Самолеты сирийских ввс. Кто воюет в небе сирии. Военный конфликт в Сирии

Подполковник Ю. Виноградов

Военно-воздушные силы и войска ПВО Сирийской Арабской Республики (САР, общая численность которых еще недавно составляла около 40 тыс. человек) являются единым видом вооруженных сил (ВС). Учитывая интерес читателей к сирийской военной авиации, в данной статье рассматриваются вопросы, относящиеся только к ВВС.

На вооружении ВВС САР до начала вооруженного конфликта находилось около 300 самолетов боевой и вспомогательной авиации, до 200 ударных и транспортных вертолетов. Следует отметить, что текущие количественные показатели боевого потенциала сирийских ВВС значительно ниже тех, что отмечались до войны. В настоящее время зарубежные специалисты оценивают их авиационный парк примерно в 240 самолетов и 140 вертолетов. Существенное уменьшение количества авиационной техники (AT) обусловлено как боевыми потерями, так и проведенными командованием мероприятиями по оптимизации численного и боевого состава национальных военно-воздушных сил.

По взглядам военно-политического руководства страны, основное предназначение национальных ВВС - готовность самостоятельно или во взаимодействии с другими видами вооруженных сил решать такие задачи, как:
- оборона административно-политических центров, группировок войск и важных военных объектов от воздушных ударов;
- нанесение ударов по объектам противника в глубине;
- оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС;
- ведение воздушной разведки;
- выброска воздушных десантов в тыл противника;
- переброска своих войск и военных грузов по воздуху.

В боевом составе имеются части и подразделения бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, военно-транспортной, вертолетной и учебной авиации.

Основные аэродромы базирования ВВС Сирии

Возглавляет ВВС и ПВО командующий , который подчиняется начальнику генерального штаба и верховному главнокомандующему. Он отвечает за поддержание боеспособности и боеготовности соединений и частей этого вида вооруженных сил, разработку и реализацию планов оперативного и боевого применения войск, организацию и проведение оперативной и боевой подготовки, а также за подготовку кадров. Он же организует материально-техническое обеспечение соединений, частей и подразделений.
В мирное время руководство и управление войсками командующий осуществлял через свой аппарат, включающий заместителей, секретариат,
штаб, управления и отделы. В настоящее время, когда в стране идет война, эти функции он выполняет через штаб ВВС и штабы оперативных командований, которые начали функционировать с момента приведения войск в полную боевую готовность и оперативного развертывания ВС страны.

Штаб военно-воздушных сил является основным органом административного и оперативного управления частями ВВС. На него возложены функции по планированию боевого применения, повседневной и боевой деятельности войск и их материально-технического обеспечения. Штаб состоит из следующих управлений и отделов: оперативного, боевой подготовки, разведывательного, метеорологического обеспечения, связи, РЭБ, кадров, тыла, службы главного инженера и других.

Бомбардировочная авиация предназначена для уничтожения (подавления) важных объектов противника. Она представлена самолетами Су-24.

Истребителъно-бомбардировочная авиация призвана уничтожать малоразмерные и подвижные наземные и морские цели в тактической и ближайшей оперативной глубине в интересах СВ и ВМС. В ее составе самолеты Су-22 различных модификаций и МиГ-23БН.

Истребительная авиация предназначена главным образом для уничтожения средств воздушного нападения противника на дальних и ближних подступах к прикрываемым районам и объектам. Эти задачи решают самолеты МиГ-29, МиГ-25, МиГ-23 и МиГ-21.

Разведывательная авиация является средством ведения воздушной разведки противника, местности и погоды в интересах всех видов ВС. Она включает самолеты МиГ-25Р и МиГ-21Р.

Учебно-боевая авиация представлена самолетами МиГ-25У, МиГ-23У, МиГ-21У, а учебно-тренировочная - L-39ZA/ZO, ММВ-223 "Фламинго" и "Мушка".
Парк боевых вертолетов включает винтокрылые машины Ми-25 и SA-342L "Газель", транспортных - Ми-8, Ми-17 и Ми-2. Имеется также несколько вертолетов РЭБ.

Военно-транспортная авиация располагает самолетами Ил-76, Ан-26, Ту-134, Як-40, "Фалкон-20" и "Фалкон-900". Она предназначена для транспортного обеспечения всех видов вооруженных сил. Сирийское командование считало, что при необходимости военно-транспортные самолеты смогут выполнять такие задачи, как: переброска частей сухопутных войск в район боевых действий; доставка войскам предметов материально-технического обеспечения с основных баз; воздушное десантирование войск с последующим снабжением их по воздуху; снабжение по воздуху подразделений, попавших в окружение или действующих в отрыве от основных сил; эвакуация раненых и больных; другие перевозки в интересах всех видов ВС.

В условиях характерной для Сирии труднопроходимой местности быстрая доставка личного состава и грузов путем воздушных перевозок является одним из решающих факторов успешного ведения боевых действий. Воздушные перевозки в оперативной зоне способствуют маневру войск, а постоянное тыловое обеспечение позволяет вести военные действия даже в отрыве от основных сил.

Следует отметить, что на вооружении ВВС состоят преимущественно самолеты и вертолеты устаревших типов, полученные в 1970-1980-х годах и имеющие ограниченные возможности по боевому применению. К настоящему моменту они практически выработали установленные сроки эксплуатации и морально устарели. В первую очередь это относится к самому многочисленному парку фронтовых истребителей МиГ-21. И даже таким находящимся на вооружении сирийских ВВС современным самолетам, как Миг-29 и Су-24, необходима модернизация.
Наработка самолетного парка превышает установленный ресурс. Текущий ремонт и обслуживание AT проводятся нерегулярно, что обусловлено отсутствием достаточного числа специалистов, слабой ремонтно-восстановительной базой, острой нехваткой запчастей и прежде всего авиационных двигателей. В целом исправность авиатехники на 55 % ниже установленных норм. В связи с этим только около половины находящихся в боевом составе самолетов и вертолетов способны решать поставленные задачи.

Эксплуатируемые электронное оборудование, наземные и бортовые средства РЭБ устарели и не в состоянии эффективно противодействовать израильским техническим средствам. В связи с отсутствием в боевом составе национальных ВВС самолетов ДРЛО и управления, а также РЭБ сирийское командование не имеет возможности эффективно управлять своими подразделениями в ходе проведения воздушных операций. Все это делает весьма проблематичным ведение воздушных боев, в том числе над своей территорией, и оказание эффективной поддержки наземным частям и ВМС. Слабым местом остается также воздушная разведка.

