Прощаются ли смертные грехи после исповеди. Есть только три греха, которые не прощаются. Может ли Исповедь быть недействительной

Вопрос.

Правда ли, что есть такие грехи, которые стираются лишь только ниспосланием бед и несчастий человеку уже в этой жизни? Есть ли такой хадис или аят из Корана?

Ответ.

Как часто мы жалуемся на невзгоды? Очень часто проблемы дома или на работе лишают нас душевного спокойствия, мы начинаем нервничать, переживать и задаемся вопросами: почему так происходит, за что Всевышний ниспосылает нам трудности? Что это: испытание или наказание?

Действительно, хадис, о котором вы упоминули, имеется. О нем говорили такие хадисоведы, как Таберани, Абу Нуайм и Хатыб, а также Имам Газали. Однако по мнению Зейну"ль-Ираки данный хадис является слабым (Тариджу ахадисы"ль-Ихья, 2/33).

Разумеется, указание на возможную слабость хадиса вовсе не означает его недостоверность. Однако ответом на ваш вопрос могут послужить и другие хадисы. Например, в одном из риваятов говорится, что когда мусульманину ниспосылаются беды, тревоги, огорчения, ущемление в чем-либо, то Всевышний обязательно сделает это искуплением грехов человека. (Бухари, «Марда», 1; Муслим, «Бир», 52). Этот хадис является достоверным.

Проблемы, не касающиеся религиозной составляющей, на самом деле не считаются истинными, поскольку являются приходящими:

«Настоящие беды, постигнувшие нас – это проблемы, касающиеся нашей веры и нравственности. От подобных бед нам всегда нужно прибегать к защите Аллаха» (Тирмизи, «Даават», 79).

Кроме этого, испытание может стать искуплением грехов:

«Все беды, ниспосланные Аллахом – испытание. Это наставление и предупреждение от Всевышнего; искупление грехов; очищение души человека, словно исцеление после болезни» (Бухари, «Иман», 39; Муслим, «Бирр», 52).

«Как падают плоды с созревшего дерева, если его потрясти; так же и поразившая болезнь стряхивает с человека его грехи» (Бухари, Мерда, 3, 13, 16; Муслим, Бирр: 45)

«Болезнь избавляет мусульманина от грехов так же, как огонь удаляет ржавчину с золота и серебра» (Ибн Маджа, «Тыб», 18).

В отдельных хадисах говорится, что Всевышний ниспосылает большие беды Своим самым любимым рабам:

«Из всех людей больше всех подвергавшиеся бедам были именно Пророки, затем праведники. Человек испытывается по степени своей веры. Чем сильнее вера, тем больше может быть испытаний. После ниспослания верующему беды одной за другой, на нём не останется ни одного греха» (Тирмизи, «Зухд», 57).

Можно выделить 3 истинные причины невзгод, в каждом из которых кроется Божественная мудрость:

1) Беды, как результат собственных грехов

«Ниспосланные вам печали, случается только по причине ваших же грехов…» (Сура «Шура», 42/30)

2) Беда, как искупление грехов

«Каждая беда, ниспосылается ради прощения греха» (Абу Нуайм).

3) Беда - инструмент очищения души и обретение лучшего места в Раю

«Беда случается для того, чтобы верующему достичь милости» (Тирмизи).

«Если бы человек вечно пребывал в молодости и в здравии, то тогда эти две составляющие сделали бы человека неверующим» (И.Асакир).

Стойкость, терпение и мужество – вот те качества, которые не должны покидать верующих. Наш Пророк (мир ему) возносил дуа Всевышнему Аллаху с просьбой дать ему силы выдержать все испытания. Поэтому и нам нужно читать дуа с просьбой, чтобы нас не настигали беды, с которомы мы не сможем справиться.

Да смилуется Аллах над всеми!

Здравствуйте,у меня такой вопрос.Я ни разу не исповедовалась и не причащалась,ни каялась в своих грехах батюшке,но дома я всегда прошу у Бога простить мне мои грехи,молюсь и каюсь.Прощаются ли мне мои грехи Богом или только в церкви батюшкой прощаются? Маргарита.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Маргарита!

Очень хорошо, что Вы молитесь дома и каетесь в Ваших грехах. Конечно, Господь слышит Ваши молитвы. Но ведь таинства исповеди и причастия были установлены Самим Господом, о чем рассказывается в Евангелии. Так, Господь дал власть апостолам прощать грехи, об этом Вы можете прочесть в Евангелии от Матфея (глава 18, стих 18) и от Иоанна (глава 20, стихи 22-23). Эту власть прощать грехи апостолы передали епископам и священникам. Такая апостольская преемственность сохраняется в Церкви до сих пор. Что касается Причастия, то в Евангелии от Иоанна мы читаем следующие слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Первая Евхаристия была совершена Самим Господом накануне распятия, об этом рассказывается, например, в 26 главе Евангелия от Матфея, в 22 главе Евангелия от Луки.
Поэтому исповедоваться и причащаться нам, православных христианам необходимо.
Вы – верующий человек. Но нужно верить не только в Бога (то есть в Его существование), но и доверять Богу и стараться в своей жизни поступать так, как учил нас Господь наш Иисус Христос. Подумайте об этом, ответьте честно сами себе – что удерживает Вас от того, чтобы исповедоваться и причаститься? Возможно, Ваши сомнения и вопросы нужно будет обсудить в личной беседе со священником. Сейчас идет Великий пост – то особое, благодатное для покаяния время, в которое очень хорошо приступить впервые к таинствам исповеди и Причастия. Помощи Вам Божией!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Даже Иуда был бы прощен, если бы попросил прощения. Пример преподобной Марии Египетской, которая 17 лет была блудницей, а затем стала образцом покаяния и великой угодницей Божией, дает нам надежду на прощение наших грехов.

