Происхождение тоналя и нагваля. Кое-что о знании толтеков

Тональ и нагваль

Одним из наиболее интересных аспектов видения мира, по дону Хуану, является дуалистическая концепция реальности, находящая свое выражение в терминах «тональ » и «нагваль».

Наиболее подробное разъяснение сути тоналя и нагваля Кастанеда приводит в своей книге «Сказки о силе».

В ней он открывает нам два аспекта тоналя: это и пространство, в котором обычный человек существует на протяжении жизни, и организующее начало, дающее смысл и значение всему, имеющему отношение к осознанию.

Тональ включает в себя все, чем является человек, все, о чем он думает и что делает, все, о чем мы вообще можем думать и говорить. Рассудок, мышление и обычное описание реальности - вот твердыни тоналя, они включают весь спектр известного. Для обычного человека существует только известное, и потому сознательный опыт ограничен для него пределами тоналя - приобретение этого опыта начинается с момента рождения и заканчивается со смертью.

Соответственно, нагваль можно определить как все, остающееся за пределами тоналя. Это то, о чем невозможно помыслить. Кастанеда описывает тональ как остров, на котором проходит вся повседневная жизнь. Никто не знает о том, что лежит за пределами острова. Нагваль в этом случае будет окружающим остров пространством невообразимых тайн.

Итак, тональ и нагваль являются истинными противоположностями в мире, хотя по сути своей они едины.

Тональ - это то, что называют порядком, космосом, сансарой, миром дольним. Нагваль - отсутствие порядка, хаос, нирвана, мир горний, царство Божие. Тональ и нагваль находятся во всем или все является ими.

Все во вселенной, начиная с атома и кончая галактикой, имеет свое особое устройство. Все вещи в мире подчинены определенным принципам и действуют по неизменным законам. Эта мировая гармония называется тоналем.

Тональ - это космический разум, но в то же время этот сложный космос покоится на лоне великого океана изначальной пустоты, обители стихийных сил, не имеющих ни порядка, ни принципов, ни законов. Эта великая, неопределенность, дающая начало всему, называется нагвалем. Вместе с тем, что вся вселенная представляет собой великий тональ, у каждой отдельной вещи существует свой порядок, свой тональ. Тонали разных вещей, хотя могут быть похожими, в то же время имеют индивидуальные различия. Каждая эпоха также имеет свой тональ, называемый тоналем времени. Период динозавров имел свой порядок, наш период - свой.

Средние века имели свою социальную организацию, а 20 век - свою. Тональ - это время, нагваль - вечность.

Нагваль и тональ чередуются друг с другом. Тональ - жизнь, сознание, нагваль - разрушение и смерть. Из нагваля выходит тональ. Периоды тоналя - порядка и жизни - сменяются периодами хаоса и разрушения.

Постепенно в процессе жизни в нем формируются привычки, навыки, вырабатываются рефлексы и шаблоны тоналя той среды, в которой находится данное существо.

У человека формируется личность. Физиологически личность связана с левым полушарием мозга, а сущность с правым. В начале жизни оба полушария мозга человека имеют правосторонние функции. После разделения функций полушарий мозга в человеке разгорается борьба чувства и ума, нагваля и тоналя, дьявола и ангела-хранителя. Часто этот хранитель превращается в охранника - деспота, подавляющего все, не соответствующее его представлениям о морали. Правое полушарие мозга связано с левой стороной тела: левым глазом, ухом, ноздрей и т. д., которые считаются магическими, воспринимающими мир нагваля. Левое полушарие мозга связано с правой стороной тела - стороной тоналя. Это разделение известно во многих мифологических, религиозных системах.

Йоги считают, что с левой стороной тела связан лунный канал Ида, а с правой - солнечный Пудгала. Правый отвечает за сенсорное восприятие, за моторное действие - левый. Ида и Пудгала связаны с левым и правым стволами волокон спинного мозга (то, что так манит и пугает, - это великая магия противоположностей и обыденности).

Нагваль человека отвечает за интуицию, магические способности, чувства, сновидение, волю. Тональ содержит в себе карту мира, т. е. перечень всего известного, вещей, понятий и т. д., которые имеют свое словесное обозначение. С детства эта карта растет, обретая новые понятия и навыки, но со временем, когда ум человека закрепощается в догматизме, она становится неспособной более расти и гармонично охватывать новые явления мира. Однако как бы широко ум ни был способен охватить порядок мира, как бы много ни принимал точек зрения, он не способен постичь нагваль, лежащий за пределами тоналя. Гибкий тональ способен выстоять под ударами нового и неизвестного. Состояние тоналя человека зависит от привычек, из которых складываются его характер, образ жизни. Дурные привычки, ослабляющие человека, ослабляют тональ. Здоровый образ жизни и безупречность укрепляют тональ, делая его способным встретить нагваль.

Маги с самого начала ученичества укрепляют тональ, готовя его к встрече с неведомым. Без этого тональ будет смертен, и человека постигнет безумие. Чтобы соприкосновение с нагвалем не было смертельным, человек должен иметь гармонично сформированную личность, прослойку между миром и индивидуальностью человека.

Личность - это сумма привычек, навыков, средств общения, помогающая жить в мире и обществе. Если вы переезжаете в другую страну, то ваша личность не может гармонично существовать там, пока вы не выучите язык, манеры и обычаи того народа. Если вы жили в городе, а затем переехали в лес, то вам нужны навыки жизни в лесу.

Ваша индивидуальность остается той же, но личность меняется в разной среде обитания, позволяя вам приспосабливаться к ней.

Пример хороших тоналей могут дать все герои книг и кинофильмов про американских индейцев: Чингачгук, Оцеола, Виннету. Но тональ этих людей не соответствует нашей эпохе, так же как тональ Маугли не смог существовать среди людей, не обретя необходимых навыков тоналя их среды. Примером хорошего тоналя нашего времени может служить личность Брюса Ли. Из этого не следует, что для создания хорошего тоналя вы должны стремиться стать кинозвездой или героем, вовсе нет. Просто это яркие примеры таких тоналей.

Тональ мага должен быть намного безупречнее тоналей названных людей. Только тот человек, который становится учеником мага, имеет правильный и безу пречный тональ. Тот, кто совершенствует тональ, - учитель, человек, показывающий ученику нагваль, - бенефактор.

Нагваль оказывает подавляющее воздействие на тональ, ибо нагваль разрушает тональ. Не могут хаос и порядок существовать мирно. Стихийные силы хаоса разрушают порядок, но безупречный тональ способен выдержать большое давление силы.

