Призвание Петра, Андрея. Иакова и Иоанна

Иисус успокоил Петра, сказав ему: «Не бойся . Следуя за Мной теперь, ты будешь потом словом Моим привлекать к себе умы и сердца людей; перестав быть рыбаком, ты станешь ловцом людей; отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10)».

Услышав этот призыв, Петр, а за ним Андрей, Иаков и Иоанн вытащили свои лодки на берег и, оставив на месте и сети, и пойманную рыбу, пошли за Иисусом.

Евангелисты Матфей и Марк, рассказывая о том же призвании Апостолов, умалчивают о том, что этому призванию предшествовал чудесный улов рыбы, вследствие чего их повествования, вполне согласные между собой, кажутся не вполне согласными с повествованием Евангелиста Луки. Для сравнения приведем повествования первых двух Евангелистов

Матфей. 4. 18-22: Марк. 1. 16-20:
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

Из сравнения этих вполне согласных между собой повествований Евангелистов Матфея и Марка с повествованием Евангелиста Луки обнаруживается, что призвание учеников состоялось на берегу озера, называющегося морем, в то время, когда они были в лодках с рыболовными сетями; расхождение заключается в том лишь, что, по рассказу Луки, Петр с товарищами были призваны после улова рыбы, а по рассказу Матфея и Марка призвание состоялось тогда, когда Петр и Андрей закидывали сети в море, а Иаков и Иоанн чинили свои сети.

Нет никакого основания полагать, что Евангелисты Матфей и Марк говорят не о том событии, о котором повествует Евангелист Лука, так как невероятно, чтобы Иисус Христос призвал тех же учеников два раза при столь сходных обстоятельствах. Поэтому кажущееся разногласие в повествованиях Евангелистов следует объяснить тем, что первые два Евангелиста имели в виду рассказать только о том, как, по зову Иисуса, Петр, Андрей, Иаков и Иоанн оставили все и пошли за Ним; рассказывая же только об этом призвании, они могли обойти молчанием обстоятельства, предшествовавшие этому важнейшему в их глазах событию.

Рассказанное тремя Евангелистами призвание учеников можно было бы рассматривать как первое призвание Петра, Андрея, Иакова и Иоанна следовать за Иисусом в качестве Его учеников, если бы Евангелист Иоанн, вообще дополнявший первые три Евангелия, не рассказал нам о призвании Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, Филиппа и Нафанаила, происшедшем ранее того, вслед за торжественным свидетельством Иоанна Крестителя об Иисусе как Мессии, Сыне Божием (Ин. 1, 35-51).

Сопоставляя эти два призвания с обстоятельствами, предшествовавшими второму призванию, можно заключить, что после первого призвания ученики Иисуса не всегда следовали за Ним во время Его путешествий, а иногда отлучались к своим прежним занятиям; после же второго призыва они сделались неотлучными Его спутниками, а вскоре и избранными, в числе двенадцати, Апостолами.

Значение синагоги

Иисус часто учил в синагогах еврейских. Синагогой назывался дом для религиозных собраний: чтения закона и общественных молитв. Хотя Моисей повелел совершать богослужения и жертвоприношения в одном только месте, где находилась скиния (перенесенная после в первый храм, построенный Соломоном в Иерусалиме), но во время Вавилонского плена, вдали от Иерусалима, на чужбине, евреи чувствовали крайнюю необходимость в общественных собраниях с религиозной целью; если в таких собраниях и нельзя было приносить жертвы Богу по закону Моисея, то можно было, по крайней мере, совместно читать книги закона и молиться. Дома для таких собраний назывались синагогами. Синагоги сделались потом настолько необходимой принадлежностью всякого еврейского поселения, что и по освобождении евреев из плена их устраивали везде, где только поселялись евреи, не только в Палестине» но и в местах еврейского рассеяния. В синагоге были: ковчег, в котором хранились книги закона; кафедра, с которой читали закон и пророков, и места для сидения. Собирались в синагогу по субботам и праздникам. Читать и толковать закон и пророков мог всякий, признающий себя способным на то. Читающий обыкновенно стоял во время чтения, а когда начинал объяснять прочитанное, то садился.

Слушая постоянно мертвое слово своих учителей, каковыми были преимущественно фарисеи, галилеяне были чрезвычайно удивлены, когда услышали живое слово Иисуса; те говорили как рабы закона, а Иисус - как власть имеющий (Мк. 1, 22). Книжники и фарисеи исказили смысл закона, сами не понимали его, и потому говорили не убежденно и не убедительно. Иисус же говорил Свое, то, что слышал от Отца Своего, а потому говорил властно, убежденно и убедительно. Понятно, какое сильное впечатление производила Его речь на непредубежденных слушателей.

Евангелист Лука дополняет рассказ Евангелиста Марка, говоря, что Иисус в Капернауме учил... в дни субботние (Лк. 4, 31), то есть: каждую субботу пребывания Своего в Капернауме Он учил в синагоге.

В то время, когда Иисус учил в синагоге, был там человек, имевший нечистого духа бесовского (Лк. 4, 33), или, как говорит Евангелист Марк,одержимый духом нечистым (Мк. 1, 23).

О бесноватых вообще

Непризнающие существования злых духов отвергают, конечно, и возможность присутствия их в человеке; они говорят, что современники Иисуса и Сам Иисус принимали сумасшедших за бесноватых или одержимых злым духом.

В главе об искушении (с. 146-147) сказано, что диавол, злой дух или бес, не имеет власти над человеком, и если побеждает его, то не силою, а обманом, обольщением. Человеку дан разум и свобода воли, и он этим оружием может бороться с искушениями дьявола; но если он поддается влиянию злого духа, подчиняет ему свою волю и исполняет то, что он укажет ему, то становится одержимым злым духом.

