Принесение святых мощей новомучеников и исповедников хх века. Мощи новомучеников и исповедников русской православной церкви в храме преображения господня

16-17 августа 2017 в храм Преображения Господня г.Спас-Клепики по благословению Преосвященнейшего Дионисия Епископа Касимовского и Сасовского были доставлены для поклонения частицы мощей святых Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви.
16 августа мощи встречали: настоятель Преображенского храма г.Спас-Клепики протоиерей Александр Мельник, протоиерей Симеон Правдолюбов — настоятель Благовещенского храма д. Ушмор, иерей Роман Филиппов — настоятель Успенского храма с. Стружаны, иерей Геннадий Арсеков — настоятель Преображенского храма с. Екшур, иеродьякон Памфил и прихожане Спас-Клепиковского благочиния.



В списке 54 Новомучеников и Исповедников Российских – архиереи, пресвитеры и дьяконы, монашествующие и миряне. Имена тех, чьи мощи были доставлены для поклонения:
Свт. и исп. Тихон Московский, сщмч. Владимир Киевский, сщмч. Гермоген Тобольский, сщмч. Иларион Верейский, сщмч. Иоанн Рижский, сщмч. Никодим Белгородский, сщмч. Петр Воронежский, сщмч. Сильвестр Омский, сщмч. Фаддей Тверской, сщисп. Агафангел Ярославский, сщисп. Афанасий Ковровский, сщисп. Виктор Глазовский, сви и исп. Николай Алма-Атинский, сщисп. Лука Крымский, сщисп. Феодосий Коломенский, сщмч. Алексий (Будрин), сщмч. Александр (Малиновский), сщмч. Александр (Лисицын), сщмч. Виссарион (Селинин), сщмч. Владимир (Введенский), сщмч. Владимир (Цедринский),сщмч. Константин (Богоявленский), сщмч. Константин (Голубев) ,сщмч. Лев (Ершов), сщмч. Михаил (Тихоницкий) ,сщмч. Николай (Любомудров),сщмч. Сергий (Флоринский), сщмч. Феодор (Ремизов),сщисп. Александр (Орлов), сщисп. Петр (Чельцов), сщисп. Роман (Медведь),сщисп. Сергий (Правдолюбов), прмч. Серафим (Богословский) ,прмч. Феогност (Пивоваров,) прмц. Елизавета Федоровна, прмц. Варвара (Яковлева), прмц. Мария (Лелянова),прмц. Анна (Столярова), присп. Александр (Орудьев), присп. Гавриил (Игошкин), присп. Георгий (Лавров), присп. Ираклий (Мотях), присп. Леонтий (Стасевич), присп. Матрона (Власова), присп. Параскева (Матиешина), присп. Рафаил (Шейченко), присп. Севастиан (Фомин), присп. Сергий (Серебрянский), мч. Алексий (Ворошин), мц. Дария (Сиушинская), мц. Дария (Тимолина), мц. Мария (Пузовская), мц. Евдокия (Шейкова),
исп. Георгий (Седов).




В XX веке Церковь Христова претерпела, пожалуй, в своей истории одни из самых страшных и тяжелых испытаний. Церковь Русская страдала так, как не страдала Церковь даже в ранние века гонений. Храмы разрушались, превращались в «овощные хранилища». А иногда превращались в бойню, где убивали людей, как скот, держали их там, мучили. И вся земля наша была полита кровью христиан.


Да, ко­неч­но, гля­дя на по­двиг этих лю­дей, мы не мо­жем не по­чув­ство­вать, на­сколь­ко об­ли­ча­ет нас наш соб­ствен­ный опыт со­гла­ша­тель­ства с гре­хом. Но все-та­ки их бла­го­род­ная смерть - по­вод не для раз­де­ле­ния, а для объ­еди­не­ния всех. Точ­но так же и са­ми они бы­ли людь­ми раз­ных зва­ний и убеж­де­ний, во мно­гом не со­гла­ша­лись друг с дру­гом при жиз­ни, на­вер­ня­ка не бы­ли без­греш­ны. Но в ка­кой-то глав­ный мо­мент они по­шли на Гол­го­фу за Хри­стом и встре­ти­лись там с Ним и друг с дру­гом. Неслу­чай­но в тро­па­ре это­го празд­ни­ка го­во­рит­ся о них обо всех сра­зу как о на­ро­де Бо­жьем: «Днесь ра­дост­но ли­ку­ет Цер­ковь Рус­ская, про­слав­ля­ю­щи но­во­му­че­ни­ки и ис­по­вед­ни­ки своя: свя­ти­те­ли и иереи, цар­ствен­ныя стра­сто­терп­цы, бла­го­вер­ныя кня­зи и кня­ги­ни, пре­по­доб­ныя му­жи и же­ны и вся пра­во­слав­ныя хри­сти­а­ны, во дни го­не­ния без­бож­на­го жизнь свою за ве­ру во Хри­ста по­ло­жив­шия и кро­вь­ми Ис­ти­ну со­блюд­шия».






