Причастие на вечерней службе быть обязательно. Я всегда подхожу ко причастию с сумкой. Работница храма велела ее оставить. Я раздражилась, сумку оставила и в состоянии гнева причастилась. Можно ли подходить к Чаше с сумкой? Можно ли причащаться в воскресн



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Смысл причастия

Первым делом, в подготовке к причастию будет осознание смысла в причащении, так многие идут в церковь потому, что это модно и можно было сказать, что вы причащались и исповедались, но на самом деле такое причащение грех. Подготавливаясь к причастию, необходимо понимать, что в церковь к священнику вы идете, в первую очередь, для сближения к Господу Богу и расскаивании в своих грехах, а не устроить праздник и лишний повод, чтобы попить и поесть. При этом идти причащаться лишь потому, что вас заставили, не есть хорошо, на это таинство необходимо ходить по желанию, очищая свою душу от грехов.

Итак, желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению.

Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае – до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен к Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подготовиться к причастию?

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае – три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища – мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди – вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила к Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5–6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв к Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Пост перед исповедью

Людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, – три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. Да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют – и хотя бы в субботу вечером, или в субботу – не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже. Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.

Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Чистое тело

Помните, что в храм ходить грязным не разрешается, если конечно того не требует жизненная ситуация. Поэтому подготовка к причастию подразумевает, то, что в день, когда вы идете на таинство причастия, вы должны вымыть свое тело от физической грязи, то есть принять ванну, душ или сходить в баню.

Подготовка к исповеди

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

Абсолютно не допустимо держать пост в еде, но никак не поменять течение своей жизни: продолжать ходить на увеселительные мероприятия, в кино на очередной блокбастер, в гости, просиживать весь день за компьютерными игрушками и т. д. Главное в дни подготовке к Причастию – прожить их отлично от других дней повседневности, потрудиться не много для Господа. Поговорить со своей душой, почувствовать почему она духовно соскучилась. И сделать, то, что давно откладывали. Почитать Евангелие или духовную книжку; навестить любимых, но забытых нами людей; попросить прощение у того, у кого было стыдно его просить и мы откладывали на потом; попробовать в эти дни отказаться от многочисленных привязанностей и вредных привычек. Проще говоря, в эти дни надо быть смелее быть лучше, чем обычно.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» – св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

Перед тем как подходить к Чаше надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду. Подходить к причастию женщинам с покрытой головой.

Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор или просфору выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоевленского собора в ЕлоховеПротоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

– Святые образы, песнопения и чтения – весь строй богослужения в храме невозможно воспроизвести, просто включив аудио или видеозапись литургии у себя дома. Особенно если мы так делаем не потому, что тяжко больны и не в силах дойти до храма, а только из-за собственного нерадения.

Если человек не участвует в храмовой молитве, избегает общества своих собратьев во Христе, он избегает общения и со Христом. Нам не дано постичь, как действует Божия благодать. Мы не должны сравнивать, что важнее, противопоставлять единение в Таинстве Евхаристии и благодать, которая посещает душу во время храмовой молитвы. Иначе мы начнем служить букве, а не духу.

Если говорить о подготовке к причастию, то на практике выходит обычно так: если человек живет в Церкви, молится, исполняет молитвенное правило, то этого уже достаточно для подготовки к причастию, и духовник, который наблюдает за духовной жизнью пасомого, благословляет его. В этом случае принятие Святых Христовых Тайн становится абсолютно естественным и закономерным: это уже неотъемлемая часть жизни. Образцом такой жизни в Церкви для своих прихожан должен быть сам священник.

Но часто мы молимся очень нерегулярно, да и учиться этому все никак не хотим. Тогда, конечно, необходимы правила трехдневного поста и сугубой молитвы перед принятием Святых Христовых Тайн.

Главное – чтобы не возникло обыденного отношения к Евхаристии, «привыкания», когда теряется благоговение, то есть память о Боге. Это опасное духовное состояние. Поэтому самое трудное – постоянно сохранять внимание к себе, к своему духовному миру, к каждому шагу своей жизни. Ведь все мы везде и всюду ходим перед Богом.

священник Александр Стародубцев, клирик храма на Краснопресненской набережной при ЭКСПО-центреСвященник Александр Стародубцев, клирик храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной:

– Быть на литургии, если по каким-то причинам в этот день не причащаешься не только не предосудительно, но важно и душеполезно. Четвертая заповедь говорит нам посвящать седьмой день Богу. Не в размышлениях о Боге, лежа на диване в ожидании или приготовлении обеда, мы должны проводить этот день. А уже с утра должны быть в храме Божием. Даже если не причащаемся. Молитва в церкви важна тем, что храмовая молитва – это молитва соборная: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Получается, что каждое настоящее собрание христиан сопровождается личным присутствием Иисуса Христа. Господь обещает подать нам или тем, кому мы что-то просим, если оно во благо.

Храм – место особенного пребывания благодати Божией. Молитва за богослужением, где приносится Бескровная Жертва, – чрезвычайно важное событие для человека. Конечно, похвально, если человек причащается регулярно, раз в две-три недели. Но снова и снова скажем, что даже если человек не причащается, молитва за литургией – молитва особая, и ее наличие в жизни очень важно. Не случайно из древних правил мы знаем, что тот, кто не посещал более трех воскресных литургий, получал отлучение. Фактически он свидетельствовал о себе, что христианин он лишь иногда.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Прослушав Божественную литургию, пади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя такого великого счастья".