Тональ человека делается слабым вследствие индульгирования, т. е. привычки думать о себе как о слабом, неудачливом и глупом, оправдывать свои слабости.

Такие самовнушения, опасения и страхи более всего подрывают тональ, приводя к появлению других вредных привычек.

Тональ имеет две стороны. Первая, внешняя - бахрома, поверхность острова, она связана с действием, совершением внешних поступков. Это беспорядочная сторона - механический двигательный центр.

Вторая часть связана с умом, суждением и решением.

Это внутренний тональ, более нежный и более сложный.

Часто между умом и действием у человека возникает разлад.

Человек не способен сдерживать свои проявления или осуществить свои замыслы. Соответствие слова делу определяет гармонию между двумя частями тоналя. Хороший тональ гармоничен. Нагваль - это наша индивидуальность.

Он несет ответственность за творчество (ибо тональ - это только шаблоны и стереотипы заученных действий), за силу и парапсихологические способности.

Нагваль может творить невероятное: био-энергию, тонкое тело, дух человека, его волю.

Когда нагваль выходит наружу, тональ сжимается. Например, в момент ясновидения… вспышки интуиции, внутренний диалог - атрибут тоналя затихает. В момент сильных эмоциональных переживаний логический ум тоналя отступает на задний план. При встрече с неведомым тональ отступает.

В момент смертельной опасности нагваль может выйти наружу и защищать тональ. Любое действие магии осуществляется за счет нагваля. Чтобы нагваль мог выйти наружу, тональ нужно научиться сжимать. Чем более сильным, свободным, раскованным и естественным становится тональ, тем легче его сжать. У мага нагваль появляется с помощью усилия его тоналя. Может ли маг проявить тональ, зависит от количества личной силы мага, а она в свою очередь определяется его безупречностью.

Обычный человеческий тональ - разум находится беспорядке. Требуется большая работа над собой, чтобы очистить, привести в порядок свой тональ. Быть совершенным тоналем значит осознавать все, что происходит на острове тоналя. Многие люди живут неосознанно, будто во сне, грезят, мечтают автоматически, осуждают, спорят, едят, смотрят телевизор и т. д. Когда человек бдителен, внимателен к своим мыслям, чувствам, внутреннему диалогу, своему состоянию, это состояние будет сознательным. У человека есть центр сознания свидетеля, взирающего на тело, ум, чувства. Если у человека появляется такой центр, то его тональ становится совершенным.

Средний тональ человека должен характеризоваться единством, т. е. порядок и самоконтроль должны охватывать все существо.

Маг же должен разорвать сформировавшееся единство, чтобы тональ и нагваль воспринимались по отдельности.

Восприятие тоналя ограничено миром тоналя и человек не может воспринимать нагваль. Для цивилизованного человека нагвалем может быть природа, ландшафт, туман и т. д., ибо он может легко отличить вещи промышленного производства, но не отличит одного камня от другого. Для дикаря - наоборот, он отличит веточки и листья от других веточек и листьев, но не отличит пылесос от магнитофона.

Чтобы воспринимать нагваль, нужно уйти от обычного восприятия тоналя. Так же, чтобы видеть сон, нужно уснуть и отключиться от физического мира. Расщепить восприятие человека не просто. Это могут сделать только два безупречных мага - учитель и бенефактор. Если они, расщепив восприятие человека, не сумеют собрать его, то человек умрет. Это расщепление осуществляется путем разделения восприятия правого и левого полушарий мозга.

Способом такого расщепления может быть шептание в оба уха. Учитель шепчет в правое ухо, бенефактор - в левое.

Такое же действие способен оказать взгляд, направленный в правый глаз человека с одновременной посылкой луча энергии в него. То есть воздействие волей может остановить внутренний диалог и вызвать нагваль наружу, притягивая его своей волей. Цель и задача мага - вступить в мир нагваля. Тоналю дают осознать, что он вступил в мир магов, но тональ не знает, что решение находится в мире нагваля и определяется сверхличными силами. Однако нужно войти в нагваль, не покалечив тональ, иначе человек может умереть.

Нагваль II. (THE NAGUAL MAN AND THE NAGUAL WOMAN) - это двойные существа, которым было открыто Правило. Нагваль существует, как пара из мужчины и женщины, но становится единым целым, только после того как им обоим будет открыто Правило и они оба его полностью поймут. Нагваль обладает

Из книги автора

Тональ (THE TONAL) - это все, что мы знаем, это всесуществующее в нашем мире, все, что мы видим глазами. Это все, что можно понять посредством интеллекта. То наль заставляет нас соглашаться с тем, что мы такие, ка кими себя видим, что мы твердые

В этой статье я хотел бы снова затронуть тематику условности и относительности привычной картины мира. «Тональ» и «нагваль» – термины из книг Карлоса Кастанеды. Даже если Кастанеда свои невероятные приключения в мире магов выдумал, его описание мне до сих пор кажется во многом наглядным и точным.

Мы видим привычный мир и большинству из нас он кажется единственной, законченной и понятной реальностью. Когда человек практикует и созерцание, приходит осознание, что этот мир, который казался таким основательным и реальным – хрупок и не устойчив. Он словно карточный домик в диких джунглях. Аккуратные цветные картинки сложены упорядоченно, в соответствии с правилами и стандартами. Но обитатели джунглей (в которых этот домик стоит) ничего об этих правилах не знают. Нагваль – за пределами всех человеческих условностей восприятия и понимания.

В начале своего пути Нео (персонаж известного кинофильма) задал правильный вопрос: «что такое В кастанедовских терминах вопрос звучал бы так: «что такое тональ?». Тональ – это все, что мы знаем, это – привычный для нас мир. Тональ – все, о чем мы можем говорить.

Цитата из книги Карлоса Кастанеды «Сказки о силе».

«Тональ — это организатор мира. Может быть лучшим способом описания его монументальной работы будет сказать, что на его плечах покоится задача приведения хаоса мира в порядок. Но будет чрезмерным заявлять, как это делают маги, будто все, что мы знаем как люди, является работой тоналя.

В данный момент, например, все, что участвует в попытке найти смысл в нашем разговоре, является твоим тоналем. Без него были бы только бессмысленные звуки и гримасы, и ты не понял бы ничего из того, что я говорю. Скажу далее, что тональ является хранителем, который охраняет нечто бесценное, нас самих. Поэтому врожденным качеством тоналя является быть консервативным и ревнивым относительно своих действий. А поскольку его деяния являются самой что ни на есть важнейшей частью нашей жизни, то не удивительно, что он постепенно изменяется в каждом из нас из хранителя в охранника.

