Родительский день как называется праздник. Что нужно делать в Родительскую субботу: все важные правила. Когда проходят поминальные дни в России

Дни поминовения усопших, известные также как Родительские субботы, занимают особое место в православной традиции. Согласно христианскому вероучению смерть человека не прекращает тех отношений, которые связывали его с живыми. Продолжение их выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших.

Любая суббота является для православных особым днем, временем отдыха и размышлений. В этот день Господь создал мир и отдыхал от дел. Во всех церквях в субботу идут богослужения. Но самые особые для православных — вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Они призваны пробудить в нас особую тягу к воспоминаниям о близких. Потому что, когда в нашей жизни происходит трагедия и мы расстаемся с дорогими нам людьми, нам кажется, что мы никогда не забудем их лица и всегда будем о них скорбеть. Но проходит время, и человек постепенно начинает забывать, а память бледнеет. А значит, человек нуждается в особом напоминании, и помогает в этом Церковь.

Именно для этого установлены особые родительские дни — Радоница и Димитриевская суббота. Также 9 мая мы поминаем усопших воинов. Это сравнительно новая традиция, но уже воспринятая Церковью.

Родительская суббота начинается с богослужения

Лучше прийти пораньше, на литургию, и помолиться. Хорошо также передать записку с именами своих близких (крещеных), чтобы священник в своей молитве прочел их имена. Конечно, ввиду их большого количества эти имена не читаются вслух, но это не отменяет главного — самой молитвы. Такая записка называется «об упокоении». В любом храме даже новичок легко разберется, где можно взять этот чистый листок. На нем достаточно написать только имена. Неплохо поставить свечу на панихидный стол. Обычно он находится в храме слева, это большой стол, на нем всегда много свечей, над ним находится распятие. В затруднительном случае всегда можно обратиться за подсказкой к священнику.

Поездка на кладбище

В Родительскую субботу издревле принято посещать кладбища. Для наших предков кладбище было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках, местом, которое наводило на размышления, где принимались важные решения о своей жизни.

Как правильно вести себя там, а чего делать не стоит, рассказывает священник Григорий Мансуров:

— Сама по себе традиция совершать поминальную трапезу на могилах родных очень древняя. И христианство не выступает против этого обычая. Церковь не благословляет, но и не запрещает традицию трапезы на кладбище. Но для православного оскорбительно быть суеверным, а суеверия прочно закрепились в сознании русских людей. Одно из самых распространенных суеверий — оставлять на могилке еду, думая, что душа каким-то образом будет «угощаться». Обычно это объясняют так: для птичек. Но птиц можно покормить и в другом месте, не стоит делать это на могиле, а лучше сделать кормушку своими руками. А вот что Церковь не одобряет и запрещает — это употребление спиртного, потому что пьянство само по себе большой грех. Можно подумать о причинах таких устоявшихся заблуждений. У человека есть потребность сделать что-то для души умершего близкого. Но мы все так или иначе материалисты, и нам нужно осязаемое подтверждение нашего дела. И вот человек думает: если мне хорошо, когда я выпью, значит, надо «налить» и умершему. Отсюда недопустимая традиция выливать немного алкоголя на могилку.

Приводить могилы родных в порядок лучше заранее. Но, учитывая то, что мы занятые люди, Церковь не осуждает, если это будет сделано и в сам Родительский день. Не у всех есть время съездить на кладбище дважды. Кстати, если следовать канонам, наводить порядок на могиле лучше перед Радоницей, в апреле, когда уже сойдет снег. Но самым правильным поступком будет помолиться и зажечь на могиле свечу или лампадку.

Этот день в православии не имеет конкретной даты. Как утверждает святитель Иоанн Златоуст, с древних времен во вторник второй недели после Пасхи люди ходили на могилы своих родных, близких и праздновали усопших. По традиции приносили на кладбище крашеные яйца и другую еду и совершали трапезу. Таким образом, христиане подчеркивали, что смерть телесная не означает смерь духовную, что умершие предки всегда с нами.