Западные аналитики отмечают, что ударная мощь боевой авиации недостаточно велика и это не позволяет ей оказывать надежную поддержку действиям сухопутных войск и ВМС. На вооружении самолетов и вертолетов ВВС САР состоят управляемые ракеты Х-23, Х-29, Х-58, "Хот", "Малютка" и "Скорпион" класса "воздух - земля". К тому же недостаточно четко отработано взаимодействие между ВВС и другими видами вооруженных сил, например между истребительной авиацией и наземными средствами ПВО. Тактика ведения воздушного боя, а также вооружение боевых самолетов и вертолетов не менялись с 1980-х годов. В частности, они оснащены УР класса "воздух - воздух" К-13, Р-23, Р-27, Р-40, Р-60 и Р-73. Все это подтверждает ранее сделанный вывод о том, что парк авиатехники ВВС Сирии уже давно нуждался в модернизации и замене ее современными образцами.


Су-24МК2 ВВС Сирии в аэропорту Дамаска.

В настоящее время в Сирийских Арабских ВВС служат примерно 40 тысяч солдат и офицеров. Эти войска по праву считаются армейской элитой. Достаточно сказать, что покойный президент Хафез Аль-Асад был одним из создателей национальной боевой авиации и даже служил в первой группе летчиков. До нынешней войны, начавшейся в 2011 году, летчики этой страны уже имели серьезный боевой опыт, полученный в конфликтах с Израилем и в Ливане.

Шесть лет назад ВВС Асада насчитывали приблизительно 575 самолетов и вертолетов, в том числе:

70 фронтовых истребителей Миг-21, которые использовались до конфликта в основном для учебных целей, осталось 40 машин;
40 многоцелевых истребителей Миг-23 различных модификаций, большинство из них потеряно, причем, не столько во время вылетов, сколько - в результате захвата аэродромов и полной выработки ресурса;
30 истребителей-перехватчиков Миг-25, осталось только 2 машины, но их боеспособность под большим вопросом;
30 истребителей четвёртого поколения Миг-29, все в строю;

Су-22М3 ВВС Сирии в аэропорту Дамаска.

30 истребителей-бомбардировщиков Су-22, большинство этих самолетов были потеряны;
20 тактических фронтовых бомбардировщиков Су-24, в строю осталось 15 самолетов;
40 тренировочных чехословацких самолетов Л-39, потеряно половина, применялись для боевых вылетов до 2016 года;
30 вертолетов Ми-25, осталось 15;
30 французских вертолетов SA342L, в войне не применялись из-за отсутствия запчастей;
130 многоцелевых транспортных вертолетов Ми-8/Ми-17, сегодня в боевых операциях участвуют порядка 50 машин, остальные вышли из строя.

Есть еще транспортники - Ан-24, Ан-26 и Ил-76, но их немного. Кроме того, гражданские направлены на военные нужды. Всего, по последней информации, сирийские ВВС сегодня насчитывают порядка 200 машин, из которых в строю 120.

Что касается текущего базирования, то боевая Асада сосредоточена на 6 авиабазах: в районе Дамаска, недалеко от Хомса и Пальмиры, в Алеппо, вблизи Латакии и Дейр-эз-Зор. Зона её влияния охватывает Центральную и Западную Сирию.

Напомним, что ВВС Сирии строились по образцу советских ВВС 1970?80 годов, То есть в эскадрильях находилось от 10 до 20 бомбардировщиков или истребителей, и от 8 до 14 вертолетов. Но после 6 лет войны многие подразделения перестали существовать как боевые единицы. Главной причиной такого положения дел сирийское командование называет не прямые потери от ПЗРК и зенитных установок, а высокую интенсивность вылетов - практически ежедневно, сложные условия эксплуатации и слабую базу техобслуживания. В итоге, теперь боевые задачи выполняются отдельными машинами или совсем небольшими группами.

В результате Дамаск был вынужден использовать всю имеющуюся авиационную технику, в том числе устаревшую. В частности, учебные самолеты Л-39 были переоборудованы под легкие штурмовики. Однако подобная модернизация себя не оправдала.

Как бы то ни было, но летчики сыграли важную роль в том, что Сирия не превратилась в государство-призрак, наподобие Ливии. Вот несколько примеров важнейших операций. 20 марта 2014 года Су-24 нанес точный удар по позициям боевиков и тем самым спас от разрушения древнюю крепость ордена Госпитальеров Крак де Шевалье. В образовавший проем ворвался отряд сирийского спецназа и перебил засевших там боевиков.

6 января 2016 года и 29 марта 2016 года сирийские ВВС, по сути, предотвратили падение Дамаска, оперативно уничтожив проникнувших в окрестности столицы большие отряды боевиков.

В ответ исламисты любой ценой пытались уничтожить авиабазы, чаще всего внезапными ударами. Зафиксирован случай в районе города Дейр-эз-Зор, когда Миг-21 взлетел во время интенсивного минометного обстрела и на сверхмалой высоте, едва оторвавших от взлетно-посадочной полосы, атаковал боевиков, которые находились всего в нескольких сотнях метров от аэродрома. Вряд ли на такое способны натовские самолеты.

Удары по авиабазам наносили не только боевики ИГИЛ, но и американцы. Так, 7 апреля 2017 года в аэропорту Шайрат крылатыми ракетами «Томагавк» были уничтожены 3 МиГ-23 и 4 Су-22. Между тем, самолеты атакованного 675-м эскадрона истребителей и 677-ой эскадрильи бомбардировщиков сыграли ключевую роль в сдерживании и уничтожении значительных сил ИГИЛ в сирийской пустыне. Кстати, участие авиации Асада в химической атаке так и осталось недоказанным. Если называть вещи своими именами, США оказал ИГИЛ самую настоящую военную поддержку.

С другой стороны, опыт этой воздушной войны наглядно показал принципиальную значимость спутниковой разведки и современных БПЛА. Так, 27 июля 2016 года сирийские ВВС нанесли мощный удар по одной из деревень в Восточной Хаме, где по информации армейской разведки должен был располагаться штаб отрядов ИГИЛ. Все заявленные цели были разрушены, но не удалось получить подтверждение об уничтожении командования исламистской группировки. И это далеко не единичный случай.
В целом, сирийские ВВС не смогли переломить ход войны, поэтому их успехи можно рассматривать как тактические победы. Только с приходом российских Воздушно-космических Сил России ситуация в этой стране изменилась в корне.

