Самолет на солнечных батареях завершил рекордный перелет. Самолет на солнечных батареях – это реально

Мы уже рассказывали о разработке самолетов, полностью питающихся только энергией солнца. В прошлый раз был рассказ о том, что Solar Impulse 2 готовится совершить кругосветный перелет. Среди новостей от 5 февраля упоминался проект солнечного беспилотника Zephyr. Оказывается это далеко не единственные разработки летательных аппаратов на солнечной энергии. Сегодня публикуется подборка материалов, в которых рассказано о других проектах солнечных самолетов. Щелчок мыши по приводимым ниже картинкам приведет вас на сайт, где вы сможете найти дополнительную информацию о соответствующем проекте (но на английском).

Мавр сделал свое дело, мавр может уйти

Pathfinder первоначально (в начале 1980-х годов) разрабатывался с целью создания высотного летательного аппарата, способного долгое время находиться в воздухе. Его 8 электромоторов (через некоторое время их число было сокращено до 6) вначале работали от батарей. Через какое-то время от разработки проекта отказались и аппарат 10 лет пылился на складе. В 1993 году о нем вспомнили и в течение недолгого времени в конце 1993 и начале 1994 года он еще летал, получая энергию уже не только от батарей, но и от солнечных панелей.

В 1998 году Pathfinder была создана модифицированная длинно-крылая версия под названием Pathfinder-Plus. Летом 2002 года Pathfinder-Plus выполнил несколько демонстрационных полетов для подтверждения того, что можно создать дистанционно- управляемый высотный аппарат, не загрязняющий окружающую среду, для использования в коммерческих целях.

Centurion — это легкий, дистанционно-управляемый и питающийся от солнечных батарей аппарат типа «летающее крыло», который разрабатывался с целью демонстрации возможности использования солнечной энергии для длительных высотных полетов. Его рассматривали как демонстрационную модель будущего флота питающихся от солнца летательных аппаратов, способных находиться в воздухе недели и месяцы, с целью сбора научных данных, получения снимков земли или для использования в качестве платформы для телекоммуникационного оборудования.

В январе 1999 года на основе Centurion-а начата разработка проекта Helios.

Helios — это прототип беспилотного «летающего крыла» на солнечной энергии, управляемый дистанционно. Он разрабатывался NASA с целью демонстрации технологической возможности создания аппаратов типа «атмосферный спутник» в рамках проекта Environmental Research Aircraft and Sensor Technology (ERAST). До своего крушения в 2003 году Helios поднялся на рекордную высоту для винтовых аппаратов — почти 97 000 футов.

Мечтаем о кругосветных перелетах

Sunseeker Duo разработан компанией Solar Flight, это третий проект солнечного самолета этой компании. Размах крыльев самолета — 22 метра, вес без нагрузки — 280 кг., питание — от 1510 солнечных ячеек с эффективностью 23%. Самолет способен лететь на солнечной энергии с двумя человеками на борту. Блок батарей, размещающийся в фюзеляже, предназначен для накопления энергии, вырабатываемой солнечными панелями на крыльях и хвосте. При необходимости Sunseeker Duo может быть сложен для перевозки на трейлере. Первый полет самолет совершил в декабре 2013 года и к настоящему времени налетал уже несколько сотен часов.

Самолет SUNSTAR создается компанией Solar Flight в рамках проекта HALE (High Altitude Long Endurance). Прототипом для SUNSTAR послужил предыдущий проект компании — Sunseeker Duo.

Чтобы обеспечить возможность полета на солнечных элементах в широком диапазоне погодных условий в течение месяцев или даже годов, солнечные элементы покрывают максимально возможную долю поверхности самолета. Для получения энергии при малых углах к солнцу солнечные ячейки размещены даже на боковых поверхностях.

Конфигурация с тремя моторами была выбрана для максимальной надежности. Два передних мотора служат для взлета и полета на малых высотах. После того, как самолет поднимется на рабочую высоту, эти моторы отключаются, пропеллеры складываются для уменьшения сопротивления воздуха, и полет продолжается на одном заднем моторе с толкающими винтами большего размера, что оптимально для больших высот. Этот мотор разработан специально для работы с низким потреблением энергии при полете в круизном режиме.

