Примеры доведения слухов до абсурда. Доведение до абсурда

Приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в необходимо из него вытекающих следствиях обнаруживается противоречие .

Частным случаем доведения до абсурда является доказательство от противного .

Риторический приём

Необходимо различать логическое безэмоциональное упрощение высказывания и прием пропаганды, когда софист опровергает мнение, искусственно усиленное до абсурда. Также абсурдность обсуждаемого высказывания должна оцениваться в контексте цели беседы (решаемой проблемы).

См. также

  • Латинские логические выражения

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доведение до абсурда" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 абсурдизация (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Абсурд (значения). Абсурд (от лат. absurdus нелепый) нелепость, бессмыслица. С точки зрения литературоведения это особый стиль написания текста, для которого характерны… … Википедия

    Чичерин Г. В. (1872 1936; автобиография) родился, по метрике, 20 ноября, а фактически 12 ноября 1872 г. в Карауле, имении его дяди Бориса Николаевича. Он происходил из среднедворянской семьи, проникнутой умеренно либеральными традициями. Его дед …

    Буддийское направление в философской школе Мадхъямаки. Название школы берётся от метода логических следствий Прасанга, который единственный признатся пригодным для демонстрации оппонентам натуры Абсолютной и Относительной Истин. Прасангака школа … Википедия

    Прасангака буддийское направление в философской школе Мадхъямаки. Название школы берётся от метода логических следствий Прасанга, который единственный признатся пригодным для демонстрации оппонентам натуры Абсолютной и Относительной Истин.… … Википедия

    Поэт и теоретик русского кубо футуризма. Род. в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище. Вместе с Хлебниковым К. создатель заумного яз., практике и теории которого им посвящен ряд работ. Основным положением К. является … Большая биографическая энциклопедия

    Алексей Елисеевич (1886) поэт и теоретик русского кубо футуризма (см. Футуризм). Р. в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище. Вместе с Хлебниковым К. создатель заумного яз. (см. Заумь), практике и теории к рого им посвящен… … Литературная энциклопедия

    Д. ф. наз. совокупность отмеченных нек рой общностью филос. учений, развивавшихся в др. греч. рабовладельч. обществе конца 7 в. до н.э. – нач. 6 в. н.э. Несмотря на длительность этого периода, охватывающего свыше тысячи лет интенсивного развития … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Новая хронология. «Новая хронология» (сокращённо НХ) псевдонаучная теория радикального пересмотра истории, созданная группой под руководством академика РАН математика… … Википедия

Книги

  • Жизнь по понятиям. Выборы царя , Сергей Карамов. Гротескный реализм, сатирический жанр, созданный автором, позволил ему описать со всей полнотой различные социальные аспекты нашей сегодняшней жизни, достигая временами пафоса обличения, все…

- (лат. reductio ad absurdum), или апагогия («сведение», др. греч. Εις άτοπον απαγωγή) логический приём, которым доказывается несостоятельность какого нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в необходимо из него… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Абсурд (значения). Абсурд (от лат. absurdus нелепый) нелепость, бессмыслица. С точки зрения литературоведения это особый стиль написания текста, для которого характерны… … Википедия

Чичерин Г. В. (1872 1936; автобиография) родился, по метрике, 20 ноября, а фактически 12 ноября 1872 г. в Карауле, имении его дяди Бориса Николаевича. Он происходил из среднедворянской семьи, проникнутой умеренно либеральными традициями. Его дед …

Буддийское направление в философской школе Мадхъямаки. Название школы берётся от метода логических следствий Прасанга, который единственный признатся пригодным для демонстрации оппонентам натуры Абсолютной и Относительной Истин. Прасангака школа … Википедия

Прасангака буддийское направление в философской школе Мадхъямаки. Название школы берётся от метода логических следствий Прасанга, который единственный признатся пригодным для демонстрации оппонентам натуры Абсолютной и Относительной Истин.… … Википедия

Поэт и теоретик русского кубо футуризма. Род. в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище. Вместе с Хлебниковым К. создатель заумного яз., практике и теории которого им посвящен ряд работ. Основным положением К. является … Большая биографическая энциклопедия

Алексей Елисеевич (1886) поэт и теоретик русского кубо футуризма (см. Футуризм). Р. в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище. Вместе с Хлебниковым К. создатель заумного яз. (см. Заумь), практике и теории к рого им посвящен… … Литературная энциклопедия