Будущее военной авиации Асада находится под большим вопросом. Сегодня у Дамаска нет ни финансовых ресурсов, ни технических возможностей для закупок современных боевых самолетов. Известно, что до конфликта Сирия подписала контракт с Россией на поставку 36 лёгких штурмовиков Як-130, 24 - Миг-29 и небольшого числа Миг-31.

Но из-за отсутствия денег, поставки не состоялись. В то же время ряд западных СМИ сообщил, что Россия на безвозмездной основе поставила десять Су-24 для восстановления потенциала авиабазы Шайрат, пострадавшей после американского удара. Впрочем, эти же таблоиды заявили, что сведения не подтверждены.

По другой информации, Москва не уверена, что сирийские пилоты смогут эффективно применять новую авиационную технику, что негативно скажется на имидже российской оборонки. Справедливости ради, эти же издания пишут о том, что война в Сирии сделала нашей стране отличную рекламу, а также заставила считаться с РФ, как со страной с высокотехнологическим ВПК.

Кстати, западные эксперты недооценили возможности сирийских ВВС (а значит, и российской авиатехники). В частности, в 2011 году Пентагон прогнозировал полную потерю всех самолетов Асада уже к 2014 году. Американцы тогда писали, что «…в связи с множеством политических и финансовых трудностей, Сирийская Арабская Армия с 1990 года не смогла произвести закупки ни одного современного боевого самолета». Мол, всё, чем располагает Асад, является старьем и хламом, значит, авиация Асада продержится максимум три года.
Однако позднее о фронтовом истребителе МиГ-21 стали говорить, как о «летающим Калашникове» - настолько надежной и непритязательной в обслуживании оказалась машина. На вопрос, что не нравится в русских самолетах, сирийские летчики отвечают: «Только то, что их очень мало в нашей армии».

О ГАЛОПИРУЮЩЕЙ ТЕНДЕНЦИИ УСУГУБЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ЗАПАДНЫХ ПОДСТУПАХ К РОССИИ


Через густую пелену тревожных и порой трагических событий, накатившихся на наш народ с февраля 2018 года, начинает всё более отчетливо просматриваться сценарий того финального раунда, фундамент которого готовился нашими заокеанскими и западноевропейскими «партнёрами» ещё с 4 апреля 1946 года, когда спасшей мир от фашизма сверхдержаве был незамедлительно противопоставлен крупнейший в современной военной военно-политический блок - Организация Североатлантического договора (НАТО), переформатировавший послевоенный мир в то поле предэскалационной напряжённости и абсурда, которое мы наблюдаем уже на протяжении 72 лет. На сегодняшний день Европейское командование ВС США, а также Стратегическое командование операций ОВС НАТО (в структуру последнего входит большинство ГШ армий западноевропейских стран-участниц альянса) практически завершили формирование ударных «кулаков» сразу на нескольких операционных направлениях, включая черноморское, балтийское и карельское. Головными воздушными компонентами для проведения стратегической воздушно-космической наступательной операции против военно-промышленных объектов и средств ПВО ВКС России в Южном и Западном военных округах на сегодняшний день являются:

- 52-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США; имеет опыт оперативной переброски с немецкой авиабазы Спангдалем на польскую АвБ Редзиково и представлено эскадрильей из 25 F-16C/D Block 50, а также 2 РЛС дальнего радиолокационного обнаружения AN/TPS-75 «Типси» для более эффективного выполнения задач по завоеванию господства в воздухе и контроля тактической воздушной обстановки; также специализируется в задачах подавления ПВО и уничтожения стратегически важных наземных объектов противника с помощью противорадиолокационных ракет AGM-88E AARGM и AGM-158B JASSM-ER соответственно;

- 48-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США в Лейкенхесе, представленное двумя эскадрильями модернизированных тактических истребителей F-15E «Strike Eagle», недавно получившими способность использовать всё те же ракеты класса «воздух-земля» большой дальности JASSM-ER и давно адаптированными к применению тактических ракет AGM-84H SLAM-ER, оснащённых продвинутой помехозащищённой ИКГСН, использующей корреляционный метод наведения на цель ATA («Atomatic Tagerting Acquisition»), отличающийся повышенной помехозащищённостью, которая вынуждает по максимуму насыщать танковые и мотострелковые подразделения войсковыми самоходными ЗРК нового поколения и комплексами активной защиты, ведь «снаряжение» SLAM-ER предусматривает применение соприцеливающихся боевых элементов BAT;

- 2-е тактическое авиакрыло ВВС Польши, состоящее из 36 усовершенствованных многоцелевых истребителей F-16C Block 52+ и 12 двухместных машин аналогичной версии F-16D Block 52+, дислоцированное одновременно на 2-х авиабазах (Познань и Ласк); в первую половину 20-х годов эти машины получат 70 крылатых ракет увеличенной дальности AGM-158B по линии иностранных военных продаж (FMS) от Агентства Министерства обороны США по военному сотрудничеству (DSCA); в январе 2017 года, на вооружение 31-й тактической авиабазы в Познани поступили первые варианты JASSM с дальностю в 370 км.

Вышеперечисленные элементы Объединённых ВВС НАТО не являются единственными компонентами в рассматриваемом массированном ракетном ударе по нашим военной, энергетической и промышленной инфраструктурам. Здесь также рассматривают задействование американских эсминцев УРО класса «Arleigh Burke», «заряженных» боекомплектами RGM-109E «Tomahawk Block IV», а также ударных модификаций атомных подлодок «Огайо» - SSGN, оснащённых боекомплектами из 154 стратегических крылатых ракет «Томагавк» каждая. И это описана лишь малая часть тех средств воздушного нападения, которые ОВС НАТО могут использовать в случае эскалации регионального конфликта с Россией, ведь есть ещё и Военно-воздушные силы Германии, на вооружении которых состоят многоцелевые истребители «Тайфун», оснащённые высокоточными крылатыми ракетами KEPD 350 TAURUS. Грядущая попытка агрессии со стороны Североатлантического альянса также просматривается в «накачке» Восточноевропейского условного ТВД наземными средствами противоракетной обороны для парирования ответного удара ракетами Х-101 и 3М14К/Т со стороны ВМФ и ВКС России.

