Прошёл Крестный ход. По материалам СМИ. Георгиевский крестный ход

В православных церквях, а также в католических, но исполняющих в своей религиозной жизни восточные литургические обряды, вошло в традицию устраивать торжественные шествия с хоругвями и иконами, впереди которых обычно несут большой крест. От него подобные процессии получили название крестных ходов. Это могут быть шествия, устраиваемые в Пасхальную неделю, в Крещение или по случаю каких-либо знаменательных церковных событий.

Рождение традиции

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.

Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.

Император во власянице

Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

Наиболее распространённые виды крестных ходов

Став со временем неотъемлемой частью церковной жизни, крестные ходы сегодня имеют самые разнообразные формы и совершаются в целом ряде случаев. Среди них наиболее известны:

  1. Пасхальный крестный ход, а также все прочие шествия, связанные с этим главным праздником годового православного круга. Сюда относится крестный ход в Вербное воскресенье ─ «хождение на осляти». В Страстную субботу прообразом крестного хода является вынос плащаницы. Совершается он на Пасхальной заутрени (подробнее об этом будет рассказано ниже), а также ежедневно в течение Светлой седмицы и каждое воскресенье до дня отдания Пасхи.
  2. Крестные ходы во дни больших православных праздников, а также престольных, отмечаемых общиной какого-либо конкретного прихода. Подобные процессии часто организуют в честь освящения храмов или торжеств, посвящённых особо почитаемым иконам. В этих случаях маршрут крестного хода пролегает из села в село, или из храма в храм.
  3. Для освящения воды различных источников, а также рек, озёр и т. д. Совершаются они в день Крещения Господня (или в предшествующий ему сочельник), в пятницу Светлой седмицы ─ праздник Живоносный источник, и 14 августа в день Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.
  4. Погребальные крестные ходы, сопровождающие покойных на кладбище.
  5. Связанные с какими-либо, как правило, неблагоприятными жизненными обстоятельствами, например, засухой, наводнениями, эпидемиями и т. д. В подобных случаях, крестный ход ─ это часть молебна о заступничестве Небесных Сил и ниспослании избавления от постигших бедствий, к числу которых относятся также техногенные катастрофы и военные действия.
  6. Внутри храма, совершаемые в ряде праздников. Разновидностью крестного хода считается также и лития.
  7. Совершаемые по случаю каких-либо государственных праздников или крупных мероприятий. Например, за последние годы вошло в традицию отмечать крестными ходами День народного единства.
  8. Миссионерские крестные ходы, проводимые с целью привлечения в свои ряды неверующих или последователей иных религиозных учений.

Воздушные крестные хода

Любопытно отметить, что в наш век научно-технического прогресса появилась абсолютно новая неканоническая форма проведения крестного хода с использованием технических средств. Под этим термином обычно подразумевается перелёт, совершаемый группой священников с иконой на самолёте, совершение ими молебнов в определённых местах.

Начало ей было положено в 1941 году, когда таким образом был обнесён вокруг Москвы чудотворный список Тихвинской иконы Божьей Матери. Эту традицию продолжили уже в перестроечные годы совершив облёт границ России, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. Считается, что, сколько длится крестный ход, совершаемый на самолёте, столько времени благодать Божья ниспосылается на землю.

Особенности совершения крестного хода

Согласно православной и восточнокатолической традиции, Пасхальный крестный ход, как и любой другой, совершаемый вокруг храма, шествует в направлении, противоположном движению солнца, то есть против часовой стрелки ─ «противосолонь». Православные же старообрядцы совершают свои крестные ходы, двигаясь в направлении солнца ─ «посолонь».

Весь участвующий в нём церковный клир идёт попарно в облачении, соответствующем данному случаю. При этом ими поётся молитвенный канон. Обязательным атрибутом крестного хода является крест, а также возжжённые кадильницы и светильники. Кроме того, во время шествия несут хоругви, древним прототипом которых являются военные знамёна, ставшие когда-то частью священных обрядов, поскольку в них принимали участие императоры. Также из глубины веков пришла традиция нести иконы и Евангелие.