Д. ф. наз. совокупность отмеченных нек рой общностью филос. учений, развивавшихся в др. греч. рабовладельч. обществе конца 7 в. до н.э. – нач. 6 в. н.э. Несмотря на длительность этого периода, охватывающего свыше тысячи лет интенсивного развития … Философская энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Новая хронология. «Новая хронология» (сокращённо НХ) псевдонаучная теория радикального пересмотра истории, созданная группой под руководством академика РАН математика… … Википедия

Книги

  • , Сергей Карамов. Гротескный реализм, сатирический жанр, созданный автором, позволил ему описать со всей полнотой различные социальные аспекты нашей сегодняшней жизни, достигая временами пафоса обличения, все…
  • Жизнь по понятиям. Выборы царя , Карамов Сергей. Гротескный реализм, сатирический жанр, созданный автором, позволил ему описать со всей полнотой различные социальные аспекты нашей сегодняшней жизни, достигая временами пафоса обличения, все…

Как часто нам, психологам и педагогам, приходится быть серьезными! Еще бы, столько чужих проблем нужно с честью разрешить! Однако серьезность имеет оборотную сторону — утомление и «приедание». Может быть, сказочная практика имеет «рецепт» и на этот случай?
Конечно! И доказательство этому — произведения Э. Лира, Л. Кэрролла, Д. Хармса, Е. Клюева и других замечательных «абсурдистов».
Однако уважающий себя специалист возразит нам: «У людей проблемы, а вам все смешно!» Нам не смешно, нам грустно, оттого что страдание становится привычным.

В ПОИСКАХ АБСУРДА

Часто, для того чтобы осознать всю нелепость проблемного «хождения по кругу», нужно довести ситуацию до абсурда, увидеть ее бессмысленность. После чего обычно некоторые хлопают себя по лбу и восклицают: «Какой же я осел!» Вот вам и катарсис.
Бывалые консультанты знают, насколько тонкой должна быть работа психолога, когда он помогает открыть клиенту нелепость какой-либо ситуации. Поэтому здесь встает вопрос о технике абсурдизации. В этом месте психология и педагогика тесно смыкаются с филологией, заимствуя у последней бесценный инструментарий.
Хотим особо подчеркнуть, что техника абсурдизации не является тайной для клиента. Наоборот, в процессе консультирования нам важно научить наших воспитанников работе с ней. Поэтому мы и начнем с техник, чтобы потом перейти к их практическому применению. При этом будем помнить о том, что абсурд и нонсенс — это то, чего быть не может, потому что не может быть никогда.

ТЕХНИКА «РИФМОВАЛОК»

Существуют проверенные временем, особые, «психотерапевтические» размеры рифмования. Зарифмовав абсурдную ситуацию таким способом, человек испытывает определенное облегчение. Назовем это трио:

— лимерики (то, что пришло к нам из Англии);
— частушки (любимая форма поэзии русского народа);
— «черные» двустишия и четверостишия (советская и постсоветская формы «отыгрывания» напряжения).

Нам важно научить клиента пользоваться всеми тремя методами рифмования. Для тренировки можно выбрать любую тему — от политики до сказочных и литературных сюжетов.

Лимерик состоит из пяти строчек. Причем первая рифмуется со второй, третья — с четвертой, а пятая — с первой (или третьей).
Например, лимерики на тему «Ромео и Джульетта».

Жил Ромео в зеленом дворце
И мечтал о зеленом яйце,
Но Джульетта всегда
Все съедала сама.
Так и жили они во дворце...

Жил Ромео на сопках седых,
Он без дела скучать не привык,
И Джульетте вчера
Подарил он кота,
Чтоб мяукал и спать не давал...

Частушка, как правило, состоит из четырех строк. Наверное, размер частушки каждый из нас впитал с молоком матери. На тему «Ромео и Джульетта» можно создать и частушку.

Мой миленок — как Ромео,
Ну а я — Джульетта,
Только зелья я не пью,
Не дождетесь этого!

Как Монтекки с Капулетти,
Родичи ругаются,
Ну а нам по «барабану»,
Пусть поупражняются!

«Черное» четверостишие на ту же тему попробуйте сочинить сами.

«Переключение» внимания клиента с содержания проблемы на рифмование, обладает само по себе терапевтическим эффектом. Ведь для того чтобы найти выход, нужно посмотреть на ситуацию со стороны. А для этого хорошо бы улыбнуться!
«Рифмовалки» помогают нам работать с внешними и внутренними объектами. К внешним объектам мы относим конкретную ситуацию, обидчика, обстоятельства и пр. К внутренним — черты характера, качества, тормозящие гармоничное развитие личности, чувства, мотивы, желания, переживания и пр.

АЛГОРИТМ

Рискнем представить алгоритм работы с техникой «рифмовалок» в виде таблицы.

