Смотреть что такое "Евгений (Решетников)" в других словарях. — Но неправильно? Об отношении к духовенству в обществе

29 мая 2018 года в Таллинском кафедральном соборе Святого Благоверного великого князя Александра Невского прошел внеочередной Собор Эстонской Православной ЦерквиМосковского Патриархата (ЭПЦ МП). На Соборе состоялись выборы нового Предстоятеля ЭПЦ МП. В ходе тайного голосования им был избран Евгений, Архиепископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной Академии.

На внеочередном Соборе были представлены две кандидатуры, ранее утверждённые Священным Синодом на кафедру Предстоятеля Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата: 60-летний архиепископ Верейский Евгений и 49-летний епископ Нарвский и Причудский Лазарь. В результате голосования Архиепископ Верейский Евгений получил 74 голоса, а второй кандидат, епископ Нарвский и Причудский Лазарь получил 37 голосов. Воздержавшихся не было, все бюллетени признаны действительными.

Лазарь, епископ Нарвский и Причудский, обратился к Владыке Евгению,архиепископу Верейскому с вопросом: «Собор Эстонской Православной Церкви избрал Вас Предстоятелем Эстонской Православной церкви. Приемлишь ли ты это избрание?»

«Благодарю членов Собора за то великое доверие, оказанное мне. Избрания меня предстоятелем Эстонской Православной Церкви при условии утверждения этого избрания Святейшим Патриархом Кириллом приемлю», — ответил Архиепископ Верейский.

«Аксиос!» — провозгласил епископ Нарвский и Причудский Лазарь.

Был совершен благодарственный молебен. По его окончании новоизбранный Предстоятеля Эстонской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений обратился с приветственным словом к делегатам Собора ЭПЦ МП:

«Ваше преосвященство! Досточтимые отцы! Братья и сёстры!

Я ещё раз хотел выразить Вам свою признательность за то доверие, которое вы оказали мне сегодня. Если Святейший Патриарх меня утвердит, тогда я смиряюсь с тем избранием, которое сегодня произошло. Мы должны строить свою духовную жизнь, стремиться к духовному совершенствованию, а духовная жизнь предполагает работу над собой. Да поможет нам всем Господь! И я прошу у вас прежде всего молитвенной поддержки. Ибо любой глава Церкви не может ничего сделать без поддержки духовенства и мирян церкви».

Новоизбранный Предстоятелем Эстонской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений посетил Александро-Невское кладбище, где почтил память своего предшественника митрополита Корнилия. Была совершена панихида по новопреставленному митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию, который скончался этой весной во время Пасхальной недели на 94-м году жизни.

По окончании Собора ЭПЦ МП состоялась праздничная трапеза, за которой Высокопреосвященнейшего архиерея поздравили с торжественным событием, пожелав ему крепости духовных и телесных сил на многие лета.

Архиепископ Верейский Евгений (в миру Валерий Германович Решетников) родился 9 октября 1957 г. в Казахстане. Свои отроче-ские и юношеские годы будущий архипастырь провел в Кирове — старинном городе Вятке, гд провёл своё духовное служение местночтимый святой преподобный архимандрит Трифон Вят-ский.

Внешняя канва жизни будущего архипастыря складывалась на первых порах также, как у многих его сверстников. После оконча-ния восьми классов средней школы он учился в Кировском строи-тельном техникуме, где за четыре года учёбы он приобрел специальность техника-строите-ля. Затем последовала служба в армии, которая стала для него настоящей школой мужества, терпения, выносливости, не только физической, но и духовной. Атеистическая пропаганда в армии в ту пору хоть и была была рутинно-примитивной, но исключительно навязчивой. Хотя религиозные убеждения церковно воспитанного юноши не подвергались там искушениям, но требовалось немалое мужество, чтобы исповедовать свою веру в нелегкой обстановке ар-мейского быта, не проявляя малодушия или лукавства.

