Сколько стоит Path of Exile

Доброго времени суток. Недавно на DTF вышла статья про старт новой лиги в Path of exile, и в комментариях разгорелся спор, о том что порог вхождения в игру слишком высок. И тут я задумался о написании своей первой статьи. Хочу вам рассказать о том, как я начинал, что мне помогало, и по возможности развеять предубеждения о том, что игра слишком сложна.

В закладки

Как многие игроки уже наверно знают, PoE родилась как противовес Diablo 3. В общем в 2013ом Grinding Gear Games создали свою Дьяблу с блэкджэком и куртизанками, да еще и за бесплатно.

Как и многие новички, я начинал ничего об игре не зная. Она казалось мне очень знакомой по механикам, и я думал что справлюсь. Я еще никогда так не ошибался! Кажется уже где то на уровне 30ом я стал осознавать что не вывожу. И тогда я стал узнавать игру по ближе: стал смотреть туториалы на youtube, читать про механики игры на сайтах и изучал билды. Хочу предупредить новичков заранее: у вас не получится пройти игру с первой попытки если вы об игре ничего не знаете, смиритесь. Нужно как минимум хотя бы понимать основы, и перепробовать кучу разных билдов, пока вы осознаете что вы и половины не знаете об игре (сказал что развею миф о сложности, а сам делаю обратное).

Небольшой экскурс чем игра отличается от других дьяблоидов. В игре присутствуют 7 классов, достаточно классических в виде ведьм и убийц. Но основное отличие - это навыки. Они тут присутствуют в виде камней, которые вставляются в экипировку. Из этого следует то, что класс персонажа не привязан к навыкам, он волен использовать что хочет. Это же касается и древа пассивных навыков, качать перки тут можно в любом направлении. По началу это всё сносит башню, но в действительности есть некоторые ограничения. В частности на выбор класса повлияло и дополнение Ascendancy, в котором появились подклассы, которые влияют на определённые вещи. Но обо всём по порядку.

О некоторых особенностях игры и о том как с ними разобраться.

Первое что приходит в голову и что пугает большинство людей - это огромное древо пассивных навыков.

Оно даже не помещается целиком.

Но как я уже писал ранее, всё не так страшно. Первое на что стоит обратить внимание - это на кластеры перков, собранных в отдельных кругах. В основном они предназначены к какому то атрибуту, будь то жизни или урон. На некоторых можно заметить иконки, для большего понимания сути и быстрого поиска глазами. Кластеры соединяются перками которые добавляют один из атрибутов - сила, ловкость, интеллект.

Большой кластер из 8ми перков для увеличения жизни.

К тому же кластеры не уникальны, и часто повторяются, от этого и кажется что древо огромное. Еще одна особенность в том, что большинство нужных перков для вашего класса расположены возле старта. Делать например из Марадёра метателя ловушек попросту не целесообразно, потому что вы потратите очень много скиллпоинтов, что бы пройти из одного края дерева к другому. Но за частую билды похожи на что то гибридное, конец ветки где то возле другого класса поблизости.

Старт за Марадёра.

Так же стоит отметить что в древе есть особое "большие" перки, которые меняют механики. Они берутся практически в любом билде, в зависимости от него. Например resolute technique берётся практически всегда, если вы не планируете критовать.

Вы никогда не промахиваетесь, но и больше никогда не критуете.

Стоит упомянуть и о введённых в игру подкассах. С ними выбор кем и чем вы будете играть заметно упрощается, так как перки в подклассах направленны уже на более конкретные вещи - будете ли вы за Марадёра пользоваться тотемами или ломать лица руками.

Марадёр берсеркер. Очень много скорости атаки и урона.

О древе пассивок поговорил, расскажу про навыки. В игре они существуют в виде предметов - камней, которые вставляются в оружие и броню, и делятся на три типа красные - в основном предназначены для персонажей использующих силу, зелёные - ловкость, синие - интеллект. Но как мы уже поняли, мы вольны вставлять любой камень, лишь бы хватило атрибутов. Так же камни делятся на активные и камни поддержи. Особенность игры в том что практически любой использует только один навык как основной дезинтегратор врагов. Остальные это всевозможные ауры, тотемы, навыки перемещения и прочее.

Тут нельзя не упомянуть предметы, в которые и вставляются камни. Тут в принципе как и в любом другом дьяблоиде, кроме того что ваши вещи немного дырявые =). Количество дырок-сокетов может быть разным, но с лимитом: у больших предметов(броня, лук, двуручное оружие) максимально 6 сокетов, у маленьких - 4 сокета. Соответственно чем больше дырок - тем лучше. Свой основной навык вы сможете связать аж с 5ю камнями поддержки. Кстати о связях, они тоже важны. Что бы все камни поддержки работали, сокеты должны быть залинкованы, т.е. связаны между собой.

Уникальный шлем с 4мя сокетами и 4мя линками.

Важной особенностью билдостроения являются и уникальные предметы. Они обычно узко направленны. Без них не обходится практически не один билд, но досконально знать все уники в игре на начальном этапе вам не нужно. Понимание, для кого подойдёт тот или иной уник, придёт с опытом когда вы по ходу игры будете их выбивать.

Так же хочется немного поговорить о валюте. Формально её нет, в инвентаре вы не найдёте золота или чего то подобного. Но её заменяют всевозможные сферы - орбы. Они предназначены для такого своеобразного крафта, превращают простые вещи в магические, изменяют параметры и т.д. Не знаю с чем это связано, но видимо исторически так сложилось что основная валюта при торговле с игроками это Сферы Хаоса (Chaos orb).

Это только малая часть но с ними всё куда более понятно.

Что мне помогло

Могу посоветовать вам несколько источников, которые в своё время мне помогли разобраться что к чему.

www.pathofexile.com - естественно официальный сайт. Там вы найдёте информацию о механиках, все актуальные билды от пользователей, древо пассивных навыков. Так же сайт есть на русском.

www.diablo1.ru/path-of-exile/game.php - так же много информации о механиках, списки всех камней, экипировке и прочее. Есть вероятность что информация устарела, но основы присутствуют.

poe.trade - основная торговая площадка, где вы можете используя фильтры, найти то что вам нужно. Приятной особенностью является то что нажав одну кнопку вы копируете сообщение о том что хотите купить, и просто вставляете это в игровом чате.

poeplanner.com - удобный инструмент в планировании своего билда. Можно вставлять предметы, выбирать подклассы и тд. Так же есть возможность импортировать чужой билд.

pathofexile.gamepedia.com/Path_of_Exile_Wiki - актуальная база знаний, так же есть на русском.

poe.ninja/challenge/builds - поиск по необходимым уникальным вещам, гемам, навыкам, классам или субклассам и статистика по данному билду.