«Беснование нельзя смешивать ни с какой физической болезнью; это особое состояние души. Расстройство, замечаемое в способностях бесноватого, происходит не от болезненного состояния мозга или других органов, но от насильственного и разрушительного действия какой-то высшей воли; поэтому исцеление бесноватого не зависит от врачебной науки и может совершиться только нравственным воздействием духа на дух. Правда, беснование сопровождалось обыкновенно настоящими болезнями; некоторые чувства оставались бездейственными: бесноватый или ничего не видел и не говорил, или подвергался корчам и припадкам; но это расстройство органической жизни бесноватого находилось в зависимости от насильственного действия духа, который обладал им; единство, связывающее душу и тело, таково, что расстройство душевное влечет за собой и расстройство органическое» (из сочинения Дидона «Иисус Христос»). Судам уголовным и врачам-психиатрам известны случаи безотчетного и вполне непонятного влечения человека к совершению какого-нибудь зверского преступления, большей частью убийства. Подвергшийся такому влечению не сразу подчиняется ему; нередко он ведет ожесточенную борьбу с ним, но вместе с тем он чувствует, как воля его постепенно ослабевает, как он все менее и менее сопротивляется этому влечению, как он, наконец, поддается ему, становится его рабом, идет и совершает бесцельное, безумное, не оправдываемое никакими соображениями убийство; и почти всегда совершает его особенно зверским образом и как будто вполне спокойно, хладнокровно. Бывали случаи, когда подвергшийся подобному влечению несчастный шел в лечебницу, говорил о своем безотчетном и безудержном желании убить кого-нибудь (безразлично - кого именно), и в отчаянии молил врачей о спасении.

Профессор С. Корсаков в своем «Курсе психиатрии» (с. 253) приводит следующий случай такого непреодолимого влечения к совершению убийства. «Еще в феврале (говорит больной) у меня явилась мысль убить детей. Месяцев пять меня преследовала она; меня что-то толкало; я не мог от нее отделаться ни днем, ни ночью, ни за работой. В течение трех ночей я вставал с постели, чтобы убить детей. В первую ночь я выбежал на двор, чтобы выгнать эту мысль; через полчаса я успокоился и лег в постель, На другую ночь я также вышел и, вернувшись зажечь свечу, я взял бритву и, расхаживая взад и вперед по комнате, с кровожадностью смотрел на детей; наконец, я положил бритву на место и пошел на скотный двор... На третью ночь я несколько раз выходил и снова входил, чтобы покончить: я был совсем готов... Я вошел в комнату детей, держа в одной руке свечу, а в другой заступ... Я посмотрел, в кровати ли сын; его не было. Занавески кроватей моих дочерей были откинуты, и я видел, что они в постели. Я подошел, поставил левую ногу на стул, чтобы иметь опору, и начал наносить один удар за другим по их головам... Они спали, не сделали ни одного движения... Я не знаю, сколько ударов я нанес... Перед убийством я ни о чем не думал, как только о том, чтобы убить и бежать; после я не посмотрел даже на трупы, но почувствовал очень большое облегчение, которое продолжалось до тех пор, пока я не пришел в лес. Тогда я почувствовал упадок сил и закричал: “Я погибший человек”…» Позднее больной говорил: «Это должно было случиться; я не мог помешать себе сделать это дело, убийство»...

Называя такие влечения насильственными или навязчивыми, профессорС. Корсаков говорит: «Больной сознает, что его влечение совершенно безумно, но не может с ним бороться. Он предвидит все его последствия, но не может преодолеть того мучения, которое испытывает до удовлетворения своего безрассудного, вредного для него самого и для окружающих влечения» (с. 251). «Иногда навязчивые влечения достигают высшей степени напряжения так быстро, что переходят в действие почти одновременно с тем, как это влечение достигает сознания; однако и при этом человек не теряет сознания: он впоследствии ясно помнит, что именно он сделал, но решительно не может понять, по каким побуждениям он это совершил и что влекло его».

Когда на суде спрашивают врачей, можно ли признать сумасшедшим обвиняемого, совершившего убийство под гнетом такого влечения, они, в большинстве случаев, основываясь на изучении предшествовавшей жизни обвиняемого и обстоятельств, сопровождавших совершение преступления, говорят: обвиняемый действовал с полным сознанием преступности совершенного им поступка, и помнит все совершенное им со всеми мельчайшими подробностями; но воля его была подавлена навязчивым и насильственным влечением, и он не в силах был противиться этому влечению. А если он совершил преступление вопреки своей воле, под непреодолимым давлением чего-то, очевидно, постороннего ему, то есть чужой воли, то чья же эта ужасная, преступная, адски злая воля? Не того ли духа, которого мы называем злым? И этот несчастный, совершающий вопреки своей воле безумное убийство нередко даже неизвестного ему человека, разве он не одержим злым духом?

Многие спрашивают: «Почему во времена Иисуса Христа были бесноватые, а теперь их нет?»

Отвечая на этот вопрос, мы должны заметить, что в нем содержится крупная ошибка: одержимые злым духом и бесноватые всегда были, и в настоящее время их немало; но на тех одержимых, которые не проявляют буйства, мы почти не обращаем никакого внимания. Вспомните громкое уголовное дело об убийстве ростовщика Диманта, которому доставляло наслаждение любоваться беспомощностью и гибелью жертв его ростовщичества. Вспомните Шейлока (хотя и не существовавшего в действительности, но созданного как тип гением Шекспира), с адским хладнокровием готовившегося вырезать фунт мяса около сердца его должника Антонио. Разве это не одержимые злым духом? А если одержимые становятся буйными и, следовательно, опасными для окружающих, то их прячут от нас в дома для умалишенных, где они незаметно для нас и умирают.

