Шилка военная. «шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка. Где поставить антенну РЛС

Плавно переходим от ЗСУ-57-2 к великой (и совсем вот не побоюсь этого слова) преемнице. «Шайтан-арбе» - «Шилке».

Об этом комплексе можно говорить бесконечно, но достаточно одной короткой фразы: «В строю с 1965 года». И достаточно, в общем и целом.

История… Историю создания растиражировали так, что добавить что-то новое или пикантное нереально, но, говоря о «Шилке», нельзя не отметить несколько фактов, которые просто вписывают «Шилку» в нашу военную историю.

Итак, 60-е годы прошлого века. Реактивные самолеты уже перестали быть чудом, являя собой вполне серьезную ударную силу. С совершенно иными скоростями и возможностями по маневру. Вертолеты тоже встали на винт и рассматривались не только как транспортное средство, но и как вполне себе приличная оружейная платформа.

А главное, вертолеты начали пытаться догонять самолеты Второй мировой, а самолеты совершенно обогнали своих предшественников.

И со всем этим надо было что-то делать. Особенно на армейском уровне, «в полях».

Да, появились зенитно-ракетные комплексы. Пока еще стационарные. Вещь многообещающая, но в будущем. Но основную нагрузку по-прежнему несли зенитные пушки всех размеров и калибров.

Мы уже рассказывали о ЗСУ-57-2 и тех сложностях, с которыми столкнулись расчеты установок при работе по низколетящим быстрым целям. Зенитные комплексы ЗУ-23, ЗП-37, ЗСУ-57 могли попасть в скоростные цели случайно. Снаряды установок, ударного действия, без взрывателя, для гарантированного поражения должны были попасть в саму цель. Насколько высока была вероятность прямого попадания, судить не берусь.

Несколько лучше дела обстояли с батареями зенитных орудий С-60, наведение которых могло вестись автоматически по данным радиоприборного комплекса РПК-1.

Но в целом ни о каком точном зенитном огне речь уже не шла. Зенитные пушки могли поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы или осуществить пуск ракет с меньшей точностью.

«Шилка» стала прорывом в области поражения летающих целей на небольших высотах. Плюс мобильность, которую уже оценили по ЗСУ-57-2. Но главное – точность.

Генеральному конструктору Николаю Александровичу Астрову удалось создать бесподобную машину, которая прекрасно показала себя в боевых условиях. И не раз.

Малые плавающие танки Т-38 и Т-40, гусеничный бронированный тягач Т-20 «Комсомолец», лёгкие танки Т-30, Т-60, Т-70, самоходная установка СУ-76М. И другие, менее известные или не пошедшие в серию модели.

Что же такое ЗСУ-23-4 «Шилка»?

Наверное, стоит начать с предназначения.

Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может вести огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушек.

Вооружение комплекса состоит из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23 «Амур» и системы силовых приводов, предназначенных для наведения.

Вторая компонента комплекса - радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М. Его назначение тоже понятно. Наведение и управление огнем.

Конкретно эта машина модернизирована в конце 80-х, судя по командирскому триплексу и ночному прицелу.

Важный аспект: «Шилка» может работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством прицеливания.

Локатор обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в середине 70-х годов американцы изобрели и начали вооружать самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. Тут и пригодилась простота.

Третья составляющая. Шасси ГМ-575, на котором все, собственно, и смонтировано.

Экипаж «Шилки» состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска-наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Механик-водитель - это самый блатной член экипажа. Он находится в просто ошеломительной роскоши, по сравнению с другими.

Остальные находятся в башне, где мало того, что тесно и как в нормальном танке есть обо что приложиться головой, так еще и (нам так показалось) током приложить может легко и непринужденно. Очень тесно.

Места оператора дальности и наводчика-оператора. Вид сверху в зависшем состоянии.

Экран локатора

Аналоговая электроника… Смотришь с благоговейным трепетом. По круглому экрану осциллографа, судя по всему, оператор и определял дальность… Ух…

Боевое крещение «Шилка» получила во время так называемой «Войны на истощение» 1967-70 годов между Израилем и Египтом в составе ПВО Египта. И после этого на счету комплекса еще два десятка локальных войн и конфликтов. В основном на Ближнем Востоке.

Но особое признание «Шилка» получила в Афганистане. И почетное прозвище «Шайтан-арба» у моджахедов. Лучший способ угомонить организованную в горах засаду – это применить «Шилку». Длинная очередь из четырех стволов и последующий ливень фугасных снарядов на предполагаемых позициях – лучшее средство, спасшее не одну сотню жизней наших солдат.

Кстати, взрыватель вполне нормально срабатывал при попадании в глинобитную стену. И попытка спрятаться за дувалами кишлаков обычно ни к чему хорошему не приводила душманов…

Учитывая, что авиации у афганских партизан не было, «Шилка» полностью реализовала свой потенциал ведения огня по наземным целям в горах.

