Рождественские чтения. Рождественские образовательные чтения. И многое другое

28 января в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XVI Международных Рождественских чтений «Православные ценности и современное образование». В рамках чтений пройдут многочисленные конференции, секции и круглые столы в ряде московских вузов и научных организаций.

Рождественские чтения проводит Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской Академии наук, Российской Академии образования, Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова и других светских учреждений.

Церемонию открытия возглавил председатель Международных Рождественских образовательных чтений, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. В зале Государственного Кремлевского дворца присутствовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, несколько десятков архиереев Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей.

Органы государственной власти Российской Федерации на чтениях представляли полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, заместитель Председателя Совета Федерации А.П.Торшин, заместитель Председателя Государственной Думы Л.К.Слиска, министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко, многочисленные представители государственных органов и общественных организаций.

Церемония открытия началась с трансляции видеообращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, являющегося почетным председателям Международных Рождественских образовательных чтений.

Затем перед участниками чтений выступили митрополит Климент и министр образования А.А.Фурсенко.

В конце церемонии открытия участники форума пропели «Вечную память» скончавшемуся в тот день Предстоятелю Элладской Православной Церкви Архиепископу Афинскому и всея Эллады Христодулу.

В тот же день на пленарном заседании чтений выступил с докладом митрополит Ювеналий.

ВЫСТУПЛЕНИЕ
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ
НА XVI МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЯХ
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ»

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Тема нынешних Международных Рождественских образовательных чтений предлагает нам сосредоточить свое внимание на том, какое значение имеют вечные ценности Православия для современного образования в России. Сама постановка вопроса показывает: столь много уже достигнуто на пути церковного возрождения, что сегодня стало актуальным и возможным обсуждение проблематики, связанной с просветительской деятельностью Церкви в самом широком смысле этого слова. В рамках общей темы чтений в мою задачу входит рассмотреть влияние православного воспитания на подрастающее поколение.

Нравственная деятельность является важнейшим содержанием человеческой жизни. Личность только тогда исполняет свое предназначение, когда направляет все силы своего самосознания и нравственного чувства на борьбу с грехом. Формирование навыка стремления к добру — вот идеальное содержание воспитательной деятельности.

Святая Церковь преподает миру евангельский нравственный закон, возвещенный Иисусом Христом. Сущность его особенно выражена в двух заповедях. Одна состоит в любви к Богу и ближнему (см.: Мф. 22:37). Вторая учит самоотвержению: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

В течение многих веков вера Православная являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в духовных подвигах русской святости; и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение; и в патриотических подвигах героев Отечества; и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека.

Святые отцы указывали на важность воспитательного воздействия на мягкую, как воск, детскую душу, помогающего человеку с раннего возраста воспринять основы веры и образцы благочестия. С юных лет взращенные в вере, русские люди находили в ней опору для своей деятельности в истории и в то же время осознавали себя сопричастниками вечности.

Православие определяющим образом воздействовало на формирование нравственных качеств наших соотечественников. Они осознавали, что живут на земле, сотворенной Богом, и должны в своем жизненном делании соблюдать Его заповеди. Святая Церковь учила людей и любви к Отечеству, ответственному отношению к его судьбе. Молитва и труд — таково было главное содержание жизни человека. Благочестие являлось прочным основанием для большой и дружной семьи. Религиозные идеалы лежали в основе представлений о смысле жизни, об уважительном и заботливом отношении к окружающим, о непреложности странноприимства, сострадания и милосердия. Конечно, наша история в разные периоды знала также печальные примеры человеческого отступничества и падения, но они никогда не оказывали определяющего влияния на общий строй жизни. А он был Православным.

Трагические события ХХ века, господство воинствующего безбожия прервали вековые традиции воспитания. Мы теперь пытаемся восстановить связь времен, и о масштабности цели можно судить по тому, что нынешний период в жизни России называют «вторым Крещением».

В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к пагубным результатам. И не только наша страна переживает прискорбные последствия богоотступничества. Оказалось, что и в государствах, не бывших объектами атеистических экспериментов, тем не менее произошла дехристианизация общественной жизни.

