Презентацию на тему международные отношения между странами. Международные отношения. поддержание мира и стабильности в регионе

Основные темы

  • Основные темы

  • курса


Основные темы

  • Основные темы

  • курса


Основные темы

  • Основные темы

  • курса



Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Это субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан (15 июня 2001 г.).

  • Общая территория государств составляет 61% территории Евразии, демографический потенциал – 1/4 часть населения земли. Официальные языки – русский и китайский.

  • Штаб-квартира в Пекине.


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Целью Шанхайской организации сотрудничества является стабилизация обстановки в Центральной Азии, укрепление дружбы и добрососедства между государствами-участниками, развитие сотрудничества в политической, экономической, научной и других сферах.


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Основные задачи ШОС

  • -поддержание мира и стабильности в регионе,

  • -развитие торгово-экономического сотрудничества.


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996).

  • Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997).

  • Декларация о поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Ср. Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической областях (2001).

  • Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001).


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Основные документы и соглашения ШОС:

  • Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств – членов ШОС (2002).

  • Соглашения, определяющие порядок работы основных органов ШОС, механизм формирования бюджета и другие вопросы, связанные с текущей работой различных подразделений ШОС (2003).


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Основные органы и структура ШОС:

  • 1. Совет глав государств – ежегодные саммиты ШОС в столицах стран-участниц.

  • 3. Совет министров иностранных дел (СМИД). Предваряет встречи на высшем уровни, согласовывает позиции участников и подготавливает ключевые документы для подписания главами государств.

  • 4. Совещания руководителей министерств и ведомств - проводятся на регулярной основе.

  • 5. Секретариат (Пекин) –численность до 40 чел.

  • 6. Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (Бишкек).


Группа стран ГУУАМ

  • ГУУАМ


Группа стран ГУУАМ

  • 10 октября 1997 г. президенты этих государств (без Узбекистана) во время саммита Совета Европы в Страсбурге провели встречу, на которой речь шла о создании политико-консультативного форума ГУАМ.

  • 24 апреля 1999 г. на Вашингтонском саммите НАТО к ГУАМ присоединился Узбекистан.

  • На “саммите тысячелетия” в 2000 г. в Нью-Йорке было объявлено о превращении ГУУАМ в международную организацию.


Группа стран ГУУАМ

  • ГУУАМ была структурирована на Ялтинском саммите 2001 г.:

  • высший орган ГУУАМ названа ежегодная встреча глав государств блока;

  • рабочий орган –комитет национальных координаторов.

  • Принят уставной документ ГУУАМ – Ялтинская Хартия.


Группа стран ГУУАМ

  • Главная экономическая составляющая ГУУАМ - содействие направлению энергетической политики США в Каспийском регионе и в Центральной Азии, обеспечение собственных государственных национальных интересов, противодействие российскому влиянию, блокирование Ирана…


Группа стран ГУУАМ

  • Г+У+У+А+М


  • Многостороннее регулирование – это сравнительно новое явление в истории мировых отношений.


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


  • С 70-х годов начался интенсивный процесс формирования общего правового пространства. Этому в значительной мере способствовала деятельность, осуществляемая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947), направленная на установление совместимости национальных систем регулирования внешней торговли.

  • ГАТТ – это система сдерживания односторонних действий, поддержания нормального климата в международных торговых отношениях.


Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ

  • Функции ГАТТ:

  • осуществление согласованных на многосторонней основе правил, регулирующих поведение правительств в международной торговле;

  • выполнение роли форума для торговых переговоров, направленных на либерализацию торговли и обеспечение её большей предсказуемости;

  • выполнение роли международного суда, решающего мирохозяйственные споры и конфликтные ситуации.


Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ

  • Во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1993) было принято соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), частью которой становится ГАТТ.

  • С 1 января 1995 года ГАТТ структурно вошло в ВТО, но войдя в состав ВТО во многом сохраняет свою автономность.


  • ВТО начала действовать с 1.01.95 г.

  • Основные направления деятельности:

  • контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений;

  • выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров;

  • урегулирование торговых споров между странами-членами;

  • наблюдение за торговой политикой стран;

  • сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли.