После демобилизации в 1979 г. Валерий поступает на службу в епар-хиальное управление, одновременно исполняя обязанности иподи-акона Владыки Хрисанфа, митрополита Вятского и Слободского. Год спустя по рекомендации своего архипастыря, успешно сдав вступительные экзамены, Валерий поступил в Московскую Духов-ную семинарию. Окончив в 1983 г. семинарию, он продолжил бо-гословское образование в Духовной академии. В студенческие годы он исполнял обязанности иподиакона Преосвященного ректора Московской духовной академии и семинарии епископа, а позднее архиепископа Дмит-ровского Александра. Близкое общение с архиереем, обладавшим незаурядными административными способностями, явилось для него хорошей школой служения Церкви на ответственных должно-стях.

Годы, проведенные в духовной школе, расположенной в стенах древней Лавры игумена Русской земли, преподобного Сергия Радо-нежского, укрепили его в решимости посвятить всего себя служе-нию Церкви. 27 июля 1986 г. он принял монашеский постриг с име-нем Евгений, вскоре после этого был рукоположен в иеродиакона, а 28 августа того же года — в иеромонаха. Московскую духовную ака-демию иеромонах Евгений окончил в 1987 г. со степенью кандидата богословия, которой он был удостоен за диссертацию «Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках». По окончании академии он был оставлен в ней в должности преподавателя.

Когда иеромонах Евгений был еще студентом четвертого курса, 27 сентября 1986 г., на праздник Воздвижения Креста Господня по-пущением Божиим в Академии случился пожар, в огне которого по-гибло пять студентов, сгорел актовый зал, корпус студенческого об-щежития, значительно пострадало помещение академического По-кровского храма. Основные работы по восстановлению уничтожен-ных пожаром зданий были выполнены к 1988 г., когда совершалось празднование 1000-летия Крещения Руси. На завершающем этапе восстановительных и строительных работ в Московской духовной академии иеромонах Евгений нес послушание помощника архимандрита Димитрия (Капалина), который в это время был заместителем ректора академии по административно-хозяйственной работе и на которого легла вся тяжесть восстановительных работ.

Архиепископ Александр высоко оценил способности иеромонаха Евгения, его ис-ключительное чувство ответственности и преданность Русской Православной Церкви. 1 января 1989 г. иеромонах Евгений был назначен заместителем ре-ктора по административно-хозяйственной работе и возведен в сан архимандрита. В 1990 г. архимандрит Евгений был назначен на еще более ответственную должность — инспектора Московской духов-ной семинарии.

В ту пору страна переживала поворотный момент своей истории, постепенно Русская Православная Церковь начала обретать свободу, значительно изме-нился и характер церковно-государственных отношений. Появи-лись новые возможности для воссоздания разрушенной в советскую эпоху системы духовного образования, для восстановления закрытых ра-нее духовных семинарий и училищ. Лучшие административно-педагогические силы Русской Православной Церкви были направлены Священноначалием на восстановление духовного образования.

Одной из первых стала восстанавливаться Ставропольская ду-ховная семинария. 6 августа 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II ее ректором был назначен архимандрит Евгений. Новый ректор, придавая первостепенное значение духовному воспитанию и богословскому образованию будущих пастырей, одновременно добился заметных успехов в укреплении материальной базы семи-нарии. Благодаря его настойчивости городские власти передали епархии и семинарии просторный архиерейский дом, примыкаю-щий к кафедральному собору и семинарии, что благоприятно сказа-лось на на учебном процессе и на условиях жизни семинаристов.

В первой половине 1990-х годов Русская Православная Церковь переживала процесс стре-мительного увеличения числа приходов и умножения ваканский священнослужителей. И хотя в условиях церковной свободы не бы-ло больше юридических затруднений для масштабного расширения сети духовно-учебных заведений, появились огромные трудности финансового и кадрового характера. В связи с этим возникла необ-ходимость в активизации деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви, и 26 февраля 1994 г. исполняющим обязан-ности председателя этого синодального ведомства был назначен ар-химандрит Евгений. 16 апреля 1994 г. в Богоявленском Патриаршем соборе состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, викария Московской епархии, которую возглавил Свя-тейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

18 июля 1995 г. епископ Евгений был назначен ректором Москов-ской духовной академии и семинарии, а 18 июля 1998 г. определе-нием Священного Синода он был утвержден в должности председа-теля Учебного комитета. Исполнением административных обя-занностей он соединяет с чтением лекций по нравственному богосло-вию на IV курсе академии, а при реформированных программах — лекций по православной аскетике в магистратуре академии.

