Происхождение пуштунов. Пуштуны. Легенды о Бану Исраил

Пуштуны – самый многочисленный народ на планете, сохранивший родоплеменные отношения. Пуштуны – правоверные мусульмане. Для них крайне важен кодекс чести, который они соблюдают с незапамятных времен.

Сыны Израиля

Пуштуны (иногда их называют афганцами) – ираноязычный народ, образующий почти сплошной ареал обитания, разделенный между двумя государствами – Афганистаном и Пакистаном. Точное число пуштунов затруднительно подсчитать, так как в Афганистане с 1979 года не проводилась перепись населения. Приблизительно оно оценивается в 42 миллиона человек.

По легенде пуштуны ведут свой род от первого царя Израиля Саула. Легенда гласит, что у сына Саула Иеремии родился сын по имени Афган, чьи потомки спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана.

Со временем в этих местах появились арабы. И вот однажды произошла встреча арабского военачальника Халид ибн аль-Валида с вождем местных племен Кишем – потомком Афгана. Кишу приглянулась вера арабов. Он принял ислам и взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым и прославился в последствие как полководец и любимец Магомеда.

Интересно, что не только легенды, но и многие арабские хроники повествуют о расселении потомков Афгана, называя конкретное место. Так, «Мират уль-Алам» («Зеркало мира») рассказывает о странствиях иудеев и упоминает города, куда они прибыли из Святой Земли: Гхор, Газни и Кабул.

Широкой общественности версию о происхождении афганцев от евреев впервые в XIX веке поведал капитан британской разведки Александр Бернс. В доказательство этой теории он приводил этноним «пашту» («пушту»), который, по его мнению, происходил от еврейского слова «пашт» («рассеянные»). Любопытно также, что название столицы Афганистана Кабул созвучно названию деревни в иудейской Самарии.

Народ чести

Британский офицер Дензил Иббетсон в 1881 году писал: «Настоящие пуштуны являются, вероятно, самым диким из всех племен, с которыми нам приходится иметь дело в Пенджабе. Они в высшей степени кровожадны, жестоки и мстительны: они не знают, что такое истина или вера, поэтому выражение «у афганца нет совести» стало поговоркой среди его соседей».

Менталитет афганцев всегда был чужд европейцу, потому что этот народ живет не по совести, а по чести. Именно пуштунская честь стала непреодолимым препятствием на пути британских колонизаторов.

Пуштуны относятся к числу наиболее ревностных почитателей ислама. Однако складывавшиеся задолго до принятия ислама нормы и правила поведения заставляют их придерживаться традиционного кодекса чести – пуштунвали.

Пуштунвали (в переводе с пушту – «образ жизни пуштунов») можно охарактеризовать как свод ценностных представлений и норм, обычаев и обрядов, регулирующих в силу своей непреложности поведение членов афганского общества как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

Законы пуштунвали нередко противоречат тому, что записано в Коране и хадисах. К примеру, чтобы доказать факт супружеской измены по шариату необходимы показания четырех свидетелей. Для пуштунвали достаточно обычных слухов, поскольку в случае измены на кону оказывается честь всей семьи.

Путешественники, которые наблюдали за бытом пуштунов, говорили, что в качестве своих руководящих принципов они используют наполовину Коран, наполовину пуштунвали.

Пуштунвали – это суть жизненного уклада афганцев, которым они отличаются от других народов. Только тот, кто в течение всей своей жизни неукоснительно придерживается кодекса чести пуштунов, может заслужить уважение своих соплеменников.

Что же требуется, чтобы стать истинным пуштуном? В основу пуштунвали положено шесть принципов: гайрaт – чувство собственного достоинства и национальная гордость; нанго-намyс – честь, репутация, доброе имя; имандари – набожность, добросовестность и порядочность; сабaт и истикамaт – упорство и целеустремленность; мусавaт – равенство; бадaл – компенсация или месть.

Первое, с чего должен начать пуштун, – научиться самостоятельно распоряжаться своим домом, семей, имуществом, землей, скотом. Это первооснова всего существования. Неспособность справиться с элементарными обязанностями для пуштуна равносильна потери чести и достоинства, а это больше чем позор.

Пуштун должен стремиться к справедливости и готовности до конца защитить собственную честь, как и честь других: женщин, детей, стариков, больных и немощных. Если он проявляет слабость, то рискует стать изгоем. Пуштунвали предписывают афганцу быть толерантным и гостеприимным хозяином – предоставлять убежище и защиту всем, независимо от их веры и социального статуса.

