в определенность ее классовой характеристики.

Произведения древней русской литературы отразили немногие черты характера женщины древней Руси. В больших государственных заботах древнерусским писателям нечасто приходилось обращать свой взор к дочерям, женам и матерям героев русской истории. Однако краткие и немногие строки русских светских произведений почти всегда с сочувствием и уважением пишут о женщинах. "Злая жена", столь типичная для аскетической церковной литературы,- редкий гость в произведениях литературы светской: в летописи, в повестях воинских, посольских, исторических. Да и в тех случаях, когда она появляется в светских произведениях, как, например, в "Молении" Даниила Заточника, она лишена всякой женственности: она "ротаста", "челюстаста", "старообразна". Юные же женщины - привлекательны без исключения. С какой трогательностью пишет Владимир Мономах в письме к Олегу Святославичу о вдове убитого Олегом своего сына Изяслава; летописец вспоминает мать юного брата Мономаха, Ростислава, безвременно погибшего в Стугне. Мать Ростислава оплакивала его в Киеве, и летописец сочувствует ее горю: "И плакася по немь мати его и вси людье пожалиша си по немь повелику, уности его ради" .

Знает древнерусская литература и героические образы русских женщин. Княгиня Мария - дочь погибшего в Орде черниговского князя Михаила и вдова замученного татарами ростовского князя Василька - немало потрудилась, чтобы увековечить память обоих. По ее указанию (а может быть, и при ее непосредственном участии) было составлено житие ее отца Михаила Черниговского и написаны трогательные строки о ее муже Васильке в Ростовской летописи .

Трогателен и прекрасен в "Повести о разорении Рязани Батыем" образ жены рязанского князя Федора - Евпраксии. Ее муж пожертвовал жизнью, защищая в стане Батыя ее честь. Услышав о смерти мужа, Евпраксия "абие ринуся из превысокого храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли, и заразися до смерти" .

Скупая во всем, что касается личных чувств своих действующих лиц, русская летопись отмечает всё же, что суздальскому князю Всеволоду Большое Гнездо было "жаль" своей "милой дочери" Верхославы . Всеволод дал "по ней многое множьство, бес числа злата и серебра", богато одарил сватов и, отпустив ее с великою честью, провожал ее до трех станов. "И плакася по ней отець и мати: занеже бе мила има и млада" . Не забыта летописцем и та безвестная женщина, которая, приняв ослепленного князя Василька -Ростиславича Теребовольского за умершего, оплакала его и выстирала его окровавленную рубашку.

Описывая смерть волынского князя Владимира Васильковича, летописец не преминул упомянуть о любви его к жене -"милой Ольге". Это была четвертая дочь брянского князя Романа, но была она ему "всех милее". Роман отдал "милую свою дочерь" за Владимира Васильковича, "посла с нею сына своего старейшего Михаила и бояр много" . Впоследствии ее навещает брат ее Олег . С ее помощью на смертном одре Владимир Василькович улаживает свои государственные дела, причем называет ее "княгини моа мила Олго". Владимир и Ольга были бездетны. Предсмертные заботы Владимира направлены "а то, чтобы устроить судьбу ее и их приемной дочери - Изяславы, "иже миловах ю аки свою дщерь родимую" . Владимир Василькович разрешает своей жене поступить после его смерти, как ей вздумается - жить так или идти в черницы: "Мне не воставши смотрить, что кто иметь чинити по моемь животе" , - говорит он.

Нежный, задумчивый облик женщины-матери донесли до нас и произведения русской живописи XII в. В них воплощена забота женщины, ее любовь к умершему сыну.

Сохранился рассказ о том, какое впечатление у зрителей оставляли эти произведения. Гордый князь Андрей Юрьевич Боголюбский, никогда ни перед кем не склонявший головы, смелый воин, всегда первым бросавшийся в битве на врагов, был поражен изображением Владимирской богоматери. "Сказание о чудесах Владимирской иконы" говорит о том глубоком впечатлении, которое произвела на Андрея Боголюбского икона Владимирской богоматери. Увидев ее впервые, он пал перед нею на колени - "припаде на земли" . Впоследствии все свои победы над врагами сам он и его летописец приписывали помощи этой иконы.

