Словарь по этнологии

Публиковался в газете Союз в 1990-1991 гг. Ценности особой нет, но почитать можно.

Евреи грузинские

Самоназвание - эбраэли.
В группе так называемых «туземных» евреев, в отличие от европейских (ашкенази), грузинские евреи были в наибольшей степени подвержены ассимиляции.

Согласно данным переписи 1989 г., впервые после долгого «молчания» давшей дифференцированные сведения по различным группам еврейского населения (европейским, среднеазиатским, горским и т. д.), численность грузинских евреев возросла за одно десятилетие, с 1979 г. по 1989 г., с 8 455 до 16.054 чел., т. е. почти в 2 раза (90.7%). (В предыдущих публикациях численность народов на 1989 г. указывалась по предварительным данным).

По вероисповеданию грузинские евреи - иудеи.
Разговорный язык грузинских евреев мало чем отличается от грузинского языка.

Своей особой письменности грузино-говорящие евреи не изобрели. Борьбу за литературный язык грузинские евреи вели начиная с середины XIX в. вместе с поколением молодых грузин, участников начинающего грузинского наиионально-освободительного движения.

Происхождение и точное время поселения грузинских евреев на Кавказе не вполне ясно.
Полагают, что они являются потомками древнейших переселенцев. Путешественники конца XVIII - начала ХIХ вв. засвидетельствовали наличие легенд согласно которым сами кавказские евреи (как грузинские так и горские) считали себя потомками десяти колем израилевых, поселенных В Мидии ассирийскими царями.

К наиболее ранним письменным сведениям относятся упоминания, содержащиеся в «Истории Армении» Моисея Хоренского (около V в. н.э.), сообщения, приписываемые испанскому еврею I из города Туделы Биньямину Тудельскому, относящиеся к XII в.
Тяжелое положение кавказских евреев, сложившееся в средневековье, мало улучшилось после присоединения Кавказа к России.
О давности еврейского пребывания (не только грузинских, но и горских) на, Кавказе свидетельствуют следы бывших еврейских поселений, сохранившихся в памяти у местного нееврейского населения под еврейскими наименованиями «Чуфут-тебе» (Еврейская гора), «Чу-фут-кабур» (Еврейские могилы) и т.п. В конце XVIII - начале XIX вв. в связи с началом проникновения русских на Кавказ положение евреев в мусульманском окружении ухудшилось. Возродившийся патриотизм местного населения и фанатизм мусульман ожесточили преследования евреев, участили погромы и опустошительные набеги на их поселения.

По официальным данным, в 1835 г. Грузии и кавказских областях насчитывалось 23 кагала (еврейских общин, к которым было причислено 12 234 еврея) 14 синагог, 18 молитвенных школ 19 школ для обучения детей, 73 городских и негородских раввина.
Кагалы играли большую роль в организации самоуправления. Выборы администрации кагала происходили на третий день пасхи.
В 1896 г. в г. Тифлисе насчитывалось 835 грузинских и 1007 европейских (ашкенази) евреев. По данным переписи 1897 г., в Тифлисском уезде было 4.089 грузинских евреев. Попытки царской администрации объединить местных и пришлых евреев в конце XIX в. оказапись несостоятельными. Местные евреи согласились, чтобы в 1892 г. их раввином стал неместный еврей, но потом отказались от него.

В материальной культуре грузинских вреев (жилише одежда, украшения) много сходных черт с культурой грузин. Самобытные черты больше сохраняются в духовной жизни, в обрядах, ритуалах, праздниках.


г. «Союз» 30/1990 с.19

Латыши

Самоназвание латвиеши происходит от этнонима древнелатвийской народности латгалов. В русских летописях были известны под именем летьгола.

В Советском Союзе, по переписи 1989 г., проживает 1.458.986 латышей.
Латышский язык входит в балтийскую группу индоевропейской языковой семьи. Структурно близок литовскому языку. Относительно близким является языковое родство между группами балтийских и славянских языков, что дает повод делать вывод об общности в их происхождении. В разговорном языке выделяются среднелатышский, верхнелатышский и латгальский диалекты. На основе первого из них в середине XIX в. сформировался латышский литературный язык на базе латинской графики.