Собираюсь пойти на первую исповедь. Как подготовиться?

Для исповеди нужно осознание своих грехов, чистосердечное раскаяние в них, желание с Божьей помощью исправляться. Можете записать какие-то грехи на листок в качестве шпаргалки, чтобы на первый раз не растеряться (потом делайте с этим листочком, что хотите: можно выбросить, сжечь, отдать священнику, сохранить до следующей исповеди и сравнить, в чем вы исправились, а в чем - нет). С длинным списком грехов лучше прийти на службу в середине недели, а не в воскресный день. А вообще, лучше начинать с самого больного, что тревожит душу, постепенно переходя к мелким грехам.

Впервые пришла на исповедь. К причастию батюшка меня не допустил - как "домашнее задание" посоветовал читать Евангелие.

Когда человек не знает, к примеру, правил дорожного движения, тогда он и не знает, что нарушает их. Если человек не знает Евангелия, т. е. Закона Божьего, то ему трудно каяться в грехах, ибо он толком не понимает, что такое грех. Поэтому и полезно читать Евангелие.

Можно ли попросить на исповеди о прощении грехов родителей, родственников?

Мы не можем, придя к врачу, за кого-то полечиться, не можем в столовой за кого-то покушать, поэтому на исповеди мы просим прощения за свои грехи и помощи в их исправлении. А за своих близких молимся сами и подаем записки в церкви.

На исповеди регулярно каюсь в том, что живу в блуде, но продолжаю так жить - боюсь, любимый человек не поймет меня.

Православного христианина должно волновать, чтобы его понял Бог. А по Его слову "блудники Царства Божия не наследуют". Кроме того, исповедь - это не просто констатация грехов, но и стремление исправиться. В вашем же случае получается такая ситуация: вы приходите к врачу (на исповедь в церковь), констатируете, что "больны" грехом, но не лечитесь. К тому же такая исповедь еще и лицемерна. Конечно, мы повторяем большинство своих исповеданных грехов, но у нас по крайней мере должно быть намерение исправиться, а у вас его нет. Совет: поскорее зарегистрировать отношения хотя бы в загсе.

Я пока не готова каяться в одном грехе, потому что буду совершать его вновь. Вообще на исповедь пока не ходить? Но ведь другие грехи мучают!

Как бы мы ни любили свои грехи, хотя бы на уровне разума мы должны понимать, что, если не покаемся и не исправимся, нас ждет вечное наказание. Такая мысль должна способствовать желанию исправляться во всех грехах, ведь кто может дать себе гарантию, что он доживет хотя бы до следующего дня? А Господь сказал нам: "В чем застану, в том и сужу". К сожалению, абсолютное большинство людей после исповеди тут же повторяет большинство своих грехов, но это не повод в них не каяться. Если человек искренне переживает из-за этого, если он хочет исправиться, пусть и не все и не сразу у него получается, то, по слову Святых Отцов, даже это желание Господь примет, как за содеянное.

Можно ли ходить на общую исповедь?

Так называемая общая исповедь - это скорее профанация исповеди, ибо как таковой исповеди-то и нет. Это примерно так: пришла куча народу к врачу, а тот достал бумажку с перечнем болезней и сказал: "Ну что, больные, теперь выздоравливайте, будьте здоровы!" Что-то сомнительно получить пользу от такого приема у врача. Подобное допускается как исключение во время большого наплыва исповедников в дни Великого поста, но при этом священник должен подчеркивать, что это исключение: приходите на преждеосвященные службы в среды и пятницы, в субботу, идите в храмы где-то на окраинах города, где меньше людей, но не подходите формально к исповеди. Не радуйтесь, что вам не пришлось ничего говорить, перекладывая ответственность на священника. В общем, стучащему отверзается и кто ищет, тот находит.

На исповеди прощаются все грехи. Но что делать, если вспоминаются грехи 10, 20-летней давности? Нужно ли их исповедовать?

Если грехи вспоминаются и осознаются, то, конечно же, надо их исповедовать. Хуже от этого не будет.

Очень мучают тяжкие грехи, хоть уже и исповеданные. Нужно ли говорить о них на исповеди еще раз?

Искренне раскаянный и больше не повторяемый грех прощен раз и навсегда. Но такие страшные грехи, как аборт, занятия оккультизмом, убийство даже после исповеди гложат человека. Поэтому в них можно еще раз просить у Бога прощения, при этом не обязательно говорить их на исповеди, а просто помнить о своих преступлениях и стараться заглаживать противоположными им добрыми делами.

Почему миряне должны исповедоваться перед причастием, а священники этого не делают? Можно ли причащаться без исповеди?

А как вы думаете, если взять врача и больного без медицинского образования, - кто из них лучше разбирается в диетах, назначениях лекарств и т. д.? В каких-то случаях врач может сам себе помочь, а простой человек вынужден обращаться за помощью. В церковь идут лечить душу, и есть такие грехи, которые не допускают человека ко причастию. Мирянин может не разбираться и не знать об этом, и, если будет идти без исповеди, причастие может послужить ему не во спасение, а в осуждение. Поэтому нужен контроль в виде священника. А священнослужители более компетентны в подобных вещах и могут контролировать, когда им идти на исповедь, а когда можно лишь попросить прощения у Бога.

Есть ли в Библии доказательства того, что мы должны исповедоваться именно через священника?