Руководствуясь решениями Архиерей-ских Соборов Русской Православной Церкви, на каждом из которых он делал доклады, посвященные состоянию и перспективам развития духов-ного образования, а также определениями Священного Синода и указаниями Святейшего Патриарха, Владыка Евгений возглавил де-ло огромной церковной важности — реформу духовной школы, при-званной соответствовать безмерно возросшим в сравнении с совет-ским прошлым требованиям современности. Целью этой реформы явилось преобразование духовной семинарии, которая готовит пас-тырей для Русской Православной Церкви, в полноценную высшую школу, а духов-ной академии — в специализированную школу, призванную гото-вить научно-богословские кадры и преподавателей духовно-учеб-ных заведений.

Процесс реформирования богословского образования был отработан в Московских духовных школах, опыт которых был затем позаимствован и другими духовными учебными заведениями. Таким об-разом, соединение в одном лице должностей председателя Учебного комитета, координирующего и направляющего процесс реформы, и ректора Московской духовной академии и семинарии, который на приме-ре своей школы видит как результаты реформы, так и те сложности и препятствия, с которыми приходится сталкиваться на пути ее осу-ществления, оказалось весьма эффективным.

Руководство духовными учебными заведениями Владыка Евгений соединяет и с иными церковными послушаниями и активной общественной дея-тельностью. В 2004-2007 годах архиепископ Евгений являлся членом Комиссии Русской Православной Церкви по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. С февраля 2004 г. распоряжением Президен-та России Владимира Владимировича Путина архиепископ Евгений входит в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Владыка Евгений имеет учёное звание профессора, учёную степень кандидата богословия. Священноначалие высоко оценило труды архипастыря: он был награждён государственными и церковными наградами. В 1997 году был награжден орденом св. князя Влади-мира III степени, 25 февраля 2000 г. Святейший Патриарх возвел его в сан архиепископа, в 2004 г. архиепископ Евгений был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а в 2007 году — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В 2008 году Президент России В.В. Путин наградил Владыку Евгения орденом Дружбы.

Владыка Евгений - член Комиссии по вопросам образования Общественного совета Центрального федерального округа. Член Совета Всемирного русского народного собора. С декабря 2008 г. по январь 2009 г. — член Комиссии по подготовке Поместного Собора. Член Высшего церковного совета.

Фото пресс-службы Московского патриархата. Видео Олега Беседина.

Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской церкви и ректор Московской духовной академии избран новым Предстоятелем Эстонской православной церкви Московского патриархата.

Избрание нового главы Эстонской церкви состоялось во вторник, 29 мая, в кафедральном соборе святого князя Александра Невского в Таллине, сообщает сайт Эстонской церкви.

Владыка Евгений был избран в ходе тайного голосования членами Собора Эстонской православной церкви.

19 апреля 2018 года на 94-м году жизни преставился предыдущий Предстоятель Эстонской церкви митрополит Корнилий. После этого временным управляющим стал епископ Нарвский и Причудский Лазарь, который был вторым кандидатом в ходе выборов.

По данным ЭПЦМП, прихожанами Эстонской православной церкви Московского патриархата считают себя от 150 тыс. до 170 тыс. верующих.

8 фактов об архиепископе Верейском Евгении

1. Будущий архиепископ Верейский Евгений (в миру Валерий Германович Решетников) родился в Казахстане в 1957 году, а его юность прошла в Кирове.

2. Будущий архиепископ окончил строительный колледж и служил в армии. Только после демобилизации в 1979 году он поступил на службу в епархиальное управление. Год спустя его принимают в Московскую духовную семинарию, через 3 года - в Московскую духовную академию. В 1986 году, после третьего курса академии, он принимает монашеский постриг с именем Евгений.