Основу этногенеза латышей составили балтийские племена, поселившиеся на территории современной Латвии в III- ll тыс. до н. э. В начале I тыс. до н. э. предками латышей были племена латгалов, расселенных севернее реки Даугавы, селов, обосновавшихся на левом берегу среднего течения Даугавы, земгалов, облюбовавших территорию в бассейне реки Лиелупе, куршей, отдавших предпочтение побережью Балтийского моря. Продвигаясь постепенно на север, эти племена осваивали новые земли, оттесняя и частично ассимилируя проживающее здесь прибалтийско-финское автохтонное население (например, ливов).
Начавшиеся рано, на стыке I-II тыс. н. э. этноконсолидационные тенденции среди перечисленных племен, включая процессы формирования единого латышского народа, были блокированы в конце XII-начале XIII в. хлынувшим сюда истребительным нашествием Ливонского ордена. Несмотря на отчаянное совместное сопротивление этому вторжению древнелатышских и эстонских племен и оказанную им древнерусскую помощь (успешная битва в 1242 г. на льду Чудского озера), немецким колонизаторам удалось закрепить свои позиции до «Ливонских войн» Ивана Грозного второй половины XVI в. и далее, вплоть до Ништадского мира 1721 г.

В XVI-XVII вв. формирование единого латышского народа было заторможено разделом территории Латвии между Речью Посполитой и Швецией. После освобождения от крестоносцев и их идеологии и присоединения Латвии в начале XVIII в. к России возникли условия для нормального развития латышей и складывания их в единый народ с единым национальным самосознанием.
В середине XIX в. завершилось формирование единой латышской нации.

Основные традиционные занятия латышей: земледелие, животноводство, а на побережье - рыболовство дополнялись развитыми кустарными ремеслами - ткачеством, гончарством, деревообрабатывающим и кузнечным делом.

Господствующий тип расселения латышей - помещичья усадьба («мыза») и примыкающие к ней хутора. В годы буржуазной республики вместо мыз, принадлежащих ранее немецким баронам, распространились латышские высокорентабельные фермы. Латгальцы и рыбаки Балтийского побережья предпочитали жить в деревнях.

Традиционные крестьянские постройки, преимущественно деревянные, срубные, территориально и социально дифференцированы. Выделяются несколько типов: например, в юго-западной части Латвии, в Курземе, жилой дом, иногда имеющий аналоги с литовским жильем, возводился посередине усадьбы, с хлевом с одной стороны, клетью и стойлом для скота - с другой; в Земгалии и Видземе хозяйственные постройки располагались вокруг многоугольного двора. Латыши создали богатый прозаический и песенный фольклор. Знаменитые «Певческие праздники», регулярно проводимые с 1873 г., играют важную роль в развитии самобытной национальной культуры, в воспроизводстве этничности, в поддержании ее устойчивости, в передаче национальных ценностей из поколения в поколение.

Подавляющее большинство верующих латышей - протестанты (лютеране).

Под редакцией доктора исторических наук М.Н. Губогло и доктора исторических наук Ю.Б. Симченко.
г. «Союз» 2/1991 с.19

Литовцы

Самоназвание - летуаа, лиетувяй.
Литва и литовцы упоминаются в западноевропейских источниках в 1009 г., а русских летописях-в 1040 г.
В современном мире насчитывается более 3 млн. 7S3 тыс. литовцев, в том числе 3.067.390 в СССР.
Антропологически литовцы принадлежат к беломорско балтийской расе большой европеоидной расы. Вместе с тем в антропологическом типе отдельных групп проявляются южные элементы.

Литовский язык входит я состав балтийской группы индоевропейской семьи языков.
В разговорном языке выделяются несколько диалектов, среди которых основными являются жемайтский (нижнелиговский) и аукштайтский (верхнелитовский).

Литературный язык начал складываться на аукштайтском диалекте с XVII в. и развивается до сих пор на латинской графической основе. Письменность появилась в 1547 г. в связи с изданием на литовском языке катехизиса и букваря.
В национальном движении литовцев против русификации, проводимой царизмом политики большую роль сыграла их борьба за язык и письменность. Запрет на употребление литовского языка в книгопечатании и в школах, установленный царским правительством в 1864 г. под мнимым флагом борьбы против ополячивания литовцев, был отменен в 1904 г. под давлением литовского национапьно-освободительного движения.