Господь, посылая апостолов на проповедь, говорил: "Кому простите на земле, тому будет прощено на небесах". Что это, как не право принимать покаяние и от имени Божьего прощать человеку грехи? И еще Он говорил: "Приимите Дух Свят, Им же простите на земле, будет прощено на небесах". Прообразы покаяния были и в Ветхом Завете, к примеру, обряд с козлом отпущения, приношения жертв в храме, ибо это были очистительные жертвы за грехи. Эту апостольская власть о прощении грехов в силу преемственности получают все законные священники, что подтверждают слова Христа: "Се Азм (Я) есмь с вами во вся дни до скончания века".

Не всегда получается ходить на исповедование грехов в храм. Могу я исповедоваться перед иконой дома?

Вечерние молитвы заканчиваются каждодневным исповедованием грехов. Но, тем не менее, время от времени человек должен каяться в них и на исповеди.

Готовился к первой исповеди, прочитал книгу Иоанна (Крестьянкина) "Опыт построения исповеди". Но, когда подошел к аналою, ничего не смог сказать - потекли слезы. Батюшка отпустил мне грехи. Считается ли исповедь действительной?

На исповеди главное не то, что мы произносим, а то, что у нас в сердце. Ибо Господь так и говорит: "Сыне, даждь мне свое сердце". И царь Давид учил: "Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".

Моя бабушка при смерти, ничего не понимает, не говорит. Находясь в здравом уме, от исповеди и причастия она отказалась. Можно ли ее сейчас исповедовать?

Церковь принимает осознанный выбор человека, не насилуя его волю. Если человек, находясь в здравом уме, желал приступить к таинствам Церкви, но по каким-то причинам этого не сделал, то в случае помутнения рассудка, помня о его желании и согласии, еще можно пойти на такой компромисс, как причастие и соборование (так мы причащаем младенцев или умалишенных). Но если человек, будучи в здравом сознании, не восхотел принять таинства церкви, отказался исповедовать свои грехи, то даже в случае потери сознания Церковь не насилует выбор этого человека. Увы, это его выбор. Подобные случаи рассматриваются духовником, непосредственно общаясь с больным и его родственниками, после чего принимается окончательное решение. А вообще, конечно же, лучше всего выяснить свои отношения с Богом в сознательном и адекватном состоянии.

У меня произошло падение - грех блуда, хотя я давала слово, каялась и была уверена, что этого со мной больше не произойдет. Что делать?

Мария Египетская была величайшей блудницей. Но каждый Великий пост Церковь вспоминает ее как образец покаяния. Вывод: как бы тяжко мы ни пали, искреннее покаяние изглаживает грех и отверзает райские врата. Пускай вам будет противно само слово блуд, чтобы с Божьей помощью этого больше никогда не повторялось.

Стыдно сказать батюшке на исповеди о своих грехах.

Стыдиться надо, когда грешите. А стыд на исповеди - это ложный стыд. Надо думать не о том, как на нас будет смотреть священник, а о том, как на нас будет смотреть Бог. К тому же любой благоразумный батюшка никогда вас не осудит, а только будет радоваться, как радуется врач выздоравливающему больному. Если вы не можете заставить себя назвать грехи, напишите их на листе бумаги и отдайте священнику. Или покайтесь без подробностей, в общих словах. Главное - имейте покаянное чувство, сокрушение, желание исправляться.

Если мои грехи очень постыдные, могу ли я сказать о них священнику без подробностей? Или это будет как утаение греха?

Для того чтобы лечить телесные болезни, врачу важно знать все подробности этих болезней. Вы подробности своих грехов можете не описывать, но все-таки лучше называть вещи своими именами и не ограничиваться общими фразами.

Нужно ли идти на исповедь, если она получается формальной?

В наши отношениях с Богом ключевым моментом является искренность. Мы должны понимать, что формализм и лицемерие в отношениях с Богом не пройдут. Но если ваша совесть соглашается с тем, что многие ваши слова на исповеди звучат холодно, формально, это свидетельствует о том, что, тем не менее, исповедуемый вами грех вас тревожит и вы хотите от него избавиться. Поэтому называйте на исповеди грехи, говорите при этом, что, признавая их, вы некоторые грехи видите, но возненавидеть их еще пока не в силах. И поэтому просите у Бога прощения, чтобы это видение переросло в ненависть ко греху и желание от него избавиться. Святые Отцы учат, что даже если одни и те же грехи вновь повторять, тем не менее, исповедовать их надо, этим мы как бы расшатываем пень, который потом легче выдрать.

Правда ли, что на исповеди не следует каяться о грехах, содеянных до крещения?

Если вы постирали грязную одежду, то стираете ее заново, только когда она опять запачкается. Если человек с верой принимает таинство крещения, то, действительно, получает прощение за все грехи, содеянные до этого момента. Каяться в них уже не имеет смысла. Просто бывают такие страшные грехи, как убийство, аборт, в которых душа вновь и вновь хочет попросить прощения у Бога. Т. е. тот случай, когда уже Бог простил, а человек сам себе простить не может. В подобных случаях допускается еще раз сказать о страшных грехах на исповеди.

Боюсь, что неправильно назвал грех на исповеди. Что делать?

Главное не как назвать свой грех, а иметь покаянное чувство и желание исправляться.

Мой духовный отец исповедует меня дома, так я лучше осознаю свои грехи, не тороплюсь, могу задать ему вопрос. Можно ли так делать?

Можно. Многие люди до революции, не имея возможности часто бывать в Оптиной пустыни, писали старцам, исповедовались в письмах. В вашем случае важно, чтобы вы не просто беседовали, но чтобы священник в конце читал разрешительную молитву.