С 19 по 22 октября в старооскольских храмах пребывал ковчег с частицами мощей 54 новомучеников и исповедников Российских. Он находился в Александро - Невском кафедральном соборе, храме Рождества Христова, Вознесенской церкви и в сельских храмах.

Принесение ковчега осуществляется в рамках программы общецерковных мероприятий к 100 –летию начала гонений на Русскую Православную Церковь. Для молитвенного поклонения святыня доставляется во все епархии Русской Православной Церкви. Ковчег был создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также по решению Священного Синода специально к 100-летию начала эпохи гонений.

В дни принесения ковчега с самого утра старооскольцы выстраивались в очереди во всех храмах, чтобы поклониться святым мощам. Люди молились, и радовались возможности поклониться святыне. В каждом храме у ковчега священниками совершались молебны с акафистом.

«Это очень важно, когда к нам привозят такие мощи, - отметила оскольчанка Наталья Рябцева. - У нас город верующий. В этот день я пришла помолиться и попросить для всех моих близких здоровья. После того как приложилась, возникло чувство легкости, душевного подъема и необычной светлости».

Кто-то узнавал о прибытии ковчега с частицами мощей от своих друзей и знакомых, кто-то из местных СМИ. Кто-то в храм шел благодаря внутреннему подъему и зову.

«Когда к нам привозят мощи святых – это очень важно и нужно для всех, - подчеркнула Валентина Дивилска. - Вера для человека - это самое важное, она его крепит. Она дает любовь к ближнему. Я верующий человек и для меня это очень важно, и для всех нас тоже. Я даже и не знала, что к нам привезли ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сегодня я проснулась с необъяснимым внутренним желанием пойти в храм. Меня в храм Рождества Христова, наверное, направили Ангел – хранитель и сам Господь Бог».

«Для нашего города, для всех верующих прибытие мощей большое и значимое событие, - рассказал Алексей Шепилов. - У многих людей нет возможности поехать в паломнические поездки, чтобы приложиться к мощам святых. Сейчас предоставляется такая возможность в нашем городе. Я прикладывался к мощам с верой к Богу, чувство ощущения на душе после этого просто не передать».

Ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Российских уже побывал во многих епархиях и городах нашей страны. Люди поклонялись святыне и молитвенно обращались к святым с открытым сердцем, к тем, кто своим мученическим подвигом сохранили нашу Церковь.

Многие, кто поклонился, охотно делились своими ощущениями, отмечая, что в такие моменты люди становятся добрее.

«Когда в такие дни приходишь в церковь, то на душе становиться легко, - поделилась Жанна Хохлова. - Всегда молишься, просишь здоровья для своих близких. Когда мощи святых привозят во все епархии нашей страны – это очень важно для нас, для спасения наших душ. Сейчас много злых людей, жестоких. Нужно, чтобы любовь и добро поселились в наших сердцах. Чтобы каждый задумался о своей жизни, о своих поступках. Чтобы каждый человек понимал, что нужно любить и ценить друг друга».

«В такие моменты молитва возле мощей святых очень сильно вдохновляет, дает надежду, - признался Андрей Костров. - Я почувствовал, что нужно прийти храм, помолиться. Когда я вышел из него, мне стало легче на душе, невзгоды отошли в сторону. Я часто хожу в храм, исповедаюсь, причащаюсь и, конечно же, уповаю на Бога, на его милость».

«То, что ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Церкви Русской для молитвенного поклонения доставляется во все епархии нашей страны, очень важно для всего российского народа, - рассказал клирик храма Рождества Христова иерей Виктор Степанов. - Мы должны знать и помнить нашу историю, тех людей, которые положили свою жизнь за нашу веру и за нашу Церковь, тем самым Ее сохранили. Если бы не они, то наша Церковь могла и не существовать. Она была сохранена именно таким мученическим подвигом. Частицы этих святых мощей доказывают то, что эти люди, которые пострадали за Христа, достигли святости. Они пострадали и отдали свои жизнь за веру и за Господа, их души обрели спасение. Кто действительно верует и сердцем, и душой пришли сегодня поклониться мощам, тем самым не только получили благодать, но и почтили память этих святых. Их подвиг служит примером для всех нас, чтобы жить с глубокой верой и сохранять нашу Церковь».

