Преподобный варлаам. Тропарь преподобному Варлааму Хутынскому. Случаи прозорливости и чудотворения при жизни

Неподалеку от Великого Новгорода находится Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский (ранее - мужской) монастырь. Сейчас это место славы Божией, а некогда во времена преподобного Варлаама этих весей чуждались, место это пользовалось дурной славо: «хутынь» — что значит худое место, — судачили, что здесь обитает нечистая сила. Это болото называли Видынь, — здесь, мол, видятся-водятся всякая нечисть. Это мы сейчас спасаться идем в места намоленные да, по слову архимандрита Иоанна (Крестьянкина), нельзя ныне создать новые монастыри на новом месте, нет сейчас таких сильных молитвенников, нам бы хотя бы старые воссоздать, а те, кто раньше в них подвизался, будут ходатайствовать за нас пред Богом. А раньше подвижники безбоязненно шли в самые логовища супостата. Так, и подвижник с юных лет Алексий Михайлович — будущий Варлаам Хутынский.

Родился будущий святой в Великом Новгороде в семье благочестивых и весьма состоятельных родителей — Михаила и Анны. С детства был воспитан в страхе Божием. Бегло читал. Раньше детей читать учили по Псалтири, так что словесами Духа напитывался сызмальства. От того-то раньше дети и могли знать Псалтирь наизусть. А еще во времена Ветхого Завета к 14 годам ребенок должен был выучить наизусть весь корпус ветхозаветных книг.

Житие преподобного Варлаама содержит удивительный случай, как родители, опасаясь за здоровье юного подвижника,уговаривали его не изнурять себя постом, на что он им ответил: «Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас царство небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили царство небесное и всеми прославляются. Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им». Больше вопросов у них к сыну не было…

Одно из самых древних житий говорит о том, что Алексей удалился в пустынь на Хутынь на правом берегу Волхова в 10 км от Новгорода. Поселился там с несколькими сверстниками «вячшими» новгородцами, то есть представителями новгородской знати, в числе которых указываются братья Феодор и Порфирий (Прокша) Малышевичи. Там же принял монашеский постриг от некоего священноинока, поздние редакции жития называют его имя — Порфирий, и основал иноческое поселение.

Новгородская Первая летопись датирует основание обители 1192 г., что, вероятно, имеет в виду правильную организацию монастыря, признание его церковными властями: «Въ то же лето постави цьрковь вънизу на Хутине Варламъ цьрнець (чернец), а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць, въ имя Святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архепископъ Гаврила на праздникъ, и нарече манастырь».

Монастырь был основан Варлаамом на его собственные средства. Сохранилась подлинная данная грамота Варлаама основанной им обители на земли с угодьями, челядью и скотом; «се же все далъ Варламъ, Михалевъ сынъ, Святому Спасу». Возможно, земля была куплена на сбережения, оставшиеся от родителей.

Враг сильно ополчался на подвижника, желая устрашить его, бесы являлись ему в виде диких зверей, вползали в келлию змеями. Подначивали мирских людей обижать отшельника, издеваться над ним. Искушали. Но преподобный слезной молитвой и строгим постом разрушая все ухищрения диавола.

Высоконравственная жизнь отца Варлаама скоро сделалась известной, к нему стали, как и ныне к старцам, обращаться за советом. Многие просили позволения поселиться вместе с ним. Как ни любил уединение преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и более всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Его строгая нестяжательность, любовь и снисходительность к раскаивающимся, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назидания производило сильное впечатление на всех приходивших к нему. Каждый получал наставление применительно к своему положению.

Начальникам и князьям он говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах: первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и сами; второе, что начальствовать должны по законам; третье, что они не

Показать цитату целиком Показать всю переписку

Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще.

Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в Царство небесное.

Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.

Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось. Отец Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда он решил поселиться здесь, и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.

За свою добродетельную жизнь святой Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

Потому Архиепископ Новгорода часто обращался к Преподобному за советами. Однажды, отправившись к Архиепископу, святой Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав:

— Он загладит вины свои в Хутыне.

Все тотчас же единодушно закричали:

— Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму!

Карпенко Ю.П. Варлаам Хутынский

Освободив осужденного от уз, святой Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае святой Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.

— Что это значит? — говорили все между собой, — Одного преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы.

Ученики святого Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. «Судьбы Господни, — отвечал преподобный, — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих:Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть(Рим. 2. 33, 34).

Однажды в пустыню к Преподобному прибыл князь Ярослав. святой Варлаам, благославляя его, сказал:

— Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим.

Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть восприемником новорожденного, на что Св. Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.

Обладая даром прозорливости, преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, святой Варлаам сказал:

— Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать.

Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.

Научая других удерживаться от искушений, преподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавляя в себе всякий дурной помысел. Однажды принесли преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал:

— Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему.

Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

Кроме дара прозорливости Господь прославил Своего угодника даром чудотворения. Известны даже случаи воскрешения умерших — как при жизни святого Варлаама, так и при его посмертных явлениях.

Незадолго до своей кончины преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину, святой Варлаам призвал к себе всю братию и сказал:

— Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка.

Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти.

— Вверяю вас, прежде всего, в руки Божии, — сказал он братии, — блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме.

По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.

Одно из самых известных посмертных чудес преподобного Варлаама — их совместное с преподобным Сергием Радонежским моление о спасении Москвы.

Случилось это в 1521 году, когда на Москву шли татары под предводительством Махмет-Гирея. Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева. Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери.

Владимирская икона Матери Божией

Шествие это имело вид крестного хода. В числе святителей шли святые Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие святители. Когда этот собор святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел преподобный Сергий, а с другой —преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор святителей (по древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали:

— Зачем вы идете вон из города и на кого оставляете его при нашествии врагов?

