Самые удивительные традиции Гаити: от петушиных боев до культа Вуду. Развитие вуду в контексте истории гаити

Введение

«Вуду» на древнеафриканском языке племени фон означает «дух». Вуду (Sevi Лоа, Vodou, Vodoun, Voudun, Vodun, Voodoo) – это религия, жителей Кубы, Гаити и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Эту религиозную систему исповедуют приблизительно 30 миллионов человек.

До сих пор для европейцев и жителей многих стран, все связанное с африканским наследием, считается диким и едва ли не сатанинским. В двадцатом веке, американцы, оккупировавшие Гаити, провозгласили страну родиной зомби. Правивший с 1818 по 1843 год, президент Гаити Жан-Пьер Бойе, стал автором Уголовного кодекса, в котором было отражено недвусмысленное отношение к Вуду.

Исповедание этого культа считалось уголовно наказуемым и каралось тюремным заключением. Но, тем не менее, культ Вуду все больше притягивал внимание европейцев. Многие путешественники, побывав на Гаити, писали ужасные отзывы, в которых то и дело можно было увидеть описание жутких бесчинств, вплоть до каннибализма, происходящих в результате проведения ритуалов Вуду его приверженцами, что становилось оправдательным фактом для угнетения негритянского населения, проживающего на острове. Расизм буквально рос, как на дрожжах, питаясь дурной славой Вуду.

И все же в 1860 году Гаити вступил в союз с Ватиканом, провозгласив официальной религией католицизм. Крестовые походы против Вуду стали нормой жизни.

В конечном итоге, культ Вуду прочно закрепил за собой дурную славу религиозной секты, где балом правят каннибалы, принося в жертву людей.

Причиной падения цивилизации на Гаити был так же назван культ Вуду. В этом свете независимость Гаити представлялась невозможной. А чернокожие жители страны просто «нуждались» в присутствии американцев. Связь между расой и вероисповеданием оказалась роковой в вопросе о принятии решения о захвате Гаити американцами. В период с 1915 по 1934 год американцы разрушили огромное количество храмов Вуду, уничтожили святыни предков, устраивая просто резню для избавления гаитянского народа от каннибализма и черной магии. В то время было написано огромное количество книг, одного и того же толка. К примеру, такие как «Кузины каннибалов», в которой раскрывается леденящий душу обычай делать зомби – пробужденных мертвецов, проводя в массы идею о том, что культ Вуду основан на черной магии и сатанизме. В это же самое время гаитянские трибуналы неустанно бросают за решетку жрецов Вуду за колдовство и создание зомби.

Гонения и геноцид продолжался под видом компании по борьбе с суевериями в 1912 и 1925–1930, 1940–1941 годах, где вооруженная армия приступом брала храмы Вуду, буквально принуждая либо отречься от сатанинских культов и принять крещение – либо, прихожан ожидали погромы, сожжение предметов культа и беспощадные аресты.

В результате этой компании, остров Гаити прослыл центром черной магии, колдовства, олицетворяя собой самую темную сторону оккультизма. В это же самое время выходят первые фильмы ужасов, снятые в Голливуде. Так культ Вуду становится открытием для киноиндустрии США и эта машина до сих пор не прекращает красить в черный цвет африканскую традицию. Вся эта кампания окончательно формирует у западноевропейского обывателя мнение о культе, который сводится к страшным обрядам, где колдуны могут смертельно отравить жертву, реанимировав ее в последствии, удерживая мертвеца в мире людей, как раба.

История возникновения Вуду

Религия Вуду имеет богатую культурную историю и, хотя состоит из многих элементов других вероучений, является очень самобытной.

О Вуду человечеству известно еще со времен французского колониального рабства, а впервые эта духовная традиция появилась на Гаити – острове в Вест-Индии.

В качестве рабов на Гаити свозились африканцы разного этнического происхождения, которые должны были работать на этой земле. В 1503 году такие рабы были впервые привезены на остров из Африки и их владельцы (сначала испанцы, затем французы), естественно, запрещали им практиковать народные религии. И заставляли исповедовать только свою религию – католицизм. Но в тоже время рабовладельцы не желали полностью посвящать рабов во все аспекты своей веры. Они опасались, что рабы, принявшие католицизм, поймут, что эта вера считает всех полноценными людьми, в том числе и их, и что рабство и принуждение – это большой грех. Понимание рабами этой истины могло повлечь за собой бунт или восстание. А хозяева не хотели терять контроля над рабочей силой. Поэтому католическая религия стала для рабов своего рода прикрытием – приняв католических святых и другие атрибуты этой странной для них веры, они продолжали поклоняться своим народным божествам.

Таким образом, рабы включили множество различных аспектов католицизма в свои национальные традиции. Не смотря на новую для них религию, они видели много схожего между ней и своей традиционной верой. Так, например, обе религии поклоняются одному Высшему Богу. Верят в жизнь после смерти и в то, что существует нечто сверхъестественное. Также общей была идея о неизменной помощи духовных существ (святых – у католиков и лоа – у африканцев), которые являлись посредниками между Высшим Богом и людьми. В принципе, на практике это выглядело так, словно рабы и их хозяева верили в одних богов, но просто называли их разными именами. Попав в мир, где к рабам относились неуважительно, били, морили голодом и издевались, вера Вуду дала этим людям ощущение достоинства личности. И позволила сохранять свою культуру, несмотря ни на что, и противостоять насилию и несправедливости вокруг.

За хранение статуэтки какого-нибудь духа рабу можно было запросто лишиться жизни. Но под масками святых, архангелов и мадонн они поклонялись своим старым духам. Ни рабовладельцы, ни духи против этого конечно не возражали. Но всего через четыре года после того, как на Гаити завезли первого чернокожего раба, случилось то, чего опасались владельцы рабов, – против потерявших бдительность на острове вспыхнуло восстание. Оно было подавлено, но объединенные Вуду негры продолжали бунтовать до тех пор, пока в конце XVIII века не взяли остров под свой контроль – он к тому времени наполовину принадлежал Франции, и на подавление восстания отправился Наполеон, однако он потерпел на Гаити одно из своих первых поражений. Примечательно, что с самого начала и до настоящего времени Вуду было тайным культом.

Вот так и появилась африканская религия Вуду – немного измененная вкрапленными в нее элементами католических верований, но до сих пор функционирующая на Гаити и представляющая собой часть большого колониального наследия.

Само население Гаити и, соответственно, религия происходит из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). Интересен тот факт, что в этих обоих регионах никакое вероучение не считалось единственно правильным и соответственно могло изменяться в зависимости от требований общества. Таким образом, происходил длительный процесс изменения религий. Этот факт изменений религии объясняется, конечно, еще и тем, что оба региона, особенно Конго, имели исторически сложившийся контакт с католической верой. Попав на Гаити, люди из этих регионов стали развивать национальные общины, основанные на поддержке и взаимной помощи.

Католическая религия и Вуду смешались. И рабы стали поклоняться не только своим богам, но и богам из других религий. Это внесло свои изменения в ритуалы различных племен. Различные религиозные группы объединили свои учения, создав новую религию – Вуду.

Главные элементы религиозной системы Вуду

Слияние африканских и индийских религий, как уже говорилось выше, имеет концептуальную схожесть с католической верой. Но возможность постоянно меняться делает религию Вуду абсолютно не похожей на какие-либо другие верования. И, тем не менее, есть ряд неизменных основных принципов Вуду:

Bondye – главный Бог. Он чем-то похож на Бога иудаизма, ислама и христианства. То есть, он – глава всего мироздания, и он един.

Также существуют три категории духовных существ:

Лоа – духи, которые постоянно взаимодействуют с живыми людьми. Это духи членов семейства, духи главных сил вселенной – добра, зла, продолжения рода, здоровья и всех основных аспектов повседневной жизни. Лоа могут входить в людей и делать их одержимыми. А во время религиозных церемоний могут приносить известия. От них зависит, что произойдет с тем или иным человеком, – хорошее или плохое.

Marassa – божественные близнецы. Их очень почитают, потому что они помогают человеку достичь успеха в любых его начинаниях. Близнецы – это сочетание противоположных начал – добра и зла, тревоги и покоя, счастья и грусти и т. д.

Духи мертвых. Главным образом, это души умерших предков, которые еще не были «призваны» родственниками. Игнорировать умерших не смеет никто, потому что это может быть очень опасно.

Человеческая душа состоит из двух энергий:

gros bon ange – энергия, которая дает человеку жизнь, вселяется в его тело при рождении и покидает после смерти;

ti bon ange – энергия, определяющая индивидуальность; у каждого человека она своя.

Смыслом Вуду является поклонение духам. Сила духов является мощным и таинственным инструментом, который может повлиять на повседневную жизнь верующего.