Несомненно, что много так называемых сумасшедших теряют рассудок вследствие каких-либо телесных болезней, главным образом, болезней головного мозга; но несомненно также и то, что среди содержимых в домах для умалишенных немало страдающих только болезнью воли; и если их воля подчинена невидимому для них существу, то их следует считать одержимыми злым духом.

Исцеление бесноватого

Одержимые злым духом и во времена Иисуса Христа не всегда неистовствовали; только самые буйные удалялись из городов и селений в пустынные места, другие же продолжали жить в своих семьях. Один из таких, не особенно буйных, пробрался в синагогу в Капернаум, когда Иисус поучал собравшихся там, и неожиданно для всех громким голосом закричал: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Крик этот произвел потрясающее впечатление на всех, кроме Иисуса, Который спокойным и, вместе с тем, властным тоном сказал злому духу (под влиянием которого кричал бесноватый): замолчи и выйди из него! (Лк. 4, 35). Бесноватый упал посреди синагоги, но тотчас же встал совсем исцеленным, так как злой дух, повинуясь повелению Иисуса, оставил его.

Ничего подобного не видели раньше находившиеся в синагоге, и потомунапал на всех ужас (Лк. 4, 36).

Слух о необычайном исцелении бесноватого изгнанием из него злого духа быстро распространился по всем окрестным местам, вследствие чего все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Иисусу.

В этом событии изгнания злого духа особенно обращает на себя внимание то обстоятельство, что к Иисусу обращался, очевидно, не одержимый бесом, а сам бес; одержимый же только исполнял беспрекословно волю беса, говорил то, что тот ему внушал; да и Иисус Христос, говоря: Выйди из него , - говорил эти слова злому духу. Блаженный Феофилакт в своем толковании на Евангелие от Луки говорит, что бес, предпослав Господу упрек, хотел потом увлечь Его лаской, думая, что Господь оставит его; поэтому, он и говорит:знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Господь не принимает свидетельства от беса, научая нас тому же, и говорит: замолчи и выйди из него (Блаженный Феофилакт. Толкование на Евангелие от Луки. С. 66).

А как часто мы поддаемся лести диавола, возбуждающей в нас гордость, излишнее самомнение, доходящее иногда до мании величия! Чтобы избежать такого пагубного обольщения, мы должны всегда помнить, что мы не можем быть своими судьями, и что если мы сами слишком высокого мнения о себе, то это мнение не наше собственное, а внушенное нам тем, свидетельству которого не следует доверять.

Случай с бесноватым произошел или в конце поучения, или же своей необычайностью помешал продолжать его, только, по словам Евангелиста Марка, Иисус вскоре вышел из синагоги. Его сопровождали четыре ученика, Симон, Андрей, Иаков и Иоанн, вторично призванные после чудесного улова рыбы и теперь не покидавшие Его.


Похожая информация.


Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] Влахос Митрополит Иерофей

ПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ

ПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ

Господь призывает людей, пригодных для этого дела, и дает им Свое священство. Таким образом, первыми епископами были апостолы. Господь призвал их к апостольскому званию, находился вместе с ними целых три года, в дальнейшем же дал им Святого Духа, чтобы они могли прощать грехи, и послал их проповедовать «всем народам» и наставлять людей. Он сделал их евангельскими рыбаками и проповедниками. Именно это избрание и миссия сделали их апостолами. В Священном Писании нет свидетельств о том, чтобы Господь воспользовался специальным обрядом для передачи апостолам священнического служения. Однако мы можем заметить, что «Господь, Сам будучи основателем таинств, не был связан ими, но мог осуществить ту цель, ради которой они существуют, простым изъявлением Своей воли»23. Во всяком случае, несомненно то, что призвание двенадцати апостолов Христом, явление Его им по воскресении, дар прощать грехи и нисхождение Утешителя в день Пятидесятницы сделали их пастырями народа Божия.

Тем не менее у нас есть и случай апостола Павла, который не был учеником Христа при Его земной жизни. Однако и он был призван в апостольское звание. Сам он считает себя апостолом Иисуса Христа: «Павел, апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа...» (1Тим. 1:1). Более того, он пишет также: «Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2Кор. 11:5). В другом месте тот же апостол пишет: «Благодарю давшего мне силу Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение...» (1Тим. 1:12). Апостол уверен, что является свидетелем воскресения Христова, поскольку видел Христа, направляясь в Дамаск. Поэтому, описывая явления воскресшего Христа, он осмеливается утверждать: «...а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор. 15:8), причисляя себя к свидетелям воскресения.

Явление апостолу Павлу Христа и призвание его в апостольское звание стало апостольским рукоположением. И ему Христос также дал Свое священство.

Профессор Иоанн Романидис пишет: "У апостола Павла приходские пророки (1Кор. 14:29) вместе с апостолами (1Кор. 15:5-8) являются людьми, достигшими об?жения, то есть лицезрения Христа в славе Святой Троицы. Павел ясно выделяет это, когда пишет о тайне Христовой, что она не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф. 3:5). В этом контексте надлежит объяснять высказывание «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:26), которым вводится перечисление членов тела Христова. Ведь прославленным членом является об?женный, достигший об?жения, которого Бог сделал пророком. Поэтому, перечисляя члены тела Христова, Павел начинает с апостолов и пророков во главе и завершает имеющими разные языки (1Кор. 12:28), что было одним из видов богослужения (Еф. 5:19-20). Согласно апостолу Павлу, пророчествующий должен заниматься толкованием Ветхого Завета (Новый считался не требующим толкования) на основе опыта умной молитвы, которая зовется «разными языками», в то время как пророк – это достигший об?жения. Это в точности соответствует позднейшему различию, которое святые отцы проводили между богословствующим и богословом. Все, от апостола до пророчествующего и толкующего, имели в сердце разные языки, то есть различные виды умного служения Святого Духа, будучи поэтому богоизбранными членами тела Христова и храмами Духа Святого. В качестве богоизбранных они отделяются от простолюдинов (1Кор. 14:16), не принявших еще дара посещения Святого Духа, который бы совершал в их сердцах непрестанную молитву, и, следовательно, не сделавшихся Его храмами. По-видимому, это были люди, крещенные водою во оставление грехов, но не крещенные Духом, то есть не помазанные. Вероятно, таинство миропомазания совершалось как подтверждение нашествия на молящегося Святого Духа, почему оно и называется по-латыни confirmatio.

