Сколько буддистов в китае. Особенности развития буддизма в китае. Почему буддизм сохранился в Китае

Национальные формы буддизма.

Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.- в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в. - в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя свой главный принцип - не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился везде и, привившись к древу местной культуры, дал новые побеги.

В каждом регионе развивалась своя собственная буддийская символика и буддийские обряды – почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями. Буддизм вошел в кровь и плоть многих и многих народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпевал изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран – архитектуры (строительство храмов монастырей и ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. Это хорошо видно на примере поэзии, вдохновленной идеями дзэн буддизма.


Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань - это китайское название, хотя в мире оказалось более широко распространено японское прочтение иероглифа, обозначающего это направление буддизма, - дзэн .

Китайское слово «чань » происходит от санскритского термина дхьяна (по-китайски - чаньна). Буквально это означает «созерцание», «медитация», что достаточно точно передаёт характер чаньской практики. Созерцательное направление возникло ещё в индийских школах буддизма, где оно и называлось дхьяной. В основном дхьяна базировалась на сложной йогической практике, которая порой продолжалась долгими часами. Но в Китае дхьяна приобрела несколько иной характер: трансформировавшись в чань-буддизм, она стала ещё и прикладным направлением буддизма. Иными словами, последователи чань не стали ограничивать себя только молчаливым самоуглублением в уединении. Они бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни. Постепенно чань стал самым массовым внемонастырским направлением китайского буддизма. Он превратился в особый тип мировосприятия, где поклонение Будде сочеталось со стремлением к интуитивному постижению истины. А это в свою очередь открывало простор для художественного творчества; не случайно китайская культура начиная с VIII-IX вв. и японская самурайская культура явились живым воплощением постулатов чань-буддизма.



Буддизм пришtk в Китай из Индии ещё во II в. По одной из версий, его принёс туда буддийский пилигрим и переводчик санскритских текстов Ань Шигао (III в.). Его религиозная практика представляла собой спокойное пребывание в уединённой «сидячей медитации» (кит. «цзочань », яп. «дзадзэн »), в процессе которой человек очищал своё сознание и приобщался к высшей мудрости Будды - праджне .

В Китае практика «сидячего созерцания» быстро преобразовалась в некое новое учение, возникшее на стыке китайского даосизма и индийской дхьяны. Вот это направление и получило название «чань цзун» - «школа чань», а в европейской литературе стало именоваться чань-буддизмом. Правда, единой школы как таковой никогда не существовало, был лишь ряд школ в разных районах Китая, число которых со временем росло.

Что же предлагал чань-буддизм как религиозное направление своим последователям? Прежде всего учение чань предоставляло возможность «стать буддой в этом теле», т. е. ещё в нынешней жизни, а не в следующих перерождениях. Для этого достаточно, «взирая на собственную изначальную природу, стать буддой». Таким образом, основной упор делался именно на медитативную практику, хотя существовали и другие способы, ведущие к «пробуждению» сознания.

Строго говоря, учение чань не сводится ни к религии, ни к философии. И хотя оно включает определённые сложные ритуалы поклонения, теоретические рассуждения о природе будды, соблюдение обрядовых запретов, - это скорее внешняя форма, декор, за которым скрывается истинная суть чань. В большей степени чань - это особый тип миропереживания, целостного восприятия мира. Отсюда и повышенное внимание, которое уделяли носители чаньской истины эстетическому восприятию мира. Это выразилось в каллиграфии, живописи, поэзии и в конце концов сформировало особую чаньскую стилистику жизни - внешне естественную и простую, но исполненную глубинной мудрости и стремления к очищению собственного сознания. Суть подобного взгляда на мир точно передаёт знаменитая чань-ская фраза: «Следует жить легко, подобно листку, плавно падающему с дерева». Листок в своём падении послушен любому порыву ветра. Так и чаньский «мастер жизни», принимая любые жизненные перипетии, остаётся податливым, подвижным, готовым в каждый момент к изменению самого себя. Такова в чаньском понимании «естественная жизнь».