Канал на YouTube WhyMe758 - где то в недрах канала были видео для новичков, так же очень много гайдов, и регулярные стримы на Twitch.

Итоги

Подведу небольшой итог из всего сказанного. Кратко в тезисах что вам нужно знать для старта и как выбрать билд.

  • Первое и самое наверно важное - найдите готовый билд. Не парьте себе голову по началу. Следуйте ему и всё будет пучком.
  • Определитесь с персонажем. От этого зависит его подкласс и стартовая позиция на древе.
  • Определитесь с основным уничтожающим навыком. От этого зависит что вы будете качать и каким оружием пользоваться.

Итак вы определились с классом, выбрали скилл, и нашли подходящий билд. Отмечу что для начала вам стоит найти билд с заголовками что то вроде League starter/Easy start. Они рассчитаны на малый бюджет и большую эффективность. Конечно обычно билд рассчитан на высокий уровень и там предлагаются конечные предметы, но логика тут проста - если вы видите что в билде есть двуручный топор, и в ветке есть перки на урон топорами, то и по протяжении всей игры стоит пользоваться топорами.

У меня у самого не очень много опыта, но я уловил для себя некие основы в построении билдов. Первое на что обращаю внимание это то что прокачка делится на два вида: выживание и урон. Первое это перки на жизни, резисты и +максимальное хп в вещах, вампиризм, разные бутылки и прочее. Второе это перки на урон тем чем вы пользуетесь, самые эффективные камни поддержки для основного скилла, оружие с +% урона и т.д.

Вообще можно заметить некоторые, так скажем основы, и в выборе перков (есть мнение что существуют основные пути на дереве для разных классов и скиллов) и в выборе камней поддержки (дают максимально эффективный урон и скорость атаки) и в экипировке (тут конечно надо знать уники). По этому с опытом придёт осознание что и дерево не такое большое, и скиллов не так много, и что ежу понятно какой уник вы оденете.

Надеюсь я не сделал обратного и не напугал новичков =) Удачи в покорении эндгейма!

P.S.

Я понимаю что я не самый компетентный человек в этом вопросе, по этому прошу простить если я где то ошибся. Надеюсь более опытные ребята простят меня, и помогут в комментариях. Буду рад выслушать что можно исправить или дополнить.

Написать

Diablo, Diablo, Diablo — вот что на уме у каждого разработчика ARPG. Как сделать игру которая приблизиться к легендарной серии и в чем-то ее опередит. Попыток было много. Причем некоторые в какой-то мере даже приблизились к успеху.

Выделить можно только несколько игр: Titan Quest — который на мой взгляд был прекрасной игрой, с шикарной графикой для своего времени, интересным сюжетом и оригинальной системой прокачки главного героя, но игру сгубило отсутствие вменяемого мультиплеера.

Torchligth — серия шедшая буквально по стопам родоначальника жанра, что по сути и стало ее концом, все-таки клон есть клон — игроки всегда жаждут чего-то нового, а не простого копирования. Были еще серии Sacred и Dungeon Siege, но их сгубили сами создатели, сменив направление развития своих игр.

Впрочем, даже сама Diablo в какой-то момент пошатнулась на «престоле». Выход третьей части нельзя было назвать гладким. Ошибки, сбои, аукцион — многие посчитали что серия на этом и закончиться. Но выход дополнения Reaper of Souls расставил все по местам, однако осадочек остался. И многие воспользовались этим в своих целях…

Сразу после выхода Diablo III, на свет появилась еще одна игра — Path of Exile, разработчики позиционировали ее как наследника традиций Diablo II — игры, которая по праву считается эталоном жанра. И надо признаться честно, новозеландцам из GGG удалось воплотить в своей игре многие моменты, которые утратила серия Diablo с выходом третьей части. Думаю будет разумно, рассказать вам об этой Path of Exile именно в сравнении с Diablo III, поскольку эти игры вышли параллельно и претендуют на одни и те же лавры.

Атмосфера — на мой взгляд, самый большой промах Diablo III. Игра уже своим названием внушает страх и первые две части свое имя полностью оправдывали. Готичный мрак, едкая зелень, кроваво-красные оттенки — присутствие чего-то демонического и злобного в них всегда ощущалось. А в третьей части этого нет. Разумеется, розовые пони не бегаю по зеленым лужайкам, но и жуть игра не навевает.

Графика — и там и там хороша. Игры шагнули на новый уровень и пусть не стали полностью трехмерными, но приобрели отличную, осовремененную псевдоизометрию. Об остальном судить сложно, это вопрос вкуса. Мне лично очень нравятся локации в Path of Exile, но в Diablo III великолепные анимированные фоны, которых у конкурента нету. Вид Калдея с высоты просто завораживает. На этом этапе собственно ощущается превосходство компании Blizzard с ее громадным бюджетом над своими противниками из небольшой конторки.

Сюжет — всегда был на втором плане в жанре ARPG, что собственно и прослеживается в играх. Однако Diablo III может похвастаться просто сногсшибательными роликами и детальной проработкой игрового мира.

В Path of Exile разумеется и ролики не такие крутые, да и сам мир слабо освещен. Все что мы знаем, что наш главный герой с трюма корабля попадает на остров-тюрьму, где ему и предстоит выживать, борясь с местной флорой и фауной. Впрочем, осуществляя бесконечный геноцид монстров, как-то не особо и нуждаешься в сюжете и его изощренных перипетиях.

Но закончим с оберткой и перейдем к начинке. Ведь главное в любой игре — игровой процесс, а все остальное — приятные мелочи.