Он остановился и спросил меня, понял ли я. Я автоматически утвердительно кивнул головой, и он улыбнулся с видом недоверия ».

Здесь Дон Хуан – раскрывает своему ученику Кастанеде, что собой представляет привычная картина мира. Все это напоминает диалог из «Матрицы», когда Нео узнал от Морфеуса, в каком мире он жил все это время:

«Что есть реальность? И как определить ее? Есть набор ощущений, зрительных, осязательных, обонятельных — это сигналы рецепторов, электрические импульсы, воспринятые мозгом. Вот это — твой привычный мир ».

Можно вполне адекватно понять, что такое тональ и нагваль на уровне слов. Но это понимание не является осознанием. Можно сказать, что разница межу тоналем и нагвалем – и есть разница между пониманием на словах и проживанием без ограничений пониманием.

«Хранитель мыслит широко и все понимает, — объяснил он. — Охранник, с другой стороны, бдительный, узко мыслящий и большей частью деспот. Скажу далее, что тональ во всех нас был превращен в мелочного и деспотичного охранника в то время, как он должен был быть широко мыслящим хранителем.

Тональ — это все, что мы есть, — продолжал он. — Назови его! Все, для чего у нас есть слово — это тональ. А поскольку тональ является его собственным деянием, тогда все, очевидно, попадает в его границы.

— Тональ — это все, что мы знаем. Он не может создать или изменить ничего, и тем не менее он делает мир, потому что его функция состоит в том, чтобы судить, свидетельствовать и оценивать. Я говорю, что тональ делает мир, потому что он свидетельствует и оценивает его согласно своим тональным законам. Очень странным образом тональ является творцом, который не творит ни единой вещи. Другими словами, тональ создает законы, по которым он воспринимает мир, так что, образно говоря, он творит мир. Все, что мы знаем о нас самих и о нашем мире, находится на острове тоналя ».

Что имеет в виду Дон Хуан под тоналем – хранителем, и под тоналем – охранником? Как хранитель тональ защищает нас, позволяет нашей личности перемещаться в каждое новое мгновение времени без значительных психических «потерь». Он создает для нас среду, в которой мы способны что-то понимать, где мы можем ориентироваться, планировать, делать что-то с чем-то.

Как охранник тональ ограничивает нас, заточает в иллюзии, создает матрицу человеческой жизни. Однако я считаю, что это – великое благо. Именно тональ защищает человека (не готового для восприятия нагваля) от сумасшествия. Тональ необходим, чтобы мы не сгинули в безопорном хаосе. Тональ ограничивает наши возможности, создает правила игры, которые мы на текущем способны принять.

«Я продолжал перечислять возможные способы описания того, о чем он говорит: чистый интеллект, психика, энергия, жизненная сила, бессмертие, принцип жизни. Для всего, что я называл, он нашел предмет на столе как противовес и ставил его передо мной, пока все предметы на столе не были собраны в одну кучу.

— Может быть нагваль — высшее существо, всемогущий Бог? — спросил я.
— Нет, Бог тоже на столе. Скажем так, что Бог — это скатерть. Бога нельзя посмотреть по собственному желанию, о нем можно только говорить. Нагваль, с другой стороны, к услугам воина. Можно быть его свидетелем, но о нем нельзя поговорить.

— Если нагваль не является ни одной из тех вещей, которые я перечислил, то может быть ты сможешь рассказать мне о его местоположении. Где он?
Дон Хуан сделал широкий жест и показал на область за границами стола. Он провел рукой, как если бы ее тыльной стороной очищал воображаемую поверхность, которая продолжалась за краями стола.

— Нагваль там, — сказал он. — Там, окружающий остров. Нагваль там, где
обитает сила.
— Но когда ты называешь его «нагваль», разве ты не помещаешь его на острове?
— Нет. Я назвал его только потому, чтобы дать тебе осознать его существование.
— Хорошо! Но разве то, что я осознаю это, не является той ступенькой, которая превращает нагваль в новый предмет моего тоналя?
— Боюсь, что ты не понимаешь. Я назвал тональ и нагваль как истинную
пару. Это все, что я сделал. — Нагваль — это та часть нас, для которой нет никакого описания. Нет слов, нет названий, нет чувств, нет знания
».

Итак, все, что мы знаем – находится на острове тоналя. И Кастанеда задает правильный вопрос. Становится ли нагваль тоналем, когда мы о нем говорим? Концепции без опыта остаются концепциями. Для Дона Хуана нагваль – это опыт, которым он делится с Кастанедой, как на уровне слов, так и практически.

Цитата из книги Карлоса Кастанеды «Второе кольцо силы»:

«И Ла Горда расказала, каким путём Дон Хуан объяснил им фундаментальное разделение на тональ и нагваль. Однажды он собрал их всех вместе, чтобы отправиться на длинную прогулку к заброшенной, каменистой долине в горах. Он собрал большой, тяжёлый узел со всяческими вещами. Даже положил туда радиоприёмник Паблито. Он дал нести узел с вещами Жозефине, и разместил довольно тяжёлый стол на плечах Паблито. После чего все они тронулись в путь. Он сделал так, что все они по очереди несли узел и стол, пока шли, почти сорок миль, к этому необитаемому месту высоко в горах.

Когда они прибыли туда, Дон Хуан приказал Паблито поставить стол в самом центре долины. Затем он попросил Жозефину выложить содержимое узла на стол. Когда стол таким образом был накрыт, он объяснил им разницу между тоналем и нагвалем в тех же самых терминах, которые он использовал, когда объяснял это мне в ресторане, в городе Мехико. За исключением того, что в их случае пример, который он привёл, был бесконечно более наглядным.

Он поведал им, что тональ был порядком, который мы осознаём в нашем ежедневном мире, и что также это — личный порядок, который мы несём через жизнь на своих плечах, подобно тому как они несли этот стол и узел. Личный тональ каждого из нас был подобен столу в этой долине, — маленький остров, наполненный вещами, с которыми мы знакомы. Нагваль, с другой стороны, был необъяснимым источником, который держал этот стол на месте и был подобен простору этой пустынной долины.

Он сообщил им, что маги были обязаны наблюдать свои тонали издали для того, чтобы иметь большую власть над тем, что реально их окружает. Затем он заставил их взобраться на гребень горы, откуда они могли обозревать всю долину. С того места, где они находились, стол был почти неразличим. Потом они вернулись к столу, и он заставил каждого из них полежать на куче вещей, разложенных на столе, для того чтобы показать, что средний человек не имеет такой власти как маг, потому что средний человек находится наверху стола, удерживаемый на каждой из этих своих вещей.