Самым неприятным моментом здесь является то, что, к примеру, Минобороны Румынии заключили со штатовскими компаниями «Raytheon» и «Lockheed Martin» 3,9-миллиардный контракт на закупку 7 противоракетных комплексов «Patriot PAC-3» и 168 ракет-перехватчиков MIM-104F в качестве боекомплекта. Данные зенитные управляемые ракеты оснащены активной радиолокационной головкой самонаведения миллиметрового Ka-диапазона, в связи с чем прорвавшиеся в воздушное пространство стран НАТО крылатые ракеты Х-101 могут быть перехвачены даже за пределами радиогоризонта; ведь получение целеуказания происходит не только от батарейного пункта боевого управления, но и от сторонних средств ДРЛОиУ воздушного базирования по радиоканалу «Link-16». В зенитных ракетах дальнего радиуса действия 9М82МВ (комплекс С-300В4) реализация работы по загоризонтным целям со сторонним целеуказанием теоретически хоть и возможна, на практике так и не подтверждена, что можно сказать и о ракетах 9М96Е/Е2 комплекса С-400.

КАК ХЕЛЬ ХААВИР НА СИРИЙСКУЮ ПВО «НАПОРОЛИСЬ»...

Если на Европейском театре военных действий наш оборонительный потенциал пока только лишь «прощупывают» в ходе участившихся разведывательных полётов «Глобал Хоуков» и самолётов стратегической РЭР RC-135V/W «Rivet Joint», отводя командованию ВКС время на принятие контрмер, то на Ближневосточном ТВД Воздушно-космические силы России и дружественные подразделения сирийской армии проверяются на дееспособность в кризисных ситуациях «по полной программе», и не с помощью разведывательных инструментов, а агрессивными силовыми методами. Одним из таких инцидентов можно считать недавний массированный ракетно-авиационный удар ВВС Израиля (Хель Хаавир) по стратегически важным объектам Сирийской Арабской Армии (включая авиабазу «Т4», на которой развёрнуто иранское авиакрыло БПЛА, в своё время принимавших участие в оптико-электронной разведке формирований ИГ), подразделениям движения «Хезболла», а также по объектам Корпуса Стражей Исламской Революции.

Это далеко не первая воздушная ударная операция израильских тактических истребителей F-16I «Sufa» и F-15I «Ra`am» против правительственных сил Сирии и переброшенных для борьбы с псевдохалифатом подразделений КСИР, ведь ещё летом 2016 года, в ходе Международной Герцлийской Конференции, руководитель военной разведки Израиля генерал-майор Герци Халеви указывал на неоспоримые плюсы для Тель-Авива от действий ИГИЛ в Сирии, в то время как любые наиболее боеспособные иранские и проиранские силы (КСИР и «Хезболла») лишь ускоряли падение игиловских анклавов. Несмотря на то, что никаких массированных ракетных ударов по территории Израиля ракетами типов «Fatech-110» и «Fatech-313» со стороны КСИР в Сирии не было, Тель-Авив первым прибегал и прибегает к тактике провокационных ударов, и на этот раз серьёзно просчитался.

В ответ на якобы нарушение северной воздушной границы Израиля иранским БПЛА, который был сбит ударным вертолётом «Apache» Хель Хаавир 10 февраля, два звена многоцелевых истребителей F-16I «Sufa» (8 машин) вышли на рубежи ракетного пуска по объектам в Сирии не по стандартной хитрой тактике (используя воздушное пространство над горными хребтами Антиливана), а нагло вторгнувшись в сирийское воздушное пространство близ Дамаска и Пальмиры. Очевидно, что расчёт делался на то, что канальность дивизионных радиолокационных средств сопровождения и наведения комплексов «Бук-М1/2Э», С-125 «Печора-2М», С-200 и «Панцирь-С1» будет критически перегружена несколькими десятками запущенных с подвесок F-16I средств высокоточного , и процесс «завязка трасс целей - захват» в прямом смысле этого слова «ляжет» на фоне работы комплексов РЭБ, установленных на «Суфах». Как следствие, израильские лётчики ожидали полной деморализации расчётов сирийских ЗРК, ожидая, что на индикаторах радаров подсвета 9С35М1/2, СНР-125М, 5Н62В, а также 1РС2-1Е «Шлем» вместо маркеров целей будут видны лишь антиналожения и блики от постанавливаемых средствами РЭБ истребителей помех. Но позднее выяснилось, что они очень заблуждались!

По-видимому, почувствовав себя хозяевами ситуации в сирийском небе, пилоты израильских F-16I «Sufa» решили не придерживаться главного правила воздушных операций XXI века над территориями с развитыми противовоздушными/противоракетными зонами A2/AD - низковысотных полётов в режиме следования рельефу местности. Возможно, что такое решение было принято в связи с опасениями попадания в радиусы действия сирийской зенитной артиллерии и ПЗРК (вспомнился урок 20 ноября 1983 года, когда посредством зенитно-артиллерийского комплекса был перехвачен «Kfir C.2»). В этот раз израильтяне целиком и полностью доверили свою судьбу бортовому комплексу РЭП и индивидуальной защиты SPJ-40 «Elisra», современной всеракурсной станции предупреждения об облучении (СПО) SPS-3000, а также комплексу обнаружения атакующих ракет ИК-диапазона PAWS-2, который должен обнаруживать пуск большинства типов ракет по излучению от факелов сгорающих твердотопливных или жидкостных зарядов. Естественно, дальность пеленгования запущенной ракеты посредством PAWS-2 (фото ниже) зависит в основном от тяги и излучения её двигателя.


Датчики комплекса обнаружения атакующих ракет Elisra PAWS-2 правой полусферы на южнокорейском УБС FA-50

Как свидетельствуют многочисленные сирийские и израильские источники, одна из машин была перехвачена уже после завершения первого массированного ракетно-авиационного удара (МРАУ). Воздействие мощной осколочно-фугасной боевой части пришлось в заднюю полусферу F-16I (на догонном курсе), в момент выхода из сирийского воздушного пространства (над Голанами). И, опираясь на многочисленные фотографии очевидцев, на которых запечатлены «выгоревшие» разгонные ступени зенитных управляемых ракет 5В27 и обломки ЗУР 3М9, уничтожение истребителя было осуществлено либо модернизированным зенитно-ракетным комплексом С-125 «Печора-2», либо комплексом «Куб» («Квадрат»).

Применение С-200В также подтверждается, поскольку на земле был обнаружен и центральный сегмент зенитной ракеты 5В28, но «Суфа» был сбит именно одним из вышеперечисленных комплексов, так как смог преодолеть ещё более 100 км с учётом однодвигательной силовой установки с гораздо меньшей живучестью, чем двухдвигательная у F-15I. Зенитная ракета 5В28 оснащена мощнейшей 217-килограммовой осколочно-фугасной боевой частью со 120-градусным углом разлёта 37000 поражающих элементов, которые напрочь изрешетили бы мотогондолу и весь планер F-16I «Sufa», превратив его в груду металла, но машина уцелела и смогла доставить пилотов аж в район кибуца Хардуф. Очевидно, что рядом с истребителем разорвалась либо 72-килограммовая боевая часть ракеты-перехватчика 5В27 (комплекс «Печора-2»), либо 57-килограммовая БЧ 3Н12 зенитной ракеты 3М9 (войсковой комплекс «Куб»).