Авторы амбициозного швейцарского проекта собираются, ни много ни мало, перевести весь мир на обновляемые источники энергии. В качестве подробнейшей иллюстрации своей идеи, компания создала самолет, умеющий летать без единой капли горючего. Подобные проекты уже были и раньше, но еще ни один из них не мог похвастать настолько продуманной системой. И еще ни разу в воздух не поднимался пилотируемый аппарат, который способен функционировать не только днем, но и ночью - и все за счет солнечных батарей.


Проект Solar Impulse стартовал только благодаря непреходящей вере его создателей в чудеса - ничем иным объяснить успешную реализацию проекта просто невозможно. Амбициозной идею самолета, не использующего ни капли горючего, тоже назвать сложно. Это уже ближе к научной фантастике.


Впрочем, научная фантастика, как таковая, давно и незаметно прочно прописалась в нашей повседневной жизни, так что пора срочно прекратить удивляться реализации внешне совершенно невероятных идей. Поэтому перейдем к конкретике.


Solar Impuls - это действительно первый в мире пилотируемый (что важно) самолет, способный и днем, и ночью летать только за счет солнечной энергии. Почему это интересно кому-то, кроме самих инициаторов проекта? Ну, хотя бы потому, что уже первый состоявшийся полет - прямое доказательство искусственности той самой «нефтяной иглы», на которой сидит вся планета.


Эта крылатая революция практически полностью изготовлена из углеродного волокна и обладает размахом крыльев Boing 747. При том, вся масса самолета вполне сравнима с весом небольшого автомобиля и составляет всего 1 600 кг.


Чтобы добиться такого результата потребовалось целых семь лет напряженной работы, бесконечных расчетов, моделирования и испытаний группой из 80 человек, не считая сотни привлеченных со стороны специалистов.

Ничего подобного не строилось никогда раньше. Огромные крылья Solar Impuls покрывают 12000 солнечных батарей. Они питают четыре электродвигателя с возобновляемыми источниками энергии. Днем солнечные батарей под завязку заряжают литиевые аккумуляторы, которые позволяют самолету летать и по ночам.


Бертран Пикар и Андре Боршберг выполнили практически невозможный проект - так, по крайней мере, считали видные эксперты авиастроения. Партнерство получилось крайне продуктивным: вдвоем предприниматели умудрились охватить все необходимые для развития идеи сферы. Пикар, получивший, в свое время образование психиатра сумел заинтересовать и привлечь инвесторов; инженер и предприниматель Боршберг собрал и, впоследствие, возглавил группу из 80-ти технических специалистов.

Основатели

Андре Боршберг

Швейцарский бизнесмен и пилот, сооснователь компании Solar Impuls. Именно он сел за штурвал первого самолета, совершившего самый длинный в истории человечества перелет без горючего. Боршберг стал самым подходящим кандидатом на роль пилота проекта: за плечами у него более 20 лет службы в Военно-воздушных силах Швейцарии. Кроме того, предпринимательский навык Андре позволил реализовать мягко говоря утопичную идею проекта в жизнь. Как генеральный директор компании, он сумел объединить более 70 человек в единый механизм, ориентированный только на успех - какой бы далекой ни была цель.

Бертран Пикар

Швейцарский психиатр Бертран Пикар был очарован полетом с самого детства - что, учитывая историю его семьи, совсем не удивительно. И отец, и дед Пикара были известными воздухоплавателями и изобретателями. Естественно, что выросший в такой атмосфере Бертран просто не мог не пойти по их пути. Именно он главный мечтатель Solar Impuls, свято убежденный в том, что самое главное для любого дела - искренне верить в реальность его исполнения.

Первый полет


Никакое чутье и предчувствие не могут оправдать в глазах инвесторов настолько рискованный проект. Другое дело- практические испытания. Solar Impulse 1, первый в мире пилотируемый летательный аппарат на солнечной энергии, способный функционировать и ночью, поднялся в воздух и пересек два континента.

Эту запись участники проекта делали по результатам первого полета. Помимо прочего, здесь они встречаются с одним из поддержавших проект инвесторов - Ричардом Бренсоном из Virgin Galactic.

После этого сомневаться в целесообразности вложений перестали даже законченные скептики: пара новаторов Пикар-Боршберг продемонстрировала всю доступность использования чистых технологий и возобновляемых источников энергии.

За первый полет Solar Impulse 1 поставил целых 8 мировых рекордов. Но и Пикар, и Боршберг не собирались останавливаться на достигнутом: в планах предпринимателей была идея запустить в воздух вторую версию аппарата.