В своем выступлении на праздновании 15-летия Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй сказал: «Потеряв свои христианские корни, народы Европы подписывают себе приговор утраты культуры. Нынешняя Европа уже не создаст постхристианской культуры, а просто уйдет из истории. Но русский народ, — сказал Его Святейшество, — слава Богу, ищет свои православные корни. В этом залог его жизни, его будущего».

Действительно, мы являемся свидетелями готовности людей обрести истинный смысл жизни на основе ценностей Православия. И мы должны соответствовать этим высоким ожиданиям. Необходимо продолжение и расширение просветительства и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками.

Школа всегда была не только передатчицей знаний, но и активной участницей формирования личности ребенка. Сегодня ее задача стала ответственнее и шире. Раньше вместе с ней воспитательную функцию выполняла еще и семья. Теперь же этот общественный институт находится в состоянии кризиса. Добавьте к этому разрыв преемственности поколений. И станет понятной судьбоносность труда педагога. В сотрудничестве с Церковью он поможет подрастающему поколению наших граждан научиться добру на примере великого сонма святых Русской земли, в особенности тех подвижников, которые по времени близки нам, — новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

На последнем заседании Священного Синода в Собор новомучеников и исповедников Российских был включен преподобномученик Агапит (Таубе, +1936), постриженик священномученика Никона Оптинского. Новопрославленный святой был и защитником Отечества в годы Первой мировой войны, и хранителем святынь в музее разрушаемой безбожниками Оптиной Пустыни. А с усилением страшного преследования Церкви, не убоявшись, стал монахом, чтобы послужить Христу. Он самоотверженно принял все муки от гонителей, даже до смерти. Житие этого угодника невозможно читать без слез. Разве это не достойный пример для подражания в служении Богу и Родине?

Надо сказать, что Церковь в течение минувших двух десятилетий не занималась пустыми дискуссиями, а решительно осуществляла многообразную образовательную и воспитательную деятельность. Время Первосвятительства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго можно назвать эпохой возрождения православной педагогики в России. Ныне нива уже не только вспахана, но и приносит обильные плоды.

Минувшие двадцать лет показали, насколько православное просветительство оказалось востребованным в нашем обществе. Это очень хорошо видно на примере Международных Рождественских чтений, которые прошли путь от скромной конференции энтузиастов до регулярного авторитетного форума, привлекающего к себе широкое внимание педагогической общественности как у нас в стране, так и за ее пределами. Невольно вспоминается евангельская притча о горчичном зерне (см.: Мф. 13:31), воплощение которой можно видеть в частности в том, как выросшее большое дерево православной педагогической деятельности покрыло своими ветвями всю Россию. Каждый из присутствующих здесь мог бы рассказать, как это происходит на местах.

Одной из ветвей этого великого древа являются Московские областные Рождественские образовательные чтения, которые в минувшем году отметили пятилетие — свой маленький юбилей. Это плод конструктивного и взаимоуважительного сотрудничества между нашей епархией и Министерством образования Московской области, которое развивалось с 2001 года. Надеемся, что нам удалось посредством проведения этого форума создать в регионе единое православное культурно-образовательное пространство, вовлеченными в которое оказались сотни тысяч людей.

Опыт показал: вслед за священнослужителями и педагоги стали активно участвовать в разработке новых методик и программ преподавания знаний о Православии. Если говорить о практических результатах, то в настоящее время факультатив «Основы Православной культуры» и предмет «Духовное краеведение Подмосковья» преподаются в тысяче двухстах из тысячи шестисот средних школ Московской области.

В Московской епархии стали регулярными встречи Правящего архиерея с руководителями муниципальных органов управления образованием. Входит в практику проведение массовых открытых уроков для школьников, посвященных важным духовно-нравственным и культурно-просветительским темам.

Православные образовательные программы разного рода включают не только учебный процесс, но и культурно-оздоровительный отдых детей, деятельность молодежных православных движений, проведение летних лагерей, участие юношества в социально-благотворительной работе. С течением времени и учителя, и родители увидели на практике, что в результате всего этого происходит не только накопление знаний, само по себе полезное, но и позитивное преобразование нравственного облика подростка. Все более широкое признание получают слова великого учителя Константина Дмитриевича Ушинского, который может быть и резко, но верно сказал: «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди» (Сочинения. Т. 2. С. 452).

