Самые маленькие скороговорки. Скороговорки для детей и взрослых - простые и сложные, на произношение

Обучение детей процесс сложный и трудоёмкий, к тому же в нём обязательно должны присутствовать игровые моменты и возможность чередования процесса постижения знаний и отдыха. Скороговорки на русском языке являются одним из способов учиться с удовольствием.

Польза скороговорок

Согласно словарю – это ритмичный, несложный и шуточный текст, собранный из таких слов, чтобы произносить их быстро было затруднительно. Относится этот вербальный жанр к народному творчеству.

Разучивание и проговаривание таких фраз и стишков помогает активному обучению в приятной игровой форме, это способствует:

Причём делать это можно с юмором, ведь многие скороговорки имеют шуточный смысл. Специалисты по детскому развитию рекомендуют совмещать разучивание этих коротких фраз с подвижными играми. Вот несколько сценариев:

  • можно попросить малыша ритмично ударять по мячу во время проговаривания текста;
  • отбивать ритм ладошками;
  • показывать пантомимы на героев и события в тексте.

Скороговорки проговаривают в медленном ритме, со средней скоростью, в быстром ритме и очень быстром. Обязательно нужно следить, чтобы ребёнок выговаривал все слоги, не глотал окончания и чётко разделял слова .

Дети, как правило, очень эмоциональны, их психика только учится справляться с волнами чувств, поэтому рассказывая или отвечая на вопросы родителей, они иногда спешат, не полностью проговаривают слова или же теряют нить разговора. Разучивание скороговорок способствует концентрации, осмысленному чтению, умению анализировать короткий текст, находить параллели и выстраивать ассоциации. Ребёнку обязательно пригодятся все перечисленные навыки в последующем обучении в школе, да и в повседневной жизни.

Если малыш научится переключаться с одного осознанного действия на другое, концентрироваться на определённом действии или предмете, то уже с детства у него улучшится усидчивость и запустится формирование волевых процессов.

Кроме того, речь очень важный инструмент социализации. Правильная речь помогает донести свои мысли и установить контакт с другими людьми. Такой навык, закладываемый в детстве, сформирует определённое мировоззрение у ребёнка.

Есть несколько типов восприятия мира:

  1. я плохой - мир плохой;
  2. я плохой - мир хороший;
  3. я хороший - мир плохой;
  4. я хороший - мир хороший.

Психологи считают, что одна из таких картин мира формируется с самого детства под влиянием родителей, близкого окружения, а потом и посторонних людей. Со временем человек осознанно может изменить своё отношение к миру и пересмотреть интерпретацию отношения окружающих к нему.

Пересматривать свои суждения сложнее, чем формировать их изначально более адекватными и соответствующими реальной жизни. В детском возрасте и происходит закладка многих шаблонов и установок.

Если малыш получает одобрение от родителей при обучении, то приходит важное для него понимает собственной ценности . Примерно к восьми годам, при контактах с другими детьми самооценка такого ребёнка будет более адекватной, появится уверенность в себе. При таком положении дел ему легче признавать свои ошибки. Если знаний недостаточно, он менее конфликтен и стремится их получить, вместо того, чтобы обороняться или проявлять агрессию.

Обучение воспринимается не как повинность, а как игра, приятная и интересна, если с детства ребёнок усвоил лёгкость от самого процесса постижения знаний. Самооценка очень важна для общения и способности дружить и достигать целей.

Виды скороговорок

Скороговорки, которые помогают проработать трудные звуки, известны давно. Условно можно разделить скороговорки на такие виды:

  • На одну букву.
  • Смешные стихи.
  • Народные.

Скороговорки с определённой буквой

Хорошая дикция, правильное произношение, большой запас слов и умение ими пользоваться, навыки, которые нужно развивать не только дикторам, ораторам или преподавателям. В современном мире общение и умение коммуницировать становится всё более важным навыком. Поэтому скороговорки на русском языке помогут сформировать красивую и правильную речь ребёнка, которая будет способствовать развитию и успешной реализации в разных сферах жизни.

На букву Б :

Белые бараны били в барабаны.

На букву К :

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

На букву Р :

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Скороговорки стихи

Детям 7-8 лет можно давать стишки более длинные. Такие упражнения помогут развивать память , а также концентрировать внимание и задерживать его на длинных предложениях, с чем иногда возникают проблемы при обучении в школе. Можно подобрать картинку или целый визуальный ряд вместе с ребёнком, это поможет развить фантазию и творческие способности малыша. К тому же формируя ассоциативный ряд, процесс запоминания происходит легче и быстрее. А находить картинки, которые соответствовали бы темам скороговорок может стать занимательной и весёлой игрой.

Примера таких стихов приведены ниже.

Грачиха говорит грачу:

- Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

Карасёнку раз карась Подарил раскраску.

И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Народные

Скороговорки, дошедшие до нас из глубины веков, передают самобытность языка . Динамика изменений в современном мире оказывает влияние на речь, приводит и к появлению новых слов, и к утрате редко употребляемых. Разучивая наследие нашего богатого и прекрасного языка можно передавать народные традиции, чтобы не прерывалась связь поколений.

Примеры скороговорок на старый лад приведены ниже.

Архип осип. Осип охрип.