Святители со слезами отвечали:

— Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу.

Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы.

Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана.

— Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы.

Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения.

// Сказание о Владимирской иконе Богом, изд. 1849 г.

Преподобный Варлаам, в мире Алексей, подвизался в XII веке на берегу Волхова. Он был сын богатых и именитых граждан великого Новгорода, Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. Опасаясь за здоровье юного подвижника, родители уговаривали его не изнурять себя постом, но Преподобный кротко отвечал им: "Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас царство небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили царство небесное и всеми прославляются. Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им". Услышав такой ответ, родители изумились разуму юноши и предоставили ему полную свободу жить по своему желанию. По смерти родителей Преподобный, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.

Искавший совершенного уединения Преподобный Варлаам решил поселиться в глухом месте, в 10 верстах от Новгорода. Место это называлось Хутынь (худынь, худое место) и пользовалось дурною славой; по мнению народному здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но никакая нечистая сила не страшна рабу Христову, вооруженному неодолимым оружием - крестом Христовым, далеко отгоняющим всех врагов. Подходя к Хутыни, Преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. С чувством благодарности ко Господу воскликнул Преподобный словами Пророка: "3десь покой мой и здесь вселюся в веке века!" (Псал.131, 14). Помолившись усердно Господу, поставил себе Преподобный келью посреди глухой чащи. Весь день он проводил в трудах, а ночь - в молитве, строго постился, носил суровую одежду и вериги (хранящаяся в Хутынской обители власяница Преподобного имеет 18 ф. весу, а вериги - 8 фунтов). Много нападений должен был перенести строгий подвижник от диавола. Стараясь изгнать пустынника, бесы то принимали вид разных зверей, змей, чтобы устрашить его, то возбуждали против него людей, чтобы оскорблениями от них принудить его оставить избранное им место, то возбуждали в нем разные помыслы, старались довести его до нарушения поста, но Преподобный кротко переносил все обиды, усердной слезной молитвой и строгим постом подавлял все эти помыслы и разрушал все ухищрения диавола.

Высоконравственная жизнь Св. Варлаама скоро сделалась известной в стране, к нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением; многие просили позволения поселиться вместе с ним. Как ни любил уединение Преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и более всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Его строгая нестяжательность, любовь и снисходительность к раскаивающимся, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назидания производило сильное впечатление на всех приходивших к нему. Каждый получал наставление применительно к своему положению. Начальникам и князьям он говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах: первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и сами; второе, что начальствовать должны по законам; третье, что они не всегда будут начальствовать и что им также придется дать отчет Богу в судах своих, ибо над ними есть суд Божий. Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще. Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в царство небесное. Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.

Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось. Св. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда Св. Варлаам принял намерение поселиться здесь, и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.

За свою добродетельную жизнь Св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

Потому Архиепископ Новгорода часто обращался к Преподобному за советами.

Однажды, отправившись к Архиепископу, Св. Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав "Он загладит вины свои в Хутыне". Все тотчас же единодушно закричали: "Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму". Освободив осужденного от уз, Св. Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае Св. Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев Преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.

"Что это значит?" - говорили все между собой, - "Одного Преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы". Ученики Св. Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. "Судьбы Господни," - отвечал Преподобный, - "бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих: "Кто бо разуме ум Господень, или кто советник ему бысть" (Рим. 2, 33, 34).

Однажды в пустыню к Преподобному прибыл князь Ярослав. Св. Варлаам, благославляя его, сказал: "Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим". Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть восприемником новорожденного, на что Св. Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.

Обладая даром прозорливости, Преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, Св. Варлаам сказал: "Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать". Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.

Научая других удерживаться от искушений, Преподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавляя в себе всякий дурной помысел. Однажды принесли Преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: "Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему". Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

Особенно замечательный случай прозорливости Св. Варлаама остался навсегда памятным в Новгороде.

Преподобному пришлось быть у Новгородского Архиепископа. При прощании Архиепископ велел ему побывать через неделю. Св. Варлаам отвечал: "если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Свв. Апостол Петра и Павла". Удивился Архиепископ такому ответу. Действительно, накануне определенного дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к Архипастырю. Видя печаль Архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Св. Варлаам сказал ему: "Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие". На другой день, как предсказывал Св. Варлаам, наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай.

Кроме дара прозорливости Господь прославил Своего угодника даром чудотворения.