Во всех этих немногих упоминаниях женщина неизменно выступает в обаянии нежной заботливости, проникновенного понимания государственных тревог своих мужей и братьев. Дочь, мать или жена - она всегда помогает своему отцу, сыну или мужу, скорбит о нем, оплакивает его после смерти и никогда не склоняет его при жизни к трусости или самосохранению ценой позора. Смерть в бою с врагами она воспринимает как должное и оплакивает своих сыновей, мужей или отцов без тени упрека, без следа недовольства, как воинов и патриотов, выполнивших свой долг, не ужасаясь и не осуждая их поведения, а с тихою ласкою и с похвалой их мужеству, их доблести. Любовь к мужу, отцу или сыну не притупляет их любви к родине, ненависти к врагам, уверенности в правоте дела любимого человека.

Русские женщины "Слова о полку Игореве" воплощают в себе те же черты, которые хотя и скудно, но достаточно отчетливо донесли до нас летописи и воинские повести XII-XIII вв. Мы можем с уверенностью представить себе идеал женщины древней Руси XII-XIII вв., который будет одинаков и в летописи, и в воинских повестях, и в "Слове о полку Игореве"; только в "Слове о полку Игореве" образ скромной, заботливой, верной и любящей женщины, достойной жены своего героя-мужа, выступает с еще большей отчетливостью и большим обаянием. Идеал женщины XII-XIII вв. заключает в себе мало классовых черт. Класс феодалов не выработал собственного идеала женщины, резко отличного от народного. Женщина и в среде феодалов была предана своим заботам жены, матери, вдовы, дочери. Большие государственные обязанности не были ее уделом. И именно это способствовало сближению женских образов - феодальных и народных. Вот почему Ярославна в "Слове о полку Игореве" представлена в образе лирической, песенной русской женщины - Ярославны.

Эпический стиль в изображении людей ни разу не охватывает литературное произведение полностью. Даже в "Слове о полку Игореве" этот эпический стиль соединен со стилем средневекового монументализма. Как мы уже видели, элементы эпического стиля явственно ощущаются только в начальной части Повести временных лет, впоследствии - в образах женщин. Он сказывается в Ипатьевской летописи (характеристика Романа Галицкого), в "Слове о погибели Русской земли", в Житии Александра Невского (в характеристике шести храбрецов Александра Невского), в "Повести о разорении Рязани Батыем" и в некоторых других произведениях. Такая эпизодичность в проявлениях этого стиля вполне понятна: стиль этот в основном выразился только в устном народном творчестве, а в литературе он отражался время от времени под воздействием последнего. Поскольку же устное народное творчество киевского периода известно нам в скудных остатках среди произведений письменных, многие особенности этого стиля остаются для нас все же не ясными.

В изобразительном искусстве эпический стиль почти не отразился. Это и понятно: изобразительное искусство было гораздо более "дорогим", чем литература, но и в изобразительное искусство все же проникали отдельные элементы эпического стиля через непосредственных выпол-нителей воли заказчиков-феодалов. Вот что пишет по этому поводу М. В. Алпатов: "До нас не дошло искусство, которое создавалось в Киеве народом для себя. Смердам приходилось жить в курных избах полуземляночного типа. Но они слагали песни о героях, голос протеста простого люда звучал в городах на вече. У людей труда были свои идеалы жизни и свои понятия красоты. Руками этих людей создавались киевские здания с их пышным убранством. Вот почему и во многих великокняжеских памятниках чувствуются отголоски народных художественных представлений" .

Главы: "Народное поэтическое творчество времени расцвета древнерусского раннефеодального государства (X-XI вв.)" и "Народное поэтическое творчество в годы феодальной раздробленности Руси - до татаро-монгольского нашествия (XII - начало XII в.)". в кн.: "Русское народное поэтическое творчество", т. I, М-Л., 1953.

Повести о Николе Заразском- Труды Отдела древнерусской литературы (ОДРЛ) Института русской литературы Академии наук СССР, т. VII, 1949, стр. 290-291.

Повести о Николе Заразском- Труды Отдела древнерусской литературы (ОДРЛ) Института русской литературы Академии наук СССР, т. VII, 1949, стр. 293.

Повести о Николе Заразском- Труды Отдела древнерусской литературы (ОДРЛ) Института русской литературы Академии наук СССР, т. VII, 1949, стр. 294.

Повесть временных лет, т. I, стр. 144.