Вот как пишет о нашем вопросе митрополит Вениамин (Федченков): «Други мои, помните правило святых отцов: человек, три воскресенья подряд не побывавший у литургии; лишается христианского погребения. Не пропускайте этих трапез Господних, считайте потерянным тот праздничный день, в который вы не слышали Божественной литургии. Скажу притчу: один крестьянин имел сто пудов хлеба и променял его на лохмотья. Скажите, разумно ли он поступил? – Нет, не разумно. Как же еще более неразумно поступает тот, кто меняет Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной! Господь зовет на вечерю Тайную, а он отвечает: "На торг нужно идти, огород не убран, полоса не досеяна". Не знает он, несчастный, что зерно, которое он бросает в землю во время литургии, выйдет больным, чахлым, не принесет ему плода. Други мои, давайте помолимся со мной: "Господи, благодарим Тебя за дар Твой, благодарим Тебя за то, что сподобляешь нас слушать литургию Божественную и вкушать Пречистое Тело Твое и Животворящую Кровь Твою. Молим Тя и о тех, которые ушли от Святой Чаши Твоей, не хотят найти утешения в Тайнах Твоих спасительных. Ты вразуми и приведи их к Себе, чтобы и они были с нами в Церкви Твоей".

Песнопения-то можно дома послушать, но вот как услышать священника и диакона, взывающа и глаголюща, священника, объясняющего Священное Писание дня? Как предстать перед намоленными образами, как особенно ощутить себя частью земной Церкви, так, как мы ощущаем это в храме? Возвращаясь к Ветхому Завету и событиям появления первого храма – Скинии – вспомним, что ее создать сказал Бог. И посещать ее тоже сказал Бог. И нам остается либо слушать Бога, либо себя.

Для того же, чтобы причащаться часто, надо бы взять благословение знающего тебя священника, желательно духовника. Он, как правило, знает, насколько серьезно идет обычно подготовка, как жизнь человека подчинена духовному устремлению. Если же благословение дано, то ясно, что, подготовка должна быть максимально серьезна. Время между таинствами нужно проводить в трезвенности и сосредоточенности на том, а как я живу. Странно причащаться часто, а время между принятием таинств проводить за праздными и недушеполезными занятиями.

Те, кто часто причащаются, могут сказать о таком греховном явлении, как привыкание к святыне. Это один из опаснейших грехов. Отчасти и поэтому в среднем люди причащаются раз в две-три недели, кто-то и раз в месяц. Конечно, объем поста и молитвенного правила должны быть согласованы с духовником. Из служебника мы знаем, что для священника вне зависимости от частоты его служения, правило не предлагается сокращать, поэтому в плане молитвы каноны и Последование видятся обязательными к прочтению в любом случае для того, кто решил часто приступать к Чаше. Вопрос о частом причащении весьма и весьма индивидуален, часто время, когда Таинство Причащения становится чаще – это Великий пост. Так происходит для особой благодатной помощи человеку в несении поста. К примеру, человек начинает причащаться еженедельно, а в последнюю неделю Поста – также в Великий Четверг и на Пасху.

протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма в КрапивникахПротоиерей Александр Абрамов, настоятель храма Сергия Радонежского в Крапивниках

– Наше церковное сознание в своем регрессе зашло уже очень далеко. Ясно, что была прервана традиция церковной жизни, что сегодня приходиться создавать ее заново, люди десятилетиями были лишены полноценной духовной дисциплины, и знания об этой дисциплине у нас в основном из книг, а не из собственного живого опыта. Но иногда стоит вспоминать, что такая дисциплина существует. Каноны Церкви подвергали прещениям того, кто не был на литургии три воскресенья подряд.

Об этом говорит 80-ое правило Трулльского собора. Оно предписывает посещать богослужения в воскресные дни, оставляя вопрос участия в Таинстве Евхаристии на усмотрение каждого: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».

В нашем приходе на практике так сложилось, что члены общины, то есть те, кто регулярно ходит в храм, молится и постится, стараются часто исповедоваться. По крайней мере, это происходит раз в неделю или раз в две недели. Многие из них и причащаться стараются чаще. Эти люди уже живут церковной жизнью, у них есть опыт молитвы, поэтому подготовка к принятию Причастия для них также является естественной частью их жизни. Духовник иногда в силу тех или иных важных причин может благословить их причащаться, даже если они по каким-либо причинам не вычитали полное молитвенное правило или в чем-то ослабили пост. Абсолютным минимумом в этом случае является последование ко Святому Причащению. Но это, все же, исключение – желательно молитвенное правило не сокращать никогда.

Есть распространенное заблуждение: некоторые люди, которые готовятся к Причастию, при строгом выполнении пищевой стороны поста, почему-то считают возможным пропускать вечернее богослужение и приходят только на литургию. Это как раз неприемлемо. Основное богословское содержание воспоминаемых за богослужением событий как раз изложено в изменяемых песнопениях всенощного бдения. Плохо, если человек стремится к Чаше, хочет причащаться, но при этом не желает участвовать в богослужениях более осмысленно и понимать их значение.