Дела племенные

Важнейшим элементом, скрепляющим социальную организацию афганцев, является джирга (совет) – орган племенного самоуправления и правосудия, создаваемый по мере необходимости для решения какого-либо важного вопроса.

Пуштунвали отнюдь не тоталитарная система, подчиненная законодательным нормам. Право толковать пуштунвали и определять его применение в каждом конкретном случае принадлежит племенным авторитетам. Умудренные жизненным опытом и наделенные организаторскими способностями старцы выступают на джиргах в качестве своеобразных племенных судей, воплощающих в себе и судебную, и законодательную власть.

Джирги различаются по уровню обсуждаемых на них проблем. Так, сабха-джирга занимается обсуждением и решением внутренних проблем, касающихся конкретного селения, например, примирительным разбирательством ссор, улаживанием конфликтов по вопросам распределения воды, земли или пользования общинными угодьями. Заседания джирги проходят гласно, с участием всех желающих, включая и женщин.

Самти-джирга призвана решать внешние задачи, затрагивающие отношения рода и племени с соседями или центральными властями. В такой джирге могут участвовать только родовые старейшины и влиятельные представители духовенства. Джирга – орган временный, прекращающий свое функционирование после того, как ему удастся или не удастся решить заявленные проблемы.

На джиргах каждый волен высказывать сове мнение, однако строго воспрещается говоритьнепристойности, ругаться и оскорблять кого-либо словом или действием. Любопытно, что пуштуны не голосуют традиционным поднятием рук. Решение считается принятым, когда против него никто не возражает.

Но встречается категория афганцев, которая не нуждается в совещательных органах. Они все решают с позиции силы. Британский журналист Кен Гест, в прошлом боец диверсионных войск, описывал свою встречу с пуштуном – участником незаконного бандформирования, произошедшую в 1989 году. Бандит тогда ясно изложил Гесту свою позицию: «Все, что оказывается на территории, находящейся под моим контролем, по праву принадлежит мне».

«Он выиграл спор благодаря своему громкому аргументу – близости ствола его штурмовой винтовки АК-47 от моей груди, – вспоминал журналист. – В результате этой победы пуштун завладел теми предметами, которые, по его мнению, свидетельствовали о чрезмерности моего богатства - моими часами и моими брюками!»

Разноликая месть

Стержнем пуштунских обычаев является бадал (месть). В нем наиболее ярко проявилась типичная черта пуштунов – нетерпимость к оскорблению. Бадал предписывает любой ценой отомстить обидчику, тем самым компенсировав ущерб, нанесенный собственности или чести. А честью афганцы очень дорожат. «Лучше лишиться головы и богатства, чем чести», – гласит афганская поговорка.

«Око за око, зуб за зуб и кровь за кровь» – этому правилу пуштун следует неукоснительно. Обычай кровной мести до сих пор порождает межплеменные ссоры, а иногда и вооруженные столкновения, охватывающие целые районы. Зачастую небольшая ссора, поводом для которой может послужить, к примеру, нарушение установленной очередности при поливе полей превращается в кровавое побоище с применением кинжалов и ружей.

Кровная месть в пуштунских племенах носит избирательный характер. Так, если убийство совершил соплеменник, то на него, как правило, «плата крови» не распространяется. Но если убийца принадлежит к другому племени, то пострадавшее племя всеми доступными способами стремится восстановить свою честь и достоинство. Объектом мести нередко становится не только убийца, но первый попавшийся под руку соплеменник обидчика.

В некоторых пуштунских племенах обычай бадал может служить средством прекращения кровопролития и кровной мести. Так, племя преступившего закон в качестве компенсации может выдать родственникам убитого одну или несколько невест.

Еще одна сторона обычая бадал – платить взаимностью за оказанную услугу. К примеру, на приглашение в гости обязательно нужно ответить тем же. Пуштуны умеют не только мстить, но и сохранять добрососедские отношения.


Десять потерянных колен: пуштуны или патаны

Одна тема, относящаяся к потерянным коленам, которая обычно игнорируется, и которую лично я нахожу завораживающей, касается племени пуштунов (патанов).

Пуштуны, которых сегодня насчитывается 15 миллионов, обитают в основном в Пакистане и Афганистане, а также – в Иране и Индии. Традиционно они считаются потерянными коленами и сохраняют еврейские обычаи.

Пуштуны проводят обрезание на 8 день. Этот известный еврейский обычай является древнейшим в еврейской традиции. Я сам стал очевидцем и присутствовал на радостной церемонии обрезания на 8 день после рождения. Мусульмане имеют обычай обрезания, но не на 8-й день, а обычно в возрасте 12 лет.