Благодаря тому что портрет князя всегда был обращен к зрителю и написан для зрителя, в нем легко проглядывали те черты, которые больше всего были дороги именно для того зрителя, который выступал в роли заказчика произведения. В своде ростовской княгини Марии в характеристике ее покойного мужа - ростовского князя Василька Константиновича - ясно ощущается не только похвала, но и выражение горести утраты: "Бе же Василко лицем красен, очима светел и грозен, хоробр паче меры на ловех, сердцемь легок, до бояр ласков, никто же бо от бояр, кто ему служил и хлеб его ел, и чашю пил, и дары имал,- тог никако же у иного князя можаше быти за любовь его; излише же слугы свои любляше. Мужьство же и ум в нем живяше, правда же и истина с ним ходяста. Бе бо всему хытр и гораздо умея, и по-седе в доброденьствии на отни столе и дедни" (Лаврентъевская летопись, под 1237 г., стр. 467). Этот лирический портрет, в котором внешним чертам князя придано такое большое значение, может сравниться только с портретом волынского князя Владимира Васильковича, составленным волынским летописцем, также особенно внимательным к судьбам вдовы этого князя - "милой" Ольги. Волынский: ростовский летописцы - оба писали для вдов своих князей, оба в какой-то мере, отразили их чувства. "Сий же блаюверный князь Володимерь,- пишет волынский летописей,- возрастомь бе высок, плечима великь, лицемо красен, волосы имея желты кудрявы, бороду стригый, рукы же имея красны и ногы; речь же бяшеть в немь толъста и устна исподняя дебела, глаголаше ясно от книг, зане бысть философ велик и ловець хитр, хоробр, кроток, смирен, незлобив, правдив, не мьздоимецъ, не лжив татьбы ненавидяше, питья же не пи от вздраста своего. Любовь же имеяше ко всим паче же и ко братьи своей, во хрестьном же целованьи стояше со всею правдою истиньною, нелицемерною" (Ипатьевская летопись, под 1289 г., стр. 605).

Труды ОДРЛ, т. VII, стр. 289.

Ипатьевская летопись, под 1187 г., стр. 443.

Ипатьевская летопись, под 1264 г., стр. 569.

Ипатьевская летопись, под 1274 г., стр. 577.

Ипатьевская летопись, под 1287 г., стр. 595.

Ипатьевская летопись, под 1287 г. Владимир говорит об Изяславе: "Бог бо не дал ми своих родити, за мои грехы, но си ми бысть аки от своее княгине рожека, взял бо есмь ю от своее матери в пеленах и воскормил" (стр. 593).

Сказание о чудесах Владимирской иконы божьей матери. Под ред. В.О. Ключевского. Общество любителей древней письменности, вып. XXX, 1878, стр. 30.

М.В. Алпатов. Всеобщая история искусств, г. ///. М., 1955, стр- 60-61.

Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя, в отличие от знакомой нам русской классики, тоже характеризует ее особенности. В ней не встречаются привычные образы, как в литературе XIX-XX веков. У средневекового писателя свое художественное видение человека и особые способы его изображения. Воспроизведение человека в древней литературе, как и в новой, зависит от стиля и жанра произведения. Но, в отличие от новой литературы, жанры и стили в древней литературе тоже своеобразны. Без их понимания нельзя представить себе художественное своеобразие памятников Древней Руси. Академик Д. С. Лихачев определил стили литературы Древней Руси: стиль монументального историзма (XI–XIII века) , эпический стиль в литературе (XI–XIII века) , экспрессивно-эмоциональный стиль (конец XIV–XV века) , стиль психологического умиротворения (XV век). 1 Он рассмотрел художественное видение человека в древней литературе. В соответствии с его суждениями мы и излагаем материал. В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы. Монументальный стиль XI–XIII веков представлен в летописях, воинских повестях и повестях о княжеских преступлениях. Изображение идеального героя было связано с феодальным устройством и с кругом общественно-социальных понятий, с представлениями о чести, правах и долге феодала, с его обязанностями перед государством. Идеальным героем в летописи выступал князь. Он создавался летописцем в «монументальном величии» , как на мозаиках и фресках XI–XIII веков. Летописца интересовал официальный образ князя, его значительные поступки как исторического деятеля, а человеческие качества оставались за пределами внимания. Идеальный образ героя создавался в соответствии с определенными канонами2: перечислялись достоинства и добродетели князя, которые должны были вызвать поклонение (могуч, независим, красив лицом, храбр, искусен в ратном деле, мужествен, врагов сокрушитель, хранитель государства) . Парадность и торжественность, свойственная монументальному стилю, отличала повествование об идеальном герое. Д. С. Лихачев пишет: «И в литературе, и в живописи перед нами несомненно искусство монументальное. Это искусство, способное воплотить героизм личности, понятия чести, славы, могущества князя, сословные различия в положении людей» 3. Князь представлен в ореоле власти и славы. Это государственный деятель и воин. Бесстрашие в бою, презрение к смерти - одна из черт идеального героя. Он впереди своего войска, бесстрашно бросается в схватку и выходит на поединок с врагом. Князь в летописи олицетворяет могущество и достоинство страны. Идеал князя в литературе XI–XIII веков выражал патриотические чувства летописца, воплощал любовь к отчизне, к русской земле. Князь служит Руси, готов умереть за нее. Он призван стеречь Русскую землю, как пишут летописи, «за крестьян и за Русскую землю голову свою сложить, трудиться за свою отчизну» . Патриотизм был не только долгом, но и убеждением русских князей, действующие лица были историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.. .

