Скифское поселение возле села петропавловка. Поздние скифы Поселение древних скифов

___________________________________
Ю. А. Коловрат

Население Змиевщины сер. VII - III вв. до н. э. историческая наука именует скифским, т. к. практически всю территорию современной Украины древние греки называли Скифией, а её население скифами. Однако по этническому составу население Скифии не было однородным.

Главным письменным источником в изучении скифского периода истории Змиевщины являются археологические материалы и сообщения древнегреческого историка Геродота. В своей «Истории» Геродот упоминает Северский Донец: «… восьмая река - Танаис . Она … впадает … в … озеро под названием Меотида (оно отделяет царских скифов от савроматов). В Танаис впадает другая река, по имени Сиргис» .

В то же время, по данным археологии на обширной территории лесостепной Скифии, простиравшейся от бассейна среднего и верхнего Днестра на западе до среднего Дона на востоке, жили в VII - III вв. до н. э. племена осёдлых земледельцев. Культура данных племён по своему происхождению, по особенностям быта, религиозных верований существенно отличалась от культуры степных кочевников скифов .

Своеобразные черты племён лесостепной историко-этнографической области складывались постепенно и в основном на местной основе, уходящей своими корнями в доскифское время, в эпоху бронзы. Б.А.Шрамко считает, что на Змиевских землях местную основу составило население позднесрубной и бондарихинской культур, в которое влились на рубеже VII - III вв. до н. э. переселенцы из днепровского Правобережья, являвшиеся носителями культуры жаботинского типа . П.Д.Либеров, изучая северскодонецкую лепную керамику, пришёл к выводу, что аналогичные типы керамики изготовляли местные племена эпохи бронзы (катакомбная, срубная, бондарихинская археологическая культура) .

В результате сложного взаимодействия различных культур, принадлежавших различным этническим группам, в лесостепной зоне Восточной Европы ещё в доскифское время начала формироваться своеобразная историко-этнографическая область. С установлением господства скифов в степях Северного Причерноморья, между ними и лесостепными земледельцами устанавливаются тесные культурно-экономические связи. Межплеменное разделение труда обеспечило взаимовыгодную торговлю. В результате и у тех и у других племён распространяются общие типы вооружения, конской упряжи и украшений, которые нередко имеют изображения, оформленные в т. н. зверином стиле. При этом специфические особенности культуры лесостепной общности сохраняются на протяжении всей скифской эпохи. Поэтому скифские памятники лесостепной части Украины называют лесостепной культурой . В бассейне Северского Донца была распространена северскодонецкая (другое, неверное, название - севернодонецкая) группа памятников данной культуры. Городища, селища и курганы этого периода сосредоточены главным образом на правом берегу Северского Донца, по рекам Уды и Мжа.

Памятники скифского времени на Северском Донце впервые привлекли внимание таких знатоков края, как Н.В.Сибилёв, С.А.Локтюшов и А.С.Федоровский ещё в начале ХХ в. После 1917 г . они изучались Н.М.Фуксом, С.А.Семёновым-Зусером, И.И.Ляпушкиным, И.Ф.Левицким. Наибольшие заслуги в изучении этих памятников принадлежат Б.А.Шрамко и П.Д.Либерову . Скифские городища и селища бассейна Северского Донца изучали А.А.Моруженко, В.П.Андриенко, В.Е.Радзиевская, В.Г.Бородулин. Значительный вклад в открытие и изучение памятников скифского времени внесли И.П.Костюченко, Е.В.Пузаков, Ю.Н.Шкорбатов, В.З.Фрадкин, Я.И.Красюк, Т.И.Щетинин и др. . В последнее время очень интересные материалы, относящиеся к истории лесостепного населения Змиевщины в VII - III вв. были получены во время раскопок, проводившихся под руководством Ю.В.Буйнова и А.В.Бандуровского . В настоящий момент изучением скифских древностей на территории Змиевского края занимаются В.В.Колода, Д.С.Гречко, Г.Е.Свистун, И.Б.Шрамко и др.

Хронологически скифская лесостепная культура подразделяется на три периода:

  • раннескифский (сер. VII - пер. пол.VI вв. до н.э.);
  • среднескифский (вт. пол. VI - V вв. до н.э.);
  • позднескифский (кон. V - нач. III вв. до н.э.) .

Население Левобережной Лесостепи концентрировалось несколькими группами по течению основных рек. Одна из них заселила лесостепное течение Северского Донца. Очевидно, в таком размещении отразилось естественное деление этих групп на племена. Каждое из этих территориальных племенных образований имело определённые особенности материальной культуры, составлявшие их этнографические признаки .