Следующей процедурой было то, что он заставил каждого из них бросить один небрежный взгляд на объекты на столе и затем проверял их возможности вызова воспоминаний, беря что-нибудь и пряча это, чтобы посмотреть, будут ли они внимательны. Все они в этой проверке показали себя блестяще. Объясняя им происходящее, он подчеркнул, что их способность так легко запоминать предметы на столе проистекает из того факта, что все предметы были разработаны их «вниманием тоналя», или их «вниманием над столом».

Затем он попросил их так же оглядеть всё, что находилось под столом и проверил их способность вызова воспоминания, удаляя камни, веточки, либо что-нибудь ещё, из того, что там было. Никто из них не смог запомнить, что они видели под столом.

Потом Дон Хуан смёл все предметы с поверхности стола и заставил каждого из присутствующих по очереди лечь поперёк стола на живот и с большой осторожностью осматривать землю внизу. Он объяснил им, что для мага нагваль был территорией, находящейся как раз под столом.

Поскольку было немыслимо охватить необъятность нагваля, как например, обнять это обширное необитаемое пространство, маги взяли в качестве сферы своей деятельности — область, непосредственно под островом тоналя, что можно изобразить наглядно, как то, что было под этим столом. Эта область была сферой, которую они назвали «вторым вниманием», или «вниманием нагваля», или «вниманием под столом». Это внимание достигалось только после того как воины сделали поверхности своих столов чистыми. Он сказал, что достижение второго внимания делает два внимания одной единицей (одним целым) и эта единица называется целостностью самого себя («вся сумма, всё количество целиком» самого себя).

Ла Горда сказала, что его демонстрация оказалась настолько ясной для неё, что она поняла, почему Нагваль заставил очистить её собственную жизнь, её «остров тоналя», как он называл это. Она прочувствовала, что ей в самом деле повезло в том, что она следовала всем советам, которые он ей
давал».

Мы не понимаем безусловную реальность. Когда нет рамок, восприятие произвольно искажается. Все формы и мерки непрерывно движутся, трансформируются, проявляются и растворяются. Мы не постигаем, как устроено происходящее, как связываются чувства, как они воспринимают. Все может быть каким угодно. Но в нашем привычном мире (тоналя) все весьма конкретно. И не по воле случая. Однако чем больше мы прячемся от самих себя в привычной картине мира, тем сильней шок, когда она рушится.

Как быть? Что делать нашей относительной личности, погруженной в иллюзию экзистенциальной устойчивости? Как жить в безопорном хаосе? Как понимать жизнь?

Что на счет ? Как можно подобраться к этому уровню восприятия, не потеряв рассудок? Необходимо просто принять тот факт, что умом ничего не понять. Личность не может постичь реальность. Творение и постижение – не являются прерогативой личности. До тех пор, пока личность полагает, что делает выбор, она, как игрушка в руках демиурга, влияние которого становится «волеизъявлением» личности. Однако человек способен принять Волю творца, принять факт вышестоящей Воли. Я не постигаю, как думаю и как говорю. Я делаю это сейчас. У меня нет времени планировать то, как я буду проявляться здесь и сейчас. Потому что все и всегда происходит здесь и сейчас. И это все происходит спонтанно. В этом – секрет. Нет надобности постигать, как все устроено. Истина — за пределами форм и взаимодействий. На повседневном уровне обучение продолжается. У нас нет необходимости проворачивать что-то невероятное, чтобы понять, кто мы есть. От нас требуется лишь приятие происходящего. Наше действие – это движение реальности. Она проявляется здесь и сейчас через множество форм, одной из которых является человек. Подробней об этом говорилось в статье « ».
Нам повезло, что мы живем в упорядоченном мире. Здесь для нас проложены все необходимые ступени и даны возможности. Все, что требуется – быть умеренным, внимательным и осознающим.

ШЕПОТ НАГВАЛЯ

IV-396 - В определенный момент Шепот Нагваля должен расщепить ученика.

Что это значит, Дон Хуан?

Чтобы быть средним Тоналем, человеку необходимо единство - все его существо должно принадлежать острову Тональ. Без этого единства человек полезет на стенку. Магу необходимо разорвать это единство, не подвергая опасности свою жизнь. Важно научиться ждать, чтобы избежать ненужного риска, и потому маг годами выметает свой остров, пока не предоставится случай сбежать с него. Расщепление надвое, как раз и является вратами для такого побега. Это расщепление - наиболее опасная вещь из всего, что с тобой происходило, - осуществилось гладко и просто. Нагваль мастерски руководил тобой. Поверь мне, нужно быть безупречным воином, чтобы сделать это.

Не бойся, что временами теперь могут приходить, а затем исчезать любые необычные ощущения. Но главное, с этого времени не индульгируй в объяснениях и не становись в тупик.

Время для твоего расщепления было выбрано правильно. Так постановила Сила. Теперь все зависит от тебя. Если ты достаточно силен, то выстоишь перед огромным потрясением от того, что ты был расщеплен. Но если ты не сможешь выстоять, то пропадешь. Ты начнешь сохнуть, худеть, бледнеть, становиться рассеянным, раздражительным, завистливым.

IV-398 Маг должен действовать в определенных границах. Устанавливает эти границы Сила, и Воин является пленником Силы. Пленником, у которого есть только один свободный выбор - действовать или как безупречный воин или как осел. В конечном счете, Воин не пленник, а раб Силы, так как у него нет даже этого выбора. Хенаро, например, может действовать только безупречно, потому что действовать подобно ослу для него будет равносильно смерти. Это вызовет опустошение и конец. Для Нагваля нет ни земли, ни воздуха, ни воды. Все с чем ты встречаешься, нельзя нанести на карту. Нагваль кружит, скользит и летает в своем времени, которое не имеет ничего общего со временем Тоналя. Эти две вещи не пересекаются.

IV-408 Прибытие к целостности самого себя, очевидно, не является делом собственного решения или согласия, или собственного желания учиться. Твоему телу нужно время, чтобы шепот Нагваля погрузился в него.

Нужно "сцементировать" внушения, полученные при расщеплении. Как? Выключая свой внутренний диалог и позволяя чему-то в себе вытекать и расширяться, и не пытаясь разобраться, что тут имеется в виду. Просто позволить шепоту Нагваля вести себя.

IV-412 Нагваль не нуждается в точных объяснениях. Очень трудно самому нащупать путь к Нагвапю, и может просто повести встретиться с бабочкой и ее песней. Если вспомнить зов бабочки, то можно вернуть ее назад, чтобы она помогла.

V-152 - В чем преимущество такого расщепления?