Solar Impulse 2 получил практически неограниченную автономию. Полет вокруг земного шара - без капли горючего и без приземлений. Здесь техникам придется учитывать еще один немаловажный фактор: удобства пилота, которому предстоит в одиночку совершить этот, без преувеличения, легендарный перелет.

Кадры одного из первых тестовых полетов Solar Impuls 2, снятых при помощи GoPro.

5 дней и ночей, над океанами, с континента на континент. Неделя жизни в кабине размером 3,8 м3, каждая деталь которой максимально заточена под необходимости пилота.

Небольшая зарисовка, на которой запечатлены и участники проекта, и сам полет.

Dassault Systèmes

Для разработки второго варианта Solar Impulse инженеры использовали технологии компании Dassault Systèmes. Тестировать все новые наработки на живом макете - значило бы тратить годы и годы лишней работы. Эту проблему вполне решила платформа 3DEXPERIENCE, которая позволила техникам провести все необходимые расчеты.


Приложения CATIA и ENOVIA , от мирового лидера в области решений для 3D-проектирования, помогли в точности разработать и внешний вид самолета и технически важные элементы управления.

Технические характеристики Solar Impulse 2

Высота полета 8500 м

Номинальная масса 2300 кг

Крейсерская скорость 70 км/ч

Размах крыла 72 метра

Силовая установка: четыре двигателя 7,35 кВт, Li-Po аккумуляторы.

Четыре винта, диаметра 3,5 метра

Масса 400 кг.

Solar Impulse 2 кругосветное путешествие

Вот и настало время второго рекордного полета на второй модели Solar Impulse 2. Он начался 9 марта 2015 года из Абу-Даби. Предполагается, что за пять месяцев летательный аппарат преодолеет 35 тысяч километров.

Боршберг сам будет находиьтся за штурвалом во время рекордного полета. Его будет сменять второй пилот - швейцарец Бертран Пикар.

Маршрут пройдет из Абу-Даби в Оман, оттуда в Индию и Китай. Затем перелет продлится через Тихий океан, США и страны Европы. Аппарат не будет входить в пространство РФ, в ходе движения по маршруту будет совершено 12 посадок.

Первый самолет серии - Solar Impulse, был представлен публике в 2009 году. У первого проекта была цель - использовать для полета исключительно солнечную энергию. Теоретически, самолет может находиться в воздухе круглосуточно, поскольку излишки солнечной энергии, полученной за день, накапливаются в системе конденсаторов, которые можно использовать при полете ночью.

Solar Impulse 2 (Солнечный импульс 2) - улучшенный вариант первого образца. Его презентация состоялась ровно год назад - 9 марта 2014 года. За это время самолет прошел испытания. На самолете установлены 17 тысяч солнечных аккумуляторных батарей, от которых работают четыре электромотора. При полной зарядке скорость может достигать до 140 километров в час. Электроконденсаторы могут продержать аппарат на высоте в 8500 метров всю ночь.

Успешное завершение кругосветного путешествия

26 июля 2016 года в 5 часов утра самолет на солнечных батареях Solar Impulse 2 завершил кругосветное путешествие. Последний перелет происходил из Каира в Абу-Даби, откуда 9 марта 2015 года самолет начал свое путешествие. За время перелета Solar Impulse поставил 19 мировых рекордов, а его солнечные батареи сгенерировали 11000 кВт/ч электроэнергии.

Solar Impulse 2 совершил 17 полетов общей протяженностью 42 000 км. Самолет пролетел над тремя морями и двумя океанами. Проект стоил около 115 миллионов евро. Средняя скорость самолета составляла около 70 километров в час. Он был оборудован более чем 17 тысячами солнечных батарей, которые были встроены в крылья с размахом больше, чем у Boeing 747. Ночью летательный аппарат питался от литий-ионных зарядных элементов.

«Мы с командой хотели показать, что экологически чистые технологии сегодня демонстрируют невероятные возможности. Теперь вы может летать без топлива дольше, чем с топливом, и лететь с помощью сил природы, лететь с солнцем. Это новая эпоха для энергии, и это то, на что мы действительно хотели бы вдохновить людей», – рассказал Бертран Пикар.

Перелёт самолёта на солнечных панелях Solar Impulse 2 из Японии на Гавайские острова. Он продолжался пять дней - и, хотя кругосветное путешествие Solar Impulse 2 продолжается, это была самая трудная его часть. Look At Me рассказывает, зачем два швейцарских пилота летят вокруг Земли с помощью солнечной энергии.