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

Д.С.Лихачёв

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. Процесс познания духовности связан с системным осмыслением значимых истин во всех сферах культуры: и в науке, и в философии, и в образовании, и в религиях, и в искусстве. Более того, принципы открытости, честности, свободы, равенства, коллективизма, являются основой, средой для создания и сохранения духовности. Духовность есть единство истины, добра и красоты. Духовность есть то, что способствует развитию человека и человечества.

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, семейные традиции. Понятия «духовность» и «нравственность» являются общечеловеческими ценностями.

Говорят, что Россия - это душа мира, а литература Руси отражает тот внутренний потенциал, который есть у русского народа. Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского.

Древнерусская литература несёт в себе очень большую нравственную силу. Добро и зло, любовь к Родине, способность пожертвовать всем во имя благого дела, семейные ценности - основные идеи древнерусской литературы. Древнерусская литература является средоточием русской духовности и нравственности. Кроме того, одним из основных лейтмотивов этих произведений является вера в Бога, которая поддерживает героев во всех испытаниях.

Произведения древнерусской литературы раскрывают сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, дают возможность получить опыт нравственной оценки событий и явлений окружающего нас мира. Это особенно актуально в наше время, когда Россия переживает глубокие преобразования, сопровождающиеся серьезными духовными потерями. Возрождение духовности и воспитание духовностью - это то, что необходимо нам сегодня.

Многие советские и русские учёные рассматривали произведения древнерусской литературы в контексте воспитания духовно-нравственных ценностей. Современному человеку непросто понять произведения древнерусской литературы, поэтому в школьную программу включены для изучения произведения древнерусской литературы: Повесть временных лет (фрагменты), Слово о полку Игореве, слово о разорении Рязани Батыем (фрагменты), Житие Бориса и Глеба, Поучение Владимира Мономаха, Сказание о Петре и Февронии Муромских, Преподобный Сергий Радонежский, Житие протопопа Аввакума.

Духовные и нравственные ценности в произведениях древнерусской литературы являются лейтмотивом и основой сюжета, а потому сегодня необходимо обращаться к этим произведениям в процессе обучения и воспитания и в семье, и в школе в силу их непреходящего значения.

Появление древнерусской литературы связано с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и развитых формах устного поэтического творчества. Литература часто воспринимала сюжеты, художественные образы, изобразительные средства народного творчества. Принятие христианства также сыграло положительную роль в развитии древнерусской литературы. То обстоятельство, что новая религия пришла из Византии, центра христианской культуры, имело большое позитивное значение для культуры Древней Руси.

Говоря об особенностях древнерусской литературы, стоит выделить несколько основных её характеристик: 1) это религиозная литература , основной ценностью для человека в Древней Руси была его вера; 2) рукописный характер её существования и распространения; при этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели, имеется в виду, что все её произведения были своего рода наставлениями, КАК жить праведно; 3) анонимность, имперсональность её произведений (в лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, или в заглавии произведения); 4) связь с церковной и деловой письменностью , с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством - с другой; 5) историзм : её героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту .

Основные темы древнерусской литературы неразрывно связаны с историей развития Русского государства, русской народности, а потому проникнуты героическим и патриотическим пафосом. В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Закончить разговор о своеобразии древнерусской литературы хочется словами Д. С. Лихачёва: «Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом - стала щитом ее единства, щитом нравственным» .

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Древнерусские жанры тесно связаны с жизненным укладом, обиходом, бытом и различаются по тому, для чего они предназначены. Главным для жанров древнерусской литературы была «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

Поэтому в ней были представлены следующие жанры : 1) Житие : жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию , потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать; 2) Древнерусское красноречие: этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства; 3) Поучение: это разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение - это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина; 4) Слово: является разновидностью жанра древнерусского красноречия. В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества , символов, ощущается явное влияние сказки, былины; 5) Повесть: это текст эпического характера , повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях; 6) Летопись: повествование об исторических событиях . Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, она не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.