Характерной особенностью населения Левобережной Лесостепи скифского времени является то, что в IV в. до н.э., в пору наивысшей агрессии кочевых скифов, местный этнос, его культура и хозяйственная жизнь не пришли в упадок, как это произошло на Правобережье. Наоборот, в IV в. до н.э. здесь наблюдается рост и расцвет хозяйственной и культурной деятельности. По-видимому, население этой территории в меньшей степени, чем его западные соседи, подвергались опустошительным набегам степняков .

Исследователи предпринимали неоднократные попытки отождествить лесостепную археологическую культуру с конкретным этнонимом, из тех, что приводит Геродот в своём перечне. В соответствии с гипотезой А.И.Тереножкина и В.А.Ильинской, на Левобережной Украине следует локализовать геродотовых скифов-земледельцев .

Такого же мнения придерживаются авторы десятитомной «Истории Украинской ССР» (см. рис. на переднем форзаце). Население, жившее между верховьями Дона и Днепром, Геродот называет гелонами и сообщает о них следующее: «Гелоны … занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб» . Этим гелоны резко противопоставляются скифам-кочевникам. Б.А.Рыбаков локализовывал гелонов на Левобережье, в т.ч. и по Северскому Донцу (см. рис.) .

Но, скорее всего, отождествлять гелонов с носителями лесостепной культуры неверно, ибо немного ранее Геродот сообщает: «Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов» . Считать население лесостепной культуры будинами так же ошибочно, так как их ареал обитания - это лес: «…вся земля их покрыта лесом» .

Рис. 1.

Источник: 1987 г . - М.: Наука, 2008. - С. 57

Рис. 2.

Источник: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - Репринт. изд. 1987 г . - М.: Наука, 2008. - С. 62

По мнению харьковских учёных В.В.Скирды, Б.П.Зайцева и А.Ф.Парамонова племена лесостепной культуры следует отождествлять с меланхленами . Этой точки зрения придерживаются также Б.А.Шрамко , В.К.Михеев и автор данных строк . Основой данного мнения служит следующее. Исследователями отмечено, что в формировании восточнославянского племени северян (волынцевская и роменская археологическая культура) принял участия определённый иранский (позднескифский и сарматский) элемент. Например, сам этноним сѣверопроисходит от иранского sēv- «чёрный» . Поразительная параллель с меланхленами, чьё имя переводится как «люди в чёрных одеждах» ! В.В.Иванов и В.Н.Топоров полагают, что рассматриваемый этноним мог быть связан с индоиранским savya-, имеющим различные пространственные значения . Это даёт основание предполагать, что имя северян может быть увязано с племенами меланхленов «чёрных плащей», описанными Геродотом . Кроме того, устройство святилищ лесостепной скифской культуры во многом схоже со святилищами северян, о чём будет сказано ниже, в третьей главе. По предположению В.В.Седова, северами первоначально именовалась племенная группа ираноязычного населения, обитавшая в Днепровском лесостепном Левобережье. Это население растворилось среди славян, которые и восприняли старый этноним . Неясным является лишь время этого события.

Рис. 3.

I - древности с городищ (1, 6, 8 - Бельское; 2-5, 7, 9 - Басовское); II - древности из курганов возле с. Аксютинцы (10 - курган № 3 в уроч. Стайкин Верх; 11-15 - Старшая Могила).

Источник: Винокур І. С., Телєгін Д. Я. Археологія України: Підручник для студентів історичних спеціальностей вищих навчальних закладів. - Вид. 2-е, доп. і перероб. - Тернопіль: Навчальна книга; Богдан, 2005. - С. 180

Необходимо отметить, что И.С.Винокур и Д.Я.Телегин считают меланхленов носителями юхновской археологической культуры и размещают их севернее лесостепной культуры. Судя по топонимике, юхновцы принадлежали к числу балтских по языку племён, родственных по своему этносу современным латвийцам и латышам .

Рис. 4.

Источник: Велика Скіфія. - 1 6 500 000 // Україна. Історичний атлас. 7 клас. - К.: Мапа, 2008. - С. 5

Таким образом, вопрос об этнической принадлежности население скифской лесостепной культуры Змиевщины сер. VII-III вв. до н.э., остаётся открытым. Тем не менее, учитывая сложность и неоднозначность этнической идентификации населения нашего края означенного времени, в дальнейшем своём повествовании мы будем именовать местное население этого периода лесостепными скифами.

