Семья бурда. Биография бурды бориса. Для тела и души

Украина
Запись голоса Б.О. Бурды
Из интервью «Эхо Москвы »
30 июня 2009
Помощь по воспроизведению

Бори́с Оскарович Бурда́ (род. 25 марта (19500325 ) , Одесса , Украинская ССР , СССР) - украинский журналист, телеведущий, писатель, бард . Лауреат многих фестивалей авторской песни, знаток игры «Что? Где? Когда? », игрок «Своей игры ».

Биография

Окончил с золотой медалью Одесскую школу № 116, его одноклассником был гроссмейстер Семён Палатник . Учился в на теплоэнергетическом факультете по специальности «Автоматизация тепло- и электроэнергетических процессов». Окончил институт с красным дипломом и получил квалификацию «инженер-теплоэнергетик по автоматизации».

Является бардом, увлекается авторской песней . Играет на шестиструнной гитаре и фортепиано. Любит играть в бадминтон . По собственному признанию в телеигре "Погоня" в молодости был активным футбольным болельщиком, болел за Черноморец и даже покупал абонемент на матчи команды в Одессе. Лично наблюдал за тем, как клуб завоевал бронзовые медали Чемпионата СССР в 1974 году .

Семья

Борис Бурда состоит во втором браке и имеет двоих сыновей:

и двух внуков: Дмитрия (род. в марте ) и Тимофея.

Участие в интеллектуальных играх

«Своя игра»

С 1994 редактор и игрок «Своей игры», победив в пяти играх подряд, выиграл автомобиль. На пути к победе он обыграл также первого чемпиона игры Алексея Тугарева. В игру вернулся потом только в 2001 году. Одержав 3 ошеломительные победы над соперниками он уже в четвертой игре проиграл не самому сильному сопернику Владиславу Дронову. В 2003 году принял участие в новом кубке вызова, но сумел выиграть только 2 игры, а получив возможность сыграть в туре реванша уступил другому мэтру Анатолию Белкину . С тех пор сыграл по одному разу в 2004, 2009 и 2014 годах, но ни одной победы больше не одержал.

«Что? Где? Когда?»

Напишите отзыв о статье "Бурда, Борис Оскарович"

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Что? Где? Когда?»
  • (интервью)
  • на сайте «»
  • . Интервью с Борисом Бурдой (недоступная ссылка)

Отрывок, характеризующий Бурда, Борис Оскарович

– Кажется, что я могу вас поздравить, – прошептала Анна Павловна княгине и крепко поцеловала ее. – Ежели бы не мигрень, я бы осталась.
Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.
Кое кто из ближайших родных еще оставались. Они сидели в большой гостиной. Князь Василий ленивыми шагами подошел к Пьеру. Пьер встал и сказал, что уже поздно. Князь Василий строго вопросительно посмотрел на него, как будто то, что он сказал, было так странно, что нельзя было и расслышать. Но вслед за тем выражение строгости изменилось, и князь Василий дернул Пьера вниз за руку, посадил его и ласково улыбнулся.
– Ну, что, Леля? – обратился он тотчас же к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усвоивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям.
И он опять обратился к Пьеру.
– Сергей Кузьмич, со всех сторон, – проговорил он, расстегивая верхнюю пуговицу жилета.
Пьер улыбнулся, но по его улыбке видно было, что он понимал, что не анекдот Сергея Кузьмича интересовал в это время князя Василия; и князь Василий понял, что Пьер понимал это. Князь Василий вдруг пробурлил что то и вышел. Пьеру показалось, что даже князь Василий был смущен. Вид смущенья этого старого светского человека тронул Пьера; он оглянулся на Элен – и она, казалось, была смущена и взглядом говорила: «что ж, вы сами виноваты».
«Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», думал Пьер, и заговорил опять о постороннем, о Сергее Кузьмиче, спрашивая, в чем состоял этот анекдот, так как он его не расслышал. Элен с улыбкой отвечала, что она тоже не знает.
Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере.
– Конечно, c"est un parti tres brillant, mais le bonheur, ma chere… – Les Marieiages se font dans les cieux, [Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая… – Браки совершаются на небесах,] – отвечала пожилая дама.
Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.
– Aline, – сказал он жене, – allez voir ce qu"ils font. [Алина, посмотри, что они делают.]
Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.
– Всё то же, – отвечала она мужу.
Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его.
– Слава Богу! – сказал он. – Жена мне всё сказала! – Он обнял одной рукой Пьера, другой – дочь. – Друг мой Леля! Я очень, очень рад. – Голос его задрожал. – Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!…
Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его дурно пахучим ртом. Слезы, действительно, омочили его щеки.
– Княгиня, иди же сюда, – прокричал он.
Княгиня вышла и заплакала тоже. Пожилая дама тоже утиралась платком. Пьера целовали, и он несколько раз целовал руку прекрасной Элен. Через несколько времени их опять оставили одних.
«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, – думал Пьер, – поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь.
– Элен! – сказал он вслух и остановился.
«Что то такое особенное говорят в этих случаях», думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.
– Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки.
Пьер снял очки, и глаза его сверх той общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движеньем головы пeрехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно растерянным выражением.
«Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», подумал Пьер.
– Je vous aime! [Я вас люблю!] – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.
Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.

Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».)
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал.
Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном.
Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем…
Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.
– А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.
– Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел.
Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!»
– Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству?
Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него.
– Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!
– Ваше сиятельство, я полагал…
– Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты.

Burda (Бурда́) – журнал о моде , выпускаемый немецким издательским концерном Hubert Burda Media. Выходит с выкройками моделей одежды в натуральную величину. Изначально назывался Burda Moden. Журнал стал первым западным изданием, выпущенным в СССР.

История журнала

  • Франц Бурда и Франц Бурда II. Начало семейного бизнеса

В 1898 году двадцатипятилетний Франц Бурда устроился в типографию Отто Прёттеля в Филиппсбурге. Через четыре года он дослужился до должности директора организации. Первым изданием семьи Бурда стала вышедшая в 1903 году газета Philippsburger Zeitung, где Франц отвечал за редакцию и издательство. Прослужив в типографии еще несколько лет, он решил открыть собственное дело. В 1908 году, вернувшись в родной город Оффенбург, предприниматель зарегистрировал компанию и назвал ее своим именем. Сначала в типографии работали всего три человека. В 1927 году компания выпустила первое издание – журнал радиопрограмм SÜRAG. 24 февраля 1903 года у Франца Бурда родился сын, которого назвали в честь отца. Он взял на себя управление типографией в 1929 году, когда окончил университет. Франц Бурда младший решил расширить семейный бизнес. Первыми изданиями компании стали французская солдатская газета Revue d’Information (1945), а также журналы Das Ufer (1948) и Das Haus (1949).

  • Франц и Энне Бурда. История любви

«Важнее всего вера в себя и в свои силы».

28 июля 1909 года в Оффенбурге в семье машиниста поезда и домохозяйки родилась Анна Магдалена Леммингер. Прозвище «Энне» она получила еще в детстве, когда постоянно пела песенку «Änchen von Tharau». В голове девочки навсегда отложился образ матери, постоянно стирающей или готовящей еду. Энне хотела другой жизни. После церковно-приходской школы девушка окончила торговое училище и устроилась кассиром в энергетическую компанию. Одним из ее клиентов оказался Франц Бурда младший. Молодой человек был покорен ее красотой и постоянно повторял, что она самая заметная девушка Оффенбурга.

В 1931 году Франц Бурда II и Анна Магдалена Леммингер поженились. Энне и Франц состояли в браке почти двадцать лет, они воспитали троих детей – Франца (1932), Фридера (1936) и Хуберта (1940). Энне была самой эффектной светской дамой Оффенбурга: она прекрасно одевалась, содержала горничную и няню, ездила стричь волосы в Баден-Баден.

  • Энне Бурда. Появление Burda Moden

«Если ваши доходы не позволяют вам одеваться у Диора, иголка с ниткой, вкус и фантазия обязательно помогут вам выглядеть модно и стильно…»

В 1949 году Энне Бурда узнала, что муж изменяет ей со своей секретаршей Эльфридой Бройер, которая даже родила ему дочь. Чтобы обеспечить вторую семью, Франц подарил любовнице типографскую мастерскую и небольшой журнал мод «Effi Moden» , который постепенно разорялся под неумелым управлением. Сорокалетняя Энне Бурда с помощью адвоката отобрала у любовницы мужа журнал и лично возглавила его. Она простила мужу измену, и Франц стал младшим партнером жены. В том же году он получил должность почетного сенатора Технического университета в Карлсруэ.

Энне Бурда изменила название журнала на Burda Moden и создала новую концепцию: отныне в издании печатались иллюстрации и выкройки в натуральную величину простых элегантных нарядов, которые легко можно было сшить самостоятельно. В 1950 году тиражом 100 000 экземпляров был выпущен первый номер журнала Burda Moden . В послевоенной Германии, где женщины мечтали о красивых и недорогих нарядах, идеи Энне Бурда казались революционными. Она предлагала не модные наряды с подиумов, сложные в пошиве, а красивые и практичные изделия.

Энне посещала модные показы в Париже и Милане, выбирала понравившиеся ей модели и адаптировала их под вкусы и финансовые возможности читательниц журнала. Кроме того, она впервые предложила своей аудитории приложение с понятными и точными выкройками. Журнал распространялся через профсоюзные организации на предприятиях, и тем, кто не имел возможности приобрести издание положенным образом, приходилось покупать его втридорога у спекулянтов. Женщины менялись номерами, переписывали статьи и срисовывали выкройки.

  • Энне Бурда. Развитие Burda Moden

«Я постоянно стремилась к богатству. Но не только. Мне всегда хотелось и власти».