Но если чань, включая в себя черты и религии, и философии, и эстетики, в то же время не сводится ни к одному из этих понятий, что же это такое? Вера? Или некий путь жизни? Нет, чань, как говорят последователи этого направления, и есть сама жизнь. В фольклоре чань-буддистов существует забавная притча по этому поводу.

Однажды маленькая рыбка обратилась свопросом к большой:

Мне приходилось часто слышать, как люди рассуждают о событиях в море. Море - что же это такое?

То, что тебя окружает, и есть море!

Так почему же я его не вижу?

Море - оно и внутри тебя, и вокруг тебя. Ты рождаешься и умираешь в море. Море охватывает всю тебя, а поэтому оно подобно твоему телу!

Чань-буддисты не раз говорили, что чань подобен морю, а человек - рыбке, живущей в его глубинах. Чань истинно существует именно потому, что люди никогда не задумываются над ним. Он не мешает и не помогает жить, ведь он сам представляет собой естественное течение жизни - спокойное, светлое, чистое, позволяющее видеть бытие порой с самой неожиданной стороны. В традиции чань принят способ доказательства от противного. Например, чаньские монахи, стремясь понять, что же представляет собой истинная тишина, истошно вопили в течение нескольких минут, поднимая криком окрестные деревни, а затем внезапно замолкали. После этого все могли насладиться истинной тишиной.

Кстати, притча о рыбке во многом напоминает сюжет, которым пользовались даосы, чтобы объяснить суть Пути (Дао). Например, великий даос Чжуан-цзы говорил: «Рыба забывает о реках и озёрах, а человек забывает об искусстве Дао».

Буддизм появился в Китае при императоре Мим Ди династии Хань во времена усиления связей западных земель Китая со Средней Азией, откуда и появились первые буддийские монахи и буддийские книги. Он стал распространяться в форме хинаяны, но просуществовал недолго. Вторая волна распространения буддизма в Китае имела место в начале V в. уже в виде махаяны. Впоследствии разница между этими двумя течениями экспортируемой религии исчезла в результате "китаизации" буддизма, заключалась в проникновении в буддизм конфуцианских даосских идей и в практическом слиянии культов этих трех религий.

Уже в конце IV в. буддизм приобретает статус государственной религии, но без преимуществ перед другими религиями. И для буддизма, чтобы быстро распространить свое влияние, и этого было достаточно.

V-VI в. часто присматривает золотым веком буддизма в Китае. В IV-VI вв. буддийские монастыри активно расширяют свои землевладения, особенно на севере Китая. К VI в. там насчитывалось около 30 тыс. буддийских монастырей с 2 млн монахов. На юге Китая в УИ ст. было 2 846 монастырей с 82 700 монахами.

По политическим соображениям иногда буддизм ограничивался. Так, в 842-845 гг. По императорскими указами были закрыты 4 600 монастырей, разрушено 40 тисе буддийских храмов, расстриженного 260 тыс. Монахов.

Впрочем при первой же возможности он наверстывал упущенное. В частности, возрос авторитет буддизма во Время господства монгольской династии Юань. В 1221 количество буддийских монастырей и храмов составляла более 40 тыс. Из почти 500 тыс. Монахов.

Но наряду с буддизмом не сдавало своих позиций и конфуцианство. Император Чжу Юаньчжан, несмотря на то, что сам был буддийским монахом, ограничил политическое влияние буддизма и даосизма и объявил идеологической основой своего государства конфуцианство. Когда после переворота 1402 к власти пришло правительство Чжу Ди, снова было подчеркнуто, что большие законы управления государством были открыты Конфуцием и они не могут быть изменены.

Появление буддизма в Китае не.зустрила сопротивления со стороны конфуцианства и даосизма. Уверенность китайцев в том, что Поднебесная государство является центром Вселенной делала непоколебимыми их убеждение в том, что их религии, является найистиниши в мире. И они охотно шли на сближение с "варварами". Будда быстро был включен в даосский пантеон. Буддийских представлений о душе, потусторонний мир, рай и ад не хватало даосам. Относительно моральных принципов, то во всех трех религиях они были созвучны. Состоялся процесс взаимопроникновения пантеонов.