Навыки и умения — снова слабый момент Diablo III. Разработчики отменили очки характеристик и предоставили игрокам полный доступ к умениям. У этой системы очевидный плюс — игрок не может загубить своего персонажа. Даже если он неверно выберет умения, он всегда сможет перекинуть их. Это конечно замечательно, но игроков лишили возможности самому определять путь развития героя. А наличие комплектных доспехов вообще убивает всю вариативность в игре.

В Path of Exile же, дела обстоят иначе: стоит сказать лишь, что дерево скиллов в игре насчитывает 1300 пассивных умений. Вариативность просто зашкаливает, из персонажа можно слепить все что угодно: варвар-некромант, разбойник-лучник — все что вы пожелаете.

Построение билда в Path of Exile дело невероятно интересное и сложное, но такая многогранность имеет и недостатки — можно развить недееспособного героя, выстроив неподходящий билд. Вот только всплыть это может ближе к концу игры и придется заново выкачивать персонажа с нуля.

Еще интереснее обстоят дела с активными умениями. Они не выдаются персонажу с повышением уровня а выпадают в виде самоцветов, вставляемых в гнезда на доспехах и оружии. Это делает игру еще разнообразнее. А ведь у этих самоцветов еще и уровни есть!

Экипировка — в этом плане и у Diablo III и у Path of Exile дела обстоят одинаково хорошо. Тысячи предметов, разнообразной ценности, от легендарных мечей до ржавых сапог — обязательно будут падать вам из каждого волка и скелета. Есть еще косметические наборы, для тех кто пристально следит за своим внешним видом.

Но тут стоит отметить, что в POE на начальных этапах довольно печальный вид у экипировки, мне казалось, что уровня до тридцатого мой герой бегал по локациям без порток, в прямом смысле этого слова. Здоровый меч, латный доспех и стальной шлем, железные сапоги а вместо поножей — какая-то тряпка. Ну не солидно же! Однако к середине игры дела налаживаются.

Раз уж зашла речь о предметах, то стоит поговорить и о торговле. В Diablo III до выхода обновления был аукцион, с возможностью оплаты реальными деньгами. Но идея эта не прижилась — что и к лучшему. В Path of Exile торговля есть, вернее не торговля, а бартер — ибо золота в игре нету, так что все сделки проходят в виде обмена предмета на предмет или на расходные материалы.

Нельзя не коснуться вопроса сложности игры и игровых механик. В D3 сложностей аж пятнадцать штук и переход с одной на другую четко ощущается с появлением новой экипировки. В Path of Exile сложностей поменьше, их нельзя менять прямо на лету, поэтому можно столкнуться с тем, что войдя на новую локацию первый же встреченный монстр даст понять, что тут вам пока делать нечего.

Что же про игровых боссов — в Diablo, они как бы и есть, но забиваются они так легко и не принужденно, что вы не ощущаете какой-то вызов, а вот в POE каждый крупный гад — это испытание. На каждого босса нужно знать тактику и четко понимать действие его способностей и особенности каждой фазы боя.

Что же касается энд-гейм контента, то тут он очень схожий. POE и D3 предлагают игрокам порталы, со случайными картами, сезонные лиги с ладдером из лучших игроков, так что занятие вы себе всегда найдете.

Обе игры хороши, по-своему. Diablo III — это продолжение родоначальника жанра, конечно, есть у него определенные минусы, где-то разработчики отошли от канонов — чем и расстроили своих фанатов. В остальном же, это продукт от именитой компании, с огромным бюджетом и возможностями.

Path of Exile это продукт небольшой группы фанатов, которые восполняют недостаток финансов избытком энтузиазма. И в чем-то они однозначно преуспели — их продукт сумел сохранить и атмосферу Diablo II и вариативность. Хардкор, олдскул и прочие популярные ныне словечки — все это в POE присутствует.

Но самое главное, что для многих любителей жанра ARPG может стать решающим фактором — игра Path of Exile абсолютно бесплатна, в отличии от конкурента, цена которого довольно сильно может ударить по кошельку. Причем сразу скажу, что донат, идущий рука об руку с каждой free-to-play игрой, тут, крайне щадящий. В лавке продаются исключительно косметические предметы и зверушки, сопровождающие вашего героя в приключениях.

Так что если вы хотите попробовать игру, никаких препятствий нету. Но давайте поговорим о том, где конкретно начинать играть. Есть международные сервера и отечественная локализация от компании Гарена, разумеется если с английским совсем туго то выбор очевиден, а если языковой проблемы нет, то советую начинать играть на евро-сервере. Пинг абсолютно нормальный, думаю что даже на хардкоре проблем не будет. Почему именно Европа? В игре есть торговля и повышенная популяция евро-серверов значительно облегчит поиск нужных покупателей или продавцов.

Впрочем, решайте сами где играть. Главное — Path of Exile действительно стоит попробовать!

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Такая игра, как Path of Exile, просто не могла появиться на свет. Чем больше о ней узнаешь, тем труднее поверить в ее существование. Началось все в ноябре 2006 года в городе Окленд, что в Новой Зеландии, где была создана студия Grinding Gear Games. В ее составе не было известных разработчиков, хотя люди подобрались серьезные — выпускники известных университетов, обладатели ученых степеней, авторы книг.

Но самое важное, что они любили ролевые экшены и хотели создать Игру Своей Мечты. Под такую идею издателя найти сложно, но у студии нашлись богатые друзья (глава проекта Крис Уилсон, в частности, сам весьма не бедный человек), которые решили профинансировать эту безумную затею.

План был примерно такой: сделать командой в двадцать человек проект ААА-класса, суперхардкорный, круче Diablo и… бесплатный. То есть не так, чтобы «вроде бесплатно, но без ста баксов в месяц лучше не соваться», а полностью бесплатный. Чтобы игроки платили только тогда, когда действительно хотят поддержать проект, не получая при этом никаких игровых преимуществ. Как вам такая бизнес-идея? Успех и баснословная прибыль видны за версту, не так ли? Вот и нам нет. Тем не менее с тех пор минуло шесть лет…

Хит сезона

Более года назад на просторах Сети начали появляться товарищи с выпученными глазами, которые, захлебываясь слюной, рассказывали, что «в тыщу раз круче, чем «Дьябла», после чего пропадали в неизвестном направлении. В январе 2013 года сервера Path of Exile наконец открыли свои двери для всех желающих. Слухи сделали свое дело. Несмотря на почти полное отсутствие рекламы, желающих оказалось слишком много, так что при онлайне порядка 70 000 человек сервера благополучно издохли.