По опыту могу сказать, что в последнее время число тех, кто приступает к Таинству Причащения, растет. На нашем приходе обычно причащается не меньше половины тех, кто был за литургией, если речь идет о воскресном дне.

В любом случае, подобно тому, как если вы взяли на себя обязательство молиться утром и вечером, вы, даже если молитва «не идет», не бросаете все, а все равно читаете правило и, несмотря на принуждение себя, получаете духовную пользу. Так и молитва за литургией: даже если по каким-то причинам вы в этот день не причащаетесь, это не повод отлучить себя от общения с Богом. Своим приходом на литургию вы свидетельствуете о верности Христу, о том, что принадлежите его стаду, исповедуете Его. Спаситель сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32-33).

протоиерей Глеб Грозовский, духовник ФК "Зенит"Священник Глеб Грозовский, заместитель руководителя отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской митрополии, духовник футбольного клуба «Зенит»:

– Ответ очень простой и однозначный, озвученный достаточно давно Самим Господом Иисусом Христом: "Примите, ядите..." (Мк. 14, 22). Не сказал Он, один раз в год или раз в неделю, а "Пийте от нея всии..." (Мк. 14, 24). И так было каждый раз, когда ученики Спасителя нашего собирались вместе для преломления хлеба (Деян. 2, 42). Каждый раз. А собирались они минимум раз в неделю, а порой и каждый день. В монастырях IV-V веков, монахи, даже спасаясь в пустыне, раз в неделю обязательно собирались для общей литургии, за которой все непременно соединялись с Богом в Таинстве Причастия.

Периоды евхаристического упадка и подъема наблюдались в разное время на протяжении всей истории. В XIX столетии порой доходило до абсурда, когда офицеры отправляли в Епархиальное управление списки причащавшихся один раз в год солдат.

Как часто надо причащаться? Этот вопрос обсуждают и в Оптиной Пустыни, и в Троице-Сергиевой Лавре, но однозначный ответ можно найти только в Новом Завете или Священном Предании.

Чтобы не было споров и разногласий, всем православным будет полезным прочитать труды преподобного Никодима Святогорца и преподобного Макария Коринфского "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин". Кто не сможет найти для этого времени, пусть будет знаком с высказыванием святого апостола Павла: "...Каждый раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, вы свидетельствуете о смерти Господа. Делайте так, пока Он не придет" (1 Кор. 11:26). Ну, и чтобы совсем не оставалось сомнений, напоминаю слова из 9 апостольского правила: "Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго". То есть все те верующие, которые приходят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и Святого Причастия не приобщаются, должны отлучаться от Церкви, потому что производят бесчинство в церкви.

Конечно, "человек должен проверять себя, прежде чем есть хлеб и пить из чаши," (1 Кор. 11:28), но искать причину в "благочестивых" отговорках вроде таких, как "я не достоин" или "я не готов", весьма не душеспасительно!

В нашем приходе такая практика. Я призываю и по-разному увещеваю: если пришел на литургию, то не будь подобен человеку, которого пригласили на день рождения, готовили, старались, накрывали на стол, а он отказывается от трапезы... Неужели нет желания разделить Трапезу Любви? Христос сделал для нас все, нам осталось только с благодарностью принять Его Дар, а мы вместо того, чтобы искать возможности, ищем причину нашей не причастности Спасителю. Для кого умер Христос и для кого Воскрес? Ради кого совершается служба? Ради праведников или грешников? Священник перед Причастием говорит: "Святая святым". Кому? Святым? Это кто такие? И хор отвечает: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос...". Тогда к кому обращены слова: "Святая святым"? К нам, к каждому кто пришел на литургию! «Святой» в переводе с еврейского – «избранный», а вовсе не безгрешный. Да, к нам грешным, но избранным обращены эти слова! И далее называется необходимое условие для соединения с Господом: "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите"! А на литургии Преждеосвященных Даров звучат слова: "Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем". Литургия служится для верных (крещенных), дабы в конце ее всем причаститься Тела и Крови нашего Господа.

протоиерей Андрей Соммер, Отдел по делам молодежи Русской Зарубежной ЦерквиПротоиерей Андрей Соммер, заместитель председателя отдела по работе с молодежью при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви, ключарь собора иконы Божией Матери "Знамение" Курской Коренной в Нью-Йорке:

– К сожалению, практика приходской жизни в Зарубежной Церкви сложилась уже после первой волны эмиграции. И она была такой, что прихожане редко причащались. Сейчас это меняется, и нормальным у нас считается причащаться по всем двунадесятым праздникам или тогда, когда подсказывает совесть – может быть, даже почти каждое воскресение.

При этом все: и прихожане старой закалки, которые причащаются, как правило, только во время Великого поста, и молодежь, в дни Страстной Седмицы обязательно старается приступать к Таинствам Исповеди и Причащения.

Но даже у не очень воцерковленных наших православных за границей и мысли не возникает, что не нужно быть на литургии, если ты не причащаешься. Храм является сосудом благодати, каждый раз, если литургия совершается, то в этом сосуде прибавляется благодать. Сам храм при освящении помазывается миром. Это уже начало накопления благодати "в сосуде". Посещая литургию, мы прикасаемся к этой благодати. А вот дальше пастырю необходимо объяснить прихожанам, что не только нужно прикасаться к Божественной благодати, но нужно ее и принимать, и полностью переменить свой ум и свою жизнь. А это невозможно без Таинств Исповеди и Причащения.