Буддизм в Китае почувствовал на себе уважение китайцев к своему благополучию. Нищета сальника стала призрачной. Великолепие и торжественность буддийского культа нашла понимания. Буддийские монастыри были не только религиозными центрами культуры, но и заботливыми хозяевами, с минным хозяйством с большим количеством рабов и зависимых крестьян. При этом это были не пришлые люди, а те же китайцы, только изменили веру, но отнюдь не потеряли своего национального менталитета. Поэтому в условиях уже существующей терпимости двух религий друг к другу проблемы отношений с третьей почти не возникало.

Если в области догматической при решении взаимоотношений еще приходилось встречаться с теми или иными проблемами, то в области практического религиозной жизни они исчезли сразу. Вскоре верующие, не очень хорошо разбираясь в богословских тонкостях, пришли к практическому отождествление всех трех религий. В любом храме можно было обращаться к любому бога с любым обращением. Причем конфуцианство брало на себя решение этических, социальных и политических проблем верующих, буддизм предлагал религиозную утешение, даосизм удовлетворял желаемое фантастически мифологическое объяснение мира. Это повышало религиозный сервис.

И все это не мешало буддизма продолжать свое внутреннее развитие. В буддизме шел процесс образования различных сект, ответвлений, школ, направлений, течений, находили важные для себя нюансы трактовки вероучений или культовых положений, которые отличали их от других, приводили к принципиальных разногласий, но вовсе не были поводом к религиозной борьбы, а спокойно воспринимались дискутируя сторонами, не мешая их мирному сосуществованию.

Среди многочисленных буддийских сект в Китае нашла признание секта Чань, учение которой распространил в Китае в VI в. индийский монах Бодхихарма.

Суть учения чань заключается в том, что для обращения к Богу нужен не разветвленный и развит культ, а соответствующий внутренний духовный стен человека.

Поиски религиозной истины, по этому учению, заключаются не в изобретении культовых хитростей, не в молитвах, заклинаниях и обрядах. Чань считает, что истину выразить человеческим языком невозможно, слово бессильно перед глубиной истины, интеллект не может проявить себя в словах, нужно внутреннее понимание без слов. Истина - в поисках внутреннего общения с божеством. Для этого необходимо внутренняя сосредоточенность, которая приведет к внезапного озарения. Такое сосредоточение получило название медитации, Дхиан. От этого санскритского слова и пошло китайское - чань.

Чань-буддизм оперирует канонам "хитрых" вопросов, которые ставят под сомнение возможность рационального мышления. Наш разум способен точно определить предметы и явления мира, а когда у него возникают затруднения в этом, то это его не несостоятельность, а признак того, что процесс познания еще не завершился.

Но канон, по мнению чань-буддистов, свидетельствует о несостоятельности ума. Тогда его заменит внезапное озарение дау, оно может быть выражено в словах, но без соответствующего смысла, потому что этот смысл понятен только самому озаренному. Если человек верит в такие построения, то остается пожелать ей успеха в жизни без ума, потому что это очень нелегко.

Чань-буддизм предлагает различные формы Дхиан, это уже дело культовой психотехники. Необходимым фактором успешной Дхиан чень-буддизм считает соблюдение высокой нравственности, гуманизма, ответственности перед обществом, усердного труда, стремление к миру и тому подобное. Это, безусловно, положительные черты чань-буддизма.

Чань-буддизм не осуждает практическую нерелигиозную деятельность, как это делают многие буддистских школ. Напротив, он пытается использовать достижения чаньськои психотехники для чисто практических действий человека, к его непосредственного существования в реальном мире. Это и теперь вызывает интерес к чань-буддизма (и его продолжению - японском дзена) как к средству решения современных практических дел.