Таким образом, рассматривая специфику различных жанров, необходимо отметить, что, несмотря на своеобразие каждого жанра древнерусской литературы, все они имеют в своей основе духовно-нравственные истоки - праведность, мораль, патриотизм.

Не зри внешняя моя, зри внутренняя моя.

Из моления Даниила Заточника

Лихачёв Дмитрий Сергеевич делал акцент на важную миссию древнерусской литературы и отмечал нравственную основу этих произведений, отражающую культурно-исторический и духовно-нравственный путь множества поколений наших предков . У путей «Добра» - вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью.

Проанализируем три произведения древнерусской литературы с точки зрения путей «Добра».

1. «Поучение» Владимира Мономаха»

Справедливость превыше всего, но милосердие превыше справедливости.

Ольга Брилёва

«Поучение» объединяет три разных произведения Мономаха, среди которых, кроме собственно «Поучения», есть еще автобиография самого князя и его письмо своему врагу князю Олегу Святославичу за то великое горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле. Оно обращено к князьям - детям и внукам Мономаха и вообще ко всем русским князьям. Важной чертой «Поучения» является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. По своему содержанию оно высоко патриотично и пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности, будь то князь, духовное лицо или любой мирянин.

Приводя выдержки из христианских священных книг, Владимир Мономах предлагает всем русским князьям для улучшения их положения и достижения мирных успехов, в первую очередь, учиться справедливости, состраданию, и даже, «уступчивости»: «Есть и пить без шума великого, …премудрых слушать, старшим покоряться, … не свиреповать словом, …глаза держать книзу, а душу ввысь… ни во что ставить всеобщий почёт» .

В нём можно найти и совет, как жить христианину в миру. В христианской литературе очень много пишется о жизни монашеской, но редко можно встретить поучения о том, как же спасаться вне монастырей. Мономах пишет: «Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею» .

Более того, опираясь на эти три добрых дела - покаяние, слезы и милостыня, автор развивает учение о малом доброделании . Он говорит, что Господь не требует от нас великих подвигов, потому что многие люди, видя тяжесть подобных трудов, не исполняют вообще ничего. Господу надо лишь наше сердце. Мономах прямо советует князьям (потомственным воинам и правителям!) быть кроткими, не стремиться к захвату чужих вотчин, довольствоваться малым и искать успеха и процветания не с помощью силы и насилия над другими, а благодаря праведной жизни: «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе…. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому» .

«Автобиография Мономаха, — отмечает Лихачев, — подчинена той же идее миролюбия. В летописи своих походов Владимир Мономах приводит выразительный пример княжеского миролюбия» . Показательна также его добровольная уступчивость заклятому врагу - князю Олегу Рязанскому. Но еще сильнее воплощает в жизнь идеал «Поучения» собственное «Письмо» Мономаха к тому же Олегу Рязанскому, убийце сына Владимира Мономаха, на тот момент побежденному и бежавшему за пределы Руси. Это письмо потрясло исследователя своей нравственной силой. Мономах прощает убийцу своего сына (!). Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды. .

Когда к Мономаху пришли князья, но он всем сердцем стоял против новых междоусобных браней: «Убогих не забывайте, но, насколько можно, по силам кормите подавайте сироте, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте, и не повелевайте его убить; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души» .

И начав писать свое «Поучение» к детям и «иным, кто его услышит», Владимир Мономах постоянно цитирует Псалтирь как основу духовно-нравственных законов. Так, например, ответ на предложения воинственных князей: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу, будут владеть землёй» . Во время своих походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол. При этом, учитывается и то, что подобными поступками приобретается доброе имя человеку.

Особенно восстает автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию: Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели» .

Итак, истоками «Поучения» являются следующие ценности на пути «Добра»: вера в Бога , патриотизм, любовь к ближнему, гуманизм, миролюбие, праведность, доброделание, духовно-нравственное воспитание потомков. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, что делает его гениальным человеческим документом, способным волновать душу и сегодня.

2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь

Антуан де Сент-Экзюпери

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют «жемчужиной древнерусской литературы». Попытаемся разобраться, почему эта повесть была так популярна на Руси.

Петр и Феврония Муромские - православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. К Муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Дева Феврония была мудрой, её слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Несомненно прав был Д.С. Лихачев, назвав основной особенностью характера Февронии «психологическую умиротворенность» и проводя параллель её образа с ликами святых А.Рублева, несших в себе «тихий» свет созерцания, высочайшего нравственного начала, идеала самопожертвования. Убедительные параллели между искусством Рублева и «Повестью о Петре и Февронии Муромских» проводит Дмитрий Сергеевич в пятой главе своей книги «Человек в литературе Древней Руси .