Празднуя воскресение Христово, его победу над смертью, мы вместе с умершими радуемся, что они возродились в новой вечной жизни. Поэтому и день этот называется Радоница. Близкие люди к родительскому дню обязательно чистят и приводят в порядок могилки, моют и красят памятники, облагораживают цветами. В этот день, вспоминая умерших, живые празднуют победу жизни над смертью и верят, что православные христиане попали в Царство Небесное.

Сегодня мы помянем добрым словом
Всех тех, кого забрали небеса!
Давайте вспомним каждого родного,
О ком скучают сердце и глаза!

Увы, но на Земле никто не вечен,
А время, как песок, время - вода!
Зажжем в память о близких своих свечи,
Ведь мысленно живут они всегда!

Сегодня день печальный и праздник непростой.
Все люди вспоминают ушедших в мир иной.
День этот называют родительским, друзья,
И всем нам свои корни забыть никак нельзя.

Помолимся за души, покинувшие нас,
И пусть им станет лучше на небе в этот час.
На кладбище унылом могилки приберем
И, вспомнив своих близких, тихонечко вздохнем...

Сегодня мы вспомним о каждом, кто навсегда остался в нашей памяти. Пока мы их помним, они всегда с нами, они наблюдают за нами с небес, и невидимыми ангелами, охраняют от неверных шагов. Пусть земля будет пухом, всем ушедшим любимым. А вам я желаю здоровья и сил. Дорожите, друг другом, пока есть возможность, общайтесь, любите, говорите добрые слова, цените даже самые мелкие моменты радости.

Поглядим в заоблачный небесный свет,
И сегодня в этот день и в этот час
Вспомним тех, кого навеки с нами нет,
Кто ушел куда-то далеко от нас.

Извинимся, что случайно, не со зла
Не успели что-то важное сказать,
В повседневных, незначительных делах
Не успели просто посмотреть в глаза.

Отойдем сегодня от мирских утех,
Вспомним близких, так ушедших далеко,
И прощения попросим мы у тех,
Кто глядит на нас сегодня с облаков.

Сегодня день такой особый,
Настало время помянуть
Всех тех, кого уж с нами нету,
Их не позвать и не вернуть.

В день Радоницы призываю
Вас вспомнить тех, кто уж ушел,
Кто был нам близок, очень дорог,
Тех, кто покой уже обрел.

Пускай звучит молитва нынче
И льются теплые слова,
Пускай они нам помогают,
Пусть охраняют, как всегда.

Радоница наступает,
Время вспоминать родных,
Кто на небе почивает
И незримо нас хранит.

Ты приди к ним на могилы,
Свечи ты для них зажги.
Прочитай за них молитву
И о главном им скажи.

Ведь сегодня день особый,
Вновь спускаются с небес
Все на землю нашу снова,
На призыв родных сердец.

Пусть твои родные люди
Посидят чуток с тобой.
Этот праздник пусть пробудит
В сердце всю твою любовь.

Радоница - светлый памяти день,
Вспомним родителей - самых близких людей,
Вспомним всех тех, кто создал наш род,
В наших сердцах - любовь к ним живет,
Будем держать в почете всегда,
Бабушку, деда, маму, отца!

Пришел к нам праздник поминальный,
Спокойный, тихий и печальный.
Он грустью душу нам заполнит,
О тех, кто с нами был, напомнит.

И светлой Радоницы звон
Пускай заходит в каждый дом,
Тихонько в сердце он проникнет
И в нем свет божий ярко вспыхнет.

Радоница наступила.
В поминальный этот день
Небо двери отворило,
И спустилась свыше тень.

Это, будто бы незримо,
С нами близкие сердца
Всех родных и всех любимых,
Кто теперь на небесах.

Помянем, родные лица
Вспомним и взгрустнем чуть-чуть.
В этот праздник, Радоницу,
Про усопших не забудь.

Посетить могилки надо
И немного посидеть.
И они, как будто рядом,
Но спешат вновь улететь...

В Радоницу мы
Приходим на могилы,
Чтоб помянуть родителей,
Близких и любимых.

Помянуть всех тех,
Кто простился с нами,
Помянуть молитвой,
Памятью, словами.

Улыбка на граните,
Добрые глаза,
Воска по свече
Катится слеза.

Под легким ветерком
Колыхнется пламя -
Это ваши души
Пришли на встречу с нами.