Мы стараемся в проповедях подчеркнуть важность более частого Причастия. А подготовкой к принятию Святых Таин является исповедь. Для этого я составил маленькую брошюру об исповеди: ее мы даем всем, приходящим в наш храм, в том числе тем, кто ждет своей очереди исповедоваться. По крайней мере, пока они стоят в очереди, у них будет возможность задуматься, насколько серьезны Таинства, к которым они собираются приступить.

Морозов.jpgИгумен Нектарий (Морозов), настоятель храма "Утоли моя печали" города Саратова, главный редактор журнала"Православие и современность":

К сожалению, по вполне объективным причинам подавляющее большинство современных христиан не может причащаться столь же часто, как христиане первых веков бытия Церкви. Не потому, что "нельзя" или "запрещено". Нет, просто причащение частое, несколько раз в течение одной недели (а помнится, святитель Василий Великий писал о том, что в его времена в Каппадокии обычным для мирян было приобщаться Святых Христовых Таин четырежды в седмицу) требует и определенного строя всей жизни, и большей строгости к себе, и большей внимательности, серьезности. А к этому готовы оказываются далеко не все...

Что же до посещения Божественной литургии в те дни, когда человек не собирался причащаться, то, безусловно, ничего предосудительного в этом нет - достаточно обратиться к примеру монашеских обителей, в которых литургия служится ежедневно и братия ежедневно пребывают на всех службах. Хотя приобщаются не каждый день. Сам опыт свидетельствует, что чем чаще человек бывает в храме, когда совершается Евхаристия, тем лучше: действие благодати Божией подобно действию солнца, под лучами которого человек отогревается, оживает. А за литургией отогревается и оживает душа.

Нужно определиться: что означает "причащаться часто"? На этот счет существуют весьма различные точки зрения. Мне лично ближе всего мнение архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который советовал причащаться в среднем раз в две недели. Поэтому "причащаться часто", как мне кажется, значит причащаться чаще, чем с такой периодичностью. Человек - существо, быстро привыкающее и к хорошему, и к плохому - ко всему, и даже к великому и страшному. А привыкание к святыне, как известна, вещь небезопасная. Поэтому если человек хочется причащаться чаще, то он нуждается в благословении духовника, который подтвердит, что лично ему это будет полезно, а не вредно. Человек такой нуждается в более напряженном молитвенном делании, большей трезвенности жизни.
Известный афонский подвижник иеросхимонах Ефрем Катунакский советовал, например, читать накануне причащения акафист Божией Матери и в течение всего дня обращаться к Ней, прося, чтобы Она сподобила нас причаститься неосужденно. Мне кажется, это замечательное наставление. А вот время поста перед причащением, наверное, можно сократить, если человек причащается, скажем, еженедельно и соблюдает пост в среду и пяток. Но это тоже - на усмотрение духовника.

Еремеев.jpgИгумен Петр (Еремеев), наместник ставропигиального мужского Высоко-Петровского монастыря Москвы, ректор Российского православного университета:

Вопрос причащения за каждой литургией нельзя рассматривать в плоскости церковной дисциплины. Это, скорее, вопрос внутренней готовности человека к приобщению Тела и Крови Господа. И решается он в сердце человека и на исповеди.

Когда я был мирянином, студентом духовных школ, я не задумывался об этом. Ведь в семинарии и академии мы причащались хоть и не на каждой литургии, но довольно часто. К этому располагал сам ритм жизни духовной школы, молитвенная атмосфера в Лавре.

Затем, когда я уже стал священником, то нередко случалось, что в череде ежедневных дел, особенно при поездках и путешествиях, приезжаешь на богослужение не к самому началу, молишься в алтаре, а по окончании вкушаешь антидор со святой водой – и это и есть твое участие в литургии. И, уже имея опыт причащения за каждой отслуженной литургией, я начал ощущать, что духовная жажда в таком своем молитвенном литургическом присутствии остается не до конца удовлетворенной. Ведь молитвенные обращения к Богу за литургией готовят нас именно к принятию Святых Христовых Таин. Поэтому причаститься за литургией также естественно, как приступить к трапезе, ради которой сел за обеденный стол.

Но, безусловно, нельзя сказать, что без обязательного причащения участие христианина в литургии является ненужным или нежелательным молитвенным опытом. Каждый из нас знает, что бывают такие моменты сокрушения сердца о грехах, когда мы не вполне ощущаем себя готовыми к принятию Тела и Крови. К этому, например, можно отнести случаи епитимии, когда душа нуждается в большем покаянии. Ведь по апостолу Павлу, «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 28–29).

подготовила Антонина Мага,

корреспондент Журнала Московской Патриархии

Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?

Что такое исповедь и причастие?

Исповедь — это наказание за грехи.

Исповедь — это «второе Крещение». Боевое Крещение, в котором мы благодаря стыду и раскаянию вновь обретаем душевную чистоту и получаем прощение грехом от Самого Господа Бога.

Исповедь — это великое таинство.