Всемирная торговая организация (ВТО)


Всемирная торговая организация (ВТО)


Всемирная торговая организация (ВТО)


Всемирная торговая организация (ВТО)


Россия и Великобритания. История взаимоотношений Великобритании и России В них не всегда царила гармония, однако они куда более продолжительны и богаты, чем думают многие. Узы между британским и российским царствующими домами были переплетены с торговыми контактами. Торговые отношения между двумя странами начались более 400 лет назад. Британия и Россия вместе вели воину против нацистской Германии. Уникальная особенность британской помощи Советскому Союзу состояла в том, что она поддерживала традицию морских и торговых отношений. После Второй мировой воины развитие отношений тормозила «холодная война» однако двусторонние контакты продолжались, включая и визиты на высоком уровне. Маргарет Тэтчер в 1984 году назвала Михаила Горбачева человеком, с которым она может «вести дела». Установившееся между ними в 80-е годы взаимопонимание помогло проложить путь к позитивному состоянию отношении между двумя странами. После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий по экстрадициям. Это разногласие развилось до депортации четырех российских дипломатов Великобританией, вскоре последующее депортацией четырех английских дипломатов Россией. Несколько отделений консульства Великобритании и одна организация культурного сотрудничества были вынуждены закрыться. C 2007 года Россия вновь начала дальние патрули бомбардировщиками ТУ-95. Эти патрули неоднократно проходили в близости от воздушного пространства Великобритании, где их сопровождали британские истребители. Однако существуют и положительные аспекты развития российско-британских отношений. Между Россией и Великобританией активно развивается сотрудничество в энергетической сфере. В сентябре 2003 г. в Лондоне на Энергетическом форуме были подписаны Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики, Меморандум между двумя странами о строительстве Североевропейского газопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие страны.






Международные отношения Международные отношения государств – одна из основ, на которых строится современное общество. Сегодня, именно от взаимоотношений между государствами зависит само существование цивилизации. Современные международные отношения представляют собой сложную систему политических, экономических, культурных и прочих связей. На сегодняшний день существует несколько общемировых тенденций развития международных отношений.


Европейский союз В основе Европейского Союза лежит сотрудничество, зародившееся между европейскими государствами после Второй мировой войны с целью гарантировать мир и способствовать экономическому и социальному прогрессу в рамках единого союза. Этот процесс развивался постепенно. Сначала упор был сделан на экономическом сотрудничестве, для разработки общей политики в сфере торговли и сельского хозяйства. Позже начало развиваться сотрудничество в политической сфере, в таких областях, как внешняя политика, сотрудничество в целях развития. Первыми институтами Европейского Союза являются Совет Министров, Европейская Комиссия, Европейский Парламент и Европейский Суд. 9 мая 1950 года произошло событие исторической важности. Французский министр иностранных дел Робер Шуман предложил Федеративной Республике Германии и другим странам Европы объединиться во имя осуществления мирных целей. На январь 1995 года в число 15 государств-членов входили Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Испания, Швеция, Португалия, Соединенное Королевство.


Россия и США В настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования. Развал Советского Союза, экономический и социально- политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно- политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США. В 2003 Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украины(«Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и США охватила все постсоветское пространство. В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение.


Россия и США Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России. В 2005 двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд. долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд. а импорт 3,9 млрд. Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд. долл. В США работают российские компании «Лукойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.


Россия и США Комиссия Медведева - Обамы, официально известная как двусторонняя Российско- американская Президентская комиссия, была провозглашена 6 июля 2009 года президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и президентом США Бараком Обамой во время визита президента Обамы в Москву. Она призвана содействовать улучшению связи и сотрудничества между правительствами России и США. В соответствии с заявлением о целях Комиссии, согласованным между двумя сторонами в октябре 2009 года, Комиссия создана для «определения направлений сотрудничества и осуществления совместных проектов и действий, направленных на укрепление стратегической стабильности, международной безопасности, экономического благосостояния и на развитие связей между российским и американским народами. В основе деятельности Комиссии лежат базовые принципы дружбы, сотрудничества, открытости и предсказуемости, и мы полны решимости урегулировать разногласия открыто и честно, в духе взаимного уважения и признания точек зрения друг друга».


Россия и ЕС Российская Федерация является одним из наиболее важных партнеров ЕС. Приоритетная задача Европейского Союза – создание крепкого стратегического партнерства с Россией на прочной основе взаимного уважения. Россия – самый большой сосед ЕС, ставший еще ближе с расширением Союза в 2004 и 2007 годах. В европейской стратегии безопасности от 2003 года подчеркивается, что Россия является ключевым игроком в геополитической сфере и сфере безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровне. Россия и все страны ЕС являются членами Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совета Европы. ЕС и Россия уже ведут совместную работу по широкому спектру вопросов, включая модернизацию российской экономики и ее интеграцию в мировую экономику, вопросы безопасности, международные проблемы. ЕС и Россия ведут широкий диалог по политическим вопросам, касающимся всего мира, включая разрешение конфликтов на Ближнем Востоке, в Афганистане, на Западных Балканах и в Судане, а также предотвращение распространения оружия массового поражения и соответствующих технологий, как в ситуации с Ираном и Северной Кореей.