22 октября ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Российских побывал во всех 18 сельских храмах старооскольского городского округа. Дальше он отбыл в Успенский храм поселка Чернянка. Ковчег будет пребывать на земле Святого Белогорья до 2 ноября, когда в день памяти священномученика Никодима в Свято-Троицком храме здания Белгородской митрополии пройдут торжества по случаю 100-летия подвига первых новомучеников Церкви Русской. Дальше ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Церкви Русской продолжит свое путешествие по остальным епархиям нашей необъятной страны.

Пресс-служба I Старооскольского благочиния

20 октября в 09:45 возле Рижского Кафедрального собора Рождества Христова состоялась торжественная встреча ковчега, в котором находятся частицы святых мощей 54 святых.

В Вентспилсский Свято-Никольский храм святые мощи пребывали с 23 октября по 24 октября. Далее святыни посетят также Никольский морской собор в Лиепае, Кафедральный собор святых Бориса и Глеба в Даугавпилсе, собор Рождества Пресвятой Богородицы в Резекне. В храмах, в дни пребывания там ковчега со святыми мощами, будут совершаться торжественные Литургии и Всенощные бдения, а между утренними и вечерними службами будут служиться молебны.

Среди многих трагических событий минувшего ХХ столетия особое место принадлежит жестоким и кровавым гонениям на Церковь и веру Христову. Люди глубоко верующие, преданные Церкви и любившие Христа были объявлены врагами новой безбожной власти. Вся их «вина» заключалась только в их вере, но власть угрожала жестокими репрессиями, вплоть до смерти. Угрозы не были пустыми. Жестокие кровавые расправы стали нормой жизни с первых дней советского безбожного режима. Репрессии не прекращались многие годы, и жертвой их неисчислимы.

Тысячи и тысячи людей пострадали за Христа в эти трагические годы, уже более 1 760 из них прославлены в лике святых. К сожалению, подвиг новомучеников всё ещё не до конца осмыслен нами. Они – люди, близкие к нам по времени, можно сказать, наши старшие современники – явили верность Христу подобно древним мученикам. Они презрели страдания и избрали вечную жизнь в то время, как многие легко и бездумно оставили веру, испугавшись угроз или поверив нелепым аргументам мучителей. На этом фоне стойкости новомучеников и исповедников особенно удивительна.

Святители

Гонения на веру и Церковь начались ровно 100 лет назад, в 1917 году, и продолжались многие годы. Можно без преувеличения сказать, что за это время новомученики и исповедники были в каждом приходе. Среди тех, кто запечатлел свою веру страданиями и смертью, много Архипастырей, части мощей 15 из них будут доставлены в Ригу.

Среди них прежде всего следует назвать святителя и исповедника Патриарха Тихона, вступившего на Патриарший престол в 1917 году. Неполные восемь лет его патриаршества были непрерывным исповедничеством, стоянием за правду Божию и Православную Церковь. Святейший Патриарх Тихон своим Томосом даровал самостоятельность Латвийской Православный Церкви.

Будет доставлена в Латвию и частица мощей священномученика Владимира, Митрополита Киевского, одним из первых пострадавших за Христа в дни гонений.

Для нас очень дорого, что среди мощей святительских находятся и мощи двух Рижских Архипастырей – священномученика Иоанна (Поммера) и священноисповедника Агафангела (Преображенского). Архиепископ Рижский Иоанн – первый прославленный святой латвийской земли, его память особо чтится в нашей Церкви. Он претерпел мученическую кончину 12 октября 1934 года, а его святые нетленные мощи почивают в нашем Кафедральном соборе Рождества Христова.

Священноисповедник Агафангел (Преображенский) был Архиепископом Рижским с 1897 по 1910 год и оставил о себе самую светлую память в Рижской епархии. Скончался он в сане Митрополита Ярославского.

В ковчеге также находятся мощи выдающегося богослова и духовного писателя, сподвижника Патриарха Тихона Архиепископа Верейского Илариона (Троицкого). Его книга «Без Церкви нет спасения» переведена на латышский язык. А также священномученика Луки (Войно-Ясенецкого), Архиепископа Крымского. Будучи по профессии врачом, святитель Лука написал фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии» в то время, когда в арсенале медиков ещё отсутствовали эффективные антибактериальные и противовоспалительные препараты. Работа, впервые вышедшая в 1934 году, была переиздана 4 раза (последний – в 2006 году). Также он первым в мире разработал новые методы регионарной анестезии и опубликовал их в монографии «Регионарная анестезия», за которую получил степень доктора медицины. Священномученик Лука (Войно-Ясенецкий) особо почитается верующим народом: к его молитвенному заступлению прибегают многие верующие, а его иконы сегодня есть во многих храмах.