Можно ли исповедоваться без подготовки?

Когда у человека схватил аппендицит, или он ночами не спит от зубной боли, то ему не нужны всякие анализы, обследования, УЗИ, чтобы выявить болезнь. Он спешит к врачу за помощью. Так и с исповедью. Если у нас болит сердце о том, что мы, к примеру, украли что-то, ходили к колдунам, совершили аборт, впали в блуд, пьянство, т. е. когда мы конкретно знаем, в чем согрешаем, тогда не нужны никакие книжки, мы идем на исповедь и исповедуемся в своих грехах. А вот человек, который не знаком с Евангелием, не знает законов Божиих и, даже нарушая их, не осознает, что грешит, естественно, должен готовиться. Изучать законы Божиии, узнавать, в чем он согрешает, и таким образом подготовившись, идти на исповедь к священнику.

В каких случаях священник может наложить епитимью? Как ее снимать?

Епитимия - это отлучение от причастия за какой-то грех на какое-то время. Она может состоять в посте, усиленной молитве и т.п. По выполнении наложенной епитимии снимает ее тот же священник, который ее наложил.

Собираясь на первую исповедь, нашла список грехов в Интернете. Там были: слушать музыку, ходить в кино, на концерты, кататься на аттракционах... Это правда?

Во-первых, все грехи невозможно осознать и запомнить, настолько их у нас много. Поэтому на исповеди надо каяться в особенно тяжелых грехах, которые нас тревожат и от которых мы действительно хотим избавиться. Во-вторых, что касается аттракционов, музыки, кино, то тут, как говорится, есть нюансы. Ибо музыка и фильмы бывают разными и далеко не всегда безобидными. К примеру, фильмы, наполненные развратом, насилием, ужасами. Многие песни рок-музыки прославляют дьявола, в прямом смысле ему посвящаются. Ну а аттракционы, уверен, есть абсолютно безобидные, не считая, конечно, увлечения компьютерными играми и приставками. Ибо лудомания (игровая зависимость) несет страшные последствия и для души, и для тела, чего не скажешь об обычных каруселях и качелях.

Существует мнение, что нежелательно исповедоваться "по списку", а нужно все помнить.

Если человек, готовясь к исповеди, просто переписывает пособие для кающихся, а потом зачитывает этот список на исповеди, то это малоэффективная исповедь. А если человек переживает, боясь от волнения забыть о каких-то своих грехах, и дома перед свечой и иконой со слезами записывает на бумагу покаянные чувства своего сердца, то такую подготовку можно только приветствовать.

Может ли жена священника исповедоваться у своего мужа?

Для этого надо быть буквально святым человеком, ведь чисто по-человечески трудно быть до конца искренним, раскрывая всю наготу своей души перед мужем. Даже если матушка и будет это делать, то она может этим навредить самому батюшке. Ведь он тоже немощный человек. Поэтому я бы рекомендовал без крайней нужды у своего мужа не исповедоваться.

Мой родственник, который ходил в церковь и участвовал в ее таинствах, внезапно скончался. Остался листочек с грехами. Можно ли прочитать его священнику, чтобы он произнес разрешительную молитву заочно?

Если человек готовился к исповеди, но по дороге в храм умер, Господь принял его намерения и простил его грехи. Так что никакой заочной исповеди уже не требуется.

Я регулярно исповедуюсь. Не скажу, что грехов своих не вижу, но грехи одни и те же. Говорить на исповеди одно и то же?

Но ведь чистим же мы зубы каждый день? И умываемся, и руки моем, несмотря на то, что они вновь пачкаются. Так и с душой. К этому и призывает Евангелие: сколько раз упал, столько раз и поднимайся. Так что вывод один: испачкали одежду - чистим одежду, загрязнили душу грехами - очищаем душу покаянием.

Какие последствия для души имеет воспоминание исповеданных грехов?

Если вы еще раз будете с содроганием вспоминать, к примеру, аборт, это полезно. А если со смакованием вспоминать, к примеру, грехи блуда, то это греховно.

Допускается ли исповедь в электронном виде через Интернет?

Врач может сказать вам по телефону, какие лекарства принимать при каких симптомах. Но, к примеру, операцию по телефону совершить невозможно. Подобным образом через Интернет можно что-то спрашивать у священника и получать советы, но на таинства все-таки надо идти самому. Но вот если кто-то попал на необитаемый остров, но каким-то образом связался по электронной почте со священником, он может раскаяться в грехах, попросив, чтобы священник прочитал разрешительную молитву. Т. е. подобный формат исповеди можно допустить, когда нет другой возможности для покаяния.

С какого возраста должны исповедоваться мальчики, а с какого девочки?

В правилах есть указание, не деля на мальчиков и девочек, что человек приступает к исповеди примерно с 10 лет или же по мере осознания смысла исповеди. А у нас на Руси (наверно, очень умные дети) принято начинать исповедовать детей с 7-летнего возраста.

Пришел на исповедь в первый раз за 20 лет. Покаялся в романе с замужней, больше грехов не вспомнил. Батюшка сказал, что в моем случае надо было прийти с огромным списком грехов и что христианин во мне умер...