Россия и Греция Актуальность развития и поддержания Россией внешнеторговых отношений сводится к главному вопросу, какие рынки считать приоритетными и благоприятными сегодня, а также те, выход, на которые являются стратегически важным. С этой точки зрения развитие внешнеэкономических отношений России и Греции является в высшей степени необходимым. Греция традиционно является одним из главных импортеров российских товаров (как сырьевой направленности, так и высокотехнологичных), что ставит ее в преференциальные условия в торговых отношениях с Россией. С другой стороны, Греция является членом ЕС, что позволяет России находить пока те немногие пути выхода на рынки Европы. Таким образом, выстраивая эффективные торгово-экономические отношения с Грецией, Россия, в какой-то мере, форсирует развитие экономических отношений с Европейским Союзом.


Россия и Франция Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г., когда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. 28 октября 1924 года были установлены дипломатические отношения между СССР и Францией. В ноябре 2007 года на XII м заседании Межправкомиссии было подписано совместное Заявление об объявлении 2010 года Годом России во Франции и Годом Франции в России. Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Достаточно сказать, что обстановка в Европе и мире во многом определялась именно российско-французскими отношениями в течение всей их многовековой истории. Основополагающий документ отношений между Россией и Францией – Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско- французских отношений значительно обогатилась – заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего взаимодействия. Все более насыщенными становятся российско- французские политические контакты. Проводимые на регулярной основе встречи глав государств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений.


Россия и Испания в 20-м веке в российско-испанских отношениях были длительные перерывы, и когда эти отношения были восстановлены в 1977 году, этот акт был частью тех преобразований, которые происходили в Испании в рамках её перехода от диктатуры к демократии, в процессе обретения Испанией нового международного статуса. Основополагающим документом российско-испанских отношений является Договор о Дружбе и сотрудничестве, который был подписан между нашими странами в 1994 году, но, разумеется, договорно- правовая база наших отношений этим договором не исчерпывается. У нас существует очень широкий круг соглашений, которые создают основу для развития двустороннего сотрудничества в самых различных областях. Наши отношения в целом складываются благоприятно, и это находит проявление прежде всего в том, что между нашими странами ведется активный политический диалог, в том числе на высшем уровне. Выбор России в качестве первой страны для посещения со стороны Испании, возглавившей Евросоюз в 2010 году, "является доказательством желания Евросоюза установить рамки для стратегического сотрудничества с Россией",


Россия и Великобритания История взаимоотношений Великобритании и России В них не всегда царила гармония, однако они куда более продолжительны и богаты, чем думают многие. Узы между британским и российским царствующими домами были переплетены с торговыми контактами. Торговые отношения между двумя странами начались более 400 лет назад. Британия и Россия вместе вели воину против нацистской Германии. Уникальная особенность британской помощи Советскому Союзу состояла в том, что она поддерживала традицию морских и торговых отношений. После Второй мировой воины развитие отношений тормозила «холодная война» однако двусторонние контакты продолжались, включая и визиты на высоком уровне. Маргарет Тэтчер в 1984 году назвала Михаила Горбачева человеком, с которым она может «вести дела». Установившееся между ними в 80-е годы взаимопонимание помогло проложить путь к позитивному состоянию отношении между двумя странами. После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий по экстрадициям. Это разногласие развилось до депортации четырех российских дипломатов Великобританией, вскоре последующее депортацией четырех английских дипломатов Россией. Несколько отделений консульства Великобритании и одна организация культурного сотрудничества были вынуждены закрыться. C 2007 года Россия вновь начала дальние патрули бомбардировщиками ТУ-95. Эти патрули неоднократно проходили в близости от воздушного пространства Великобритании, где их сопровождали британские истребители. Однако существуют и положительные аспекты развития российско-британских отношений. Между Россией и Великобританией активно развивается сотрудничество в энергетической сфере. В сентябре 2003 г. в Лондоне на Энергетическом форуме были подписаны Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики, Меморандум между двумя странами о строительстве Североевропейского газопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие страны.


Россия и Германия Сотрудничество России с Федеративной Республикой Германии был и остается одним из главных приоритетов в российской внешней политике и экономике. Достаточно проследить количество визитов Президента России в Германию и оценить статистические данные по экономическому сотрудничеству. В целом наши экономические отношения развиваются стабильно, по восходящей линии. Создан надежный и эффективный механизм координации сотрудничества в этой сфере. Успешно действуют совместная Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, смешанная Комиссия по научно-техническому сотрудничеству. Разумеется, в наших отношениях есть еще много неиспользованных резервов. По мере того, как политическая и социально-экономическая ситуация в России меняется к лучшему, мы все более ощущаем растущий интерес германского бизнеса к расширению своего присутствия и своей деятельности в нашей стране. За последние несколько лет в сотрудничестве между многими российскими регионами и землями ФРГ был сделан качественный рывок вперед. Сегодня эта форма экономического взаимодействия – одна из самых продвинутых и перспективных. Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Пришедшая в 2005 году к власти Ангела Меркель относится к России более скептически. Она дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России необходимо относится более дистанцированно, хоть и прагматично. В качестве одной из немногих западных стран, Германия в лице своего министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера критикует планы США по базированию ПРО в Восточной Европе и призывает их к консультациям с Россией.