Близ обители Св. Варлаама жил один поселянин, имевший сына. Он особенно чтил Преподобного, часто приходил в монастырь слушать беседу его и присылал на монастырские нужды, сколько мог по своим средствам. Сын этого поселянина заболел и не было надежды на его выздоровление. Тогда отец, взяв больного сына, понес его в обитель Преподобного. Но на пути мальчик умер. С горьким плачем подошел огорченный отец к келье Преподобного и сказал: "Я надеялся, что по твоим молитвам сын мой выздоровеет, но получил большую скорбь. Лучше было бы для меня, если бы он умер дома, нежели на дороге". Св. Варлаам сказал ему: "Напрасно ты плачешь и сокрушаешься. Разве ты не знаешь, что всех ожидает смерть и общий суд, и как восхотел Господь, так и сотворил. Посему, возлюбленный, не скорби об этом, а поди приготовь все нужное к погребению". Между тем Св. Варлаам, тронутый его горем, преклонив колена, стал усердно молить Господа воскресить отрока, и Господь услышал молитву Своего угодника - умерший ожил. Отец с изумлением увидел сына своего сидящим на постели Преподобного совершенно здоровым. С радостными слезами припал он к ногам Св. Варлаама, благодаря его и прославляя Бога, чудодействующего во святых Своих. Не желая славы человеческой, Св. Варлаам старался скрыть совершившееся чудо и сказал поселянину: "Ты, как я вижу, обманулся и от сильной печали, потеряв здравый ум, не понял действительности. Сын твой и не умирал, и не воскресал, но, изнемогши дорогой от холода, впал в безчувственность, а ты подумал, что он умер. Теперь же, согревшись в теплой келье. он пришел в сознание, а тебе кажется, что он воскрес". Но поселянин никак не мог согласиться с таким объяснением. "Зачем ты, угодник Божий, хочешь скрыть от меня чудо?" - сказал он Святому. - "Я хорошо знаю, что сын мой был мертв. Если бы я не видел ясно, что он умер, не стал бы готовить все нужное к погребению". Тогда Преподобный строго запретил ему рассказывать о совершившемся чуде при его жизни, предупредив, что если он расскажет кому либо об этом, то и сам лишится милости Божией и опять потеряет сына. Радуясь и прославляя Бога и Его угодника Варлаама, возвратился поселянин в дом свой.

Незадолго до своей кончины Преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину. Св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: "Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка". Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но Преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти. "Вверяю вас, прежде всего, в руки Божии", - сказал он братии", - "блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.

Известие о кончине горячо любимого и чтимого всеми Преподобного Варлаама сильно опечалило всех жителей Новгорода. На погребение его прибыл Архиепископ Новгорода со всем духовенством, иноки из всех монастырей и почти все жители города, всякого возраста, пола и состояния. Плач народа заглушал погребальные песнопения. За эту народную любовь Преподобный воздал любовью: многие больные получили исцеление.

День этот остался памятным для народа, и в монастыре Преподобного до сих пор сохраняется обычай в день кончины его раздавать милостыню всем убогим, сколько бы их ни приходило, по заповеди Святого Варлаама, повелевшего принимать всех странных, кормить их и покоить.

Господь даровал Святому Варлааму дар чудотворения и по его кончине, так что все, приходящие с верой ко гробу Угодника, получают просимое.

Трудно и описать все многочисленные чудеса Святого Варлаама. Один слепой, долго страдавший и много без успеха лечившийся от своей болезни, просил привести его в монастырь Св. Варлаама. Во время пения молебна Богоматери слепой усердно молился при гробе Преподобного. Когда же запели: "Владычице приими молитвы раб твоих..." он вдруг увидел гроб Преподобного. Не смея верить своему исцелению, он подошел ко гробу и осязал его. С чувством живой радости и благодарности к Святому он объявил всем о своем чудесном исцелении, и все прославили Господа и Его Угодника.

Один человек, имевший большую веру к Преподобному, отправился по воде вместе с женой поклониться мощам его; на обратном пути из монастыря лодка опрокинулась и он утонул. Рыбаки соседнего селения с трудом отыскали его тело и вытащили сетями. При виде утонувшего некоторые роптали на Преподобного, что не спас от смерти человека, приходившего к нему с верой. "Пришедши к мощам Преподобного, человек этот надеялся получить здоровье и долголетнюю жизнь, говорили они; - а вместо того погиб такой нечаянной смертью. Лучше бы ему не приходить и не молиться, нежели, помолившись, так умереть". Но Господь не попустил порицания на Своего Угодника. Утонувший неожиданно встал, прославляя Бога и Святого Варлаама.

В 1408 году Новгородский князь Константин тяжко заболел, так что потеряли совершенно надежду на его выздоровление. Он велел отнести себя в обитель Св. Варлаама. Без памяти принесли князя ко гробу Преподобного, а приближенные стали думать о погребении. Но благоговейные иноки утешали их надеждой на помощь Св. Варлаама. "Веруйте только в Бога и возложите надежду на Преподобного, который подаст исцеление князю", говорили они. Совершив молебен при гробе Святого, игумен и братия отправились на трапезу, оставив больного в церкви. Вдруг он стал совершено здоровым, как бы пробудившись от глубокого сна. Получив известие об этом, игумен и братья поспешили в церковь и нашли князя здоровым, молящимся при гробе Преподобного.