Энне Бурда привлекла лучших специалистов к разработке выкроек для журнала. Она переманила художника-графика Освальда Мозера из издательства мужа. К 1956 году тиражи Burda Moden достигли 500 000, а еще через несколько лет – 1 200 000 экземпляров. В 1963 году был побит мировой рекорд по количеству продаж модного журнала. В 70-е годы издание выпускалосьтиражом уже 2 000 000 экземпляров. Изначально в журнале печатались только модели женской одежды. К 80-м годам содержание журнала дополнилось мужской и детской одеждой, а также советами по домоводству, рукоделию, кулинарии. Позднее к основному выпуску издания добавились версии Burda International и Burda Special, полностью посвященные рукоделию, кулинарии и пр.


Из нескольких журналов, в основном благодаря Burda Moden, выросла целая издательская империя. Издательство ежегодно устраивало конкурсы для непрофессиональных и портных. Сама Энне Бурда ненавидела домашнее хозяйство и никогда не занималась шитьем. Добиться успеха ей помогли интуиция и деловая хватка. Позднее Энне Бурда переехала в Нью-Йорк и открыла на Манхеттене бутик, где демонстрировала модели из журнала на себе. Подобные показы пользовались успехом и положительно влияли на рейтинги издания. Затем по всему миру были открыты магазины, где можно было купить ткань и фурнитуру для моделей одежды, предложенных в журнале, а также старые номера Burda Moden.

В 1974 году Энне Бурда была удостоена Ордена «Большой крест за заслуги перед ФРГ», а почти через тридцать лет - Креста ФРГ со звездой «За заслуги». Она возглавляла журнал до 1994 года, после чего ушла на покой и занялась живописью. 3 ноября 2005 года Энне Бурда скончалась. В честь нее названа улица в Оффенбурге – Аллея Энне Бурда.


  • Хуберт Бурда. Развитие семейного бизнеса и управление Burda Moden

Хуберт Бурда родился 9 февраля 1940 года в семье Франца Бурда II и Энне Бурда. Он пришел в семейный бизнес в 1966 году после обучения в Мюнхенском институте на факультете истории искусств и археологии. На тот момент Хуберт совершенно не разбирался в издательском деле. Компания владела уже пятнадцатью журналами. В 1973 году Франц Бурда II передал сыновьям полномочия директоров-распорядителей: Францу – в сфере печати, Фридеру – в финансах и администрации, Хуберту – в издательской деятельности. В конце 1986 года после смерти отца Хуберт Бурда принял руководство издательством, выкупив у братьев их доли. Владельцем журнала Burda он стал в 1994 году, когда Энне Бурда отошла от дел компании, а издательство Burda Moden вошло в концерн Hubert Burda Media. В том же году журнал начал издаваться в КНР, став первым западным журналом, допущенным в страну.

К 2000-м годам аудитория журнала сильно изменилась. Теперь его покупают не те, кто не может позволить себе хорошую готовую одежду, а увлекающиеся шитьем женщины. В начале 2000-х годов читательниц на страницах журнала регулярно называли «творческой элитой». В тот же период редакция Burda Moden стала предлагать женщинам помощь в поиске нужных тканей. В журнале стало печататься больше статей и фотографий готовой одежды. В настоящее время журнал Burda Moden переименован в Burda Fashion. Он издается в классическом и мини-форматах и выпускается на 20 языках почти в 100 странах мира.

Журнал Burda Moden в России

«Энне Бурда стояла у истоков деятельности нашего издательского дома в Советском Союзе. Немка, не знающая русского языка, смогла понять потребности русской женщины и предложила ей главное – элегантность, красоту и веру в мечту».

Арнд-Фолькер Листевник, генеральный директор издательского дома «Бурда»

В Советском Союзе Burda Moden начал выходить с 1987 года и стал первым западным журналом, распространяемым в закрытом государстве. Издание выпускалось на открытом в том же 1987 году советско-германском предприятии «Бурда Моден». Оно появилось благодаря содействию Раисы Горбачевой, заявившей, что журнал станет большим вкладом в «демократизацию советских женщин». По случаю выхода издания в Колонном зале Дома союзов состоялось торжественное мероприятие с показом мод. Министр иностранных дел ФРГ Ганс Дитрих Геншер сказал Энне Бурда, что для налаживания дружественных связей с Советским Союзом она сделала больше, чем «три посла до нее, вместе взятые» .


Первый номер Burda Moden вышел к 8 марта 1987 года тиражом 100 000 экземпляров и моментально был раскуплен. На обложке над названием журнала была помещена фраза «Модели для тех, кто сам шьет». Затем слоган неоднократно изменялся: «Мода для всех», «Журнал для всех», «Мода для всего мира» и пр. Чтобы сделать издание доступным для советских читательниц, в русской версии было сокращено количество страниц, использовалась менее качественная бумага и пр. Но несмотря на это, журнал, ставший своеобразным «окном на Запад», пользовался огромной популярностью. Каждая модель из номера многократно копировалась, каждый рецепт незамедлительно воплощался в жизнь. Советские женщины, которые «шили по Бурде», как и на Западе, ценили элегантность фасонов, точность и удобство выкроек, представленных в каждом выпуске. Несколько позднее в эфир вышла телепередача «Бурда Моден представляет», где демонстрировались видео-уроки шитья. Сдержанный стиль моделей одежды журнала воспитал вкусы нескольких поколений советских женщин.