Во всяком случае, об?женные апостолы и пророки и просвещенные учители, имевшие силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1Кор. 12:28), по-видимому, составляли помазанный клир и царственное священство, как это явствует из последования святого мира. Простолюдинами, по свидетельству отцов, являются миряне. Слова «иных Бог поставил в Церкви» (1Кор. 12:28) ясно указывают на то, что посещение Святого Духа происходило через об?жение апостолов и пророков и просвещение прочих, а не через специальный обряд"24.

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

9. Что такое рукоположение? Вопрос: Что такое рукоположение?Отвечает священник Константин Пархоменко:Это возложение рук епископа на того, кто поставляется на служение Церкви.Чаще рукоположение называют просто посвящением. Возлагать руки на преемников стали еще св.

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Призвание первых апостолов и Нагорная проповедь Призвание рыбарей Мф. 4, 18–22; Мк. 1, 16–20; Лк. 5, 1-11 Первым действием Христа Спасителя в Капернауме было призвание Симона, Андрея и сыновей Зеведея к последованию за Ним. Проходя по берегу озера, Господь увидел на озере две

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Рукоположение во епископа Преклонение колен перед Престолом.Возложение на голову ставленника Евангелия и рук архиерея.Чтение тайносовершительной молитвы.«Кирие, элейсон».Две молитвы.Ектенья, произносимая первым и вторым митрополитами.Облачение новопоставленного в

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Призвание апостолов Во имя Отца и Сына и Святого Духа.По мере нашей веры, по мере открытости наших сердец. Господь разно нас призывает. В глубине ночи, из сна был вызван Авраам; его Господь вызвал по имени, и Авраам отозвался, и Господь ему велел:

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Рукоположение во диакона Во диаконы может быть рукоположен только тот, кто уже посвящен в чтеца и иподиакона. Поэтому в настоящее время часто бывает так, что рукополагаемый во диакона в тот же день сперва посвящается в чтеца и иподиакона (если он не был до того посвящен в

Из книги Не от мира сего автора

Рукоположение во священника Это рукоположение может быть совершено только на полной литургии и притом сразу после Великого входа, дабы новорукоположенный иерей мог принять участие в освящении Св. Даров.Хиротония во священника совершается во всем подобно хиротонии во

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Рукоположение во епископа Совершается с особой торжественностью. Накануне дня рукоположения совершается наречение избранного во епископа. Все рукополагающие архиереи (ибо рукоположить нового епископа может только собор епископов, и никак не меньше трех или, по крайней

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Рукоположение Жизнь тождественна учению, так учение тождественно жизни.Св. Григорий Богослов.УЖЕ СЕМЬ ЛЕТ ЖИВЯ В ПУСТЫНИ, отцы отказывались от священства. Еще в 1970 году, принимая постриг, о. Герман объяснил, что не хочет создавать видимость, будто их скит стал для

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

§94. Рукоположение J. Morinus (католик): Comment. Hist, ас dogm. de sacris Ecoles, ordinationibus. Par., 1655, etc. Fr. Halierius (католик): De sacris electionibus et ordinationibus. Rom., 1749. 3 vols. fol. G. L. Hahn: l. с, p. 96, p. 354 ff. См. также соответствующие разделы в археологических трудах: Bingham, Augusti, Binterim, etc.Доставление священников на служение,

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава IV. Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1-4). Допрос Апостолов в Синедрионе и ответ их (5-12). Недоумение Синедриона и освобождение Апостолов (13 - 22). Молитва Апостолов и новое чудесное знамение (23 - 31). Внутреннее состояние первенствующей

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

Рукоположение в сан диакона Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того,

Из книги Автобиографические заметки автора Булгаков Сергей Николаевич

Рукоположение в сан пресвитера Чин хиротонии во пресвитера имеет ту же структуру, что и чин диаконского рукоположения. Однако совершается он после великого входа, перед началом евхаристического канона – для того, чтобы новорукоположенный священник мог участвовать в

Из книги автора

Рукоположение во епископа Чинопоследование рукоположения во епископа по своей структуре сходно с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно более торжественно. Кроме того, епископской хиротонии предшествуют два самостоятельных чина

Из книги автора

Рукоположение во иеромонаха 2 сентября 1793 года по ходатайству старцев преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; †1811) и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин.

Из книги автора

На свое рукоположение Служение духовному пиру дошло и до нас, способных более пользоваться услугами других, нежели себя предлагать в услугу другим. И я всячески упрашивал освободить меня от таких даней по убожеству моему в слове, ссылаясь на некий закон пиршеств. Ибо

Из книги автора

МОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ (24 года)Игорю Платоновичу ДемидовуЯ родился в семье священника, во мне течет ле–витская кровь шести поколений. Я вырос у храма Преп. Сергия, благодатно обвеянный его молитвой и звоном. Мои впечатления детства эстетические, моральные, бытовые связаны с