У пуштунов используется малый талит, называемый Кафан.


Это прямоугольная накидка, имеющая по краям бахрому, похожую на цицит, и это также древнейшая традиция у евреев, восходящая к Торе, и это признак их израильского происхождения. Они также используют и большой талит, который они называют джой-намаз. Это накидка, размером 2х3 метра, которая должна покрывать голову и плечи и используется для молитвы на земле, как у мусульман. Эта накидка не имеет бахромы по краям.

Пуштуны хранят обычай празднования субботы, которая является днем отдыха, и они не работают, не варят и не пекут. Пуштуны готовят 12 хал (традиционный еврейский хлеб, Левит 24:5) в честь субботы, как это делалось в древнем храме.

Одним из важных показателей, доказывающих израильское происхождение пуштунов, является зажигание субботних свечей. После зажигания свеча обычно покрывается широкой корзинкой. Свечи зажигают женщины в возрасте после 50 лет.

Пуштуны живут по еврейским обычаям.

Пуштуны соблюдают кашрут, диетические законы, как и евреи. Они не едят мяса лошадей и верблюдов, что распространено в их районе, но абсолютно запрещено евреям. Есть доказательство того, что они также не смешивают молочное с мясным, что также является древней традицией Израиля. И у них есть традиция различать между чистыми и нечистыми птицами, что означает разрешенные и не разрешенные птицы в соответствии с Торой.

Некоторые по-прежнему надевают на лоб небольшую коробочку, которую евреи называют тфилин (филактерии) содержащую стих из Библии. Эта коробочка напоминает японские Токин Ямабуши на лбу. Это древний обычай Израиля. В еврейской коробочке находятся стихи молитвы Шма Исраэль: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть!» (Второзаконие 6:4).
Обычай накладывания тфилин произошел из стиха Писания, «вы должны привязывать их как знак на руку, и они должны быть на лбу между глаз» (Второзаконие 6:8).

Интересно отметить, что пуштуны сохранили фамилии потерянных племен, такие как Ашер, Гад, Нафтали, Рувим, Манассия и Эфраим. Среди них есть люди, которые носят имена, характерные для десяти потерянных колен Израиля. Есть также люди, которые называются Израиль, Самуэль и так далее, которые никогда не встречаются среди мусульман. Есть также множество названий мест, районов и деревень, похожих на названия в земле Израиля.

В регионе имеются археологические находки, свидетельствующие о еврейском прошлом и они также напоминают евреев этого региона, а их язык пушту имеет удивительно много слов из иврита. Пуштуны называются также афганцами или сыновьями пушту, который является их языком, но чаще всего их называют «бани Израиль» в смысле «дети Израиля», несмотря на то, что сегодня они живут как набожные мусульмане

Внешний вид пуштунов такой же, как у евреев этой области. На основании их древних обычааев и других данных, можно утверждать, что есть определенная связь с племенами Израиля.

Пуштунов насчитывается сегодня 6 — 7 миллионов в Афганистане и 7 — 8 миллионов в Пакистане. Они живут в пограничном районе между этими двумя странами, и еще около 2 миллионов живут как кочевники. Эти пуштуны желают независимости, которую поддерживаю.т в Афганистане, но которая является причиной постоянной напряженности в Пакистане, не поддерживающем их независимости.

Пуштунский закон похож на Тору

Афганистан является одной из наименее развитых стран Азии, и большинство населения неграмотно. Главным образом, оно занято в сельском хозяйстве и овцеводстве, и разведении других домашних животных.

Большинство людей живут в деревнях, а некоторые ведут кочевой образ жизни. Это страна, которая управляется исламским религиозным правом Шариатом, и более 90% населения являются мусульманами-суннитами. Но независимо от имеющей место модернизации, она не достигла горных пограничных районов. Здесь пуштуны продолжают свою вековую племенную жизнь.

Правовая система, известная как Пуштунвали, закон пушту, очень похожа на Тору, которая является священной книгой для евреев и книгой древнего еврейского образа жизни. У пуштунов можно найти как отдельные страницы, так и целые книги, и они очень почитают то, что называется у них Товрад Эль Шариф (Тора Моисея), и они встают при упоминание имени Моисея, несмотря на то, что оно неважно в исламе.

Пуштуны очень здоровые, высокие и имеют очень светлую кожу. Они воины и держат оружие с юных лет. Они очень трудолюбивые, разумные, правдолюбивые и чрезвычайно законопослушные. Во всем мире они известны своей гостеприимностью.