3. В 1986 году, в последний год учебы Евгения, в Академии произошел пожар. Погибло 5 студентов семинарии, сильно пострадало здание: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие. Восстановить здание было необходимо к 1988 году, когда завершалось празднование 1000-летия Крещения Руси. Главная ответственность за восстановление академии лежала на иеромонахе Евгении, и он успешно справился с задачей.

4. В 1991 году архимандрит Евгений был назначен ректором Московской духовной семинарии. Во время его работы городские власти отдали епархии и семинарии просторный архиерейский дом, примыкающий к кафедральному собору и семинарии. Это благоприятно сказалось на условиях жизни семинаристов.

5. В 1994 году архимандрит Евгений был назначен исполняющим обязанности председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Ему предстояло решить проблему нехватки священников из-за стремительного роста приходов в начале 90-х

6. В апреле 1994 года состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

7. Епископ Евгений провел реформу духовной школы. Духовная семинария, которая готовит священников для Церкви, стала полноценной высшей школой, а духовная академия - специализированной школой, где обучаются научно-богословские кадры и преподавателей духовно-учебных заведений. Новый опыт был отработан сначала в Московских духовных школах, а затем позаимствован другими учебными заведениями.

8. Владыка награжден орденом св. князя Владимира III степени, орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а также орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В 2008 году президент России Владимир Путин наградил архиерея орденом Дружбы. Он также с февраля 2004 года входит в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Решение принял внеочередной Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Новый глава Эстонской Православной Церкви был избран по результатам тайного голосования.

Архиепископ Верейский Евгений является викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Учебного комитета Русской православной церкви и ректором Московской духовной академии.

(в миру Валерий Германович Решетников) родился 9 октября 1957 г. в Казахстане. После оконча­ния восьми классов средней школы он учился в Кировском строи­тельном техникуме, где приобрел специальность техника-строите­ля. Служил в армии, после демобилизации поступил на службу в епар­хиальное управление, одновременно исполняя обязанности иподи­акона Владыки.

Год спустя по рекомендации своего архипастыря, успешно сдав вступительные экзамены, священнослужитель поступил в Московскую духов­ную семинарию. Окончив в 1983 г. семинарию, он продолжил бо­гословское образование в Духовной академии.

27 июля 1986 г. он принял монашеский постриг с име­нем Евгений, вскоре после этого был рукоположен в иеродиакона, а 28 августа того же года - в иеромонаха. Московскую духовную ака­демию иеромонах Евгений окончил в 1987 г. со степенью кандидата богословия, которой он был удостоен за диссертацию «Пастырство в Русской Церкви в X–XIII веках». По окончании Академии он был оставлен в ней в должности преподавателя.

1 января 1989 г. иеромонах Евгений был назначен заместителем ре­ктора по административно-хозяйственной работе и возведен в сан архимандрита. В 1990 г. архимандрит Евгений был назначен на еще более ответственную должность - инспектора Московской духов­ной семинарии.

6 августа 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II ее ректором был назначен архимандрит Евгений. Новый ректор, придавая первостепенное значение духовному воспитанию и богословскому образованию будущих пастырей, одновременно добился заметных успехов в укреплении материальной базы семи­нарии. Благодаря его настойчивости городские власти передали епархии и семинарии просторный архиерейский дом, примыкаю­щий к кафедральному собору и семинарии, что благоприятно сказа­лось на условиях жизни семинаристов и на учебном процессе.

16 апреля 1994 г. в Богоявленском Патриаршем соборе состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, викария Московской епархии, которую возглавил Свя­тейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

18 июля 1995 г. епископ Евгений был назначен ректором Москов­ской духовной академии и семинарии, а 18 июля 1998 г. определе­нием Священного Синода он был утвержден в должности председа­теля Учебного комитета. Исполнением административных обя­занностей он соединяет с чтением лекций по нравственному богосло­вию на IV курсе Академии, а при реформированных программах - лекций по православной аскетики на III курсе Академии.