Более того, был создан специальный «афганский вариант»: был изъят радиоприборный комплекс, совершенно не нужный в тех условиях. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов и был установлен ночной прицел.

К концу пребывания наших войск в ДРА, колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались. Это тоже признание.

Также признанием можно считать то, что в нашей армии «Шилка» по-прежнему в строю. Более 30 лет. Да, это уже далеко не та машина, начинавшая свою карьеру в Египте. «Шилка» перенесла (успешно) не одну глубокую модернизацию, а одна из таких модернизаций получила даже имя собственное, ЗСУ-23-4М «Бирюса».

39 стран, причем не только наши «верные друзья», приобрели у Советского Союза эти машины.

И сегодня на вооружении российской армии тоже числятся «Шилки». Но это уже совсем другие машины, о которых стоит вести отдельный рассказ.

Говорить о «Шилке» одновременно и легко и трудно. Легко, потому что «Шилка» из всех послевоенных зенитных комплексов обладает самым длинным послужным списком. А трудно, поскольку не найдется другого такого комплекса ПВО, о котором столько снято и написано в зарубежной и отечественной прессе.

Одной из основных причин разработки «Шилки» и ее зарубежных аналогов стало появление в 50-х гг. зенитных ракетных комплексов, способных с высокой вероятностью поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Это вынуждало авиацию при атаке наземных объектов использовать малые (до 300 м) и предельно малые (до 100 м) высоты. Обнаружить и сбить скоростную цель, находящуюся в зоне огня в течение 15-30 с, расчеты применявшихся тогда средств ПВО просто не успевали. Нужна была новая техника - мобильная и быстродействующая, способная вести огонь с места и в движении.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. №426-211 началось параллельное создание скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Следует отметить, что этот конкурс стал основой великолепного результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не устаревшего и в наше время.
Формально установки «Шилка» и «Енисей» не считались конкурентами. Первая разрабатывалась для ПВО мотострелковых полков, а вторая - для танковых полков и дивизий. Их проектирование вели две независимые группы конструкторских бюро и предприятий:
— ЗСУ-23-4 «Шилка» - ОКБ-40 (Мытищинский машиностроительный завод), Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), КБ Тульского завода радиоэлементов (нынешнее НИИ «Стрела»), Центральное конструкторское и исследовательское бюро спортивного стрелкового оружия (г. Тула), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), научно-исследовательский автомобильный институт и Калужский опытный моторный завод, главный конструктор установки - Н.А. Астров.;
— ЗСУ-37-2 «Енисей» - НИИ-20, Государственное конструкторское бюро и ОКБ-3 Ульяновского механического завода, главный конструктор Г.С. Ефимов. Для скорейшего выполнения поставленной задачи использовались ранее созданные аналоги.
Качества опытных образцов оценивались в ходе сравнительных испытаний. По их результатам государственная комиссия сделала следующие выводы.
Радиоприборные комплексы (РПК) обеих ЗСУ обеспечивают ведение огня днем и ночью при любой погоде.

— ЗСУ «Енисей» с массой 28 т не может быть использована для вооружения мотострелковых подразделений и ВДВ;

— при стрельбе по самолетам МиГ-17 и Ил-28 на высотах 200 и 500 м «Шилка» эффективней «Енисея» в 2 и 1,5 раза соответственно;

— мобильность и возможность ведения огня на высотах и дальностях до 3000 м и 4000 м соответственно позволяют использовать ЗСУ «Енисей» для прикрытия танковых полков и танковых дивизий от ударов с воздуха при действии их в отрыве от главных сил;

— ЗСУ «Шилка» и «Енисей» унифицированы с другими образцами оружия. Первая - с 23-мм автоматом и выстрелами к нему, по гусеничной базе с СУ-85, вторая - по модулям РПК с системой «Круг» и по гусеничной базе с СУ-10ОП, готовившейся к производству.

Сравнительные испытания также показали, что ЗСУ-23-4 по боевой ценности соответствует батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60. В заключении государственной комиссии рекомендовалось принять на вооружение обе зенитные установки. Однако, согласно постановлению Совета Министров от 5 сентября 1962 г. № 925-401, на вооружение была принята ЗСУ-23-4 «Шилка». После определенных доработок Ульяновский механический завод развернул серийное производство и уже в конце 60-х гг. среднегодовой выпуск составлял около 300 боевых машин. Установка стала штатным средством ПВО мотострелковых и танковых полков.

За успешное решение поставленной задачи коллектив основных разработчиков (Н.А.Астров, В.Э.Пиккель, Я.И.Назаров и другие) был удостоен Государственной премии СССР. Государственными наградами были отмечены и разработчики ЗСУ «Енисей».

И в дальнейшем «Шилка» неоднократно получала высокие оценки. Одно из основных преимуществ ЗСУ-23 - возможность использования не только для борьбы с низколетящими воздушными, но и с наземными целями в боевых действиях всех видов. Афганистан, Чечня, войны в других регионах подтвердили эффективность ЗСУ-23-4 в борьбе с сухопутным противником.