Россия и страны Прибалтики Став независимыми, бывшие республики Прибалтики стали требовать, чтобы их официально называли «странами Балтии».После распада СССР отношения России со странами Балтии складывались весьма непросто. Обилие исторических обид и взаимных претензий препятствовало нахождению взаимопонимания в национальной, культурной, политической, экономической сферах., В отличие от стран, входящих в СНГ, прибалтийские республики предпочитают демонстрировать свою независимость от России чисто политическими методами. Однако у этих отношений есть чрезвычайно любопытный политический подтекст. На портовых и прочих транспортных работах занято в основном лишенное прибалтийского гражданства русскоязычное население. Объясняется это кадровой политикой советских времен. Тогда было принято, чтобы на транспорте работали не литовцы, латыши и эстонцы, а приезжие из внутренних регионов России. Бесспорным лидером с отрицательным рейтингом оказалась Эстония. Министр иностранных дел этой страны Сийм Каллас По его утверждениям, Россия ожидает, что Эстония предоставит русскоязычному населению гражданство, откажется от идеи вступления в НАТО, установит с Россией безвизовые отношения и заключит с ней широкомасштабный договор о конфедерации. "В этом случае отношения Эстонии и России наладятся, только что останется от независимого эстонского государства?" грустно подытожил Каллас.


Россия и страны Прибалтики Несмотря на наличие предпосылок к потеплению российско- прибалтийских отношений, для достижения «дружбы» необходимо преодолеть дефицит доверия. Россия и Литва долго спорили, что должно быть первым – утверждение российской стороной договора о границе или достижение окончательной договоренности о порядке транзита в Калининградскую область через литовскую территорию, Аналогичным образом «в ожидании первого шага» буксует российско- эстонский диалог. Специалисты по политической психологи знают: первый шаг делает сильный. Сегодня, на фоне укрепления международных позиций России, Москва может позволить себе роскошь сделать такой первый шаг, и он не будет воспринят как проявление слабости.


Россия и страны Скандинавии Север Европы традиционно отождествлялся с пятью странами - Данией, Исландией, Норвегией, Швецией и Финляндией и характеризовался в целом значительной устойчивостью, высоким (хотя и с различиям для отдельных стран) уровнем развития. До недавнего времени отношения России и Швеции можно было назвать почти образцовыми. Развитая страна Северной Европы не думала вступать в НАТО и воздерживалась от резких антироссийских высказываний. Но после прихода к власти осенью 2006 года правоцентристской коалиции всё изменилось, и наиболее ярко это проявилось во время агрессии Грузии в Южной Осетии. Ещё раньше камнем преткновения в российско-шведских отношениях является проект газопровода "Северный поток" по дну Балтийского моря. Основные аргументы против идут со стороны экологов. Однако в первую очередь действия Стокгольма объясняются экономическими интересами в регионе и желанием не допустить того, чтобы Россия стала "царицей Балтики". Отношения между Россией и Швецией в последние годы далеки от идеала. Впрочем, России приходилось выслушивать критику и от представителей других скандинавских стран. Но Финляндия и Норвегия куда больше ориентированы на экономические связи с Россией, чем Швеция. И потому их власти не могли позволить себе столь же резкие высказывания, как шведские. Россия не слишком интересна Швеции как торговый партнёр. РФ поставляет на Запад в основном энергоносители, а Швеция покрывает свои энергетические потребности преимущественно за счёт поставок из Норвегии, последовательно вытесняя углеводороды другими источниками энергии. В итоге на Россию приходится четыре процента шведского импорта и два процента экспорта. В то же время, несмотря на политические трудности, товарооборот между двумя странами в период с 2000 по 2008 гг. вырос в пять раз.