Этническое происхождение пуштунов уже некоторое время интригует людей потому, что они отличаются не только внешностью, но и чертами характера от других групп, которые их окружают, например, от турок, монголов, персов или индо-иранцев. Очень трудно также проследить их историю появления в этом регионе, где десятки народов и крупных племен различного происхождения появлялись и исчезали.

Личная идентификация пуштунов

Израильское происхождение племен выражается по-разному. Помимо устной традиции, сохраняемой старейшинами племени, есть и интересные свидетельства, восходящие к отцам еврейской нации, сохраненные в свитках Генеалогия среди племен.

Эти свитки хорошо сохранились, и некоторые из них написаны золотом на оленьей шкуре. Не менее интересны и знаменательны имена племен, которые имеют близкое сходство с коленами Израиля. Племя Раббани на самом деле Реувен, племя Шинвари — Шимон, племя Левани — Леви, племя Дефтани – это племя Нафтали, а племя Джаджи — это племя Гада. Племя Ашури — это племя Ашера, племя Юсефсая – это племя сыновей Иосифа, а племя Африди – это на самом деле, племя Эфраима. Это названия десяти потерянных колен Израиля.

Пуштуны сами отмечают различия между оригинальными названиями племен и их нынешними именами из-за различных языковых диалектов в том, например, что Джаджи — на самом деле Гаджи или племя Гада. (Поэтому фамилия Гаджиев может означать, что предки ее носителя происходят из пуштунского племени Гада – Джаджи- прим. пер. ).

Сегодня в Афганистане есть евреи, которые считают племена Израиля среди пуштунов. Физическое сходство пуштунов с другими евреями подтверждали и британские правители Афганистана на протяжении долгого времени и называли евреев «пуштунами». Если они не будут одеты в свои традиционные одежды, то пуштунов нельзя будет отличить от других евреев региона. Среди 21 народа Афганистана только пуштуны и евреи имеют семитские черты. Их лица длиннее и светлее, а у некоторых даже голубые глаза. Как и евреи этого региона, пуштуны носят бороды и пейсы, что делает невозможным отличить их от евреев.

Израильские черты пуштунов

Пуштуны имеют много других особенностей как потомки израильтян.

Их свадьба – типично еврейская. Свадебная церемония пуштунов включает хупу (брачный балдахин) и кольца по еврейскому обряду.

Пуштунские женщины придерживаются законов, похожих на еврейские, касающиеся менструации. В этот период на 7 дней не допускается контакт мужа и жены. После этого периода женщина погружается в реку или родник или идет в баню, если родника нет. То же самое и в израильской традиции с библейских времен.

У пуштунов есть также обычай левирата, который заключается в том, что если муж умирает без детей, то его живущий брат женится на вдове, чтобы сохранить род. Этот обычай сегодня больше не существует, но это был древний обычай Израиля, упоминаемый в Библии (Второзаконие 25:5-6).

Заповедь уважать родителей строго соблюдается в этих племенах. Сын должен подчиняться родителям во всех отношениях. Когда отец входит в комнату, все встают и склоняют головы в знак уважения. Это также израильская традиция.

Пуштуны отмечают Йом-Кипур.

Мы знаем о некоторых членах племени Леверани, которые ежегодно на Йом-Кипур приходят в еврейские синагоги в Афганистане. Он остаются там до захода солнца, не произнося ни слова. Это напоминает о храмовой традиции на этот день, о первосвященнике и его работе.

Однажды он допустил ошибку в календаре и не пришел. Целую неделею он горько плакал из-за отсутствия празднования этого дня.

Пуштуны сохранили древний обычай козла отпущения. В древнем Израиле был обычай нагружать грехами нации козла и отправлять его прочь в пустыню. Этот обычай козла отпущения существовал для того, чтобы искупать грехи нации (Левит глава 16). Даже сегодня похожий обычай существует у пуштунов.

Обычно пуштуны молятся в мечети. Однако некоторые молятся в направлении Иерусалима, что является самым необычным. Есть несколько очень древних синагог в их районе, и пуштуны приходят к этим синагогам в особые дни, во времена больших стрессов или трагедий для специальных молитв. Человек, который ищет помощи, приходит туда прикоснуться к замку и помолиться. Есть люди, которые говорят, что в этих синагогах когда-то были свитки Торы. Это интересно, потому что сегодня пуштуны являются на самом деле набожными мусульманами.

Во времена эпидемии чумы пуштуны убивали овец и окропляли их кровью дверные косяки своих домов. Это то, что израильтяне делали в древнем Египте во время бедствий, которые там происходили.

Интересное свидетельство относится к помещению завернутой Книги Псалмов Библии под подушку больных для их исцеления.