На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

От топота копыт пыль по полю летит.

Привила при изучении

Многие считают, что проговаривать скороговорки нужно только быстро. Специалисты рекомендуют определённую последовательность при обучении:

  1. Прочесть медленно, чтобы проговорить все буквы и слоги.
  2. Осмыслить содержание, чтобы легче запомнить смысловую часть фразы или стиха.
  3. Проговорить сначала медленно, затем пару раз в среднем темпе, чтобы запомнить последовательность слов.
  4. Контролировать дыхание при произношении в разных темпах.
  5. Проговорить несколько раз подряд в очень быстром темпе.

Для детей 6-7 лет такая схема может занять два дня, важно, чтобы ребёнок не уставал. Создайте ребёнку комфорт при обучении, делайте паузы и хвалите не только за результаты, но и за сам процесс. Малыш будет рад, что его поощряют, даже если у него не получается воспроизводить фразы правильно ни первого, ни со второго раза.

Скороговорки при всей своей простоте могут стать прекрасным инструментом для улучшения дикции , лёгкого и полезного общения, улучшению понимания между родителями и детьми. Главное, регулярность занятий на первых порах, повторение для восстановления навыка и хорошее настроение от времени проведённого с малышом.

Толковый словарь Ушакова называет скороговорками фразы, в которых сочетание звуков в словах подобрано таким образом, что их сложно произнести в быстром темпе. Они отличаются ритмичностью, часто бывают рифмованными.

Повторение таких сложных текстов на любом языке способствует тренировке четкой дикции. Особенно большое значение имеют скороговорки для детей 7–8 лет, которые уже свободно владеют речью, но иногда имеют проблемы с четким и быстрым выговариванием отдельных звуков русского языка.

Освоение в совершенстве любого, в том числе и русского, разговорного языка, даже если он является родным, - это достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий нескольких лет.

У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры - скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией.

Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.

Важно! Родители могут использовать тренировочные фразы самостоятельно в домашних условиях. Также, чтобы лучше заинтересовать маленького человека, можно применять скороговорки с картинками.

Взрослые также с удовольствием участвуют в подобных играх, более того, для них существуют даже официальные соревнования по скороговоркам на скорость и четкость.

К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров - их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:

  • народные, то есть известные издавна и не имеющие автора - подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке;
  • авторские - сочиненные профессиональными литераторами.

Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.

Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер - это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.

Русские и иностранные примеры

Великий русский лингвист В.И. Даль для своего «Толкового словаря живого великорусского языка» собирал не только пословицы и поговорки, но и скороговорочные фразы. Его заслуга состоит в том, что он первым из отечественных языковедов собрал, обработал, систематизировал и издал народные скороговорки на русском языке.

Однако по сравнению с пословицами и поговорками количество истинно народных скороговорок в русском языке не так велико. Некоторые из них совмещают в себе обе фольклорные формы. Так, например, фраза: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», является одновременно скороговорочной фразой и пословицей, намекающей на то, что человек, пытаясь сделать дело правильно, перестарался, запутался, и все у него вышло неудачно и невпопад.

К числу русских народных образцов, не имеющих конкретно авторства, безусловно, можно отнести знаменитого греку, ехавшего через реку, а также следующие фразы:

  1. Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.
  3. Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.
  4. Во лесу вяжу лозу, на возу лозу везу.
  5. Евсей, эй, муку просей, испеки в печи калачи, да мечи на стол горячи.
  6. Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  7. Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
  8. Косарь Касьян косой косит косо – не скосит косарь Касьян покоса.
  9. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа тупа.
  10. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Как и другие формы народного фольклора, многие иностранные фразы поддаются переводу с сохранением не только общего смысла, но и своей скороговорочной функции, направленной на отработку отдельных звуков:

  1. Пуд перца Питер Пайпер съел (англ.).
  2. В жандармерии, когда один жандарм засмеется, то смеются все жандармы жандармерии (франц.)
  3. Щетки с белой щетиной чистят лучше, чем щетки с черной щетиной (немецк.).
  4. Понемножку Пакито пакует крошечные стаканы в пакеты (исп.).

При обучении ребенка иностранному языку очень полезно использовать этот тип упражнений на языке оригинала. Они помогают без зубрежки, в игровой форме освоить артикуляцию и произношение новых звуков.

Детям очень нравятся книжки, представляющие собой скороговорки с картинками, иллюстрирующими их содержание. С их помощью освоение материала идет гораздо быстрее.

Авторские скороговорки

Поэты, пишущие для детей, часто сочиняют скороговорки-стихи, запомнить которые ребенку гораздо проще из-за их рифмованного вида. Они также подчиняются правилам жанра - ритмичному повторению сложных согласных звуков, краткости, юмористичности, и подходят не только для проговаривания, но и для чтения. Вот пример такого веселого скороговорочного стихотворения детского поэта Владимира Приходько, где акцент делается на шипящие звуки русского языка:

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки,

А в деревушке Ложки

У них устали ножки -

Обратно в Пешки мышки

Приехали на кошке.

Известное стихотворение поэта Даниила Хармса про Ивана Топорышкина также можно отнести к данному жанру. Такие стихи обычно представляют собой книжную форму - скороговорки с картинками. Благодаря красочным и веселым иллюстрациям они гораздо лучше откладываются в памяти, и читать подобные книги интересно не только детям, но и взрослым.