Когда бывает начало крестного хода на Пасху?

Среди множества вопросов, интересующих всех, кто только начинает свой «путь к храму», в преддверии Светлого Христова Воскресения этот задаётся наиболее часто. «Во сколько крестный ход на Пасху?» ─ спрашивают в основном те, кто посещает церковь не регулярно, а лишь во дни главных православных праздников. Ответить на него, назвав точное время, нельзя, поскольку происходит это около полуночи, и некоторые отклонения как в одну, так и в другую сторону вполне допустимы.

Полунощница

Праздничная церковная служба, во время которой совершается крестный ход, начинается вечером в Страстную субботу в 20:00. Первая её часть называется Полунощницей. Она сопровождается печальными песнопениями, посвящёнными крестным страданиям и смерти Спасителя. Священник и дьякон совершают каждение (окуривают кадилом) вокруг Плащаницы ─ матерчатого плата с изображением, положенного во гроб, Христа. Затем с пением молитв, они уносят её в алтарь, и кладут на Престол, где Плащаница будет находиться 40 дней вплоть до праздника Вознесения Господня.

Главная часть праздника

Незадолго до полуночи наступает время Пасхальной заутрени. Все священники, стоя у Престола, совершают молебен, в конце которого слышен звон колоколов, возвещающих приближение светлого праздника Воскрешения Христова и начало крестного хода. По традиции, торжественная процессия трижды обходит храм, каждый раз при этом останавливаясь у его дверей. Независимо от того, сколько длится крестный ход, они остаются закрытыми, символизируя тем самым камень, преграждавший вход во Гроб Господень. Лишь на третий раз двери открываются (камень отброшен), и процессия устремляется внутрь храма, где совершается Светлая Заутреня.

Праздничное пение колоколов

Важной составляющей торжественного шествия вокруг храма является колокольный звон ─ во сколько крестный ход на Пасху выходит из дверей храма, во столько же начинают раздаваться его радостные звуки, именуемые «трезвоном». Сложность этого вида колокольного звона заключается в том, что он включает в себя три самостоятельные части, постоянно чередующиеся и разделённые лишь небольшой паузой. Испокон века считалось, что именно во время крестного хода звонарям выпадает наиболее благоприятный случай блеснуть своим мастерством.

Завершается праздничное Пасхальное богослужение обычно не позднее 4 часов утра, после чего православные разговляются, вкушая крашеные яйца, пасхи, куличи и прочую снедь. В продолжение всей Светлой седмицы, оглашаемой радостным звоном колоколов, было принято веселиться, ходить в гости и принимать у себя родных и близких. Одними из главных требований к каждому хозяину дома были щедрость и хлебосольство, столь распространённые на православной Руси.

Прошёл Крестный ход 22.07.2018 00:01


Воздать должное подвигу нашего народа, прославить новомучеников и исповедников Церкви Русской - цель общегородского Крестного хода, приуроченного ко дню гибели царской семьи.

Крестный ход прошёл от войскового Собора святого благоверного князя Александра Невского до храма-часовни Александра Невского в сквере им.Г.К.Жукова, где был совершён молебен по святым царственным страстотерпцам, который возглавил Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.

Икону Святым царственным страстотерпцам - царю Николаю II и его святому семейству несли участники казачьего общества «Рождественский» храма Рождества Христова.

События, произошедшие ровно 100 лет, заставляют (хоть и не надолго) задуматься не только историков, проводя работу в этом направлении, но и любого человека, хотя бы раз слышавшего об Императоре Николае II и его семье. Нельзя забывать и тот факт, что в это же время начались гонения на Русскую Православную Церковь.

Государь Николай II, его жена и пятеро детей были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Ипатьевском доме под Екатеринбургом.