Вот так выглядит лабиринт пассивных навыков. Каждый новый уровень - еще один шаг вперед. Принцип прост, но найти верный путь среди тысяч вариантов очень и очень сложно.

Что привлекло игроков? Все просто. «Таким должен был быть Diablo 3» - именно так звучит самое распространенное описание Path of Exile. Точнее и не скажешь. Разработчики выполнили обещание и создали игру, в которую хотели бы поиграть сами, - мрачного, хардкорного наследника Diablo 2 . Они сохранили все, что нужно было сохранить, добавив от себя грандиозную систему прокачки из 1350 пассивных способностей и уникальную систему активных навыков на базе магических камней.

Древо пассивных способностей действительно огромно. Это даже не древо, а настоящая карта с десятками тропинок, переплетающихся в причудливый лабиринт. Здесь есть мелкие навыки в духе «плюс 10 к силе», «плюс 6% к скорости атаки», но есть и крупные, которые могут полностью поменять геймплей. Например, Blood Magic убирает ману, но позволяет кастовать заклинания за счет здоровья - полезно для танков, так как маны у них мало, зато жизни полный вагон. А для тех, кто не качает полоску здоровья и полагается на энергетический щит, будет полезен Chaos Inoculation - он уменьшает жизнь до одного хитпойнта, но зато делает персонажа невосприимчивым к урону Хаоса.

Тела убитых монстров никуда не исчезают, так что в местах особо жарких сражений их может скапливаться просто невероятное количество.

Лабиринт умений един для всех шести классов, различается лишь стартовая точка. Мародер, скажем, может стать лучником, дуэлист может стать заправским мародером, а ведьма может вообще быть кем угодно, но предпочитает оставаться ведьмой.

Активные навыки здесь заменены камнями. Подобрали вы красный камень Fireball, вставили в красный слот одежды или оружия - вуаля, можете пользоваться соответствующим заклинанием. А если вы нашли вещь, где красный слот связан с зеленым? Добавьте туда зеленый камень поддержки Chain, и ваш файербол сможет поражать сразу несколько врагов, отскакивая от одного к другому. Сейчас количество таких камней больше сотни и продолжает увеличиваться. Добавьте к этому факт, что топовые вещи могут держать связки из шести камней, и получите представление о количестве возможных комбинаций.

Встречают по одежке

Какой бы крутой ни была начинка игры, встречают всегда по одежке. Многих отпугивает приставка «инди». Мол, раз инди, значит - малобюджетный трэш. В случае с Path of Exile беспокоиться не о чем. Если с технической точки зрения графика всего лишь хорошая, то с точки зрения дизайна - просто великолепная. Никакой мультяшности, только суровый реализм. Кровь, кишки, повозки, заполненные трупами, грязные и ничуть не величественные руины, клетки и пыточные инструменты.

Эти извращенцы явно задумали сделать с героем что-то противоестественное. Ничего, отобьется. Наверное.

Начало игры уныло-мрачное. В качестве узника мы прибываем на корабле в Рекласт - землю, куда ссылают всех изгоев. Корабль терпит крушение, и мы приходим в себя у границы прибоя. Впереди ждут безрадостные места: дождливое побережье, мертвые песчаные пляжи, туманные болота, темные подземелья. Но чем глубже мы забираемся, тем более разнообразной становится игра. Выясняется, что мы прибыли в Рекласт прямо посреди большой заварушки. Предстоит продраться сквозь буйные джунгли, зачистить древние руины, пройти с боем через осажденный город, выжить в покинутых торговых кварталах, залить кровью ковры и мрамор шикарных дворцов.

Перед вами дворец пыток Пиети. Озера крови, горы трупов и инквизиторские инструменты. Мерзость.

Скромный бюджет проекта выдает разве что отсутствие роликов и кат-сцен. Весь сюжет подается в виде рассказов NPC (к слову - отлично озвученных). Но отказ от пафосных роликов не мешает, даже скорее дополняет особую атмосферу игры. Вы не чувствуете себя героем-одиночкой. Города заполнены игроками, и на пути часто встречаются трупы таких же искателей приключений, как и вы. «Через эти места прошло много изгнанных. Ты, похоже, чем-то отличаешься от них. В лучшую или худшую сторону - пока не могу сказать».

Вас не достают просьбами о спасении мира, а после очередной разборки сдержано похвалят, а то еще и посочувствуют тому, кого вы убили. «Задумайся, во что ты превращаешься, если тебя начинают бояться даже ночные кошмары».

Путь хардкорщика

Игра получилась очень хардкорной. Выбрать уровень сложности здесь нельзя - все начинают на уровне Normal. Игроки шутят, что Normal в Path of Exile - это как Nightmare в Diablo 3. Преувеличение, конечно, но умереть неопытному игроку не составляет труда. Это не страшно, благо штрафа за смерть поначалу нет вообще. Монстры используют те же навыки, что и игроки, - телепортируются, проводят мощные атаки с разбега, бьют заклинаниями. Боссы же действительно дают почувствовать, что они боссы, запросто делая несостоятельными целые классы персонажей.

Думаете, что гора трупов - это фигура речи? Зря.

Качали бойца ближнего боя? С Ваалом такие штуки не пройдут, так что придется раскопать в сундуке что-то дальнобойное. Раскачали замораживающее заклинание? А вот вам босс с иммунитетом к холоду. Полагаетесь на броню и живучесть? Лучше ставьте возле босса портал, чтобы после смерти не пришлось бежать до него через все подземелья заново.

При всем при этом сложность игры настроена очень грамотно. Первое прохождение на уровне Normal вы закончите с героем примерно 35-го уровня из 120 возможных. На этом этапе игроку не понадобится ни крафтинг, ни сложные билды персонажа, он не повстречает крутых врагов и не успеет найти супершмотки, которые смогут связать больше двух-трех камней, да и самих камней у него будет чуть. Поэтому случайно зашедший сюда казуал, скорее всего, освоит игровой процесс без особого труда.

Явление Ваала. Это не самый сложный босс, но самый коварный. Пришел, увидел, получил ваншот.