Вуду показано как зло в различных фильмах и книгах, но на самом деле практически не используется для достижения негативных целей. Является мифом и то, что магия Вуду – это только черная магия, зомби и воскрешение мертвых.

Как ни странно, но многие считают, что главное в религии Вуду – это месть и убийство, но на самом деле центральное место занимает исцеление людей от болезней. Это составляет примерно 60 % всей деятельности жрецов Вуду. В отличие от многих других религий, жрецами в Вуду могут быть и мужчины (houngan), и женщины (mambo). Но, конечно, главная особенность этой религии – это ее обряды, которые жрецы проводят, обычно, в храме или около него.

На церемониях восхваляют и отдают дань божественным близнецам, предкам и лоа, которым полагается жертва, и у которых можно просить совета и помощи. Во время обряда обязательно звучат барабаны и исполняется ритуальный танец. В жертву обычно приносятся животные, которые выпускают жизненную энергию и питают ею лоа. А также в жертву могут приноситься овощи, фрукты, камни, напитки и многое другое.

Давайте рассмотрим поближе духовных существ лоа. Люди, исповедующие религию Вуду, верят только в одного Бога, которого они называют Gran Met – Великий Господин. Gran Met – всезнающий, всемогущий но, он всегда рассматривается как нечто отдаленное от человеческих проблем и повседневной жизни. Но, как ни странно, Великий Господин присутствует в ежедневной речи гаитян всегда, житель этой республики никогда не скажет вам, «увидимся утром», не добавив при этом «если Богу будет угодно».

Итак, лоа являются младшими духовными существами, которые взаимодействуют с человеком в отличие от главного Бога. Но от людей лоа требуют определенных обязательств: они служат только тем, кто служит им. Лоа также обладают священными особенностям, они имеют: номера, цвета, дни, церемониальные пищевые продукты, особенности речи и ритуальные предметы. Так, например, человек, который хочет служить лоа может, одеть одежду определенного цвета, принести в жертву необходимую пищу или соблюдать половое воздержание в посвященные лоа дни.

Многие лоа – похожи на богов, существующих во многих культурах мира. Например, Erzulie Freda (Эрзули Феда) – богиня любви, имеет схожесть с римской Венерой, Legba (Легба) – Лоа общения, похож на греческого Гермеса или римского Меркурия. Такие соответствия являются иногда простым совпадением. Многие ученые видят параллели между Лоа и образами католических святых.

Но как уже говорилось выше, во времена французского рабства, большинство черных людей на острове Гаити были невольниками. А поклонение как будто католическим святым обеспечило успешное прикрытие для служения настоящим африканским богам. Поэтому не стоит удивляться тому, что в длинной молитве Priere Guinea, которая произносится в начале ритуала Вуду, есть стихи о Деве Марии и различных католических святых.

Но это совершенно не значит, что Лоа полностью слились с католическими святыми. И нельзя путать образ Ogoun Feraille со святым Джеймсом. Если взывают к святому Джеймсу, значит, взывают именно к нему, а не к Ogoun. И несмотря на то, что Priere Guinea включает стихи, содержащие слова поклонения богам белых людей, ни в коем случае никто не смешивает ритуал Вуду с католической мессой.

Лоа могут жить в камнях, деревьях, редко в телах животных.

Сущности лоа могут проявлять свою волю через необычные происшествия, сны и через одержимости. В Вуду одержимость считается нормальным эффектом, естественным и очень желательным при проведении церемонии Вуду. Ведь через одержимость лоа проявляют себя – они, танцуют, поют, шутят, дают советы и исцеляют больных.

Опытный жрец, хорошо посвященный в Вуду, может даже вызвать воплощение лоа. То есть в дополнение к основным способностям лоа, перечисленным выше, это дает им способность проявления, позволяя обрести физическую форму. Тогда Ogoun может превратится в Железного Воина, Damballah – обрести форму большой белой змеи и т. д.

Церемониальный порядок и группы лоа

При проведении церемонии Вуду, вначале читается молитва Priere Guinea, происходит ритуальное приветствие собравшихся, звучат барабаны, затем в определенном порядке вызываются лоа.

Обязательно для каждого лоа поются хвалебные песни, а если определенная сущность лоа того требует, в жертву приносится пища или животное. При посвящении кандидата он обязан запомнить последовательность лоа. Каждому из лоа поется минимум по три песни, и при этом каждая песня должна повторяться три раза.

В обряде Вуду существует три главных группы лоа: Rada, Guede и Petro.

Rada – это добрые духи; они имеют общий церемониальный цвет, и, как не сложно догадаться, он – белый, но в пределах этой своей группы каждый лоа может иметь свой собственный цвет. Сама церемония очень величественна: ритмы Rada исполняются на деревянных барабанах. Этот обряд традиционен для африканских племен, он передает мягкие и положительные стороны Лоа.

Большой костер с находящимся в огне железным бруском, олицетворяющим лоа Ogoun, на церемониях Rada обязателен. Зато Rada Лоа никогда не требуют большую жертву, ему достаточно голубей или цыплят, хотя иногда люди по своему желанию приносят им в жертву быков и козлов. Эти лоа выполняют только те просьбы, которые не несут вредных последствий человеку. Но эти лоа не слишком сильные помощники.

Порядок Rada лоа следующий: Legba, Marassa, Loco, Aizan, Damballah Legba, Maras-sa, Loco, Aizan, Damballah и Aida-Wedo, Sodo, Badessy, Agassou, Silibo, Agwe и La Sirene, Erzulie, Bossu, Agarou, Azaka, группа Ogoun.

Сразу за Rada лоа следует семейство Guede лоа, духи мертвых, которое возглавляет сам Guede. В него также входят Baron Samedi и Maman Brigitte. Никакого определенного порядка появления для этих лоа в пределах своей группы нет. Их церемониальными цветами являются черный и фиолетовый.

Группа Guede лоа выглядят непристойно и вульгарно сравнению со строгим ритуалом Rada. Baron Samedi и Brigitte могут давать пророчества во время наиболее похотливых частей танца. Guede лоа всегда шутят, но и дают советы тоже.

После Rada и Guede идет часть церемонии, посвященная Petro лоа. Их церемониальным цветом является красный. Petro лоа представляют полную противоположность Rada лоа. Обряды Petro, были порождены на Гаити во времена рабства и представляют собой насилие и гнев. Наверное, поэтому Petro лоа более сильны и быстры, чем Rada. Несущие месть, угрозу и смерть, они считаются безжалостными, очень агрессивными и жестокими по отношению к противникам. Они способны делать самую тяжелую работу, на которую Rada просто не способны. Но они также хитры как все лоа и будут работать только на тех, кто пообещает служить им. А нарушившим обещание они жестоко мстят. В качестве жертвоприношения они требуют для себя овец, боровов, собак, козлов, коров, а в некоторых случаях – останки мертвых людей из могил; хотя обычная жертва Petro – это свинья. Во избежание последствий от силы этих Лоа ритуал Petro никогда не проводится в закрытом алтарном помещении храма – hounfort.

Ритмы Petro исполняются на барабане со шнуром и обручем – tanbou fey. Поверхность барабана специально отделана козлиной кожей и на нем полагается играть ладонями рук. Данная часть церемонии возбужденная и быстро изменяющаяся.

Порядок Petro лоа следующий: Legba Petro, Marassa Petro, Wawangol, Ibo, Senegal, Kongo, Kaplaou, Kanga, Takya, Zoklimo, Simbi DIo, Gran Simba, Carrefour, Cimitiere, Grans Bwa, Kongo Savanne, Erzulie (также Erzulie Zye-Wouj), Marinette, Don Petro, Ti-Jean Petro, Gros Point, Simbi.

После того как последние три повтора заключительной песни для Simbi закончены, церемония считается окончена. Но часто люди настолько восторженны и возбуждены, что продолжают петь популярные песни, которые, относясь к лоа, не обязательно являются частью церемониального обряда. Это вероятнее всего песни гаитянской народной музыки.

Главные лоа

Damballah, которого также называют Damballah-Wedo или Большая Змея, – один из самых популярных Лоа и самый старый из предков. Он – это наследственное знание Вуду. Damballah очень доброжелателен, абсолютно невинен, его считают отцом любви. Его мудрость слишком далека от людей, потому что он редко вступает с ними в контакт. Те, кто поклоняется Damballah, поклоняются красоте – цветам и белому цвету. День этого лоа – среда. Змея – это слуга Damballah. Поэтому его символами являются яйца змеи и сами змеи. Со змеей на Гаити поэтому принято обращаться с почтением.

Damballah питается только чистыми и белыми пищевыми продуктами, например, оливковым маслом, шампанским и белым вином, молоком, сахаром и яйцами. В жертву ему приносят только белых цыплят. Damballah – змея. Ему нужен бассейн с водой, специально построенный для него, чтобы он мог погружаться в него, и дерево, на которое он мог бы залезать. Этот лоа необщителен и любит находиться в покое и тишине. Он никогда не говорит людям какие-либо точные сведения, но своим присутствием излучает успокоение, вселяет дух оптимизма.