В 1445 году Великий князь Василий Темный с сыновьями прибыл в Новгород. Там опасно заболел любимый постельничий князя Григорий и восемь дней лежал без пищи. Во сне он отвечал как будто спрашивавшим его, хотя с ним никто из бывших при нем не говорил. Когда он пришел в сознание, его спросили, с кем он разговаривал. Григорий отвечал: "Лежа на постели, я думал, как бы мне побывать в обители Св. Варлаама, чтобы помолиться при его гробе. Вдруг я услышал голос, что идет к тебе сам чудотворец. Я увидел, что ко мне идет Св. Варлаам с крестом в руке. Подойдя ко мне, Преподобный сказал: "Ты молишься Николаю Чудотворцу и меня призываешь в помощь, не зная меня, и канон мой, и житие списал, даже дал обет постричься в монастыре моем. Молись и впредь Николаю Чудотворцу, а я твой помощник. Теперь же, увидев меня, будь мне верен: я тебя избавлю от твоей болезни". "Поэтому прошу вас", - продолжал Григорий; - "отвезите меня в обитель Преподобного Варлаама, если даже и смерть постигнет меня здесь, погребите меня в его обители". По этой просьбе больного положили в сани и повезли в монастырь. Дорогою он умер. Провожавшие его не знали, как поступить, везти ли тело в обитель или отвезти к родителям. Но исполняя просьбу умершего, решились отвезти его в обитель. У монастырских ворот мертвый неожиданно ожил и громко воскликнул: "Я был мертв, и ныне здесь!" Провожавшие его стали спрашивать, но он не мог более ничего сказать. Услышав об этом чуде, игумен Леонтий и братия собрались в церковь и совершили молебен при гробе Преподобного Варлаама. Оживший стоял на ногах, но был нем. Когда же его ввели в келью и по его просьбе принесли икону Св. Варлаама, юноша, приблизившись к иконе, внезапно заговорил. Со слезами благодарил он Преподобного за свое исцеление и рассказал игумену и братии о случившемся с ним: "В час смерти видел я около себя множество бесов, и один из них держал свиток, где были записаны грехи мои. Но Святитель Николай, отгоняя от меня демонов, сказал: "Немногия добрыя дела его значат больше, чем грехи его, в которых он притом раскаялся духовному отцу". Тогда бесы скрылись, явились ангелы, и один из них повел меня в светлое место, где росло множество прекрасных деревьев. Здесь я увидел Преподобного Варлаама с посохом в руке, как изображен он на иконе. Подойдя ко мне, он сказал: "Григорий! Я не успел придти к тебе при исходе твоем. Теперь ты хочешь ли оставаться здесь?" - "Хочу здесь пребывать", - ответил я. Св. Варлаам сказал: "Хорошо бы было остаться тебе здесь, но будут скорбеть родители твои; иди утешь отца и мать". Взяв меня за руку, Преподобный повел меня, а ангел шел впереди в диаконском одеянии. Пройдя мимо цветущих деревьев, ангел скрылся, а Преподобный, осенив меня крестом и иконою Святителя Николая, сказал: "Через семь лет ты будешь у меня" и стал невидимым, а я ожил. Это чудо совершилось 31 января 1445 года.

Чудеса, совершавшиеся при гробе Преподобного Варлаама, побудили Новгородского Архиепископа Евфимия приступить к освидетельствованию святых мощей его. С благоговением приступил к этому Архиепископ. Призвав к себе Хутынского игумена Тарасия, он заповедал тридневный пост и молитву в обители, и сам постился и молился эти дни. Через три дня Архиепископ с игуменом и одним иподиаконом вошли в храм, с молитвой сняли каменную крышу с гроба и увидели честное тело Преподобного совершенно нетленным: лицо и борода его были сходны с изображением на иконе, стоявшей над гробом. Все прославили Бога, а иподиакон, пораженный чудом, принял монашество. Это было около 1452 года.

Мощи Преподобного и после того остались закрытыми. В 1471 году Великий князь Московский Иоанн III-й, завоевав Новгород, прибыл в Хутынскую обитель поклониться Святому Варлааму. "Почему не открывают гроба Святого?" спросил он игумена Нафанаила. "Издавна никто не смеет видеть мощи чудотворца", - отвечал игумен: ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, пока Господу не благоугодно будет изъявить на то Свою волю". Тогда Великий князь гневно сказал: "Никто из святых не скрывается, но они везде по вселенной явны бывают, чтобы каждый христианин мог с верою приходить к святым мощам, целовать их и получать защиту. Открыты мощи Святителя Николая в Барах, а также в Царьграде Вселенский Патриарх в праздник Рождества Предтечи всенародно воздвигает честную руку его". С этими словами он грозно приказал открыть гроб, гневно ударяя при этом жезлом в землю. Но Господу угодно было вразумить князя, что все сильные земли ничто пред лицом Господа. Едва только стали поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба Святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены храма. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл, которым гневно ударял землю. В память чуда в обители хранится этот жезл.

Один инок Тарасий ночью приготовлял свечи для утреннего Богослужения в храме, где находятся мощи Св. Варлаама. Вдруг он видит, что сами собою зажглись свечи над гробом Святого и перед иконами, разгорелись уголья в кадиле, и храм наполнился благоуханием. Потом Тарасий увидел, что Преподобный встал из гроба и, став посреди храма, долго молился о великом Новгороде, чтобы человеколюбивый Господь отвратил от него гнев Свой и избавил от ожидающего его наказания. В ужасе Тарасий пал к ногам Преподобного. Св. Варлаам, подняв его, сказал: "Не бойся, брат Тарасий, хочу открыть тебе лютое горе, которое готовит Господь великому Новгороду за то, что он исполнился неправды. Взойди на церковную кровлю и посмотри, что ныне совершается над Новгородом". Тарасий побежал и увидел, что воды озера Ильменя поднялись высоко и готовы затопить Новгород. Св. Варлаам со слезами молился Господу о спасении города. Потом он опять послал Тарасия смотреть на город. Тарасий увидел множество ангелов, которые бросали огненные стрелы на толпы мужчин, женщин и детей. Преподобный снова стал со слезами молиться и потом сказал: "Молитвами Владычицы нашей Богородицы и всех Святых Господь помиловал Новгород от потопа, но в нем будет сильный мор на людей. В третий раз послал Святый Варлаам Тарасия смотреть на город. Тот увидел огненную тучу, которая шла на город. "Брат Тарасий! - сказал Преподобный: после мора будет большой пожар в Новгороде, и вся торговая сторона его сгорит". После этого Святой возвратился в гроб свой, свечи и фимиам погасли сами собой. Все предсказанное сбылось. Чрез четыре года после этого откровения Тарасию в 1509 году был мор и сильный пожар в Новгороде (Сбор. летоп. III. 245-247).

Таким образом Св. Варлаам и по преставлении своем не оставлял без помощи и свою обитель, и родину - Новгород, а вместе с сим был теплым молитвенником и за всю Русскую землю.