И только если по-настоящему заинтересоваться игрой и начать прохождение в режиме Cruel или Merciless, раскачивая топ-персонажа, Path of Exile наконец раскроет свое истинное лицо. Правда, к тому времени вы уже наверняка начнете понимать, что к чему, определитесь с билдом, отыщете или выменяете приличное снаряжение, а может, и друзей заведете. В хорошей компании и умирать не так страшно.

Эндгейм

Хотя Path of Exile требует постоянного онлайна, по своей сути она такая же офлайновая, как Diablo. Есть PvP, есть кооператив на восемь человек, но главное здесь - все-таки сюжетная кампания, которая, как известно, рано или поздно заканчивается. Три уровня сложности продлевают удовольствие, но ненадолго. К счастью, разработчики предоставили опытным игрокам немало развлечений.

Основной высокоуровневый контент представлен картами, которые можно выбить из монстров на уровне сложности Merciless. Карта указывает путь к сокровищнице - это сложный инстанс с суровыми боссами, но очень щедрой наградой. Так что в ожидании выхода продолжения сюжетной линии можно продолжать фармить снаряжение и качать персонажа.

Главный герой где-то там, за грудой тел и огня. Как видите, со спецэффектами в игре все в порядке. Впрочем, это еще цветочки - прокачанный маг может устроить на экране такую бурю, что совсем ничего не разберешь.

В этом году вышло начало третьего акта кампании, к сентябрю обещают добавить его окончание. Разработчики планируют выпускать по новому акту примерно раз в год.

В игре регулярно проводятся соревнования по прохождению разных этапов на скорость - на час, на два и т.д., вплоть до недели. Для участия надо создать отдельного персонажа. Каждая гонка имеет ограничения. Например, запрещена торговля и кооператив, разрешен PvP. Или запрещена вся магия. Победители и наиболее активные участники получают призы в виде уникальных предметов.

Высокоуровневый контент также открывает грандиозную систему крафтинга. В каждом городе есть торговец, который принимает найденное вами барахло. Вещи можно сдавать как попало, но за определенные наборы награда может быть куда выше. Такие комбинации по привычке называют «рецептами», разработчики их не разглашают, но списки актуальных рецептов можно найти на фанатских сайтах или игровой Wiki (наберите в Google «Path of Exile Vendor Recipes»).

Формально крафтингом можно пользоваться когда угодно, но свой истинный размах он раскрывает только при создании топового снаряжения. Не стоит чересчур увлекаться улучшением низкоуровневых вещей - через пяток левелов вы, скорее всего, смените их на что-то получше, в то время как материалов на эксперименты уходит много.

К слову, в Path of Exile нет денег. Вообще. Только бартер. А роль игровой валюты играют магические артефакты, необходимые для крафтинга. Одни позволяют превратить обычную вещь в магическую, редкую или уникальную. Другие меняют количество слотов. Третьи - связи между слотами. Четвертые меняют их цвета. Пятые улучшают качество камней. Всего имеется более двадцати артефактов.

Подходи, не скупись

Играя в Path of Exile, ощущаешь небольшой дискомфорт. Дело не в плохом интерфейсе или каких-нибудь тормозах, вовсе нет. Просто то и дело кажется, что студия вот-вот обанкротится, а разработчиков увезут в дурку с диагнозом «тяжелая форма бескорыстного идеализма». Ибо кто, кроме сумасшедших, мог отдать такое сокровище бесплатно?

Любуемся местным искусством. Тут главное не прозевать момент, когда это искусство сойдет с пьедестала и начнет бить вас по голове чем-нибудь тяжелым.

Множество игр позиционируют себя как бесплатные, но все так или иначе врут. Все, кроме создателей PoE. Казуалы, которые придут за сюжетной кампанией, даже не узнают, что в игре можно на что-то потратить деньги.

На официальном сайте есть небольшой магазинчик, но возникает вопрос: а что там покупать? Да, есть ассортимент украшений, но почти все они уродливые. Есть мнение, что они просто создавались под определенный тип топового снаряжения (например, маска Феникса очень круто смотрится с броней черного цвета), но это не сильно помогает - мало что хочется приобрести. Есть также ассортимент петов, и тут-то уже никаких сомнений нет - все без исключения страшные как смертный грех. Один гигантский таракан чего стоит. При этом петы совершенно бесполезные. В бою не помогают, груз не таскают, даже красивой анимацией глаз не радуют.

Из темных подземелий в солнечные джунгли, где много-много диких обезьян. Не поверите, но они и впрямь очень дикие!

Что еще можно купить? Дополнительный слот для персонажа. Такая покупка имела бы смысл, если бы не 24 дармовых слота, которых хватит и вам, и вашим детям, и даже вашим внукам.

Единственным более-менее полезным приобретением может стать увеличенный общий сундук, хотя и тот понадобится лишь тем, кто прошел игру два-три раза, завел несколько твинков и серьезно занялся крафтингом и коллекционированием вещей. Но даже в этом случае есть уловки: можно завести новый аккаунт (запускаем два клиента и передаем вещи сами себе) или наплодить кучу персонажей, скинув часть вещей в личный инвентарь бойцов.

В общем, реальная сила, которая способна вынудить потратить деньги на игру, - это ваша совесть и желание поддержать авторов. По словам продюсера и главного дизайнера Path of Exile Криса Уилсона, 90% игроков не тратят ни копейки. Абсолютное большинство остальных ограничивается пожертвованием в 10 долларов. Эти доходы помогают студии оплачивать счета и продолжать развивать игру, однако инвесторы до сих пор не вернули потраченные за шесть лет разработки деньги, не говоря уж о получении прибыли.

«Великолепно»

Курс молодого бойца

Пара советов для тех, кто пожелает присоединиться к стройным рядам изгнанников Рекласта.

Магические вещи выгоднее сдавать торговцам «опознанными» (для опознания требуются специальные свитки), так как за большинство из них дают кусочки Orb of Alteration. Несмотря на огромное количество рецептов, в ходе первого прохождения вам пригодятся всего три. В первую очередь собирайте вещи с параметром качества (их название начинается на Superior). За оружие (броню, фляги) с максимальным качеством в 20 единиц или же за коллекцию оружия с суммарным качеством в 40 и выше вы получите очень нужную в хозяйстве «точилку» для повышения прочности оружия.