Семья царя-миропомазанника всегда служила образцом, идеалом семейных отношений. Высокие внутрисемейные принципы свято соблюдались не только в годы царствования, но уже и тогда, когда со смирением, терпением и достоинством они готовились принять неизбежную мученическую кончину.

Знание истинного отношения ко всему, что происходило в России после 1917 года, с членами царской семьи, их христианской позиции помогает обрести чувство гражданственности и уже обращаться с молитвой о заступничестве перед Господом и Богоматерью - избавлении России от вражеских нападок, укреплении патриотических чувств и, конечно, нашей православной веры.

Из обращения к участникам Крестного хода Владыки Исидора:

«Дорогие о Господе земляки-кубанцы!

100 лет назад Русская Церковь вступила в полосу гонений, которые не знала до этого. Повторились времена первохристианских мучеников, и новомученики Земли Русской предстали пред Престолом Божиим, чтобы стать заступниками и ходатаями за наше Отечество.

Сегодня мы вспоминаем трагический в истории России день - день гибели Царской семьи: 100 лет назад в подвале Ипатьевского дома были расстреляны Государь император Николай Александрович, императрица Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей. Их участь разделили лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова, которые последовали за теми, кому они верно служили, явив тем самым подлинную христианскую любовь.

Это убийство страшно и отвратительно по своей жестокости, ведь расстреляны были не только взрослые, но и дети. Но в первую очередь оно страшно по своей антихристианской направленности: на углу Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка города Екатеринбурга убит был Помазанник Божий. Именно поэтому расстрельная команда не пощадила доктора и слуг, то есть для новой власти людей приемлемых классово, но совершенно неприемлемых религиозно. И затем тысячи и тысячи семей, миллионы простых людей из разных сословий будут убиты безбожной властью не из-за оказанного вооружённого сопротивления, как не оказали его царственные страстотерпцы - в одном из последних писем император пишет: «Самое главное, ради Бога, избегайте пролить кровь!», - а лишь за преданность Христу и Церкви Божией.

Рушились храмы, ломались основания жизни. Здесь, на Кубани, новые власти совершали это с особой яростью, ведь кубанские казаки составляли Собственный Его Императорского Величества Конвой, то есть охраняли Государя и его семью при всех передвижениях. Сегодня мы прошли крестным ходом от восстановленного Александро-Невского войскового собора до храма-часовни на историческом месте, где располагался собор. Именно войсковой казачий собор был уничтожен в первую чтобы лишить казаков веры и памяти. А когда это оказалось не под силу, стали уничтожать казачество как народ - убивали, ссылали, и не только семьями, но и целыми станицами, и клеветали, представляя казаков пьяницами и богохульниками. Клевета - это ведь тоже в каком-то смысле убийство. Можно сказать, что царскую семью убивали много лет - потоками хулы и клеветы, так что когда объявили о расстреле, то реакция у народа была, по воспоминаниям очевидцев, вялая и даже наблюдалось «какое-то бессмысленное очерствение, какая-то похвальба кровожадностью». Да и сегодня мы можем услышать уничижительные характеристики из уст некоторых современников, которые всё повторяют и повторяют лживые обвинения, но не видят высоты подвига страстотерпца царя Николая, добровольно и сознательно принявшего смерть, потому что не желал проливать кровь соотечественников даже ради собственного земного спасения. Достало ли бы у них веры и смирения, жертвенности и любви, которые были присуще всем погибшим в июльскую ночь 1918 года в подвале Ипатьевского дома?

И ещё об одном человеке я хочу сказать несколько слов: совсем недавно отошла ко Господу Елена Максимовна Сухачёва, предводитель Дворянского собрания Кубани, которая много лет организовывала торжества - конференции, концерты, поэтические вечера, - посвящённые царственным страстотерпцам. Она долго и мучительно болела, но в своей болезни следовала примеру терпеливого перенесения скорбей рождённым в день Иова многострадального царём-страстотерпцем Николаем Александровичем.