Ещё более интересной деталью произошедшего в небе над западной частью провинции Дамаск является то, что израильский F-16I был перехвачен не на крайнем рубеже радиусов действия «Печоры» или «Куба» в 15 - 23 км, а на дистанции от 8 до 12 км, поскольку на догонном курсе (с учётом того, что ракеты не столь скоростные: 2М для 3М9 и 2,3М для 5В27) могла быть достигнута лишь такая дальность поражения. Следовательно, для бортового комплекса обнаружения атакующих ракет PAWS-2 сложились благоприятствующие условия: факел стартующей зенитной ракеты мог быть обнаружен буквально мгновенно, но эффективность ИК-датчиков оставляла желать лучшего. Полную недееспособность продемонстрировала и станция предупреждения об облучении SPS-3000, которая либо не смогла оповестить экипаж F-16I о захвате их истребителя посредством радара подсвета «Печоры» или «Куба», либо наведение ракеты осуществлялось по данным оптико-электронного визира в пассивном режиме, не давая возможности SPS-3000 запеленговать факт огневой работы комплекса.

Как видите, налицо комплексные технологические проблемы бортового комплекса обороны (БКО) истребителей F-16I «Sufa», которые привели к невыполнению экипажем заблаговременного противоракетного манёвра. Представители же израильских средств попытались аккуратно обойти острые углы в данной ситуации, заявив, что всему виной неправильная конфигурация применения бортовых средств радиоэлектронной борьбы в ходе первого авиаудара. Но как такое могли допустить наиболее технологически совершенные и опытные военно-воздушные силы в регионе? Ведь отработка тактики прорыва средств противовоздушной обороны в Хель Хаавир ведётся ещё со времён операции по уничтожению иракского ядерного реактора «Озирак»; тем более, что перед недавней операции в Хель Хаавир были отлично осведомлены о структуре и технологических качествах обновлённой ПВО Сирии. Но это ещё не самое интересное.

В ходе первого массированного ракетно-авиационного удара по военным объектам на территории Сирийской Арабской Республики звенья F-16I «Sufa» Хель Хаавир применили по меньшей мере 26 тактических ракет класса «воздух-земля», обладающих эффективной отражающей поверхностью в пределах 0,05 м2. И, несмотря на то, что комплексы радиоэлектронного противодействия Elisra SPJ-40 на борту F-16I наверняка были активированы, сирийские средства противовоздушной и противоракетной обороны смогли уничтожить 19 из них. Здесь все заслуги можно смело приписать зенитным ракетно-артиллерийским комплексам «Панцирь-С1», прикрывающим «мёртвые зоны» «Печор» и «Квадратов». Эти комплексы, оснащённые не только радарами наведения X-диапазона 1РС2-1Е «Шлем», но и автономными оптико-электронными модулями 10ЭС1-Е инфракрасного и телевизионного диапазонов визирования, позволяют уничтожать высокоточное оружие противника с ЭПР до 0,01 - 0,02 кв. даже в сложнейшей помеховой установке (при использовании самолётов РЭБ EA-18G «Growler» и т.д.). Не трудно догадаться, что ожидает тактические истребители F-16I в столкновении с более грозными ЗРК типа С-300В4.

Источники информации:
https://militarizm.livejournal.com/120630.html
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4948918
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=19532
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c200/c200.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/pechora_2/pechora_2.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kub/kub.shtml
http://militaryrussia.ru/blog/topic-558.html


9 июля отряды САА при поддержке российской военной полиции вернула под свой контроль все позиции боевиков в районе сирийско-иорданской границы к югу от города Даръаа. Таким образом, САА полностью окружила оставшиеся в городе и его окрестностях позиции боевиков.

10 июля в данном районе продолжились проводимые при поддержке РФ переговоры между правительством и боевиками. Однако, если группировки боевиков откажутся сдаваться, их ждет военная операция, которую будет тяжело отбить.


Таким образом, несмотря на истерию крупных СМИ, а также неоднократные антироссийские и антиправительственные высказывания со стороны представителей т.н. умеренной оппозиции, у боевиков есть мало вариантов и время на их обдумывание.


Единственный участок сирийско-иорданской границы в провинции Даръаа, который контролируют боевики, расположен на занятой ИГИЛ территории восточнее оккупированных Израилем Голанских высот. Ожидаемая операция САА против ИГИЛ и ХТШ, которая пройдет к востоку от Голанских высот , уже вызывает озабоченность руководства Израиля.


9 июля Министр обороны Израиля - Авигдор Либерман - заявил о том, что его страна "жестко ответит" на любые попытки сирийской армии войти в демилитаризованную зону в районе Голанских высот.


Его заявление последовало после авиаударов, которые ВВС Израиля нанесли в ночь на 9 июля по авиабазе Т4 в сирийской провинции Хомс. Сирийские военные заявили о том, что их войсками ПВО были перехвачены несколько ракет и подбит израильский боевой самолет. Военные признали то, что несколько ракет поразили базу. Израильская сторона отрицает то, что какой-либо из ее боевых самолетов был подбит.
Крайне вероятно то, что Тель Авив воспользуется операцией САА против ИГИЛ и ХТШ для того, чтобы обвинить Дамаск в нарушении соглашения о зоне разъединения 1974 года и нанести новые удары по правительственным войскам. Однако, малое количество ударов не сможет изменить стратегическое положение на данной территории и помешать САА отбить ее.


Между тем, в той части провинции Даръаа, которая прекратила сопротивление, боевики сдалм очередную партию вооружения, в т.ч. не менее 11 ПТРК TOW , дюжины ракет Фагот болгарского производства, несколько модернизированных ракет Малютка, 2 ЗСУ Шилка, 4 БМП-1, 7 танков, а также другое вооружение и технику.


На севере провинции Латакия боевики провели очередную атаку на позиции САА из т.н. зоны ответственности Турции идлибской зоны деэскалации, атаковав правительственные войска в районе Туркоманских гор.
САА не утратила какие-либо позиции, однако, по информации источников, лояльных правительству, потеряла нескольких бойцоы убитыми или ранеными.