Известна также помощь преподобного в духовной жизни жителей Новгородской земли. Великому князю Московскому Василию Иоанновичу было явление: во сне он увидел Преподобного Варлаама, который сказал ему, что в Новгороде три обители не имеют пастырей: на Хутыне, св. Георгия и св. Антония, и братья в них живут дурно. (Митрополитом на Руси был Варлаам). Именно тогда же в Москву были посланы иноки с просьбой направить настоятелей в эти монастыри (в Новгороде в это время не было Архиепископа). Это было в 1517 г. Великий князь немедленно же велел назначить настоятелей в означенные монастыри. С того времени Великий князь стал особенно чтить Преподобного Варлаама, и Преподобный нередко являлся ему во сне и укреплял его в борьбе с врагами, так что свои победы над ними Великий князь приписывал помощи Св. Варлаама. Но память Св. Варлаама стали праздновать в Москве гораздо раньше. В 1461 г. был освящен при церкви Св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот придел во имя Св. Варлаама Хутынскаго. В самой же обители Хутынской храм в честь Св. Варлаама построен в 1410 году (Собр. лет. III. 104 235. IV. 114. IV. 182).

Переселившись в небесную обитель, св. Варлаам по своему обещанию не оставлял своим попечением устроенную им земную обитель. Он строго следил за исполнением иноками данного им Устава и нередко, являясь сам, наказывал или помогал им. Игумен Сергий, прибывший в Хутынский монастырь из Московского Андрониева монастыря, вел невоздержанную жизнь, был немилостив к бедным, и запретил принимать странников. Преподобный не потерпел такого нарушения своей заповеди. Однажды во время всенощного бдения один из иноков увидел, что Св. Варлаам, встав из гроба, подошел к Сергию, отнял у него жезл и наказал им игумена. Как мертвый, упал недостойный игумен, братия отнесла его в келью, где он чрез неделю умер.

Таким же образом наказал Преподобный и другого игумена Никифора за нарушение заповеди о милосердии к бедным. В седьмой год правления Никифорова обителью начался сильный голод в Новгородской земле. Множество бедных людей приходили в обитель Св. Варлаама и со слезами просили хлеба, но игумен Никифор велел отогнать их и запереть ворота. Ночью явился ему Св. Варлаам с жезлом в руке и сказал: "Зачем ты так немилосердно поступаешь с бедными? Они изнемогают от голода и близки к смерти, а ты не только не дал им пищи, но и ворота обители запер. А я заповедал всем живущим в моей обители прежде всего любить друг друга, кормить и покоить нищих и странных, приходящих в обитель. За такое милосердие, по благодати Христовой, обитель моя никогда не оскудеет. Ты же своей скупостью и нелюбовью оскорбил Христа, допустил уйти из нашей обители многих голодными и изнемогшими". Сказав это, Преподобный наказал игумена жезлом. С той минуты Никифор почувствовал расслабление в руке и ноге, так что должен был оставить управление монастырем и удалиться в Чудов монастырь, где он раскаялся в своем грехе и получил исцеление по молитве Св. Варлаама.

В монастыре Св. Варлаама был инок Тарасий, иконописец, благообразный по наружности и отличавшийся душевными достоинствами, так что братия поручила ему монастырскую казну. Но Тарасий в непродолжительное время изменился нравом, начал упиваться вином, которое держал у себя в келье, и не хотел помогать бедным. По завещанию Св. Варлаама 6-го ноября, в день его кончины, из монастырской казны должны были раздавать милостыню всем бедным, сколько бы их ни пришло в обитель. Тарасий не выдал бедным ничего в тот день, а сам, оставив даже литургию, пировал со своими друзьями.

В то время, когда Тарасий сидел за столом с друзьями в своей келье, явился ему Преподобный и строго стал укорять за дурную жизнь и неисполнение его заповеди. Преподобный жестоко наказал Тарасия жезлом, и тот упал на землю. Его подняли, думая что он впал в тяжкую болезнь, но он рассказал всем о бывшем ему явлении и раскаялся во грехе своем.

Такому же наказанию от Преподобного подвергся и чашник монастырский, который не хотел давать вина братии в необходимых случаях, а сам постоянно напивался допьяна. Св. Варлаам явился нечестивому и наказал его жезлом, после чего тот умер в расслаблении.

Келарь Иоасаф вел невоздержанную жизнь, упиваясь монастырским вином и медом, и был жестоко наказан Преподобным. Однажды Иоасаф, находясь в погребе, пил там вино. Вдруг явился ему Св. Варлаам и с гневом сказал ему: "Так ли, старец, следует жить тебе? Разве дозволяет устав безвременно пить, есть и наслаждаться сладкими медами и яствами, как ты поступаешь, не заботясь о своем спасении? Не для того нас Господь сотворил, чтобы мы ели и пили, одевались в различныя одежды и угождали этому тленному телу, а для того, чтобы постом, молитвою, покаянием, слезами и милостыней угождали Богу. А ты не боишься Страшнаго суда и вечных мук упиваясь и еще насмехаясь над другими, живущими по уставу монастырскому? ""

После этого Преподобный начал бить его жезлом говоря: Покайся, окаянный, и обратись к Богу; если же не покаешься, то погибнешь злой смертью"". С того времени Иоасаф впал в расслабление. Братия принесла его едва живого в церковь и стали петь молебен. По молитвам братии келарь получил исцеление. Но забыв о вразумлении, через некоторое время Иоасаф вновь стал вести нетрезвую жизнь и опять был наказан. Из Москвы пришел богатый купец на поклонение Св. Варлааму и предложил обильную трапезу всей братии. Как только нетрезвый келарь хотел выпить заздравную чашу, тотчас же упал на землю и умер.