Исповедь — это бичевание собственных грехов путем их открытого, откровенного признания для того, чтобы почувствовать к ним и ко своей греховной жизни чувство глубокого омерзения и не повторять их в будущем.

Исповедь — очищение души, а здоровый дух дарует здоровое тело.

Зачем исповедаться в церкви перед священником? Неужели не достаточно того, что я раскаялась?

Нет, недостаточно. Ведь грех — это преступление, за которое надо понести наказание. И если мы будем сами себя наказывать собственным раскаянием (что, конечно, очень важно и нужно), понятное дело, что мы не будем слишком строги к самим себе.

Поэтому для окончательного и полного примирения человека с Господом существует посредник — священник (а ранее — апостолы, на которых снизошел Дух Святой).

Согласитесь, куда сложнее и стыднее рассказать о всех-всех своих многочисленных грехах во всей их красе чужому человеку, чем самому себе.

В этом и заключается наказание и смысл исповеди — человек наконец-то осознает всю глубину своей греховной жизни, понимает свою неправоту во многих ситуациях, искренне раскаивается в содеянном, рассказывает о своих грехах священнику, получает оставление грехов и уже сам в следующий раз будет бояться лишний раз согрешить.

Ведь грешить легко, приятно и даже радостно, а вот раскаиваться в собственных грехах и исповедаться — это тяжкий крест. И смысл исповеди в том и заключается, чтобы с каждым разом наш крест становился все легче — и легче.

Мы все по молодости грешим — важно вовремя остановиться, пока не поздно.

Как правильно готовиться к исповеди и исповедаться?

1. Надо как минимум 3 дня отпостовать (говеть), т.к. не есть скоромную пищу — яйца, мясо, молочные продукты и даже рыбу. Кушать хлеб, овощи, фрукты, крупы надо в умеренном количестве.

Также надо стараться меньше грешить, не вступать в интимные отношения, не смотреть телевизор, Интернет, не читать газеты, не развлекаться.

Обязательно попросите прощения у тех, кого вы обидели. Примиритесь со своими врагами если не в реальной жизни, то хотя бы в своей душе простите их.

Нельзя приступать к исповеди и причастию, имея в душе злобу или ненависть на кого-либо, - это большой грех.

2. Надо выписать все свои грехи на листике бумаги.

3. Надо посетить и простоять целую вечернюю службу в церкви в субботу, пройти через обряд соборования, когда священник елеем (маслом) ставит на лбу крестик у каждого верующего.

Женщинам нельзя ходить в церковь в брюках, с накрашенными губами и вообще с косметикой, в коротких юбках сильно выше колен, с обнаженными плечами, спиной и декольте, без платка, покрывающего голову.

Мужчинам нельзя заходить в церковь в шортах, с обнаженными плечами, грудью и спиной, в шапке, с сигаретами, выпивкой.

4. После церковной вечерней службы надо вычитать вечерние молитвы на ночь грядущим, 3 канона — Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю, а также прочесть канон, размещенный внутри Последования ко Святому Причастию и состоящий из 9 песен.

По желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

После 12-ти ночи нельзя ничего есть и пить до самого причастия.

6. Надо успеть к началу утренней службы в храме к 7-30 или 8-00 часам утра, поставить свечку Богу, Богородице или святым, занять очередь в исповедальню и исповедаться.

Войдя в храм сделай земной поклон (наклонись и рукой достань пол), попроси Господа «Боже, милостив буди мне грешному».

7. Исповедаться надо вслух, чтобы священник слышал ваши грехи и мог понять, раскаиваетесь ли вы или нет. Лучше всего, если вы будете рассказывать о своих грехах по памяти, но если их очень много и вы боитесь всех не вспомнить, можете читать по записке, но батюшки это не очень любят.

8. Во время исповеди надо чистосердечно и откровенно говорить о своих грехах, памятуя, что священник тоже человек и тоже грешен, и что ему запрещено разглашать тайну исповеди под страхом лишения сана.

9. Во время исповеди нельзя себя оправдывать и заниматься самоизвинением, тем более грешно обвинять в своих грехах других людей — вы отвечаете только за себя, а осуждение — это грех.

10. Не жди от священника вопросов — сам честно и искреннее рассказывай о том, что мучает твою совесть, но не пускайся в долгие рассказы о себе и оправдание своих недостатков.

Говори - «виновен в обмане матери, оскорблении отца, украл 200 рублей», т.е. будь конкретен и краток.

Если после совершения греха ты исправился, так и говори: «В детстве и юношестве не веровал в Бога, но сейчас — верую», «Раньше употреблял наркотики, но уже 3 года, как исправился».

Т.е. давайте знать батюшке о том, в прошлом этот твой грех был совершен или недавно, раскаялся ли ты в нем деятельно или ещё нет.

Проверяй себя по или просто рассказывай о том, что соделал и что теперь мучает твою душу.

Постарайся честно и без утайки рассказать о всех своих грехах. Если о каком забыл или не можешь все припомнить, так и говори — виновен и в других грехах, но в каких именно — не все и не вспомню.

11. После исповеди искренне старайся не повторять тех грехов, в которых ты покаялся, иначе Господь может на тебя разгневаться.