Подконтрольная боевикам часть провинции Идлиб остается оплотом ХТШ (бывшее сирийское крыло аль-Каиды) и других группировок радикалов. Данные группировки ждут своего череда в текущей операции альянса Сирии,

С одной стороны это ВВС Сирии и авиация ее союзников в борьбе с терроризмом - ВКС России и иранская военно-транспортная авиация. С другой стороны это условная коалиция во главе с США.

ВВС Сирии и союзников

До начала гражданской войны ВВС Сирии обладали крупным, пусть и по большей части устаревшим парком различных самолетов и вертолетов. Страна в течение десятилетий готовилась к войне с Израилем, а бывший президент Сирии Хафез Асад сам был военным пилотом. Поэтому в Сирии обращали особое внимание на авиацию и не забывали о ней даже в тяжелые 1990-е гг. после прекращения советской военной помощи.

Башар Асад, который стал президентом Сирии в 2000 г., после смерти отца продолжил его политику. Хотя у Сирии долгое время не было денег на закупку новых машин, имевшийся авиапарк поддерживался в неплохом состоянии. Сирийские самолеты и вертолеты получали необходимое техническое обслуживание, проходили ремонт и модернизацию как на сирийском авиаремонтном заводе в Алеппо, так и на российских авиаремонтных предприятиях.

Со второй половины 2000-х гг. Сирия решила приступить к постепенному обновлению своих ВВС. В 2008 г. были приобретены с хранения 33 белорусских истребителя МиГ-23 МЛД/УБ, которые после ремонтных работ на заводе в Алеппо начали поступать на вооружение сирийских истребительных эскадрилий.

В 2007 г. Сирия заключила контракт на покупку в России 12 (по другим данным, 24) новых МиГ-29 М/М2, которые должны были начать поступать в 2010-х гг. В 2011 г. был подписан контракт и на приобретение 36 учебно-боевых самолетов Як-130 . Очевидно, что в дальнейшем предполагались и другие покупки.

Начавшаяся война фактически поставила крест на планах модернизации ВВС Сирии, а подписанные контракты на МиГ-29 М/М2 и Як-130 подвисли в неопределенном состоянии. Из-за введенных западных санкций возникали даже сложности с возвращением в Сирию отремонтированной авиационной техники. Так, летом 2012 г. прямо в море британская страховая компания лишила страховки судно Alaed, которое везло в Сирию три отремонтированных в Россию ударных вертолета Ми-25 .

Активное использование боевой авиации для поддержки сухопутных войск началось в Сирии в 2012 г. За прошедшие годы войны сирийские ВВС утратили большую часть своего боевого потенциала. Оказались потеряны некоторые авиабазы, а авиапарк значительно сократился. Боевые потери были не так велики, но из-за интенсивного использования самолетов и вертолетов происходило исчерпание ресурса старых машин, и случались поломки, которые невозможно было устранить в местных условиях.

Еще одной проблемной точкой сирийской авиации с самого начала была нехватка высокоточных авиационных средств поражения класса «воздух-поверхность» . Только в редких случаях применяли такие средства, как советские управляемые тактические ракеты «воздух-поверхность» Х-23 , корректируемые авиабомбы и пр.

В 2014-2015 гг. ВВС Сирии начали ощущать уже и дефицит обычных неуправляемых авиационных бомб, что заставило начать их собственное производство из подручных материалов. Некоторые из них внешне представляли собой копии обычных авиабомб, таких как ОФАБ-250-270 . Другие были нестандартных размеров и сбрасывались с вертолетов. Очевидно, что выпускаемые бомбы не залеживались и быстро использовались, поэтому их даже не окрашивали.

Ослабление авиации пагубно сказывалось на действиях правительственных войск, особенно в северных и восточных районах страны, тем более что снабжение некоторых осажденных баз и гарнизонов всецело зависело от авиации.

Старт российской военной операции в Сирии осенью 2015 г. стал переломным моментом и помог сирийской армии начать восстанавливаться после тяжелых поражений весны 2015 г. Благодаря поставкам новых бомб и ракет из России стало улучшаться и снабжение сирийских ВВС.

Сейчас в Сирии основные силы ВКС России и ВВС Сирии расположены на следующих авиабазах:

Авиабаза Хмеймим (провинция Латакия). По соглашению между нашими странами авиабаза передана России, и там размещена 555-я авиационная группа.

В состав группы входит смешанный авиационный полк с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 М, истребителями-бомбардировщиками Су-34 , истребителями Су-35 и Су-30 СМ, вертолетами Ми-24П, Ми-35 М, Ка-52 , Ми-8АМТШ и другой авиационной техникой.

Качественный и количественный состав авиации на базе Хмеймим регулярно меняется, так, например, штурмовики Су-25 СМ переброшены туда одними их первых, затем выведены, но потом опять вернулись в Сирию. Кроме того, часть вертолетов временно может размещаться на сирийских авиабазах Т-4 (Тьяс), Эш-Шайрат и Хама.

Для совершения авиационных ударов иногда привлекаются и самолеты, что не базируются на территории Сирии: это стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22 М³, Ту-95 МС и Ту-160 . Они взлетают с авиабаз на территории России и летят или совершают пуски крылатых ракет через территорию Ирана и Ирака. Операция в Сирии стала боевым дебютом для Ту-95 МС и Ту-160 .

Впервые в Сирии в 2016 г. получила боевой опыт и авиационная группа тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в составе палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К.

В ходе боевых действий применяется широкая номенклатура авиационных бомб, включая ОФАБ-250-270 , ФАБ-500 М54, ФАБ-500 М62, ОФАБ-500ШР, ОДАБ-500ПМ, ОДАБ-500ПМВ, ОФЗАБ-500 , БЕТАБ-500 , разовые бомбовые контейнеры РБК-500 в разных вариантах и многое другое. Авиация также используют неуправляемые авиационные ракеты: от С-8 до более тяжелых образцов.

Среди применяемых высокоточных бомб и ракет можно отметить корректируемые авиабомбы КАБ-500С с аппаратурой спутникового наведения, корректируемые авиабомбы КАБ-1500ЛГ с лазерными головками самонаведения, тактические управляемые ракеты Х-25 МЛ и пр. С ракетоносцев Ту-95 МС и Ту-160 применялись крылатые ракеты воздушного базирования Х-555 и Х-101 .

Российские войска в Сирии используют и беспилотные летательные аппараты (БЛА), в том числе такие как «Орлан-10» , «Элерон-3СВ» и «Форпост».

Переходя к сирийской авиации, надо особо подчеркнуть, что хотя структура ВВС Сирии и сохраняется во многом довоенная, но реальный состав многих эскадрилий сократился до нескольких машин.