Россия и страны Скандинавии 30 декабря 1991 года Финляндия признала Россию в качестве государства-правопреемника СССР. В январе 1992 года был заключен российско- финляндский Договор об основах отношений. В настоящее время между Россией и Финляндией действует около 90 межгосударственных и межправительственных документов, регламентирующих практически все сферы двустороннего взаимодействия. Поддерживаются регулярные контакты между руководителями министерств иностранных и внутренних дел, экономического развития и торговли, транспорта, таможенных и пограничных ведомств. Активны межпарламентские связи. В парламенте Финляндии действует Группа дружбы с Россией, в Государственной Думе образована Группа по связям с Парламентом Финляндии. Торгово-экономическое сотрудничество России и Финляндии носит взаимовыгодный характер, рост товарооборота сохраняет положительную динамику. Большая часть российского экспорта в Финляндию состоит из сырья и энергоносителей – порядка 88%. На готовые изделия приходится около 11,5%, на машины и оборудование – 1,5%. В российском импорте из Финляндии более половины составляют машины, оборудование и транспортные средства, доля сырьевых товаров – 22%, примерно 13% – химические товары, около 4% – продукты питания. Одной из основ всего комплекса двусторонних отношений является энергетическое сотрудничество России и Финляндии. Россия является надежным поставщиком энергоресурсов в Финляндию, в том числе на 100% удовлетворяет потребности этой страны в природном газе, почти на 70% – в сырой нефти, на треть – в каменном угле и на 10% – в электроэнергии.


Россия и страны Скандинавии Используя свое географическое положение, Норвегия все больше претендует на роль связующего звена или «моста» между Западной Европой и Россией. Подтверждением такого рода устремлений является инициированное Норвегией сотрудничество в Баренцевом/Евроарктическом регионе. Между Москвой и Осло остается не до конца урегулирован вопрос морской границы, из-за чего в Баренцевом море существует так называемая «серая зона». Интересно, что в начале 80-х Советский Союз попытался начать в ней хозяйственную деятельность и даже начал бурение, однако, столкнувшись с протестом Норвегии, прекратил работы. Понятно, что позиции нашей страны после краха СССР резко ослабли и нельзя было всерьез рассчитывать на закрепление этой территории за Россией. Противоречия между странами объективны, никто не хочет уступать, прекрасно понимая, что эпоха дешевых и доступных углеводородов постепенно заканчивается. Но заинтересованные стороны стремятся вести беседу за столом переговоров, и дискуссия пока не переходит дипломатические рамки. К одной из основных особенностей структуры российского экспорта, отличающей его от поставок в большинство других стран Европы, относится крайне незначительная доля в вывозе в Норвегию энергоносителей (нефти и нефтепродуктов, угля), а также полное отсутствие в нем природного газа. Импорт из Норвегии существенно отличается от российского экспорта: в 1997г. его основными позициями были продовольственные товары, прежде всего, рыба и рыбопродукты – 52%, машины и оборудование – 15%, химические товары – 9%. Однако рост импорта из Норвегии, был обусловлен увеличением поставок рыбы. (соотношение количества экспортных товарных позиций к импортным выражается пропорцией 1:3).


Россия и Япония За прошедшие годы российско-японские отношения поступательно развивались, наполнялись новым содержанием. Они характеризуются обоюдной приверженностью универсальным демократическим ценностям, отсутствием идеологической и военной конфронтации, глубокой взаимной заинтересованностью в сотрудничестве на международной арене. На высшем уровне согласованы базовые принципы развития связей: взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. В последнее время наблюдается заметная активизация двусторонних торгово-экономических связей. В гг. объем российско- японского товарооборота возрос более чем в два раза и достиг рекордного за историю двусторонних отношений показателя в 8,85 млрд.долл. Японо- российские внешнеторговые и экономические отношения в последнее время находятся в стадии расширения. Общая сумма внешней торговли выросла примерно на 31,5% по сравнению с предыдущим годом и составила 694,2 млрд.иен. Объём импорта из России вырос в сравнении с предыдущим годом на 19,6% и составил примерно 490,2 млрд.иен, а экспорт товаров в Россию вырос на 72,6% и составил 204 млрд.иен.


Россия и Китай 2 октября 1949 года СССР первым установил дипломатические отношения с КНР Китай считает отношения с Россией образцом политического партнерства. С таким заявлением выступил министр иностранных дел Ян Цзечи. В плане двусторонних отношений российская сторона придает первостепенное и исключительно важное значение установившейся системе регулярных ежегодных встреч Президента РФ и Председателя КНР, Российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Успешно реализуются подписанные главами пяти государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана Шанхайское (апрель 1996 года) и Московское (апрель 1997 года) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско китайской границы. Китай по итогам 2008 года занял третье место среди внешнеторговых партнеров России (после Германии и Нидерландов), его доля в российском внешнеторговом товарообороте составила 7,6%, при этом на Китай пришлось 4,6% экспорта России (7 место) и 13% импорта России (2 место).


