Проведение pest анализа на примере компании. PEST анализ организации

Еще Огилви всячески подчеркивал необходимость исследований для успешного продвижения на рынке. Знания о происходящем в компании и вокруг нее, безусловно, облегчают путь к вершинам рынка. Одним из классических способов анализа внешней среды компании является PEST-анализ (иногда его называют также STEP-анализ).

Эта технология позволяет оценить окружение по четырем различным аспектам: политическим, экономическим, социально-культурным и технологическим. Это позволяет взглянуть на ситуацию под разными углами и глубже проанализировать происходящее.

Следует помнить, что при проведении анализа необходимо учитывать не только текущую ситуацию на рынке, но и ее прогноз на ближайшие три-пять лет, это позволит скорректировать стратегию развития компании.

Итак, в проведении PEST-анализа можно выделить следующие этапы:

1. Выявление факторов, оказывающих влияние на деятельность компании, особенно тех, что связаны с получением прибыли

2. Сбор информации о данных факторах и прогноза по их изменению

3. Выявление значимости каждого фактора

4. Составление таблицы PEST-анализа

Для получения наиболее полной картины не ограничивайтесь собственным мнением, узнайте, что думают эксперты о происходящем на рынке, уточните мнение у тех, кто непосредственно работает с клиентами, выясните, что думают о ситуации специалисты смежных областей. Внимательно изучите доступные публикации в прессе, возможно полезным окажется зарубежный опыт.

Выявив факторы, влияющие на ваш бизнес, распределите их по четырем группам. К политическим относятся факторы, связанные как с внешней, так с внутренней политикой страны, а также различные правовые акты прямо или косвенно регулирующие вашу деятельность. Необходимо учесть будет ли меняться законодательство в ближайшее время, и какое это окажет влияние на деятельность компании. Например, к политическим факторам можно отнести недавно введенные санкции, которые коснулись сразу многих сфер экономики.

Следует также учесть:

  • степень вмешательства государства в вашу отрасль
  • уровень коррумпированности чиновников.
  • устойчивость власти существующего правительства
  • основные тенденции политики.

Следующая группа факторов – экономические. В этой группе факторов необходимо выделить макро- и микроэкономические факторы.

Необходимо оценить общую ситуацию на рынке, для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  • ожидается кризис или рост?
  • насколько высок уровень безработицы?
  • как изменяются курсы валют?
  • каков средний доход на душу населения?
  • насколько высок уровень инфляции?
  • каковы тенденции в банковской сфере?

Социально-культурные факторы оказывают неменьшее влияние на работу компании. Они отражают не только социально-демографические характеристики, но и настроения в обществе, традиции и культурные особенности потребителей.

В этом поле необходимо выделить:

  • как изменяется численность населения, расовый состав, половозрастные характеристики.
  • культурные особенности
  • уровень образованности населения и тенденции к его изменению
  • социальная структура общества
  • модные тенденции в различных областях, популярные «мемы» и т.д.

Последняя группа факторов – технологические. Устройство современного мира во многом определено скоростью технического прогресса. Если не идти в ногу с ним, то вполне можно оказаться не у дел. Конечно, одни отрасли более технологичны, другие менее, но все испытывают это влияние.

В этой группе нужно обратить внимание на:

  • влияние мобильных технологий на отрасль
  • влияние Интернета на рынок
  • инновации в области, новые технологии и материалы.
  • развитие иных информационных технологий
  • скорость развития научно-технического прогресса в стране.

После определения факторов и занесения их с соответствующую ячейку таблицы, необходимо оценить их силу влияния по шкале от 1 до 3.

1 - низкое влияние, практически не оказывает влияния на деятельность компании

2 - только существенные изменения фактора влияют прибыль компании

3 - высокая степень влияния, любые изменения оказывают влияние на компанию.

Эта оценка является субъективной. Факторы, которые не влияют на компанию, не включаются в таблицу.

После этого необходимо получить экспертную оценку вероятности изменения фактора. В качестве экспертов необходимо пригласить несколько людей, имеющих непосредственный опыт работы в данной отрасли. Вероятность изменения оценивается по пятибалльной шкале, после получения оценок экспертов вычисляется средний балл. После необходимо посчитать общий средний балл, сложив все средние оценки.

Далее вычисляется оценка фактора с поправкой на вес. Для этого средняя экспертная оценка умножается на степень влияния фактора, а результат делится на сумму средних баллов экспертных оценок. Чем выше полученный коэффициент, тем больше влияния необходимо уделить данному фактору. Далее заполняется сводная таблица PEST-анализа, в которой факторы указываются в порядке убывания веса.

После необходимо прописать последствия изменения фактора и действия, которые компания предпримет в этом случае, чтобы минимизировать ущерб.

Существуют и различные модификации PEST-анализа, самые популярные из них: PESTEL, PESTELI, STEEP и LONGPEST. Обычно, такой расширенный вариант анализа, позволяет проанализировать и другие аспекты среды бренда. Так PESTEL кроме стандартных анализирует также экологические (Environmental/Ecological) и правовые (Legal) факторы. PESTELI добавляет к предыдущему варианту отраслевые аспекты (Industry) рынка. STEEP анализ подходит для компаний, которые хотят проанализировать этнические (Ethical) аспекты внешней среды. LONGPEST позволяет оценить влияние факторов на местном (Local), национальном (National) и глобальном (Global) уровне.

PEST анализ позволяет не только оценить сложившуюся ситуацию вокруг фирмы и спрогнозировать будущие изменения. Качественно выполненный PEST-анализ является основой для антикризисного плана компании.