База сирийской морской авиации расположена около Латакии. Ранее сирийская 618-я эскадрилья морской авиации размещалась на базе Хмеймим, но после ее передачи России для нее в нескольких километрах севернее была создана отдельная небольшая база с площадкой для вертолетов. Там сейчас и базируются вертолеты Ми-14 и-Ка-28 , которые в последние годы используются практически исключительно на суше для транспортных перевозок и бомбардировок позиций боевиков.

Авиабаза Хама (находится рядом с городом Хама) является домашней для 679-й эскадрильи на истребителях МиГ-21 бис и для остатков 678-й эскадрильи на МиГ-23 МФ, что были перебазированы туда до падения базы Абу-эд-Духур в провинции Идлиб. Для усиления в Хаму была переброшена и часть 675-й эскадрильи на МиГ-23 МЛ/МЛД с авиабазы Шайрат. Возможно, все МиГ-23 там объединили сейчас в одну эскадрилью.

Также в Хаме базируются 653-я и 655-я вертолетные эскадрильи на Ми-8 и Ми-17 .

Авиабаза Нейраб (аэропорт Алеппо): именно там располагается авиаремонтный завод, который перестал работать в результате начавшейся в 2012 г. осады и обстрелов. После снятия осады аэропорт используется в основном в транспортных целях и как временная база для самолетов и вертолетов, что отправляются сюда с южных баз.

Авиабаза Квайрес, расположенная к востоку от Алеппо, была одной из двух баз Воздушной академии ВВС Сирии, наряду с расположенной еще восточнее авиабазой Джира. На них базировались эскадрильи на учебно-боевых самолетах L-39ZO /ZA.

В ходе наступления боевиков в 2012-2013 гг. авиабаза Джира была захвачена боевиками, а Квайрес - окружена и выдержала трехлетнюю осаду и окружение, что были сняты только осенью 2015 г. Сейчас на Квайрес базируется несколько L-39 , которые оказывают поддержку войскам на севере страны.

Аэропорт Эль-Камышлы используется в основном для снабжения небольшой группировки сирийских войск, что остается в северо-восточной провинции Эль-Хасака, большая часть которой контролируется курдскими формированиями. Кроме того, в этом аэропорту происходит перегрузка грузов и подкреплений с самолетов на вертолеты для их дальнейшей отправки окруженному гарнизону г. Дейр-эз-Зор. Из боевой авиации там присутствует лишь несколько истребителей МиГ-21

Аэропорт Дейр-эз-Зор является базой 8-й эскадрильи на истребителях МиГ-21 , уже по ходу войны туда перебазировано и несколько L-39 для замены выбывших старых машин. В результате захвата боевиками так называемого «Исламского государства» (ИГ) господствующих высот аэропорт сейчас фактически не функционирует. При этом на нем могут оставаться единичные МиГ-21 и L-39 в летном состоянии.

Снабжение гарнизона сейчас целиком осуществляется с помощью вертолетов и сброса грузов с пролетающих российских, сирийских и иранских военно-транспортных самолетов.

Авиабаза Т-4 (Тьяс), расположенная в центре страны между Хомсом и Пальмирой, является одной из основных баз ВВС Сирии. Там базируются 1-я эскадрилья с оставшимися сирийскими истребителями и разведчиками МиГ-25ПД /РБ, 819-я эскадрилья на фронтовых бомбардировщиках Су-24 МК и 820-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках Су-22 М4. На этой же базе может находиться несколько учебно-боевых самолетов L-39 .

Авиабаза Эш-Шайрат неподалеку от г. Хомс тоже была одной из основных баз ВВС Сирии до американского ракетного удара 7 апреля 2017 г. Насколько известно, там базировались 677-я и 685-я эскадрилья на Су-22 М³/М4 и часть 675-й эскадрильи на МГ-23 МЛ/МЛД. Во время войны Су-22 стали настоящей «рабочей лошадкой» сирийской военной авиации, а удобное расположение базы позволяло им наносить удары по целям как в центре, так и на севере и юге страны. Также там было несколько самолетов L-39 .

В результате американского ракетного удара пострадала часть укрытий с Су-22 и МиГ-23 , а также были уничтожены хранилища с топливом, боеприпасами и позиция ЗРК «Квадрат», что прикрывал базу. В результате этого, хотя после удара на базе сохранились боеспособные самолеты и вылеты с нее вскоре возобновились, все же очевидно, что нормальное функционирование Эш-Шайрата сейчас затруднено.

Авиабаза Эн-Насирия расположена на севере провинции Дамаск, примерно на полпути между столицей и Хомсом. Насколько известно, там базируется 695-я эскадрилья на истребителях МиГ-23 МЛ.

Авиабаза Думейр располагается северо-восточнее Дамаска. С нее совершают боевые вылеты 67-я эскадрилья на истребителях МиГ-23 МЛ/МЛД, 54-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках Су-22 М² и 697-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках МиГ-23БН.

Авиабаза Эс-Син (Сейкаль) находится в пустыне, еще восточнее авиабазы Думейр. Там базируются все боеспособные сирийские истребители МиГ-29 и МиГ-29 СМ, что, предположительно, сведены в 699-ю эскадрилью. Сирийцы берегут свои лучшие истребители и очень редко используют МиГ-29 для ударов по наземным целям.

Авиабаза Эль-Мезза расположена фактически в черте Дамаска, неподалеку от президентского дворца и баз республиканской гвардии. Это основная база 976-й и 977-й эскадрилий, на вооружении которых состоят легкие ударные вертолеты SA.342 Gazelle. Эти французские вертолеты были поставлены в конце 1970-х гг., но продолжают находиться на службе. Часть «Газелей» практически постоянно сейчас находится на севере и в центральной части Сирии.

Кроме «Газелей», там же базируются вертолетные эскадрильи на Ми-8 и Ми-17 .

Аэропорт Дамаска используется как база немногочисленной сирийской военно-транспортной авиации. В ее состав сейчас фактически входят транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76 - как ВВС Сирии, так и авиакомпании Syrian Air, чьи самолеты тоже используются для военных нужд. После начала российской операции Сирии были переданы, в том числе, один или два российских Ил-76 .

В аэропорту Дамаска часто останавливаются иранские военно-транспортные самолеты Ил-76 , C-130 и Ан-74 , которые помогают сирийским ВВС в перевозке подкреплений и грузов как из Ирана, так и внутри страны.