Тех близких, что живут на небесах,
Мы вспомним добрым словом в этот час,
Они всегда живут в наших сердцах
И с неба смотрят любяще на нас!

Так хочется к ним снова прикоснуться,
Но жизнь, увы, одна, возврата нет!
А нам лишь остается улыбнуться
И дальше жить, смахнув слезинок след!

Поздравлений: 65 в стихах, 19 в прозе.

Картинка на Радоницу

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

BB-код для вставки на форум:
http://сайт/cards/prazdniki/radonitsa-otkrytka-pozdravok.gif

В христианстве кроме церковных праздников и постов есть еще такое понятие, как родительский день. 2018 год не станет исключением и все верующие вспомнят о душах умерших родителей и близких родственников.

Какого числа родительские дни

Дни, когда поминаются самые близкие родственники, в христианстве называют родительскими. Они, как правило, проходят в субботние дни. В церковном календаре в течение года имеется восемь таких поминальных дней. Каждый год они проходят в разные дни, так как привязаны к главному христианскому празднику Пасхе. Субботы не зря выбраны в качестве поминальных. Это самые спокойные и незагруженные дни недели. Итак, в 2018 году у православных пройдут следующие родительские дни:

10.02.18 Первую поминальную субботу называют еще Мясопустной или Вселенской. В этот день поминают близких людей и особенно тех, кто умер скоропостижно. Так как этот поминальный день проходит перед Масленичной неделей, то отличительной его чертой является выпечка блинов. По обычаю первый выпеченный блин предназначен для умерших близких родственников. Следующий блин по религиозным канонам необходимо отдать бедным и детям.
03.03.18, 10.03.18, 17.03.18 Три субботы подряд у православных посвящены поминовению не только своих родственников, но и всех тех, кто умер, выполняя строгое самоограничение. Это единственные дни, когда можно вспомнить своих родственников во время длительного поста. Во время Великого поста также запрещены сорокоусты.
17.04.18 Радоница – главный поминальный день.
09.05.18 Кроме родственников вспоминают погибших воинов и тех, кто погиб во время многочисленных войн.
24.05.18 Отмечается Семик. Он не является религиозным поминальным днем. Тем не менее, он жив в народной памяти. В этот день принято поминать людей, ушедших в иную жизнь насильственным способом: утопленники, самоубийцы, а также умершие некрещенные дети.
26.05.18 Этот день характерен тем, что отмечается перед самой Троицей. В Троицкую субботу принято молиться за души умерших родственников, чтобы они нашли покой, и их жизнь стала вечной.
11.09.18 Вспоминаются православные воины. Этот день был узаконен Русской православной церковью, когда шла русско-турецкая война. В этот день также чествуют Иоанна Предтечу, которого обезглавили за истинную веру.
03.11.18 В Димитриевскую субботу кроме родителей и родственников вспоминают воинов Куликовской битвы.

Почему дни поминовения близких людей называют родительскими?

Существует несколько толкований этого факта:

  • первое объяснение такого названия напрашивается само собой. Ведь, вспоминая об умерших родственниках, мы в первую очередь думаем о самых близких для нас людях – о родителях;
  • другая версия заключается в том, что после того, как усопшего человека предают земле, он, по версии христиан, отправляется к своим самым близким людям, то есть родителям.

Главный поминальный день

Главным поминальным днем у православных считается Радоница. В разных районах России он отмечается в разное время. Согласно церковным канонам главный родительский поминальный день приходится на девятый день после Пасхи, а именно на вторник. В 2018 году это будет 17.04.18. Надо отметить, что этот день по-разному называется в разных регионах России. Где-то его называют Могилки, где-то Пасха мертвых, а где-то Радовница. Однако, суть этого праздника неизменна. Это специальный день для поминовения усопших родителей и самых близких людей. Считается, что название «Радоница» появилось от глагола «радоваться», так как в этот день мы не только вспоминаем умерших близких, но и поздравляем их с Пасхой, веря в то, что наступит Царствие Небесной и все мертвые воскреснут.