Работа с внешним объектом

Работа с внутренним объектом

1. Представить обидчика в смешной, нелепой ситуации (на горшке, измазанным тортом и пр.); представить исход проблемной ситуации в виде абсурда.

1. Найти то внутреннее качество, которое «мешает жить».

2. Выбрать размер (лимерик, частушка, «чернушка»)

2. Представить это качество в образе сказочного, мифологического, литературного, кино- или любого другого героя.

3. Сочинить стихи в выбранном размере (можно по очереди использовать все размеры, чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон и размеров). Стихи обязательно записать!

3. Представить этого героя в смешной ситуации; представить себя одержимым этим персонажем; довести собственные переживания до абсурда.

4. Сочинить стихи в выбранном размере. Записать их.
5. Обменяться впечатлениями и переживаниями. 5. Озвучить стихи и обменяться впечатлениями.

Удивительно, но подбор рифмы помогает нашим клиентам и воспитанникам абстрагироваться от своей проблемы, посмотреть на нее со стороны. И, увидев нелепость ситуации, первыми посмеяться над собой.
Хотим предупредить, что некоторые «рифмовалки» не рекомендуется выносить на всеобщее обсуждение из этических соображений.

ПРОСТОВАСЯ И МАТЕМАТИКА

Итак, теперь мы готовы поработать с конкретными ситуациями, встречающимися в школьной жизни.
Например, к психологу приводят ученика пятого класса, имеющего проблемы с успеваемостью по математике. Назовем этого ученика Простовася.
Простовася в своей недлинной жизни выслушал немало наставлений — директивных и демократических. Перед нами выбор: собирать анамнез; дать нарисовать несуществующее животное; рассказать психокоррекционную сказку о плохом ученике, который в результате необыкновенных приключений осознал роль и место математики в своей жизни, или... использовать наши «рифмовалки».
Изобразим эту сцену в виде диалога.

Психолог (в дальнейшем — П). Да-а, похоже ты, Простовася, очень любишь математику, коли столько времени в твоей жизни посвящено разговорам о ней.
Простовася (в дальнейшем — ПВ). Ну...
П. (игнорируя «не ту, которую хотелось бы», реакцию Простоваси). Если столько времени в твоей жизни посвящено математике, значит, она твоя Муза!
ПВ. Чего?!
П. Муза, то есть вдохновительница, помогающая творчеству. Например, написанию стихов. Ты, Простовася, стихи когда-нибудь писал?
ПВ. Ну...
П. Знаешь, иногда Муза бывает шаловливой. Ведь невозможно все время быть серьезным, умным, правильным...
ПВ. Угу...
П. Давай попросим у шаловливой Музы помощи, чтобы написать частушку про математику.
ПВ. Как это?
П. Да так. Вот если бы художник захотел написать портрет математики, как бы он ее изобразил?
ПВ. Не знаю...
П. А мне она представляется в тяжелых одеждах, на голове корона, на каждом зубчике короны по цифре... Слушай, у меня сложилась частушка:

Математика сидит,
«Цифирями» шевелит,
Ну, а нам какое дело,
Может, там у ней магнит!

ПВ (уже улыбается). Здорово!
П. Теперь давай представим себе, будто к ней кто-то пришел из любознательных людей:

К математике пришел
И потряс рукавчик,
Вот таблица умноженья,
Вот и мой пенальчик!

(Простовася улыбается.)
П. Ну что, интересно? А ты хочешь научиться сочинять частушки и смешные стихи? Давай попробуем вместе...

Это только маленький эпизод «пробуждения» сознания ребенка. Теперь можно освоить с ним и лимерики, и «чернушки». Поработать с математикой, с перспективами применения математических знаний в будущей жизни Простоваси, с его невнимательностью (ее тоже можно представить себе в виде сказочного образа).
О других техниках абсурдизации мы расскажем в следующих статьях.

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
доктор психологических наук,
директор Института сказкотерапии,

Виолетта МИНИНА,
кандидат философских наук,
главный аналитик-лингвист
Института сказкотерапии,
г. Санкт-Петербур

(входящего в том числе и в арсенал "речевой самообороны").

Желаю вам легко отшучиваться в переговорах, доводя до абсурда атаки оппонента. Или красиво использовать "перевод стрелок" если это наилучший способ уйти от атаки.