Если же Damballah вселится в кого-то, то этому человеку нужно дать яйцо, которое он раскусит зубами. Одержимые Damballah не могут ходить, а только ползают, их ноги и руки перестают их слушаться. Люди, в которых он вселился, подобно змеям, высовывают свой язык, и начинают залезать на деревья или крыши. Damballah не умеет говорить, поэтому только свистит. Если необходимо он может принести с собой дождь, который так нужен жителям для хорошего урожая.

Aida-Wedo – жена Damballah. Она выглядит как маленькая, свернувшаяся клубочком змейка. Она живет в воде и ест исключительно бананы. Ее символом является радуга. Цвета радуги и есть цвета Aida-Wedo, ими окрашен центр ее храма. Она часто вместе со своим мужем появляется в образе змеи.

Ogoun – является традиционной фигурой воина в этой религии. Можно провести аналогию с Зевсом – эти два бога очень схожи.

Ogoun – могущественный и мощный дух, дух триумфальных свершений. Сегодня у Ogoun появилось еще одно новое обличие, которое не особенно связано с африканскими корнями. Он представляется как лукавый и сильный политический лидер.

Этот лоа дает силу посредством колдовства и пророчества. Считается, что именно Ogoun внушил идею и дал силу тысячам рабам совершить революцию в 1804 году. Эта сущность призывается, тогда когда нужно помочь людям выбрать правительство, отвечающее их потребностям. Он предстает в различных образах, в которых играет определенные роли: лоа огня, лоа молнии, лоа фаллоса, лоа обработки металлов. Так, например, будучи в образе Ogoun Fer, он будет стабильностью, порядком и властью. А будучи раненым воином, он олицетворяет фигуру Иисуса Христа, известную всем христианам. Становясь Ogoun Feraille, он может давать силу своим служителям, хлопая их по бедрам или по ягодицам. А в образе Ogoun Badagris, может поднять и нести человека, чтобы показать ему свое особое внимание и покровительство. Во всех сферах жизни Ogoun обязательно проявляет свою воинственность и власть. Его цвет – красный, его жертва – бык.

Одержимость этим лоа часто сопровождается насилием. Одержимый им человек может мыть руки в пылающем роме без всяких опасных для себя последствий. Таких людей легко также узнать по одежде – она всегда красного цвета. Они машут мачете или саблей, жуют сигару и требуют ром, говоря старую фразу «Gren mwe fret» («У меня остыли яйца»). Иногда тут же выливают этот ром на землю. Меч или мачете – оружие Ogoun, и он может пытаться проткнуть им себя, но лезвие не проникнет в кожу. Ogoun также идентифицируется со святым Яковом, воинственным генералом.

Loco – дух растительности, опекун святынь. Понятно, что он напрямую связан с деревьями. У Loco огромные знания о свойствах трав. Жрецы получают свои знания именно от него. Этот дух исцеляет сам и помогает целителям лечить, они всегда призывают его перед началом лечения. Жертвоприношения Loco кладут в соломенные мешки, и подвешивают на ветви деревьев.

Grans Bwa – защитник природы. Он живет в глубоком лесу и не любит появляться публично. Он питается фруктами и овощами целый день, и поэтому когда его вызывают на церемонию, он обычно не голоден. Хотя люди все равно предлагают ему пищу. Этот дух призывается прежде, чем кто-либо посвящается в жрецы Вуду. Он также известен как хороший судья. Именно поэтому если есть какой-либо конфликт или спор его часто вызывают, чтобы он его разрешил. Grans Bwa не терпит несправедливость, и говорят, что он превращается в ветер, если ему необходимо что-то подслушать в мире людей.

Legba, его также называют Papa Legba или Legba Ati-bon, – он не только главный Petro лоа, но наиболее известный и почитаемый из всех лоа в Вуду. Он олицетворяет солнце и является богом ворот. В Вуду его изображают как человека, брызжущего водой, или старика, идущего с палкой. Этот дух также символизирует ритуальные воды и объединение тайн Вуду. Legba отождествляют с апостолом Петром и Иисусом Христом, ведь он обладает ключами от мира духов.

Любой ритуал начинается с обращения к Legba. Без его разрешения никто не может «открыть ворота» между мирами духовным и материальным. И никакой другой лоа тогда не сможет проникнуть на землю. Без одобрения Legba не возможна никакая связь Бога и человека и если Legba не был призван, никакое другое божество не может присоединяться к церемонии Вуду и никакой лоа не сможет действовать без разрешения этого духа. Legba – один из самых мощных среди всех духов. Он охраняет перекрестки и является прямым покровителем колдовства. Священное дерево около храма является алтарем Legba.

Legba питается костями животных. И всегда носит немного пищи в своем мешке и курит маленькую трубку. Если он вселяется в кого-то, то все тело человека искривляется и не слушается его. Его символ – лев и белая овца.

Erzulie – жена Legba, символ любви и совершенной женщины. У нее есть несколько состояний: в чистом и девственном состоянии ее олицетворение – луна, в другом состоянии Erzulie – это женщина, знающая все и являющаяся своего рода идеальной любовницей для любого мужчины. Кстати, часто она пользуется этим и делает мужчин своими «мужьями». Но многие другие состояния Erzulie олицетворяют не только любовь и добрую волю, но также ревность, месть, разногласие. Она бывает жестока к женщинам и их желаниям, отметим, что в храме в алтарной комнате она выглядит как корабль, свисающий с потолка. Жертвоприношения ей – это сладости, пряные спиртные напитки, духи, цветы и свечи.

Лоа Erzulie – это творчество, мечты, способность мыслить. У Erzulie роскошные длинные волосы, и в пантеоне Вуду она – самая красивая и чувственная женщина, богатая и уважаемая. Эта Лоа требует от своих любовников, чтобы те отвели особую комнату для ритуального секса с ней, только тогда она будет выполнять их желания и помогать в достижении задуманного. Erzulie очень богата, и если она вселяется в кого-либо, первое, что она делает, – это совершенствует его внешний облик – старается сделать человека более привлекательным и прекрасным. В храме все самое лучшее предназначено для Erzulie. Она будет купаться, используя нежное мыло. Она оденется в атлас и шелка, возьмет только свежие цветы и все, что символизирует ее женственность. Само изящество и красота – это Erzulie. Она любит танцевать и любит мужчин, и будет танцевать с ними, целовать и ласкать их, часто и неприлично.

У Erzulie три обручальных кольца – поскольку она была отдана в жены Damballah, Ogoum и Agwe. И хотя эта лоа часто флиртовала с Zaka, она решительно отклонила его ухаживания как недостойные ее. Но, несмотря на замужество, Erzulie может взять себе любого служителя в качестве любовника на один день. Но никто не может удовлетворить Erzulie полностью. В конце она всегда начинает плакать. Мир слишком велик для нее, а люди для того чтобы успокоить ее приносят ей изысканную пищу или спиртные напитки с подарками, но слезы Erzulie все равно продолжают течь.

Грусть и слезы Erzulie позволяют многим женщинам симулировать одержимость ею. Эта сущность тесно связана с Девой Марией. Ее символ – сердце, обычно пробитое стрелой почти так же, как это изображено на полотне Девы Марии. Одним из образов Erzulie является Erzulie Dantor. И если Erzulie Freda – это богатая белая женщина, богиня любви, живущая в атмосфере роскоши и прекрасных ароматов духов, то Erzulie Dantor – черная женщина с литографических иллюстраций католических книг «Святая Барбара Африканская». На щеке Erzulie видны племенные шрамы. Она имеет ребенка и гетеросексуальна, но в тоже время она – покровительница женщин-лесбиянок.

Еще прекрасная Erzulie очень любит ножи. И считается защитницей недавно посвященных жрецов. А вместе с тем и женщин, которые подвергаются насилию со стороны мужа. Призвать эту лоа можно и самому, для этого следует принести ей необходимую жертву и исполнить песнь в ее честь.

Agwe (Maitre Agwe, Met Agwe) – хозяин моря. Он покровитель не только флоры и фауны моря, но также и всех судов, которые находятся в море, подчинены его воле. Его символы – малюсенькие лодки, окрашенные в яркие цвета весла и раковины. Он любит военную форму и орудийный огонь. Тем, кто служит Agwe, приходится проводить весьма непростую церемонию, ведь она проходит непосредственно в море. На небольшой плот ставят все виды любимых продуктов Agwe, включая его любимое спиртное – шампанское. Плот спускается на воду в том месте. Если плот тонет, это хороший знак. Значит Agwe принял жертву и защитит интересы тех, кто ее принес. Но если же плот приплыл назад к берегу, значит, Agwe отказался от жертвоприношения, и его нужно умилостивить. Agwe – один из трех мужей Erzulie.