Интересно! Иногда широко известные образцы этого творчества на русском языке, считающиеся народными, на самом деле оказываются авторскими. Так, лингвист В. Лунин в своей книге «Загадки. Скороговорки», вышедшей в свет в 1999 году, доказывает, что автором текста про кукушку, купившую кукушонку капюшон, является И. Демьянов.

Методика разучивания

Начинать заучивание нужно с осмысления содержания, чтобы до ребенка полностью доходил смысл сказанного. Взрослый может разложить короткую скороговорку на небольшой рассказ, придумав сюжет вместе с малышом.

Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.

Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.

Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.

Заучив одну фразу - для начала пусть они будут короткие - можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.

Полезное видео

Подведем итоги

Длительность уроков не должна превышать 15–20 минут, чтобы из них не уходил игровой элемент, а дети не переутомлялись. По окончании каждого занятия нужно непременно похвалить малыша, пусть он поймет, что не всегда удается достичь желаемого с первого раза, но если хорошо постараться и приложить усилия, все обязательно получится.

Идея собрать и разместить на блоге некоторые скороговорки для развития речи ребенка возникла, когда мы с Машенькой пришли на прием к логопеду. У нее, как и у многих детей в ее возрасте, были проблемы со звуками «с» и «р».

А как бороться с этой проблемой? Самым простым и популярным средством для правильной коррекции речи ребенка и даже взрослого служат скороговорки.

Как правильно рассказывать скороговорки ребенку? Для начала мы по слогам рассказываем Машеньке какую-нибудь скороговорку по слогам, при этом произносим ее правильно, выделяя каждый отдельный звук.

Мало того, мы ей показывали правильное положение языка при произношении того или иного звука.

И так повторяем несколько раз, пока она ее не запомнит наизусть.

Затем вместе с ней повторяем текст, в первые два-три раза медленно, затем постепенно ускоряемся.

Поверьте, друзья, скороговорки — очень эффективное средство для развития дикции ребенка. Машеньке недавно исполнилось 5 лет и у нее все в порядке с речью благодаря скороговоркам.

Теперь Вы узнали, как мы развивали дикцию нашего ребенка. Попробуйте и Вы.

Выбирайте и читайте скороговорки на все звуки для развития речи Вашего малыша.

Архип осип, Осип охрип.

Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

Баран буян залез в бурьян.

Бегают две курицы нагишом по улице.

Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.

Березонька коренистенькая,
По корню - криволистенькая,
По середке - суковатенькая,
По вершинке - высококудреватенькая

Берестовое лукошко полно морошки.

Били лбами у забора два быка,
Прободали в буйном споре все бока.
Кабы злобу побороть бы как-нибудь,
Были б целы бычьи бедра, лбы и грудь.

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры, а для бобрят добры.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

Бык бодатый боком бился, бык бодался, бык бодрился.

Бык, бык, белый бок,
Бегал с булкой на лужок.

Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась - в снег упасть она боялась

В библиотеке погибли сказки про «крибле…»,
Мышки погрызли стишки про гризли!

В живом уголке жили ежи да ужи

В зоопарке за забором зебры резво зарябили

В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля.

Вёз Ерёма
Воз соломы.
В поле вёз он
Воз из дома.
Вёз назад,
А не вперёд.
Впереди телега едет,
За телегой конь идёт.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Варвара цыплят караулила, а ворона воровала

Валин валенок провалился в прогалинок.

Верзила Вавила весело ворочал с сеном вилы.

Ёжик наш домой спешит.
А на встречу ему волк,
На ежа зубами - щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»

Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.

Вкусная халва - мастеру хвала.

Во лесу лозу вяжу.
Во возу лозу везу.
Коза, лозу не лижи -
Накажу!

Во дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.

Во мраке раки шумят в драке.

Волк вальсировал с волчицей:
«Нам волчиться не годится».

Волк рыщет - пищу ищет.
Вот тебе щи, а нас не ищи!

Всё может быть, и быть всё может,
Лишь только то не может быть,
Чего, быть может,
Быть не может!!!

Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась съёжись два ежа.

Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть то она выпрыгнула,
Выплеснуть то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть, да вплеснуть не смогла

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Где, старик, взял мочал? Али вылапотничал?

Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю, попугаю!»
Отвечает попугай попугаю: «Попугай, попугай, попугай!»

Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла

Дед Данила делил дыню; дольку Диме, дольку Дине.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

Дом в деревне делал Даня
«Подрасту, и жить в нем стану».

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.

Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,

да не продолбил и не выдолбил.

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку

— испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.

Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка орешкам.

Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

Ели две Эли
Эклеры в постели.
Мама отмыла
Эль еле-еле.

Енот-полоскун бельё полоскал, выполаскивал, да не выполоскал.

Ест кискa суп из миски.
Сыта киска, пуста миска

Ест Федька кисель с редькой,
Ест редька с киселем Федьку.

Есть сушки Сашке, Прошке и Антошке.
И еще две сушки Нюшке и Валюшке.

Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак,
Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!

Жаба, журавль и желтый жучок
В гости к ежихе шли на лужок,
Чтобы пришила на место портниха
Буковку Ш и в лесу стало тихо.

Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжелый щит.

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Жил-был жук, жук жил-был

Жили были три японца,
Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три японки,
Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они пережинились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе, Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, У Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах,
У Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

«Жу» да «жу»-
Слетелись в круг
Майский жук,
Июньский жук,
Жук-носорог,
Жук-плавунец,
Жук-сынок
И жук-отец,
Жужелица,
Жук-жучок —
Все попались
В мой сачок.

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу
Я на ветке сижу
Букву «ж» все твержу.

Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.

Журавль с жирафом жировали,
Пока фураж и рожь жевали!

Жутко жуку жить на суку.

За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.

За козой шагал козёл, на козу козёл был зол, позвала коза козлят, а козла козлята злят.

Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.

Заяц косой, сидит за осокой-травой,
Смотрит косой, как девушка с косой
Косит траву косой.

Зеленая береза стоит в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы

Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Иван - болван, молоко болтал, да не выболтал.

Игрались Вовка с Игорьком,
Скатились с горки кувырком.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.

Из соседнего колодцa целый день водица льётся.

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Иосиф шапку носит, никак не сносит.

Испекла Иришка куклам по коврижке,
Нравятся коврижки Гришке и Маришке.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

Карл клал лук на ларь.
Клара крала лук с ларя.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы, то Клара не крала б у Карла кларнет

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Когда у пруда без труда вырастет резеда.

Когда-то галок поп пугая, В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, Не смей пугать ты попугая!»

Колпак в колпаке, в колпаке колпак.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

Королева кавалеру
Каравеллу подарила,
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.

Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил,
Да вместо коровы корону купил.

Кот под колпаком.

Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.

Крута гора, в горе - дыра, в дыре - кротовая нора.

Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно

Кукушка кукушонку сшила капюшон.
Примерил кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Кум Гаврила, кум Гаврила.
Я Гавриле говорила:
Веретена не точены,
В бане веники мочены.

Кумыс в Китай повез киргиз.
Китайцам нравится кумыс.

Купил бегемот бегемотикам новые ботики, скачут бегемотики по болоту в новых ботиках.

Купила бабуся бусы Марусе.
На рынке споткнулась бабуся об гуся…
Все бусы склевали по бусинке гуси,
Остались без бус бабуся с Марусей.

Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

Купили каракатице кружевное платьице.
Ходит каракатица - платьицем хвалиться.

Курочка честра-пестра, уточка с носка плоска.

Лёжа в луже, жалобно жужжала жужелица, жутко ужаленная ужом.

Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот.

Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат

Лезут козы в грозу в лозу – лозу козы в грозу грызут.

Лера с Лорой и Лариса
Маме делают сюрпризы:
Режут, варят, трудятся,
Вот какие умницы.

Летели лебеди с лебедятами.

Летит скворец - зиме конец.

Летят утки ни минутки без прибаутки.

Лось и лань идут на соль,
А на нерест - сом, лосось!

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»

Мало мыло мылилось,
А вода вся вылилась.

Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.

Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.

Мартышка с мартыном на рынок ходили.
Всё утро мартышки по рынку бродили.
Мартышка с мартыном сынишке мартынке
Купили на рынке четыре картинки

Маша с Мишей - растеряши!
Мама машины гамаши
Ищет но никак не сыщет,
Папа хмур, слюною брызжет,
Вещи Миши пропадущи,
Растеряша Миша сущий,
Он искать портфель свой взялся,
Не нашел и… растерялся!
Ищут мама с Машей Мишу,
Папа даже влез на крышу,
Мама с Машей - на балкон!-
Миша в нише смотрит сон!

Маша, ты нас не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

Минута, минуя, сменяет иную.

Они неизменной длины.

Мой руки чище и чаще.

Мы услыхали от совы, что нету слов на букву «Ы».

Мыла Мила мишку мылом,
Мыло Мила уронила,
Уронила Мила мыло -
Мишку мылом не домыла

Мыши - грызуны.
Сыр грызут.
Догрызли?
Догрызают.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, - крышка!
Мышка забыла про кошку!

Мышка мыла мишке шишки.
Мало мыла дали мышке.
Слишком много шишек было,
Мышка шишки не домыла.

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали —
Зубы сразу же сломали!

Мышки машут мешком Мишке.
Как смешон для мышек мишка.
Из мешка пошили мышки,
Мешковатые штанишки!

Мышонку шепчет мышь:
Ты все еще шуршишь?
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише.

Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова,
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров!
Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

На дрожжах поставим тесто,
Потеплей поищем место.

На окошке мошку-крошку,
Ловко ловит лапой кошка.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

На речной мели мы на налима набрели.

Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

Наш Полкан из Байкала лакал.
Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

Наш Филат всегда виноват.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Не верь чужим речам, а верь свои очам.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке - прясть одну ночку.

Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой

Огурцы - молодцы зеленобелогубы

Около колодца кольцо не найдется.

У ребят в игре простой!
Поругались вдруг ребята, —
Каждый просится в Саратов,
Там живет у них бабуля,-
Вот такая! - Баба Уля!
Мама Толе говорит:
— У тебя коньюктивит!
Папе долго с Олей биться,
Чтоб исправить единицу!
Мама едет к бабе Уле
Без дочурки и сынули!
Только мама со двора, —
Начинается игра!