Что такое Solar Impulse 2
и зачем он нужен?

Solar Impulse 2 - это частный проект по созданию самолёта на солнечных батареях, который ведут предприниматель Андре Боршберг и психиатр Бертран Пикар (оба при этом лётчики) . Их цель - облететь Землю вокруг, чтобы показать потенциал возобновляемой энергии. Это путешествие с остановками: Боршберг и Пикар пилотируют самолёт по очереди. Путешествие началось в марте в Абу-Даби и там же закончится: Solar Impulse 2 должен вернуться туда в августе этого года. На прошлой неделе Боршберг пролетел самый трудный отрезок путешествия -
8 000 км между Японией и Гавайскими островами. Боршберг пилотировал самолёт почти пять дней.

Как работает Solar Impulse 2?


Это одноместный самолёт (кабина размером с салон небольшого автомобиля) с
17 000 солнечными панелями, расположенными на крыльях. Размах крыльев у Solar Impulse 2 - 72 м, это больше, чем у Boeing 747. Днём панели заряжают литиевые батареи самолёта, позволяя ему лететь ночью. В то же время самолёту нужна хорошая погода: достаточно солнечного света, чтобы зарядить батареи.
На земле за полётом Solar Impulse 2 следят 60 человек из Центра управления. Когда самолёт находится в небе, за ним даже можно следить в прямом эфире на сайте проекта.

Почему самолёт называется Solar Impulse 2? Что было с первым?


Это действительно второй самолёт на солнечных батареях, который пилотируют Боршберг и Пикар. Первый, который теперь называют Solar Impulse 1, совершил тестовый полёт в конце 2009 года. Первый самолёт был гораздо менее мощным: он мог оставаться в воздухе всего 36 часов. Пикар и Боршберг совершили на нём несколько полётов - в том числе в несколько заходов облетели США. Solar Impulse 1 побил несколько рекордов, существовавших на тот момент (например, рекорд расстояния, преодолённого самолётом на солнечных батареях), но все их уже успел снова побить Solar Impulse 2.

Кто финансировал Solar Impulse 2?


Solar Impulse - частный проект, финансируемый в том числе лично Андре Боршбергом. Авиационная индустрия не имеет к нему никакого отношения. Более того, по словам Боршберга, у них нет технологий, чтобы создать такой самолёт. Цена проекта - около $150 млн, и его спонсируют 80 разных компаний, от Google и химической компании Solvay до швейцарских часов Omega. Спонсоры не просто дают Боршбергу и Пикару деньги, они вкладываются в экологически чистые технологии, задействованные в самолёте. Solvay, например, сделали для самолёта ультралёгкие материалы, а также компоненты, связанные с солнечными панелями и батареями, чтобы те работали эффективнее и собирали и сохраняли больше энергии.

Как Боршберг продержался пять дней в крошечной кабине самолёта?


Пилоты активно готовились к тяжёлому перелёту и провели по 72 часа в специальных симуляторах. Они изучили техники йоги, дыхания и самогипноза, чтобы расслабиться в замкнутом пространстве. У Боршберга был запас еды и напитков на неделю - на случай, если путешествие продлится дольше запланированного. Сиденье пилота работает одновременно как туалет и как откидывающаяся койка. Сиденье предоставляет достаточно места для пилота для того, чтобы тот мог двигаться и заниматься физическими упражнениями. Боршберг спал отрезками по 20 минут - в эти моменты он ставил самолёт на автопилот. Наконец, перед полётом пилотов обследовал врач, и он следил за состоянием Боршберга с земли.

Почему перелёт из Японии
на Гавайи был самым важным?


Первоначально планировалось, что кругосветное путешествие Solar Impulse 2 будет состоять из 12 отрезков с остановками в Индии, Китае, Америке и Африке. Перелёт на Гавайи должен был начаться из китайского Нанкина, но из-за плохих погодных условий Боршбергу пришлось приземлиться в японском городе Нагоя и отложить полёт. Отрезков стало 13, но перелёт из Японии на Гавайи остался самым сложным и длинным. Пролетев за пять дней больше 8 000 км, Боршберг мировой рекорд по длительности одиночного полёта. На сегодня это самый впечатляющий и сложный перелёт, когда-либо совершённый на аппарате, работающем на солнечных батареях.