Член Общественного совета Центрального федерального округа – Член Комиссии по вопросам образования.
Член Совета по связям с религиозными организациями при президенте Российской Федерации.
Член Совета Всемирного русского народного собора.
В 2005–2007 гг. - член Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью.
С декабря 2008 г. по январь 2009 г. - член Комиссии по подготовке Поместного Собора.

Митрополит Евге́ний (в миру Евфи́мий Алексе́евич Болхови́тинов) - епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф.

Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов), родился 18 декабря 1767 года в городе Воронеже в семье приходского священника Алексия Болховитинова.
С 1777 года обучался сперва в Архиерейском певческом хоре, с 1778 года - в Воронежской духовной семинарии до половины курса Философии.
В 1785 году окончил Воронежскую духовную семинарию и как лучший ученик был отправлен для продолжения образования в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно с занятием в академии слушал лекции в Московском университете.
9 января 1789 года был назначен преподавателем риторики и французского языка в Воронежскую духовную семинарию. В риторическом классе преподавал особым курсом Греческие и Римские древности.
С 20 августа 1789 года был вице-префектом и библиотекарем. С июня 1790 года, сверх всего, преподавал философию, а 5 сентября того года определён префектом семинарии и учителем богословия.
4 ноября 1793 года вступил в брак с Анной Антоновной, дочерью липецкого купца Расторгуева.
В 1793 году был рукоположен во священника в Воронеже епископом Воронежским и Черкасским Мефодием (Смирновым) .
25 марта 1796 года был возведён в сан протоиерея и определён настоятелем Преображенского собора города Павловска Воронежской епархии с оставлением при семинарии в прежних должностях. При этом был определен присутствующим Воронежской консистории, имея постоянное жительство в Воронеже.
В 1797 -1798 годах исполнял обязанности ректора семинарии. С 14 августа 1797 года обучал церковной истории, священной герменевтике, языкам еллинскому, простому греческому и французскому высшего класса.
В 1798 году лишился троих детей, а 21 августа 1799 года овдовел.
Был вытребован Санкт-Петербургским митрополитом Амвросием (Подобедовым) .
3 марта 1800 года был назначен префектом Александро-Невской академии, философии и красноречия учителем.
9 марта 1800 года пострижен в монашество в Александро-Невской Лавре с наречением имени Евгений.
11 марта 1800 года возведён в сан архимандрита Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.
С августа 1800 и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге и был членом Санкт-Петербургского комитета благодетельного общества.
27 января 1802 года переведен в Сергиеву пустынь.
17 января 1804 года хиротонисан во епископа Старорусского.
В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 г. - действительным членом Российской академии.
С 24 января 1808 года - епископ Вологодский.
В этом же году избран членом Санкт-Петербургского медико-хирургической академии. В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в1811 г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка.
С 19 июля 1813 года - епископ Калужский и с этого года - почетный член общества истории и древностей при Московском университете. С 1814 года - член Санкт-Петербургской духовной академии; с 1815 г. - московского общества врачебных и физических наук.
7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен на Псковскую кафедру.
Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.
С 1817 года - член Харьковского и Казанского университетов; в 1818 г. - член комиссии составления законов.
С 24 января 1822 года - архиепископ Киевский.
16 марта того же года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Св. Синода и избран членом Виленского университета.
С 1823 г. - член Киевской духовной академии; с 1826 г. - почетный член Академии наук.
С 1827 г. - доктор философии Дерптского университета.
С 1829 г. - член Санкт-Петербургского университета.
В 1834 г. избран членом королевского копенгагенского общества северных антиквариев.
С 1835 года - корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.
Скончался 23 февраля 1837 года. Был похоронен в Сретенском приделе Киево-Софийского собора согласно его завещанию.
Прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.
По поручению митрополита Новгородского Амвросия епископом Евгением было составлено «предначертание» устройства Духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из Духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.
Был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других.
Отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени. Оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени.
"Нельзя не удивляться тому, - говорит преосвящ. Филарет Киевский, - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".
По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".
Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником слова Божия. Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в храме Божием. Проповеди митрополита отличались живостью и глубиной мысли. По характеру своему митр. Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич:
"Давно зная имя митрополита Евгения Болховитинова, как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. В доказательство противного, отвечал ключарь, вы теперь же можете видеть высокопреосвященного. Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть митрополита, последовал ответ: "пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор вообще о русской старине продолжался до прибытия новых лиц".
Добрую память оставил о себе митр. Евгений своей благотворительностью, страннолюбием и доступностью для всех.