Дай Бог нам также достойно и мужественно переносить все тяготы и оставаться христианами во всех обстоятельствах, помня сказанное великой княжной Ольгой накануне расстрела: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь.»

Храни Вас Бог!


2 октября 2016 г., в Неделю по Воздвижении, в с. Дубровка Терновского района (Грибановское благочиние) состоялся Крестный ход.

По окончании Божественной литургии прихожане храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» вместе с настоятелем иереем Сергием Мерзликиным совершили молитвенное шествие к Поклонному кресту в соседнее село Кисельное. Среди участников крестного хода были представители сельской администрации, редакции районной газеты «Савальские зори».

Поклонный Крест был установлен и освящен в сентябре 2014 года на месте разрушенного в 30-е годы ХХ века храма в честь Архистратига Михаила.

Стало доброй традицией ежегодно совершать молитвенное шествие к этому святому месту. В этом году оно состоялось уже в третий раз.

После молебна, совершенного у Поклонного креста, была организована трапеза, на которой присутствовали все участники крестного хода, в том числе и пожилые жители сёл.

К этому праздничному мероприятию была приурочена акция «Евангелие в каждый дом». Матушка Марина Мерзликина вместе с учениками Дубровской школы раздавала Четвероевангелие всем желающим.




По материалам СМИ

От Дубровки до Кисельного — крестным ходом

Люди поклонились памяти церкви, разрушенной в тридцатые годы прошлого века.

1 октября, в воскресенье, более ста человек приняли участие в праздничном шествии до Поклонного креста, установленного на месте стертой с лица земли православной святыни. Когда мы приехали в Дубровку, еще шла воскресная служба. Около храма стояла группа юных прихожан с книгами в руках.

По благословению епископа Борисоглебского и Бутурлиновского Сергия мы проводим акцию «Евангелие — в каждый дом». Эти книги бесплатно раздадим всем желающим, — пояснила матушка Марина. Она рассказала историю возникновения традиции проведения ежегодного крестного хода во время празднования Воздвижения Креста Господня.

Восстановили память о разрушенном храме

Два года назад жители Кисельнского сельского поселения решили поставить поклонный крест на том месте, где когда-то стоял храм в честь Архангела Михаила. Его разрушили так, что не осталось никаких следов. Но старожилы села уверены — находился он рядом со зданием бывшей Кисельнской школы. 27 сентября 2014 года настоятель Дубровского храма отец Сергий освятил Поклонный крест. Тогда к нему был организован первый крестный ход, после которого состоялись молебен и трапеза под открытым небом.

За три года до установки креста произошло чудо, — вспоминает матушка Марина. — В ноябре, в праздник Архангела Михаила, священник перед утренней службой обнаружил на пороге нашего храма три абсолютно новых колокола разных размеров, неизвестно откуда взявшиеся. Служители церкви не стали разыскивать того, кто сделал пожертвование. Значит, человек или группа людей пожелали оставить это в тайне. На одном из колоколов написано отлитыми буквами «В память о разрушенном храме в с. Кисельное», на другом — «Пресвятая Богородица, сохрани селения сея: Дубровка, Кисельное, Луначаровка, Александровка, Вознесеновка».

Святыне поклонились стар, и млад

С большим крестом во главе шествия, с иконами, хоругвями и молитвенным песнопением люди прошли пять километров по грунтовой дороге до Кисельного. Среди собравшихся было много детей и пожилых. Младшей участнице процессии еще не исполнилось шести лет, а старшей — далеко за 80. Участников крестного хода встретили местные жители, занимавшиеся подготовкой площадки около Поклонного креста к праздничному богослужению и трапезе.Настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» отец Сергий провел молебен и обратился к прихожанам:

Мы должны помнить о том, что вся духовная жизнь наших предков совершалась в храме, где крестили младенцев, венчали молодоженов, прощались с близкими. Память о наших корнях сохраняется и через такие события, как появление Поклонных крестов на месте разрушенных святынь.