Есть люди, которые говорят об амулетах, написанных на иврите. Некоторые содержат фразу «Шма Исраэль», и тайно написаны главой племени, и запрещается его называть

Символ щита Давида (звезда Давида) встречается почти на каждом пуштунском доме. Богатые делают его из дорогих металлов, а бедные – из простого дерева. Его можно видеть на башнях, школах, а также – на инструментах, браслетах и украшениях. Я видел это, по меньшей мере, раз 20 в различных местах. В Минерайане, центре Афганистана, есть даже школы, которые имеют щит Давида на двери или на камне над дверью.

Перевод : Мирьям Аргаман

История

Предками пуштун считаются сакские (восточно-скифские) племена на языке которых они продолжают говорить, также в их этногенезе приняли основное участие юэчжи-кушаны и эфталиты .Пуштуны - потомки древнего кочевого восточно-иранского населения, близкородственного скифам , сармато-аланам , массагетам . История пуштун берет начало от ариев , которые в свое время быстро распространились по землям, называемым их дальними родственниками персами Тураном . Языковые предки пуштун саки некогда обитали на территории современной Республики Казахстан , но в результате противостояния в степи часть их ушла на юг и основала на востоке территории современного Ирана и западе Афганистана область Сакастан (Страна саков), где они осели и стали жить. Память их векового противостояния как кочевников туранцев и оседлых иранцев сохранилась до сих пор в виде различных войн пуштун с персами и особой нелюбви обоих друг к другу. Пуштуны - сохранившийся реликт, практически единственный, за исключением осетин , потомков аланы (у которых сильное кавказское влияние), и памирских народов горцев, языки которых также продолжают языки саков (восточных скифов), степных индо-иранских племен (туранцев) которые населяли когда-то степи от современной Украины на западе до Алтая и Таримской котловины на востоке и земли Пакистана на юге.

Первое упоминание о пуштунах относится к X веку, но, согласно утверждениям афганского историка Абдулхая Хабиби, слово «абган», упоминающееся в наскальных надписях сасанидского царя Шапура I (III в. до н. э.) в Накше-Рустам , означает «афганец» . Первоначальным их местообитанием считаются склоны Сулеймановых гор. Наименование "пуштуны", предположительно, происходят от слова «склон», что на персидском звучит как «пошт» или «пушту», то есть пуштуны - «живущие на склоне» .

Традиции

У пуштунов сохранились пережитки традиционной родо-племенной структуры: большая семья управляется старейшиной (спинжирай, «белобородый»), несколько больших семей составляют род, которым управляет малик, несколько родов составляют клан (хель), несколько кланов - ветвь племени или племя (каум, кабиле). Управление племенем осуществляется вождём (ханом) племени и главами последующих подразделений, образующих джиргу (совет ханов и маликов или других влиятельных и авторитетных лиц). Большую роль играет кодекс чести - Пуштунвалай .

Антропология

Антропологически пуштуны в основной массе - представители индо-иранской расы .

Воины пуштуны в полном вооружении.

Библиография

  • Ahmad, Aisha and Boase, Roger. 2003. «Pashtun Tales from the Pakistan-Afghan Frontier: From the Pakistan-Afghan Frontier.» Saqi Books (March 1, 2003). ISBN 0-86356-438-0.
  • Ahmed, Akbar S. 1976. «Millennium and Charisma among Pathans: A Critical Essay in Social Anthropology.» London: Routledge & Kegan Paul.
  • Ahmed, Akbar S. 1980. «Pukhtun economy and society.» London: Routledge and Kegan Paul.
  • Banuazizi, Ali and Myron Weiner (eds.). 1994. «The Politics of Social Transformation in Afghanistan, Iran, and Pakistan (Contemporary Issues in the Middle East).» Syracuse University Press. ISBN 0-8156-2608-8.
  • Banuazizi, Ali and Myron Weiner (eds.). 1988. «The State, Religion, and Ethnic Politics: Afghanistan, Iran, and Pakistan (Contemporary Issues in the Middle East).» Syracuse University Press. ISBN 0-8156-2448-4.
  • Caroe, Olaf. 1984. «The Pathans: 500 B.C.-A.D. 1957 (Oxford in Asia Historical Reprints).» Oxford University Press. ISBN 0-19-577221-0
  • Dani, Ahmad Hasan. 1985. «Peshawar: Historic city of the Frontier.» Sang-e-Meel Publications (1995). ISBN 969-35-0554-9.
  • Dupree, Louis. 1997. «Afghanistan.» Oxford University Press. ISBN 0-19-577634-8.
  • Elphinstone, Mountstuart. 1815. «An account of the Kingdom of Caubul and its dependencies in Persia, Tartary, and India: comprising a view of the Afghaun nation.» Akadem. Druck- u. Verlagsanst (1969).
  • Habibi, Abdul Hai. 2003. «Afghanistan: An Abridged History.» Fenestra Books. ISBN 1-58736-169-8.
  • Hopkirk, Peter. 1984. «The Great Game: The Struggle for Empire in Central Asia.» Kodansha Globe; Reprint edition. ISBN 1-56836-022-3.
  • Wardak, Ali «Jirga - A Traditional Mechanism of Conflict Resolution in Afghanistan» , 2003, online at UNPAN (the United Nations Online Network in Public Administration and Finance).
  • «A Study of the Greek Ancestry of Northern Pakistani Ethnic Groups Using 115 Microsatellite Markers.» A. Mansoor, Q. Ayub, et al.Am. J. Human Genetics, Oct 2001 v69 i4 p399.