О призвании первых апостолов ― рыбарей Петра, Андрея, Иакова и Иоанна ― рассказывают нам три евангелиста: Матфей (Мф. 4, 11‒22), Марк (Мк. 1, 16‒20) и Лука (Лк. 5, 1‒11), причем первые два кратко, как бы констатируя лишь самый факт призвания, а св. Лука подробно, описывая предшествовавший этому призванию чудесный улов рыбы. Как повествует нам св. евангелист Иоанн, еще на Иордане последовали за Господом намеченные Им первые ученики Его Андрей и Иоанн, затем пришли к Господу Симон, Филипп и Нафанаил. Но возвратившись с Исусом в Галилею, они мало-помалу обратились к своим прежним занятиям ― к рыбной ловле. Теперь Господь призывает их к постоянному следованию за Собой, повелевая им оставить рыбную ловлю и посвятить себя иному труду ― уловляя людей для Царствия Божия. Слух о пришествии Мессии быстро распространился по Галилее, и толпы людей стекались послушать Его учение. Все теснились вокруг Него, и вот, однажды, когда Он был на берегу Геннисаретского озера, называвшегося также морем (вероятно, благодаря бывшим на нем сильным бурям), Ему пришлось сесть в лодку чтобы отплыть несколько и учить из нее народ. Бы́сть же належáщу Емý нарóду (однажды, когда народ теснился к Нему), да бы́ша слы́шали (чтобы слышать) слóво Бóжiе, и Тóй бѣ́ стоя́ при éзерѣ Генисарéтстѣ , и (у)ви́дѣ (л Он) двá корабля́ (две лодки) стоя́ща при éзерѣ. ры́барiе же от шéдше от нею́ (выйдя из них), плакáху мрéжа (ἔπλυνον , вымывали сети). Влѣ́зъ (войдя) же въ еди́нъ от кораблю́, и́же бѣ́ Си́моновъ, моли́ (просил) егó от земли́ отступи́ти мáло (от берега отплыть несколько), и сѣ́дъ учáше изъ корабля́ нарóды . Господь убегает от славы, а она тем более преследует Его. Когда народ теснился около Него, Он всходит на корабль, чтобы с корабля учить стоящих на берегу моря, так что все находились пред лицом Его, и никто не ушел за спину. Окончив поучение, Господь велел Симону, которому принадлежала лодка, отплыть на глубину и закинуть сети: Я́коже престá глагóля (когда же перестал учить), речé къ Си́мону, поступи́ въ (отплыви на) глубинý, и ввéрзите мрéжа (закиньте сети) вáшя въ лови́тву (для лова). За то, что Он учил с корабля, Он не оставил владетеля его без награды. Он даже вдвойне его облагодетельствовал: одарил его множеством рыб и сделал Своим учеником. Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, например: волхвов — посредством звезды, а рыбарей — посредством рыб. Заметь кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо молил , разумей, вместо умолял. Опытный рыбак, трудившийся всю ночь неудачно, Петр был уверен, что и новый лов не будет успешен. И отвѣщáвъ (в ответ) Си́монъ речé (сказал) Емý, Настáвниче, объ нóщь всю́ трýждьшеся (трудились), ничесóже я́хомъ (ничего не поймали). Заметь и то, как благопокорен был Петр: Человека, Которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. Когда Сей сказал ему, чтобы он отплыл на глубину, тот не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: по глагóлу (по слову) же Твоемý, ввéргу мрéжю (закину сеть). Так Петр был тепл в вере и прежде веры! За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их. Произошел столь чудесный улов, что даже сеть прорывалась. И сé сотвóрше (это сделав), я́ша (поймали) мнóжество ры́бъ мнóго . Протерзáшежеся (прорывалась) мрéжа и́хъ . Петр и Андрей должны были позвать на помощь своих товарищей, находившихся в другой лодке, Иакова и Иоанна, чтобы те помогли им вытащить пойманную рыбу: И поманýша причáстникомъ (дали знак товарищам), и́же бѣ́ху во друзѣ́мъ корабли́ (находившимся на другой лодке), да пришéдше помóгутъ (чтобы пришли помочь) и́мъ . Знаками пригласили соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле. Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайной ловлей не мог говорить. И прiидóша (пришли), и испóлниша (наполнили) óба корабля́, я́ко погружáтися и́ма (так что они начинали тонуть). Рыбы оказалось столько, что наполненные ею обе лодки начали тонуть. Далее, объятый ужасом Петр, в глубоком благоговении припал к ногам Исусовым просит Исуса сойти с корабля, говоря о себе, что он грешник и недостоин быть вместе с Ним: (у)ви́дѣвъ же (это) Си́монъ Пéтръ, припадé къ колѣ́нома I сýсовома, глагóля, изы́ди (выйди) от менé, я́ко мýжъ (потому что я человек) грѣ́шенъ éсмь Гóсподи . В этих словах он хотел выразить сознание своего недостоинства перед величием и могуществом Чудотворца. У́жасъ бо одержáше (объял) егó, и вся́ сýщыя (всех, бывших) съ ни́мъ, о лови́твѣ (от этого лова) ры́бъ, я́же я́ша (ими пойманных). Тáкожде же (также и) I якова и I оáнна, сы́на Зеведéова, я́же бѣ́ста обéщника (бывших товарищами) Си́монови . Словом кротости Господь успокаивает Петра и предрекает ему его будущее высокое предназначение: И речé къ Си́мону I сýсъ, не бóйся, отсéлѣ (отныне) бýдеши человѣ́ки ловя́ . По свидетельству евангелистов Матфея и Марка, Господь сказал обоим братьям Петру и Андрею: гряди́та (прiиди́та , идите) по Мнѣ́ (вслѣ́дъ Менé , за Мною), и сотворю́ вы́ (вáсъ бы́ти) ловцá человѣ́комъ , а затем призвал к такому же следованию за Собой других двух братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых. Оставив свои сети, а последние два и отца своего, они последовали за Исусом. И извлéкше (вытащив) óба корабля́ нá землю (на берег), остáвльше вся́ (оставили всё), вслѣ́дъ Егó идóша (последовали за Ним). Если хочешь, понимай это и в переносном смысле. Корабль есть синагога иудейская. Петр представляет образ учителей Закона. Учители, бывшие до Христа, всю ночь трудились (ибо время до пришествия Христова — ночь) и ничего не достигли. А когда пришел Христос и настал день (см.: Рим. 13, 12), то апостолы, поставленные на место законоучителей, по слову , то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают и соучастников своих, и сообщников, и влекут вместе с ними. Это суть пастыри и учители Церкви всех времен; они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков. Обрати внимание и на выражение: ввéргу мрéжю (закину сеть). Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто. Если же кто скажет, что через закидывание сети означается глубина мыслей, то и с этим можно согласиться. Итак, исполнилось слово пророка, сказавшего: Сé Áзъ послю́ (вот, Я пошлю) ры́бари мнóги, речé Госпóдь, и ловя́тъ (будут ловить) и́хъ, и посéмъ (потом) послю́ имъ мнóги ловцы́ (охотников), и ловя́тъ и́хъ от вся́к i я (погонят их со всякой) горы́, и от (со) вся́каго холмá, и от пещéръ кáменныхъ (из ущелий скал; Иер. 16, 16). Рыбарями назвал он святых апостолов, а ловцами ― правителей и учителей Церкви последующих времен.

