Преполовение господне.  Преполовение Пятидесятницы

Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА

Преполовение. Икона XV в. Псков, Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Кликните для увеличения

Название праздника Преполовения означает половину срока между двумя великими праздниками - Пасхой и Троицей, приходится он на среду четвертой седмицы по Пасхе. Однако сюжетом иконы праздника стал эпизод Евангелия от Луки, повествующий о том, как двенадцатилетний отрок Иисус, пошел с родителя в Иерусалим на праздник и остался там в храме. Мария и Иосиф только через три дня нашли Его, сидящего посреди учителей и беседующего с ними. И как пишет евангелист: «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». А когда Матерь Его стала упрекать Сына: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Он сказал им: «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:47-49).

Этот сюжет не часто встречается в живописи, в основном, в аналойных иконах. На псковской иконе XV века мы видим отрока Иисуса, сидящего на возвышении, в левой руке Он держит свиток, правая поднята в знак беседы: Иисус беседует учителям Закона, которые сидят вокруг Него, их позы и жесты также показывают, что они активно реагируют: вопрошают, обсуждают, соглашаются, недоумевают.

Икона очень насыщенная по цвету, ее колорит строится на сочетании различных оттенков красного и зеленого, что характерно для псковской школы. Но здесь это контрастное сочетание цветов призвано передать напряженность беседы Иисуса и законников. Иконописец не просто иллюстрирует Евангелие, а стремиться подчеркнуть необычность ситуации, в которой юный отрок оказывается учителем, а умудренные старцы — учениками.

Иисус облачен в золотые ризы, что подчеркивает Его Божественное достоинство. На это же указывают и буквы на кресчатом нимбе: οωN, в переводе с греческого —«Сущий», это имя Бога, открытое Моисею на горе Синай. Надписание этого имени подтверждает Единосущность Сына Отцу.

Интересно решен архитектурный антураж, напоминающий скорей формы средневековых городских сооружений. Тем не менее, красная стена с угловой башней символизирует стену Иерусалима, зеленое здание с башенками и колоннами — Иерусалимский Храм. Арка с зеленой крышей и золотой разделкой внутренних кессонов оказывается как бы сзади Иисуса, она напоминает балдахин, словно божественный отрок восседает на царском троне. Подножие, на котором покоятся ноги Иисуса, также указывает на трон. Все эти детали призваны подчеркнуть Божественное и царское достоинство Христа впервые явленное в этой беседе с мудрецами Израиля.

Преполовение Пятидесятницы

Преполовение – половина Пятидесятницы – середина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа, т.е. середина по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей. Наименование праздника Преполовение Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил (Ин. 7, 14-36).
Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды.
Возлияние воды было знамением возлияния Святого Духа. В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. От Божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15).
«Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). «Многие говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40). «Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 41). Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу. Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника», во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39).
Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа. День Преполовения – это древний христианский праздник. О нем упоминает в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы.| Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).

Преполовение Пятидесятницы

По тому месту, которое Преполовение (среда четвертой седмицы после Пасхи) занимает между Воскресением Христовым и Сошествием Святого Духа, оно облечено сугубой славой, свойственной «превеликих праздников корню» (ср.: Утреня, канон Феофана, песнь 5-я). Как и большинство «идейных» праздников, это таинственное празднование благодати (на Западе неизвестное), по-видимому, восходит к глубокой древности. В самом деле, наш нынешний праздник Преполовения содержит, помимо стихир более позднего времени (начала VIII в.), литургические элементы, приписываемые некоторыми свт. Илии Иерусалимскому (494–513) или свт. Анатолию Константинопольскому (449–458).

Евангельское чтение Преполовения (см.: Ин. 7:14–30), которое начинается словами: «В преполовение Пятьдесятницы (??? ?????? ????????) взыде Иисус во церковь, и учаше», относится к событию, происшедшему посередине праздника кущей. Однако этот еврейский праздник, отмечавшийся в течение семи или восьми дней осенью (в сентябре – октябре), четко отличался от праздника Пятидесятницы. Еврейское же «Преполовение кущей» в христианской Пятидесятнице вспоминается потому, что в этот последний великий день праздника (Ин. 7:37–39) Христос сказал слова о Сошествии Святого Духа, которое должно было произойти вскоре после Его страстей и прославления. Евангельское чтение в день Пятидесятницы (см.: Ин. 7:37–52; 8:12) начинается там, где кончается чтение Преполовения, и содержит обетование Святого Духа в образе потоков воды живой. Эта тема «воды живой» как образа благодати и составляет лейтмотив богослужения Преполовения, оправдывая перенесение праздника кущей на Пятидесятницу.