Simbi (Simba, Simbe, Simbi Andezo) – охраняет болота и фонтаны и не может жить без свежей воды. Живет в источниках и реках. По этой причине ритуалы проводятся только около источников. Этот лоа постоянно познает новое о болезнях сверхъестественного происхождения и способах их лечения. Simbi – один из армии Ogoun, и руководит береговой охраной. Соответственно он ходит только туда, куда ему нравится. Будучи лоа побережья, он один из очень уважаемых членов семейства Petro. Но, имея мягкий характер, он также принадлежит к семейству Rada. И только когда жрецы им пренебрегают или он голоден, он становится жестоким.

La Sirena или Yemaya – морская лоа. Некоторые полагают, что La Sirena замужем за Agwe. Если La Sirena появляется в святилище, вселяясь в человека, он становится похожим на кокетку, очень тщательно заботящуюся о своей внешности и говорящей очень быстро и манерно, он также часто оскорбляет жреца, выражая свое пренебрежение к нему.

Ti-Jean-Petro (Petro-e-rouge, Ti-Jean-pied-fin, Prince Zandor, Ti-Jean-Zandor) – лоа черной магии, изображается как карлик с одной ногой. Несмотря на то, что Ti-Jean-Petro имеет французское имя, происходит он из Африки. Ti-Jean-Petro защищает злых колдунов и помогает им. Имея сильный и страстный характер, он становится видимым, когда овладевает людьми.

Carrefour (Kalfu). Имя этого Лоа переводится как перекресток. Он является противоположностью Legba, и также управляет перекрестком. Если бы этого лоа не существовало, мир был бы лучшим местом во Вселенной. Он почти ничем не отличается от греческой Пандоры. Carrefour управляет злыми силами мира духов.

Он – это неудачи, разрушение и несправедливость. Legba в отличие от него управляет добрыми духами дня, а Carrefour управляет злыми духами ночи.

Если Carrefour вселяется в кого-либо, каждый участник в церемонии, замолкает, потому что если не замолчать, то злой Лоа может проникнуть в кого-то еще. Большинство важных Лоа знает его, и он сотрудничает с ними. Некоторые из исповедующих Вуду утверждают, что Carrefour – демон, но этот лоа всегда отрицает это. Хотя многие его не любят, но боятся и уважают. Он – хозяин амулетов и колдовства и тесно связан с черной магией.

Guede – устрашающая фигура в черном. Он открывает доступ к загробному миру. И управляет вечной дорогой от жизни к смерти, которую каждый человек должен когда-нибудь пересечь. Его символ – крест на могиле. Также Guede – дух эротизма, он находится вне хорошего или плохого, так как такой эротизм неизбежен. Guede равнодушен к эротизму, поэтому он им и ни восхищен, и ни пристыжен. Если Guede решит вселиться в кого-то, он часто сквернословит в адрес людей, которые притворяются, что эротизма не существует. Он высмеивает их, старается смутить и оскорбить. Больше всего он любит делать это с белыми людьми, из-за их пуританских сексуальных взглядов и западной культуры.

Guede – это воплощение сексуальности. Он обожает женщин, постоянно использует в своем лексиконе непристойные песни и слова, танцует непристойные танцы, подражая движением полового акта. Тот, кто становится одержим этим лоа, обычно одет в черное пальто, цилиндр и солнечные очки. В тоже время Guede – клоун. И его появление все любят, потому что почти всегда оно приносит радость и смех. Он без ума от сигарет и часто курит одновременно две. Его всегда удивляет поведение людей, именно поэтому он так много шутит и смеется. Этот дух не является ни хорошим, ни злым. Но, как ни странно, Guede является и защитником детей. Он не любит, когда дети умирают, считая, что они должны жить. Поэтому он – лоа, к которому прибегают за помощью для больного ребенка. Он также имеет силу над зомби, и только он решает, действительно ли люди могут быть превращены в животных.

Baron Samedi из семейства лоа Guede является Хозяином Кладбища и опекуном родового знания. Он гораздо более темный и мрачный лоа чем Guede, и имеет множество лиц, в том числе Baron Cimitiere, Baron la Croix и Baron Criminel. Но во всех своих ролях он выступает как мужской Лоа с гнусавым голосом, который несет в руке трость или жезл и одевается в черное или фиолетовое. В жертву ему приносят черных козлов или цыплят. Его символы – гробы и фаллосы. Вселившись в кого-либо, он может начать ругаться. Считается, что к его помощи прибегают в последнюю очередь, в случае смерти, вызванной колдовством. Потому что, если колдовское заклинание должно привести кого-либо к смерти, если вдруг Барон откажется «рыть могилу», человек не умрет. У Baron Samedi, есть жена – Maman Brigitte, и они оба являются ответственными за души мертвых и их препровождение к Guede. Интересен тот факт, что Baron Samedi может быть призван в случае бесплодия, он же является божественным судьей, к которому люди обращаются, исполняя ритуальную песню, в случае несправедливости.

Могила первого человека, захороненного на кладбище на Гаити, всегда посвящается Baron Samedi. На ней обязательно устанавливается церемониальный крест. В сельской же местности семьи имеют право устанавливать собственный крест, посвященный Baron Samedi. И никакое строительство храма не может быть завершено без установки креста Baron Samedi.

Baron Samedi можно вызывать в любое время. Но он настолько силен, что может появиться и без зова. Пьет этот лоа исключительно ром, в который был погружен двадцать один перец чили и который никто смертных не смог бы даже проглотить. Его любимая пища – черный кофе, хлеб, жареный арахис. Он – отличный танцор, хотя бывает и охульником когда помещает свою трость или жезл между ногами, имитируя фаллос.

Гаитяне однажды рассказывали, что однажды Baron Samedi вошел в человека, который был гомосексуалистом. Проходящая мимо него женщина обозвала его «masisi» («педик»). Baron Samedi очень разозлился и закричал ей в след: «Я – великий Baron Samedi! Этот человек – педик, да, но я – Baron Samedi, я занимаюсь сексом с самой прекрасной женщиной в мире – Maman Brigitte!». А дальше он еще долго преследовал ее, угрожающе махая своим жезлом.

Maman Brigitte, очень удивительная лоа для Вуду ведь по происхождению она британка. Maman Brigitte – производное от Brigid или святой Brigit, кельтской богини поэзии, кузнечного дела и врачевания. Наверное, она, попала на Гаити стараниями высланных ирландских или шотландских служащих. Об этом даже есть строчка в песне, которую исповедующие Вуду поют в церемониях. Но сейчас Maman Brigitte стала женой Baron Samedi, Хозяина Кладбища и главы всех умерших предков.

Могила первой женщины, захороненной на любом кладбище на Гаити, обязательно посвящена Maman Brigitte, и на том месте всегда установлен ее церемониальный крест. Ее так же, как и Baron Samedi, призывают для того чтобы «воскресить мертвого», то есть вылечить и спасти тех, кто находится при смерти от болезни, вызванной колдовством.

Maman Brigitte, как и Baron Samedi, разговаривает грубо и использует много ругательств. Она также пьет горячий и обжигающий ром с перцем, настолько обжигающий, что если человек, не одержим этой лоа, он никогда не смог бы выпить его. Она также может легко поместить красные гаитянские перцы на свои половые органы. Когда женщины подозреваются в фальсификации одержимостью Maman Brigitte, таким способом проверяют, лгут они или нет. Этот дух танцует сексуальные танцы, всегда очень красивые и эротичные.

Maman Brigitte и Baron Samedi – мать и отец, которые преобразовывают души мертвых в лоа Guede.

Лоа Guede – это духи мертвых и это огромное семейство лоа, которое произошло из душ умерших. Все они – члены одного и того же семейства, духовные дети Baron Samedi и Maman Brigitte, и все имеют одну и ту же фамилию – La Croix, что означает «крест». И независимо от того, есть ли у них другое имя, их подпись всегда – La Croix.

Большинство Лоа Guede – мужчины, но среди них есть одна женщина, именуемая Guedelia. Лоа Guede может вселяться в любого человека в любое время. Поскольку такие духи являются переходными существами, поскольку они находятся между жизнью и смертью, между предками в Ginen – царстве мертвых и живущими людьми. Возможно, именно поэтому лоа Guede почитаются в середине церемонии Вуду, после Rada и перед Petro.

Лоа Guede выглядят как их отец Baron Samedi – в черной или фиолетовой одежде, шляпах, темных очках, иногда с выбитыми линзами, с тростью или жезлом. Они танцуют ритуальные танцы, но всегда сохраняют индивидуальность того человека, от которого они произошли. Так, например, если лоа Guede говорит по-испански, то он держит свой жезл как гитару и делает вид, что играет на ней, исполняя любовные песни. Хотя это немного и нетипично для Вуду, но многие лоа Guede открыто демонстрируют свое географические происхождение.