У тебя есть одно ухо, которое слышит все, и один глаз, который видит все, и ты всегда будешь способен пройти лишнюю милю в случае необходимости.

IV-335 Каждое человеческое существо имеет две стороны, две отдельных сущности, две противоположности. Начинающих функционировать в момент рождения. Тональ и Нагваль находятся исключительно в сфере людей знания.

Тональ : является по праву защитником, хранителем. Хранителем, который чаще всего превращается в охранника. Это - социальное лицо. Тональ - организатор мира. Все что мы знаем и делаем как люди - работа Тоналя. Так говорят маги. Тональ -это хранитель, который охраняет нечто бесценное - само наше существования. Поэтому врождёнными качествами Тоналя являются консерватизм и Ревнивость относительно своих действий. Хранитель мыслит широко и все понимает, но охранник - бдительный костный, и чаще всего деспот. Тональ - это все, что мы есть. Всё для чего у нас есть слово - это Тональ. Тональ - это все что мы знаем, все что мы способны видеть глзами Тональ - начинается с рождения и заканчивается смертью. Его функция - судить, оценивать и свидетельствовать. Он создает законы, по которым воспринимает мир. Тональ - это остров. У каждого есть личные Тонали и коллективный для нас всех - ТОНАЛЬ ВРЕМЕНИ . Это все - что делает нас похожими. Все что мы знаем о нас самих и о нашем мире находится на острове Тоналя.

Нагваль : эта та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого дела, для которой нет описания - ни слов, ни названий, ни чувств, ни знаний. Нагваль всегда к услугам Воина и его можно наблюдать, но о нем невозможно сказать словами. Нагваль находится вокруг острова Тональ, там, где собирается СИЛА. В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком Нагвапем.

V-172 Нагваль и Тональ - истинная пара.

В жизни мага за творчество отвечает Нагваль. Только Воин может иметь правильный Тональ, у обычного человека может быть в лучшем случае "хороший Тональ". Тональ очень уязвим, он не выдерживает плохого обращения.

IV-353 Нагваль не кончается никогда. Нагваль - беспределен. Из-за его проявлений Нагваль лучше всего понимать в терминах Силы. Нагваль - единственное в нас, что способно творить.

IV-355 Грубо говоря, у каждого Тоналя есть две стороны. Одна - внешняя сторона, бахрома, поверхность острова. Эта часть связана с действием и действованием - беспорядочная сторона. Другая сторона - это решения и суждения, внутренний Тональ - более мягкий, более нежный, более сложный. ПРАВИЛЬНЫЙ ТОНАЛЬ - это такой Тональ, где оба уровня находятся в гармонии и равновесии.

Для правильного Тоналя все, что есть на острове Тональ, является вызовом. И разумеется, величайшим вызовом из всех является его ставка на силу. Но сила приходит из Нагваля. И когда воин оказывается на краю дня, это означает, что Нагваль уже близок. ЧАС СИЛЫ воина приближается. Однажды ты поставил на силу и эта ставка необратима.

IV-366 Это твой мир, и ты не можешь этого отрицать. Бесполезно сердиться или разочаровываться в самом себе. Все, что в данном случае происходит - это то, что твой Тональ ушел в свою внутреннюю битву. Битва внутри собственного Тоналя - это одно из самых нежелательных состояний, какие только можно закончить эту битву. Для начала я научил тебя как избегать опустошенности и истощения. Теперь в тебе больше нет войны. Нет в том смысле, в каком она была, потому что путь Воина -это вначале гармония между действием и решениями, а затем гармония между Тоналем и Нагвалем

В течение всего времени, что я тебя знаю, я говорил, обращаясь как к твоему Тоналю, так и к твоему Нагвалю. Именно таким способом должны даваться инструкции.

Сначала следует разговаривать с Тоналем, потому что именно Тональ должен притупить контроль. Но он должен сделать это с радостью. Например, твой Тональ без особой борьбы уступил часть своего контроля, потому что ему стало ясно, что в противном случае твоя целостность была бы разрушена. Иными словами, Тональ должен отказаться от таких ненужных вещей, как чувство собственной важности и потакание себе, которые лишь погружают его в скуку. Но проблема в том, что Тональ цепляется за все это, хотя он должен был бы с радостью избавиться от подобной мути. Необходимо сначала убедить Тональ стать свободным и текучим. Прежде всего, магу необходим сильный, свободный Тональ. Чем сильнее он становится, тем меньше привязывается к своим действиям и тем легче его сжать.

IV-366 Время от времени, Тональ как бы съеживается, особенно когда он потревожен. Обычно для Тоналя характерны осторожность и подозрительность. В тех случаях, когда Тональ застигнут врасплох, боязливость неминуемо заставляет его сворачиваться.

Толчок - техника для сжатия Тоналя. Толкнуть следует в строго определенный момент, но для этого нужно Видеть.

Когда человека толкнули, и его Тональ сжался, его Нагваль, если он хоть сколько-нибудь пробужден, берет верх и совершает необычные вещи. Я не знаю, как это происходит. Нагваль способен на невероятные вещи.

Действия Нагваля можно воспринимать только телом, но не разумом. Мы были во времени Нагваля, и в этом нет ничего страшного. Мы способны на гораздо больше. Такова наша природа как светящихся существ. Наш изъян - в упорном стремлении оставаться на своем монотонном, скучном и удобном острове. Наш Тональ - это обыватель, а он не должен быть таким.

IV-368 - Но они видели, как я растаял в воздухе?

Об этом позаботился Нагваль. Это уж его дело. Мы - текучие светящиеся существа, сотканные из волокон. Только благодаря Тоналю мы считаем себя плотными объектами. Когда Тональ сжимается, могут происходить необыкновенные вещи. Но они необыкновенные только для Тоналя.

IV-369 Нагваль научившись однажды выходить на поверхность, может причинить большой вред Тоналю, выходя наружу без всякого контроля.

Что я могу сделать?

Твой Тональ должен быть убежден Разумом, твой Нагваль - действиями, пока они не сравняются друг c другом, как я тебе говорил Тональ правит, и тем не менее, он очень уязвим. Нагваль с другой стороны никогда или почти никогда не действует, но когда он действует, он ужасает Тональ.

Тональ должен быть защищен любой ценой. Корона должна быть с него снята, однако он должен оставаться как защищенный поверхностный наблюдатель.

Любая угроза Тоналю обычно заканчивается смертью. А если умирает Тональ, то умирает и весь человек. Тональ легко уничтожить из-за его врожденной слабости, и потому одним из искусств равновесия Воина является вывести на поверхность Нагваль, чтобы уравновесить Тональ. Я говорю, что это искусство. И маги знают, что только путем усиления Тоналя может появиться Нагваль. Понятно, что я имею в виду? Это усиление называется ЛИЧНОЙ СИЛОЙ.