Авиабаза Мардж-Рахиль тоже находится около Дамаска, в нескольких километрах от аэропорта Дамаска. Насколько известно, это основная база оставшихся сирийских ударных вертолетов Ми-25 (экспортная версия Ми-24Д), хотя некоторые машины регулярно выполняют задачи и в районе Алеппо.

Авиабаза Хальхала, расположенная на севере провинции Сувейда, является домашней для 945-й и 946-й истребительных эскадрилий. Одна из них на истребителях МиГ-21бис, а вторая - предположительно, на МиГ-23 МЛ/МЛД.

Иранские советники в Сирии активно использует свои беспилотные летательные аппараты, в основном тактические БЛА Yassir, AB-3 и Mohajer-4 , но были отмечены и отдельные случаи применения разведывательно-ударных БЛА Shahed-129 .

Отдельно стоит сказать про ВВС Ирака, которые по согласованию с Дамаском с февраля 2017 г. тоже начали наносить удары по ИГ в приграничных восточных районах Сирии. Первые удары были совершены с истребителей F-16IQ .

Авиация американской коалиции

Еще одним крупным игроком в небе Сирии является военная авиация США и ее союзников, которые действуют там без согласия сирийского правительства. Операция «Непоколебимая решимость» против ИГ в Ираке началась летом 2014 г., а с сентября того же года ее расширили и на Сирию.

Официально, помимо США, удары в Сирии в составе коалиции осуществляла авиация еще 11 стран: это Австралия, Бахрейн, Великобритания, Дания, Иордания, Нидерланды, Канада, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ и Франция. Некоторые страны, такие как Германия, осуществляют только разведывательные полеты и поддержку.

В реальности подавляющую часть ударов коалиции совершает американская авиация, а участие многих стран носит формальный характер и ограничилось единичными выпадами. Так, по официальным данным, на 10 мая 2017 г. США совершили 8256 ударов из 8648 ударов коалиции по Сирии. Таким образом, американская доля составляет более 95% от общего количества ударов по целям в Сирии.

Авиация США и других западных союзников осуществляет боевые вылеты в Сирию и Ирак с авианосцев и баз в союзных странах региона. Сейчас в Персидском заливе находится американская авианосная группа во главе с атомным авианосцем «Джордж Буш», авиация которого участвует в ударах в Ираке и Сирии. На его борту базируются истребители-бомбардировщики F/ A-18E /F, самолеты РЭБ EA-18G , самолеты ДРЛОиУ E -2 °C , а также вертолеты MH-60S /R.


Основные авиабазы коалиции в регионе следующие:

Авиабаза Инджирлик. На этой турецкой авиабазе помимо самолетов ВВС Турции базируются американские штурмовики A-10 , а также самолеты РЭБ EA-6B и топливозаправщики KC-135 . Есть там и небольшая группа немецких самолетов - шесть разведывательных Tornado ECR и топливозаправщик A310 MRTT.

Авиабаза Али эс-Салем в Кувейте является домашней для 386-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США с военно-транспортными самолетами С-17 и С-130 и самолетами РЭБ EC-130 . Однако после начала операций в Ираке и Сирии там появились и ударные БЛА MQ-9 Reaper, предположительно, это британские беспилотники.

Авиабаза Ахмед эль-Джабер - еще одна кувейтская авиабаза, которая используется коалицией. На ней базируются американские штурмовики A-10С и другие самолеты и вертолеты, а также конвертопланы V-22 Osprey. Предположительно, это база 332-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США.

С этой же базы летали семь датских F-16 и шесть канадских CF-188 (такое имя дали в Канаде F/ A-18) до прекращения этими странами авиа-ударов в Сирии и Ираке в 2016 г. Правда, канадские разведывательный самолет CP-140 и топливозаправщик CC-150T продолжают оказывать помощь воздушным операциям коалиции.

Авиабаза Эль-Удейд в Катаре - с нее действуют силы 379-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США, в том числе американские стратегические бомбардировщики B-52 и B-1B . Там же базируются военно-транспортные самолеты С-130 и C-17 , самолеты-заправщики КС-135R , самолеты-разведчики RC-135V /W и т. д.

Авиабаза Эль-Дафра в ОАЭ - одна из наиболее крупных баз США в регионе. На ней размещаются силы 380-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США, включая истребители пятого поколения F-22A , истребители F-15E , самолеты ДРЛОиУ E-3B /C Sentry, разведывательные самолеты U-2 , разведывательные БЛА RQ-4 Global Hawk, самолеты-топливозаправщики KC-10 .

На базе Эль-Дафра размещается и французский контингент, включая шесть истребителей Rafale.

Авиабаза Эль Минхад - еще одна база в ОАЭ - используется австралийской авиацией. Там базируются шесть истребителей-бомбардировщиков F/ A-18 , самолет ДРЛОиУ E-7A Wedgetails и самолет-топливозаправщик KC-30A .

Авиабаза Муваффак ас-Салти (Иордания) - с нее сейчас выполняют полеты американские разведывательные и ударные БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, а также истребители F -16 °C /D. По всей видимости, они относятся к 407-й экспедиционной авиационной группе 332-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США. Там же ранее базировались восемь голландских истребителей F-16 .

Авиабаза «Принц Хасан» (Иордания) - на ней были размещены несколько французских истребителей Mirage-2000D /N и два морских патрульных самолета Atlantique 2. В этом году к ним присоединилось четыре истребителя Rafale M из состава ВМС Франции.

Авиабаза Акротири (Кипр). Британская авиация в основном действует с этой своей авиабазы на Кипре, за исключением упомянутых выше БЛА MQ-9 Reaper в Кувейте и отдельных самолетов в других странах Персидского залива.

В Акротири базируется 903-е экспедиционное авиационное крыло королевских ВВС Великобритании с истребителями Typhoon FGR4, Tornado GR4, самолетами ДРЛОиУ E-3D Sentry, разведчиками Sentinel, топливозаправщиками Voyager KC3 и военно-транспортными самолетами C-130 .

Кроме этих баз, США использует для своих операций и другие аэродромы. В том числе известно как минимум о двух аэродромах в контролируемых курдами северо-восточных районах Сирии, что используются для переброски грузов и т. п.

Таким образом, за пять лет активных боевых действий в воздушном пространстве Сирии, помимо собственно сирийских ВВС, отметилась военная авиация не менее полутора десятков других стран. Хотя роль многих из них была крайне незначительна, но в целом это подчеркивает всю сложность и многогранность сирийского конфликта, в котором сейчас сталкиваются и переплетаются интересы мировых и региональных держав.