Россия и страны Ближнего Востока Ситуация для возвращения России на Ближний Восток сложилась самая подходящая: в отличие от прежних времен, когда страны региона делились на друзей Кремля и Белого дома. У Москвы установились более или менее ровные отношения практически со всеми вплоть до Израиля. Российская Федерация установила, что «приоритетной задачей России должно стать восстановление и укрепление своих позиций, прежде всего экономических, в этом богатом и важном для наших интересов районе мира». Россия, пытающаяся восстановить свое былое влияние в регионе и подтвердить свой статус великой державы, равной США по силе, должна демонстрировать свою заинтересованность в проблемах Ближнего Востока, особенно когда там происходят такие важные события как переворот в Газе. В противном случае ее будут воспринимать как второстепенного игрока на ближневосточной арене, где США, ЕС и ООН играют важнейшую роль. Руководство Израиля все еще стремится, хотя и без особой надежды, заручиться поддержкой России в иранской проблеме и уговорить Россию не продавать Сирии и Ирану современных вооружений. Хотя важнейший фактор, определяющий российскую ближневосточную политику - интересы российского ВПК. Продажи оружия за границу ежегодно приносят России миллиарды долларов.


Россия и страны Латинской Америки Россия поддерживает дипломатические отношения со всеми 33 государствами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). В гг. восстановлены отношения с Гренадой, установлены - с Сент-Винсентом и Гренадинами, Сент-Кристофером и Невисом, Багамскими островами, Сент-Люсией. Проводится линия на укрепление дружественных связей с государствами региона, наращивание взаимодействия на мировой арене, развитие торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического и культурного сотрудничества. Развивается политический диалог. Важное значение имел официальный визит Президента России В.В.Путина на Кубу (2000 г.) - первый на высшем уровне в Латинскую Америку - и в Мексику (2004г). Продвижению сотрудничества с ведущими партнерами в регионе способствовали официальные визиты в Россию президентов Чили П.Эйлвина (1993 г.) и Р.Лагоса (2002 г.), Аргентины К.Менема (1998 г.), Венесуэлы У.Чавеса (2001 г.), Бразилии Ф.Э.Кардозо (2002 г.). Россия, в т.ч. в рамках "восьмерки", оказывает политическую поддержку процессу мирного урегулирования вооруженного конфликта в Колумбии. Поддерживаются контакты с Венесуэлой и Мексикой как ведущими производителями нефти в интересах обеспечения стабильности нефтяного рынка и защиты экономических интересов России. На рынки Латинской Америки выходит крупный российский бизнес. Российское компании успешно действуют в сфере поставок оборудования для ГЭС в Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии, участвуют в разработке нефтяных месторождений в Колумбии, работают совместные предприятия по сборке автомобилей в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Эквадоре. Расширяются гуманитарные и культурные связи. Крупным проектом культурного сотрудничества стало открытие в Бразилии первой зарубежной школы Государственного академического Большого театра (г. Жоенвиль) и школы им. П.И.Чайковского в г. Форталеза.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Пархомец И.Ю., учитель географии, г. Луганск


ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЬЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ)


Генеральный Секретарь: Пан Ги Мун 1 января 2007 года Пан Ги Мун из Республики Корея был избран восьмым Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и заступил на этот пост, имея за плечами 37- летний опыт работы как в составе правительства, так и на международной арене

Штаб – Квартира:

Центральные учреждения

ООН в Нью-Йорке, где

собираются представители

192 стран для выработки

консенсуса по глобальным

проблемам.


Кратко об ООН:

  • Число государств – членов ОНН составляет 192.
  • Дата создания ООН: 24 октября 1945 года.
  • По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 44 тыс. сотрудников.
  • Число текущих операций по поддержанию мира: 16.
  • Официальные языки: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.
  • Первой памятной датой, объявленной Генеральной

Ассамблеей ООН является День Организации Объединенных Наций - 24 октября 1947 года (годовщина вступления в силу устава и утверждение флага)



Генеральный Секретарь: Турбьерн Ягланд – бывший премьер- министр и председатель парламента Норвегии. Он также занимает пост председателя Норвежского Нобелевского комитета.

Штаб – Квартира:

  • Франция,
  • Страсбург.

Создание: 1949 год. Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчилль. Сейчас в Совете Европы состоят 48 государств.

Цели:

а) Целью Совета Европы является осуществление более

тесного союза между его членами для защиты и продвижения

идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и

содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов

Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий

интерес, заключением соглашений, проведением совместных

действий в экономической, социальной, культурной, научной,

юридической и административной областях, равно как и путём

защиты и развития прав человека и основных свобод.


НАТО (Организация Североатлантического Договора)


Генеральный Секретарь: Андерс Фог Расмуссен - датский политик, с 2009 года генеральный секретарь НАТО. В 2001-2009 гг. был главой правительства Дании

Штаб – Квартира:

Брюссель, Бельгия


Коротко о НАТО: крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами- членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Сейчас в НАТО состоят 28 государств

Цели:

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г.,

определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

- выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

- служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

- осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии

против любого из государств- членов НАТО;

- способствовать эффективному предотвращению конфликтов и

активно участвовать в кризисном регулировании;

- содействовать развитию всестороннего партнерства,

сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.



Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь Совета Евросоюза (ЕС), верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.

Политические центры:

  • Брюссель,
  • Люксембург,
  • Страсбург.

Девиз:

In varietate concordia

(Согласие в многообразии)


ЕС- экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ.



Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - Анхель Гурриа .

Штаб – Квартира:

Шато де ла Мюетт,

Франция.



Задачи ОЭСР

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу,

платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с

противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые

механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».


ОБСЕ Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе


Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо

Штаб – Квартира:

Вена, Австрия


ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америк, Европе и Центральной Азии. Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe - CSCE).

«Совещание по безопасности и

сотрудничеству в Европе» было созвано по

инициативе СССР и социалистических

государств Европы как постоянно

действующий международный форум

представителей 33 европейских государств, а

также США и Канады для выработки мер

уменьшения военного противостояния и

укрепления безопасности в Европе.


Цели ОБСЕ

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

  • «Первая корзина», или политико-военное измерение:

контроль над распространением вооружений;

дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

меры по построению доверительных отношений и безопасности;

  • «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

экономическая и экологическая безопасность.

  • «Третья корзина», или человеческое измерение:

защита прав человека;

развитие демократических институтов;

мониторинг выборов;


  • Штат организации - около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.


Генеральный Директор: Паскаль Лами (8 апреля 1947) глава (генеральный директор) ВТО с 2005 года.

Штаб – Квартира:

Женева, Швейцария


  • Темно-зеленый: Основатели ВТО (1 Января 1995)
  • Светло-зеленый: Последующие члены

153 государства-члена


Задачи и принципы ВТО:

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а

установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права

Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ).

Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из

членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов

организации.

Взаимность

Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность

. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые

правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации

другим членам ВТО.




Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и с 14 мая 2015 года Киргизия. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Экономические и политические

центры:

  • Алма-Ата
  • Астана
  • Ереван
  • Минск
  • Москва
  • Бишкек

Международные отношенияМеждународные отношения – это неотъемлемая
часть современного мирового общества. Эта
сфера общественных отношений чрезвычайна
важна для разностороннего развития всей страны.
Взаимодействие между государствами, а также
такой серьезный аспект, как внешняя политика –
это довольно емкая и нелегкая тема, но в это
презентационном проекте я все-таки попытаюсь
раскрыть ее.

Необходимость международных отношений

Международные отношения
Необходимость международных
отношений
Необходимость международных отношений
можно
рассмотреть в простом, но наглядном примере.
Природные
ресурсы
Драгоценные
металлы
Государство Государство Государство
A
B
C
Интеллектуальный
ресурс и
технологии

На рисунке 1 мы видим три государства, обладающих ресурсами в разных
количественных соотношениях. Государство A обладает большим количеством
ресурсов, но других ей явно не хватает. У государства B преобладают высокие
технологии, другие показатели, однако, отстают. В свою очередь, государство C
имеет в изобилии драгоценные металлы, а остальных ресурсов мало.
Если каждое государство поделиться друг с другом изобилием своих
ресурсов, взамен на недостающие, то тогда получиться примерно такая картин
Природные
ресурсы
Драгоценные
металлы
Интеллектуальны
й ресурс и
технологии

Сферы взаимодействия государств

Экономическая
Международноправовая
Культурная
Военностратегическая
Политическая

Экономическая сфера

Эта сфера включает в себя:
международное разделение труда;
обмен научно-техническими результатами;
международная кооперация производства;
международная торговля;
информационные, валютно-финансовые и
кредитные связи между странами;
движение капитала и рабочей силы;
деятельность международных экономических
организаций, хозяйственное сотрудничество в
решении глобальных проблем.

Международно-правовая сфера

Международно-правовой механизм позволяет участникам
защитить свои интересы;
предотвращать конфликты;
решать спорные вопросы;
поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов.
Международно-правовые
отношения
носят
универсальный характер и основываются на системе
общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных
норм,
регулирующих
все
виды
международных
отношений, существуют и специфические нормы,
которые регулируют их специальные направления
(дипломатическое право, морское торговое право,
международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегическая сфера

Военно-стратегическая сфера - обширная
сфера международных отношений, так или иначе
связанных
с
прямым
или
опосредованным
созданием, наращиванием, перераспределением
военной силы

Культурная сфера

В основе этой сферы отношений лежат
процессы:
интернационализации общественной жизни;
взаимопроникновения и обогащения культур;
систем образования;
бурное развитие средств массовой информации.
В
большинстве
своем
основное
значение
в
их
развитии
имеют
неправительственные организации.