ЗСУ-23-4 «Шилка» считается автономной боевой машиной. Ее основными элементами являются; счетверенная автоматическая 23-мм зенитная пушка АЗП-23-4; радиоприборный комплекс (РПК); электрогидравлические силовые следящие приводы; системы связи, электропитания, навигации и другая аппаратура. Гусеничная самоходная база типа ГМ-575 высокой проходимости обеспечивает высокую мобильность зенитной установки, она разделена на три отделения (управления, боевое и силовое), размещенных в носовой, средней и кормовой частях соответственно. Между собой отделения разделены перегородками, которые служат также передней и задней опорами башни.

Боевые характеристики ЗСУ-23-4 «Шилка» и ЗСУ-37-2 «Енисей» (по результатам государственных испытаний)

В качестве ходового двигателя используется дизель типа 8Д6 модель В-6Р (с 1969 г., после небольших конструктивных изменений, - В-6Р-1). Шестицилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель с жидкостной системой охлаждения размещен в кормовой части ЗСУ. Рабочий объем цилиндров 19,1 ли степень сжатия 15 создают максимальную мощность 280 л.с. при частоте 2000 об/мин. Питание дизеля - от двух сварных топливных баков (из алюминиевого сплава) емкостью 405 ли 110 л. Первый установлен в носовой части корпуса. Общий запас топлива гарантирует 330 км пробега и 2 ч работы газотурбинного двигателя. На ходовых испытаниях по грунтовой дороге дизель обеспечил движение со скоростью 50,2 км/ч.
В кормовой части боевой машины установлена силовая механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел. Для передачи усилий на движитель использован многодисковый главный фрикцион сухого трения с механическим приводом управления от педали механика-водителя. Коробка передач механическая, трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые, с цилиндрическими шестернями. Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих и двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, а также двух гусеничных цепей и 12 опорных катков.
Подвеска машины независимая, торсионная и асимметричная. Плавность хода обеспечивается гидравлическими амортизаторами {на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках) и пружинными упорами (на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках). Правильность такого решения подтвердила эксплуатация в войсках и в ходе боевых действий.
Основной элемент ЗСУ-23-4 - сварная башня. Она объединяет в единый комплекс средства разведки, управления и поражения воздушных целей. Снаружи в передней части башни установлена пушка, в задней - антенна радиолокационной станции, внутри размещаются РПК и боевой расчет.
РПК предназначен для круглосуточной боевой работы «Шилки» в любых погодно-климатических условиях. В его состав входят радиолокационная станция орудийной наводки, счетно-решающий прибор (СРП) и визирное устройство.
РЛС обеспечивает обнаружение, захват на автосопровождение и определение текущих координат воздушных целей при круговом или секторном обзоре воздушного пространства в пределах 30-80 по азимуту и 30 по углу места. Она представляет собой когерентно-импульсную станцию сантиметрового диапазона волн, который был выбран по ряду причин. Этот диапазон отличался меньшей загруженностью другими радиотехническими средствами, возможностью распознавания и классификации воздушных целей, а также использованием антенны с небольшими мас-согабаритными характеристиками. Кроме того, заметно снижается восприимчивость к преднамеренным помехам.
При импульсной мощности в 100 кВт и ширине луча около 1,5 , РЛС может сопровождать цель в автоматическом режиме с дальности не менее 10 км при полете ее на высоте 100 м. Станция имеет защиту от воздействия пассивных и активных помех. В зависимости от обстановки, определение координат цели (азимут, угол места и дальность) осуществляется автоматически, или угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.
По текущим координатам цели СРП вырабатывает команды управления для гидравлических приводов, которые наводят пушки в упрежденную точку. Затем прибор решает задачу встречи снарядов с целью и при входе ее в зону поражения выдает сигнал на открытие огня. В ходе государственных испытаний при своевременном целеуказании радиоприборный комплекс «Тобол» обнаруживал самолет МиГ-17, летящий со скоростью 450 м/с, на дальности около 13 км и сопровождал его в автоматическом режиме с 9 км на встречном курсе.