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Осип охрип, а Архип осип.

Остренькие рожки
У козы Сережки
И сказал Сережка:
«Я боюсь немножко

От топота копыт пыль по полю летит.

Отлежал бычок бочок.
Не лежи, вставай, бычок!

Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Пашню пашут
Паша с Яшей,
Кашеварят
Маша с Дашей.

Пекарь Петр пек пироги

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Пес Пушок разбил горшок,
А кот Федот пролил компот.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку

Петя пилил пилой пень.

Плыли по небу тучки,
Тучек было четыре штучки.

По семеро в сани уселись сами.

Повар Пётр и повар Павел,
Пётр пёк, а Павел парил,
Парил Павел, Пётр пёк,
Повар Пётр и повар Павел

Повтори без запинки:
На осинке росинки,
Засверкали утром перламутром.

Погода размокропогодилась

Подарил Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Поле полное полыни выпало полоть Полине.

Поле-то не полото, поле-то не полито,
Просит полюшко попить —
Нужно полюшко полить.

Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала —
Полосатой речка стала.

Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.

Приключилось приключение
Про ключи и про печенье.
Прочно прячутся ключи
В калачи и кирпичи.

Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Прыгают в поле сорок сорок, десять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок?

Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый мишка.

Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.

— Расскажите про покупки!
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
А не вырос.

Рыбы в проруби - пруд пруди.

С глаза слезая, слеза лизала лицо.

С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши - и во ржи не души.

С одной сорокой - одна морока, сорок сорок - сорок морок.

Саша любит сушки, Соня ватрушки.

Саша шапкой шишку сшиб.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.

Сев в такси спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А таксист ответил так:
«Возим такс мы просто так-с.»

Сел сокол на голый ствол.

Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Серый зайка, зубки спрячь:
Не капуста это, мяч.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Сказала со смехом соседке синица: «Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Скок, сорока,
Скок, сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока.

Сколько б не ело сито,
Ни разу не было сыто.

Слишком много ножек у сороконожек.

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.

Слышен смех честного люда,
Трусит с горки съехать Люда.

Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат

Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.

Смыть себя мыло силилось и смылилось.

Снежинки ловит Тая,
Они слетают, тая.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на траве…

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется -
Славно сегодня звенится-поется!

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало жарко.

Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек срочно строчат
Сорок сорочек не сострочены в срок
Сразу поссорились сорок сорок

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.

Суши шубу Саша,
Пашина шуба, а не наша.

Схватил муравьишка ношу,
Кричит: Ни за что не брошу!
В землю ножками упирается,
А земля под ним прогибается.

Сшила Саша Саньке шапку.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Съел Валерик вареник, а Валюша ватрушку.

Съел Слава сало, да сала было мало.

Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

Телка сжевала теткину метелку, тетка за телкой - телка за елку.

Тетерев на току толкнул тетерева,
Тот тетерев тетерева, и
Этого тетерева тетерев.

Течет речка, печет печка.

Тише, мыши.
Тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись.

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшку тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Топали да топали,
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Все ноги-то оттопали.

Тощий немощный Кощей*, тащит ящик овощей.

Трамвай пустился в рейс и трелью с рельс разгонял троллейбусы.

Три свиристели еле свистели на ели

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

Тридцать три вагона в ряд,
Тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

У барана рога кручёны - перекручены, верчены - переверчены.

У Бори винт. У Вити бинт.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

У елки иголки колки.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У ежа и ёлки иголки тонки.

У зайки Бубы заболели зубы.

У Ивана рубашка,
На рубашке кармашки.

У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашел на дорожке.

У Кузи кузина - Кузинина Зина.

У Маши мошка в каше, что делать нашей Маше? Сложила кашу в ложку и накормила нашу кошку.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

У осы не усы, не усища, а усики.

У пенька опять пять опят.

У перепела и перепёлки пять перепелят.

У Прошки с плошкой вышла оплошка —
Перевернул башкою плошку.

У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
— Челка пчелке ни к чему.

У ракушки остры створки,
У совенка глазки зорки!
У лягушки рядом раки,
У крякушки хриплы кряки!

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

У Сени с Саней в сетях сом с усами.

У соседа-домоседа - сосед-непоседа,
У соседа-непоседы - сосед-домосед.

У тридцати трех полосатых поросят,
Тридцать три хвостика висят.

У Фани фуфайка, у Фаи туфли.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки.

Удит рыбу удочкой
Умница наш Юрочка.

Уж бежал кривой дорожкой,
Ни одной не топал ножкой.
Он бы топнул да не мог,
Потому что был без ног.

Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.

Уж шипит, а жук жужжит.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

Утка - юннатка
Ютится в палатке.
Не ютись там утка —
Жить в палатке жутко.

Ученик учил уроки у него в чернилах щёки.

Ушел косой козел с козой.

Федя филина боится —
Филин может рассердиться.

Филипп к печке прилип.

Фофанова фуфайка Фефёле впору, а фароонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Футляр для дрели.

Хвалю халву.

Хитр хорек, быстр хорек,
Хлеб схватил - и наутек.

Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок —
Сорок морок.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Хоть щука и востра,
Да не съешь ерша с хвоста,
На ерша хороша верша.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха!

Цапля цепкая была,
Цапля долго не грустила,
Сразу «цап» и целиком
Лягушонка проглотила.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать.

Циркач циркачке Зиночке
Подарил косыночку.

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.

Через реку бобр добряк переводит вброд бобрят.

Черепаха, не скучая час сидит за чашкой чая.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, в дымоходе чернота - разыщи-ка там кота.

Четверг Четвёртого Числа,
Четыре Четверти Часа,
Четыре Чёрненьких Чумазеньких Чертёнка,
Чертили Чёрными Чернилами Чертёж.

Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на плющихе,
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто.

Чок-чок каблучок
Наскочил на сучок
Оторвался поломался
Чок-чок каблучок

Почини мне старичок
Каблучок за пятачок

Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,

Шакал шагал, шакал скакал.

Шашки на столе
Шишки на сосне

Шёл Шишига по шоссе,
Шёл шуpша штанами.
Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка»,
Шевельнёт ушами.

Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.

Шелест шелестит листвой.
Шепот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
«Тише, тише…», - слышно мне.

Шершавый шершень шаркал не спеша.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича.
Говорили про попа, про Прокопья про попа, про Прокопьевича.

Щенок за обе щёки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи —
Вот наши вещи.

Это ты, Илья? Или я, Илья?

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Юла возле Юльки крутится, поет,
Юла Юльке спать не дает.

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.

Я в лес, и он в лес; я за вяз, и он за вяз.

Я суп несу! А кому? Псу!

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Ташей простоквашу,
А Мишутка - селедку под шубкой.

Как Вам скороговорки? Знаете другие скороговорки для развития речи? Поделитесь, будем очень признательны.

Напоследок, хочу познакомить Вас с очередной новой работой Машеньки — «Цветочная поляна».

На этом заканчиваю этот пост. Всего доброго!

Творческих Вам успехов!

Одна из главных задач ребёнка первых пяти лет жизни – это освоение речи. Это включает в себя и освоение достаточного запаса слов, и правила их построения, и правильное произношение звуков родного языка. Успех этого важного для малыша дела зависит в первую очередь от семьи. Но если бедность словарного запаса у своего малыша, ошибки в построении фраз родители замечают и стремятся исправить, то дефекты дикции у ребенка (кроме звука р) зачастую ими не опознаются вовремя. Здесь на помощь приходят специалисты в детском саду.

Правильно подобранные считалки и скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду становятся одними из самых популярных упражнений для развития речи. Но воспользоваться смешными и полезными словесными играми могут и родители, и все, кто заинтересован в отработке чистоты звуков у детей, формировании у них красивой, правильной дикции.

Считалки, скороговорки, чистоговорки, поговорки – всё это прекрасные развивающие , которые служат для развития памяти, речи и дикции ребёнка. Они известны людям, наверно, с того времени, как человек начал говорить. В чём-то они похожи, но немного и различаются.

Считалки – это рифмованные четверостишия, которые используются в разных играх для того, чтобы выбрать водящего. Они создавались не для развития дикции, а для упорядочения игры. В них нет намеренно усложненных звуковых сочетаний. Наоборот, они легки для запоминания. Хотя для ребенка 3-5 лет многие звуки и без усложнения трудны для произношения.

Но так как считалки являются важной частью игры, дети охотно их разучивают и повторяют затем и сами, без намеренного побуждения взрослыми. Так как в такой момент для ребенка важно быть понятым другими участниками игры, он стремится произносить слова четко и разборчиво. Так считалки служат для развития памяти и речи детей. Лето, осень – самое подходящее время для игр детей на свежем воздухе с использованием считалок.

Русские скороговорки и чистоговорки, в отличие от считалки, намеренно включают в себя слова и сочетания звуков, которые трудны для быстрого произношения.

Чистоговорки, как и поговорки, это народное творчество, словесная шутка, ловушка для языка того, кто попробует произнести быстро внешне простые слова. Трудными их делает порядок и подбор в предложении.

Скороговорки – это почти то же, что и чистоговорки. Недаром, эти слова часто заменяют друг друга, но у скороговорки может быть известный автор. Зачастую русские скороговорки или чистоговорки – это оформленные в шутливую, игровую форму поговорки, пословицы. То есть фразы, несущие в себе жизненный опыт. «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь)

Сегодня специалисты придумывают и разрабатывают такие развивающие логопедические стихи, которые помогут ребенку отработать произношение конкретного звука.

Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Звук Л

Начинают разучивать считалки, скороговорки уже с детьми трёх – четырех лет. Это упражнения на произношение простых букв – Л, Н, Т. В этом возрасте чисто произнести даже эти звуки не так просто.

Звук Г

В освоении звука Г малышам помогут считалки, поговорки, игры. Например, такая игра, как «Гуси, гуси, га-га-га…».

Так же необходимо развивать слуховое внимание, учиться различать схожие звуки – Г. К, Х. В этом детям поможет разучивание скороговорок со схожими звуками.

Упражнения на смешанные звуки

Только отработав простые звуки, с дошкольниками 4-5 лет переходят к освоению более сложных, смешанных звуков. К таким относят шипящие звуки, Р, Ц.