Среди литовцев устойчиво и стабильно сохраняется в качестве родного язык своей национальности (около 98,0%) и одновременно распространяется свободное владение русским языком (35.9% - в 1970 г., 37.9% - в 1989 г).
В происхождении предков современных литовцев ощутимую роль сыграли различные балтийские (петто-литовские) скотоводческие и земледельческие племена, создатели неолитической культуры ладьевидных топоров, продвигающиеся с юга на север в пределы бассейнов рек Немана и Даугавы давно, еще в конце III - начале II тыс. до н. э., и ассимилирующие на своем пути местное население.

Основой же формирования современного литовского народа, процесс складывания которого пришелся на IX- XII вв. и совпал с периодом возникновения феодальных отношений, стали средневековые племена, в том числе собственно литовцы (аукштайты или литва, по сведениям русских летописей), жемайты (жемойть, жмудь), скальвы, надрувы, а также часть судавов (судинов по Птолемею - II в н. э., ятвягов, по русским летописям) южной группы куршей (корсь), земгалов (земи-гола), селов, часть северных пруссов (барты, ноганги, сембы). Катализатором этнической консолидации литовцев в единый этнос явилось образование первой половине XIII в Литовского государства. Феодальная раздробленность и изнурительная многовековая борьба с Тевтонским орденом, с одной стороны, блокировали укрепление внутриэтнических связей с другой, вырабатывали понимание необходимости сплочения и совместной борьбы за самостоятельность, самобытность и оригинальность исторического пути. Противоречивость и незавершенность этногенетических процессов сказывается в том, что в составе литовского народа до сих пор сохраняются этнографические группы с заметными культурно-бытовыми и диалектными различиями, в том числе аукштайты - в восточной части Литвы, жемайты - на западе, дзуки - на юго-востоке, капсы - в южном и занаваки - в северном Занеманье.

Подавляющее большинство верующих литовцев - с 1387 г. (год крещения) католики, за исключением западных литовцев, живущих в бывшей «Малой Литве» (и под немецким влиянием частично перешедших в лютеранство.

Под редакцией доктора исторических наук М.Н. Губогло и доктора исторических наук Ю.Б. Симченко.
г. «Союз» 5/1991 с.19

Марийцы

Самоназвание - марий, мари, мар, что означает-«человек». Старое название марийцев - черемисы.
По переписи 1989 г., в СССР проживает 670 868 марийцев.

Марийский язык относится к восточной ветви финно-угорских языков уральской языковой семьи. Язык имеет три основных наречия: луговое, восточное и горное. Марийская литература Двуязычна: лугово-восточная и горно-марийскоязычная. Эти языки отличаются количеством гласных (в первом - 8 гласных, а во втором - 10) и некоторыми другими особенностями.

Марийцы живут главным образом в пределах Среднего Поволжья. Больше половины их сосредоточено в Марийской республике, где проживают также русские, татары, чуваши, мордва, удмурты и башкиры. Марийцы также небольшими группами расселены за пределами республики в Башкирии, Татарии, Удмуртии, Кировской, Нижегородской, Свердловской, Пермской и Opeнбургской областях.

Марийцы подрвзделяются на три основные группы: горные - «курых марий», луговые - «олык марий» или лесные - «кожла марий» и вocточные — «yпo марий». Горные марийцы живут в основной массе на правом высоком берегу Волги. Луговые или лесные марийцы живут в лесистых местах левобережья. Восточные марийцы расселяются в Башкирии, Свердловской области и в Татарии. Это деление традиционно.

Марийцы являются аборигенами этого края. Предки марийцев оставили множество археологических памятников по обоим берегам Волги так называемой пьяноборской и позднегородецкой культур.

Уже а X в. хазарский царь Иосиф числе подвластных ему племен упоминает неких «церемис», что несложно отождествляется со старым названием этого народа-черемис.