Это же правило действует и для камней умений, но качественные камни выпадают слишком редко, так что можно попробовать продать их другим игрокам или использовать самому. Если не хватает свитков опознавания - продавайте Blacksmith"s Whetstone или же не мучайтесь и сдавайте синие вещи неопознанными, благо чем дальше, тем больше их будет встречаться.

Внимательно следите за вещами со связанными синим, зеленым и красным слотами - за них дают Chromatic Orb. Можно даже купить их у торговца (если недорого, конечно) и продать обратно.

Вот и все премудрости фарма на начальном этапе. Собирать коллекции вещей ради малоценного Orb of Augmentation не стоит - выгоднее продать по частям ради кусочков более дорогого Orb of Alteration. Сбор пяти синих или желтых однотипных вещей также не имеет смысла. Рецепт на получение Orb of Chance интересен, но новичкам он не светит из-за недостатка бижутерии и поясов.

Вообще, вплоть до середины игры не стоит захламлять свой сундук ненужными желтыми и тем более синими вещами. Оставляйте только желтые кольца-амулеты и пояса да самое лучшее на случай, если захотите прокачать еще одного персонажа.

Наконец, во время первого прохождения рекомендуем не изобретать велосипед, а качать один из билдов с сайта www.exilepro.com , выбрав наиболее дружелюбные для новичка варианты. Рекомендуем Duelist Leap Slam Aura Tank, Marauder Explosive Arrow Elemental Equilibrium Tank, Marauder Lightning Arrow Elemental Tank, Ranger Immortal Lightning Arrow, а также Witch Ethereal Knives Strength Tank.

Частый совет для новичков на форумах по Path of Exile — это не придумывайте свои билды, пользуйтесь уже созданными. Мол, не изобретайте велосипед. В данном совете есть как хорошая, так и плохая стороны. Если вы ему последуете, то скорее всего сможете пройти львиную долю контента игры, может быть за исключением самых сильных боссов, быстро сможете зачищать карты, нафармите валюты и так далее, в общем успешно познакомитесь с Path of Exile. После чего, если Вы не решите становиться ПоЕ-задротом, делающим по 6-10 персонажей за лигу, Вы вероятнее всего уйдёте из игры либо до начала следующей лиги, либо вообще не вернётесь, посчитав игру пройденной.
А если же вы не станете смотреть ничьих билдов, решив что создадите собственного уникального персонажа — будьте готовы встречаться с трудностями, умирать от боссов, тратить больше времени на прокачку и иметь меньше валюты для торговли или использования. Вам придётся справляться с различными проблемами, думать что и как улучшить, тратить на это ресурсы, не имея никаких гарантий. Процесс осознания и знакомства с игрой будет более постепенным и естественным, Вы скорее всего сможете занять себя на дольше, чем пара недель игры. Если не бросите это занятие после того, как не сможете убить Китаву в 5 или 10 акте, конечно же.
Таким образом каждый из вариантов в чем-то хорош, но в чем-то уступает другому. Либо выбираете незаслуженно быстрый прогресс, который сделает игру через чур лёгкой, либо долбёжку с кучей цифр, боссов и механик.
Я напишу в данном посте что думаю лично я, как бы советовал поступать новичку и какие билды Вы можете найти на моём сайте, если всё-таки решите играть по чужому пути.

Справляться с контентом — это хорошо, а вот отсутствие трудностей — плохо. (Для тех, кого интересует прямой ответ играть по билду или делать самому пропускайте этот параграф)

Человек работает по весьма простым законам, особенно когда дело доходит до пве-игры: нам нравится выполнять различные задачи и добиваться целей. Путь прохождения контента должен выглядеть эффектно, при успешном выполнении наших целей мы хотим получать заслуженную награду, а сложность поставленных перед нами задач должна быть нам по силам, однако не совсем уж лёгкой. Казалось бы, простая формула успеха, однако сбалансировать её не так уж легко. С данной проблемой столкнулись и разработчики игры и её сообщество.
В Бестиарии ГриндингГирГеймс попытались вознаградить тех, кто проходит контент медленно, не делали акцента на дополнительных пачках монстров и ввели систему, что требовала времени для умственной обработки. Что в итоге? Сообщество высрало всё, что могло на эту Лигу. Там были технические огрехи, она была плохо отполировано и так далее, но даже саму задумку люди разносили в пух и прах.
А ведь полтора-два года назад игра была гораздо медленнее, чем стала сейчас. Меньше пачки монстров, меньше контента, медленней прогресс, однако многие вспоминают тот же Разлом или более старые лиги с ностальгией. Почему-то куча создателей контента по игре сейчас массово переходит на соло-лигу(имеются в виду гораздо более популярные англоязычные стримеры и гайдоделы, а не ру сегмент), аргументируя это тем, что для них, как для людей сидящих в игре 7-10-12 часов в сутки там попросту нечем заняться, когда играешь в трейд лиге. Если не упарываться по супер быстрому и профитному прохождению игры, как делает какой-нибудь Grimro, то игра не ставит таких уж прямо тяжелых задач перед игроками, особенно когда дело касается софткора, самой популярной на данный момент части ПоЕ.
Path of Exile имеет множество механик, большинство из которых становятся не нужными, если Вы активно торгуете предметами и проходите игру по чьему-то строгому билду. Всё, что вам нужно чтобы монстры ложились пачками — это 3-4 уникальных предмета, более менее сносный редкий гир и следовать по нарисованной в древе талантов дорожке. Логично, когда люди поступают так в ПВП играх, где важен не столько сам стиль игры и геймплей, сколько победа над другими игроками, но ПоЕ — дело другое, ПоЕ то ПВЕ игра.
Здесь всё удовольствие, которое вы получите от игры — это удовлетворительный процесс убийства монстров и выпадение НУЖНЫХ предметов. Не обязательно ДОРОГИХ, нет. Главное чтобы они имели ценность для Вас, в виде обмениваемой за них валюты или в виде прямого увеличения дпса. Именно в этом преимущество ССФ(соло лига), для людей что хорошо знакомы с игрой. Ведь можно сделать билд, что убивает всё подряд, не считая разве что убер-Атзири, Шейпера да Элдера, из пары тройки нишевых, дешевых уникальных предметов, которых на рынке валяется уйма за 1 алхимку. А когда находишь всё это сам, без возможности покупки каждый предмет становится в сто раз ценнее, ибо падает редко, появляется больше удовольствия от игры, уже не важно, фармишь ты какую-то одну карту ради предмета, что стоит бешеные деньги, либо проходишь весь контент, каждая часть которого может давать потенциальный полезный лут.
Пример: есть босс Атзири, с неё падает флакон Обещание Атзири, что даёт хорошенький прирост дпса множеству билдов. Атзири — босс не сильно сложный, но высокоуровневый и требует немного подготовки даже опытному игроку. Вот чтобы выбить этот флакон нужно постараться, когда он выпадет из босса это принесёт радость и удовлетворение. А в трейд лиге можно запросто купить его за 1 хаос, что у любого игрока уровню к 40-50 точно будет(если не гораздо раньше). И никакого удовольствия, никакого процесса, никакой, по сути дела ИГРЫ. Только быстрое получение результата. То же самое с кучей других механик, допустим сущности. Прекрасные инструменты для крафта, достаточно редкие сами по себе, но дешевые потому что выбивает их народ чаще, чем пользуется. Захочется Вам шлем на +к какому-то определённому стату, да еще и чтоб точно высокий ролл, придется изворачиваться, хаосами крафтить, а найдете сущность подходящую — вот радости будет. В трейд лиге купите за 3 алхимки и готово. Никакого труда, от того и чувства прогресса, роста нет.
Поэтому в плане наличия трудностей, которые придется преодолевать, если вы хотите задержаться в ПоЕ подольше, Вам нравится концепт игры и вы не хотите испортить всё слишком быстрым прогрессом, когда пройдёте почти всю игру за полторы недели, выбирайте собственный путь и не смотрите ни на какие билды. Если вы ищете готовый билд — вы намеренно лишаете себя огромной кучи проблем, что возникнут по ходу игры, это сделает процесс гладким, но не столь вознаграждающим и затягивающим.