Сочинения:

  • Новая Латинская Азбука. М., 1788
  • Рассуждение о надобности греческого языка для богословия. М., 1793
  • Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Издание 2-е в двух частях. Спб., 1827 (первое издание вышло в 1818 году)
  • Словарь Русских светских писателей, соотечественников и чужестранных, писавших в России, М., 1845
  • Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.
  • История княжества Псковского.
  • О вологодских и зырянских древностях.
  • О первом посольстве в Японии.
  • О присягах славяно-руссов.
  • Три исторических разговора (о древностях Новгорода).
  • О чинах Греко-Российской Церкви.
  • Рассуждение о книге Петра Могилы "Православное исповедание веры".
  • О соборном деянии 1157 г.
  • О Российских соборах.
  • Историческое изображение Грузии.
  • Описание Воронежской губернии.
  • Об алтарных украшениях.
  • Рассуждение о древне-христианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.
  • Полное жизнеописание Тихона Воронежского.
  • Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825.
  • Словарь историч. о писат. духовного чина в 2-х частях. СПб, 1827.
  • Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом в 2-х томах. М., 1793.
  • Парнасская история (студенческая работа). М., 1788
  • Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви.
  • Собрание поучительных слов
— Владыка, Вы закончили Академию 25 лет назад. Какое событие времен учебы для Вас самое памятное?

— Постриг.

Я принял его после III курса Академии (тогда учились 4 года в семинарии и 4 года в Академии). Затем последовало рукоположение во иеродиакона и через месяц - во иеромонаха. Это было некое воплощение того, о чем мы читали, думали, размышляли, к чему готовились в годы учебы.

— А что-то связанное с Академией?

— Окончание Академии было драматично. В конце сентября 1986 года, когда я учился на 4 курсе, в Академии произошел пожар. Пятеро студентов третьего курса семинарии погибли, и мы все очень тяжело переживали эту потерю. Ребята были совсем молодыми, к тому же, на их месте мог оказаться любой из нас.

Из-за пожара сильно пострадали помещения Академии: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие, пострадал академический храм. Так что та зима для всей Академии прошла тяжело. Мы напряженно трудились, помогая восстановить здания, ведь в 1988 году в Лавре готовились проводить Поместный Собор. Так что весь следующий после пожара год шла грандиозная стройка. Конечно, не все сделали качественно, потому что работали в спешке, но, тем не менее, к празднованию Тысячелетия Крещения Руси Академия была восстановлена.


На IV курсе я был помощником инспектора, по теперешнему наименованию - помощником проректора по воспитательной работе, а потом меня назначили помощником моего однокурсника, нынешнего архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, который был заместителем ректора по административно-хозяйственной работе. Нас, молодых иеромонахов, только что закончивших Академию, бросили на строительные работы. Не хватало опыта.

Конечно, было непросто, но, с другой стороны, оглядываясь назад, я вижу, что все было промыслительно. Нам довелось участвовать в деле восстановления Академии и в подготовке Юбилейного Поместного собора. Это исторические события, и я благодарю Бога, что Он дал возможность быть к ним причастным.

— Чем Вам запомнился собор?