12. Помни: исповедаться и причащаться надо 1 раз в 3 недели, хотя — чем чаще, тем лучше, главное — с чистой совестью и искренним раскаянием.

13. Помни: наличие физической или душевной болезни — это признак большого нераскаянного греха.

14. Помни: во время исповеди не важна персона священника, важен ты и твое раскаяние перед Господом.

15. Помни: те грехи, которые ты рассказал на исповеди, на следующих исповедях уже не повторяются, ибо они уже прощены.

Исключение: если после исповеди определенного греха тебя все равно продолжает мучить совесть и ты чувствуешь, что этот грех тебе не отпущен. Тогда можно ещё раз исповедаться в этом прегрешении.

Но это не значит, что об этих грехах можно забыть и грешить по новой. Грех — это рубец, который, даже зажив, навсегда оставляет след в душе человека.

16. Помни: Господь милостив и способен простить нам всё. Главное — чтобы мы сами себе не прощали наших грехов, помнили о них и исправлялись.

17. Помни: слезы, как признак раскаяния, радуют и священника, и Господа. Главное, чтобы они не были крокодильими.

18. Помни: слабая память, забывчивость — это не оправдание на исповеди. Берите в руки ручку и готовьтесь к исповеди по всем правилам, чтобы потом ничего не забыть.

Грехи — это долги, а долги надо платить. Не забывайте об этом!

19. Исповедаться и причащаться можно и нужно детям с 7 лет. С этого же возраста надо припоминать все свои грехи и раскаяться в них на исповеди.

Как правильно готовиться к причащению и причащаться?

Подготовка к исповеди — это та же подготовка ко святому причастию. После исповеди необходимо оставаться в храме.

Не стоит бояться причащения, т.к. все мы люди — недостойны святого причастия, но Господь Бог создал причастие для нас, а не нас для причастия. Поэтому никто из нас недостоин сих святых тайн, и именно поэтому мы в нем так сильно нуждаемся.

Нельзя причащаться:

1) людям, которые не носят нательного креста постоянно;

2) которые имеют злобу, вражду или ненависть на кого-либо;

3) не постившиеся накануне, не бывшие на вечернем богослужении накануне, не исповедавшиеся, не читавшие Правила ко Святому Причащению, евшие с утра в день причастия, опоздавшие на Божественную Литургию;

4) женщинам во время менструации и после истечение 40 дней после рождения ребенка;

5) женщинам и мужчинам в открытой одежде с голыми плечами, грудью, спиной;

6) мужчинам в шортах;

7) женщинам с губной помадой, косметикой, без платка на голове, в брюках;

8) сектантам, еретикам и раскольникам и тех, кто посещает подобные собрания.

Перед Причастием:

1. Нельзя есть и пить с 12-ти часов ночи.

2. Надо почистить зубы.

3. Не опаздывать к утренней службе.

4. Когда священник выносит Святые Дары перед обрядом Причащения надо сделать земной поклон (наклониться и рукой достать пол).

5. Еще раз совершить земной поклон после молитвы, которую читает священник «Верую, Господи, и исповедую...»

6. Когда открываются Царские врата и начинается причащение, надо перекреститься, а затем положить кисть левой руки на правое плечо, а кисть правой руки — на левое плечо. Т.е. должен получиться крест, правая рука — сверху.

7. Помните: первыми всегда причащаются служители церкви, монахи, дети и затем и все остальные.

8. Нельзя устраивать в очереди перед Святой Чашей давку и потасовку, выяснение отношений, иначе весь ваш пост, чтение канонов и исповедь пойдут коту насмарку!

9. Подходя к Чаше произносите про себя Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или же пойте песнь со всеми в храме.

10. Перед Святой Чашей надо сделать земной поклон, если людей много — надо сделать его заранее, чтобы никому не мешать.

11. Женщинам необходимо стереть с лица губную помаду!!!

12. Подойдя к Чаше со Святыми Дарами — Кровью и Телом Христовым, громко и внятно назовите свое имя, откройте рот, разжуйте и проглотите Святые Дары, обязательно поцелуйте нижний край Чаши (символ проткнутого воином ребра Иисуса, из которого текла вода и кровь).

14. Нельзя у Чаши целовать руку священника и трогать Чашу руками. Нельзя у Чаши креститься!!!

15. После Чаши нельзя целовать иконы!

После Причащения надо:

1. Сделать поясной поклон перед иконой Иисуса Христа.

2. Пройти до столика с чашечками и мелко нарезанными просфорами (антидор), надо взять одну чашечку и выпить теплоту — теплый чай, затем съесть антидор. При желании и возможности можно положить в специальное блюдечко деньги.

3. Только после этого можно разговаривать и целовать иконы.

4. Нельзя уходить из церкви до окончания службы — надо обязательно прослушать благодарственные молитвы.

Если в Вашей церкви не читали после Евхаристии благодарственные молитвы по Причастии, вы должны их сами прочитать, вернувшись домой.

5. В день Причащения не становятся на колени, кроме особых постных дней (при чтении молитвы Ефрема Сирина и поклонов в Великую Субботу перед Плащаницей Христа) и дня Святой Троицы.

6. После причастия надо стараться вести себя скромно, не грешить — особенно первые 2 часа после принятия Святых Даров, не кушать и не пить слишком много, избегать громких развлечений.