В противоположность богослужению, иконография Преполовения Пятидесятницы не развила «тему воды». Она очень сдержанна и показывает нам Христа в храме, говорящего со старцами. Он не стоит, как в последний день праздника , когда Он говорил о воде живой, а сидит на полукруглой скамье в середине иконы. Шесть старцев, сидящих с покрытыми головами по трое с каждой стороны Христа, составляют на нашей иконе две гармонически уравновешенные группы. Их позы и жесты выражают удивление, откуда можно заключить, что икона просто передает следующее место из евангельского чтения праздника: Како Сей книги весть, не учився? (Ин. 7:15). То же самое справедливо и в отношении фрески Преполовения в церкви Св. Феодора Стратилата в Новгороде (XIV в.): там уже бородатый Христос сидя проповедует окружающим Его старцам. Наша же икона не является просто изобразительным пересказом евангельского текста, касающегося «середины праздника» кущей: здесь явно учащий Христос (жест Его правой руки и свиток в левой) представлен в виде безбородого отрока – так, как Он должен был выглядеть в двенадцать лет, когда Он впервые изумил окружавших Его в храме законников Своей мудростью (см.: Лк. 2:41–50). Такой же учительствующий Христос Эммануил изображен, например, и в византийском иллюминированном Евангелии из Парижской национальной библиотеки (см. рукопись Paris. gr. 74, fol. 98, XI или начало XII в.), иллюстрирующем рассказ Луки о детстве Христа. В отличие от этой рукописи на нашей иконе нет Марии и св. Иосифа. Если черты Христа Эммануила на иконе Преполовения указывают на первое возвещение Премудрости Божией в Иерусалимском храме согласно повествованию Евангелиста Луки (евангельское чтение на праздник Обрезания Господия), то это не заменяет последней проповеди Мессии в том же храме, но указывает на связь между началом и концом, на единство учения Сына Божия, посланного в мир Отцом (Лк. 2:49: не веста ли, яко в тех, яже Отца Моего достоит быти ми? и 6-я песнь канона Преполовения: «…глаголал еси в храме, Христе, предстоя иудейским собором Свою славу открывая»). Тип Эммануила подчеркивает и вневременность Христа, и истинность Его вочеловечения: воплощенное Слово прошло через детский и отроческий возраст. И в каждом возрасте Своей земной жизни Господь остается неизменной Премудростью Отчей, впервые явившей Себя книжникам в юности. На иконе Преполовения Христос Эммануил соответствует песнопениям этого праздника, говорящим о «Премудрости Божией» – ? ????? ??? ????, – пришедшей «преполовившуся празднику», чтобы обетовать воду бессмертия.

Наша икона, восходящая, по-видимому, к XV в., прекрасно представляет лучшую традицию новгородской школы. Композиция ее четкая и сдержанная: Христос посередине выделяется на архитектурном фоне, и две группы старцев, жесты которых выражают сдержанное волнение, еще подчеркивая величественное спокойствие поучающего их Отрока. В красках заметно то же стремление к сдержанности: одежда славы Эммануила передана охрой с ассистом, в одеждах старцев употреблены всего три цвета: киноварь, пурпур и празелень, которые дополняются белыми головными покрывалами и белой же стеной, создавая впечатление красочного богатства, достигнутого крайне скупыми средствами.

Преполовение Пятидесятницы означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками - Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, и как бы связывает их воедино . Отмечается в среду 4-ой седмицы после Пасхи (за 25 дней до Троицы) .

Это древний христианский праздник, о котором уже упоминает в своих поучениях свт.Иоанн Златоуст. К великому сожалению, в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди как-то даже не стремятся прийти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника, весьма глубокого по своему содержанию, и до сих пор, по церковному уставу, очень важного.

В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей вошел в церковь и учил. (Ин. 7:14-36).

Праздник Кущей (палаток) один из трех великих иудейских праздников, наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Он продолжался семь дней и оканчивался восьмым, называемым по преимуществу святым и великим (Ин 7:37). Праздник был установлен в память 40-летнего странствования Евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю Обетованною, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Народ выходил на все время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей, и весело проводил это время в кущах, веселясь пред Господом (Лев 23:39-43.). В продолжение этого праздника приносилось множество жертв; кроме их каждое утро в храме совершалась жертва возлияния. Священник шёл к Силоамскому источнику и набирал в золотой сосуд воду. Возвратившись в храм при звуках труб, кимвалов и восклицаниях, он смешивал воду с вином и возливал её на западную сторону жертвенника при пении слов пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12,3). Возлияние воды напоминало иудеям обилие воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале и из неё открылся источник. Но главное значение этого священнодействия заключалось в том, что оно прообразовывало пришествие в мир Мессии, то есть Господа Иисуса Христа .

Силоам

Источник Силоам, из которого набиралась вода, представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии упоминается о водах силоамских, текущих тихо. Они символизируют царство Давида, а также и грядущее Царство Христа, которое, в противоположность громким и бурным земным царствам, приходит в мир и пребывает в нем тихо, бесшумно и неприметно. Кроме того, текущие тихо силоамские воды означают еще и Самого Христа - кроткого, смиренного сердцем, пришедшего в мир тихо и незаметно для людей.