На самом деле на исповеди нужен не долгий перечень грехов, написанных на бумаге. На исповеди человек говорит то, о чем не может забыть, о чем у него болит душа, и для этого не нужна никакая бумажка. Ибо какой смысл сидеть дома, переписывая на бумагу чуть ли не один в один очередное пособие для кающихся, если при этом человек не прочувствовал глубину своего падения и в нем нет никакого желания исправляться? В вашем случае христианин в вас не умер, он просто 20 лет спал глубоким сном. Раз вы пришли в храм, он начал просыпаться. Задача духовника в данном случае - помочь вам воскресить в себе христианина. Так по форме вас вроде бы справедливо подвергли взбучке, а по сути могли действительно окончательно убить остатки христианства в вашей душе. Хочется пожелать вам через наставления Святых Отцов, слушая голос совести и добрых батюшек прийти в Церковь и жить в ней всю жизнь с надеждой на Царство Небесное.

Хочу исповедоваться и причаститься, но постоянно откладываю из-за страха перед Господом. Как пересилить страх?

Страх внезапной смерти должен пересилить страх исповеди, ведь никто не знает, в какой момент Господь позовет его душу на ответ. А ведь страшно являться пред Богом со всем своим негативным багажом, разумней его оставить здесь (через исповедь).

Имеет ли священник право нарушать таинство исповеди?

Тайна исповеди не подлежит разглашению никому и не под каким оправданием. Бывали случаи, когда священник, сохраняя тайну исповеди, даже шел в тюрьму.

Не иду на исповедь, т. к. боюсь за священника, который принимает все грехи на себя и потом болеет.

Иоанн Креститель, указывая на Христа, говорил: "Се, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира". Никакой священник не в силах взять на себя грехи людей, которые ему исповедуются, это под силу только Христу. Отбросьте все свои страхи и ложный стыд и спешите на исповедь.

После исповеди и причащения я почувствовал облегчение. В семье исчезли мелкие распри, улучшилось самочувствие. Но самое главное: я заметил, что мои молитвы к Богу услышаны, просьбы о здравии моей семьи исполняются.

Ваши слова свидетельствуют о том, что при искреннем обращении к Богу с просьбой о прощении грехов, Господь, сказавший "просите, и дастся вам", исполняет обещанное. А поскольку наши грехи очень часто являются причиной наших болезней, бед, неудач, то, когда эти грехи прощены, исчезает причина всяких неприятностей. Т. е. при исчезновении причин исчезают и последствия: у человека восстанавливается здоровье, появляются успехи в работе, налаживаются семейные отношения и т. д.

В Великий пост в каждом православном храме совершается Таинство соборования. Как оно влияет на человека? Почему некоторые люди действительно после него получают исцеления от недугов? Откуда такое название? Кто в первую очередь нуждается в этом Таинстве? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Библейская подоплека

Соборованием называется одно из семи Таинств Церкви, в котором на человека снисходит особая благодать. По вере он исцеляется телесно и духовно: избавляется от физических болезней и забытых грехов. Поэтому совершается оно в первую очередь над тяжелобольными.

Основой для установления соборования послужило Священное Писание.

В Евангелии от Марка есть указание на то, что апостолы, получившие от Христа власть исцелять недуги, «многих больных мазали маслом и исцеляли».

А в послании апостола Иакова находим прямое указание:

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему

Здесь надо обратить внимание на несколько важных деталей:

  • сила молитвы и веры;
  • значение помазания елеем;
  • исцеление болезней и прощение грехов.

«Кирие элейсон»

Так как второе название Таинства — елеосвящение , то в первую очередь стоит разобраться: какой смысл в Библии имело помазывание елеем?

  • Елей в Израиле был «неофициальным» символом жизни. Его изобилие израильтяне понимали как Божье благословение. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Кроме того, им смазывали страдающую от беспощадного солнца кожу.
  • Также в Библии мы находим указания на помазание на священство и царство, что символизировало избрание на служение Господу.
  • Масло оливы использовалось и в погребальных обрядах. Его обильно изливали на тела усопших, что означало умирание для греха.

Вполне логично, что именно помазание елеем, подкрепленное верой и молитвой, послужило основанием для Таинства исцеления телесных недугов и прощения забытых грехов.

Еще один интересный факт. В православных храмах наряду с «Господи, помилуй» поют «Кирие элейсон». Если буквально перевести второе прошение с греческого языка, то получится «Помажь меня елеем, уврачуй» .

Прощение грехов = выздоровление?

Как указывалось выше, Таинство соборования помогает человеку получить избавление от недугов и одновременно прощает забытые грехи.

Христиане видят прямую связь между физическим и духовным состоянием человека. Например, пресыщение пищей одновременно оказывает негативное влияние на физическое самочувствие, а также делает человека ленивым, может разжигать плотские желания.

Иногда закостенелому грешнику Бог попускает скорби и болезни, чтобы таким образом он пришел к покаянию. Обычно раскаяние приводит человека к изменению образа жизни, исповеди и причастию. Но мы не в силах увидеть и запомнить все свои грехи. Определенные пороки еще не открылись нам, что-то произошло так давно, что уже стерлось из памяти. Но от этого грехи никуда не подевались. Они давят на нас своим грузом. Избавиться от них как раз и помогает елеосвящение.

Поскольку каждый человек не в силах вспомнить все свои прегрешения, то соборовать нужно не только тяжелобольных.

Условия свершения Таинства соборования

Соборование совершается только над членами Церкви Христовой, то есть над крещеными людьми. Обязательным условием, о котором говорил еще апостол Иаков, есть наличие веры.

Тяжелобольных соборуют на протяжении всего года, для всех остальных елеосвящение «доступно» только в Великий, реже — Рождественский пост. Как правило, человек приступает к соборованию только один раз в год; если больной, то по благословению священника и чаще. Не принято соборовать детей до семи лет, ведь до этого возраста их грехи прощаются и без исповеди.