7. После причащения можно целоваться друг друга, прикладываться к иконам.

Конечно, не желательно нарушать все эти правила, но лучше будет, если вы их не специально, не намеренно забудете, зато в конечном итоге искренне исповедаетесь и причаститесь.

Только Господь безгрешен, а мы, потому что грешны, потому и должны не забывать о необходимости регулярной исповеди и причащения.

Как правило, после хорошей исповеди человеку становится чуть легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что все или часть грехов ему простились. А после причастия обычно возникает даже в очень усталом и слабом теле ощущение силы и воодушевления.

Старайтесь чаще ходить на исповедь и причастие, меньше болеть и быть более счастливыми благодаря Богу и вере в Него!

Как подготовиться к исповеди и причастию? Подготовка к исповеди и причастию, особенно в первый раз, вызывает много-много вопросов. Я помню свое первое причастие. Как сложно было мне разобраться во всем. В этой статье Вы получите ответы на вопросы: что говорить на исповеди священнику - пример? как правильно причащаться и исповедоваться? правила причастия в церкви? как исповедоваться в первый раз? как готовиться к причастию? Ответ на эти вопросы даёт современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) и другие священники.

Другие полезные статьи:

Причастие учредил Сам Иисус Христос на своей последней трапезе с Апостолами. Современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос) говорит , если бы люди осознали, какой Дар единения с Богом они получают во время причастия, ведь теперь в их венах течет Христова кровь… если бы они осознали это в полной мере, их жизнь бы очень изменилась!

Но, к сожалению, большинство людей во время причастия похожи на детей, играющих с драгоценными камнями и не понимающих их ценности.

Правила причастия можно найти в любом Храме. Обычно они изложены в небольшой книжечке под названием «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ». Вот эти простые правила:

  • Перед причастием нужно 3 дня поститься — есть только растительную пищу (отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц).
  • Нужно быть на вечерней службе накануне перед днем причастия.
  • Нужно исповедаться либо на вечерней службе либо в день причастия в самом начале литургии (утренней службы, во время которой и происходит причастие).
  • Нужно несколько дней более усердно молиться — для этого читать утренние и вечерние молитвы и прочитать каноны: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Х ристу ,
    Канон молебный ко Пресвятой Богородице ,
    Канон Ангелу Хр анителю ,
    Последование ко святому причащению * . * Если Вы никогда не читали Каноны (на церковно-славянском языке), можете послушать аудио (есть на сайтах-молитвословах по указанным ссылкам).
  • Нужно причащаться натощак (утром ничего не есть и не пить). Исключение делается для болящих людей, например диабетиков, для которых еда и лекарство жизненно необходимы.

Если Вы станете причащаться на каждой литургии, каждое воскресенье, Ваш духовник сможет разрешить Вам меньше поститься и не вычитывать все указанные молитвы. Не бойтесь спрашивать батюшку и советоваться с ним.

Как проходит причастие в церкви?

Предположим Вы решили причаститься в воскресенье. Значит, накануне вечером (в субботу) Вам нужно прийти на вечернюю службу. Обычно вечерняя служба в Храмах начинается в 17:00. Узнайте, во столько начинается литургия (утренняя служба) в воскресенье, на которой будет проходить само причастие. Обычно, утренняя служба в Храмах начинается в 9:00. Если исповеди не было на вечерней службе, то исповедаетесь в начале утренней службы.

Примерно в середине службы Священник вынесет из алтаря Чашу. Все, кто готовился ко причастию, собираются возле чаши и складывают руки на груди правую поверх левой. К чаше подходят осторожно, чтобы не перевернуть её. Священник ложечкой даёт причастникам Святые дары — кусочек тела и крови Христовой под видом хлеба и вина.

После этого Вам нужно пройти в конец Храма, где Вам дадут запивку. Это разбавленная вином вода. Запивать нужно, чтобы ни одна капля или крошка Евхаристии не пропала. Только после этого можно перекреститься. В конце службы нужно выслушать благодарственные молитвы.

Как подготовиться к исповеди? Что говорить на исповеди священнику - пример? Список грехов

Главное правило на исповеди, о котором всегда напоминают священники, не пересказывать грехи. Потому что, если Вы начнете пересказывать историю, как Вы совершили грех, то Вы невольно начнете оправдывать себя и обвинять других. Поэтому на исповеди просто называются грехи. Например: гордость, зависть, сквернословие и т.д. А чтобы ничего не забыть, воспользуйтесь перечнем грехов против Бога, против ближних, против себя (обычно такой список есть в книжечке «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ».

Грехи запишите на листочке, чтобы ничего не забыть. Приходите в Храм утром пораньше, чтобы не опоздать на исповедь и на общую молитву перед исповедью. Перед исповедью подойдите к священнику, перекреститесь, приложитесь к Евангелию и ко кресту и начинайте перечислять заранее записанные грехи. После исповеди священник прочтет разрешительную молитву и скажет, допущены ли Вы ко причастию.

Очень редко бывает, когда священник для Вашего исправления не допускает Вас ко причастию. Это, в том числе, и проверка Вашей гордыни.

Важно во время исповеди, называя грех, дать себе обещание не повторять его. Очень важно накануне причастия примириться с недругами и простить своих обидчиков.