Как успех Solar Impulse 2 изменит мир?


В короткой перспективе - никак. Самолёты на солнечных батареях не станут распространёнными, а Боршберг и Пикар честно заявляют, что просто хотят их популяризовать. Для сравнения: Solar Impulse летит со скоростью 70 км/ч, и в нём могут находиться два человека, а Boeing 747 летит со скоростью 900 км/ч и перевозит 400 человек. Без серьёзного прорыва в солнечной энергетике мы нескоро увидим коммерческие самолёты на солнечных батареях. Тем не менее чистая энергия для самолётов - острая проблема в наше время. Углеродный след у самолётов больше, чем у любого другого вида транспорта. Один из самых перспективных способов решения проблемы - биотопливо , сделанное, например, из водорослей. Несмотря на то что Solar Impulse 2 не изменит самолёты, польза от проекта есть: например, инженерам пришлось сделать двигатели самолёта предельно эффективными. Двигатели Solar Impulse 2 теряют всего 3 % энергии через тепло, в то время как в обычном самолёте этот показатель достигает 70 %.

Солнечная энергия, преобразованная в электроэнергию в сознании простого обывателя, как правило, ассоциируется с солнечными батареями, установленными на крышах зданий, благодаря которым можно получить энергонезависимость и сэкономить значительные финансовые средства. Лишь широкое внедрение большого числа научных разработок, связанных с применением солнечных батарей в различных сферах деятельности человека (космонавтика, автотранспорт, судостроение, самолетостроение и т.д.) воплощают в жизнь смелые замыслы использования энергии Солнца взамен традиционному уничтожению ископаемых видов топлива.

Началом эры использования солнечной энергии в авиации можно смело определить датой 4 ноября 1974 года. Именно в этот день первый беспилотный летательный аппарат - Sunrise I , снабженный солнечными батареями, поднялся в небо. Запуск этого аппарата был произведен в Калифорнии с площадки вооруженных сил США - Форт-Ирвин.

Фотоэлементы были размещены на поверхности крыльев. Вес беспилотника составил всего 12 кг, размах крыльев – 9,75 метра. Данный самолет на солнечных батареях в безоблачный день поднялся на высоту 6 км 100 м. В течение года, после старта Sunrise I, конструкторы дорабатывали аппарат, в результате чего был разработан и собран Sunrise II . Этот беспилотник оснащен 4480 солнечными элементами с суммарной мощностью 0,6 кВт. Расчетная высота полета составляла 23 км, но в реальности оказалась эта величина значительно меньшей (сказалась проблема с управлением летательного аппарата).

Следующим витком в развитии солнечной энергии в авиации стала разработка в 1980 году американской компанией AeroVironmen пилотируемого самолета, оснащенного солнечным генератором. Первый вариант аппарата оказался неудачным. Второй аппарат - , который должен был преодолеть расстояние в 262 км от столицы Франции до английского города Мэнстон, со своей задачей справился отлично.

Немецкая фирма PC-Aero представила на обозрение свое детище – пилотируемый электросамолет Elektra One, в котором пилот является и пассажиром. Этот летательный аппарат с массой в 300 кг (100 кг из общей массы, это вес аккумуляторов) пролетел 480 км. Новая разработка компании - Elektra One Solar преодолела расстояние в 1080 км.

, сконструированный в 2011 году, сравнительно небольшой электросамолет с размахом крыльев - 8,6 метра. Вес этого самолета составляет 180 кг. Почти половина этой массы приходится на литий – полимерные аккумуляторы, емкость которых – 26 кВт/ч. Самое удивительное в этом «солнечном» самолете – двигатель, мощность которого доведена до 16 кВт. Такой двигатель сравним с мотором, которым оборудован мотопланер. Наибольшая скорость данного самолета не очень велика – 161 км/ч. Для достижения максимальных взлетно-посадочных характеристик, конструкторы долгое время рассчитывали форму этого аппарата. Также работа велась по уменьшению его массы и конструкции шасси. Для этого «солнечного» небесного транспорта разработаны двухколесные шасси, которые могут складываться, что является уникальной конструкцией для легких летательных аппаратов такого типа, пилотируемых человеком.

Кабина, в которой находится пилот (он же пассажир) очень похожа на кабину BF-109. Сам фюзеляж выполнен из пластика: элементы, которые несут большую нагрузку, изготовлены из углепластика, остальные – из стеклопластика. Уникальная форма пропеллера позволила снизить уровень шума впятеро даже при больших оборотах двигателя.