Рис. 5.

Источник: История Украинской ССР: В 10 т. - К.: Наукова думка, 1982. - Т. 1. Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества, Киевская Русь /до второй половины XIII в./

Лесостепная часть бассейна Северского Донца в скифскую эпоху была густо заселена. Всего здесь известно более 150 открытых поселений и городищ . Поселения лесостепных скифов на территории Змиевского края представлены городищами и селищами. Характерно, что на Змиевщине поселения изучены лучше, чем курганы. Поселения лесостепной культуры расположены главным образом на правом берегу Северского Донца и по его правым притокам, в частности: на Мже, Удах, Гомольше .

На сегодняшний день в бассейне Северского Донца насчитывается 18 городищ. Некоторые из них расположены на территории Змиевщины: Водяное, Мохнач, Короповы Хутора, Бльшая Гомольша, Северское городище, Тарановское и, вероятно, Сухая Гомольша . Думается, что в этот список следует добавить Змиево городище . Также имеются сведения о существовании скифского городища на территории с. Островерховка .

Рис. 6.

Источник:

Традиционно исследователи считают, что возникновение городищ на Змиевщине следует связывать с расширением экспансии скифов и нарушением стабильности в Северном Причерноморье. В частности, Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун пишут: «Вряд ли укрепления возникали хаотически при отсутствии какой-либо угрозы, поскольку их сооружение требовало огромного количества материальных и людских ресурсов. Характерно, что местная племенная группировка укрепляла поселения, расположенные вблизи Муравского шляха» . Однако В.В.Колода придерживается иного взгляда. По его мнению, причиной продвижения скифоидного населения из бассейнов Ворсклы, Псла и Сулы на территорию Змиевщины могла быть необходимость хозяйственного освоения новых земель, связанная с экстенсивным, а потому экологически рискованным ведением хозяйства .

Рис. 7. Реконструкция защитных сооружений скифского времени на Мохначанском городище

Источник: Гречко Д. С., Свистун Г. Є. Деякі питання вивчення лісостепових городищ скіфського часу на Сіверському Дінці // Археологія. - 2006. - № 4. - С. 20

Технологию сооружения защитных сооружения скифских городищ великолепно реконструировали Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун. В основе фортификации находился вал, сооружавшийся следующим образом. Сперва, по линии будущего вала сжигалось огромное количество дерева. Поверх образовавшейся раскалённой зольной подушки ложился слой увлажнённой глиняной массы, в которую вставляли засечённые вверху колоды. Глиняный слой прожигался температурой зольной подушки и превращался в подобие кирпича. Затем глиняная сердцевина сооружения закрывалась насыпью вала .

В 1953 г . Б.А.Шрамко исследовал Змиево городище, больше известное в археологии как Гайдары-1 (урочище Буцера). В отчёте отмечены невыразительные фрагменты лепной посуды, предположительно скифского времени. Подъёмный материал, собранный в разное время А.С.Федоровским, Н.К.Фуксом, М.И.Саяным и В.В.Дидыком, свидетельствует, что в раннем железном веке здесь существовало скифское селище лесостепной культуры . Предполагавшееся некоторыми исследователями наличие на данном памятнике оборонительного вала скифского времени , остаётся невыясненным.

Городище, расположенное у с. Сухая Гомольша - многослойное, также содержит материалы, свидетельствующие о пребывании в этих краях лесостепных скифов. Предположительно, оно возникло в скифскую эпоху , хотя сомнения по этому поводу высказали Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун . Общая площадь городища 2 га . Оно состоит из цитадели и двух предградий .

На территории с. Островерховка расположено скифское городище IV - III вв. до н. э. Во время раскопок здесь выявлено наземное жилище .

В с. Большая Гомольша на мысе левого берега реки Гомольши расположено скифское городище V - III вв. до н. э., площадь которого около 7 га . Городище окружено валом и рвом. В 1928 - 1929 гг. в окрестностях городища найден бронзовый котёл скифского типа. Здесь же, В.З.Фрадкиным и В.П.Андриенко в 1968 г . обнаружены два селища. Первое селище расположено в 1 километре к востоку от села, на пашне. Оно имеет площадь 150×70 м. Второе находится в урочище Засемёново, на мысе правого берега реки Гомольша, в 1 км к югу от животноводческой фермы, у северо-восточной окраины села, с площадью 500×300 м .

