Проведение pest анализа на примере компании. PEST анализ организации
Еще Огилви всячески подчеркивал необходимость исследований для успешного продвижения на рынке. Знания о происходящем в компании и вокруг нее, безусловно, облегчают путь к вершинам рынка. Одним из классических способов анализа внешней среды компании является PEST-анализ (иногда его называют также STEP-анализ).
Эта технология позволяет оценить окружение по четырем различным аспектам: политическим, экономическим, социально-культурным и технологическим. Это позволяет взглянуть на ситуацию под разными углами и глубже проанализировать происходящее.
Следует помнить, что при проведении анализа необходимо учитывать не только текущую ситуацию на рынке, но и ее прогноз на ближайшие три-пять лет, это позволит скорректировать стратегию развития компании.
Итак, в проведении PEST-анализа можно выделить следующие этапы:
1. Выявление факторов, оказывающих влияние на деятельность компании, особенно тех, что связаны с получением прибыли
2. Сбор информации о данных факторах и прогноза по их изменению
3. Выявление значимости каждого фактора
4. Составление таблицы PEST-анализа
Для получения наиболее полной картины не ограничивайтесь собственным мнением, узнайте, что думают эксперты о происходящем на рынке, уточните мнение у тех, кто непосредственно работает с клиентами, выясните, что думают о ситуации специалисты смежных областей. Внимательно изучите доступные публикации в прессе, возможно полезным окажется зарубежный опыт.
Выявив факторы, влияющие на ваш бизнес, распределите их по четырем группам. К политическим относятся факторы, связанные как с внешней, так с внутренней политикой страны, а также различные правовые акты прямо или косвенно регулирующие вашу деятельность. Необходимо учесть будет ли меняться законодательство в ближайшее время, и какое это окажет влияние на деятельность компании. Например, к политическим факторам можно отнести недавно введенные санкции, которые коснулись сразу многих сфер экономики.
Следует также учесть:
- степень вмешательства государства в вашу отрасль
- уровень коррумпированности чиновников.
- устойчивость власти существующего правительства
- основные тенденции политики.
Следующая группа факторов – экономические. В этой группе факторов необходимо выделить макро- и микроэкономические факторы.
Необходимо оценить общую ситуацию на рынке, для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
- ожидается кризис или рост?
- насколько высок уровень безработицы?
- как изменяются курсы валют?
- каков средний доход на душу населения?
- насколько высок уровень инфляции?
- каковы тенденции в банковской сфере?
Социально-культурные факторы оказывают неменьшее влияние на работу компании. Они отражают не только социально-демографические характеристики, но и настроения в обществе, традиции и культурные особенности потребителей.
В этом поле необходимо выделить:
- как изменяется численность населения, расовый состав, половозрастные характеристики.
- культурные особенности
- уровень образованности населения и тенденции к его изменению
- социальная структура общества
- модные тенденции в различных областях, популярные «мемы» и т.д.
Последняя группа факторов – технологические. Устройство современного мира во многом определено скоростью технического прогресса. Если не идти в ногу с ним, то вполне можно оказаться не у дел. Конечно, одни отрасли более технологичны, другие менее, но все испытывают это влияние.
В этой группе нужно обратить внимание на:
- влияние мобильных технологий на отрасль
- влияние Интернета на рынок
- инновации в области, новые технологии и материалы.
- развитие иных информационных технологий
- скорость развития научно-технического прогресса в стране.
После определения факторов и занесения их с соответствующую ячейку таблицы, необходимо оценить их силу влияния по шкале от 1 до 3.
1 - низкое влияние, практически не оказывает влияния на деятельность компании
2 - только существенные изменения фактора влияют прибыль компании
3 - высокая степень влияния, любые изменения оказывают влияние на компанию.
Эта оценка является субъективной. Факторы, которые не влияют на компанию, не включаются в таблицу.
После этого необходимо получить экспертную оценку вероятности изменения фактора. В качестве экспертов необходимо пригласить несколько людей, имеющих непосредственный опыт работы в данной отрасли. Вероятность изменения оценивается по пятибалльной шкале, после получения оценок экспертов вычисляется средний балл. После необходимо посчитать общий средний балл, сложив все средние оценки.
Далее вычисляется оценка фактора с поправкой на вес. Для этого средняя экспертная оценка умножается на степень влияния фактора, а результат делится на сумму средних баллов экспертных оценок. Чем выше полученный коэффициент, тем больше влияния необходимо уделить данному фактору. Далее заполняется сводная таблица PEST-анализа, в которой факторы указываются в порядке убывания веса.
После необходимо прописать последствия изменения фактора и действия, которые компания предпримет в этом случае, чтобы минимизировать ущерб.
Существуют и различные модификации PEST-анализа, самые популярные из них: PESTEL, PESTELI, STEEP и LONGPEST. Обычно, такой расширенный вариант анализа, позволяет проанализировать и другие аспекты среды бренда. Так PESTEL кроме стандартных анализирует также экологические (Environmental/Ecological) и правовые (Legal) факторы. PESTELI добавляет к предыдущему варианту отраслевые аспекты (Industry) рынка. STEEP анализ подходит для компаний, которые хотят проанализировать этнические (Ethical) аспекты внешней среды. LONGPEST позволяет оценить влияние факторов на местном (Local), национальном (National) и глобальном (Global) уровне.
PEST анализ позволяет не только оценить сложившуюся ситуацию вокруг фирмы и спрогнозировать будущие изменения. Качественно выполненный PEST-анализ является основой для антикризисного плана компании.
- (иногда обозначают как STEP) это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на… … Википедия
Выявление политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Этот аналитический инструмент стратегического планирования… … Словарь бизнес-терминов
Схематическое представление пяти сил Портера. Анализ пяти сил Портера (англ. Porter five forces analysis) методика для … Википедия
анализ рисков при использовании пестицидов - — Тематики биотехнологии EN pest risk analysis …
анализ фитосанитарного риска - Процесс оценки биологических или других научных и экономических данных с целью определения необходимости регулирования вредного организма и строгости фитосанитарных мер против него (ФАО, 1995; пересмотрено, МККЗР, 1997). }