В китайской провинции Шаньси археологи обнаружили несколько тысяч статуэток Будды, спрятанных в трех пещерах. Высота статуэток составляет 12-25 см. Найденные тут же на каменных плитах надписи дают основания предположить, что время создания статуэток относится ко времени правления Минской династии.
Как говорят ученые, подобные изделия были популярны во времена династии Тан, поэтому данную находку можно считать уникальной.
Буддизм на территории Китая имеет многотысячелетнюю историю, и изображения Будды встречаются в стране повсеместно. В Китае расположено множество изваяний Будды, как древних, так и современных. О самых крупных из них мы расскажем ниже.

1. Будда из Лэшаня.

Это, пожалуй, наиболее известное древнее изваяние Будды в Китае, получившее мировую известность. Расположена статуя в центральной китайской провинции Сычуань. Огромное изваяние Будды вырублено прямо в скалах горы Линюньшань. Время возведения изваяния относится ко времени царствования династии Тан. Работы по его созданию начались в 713м г. и заняли девяносто лет. Лицо каменного изваяния направлено к Эймэйшань – священной горе, возвышающейся прямо напротив. Голова статуи возвышается вровень с окружающими скалами, а ноги статуи упираются в речные воды. Высота статуи достигает 71 м., а ширина плеч – около 30 м. Это одна из самых огромных статуй Будды на планете. Прошедшие столетия оставили на изваянии свои следы и изменили изначальный вид статуи. Когда-то Будду украшала деревянная позолоченная «броня», которая служила изваянию защитой от непогоды, но во время пожара деревянная оболочка статуи сгорела. Местные жители даже говорят по этому поводу, что медленно гора превращается в Будду, а Будда превращается в гору.

2. Будда Весеннего Храма.

Эта гигантская статуя Будды расположена в Чжаоцуне – небольшом поселке в Поднебесной. Статуя изображает одного из 5 священных Будд – Будду Вайрочана. Изваяние было создано после того, как афганские талибы взорвали несколько древних статуй Будды. В Китае очень негативно восприняли этот факт и в ответ возвели у себя самую высокую статую Будды на планете. В результате в провинции Хэнань появилась статуя Будды, символизирующая уважительное отношение жителей Поднебесной к буддийскому наследию своей страны. Строительство изваяния проходило ускоренными темпами, и было завершено в 2002м г. Высота Будды из Чжаоцуна достигает 128 метров. Сама статуя достигает в высоту 108 метров, а еще 20 метров составляет основание статуи, построенное в форме цветка лотоса. И вся эта конструкция опирается на 25-метровый пьедестал. В 2010м году была проведена небольшая реконструкция архитектурного комплекса и в результате холм, на котором распложено изваяние был обработан в форме двух огромных каменных ступеней, что добавило высоты конструкции. После реконструкции высота комплекса достигла 208 метров, что было зафиксировано в книге Гиннеса. В ходе строительства изваяния было израсходовано 15000 тонн конструкционной стали, 108 килограммов золота, 33 тонны меди. Статую создавали по частям, которые затем монтировались на единую конструкцию. Количество составных частей, из которых собрана статуя, составляет 1100 единиц. На строительство статуи было затрачено 55 миллионов долларов, из которых непосредственно на статую ушло 18 миллионов.

3. Гранд Будда из Уси.

Это изваяние Будды расположено в провинции Цзянсу и является крупнейшим в мире изваянием Будды, сделанным из бронзы. Высота изваяния, возвышающегося на холме Линшань, достигает 88 метров. Вес гигантской статуи составляет более 800 тонн. К статуе можно попасть, преодолев лестницу в 217 ступеней. Гранд Будда расположился неподалеку от храма Сянфу и озера Тайху, которые являются популярными туристическими достопримечательностями. Недавно возле Гранд Будды достроили храм в виде руки Будды.

4. Большой Будда Гонконга.