В русской летописи «Повесть временных лет» указывается, что черемисы проживают в районе слияния Оки и Волги. Этот факт позволяет предполагать, что предки марийцев жили не только в междуречье волги и Вятки. Уже в конце I тыс. - начала II тыс. марийцы подпадают под власть Булгарского государства. В XIII в. Булгарское государство подверглось разгрому со стороны татаро-монгольских кочевников.

Марийцы оказываются под властью Золотой Орды, которая сменилась в XV в. Казанским ханством. После разгрома Казанского ханства в 1552 г марийские земли вошли в состав Русского государства. С этого времени начинаются более или менее тесные контакты марийцев с русскими.

Начиная с XVI в., марийцы принимают христианскую религию, однако марийское население сохраняет и прежние верования в доброго бога неба Юмо и владыку всяческого злого начала — Керемета Этим божествам молились более прилежно, чем христианскому богу, им приносили жертвы в специальных «кереметовых рощах» и т. д. Среди марийцев сохранились так называемые «чи марий» - настоящие мари», которые избегали крещения и исповедовали весь традиционный комплекс культов. У марийцев в XX в. существовала особая секта-«Кугу Сорта», которая отстаивала национальные верования и национальный уклад.

Марийцы издревле занимались земледелием как основной отраслью хозяйства. В прошлом они знали трехпольный оборот, а в некоторых местах практиковали подсечное земледелие. До XX в. сохранялось бортничество - добыча меда диких пчел. В настоящее время у марийцев развито пасечное пчеловодство.

Марийские деревни, как правило, располагались вдоль дорог и состояли из бревенчатых изб с двускатными крышами. Избы богато украшались резьбой. В безлесных местах попадались глинобитные постройки. Избы были курными, вплоть до начала нашего века.

Под редакцией доктора исто рических наук М.Н. Губогло и доктора исторических наук Ю.Б. Симченко.
г. «Союз» 7/1991 с.19

Нанайцы

Самоназвание - нанай, что означает «местный человек». Старое название нанайцев - гольды. У нанайцев бытовали и другие названия, образованные от названий мест проживания и родов.

По переписи 1989 г., в СССР насчитывается чуть более 12 тысяч нанайцев.

Нанайский язык относится к тунгусской ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи.

Нанайцы как народ сложились на основе аборигенного населения, по всей видимости, родственного нивхскому и пришлым тучгусоязычным группам, оказавшим влияние как на язык, так и на многие элементы культуры.

Нанайцы являются исконными таежными охотниками и рыболовами. Поселения нанайцев, как правило, строились на рыбных реках, где был возможен лoв в течение круглого года. Нанайцы на небольших речках устраивали запоры - загороди, в проходах которых устанавливали плетеные ловушки. Однако главным по значению орудием лова были сети различного типа. Сети делались ставными и плавными. Рыбу неводили, ловили ее крючковыми снастями, отрогами и особыми орудиями - большими крюками на длинных палках. Рыбу разделывали главным образом на юколу - резали ее по хребту и сушили на специальных вешалках. Рыбка шла на пищу людям и собакам.

В меньшей степени нанайцы употребляли в пищу морского зверя.
Ведущее место в нанайском хозяйстве занимала таежная охота. Нанайцы добывали мясного зверя - оленей, лосей и косуль множеством способов.

Они устраивали на тропах самострелы, выслеживали зверя на солонцах. Добывали медведей, поднимая их из берлог, а также скрадывая на прошлогодних ягодниках, во время нереста лососей.
Пушная охота имела торговый характер. Нанайцы совершали длительные охотничьи экспедиции в районы, соседствующие с нивхами и ульчами, для промысла соболя и других ценных зверей, на которых нивхи охотились мало. Нанайцы отлично знали повадки всех пушных зверей, безошибочно определяя места максимального скопления белки, жировки соболей и куниц, а также вообще обстановку в различных районах тайги.
Нанайский охотник, вооруженный лишь луком, эвенкийской пальмой - большим ножом на длинном древке и набором стрел, проводил целые месяцы в глухой тайге. Такой образ жизни требовал исключительной выносливости, которая вырабатывалась с детства. Охотник-нанаец за сезон проходил многие сотни километров по рыхлому снегу и ломкому насту, таща за собой ручную нарту или простейшую волокушу. Летом он носил тяжелый груз на спине на специальном приспособлении. Транспортными животными служили собаки.
Только отдельные семьи нанайцев приобретали у эвенков ездовых оленей. Нанайцы умели изготавливать долбленые лодки для многих гребцов и для одного человека.