Между сёлами Водяное и Красная Поляна имеется городище. Оно расположено на высоком мысе правого берега реки Уды, в урочище Холодный Яр. Мыс с напольной стороны ограждён валами и рвами. Площадь городища составляет 2, 54 га . Раскопки, проводившиеся Б.А.Шрамко в 1952 г ., показали, что городище двухслойное - с отложениями скифской эпохи и роменской культуры .

Интереснейшим памятником истории нашего края является городище Коробовы хутора, расположенное возле с. Коробово, на левом берегу реки Северский Донец, на песчаных дюнах около леса. Раскопки, проводившиеся под руководством Б.А.Шрамко в 1953-1954 и в 1970 гг., показали, что оно двухслойное. Нижний его слой относится к скифскому периоду времени. Площадь Коробовского городища составляет 1,5 га . Главный двор его с трёх сторон окружён рвом и валом с остатками каменной кладки от стен. Также, в районе с. Коробова найдены три античные пантикапейские монеты . Вал скифского времени был насыпан из песка, а с боку усиливался, очевидно, рядом засечённых колод. Этот вал датируется типично скифской керамикой и фрагментом точильного бруска с отверстием для подвешивания, характерного для скифской эпохи .

Среди археологических памятников Змиевщины особенное внимание исследователей всегда привлекало внимание городища, расположенное в пределах современного с. Мохнач. Памятник площадью приблизительно 12,5 га размещён на высоком мысе правого берега Северского Донца между заплавой и одной из глубоких балок, выходивших к ней с северо-западной стороны. Защитные сооружения Мохначанского городища начали строиться в раннем железном веке, но, скорее всего, скифы не довели строительство фортификаций до конца, что и привело к разрушению городища . Рядом с городищем, по обе стороны Донца располагались 7 скифских селищ. Данные поселения занимали первую надзаплавную террасу левого и склоны правого берегов реки .

У пос. Кочеток (Чугуевский район) обнаружены два селища скифской эпохи с зольниками и городище. Они расположены на высоком правом берегу Северского Донца, около устья его притока - реки Большая Бабка. Ещё одно многослойное селище также имеет скифские отложения .

Одно из поселений скифского времени расположено в с. Аксютовка. Здесь найдены четыре бронзовых наконечника стрел .

В 1950 г . Б.А.Рыбаковым было открыто скифское селище, расположенное у с. Островерховка . Данное поселение и связанный с ним могильник расположены на плоской возвышенности истоков реки Чернявки (левый приток Мжи). В 1951-1953 гг. исследование данного памятника проводил Харьковский госуниверситет. На территории селища зафиксировано 60 зольников, которые сосредоточены в 5 группах. Каждая из этих групп представляет собою самостоятельное целое и расположена от соседней группы на значительном расстоянии. Первая группа включает 10 зольников, вторая - 15, третья - 11, четвёртая - 21 и пятая - 3. в первой, второй и четвёртой группах зольники располагались приблизительно по кругу. Возможно, такой же порядок был и в третьей группе, однако там это менее заметно, так как площадь её пересекается молодым оврагом .

На околице с. Боровое выявлено поселение скифского времени, V-III вв. до н. э. . Ещё одно такое селище находилось на территории с. Соколово .

В 1951 г . в 2 км к северу от с. Бирочок Я.И.Красюком было обнаружено скифское селище, расположенное на правом берегу Мжи . Несколько ранее, в 1948 г ., Я.И.Красюк открыл многослойное селище эпохи бронзы и скифского времени. Селище расположено на правом берегу реки Мжи, в 2 км к северу-востоку от с. Первомайского, в урочище Бирочок .

На правом берегу реки Мжа, на возвышенности к юго-востоку от с. Гришковка расположено ещё одно скифское селище. На его зольниках собрана керамика, пряслица, глиняные пуговицы, железное копьё, кинжал и бронзовые наконечники стрел V-IV вв. до н. э. . В настоящий момент эти находки экспонируются в Музее боевого братства с. Соколово.

Рис. 8. Ученики Змиевской школы № 1 открыли погребение женщины раннескифского времени. Урочище Сердюково-2 (у с. Лиман)

Интересуясь информацией о кладоискательстве и археологии, я понял, что история нашего края началась намного раньше, чем образование казачества на Дону. С детства я видел курганы, слышал легенды. Но сейчас, когда я знаю, что на Северном Кавказе жили народы скифов и сарматов, смотрю на окружающий мир по-другому. Доподлинно неизвестно кем были эти люди, как жили и чем занимались.

Не понятно, почему у сарматов были поселения, городище и крепости, а скифы вечно скитались. А как же курганы? Они хоронили своих соплеменников в пустынной степи, среди диких трав, создавая огромные холмы. Курганы сравниваются с Египетскими пирамидами.