Семейство лоа Guede, включая самого Guede, a также Baron Samedi и Maman Brigitte, более всего известно из-за их любви к ругательствам и вульгарным сексуальным терминам. Но наказать кого-то из лоа Guede за его неприличное поведение невозможно, потому что он мертв. Да и эти ругательства никогда не бывают оскорбительными и не используются для того чтобы «проклясть кого-либо». Они всегда достаточно смешные и ироничные. Есть много очень величественных песен, исполняемые для лоа Guede. Но сейчас, все больше акцент делается на сексуальный и непристойный юмор.

Лоа Guede любят воровать. Хотя обычно воровство ограничивается лишь несколькими кусочками пищи. Обычно для Пира Предков – Fet Guede – большинство храмов готовит пищу специально для сотен лоа Guede, которые в это время появляются и блуждают по улицам.

Azaka (Azacca, Zaka) – простой фермер, очень почитаемый крестьянами, ведь он любит работать. Обычно он ходит босиком, носит котомку и соломенную шляпу. Характер у этого лоа подозрительный, и он испытывает ненависть и злобу к горожанам. Он любит петь, правда, пение его состоит из неразборчивых звуков, чем-то напоминающих блеяние. Azaka также любит распространять сплетни и весьма неравнодушен к женщинам. Azaka молод и в свободное от работы время любит поиграть. Azaka, лоа сельского хозяйства, но в тоже время и брат Guede. Поэтому Guede часто приходит во время церемонии для Azaka.

Лоа Azaka всегда в курсе того, кто с кем общается, кто с кем флиртует, и у кого какие отношения. И если он вселяется в человека, он сразу выбалтывает все местные сплетни. Подобно Guede, Azaka любит хорошо поесть. Но, в отличие от своего брата, он абсолютно невежлив и жаден, часто убегает, чтобы тайком и быстро съесть пищу.

Djab – креольское слово djab происходит от французского diable – «дьявол», но в контексте гаитянского Вуду этот термин имеет другое значение. Лоа – очень разные; некоторые из них индивидуальны, им служит только один жрец, и они являются личной собственностью этого человека. Такие лоа не входят в службу Вуду, их нет ни в Rada, ни в Petro группе. Другим лоа служат многие жрецы (например, Makaya лоа), они обычно и называются djab. В этом случае более точно перевести это слово можно как «дикий дух». Djab связан с колдовством. Чаще всего Djab вызывается магами Вуду от имени клиента, чтобы совершить некий обряд против врага или делового конкурента этого человека. Человек, вызвавший djab, обязуется оплатить его услуги, обычно это регулярно приносимые жертвы.

Те люди, которые служит djab, защищаются от их возможных агрессивных действий с помощью garde, ритуала колдовского «щита». Во время него в небольшие порезы на коже втираются специально подготовленные высушенные травы. Ритуал garde проводится ежегодно во время зимнего солнцестояния. Шрамы, оставшиеся от этого ритуала, выглядят своеобразным знаком и служат отличительным признаком.

Особенно злые djab призываются для того, чтобы забрать жизненную энергию человека, привести его к смерти. Когда такой дух становится ответственным за смерть человека, гаитяне не говорят «djab убил человека», а говорят «djab съел человека». Имеется в виду, что djab поглотил жизненную силу человека. В Вуду также можно призывать djab, чтобы убить человека, если он убийца, вор, насильник и т. д.

Есть интересный факт: Жрица Марина призвала Erzulie Dantor, часто именуемую как djab, и принесла ей в жертву борова на церемонии Bwa Caiman в 1794 году, когда началась Гаитянская революция. Во время Гаитянской революции djab были очень важны и, как считалось, давали неуязвимость от пуль, которыми стреляли французы. Даже смерть большинства членов экспедиции генерала Ле Слерка из-за желтой лихорадки была расценена как результат работы djab.

Зомби – миф или реальность?

« Мертвеца окружила тесная группа голых африканцев, которые, повинуясь знакам жреца, низкими гортанными голосами затянули ритуальную песню. Темп ее убыстрялся с каждой секундой, мелькание рук и ног танцующих становилось все стремительнее, пока, наконец, не перешло в душераздирающие вопли. Казалось, от такой какофонии небо вот-вот расколется и упадет на землю. Но произошло не менее непостижимое: жрец вдруг взмахнул рукой, заставив поющих умолкнуть. Человеческий круг тут же распался, позволив всем остальным жителям племени узреть нечто фантастическое: охотник, которого они так недавно оплакивали, стоял перед ними живой и невредимый!»…

Описанное действо – не плод воображения сумасшедшего и не писательская выдумка. Это свидетельство одного из европейских путешественников, посещавших Гаити. У некоторых африканских племен обряд воскрешения из мертвых – явление чуть ли не обыденное. Естественно, оживление трупов – это не только пассы руками и песнопения жреческой команды. Представлению, как правило, предшествует тщательная обработка тела специальными препаратами, известными лишь посвященным. Однако окружающим этого знать не обязательно, для них достаточно внешней стороны ритуала.

Нечто подобное путешественникам приходилось наблюдать и в некоторых индийских племенах. Правда, среди индусов ритуал воскрешения из мертвых (по местному «рланга») – не самоцель, а средство, с помощью которого оказывается помощь душе умершего в ее посмертном состоянии. Оживление, как и у африканцев, происходит при большом скоплении народа, но – в полнейшей тишине. Это – непременное условие церемонии, которое должно неукоснительно соблюдаться. После чудесного воскрешения человек встает, делает с закрытыми глазами несколько механических неуверенных шагов, затем вновь ложится на землю и теперь уже умирает «по-настоящему». Но не всегда «второе рождение» – благо для умершего.

В начале семидесятых годов прошлого века спецподразделение гаитянской полиции разыскивало в джунглях особо опасного преступника. Во время поисков случайно была обнаружена плантация сахарного тростника, на которой работали до крайности изможденные существа, похожие на людей лишь телосложением. Остекленевший тупой взгляд и неестественные движения этих биороботов вызывали ужас и оцепенение. Один из полицейских обратил внимание на молодого парня, который кого-то ему смутно напоминал. Вглядевшись пристальнее, он узнал в нем своего брата, умершего и похороненного им лично десять лет назад! По данному факту прокуратурой было возбуждено уголовное дело, но далеко оно не продвинулось: внезапно нагрянувший на тайную плантацию десант никого там уже не нашел…

«Вуду – сложная, многоплановая религия, адепты которой используют мистические ритуалы и поклоняются своим идолам, начиная с божественной змеи Дамбаллы и кончая менее важными божествами, – говорит известный исследователь культов Африки и Центральной Америки профессор Антонио де Боно. – Обращаются к этим божествам приверженцы культа Вуду во всех случаях, прося о выздоровлении или о ниспослании мести своим врагам».

Магия – составная часть этого культа, и не только белая, но и черная. Самая известная церемония Вуду, без сомнения, – «воскрешение » мертвых. Колдуны культа Вуду, так называемые «бокоры», просят при этом о помощи «барона Самеди» и вызывают душу мертвого словами: «Морту томбу, мийи!», что означает: «Ко мне, мертвец, из могилы!». В этот момент тело покойника должно ожить. Если оно в хорошем физическом состоянии, то вернувшийся к жизни человек может стать настоящим зомби, выполняющим все приказы своих хозяев. Однако чтобы постоянно поддерживать это состояние «жизни-смерти», тело необходимо кормить.

Но, ни в коем случае ему нельзя давать соленую пищу: если только это произойдет, тогда случится что-то страшное и зомби жестоко отомстит тем, кто поднял его из могилы. Это самая непонятная сторона культа.

В существовании зомби сейчас уже никто не сомневается. Ученые собрали множество свидетельств о живых биороботах – зомби. Сегодня уже доподлинно известно, что основой для приготовления чудовищного препарата, с помощью которого людей превращают в бессловесных скотов, является яд тетродоксин, извлекаемый из внутренностей рыбы двузуб. В Японии эту рыбу называют «фугу» и готовят с особой тщательностью: по утверждениям японских фармацевтов, блюда из фугу – причина, по крайней мере, ста смертельных случаев отравления в год».

Тетродоксин в сотни раз превышает степень воздействия на организм цианистого калия. Именно поэтому, как свидетельствуют очевидцы, при его приготовлении гаитянские колдуны тщательно затыкают носы ватой, надевают плотные шапки и одежду из толстой мешковины.