Сейчас Burda Moden перестал быть символом обустроенной иностранной жизни. В настоящее время, как и за рубежом, журнал покупают женщины, которые нуждаются в качественных выкройках и практичных советах о домашнем хозяйстве.

Hubert Burda Media

В настоящее время медиаконцерн Hubert Burda Media под руководством Хуберта Бурда выпускает 262 журнала ( , Men’s Health, Bunte, Freundin, Frau im Trend, Лиза, Отдохни и пр.), которые издаются более чем в 20 странах мира. Также компания имеет доли на различных радиостанциях, проекты на телевидении и в интернете. На предприятии работают более восьми тысяч сотрудников. Концерн имеет представительства в Германии, Центральной и Восточной Европе, Азии, а также в России.

В жизни очень редко встречаются такие судьбы, поэтому превращение девочки из обычной семьи во всемирно известную предпринимательницу и "королеву моды" многим в годы ее славы казалось сказкой. Но не было доброй феи, которая одним взмахом волшебной палочки из ничего создала потрясающий взлет.

Еще будучи девочкой, Анна твердила: "Я хочу!" .Волшебницей стала сама Энне Бурда, ее прилежание, настойчивость и целеустремленность.
"Я хочу!" - научилась говорить она, когда еще была ребенком. И обычно добивалась того, что хотела. Анна Магдалене Леммингер родилась 28 июля 1909 г. в баденском Оффенбурге в семье машиниста локомотива.
Отец любил ее безумно. "Я вовсе не была ангелом", - признавалась она позднее. Мать, тихая и кроткая домашняя хозяйка, не стала для нее образцом для подражания. Напротив, ее мирок, ограниченный кухней, казался Анне слишком тесным.

Она совершенно откровенно говорила, что всегда хотела добиться "чего-то лучшего". В том числе и на первом причастии в 1919 г. Анна хотела ехать в церковь на дрожках, как дети из богатых семей. Ее родители отказали: слишком дорого! Но вместе с дочерью соседского булочника Анна наскребла денег и все же поехала на дрожках.
В семнадцать она решила обрезать свои чудесные темные волосы. "Другие девочки носили традиционные косы, а я была коротко подстрижена". Она даже изменила имя. Как в своей любимой песне "Энхен из Тарау" Анна превратилась в Энне, и теперь, когда в Оффенбурге произносили имя "Энне", каждый понимал, о ком идет речь. В 17 лет Энне окончила неполную среднюю церковно-приходскую школу и стала вести кассу на заводе электроприборов. Затем она вела учет по взыскиванию долгов в оффенбургских типографии и издательстве Бурда.

Увидев ее, младший владелец типографии и издательства доктор Франц Бурда был обворожен. "Она была самой красивой девушкой в Оффенбурге", - утверждал он десятки лет спустя. 9 июля 1931 г. состоялась свадьба. Энне Бурда подарила мужу троих сыновей: Франца (1932), Фридера (1936) и Хуберта (1940). А затем, в 1949 г., для красивой 40-летней деятельной женщины открылись двери к сияющему будущему. Ее муж подарил ей угасающее модное издательство в городе Лар. Энне Бурда засучила рукава и заявила: "Чудеса делают своими руками".

Семья Леммингер на семейном фото. Отец Франц, машинист локомотива, мать Мария, домохозяйка. Брат Ойген на 4 года старше, сестра Вильгельмина на 2 года младше Анны Магдалены (справа), которая уже тогда вынашивала грандиозные планы на будущее.

Первое причастие: Анна Магдалена хотела ехать в церковь на дрожках, как дети из богатых семей. Родители отказали, но упорная и волевая десятилетняя девочка все же воплотила свое желание в жизнь.

Семнадцатилетняя Анна обрезал а свои красивые длинные темные волосы и гордо носила короткую стрижку. Это происходило в то время, когда большинство девушек ее возраста вполне удовлетворялось традиционными косами. Выделиться из массы - к этому Анна стремилась всегда.

Анна превратилась в Энне - отдавая дань своей любимой песне «Энхен из Тарау». «Я могла слушать эту песню целыми днями», часто повторяла Энне Бурда. И порой при этих словах у совершенно не сентиментальной королевы моды наворачивались на глаза слезы.

Энне (слева, с короткой стрижкой) и ее сестра Вильгельмина (младше на 2 года), настоящие "папочкины" дочки. Любимый папочка называл своих девочек "Чан" (Энне) и "Чин" (Вильгельмине).

Она ищет мужа, который бы положил к ее ногам весь мир, и находит его в лице владельца типографии и издательства доктора Франца Бурды. Она чувствует в нем родственную душу, он, как и она, стремится вверх. На Пасху в 1930 г. они обручились, а 9 июля 1931 г. обвенчались в Оффенбурге.