В этом году Подмосковные Рождественские чтения были посвящены теме «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения». В опубликованном сборнике докладов есть и детские сочинения. Вот, что написала школьница из Красногорска: «Жизнь на нашей планете меняется очень быстро. Человечество на пороге новых открытий. Недалеко то время, когда машина сможет во многом заменить человека. Но мы-то знаем, что никакая машина не заменит душу человека. Люди должны сохранить веру, которая делает нас добрее». А педагог из Серебряных Прудов процитировала в своем выступлении на пленарном заседании чтений отрывок из сочинения своей ученицы: «В нашем поселке есть две православные церкви… Я часто в них бываю с учителем и своей семьей. Мне там нравится: много икон, горящих свечей, звонят колокола. В церкви я мысленно прошу у Бога прощения, и мне становится спокойнее на душе».

Да, наше молодое поколение совсем не потеряно, как говорят некоторые! Когда читаешь такие слова, а я еще много мог бы цитировать, то чувствуешь недоумение по поводу того, что продолжают звучать голоса оппонентов преподавания знаний о Православии. Выходит, что многие взрослые не в состоянии понять, прочувствовать и принять то, что доступно и близко современным детям! Юношеству как воздух нужно приобретение знаний о том, что составляет основу отечественного духовного и культурного наследия.

А нам вместо этого сейчас говорят об альтернативном предмете под названием «основы нравственности». Какие это основы? Мы все равно вернемся к десяти заповедям. В интервью журналу «Тайм» Президент России Владимир Владимирович Путин высказал мысль, с которой нельзя не согласиться: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

Не одухотворенная верой, нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «критерием всех вещей». Это мнение, имеющее весьма древнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма. Плодом его релятивистского подхода к человеческой совести является мрачный облик современного общества.

Вспомните судьбу «морального кодекса строителя коммунизма». Ничем не одухотворенные, его положения были мертворожденными и уходили в небытие задолго до того, как в одночасье рухнула советская держава. И вновь нашему народу, имеющему столь негативный опыт нескольких поколений, пытаются предложить опасную затею.

Может быть, в качестве основ предложат взять расхожие представления современного общества о морали и смысле человеческой жизни? А они не только не соответствуют новозаветному учению, но, как подчас кажется, занижены настолько, что фактически откатились во времена доветхозаветные. Во весь голос звучат слова героя Достоевского Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все дозволено». Будем откровенны: это ложное понимание свободы, подмена ее апологией греха.

Семья является основой общества. Через ее оздоровление становятся возможными и крупномасштабные положительные изменения в жизни народа. В связи с этим для нас важно, что 2008 год объявлен Годом семьи. Выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «История показала…великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».

У нас нет сомнений в том, что возрождение семьи в России возможно только на основе вечных евангельских ценностей, на основе заповедей Божиих. Я имею в виду любовь как основу отношений между супругами, между родителями и детьми, а также взаимную верность и жертвенность участников брака, который является нерасторжимым. Есть три заповеди, имеющие непосредственное отношение к семье: о почитании отца и матери, о недопустимости прелюбодеяния и убийства. А мы являемся свидетелями того, как пропагандируется блуд и так называемый «гражданский брак», как ежедневно по всей стране во множестве совершается грех детоубийства — аборты. Такая «свобода» в кавычках может только погубить наш народ.

А ведь истинная свобода человеческой души обусловлена тем, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Святость, праведность и вера — вот оружие для победы над тем рабством, в которое поверг людей грех, подчас маскирующийся в овечью шкуру свободолюбия.

Подводя итог пройденному Церковью пути, можно сказать, что минувшие годы ее служения нашему народу оставили значительный след в душах людей. Сегодня наша общая задача состоит в том, чтобы продолжать трудиться ради спасения России, помогать возрождению страны. Делать это нужно совместными усилиями, не в разномыслии и противостоянии, но в соработничестве и взаимопомощи. И здесь Церковь выступает провозвестницей тех высших ценностей, которые она бережно хранила на протяжении веков. Она призывает к любви, миротворчеству и милосердию, жертвенности и самоотверженному общественному служению. Разве не это так необходимо детям в качестве противоядия от массированной пропаганды насилия и разврата — всего того, что противно духу Закона Божия?