Счетверенная пушка «Амур» (четыре зенитных автомата 2А7) создана на базе автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23. Оснащение системой жидкостного охлаждения, пневматическим механизмом перезарядки, приводами наведения и электроспуском обеспечило ведение стрельбы с высоким темпом короткими и длинными (до 50 выстрелов) очередями с перерывом 10-15 с после каждых 120-150 выстрелов (на каждый ствол). Пушка отличается высокой эксплуатационной надежностью, на государственных испытаниях после 14000 выстрелов отказы и поломки не превысили 0,05% против 0,2-0,3%, определенных в тактико-техническом задании на ее разработку.
В основе действия автоматики пушки лежит принцип использования пороховых газов и частично энергии отдачи. Подача снарядов - боковая, ленточная, осуществляется из двух специальных коробов емкостью в 1000 патронов каждый. Они установлены слева и справа от пушки, причем 480 патронов предназначаются для верхнего и 520 для нижнего автомата.
Взведение подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке осуществляется пневматической системой перезарядки.
Автоматы установлены на двух качающихся люльках (верхняя и нижняя, по два на каждой), укрепленных вертикально на станине одна над другой. При горизонтальном расположении (нулевом угле возвышения) расстояние между верхними и нижними автоматами составляет 320 мм. Наведение и стабилизация пушки по азимуту и углу места осуществляется силовыми приводами с общим электродвигателем мощностью 6 кВт.
В боекомплект пушки входят 23-мм бронебойно-за-жигательные трассирующие (БЗТ) и осколочные фу-гасно-зажигательные трассирующие (ОФЗТ) снаряды массой 190 г и 188,5 г, соответственно, имеющие головной взрыватель МГ-25. Их начальная скорость достигает 980 м/с, табличный потолок - 1500 м, табличная дальность - 2000 м. На снарядах ОФЗТ установлен самоликвидатор, срабатывающий в течение 5- 11 с. В ленте патрон БЗТ устанавливается через каждые четыре патрона ОФЗТ.
Система электропитания (СЭП) обеспечивает все системы ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 В и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц. В ее состав входят: газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 70 л.с; генератор постоянного тока для выработки стабилизированного напряжения 55 В и 27,5 В; блок преобразователя постоянного тока в переменный трехфазный ток; четыре аккумуляторные батареи 12-СТ-70М для компенсации пиковых перегрузок, питания приборов и электрических потребителей при неработающем генераторе.
Для внешней связи установка оснащена коротковолновой приемопередающей радиостанцией Р-123 с частотной модуляцией. На среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех она обеспечивает связь на дальность до 23 км, при включенном - до 13 км. Внутренняя связь осуществляется по танковому переговорному устройству Р-124, рассчитанному на четыре абонента.
Для определения местоположения на местности и внесения необходимых поправок в РПК ЗСУ-23-4 имеет навигационную аппаратуру ТНА-2. Среднеарифметическая ошибка координат, вырабатываемых этой аппаратурой, не превышает 1 % от пройден-
ного пути. В движении навигационная аппаратура может работать без уточнения исходных данных в течение 3 - 3,5 ч.
Для действия в условиях заражения местности оружием массового поражения в установке предусмотрена защита экипажа от радиоактивной пыли и вредного воздействия окружающей среды. Она осуществляется при помощи принудительной очистки воздуха и создания избыточного давления внутри башни центральным нагнетателем с инерционной сепарацией воздуха.
Ведение боевой работы «Шилки», в зависимости от исправности аппаратуры, обстановки и внешних условий, может осуществляться в одном из четырех режимов.
Первый режим (автосопровождение) является основным: текущие угловые координаты и дальность до цели поступают в СРП (аналоговую ЭВМ) от автоматически сопровождающей ее РЛС. СРП вырабатывает упрежденные координаты цели, которые с учетом необходимых поправок, качки и рыскания ЗСУ по курсу в виде углов наведения поступают на приводы автоматического наведения пушки в упрежденную точку. Огонь открывает командир или оператор поиска - наводчик по сигналу «Есть данные» на СРП.