Контент, который без грамотного билда сложно пройти.

С первой пары попыток(имеется в виду количество билдов) вы скорее всего не убьете таких боссов, как Убер Атзири, Элдер, Убер Элдер, Шейпер , некоторых боссов Разлома , и, быть может Убер Изария , если играете не на персонаже с бронёй. Всё, остальной контент вполне реально зачищать не используя чей-то билд на н-ное количество миллионов ДПСа, если хорошенько продумать общую стратегию.

Обстоятельства, при которых стоит выбирать чей-то билд.

Если хотите быстро прокачать персонажа , если Вас устраивает не задумываться и не пытаться оптимизировать процесс игры самостоятельно, если вы гонитесь за каким-то рангом первенства, или просто самая важная вещь — это цель, а не процесс. Также если вы быстро хотите перейти к фарму самых дорогих предметов и вообще любите играть выжимая максимум профитов, даже ценой геймплея. Тогда лучше даже не пытайтесь долбаться над своим персонажем, выбирайте уже придуманный вариант развития.

Обстоятельства, при которых стоит делать билд самому.

Если вы хотите более медленную прогрессию, а также можете просто считать этот вариант более высоким уровнем сложности , если проводить аналогию с одиночной игрой. Пускай с чьим-то билдом будет обычная сложность, а со своим — примерно ветеран. Игра заставит вас думать о том, какие именно характеристики вам нужны, как именно улучшать вещи, куда пихать и с чем связывать то или другое умение. Изобилие экспериментов и ошибок будет обеспечено. В общем, если вы играете ради развлечения и не ставите перед собой цели убить конкретных боссов высокого уровня, выбирайте этот вариант, однако посоветую лишь одно, делайте билд продуманно.

1. Определитесь с типом урона главного умения. Не обязательно с умением как таковым, хотя это было бы идеально, но хотя бы с общим направлением. Это будет физический урон, стихийный, урон чарами, кровотечением, ядом или хаосом. От этого отталкивайтесь касательно своих атакующих характеристик. Ищите предметы на чёткий бонус к нужному вам типу урона.
2. Знайте, с чем вы работаете. Внимательно выбирайте и закрепите за собой умение, что понравилось. Новые скилы закончатся к моменту, когда вы в 3 акте встретите Сиосу, в библиотеке. В общем к концу третьего акта у вас будет доступ к почти что всем активным навыкам игры, из которых можно сделать билд. Всё, это ваша база. Протестируйте разные умения, посмотрите что из них работает приятнее всего для вас.
А затем изучите избранное умение досконально. Знайте, что это — снаряд, умение по области или атака ближнего боя, сколько процентов физ. урона конвертируется в огненный или ледяной и так далее.
Теперь улучшайте в древе талантов и снаряжением только те параметры, что лучше всего усилят это умение. Если это Цепь молний, то улучшайте его процентным и конкретно-числовым уроном от молний, уроном от чар и скоростью сотворения чар. Вы можете добавить +10-15 урона от холода к чарам, это тоже прибавит сколько-то дпса, но старайтесь не смешивать. Когда вы идёте в каком-то конкретном направлении модифицировать урон становится проще.
Пример: есть талант на +15% урона молниями. У вас умение бьет молниями. Если поставить камень поддержки на урон холодом, то талант его не увеличит, а если поставить на урон чарами, то чары, что наносят урон молнией усилятся. Главное понимайте, что именно оптимальнее всего комбинировать. Если у вас много % множителей, старайтесь найти флатовые +10 к урону, + 20 к урону, если много флатовых величин, сильнее всего ваш дпс забустится процентными модификаторами.
3. Держите защитные характеристики прокачанными. Примерное соотношение защитных талантов к атакующим должно быть 60% к 40%, в пользу защитных. Берите всю жизнь, резисты что есть в близком доступе. Если у вас много уклонения/брони/энергетического щита от предметов — берите на данный конкретный параметр хотя бы 2-3 крупных таланта. Помните, держите резисты на 75% процентах ко всем стихиям, и старайтесь держать — сопрот к хаосу держать на минимальных цифрах. До 0 или +% к хаосу и речь не идёт, не заморачивайтесь на этот счёт сильно и не жертвуйте уроном ради резиста к нему.
4. Модификаторы флаконов на мгновенное восстановление здоровья, снятие заморозки и кровотечения. Спасут жизнь 100 раз.
5. Если будете покупать что-либо у других игроков, желательно покупайте дешёвые, менее популярные предметы, что дадут Вам прироста по отдельности меньше, но вместе больше, чем один дорогой . Сначала залатайте дырки, а потом уже ищите изысканность.
6. Пользуйтесь различными дополнительными инструментами. Если вы боец ближнего боя, возьмите тотем, что будет бить от вашего физ. урона, если кастер — проклятье на уменьшение резистов врагов и так далее.
7. Не брезгуйте камнями и характеристиками на самолечение , будь то лайф лич или просто +к здоровью за каждого пораженного врага. Помогает по первой очень сильно.
Больше советов я думаю не нужно, ибо даже если следовать по тем, что я написал выше можно сделать вполне адекватный билд и познать большую часть контента.