В мою задачу сегодня не входит анализ тех многоразличных, разноприродных и настораживающих мотивов, которыми руководствуются противники просветительской деятельности Церкви. Однако хочется их спросить: зачем вы противитесь добру?

Нам нужны широкая общественная консолидация, объединение усилий в области воспитательной работы. В декабре прошлого года в Калуге прошла конференция, посвященная соотношению новых образовательных стандартов и проблем воспитательной деятельности. В ее резолюции говорится: «Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства».

Рождественские образовательные чтения - крупнейший в России ежегодный форум православной общественности. Первые Рождественские чтения состоялись в Москве в 1993 году. Сегодня их тематика охватывает практически все стороны современной церковной и общественной жизни. Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Церкви. Среди важнейших задач Чтений - развитие духовно-нравственного просвещения, осмысление проблем науки и культуры в православной мировоззренческой перспективе, расширение сотрудничества Церкви и государства в области социального служения и гуманитарной деятельности.

Рождественские образовательные чтения ежегодно проводятся Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и собирают более пяти тысяч участников.

Первые Рождественские чтения прошли в Москве в 1993 году. Они выросли из конференции православных педагогов Москвы. В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного миропонимания, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования.

Начиная со вторых Чтений, на которых присутствовало уже свыше 1000 человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования РФ, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. Государственные образовательные структуры стали соучредителями Рождественских чтений. В Рождественских чтений активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.

Для сотен православных священнослужителей и мирян со всей России и из стран ближнего зарубежья Рождественские чтения - это практически единственная возможность встретиться друг с другом и обсудить наболевшие проблемы. Чтения предоставляют возможность широкого обсуждения многих насущных вопросов, стоящих перед российским образованием и общественной жизнью нашего Отечества, способствуют углубленному осмыслению явлений нашей современной жизни с православной точки зрения, помогают лучшему взаимопониманию людей, стоящих на разных позициях, и открывают пути для их сближения и плодотворного сотрудничества. Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к выработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях. Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни нашей Церкви, педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы, интеллигенции, ищущей пути выхода из духовного тупика.

Чтения активизировали духовное просвещение в российской провинции. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.

Местом проведения Чтений в разное время были Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова, Парламентский центр Совета Федерации, большой зал Московской Мэрии, Государственный Кремлевский Дворец.

Ежегодно на Чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады Чтений регулярно публикуются в сборниках докладов.

В программу Чтений также входят ознакомительные экскурсиями по православным образовательным учреждениям Москвы.

Завершаются Чтения благодарственным молебном участников у раки преподобного Сергия Радонежского, почитаемого небесным покровителем всех учащих и учащихся, в Троице-Сергиевой Лавре.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rel.org.ru/

«ТРАДИЦИЯ. ДИАЛОГ. ВНЕШНИЕ СВЯЗИ» Председатель: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии. Ответственный секретарь: протоиерей Сергий Звонарёв, секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата [email protected]. 3.1. Круглый стол «Теология в педагогике высшей школы» (участие по приглашениям). Организаторы: Общецерковная аспирантура и докторантура…

14 декабря 2018 года в рамках регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в монастыре святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма состоялась конференция на тему: «Древние монашеские традиции в условиях современности». В конференции, проходившей в Паломническом центре «Ганина Яма», приняли участие наместник монастыря игумен Леонтий (Козлов), наместник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря игумен Иероним (Миронов), наместник…

Х НАПРАВЛЕНИЕ «ЦЕРКОВЬ И МОЛОДЕЖЬ» Председатель направления: протоиерей Кирилл Сладков, исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по делам молодежи. Ответственный секретарь: Квятковский Вадим Юрьевич, исполняющий обязанности заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи,[email protected] 10.1. Международная конференция «Перспективы и возможности развития Всецерковного православного молодежного движения (ВПМД)». Председатель: протоиерей Кирилл Сладков, исполняющий обязанности Председателя Синодального отдела по делам…

