Смотреть что такое "Святая великая княгиня Ольга" в других словарях. Княгиня Ольга – краткая биография

В Википедии есть статьи о других людях с именем Ольга (значения). Ольга ст. слав … Википедия

И, жен.Производные: Ольгуня; Ольгуся; Ольгуха; Ольгуша; Оля; Олюля; Люля; Олюня; Люня; Олюся; Люся; Олюха; Олюша; Оляша; Оляня; Олёна; Лёна (Лёня); Лёля; Ляля.Происхождение: (Раннее заимствование из сканд. яз. Ср. др. сканд. Helga; др. русск.… … Словарь личных имен

В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга» Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая… … Википедия

В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга» Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая… … Википедия

В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга» Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая… … Википедия

- (в крещении Елена) жена князя Игоря; великая княгиня русская. Годы правления приблизительно 945 955. Род. между 890 894 г., ум. в 969 г. Летописные и другие сведения настолько украшены легендой, что порой трудно указать границу, где кончается… … Большая биографическая энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ольга (значения). Ольга скандинавское Производ. формы: Оля, Олечка, Оленька и другие Иноязычные аналоги: англ. Olga белор. Вольга итал. … Википедия

Ольга - (ум. 969) святая равноапостольная, великая княгиня. Одной из первых на Руси приняла христианство и по мере сил способствовала его распространению. Патриарх Константинопольский Феофилакт, крестивший ее, благословил русскую княгиню крестом,… … Православие. Словарь-справочник

- (в крещении Елена) русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. О происхождении ее делалось много предположений. В начальной летописи упоминается только, что Олег в 903 г. привел Игорю жену из Плескова (Пскова?), именем О. На основании известия одной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • , Велько А.. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга занимает особое место в истории Святой Руси. Став первой княгиней-христианкой в Древнерусском государстве, она, подобно святым ученикам и…
  • Святая равноапостольная великая княгиня Ольга , Велько Александр Владимирович. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга занимает особое место в истории Святой Руси. Став первой княгиней-христианкой в Древнерусском государстве, она, подобно святым ученикам и…

«Княгиня Ольга»

Васнецов

На картине «Княгиня Ольга» изображена жена князя Игоря, православная святая, равноапостольная, провозвестница русского православия, княгиня Ольга. Ольга первая женщина на Руси, о которой история сохранила память. И, не только, потому, что она обладала мощным государственным умом и организаторскими способностями, но и стала первой христианкой в великокняжеской семье.

Между тем, земная жизнь русской княгини была бурной и неоднозначной. В стихотворении Николая Степановича Гумилева образ Ольги полностью освобождается от христианского воплощения, возвращаясь к «истокам» - к скандинавскому, языческому началу, жестокому и диковатому.

«Эльга, Эльга!» - звучало над полями,

Где ломали друг другу крестцы

С голубыми, свирепыми глазами

И жилистыми руками молодцы.

«Ольга, Ольга!» - вопили древляне

С волосами желтыми, как мед,

Выцарапывая в раскаленной бане

Окровавленными ногтями ход.

И за дальними морями чужими

Не уставала звенеть,

То же звонкое вызванивая имя,

Варяжская сталь в византийскую медь.

Все забыл я, что помнил ране,

Христианские имена,

И твое лишь имя, Ольга, для моей гортани

Слаще самого старого вина.

Год за годом все неизбежней

Запевают в крови века.

Опьянен я тяжестью прежней

Скандинавского костяка.

Древних ратей воин отсталый,

К этой жизни затая вражду,

Сумасшедших сводов Валгаллы.

Славных битв и пиров я жду.

Вижу череп с брагой хмельною,

Бычьи розовые хребты,

И валькирией надо мною,

Ольга, Ольга, кружишь ты.

Конечно, судьба и политика княгини не может не вызывать интерес. Происхождение ее окутано туманом тайны. Русские летописи говорят лишь о том, что родом она была из древнего русского города Плескова, который позже стал называться Псковом. Кем она была по происхождению – славянкой или варяжкой, из бедной семьи или из знатной, неизвестно. Знаем только, сто в 903 году ее привел в качестве невесты княжечу Игорю его воспитатель и пестун Олег. Интересно, что само имя Ольга представляет собой женскую форму имени Олег.

Полновластной правительницей Ольга стала в 945 году, когда древлянами был убит ее муж, князь Игорь. Широко известа легенда мести княгини Ольги за смерть своего мужа, дошедшая до нас благодаря «Повести временных лет»(например, сожжение Искоростеня с помощью птиц). Политика княгини Ольги во многом имела положительные результаты. Разгромив древлян, и решив предотвратить подобные мятежи впоследствии, Ольга установила точные размеры полюдья и определила конкретные места сбора дани. И, нужно сказать, что за время ее правления мы не встречаем упоминаний о недовольстве или выходе каких-либо племен из под контроля киевской княгини.