У намеченной к превращению в зомби жертвы после принятия внутрь дьявольского зелья сразу же прекращается дыхание, тело синеет, а температура его быстро падает, глаза стекленеют. Но человек не умирает, в нем продолжает теплиться искорка жизни, о которой, правда, знают лишь единицы. После однозначного врачебного диагноза тело хоронят. А через несколько часов, под покровом ночи, вновь извлекают из могилы. Заключительный этап превращения в зомби – вливание в рот парализованной жертвы сильнейшего наркотика, после чего человек «оживает», но полностью и навсегда теряет память, волю и сопротивление. Из могилы встает существо, которое практически лишено мозга и готово выполнить любое, даже самое абсурдное поручение. Те, кто видел зомби, рассказывают о них как о людях, которые «бессмысленно смотрят перед собой мутными, мертвыми глазами». Превращение гаитянскими колдунами людей в биороботов имеет под собой солидное «правовое» обоснование. Экзекуции подвергаются только те, кто «нарушил священные законы Вуду», кто обижал родных и близких, воровал, жульничал, убивал. Местные жители, однако, не очень доверяют суду старейшин, поэтому похоронный ритуал на Гаити включает в себя ряд действий, которые исключают любые попытки похищения мертвеца и насильственного возвращения его к жизни.

Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей Юрьевич

Глава 31. Дуальность истории. Закономерное и случайное в жизни общества. Роль личности в истории. «Наполеон умел в одно мгновение решать участь целых материков, обнаруживая при этом как настоящую гениальность, так и неуклонность в достижении намеченной цели». Холленд

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 05 автора Степанова Наталья Ивановна

Вуду Дорогие мои ученики, по поводу учения по Вуду от вас приходит очень много писем. В них вопросы, просьбы и пожелания. И еще нетерпение: сейчас и все сразу! Так нельзя. Не дают ведь первокласснику программу десятого класса.Нужно постепенно дорасти до того уровня, чтобы не

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 03 автора Степанова Наталья Ивановна

ВУДУ Этот раздел самый сложный. Его невозможно постичь с ходу. Арабы называют вуду «бешеная сила», китайцы – «удар молнии». И то и другое определение очень подходит этой области магии.О вуду ходят легенды. Сейчас очень модно снимать фильмы ужасов, и среди них почетное

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 04 автора Степанова Наталья Ивановна

Дым в вуду Мастера вуду часто работают с дымом, справедливо полагая, что связанные с ним ритуалы очень сильные. Например, можно начертить круг диаметром два метра, в нем нарисовать квадрат, в квадрате – треугольник, в треугольнике вырыть ямку, положить в нее фигурку из

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 06 автора Степанова Наталья Ивановна

ВУДУ Продолжаем тему, начатую в третьем выпуске «Заговоров сибирской целительницы».Сегодня я научу вас, как вызывать собак и змей, используя заклинания вуду. Эти заклинания на первый взгляд могут показаться бесполезными, но они необходимы вам для практики. Также следует

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

ВУДУ По многочисленным просьбам я продолжаю эту тему.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 08 автора Степанова Наталья Ивановна

Вуду Все способы, приведенные в этом разделе, по своему действию гораздо сильнее тех, которые мы проходили с вами в предыдущих книгах, поэтому следует придерживаться очень строго указанных правил в работе. Пользоваться этим разделом могут только достигшие возраста

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

Из книги Нострадамус: благая весть. Предсказание известного прорицателя автора Ридинг Марио

ВУДУ Это религия афро–карибских стран. Слово «вуду» на языке западноафриканского народа фон означает «дух умершего». Таким образом, культ вуду - это культ духа. Его практиковали негры Дагомеи. В XVI веке захваченные испанцами и привезенные на Гаити в качестве рабов на

Из книги Человек-дельфин автора Майоль Жак

Тема Туссен-Лувертюр и независимость Гаити Дата: 1803 год Катрен 7/3 Apres de France la victoire navale Les Barchinons, Saillinons, les Phocens, Lierre d’or, l’enclume serr? dedans la basle Ceux de Ptolon au fraud seront consens. После победы французского флота На несудоходной реке безучастные и отчаявшиеся. Золотой плющ, наковальня сокрыта

Из книги Верну мужа в семью автора Невский Дмитрий

Из книги Современная боевая тантрическая магия автора Дароль Алексей

Женские страхи (в контексте партнерства и брака) Женские страхи с точки зрения возрастных циклов можно разделить на следующие этапы – 16–25 лет, 25–35 лет, 35–45 лет, 45–60 лет.16–25 лет. «НА ВСЮ ЖИЗНЬ!?» или «ОН!?»Я намеренно написал названия страхов большими буквами, чтобы

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

Мужские страхи (в контексте партнерства и брака) У мужчин, как вы понимаете, существуют свои страхи в контексте отношений и брака. Они также различаются в зависимости от цикла (возраста мужчины) и влияют на поступки во взаимоотношениях.16–20 лет. «НИКОМУ НЕ НУЖЕН!» или «ВО

Из книги автора

Вуду Максимально бесчеловечная система АК.5 основнх методов:1) Массовый сомнамбулизм в ритуальном танце, на ритмике танца и заклинаний. Во время африканских танцев маг откачивает энергию танцующих, транслирует на любые расстояния;2) Жертвоприношения людей (фильм «Змея и

Из книги автора

9.1. Развитие представлений о Высшей силе в истории человечества История человечества неразрывно связана с развитием религий и верований. В древних источниках сказано, что до возникновения каббалы, до того, как Авраам стал первым каббалистом, его отец Терах (в русской

Магия Вуду уходит корнями глубоко в историю человечества. Ее прародиной считается Гаити, где и по сей день она обрела невероятную власть. Слухи о данной магии ходят самые разные. Колдунов, а также последователей этого мощного оккультного направления нередко считают приспешниками самого дьявола. Но так ли страшен Дьявол, как его рисует людская молва? Или, все- таки, магия Вуду направлена не только на управление силами тьмы? Об этом и многом другом можно узнать из материала данного повествования.

Исторические этапы возникновения магии Вуду на Гаити

Современная магия Вуду считается неким сплетением различных духовных начал. Например, в Вуду сочетаются такие конфессии, как:
Православная;
Исламская;
Католическая;
Языческая.

Некоторые православные христиане крайне негативно относятся к данному направлению, а зря. Ведь такое отношение говорит о неосведомленности в данном направлении.

На самом деле, в Вуду перекликаются как верования африканских племен, так и православные традиции. Если рассмотреть Вуду во взаимосвязи с другими религиями, то она более гибкая, чем та же буддистская или христианская система верований. Ее можно подстроить под любого человека независимо от расы, пола или социального статуса.

Основой для Вуду является вера в существование духов потустороннего мира. Данная религия является хоть и разной по направлениям и гибкой, но не хаотичной. Например, согласно историческим заметкам, основой для создания традиционной религии Вуду послужила вера одного из крупнейших африканских племен во время колонизации англичанами йоруба. Несмотря на то, что некоторые с опаской относятся к данной вере и религии в целом, если разобраться подробнее, можно увидеть принципы, которые схожи с традиционными более влиятельными направлениями религий.

Принципы Вуду и йоруба

Основой веры Вуду считается верование в разных существ потустороннего мира. Например, существуют духи, которые последователи Вуду именуют как Лоа. Эти духи средней силы отвечают за каждый аспект жизни человека. А самих божеств подобной направленности великое множество. Также существуют духи более старшей иерархии, которые называются Ориша. Такие духи уже посильнее и у гаитян ассоциируются по мощи с божественным началом, совладать с которым может даже не каждый опытный колдун, не говоря уже о новичках.

Также Вуду роднит с мировыми религиями наличие Творца мироздания. Считается, что спустя некоторое время Эша, так его называют гаитяне, отошел от правления, передав мир и управление им в руки Ориша. Некоторые религиоведы прослеживают в данном боге взаимосвязь со славянским божеством Родом. Им обоим не нужны поклонения и жертвы, им просто достаточно самого своего существования для спокойного бытия всего сущего. Это- одни из самых миролюбивых божеств по отношению к человеку.

Следует отметить, что, в отличие от большинства традиционных религий, в Вуду царит полное равноправие среди его последователей. При этом, жрецом может стать, фактически, любой человек. А добиться высших сил и власти может как мужчина, так и женщина. При этом, обязанности и ритуалы для обоих полов ничем практически не отличаются.

В целом, магия Вуду может быть, как созидательной, так и разрушительной. Ведь если посудить, до даже светлые маги при желании отомстить обидчику могут прибегнуть к черным ритуалам. И это вполне естественное явление среди колдунов. Однако в светском обществе превалирует мнение, что Вуду направлено лишь на разрушение и проклятие. А то, что при помощи этой древнейшей магии, согласно информации адептов данной магии, вылечиваются даже неизлечимые на сегодняшний день болезни наподобие рака – это, почему-то, мало кто учитывает.

Вуду – лишь способ общения с высшими силами. А то, как его использовать, решает каждый жрец для себя уже самостоятельно. При этом, если светлая, например, православная магия осуждает темные действия, то Вуду ничего против них не имеет.