Главной особенностью этого дня является приготовление специального угощения, которое предназначается, как для живущих сейчас людей, так и для мертвых. На Радоницу вновь красят яйца и готовят кутью. Надо отметить, что большую часть яиц окрашивают в красный цвет. В некоторых регионах России сохранилась традиция «христосоваться с усопшими». Для этого красные яйца закапывают в землю. В некоторых селениях принято их помещать в землю непосредственно на кладбище, в других — достаточно прикопать в поле или за домом, где жил усопший. В такой местности, как правило, считают, что «мертвые перемещаются под землей».

Другим неизменным блюдом на Радоницу является кутья. Так называю т кашу из пшеницы или риса, смешанную с изюмом, орехами, маком и сухофруктами. Перед тем как приступить к трапезе за поминальным столом, необходимо обязательно отведать кутью.

Некоторые славянские народы также сохранили традицию печь в этот день блины. Одни хозяйки пекут тоненькие полупрозрачные угощенья, другие предпочитают пышные лакомства. В не зависимости от этого считается, что блины полностью приготовлены по обряду, если они хорошо промаслены. Именно количество масло свидетельствует о том, как родственники помнят об усопших. Первые блины по традиции помещают в узелок или корзину и несут на кладбище.

До сих пор на Радоницу на могилы усопших приходят все родственники, чтобы всем вместе вспомнить близких и отведать блинов. В старину на этом трапеза на кладбище заканчивалась. Люди отправлялись домой и за праздничным столом продолжали вспоминать умерших.

Если поминки дома проходили с употреблением алкоголя, то запрещалось чокаться. Также недопустимо было применение ножей и вилок. Остатки с поминального стола запрещалось выкидывать. Было принято вскармливать ими «птах небесных».

Стоит заметить, что за время Советской власти некоторые традиции претерпели изменений. Если до Октярьской революции 1917 года Радоница считалась праздником, и все могли без проблем посетить кладбище, то в советский период это стало проблематично. Несмотря на это люди все равно приходили к своим усопшим родственникам, но не во вторник, а в воскресенье.

Другим изменением явилось, то, что рядом с могилами стали устраивать пышные трапезы с алкоголем. Причем после них на местах захоронения оставляли яйца, рюмки с водкой, хлебом и другой едой. Церковь считает это недопустимым. Поминая близких, необходимо молиться за их души и надеяться на то, что всех нас ждет воскрешение.

Служители церкви считают, что куличи, яйца и т.п., которые оставляют после поминовения являются признаком языческих традиций – «потчевать покойных». Если вы считаете себя православным человеком, то не следует этого делать. Недопустимым является и поливание могил спиртным.

Самым правильным поведением на могиле усопшего в Радоницу считается такой порядок вещей:

  • перед праздником необходимо убрать могилу и привести ее в надлежащий вид;
  • при посещении захоронения следует зажечь свечу и прочитать молитву;
  • после этого вместе с другими родственниками нужно вспомнить усопших в лучшем свете;
  • в завершение можно отведать блинов или кулич и поздравить умерших со Светлым Воскресением.

Чего ни в коем случае нельзя делать в родительский день и как правильно поминать усопших?

Об этом и о многом другом рассказывает катехизатор Воскресенского собора г. Семей Виталий Александрович Явкин.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай распивать в этот день спиртные напитки. Но даже те, кто так не делает, часто не знают, как именно можно и нужно правильно поминать усопших. И уж тем более совсем не многие знают, почему родительский день называется Радоницей и справляется именно на 9-й день после Пасхи.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Это древнехристианский праздник, о котором Иоанн Златоуст упоминает еще в начале четвертого века.

На Радоницу было принято, и это продолжается по сегодняшний день, семьями ходить на кладбища, на могилы своих близких и родных, оплакивать их, переживая еще раз их потерю, вспоминать их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во время своей земной жизни, вспоминать хорошие отличительные черты их характера, как бы разговаривая с усопшими, веря, что они в этот день слышат нас. Этимологически слово "Радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели.

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Что касается именно 9-го дня после Пасхи, то это просто вопрос Церковного Устава. Обычно, после пасхальных праздников на первый же будничный день, во время которого мы можем служить панихиду, выпадает Радоница. Всю Светлую Седмицу (неделю) мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в Церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.