Эта гигантское изваяние Будды Шакьямуни возвышается на горе Нгонпхин, расположенной на острове Лантау. По замыслу архитекторов статуя должна символизировать гармонию в отношениях между природой и людьми, человеком и верой. Проектировать сооружение начали еще в 1976м г., однако работы по строительству статуи начались лишь в 1990м. На торжественное открытие комплекса в 1993м г. в Гонконг приехали высокопоставленные представители буддизма из КНР, Японии, Кореи, Индии, других стран. Изваяние Большого Будды собрано на стальном каркасе, на котором закреплено 202 отдельных бронзовых части. Лицо статуи покрыто позолотой. Будда расположился на трехъярусном пьедестале в форме цветка лотоса, который является копией пекинского храма Неба. Высотой Будда достигает 34 метра, а его вес превышает 250 тонн. Площадь архитектурного комплекса составляет более 6,5 тыс. кв.м. К изваянию ведет лестница, насчитывающая 268 ступенек. Будда сидит в медитативной позе, а правая рука статуи показывает мудру Абхая, которая защищает и рассеивает страхи. На ладони Будды изображено колесо Дхармы, которое должно символизировать прогресс. Пальцы левой руки статуи показывают мудру Куберу, которая помогает исполняться желаниям. Перед статуей расположено 6 маленьких бронзовых изваяний бодхисатв, которые преподносят дары Будде. Эти дары символизируют медитацию, мудрость, терпение, мораль – все необходимое для достижения просветления.

Буддизм в Китае

Буддизм (Фо – таково китайское имя Будды) проник в Китай через Индию преимущественно в своей северной форме Махаяны. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложным и длительным. Понадобились многие века и серьезные усилия поколений проповедников и переводчиков текстов, чтобы выработать и ввести в обиход китайские эквиваленты индо-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме, с его восприятием жизни как страдания и зла, противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения. Только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь многое позаимствовавшего из сокровищницы индо-буддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.

Китайский дракон

Условия, при которых буддизм был перенесен из Индии в Китай, во многом невыяснены, как противоречивы и различные данные о времени, когда произошло это событие. Прибытие в Китай буддийских учителей при императоре Мин-ди в 65 г. н. э. является неоспоримым фактом. Однако весьма вероятно, что слухи о буддизме проникли в Китай и в более раннее время. Китайские летописи упоминают о появлении буддийского миссионера в 217 г. до н. э., а около 120 г. до н. э. некий китайский полководец, разбив на севере пустыни Гоби какие-то варварские племена вернулся, как гласит предание, с трофеями, среди которых находилось и золотое изваяние Будды. Но только в 65 г. н. э. император Мин-ди признал учение Будды одной из государственных религий своей обширной монархии. Может показаться очень странным, что правитель огромной страны, в которой существовали уже две государственные религии, неожиданно пригласил проповедников третьей поселиться в своем государстве. Это тем более странно, если иметь в виду, что император оставался верным конфуцианству.

Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южных и Северных династий (III – VI вв. н. э.), с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью. В такой обстановке призывы буддистов отрешиться от земной суеты и укрыться за высокими стенами монастыря казались привлекательными. В III – IV вв. вокруг столичных центров Лояна и Сяньяня действовало около 180 буддийских монастырей и храмов, а к концу V в. в государстве Восточный Цзинь их было уже 1800 из 24 тыс. монахов.

Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и разорившихся крестьян, и изгнанников, лишившихся своей земли, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой, и многие императоры как южных (китайских), так и северных (некитайских, «варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

Набор ритуальных сосудов

Статуя Будды в Уси

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

6. 5. Буддизм Еще один вариант христианства – Буддизм на Востоке. Индия, Китай и

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Буддизм Самая древняя и загадочная религия Китая. Берет свое начало целых два тысячелетия назад. Буддизм является основополагающей религией государства. Он подразделяется на китайский и тибетский (ламаизм).Будда Шакьямуни несколько лет наблюдал за своим сознанием и

автора Теймс Ричард

Буддизм Традиция утверждает, что в 552 (либо в 538) году корейское государство Пэкче представило двору Ямато изображения Будды и коллекцию манускриптов, разъяснявших его учение. Вскоре после этого появились знатоки, сведущие в китайских классиках, медицине, музыке,

Из книги Япония: история страны автора Теймс Ричард

Буддизм Важность буддизмаИстория буддизма длиннее, чем история христианства, и это учение не менее сложно с точки зрения доктринальных диспутов и ответвлений. Как и христианство, буддизм оказал серьезное влияние на культуру и традиции своих приверженцев. Без некоторой