10 декабря 2018 года в древнейшей обители Брянской епархии Успенском Свенском мужском монастыре прошло заседание монашеской секции «Древние монашеские традиции в условиях современности» XI регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла основным направлением этого года определена тема «Молодежь: свобода и ответственность». В работе секции приняли участие:…

Архимандрит Герман (Кузьмин), настоятель Седмиезерной Богородичной пустыни Казанской епархии СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ «Преподобный Гавриил (Зырянов), схиархимандрит: «Спастись подобает многими скорбями»» Доклад на конференции «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига» Региональный этап XXVII Международных рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода…

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в январе 2019 года в Москве пройдут XXVII Международные Рождественские образовательные чтения на тему «Молодежь: свобода и ответственность». В рамках предстоящего события в Вознесенском мужском монастыре г. Сызрани состоялся региональный этап Чтений на тему «Древние монашеские традиции в условиях современности» для монашествующих Сызранской епархии. Открыл мероприятие исполняющий обязанности…

Иерей Антоний Ермошин, кандидат исторических наук, председатель комиссии по канонизации святых Казанской епархии «О подготовке общецерковного прославления преподобного Гавриила Седмиезерного» Доклад на конференции «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига» Региональный этап XXVII Международных рождественских образовательных чтений «Молодежь:…

Рождественские образовательные чтения

Рождественские чтения (полное название Международные Рождественские образовательные чтения ) - церковно-общественный форум, в ходе которого ежегодно подводятся итоги в сфере развития православного образования . Проводится в Москве в начале года под почётным председательством Патриарха Московского и всея Руси и обычно собирает свыше пяти тысяч участников. Организатор - Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви .

История

1-е Рождественские чтения прошли в Москве в 1993 году . Они выросли из конференции православных педагогов Москвы . В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования .

Начиная со 2-х Чтений, на которых присутствовало уже свыше 1000 человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования РФ, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. Государственные образовательные структуры стали соучредителями Рождественских чтений. В Рождественских чтений активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.

Значимость

Для сотен православных священнослужителей и мирян со всей России и из стран ближнего зарубежья Рождественские чтения - это практически единственная возможность встретиться друг с другом и обсудить наболевшие проблемы. Чтения предоставляют возможность широкого обсуждения многих насущных вопросов, стоящих перед российским образованием и общественной жизнью нашего Отечества, способствуют углубленному осмыслению явлений нашей современной жизни с православной точки зрения, помогают лучшему взаимопониманию людей, стоящих на разных позициях, и открывают пути для их сближения и плодотворного сотрудничества. Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к выработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях.

Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Русской православной церкви , педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы, интеллигенции, ищущей пути выхода из духовного тупика.

Чтения активизировали духовное просвещение в российской провинции. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.

Место проведения

Местом проведения Чтений в разное время были Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова , Парламентский центр Совета Федерации , большой зал Московской Мэрии , Государственный Кремлёвский дворец , Российская государственная библиотека и др.

Программа чтений

Ежегодно на Чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады Чтений регулярно публикуются в сборниках докладов.

В программу Чтений также входят ознакомительные экскурсиями по православным образовательным учреждениям Москвы.

Завершаются Чтения благодарственным молебном участников у раки преподобного Сергия Радонежского, почитаемого небесным покровителем всех учащих и учащихся, в Троице-Сергиевой Лавре.

Список Международных Рождественских образовательных чтений в Москве

Примечания

Ссылки

  • Сайт Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ: Информация о Международных Рождественских образовательных чтениях .
  • Старый сайт Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ: Рождественские чтения .

Категории:

  • Христианское образование
  • Русская православная церковь
  • События в Москве
  • XX век
  • XXI век
  • Появились в 1993 году
  • Международные конференции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рождественские образовательные чтения" в других словарях:

    Международные Рождественские образовательные чтения проводятся в Москве, в начале года. Организатором Международных Рождественских образовательных чтений является Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.… … Википедия

    XIX Рождественские образовательные чтения Рождественские образовательные чтения, прошедшие 24 25 января 2011 года в Москве в Храме Христа Спасителя. Тема «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач».… … Википедия