Одним из самых высших культурных достижений Древней Руси явился идеал человека, созданный в живописных произведениях Андрея Рублева и художников его круга, и академик Лихачёв сравнивает Февронию с тихими ангелам Рублева. Но она готова на подвиг .

Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой . Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Она изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. «Пётр не захотел нарушить Божьих заповедей…. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвинённую в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует» .

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. «Ко всем питали они равную любовь, … не любили тленного богатства, но богатели Божьим богатством.… А городом управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странником принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли» .

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день. Скончались они в один день и час (25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года).

Таким образом, духовно-нравственным истоком данной повести является образец христианских семейных ценностей и заповедей как вехи на пути «Добра»: вера в Бога, доброта, самоотречение во имя любви, милосердие , преданность, духовно - нравственное воспитание .

3. «Житие Александра Невского»

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Толстой А. Н.

Александр Невский - второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1240 году 15 июня в битве со шведскими рыцарями с небольшой дружиной князь Александр одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра - Невский. До настоящего времени имя Александра Невского является символом единения, частью общей национальной идеи.

Принято считать, что написано произведение не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский. Автором повести был, вероятно, как считают исследователи, книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году.

«Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами, и библейские воспоминания сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции - с реальными наблюдениями над битвой. По словам И.П. Еремина, Александр предстает перед нами в образе то царя-военачальника библейской древности, то храброго витязя книжного эпоса, то иконописного «праведника» . Это ещё одна со стороны восторженная дань светлой памяти покойного князя.

Храбрость Александра восхищали не только его соратников, но и врагов. Однажды Батый повелел князю прийти к нему, если он хочет уберечь Русь от подчинения. Царь был уверен, что Александр испугается, но тот приехал. И сказал Батый вельможам своим: «Правду мне говорили, нет князя подобного ему в отечестве его». И отпустил его с великой честью» .

Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра - картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Он исполнен церковных добродетелей - тих, кроток, смирен, при этом - мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца. «Было тогда насилие великое от поганых язычников: сгоняли они христиан, приказывая ходить с ними в походы. Великий же князь Александр пошёл к царю, чтобы отмолить людей от беды» .

Один из эпизодов борьбы с недругами описан следующим образом: была у князя перед битвой со шведами малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато была крепкая вера в помощь Бога. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказал се и цитировал. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу… Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною» . Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде» . С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

Итак, духовно-нравственными истоками «Жития» являются следующие ценности: вера в Бога, патриотизм, чувство долга перед Родиной, героизм, самоотверженность, стойкость, милосердие.

Представим сравнительную таблицу, отражающую общее и особенное в трёх произведениях:

Произведение

Главные герои

«Повесть» о Петре и Февронии Муромских

Петр и Феврония

Муромские

Вера в Бога, семья как христианская ценность, утверждение любви как великого всепобеждающего чувства; семейные традиции, духовно - нравственное воспитание, преданность, самоотверженность и доверие в супружестве, доброта, самоотречение во имя любви, милосердие, преданность, духовно - нравственное воспитание

«Житие» Александра Невского

Александр

Вера в Бога, патриотизм, чувство долга перед Родиной, героизм, самоотверженность, стойкость, доброта, доброделание, милосердие

«Поучение» Владимира Мономаха

Владимир

Вера в Бога, патриотизм, любовь к ближнему, гуманизм, миролюбие, праведность, доброделание, духовно-нравственное воспитание потомков: «не ленитесь», «напойте и накормите просящего», «ни правого, ни виновного не убивайте», «гордости не имейте в сердце и в уме», «старых чтите, как отца», «больного навестите» (и так далее)

Интересным было проследить различия двух произведений - «Поучение» Владимира Мономаха и «Житие» Александра Невского . Оба они были полководцами, оба защищали родную землю, оба были милосердны. Хотя, читая «Житие», может показаться (иногда), что Александр, якобы, хотел просто завоевывать чужие земли и побеждать, но это не так. «Житие» рассказывает об Александре как о полководце и воине, правителе и дипломате. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности. Князя Александр, с одной стороны, был славным полководцем, с другой - праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем. Несмотря на юность, как написано в «Житии», князь Александр «везде побеждал, был непобедим» Это говорит о нём как об умелом, храбром полководце. И ещё одна интересная деталь - Александр, сражаясь с врагами, всё же был милостивым человеком: «…опять пришли те же из западной страны и построили город в земле Александровой. Великий князь Александр немедля пошёл на них, город срыл до основания, одних избил, других с собой привёл, А иных помиловал и отпустил, ибо был он милостив без меры» .