Политическая сфера

Политическая
сфера
включает
процессы
выработки, принятия и реализации решений,
затрагивающих интересы мирового сообщества.

Национальные интересы

Внешняя политика
Национальные интересы
Так как политика
предназначена для
осуществления
интересов, то внешняя
политика реализует
национальные интересы
Национальные интересы
Моргентау делил на
постоянные и
преходящие.
Моргентау, Ганс (1904-1979) -
американский политолог,
общепризнанный основатель и глава
школы прагматизма и политического
реализма, ведущий
теоретик США по
внешнеполитическим вопросам.

Постоянные
Преходящие
защита территории,
населения, государственных
институтов от внешней
интересы выживания нации и
опасности
государства
развитие внешней торговли
безопасность и
обеспечение роста
благосостояние общества
инвестиций
периферийные, локальные
защита частного капитала за
интересы
границей
взаимоотношения с
союзниками
выбор внешнего курса

Типы внешней политики

Реализуя свои национальные интересы, государства
действуют на международной арене по-разному.
Моргентау
политики:
выделяет
три
базовые
модели
на
внешней
1.
Политика,
ориентированная
консервацию власти.
сохранение,
2.
Политика, ориентированная на накопление властных
полномочий и возрастание власти.
3.
Политика демонстрации силы.

Функции внешней политики

Охранительн
ая
Информационнопредставительская
Регулирующая

Охранительная

Связана с охраной прав и интересов данной страны и ее
граждан за границей. Реализация направлена на
предотвращение угрозы для данного государства, на
поиск мирного политического решения возникших
спорных вопросов.
Угрозу для государства могут представлять:
территориальные претензии со стороны соседей
поддержка оппозиционных движений в собственной
стране со стороны другого государства.
Институтами, способствующими этой функции, являются
посольства, консульства, представительства и др.

Информационно-представительская

Информационнопредставительская
Органы внешней политики информируют свое
правительство о намерениях иных правительств,
обеспечивают контакты данного государства с
другими сторонами. Эти органы проводят анализ
складывающейся обстановки. В итоге можно
предполагать безошибочное принятие решений.

Регулирующая

Действия, направленные на поиски выгодных контактов
и создание благоприятных внешнеполитических условий
для деятельности государства. Большое значение имеет
деятельность центральных органов внешней политики
(МИД, посольства и др.).

Средства внешней политики

Информацион
нопропагандистс
кие
Политические
Экономические
Военные

Информационно-пропагандистские

Информационнопропагандистские
Пропагандистские
средства включают в себя весь
арсенал
современных
средств
массовой
информации, пропаганды и агитации, которые
используются
для
укрепления
авторитета
государства
на
международной
арене,
способствуют обеспечению доверия со стороны
союзников и возможных партнёров. С помощью
средств массовой информации формируется в
глазах мировой общественности положительный
образ своего государства, чувство симпатии к
нему, а в случае необходимости – антипатии и
осуждения по отношению к другим государствам.
Часто пропагандистские средства используются,
чтобы завуалировать те или иные интересы и
намерения.

Политические

Основной
инструмент

это
дипломатия.
Дипломатия осуществляется в виде переговоров,
визитов, специальных конференций и совещаний,
встреч, подготовки и заключения двусторонних и
многосторонних соглашений, дипломатической
переписки, участия в работе международных
организаций.

Экономические

Использование
экономического
потенциала
данной
страны
для
достижения
внешнеполитических целей, важным является
экономическая мощь страны.

Военные

К военным средствам внешней политики принято
относить военную мощь государства, которая
включает в себя армию, её численность и качество
вооружения, моральное состояние, наличие
военных баз, обладание ядерным оружием.
Военные средства могут использоваться как
средство прямого воздействия, так и косвенного. К
первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко
вторым – испытание новых видов оружия, учения,
манёвры, угроза применения силы

Заключение

В ходе проекта
я старался вкратце, в
легкодоступной и простой форме рассмотреть
основные аспекты такой большой темы, как
международные отношения, и, в частности,
аспекты внешней политики. Поставленная цель
успешно достигнута.

Международная торговля - система
международных товарно-денежных отношений,
складывающаяся из внешней торговли всех стран
мира.
Валютно-кредитные отношения - финансовые
отношения между субъектами разных стран, т.е.
резидентами и нерезидентами.
Национальные интересы- объективно значимые
цели и задачи государства как целого.
Дипломатия - средство осуществления внешней
политики государств, представляющее собой
совокупность практических мероприятий,
приёмов и методов, применяемых с учётом
конкретных условий и характера решаемых задач