Из книги Китай: страницы прошлого автора Сидихменов Василий Яковлевич

Буддизм Одна из самых древних на земле религий, буддизм возник в Индии в VI в. до н. э. и получил широкое распространение в Китае, Монголии, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах. Буддизм - плод богатейшей человеческой фантазии, которая создала десятки миров,

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Бон и буддизм После этого Падма вместе с царем отправились к монастырю Самье, тому, что начал строить Шантиракшита, которому не суждено было закончить это дело. Как помнит внимательный читатель, приверженцы бон посылали на стройку своих злых духов, и за ночь те успевали

Из книги История и теория религий автора Панкин С Ф

22. Буддизм В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм – учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама. После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь. Будда означает «просветленный». Спасение

Из книги История мировых религий: конспект лекций автора Панкин С Ф

3. Буддизм Буддизм, древнейшая из мировых религий, «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии» (Бартольд).В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм – учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

Из книги Очерки по истории религии и атеизма автора Аветисьян Арсен Аветисьянович

автора Коллектив авторов

3.4.3. Буддизм Буддизм традиционно считается «мировой» религиозной системой, также как «христианство» и ислам. Середина I тысячелетия до н. э. - историческое время становления многих религиозных систем, которые впоследствии оказали решающее влияние на мировоззрение

Из книги Сравнительное богословие. Книга 6 автора Коллектив авторов

Чань-буддизм, дзэн-буддизм Следующим направлением буддизма является его китайская и японская разновидности - чань-буддизм и дзэн-буддизм соответственно. Основными отличиями чань-буддизма от других направлений специалисты называют четыре принципа:· Прозрение своей

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Каким был век распада империи?

Четыре века, следовавшие за гибелью династии Хань, проходили под знаком восстаний, военных конфликтов и набегов кочевников на северных рубежах. Срединная империя переживала период политического распада. Кочевники, пробив брешь в Великой стене, разрушали города и продвинулись к Янцзы. Население бежало от завоевателей на юг, переправляясь через Янцзы. На севере правили варвары. В 581 г. генерал Ян Цзян завоевал столицу Чаньян и основал династию Суй.

Беспокойные времена сказались на духовной жизни Китая. Неуверенность в завтрашнем дне заставляла искать выход в религии, многие прибегли к конфуцианству и даосизму. Других привлек к себе буддизм.

Откуда пришел буддизм?

Буддизм возник в V веке до н.э.

Учение основано на озарении исторического Будды, принца Гаутамы Сидхартхи, жившего в эпоху Конфуция в Индии. Под священным древом бодхи он открыл срединный путь, который ведет к пониманию внутреннего мира. Так он стал Буддой, что означает «Просветленный».

Ученики Будды сохранили заветы Учителя и позднее записали их. К новому учению о спасении обратились, прежде всего, высшие слои общества. Конфуцианство и даосизм продолжали свое существование.

В 629 г. н.э. монах Сюаньцзан отправился из тогдашней столицы Китая Чаньян в долгий и опасный путь. Он хотел изучить в стране Будды, в Индии, на реке Ганг, истинное чистое учение и привезти в Китай священные тексты. Ведь чтобы буддизм мог распространиться в Китае, необходимо было сперва перевести на китайский язык священные тексты.

Кто принес буддизм в Китай?

Почти 17 лет провел Сюаньцзан в странствиях, преодолев тысячи километров пешком и на лошадях по Шелковому пути до Индии. В Китай он вернулся не с пустыми руками.

Сюаньцзан привез с собой 657 свитков, намотанных на деревянную скалку, на которых были записаны буддийские учения на санскрите, древнем языке Индии.

Понадобилось еще долгих 17 лет, чтобы расшифровать эти тексты и перевести их на китайский язык.

Буддизм в Китае был больше чем религия. Он стал всеобъемлющей формой жизни. Китайцы видели в нем обогащение китайских традиций. Даоуди, первый император династии Северная Вэй (386-534 гг. н.э.) особенно поддерживал новое учение. Он повелел вырубить из серого песчаника в горах Ужоу пещерный храм Юньган. В нем скрыта 51 ООО (из 100 ООО уцелевших) статуй Будды, которые по внешнему облику напоминают императоров династии Вэй.