    Владимир Николаевич Катасонов Страна: … Википедия

    - ← Декабрь 2011 годаФевраль 2012 года → 1 января Исполнительный директор канадско британской информационной корпорации Thomson Reuters Том Глосер ушёл в отставку. В Аргентине стартовал ралли марафон «Дакар 2012». Вступила в должность… … Википедия

    Александр Михайлович Копировский Дата рождения: 24 августа 1951(1951 08 24) (61 год) Место рождения: Кобрин, Белорусская ССР Страна … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и на … Википедия

Международные Рождественские образовательные чтения

Начиная со 2-ых Чтений, на которых присутствовало уже свыше 1000 человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования РФ, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. Государственные образовательные структуры стали соучредителями Рождественских чтений. В Рождественских чтений активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.

Значимость

Для сотен православных священнослужителей и мирян со всей России и из стран ближнего зарубежья Рождественские чтения - это практически единственная возможность встретиться друг с другом и обсудить наболевшие проблемы. Чтения предоставляют возможность широкого обсуждения многих насущных вопросов, стоящих перед российским образованием и общественной жизнью нашего Отечества, способствуют углубленному осмыслению явлений нашей современной жизни с православной точки зрения, помогают лучшему взаимопониманию людей, стоящих на разных позициях, и открывают пути для их сближения и плодотворного сотрудничества. Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к выработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях.

Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Русской Православной Церкви , педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы, интеллигенции, ищущей пути выхода из духовного тупика.

Чтения активизировали духовное просвещение в российской провинции. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.

Место проведения

Местом проведения Чтений в разное время были Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова , Парламентский центр Совета Федерации , большой зал Московской Мэрии , Государственный Кремлёвский Дворец .

Программа чтений

Ежегодно на Чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады Чтений регулярно публикуются в сборниках докладов.

В программу Чтений также входят ознакомительные экскурсиями по православным образовательным учреждениям Москвы.

Завершаются Чтения благодарственным молебном участников у раки преподобного Сергия Радонежского, почитаемого небесным покровителем всех учащих и учащихся, в Троице-Сергиевой Лавре.

Список Международных Рождественских образовательных чтений в Москве

  1. 1993 года :
  2. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1994 года :
  3. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1995 года :
  4. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1996 года :
  5. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1997 года :
  6. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1998 года :
  7. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1999 года :
  8. Международные Рождественские образовательные чтения - с 23 по 29 января 2000 года :
  9. Международные Рождественские образовательные чтения - с 21 по 27 января 2001 года :
  10. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 2002 года :
  11. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 2003 года :
  12. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 2004 года :
  13. Международные Рождественские образовательные чтения - с 24 по 30 января 2005 года : «Школа, семья, Церковь - соработничество во имя жизни».
  14. Международные Рождественские образовательные чтения - с 29 января по 4 февраля 2006 года : «Школа и Церковь - традиции и реформы образования».
  15. Международные Рождественские образовательные чтения - с 28 января по 3 февраля 2007 года : «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке».
  16. Международные Рождественские образовательные чтения - с 27 января по 2 февраля 2008 года : «Православные ценности и современное образование».
  17. Международные Рождественские образовательные чтения - с 15 по 17 февраля 2009 года : «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития».
  18. Международные Рождественские образовательные чтения - с 24 по 29 января 2010 года : «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования».

Примечания

Ссылки

  • Сайт Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ: XVIII Международные Рождественские образовательные
  • Старый сайт Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ: Рождественские чтения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Международные Рождественские образовательные чтения" в других словарях:

    Рождественские чтения (полное название Международные Рождественские образовательные чтения) церковно общественный форум, в ходе которого ежегодно подводятся итоги в сфере развития православного образования. Проводится в Москве в начале… … Википедия

    XIX Рождественские образовательные чтения Рождественские образовательные чтения, прошедшие 24 25 января 2011 года в Москве в Храме Христа Спасителя. Тема «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач».… … Википедия

    Владимир Николаевич Катасонов Страна: … Википедия

    - ← Декабрь 2011 годаФевраль 2012 года → 1 января Исполнительный директор канадско британской информационной корпорации Thomson Reuters Том Глосер ушёл в отставку. В Аргентине стартовал ралли марафон «Дакар 2012». Вступила в должность… … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и на … Википедия