А я считаю, что в местах больших скоплений курганов, должны находиться временные поселения скифов . Какие бы они не были кочевники, а жён и детей никуда не денешь.

Есть достоверные факты, что многие женщины скифских племён были воинами. Считается, что пресловутые амазонки были ответвлением народности скифов. Возможно им надоели мужчины и они отделились. Доказательства жизни и быта скифских народов найти нелегко, надо найти поселение или стоянку скифов.

Если брать за основу наличие в одной местности скопление курганов и своеобразный ландшафт предположительно существовавший в эпоху бронзы (это старые, глухие и по ныне, места русел рек), именно там необходимо плотно вести поиск и археологические раскопки. Я полностью поддерживаю гипотезу, что чёрное море и каспийское были соединены большим проливом. Возможно, действительно, аргонавты за руном приплывали в наши края. Именно здесь, в степях, происходили чудеса далёкого античного и до античного прошлого.

Первыми монетами скифов были боевые стрелы луков из бронзы. На них можно было приобрести вещи обихода, с другой стороны использовать в бою.

На фотографиях монеты стрелки скифских народов 4-1 в.в. до нашей эры.

Скифское поселение возле села Петропавловка

Городище расположено возле с.Петропавловка в Ольшанском сельском поселении Чернянского района Белгородской области. Также был обнаружен могильник скифов , похожий на современные погребения.

Историки предполагают, что здесь в VI-IV веке до нашей эры находились укрепления древних жителей региона. По информации “Белгородской археологической экспертизы”, найденный могильник относится к грунтовым. Это первый скифский могильник, найденный на территории Белгородской области.

Археологические работы на месте этого городища идут не первый год. Древняя оборонительная система здесь представлена двумя валами и рвом между ними. Пока у специалистов нет единого мнения, какого характера поселение было здесь в древности и какие именно племена его населяли: Белгородская область и в те времена была пограничной, поэтому на территории региона встречаются следы пребывания разных скифоидных племён, пришедших с лесов Севера и со степей Юга.

" Во время этих раскопок мы проверяем наличие культурного слоя, его мощность, насыщенность, после чего мы должны сделать вывод по характеру этого городища – было оно жилое либо здесь только прятались во время опасности. После первых дней раскопок можем сказать, что здесь при возведении укреплений широко использовалась обожжённая глина. В принципе, на самом оборонительном валу находок маловато, что говорит о том, что здесь проживало мало народу. Также в наших планах и раскопки вокруг вала в надежде найти следы древних селищ, то есть неукреплённых поселений."- Татьяна Сарапулкина консультант управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области.

Пока наиболее частые находки – древние «кирпичи» (куски обожжённой глины), фрагменты керамической посуды, кости животных. Самой запоминающейся находкой стали куски одного сосуда и часть конского черепа, которые лежали в одном месте, в основании вала. По характеру залегания руководители раскопок предположили, что это часть языческого ритуала своеобразного освящения древнего сооружения.

В могильнике были обнаружены останки молодой женщины и ребенка в уникальном могильнике скифов. Возраст женщины - 25-35 лет, ребенка - 12-14 лет. Под черепом около уха женщины нашли сережку-"гвоздик". Как предполагают специалисты, украшение сделали в V веке до нашей эры.

По словам главного археолога Андрея Божко, обычно скифы оставляли курганные могильники, однако найденный под Чернянкой – грунтовый. Главное отличие между ними состоит в том, что грунтовые не имеют внешних опознавательных признаков на поверхности земли. Поэтому открытие каждого такого могильника – настоящая удача для специалистов и огромная находка для науки.

ПОЗДНЕСКИФСКАЯ КУЛЬТУРА (III в. до н.э. – III в. н.э.)

Заключительный этап истории скифов охватывает период с III в. до н.э. до III в. н.э. Он характеризуется значительным сокращением территории их обитания (до пределов Нижнего Приднепровья, предгорного и северо-западного Крыма) и переходом к оседлой жизни.