— В актовом зале Академии стояли мониторы, на которых мы смотрели трансляцию заседаний собора из Трапезного храма. Помню, как тогдашний ректор академии, председатель Учебного комитета Русской Церкви владыка Александр в своем выступлении сказал: "Нам необходимо открыть еще три семинарии". Сейчас сложно представить себе, что значат эти слова. Но тогда это было нечто грандиозное. В Советском Союзе было всего три семинарии - Московская, Санкт-Петербургская и Одесская. И вот владыка сказал об открытии еще трех. Это значило, что было разрешение на самом деле открыть еще три семинарии. Тогда не было принято аплодировать, но эти слова владыки были встречены аплодисментами

И после собора действительно были открыты Киевская, Минская и Тобольская семинарии, куда поехал владыка Димитрий. Это все были эпохальные события, которые говорили о том, что отношение государства к Церкви меняется.

— Учась в семинарии, Вы не ожидали такого поворота событий?

— Конечно нет! Мы не подозревали и не думали, что такие изменения произойдут в нашем государстве. Казалось, что существующая в государстве идеология незыблема и сдвинуть эту твердыню невозможно. Помню, мы учились на III курсе семинарии, один из наших однокурсников пришел и сказал: «Братцы, Донской монастырь отдают». Мы его подняли на смех: «Ты шутишь? Шути о чем-то менее серьезном». В голове даже не укладывалось, что такое возможно, ведь тогда не могло быть и речи об открытии и передаче храмов и монастырей. А потом передали Данилов монастырь (хотя первые слухи пошли о Донском) и ситуация постепенно стала меняться. Мы учились и готовились осуществлять свое служение в реалиях советской эпохи, когда Церковь была гонима, и вдруг, когда мы закончили Академию, эти изменения ворвались в нашу жизнь. В какой-то степени мы были к этому не готовы. Пришлось буквально на ходу вступать в реалии этого нового бытия, ориентироваться на ходу. Теперь уже 25 лет позади, а кажется, что все это было так недавно.

— Вы часто встречаетесь с однокурсниками?

— Раз в пять лет. Очень интересно встретиться после того, как не виделись несколько лет. В годы учебы восприятие одно: мы все студенты, живем единой семьей, интересами, целями. А после совершенно другое: учеба закончилась, мы все разлетелись по разным городам, у каждого свое направление деятельности, свое послушание. Интересно встретиться, обсудить, кто в каком качестве служит в Церкви, чем живет, обменяться мнениями, воспоминаниями.

— Что чаще всего вспоминаете?

— Как учились, что бывало на занятиях, как на лыжах, на коньках катались.

А теперь мы все меняемся, становимся старше, уже волосы седеют, борода седая у многих… И интересно вспомнить, какими мы были 25 лет назад, какое отрадное это было время.

— А чем оно хорошо?

— Студенчество - это вообще особенное время, в какой-то степени беззаботное, когда до конца не осознаешь, что ждет впереди. Это естественное состояние молодости. Пока учишься, представляешь себе жизнь немного не такой, какая она на самом деле. И есть некая беззаботность в отношении будущего. Ты не знаешь, что произойдет, и до какого-то времени у тебя нет необходимости об этом думать. Мы жили, питались, молились вместе, а потом вдруг разлетелись в разные стороны. И, конечно, наши встречи - очень запоминаются и задевают за живое.

— Наверное, не только у всех студентов - и духовных, и светских школ - не вполне ясное представление о реалиях жизни и даже о своем будущем. Что бы Вы могли посоветовать, чтобы человек, получив диплом, не «споткнулся», не упал, столкнувшись с реальной жизнью?

— То, что студент не осознает, как будет жить дальше, естественно. Важно не поддаваться духу времени, ведь дух времени очень лукав.

Окружающий нас мир пестрит современными технологиями, дает вал информации, и важно не потеряться в нем. А для этого надо иметь в себе стержень православия и постараться пронести его через всю жизнь

Семинария дает зародыш этого стержня, а укреплять его придется на протяжении всей жизни.

— Но как? Ведь жизнь в семинарии не всегда этому способствует. Например, если человек с детства или очень часто бывает в алтаре, может развиться не то что нетрепетное отношение к святыни, а даже что-то вроде цинизма?