В Новгородской земле наступил сильный голод. В это время в Хутынской обители был строителем некто Досифей. Он запретил келарю раздавать хлеб нищим и кормить странников в обители. Осенью со всех монастырских полей был свезен хлеб и наполнены им все житницы. Однажды дьяк житный, Феодор, войдя в главную житницу, которая была в саду, увидел, что хлеба значительно убавилось. За несколько дней хлеба убыло до ста мер. Феодор объявил об этой необыкновенной убыли ключнику Савватию и строителю Досифею. Осмотрев внимательно житницу и не найдя никаких повреждений, Досифей понял, что Св. Варлаам обличает его грех - нарушение им заповеди Преподобного о милосердии к бедным. Тогда он по прежнему велел раздавать хлеб нищим и кормить странников. И что же? Чрез три дня после этого распоряжения ключник Савватий, войдя в ту же житницу, нашел ее полной хлеба.

Инок Агапий, бывший пекарем хлебов для братии, имел обыкновение спать на квашне, в которой растворял хлебы, не думая о том, что раствор этот освящается благословением священника и святой водой. Св. Варлаам, явившись ему, обличил его неблагоговение, угрожая жестоким наказанием, если тот не оставит своей дурной привычки. Ужаснулся инок и болел целую неделю. Когда же больного принесли ко гробу Святого и совершили молебен, явился ему опять Преподобный Варлаам и, исцелив его от болезни, сказал: "вот ты теперь здоров; вперед не греши, чтобы не случилось с тобою чего-либо хуже".

Строгий к нарушителям устава, Св. Варлаам в тоже время был милостив к тем инокам, которые исполняли свои обязанности, и являлся скорым помощником в нуждах и болезнях. Так он исцелил пономаря Иону, долго болевшего, явившись ему во сне и сказав: "Не скорби более, Иона, о своей болезни: вот ты теперь здоров". Проснувшись, Иона почувствовал себя совершенно здоровым.

Другой инок Иринарх, отличавшийся Богобоязненною жизнью, три года был серьезно болен, так что близок был к смерти и готовился к ней. Как-то ночью больной забылся и увидел, что идет к нему Св. Варлаам в священническом облачении с крестом в руке, а за ним диакон с кадилом и братия с иконами и свечами. Войдя в келью Иринарха, Преподобный велел поставить иконы, зажечь свечи и благословил больного со словами: "Вот ты здоров, брат Иринарх, не греши, молись Богу, Пресвятой Богородице и меня призывай в помощь". После этого Св. Варлаам стал невидим. Проснувшись, Иринарх почувствовал себя здоровым. У одной поселянки, жившей при реке Мсте, был десятилетний сын глухой, немой и слепой. Взяв его с собою, женщина пошла в Хутынский монастырь помолиться Св. Варлааму. Когда они подошли к воротам монастыря, отрок внезапно прозрел и проговорил: "Это ли Хутынь монастырь?" Изумленная мать с радостью увидела, что по молитве угодника Божия сын ее получил все, чего лишен был от рождения, - стал видеть, слышать и говорить. Со слезами благодарности припала она ко гробу Чудотворца и рассказала о случившемся чуде Архиепископу Макарию, который в это время пришел в обитель с крестным ходом из Новгорода.

Сын одного Новгородского боярина Елевферия, отрок Симеон был расслаблен и не владел правой рукой, не говорил. Благочестивая бабка его, Евдокия, привезла больного в обитель Преподобного Варлаама и усердно молила его о помощи. Во время чтения Евангелия на молебне вдруг больной встал прямо на обе ноги, начал креститься правой рукой и говорить.

В Новгороде близ Никольского монастыря жил один ремесленник Григорий, у которого жена Мамелфа 12 лет страдала от расслабления, не владея ни руками, ни ногами. В среду первой недели поста Св. Апостолов Петра и Павла ночью явились ей во сне два светозарных мужа. Один из них был в архиерейском облачении, держал в руке чашу со Святыми Тайнами и, причастив больную, стал невидимым. Другой же был старец в монашеском одеянии. Старец спросил больную: "Знаешь ли Мамелфа, Святителя, который причастил тебя Св. Тайн Тела и Крови Христовой?" Больная смиренно отвечала: "Нет, отец святой, я грешная, в своей болезни и себя не знаю, а тем более не могу знать, кто он. Видела его только в святительской одежде. Видела я его в необыкновенном свете, сияющим, как солнце, чего мой ум не может постигнуть; мне ли, грешной, знать его имя?" Тогда старец сказал ей: "Это Святитель Николай Чудотворец". "А ты кто, святой отец?" спросила его больная: "Я Варлаам, игумен Хутынского монастыря", - отвечал ей явившийся, "теперь встань и иди за мной. Когда же придет твой муж, расскажи ему о том, что ты видела, и проси, чтобы он в пятницу, когда будет крестный ход в мою обитель, свел тебя туда, и при моем гробе получишь исцеление". Сказав это, Св. Варлаам стал невидим. Больная тотчас же почувствовала облегчение. В пятницу она вместе с мужем прибыла в монастырь Св. Варлаама. Помолившись при его гробе и приложившись к иконе, она получила полное исцеление.

В монастыре Св. Варлаама жил один монах сребролюбивый и сластолюбивый, никогда не помогавший бедным от обильных даров, которые приносили ему из города родственники. Случилось ему однажды с этими дарами принять отраву и он лежал при смерти. Ночью во сне он увидел себя в церкви, где находятся мощи Св. Варлаама. Преподобный, подошел к нему, стал укорять его за невоздержание в еде, бывшее причиной его болезни, за его скупость и немилосердие к бедным, и сказал ему, что если он раскается в своих грехах и изменит свою невоздержанную жизнь, то получит прощение и исцеление от болезни. Потом Св. Варлаам велел ему призвать священника, отслужить молебен и выпить святой воды. Когда больной исполнил повеление Преподобного, получил исцеление. С того времени он проводил свою жизнь в посте, молитвах и усердно помогал бедным.