Таким образом, можно подвести итог: данные произведения, несмотря на своеобразие различных жанров и литературные особенности, связаны между собой темами, раскрывающими душевную красоту и нравственную силу героя, то есть, общность их содержания заключается в следующем: вера в Бога, патриотизм и чувство долга перед Родиной; сила духа и милосердие, самотверженность и любовь, доброта и доброделание.

Особенность : 1) семья и семейные ценности - основной исток в «Повести о Петре и Февронье Муромских», но, думается, что и это является общим в том плане, что Родина - эта как большая семья, а любовь к Родине в двух других произведениях также является общей ценностью; 2) в «Поучении» Мономаха большое внимание уделяется просвещении и наставлению молодых. Но это также можно отнести и к общему в содержании трёх разных произведений, поскольку сами деяния, как Мономаха, так и Александра представляют собой образец для подражания, и нет необходимости давать читающим словесные наставления, то есть, воспитание личным примером, а это основа духовно-нравственного воспитания.

В данных произведениях древнерусской литературы выделяются общие ценности для всех трёх произведений: 1) вера в Бога; 2) патриотизм и чувство долга перед Родиной; 3) сила духа и милосердие; 3) семейные ценности; 4) доброта и доброделание; 5) самоотверженность и любовь.

В заключение хочется отметить, что древнерусская литература даёт шанс осмысления жизненных ценностей в современном мире и сопоставление их с приоритетами людей времен Древней Руси. Это позволяет сделать вывод о том, что произведения древнерусской литературы являются истоком духовно-нравственного развития для любого человека и, более того, для человечества в целом, поскольку они основаны: на высоких нравственных идеалах, на вере в человека в возможностях его безграничного нравственного совершенствования, на вере в силу слова и его способности преобразовать внутренний мир человека. Поэтому их идеалы остаются актуальными и в наши дни.

Закончить работу хочется словами «Поучения»: «Что умеете хорошо, того не забывайте, что не умеете, тому учитесь» . Читайте древнерусскую литературу, находите в ней истоки души нашей!

Список используемой литературы:

1 . Еремин И.П. Житие Александра Невского / И.П. Еремин. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. - С. 141-143. .

2. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских (перевод Л. Дмитриева)/ Древнерусская литература/Сост., предисл. и коммент. М.П. Одесского. - М.: СЛОВО/ Slovo, 2004. - С.508-518.

3. Житие Александра Невского (перевод И.П. Ерёмина)/Древнерусская литература. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. - С.140-147.

4 .Кусков В.В. История древнерусской литературы : http://sbiblio.com/biblio/archive/kuskov_istorija/00.asp (дата обращения 11.01.2014).

5 . Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы. М., 1975.

6. Лихачёв Д.С. Глава 5. Психологическая умиротворенность. ХV в. /Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. : http://www.lihachev.ru/nauka/istoriya/biblio/1859/ (дата обращения 12.12.2013).

7 . Лихачев Д.С. Русская культура. М.: «Искусство», 2000.

8 . Поучение Владимира Мономаха (перевод Д. Лихачёва)/ Древнерусская литература/Сост., предисл. и коммент. М.П. Одесского. - М.: СЛОВО/ Slovo, 2004. - С. 213-223.

Каков он, житель Древней Руси? От его существования нас отделяет тысяча лет… О нем рассказывают исторические источники, летописи, прочая литература Древней Руси. Жизнь его была нелегка – постоянные набеги врагов: то печенегов, то половцев, то хазар. Да и княжеские междоусобицы добавляли горя простому человеку. Как пример можно привести тех же древлян, что пострадали от киевской княгини Ольги.

Первая летопись Древней Руси – это «Повесть временных лет». Она рассказывает о том, как жили на Руси, как крестили Русь, кто правил ею.

Древнерусский человек – это скорее всего, глубокий язычник. Хотя князь Владимир Великий велел ему креститься, и он ходит в деревянную церковь, но пока толком не знает, кто такой Христос. Он привык молиться деревянным идолам и множеству богов неба, земли, рек, озер, лесов и полей. Теперь ему говорят поклоняться иконам и кресту, держать весной пост, иметь одну жену. Все это странно для него, ведь у настоящего воина княжеской дружины должно быть как можно больше жен!

Но если он действительно проникнется христианством, то у него есть шанс примкнуть к какому-нибудь монастырю, научиться читать и писать, переписывать книги. То есть стать уникальным человеком, ведь грамотных людей почти и нет. Даже киевские князья грамоте учились редко.