Исключительно красочной была одежда нанайцев. Обычной одеждой мужчинам служили халаты из ткани, шкур и рыбьих кож, игравших роль плащей, охотничьи куртки из шкур косули, безрукавки, кожаные передники, штаны и ноговицы - голенища, заправляемые в обувь, и головные уборы типа шлемов. Все эти детали одежды были украшены богатым орнаментом.
Шитье одежды составляло значительную часть женского труда. Женские халаты шились с более богатой отделкой. В костюм входили штаны и нагрудник, украшенный вышивкой и металлическими подвесками.

Нанайцы были шаманистами, исповедовали ряд промысловых, родовых и прочих культов.

Под редакцией доктора исторических наук М.Н. Губогло и доктора исторических наук Ю.Б. Симченко.
г. «Союз» 10/1991 с.19

Немцы

Самоназвание - дейтше, дойчен. Советские немцы в основном - потомки немецких колонистов, переселившихся в Россию в XVIII -XIX вв. Перепись населения 1989 г. зафиксировала в СССР около 2 млн. 40 тысяч немцев.

Антропологически большинство советских немцев принадлежит к атланто-балгийской расе большой европейской расы.
Немецкий язык входит а состав германской группы индоевропейской семьи языков. В разговорной речи проявляют несколько диалектов (в том числе верхне-, средне- и нижне-немецкий).

Переселение немцев в Россию имеет свою историю. Первые группы немецкого населения начали расселяться в Прибалтике еще в раннем средневековье, составив позднее там значительную часть местного дворянства.

Основной поток немецких иммигрантов пришелся на вторую половину XVIII - начало XIX вв. и был вызван манифестами Екатерины II, открывшими с 1762-1763гг. широкую дорогу всем желающим. Пустующие земли России нуждались в крепких и умелых рабочих руках, привлекали многих переселенцев, которые селились «колониями». К 1764- 1774гг. на волге, на землях в районах между Саратовом и Камышинам появилось 106 колоний. Одновременно научалось переселение немцев в Закарпатье.

Второй этап массового переселения колонистов - выходцев из юго-западных земель Германии, уроженцев Баварии, Восточной Тюрингии, Верхней Саксонии и Вестфалии связан с присоединением к России Крыма и причерноморских степей и дальновидной политикой Екатерины И по освобождению вновь приобретенного края и по охране неспокойных границ. Чуть позднее, в первой четверти XIX в., в годы правлении Александра I появились 134 немецких поселения на юге Украины, 17 - в Бессарабии, 8- в Крыму, а также несколько немецких колоний на Кавказе.

Третий (внутренний, в рамках Российской империи) этап немецких переселений относится к рубежу XIX-XX вв. и в значительной мере связан с кануном и претворением в жизнь столыпинской аграрной реформы. Состоявшееся в то время новое передвижение было направлено на восток. Значительные «контингенты» немецкого населения, снявшись со своих обжитых мест на Волге, Причерноморья и с Волыни, направились за пределы Южного Урала, далее на север Казахстана, на Алтай и в Сибирь.

Значительные передвижения немецкого населения, повлиявшие на общее сокращение его численности, состоялись накануне и в ходе второй мировой войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. немцы были переселены из европейской части СССР в Казахстан и восточные районы РСФСР, а «районы бывшей республики немцев Поволжья» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. включены в состав Саратовской и Сталинградской областей.

350 тысяч немцев из числа тех, кто в период наступления немецко-фашистских войск не успел эвакуироваться из западных районов страны, были объявлены «фольксдойче» (этническими немцами, гражданами рейха) и вывезены из СССР с отступавшими войсками вермахта. По окончании войны свыше 200 тыс. было репатриировано и направлено на спецпоселение и зачислено в трудовую армию, около 150 тыс. остались жить за рубежом.