Призвание первых апостолов

(Иоан. 1:35-51)
После искушения от диавола, Господь Иисус Христос вновь направился на Иордан ко Иоанну. Между тем, накануне Его прихода Иоанн дал новое торжественное свидетельство о Нем перед фарисеями, уже не как о грядущем только, но как о пришедшем Мессии. Об этом рассказывает один лишь Евангелист Иоанн в 1 гл. ст. 19 - 34. Иудеи прислали из Иерусалима ко Иоанну священников и левитов спросить, кто он, не Христос ли, ибо, по их представлениям, крестить мог только Мессия-Христос. "И исповеда и не отвержеся: и исповеда, яко несмь аз Христос". На вопрос, кто же он тогда, не пророк ли, он сам называет себя "гласом вопиющаго в пустыне" и подчеркивает, что крещение его водою, как и все служение его только подготовительное, и чтобы отстранить от себя все вопросы, в заключение своего ответа торжественно объявляет: "посреде вас стоит Некто, Егоже вы не весте" (ст. 26), "Он выступает на служение Свое после меня, но имеет вечное бытие и Божественное достоинство, а я недостоин быть даже Его рабом". Это свидетельство было дано в Вифаваре - там, где стекался к Иоанну многочисленный народ (ст. 27-28).

На другой день после этого, когда Иисус, после искушения от диавола, вновь пришел на Иордан, Иоанн произносит о Нем торжественное свидетельство, называя Его "Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира" и удостоверяя, что это и есть Тот, о приходе Кого он и проповедовал, и что он убедился в том, что это и есть Крестящий Духом Святым Сын Божий, так как он видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Иоан.1:29-34).

На другой день после этого уже личного свидетельства о пришедшем Мессии, Сыне Божием, вземлющем грехи мира, Иоанн вновь стоял с двумя из своих учеников на берегу Иордана. Также и Иисус опять проходил вдоль берега Иордана. Увидев Господа, Иоанн снова повторяет о Нем свое вчерашнее свидетельство: "Се Агнец Божий" (Иоан.1:36). Называя Христа Агнцем, Иоанн относит к Нему замечательное пророчество Исайи в 53 гл., где Мессия представлен в виде овчати, ведомого на заклание, агнца, безгласного пред стригущим его (ст. 7).

Следовательно, основная мысль этого свидетельства Иоаннова есть та, что Христос есть жертва, приносимая Богом за грехи людей. Но в словах: "вземляй грехи мира" эта великая живая Жертва представляется и Первосвященником, который Сам Себя священнодействует: берет на Себя грехи мира и приносит Себя в жертву за мир.

Услышав это свидетельство Иоанна, двое из его учеников на этот раз последовали за Иисусом туда, где Он жил, и провели с Ним время с Десятого часа (по-нашему с четвертого пополудни) до позднего вечера в слушании беседы Его, вселявшей в них непоколебимое убеждение, что Он есть Мессия (38-41). Один из этих учеников был Андрей, а другой - сам Евангелист Иоанн, никогда не называющий себя при повествовании о тех событиях, в которых он участвовал. Возвратившись домой, после беседы с Господом, Андрей первый возвестил своему брату Симону, что он с Иоанном нашли Мессию (ст. 41). Таким образом, Андрей был не только Первозванным учеником Христа, каким его и принято называть, но он и первый из Апостолов проповедал Его, обратил и привел ко Христу будущего первоверховного Апостола. Когда Андрей привел ко Христу брата, то, воззрев на него Своим испытующим взором, Господь нарек его "Кифою", что значит, как объясняет сам Евангелист, "камень", по-гречески, "Петрос". На другой день после прихода Андрея и Иоанна Христос восхотел идти в Галилею и призвал к следованию за Собой Филиппа, а Филипп, найдя своего друга Нафанаила, пожелал и его привлечь к следованию за Христом, сказав ему: "Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса сына Иосифова, иже от Назарета" (ст. 45). Нафанаил, однако, возразил ему: "От Назарета может ли что добро быти?" По-видимому, Нафанаил разделял общий многим тогдашним иудеям предрассудок, что Христос, как царь с земным величием, придет и явится во славе среди высшего иерусалимского общества; между тем Галилея пользовалась весьма дурной славой среди иудеев, и Назарет, этот маленький городок, который даже ни разу нигде не упоминается в священном писании Ветхого Завета, казалось, никоим образом не мог быть местом рождения и явления обещанного пророками Мессии. Верующая душа Филиппа, однако, не нашла нужным опровергать этот предрассудок друга. Филипп предоставил ему самому убедиться в истине его слов. "Прииди и виждь!" сказал он ему. Нафанаил, как человек откровенный и искренний, желая исследовать, насколько верно то, о чем говорит ему друг, сейчас же пошел ко Иисусу. И Господь засвидетельствовал простоту и бесхитростность его души, сказав ему: "Се воистину израильтянин, в немже лести несть". Нафанаил выразил удивление, откуда Господь может знать его, видя его в первый раз. И тогда Господь, чтобы окончательно рассеять его сомнения и привлечь его к Себе, являет ему Свое Божественное всеведение, намекнув ему на одно таинственное обстоятельство, смысл которого никому не был известен, кроме самого Нафанаила: "суща под смоковницею видех тя". Что было с Нафанаилом под смоковницею, - это от нас сокрыто и, как по всему видно, это было такой тайной, о которой, кроме самого Нафанаила, мог знать только Бог. И это так поразило Нафанаила, что все сомнения его в Иисусе мгновенно рассеялись: он понял, что перед ним не простой человек, но Некто, одаренный Божественным всеведением, и он тотчас же уверовал во Иисуса, как в Божественного Посланника-Мессию, выразив это восклицанием, полным горячей веры: "Равви (что значит: "учитель"), Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев!" (ст. 49). Предполагают, что Нафанаил имел обычай совершать установленную молитву под смоковницею, и, вероятно, как-то раз испытал во время такой молитвы особенные переживания, которые ему навсегда ярко запомнились и о которых никто из людей не мог знать. Вот почему слова Господа и пробудили в нем сразу такую горячую веру в Него, как в Сына Божия, которому открыты сокровенные состояния человеческой души.