«Повесть о полку Игореве» создает образ русских воинов. Это люди отважные, стойкие и храбрые. Смерть им не так страшна, как позор, поражение и бесчестие. Но они – не фанатичные самураи, отметающие жизненные радости. Для Игоря и его воинов не менее важны их семьи, тепло родных людей, близкие. Любовь к жизни в итоге «Повести» и помогает князю Игорю достичь родного дома, сбежав из плена.

Этот же исторический источник создал вечный образ княгини Ярославны – верной жены, что ожидает мужа-воина дома. Она переживает, плачет, горюет, считая мужа погибшим. Наверное, такими прожили жизнь все лучшие женщины Древней Руси, любящие жены и матери. Женщина Древней Руси- это не забитая дома рабыня, ничего не соображающая за стенами избы, а свободная мыслящая гражданка с горячим сердцем.

Сочинение на тему «Значение древнерусской литературы для современного читателя»

История любого народа изучается в основном по летописям, рукописным и печатным источникам, оставленным далекими предками. Только таким образом можно узнать о тех событиях, которые происходили много веков назад.

Для русского человека бесценным историческим и духовным наследием являются уникальные шедевры древнерусской литературы, пришедшие к нам еще с XI — XII веков. Все эти произведения пронизаны духом патриотизма и любви к родной земле.

В таком эпическом творении, как «Слово о полку Игореве» описывается героический поход славного князя новгород-северского Игоря Святославича против половцев, который он предпринял в далеком 1185 году.

Этот шедевр по праву относится к величайшим памятникам литературы Древней Руси. Благодаря ему мы узнаем о жизни и быте наших великих предков, их стремлениях и чаяниях. Произведение имеет и колоссальную историческую ценность, так как подробно описывает одно из самых значимых событий того времени.

Немаловажную роль в древней русской литературе занимает религия. Так до наших дней сохранилась уникальная книга "Повесть о Петре и Февронии Муромских", которая повествует о жизни русских святых. В этой повести, написанной писателем Ермолаем-Еразмом в середине XVI на основе муромских устных преданий, чудесным образом переплетаются русский фольклор с древней историей.

Еще один памятник древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха», созданный в XII веке великим киевским князем Владимиром Мономахом, называют первой светской проповедью, в которой впервые поднимаются нравственные и этические вопросы.

Безусловно, древнерусская литература имеют для современного читателя бесценное значение, поскольку несет в себе глубокую нравственную силу. Благодаря этим источникам мы узнаем о самых лучших чертах наших далеких предков - о их героизме, доблести, беззаветной любви к своей Отчизне и родному дому.

Мы знакомимся с их бытом и укладом жизни. Древнерусская литература - это наша история, которую мы должны знать, чтить и помнить.

Сочинение » Древнерусская литература » Сочинение на тему «Значение древнерусской литературы для современного читателя»

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину. Итак, каков же он, древнерусский герой литературы? Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах - важны его монашеские качества, если князь - княжеские, если богатырь - богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм. Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов) . Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром. Древнерусский герой - цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: "цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю". Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, - собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения. Кем бы ни был герой - он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н. В. Гоголем в повести "Тарас Бульба", и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской. Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность. Так в "Слове о полку Игореве" борьба с половцами рассматривается как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. В былине "Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград" "…отпускают во Царьград молода Тугарина и учат заклинать, чтоб им на Русь не бывать век по веку. " Святой Сергий Радонежский, благословляя князя Дмитрия на битву с Мамаем, говорит: "Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься. " Женские образы древнерусской литературы несут в себе созидание, тепло семейного очага, любовь и верность. Это необычайно тонкие и умные представительницы прекрасной половины человечества, умеющие добиться своей цели не силой, а разумом. Человек древней Руси неразрывно связан с окружающей его природой. И пусть в древнерусской литературе отсутствует описание пейзажа в привычном современному человеку понимании этого слова, но присутствие живых, одушевленных лесов и полей, рек и озер, цветов и трав, зверей и птиц создают впечатление неразрывной связи людей с живым окружающим миром. Наиболее ярко выражено описание природы в "Слове… ", где природные явления, животный мир сопереживают герою: "…Ночь прошла, и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра….. " Во всех остальных произведениях пейзаж прорисован крайне слабо, иногда его вообще почти нет. Однако, св. Сергий ищет уединения среди девственных лесов, а Феврония превращает обрубки деревьев в большие деревья с ветвями и листвой.