В религиозном отношении верующие советские немцы неоднородны. Наряду с католиками и протестантами-лютеранами среди них встречаются представители различных сект и течений, в том числе реформаты, вюртембергские сепаратисты, баптисты, адвентисты, меннониты и др.

Под редакцией доктора исторических наук М.Н. Губогло и доктора исторических наук Ю.Б. Симченко.
г. «союз» 13/1991 c.19

Аборигены- народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных, до прихода туда переселенцев из других мест.

Автохтоны- коренные жители какой-либо местности.

Аккультурация- процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.

Антропогенез - процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Антропология- научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас.

Ассимиляция- слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа.

Апартеид- принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп.

Вестернизация- - заимствование англо-американского или западно-европейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры.

Геноцид- истребление отдельных групп людей или целых народов по расовым, национальным, религиозным или идеологическим мотивам.

Диаспорачасть народа, живущая вне страны его происхождения, в новых районах своего расселения.

Идентичность- осознание индивидом себя как личности, отличной от других.

Инкультурация- процесс вхождения человека в культуру, овладение этнокультурным опытом.

Инструментализм- подход к определению этноса и этничности, не интересующийся объективной основой существования этноса, а лишь той ролью, которую он выполняет в культуре.

Историко- этнографическая область- территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности.

Конструктивизм- направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструктор, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит).

Ксенофобия- страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного.

Культура этноса- исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнографии включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

Культурный шок- эмоциональный или физический дискомфорт, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом.

Малые народы- собирательный термин, принятый в середине 1920 х гг. для обозначения группы малочисленных народностей.

Метисация- физическое смешение (половые контакты с последующим появлением генетически смешанного потомства) разных популяций людей, принадлежащих как к близким, так и к разным, особенно удалённым друг от друга этносам и расам.

Межкультурная коммуникация- связь и общение между представителями различных культур.

Миграция- перемещения населения, связанные с переменой места жительства.

Модернизация- процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития.

Мулат- потомки от смешанных браков представителей европеоидной и негроидной рас.

Народность- исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.

Национализм- идея верности, преданности своей нации, развития чувства национального самосознания.

Национальное меньшинство- Группа людей той или иной этнической принадлежности, уступающая по численности окружающему ее иноэтническому населению в ареале ее основного расселения или в соответствующих административно территориальных границах.

Нация- исторически сложившаяся устойчивая этническая общность людей, основанная на общности языка, территории, экономической жизни, а также на специфической для данного народа культуры.

Негритюд- культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности негроидной расы.

Обряд- церемония, по которой совершается что-либо.

Пассионарность- страстное стремление к цели и готовность к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели.

Племя- этническая и социальная общность людей, ведущих патриархальную жизнь и связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.

Примордиализм- одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками.

Раса- группа людей, в которой характерный внешний облик обусловлен общими наследственными конституционными признаками (цветом кожи, формой головы, формой лица и носа, формой и цветом волос, размерами тела) и т. д.

Расизм- идеология о разделении человечества на неравноценные по умственным и духовным способностям расы и о превосходстве одной расы над другими.

Резервация- территория, отведённая для (в прошлом насильственного) поселения остатков коренного населения.

Ритуал- порядок обрядовых действий.

Русификация- насаждение русского языка; переход на русский язык в быту, литературе или делопроизводстве.

Сегрегация- вид расовой дискриминации, принудительное разделение групп населения по определенному социальному признаку, чаще всего - расовому и этническому.

Сепаратизм- стремление к отделению, обособлению.

Субкультура- часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства.

Субэтнос- компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие.

Суперэтнос- этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением.

Титульный этнос- часть населения государства или субъекта федерации, национальность которой определяет официальное наименование данного государства.

Толерантность- терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям и т. п.

Традиционная культура- культура традиционного общества, иногда термин используется в значении народная культура.

Шовинизм- противопоставление интересов одной нации интересам других наций, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти.

ХКТ- комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития иобитающих в сходных естественно-географических условиях.

Экзоэтноним- название какого либо этноса, которое ему дают другие народы.

Эндоэтноним- самоназвание этносов.