Колдуны Вуду более критично и трезво смотрят на жизнь и человека, без предрассудков и шаблонов благодаря смешению разных религий и мировоззрений.

Магия Вуду- уникальный памятник культуры человечества, который может использовать каждый, если чувствует в себе потенциал как для улучшения жизни, так и для общения с темными силами. В Вуду каждый выбирает свой путь самостоятельно.

No related links found



Преамбула:
Давно собирался написать про вуду, но все время сталкивался с проблемами, то не смог найти свои фотографии на тему (пришлось взять из файлопомойки), то уже практически готовый текст магическим образом куда то исчез, тем не менее, продолжу.
Значит так, каждый раз, когда кто то из моих знакомых узнает, что я сейчас живу на Гаити, тут же начинает ошибочно цитировать мультфильм "Возвращение блудного попугая" - ".. Гаити, Гаити... не были мы ни на каком Гаити, нас и тут неплохо кормят!..." Так воооот, в мультике речь шла о ТАИТИ, совершенно другом острове, который тонет в водах Тихого океана в районе Французской полинезии. Далее, когда товарищ приходит в себя, в 70% следующий вопрос звучит примерно так: "А правда, что там везде культ вуду и повсеместно толпами ходят зомби?".
Ниже я постараюсь раскрыть эту тему сквозь призму местного обывателя как оно есть на самом деле, а не туриста, для которого устраивают показательные выступления с фейерверком, красочными костюмами и ритуальным убийством домашних животных.

Чужестранные термины, используемые в рассказе:
Перистиль (Peristile) - избушка жреца вуду;
Ган-ган (Gan-Gan) - жрец вуду-мужчина
Манбо (Manbo) - жрица вуду-женщина.

Амбула:

В каждом значимом гаитянском городке, где нибудь на задворках, есть маленький домик, украшенный странными орнаментами и росписями. Это перистиль - убежище местного жреца вуду. Как правило это мужчина, может быть и женщина, может быть один, а может быть и с учеником. По преданию, жрецом становятся не по своей воле, а когда из умершего жреца вуду его душа переносится в избранного духом вуду человека. При этом у каждого жреца с собой есть какая нибудь животина типа, паука, змеи, осла, в которой, как считается, находится непосредственно дух вуду.

А сам шаман является, по сути, медиумом, посредником между духом и людьми. На короткое время транса дух может вселиться в шамана, чтобы произвести наиболее важные действия, как например, если духу понравился какой то свеже умерший человек, он может зомбировать его, не выпустить его душу, а подчинить себе. Однако если мертвец был достойным христианином, то такое может не получиться. На фото ниже пример церемонии зомбирования умершего человека.

Как правило, позже зомби становится преемником жреца, его "восресившего". Такой способ иногурации добавляет престижа новоявленному колдуну.
Как то ученые всерьез занялись проблемой зомбирования и разобрались, что человеку просто вводят определенную дозу яда, выделенного из одной местной рыбки, и он приобретает свойства умершего человека. На самом деле из-за сильного токсикоза, кандидат впадает в кому и все жизненные процессы в его теле замедляются, а через некоторое время (2-3 дня) если организм справляется с интоксикацией, ему становится лучше и он "воскресает". Иногда это имеет побочные эффекты в виде шизофренических паталогий т.е. чувак становится реально больным на голову и похожим на зомби. Во время комы мозг больного испытывает кислородное голодание и происходят необратимые процессы.

В Гаити жрец вуду является по нашему этаким ведуном, колдуном, который может помочь в каких то несовсем чистых делах. Например, гаитянин может пойти к ган-гану, чтобы навести порчу на своего врага, девушка может обратиться, чтобы привадить богатого жениха, неудачник эммигрант может попросить поспособствовать с выдачей американской визы, студент помочь в сдаче экзамена. При этом необходимо выполнить условие, поставленное колдуном - вырыть колодец, привести и подарить козу, передать какие то вещи в пользу ган-гана.
Вуду - не религия, это - африканская магия. Большинство гаитян практикуют основные мировые религии: католицизм, протестантизм, ислам, а также не меньшей популярностью пользуются ряд сектантских учений (баптизм, адвентизм, церковь святого духа, свидетели Иеговы и др) , но при этом они не прочь окунуться в свои африканские корни при необходимости. Большинство людей рельно боятся жрецов. Но есть некоторые, которые их сильно уважают (в основном люди старших поколений). Они участвуют в коллективных ночных церемониальных актах, во время которых под гулкую музыку с четким ритмом, участники танцуя, теряют рассудок, меняются лицами и голосами, совершают неадекватные действия, например могут пить крепкий спирт, настоенный на острейших приправах. Колдунам также приписывают изготовление снадобий с использованием крови домашних животных - петуха, козы, молодой коровы.

Иногда жители деревень, обеспокоенные излишним падежом скота и частыми шумными ночными оргиями, выгоняют жреца вуду. В таком случае, жрец с учениками уходит в горы, где уединяется с природой.
В последние годы популярность культа вуду пошла на спад, люди стали меньше верить в силу магии. Виной тому многочисленные религиозные конфессии, которые заполонили развивающиеся страны. В Гаити официально действует около 90 разных религиозных организаций, главным образом они занимаются гуманитарной и образовательной деятельностью среди подрастающего поколения.

Вуду - это одна из самых интересных афро-карибских Многие из нас связывают это слово с мрачными колдунами, которые создают зомби, протыкают иглами куклы своих врагов, насылают зловещие проклятия. Такие представления во многом связаны с фильмами ужасов, которыми нас снабжает американская киноиндустрия.

То, что можно увидеть в подобных фильмах, соответствует действительному положению вещей менее, чем на один процент. В действительности, вуду - это в первую очередь , последователи которой почитают божественных и своих умерших предков, приносят им небольшие жертвоприношения, празднуют праздники и участвуют в церемониях.

Как духовная традиция вуду появилась на Гаити - острове в Вест-Индии - во время французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.

Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать народные , заставляя исповедовать католицизм. Но рабовладельцы не хотели посвящать своих рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут католическое учение и благодаря ему осознают, что они такие же полноценные люди, как их хозяева, и что рабство порочно. Французы хотели держать рабов под контролем. Поэтому рабы стали использовать католическую как "прикрытие" - приняв католических святых и другие атрибуты этой , они поклонялись своим народным божествам.

Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они находили много общего в католицизме и своей традиционной вере. Ведь обе поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъестественных существ и жизни после . Католическая месса связывалась с жертвоприношением крови вследствие того, что прихожане ритуально употребляют тело и кровь Иисуса Христа. Также общей была идея о помощи духовных существ (loa - у африканцев, святых - у католиков), которые действовали как посредники между Высшим Богом и людьми.

Итак, получилось, что рабы и их владельцы верили в одних и тех же богов, но называли их различными именами. В жестоком новом мире дала рабам ощущение власти. Это позволило им сохранять свою культурную идентичность и противостоять окружающему злу.

Таким образом, вуду - более или менее неповрежденная африканская , функционирующая на Гаити, а ее христианские элементы представляют собой часть колониального наследия.

Население Гаити и, следовательно, вуду происходит в основном из двух африканских регионов:

Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный процесс изменения , вызванный тем фактом, что никакая традиция не считалась ортодоксальной и была таким образом способна к гибкому приспособлению. Оба региона, особенно Конго, также имели длительный контакт с христианством.

У Дагомеев также присутствовало некоторое знание христианства. После того как люди из этих регионов попали на Гаити, они стали развивать национальные общины, основанные на взаимной помощи и поддержке людей из их родных областей, а жизнь на плантациях вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу. Смесь христианства и вуду обеспечила связи между различными общинами.

Рабы стали поклоняться не только своим собственным богам, но богам из других традиций. В этом процессе они унифицировали и изменили ритуалы различных племен. Результат такого сплава проявился в том, что различные группы объединили свои учения, создавая таким образом новую - вуду.

Вуду можно назвать сложным мистическим видением мира, связывающим воедино человека, природу и сверхъестественные - то есть "надприродные", лежащие вне знакомой реальности - силы. Эта достаточно демократична, духовный мир здесь доступен каждому без каких-либо посредников. То, что в других называется "одержанием", в Вуду является практической целью, достигаемой с помощью различных ритуалов. Как говорят об этом сами жители Гаити: "Католик идет в церковь, чтобы разговаривать о боге; вудуист танцует во дворе храма, чтобы стать богом".