Можно ли часто оплакивать усопших и часто посещать их могилы? Или лучше верить в то, что они уже в Царствии Божьем, а значит, им лучше, чем нам, и не стоит беспокоить их и терзать себя?

И снова отвечу, что нам нужно не убиваться и плакать, а молиться за наших покойников. Поминать их можно как в храме, так и добрыми делами в память о них. Но имейте в виду, мы не знаем, где оказался после смерти дорогой нам человек: в Царствии Божьем или в аду. Для этого мы и вершим добрые дела, чтобы Господь взял его к себе.

Что касается слез, то есть такой грех под названием «самоядение», когда человек скорбит больше, чем нужно, думает, как много недодал покойному, как много мог бы сделать для него, но не успел или не посчитал нужным. Ценить человека, уважать и беречь нужно при его жизни, чтобы после смерти не пришлось просить прощения на его могиле. После смерти наверстать упущенное уже невозможно.

Что лучше и правильнее в родительский день: поставить в храме свечу за упокой усопших, вспомнить их в душе добрыми словами, или собрать дома родню и друзей и помянуть ушедших в мир иной обедом со спиртным? И вообще, как Православная Церковь относится к наличию спиртных напитков на столе, как на родительский день, так и в день самих похорон?

Спиртные напитки на поминальных обедах Церковью категорически запрещены. Поминая усопших близких спиртным, мы оскверняем их память, не чтим ее. Они ждут от нас только молитв, а не пышных обедов. Мы должны молиться о тех, кого уже нет рядом. Это делается потому, что смерть очень часто приходит внезапно, и человек просто не успевает к ней приготовиться, примириться с Богом, покаяться во всех своих прегрешениях. Если же мы ограничимся на поминках лишь устройством стола (как это часто и бывает), потратим на это все свои силы, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе почившего не принесем.

Как православная Церковь относится к обычаю есть на кладбище после того, как люди приведут погост в порядок? Нужно ли оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего»?

Мы можем помянуть на кладбище усопших близких, однако это нужно делать по правилам. Поправив после зимы могилу, мы имеем право устроить поминальный обед на кладбище. Но начинать его нужно обязательно с молитвы об усопшем. После трапезы нужно снова прочитать молитву.

Еще раз заостряю внимание на том, что спиртное недопустимо. Также нельзя оставлять спиртное и еду на могиле. Это языческий отголосок, когда на кладбищах было принято устраивать не только пиры и пляски, но и целые гладиаторские бои. Также еда привлекает на могилы толпы пьяниц, которые обшаривают каждый венок в поисках спиртного и сигарет, за ними приходят стаи бродячих животных. И те, и другие топчут могилы дорогих нам людей, а собаки и вовсе лежат на надгробьях. Ведь при жизни никто из нас не допустил бы того, чтобы возле его матери, отца или брата лежала грязная бездомная собака. Также еда привлекает на могилу мух и червей. Нельзя втыкать в могилу и зажигать сигареты только потому, что покойный любил курить. Повторю, ему нужны только наши молитвы.

Но ведь не только спившиеся лица ходят в родительский день по кладбищам в поисках водки и еды, но и дети - в надежде найти на могиле конфеты, печенье или пряники, которые им никогда не купят спившиеся родители. Неужели нельзя оставить еду для них?

Этих детей на кладбище посылают опустившиеся родители. И каждый такой ребенок ищет не только конфетку для себя, но и шкалик для мамы или папы. Все они знают, что при нашем храме есть бесплатная трапезная, куда человек любого вероисповедания может прийти в любой день недели и покушать. Но ни эти дети, ни их родители не ходят к нам, потому что есть одно единственное правило: в трапезную нужно прийти трезвым и чистым. В большинстве своем, такие люди пьяные, грязные, сквернословящие. Они ведут себя недостойно, так же, как и те люди, что стоят, собирая милостыню, возле ворот храма. Многие прихожане от незнания своего подают им эту милостыню, что категорически воспрещается. Ведь они берут эти деньги исключительно на спиртное.