Один из колоссов достигает в высоту 17 м. Ухо сидящего Будды имеет в размере 3 м, стопа - 4,6 м, а средний палец - 2,3 м.

Почему китайские императоры поощряли буддизм?

Император Вэньчэнди, правивший государством Вэй через 50 лет после Даоуди, поручил монаху Та-ньао (Тапуао) построить императорские гроты и установить в них статуи Будды. Одна из статуй наделена по его воле сходством с императором Даоуди. В книге Вэй говорится: «Основатель династии - мудрый, доброжелательный император, идущий священным путем. Он воистину является воплощением Будды». Таким образом, император Даоуди был возвышен до высшего в почитании существа, Ш£ и все буддисты должны были отныне ему подчиняться. Так появился Будда-император; соединив свой авторитет с буддизмом, правитель достигал абсолютной Стены одной власти. Император бодхисатвам Вэньчэнди сделал буддизм государственной религией и повелел возвести многочисленные храмы.

Объявленный государственной религией буддизм требовал признания всех граждан. Однако крестьяне и ремесленники, торговцы и солдаты не были монахами, которые часами медитируют, подчинив свою жизнь строгим религиозным правилам. Им требовалась более простая вера.

Сяовэнди, шестой император Северной Вэй (годы правления с 471 по 499), был воспитан в буддийской вере и благочестии. Пятилетним ребенком он взошел на трон и как император принимал участие в буддийских храмовых ритуалах. Он воспринимал себя не воплощением Будды, а благочестивым верующим. К этому времени буддизм проник в жизнь простого народа.

Как буддизм дошел до простого китайского народа?

Особое значение обретает культ бодхисатв. Бодхисатва - это существо, стремящееся к освобождению, которое со временем станет предельно просветленным Буддой. На его лице отсвет сочувственной улыбки. Он обращен к страдающим людям, которым желает добра. От верующих требуется простое признание: «Молись Майтрейе (Бодхисатве), и когда-нибудь Майтрейя придет в этот мир и принесет освобождение». Это было доступно пониманию каждого. Никаких обременяющих вероучений, никаких требований изучать сложные буддийские тексты - достаточно было обратиться к мягкой улыбке статуи Майтрейи, внимавшей молитвам простых людей.

О чем поведали гроты Мохао?

Неподалеку от Дуньхуаня, пограничной заставы на Шелковом пути, находятся гроты Мохао. Сохранилось 492 грота разной величины, высеченных из гряды песчаных скал, простирающихся на 1600 м над долиной реки. Первый грот был высечен в 366 г., остальные достраивались вплоть до 1100 г. и использовались буддистскими монахами для жилья и свершения культовых обрядов. На площади в 45 ООО кв. м сохранились росписи и скульптуры, позволяющие заглянуть в прошлое и представить, как жили буддисты разных веков. Наряду с религиозными темами встречаются также сценки из повседневной жизни. Среди культовых предметов, таких как книги и манускрипты с буддистскими текстами на разных языках, число которых превышало 50 000, в гротах было найдено издание Ветхого Завета на еврейском языке.

Буддизм то и дело подвергался в Китае гонениям и запретам. Уже через 60 лет после воцарения династии Северная Вэй император Тайуди по наущению своего советника, уверявшего, что буддистские монахи замышляют свергнуть правительство, запретил буддизм, повелев в 446 г. разрушить все изображения Будды. И лишь император Вэнчень отменил в конце VI века направленные против буддизма законы и поддержал учение Просветленного.

Почему буддизм сохранился в Китае?

В китайской истории периоды гонения на буддизм и его возвышения постоянно сменяли друг друга, тем не менее учение Будды оставалось в сердцах людей. Вплоть до последней династии Цинь, основанной в 1644 г., императоры оказывали поддержку буддизму. Шестой император Цинь Цянлун повелел возвести множество храмов и даже пожелал быть изображенным в одеждах буддийского монаха.