Мать со своими сыновьями, Фридером, Хубертом, Францем. Энне Бурда любит их от всего сердца и наслаждается каждым мигом, проведенным рядом с ними. Однако же она не позволила связать себя материнскими заботами и хлопотами по хозяйству («принудительной работой», как она выражалась). Очень скоро она потребовала взять для мальчиков няню и нанять прислугу. «Я хорошо готовила. Но терпеть не могла стелить постель или вытирать пыль - это для меня было пыткой». Она признавалось в этом честно и открыто, и такой ее знали все.

Три великолепных парня, сыновья Энне Бурды: Франц (11 лет), Фридер (7 лет) и Хуберт (3 года). Ее желание иметь детей было огромным, но, как она сама признавалась, всю жизнь сильнее всех любила своего младшего сына. "Солнечный мальчик. Мне кажется, я никогда не слышала от Хуберта злого слова".

Сияющая красавица Энне Бурда. При этом она долго не осознавала своей привлекательности. "В молодости я казалась себе дурнушкой", - рассказывала она. Не в последнюю очередь потому, что мать называла ее "отвратительной девчонкой". "Если мне кто-то и говорил, что я красивая, я не хотела этому верить".

В этом году Энне Бурда еще на один шаг приблизилась к своему успеху. Она взялась руководить небольшим, дышащим на ладан издательством в городе Лар всего с 48 работниками. "Рабочие кабинеты размещались в зале одного ресторанчика, в маленьком зале, даже, можно сказать, крошечном". Но Энне Бурда была уверена, что с ее волей и верой в успех она сумеет создать нечто значительное.

В 1949 году в Германии был жесткий послевоенный дефицит. В продаже не хватало готовой одежды, и хорошо одеваться женщины могли, только умея шить. Энне Бурда оказалась в нужном месте в нужное время. Она предложила читательницам настоящую моду - дизайнерские тенденции, но при этом адаптированные к реальной жизни. И выкройки! Строго говоря, вкладывать в журнал листы с выкройками не было изобретением Энне Бурды, но в историю это вошло именно как ее ноу-хау. "Она с самого начала придавала огромное значение соответствию и совершенству. Если вы шили что-то 38-го размера, это был 38-й размер", - говорит оффенбургская журналистка Уте Дамен, работающая над биографией издательницы.

В первые месяцы новый журнал назывался Favorit, но потом на семейном совете решили, что это будет Burda Moden. Стартовый тираж составил 100 тыс. экземпляров. Первый номер с колорированной фотографией на обложке имел большой успех.

В 1963 году Бурда покупает конкурента - журнал Beyer Moden, и тираж вырастает до 1,2 млн экземпляров - мировой рекорд того времени для журнала мод. Еще через пять лет Burda Moden уже продавался по миру тиражом 1,5 млн экземпляров.

К этому времени Энне Бурда становится известной. Харизматичная дама привлекала многих. Она дружила с известными дизайнерами - Вольфгангом Йоппом (марка Joop!), Жил Сандер, Карлом Лагерфельдом. Они рисовали для журнала свои модели и таким образом рекламировали себя полуторамиллионным тиражом.

У Burda Moden не было серьезных соперников. Бизнес был довольно хлопотный, требовал специального дорогостоящего оборудования. Несколько журналов Бурда просто купила. Но ее главным конкурентом был развивающийся рынок готовой одежды. "Когда экономика в Германии начала развиваться, люди стали покупать как безумные", - говорит главный редактор немецкого издания Burda Moden Сюзанна Райнль.


Пустить Burda Moden в СССР было политическим решением руководства страны. Журнал начали выпускать "Внешторгиздат" совместно с предприятием "Ферросталь", а Раиса Горбачева назвала появление у нас Burda Moden своим вкладом в демократизацию женщин Советского Союза. Для СССР это была легализация западной культуры и дефицитный товар (анекдот тех времен:"Что за очередь у Кремля?" - "Да мужики за какой-то бурдой стоят"), для Энне Бурды - выход на крупнейший рынок, который с тех пор только рос. Тираж первого русского номера был 100 тыс. экземпляров.

Оценить материал:

Энне Бурда и первый русскоязычный журнал Burda Moden. 1987 г.

«Я докажу, что чудеса можно делать своими руками» — в этой известной цитате заключается квинтессенция жизни великой Энне Бурда (Aenne Burda) . Она была рождена, чтобы собственноручно творить чудеса и помогать другим делать это. Не так давно, в 2005 году, в возрасте 96 лет ушла из жизни легенда нескольких поколений, но её имя и великое дело живут и здравствуют. У Энне Бурда есть чему поучиться (и не только шитью)…

Есть женщины в немецких селеньях…

28 июля 1909 года в семье железнодорожника из Оффенбурга (Германия) родилась дочь Энне-Магдалене Леммингер . Как и положено добропорядочным девушкам-простолюдинкам того времени, Энне до 17 лет училась в церковно-приходской школе. Она дружила с цифрами и арифметикой, поэтому начала трудовую деятельность кассиром на заводе, а чуть позже — бухгалером по учету долгов в местной типографии и издательстве «Бурда». Принадлежали издательство и типография доктору Францу Бурда, за которого Энне вышла замуж в 1931 году. Теперь она работала на семейный бизнес, который между тем уверенно пошел в гору.