Приемы для защиты

На вас идет атака, а вы с помощью юмора ее утрируете.
Классика жанра: "А может, тебе еще и ключи от квартиры, где деньги лежат?".
Тут иногда когда из вас активно выбивают скидку вы можете с юмором ответить:
"Что же вы просите только 20% скидки? Давайте мы вам 30%, 40% дадим… а может вообще бесплатно проект сделаем".
Если вдруг вас в очередной раз просят поработать на выходных, то тоже можно с юмором.
"Да давайте я вообще сюда раскладушку принесу, и буду прямо здесь спать. Зачем мне с женой и детьми встречаться? Да не надо мне этого".
Если атакующий адекватный, то обычно понимает, что он переборщил со своей атакой. Если не адекватный - то лучше этот прием не использовать. Юмор не все понимают.
Предлагаю посмотреть этот прием в классике:

Перевод стрелок

Атакующий пытается психологически надавить на вас, а вы переводите эту атаку на кого-то другого (или на что-то другое).
"Это не ко мне, это к Ивану Ивановичу".
Но учитываем, что Иван Иванович может потом не одобрить то, что вы на него лишние проблемы переводите. Поэтому хорошо работает, когда идет перевод стрелок на что-то неодушевленное.
"Ребята, я бы рад всей душой вам это сделать за три дня. Но смотрите - инструкция, технические требования, здесь 7 дней написано. Ну, никак".
И атаку на себя переносите на что-то неодушевленное - на регламенты, на законы, на правила. Тут обычно атакующий снижает свой напор, т.к. вас ему атаковать уже сложнее.

Предлагаю посмотреть как этот прием с юмором, в анекдоте, описывает В.В. Путин:

Доведение до абсурда
Суть приема в том, что вы доводите до абсурда высказывание оппонента, и оно становится нелепым.
Из теледебатов:

Вопрос: "В Москве сейчас планируется строительство большого количества многоэтажек. Как показали события 11 сентября спасения нет с верхних этажей, если внизу будет пожар".

Ответ: "Вы знаете, конечно можно дойти до маразма: перестать строить высотные дома… перестать строить самолеты, они являются средством террористов, как мы увидели… перестать выпускать автомобили, которые используются в качестве тарана…".

Из фильма "Небесный суд".

По сюжету после того, как попадаешь на тот свет - участвуешь в судебном заседании, где решают, куда тебя отправить в рай ("сектор покоя") или в ад ("сектор раздумий"). И адвокат, в этом фильме в своих речах очень любит использовать прием "доведение до абсурда".

В ответ на обвинение, что подсудимый убил кошку, т.е. живое существо.

… Адвокат обращается к одному из присяжных: "Как часто в своей земной жизни вы кипятили воду?".
- Ну, разумеется, часто.
- Для чего?
- Ну, затем, чтобы вода была безопасной.
- Так… значит вы преднамеренно убили примерно 10 млн. амеб? Простейших животных, которые умели дышать, переваривать пищу…
- А скажите, пожалуйста, а на вашем счету, сколько жертв?
Адвокат обращается к другому присяжному и показывает коробочку с мертвым тараканом.
- Ну… это же просто таракан.
- Да...да… это таракан, которого мы давим тапками, травим дихлофосом, это то существо, которое каждый из нас мог раздавить в последний миг своей жизни… и справедливо ли получить за это билет в "сектор раздумий (ад)"? Господа присяжные, скажите мне, где заканчивается рефлекс, по которому мы можем прихлопнуть комара или муху, и начинается убийство?

В ответ на обвинение, что подсудимый лгал, а ложь это страшный грех.

"Ну что сказать после этих страшных слов… Корень всех зол - ложь… Кто более достоин "сектора раздумий (ада)", как не партизан, который нагло лжет фашистам, что наши в овраге, хотя они в курятнике? А может быть врач, который обмишурил ребенка и сказал ему, что зубы сверлить совсем-совсем не больно? Нет-нет... наверное, муж, который говорит своей стокилограммовой жене, что она совсем не похожа на бегемота, разве что своими веселыми глазками… Господа… это тоже ложь!"

Надеюсь, эти видеозарисовки прояснили этот прием.

Желаю, красиво использовать прием "доведение до абсурда" в своей жизни.
рекомендации от Сергея Шипунова,
руководителя
"Университета Риторики и
Ораторского Мастерства"

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Частным случаем доведения до абсурда является доказательство от противного .

Риторический приём

Необходимо различать логическое безэмоциональное упрощение высказывания и приём пропаганды , когда софист опровергает мнение, искусственно усиленное до абсурда. Также абсурдность обсуждаемого высказывания должна оцениваться в контексте цели беседы (решаемой проблемы).

Примеры

См. также

Напишите отзыв о статье "Доведение до абсурда"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Доведение до абсурда

– Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
– И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
– В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
– Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он?..
Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.