Эпикантус- монгольская складка» - особая складка у внутреннего угла глаза, в большей или меньшей степени прикрывающая слёзный бугорок.

Этничность- общее для группы людей культурное наследие.

Этническая культура- часть культуры этноса, которая воспринимается им самим и соседними народами как специфичная только для данного этноса, отличающая его от других.

Этногенез- процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Этнография- описание обычаев и нравов разных народов.

Этнология- наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Этноним- название этноса - племени, народа, нации, субэтнической группы.

Этнофобия- идеология, социальная практика, политика, групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека.

Этнофор- индивидуальный носитель определенной этнической культуры.

Этноцентризм- понятие, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собств. культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах.

К этнографии относящийся, ей принадлежащий, свойственный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ Относящийся, свойственный этнографии. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

этнографический - ая, ое. ethnographique adj. 1. Отн. к этнографии. Этнографический музей. Этнографическая коллекция. БАС 1. || Отражающий характерные черты быта, культуры и т. п. жителей какой л. местности, страны. БАС 1. Многие специфические чисто… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Субэтнический, этнологический Словарь русских синонимов. этнографический прил., кол во синонимов: 6 народоведческий (2) … Словарь синонимов

ЭТНОГРАФИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прил. 1. соотн. с сущ. этнография, связанный с ним 2. Свойственный этнографии [этнография 1.], характерный для неё. 3. Отражающий особенности быта, нравов, культуры какого либо этноса. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Этнографический, этнографическая, этнографическое, этнографические, этнографического, этнографической, этнографического, этнографических, этнографическому, этнографической, этнографическому, этнографическим, этнографический, этнографическую,… … Формы слов

Этнографический - то есть относящийся к сфере этнографии, то есть исследованиям традиционной культуры и быта народов мира, их происхождения, истории расселения, передвижения и культурно исторических взаимоотношений … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

этнографический - этнограф ический … Русский орфографический словарь

этнографический - … Орфографический словарь русского языка

этнографический - этнографи/ческий … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Книги

  • Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом. Вып. 6 , Н А Янчук. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
  • Этнографический обзор Витебской губернии , А. Сементовский. Этнографический обзор Витебской губернии Александра Сементовского. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1872 года (издательство`Санкт-Петербург, Типография М. Хана`).…

Этнологический … Орфографический словарь-справочник

Прил., кол во синонимов: 2 антропосоциологический (1) этнографический (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

этнологический - ая, ое. ethnologique adj. Отн. к этнологии. БАС 1. Этнологическое изследование древняго общества. Слово 1878 11 1 55. Кроме лингвистической критики, больщая часть варягоборцев страдает незнанием этнологической критики. Забелин Ист. рус. жизни.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Прил. 1. соотн. с сущ. этнология, связанный с ним 2. Свойственный этнологии, характерный для неё. 3. Принадлежащий этнологии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Этнологический, этнологическая, этнологическое, этнологические, этнологического, этнологической, этнологического, этнологических, этнологическому, этнологической, этнологическому, этнологическим, этнологический, этнологическую, этнологическое,… … Формы слов

этнологический - этнолог ический … Русский орфографический словарь

этнологический - … Орфографический словарь русского языка

Этнологический факультет I го МГУ (Этнофак МГУ) (апрель 1925; реорганизован в историко этнологический факультет в сентябре 1929; расформирован в 1930). Содержание 1 Общие сведения о факультете … Википедия

I го МГУ (Этнофак МГУ) (апрель 1925; реорганизован в историко этнологический факультет в сентябре 1929; расформирован в 1930). Содержание 1 Общие сведения о факультете 2 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Этнографический музей. Координаты: 52°27′25.2″ с. ш. 13°17′31.2″ в. д. / 52.457° с. ш … Википедия

Книги

  • , Жуков В., Тавадов Г.. Словарь включает более 1200 статей справочного и аналитического характера, раскрывающих содержание категорий, понятий, терминов этнологической науки. Рассматриваются теоретические и…
  • Большой этнологический словарь , В. И. Жуков, Г. Т. Тавадов. Словарь включает более 1200 статей справочного и аналитического характера, раскрывающих содержание категорий, понятий, терминов этнологической науки. Рассматриваются теоретические и…