На это восклицание Нафанаила, Господь, обращаясь уже не к одному ему лично, а ко всем Своим последователям, предрек: "Аминь, аминь глаголю вам: отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия, восходящия и нисходящия над Сына Человеческаго". Этими словами Господь хотел сказать Своим ученикам, что они духовными очами узрят Его славу, что исполнилось древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (Быт. 28:11-17) через воплощение Сына Божия, ставшего теперь "Сыном Человеческим". Этим именем Господь и стал называть Себя часто. В Евангелии мы насчитываем около 80 случаев, когда Господь называет Себя так. Этим Христос положительно и неопровержимо утверждает свое человечество и вместе с тем подчеркивает, что Он - Человек в самом высоком смысле этого слова, идеальный, универсальный, абсолютный человек, Второй Адам, родоначальник нового обновляемого Им чрез Свои крестные страдания человечества. Таким образом, это название отнюдь не выражает только уничижение Христа, но скорее вместе с этим выражает и Его возвышение над общим уровнем, указывая в Нем осуществленный идеал человеческой природы, человека такого, каким ему надлежит быть, по мысли Творца и Создателя его Бога.

“Нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю
вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его;
но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего”
(Иоанна 15:13-15).

В этом уроке мы не только
встречаем Иоанна Крестителя, но также знакомимся с учениками Иисуса и Его ближайшими
друзьями. Ближе всего к Иисусу были двенадцать учеников, которых он призвал,
чтобы совместно служить человечеству. Самоотверженная жизнь этих людей, описанная
на страницах Святой Книги, всегда наполняет наши сердца благоговением. Возвратимся
к тому месту, где мы оставили Иисуса в прошлом уроке. После искушения в пустыне
Он пошел к Иордану, где проповедовал Иоанн Креститель. В это время туда прибыла
делегация от синедриона, верховного иудейского суда. Синедрион, состоявший из
70 старейшин, послал священников и левитов, чтобы подробнее разузнать о деятельности
Иоанна и спросить о его полномочиях в этом деле.

I. Важная
миссия Иоанна Крестителя

1. Какие вопросы задавали Иоанну посланные от
синедриона?
(Иоанна 1:19-22). Разница между проповедником пустыни и пришедшими
из города учителями очевидна. Иоанн был одет в грубую одежду из верблюжьей шерсти
великие же люди из Иерусалима в богатые одежды. Иоанн не имел от синедриона
официального разрешения проповедовать, и его независимость задевала их самолюбие.
Кроме того, в душу их закралось беспокойство- а вдруг окажется, что Иоанн действительно
пророк, посланный Богом? Как быть тогда?

2. Какое обоснование своей миссии представил
Иоанн?
(Иоанна 1:23-25). Иоанн определенно заявил, что Он не Христос, и
назвал себя голосом, который должен возвестить о пришествии Спасителя. Тогда
священники обвинили Иоанна в том, что он не имеет права крестить: “И они спросили
его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?” Говоря о “пророке”,
иудеи имели в виду Моисея, ибо верили, что он будет воскрешен и взят на небо.
Они не знали, что он уже был воскрешен и находился на небе (Иуд. 9; Матф. 17:1-3).
Они также верили, что перед приходом Спасителя должен опять явиться пророк Илия,
взятый Богом живым на небо.

3. Каким именем Иисус назвал Иоанна Крестителя?
“И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти” (Матф. 11:14).

4. Как Иоанн представил своим собеседникам Иисуса?
“…я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете Он-то Идущий
за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви
Его” (Иоанна 1:26-27). Христос стоял среди них. Ни учителя, ни народ не знали
Его. Здесь и представился случай расспросить Иоанна подробнее о Христе, но они
не проявили к этому никакого интереса.

5. Какими словами Иоанн представил Христа народу?
“…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал:
«за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня”
(Иоанна 1:29, 30).

6. Чьими учениками были большинство из апостолов
Иисуса?
Они были учениками Иоанна Крестителя.