IV-380 Здесь не может быть никакого объяснения. Можно только был свидетелем Нагваля.

Когда имеешь дело с Нагваем, никогда не следует смотреть на него прямо. Единственный способ - смотреть на Нагваль как на обычное явление. Следую моргать, чтобы прервать пристальный взгляд. Наши глаза - это глаза Тоналя или точнее - наши глаза выдрессированы Тоналем. Поэтому Тональ считает их своими. Одним из источников твоего замешательства и неудобства является то, что твой Тональ не отступает от твоих глаз. В день, когда он это сделает, твой Нагваль выиграет великую битву. Твоей помехой, или лучше сказать, помехой каждого является стремление настроить мир согласно правилам Тоналя. Поэтому, каждый раз, когда мы сталкиваемся с Нагвалем, мы сходим с дороги, чтобы сделать наши глаза застывшими и бескомпромиссными Я должен взывать к той части твоего Тонапя, которая понимает эту делемму, а ты должен сделать усилие, чтобы освободить глаза. Тут нужно убедить Тональ, что есть другие миры, которые могут проходить перед одними и теми же окнами. Потому отпусти свои глаза на свободу. Пусть они будут настоящими окнами. Глаза могут быть окнами, чтобы заглядывать в хаос или смотреть в эту бесконечность.

Как я могу это сделать?

Скажу тебе, что это очень просто. Может я говорю так потому, что давно уже делаю это сам. Нужно только установить намерение как таможню. Когда находишься в мире Тоналя, ты должен быть безупречным Тоналем, никакого времени для иррациональной ерунды. Но в мире Нагваля ты также должен быть безупречен - никакого времени для разумной ерунды. Для воина намерение это дверь в промежуточное положение. Она полностью закрывается за ним, когда он выходит на тот или иной путь.

Второе, что тебе следует делать при встрече с Нагвалем - время от времени менять направление взгляда, чтобы Нагваль не околдовал тебя. Смена положения глаз всегда облегчает ношу Тоналя. Сегодня утром я заметил, что ты был исключительно уязвим, и потому изменил положение твоей головы. В подобных случаях ты должен научиться делать это самостоятельно - но только для передышки, а не для того, чтобы снова оградить себя, сохранив распорядок Тоналя. Я могу дать честное слово, что ты попытаешься использовать эту технику, чтобы спрятать за ней рациональность своего Тоналя, считая при этом, что спасаешь его от уничтожения. Но дело в том, что никто не собирается уничтожать рациональность Тоналя. Так что твой страх совсем не обоснован.

V-172 Тональ находится во всем, что можно легко постигнуть нашими чувствами, в то время как Нагваль, находящийся во всем, открывается только.

Мы можем натолкнуться на самые диковинные виды Тоналя и испугаться их, или испытать потрясение от них, или чувствовать к ним безразличие, потому что все это находится в пределах нашего восприятия. С другой стороны, для восприятия Нагваля требуются особые чувства мага. Но как Тональ, так и Нагваль присутствуют всегда и во всем. Поэтому магу свойственно говорить, что "смотрение" состоит в обозревании Тоналя, находящегося во всем, а "видение" с другой стороны - это наблюдение Нагваля, тоже находящегося во всем. Поэтому, если воин наблюдает мир как человеческое существо, он "смотрит", а если он наблюдает его как маг, то он "видит". То, что он "видит" и следует, собственно говоря, называть Нагвалем.

VI-372 Сила, правящая судьбой всех живых существ, называется ОРЛОМ. Не потому, что это орел или что-то еще, имеющее нечто общее с орлом либо как-то к нему относящееся, а потому что для видящего она выглядит как неизмеримый иссиня-черный Орел, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой уходя в бесконечность.

Когда видящий смотрит на черноту, являющуюся Орлом, четыре вспышки света освещают его сущность.

Первая вспышка, подобно молнии помогает видящему охватить контуры тела Орла. Тогда можно видеть белые мазки, выглядящие, как перья.

Вторая вспышка молнии освещает колышущуюся, создающую ветер черноту, выглядящую как крылья Орла.

С третьей вспышкой видящий замечает пронзительный нечеловеческий глаз.

Четвертая последняя вспышка открывает то, что Орел делает. Орел пожирает осознание всех существ, живших на земле мгновение назад, а сейчас мертвых, прилетающих к клюву Орла, как бесконечный поток мотыльков, летящих на огонь, чтобы встретить своего хозяина и причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие осколки пламени, раскладывая их, как скорняк шкурки, а затем съедает, потому что осознание является пищей Орла.

Орел - СИЛА, правящая судьбой живых существ, - видит всех этих существ сразу и совершенно одинаково. Поэтому у человека нет никакого способа разжалобить Орла, просить у него милости или надеяться на снисходительность. Человеческая часть Орла слишком мала и незначительна, чтобы затронуть целое.

Только судя по действиям Орла, видящий может сказать, чего Орел хочет. Хотя Орла и не волнуют обстоятельства жизни любого живого существа, каждому из них он сделал ДАР .

По-своему, своими собственными средствами, каждое из них, если пожелает, имеет власть сохранить силу осознания, силу не повиноваться зову смерти и тому, чтобы быть пожранным. Каждому живому существу была дарована сила, если оно того пожелает искать проход к свободе и пройти через него. Для того видящего, который видит этот проход, и для тех существ, которые прошли сквозь него, совершенно очевидно, что Орел дал этот ДАР для того, чтобы увековечить осознание.

Для того чтобы к этой лазейке существовал проводник, Орел создал НАГВАЛЯ . Нагваль - это двойное существо, которому было открыто ПРАВИЛО, , будь он в форме человека, растения или чего угодно живого. Нагваль уже по самой своей двойной природе стремится искать этот проход.

Нагвали приходят парами, образованными мужчиной и женщиной. Двойной мужчина и двойная женщина становятся Нагвалем только после того, как каждому из них будет открыто ПРАВИЛО и каждый из них поймет и примет его полностью.

Глазу видящего Нагваль-мужчина и Нагваль-женщина видятся как светящееся яйцо, разделенное на четыре части. В отличие от остальных людей, имеющих только две стороны - правую и левую, у Нагваля левая сторона разделена на две длинных секции, точно также и правая.