Около 42 % населения Афганистана составляют пуштуны (доминирующая этническая группа), . говорящая на иранском языке пушту, самоназвание которых "бани Исраэль" т. е. "сыны Израиля". Сынами Израиля обычно называют себя верующие евреи во всём мире. Это самоназвание, а также соблюдение ими многих обычаев иудаизма. Жители пуштунских деревень на востоке Афганистана и в Кашмире до сих пор хранят память о своем происхождении - еврейском. Те самые пуштуны, которые прославились своим бесстрашием и самоотверженностью в сражениях против всех, кто пытался захватить Афганистан: англичан в девятнадцатом веке и русских – в двадцатом. Они же, как известно, являются оплотом движения "Талибан", превратившего отсталую страну в цитадель религиозного фанатизма. На карте Афганистана место проживания пуштунов обозначено светло-зеленым цветом В основном пуштуны сосредоточены в южных провинциях страны, но также и в Кабуле. Территория первоначального расселения пуштунских племен была ограничена районом Сулемановых гор. К 13 - 14 векам, пуштуны заняли Газнийское плато, часть Пешаварской долины, вышли к Кабулу. В 14 - 15 веках, ими были заселены окрестности Кандагара. Такое расширение ареала обитания было вызвано тем обстоятельством, что оседлое население этих мест было истреблено монголами и Тимуром. Из-за политики переселения, осуществленной в начале прошлого века, пуштунские общины появились и в других районах страны. Различия между пуштунами пролегают, в основном, по племенным линиям. После вторжения советских войск в Афганистан начался массовый исход мирного населения, причем пуштуны составляли 85% беженцев, и это кардинально изменило этническую картину страны. В настоящее время, подавляющее большинство пуштунов сосредоточенно в двух граничащих друг с другом странах, Афганистане и Пакистане. Конечно, можно рассматривать эту этническую общность, как «разделенный народ» , так же как курдов, осетин, лезгин. Однако, в данной ситуации не все так однозначно. Во-первых, пуштуны проживают достаточно компактно и афганско-пакистанская граница очень условно разделяет этот этнический массив. Граница эта является проницаемой, и сам факт разделения не актуализирован в сознании рядовых пуштунов. Хотя, среди политических элит Афганистана, вопрос о легитимности границы, периодически обсуждался (напомним, что эта граница была весьма условно обозначена англичанами во время британо-афганских войн) .
Во-вторых, практически везде, в регионах своего расселения пуштуны составляют численное большинство, и кроме того, занимают доминирующее положение в политической, экономической жизни общества. Даже в Пакистане, в районах традиционного расселения пуштуны играют большую роль в вопросах региональной политики. Все это коррелирует с высоким статусом этой группы и что очень важно с высокой самооценкой своего этно-социального статуса. В отличие от курдов, которые, так же имели не низкий статус и групповую самооценку, но были вынуждены взаимодействовать, и не всегда успешно для себя с центральными правительствами таких стран как Османская империя, Иран, пуштуны такого опыта не имели, и Афганистан, как единое централизованное государство был сформирован пуштунскими политическими элитами.

Пуштунские племена

Самое простое – это определить этнический состав движения Талибан. Вначале оно опиралось главным образом на пуштунов дурани с юга Афганистана. Пуштунские племена составляют самую многочисленную народность в стране, но южные племена (дурани) заметно отличаются – в одежде, семейных традициях – от племен, живущих на севере (гильзаи). Известно, что в прошлом «северяне» и «южане» часто враждовали друг с другом. Учтем этот момент – он важен для того, чтобы выяснить: до какой степени талибы в состоянии поддерживать этническое единство пуштунов. По оценкам многих авторитетных пакистанских наблюдателей, движение Талибан, опиравшееся вначале на племена дурани, впоследствии трансформировалось в общепуштунское движение. С другой стороны, те же пакистанские аналитики считают, что при всей сплоченности талибов, особенно в первые годы после их прихода к власти, межплеменные противоречия все же давали о себе знать.