II. Призвание
двенадцати апостолов

7. Кто были первые призванные Христом на служение?
(Иоанна 1:40-42). Вероятно, Петр уже раньше слышал о Христе и искал случая увидеть
Его. Когда Андрей сказал, что они нашли Мессию, Петр охотно пошел с ним к Иисусу.
Из этих двух братьев Петр был избран Богом для большего дела, чем его брат.
Андрей же был орудием в руке Божьей, чтобы привести Петра к Иисусу. Как хорошо
было бы, если бы все, принявшие Христа, приводили к Нему своих родственников!
Может быть, и вы приведете кого-нибудь ко Христу, предложив заниматься на этом
заочном курсе, повествующем о жизни Христа.

8. Кто были следующие два ученика? (Иоанна
1:43-45). Мы не находим имени Нафанаила среди двенадцати апостолов в Евангелии
от Марка (3:13-19) и Луки (6:12-16). В этих текстах рядом с Филиппом назван
Варфоломей. Предполагают, что Нафанаил и Варфоломей - одно и то же лицо. Нафанаил
молился под смоковницей, прося Бога открыть ему истину. Нашед Христа, он тот
час же принял Его как Спасителя мира.

9. Когда Христос вторично призвал учеников на
постоянное служение?
(Марк. 1:14-20). Первые призванные Христом ученики
проводили все свое время с Ним. Он начал работу один и только впоследствии
предложил ученикам оставить прежние занятия и целиком посвятить свое время служению
ближним. Иисус обещал этим рыбакам сделать их “….ловцами человеков”. Он исполнил
это обещание Его ученики сделались способными учителями и проповедниками истины.
Благодаря их деятельности весь известный тогда мир узнал о Христе и Его учении.

10. В чё м заключалась проблема в призвании
мытаря Матфея?
(Лук. 5:27–28). Матфей-Левий был сборщиком податей, т. е.
чиновником на римской службе. Его соотечественники-иудеи ненавидели таких людей
за то, что они служили завоевателям, и не общались с ними. Но Иисус не остановился
перед этим и призвал Матфея. Чтобы установить царство правды в сердцах людей,
необходимо было разрушить преграды, созданные иудеями в обществе, и уничтожить
предрассудки и предубеждения, из-за которых некоторые классы людей не допускались
к Богу и ко спасению. Иисус на примере показал, что каждый, верующий в Него
как в Сына Божия и готовый следовать за Ним, может быть Его учеником и другом
независимо от общественного положения. Он призвал Матфея, презираемого всеми
мытаря, в число Своих учеников, ближайших последователей и друзей; и Матфей
был глубоко тронут любовью Спасителя.

11. Как отреагировали фарисеи на общение Христа
с мытарями и грешниками?
(Лук. 5:30–32). Мытари чувствовали, что Иисус,
избрав одного из них в число Своих учеников, оказал им большую честь. Они очень
заинтересовались учением Христа. Но вожди фарисейской секты критиковали Иисуса.
Иисус отразил их нападки их собственным оружием: если мытари страдают ужасной
болезнью греха, то Он, как Врач души, как раз и пришел, чтобы помочь таким людям
– духовно больным. Но тем, кто не чувствовал нужды во Враче, Он не мог помочь.

12. Почему Христос принял в число апостолов Иуду?
(Иоанна 6:64). “И, тем не менее, Христос не лишил его призыва благодати и дара
любви. Видя опасность, угрожающую Иуде, Спаситель ближе привлек его к Себе,
ввел его в тесный круг Своих избранных учеников… Что касается Иуды, то работа
любви Христа оказалась тщетной” (Воспитание, стр. 92-93).

13. Какова была цель избрания двенадцати апостолов?
(Марк. 3:13-19). Они были призваны Иисусом, чтобы стать руководителями Его церкви.
Это был первый шаг в организации христианской церкви.

III. Великая
миссия двенадцати

14. Как велика была миссия двенадцати? Они
были призваны на самое высокое служение, доступное человеку (Матф. 19:27, 28),
и имели преимущество общаться с Сыном Божиим и сотрудничать с Ним в спасении
погибающих (Иоанна 17:1-9). Как двенадцать патриархов были представителями Израиля,
так апостолы вместе со Христом являются основанием христианской церкви (Ефес.
2:19-22). Восемь книг Нового Завета написаны учениками из числа 12-ти, а именно:
Евангелия от Матфея и Иоанна, два послания Петра, три послания и Откровение
Иоанна. Со дня Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они возглавляли самое большое
миссионерское движение. Почти все ученики, кроме Иоанна, умерли мученической
смертью. Они являются примером для служителей церкви всех веков.

15. Как изменился характер учеников под влиянием
Иисуса?
«Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные
и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом». (Деяние
4-13).

16. Каково наше отношение к миссии двенадцати
апостолов?
“Как Христос послал своих учеников, так Он сегодня посылает членов
Своей церкви. Долг каждого христианина заключается не только в том, чтобы ожидать
пришествия Спасителя, но чтобы ускорить его” (“Деяния апостолов”, стр. 360,
361).

Заключение

Каждый желающий учиться от Христа может стать Его
учеником и соработником.

Контрольные вопросы

Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения:

1. Синедрион состоял из семидесяти старейшин.

2. Иоанн имел от синедриона разрешение проповедовать.

3. Иисус назвал Иоанна Крестителя Илией.

4. Большинство учеников Иисуса были учениками Иоанна
Крестителя.

5. Из двух братьев Петр был избран Богом для большего
служения, чем его брат Андрей.

6. Предполагается, что Нафанаил и Варфоломей –
одно и тоже лицо.

7. Иудеи уважали сборщиков податей, потому что
они были чиновниками римской власти.

8. Мытари чувствовали, что Иисус, избрав Матфея
Своим учеником, оказал им большую честь.

9. Избрание 12 апостолов явилось первым шагом в
организации Христианской Церкви.

10. Со дня Пятидесятницы, движимые Духом Святым
апостолы возглавляли самое большое миссионерское движение.

11. Каждый желающий учиться от Христа может стать
Его учеником и соработником.