Как совершается Таинство соборования?

Название «соборование» закрепилось из-за того, что в идеале оно совершается собором из семи священников. Но во многих храмах помазывает елеем только один священнослужитель.

Сначала духовенство прочитывает специальные молитвы, в которых неоднократно просит Господа простить забытые прегрешения всем соборующимся, также зачитывает семь отрывков из Евангелия и Апостола по темам прощения и исцеления. Столько же раз священники помазывают елеем лоб, щеки, ноздри, уши или губы, грудь, руки верующих.

Кроме священников, молятся и все присутствующие. Они держат в руках зажженные свечи и обращаются к Богу словами песнопения:

Помилуй нас, Боже!
Помилуй нас, Владыко!
Помилуй нас, Святый!
Услыши нас, Боже!
Услыши нас, Владыко!
Услыши нас, Святый!
Исцели нас, Боже!
Исцели нас, Владыко!
Исцели нас, Святый!

Обычно после совершения Таинства елеосвящения верующим раздают в храме:

  • зерна пшеницы — символ рождения для вечной жизни. Посаженное в землю, зерно истлевает и прорастает. Так и человек: физически умирает и воскресает для вечности;
  • елей и вино — символ врачевания духовных и телесных ран. Именно эти вещества возлил на тело избитого милосердный самарянин из известной библейской притчи (Евангелие от Луки, 10:30-34).

Елеем помазывают тело, когда болеют, рисуют крестики на лбу, а пшеницу употребляют вместе с просфорой и святой водой.

Конечно, верующему не нужно забывать, что Таинство елеосвящения — это не магический ритуал и не таблетка от всех болезней. Далеко не каждый соборующийся обязательно получает мгновенное исцеление от недугов и видимый результат.

Как и в любом Таинстве, в елеосвящении есть «таинственная» часть. Она относится к прощению забытых грехов. Искренне раскаивающийся и просящий Господа о помиловании получает по своей вере здравие. Духовное так точно.

Кратко и емко о соборовании рассказывает предлагаемый ролик:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

ПРОЩАЮТСЯ ЛИ В ТАИНСТВЕ СОБОРОВАНИЯ ЗАБЫТЫЕ ГРЕХИ?

Великим постом почти во всех храмах обязательно совершается Таинство Елеосвящения (Соборования). Существует распространеннейшая традиция каждому православному христианину однажды за пост в этом таинстве поучаствовать. При этом, с пониманием смысла и значения именно этого Таинства бывают связаны большие трудности. Например, как относится к распространенному мнению, что в таинстве Соборования прощаются забытые грехи? На нашем приходе прошлым Великим постом (в 2006 г.) прошло общее обсуждение этого вопроса.

Отец Николай:

Мне хотелось бы для начала поразмышлять о сути греха, чтобы других участников беседы подвигнуть на размышление и поиск соборного ответа.

Вот, нас спрашивают о прощении забытых грехов… А вообще-то, что такое прощение грехов? Сам грех прощен, а что нам это даст? Я хотел бы проиллюстрировать свои мысли конкретным разговором. Одна прихожанка в некотором недоумении рассказывает: "Я никак не могу бросить курить. И молюсь, и исповедуюсь, и помощи Божией прошу, а никак грех курения победить не могу. А вот мой коллега, человек вообще неверующий, подумал, что курение это плохо, взял и бросил. Значит, он победил грех, а в книгах мы читаем, и в проповедях отцы говорят, что без помощи Божией, без молитвы победить грех невозможно".

Действительно, так бывает, можно привести и множество других примеров, как православный человек не может справиться, например, со злоупотреблением алкоголем, а другой человек, просто желающий вести здоровый образ жизни, и про Бога не думает, на исповеди не кается, а взял и бросил. Но ведь грех - это не просто конкретный поступок или наша привычка, но - это состояние нашей души, это то, что отделяет нас от Бога. В принципе, грех у нас один: он в том, что мы отпали от Бога - и потому, что носим печать первородного греха, и в результате своих собственных грехов. Мы не можем видеть Бога, с Богом общаться, у нас и потребности нет Его видеть, - вот это и есть грех. А все конкретные проявления - курил человек, или еще что-то делал - это только частности. Можно не курить, не грабить банк, не воровать, и при этом быть далеким от Бога.

Поэтому мне кажется, что исходя из такого понимания, очищение от греха, покаяние - это перемена образа мышления, образа жизни. Это вообще - другая жизнь: человек жил вне Бога, вся жизнь его была без Бога, он не думал о грехах, а сейчас он покаялся, отрекся, переменился, начал жить для Бога, для соединения с Ним. И если вся жизнь его переменилась, перестроилась, если он приблизился в какой-то степени к Богу, но забыл какой-то грех, это не будет играть роли … у него же вся жизнь стала другой.

Дьякон Александр:

Отец Николай четко установил связь прощения грехов через наше осмысление их и покаяние, и прощения грехов, которые мы не осознаем, как грех, которые мы забыли. Очевидно, что в Таинстве Соборования прощение грехов происходит, об этом говорит апостол Иаков, на основании послания которого мы и совершаем это Таинство. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14-15). Здесь отпущение грехов связывается с помазанием в Таинстве Соборования.

Но мне хотелось бы оспорить точку зрения, что Соборование является заменой или дополнением исповеди, то есть что на исповеди прощаются одни грехи - осознанные, а на Соборовании другие - забытые. Надо признать, что действия благодати в Таинствах, действительно, пересекаются, но следует понимать, в чем значение каждого Таинства.