Второй режим используется при постановке противником радиоэлектронных помех, нарушающих нормальную работу системы наведения, а также в случае неисправности канала автосопровождения цели по азимуту и углу места. Угловые координаты поступают от визирного устройства, с помощью которого оператор-наводчик сопровождает цель, а дальность - от РЛС, работающей в режиме радиодальномера.
Третий режим применяется при угрозе потери цели в режиме автосопровождения из-за постановки помех или неисправности аппаратуры. При этом упрежденные координаты вырабатываются по последним записанным значениям текущих координат цели и скорости их изменения.
Четвертый режим используется при выходе из строя РЛС, СРП или систем стабилизации. В этом случае стрельба по цели ведется с помощью прицела-дублера, а наведение пушки производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводится оператором поиска по ракурсным кольцам при цела-дублера.

За рубежом всегда проявляли повышенный интерес к «Шилке». Иностранными государствами были закуплены около трех тыс. экземпляров «Шилки», в настоящее время они стоят на вооружении армий почти 30 стран Ближнего Востока, Азии и Африки. ЗСУ-23-4 широко применялась в боевых действиях и показала свою высокую эффективность при уничтожении воздушных и наземных целей.
Наиболее активно ЗСУ-23-4 использовались в арабо-израильских войнах 60-х гг., октября 1973-го и апреля-мая 1974 г. Как правило, в армиях Сирии и Египта «Шилки» применялись для непосредственного прикрытия танковых подразделений, а также зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Куб» («Квадрат»), С-75 и С-125. ЗСУ входили в состав зенитных дивизионов (здн) танковых дивизий, бригад и отдельных смешанных здн. Для своевременного открытия огня в обороне, подразделения «Шилок» развертывались на удалении 600-1000 м от прикрываемых объектов. В наступлении они располагались позади передовых подразделений на удалении 400-600 м. На марше ЗСУ распределялись по колонне войск.
В основном, ЗСУ-23-4 действовали автономно. Огонь по израильским самолетам и вертолетам открывался с дальности 1500 - 2000 м (при визуальном обнаружения цели). РЛС ЗСУ в бою практически не использовалась по ряду причин, главной из которых была слабая подготовка боевых расчетов. Отсутствие централизованного целеуказания и резко пересеченная местность значительно ограничивали возможности РЛС ЗСУ по своевременному обнаружению целей.
Однако «Шилка» показала себя надежным средством ПВО, способным прикрывать войска от ударов внезапно появляющихся низколетящих воздушных целей. Только в течение октября 1973 г. из 98 самолетов, сбитых войсковыми средствами ПВО Сирии, на долю ЗСУ-23-4 пришлось 11 пораженных целей. В апреле и мае 1974 г. из 19 сбитых самолетов пять были уничтожены «Шилками».
Как отмечают иностранные военные специалисты, анализировавшие итоги ближневосточной войны 1973 г., за первые три дня боев сирийскими ракетчиками было уничтожено около 100 самолетов противника. По их мнению, этот показатель обусловлен успешным применением ЗСУ-23-4, плотный огонь которых заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где с большой эффективностью действовали ЗРК.

Сравнительные характеристики ЗСУ «Шилка», «Гепард»
(Германия) и «Вулкан» (США)

Шилка

Гепард

Вулкан

Год принятия на вооружение
Размеры зоны поражения, км
— по дальности
— по высоте
Скорость поражаемых целей, м\с
— при стрельбе навстречу
— при стрельбе вдогон
Работное время, с
Количество х калибр пушек, мм
Масса снаряда, кг
Начальная скорость снаряда, м\с
Возможность стрельбы в движении
Всепогодность работы
Масса, т
Расчет, чел

Достаточно высокую эффективность «Шилка» продемонстрировала и в Ливане. С мая 1981-го по июнь 1982 г. сирийская группировка средств ПВО «Феда» провела 64 стрельбы и сбила 34 воздушные цели - 27 боевых самолетов, 3 вертолета и 4 дистанционно пилотируемых летательных аппарата (БПЛА). Шесть из них были уничтожены ЗСУ-23-4.
Коэффициент общей эффективности ЗСУ-23-4 в этих военных конфликтах составил 0,15-0,18 для одной установки с расходом от 3300 до 5700 снарядов на одну сбитую цель. Кроме того, «Шилка» показала высокую эксплуатационную надежность и хорошую проходимость в условиях горно-пустынной местности и жаркого климата Северной Африки.

Из всех зенитных комплексов, построенных после Второй мировой войны, она обладает самым длинным и впечатляющим послужным списком.

Местом боевого крещения для «Шилки» стал Ближний Восток, затем была борьба против американской авиации во Вьетнаме, многочисленные конфликты на африканском континенте и война в Афганистане. У афганских моджахедов не было авиации, поэтому «Шилку» использовали не по назначению: ЗСУ-23-4 применялась для поддержки сухопутных войск и защиты транспортных колонн. Душманы называли «Шилку» «шайтан-арбой» и очень ее боялись.

ЗСУ-23-4 предназначена для прикрытия наземных войск, а также борьбы с низколетящими целями. «Шилка» входила в состав ПВО полкового звена. Потенциальные противники высоко оценивали боевую эффективность этого зенитного комплекса, в свое время американцы и израильтяне потратили много сил, чтобы получить его для изучения.

В настоящее время ЗСУ-23-4 считается устаревшей зенитной установкой, еще в советское время началась ее замена на более совершенный ЗРПК «Тунгуска». Несмотря на это, «Шилки» до сих пор стоят на вооружении вооруженных сил России, Украины и нескольких десятков других стран. Они активно используются в локальных конфликтах на территории стран третьего мира.

С момента начала серийного производства было изготовлено 6,5 тыс. единиц этого оружия.

История создания

В годы Второй мировой войны атаки с воздуха во время марша стали большой проблемой для сухопутных войск: штурмовая авиация , работая на малых высотах, наносила огромный урон живой силе и боевой технике . Немцы, которые в конце войны несли жестокие потери от действий западной авиации, разработали малокалиберную зенитную установку Kugelblitz («Шаровая молния»). Она имела два 30-мм орудия и РЛС, с помощью которой производилось обнаружение противника и наведение на цель. Скорострельность Kugelblitz составляла 850 выстрелов в минуту, на нее даже пытались устанавливать приборы ночного видения. Эта ЗСУ сильно опередила свое время и на многие годы стала предметом изучения и копирования.

Советская пехота и танкисты подобной роскоши не имели и всю войну сильно страдали от налетов немецкой авиации. Ситуацию принялись исправлять уже после победы над немцами.