Орел создал первых Нагваля-мужчину и Нагваля-женщину и тотчас пустил их в мир ВИДЕТЬ . Он снабдил их четырьмя женщинами - Воинами, которые были СТАЛКЕРАМИ , тремя Воинами - мужчинами и одним мужчиной - курьером, которых они должны были вести к свободе и заботиться о них.

Женщины-Воины называются направлениями, четырьмя углами квадрата, четырьмя темпераментами, женскими личностями, существующими в роде человеческом:

1. Восток. Утро. Это порядок. Она оптимистична, беззаботна, обходительна, как устойчивый бриз.

2. Север. Полдень. Это сила. Она находчива, резка, пряма, несгибаема, как сильный ветер.

3. Запад. Сумерки. Это чувство. Она интроспективна, совестлива, артистична, подобна прохладному порыву ветра.

4. Юг. Ночь. Это рост. Она питает, она шумна, застенчива, тепла, как горячий ветер.

Трое мужчин-Воинов - мужской тип деятельности и темперамента:

1. Ученый. Любознательный человек, благородный, на него можно положиться, он спокоен, полностью предан выполнению своей задачи, какова бы она ни была.

2. Человек действия. Очень переменчивый, большой весельчаки ненадежный компаньон.

3. Организатор за сценой. Загадочный, непознаваемый человек. О нем нельзя ничего сказать, так как сам он никакой информации о себе не сообщает.

4. Курьер. Это помощник, неразговорчивый, бесстрастный, действует очень хорошо, если его должным образом направить, но не может действовать полностью самостоятельно.

Каждый из этих четырех типов мужчин и женщин имеет в своем светящемся теле особые черты.

VI-374 У Нагвалей, в их светящихся телах заметны два различных типа движения: их правые стороны колышутся, а левые вращаются.

В личностном смысле Нагваль-мужчина является опорой, он постоянен и неизменен. Женщина-Нагваль всегда воюет, и в то же время она расслаблена. Её осознание постоянно, но не напряжено.

Оба они отражают четыре типа их пола как четыре варианта поведения.

VI-376 В мире минимальное число Воинов под руководством Нагваля равно шестнадцати: восемь Воинов-женщин, четыре мужских Воина, считая Нагваля, и четыре курьера. В момент покидания мира, когда к ним присоединяется новая женщина-Нагваль, число Воинов партии Нагваля составляет 17. Если его личная сила позволяет ему иметь больше воинов, то может быть добавлено число, кратное четырем.

ПРАВИЛО бесконечно и охватывает каждую грань поведения Воина. Интерпретация и накопление ПРАВИЛА является работой видящих, чьей единственной задачей из века в век было видеть Орла, наблюдать за его бесконечным потоком. Из своих наблюдений видящие сделали вывод, что если светящаяся оболочка человечества будет сломлена, то ПОЯВИТСЯ возможность найти в Орле слабое отражение человека. Невыразимые указания Орла могут быть восприняты видящими, правильно истолкованы ими и накоплены в виде свода ПРАВИЛ.

ПРАВИЛО - это не сказка. И перескочить к свободе не означает вечной жизни в том смысле, как обычно понимается вечность - как непрерывная бесконечная жизнь. ПРАВИЛО утверждает, что возможно сохранить осознание, обычно распадающееся в момент умирания.

В момент перехода входишь в третье внимание, и тело во всей его полноте озаряется знанием, каждая клетка мгновенно осознает себя и целостность всего тела.

Мексиканский фольклор представляет разделение мира на настоящий и параллельный, в котором человек перевоплощается в животное. Нагваль - это мифическое название зверя, в которого превращается шаман.

Две вселенные

Нагваль - это нематериальная вселенная, в которую можно попасть через дар ясновидения. Тональ - это настоящее, переживаемое человеком в это время. В материальном мире люди общаются через первостепенное внимание, которое дается при рождении. Нематериальная вселенная открывается только избранным, которым дан дар ясновидения или второстепенное внимание.

По словам Дона Хуана Матуса, жившего в XX веке и бывшего духовным наставником в Мексике, Тональ - то, что начинается с рождением и уходит со смертью, а Нагваль - не имеет летоисчисления, он содержит силу и является ею. Названия Тональ и Нагваль используются в эзотерической терминологии и представляют собой параллельный мир.

По рассказам, переданным в книге Карлоса Кастанеды, которые были записаны из бесед с Доном Хуаном, создания толкуются как:

  • материальное и нематериальное - 2 разных измерения: одно для общения, а второе для действий;
  • Нагваль не нуждается во времени, воде или суше, он делает то, что необходимо, не имея общего со временем Тоналя.

Этимология названия

Нагваль - обозначает животный инстинкт, просыпающийся в человеке, который обладает даром ясновидения.

Первая трактовка названия была расшифрована в 1656 году, как «скрываться» или «принять другой лик». По иной версии слово происходит от народов Майя и означает «мудрость», «магическое знание».

Под словом понимают колдуна или оборотня, человека, умеющего являться перед другими в образе зверя или природного явления. С течением времени слово Нагваль стали переплетать с названием Тональ, которое означает, что каждый человек имеет двойника в мире животных.

С применением слова издавна происходит путаница, в связи с тем, что разные регионы Мексики приписывают ему свой смысл.

  1. Северная и центральная часть Мексики используют термин для обозначения дикого животного или чудовища, в которое перевоплощается колдун либо управляет им на расстоянии.
  2. Южный регион Мексики и часть Америки, прилегающая к ней, считают, что в мире животных существует двойник для любого человека, их жизни связаны.

Исследования Д. Бринтона в сфере происхождения и значения этимологии слова смешивают понятия Нагваль и Тональ в одно целое. Исследователь объединил все единым термином «Нагвализм» и представил индейцев, как мрачных сектантов, верующих в магию. По его теории, секта управляла действиями и поведением людей.

В 1944 году теория о существовании секты была опровергнута. Ученый-исследователь по фамилии Фостер заявил, что «Нагвализм», как культ, не может существовать. Понятия о Нагвале и Тонале разделились.

Выбор Нагваля

Способности перевоплощаться имеются не у всех, многие даже и не догадываются о таких возможностях. Выбор Нагваля у новорожденного делается без ведома родителей, действие происходит так:

  • заметив беременную женщину на сносях, во время родов колдун посылает к ней в дом подвластное ему животное;
  • зверь ворует младенца и приносит на раздорожье в безлюдное место;
  • разные Нагвали приходят на раздорожье, чтобы глянуть на младенца: зверь, который оближет малыша, станет его двойником;
  • каждый ребенок может быть выбран 3 животными.

Использование Нагваля

Превращение в монстра или зверя используется только со злыми намерениями. Чтобы научиться управлять животным двойником, требуется обучение у знатного колдуна, проходящее не менее 2 лет. В период обучения передаются познания в сфере гипноза и магии.