Как исповедоваться в первый раз?

Первая исповедь часто называется генеральной исповедью. Как правило, в листочек со списком грехов попадают практически все грехи из списка грехов против Бога, ближнего и себя. Батюшка наверняка поймет, что Вы пришли на исповедь первый раз и поможет Вам советом, как постараться не повторять грехи и ошибки.

Надеюсь, статья «Как подготовиться к исповеди и причастию?» поможет Вам решиться и пойти на исповедь и причастие. Это важно для Вашей души, ведь исповедь — это очищение души. Тело мы моем каждый день, а о чистоте души не заботимся!

Если Вы никогда не исповедовались и не причащались и Вам кажется, что подготовиться очень трудно, рекомендую Вам всё равно совершить этот подвиг. Награда будет велика. Уверяю Вас ничего подобного Вы раньше не испытывали. После причастия Вы ощутите необыкновенную и ни с чем не сравнимую духовную радость.

Самым трудным обычно кажется вычитывание канонов и последования ко святому причащению. Действительно, в первых раз читать тяжело. Воспользуйтесь аудиозаписью и прослушайте все эти молитвы в течение 2-3 вечеров.

Послушайте в этом видео рассказ священника Андрея Ткачева о том, сколько времени (обычно несколько лет) отделяет человека от желания пойти на первую исповедь до момента первой исповеди.

Желаю всем радоваться жизни и благодарить Бога за всё!

Алёна Краева

Действительно, существует такое мнение, что православный христианин должен причащаться на каждой воскресной Литургии.

В принципе, теоретически - это очень хорошо. Ведь Господь, по сути, нас к тому и призвал. Для того и совершается Таинство Евхаристии. И возглас священнический «Вонмем. Святая святым» обращен к нам и переводится как «Будем предельно внимательны! Святая, т. е. Тело и Кровь Христовы преподается святым - т. е. всем нам - царственному священству, освященному в Таинстве Крещения и добывающему благодать Божию усилием очищения своих души и тела от греха, происходящими в Таинстве Исповеди, в молитве, в посте, в добрых делах». И эти люди, максимально очистившиеся с Божьей помощью, приходят, чтобы им была преподана величайшая святыня Евхаристии, которая соединяет их с Богом. И происходит дивное преображение, воскресение, исцеление человека во Христе!

Потому, конечно же, причащаться нужно. Желательно почаще. Причащающийся человек максимально полнокровно участвует в Литургии, проживая ее огненно, воистину Божественно, словно пылающий любовью к Богу серафим.

Каждый, желательно со своим духовником или со священником, которому он доверяет, должен выработать максимально приемлемую для себя норму причастия, если так можно выразиться. Потому что легко попытаться, скажем образно, лечь под эту «духовную штангу», мысленно наложить на нее металлических тяжелых «блинов» для веса и в горячке рвануть ее. Но этой штангой можно проломить себе грудную клетку в худшем случае, а в лучшем - разорвать себе мышечную ткань. И остаться инвалидом. Такие случаи в церковной практике тоже известны. Человек по собственному произволу берет на себя духовный подвиг не по силам, а потом не может его выдержать. Бывало, когда люди из-за этого даже уходили из Церкви. В этом случае очень полезны книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «О прелести» или «Аскетические опыты». Ведь вспомним, например, печерского преподобного Исаакия Затворника, который помимо воли настоятеля без благословения ушел в затвор, там через некоторое время стал жертвой беса, и преподобные отцы потом несколько лет вымаливали его у Бога, потому что он лежал будто бы мертвый в параличе, немой.

Нужно все соразмерять со своими силами. Легче всего в романтическом энергичном порыве взять низкий старт, а потом угрюмо и мрачно сойти с дистанции, потому что не выдержишь добровольно возложенного на себя подвига.

Я своим прихожанам иногда в шутку говорю. Если сравнивать православного христианина с каким-нибудь животным, то это точно не гепард, который со старта развивает скорость в сто километров. Да, он ее развивает. Но не может бежать с ней все время. Это его стартовая скорость, хищнический бросок, который длится всего 10-20 секунд. А потом гепард устает. Православного человека скорее можно сравнить с верблюдом, который неторопливо, но спокойно и уверенно, терпеливо перенося тяжелейшие погодные условия, движется к своей цели.

В случае с православным христианином - к Царствию Небесному.

Мне кажется из священнического опыта, что мирянину очень сложно будет причащаться на каждой воскресной Литургии: три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия) супружеское воздержание, молитвы, каноны, Последование ко причастию Святых Христовых Тайн довольно нелегко выдержать даже поставленному на то священнику. А работа, дети, семья, домашние обязанности? Все это может стать непосильной ношей. Потому, конечно же, лучше причащаться более четырех раз в год (в большие посты), но все-таки соразмерять причастие с собственными силами, временем и занятостью.

К тому же есть экстраординарные ситуации, когда по благословению архиерея или священника можно причащаться каждый день: предсмертное состояние, тяжелая болезнь.

Но в случае со здоровым человеком лучше соблюсти, на мой взгляд, разумную золотую середину, чтобы причастие не превратилось для вас в обыденную привычку или в тяжелую повинность, которую вы, скрипя зубами отбываете, но в легчающую и золотую радость.