Для их отработки дети не только разучивают стихи, поговорки и считалки, но и выполняют специальные упражнения для развития речи.

Для хорошей дикции у детей необходимо развивать слуховое внимание, правильную постановку дыхания, сам артикуляционный аппарат – мышцы языка, губ.

Для развития правильного вдоха и выдоха с ребенком можно поиграть в такие игры :

  • «Самый большой пузырь» – это выдувание мыльных пузырей.
  • Ещё одно упражнение, служащее той же цели – «Бумажный футбол». Из тонкого листочка бумаги скатывается маленький легкий шарик. Задача малыша задуть его в обозначенные какими-нибудь предметами ворота.
  • «Буря в стакане». В стакан с водой опускается трубочка и малыш выдувает воздух, стараясь устроить как можно больше пузырей.

Звук Ж

Скороговорки с шипящими звуками довольно коварны. В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение.

В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение его произносить слышно сразу, шипящие произносятся, но не чисто, путаясь с другими, похожими. Для хорошей дикции необходимо, чтобы шипящие произносились правильно.

Для закрепления произношения шипящих можно поиграть с детьми в игру «Изобрази зиму», где они голосом должны изобразить шум вьюги, свист метели и т.д. Или изображая лето, изобразить жужжание насекомых.

Звук Р

В освоении звука Р особенно важно развитие артикуляционного аппарата. Поэтому разучивать сложные поговорки, считалки или смешные стихи с этим звуком, надо в сочетании с выполнением гимнастики для губок и языка. Например, такие упражнения:

  • «Кисточка». Изображая побелку, водить язычком по небу вперед – назад.
  • «Моем стены». Языком водить вправо – влево по внутренней стороне зубов вначале вверху, затем внизу
  • «Вверх – вниз». Высунутый язычок качает вверх – вниз.

В качестве скороговорки можно использовать хорошо известную детям потешку «Сорока-ворона кашу варила…»

Сложные скороговорки

Следующим этапом в освоении звуков становятся сложные скороговорки. Сложные это такие скороговорки, которые тренируют не одну букву, а произношение сразу трёх звуков. Если в них отрабатываются только две буквы, то обязательно в очень трудном звуковом сочетании.

Как правильно разучивать с детьми такие сложные поговорки? Вот несколько советов.

  1. Вначале взрослый медленно проговаривает развивающие чистоговорки вместе с ребенком, затем темп постепенно увеличивается.
  2. Разучивать стихотворные скороговорки лучше отбивая ритм ладошками. Это поможет ребенку их запомнить.
  3. Если ребенку не понятен смысл отдельных слов или всей скороговорки, объясните их ему. Понимание облегчит запоминание и поможет избежать ошибок в произношении.
  4. Не заставляйте детей, поиграйте с ними тогда, когда у них появится настроение.
  5. Не ругайте, если что-то не получается.

подряд

Сейчас в мире новых компьютерных технологий, появилась масса развлечений для взрослых и детей. Множество художественных и мультипликационных фильмов, детских каналов на различную тематику, компьютерных игр. Ребёнка можно оставить на целый день около телевизора или дать ему в руки планшет и он будет занят, не мешая родителям заниматься домашней работой.

Результат – минимальное общение с ребёнком, слабое речевое развитие, замкнутость, необщительность. А ведь не секрет, что для развития ребёнка необходимо общение с родными и близкими, сверстниками. Будущее малыша зависит от многих факторов, в том числе и коммуникабельности. Умение общаться с людьми способствует выстраиванию отношений с окружающими людьми.

На развитие речи благотворно влияет частое общение , прежде всего с мамой, беседы, словесные игры, разучивание стихов, детских песенок, потешек, скороговорок. Соблюдая данные требования, ребёнок будет правильно развиваться и осваивать необходимые навыки:

  • правильно выстраивать предложения;
  • Разговаривать размеренной речью;
  • улучшается дикция;
  • говорить спокойным голосом, без выкриков;
  • быстро учиться читать.

Формируется чёткая и красивая речь

Но не стоит забывать что развитие каждого ребёнка индивидуально, и подход должен быть особенный, также учитывается фактор наследственности.

Примерная таблица усвоения звуков русского языка детьми по годам:

Если усвоение отдельных звуков русской речи у ребёнка не совпадает с данными в таблице не спешите расстраиваться, так как это приблизительные данные, а период формирование речи у каждого свой.

Но если в 6 лет ребёнок не выговаривает какие-то звуки, это повод обратится к логопеду.

Однако это не значит что всю ответственность можно переложить на плечи логопеда, в надежде что он все исправит, работа должна быть совместная с родителями. Желательно проводить занятия в игровой форме. При помощи словесных игр, скороговорок.

Детские скороговорки для развития речи

Детские скороговорки - это рифмованные, обычно простые по произношению стишки, с повторением каких-то звуков, которые требуют чёткого выговаривания, что осложняет быстрое произношение. Сначала их выучивают медленно, с чётким выговариванием трудных слов, но в процессе тренировки постепенно увеличивается скорость произношения. Придуманные ещё в старину для лёгкого обучения детей родной речи. В народе их называли чистоговорками. Делятся на народные и современные, детские и взрослые.