В III в. до н.э. начинается процесс оседания скифов на землю. Значимую роль в хозяйстве начинает играть земледелие. Это привело к формированию нового комплекса материальной культуры, трансформации социальных отношений и религиозных представлений. Данная археологическая культура получила название «позднескифской», этот термин с одной стороны подчеркивает этническую и культурную преемственность от скифов кочевников, с другой – обозначает кардинальные социально-экономические, политические и культурные изменения внутри скифского общества. Какие причины способствовали сокращению ареала скифов и оседанию их на землю однозначно ответить нельзя. На данный момент в научных кругах обсуждается теория климатической катастрофы, выдвинутой С.В. Полиным. Согласно данной теории в III в. до н.э. в степях Северного Причерноморья случилась сильнейшая засуха, что нанесло серьезный ущерб хозяйству скифов и привело к описанным выше последствиям. Эту предположение подтверждает и то обстоятельство, что в III в. до н.э. на территории степной Украины не открыто ни одного погребального комплекса, принадлежащего скифам или сарматам. Первые сарматские погребения появляются здесь во II – I вв. до н.э. Следовательно, в III в. до н.э. эти земли были не заселены. Вполне вероятно, что причиной этому послужило отсутствие плодородных пастбищ. В таком случае не было возможности заниматься скотоводством, которое являлось основой хозяйства кочевников.

В Крыму скифы селились в предгорьях в долинах рек. Позднескифские городища открыты вдоль течения Салгира, Качи, Альмы, Западного Булганака, Бештерека, Зуи, Биюк- и Кучук-Карасу. Поселения располагались на вершинах высоких холмов, на мысах или примыкали к обрывистому краю плато. Их укрепляли каменными стенами с башнями, валами и рвами. В основном, поселения основывали таким образом, чтобы они с трех сторон были защищены крутыми обрывами, в таком случае, с четвертой, пологой стороны возводились оборонительные сооружения. Известны случаи, когда стену или вал возводили по всему периметру городища. Иногда на позднескифских городищах возводили вторую внутреннюю линию укреплений, которой отделялся акрополь. В Северо-Западном Крыму на захваченных у Херсонеса территориях скифы использовали греческие стены, к которым иногда присыпали земляные валы. Дома были прямоугольные, с двумя-тремя помещениями, выход из которых вел сразу на улицу. Стены таких построек в нижней части складывали из крупных камней, в верхней – из сырцового кирпича. Полы были земляные или обмазанные глиной. Крыши делали из органических материалов, иногда использовали греческую черепицу. Важным элементом позднескифской культуры являются полуземлянки. Они были прямоугольные или круглые в плане. Наземную часть делали из сырцового кирпича или из жердей, обмазанных глиной. Для хозяйственных нужд на поселениях делали хозяйственные ямы. На городищах Тарпанчи и Красное открыты гончарные печи. На городище Альма-Кермен была раскопана стеклоделательная мастерская II – III вв. н.э. с тремя печами. Ее связывают с пребыванием на поселении римских легионеров.

Столицей позднескифского государства считается Неаполь Скифский. Помимо Неаполя еще четыре городища имели крупные размеры: Усть-Альма, Булганак, Залесье, Красное. Кроме этого известны такие городища как: Кермен-Кыр, Альма-Кермен, Южно-Донузлав, Беляус, Кульчукское, Тарпанчи, Зуйское, Соловъевка, Змеиное, Джалман, Чайка и др.

Ранние погребальные памятники позднескифской культуры III – II вв. до н.э. Они представлены единичными подкурганными погребениями в каменных гробницах с многократными захоронениями. Инвентарь таких погребений небогатый. В основном это керамическая посуда, ножи, оселки и прясла. Иногда находят бусы, бронзовые украшения и зеркала. Очень редко встречаются оружие и конская упряжь.