Мировоззрение вуду

С точки зрения Вуду, человек - совокупность нескольких тел, наложенных друг на друга, из которых обычному восприятию доступно только одно - физическое. Следующее - нечто вроде дубликата тела, позволяющего ему функционировать, "дух плоти". Он не является индивидуальным и после медленно вытекает из тела, переходя к живущим в почве организмам - полностью этот процесс занимает 18 месяцев. То, что называется душой, по вудуистским представлениям состоит из двух компонентов - "маленький добрый ангел" и "большой добрый ангел". "Большой добрый ангел", подобно "духу плоти", является чисто , но более тонким, и после немедленно возвращается в бесконечный резервуар, питающий все живое. "Маленький добрый ангел" - индивидуализированная часть души, источник всего личного. Он способен легко отделяться от тела и возвращаться назад (это происходит во время сновидений, или сильного испуга, или во время "одержимости" - когда он временно замещается лоа (внешними ). Именно "маленький добрый ангел" является мишенью магических операций и объектом магической защиты (в некоторых случаях может помещать его в специальный глиняный кувшин, канари, откуда тот продолжает одушевлять тело). Последний духовный компонент находится на небе и связан не с телом человека, а с его судьбой; это личная "звезда" - словом, то, что в Индии с удивительной меткостью называют .

Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-создателя (Нсамби, Bondieu - Доброго Бога), который не участвует в жизни своих созданий, и (лоа), которые являются детьми Бога-создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи.

После сотворения мира Бог отдалился от человечества, однако все же Он продолжает внимательно наблюдать за всем, что происходит на Земле и сохраняет управление всем существующим. Бог-Нсамби есть истинный Владелец всего и всех. Он вмешивается в создание каждого индивида. Линии на ладонях и позвоночный столб указывают на Его непосредственное влияние. Он управляет жизнью и и наказывает нарушителей Его закона. Нсамби не воплощается на Земле и не является непосредственным объектом культа.
Приверженцы Вуду считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого есть свой знак, имя и предназначение.

Вудисты полагают, что предметы, служащие лоа, продлевают и выражают его. Лоа весьма активны в мире и часто овладевают верующими в течение всего ритуала. Только специальные люди такие, как колдуны унганы и колдуньи мамбо, могут напрямую общаться с лоа. Во время обряда совершаются жертвоприношение и ритуальные танцы, затем унган впадают в транс и упрашивают лоа о помощи и покровительстве в житейских делах, о благосостоянии. Если лоа остаются довольны щедрыми подарками и обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

По верованиям вудуистов в человеке живёт несколько душ. До рождения и после он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога - совесть. Одна душа - gros-bon-ange, «большой добрый ангел» - наделяет человека определенной индивидуальностью. Еще до рождения - «до прибытия на Землю» - каждый из нас был таким ангелом. После человек вновь станет ангелом и вернется к предкам в «Гвинею». Страна эта не имеет ничего общего с тремя африканскими Гвинеями. Это - блаженное царство, страна мечты. В минуты транса «большой добрый ангел» вылетает из тела человека, и его место занимает бог. «Ангел» и сам со временем может стать богом, когда многое познает и наберется .

Другая душа - ti-bon-ange, «маленький добрый ангел» - это наша совесть, своего рода наш ангел-хранитель. Это - искра, которую заронил в нас бог. Она теплится, пока мы живем. После нашей она вернется к богу на небеса.
Вуду верят в перевоплощение - используется термин «Joto». «перевоплощенного» Предка - Joto. Joto - это душа передаваемая от Предка, «представителем» которого является человек, и который опекает данного индивидуума. Joto - Предок, жизненный поток которого оживляет ребенка. Он упоминается как Se-Joto или Se mekokanto. Он тот, кто представляет Создателю глину из которой будет «вылеплено» тело вновь прибывшего. Он - сила, жизненная и духовная , которая моделирует и направляет существование человека; Se (Защитник), который дается человеку. В принципе, ребенок не получает имя своего Joto. К нему можно, однако, обратиться по этому имени время от времени, чтобы напомнить ему об этом. Это имя может преобладать, если человек будет посвящен в культ его Joto. В этом случае имя Joto становится реальным именем человека в . Индивидуальная душа Joto не воплощается в своего «протеже», но передает последнему его социальный статус и роль.

Гаитянское Вуду имеет два основных Пантеона Богов - Рада и Петро. Rada (креольский термин для Allada) - Пантеон, происходящий из Дагомеи. Petro - Пантеон, имеющий корни в Конго (вопреки широко распространенному мнению, Петро Пантеон Вуду состоит отнюдь не из одних лишь конголезского происхождения).

Вуду почитают богиню любви Эрзули и великого Дамбалла Ведо. Этот Змей - главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей; Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь. Дамбалла - это источник Силы и местонахождение всех лоа. Дамбалла представляет как доброй, так и злой Силой (в зависимости от самого призывающего).

Еще одним известным лоа является Барон Самеди, или Геде. Это - ужасный бог царства мертвых. Известно, что он носит фрак и курит трубку, а потому эти реквизиты заранее приготовлены. Любит Геде и ром, особенно если кинуть в него стручки жгучего перца. , выбранная Геде, бросается к бутылке и может разом выпить ее до дна.

Ритуалы и церемонии вуду

В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор - святилище). Лишь некоторые унганы вывешивают над культовыми зданиями драпо - пестрые, расшитые блестками и разноцветными нитями флаги, которые указывают: здесь совершаются церемонии. церемонии вуду нередко проходят ночью в чаще влажных тропических лесов.

Основные атрибуты церемоний Вуду: митан (столб - дорога богов) и свечи. Ритуал всегда начинается с втыкания в землю длинного шеста, служащего своеобразной основой для визуализации Дамбалла. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии.

Обычно в начале церемонии поётся песня-прошение, обращённая к лоа Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа». Лоа - Легба или Папа Легба, является, по представлениям Вуду, посредником между другими богами и связывает лоа с жрецами унган и мамбо, которые, в свою очередь, доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения. Легба - хранитель врат в потусторонний мир. Без его помощи не открыть врата, не добраться до демонов и . Поэтому с самого начала церемонии взывают к нему: да распахнутся врата. Людей, одержимых Легбой, видно сразу. Ведь сам он - старый хромец. Вот и люди, кого он взял в оборот, теряют способность нормально двигаться. Их словно парализует; некоторые из них оцепенело лежат на земле не в силах тронуться с места.

Танцуя вокруг шеста, мамбо, вместе со своей помощницей-унси и помощником - ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея, чтобы отогнать от себя и присутствующих злых , в которых некоторые авторы видят христианских святых. Танцы проходят под звуки барабанов, уводящих своей монотонностью в транс тех, кто присутствует на них. Из сосуда с жертвенной кровью или непосредственно из кровоточащего обезглавленного тела животного или птицы жрецы смазывают лица всех участвующих в этом сборище. Иногда обезглавливание курицы, которую приносят в , происходит путём откусывания головы зубами под бешеный танец, в состоянии исступления. Всё это дело происходит вокруг пылающего костра, рядом с которым стоит ящик или сосуд, в котором содержится главный объект поклонения - ( Дамбалла).

Бокоры

Социальная лестница приверженцев культа Вуду состоит из множества ступеней, и, оказавшись на последних из них, верховные жрецы (мамбо и унганы), оказавшись отвергнутыми, изгнанными или верша месть, могут обращаться в «бокоров», так называемых жрецов магии. В общем-то в вудуизме это далеко не поощряется, и за «чёрные» дела бокорам обязательно должно прийти возмездие, но тем не менее, такие колдуны существуют, держа в страхе целые сёла и города.

Как правило, бокоры состоят в тайных обществах, и деятельность их в высшей степени секретна. В чёрную магию Вуду посвящены лишь немногие, и заниматься ей могут только верховные жрецы. Одной из таких особ был небезызвестный правитель острова Гаити – Франсуа Дювалье, который во всю использовал силу лоа загробного мира в ведении политики, как внешней, так и внутренней. Будучи бокором, папаша Дювалье имел целую армию, с помощью которой держал в страхе население всего острова. Это были одновременно и , и офицеры тайной полиции, и исполнители страшных приговоров. На Западе одним из самых известных аспектов магии Вуду является зомбификация, т.е. приведение человека в состояние зомби – управляемого биологического робота. Человек, словно, воскрешённый после , лишался души и становился рабом своего хозяина (бокора).

Как выяснилось позже, и здесь не обошлось без вмешательства природы, которая в очередной раз подарила человеку вещество, способное некоторым образом влиять на жизненные функции. Так, жрец приготавливал зелье из определённых сортов африканских растений и жабьих желез, которое блокировало участки мозга, отвечающие за сердцебиение, дыхание, кровообращение, но странным образом оставалось нетронутым сознание. Так, человек мог находиться некоторое время в состоянии, похожем на смертельное, т.е. как бы умирал, а по прошествии некоторого времени, оживал, частично не помня своей прошлой жизни либо не помня таковой вообще. Но всё же, как ни старалась наука, повторить весь процесс зомбификации в лабораторных условиях не удалось, хотя были известны даже все составляющие этого магического зелья, отключающего жизненные рецепторы человека.