Да, мы должны подавать милостыню, делать добрые дела, кормить и одевать нуждающихся, но делать это нужно с умом. Если мы видим, что человек действительно нуждается, а еще лучше, если мы знаем этого человека, мы обязаны ему помочь. Но если мы видим, что сидит голодный бродяга, то ему не нужно давать денег, лучше купить ему еду. Ибо он, пропив данные вами деньги, превратит ваше доброе дело в злое.

Откуда взял свое начало обычай украшать могилы близких цветами и венками и отмечать место погребения устройством холма и креста над ним?

Церковь отрицательно относится к украшению могил цветами и венками. Этот обычай пришел к нам в конце 19 века из Европы, где начали украшать могилы цветами и венками. В то время купцы выкупали целые ботанические сады, а также разбивали парки на могилах своих предков. Еще великий святой Иоанн Кронштадтский говорил, что, если у вас есть лишние деньги, которые вы хотите потратить, раздайте их лучше нуждающимся. Отвезите в детский дом, дом престарелых, туда, где больно, голодно и трудно.

Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы - это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет. Эти цветы мы несем для успокоения собственной души, мертвым нужны только наши молитвы. Число цветов (четное или нечетное) значения не имеет. Это просто суеверие.

Венки тоже не нужны. Это не наш обычай. Он был осуждаем святыми отцами. По всем правилам православная могила должна быть устроена так: нужна простая легкая ограда, чтобы могилу не топтали животные или люди, в случае если с лица земли сотрется холмик. Холм означает положение тела покойного. Крест означает, что здесь похоронен православный христианин. При жизни мы обозначаем себя православными нательным крестом. После смерти - крестом на могиле. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест обязательно должен быть деревянным.

Но он же не долговечен. Куда как красивее и богаче смотрятся мраморные плиты… Пусть окружающие видят, что здесь похоронен человек из состоятельной семьи, на которого не пожалели денег даже после смерти, то есть установили дорогой каменный памятник, а не дешевый деревянный крест.

Сгнивший и упавший в положенное время крест прикапывается на могиле, затем ставится новый. Каменные плиты и стелы не нужны категорически. С нравственной точки зрения Церковь осуждает такие «вечные» памятники. Потому что они переживают родственников усопших. Кладбище может остаться бесхозным. Его разрушают мародеры, и потом этими могильными плитами мостят тротуары. По ним ходят, плюют, гасят окурки. В качестве живого примера могу привести кладбище, которое находилось раньше там, где сейчас находится стадион «Спартак». До революции оно являлось местом захоронения христиан. В начале 60-х годов оно было разрушено, и могильные плиты растащили по всему городу. Дошло до того, что ими мостили тротуары. Многие из этих плит облиты краской, обмазаны цементом. Они были тротуарами, их топтали ногами. Если вы хотите, чтобы по имени ваших матери, отца, брата ходили ногами, плевали на их имена - ставьте такую плиту. Церковь не запрещает. Но это есть неправильно и нехорошо…Люди до сих пор откапывают эти плиты и приносят их к нам в Воскресенский собор, где мы храним их.

Люди часто кладут в гроб с усопшим зубные протезы, очки, монеты для выкупания места в Раю, даже мобильные телефоны. Иными словами, хоронят с человеком все то, чем он часто пользовался при жизни. Правильно ли это?

Хороня своих близких, мы не должны класть в гроб ничего, кроме положенного. А это покрывало, нательный крест, венчик на лбу. Если вы не знаете, что класть, нужно спросить в церкви. Никаких посторонних предметов в гробу быть не должно. Все они являются отголоском язычества, когда хоронили в ладьях, сваливая туда целые стада забитого скота… Касаемо очков, то, если у покойного за всю его жизнь было восемь пар очков, что, прикажете класть все восемь? Нет, конечно. Это лишнее. Для встречи с Богом не нужны ни очки, ни протезы.

Не так давно одного из наших батюшек пригласили на отпевание покойного, который ушел из жизни молодым. И каково же было удивление батюшки, когда он увидел, что в зубы покойного была вставлена сигарета, и она дымилась! На вопрос священника, что же это творится, родственники усопшего ответили, что при жизни он очень любил курить. И это его последняя сигарета, ведь после отпевания он будет предан земле. Священник отказался от отпевания и объяснил родным покойного, что их действия являются кощунством и издевательством над трупом, присоединяться к которому он не желает.