Рядом с городищами располагались некрополи. Среди погребальных сооружений особенно выделяется мавзолей Неаполя Скифского. В нем находилась каменная гробница с царским погребением, резная деревянная конструкция и 37 деревянных гробов. В мавзолее хоронили в течении II в. до н.э. – I в. н.э. Особым богатством отличалось центральное погребение в гробнице из плит. Некоторые исследователи считают, что оно принадлежит скифскому царю Скилуру. В Неаполе открыты склепы II – III вв. н.э., вырубленные в скале и украшенные фресками. Наиболее распространенные типы погребальных сооружений: склепы и подбои. Склепы имели прямоугольную входную яму и круглую или овальную погребальную камеру. Камеру закрывали закладом из каменных плит. В них совершали многократные захоронения, в погребальных камерах находят десятки костяков, лежащих в несколько слоев. Такие склепы являются характерной чертой позднескифской культуры. Их начинают использовать еще в начале ее формирования во III – II вв. до н.э. и продолжают сооружать до II в. н.э. Подбойные могилы распространяются в I в. н.э., со II в. н.э. они становятся господствующим типом погребальных сооружений на всех позднескифских могильниках. Их появление связывают с миграцией в Крым сарматских племен. На некоторых могильниках (Левадки, Фонтаны, Беляус) открыты катакомбы, от склепов они отличаются тем, что входная яма расположена параллельно камере, а не перпендикулярно. Катакомбы характерны для III – II вв. до н.э., в I в. до н.э. их перестают сооружать. Кроме того, скифы хоронили в прямоугольных ямах, ямах с заплечиками и плитовых могилах. Иногда встречаются захоронения коней. Известны детские захоронения. Отличительной чертой позднескифской культуры является традиция засыпать входные ямы погребений камнями. Вместе с покойниками в могилы клали разнообразные вещи. Часто это была лепная и гончарная посуда, украшения (кольца, перстни, браслеты, серерьги), детали одежды (фибулы, пряжки, наконечники ремней), иногда находят вооружение (мечи, кинжалы, наконечники копий и стрел), предметы быта (зеркала, ножи, прясла, точила и др.), встречаются бусы. В I – II вв. н.э. в инвентаре погребений появляются сарматские типы вещей, распространяются признаки сарматской культуры: лепные курильницы, зеркала-подвески, тамги, традиция расшивать одежду бусами и др. Во конце II – III вв. н.э. позднескифские могильники принимают сарматский облик.

С начала перехода скифов к оседлости и образования позднескифского государства (III – II вв. до н.э.) они активно начинают участвовать в политических процессах на полуострове. В III до н.э. случаются первые вооруженные столкновения поздних скифов с Херсонесом, в ходе которых скифам удается захватить северо-западный Крым, вместе с городами Керкенитидой и Колос-Лименом, на руинах которых появляются скифские поселения. Во II в. до н.э. в этот конфликт вмешивается союзник Херсонеса Понтийское царство, во главе которого стоит талантливый политик и военачальник Митридат VI Евпатор. В результате высадки понтийский войск в Крыму и их совместных действий с херсонеситами скифы понесли поражение. В этот период скифы поддерживали активные контакты с Боспорским царством вплоть до династических браков. Велась активная торговля. В обмен на зерно и скот скифы получали от греков керамические изделия (посуду, черепицу и др.) предметы роскоши, вино, масло и др. Греческое влияние сказалось на архитектуре Неаполя Скифского, технике возведения оборонительных сооружений (каменные стены с башнями), религиозных представлениях. Греки селились в скифских городах, в свою очередь скифы активно заселяли сельскохозяйственную округу Боспора. I в. до н.э. – I в. н.э. является периодом расцвета Позднескифского государства и культуры. В это время скифское царство достигает наибольших масштабов. В его состав входят предгорье, северо-западный Крым. Активно заселяется юго-западный Крым, основываются новые поселения, наиболее крупные среди них Усть-Альма и Альма-Кермен. Юго-западная граница скифского царства доходит до самого Херсонеса. Ведется активная застройка Неаполя Скифского, появляются, расширяются уже существующие. В I в. до н.э. скифы вмешиваются во внутренне междоусобицы на Боспоре, но не удачно. Столкновения с Херсонесом приводят к тому, что в I в. н.э. в городе появляются части римские войска. Римляне наносят ряд поражений скифам, захватывают поселение Альма-Кермен, в котором на некоторое время останется римский гарнизон. В конце I – начале II вв. н.э. происходит значительное сокращение территории позднескифского государства, в Неаполе и Усть-Альме фиксируются следы сильных пожаров, до пределов акрополя сокращается площадь Булгонакского городища, забрасываются все поселения в Северо-Западном Крыму. Все это связывается с активным продвижением на полуостров сарматских племен. Со II вв. н.э. начинается упадок позднескифского государства. Во II в. н.э., в результате ряда войн, оно было захвачено Боспором. В III в. н.э. в Крым вторгаются германские племена готов. В результате гибнут все позднескифские поселения. Позднескифская культура утрачивает свою целостность и перестает существовать.

Небольшая подборка примеров древних пластов, стоянок на территории России.

Костенки

Костёнковско-борщевский комплекс стоянок каменного века - палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: 25 стоянок разного времени (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 кв. км.


Ученые, конечно, утверждают, что это все культурные слои. Но забудьте про слои где есть более-менее однородные толщи глины. Это слои образовались в очень короткое время в геологическом масштабе. Признаки катастрофы подписаны на фото.


Вид на музей и на территорию, где производились раскопки

Сунгирь

Верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово.

Предполагаемый возраст 25 тысяч лет. Сунгирь - одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.