Оборотничество в Мексике считается не столь опасным. Люди превращаются в таких животных:

  • индюк;
  • осел;
  • собака;
  • шакал;
  • ягуар.

Колдовская сила применяется для собственной выгоды, поэтому в мексиканском народе Нагваля считают лентяем, использующим силы, чтобы не трудиться. Нагвали вредительствуют:

  • занимаются воровством;
  • насилуют красивых девушек;
  • пугают людей.

Этому виду оборотня не позволительно перейти границы, убивать и калечить они не имеют права. Ходит поверье, что если владелец Нагваля прикоснется к металлическому предмету - это приведет к потере контроля над силой.

Оборотни крадут детишек или совершают попытки купить их с неизвестной целью. Нагвали-женщины являются перед мужчинами, которые находятся под влиянием наркотиков или алкоголя, преимущественно такие явления происходят в ночной час.

Ретабло

Наиболее полное представление о мифических персонажах мексиканского фольклора, таких как Нагваль, более полно даст Ретабло, представляющее собой картину, написанную в благодарность за удачно сделанное дело.

Современное искусство в виде Ретабло очень популярно не только среди жителей Мексики, но и среди туристов. Картинки заказывают, когда происходит счастливое событие, которое не наступит без помощи высших сил.

Интерес к Ретабло порождается за счет их уникальности, они могут повествовать:

  • рисунок внешности Нагваля;
  • деятельность;
  • место обитания.

Вопреки всем доводам о внешности Нагвалей и их схожести с обычными животными, на Ретабло они изображаются в виде сказочных чудовищ, непохожих друг на друга.

Заключение

Нагваль и Тональ - это 2 мира, один из которых ощутимый, материальный, а другой незримый, предназначенный только избранным. По поверьям людей проживающих в Мексике, существо представляет собой животное, в которое может перевоплотиться колдун. С течением времени менялась трактовка названия, а вместе с ней и предназначение.

Дон Хуан вполне однозначно определил различия между тоналем и нагвалем. Тональ - это все восприятие, которое можно хоть как-то озвучить и обозначить. В нашем случае и лево- и правополушарное. Нагваль - это то, что лежит за пределами какого-либо осмысления, это то, что за пределами разума, эмоций, чувств. То, что никак нельзя обозначить и назвать.

Вообще, сводить сознание к деятельности некоторых частей человека, это равно тому, как сводить речь к голосовым связкам. Связки - инструмент для проявления речи и отсутствие связок не свидетельство отсутствия речи как таковой. Восстановите связки и речь появится. Аналогично, мозг - это инструмент для проявления сознания. При нарушении функций, вещества и тканей мозга происходят нарушения проявлений сознания, но не самого сознания.

Когда Кастанеда пишет, что «До этих пор я знаю, потому что я мог видеть его эффект, но я не знаю, как он работает», то он сам не понимает того, о чем говорит. Нагваль - это не то, что можно описать, а все описания Кастанеды о восприятии мира через сдвиг точки сборки - это всё тональ. В словах Кастанеды - «могу видеть, но не знаю, как работает» - ответ, что он так и не постиг самого главного.

Дон Хуан вышел за пределы тоналя, он постиг самого себя, свою суть, которая за пределами тоналя. А вот Кастанеда остался пленником тоналя. Еще раз повторим: восприятие любого рода и вида - это всё тональ. Нагваль за пределами восприятия и, соответственно, осмысления. Нагваль - это не полное отсутствие, нагваль - это то, что невыразимо в терминах объектов, но это не отсутствие, это напротив, полное присутствие.

Выход человека за пределы объектов, соответственно, самого себя, как объекта, как «Я», не означает отсутствие. Это то, чего нельзя помыслить, поскольку не является объектом, ни явным, ни не явным, ни проявленным, ни не проявленным. Это всё - тональ. Вообще всё, что можно помыслить - тональ. Абсолютно всё. И кастанедовские интерпретации (а вслед за ним, и кучи сторонников с последователями) «нагваля» есть не более чем тональ. Его понимание нагваля - это тональ, поскольку понимать нагваль невозможно. Именно это подчеркивает дон Хуан - познать работу нагваля невозможно и все попытки Карлоса перевести работу в русло понимания глупы и бессмысленны.

Дон Хуан настойчиво выбивал из Карлоса его стремление понять, осознать, постичь мыслями то, что за пределами мыслей. Прочитав и согласившись с прочитанным, мы не осознаем на самом деле, мы просто начинаем в это верить. Но вера в нечто ни в коей мере не поможет постичь это нечто. Никакие теории и мысли тут нам не помогут, только помешают. Постичь нагваль возможно только став нагвалем т.е. выйдя за пределы ума, эмоций, мыслей и всего, всего, всего мыслимого. Есть момент в книге «Сказки о силе»:

- Но когда ты называешь его нагваль, разве ты не помещаешь его на острове?

- Нет. Я назвал его только потому, чтобы дать тебе осознать его существование.

Надо правильно тут понимать, дон Хуан говорит не о постижении нагваля, а о том, что нечто, за пределами мыслимого, существует. И не более. Его слова - это палец, указывающий на луну.

То, что находится за пределами мыслей, не есть объекты и не подпадает под физические законы. Энергия - это характеристика. Характеристика такая же как, например, масса объекта. Не может существовать отдельно масса и объект, так же как не может существовать отдельно энергия и объект. Взаимодействие объектов наука может изучать и изучает. Однажды наука откроет то, что сейчас целители, экстрасенсы называют потоками энергии, когда будут открыты соответствующие объекты (структуры), но это всё не имеет значения к тому, что находится за пределами ума, к нагвалю.

Всё энергетические проявления - это тональ. Дон Хуану приходится говорить хоть что-то, поскольку Карлос тупо сидел в своей голове и не желал из нее выходить. Если бы Карлос просто расслабил свой ум, отпустил бы из себя зуд познания умом, то он смог бы выйти за его пределы и постичь без всяких слов и объяснений дона Хуана. Но вот, не судьба. А то, что Карлос называл внутренним молчанием, молчание только в первом приближении. А во втором - это смена арены для деятельности.

Да и что остается делать дону Хуану? Когда Карлос так и ищет умственных объяснений? Даже назвать нагваль истинной парой тоналя - это уже обмануть, поскольку вводится определенное объяснение нагваля, вводятся как минимум некоторые рамки для нагваля. У нагваля принципиально нет никаких объяснений и рамок, это то, что за пределами любых рамок и объяснений, в том числе с помощью любой теории. ©