Сколько стоит Path of Exile?

Игра на 100% free to play, для всех и навсегда. За деньги можно купить только какие-то внешние, косметические изменения и тому подобное. Вложить кучу денег и стать неубиваемым персонажем будет нельзя, микротранзакции не будут касаться механики игры. Все возможности Path of Exile можно будет посмотреть, не потратив ни копейки.

Для каких платформ предназначена игра?

На сегодняшний день игра предназначена только для Windows. Ходят слухи, что игра будет портироваться на другие платформы после ее релиза.

Какие классы есть в игре?

В игре существует 6 классов персонажей:
Ведьма (Witch) : основной характеристикой является интеллект. Использует атаки дальнего боя.
Дуэлист (Duelist) : основными характеристиками являются сила и ловкость. Использует атаки ближнего боя.
Мародер (Marauder) : основной характеристикой является сила. Использует атаки ближнего боя.
Рейнджер (Ranger) : основной характеристикой является ловкость. В основном использует атаки дальнего боя.
Тень (Shadow) : основными характеристиками являются ловкость и интеллект. Использует атаки ближнего боя и всевозможные ловушки.
Темплар (Templar) : основными характеристиками являются сила и интеллект. Использует атаки ближнего боя.
Главным отличием этих классов друг от друга в том, в какой области дерева умений будет находится выбранный вами персонаж.

Характеристики

В Path of Exile существует 3 характеристики (Stats) - это сила, ловкость и интеллект. От того какой класс вы выберете будут зависеть ваши стартовые характеристики.
Характеристики и их бонусы:
2 Strength = +1 life
5 Strength = +1% Melee Damage
2 Intelligence=+1 Mana
5 Intelligence = +1% Energy Shield
2 Dexturity = +1 Accuracy
5 Dexturity = +1% Evasion rating.

Какой максимальный уровень в Path of Exile ?

В игре для прокачки персонажа доступно 100 уровней.

Доступно ли в игре PVP?

Да, в Path of Exile доступно PVP, помимо обычного PVP будет множество случайных арен, система рангов и уникальные PVP вещи в качестве наград.

Дерево умений (Skill tree)

Дерево умений одно для всех классов доступных в игре, только место в этом дереве умений будет зависеть от класса который вы выбрали. За каждый уровень или в награду за некоторые квесты вы будете получать 1 очко умения. Максимальное количество очков в дереве классов - 111. В зависимости от того какую ветку умений вы выберите будет зависеть специализация вашего персонажа, таким образом даже Рейнджер может сражаться с мечом и щитом, а Мародер стрелять из лука. В данный момент в дереве классов 1350 умений, так что кем будет ваш персонаж зависит только от вас и вашей фантазии.

Валюта

Никакого золота и кредитов в игре нет, вместо этого для торговли и обмена служат орбы. С полным списком орбов и их свойствами и предназначением вы можете ознакомится у нас на сайте в разделе Орбы и валюта .

Сброс умений

Умения можно сбрасывать за Respect point , их вы можете получить выполняя квесты или использовав Orb of Regret (Дает однин Respect point). За каждый Respect point вы можете сбросить одно умение.

Штраф при смерти персонажа

На первом уровне сложности штрафа нет, на втором уровне сложности штраф - 7.5% от вашего опыта на текущем уровне персонажа. На третьем уровне сложности 15% от опыта на текущем уровне персонажа. При смерти вы никогда не сможете потерять свой текущий уровень персонажа.

Как узнать FPS(Ping) в игре?

Для отображения FPS на экране необходимо нажать F1.

Камни в Path of Exile

В игре 3 вида камней - красный, зеленый и синий. Требования к камням красный - сила, зеленый - ловкость, синий - интеллект.

Можно ли доставать камни (Skill/Support Gem ) из вещей?

Да. Для этого кликнете правой кнопкой мыши по вещи и камень упадет вам в рюкзак. При доставании из вещи камень не теряет своих свойств.

Какое максимальное количество камней можно вставить в вещь?

В перчатки, шлемы и сапоги можно вставить 4 камня максимум. В броню - 6 камней максимум, в одноручное оружие - 3 камня максимум, в двуручное оружие - 6 камней максимум и в щит 3 камня максимум.

Что делать если все монстры в локации убиты, а ждать 15 минут до нового появления монстров не хочется?

Для этого нужно нажать Ctrl+left click на вход в локацию или на точку локации в телепорте, и в появившемся окне нажать кнопку "New"

Энергетический щит (Energy Shield)

Энергетический щит - почти тоже что и здоровье, только получая урон вы не будете терять HP, а будет уменьшатся сам щит, когда заряды в щите закончатся, то урон по вам будет уменьшать ваше здоровье. Щит восстанавливается автоматически если персонаж не получает урона. Если показатель энергетического щита больше чем 0, то персонаж получает шанс 50% на то, что б не быть оглушенным.

Урон хаосом (Chaos Damage)

Урон хаосом игнорирует энергетический щит. Таким образом при получении урона вы будете терять здоровье.

Штраф на сопротивление к стихиям

Этот штраф на сопротивление вы получаете в зависимости от сложности. На нормальном уровне сложности штрафа нет, на сложность Cruel штраф составляет - 20%, на сложности Merciless штраф составляет - 60% ко всем сопротивлениям стихиям.