Наконец, важнейшим достижением Ольги можно считать установление мирных отношений с Византийской империей. Решив обеспечить русским купцам свободу торговли в Среднеземноморском регионе, не только с помощью военных походов, Ольга в 955 году, совершила свою знаменитую поездку в Константинополь. Поездка Ольги имела два важнейших результата. Во-первых, между Русью и Византией надолго установился мир, а русские войны в качестве союзников или наемников даже учавствовали в военных завоеваниях византийской армии и флота в Сирии, на юге Франции и в Италии. А во-вторых, и это самое главное, Ольга стала христианкой.

На картине Ольга изображена христианской княгиней, с крестом в правой руке. Крестил Ольгу император Константин Багрянародный. «Я – язычница, если же хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь», так повествует летопись о крещении Ольги. «И крестил ее царь с патриархом, - продолжает летопись. – И было наречено ее в крещении имя Елена, как и древняя царица – мать Константина Великого».

Ольга понимала, что пока Русь остается языческой страной, ей трудно будет поддерживать отношения с другими сильными государствами. Поэтому Ольга как могла пыталась распространить христианство на Руси. Однако, все ее усилия оказались тщетны. Ее сын Святослав лишь презрительно усмехнулся на предложение матери креститься. Русь приняла христианство лишь в 988 году во время правления внука княгини Ольги – Владимира Красное Солнышко.

Но, несомненно, имя православной княгини Ольги навсегда вписано в историю Русского государства.

Обитель мертвых в скандинавской мифологии.

Виктор Михайлович Васнецов

Со времени работы над "Каменным веком" Васнецов, по словам Нестерова, «спал и видел роспись больших стен». Между тем, когда в начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился.

Владимирский собор в Киеве

Но, взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.

Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.

На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.

Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.

По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.

Князь Александр Невский Княгиня Ольга

Княгиня Евдокия Нестор-летописец

Алипий-живописец Богоматерь с младенцем

Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.

Крещение князя Владимира

Князь Андрей Боголюбский

Крещение Руси

На художника легла основная часть работы - центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михаиловского монастырей в Киеве.

За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства - памятников Новгородского, Московского, Ростовского и Ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.

Страшный суд

Богоматерь с Младенцем на престоле Ангел с лампой

Христос-Вседержитель

Этот опыт более всего ощущается в трактовке художником образов выдающихся исторических деятелей Древней Руси. Он стремился показать своих персонажи живыми участниками истории, пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.

Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль».

Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа.

Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве

Богоматерь с Младенцем

С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX - начале ХХ века.

Бог Саваоф

"Единородный сын Слово Божие"

Распятый Иисус Христос

Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания или руководствоваться своими эмоциями и пopывами фантазии. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное отбрасывать, если эскизы казались недостаточно церковными. Ведь эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.

"Радость праведных о Господе". Преддверие рая (левая часть)

"Радость праведных о Господе". Преддверие рая (центр)

"Радость праведных о Господе". Преддверие рая (правая часть)

В августе 1896 года все леса в соборе были сняты и можно было уже составить полное представление о работе. Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящены статьи, заметки исследования. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX - начале ХХ века во множестве храмов в России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. В Васнецове видели «гениального провозвестника нового направления в peлиrиoзной живописи».

Блаженство рая

Искушение Евы змием

Серафимы Эскизы орнаментов росписи

Эскизы орнаментов росписи

Собор святителей Вселенской церкви

В начале XX века в отношениях Bacнeцoвa и художественной общественности произошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.

«Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и чтo я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уже от гордости - технику этого старого времени. Oказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того временя был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта» - таково было мнение самого Васнецова.

Этот отзыв - мужественное и гoрькое признание мастера, считавшего, что «нет на Руси для русского худoжника святее и плодотворнее дела как украшение храма».

Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого худoжественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное нoватoрское значение.

Журнал "Мир искусства" писал о сoборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным прoизведением и выдающимся памятником сoвременного русского религиозного сознания».

Святой Владимир изображен в богатых княжеских одеждах, удивительно красивых по сочетанию красок. Красная благородно-тусклого оттенка порфира, жемчуг короны, цветная эмаль на кресте, снежная белизна бороды и матовые прозрачные краски лица удивительно гармонируют между собой.

Властная уверенность, с какой он держить крест, выдает в нем бывшего воинственного языч-ника и привыкшего повелевать князя. Но в глазах его уже видна святость христианской думы.

Св. князь Владимир, внук Св. Ольги, жестокий и мсти-тельный, молодость свою провел в ссорах и в войне с братьями. Умертвив брата Ярополка, князя киевского, он сделался единодержавным Государем и с 980-го года начал княжить в Киеве. Св. князь Владимир, крестился в Херсоне (Корсуне) в 988 году.

Святая Ольга изображена в великолепном костюме византийской царицы. Лицо ее выражает всеисторическиекачества ее натуры, просла-вившие ее, как женщину мстительную, бесстрашную, неумевшую прощать и щадить. В ее христианстве эти черты отразились неуклонным фанатизмом. Это праматерь тех раскольниц, которые сжигали себя живыми за двуперстное сложение. О принадлежности ее к християнству говорить крест в правой руке и модель Вышгородской церкви - в левой.