При помощи скороговорок:

  • формируется артикуляционный аппарат;
  • выстраивается правильная речь;
  • Устраняются речевые дефекты;
  • развивается фонематический слух.

Необязательно ждать пока ребёнок начнёт хорошо говорить. С самого раннего возраста можно во время игры проговаривать скороговорки, чистоговорки. Чтоб ребёнок слушал различные звуки, словосочетания, учился их различать и запоминал правильное произношение. Вот так развивается фонематический слух, что очень важно при формировании речи и чёткой дикции.

Детям очень нравится играть со скороговорками, занятия в игровой форме проходят интереснее, веселее и материал лучше усваивается. Причём стихотворная форма легко запоминается, что способствует развитию памяти.

Их очень любят использовать в своей практике логопеды,

  • Не требуйте от ребёнка проговорить все сразу, и в быстром темпе.
  • Наберитесь терпения, оно вам понадобится.
  • Ваше занятие не должно длиться дольше 10 минут.
  • А тренироваться в столь интересной игровой форме можно сколько вам угодно. Только не переусердствуйте, чтоб не исчезло желание.

И ваши усилия будут вознаграждены.

Скороговорки на букву [Р] и [Л]

Одни из самых важных, это скороговорки на букву [Р] и [Л] .

Очень много детей, которые долго не выговаривают эти согласные. При помощи этой методики можно избавиться от такого дефекта.

Сначала можно размяться на лёгких чистоговорках:

После можно перейти и к главной части занятия, к скороговоркам на букву [р] для детей:

Скороговорки для первого класса на букву [р]

На букву [Л] :

Для формирования шипящих звуков [Ч] , [Ш], [Щ]:

Смешные скороговорки для детей

Весёлые скороговорки очень нравятся детям. Особенно когда они используются в игровой форме, а также с картинками, различными иллюстрациями. На таких занятиях не только развивается речь. А ещё и воображение, формируется память. Смешные стишки с весёлым смыслом поднимают настроение, вызывают положительные эмоции, что также благотворно влияет на психологическое развитие ребёнка.

В форме загадок

Скороговорки бывают в форме загадок, что тоже очень нравится детям, легко запоминаются, с удовольствием загадывают их друг другу. Тренируют речь, и способствуют развиватию логического мышления.

Сложные скороговорки для 7–8 лет

Длинные и тяжело выговариваемые логопедические стишки, нужно выучивать наизусть и тренироваться в выговаривании, пока не будет получаться без запинания. Не спешите сразу пытаться выговорить всю от начала до конца, медленно, трудные места можно повторить несколько раз, пока не получится правильное произношение. После постепенно увеличивайте скорость.

Необходимы такие скороговорки для улучшения дикции. Помогает обрести навыки спокойной не тараторящей речи.

Для каждого возраста своя сложность построения стишка, для малышей используются несложные звуки, обычно без таких как [Р] [Л] и [Ф] [В].

Для детей 7–8 лет используются все звуки в любых сочетаниях.

Скороговорки для 1 класса

На букву [Р ]

Скороговорки для 2 класса

Игры со скороговорками

Очень весело и эффективно проходит занятие в игровой форме. В игре ребёнок чувствует себя раскрепощённым, не зажимается, обучение сопровождается позитивными эмоциями, и яркими впечатлениями.

  1. Предложите ребёнку игру «Обезьянка», Взрослый проговаривает скороговорку, малыш повторяет. Можно усложнить эмоциями. Повторять грустно, радостно, сердито, удивлённо. Такая игра проходит очень весело. Способствует развитию мимики и фантазии, а также творческого мышления.
  2. Можно во время занятия взять мяч и во время чтения скороговорки перекидывать его из руки в руку.
  3. Общая игра «Кто быстрей». Первый читает скороговорку медленно, после увеличивает темп, пока не запнётся. Так, по очереди проговаривает каждый играющий, увеличивая темп. Кто скажет быстрее всех тот и победил.
  4. Игра называется «Испорченный телефон». Играющие делятся на две команды, игроки своих команд садятся друг за дружкой. Ведущие дают две трудновыговариваемые скороговорки, капитанам команд. По сигналу капитаны проговаривают логопедическую рифмовку на ухо рядом сидящему, и так информация должна дойти до последнего в команде, а он должен будет правильно произнести вслух. Та команда побеждает, в которой будет самое верное произношение скороговорки.
  5. Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий раздаёт по скороговорке каждому, одинаковые по сложности. И по очереди каждый должен выйти на шаг вперёд, проговорить скороговорку три раза. Если три раза проговорил и не запнулся, остаёшься на месте. Если, наоборот, шаг назад. Выигрывает тот, кто оказался впереди всех.
  6. Музыкальная игра «Проговаривай и пой». Необходимо под определённую чистоговорку подобрать какую-то мелодию из знакомой песни и пропеть её.

Такие занятия можно проводить каждый день, и уже через месяц будет виден результат. Звуки, как [р], [л], [ш], трудно ставятся, наберитесь терпения. Если же, на протяжении долгого времени нет изменений в лучшую сторону, стоит обратиться к логопеду. Во многих садах и школах, работает логопед, который может заниматься с ребёнком после занятий. Помните правильная и красивая речь показатель культуры и воспитания.