Как поступить, когда усопшие приходят к нам во сне и просят что-либо (ремень, носки, сигареты, очки)? Что правильнее в таком случае: съездить на кладбище и оставить на могиле эту вещь, или все же поставить в храме свечу за упокой близкого человека и помолиться за него?

Такое происходит довольно часто, в случае, если люди не поминают усопшего, не ставят в церкви свечи, не заказывают сорокоуст, если у них нет времени даже на молитвы о нем. В наши сны приходит не покойник. Наш усопший родственник находится либо в раю, либо в аду. А оттуда не приходят. В наши сны приходит ангел-хранитель, которого посылает Господь. И это ангел принимает образ наших ушедших из жизни матерей, отцов, словом, тех, кто имел для нас авторитетное значение. Если мы не послушаем их, мы не послушаем никого, даже, если к нам придет сам Господь.

Просьбу о каких-либо вещах нельзя воспринимать буквально. Усопший просит не ремень, часы или очки, а молитву или добрые дела в память о нем. После таких снов нужно заказать в церкви сорокоуст, поставить заупокойную свечу. После посещения храма можно поставить свечу и дома перед иконой и помолиться о том, кто уже не с нами.

Если есть возможность, купите ту вещь, которую просит покойник, и отдайте ее нуждающимся. Прикапывать что-либо на могиле нельзя. Место захоронения - это не помойка. Это место святое. Это как храм. Вы же не будет закапывать что-либо на территории Церкви? Нельзя делать это и на могиле некогда горячо любимого либо уважаемого человека.

Вещи покойного после его похорон нужно раздать нуждающимся. Также хотелось бы напомнить, что пожилым людям, которые уже чувствуют приход собственной смерти, нужно успеть разделить все свое имущество между наследниками еще при жизни, нужно дать им наставления о том, как жить дальше. Мнение о том, что если человек все раздал, значит, скоро он умрет, являются суеверием. Нельзя допускать того, чтобы после смерти человека, когда его тело еще не остыло, между наследниками возникла война из-за того, кому достанется более, а кому менее ценное имущество покойного, душа покойного, глядя на это, будет скорбеть. Все свои материальные вопросы нужно успеть решить здесь и сейчас, то есть при жизни.

- Можно ли ставить в храме заупокойную свечу, если не знаешь точно, был крещен умерший человек или нет?

Ставить свечи можно. Однако заказывать панихиды и сорокоусты нельзя. Также нельзя молиться о нем церковной молитвой. Молиться можно только своими словами: Господи прости все его прегрешения, вольные и невольные, если сие возможно.

- Как часто нужно поминать усопшего?

Очень важно поминать усопшего, в день его смерти, на 9-й и 40-й день, в полгода и на годовщину после смерти, а также в день его земного рождения, в день памяти святого, имя которого он носил, и в родительские дни. По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показывают райские обители, с девятого по сороковой - мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда - когда души вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом, преображенном мире, где каждый займет свое место соответственно прохождению земной жизни и во многом в зависимости от молитв о нем Церкви после кончины. Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопших в третий, девятый и сороковой дни. И, конечно, поминать покойных нужно при каждом посещении церкви. Ходить сюда нужно как можно чаще. Это важно и для нас, живых, и для тех, кто уже умер и о ком мы молимся.

- Как Православная Церковь относится к кремации?

Достаточно популярный сейчас в больших городах способ погребения через кремацию тела - совершенно неправославный. Он не может быть приемлем для верующего человека.

Спасибо за познавательную беседу. Все то, что вы рассказали, можно узнать только в Церкви, для посещения которой, увы, не всегда есть время. Ваши пожелания семейчанам?

Помните, цель жизни каждого христианина - спасение души. То есть унаследование после телесной кончины и Второго пришествия Христова вечного блаженного пребывания с Богом. И чем больше добрых дел мы совершим, чем больше искренних молитв адресуем Богу, тем больше благодати получим от него. Любите своих близких при жизни, здесь и сейчас. Потом, после смерти, будет поздно. И лучше сегодня говорить слова любви живым родителям, чем завтра плакать на их могиле.

Беседу вела Елена ФОМЕНКО