Произнося проповедь, батюшка попросил прислушаться к словам стьихотворения:

В каждый храм при построеньи

Бог по ангелу дает,

И находится в служеньи

В новом храме ангел тот.

Даже если храм разрушен -

Кирпичи да лебеда,

Воли Божией послушен

Будет ангел здесь всегда.

Освятив трапезу, отец Сергий и его помощники пригласили народ к столам с угощениями, приготовленными местными хозяйками. Каких только блюд здесь не было.

От души готовились, ожидая гостей. Каждое подворье внесло свою лепту. И пенсионеры, и молодые помогали, — сказала организатор всех православных мероприятий в Кисельном Вера Кочеткова.

Пока народ трапезничал

С матушкой Натальей и отцом Сергием мы прошли в молельную комнату, расположенную в здании школы. Здесь хранится единственная святыня, уцелевшая при разрушении церкви. Как выяснилось, старинную икону с ликом Спасителя предала сюда пенсионерка Тамара Есина. Ее мать когда-то успела тайком вынести икону из храма и спрятать у себя. Мы встретились с бывшим главой Кисельнского поселения Василием Ефремовым. По его инициативе, с благословения священника были проведены работы по установке Поклонного креста. Изготовил его своими руками Николай Маркаданов. Помогали обустраивать территорию и делать ограждение Анатолий Каданин, Сергей Земцов, Вячеслав Кочетков и Анатолий Попов. Деньги на материалы для заборчика выделяло сельхозпредприятие «Победа».

Замечательно, что у нас есть такие активисты. В дальнейшем подумаем, как еще лучше облагородить это святое место, где стараемся поддержать порядок, — сказала глава поселения Людмила Курьянова. Прощаясь с прихожанами, отец Сергий благодарил всех, кто участвовал в крестном ходе и готовил трапезу. Люди не скрывали своего приподнятого настроения.

Не передать какая благодать на душе! Большой праздник у нас сегодня. наверное, поэтому и погода такая хорошая, — поделилась своими эмоциями 87-летняя Мария Объедкова. - В Михайло-Архангельскую церковь ходили наши отцы и матери. Слава Богу, что мы можем хоть помолиться на этом месте.

Лилия Пашаева

© Борисоглебск православный, 2006-2016

08 июня 2018 года на Архиерейском подворье с.Маколово по традиции в девятую пятницу по Пасхе совершается память святой великомученицы Параскевы Пятницы. Ежегодно накануне совершается на котором в начале ХХ-века была обретена икона святой великомученицы. В крестном ходе приняли участие священослужители из разных уголков Мордовской митрополии - из Саранской, Краснослободской и Ардатовской епархий. На всем протяжении крестного хода священнослужители несли особо чтимую икону великомученицы Параскевы, написанную сестрами Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря и подаренную приходу в 1898 году. На источнике был отслужен водосвятный молебен с чтением акафиста святой великомученице. Его возглавили старейшие клирики Мордовской митрополии: Протоиерей Аристарх Кабанов из Краснослободской епархии и Протоиерей Георгий Щербаков из Ардатовской епархии. По совершении молебна, священнослужители окропили паломников освященной водой. После чего, все желающие имели возможность искупаться в купели источника. По окончании крестного хода в храме подворья Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский совершил Всенощное бдение. Во время полиелея Владыка Вениамин помазал освященным елеем многочисленных паломников.

В день праздника Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский совершил Божественную литургию. Архипастырю сослужили многочисленные священнослужители трех епархий Мордовской митрополии - Саранской епархии, Краснослободской епархии и Ардатовской епархии. За Божественной литургией Архипастырь совершил иерейскую хиротонию над иеродиаконом Петром (Поляевым). По завершении богослужения Архипастырь поздравил многочисленных паломников с праздничным днем и поблагодарил настоятеля архиерейского подворья игумена Никона (Железникова) за сохранение и приумножение славной традиции чтить память великомученицы Параскевы Пятницы.