В 1947 году начались работы по созданию 57-мм самоходной зенитной установки ЗСУ-57-2. Однако на момент начала производства этот комплекс уже был устаревшим. Он имел слишком низкий темп стрельбы (220-240 выстрелов в минуту), обойменное заряжание и открытую сверху башню. ЗСУ-57-2 не имела РЛС, поэтому обнаружить цель можно было только визуально, также у нее отсутствовала система защиты от ОМП. Тем временем потенциальный противник не дремал: американцы, изучив трофейные образцы немецкой «Шаровой молнии», в 1956 году приняли на вооружение 40-мм ЗСУ с радиолокационной системой обнаружения целей.

В 1957 году в СССР начинаются работы над созданием новой самоходной зенитной установки. Было запущено сразу два конкурирующих проекта: ЗСУ-37-2 «Енисей», вооруженный двумя 37-мм пушками и ЗСУ-23-4 «Шилка», с четырьмя 23-мм орудиями. Обе зенитные установки были оснащены РЛС, имели гусеничное шасси и систему защиты от ОМП. Формально они предназначались для решения различных задач: «Енисей» обеспечивал защиту бронетанковых войск, а «Шилка» должна была прикрывать мотострелковые части . Оба комплекса имели ленточное питание орудий и водяное охлаждение стволов.

К 1960 году оба зенитных комплекса были готовы, и начались их испытания. ЗСУ-23-4 «Шилка» оказалась в 1,5-2 раза эффективнее своего конкурента в стрельбе по низколетящим скоростным целям, зато «Енисей» превосходил ее по высоте поражения. Комиссия рекомендовала принять на вооружение оба зенитных комплекса. Однако в серию пошла только «Шилка», работы по «Енисею» были приостановлены.

К 1970 году «Шилка» стала основным мобильным зенитным комплексом СА, она полностью заменила ЗСУ-57-2 и стала отправляться на экспорт. Впервые «Шилки» применили в ходе арабо-израильского конфликта 1973 года. Тогда сирийская ПВО сумела уничтожить 98 самолетов ВВС Израиля, 10% из которых было на счету ЗСУ-23-4. Плотный зенитный огонь на малых высотах оказывал деморализующее действие на израильских пилотов, заставляя их подниматься на большие высоты, где они становились легкой добычей ЗРК.

«Шилки» использовались во время ирано-иракской войны (обеими сторонами), в завершающей стадии войны во Вьетнаме, в ходе операции «Буря в пустыне».

В Афганистане советские войска использовали ЗСУ-23-4 для поражения наземных целей. У «Шилки» снимали ненужный РЛС и увеличивали боекомплект до 4 тыс. снарядов. После появления на поле боя «Шилки» душманы обычно начинали отходить.

Главным недостатком «Шилки» являлась недостаточная мощь 23-мм снаряда, не устраивала военных и наклонная дальность орудия, и недостаточное фугасное действие снарядов. При создании нового штурмовика американцы испытывали на нем действие трофейной «Шилки», захваченной евреями во время войны 1973 года. Так появился знаменитый А-10 «Бородавочник», который действительно неплохо защищен от зенитных боеприпасов калибра 23 мм. Американцы активно рекламировали этот самолет, называя его неуязвимым для огня советской ПВО.

ЗСУ-23-4 пытались переделать под более мощный 30-мм снаряд, но оказалось, что проще и дешевле построить новую зенитную установку, чем модернизировать старую. Так и было сделано: в 1982 году на вооружение была принята ЗСУ «Тунгуска», вооруженная 30-мм автоматическими пушками.

За годы эксплуатации данного комплекса были разработаны несколько его модификаций.

Описание конструкции

ЗСУ-23-4 «Шилка» имеет сварной корпус с противопульным и противоосколочным бронированием. Он разделен на три отсека: управления, расположенный в передней части машины, боевое отделение – находящееся в ее центре и силовой отсек – в кормовой части. На правом борту зенитной установки расположено три люка, через которые происходит демонтаж и обслуживание оборудования машины, а также вентиляция агрегатов.

В башне «Шилки» установлено счетверенное 23-мм орудие АЗП-23 «Амур», автоматика которого работает за счет отведения пороховых газов из канала ствола. Каждый ствол оснащен кожухом системы охлаждения и пламегасителем. Подача патрона — боковая, из звена ленты с перекосом патрона. Ленты находятся в патронных коробах. В башне расположены два короба, система для взведения зенитных автоматов – пневматическая.

Боекомплект «Шилки» состоит из двух типов 23-мм снарядов: бронебойных БЗТ и осколочных ОФЗТ. Бронебойные боеприпасы БЗТ не имеют взрывчатого вещества и содержат только зажигательный состав для трассирования. Снаряды ОФЗТ имеют взрыватель и самоликвидатор (время действия 5-10 секунд). В ленте на четыре патрона ОФЗТ идет один БЗТ.