Это было первое серьёзное достижение. Энне Леммингер, простолюдинка из рабочего квартала с неполным средним образованием, превратилась в успешную бизнес-леди и светскую даму. Природное чувство прекрасного вкупе с трудолюбием позволяли Энне выглядеть «на миллион долларов» во время светских раутов. Она всегда была одета безупречно, умела носить драгоценности и поражала изысканными манерами.

Франц Бурда сделал верный выбор, разглядев в скромной бухгалтерше настоящий «бриллиант». Но у него не хватило ума оценить её по достоинству — он завел на стороне любовницу, которая родила ребенка, и даже подарил ей издательство.


Энне в то время было уже 40 лет, в браке с Францем она родила троих сыновей — Франца (1932), Фридера (1936) и Хуберта (1940). Известие об измене мужа буквально подкосило её, но скромная и добропорядочная мать семейства оказалась неробкого десятка — она решила бороться до конца. В 1949 году Энне получила в полное распоряжение то самое издательство в соседнем городке Лар, которое её любвеобильный муж подарил некоей Эффи Бройер. Вместе с ветхим зданием убыточного издательства Энне достались хлопоты по взысканию задолженностей на 200 тысяч марок.

Беспроигрышная бизнес-идея Энне Бурда

По признанию самой Энне, если бы не проблемы в личной жизни, она никогда не создала бы Burda Moden. Она очень слабо представляла издательскую деятельность, но злость на мужа придавала ей силы. А ещё у неё была беспроигрышная идея для бизнеса, лежащая буквально на поверхности. Додуматься до неё и реализовать смогла именно Энне Бурда.

Идея была следующей — в послевоенные годы женщинам катастрофически не хватало новой одежды. Не было денег на ателье, готовая одежда стоила баснословно дорого. К счастью, ткани были вполне доступны по цене, но профессионально шить умели немногие. Женщины ходили в перелицованных довоенных вещах, а женская душа просила праздника.

Энне не откладывала дела в долгий ящик — она привлекла лучших специалистов по дизайну моделей одежды и разработке выкроек. Даже переманила художника-графика Освальда Мозера из издательства мужа. И уже через год, в 1950-м, увидел свет первый номер журнала Burda Moden . Главным его отличием от других журналов мод были простые и очень точные выкройки в натуральную величину. Любая женщина могла самостоятельно сшить по ним наряды. Стоит ли говорить, каким успехом стал пользоваться журнал Burda Moden у женщин Германии!

Разумеется, у журнала Burda Moden вскоре появились конкуренты, но ни один из них не мог соперничать с изысканностью и простотой моделей одежды, а также с точностью выкроек. Идеальные выкройки — главный козырь журналов Энне Бурда. Сшил, одел и пошел! Вне зависимости от того выкройки вечерних платьев , пальто, брюк, пиджаков, курток или даже свадебных платьев вы опробуете, результат будет один — готовое изделие сядет по фигуре идеально и практически без примерок. Сбылась мечта женщин Германии (и не только) — теперь можно прилично сэкономить на портнихах и быть всегда модно одетой.

От автора:
Моё знакомство с журналами Бурда Моден произошло в конце семидесятых. Несколько номеров журнала 1970-71 годов (на немецком и французском языках), уже изрядно потрепанные, с оторваннымися обложками, хранились у нас в доме (они и сейчас есть!). Их привезли из заграничной командировки мои родители. Журналы не валялись без дела — по ним мама обшивала себя и всю семью.

По слухам, одной из женщин-моделей в Burda Moden выступала сама Энне Бурда. Что ж, вполне вероятно. На страницах этих номеров присутствует женщина средних лет с безупречной фигурой и внешностью, но действительно ли это Энне, судить не берусь.

Вторая встреча с Бурда Моден произошла в конце 80-х, когда журнал пришел в СССР. Но об этом отдельная история.

Бурда Моден — экономическая экспансия в действии

Поначалу журнал Бурда Моден состоял исключительно из моделей одежды для женщин (именно такими были номера 70-х годов у меня дома). В 80-х годах Энне Бурда переняла тактику конкурентов, к примеру, журнала «Modische Maschen», и расширила темы для публикации.

В Бурда Моден появились модели детской и мужской одежды, советы по домоводству, кулинарии, рукоделию. Именно такой Бурда Моден увидели советские женщины. Первый выпуск русскоязычной версии вышел 8 марта 1987 года тиражом 100 тыс.экземпляров. И это был самый лучший подарок к Международному Женскому Дню, который можно представить!

Да-да, мы прекрасно помним это сенсационное событие. Журнал-мечта всех советских модниц начал издаваться на русском языке. Появилась телевизионная программа «Бурда Моден представляет» с видео-уроками по шитью. Но и это ещё не всё — издательство Burda Moden стало выпускать целый ряд женских журналов на территории СССР, а затем и в странах СНГ.