— От одного старого архиерея, сына священника, я слышал, что отец не дозволял ему входить в алтарь до 15-16 лет, чтобы посещение алтаря не стало чем-то обыденным. Допускать обыденности нельзя в молитве и во всем остальном.

— А как быть, когда тебе нужно прочитать, например, тексты святых отцов к экзамену? Ведь тут не то что неблагоговейно будешь читать, а еще и торопиться и возмущаться, что написано так много и так объемно. И речи не будет о том, чтобы воспринять святоотеческий опыт.

— В этом плане искушения есть. И мы всегда говорим, что образование - двуединый процесс - получение знаний и воспитание. И самое главное тут - самовоспитание. А для него нужно создать условия.

Большой «плюс» Московской духовной академии - то, что они находятся в Троице-Сергиевой лавре. Студент всегда может пойти на исповедь или на беседу с опытным духовником. Огромная ценность, что многие лаврские духовники сами учились у нас и знают жизнь духовной школы изнутри, так что многие вопросы, с которыми к ним приходят студенты, им более чем знакомы и они могут дать мудрый совет.

— Какие еще могут быть искушения?

— Когда человек только переступает порог духовной школы, он готов, условно говоря, креститься на каждый угол. Со временем это проходит. И в церковной жизни то же самое: если человек искренне идет в первый раз на исповедь, он переживает это Таинство очень остро, а потом это становится чем-то более привычным и, повторюсь, обыденным. Это естественно.

— Но неправильно?

— Лучше, чтобы этого не было. И тут вступает в силу внутренняя борьба.

— А как себя правильно настроить?

— Самое главное - чтобы человек понял, что обыденности или автоматизма в духовной жизни допустить нельзя.

Например, перед хиротонией человек заучивает определенные молитвы, потому что он должен их знать. Но это не значит, что и потом эти молитвы нужно произносить формально. Формализма в служении быть не должно! Здесь искушения на самом шагу. Но процесс личностного становления - это не очень просто. И если человек сам лично не задумается о том, что это нужно, никакая духовная школа не заставит его это сделать. Но жесткий контроль и не входит в нашу задачу.

— Хорошо. Но эти вопросы хотя бы как-то обговариваются старшими, более опытными людьми?

— У нас есть курсовые наставники, сейчас мы ввели тьюторов, которые существуют для того, чтобы помочь человеку в его образовании, учебе и личностном становлении. Плюс, как я уже говорил, есть духовничество.

— Вы шалили?

— Студенты шалили во все времена. Главное - чтобы жизнь не была построена только на нарушении. Шалость - не злость, злость - когда это входит в систему. А оступиться может каждый.

Также и в богослужении. Можно очень хорошо знать его строй. Но когда ты служишь сам, произносишь молитвы в реальной ситуации богослужения, это совсем иное, чем в классе. Молитва всегда должна быть молитвой. В идеале приносить бескровную жертву должно быть страшно всегда.

— А что это за переживание, когда сам совершаешь хиротонию? Ведь немногие люди в Церкви могут рукополагать.

— Каждый раз, когда совершаю хиротонии, мне вспоминается моя хиротония. Чувство, переживание, которое испытываешь во время хиротонии, незабываемо. Этого объяснить невозможно.

— Люди по-разному воспринимают хиротонию?

— Да, очень по-разному. Может быть и некая растерянность, и слезы, - что угодно. Это говорит о том, что человек неформально подходит к Таинству.

— Для Вас совершаемая хиротония - это что? Радость?

— Да. Радость, что еще прибыло в нашем полку, что приумножилось количество тех, кто будет служить Церкви.

— Человек меняется после хиротонии?

— Мне здесь вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста, о том, что бывают моменты, когда Господь дает человеку почувствовать действие благодати. А потом как бы отступает. У меня такие состояния были при постриге и при последующих хиротониях.

— Но если все так хорошо, зачем Он отступает?

— Как пишет святитель Иоанн Златоуст, Господь на самом деле не отступает, а дает человеку возможность ощутить, что такое благодать и что значит добиться благодатного состояния уже своим трудом. Конечно при содействии Божием.