Но, даже оставив в стороне этот вопрос, совершенно очевидно, что исключительно пуштунский, то есть моноэтнический, характер движения Талибан изначально ставит под сомнение – или крайне затрудняет –любую возможность достичь согласия с другими этнонациональными группами в Афганистане. Трудно представить, что талибы могут коренным образом изменить облик своего движения. Зато не исключено, что движение угаснет само по себе и так же внезапно исчезнет, как и внезапно появилось. Как мы далее увидим, это предположение вовсе не лишено основания.

Второй момент, на который сразу обращаешь внимание: талибы – приверженцы суннитского течения в исламе. Надо, правда, признать, что контуры их религиозной и политической философии довольно размыты, несмотря на то, что прошло уже восемь лет после их первых официальных заявлений политико-программного характера. Они утверждают, что хотят построить «истинное исламское общество». На своей первой пресс-конференции в Пешаваре в начале 1995 г. лидеры движения выступили против демократических выборов, поскольку выборы-де «не соответствуют исламу».

Было бы явным преувеличением считать, что талибы преуспели в государственном строительстве. В этой сфере они ограничились переименованием страны в «Исламский Эмират Афганистана». Создается впечатление, что у них вообще отсутствуют какие-либо концепции или идеи на этот счет. Зато были восстановлены многие средневековые нормы и запреты, среди которых: запрет на работу и получение образования для женщин, обязанность мужчин носить головной убор и бороду, обязанность женщин появляться на людях только в парандже. Запрещено слушать радио, смотреть телевидение, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах. Запрещены были кино и другие массовые зрелища. Все кинотеатры в стране были или разрушены, или превращены в места для молитв.

На всей подконтрольной Талибану территории установился режим беспросветного террора, хотя идеологическая ярость талибов никоим образом не основана на суннитских заповедях, которые значительно уступают в жестокости тому, что предписывает ислам шиитского толка. Это еще один парадокс в данной истории. Впрочем, вернемся к нему, когда будем говорить о враждебности талибов к шиитскому Ирану.

А пока обратимся к начальному этапу бурного и ошеломляющего появления этой политической и военной силы. Но прежде чем отбросить искусственно созданные легенды о непобедимом, истинно народном и, главное, стихийном движении, перейдем к критическому анализу Талибана, попробуем вкратце восстановить хронологию событий того периода.

К началу 1995 г. под контролем талибов находятся 7 из 28 афганских провинций: Кандагар, Забул, Гильменд, Урузган, Газни, Пактия и Нимруз. 14 февраля 1995 г. отряды талибов уже на подступах к Кабулу и начинают массированное наступление на столицу с юга. Буквально за считанные месяцы решительным образом изменилась вся ситуация внутри страны. Еще совсем недавно не существовавшее войско «студентов» наносит поражения одной партии моджахедов за другой. Почему это стало возможно?

Талибам в тот период противостояло слабое и раздираемое противоречиями правительство Бурхануддина Раббани – последний отголосок джихада той «священной войны» 1979-1989 гг. против советского вмешательства. После вывода советских войск президент Наджибулла смог продержаться у власти до апреля 1992 г. На первых порах – пока Горбачев оставался президентом СССР, то есть до конца 1991 г., – Наджибулла получал по воздушному мосту из Ташкента и Душанбе продовольствие, военное снаряжение и боеприпасы, запчасти к боевой технике. После краха Советского Союза и прихода Бориса Ельцина к власти в России Наджибулла достаточно быстро понял, что поддержка Москвы скоро прекратится. К сожалению, альтернативы ей не нашлось.

Единственным выходом из создавшегося положения могла бы стать помощь Индии, которая в свою очередь была крайне обеспокоена пакистанским давлением на Кашмир. Индия опасалась, что после победы моджахедов в Афганистане легионы исламских фанатиков, прекрасно вооруженных, с большим опытом партизанской войны, могли бы появиться в зоне нового потенциального индо-пакистанского конфликта. В период 1991-1992 гг. Наджибулла неоднократно приезжал в Дели в надежде, что ему помогут с оружием и продовольствием. Но правительство Нарасимха Рао было не в состоянии в одиночку заменить распавшийся Советский Союз.