Таинство Покаяния - это второе Крещение, наше воссоединение со святой Церковью, как говорится в самом чине Таинства. Но ведь можно сказать, что и в Таинстве Причащения происходит прощение грехов: во время причащения священнослужителей вспоминается слова, сказанные пророку Исаии: се, прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит . При этом, очевидно, что суть Таинства Причащения Тела и Крови Христовой не сводится к очищению грехов. Оно совсем иное.

Так и в Таинстве Елеосвящения, конечно, по нашей вере происходит прощение грехов, очищение нашей душевной скверны, но смысл Таинства не сводим к этому. Это Таинство исцеления. Конечно, наше полное исцеление, то есть сотворение себя в целости, невозможно без душевного очищения, и как средство к нашему исцелению, в Таинстве Елеосвящения, несомненно дается прошение грехов, в том числе, я думаю, и грехов неведения.

А.Л. Дворкин:

Мы принимаем как данность, что Соборование дает исцеление и прощение забытых и неосознанных грехов, но стоит над этим подумать: откуда, собственно, это мнение берется, почему мы так думаем. Понятно, что исцеление предполагает исцеление как телесное, так и духовное, но откуда такая фиксация на забытых и нераскаянных грехах?

Очевидно, это связано с формализацией богословия и влиянием Запада. Западное богословие подразумевает, что человек должен дать отчет за каждый грех вне зависимости от того, помнит он его или не помнит. Он должен понести наказание за каждый грех, и тогда будет соблюдена божественная справедливость. Для православного богословия такая формализация никогда не была характерной.

Также очевидно, что соборование одно из наименее понятых Таинств. Обычно в народе оно воспринимается, как Таинство предсмертное, так как в древности соборовали именно тяжкоболящих людей. Знание того, что это Таинство совершается над умирающим, привело к мысли о забытых грехах, и в этом, конечно, чувствуется католическое влияние: человек хочет умереть полностью чистым, чтобы не осталось ни одного "непрощенного" греха. Так же русские князья перед смертью принимали монашеский постриг, чтобы умереть с чистой совестью. Именно отсюда такая фиксация на забытых грехах, неоправданная боязнь человека церковного, который ходил на исповедь и причащался, что вдруг есть грехи, которые он не помнит.

Можно сказать, что в этом проявляется наше недоверие Богу, ведь понятно, что Господь не по счетам считает наши грехи. Люди же молятся, чтобы Господь открыл им их грехи… Если на нас висит какой-то грех, которого мы не помним, и нам важно его вспомнить, то Господь напомнит. Покаяние это не перечисление грехов, это метаноиа , то есть полная перемена ума, переход от не возможности не грешить , через возможность не грешить , к невозможности грешить . Господне милосердие больше, чем наше формальное воспоминание. Если рассматривать вопрос в этом аспекте, то, наверное, понятие о прощение забытых грехов появилось достаточно поздно и прямого отношения к Таинству Соборования не имеет.

Отец Алексей:

Мне кажется, что с одной стороны, вопрос поставлен очень остро, и заставляет задуматься о серьезных вещах, а с другой стороны он поставлен, конечно, неправильно. Он поставлен схоластически, юридически, это какой-то рудимент западного богословия, юридического отношения к Таинству, который так глубоко проник в сознание нашей Церкви, что никто об этом даже не задумывается. Очень хорошо, что нам задали этот вопрос и заставили подумать.

Спрашивает епископ Илларион Алфеев: А прощаются ли в Таинстве забытые и нераскаянные грехи? Отец Николай на это совершенно замечательно ответил: разве в этом дело? Разве в этом состоит Тайна Спасения, чтобы тебе по пунктам простили каждый грех?

Почему человеку так важно во всем найти какой-то практический смысл? Вот я поучаствую в Таинстве, а что мне за это будет? Так ведь получается. Я приду на Таинство Покаяния, сколько я от этого получу? Как будто Бог мерой дает благодать. Таинство Соборования связано с Таинством Покаяния по своей сути, но не по действию. И хотя в Таинстве Соборования мы говорим об отпущении грехов и читаем покаянные молитвы, в этом нет никакого практического смысла: не отпускается и не прощается никаких грехов в этом Таинстве, как это происходит в Таинстве Покаяния.

Таинство Покаяния - это Таинство осознания своей внутренней жизни, принесение покаяния за конкретные содеянные дела, которые привели твою душу в состояние помраченности, отлучили от Бога. Но мы исповедуем наши грехи не просто, как состояние отверженности от Бога, мы же не говорим, - Господи, я во всем грешен… Мы каемся в конкретных очевидных грехах, которые нанесли нашей душе раны и в конечном итоге отлучили от Бога и от Церкви.

Но одновременно это не значит, что те грехи, которые мы забыли, не исповедали, остались страшным грузом, за который непонятно как придется отвечать… Вот паросфорочку уронил когда-то, а потом забыл об этом на исповеди сказать, ну как же теперь быть-то? Простится мне этот грех или не простится? Вдруг скажет Господь на страшном Суде: Ты все делал хорошо, и к нищим был милосерд, и больных в больнице посещал, но вот, знаешь, ты же просфорочку уронил, и не сказал об этом на исповеди… все делал хорошо, а вот просфорочку не исповедал… Забыл… Все…

Мы часто сталкиваемся, по словам Амвросия Оптинского, как горшки, друг друга толкаем, обижаем, потом о многом забываем… Что же, все это помнить? А если человек стал святым, его спросят о забытых грехах? А святой разве безгрешен? Некоторые святые были друг с другом в жестких ссорах, например, Серапион Новгородский и Иосиф Володский, Варсонофий Оптинский и Серафим Чичагов… Мало ли что было в жизни, как они сталкивались… И что, все это потом будет сочтено?