Наведение производится с помощью гидравлических приводов, возможно и ручное наведение. Темп стрельбы – 3400 выстрелов в минуту.

В приборном отсеке башни находится радиолокационно-приборный комплекс, с помощью которого происходит поиск цели, ее сопровождение и высчитываются траектории снарядов и необходимое упреждение. Дальность обнаружения воздушных объектов – 18 км.

Зенитный комплекс «Шилка» может вести огонь по воздушным целям в нескольких режимах:

  • в автоматическом;
  • в полуавтоматическом;
  • по ракурсным кольцам;
  • по запомненным координатам;
  • по наземным целям.

Автоматический режим стрельбы считается основным.

Радиолокационно-приборный комплекс состоит из следующих элементов:

  • ламповой РЛС 1РЛ33М2;
  • аналогового счётно-решающего прибора;
  • визирного устройства;
  • системы стабилизации.

Боевая машина оснащена радиостанцией Р-123М и переговорным устройством ТПУ-4.

ЗСУ-23-4 «Шилка» оборудована дизельным двигателем В6Р. Он имеет шесть цилиндров, жидкостное охлаждение и максимальную мощность 206 кВт. Машина имеет два алюминиевых топливных бака с общим объемом 515 литров. Этого хватало до 400 км хода. Дополнительная установка предназначается для питания бортовой электроники.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес и двенадцати опорных катков с обрезиненными ободами. Подвеска – независимая торсионная.

Защита экипажа от ОМП происходит за счет создания в боевом отделении избыточного давления и очистки воздуха.

Модернизация зенитного комплекса «Шилка» шла по пути улучшения ее способности обнаруживать воздушные цели, а также увеличения защищенности комплекса. Еще в середине 70-х годов для управления стрельбой зенитных установок на полковом уровне был создан комплекс «Овод-М-СВ». В его состав входила РЛС «Лук-23» и автоматизированная система управления огнем.

В середине 90-х появились модификации «Шилка-М4» и «Шилка-М5» с более совершенными системами управления огнем. Для поражения бронированных целей был создан 23-мм подкалиберный боеприпас.

В 1999 году широкой общественности была представлена модификация «Шилки», на башне которой были дополнительно установлены ПЗРК «Игла» .

Достоинства и недостатки

Одним из главных минусов зенитной установки «Шилка» является ее тяжелая, сложная и маломощная ходовая часть. Ее ремонт и обслуживание – дело сложное и трудоемкое. Чтобы добраться до некоторых ее узлов, необходимо демонтировать множество агрегатов, слить масло и охлаждающую жидкость. Мощность в 240 л. с., на которую способен двигатель «Шилки», недостаточна для ее веса, поэтому машина тихоходна и маломаневрена.

Кроме этого, в силовой установке и ходовой части машины допущены другие конструкционные ошибки и недоработки, результатом чего стали частые поломки зенитной установки.

РЛС «Шилки» имеет небольшой радиус действия и довольно капризна в настройке. Также следует добавить, что машина обеспечивала минимальный уровень комфорта для экипажа.

Однако все вышеперечисленные минусы нивелируются высочайшим уровнем надежности зенитных пушек комплекса. Если они правильно собраны и установлены, система охлаждения залита водой по нормам, то вероятность сбоя или выхода из строя во время стрельбы практически исключалась.

Даже сегодня «Шилка» может представлять серьезную опасность для самолетов и вертолетов противника, если, конечно же, они летят не слишком высоко.

Технические характеристики

Ниже представлены ТТХ ЗСУ-23-4 «Шилка».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Зенитная самоходная установка - ЗСУ 23 4 «Шилка» … Википедия

    Енисей (зенитная самоходная установка) - ЗСУ 37 2 «Енисей» ЗСУ 37 2 Классификация зенитная самоходная установка Боевая масса, т 27,5 … Википедия

    23-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» - 23 мм зенитная самоходная установка ЗСУ 23 4 «Шилка» 1966 Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

    Шилка (ЗСУ)

    САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА - — артиллерийское орудие на самоходной базе. ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА (ЗСУ), зенитная артиллерийская установка, боевая машина артиллерии, вооружённая одной или несколькими пушками, которые имеют общие механизмы наводки и приборы… … Военная энциклопедия

    Зенитная установка - Зенитная установка общее название военной техники, предназначенной для ведения огня по воздушным целям (обеспечения противовоздушной обороны. В зависимости от конструкции ЗУ классифицируются на: Зенитное орудие специально… … Википедия

    Самоходная техника - Военная техника техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… … Википедия

    Шилка (значения) - Шилка: Шилка река в России, левая составляющая Амура, образуется слиянием Онона и Ингоды. Шилка город в России, административный центр Шилкинского района Забайкальского края. ЗСУ 23 4 «Шилка» советская зенитная самоходная… … Википедия

    ЗСУ-23-4 «Шилка» - «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия

    ЗСУ-23-4 "Шилка" - «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия

Книги

  • Советская зенитная САУ "Шилка" (7419) , . ЗСУ 23-4 "Шилка" принята на вооружение Советской армии в 1965 году. На тот период - это была передовая машина: радиолокационный поиск противника, скорострельность и убойная мощность заставили…

1. Некоторые сомнения

Всё время этой войны меня не покидало ощущение, что чего-то не хватает, витала в воздухе недосказанность. Укропы уже всё, что могли выкатили против Донбасса, но одна вещь осталась за кадром. Это 2А6 ЗСУ-23-4 «Ши́лка». Старая, но поверенная во многих войнах система.