Дальность полета первой модели невелика – 480 км и это с учетом благоприятных метеоусловий. Для самолета, это незначительный перелет, учитывая расстояния между соседними аэродромами, что является отрицательным фактором при эксплуатации. Но при установке легких и тонких солнечных батарей, а также при замене литий – полимерных аккумуляторных батарей на более эффективные, позволило увеличить дальность его полета до 1080 км.

Еще один самолет на солнечных батареях - , поразил своей «летучестью». Он поставил мировой рекорд – две недели непрерывного полета. В светлое время суток он летел на высоте 18 000 метров и лишь в темноте снижался. В темное время этот самолет использовал энергию, накопленную в аккумуляторах.

В этом беспилотном аппарате размах крыльев доведен до 22,5 метров. Именно за счет такого размера удалось максимально увеличить количество солнечных панелей. Масса сверхлегкого «солнечного» аппарата невелика – всего 50 килограммов, а грузоподъемность и того меньше – 4 кг. Этот беспилотник может эксплуатироваться в экстремальных погодных условиях – от -40 С0 до +75 С0. С помощью этого самолета можно длительное время проводить наблюдение за надземными объектами и исследовать атмосферные явления.

Еще один самолет, оснащенный солнечными панелями, установил рекорд непрерывного пребывания в воздухе. Им стал пилотируемый летательный аппарат , на борту которого находился один человек. Он пролетел без посадки 24 часа.

Самолёт на солнечных батареях - солнцелет «Солнечный Импульс-2» возобновил своё кругосветное путешествие по маршруту Гавайские острова - штат Калифорния. На Гавайях солнечная машина пробыла почти год - техники меняли батареи, которые перегрелись во время полёта из Японии.

1. Всего на самолете установлено 17 тысяч, они приводят в действие 4 двигателя. На снимке – полет над мостом в Сан-Франциско, штат Калифорния, 23 апреля 2016. (Фото Jean Revillard | Reuters | Solar Impulse):

2. Крейсерская скорость «Солнечного импульса-2» - 140 км/ч. Стартовало это кругосветное путешествие в Абу-Даби. (Фото Jean Revillard | Reuters | Solar Impulse):

3. Это первый в мире пилотируемый самолет, способный летать за счёт энергии Солнца неограниченно долго, заряжая батареи днём и потребляя энергию ночью. Сан-Франциско, штат Калифорния, США, 23 апреля 2016. (Фото Jean Revillard | Reuters | Solar Impulse):

4. Размах крыльев «Солнечного Импульса 2» (HB-SIB) - 72 метра, это больше, чем размах крыльев у знаменитого Боинга 747. (Фото Noah Berger):

5. Общий вес летательного аппарата составляет 2 300 кг. Сан-Франциско, штат Калифорния, 23 апреля 2016. (Фото Noah Berger):

6. Предыдущее путешествие «Солнечного импульса» . (Фото Noah Berger):

7. Это второй пилот, швейцарец Бертран Пикар. (Фото Bertrand Piccard):

8. Самолёт на солнечных батареях «Солнечный Импульс-2» в Сан-Франциско, штат Калифорния, 23 апреля 2016. (Фото Noah Berger):

9. Более 10 тысяч кремниевых солнечных элементов заряжают аккумуляторные батареи в течение дня, этой энергии хватает на полёт ночью, поэтому одноместный самолет теоретически может находиться в воздухе сколь угодно долго. Кроме энергии, запасенной в аккумуляторах, самолет для выполнения полета в ночное время использует набранную в течение дня высоту. (Фото Noah Berger):

10. В самолете есть запас продуктов питания, кислородные баллоны и туалетные системы, а также необходимое пространство для сна. (Фото Noah Berger):

11. Реально самолет способен подняться на 8500 метров, а мощность его электродвигателей по совокупности составляет 70 л.с. (Фото Noah Berger):

12. 24 апреля 2016 года, совершив трехсуточный перелет с Гавайских островов, самолет Солнечный Импульс-2, управляемый пилотом Бертраном Пикаром, достиг западного побережья США. (Фото Jean Revillard | Reuters | Solar Impulse):

13. Самолёт на солнечных батареях Солнечный Импульс-2 в Сан-Франциско, штат Калифорния, США, 23 апреля 2016. (Фото Jean Revillard | Reuters | Solar Impulse):