Очевидно, что Таинство Соборование не имеет к этому никакого отношения, что подобная идея возникла из-за отношения к Таинству, как к предсмертному, из-за юридического взгляда на Таинство и от недоверия к Богу.

Таинство Соборования, конечно же, имеет отношение к Таинству Покаяния, потому что в нем происходит исцеление души и тела. Как Таинство Покаяния исцеляет, так и Таинство Соборования дает человеку душевные и телесные силы, чтобы стать иным существом: освободиться от греха, восстановить свою помраченную грехом человеческую природу просто через милость и помощь Божию ко всем грешникам.

Почему мы идем на Таинство Соборования? Потому что наша природа повреждена. Мы лично в этом не виноваты, но мы несем на себе всю человеческую поврежденность. В Таинстве Соборования силы нам даются, благодать нам дается чтобы выздороветь и духовно и телесно. Человек получает силы для борьбы с грехом для преодоления своей немощи, для исцеления.

И не удивительно, что после Таинства Соборования с людьми происходят такие удивительные вещи: они не только чувствует себя физически лучше, но часто вспоминают потом свои забытые грехи, по-новому осознают их. Происходит как бы просветление ума: человек начинает вдруг какие-то вещи, которые не осознавал, - осознавать, которые забыл, - вспоминать, - и тогда он может по настоящему придти на исповедь. И ничего другого в Таинстве Соборования не происходит.

Вопрос: Получается, что Церковные Таинства не все равнозначны в смысле участия человека в них. Если покаяние, например, предполагает активное участие человека, его движение навстречу Богу, то в Соборовании в большей степени имеет место движение Бога навстречу человеку?

о. Алексей: Это так. Надо помнить, что Соборование по сути своей совершается над больным людьми, над теми, кто немощен и сам придти в Церковь не может, это именно приход Церкви к человеку, а не наоборот.

Семь священников символизируют полноту Церкви, приходящей к одному человеку. В древности Таинство Соборования совершалось таким образом: семь священников соборовали одного тяжкоболящего на одре лежащего в течение недели. В первый день приходит один священник, помазывал, читал молитвы, во второй день второй, и так до седьмого дня, когда они собирались вместе и читали молитву над болящим.

Вопрос: Надо ли соборовать детей?

о. Алексей: Очень хороший вопрос. Я, например, не могу понять, почему не соборуют младенцев, даже тяжко больных младенцев. Может быть, именно из-за такого отношения к Таинству, потому что их не принято исповедовать.

Но младенцы же страдают! У них тоже поврежденная человеческая природа, хотя страдают они не за свои личные грехи. А мы соборуем семилетних совершенно здоровых отроков, что я считаю вредным для них. Приводят благочестивые родители семилетнюю здоровую девочку, мы помажем ее, не жалко, но это издевательство над ребенком, по-другому я сказать не могу.

Вопрос: Мы же соборуем не только больных, надо ли нам всем собороваться?

о. Алексей: Каждый человек сам решает, насколько он нуждается в этом Таинстве, насколько он болен, насколько это ему необходимо для борьбы с грехом и жизни в Церкви. Это всецело остается делом желания и осознания Таинства каждого человека.

Вопрос: Одна женщина сказала, что при соборовании можно помазываться только один раз.

о. Алексей: В истории существовали разные практики. Было время, когда приходили в храм 1000 человек на двух священников, не было другого выхода.

Таинство Соборования, как никакое другое, подвержено местным традициям, и многое, к сожалению, приводит к сведению его до обрядового уровня. Как правильно сказал Александр Леонидович, оно меньше, чем другие Таинства, богословски осознается прихожанами. Поэтому кто-то идет за здоровьем, кто-то за прощением забытых грехов, а по сути - ни за чем. Надо понимать, что каждое Таинство требует активного личного участия и понимания - зачем ты приходишь. Нужно тебе это или так, на всякий случай, потому что все пришли. Таинство всегда дается или во спасение или в суд или осуждение.

Вопрос: Может быть, нужно приходить, чтобы настроить себя на покаяние?

о. Алексей: За настроем души на Соборование приходить не надо. Чтобы настроить себя на покаяние, достаточно глубоко к этому расположено помолиться. Таинство, повторяю, для исцеления. Это таинство исцеления болящих людей, в основе своей - тяжкоболящих людей. Понятно, что многие из нас соборуются недостаточно основательно.

Вопрос: Александр Ельчанинов говорил, что грех, который тяготит душу, не забудется. Так все же, те грехи, которые мы забыли, не сказали на исповеди, насколько они могут быть прощенными, когда мы просим простить наши грехи вольные или невольные?

о. Алексей: Мне кажется, мы на этот вопрос уже ответили. Да, действительно, человек иногда не сразу начинает свои грехи вспоминать. Но если он живет настоящей духовной жизнью, то рано или поздно он свои грехи осознает. Серьезные грехи, которые становятся препятствием между Богом и человеком, человек осознает обязательно. Конечно не сразу. Человек не сразу выздоравливает, и духовно в том числе.

Вопрос: Но ведь у каждого свой настрой совести?

о. Алексей: Да, и на каждом этапе жизни он разный. Иногда человек приходит на покаяние с очень глубоким покаянным настроем, но с минимальным опытом в анализе своих поступков. То есть первый настрой покаяния глубокий, а видение своих грехов пока еще невысокое. А потом человек начинает серьезней к себе относиться и что-то потом обязательно вспоминает и осознает.