Рукопожатая Вика даёт туманную формулировку:
"Украина — по официальной информации состоят на вооружении, количество и состояние неизвестны (Официальный сайт Министерства обороны Украины (английская версия)". Откровенно говоря, ни о чём.

Укропия за все годы существования приобретала дурную славу разбазаривателя наследия СССР, средства ПВО сухопутных войск не стали исключением. Собираясь на войну с Россией, войска были массово отмобилизованы и выдвинуты, но с воздуха их прикрывало всего с десяток "Тунгусок", незначительное количество "Стрел-10" и "Ос". Ко всему прочему, большинство зенитных ракет уже пережило по два срока службы. От безысходности протоукры использовали 2С6 как скорострельную пушку в боевых порядках пехоты, одну из них разорвало прямым попаданием снаряда в Дебальцево.

Самая же печальная судьба ждала ЗСУ-23-4 - её просто не оказалось в войсках от слова совсем.

Опыт последних военных конфликтов с участием "Шилки" показал её как серьёзную боевую единицу, не так может быть в силовом, как в психологическом воздействии на противника - её шквал огня не всякая пехота выдержит. Именно в универсальности целей и заключается её мощь. Причём на Донбассе ей поначалу ничего бы практически не угрожало - авиации и средств борьбы с бронетехникой в начале войны у ополчения не было.

Разбор полётов привел к интересным выводам: живых ЗСУ-шек оказалось незначительное количество, даже меньше, чем им же памятников.

2. Уцелевшие экземпляры.
Информация собиралась буквально по крохам, так её мало.

Самым первым было фото из крымского посёлка Перевальное, где в марте месяце 2014 года безуспешно держала оборону 36-я бригада береговой обороны укропоармии. Илья Варламов порадовал мир кадром из парка части, где 12 "Шилок" замерли на вечной стоянке. Они же попали в репортажи KP.ru и an.crimea.ua с погрузки на платформы для отправки владельцу, примерно пять установок, некоторые бортовые номера: 413, 415, 416, 421. Техническое состояние неудовлетворительное, не красились со времён СССР.

2.2. Одновременно в других частях были отсняты еще несколько машин:
- три в пгт Черноморское:

Две в с. Ульяновка (один из номеров 262):

Ещё две в 93-й механизированной бригаде (номера 847 и 848):

2.3. Каким-то изворотом судьбы две ЗСУ оказались на южном и северном блок-постах города Николаева, когда куевкая хунта весной истерично окружала ими все города. Номеров нет, но одна из установок имела необычный трёхцветный камуфляж:

2.4. Уже осенью, в связи с катастрофической убылью техники на фронте, укропы начали лихорадочно вводить в строй разный металлолом, в этом процессе засветились ещё три "Шилки":

В учебном центре "Десна":

В какой-то в/ч г. Балаклея Харьковской области:

В г. Николаев, где какие-то ПТУ-шники с помпой в прессе начали её ремонт:

Всего отмечено примерно 15 установок, из них на ходу около половины. Негусто, прямо скажем.

Далекоидущие планы подпиндосников по поводу "Шилок" засветились в двух моментах:
- перевозка на трейлере ЗСУ №842 в новомодной "кроватной" бронезащите (может на фронте увидим?):

Участие в показных учениях на одессщине николаевской установки, куда её для этого специально доставили:

Там она была продемонстрирована в пешем порядке и даже стреляла:

Итого, можно констатировать, укропия продемонстрировала отсутствие матчасти в товарных количествах и плачевное состояние имеющейся.

3. Памятники былого могущества.

Полтава, училище ПВО:

Запорожье, музей под открытым небом:

Энергодар, Запорожская область:

Южноукраинск, Николаевская область:

Харьков, возле ХУВС:

Николаев, парк:

Киев, музей Великой Отечественной войны:

Киев, военная академия:

Учебный центр "Десна", Черниговская область:

Балаклея, Харьковская область:

Какая-то воинская часть:

Вне конкурса выступают "Шилки" военной кафедры Донецкого политехнического института. Было в наличии пять, на фото две из них:

4. Заключение

Применить на нынешнем этапе легкобронированные "Шилки" на фронте было бы величайшей глупостью. Это война гаубиц, РСЗО и беспилотных летательных аппаратов. Наличие у ополчения танков и многочисленных противотанковых средств сделает их лёгкой добычей. Лучше пусть укропы строят новые постаменты для оставшихся установок.