Клирики

В Латвию будут доставлены частицы мощей 17 мучеников и исповедников, служивших Святой Церкви в пресвитерском или диаконском сане. Среди них – священномученик Михаил (Тихоницкий), священник из далёкой Вятки. Два его сына были архиереями, один из них совершал служение во Франции, другой в России. Третий сын, Елпидифор Михайлович Тихоницкий, жил в Риге и был благочестивым мирянином. Елпидифор Михайлович известен как педагог и общественный деятель, один из инициаторов дней Русской культуры в Латвии. Жизни его завершилась трагически – вскоре после прихода советских войск он был арестован. Его приговорили к смертной казни, но приговор не успели привести в исполнение: измученный нечеловеческими условиями заключения, пытками и издевательствами, Елпидифор Михайлович скончался.

Среди 17 клириков, чьи святые мощи прибывают в Латвию, находятся мощи святого покровителя нашего соседнего государства, Эстонии, – священномученика Сергия (Флоринского). Последний период свой жизни он служил в Эстонии, где и погиб в 1918 году.

Следует отметить также одного из добрых пастырей начала XX века, духовного сына и ученика святого праведного Иоанна Кронштадтского – священноисповедника протоиерея Романа (Медведя), совершавшего своё служение в нескольких епархиях. Его земная жизнь завершилась в 1937 году.

Монашествующие

16 мучеников и исповедников принадлежат к числу монашествующих. Среди них можно назвать преподобномучениц великую княгиню Елизавету Фёдоровну и её верную келейницу инокиню Варвару (Яковлеву). Святые мощи княгини Елизаветы и инокини Варвары уже привозились в Ригу для поклонения. Великая княгиня и при жизни посещала Ригу, была в Рижском Свято-Троицком Сергиевом женском монастыре и Спасо-Преображенской пустыни.

Среди святых мощей есть и частицы мощей преподобноисповедника Архимандрита Сергия, знаменитого подвижника XX века, духовника Марфо-Мариинской обители, основанной княгиней Елизаветой.

Будут доставлены в Латвию и мощи другого знаменитого подвижника XX века преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником её великих старцев, он, перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, пронёс своё старческое служение в Карагенде, столице далёкого Казахстана.

Миряне

6 мучеников и исповедников, чьи мощи мы ожидаем, были мирянами. Таким образом, мы будем иметь уникальную возможность поклониться святым мощам многих угодников Божиих, подвизавшихся в разных городах и странах, и в разном достоинстве – от архиереев до простых мирян. Но все они соединены любовью ко Христу и его Святой Церкви.

Сегодня, когда мир полон соблазнов и буквально всё отвлекает человека от веры и Церкви, для нас важен удивительный пример новомучеников, явивших стойкость среди гонений. Нам же, их потомкам, нужно проявить стойкость и мужество среди соблазнов. Пример новомучеников, их молитвы очень нужны нам. Надеемся, что принесение в Латвию святых мощей новомучеников и исповедников XX века вызовет интерес к их житиям, их страданиям и твёрдой вере. Мы с любовью и надеждой ожидаем прибытия святынь в нашу страну и искренне надеемся, что многие верующие христиане получат великое духовное утешение у святых мощей.

Традиция почитания мощей святых

Откуда пошла древняя христианская традиция почитания святых мощей? Основанием для этого является то, что Господь, восприняв в Своей земной жизни человеческую природу во всей полноте, утвердил этим достоинство человеческой телесности. Для христиан тело – не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней личности.

Своими непрестанными евангельскими подвигами при жизни святые постепенно исполняются Духа Святого, поэтому и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1 Кор. 6:19, 3:17). П очитая их, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу , но почитаем их как сосуды Святого Духа, Который святые стяжали ещё при жизни и Который действует через их святые мощи и поныне.

По учению Церкви, мощи не сами собой и не по заслугам усопших могут творить чудеса, но через Святой Дух, который в них пребывает. VII Вселенский Собор так сказал по этому вопросу: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Догмат о почитании мощей святых был закреплён в 787 году на VII Вселенском соборе.