Разумеется, поначалу русскоязычные версии журнала Burda Moden заметно отличались от зарубежных. И в этом не было секрета. Чтобы сделать журнал как можно более доступным по цене, пришлось сократить количество страниц, использовать менее качественную бумагу и т.д. Но даже в «облегчённом» виде этот журнал пользовался устойчивым спросом.

Энне Бурда — женщина-легенда

Итак, Энне Бурда в очередной раз лихо обошла конкурентов и первой «застолбила» завидный кусок рынка с миллионами благодарных читателей. Она действовала напрямую через правительство страны (по слухам, с поддержки супруги первого президента СССР — Раисы Горбачевой). Что и говорить, в 78 лет Энне было не занимать энергии и деловой хватки! Да и выглядела она всё также — «на миллион долларов», о её точном возрасте невозможно было догадаться.


Почти до середины 90-х годов Энне лично вела редакторскую колонку журнала Burda Moden, участвовала в руководстве издательством. Затем передала дела младшему сыну Хуберту и в 1994 году издательство Burda Moden стало частью крупного медийного концерна Hubert Burda Media. Именно в этом году журнал начал издаваться в КНР. Как и в СССР, он стал первым западным журналом, издаваемым на территории страны.

Выйдя на заслуженный отдых, давно уже бабушка и прабабушка, Энне занялась живописью. К 95-летию одна из улиц её родного Оффенбурга была торжественно названа Аллеей Энне Бурда. К 100-летию этой женщины-легенды была написана книга-воспоминание «Энне Бурда: Бурда Моден – это я!» (автор Уте Дамен).

Журнал Burda Moden в настоящее время переименован в Burda Fashion . Он имеет самый большой тираж в мире среди женских журналов и выпускается в 120 странах.

Уже в 17 лет она знала, какой должна быть хорошая мода: она должна показать человеку его самого - таким, каким он сам себя хочет видеть. Бессмысленно мечтать о дорогих нарядах от Диора, не имея ни гроша за душой, - зато можно шить для себя, на свой вкус и за свои деньги. Это была поистине революционная идея - и именно такая идея была необходима в тот момент!

Еще будучи девочкой, Анна твердила: "Я хочу!"

В жизни очень редко встречаются такие судьбы. Поэтому превращение девочки из обычной семьи во всемирно известную предпринимательницу и "королеву моды" многим в годы ее славы казалось сказкой. Но не было доброй феи, которая одним взмахом волшебной палочки из ничего создала потрясающий взлет. Волшебницей стала сама Энне Бурда , ее прилежание, настойчивость и целеустремленность.

"Я хочу!" - научилась говорить она, когда еще была ребенком. И обычно добивалась того, что хотела. Анна Магдалене Леммингер родилась 28 июля 1909 г. в баденском Оффенбурге в семье машиниста локомотива. "Я вовсе не была ангелом", - признавалась она позднее. Мать, тихая и кроткая домашняя хозяйка, не стала для нее образцом для подражания. Напротив, ее мирок, ограниченный кухней, казался Анне слишком тесным.

Анна же всегда хотела добиться "чего-то лучшего". В том числе и на первом причастии в 1919 г. Она хотела ехать в церковь на дрожках, как дети из богатых семей. Ее родители отказали: слишком дорого! Но вместе с дочерью соседского булочника Анна наскребла денег и все же поехала на дрожках.

В семнадцать она решила обрезать свои чудесные темные волосы. "Другие девочки носили традиционные косы, а я была коротко подстрижена" - позже говорила она. Она даже изменила имя. Как в своей любимой песне "Энхен из Тарау" Анна превратилась в Энне - зато теперь, когда в Оффенбурге произносили имя "Энне", каждый понимал, о ком идет речь. В 17 лет Энне окончила неполную среднюю церковно-приходскую школу и стала вести кассу на заводе электроприборов. Затем она вела учет по взыскиванию долгов в оффенбургских типографии и издательстве Бурда.

В двадцать два года Энне выскочила замуж за владельца типографских мастерских Франца Бурду, которому родила троих сыновей. Доходы семьи были скромными, дни Энне были наполнены повседневными хлопотами, хотя муж, по ее беспрекословному требованию, оплачивал услуги домработницы и няни. Так прошло почти двадцать лет, может, так прошла бы и вся жизнь Энне, и осталась бы она рядовой счастливой немкой, если бы не одно банальное известие, круто перевернувшее ее жизнь. Однажды Энне узнала, что Франц давно состоит в любовной связи с собственной секретаршей, которая уже успела родить ему дочку. Чтобы обеспечить эту побочную семью, неверный супруг подарил любовнице одну из своих типографских мастерских и небольшой журнал мод "Эффи Моден", быстро захиревший вследствие неумелого управления.

Если судьба дает лимон - сделай лимонад!