Толстые глиняные слои, отложившиеся за короткий период, похоронившие селение, которые ученые считают за культурные слои.


Реконструкция облика человека из захоронения.


Находка при раскопках.


А при реконструкции облику людей (кроманьонца) зачем-то понадобилось придать обезьянние черты (я про среднюю реконструкцию).

Быки

Группа палеолитических стоянок на реке Сейм у села Быки Курчатовского района Курской области. Возраст 21000-14000 лет назад. Исследовались в 1978 году Г. В. Григорьевой и в 1994—1999 годах А. А. Чубуром. Обнаружены следы капитальных утеплённых и лёгких наземных жилищ, многочисленные каменные и костяные изделия, произведения первобытного искусства.


План поселения Быки (24 тыс. до н.э.). Во врезке сверху слева - план г. Аркаим в том же масштабе. Справа - статуэтка Макоши из Авдеева (22 тыс. до н.э.).

Кобяково городище

На балке Кобяковской, на правом берегу Дона, вблизи от Аксайского автомобильного моста через р. Дон.


Вид Кобякова городища с реки Дон.


Находки, сделанные при раскопках:


Амулеты из египетского фаянса


Импортная краснолаковая посуда I-II в. н.э.


Материалы кобяковских поселений свидетельствуют по официальному взгляду о гибели этой культуры, скорее всего, в результате военного столкновения. А может быть, и природной катастрофы?

Майданецкое. Триполье


Майданецкое (уточненный ракурс). План поселения 4 тыс. до н.э. 1 - контуры жилищ, 2 - контуры предполаемых жилищ и хозяйственных ям. 3 - хозяйственные ямы? 4 - береговая низина.

Плотность застройки различна - от 7 до 11 жилищ на гектар, вероятное число комплексов - до 2000 в Майданецком и 2700 в Тальянках (это уровень числа усадеб позднесредневекового Новгорода). Основу застройки составляли двухэтажные жилищно-хозяйственные комплексы.


Реконструкция протогорода Майданецкое

Поселения-гиганты трипольцев в Буго-Днестровском междуречье, площадь которых поражает своими размерами: Тальянки - 450 гектаров, Майданецкое - 250 гектаров. Даже по средневековым временам - это площадь крупных городов. Благодаря геомагнитной съемке было обнаружено, что они насчитывали от 1500 до 2800 зданий, расположенных концентрическими кругами, которые заселяли от 6 до 25 тысяч жителей.

Трипольская культура - это поселения Небелевка, Гордашевка, Песчаная. Наиболее ранним памятником здесь является Тальное-1… Очевидно, несколько более поздним памятником являются Доброводы («протогород» тоже площадью до 300 га). Затем здесь, на расстоянии всего 11 км друг от друга возникают два поселения-гиганта: Тальянки и Майданецкое. Всего в 7 км от Майданецкого обнаружено два небольших поселка - Тальное-2 и Тальное-3, синхронные с ним. Аналогичный куст из трех поселений, синхронный Тальянкам, найден у с. Мошуров. Список можно продолжить менее масштабными селениями.


Обратите внимание - у поселения такого масштаба нет оборонительных сооружений: валов, стен. Значит, не было внешней угрозы. И очень часто поселения такого масштаба становились городами. А их открыли уже десятки. Не успели? Что-то прервало их жизнь?

Информации, а тем более фотоматериала на эту тему крайне мало. Понятно, ведь это отодвигает нашу историю скифов, русов далеко вглубь времен. Это не нужно знать обывателям и школьникам . Еще предложу версию, что многие эти археологические культуры не такие древние. А делает их древними катаклизм, который погрузил все под толстые слои глины, песка. Как видно на срезе в Костенках - встречается даже вулканический пепел. Когда до ближайшего вулкана - тысячи километров.

Линия антропогенеза Русской равнины - женщины. [

Вполне обычные, современные лица без наличия «дикости» на лице. Так может быть, эти культуры - пласт одного времени? Только погребены были под разные толщи глина и грунта и здесь ученые дают им разный возраст. Судя по списку археологических культур России заселяли они не только европейскую часть современной России, но и всю Сибирь и Дальний Восток. Но об этом в следующий раз...

PS: Историю нужно обязательно рассматривать не локально (например Московской или Киевской Руси), а глобально, только так открываются многие "тайны".

30, 20, 10, 5 тыс лет назад - по всей Евразии была единая Скифская (европеоидная) культура - Цивилизация. Отсюда понятен смысл книги Мавро Орбини "Славянское царство" о том, что:

«Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй, Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями…».