Индия не раз пыталась, не афишируя, поддержать Наджибуллу, но из-за отсутствия прямых коммуникаций с Кабулом и высокого риска, связанного с установлением воздушного моста, Дели пришлось отказаться от этих попыток. Не будем забывать, что в те годы Индия оказалась вопреки своей воле вовлеченной в политическую и дипломатическую игру, к которой она не была готова. Закончилась эпоха Неру и распался СССР, под покровительством которого Индия развивалась на протяжении 20 лет. Новые индийские лидеры столкнулись с необходимостью принять чрезвычайно важные решения, но не сделали этого. Разочарованный и смирившийся Наджибулла вернулся в Кабул. Факт, что он немедля отправил всю свою семью в Дели, говорит о том, что он готовился к самому худшему.

Новое российское правительство постаралось поскорее освободиться от остатков былого влияния СССР на развитие ситуации в Афганистане. Ельцин и его окружение считали, что, во-первых, таким образом они укрепят расположение к себе Вашингтона. И в этом они были правы. Во-вторых, они были по-прежнему твердо уверены, что от Советского Союза они унаследовали «империю Зла», которую надо продолжать разрушать, чтобы дать возможность России войти, как тогда говорили в Москве, в число «цивилизованных стран», среди которых не нужно отстаивать какие-то свои национальные интересы, поскольку все пожелания мгновенно исполнялись бы «империей Добра».

Ни к чему не привели лихорадочные попытки Наджибуллы достичь компромисса с моджахедами с целью создания коалиционного правительства. Поражение становилось неизбежным. В апреле 1992 г. моджахеды вошли в Кабул, а Наджибулла даже не успел спастись бегством. Дорогу в аэропорт ему преградили отряды узбека Абдурашида Дустума, который до этого момента считался союзником Наджибуллы. Предательство Дустума стало окончательной причиной поражения Наджибуллы и, в конечном итоге, его смерти. Наджибулла укрылся в миссии ООН, и пройдет еще четыре долгих года, прежде чем его повесят талибы. Без всякого сомнения, при желании его могли бы спасти. Но ООН не стало делать того, что США считали недопустимым, а Россия – совершенно ненужным и второстепенным.

Тем временем, взяв Кабул, отряды моджахедов из «7 пешаварских партий» начинают междоусобную войну друг с другом, заключая и разрывая с судорожной и патологической последовательностью новые союзы и соглашения. Такой исход победы над Наджибуллой выявил, по крайней мере, три обстоятельства: во-первых, насколько непрочным и навязанным извне оказался альянс «пешаварских партий»; во-вторых, насколько мало «политики» было в альянсе, в котором преобладали неприкрытые экономические интересы с явно криминальным оттенком; в-третьих, насколько быстро отвернулись от моджахедов те, кто их недавно поддерживал. Альянс моджахедов распался почти мгновенно. 1993-1994 гг. были отмечены ожесточенными боевыми действиями по всей территории страны и особенно в столице. Президенту Раббани в союзе с министром обороны Ахмад-шахом Масудом противостоял премьер-министр Гульбеддин Хекматияр. Последний еще пользовался поддержкой влиятельных кругов пакистанских секретных служб. В союзе с узбеком Дустумом в начале 1994 г. он предпринял массированное наступление на Кабул. В результате бомбардировок и артобстрелов многие кварталы столицы были превращены в груды развалин. В течение длительного времени боевые действия в Кабуле шли практически беспрерывно. Такое положение в стране продлится до 1996 г.

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

ГЛАВА X. Различия в ходе исторического воспитания Определение государства. - Отношение между народностью и государством. Племена несознательные. - Племена, умершие для политической жизни. - Одна народность - одно государство. - Различные формы государства. -

Из книги Т.3. Парии человечества автора Жаколио Луи

Из книги Т.3. Грабители морей. Парии человечества. Питкернское преступление автора Жаколио Луи

VII Различные племена париев ИНДУСЫ В СВОЕМ ПРЕЗРЕНИИ СМЕШИВАЮТ всех париев в одну сплошную массу, и не устанавливают между ними никакого различия по племени и по происхождению. На самом же деле парии носят разные имена, смотря по местности, где они обитают, и по занятиям,

Из книги Все та же старая история: Корни антиирландского расизма автора Кертис Лиз

«Племена дикарей» Точно так же, как английские правящие классы считали ирландскую бедность следствием кельтской лени, ирландское насилие они объясняли кельтской склонностью к анархии. В английских умах бедность и аграрные беспорядки оставались ничем не связанными. В