Сорокалетняя Энне не побоялась превратить семейную трагедию в личный шанс. Преисполнившись здоровой злости, она позвонила адвокату, но не для того, чтобы начать бракоразводный процесс, а чтобы отобрать у любовницы мужа журнал мод и самостоятельно возглавить его. Это ей блестяще удалось, и обремененный долгами журнал получил новую концепцию: картинки и выкройки простых, удобных и элегантных нарядов (таких, которые может самостоятельно пошить любая немка, умеющая держать в руках иголку) плюс кулинарные рецепты и советы по благоустройству домашнего интерьера своими руками. Для послевоенной Германии, где женщины перешивали старую солдатскую форму и страстно мечтали о красивой и недорогой одежде, о комфортной и мирной жизни, идеи Энне оказались революционными, и тираж только за первые полгода вырос со ста тысяч до полумиллиона экземпляров. Журнал получил новое имя в честь владелицы, а Франц Бурда стал младшим партнером простившей его жены.
Бизнес быстро рос.

Энне Бурда -- королева моды в России.

В Энне Бурда всегда была полна энергии. Другие женщины в преклонном возрасте потихоньку устраняются от дел, но в свои 77 лет Энне положила начало официальной пропаганде западного образа жизни в Советском Союзе. В марте 1987-го года вышел первый номер журнала "Бурда моден" на русском языке. За обложкой с неблагозвучным для русского уха названием скрывалась лазейка в другой мир - мир, где можно спокойно и по-немецки основательно заниматься собой и собственным домом. Каждый журнал зачитывался до дыр, каждая модель из него расходилась в десятках копий, каждый рецепт или домашний совет многократно воплощался в жизнь.

Мастерицы, умевшие "шить по Бурде", были нарасхват. Сдержанный стиль "Бурды" импонировал советским женщинам, не готовым после отечественного скудного быта воспринимать буйство моделей и расцветок западной моды "от кутюр". Этот стиль воспитал вкусы целого поколения молодых красавиц, отказавшихся от сомнительных достижений отечественной легкой промышленности в пользу вдохновленного "Бурдой" самостоятельного творчества. Разглядывая великолепного качества картинки с моделями, прическами, макияжем, вкусной едой, изысканными интерьерами, женщины конца 80-х, грезили о такой красивой жизни, которая вдруг оказалась вполне реальной и достижимой, благо, и рецепты, и выкройки прилагались.

Кстати, сама Энне Бурда, как ни парадоксально, не сделала в своей жизни ни единого стежка и ненавидела домашнее хозяйство во всех его проявлениях (за исключением, разве что, кулинарии). Зато ее деловая хватка и интуиция выше всяких похвал, и ее описывают как человека умного, эмоционального, чуждого сомнений и привыкшего добиваться всего, что она находит для себя необходимым и полезным. Энне ездила на парижские и миланские модные показы, отбирая модели для своего журнала и адаптируя их в соответствии со вкусами и финансовыми возможностями своих читательниц. Она единолично управляла своей разросшейся медиа-империей (десятки журналов, миллионные тиражи) до 1994-го года, когда, в возрасте 87 лет, решилась уйти на покой.

Империю матери унаследовал ее младший сын Хьюберт, выкупивший у братьев их доли. А памятью Энне останется названная в ее честь улица в родном Оффенбурге, где она прожила всю жизнь, и шутливое название "Бурдапешт", присвоенное этому городу местными жителями - здесь, кстати, расположена и штаб-квартира компании "Хьюберт Бурда медиа-холдинг".

"Бурда Моден" продается в киосках и сейчас, но ее покупают только те, кто действительно нуждается в качественных выкройках. Она перестала быть символом красивой и обустроенной "иностранной" жизни. Теперь это просто один из многих журналов о шитье и о домашнем хозяйстве.

Награды

1974
Орден «Большой крест за заслуги перед ФРГ»

1979
Почетное Кольцо г. Оффенбург «За заслуги в экономическом развитии города»

1984
Баварский Орден «За заслуги»

1985
Присвоение звания почетного жителя г. Оффенбург
Медаль Якоба Фуггера Баварских издателей «За выдающиеся заслуги в издании журналов» (впервые присуждена женщине)
Присуждение Почетного Кольца Карла Фридриха фон Румора «За заслуги в кулинарном искусстве»

1990
Орден Карла Валентина

1994
Золотой Почетный знак земли Зальцбург

2001
Необыкновенно успешная предпринимательница Энне Бурда получает Крест ФРГ «За заслуги» со звездой.

2004
В рамках праздничных торжеств в честь 95-летия Энне Бурда улица в Оффенбурге переименована в Аллею Энне Бурда.

Цытаты Энне Бурда

"Я докажу, что чудеса можно делать своими руками".
"Необходимо самостоятельно определяться в жизни".
"Я научилась не стареть сердцем и сохранять внутри себя радость жизни".
"Стремление к прекрасному не подвержено кризисам".
"Быть человеком означает человечность, то есть сочувствие, благожелательность, а значит и добросердечность".
"Комплимент -- это дружелюбие, выраженное в словах. Оно ничего не стоит, но способно творить чудеса".
"Нежность, выраженная словами -- это благотворительный взнос".