Примечательно, что само слово «силоам» означает «посланный» что, конечно, имеет прямое отношение к Мессии, Которого Отец посылает в мир для спасения мира. То, что воду из Силоама выливали перед жертвенником, означало, что ожидаемый Мессия принесет Себя в искупительную жертву.

Кроме того вода Силоама символизировала собой еще и грядущее таинство христианского Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспомним евангельский эпизод, когда Христос посылал слепого умыться в Силоамской купели, и он, умывшись, тотчас прозрел.

Можно сказать, что праздник Кущей, который посетил Христос, был праздником воды живой, спасшей Его некогда в пустыне от гибели. Но эта земная вода явилась лишь только прообразом воды небесной, воды вечной жизни, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», говорит Христос в последний великий день праздника. Все мы, подобно древнему Израилю, странствуем в пустыне мира сего и, чтобы не погибнуть в ней от духовной жажды, нуждаемся в спасительном источнике даров Божиих, которые преподаются верующей душе через Христа. Вода, которую Он нам дает, - это Благодать Святого Духа, соединяющая человека с Богом и доставляющая ему вечную жизнь и вечные блага. Это и есть та истинная небесная вода, которая одна только способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда не оскудевающее насыщение. И в стяжании этой Благодати, в соединении с Богом как раз и заключается высшая цель и смысл христианской жизни.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в праздник Кущей, которое уподобляется воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет проходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображено на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат – символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы – зеленый – символ обновления жизн и.

Тропарь, глас 8
Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Кондак, глac 4
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея .

Праздник Преполовения - скользящий: день, на который он выпадает, зависит от того, в какой день . Преполовение знаменует середину пятидесяти дней между Пасхой и Духовым днем, или Троицей (сошествием Святого Духа), то есть приходится он на 25-й день после Христова Воскресения. Название «Преполовение» заимствовано, по-видимому, из Евангелия, в котором упомянуто, что Христос посетил один из храмов для того, чтобы прочесть проповедь, в преполовение Кущей (одного из Ветхозаветных праздников). Преполовение Пятидесятницы отмечают в православии, а также в некоторых восточнокатолических церквях, в которых служение проходит по византийскому обычаю.

праздника


Преполовение - один из древнейших праздников христиан, о котором упоминали Иоанн Златоуст (IV в.), Анатолий Константинопольский (V в.) и Андрей Критский (VII в.). Скорее всего, именно во времена Иоанна Златоуста он был установлен официально.

Значение праздника


Чтобы уяснить значение Преполовения, стоит вкратце пояснить сущность праздника Кущей. Во время него вспоминали сорокалетнее странствование по Аравийской пустыне евреев, когда они направлялись в землю Обетованную, и тот день, когда Господь показал Моисею на горе кущу, которая стала прообразом скинии (шалаша), в которых жили евреи во время странствий.

Основным моментом празднования у иудеев было шествие к Силоамскому источнику, чтобы набрать воды в золотой сосуд. В храме воду смешивали с вином и выливали на жертвенник. Действие это было призвано напомнить не только открытие Моисеем источника воды в пустыне, но и пришествие на землю Спасителя. При этом спокойные воды Силоама символизируют и Царство Божье, мирное и тихое, в противовес бурной жизни земных царств, и самого Христа, который пришел на землю со смирением в сердце.

Таким образом, праздник Кущей был напрямую связан с водой, которая олицетворяла жизнь и спасение. И Христос, придя в храм в последний день праздника (который длился восемь дней), не только учил народ, но и сравнил себя с источником, к которому следует приложиться страждущим. Так он завуалировано сообщил человечеству, что он и есть Мессия, посланный Богом на землю для искупления человеческих грехов.

Церковное празднование


Преполовение в христианской традиции также празднуется восемь дней. Отсчет начинается от четвертой среды и заканчивается средой пятой недели после Пасхи. В этот день церковь не только продолжает радоваться воскресению Спасителя, но и предвосхищает радость от Сошествия Святого Духа и Вознесения. Вода также играет немаловажную роль в праздновании: из церквей идут крестные ходы к источникам, чтобы освятить воду в озерах, на реках и в колодцах.

Народное празднование


Церковная традиция освящения воды породила народный обычай в этот день набирать воду из освященного источника и хранить как средство от болезней людей и скота. Обязательно обливали друг друга водой, чтобы очиститься от грехов. Также в этот праздник в некоторых местностях было принято «кумление», хотя чаще всего этот обряд проводился на Маргоскиной неделе.

В настоящее время Преполовение остается преимущественно церковным праздником, который известен не очень большому количеству даже верующих людей, хотя в православных храмах он отмечается постоянно.