Занимавший пономарскую должность в обители Св. Варлаама инок Тихон около двух лет страдал тяжкой болезнью, так что не мог нагнуться до земли, или поднять что-либо. Часто молился Тихон при гробе Преподобного, но не получал исцеления. Однажды, будучи один в церкви, он, приступив ко гробу Святого, как бы с укором, сказал: "Угодник Христов и Чудотворец Варлаам! Чужим, издалека приходящим к тебе, страждущим разными недугами, ты обильно подаешь исцеления от всяких болезней, а меня, присного твоего раба, не исцеляешь. Помилуй же меня, Святой Угодник Христов и исцели от болезни моей!" В ту же минуту больной почувствовал совершенное исцеление.

Клирик храма Софии в Новгороде, Пантелеймон, родственник Архиепископа Геннадия, впал в расслабление, перестал говорить и три года лежал без движения. В пятницу первой недели поста Св. Апостолов Петра и Павла, когда совершается крестный ход в монастырь, привезли туда и этого расслабленного и положили при гробе Св. Варлаама. Вдруг больной увидел, что Св. Варлаам вышел из гроба и опалил его огнем. От страха больной вскочил и вскричал: "Святой Чудотворец Варлаам! Помилуй меня и исцели от настоящей болезни!" Преподобный сказал ему: "Вот ты теперь здоров и не греши вперед". Сказав это, Св. Варлаам стал невидим. Внезапно больной выздоровел и рассказал всем о своем видении.

Множество и других чудес совершилось при гробе Св. Варлаама, много совершается их и ныне для всех, с верою призывающих Угодника Божия. Он всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял нашу родную Русь от страшных врагов. Так в 1521 году при ходатайстве Преподобного пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея. О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской. В 1521 году Крымские, Ногайские и Казанские татары так быстро напали на Московские владения, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева. Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут Святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе Святителей шли Свв. Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие Святители. Когда этот собор Святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел Преподобный Сергий, а с другой - Преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор Святителей (По древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали: "Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов?" Святители со слезами отвечали: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу". Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы. Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. "Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы". Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения.

В 1610 г. по молитвам Преподобных Сергия, Варлаама и других Святых земли Русской были изгнаны из Москвы и России поляки (Палицын об осаде Троицкой лавры).

В 1663 году, в царствование царя Алексея Михайловича, Преподобный Варлаам новым чудесным видением явил, что он не оставляет своим попечением устроенный им монастырь Хутынский. В часовне близ Хутынского монастыря Преподобный явился одному земледельцу Ивану, повелел идти ему в монастырь и сказать, что он, Преподобный, вследствие совершавшихся братией беззаконий ушел из монастыря и живет в часовне, и, если братья не покается, монастырь сгорит, и кони изомрут. Братия не поверила Ивану, а новгородцы по распоряжению градоначальника, князя Ивана Репнина, посадили его в тюрьму. За неверие князь Репнин был наказан телесным расслаблением, и тогда земледелец Иван был послан с грамотой от князя Репнина к царю Алексею Михайловичу, который его наградил и отпустил. Монастырь в том же году сгорел и кони измерли, как было предсказано Преподобным Варлаамом в видении.

(Сказание это записано в 1663 году в Соловецком монастыре, со слов служебника новгородской соборной церкви Льва и сохранилось в рукописи XVII века Императорской публичной библиотеки. Новое Время 1898 года 2 февраля, N 7879).

Не оставляет своей помощью Преподобный родную землю и ныне, не оставит ее и на будущее время, если только мы будем прибегать к нему с теплой молитвой и живой верою в Господа.

Варлаамо-Хутынский монастырь, расположенный в семи километрах от Новгорода, раньше был мужским, а ныне он женский. Главной святыней храма испокон веков считаются мощи его основателя - преподобного Варлаама. Однако никто не уезжает отсюда, не посетив могилу известного русского поэта и государственного деятеля восемнадцатого века Он похоронен недалеко от главного собора, рядом со своей супругой Д. Дьяковой.

Описание

Точное месторасположение этой святой обители - северная окраина небольшой новгородской деревеньки, по названию которого и назван сам храм. Монастырь Варлаамо-Хутынский возвышается на красивом берегу Волхова. Эта река так величава и неспешна, что местами больше похожа на стоячий обширный пруд...

Варлаамо-Хутынский монастырь, знакомый паломникам со всей России, находится всего в нескольких километрах от Новгородского кремля. Еще издалека видны его серебряные купола, а подъехав поближе, можно увидеть и сам белоснежный собор, стоящий на крутом берегу реки Волхов.

Исторически монастырь являлся мужским, но сегодня его приходится возрождать женщинам. В 1994-м году сюда из Пюхтицкой обители перешли четыре послушницы с матушкой Алексией. В настоящее время здесь живет и трудится, ежедневно молясь, около сорока насельниц.

Сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь считается одним из самых посещаемых мест для паломничества на северо-западе нашей страны. Каждое воскресенье сюда приезжает несколько автобусов из столицы и Петербурга, Белгорода и Воронежа, из многих других городов не только России, но и Украины. Паломников в монастыре привлекают не только мощи преподобного, но и горка, которую нанес этот святой, используя только свою скуфейку. Интересно, но землю с нее брать не разрешается. Здесь рассказывают, что к одной из женщин, забравшей горстку земли, во сне пришел разгневанный Варлаам и повелел отнести взятое обратно. До нас дошел и колодец, который вырыл преподобный. Считается, что вода в нем не только очень вкусная, но и целебная. Многие приезжают за этой водой, особенно когда наступает сезон зимних заготовок.

История

Варлаамо-Хутынский монастырь, отзывы о паломничестве в который полны теплых воспоминаний, пережил на протяжении своей многовековой истории существования и взлеты, и падения. Более того, он славится чудесами, которые происходили при мощах его основателя - Варлаама преподобного. Первое упоминание о монастыре относится к 1192 году.

Его основатель подвизался в деревеньке Хутынь достаточно давно, задолго до того, как здесь появился монастырь Варлаамо-Хутынский. Место это в те времена было довольно мрачным. Удаленное от Новгорода на несколько верст, оно имело дурную славу. Берега обильно поросшие лесом, внушали местным жителям суеверный страх. Поговаривали, что в этих местах властвует и есть много змей. Видимо, поэтому и название свое этот новгородский пригород имел соответствующее - Хутынь, подразумевающее «худое место». Однако преподобный Варлаам, не испугавшись дурной молвы, все-таки решил поселиться именно здесь. В этом мрачном и глухом лесу ему пришло знамение - яркий луч света, исходивший из самой глубины непроходимой чащи. И именно это вселило в него надежду. Согласно легенде преподобный запретил змеям приближаться к обители ближе чем на двенадцать верст. Поэтому до сих пор ни одна рептилия здесь больше не появилась. В память об этом самую первую церквушку монастыря освятили в честь Преображения Господня.

Основатель

Будучи в мирской жизни достаточно богатым человеком, преподобный Варлаам потратил немалые средства на открытие и благоустройство Хутынской обители. Историки указывают, что монастырь Варлаамо-Хутынский получил от него по завещанию целых два села с холопами, а также несколько «пожень и ловель». Таким образом, преподобный заложил основу будущего благосостояния обители, потратил немало труда и на ее духовное процветание. Именно Варлаам первым воспитал целую плеяду подвижников, которые впоследствии стали достаточно выдающимися деятелями.

Заслуги преподобного Варлаама

Но буквально через несколько месяцев после освящения храма, который тогда назывался Спасо-Преображенским, преподобный Варлаам скончался. Произошло это в 1192 году. Погребал его сам архиепископ. Это, по мнению историков, являлось свидетельством огромного уважения, которым пользовался игумен в Новгороде. После его смерти монастырь Варлаамо-Хутынский продолжал действовать, он не пришел в состояние упадка. Напротив, огромными стараниями учеников преподобного он все больше укреплялся и обустраивался.

Считается, что своей внешней красотой и величавостью обитель обязана вкладам, которые делали состоятельные новгородцы, высоко чтившие преподобного Варлаама. К большому сожалению, крайне мало сохранилось документальных сведений о самом раннем периоде существования этого монастыря. Поэтому сегодня сложно представить все те приобретения, которые тогда делались. Это затруднено и потому, что ни одна из построек, датируемых тем временем, в том числе и Спасо-Преображенский храм, не сохранилась.

Жизнь первых насельников

Считается, что преподобный Варлаам, который был человеком «книжным» и воспринимавшим христианские традиции древней Византии полностью, установил в обители общежительный устав. Некоторые историки считают данное утверждение всего лишь догадкой, поскольку самые ранние летописи, рассказывающие о монашеской жизни в монастыре, относятся к шестнадцатому веку. Их дал в своих «Записках о Московии» Зигмунд фон Герберштейн, который рассказывает, что настоятель, имевший общую трапезу с братией, всегда советовался с несколькими старшими иноками, прежде чем выносить важные вопросы на обсуждение других насельников.

Удивительные факты

Варлаамо-Хутынский монастырь, фото которого свидетельствуют о величавости этого храма, как общерусская святыня был возвышен во второй половине пятнадцатого столетия. Уже с 1460 года к мощам преподобный Варлаама начали совершаться паломничества. Почтить его приходил и великий князь Василий II со своими сыновьями Андреем и Юрием. В том 1460 году у мощей преподобного Георгию Тумгеню - княжескому постельничему - было даровано исцеление.

А спустя несколько лет, в 1471 году, в монастыре происходит событие, о котором до сих пор новгородцы вспоминают с большим удовольствием. Великий князь Иоанн III, пожелавший открыть мощи Варлаама, был посрамлен. Когда по его велению начали раскапывать могилу святого, вырвавшийся прямо из земли огонь опалил стену и дверь иконостаса. Великий князь со страхом убежал, а его сгоревший посох и часть алтаря еще долго хранились в ризнице монахов.

Одна из самых известных русских святынь

Именно это событие стало причиной того, что сегодня преподобный стал наравне с Сергием Радонежским наиболее известным на Руси святым. И хотя монастырь после утратил некоторую часть своих имений, он все равно оставался одним из богатейших в епархии, уступая только Юрьеву.

В 1540 году храм пострадал от пожара, который начался у чудотворцева гроба. Сгорело все, начиная от икон и заканчивая входной дверью. Но монастырь недолго бедствовал: на восстановление очень быстро было собрано достаточно средств, львиную долю которых пожертвовала местная знать. Очень скоро Спасо-Преображенская обитель стала еще красивее, чем была раньше.

Бедствия

Спустя несколько десятилетий, в 1611 году, монастырю пришлось пережить более тяжелое испытание. Во время нашествия шведов, предводителем которых был Якоб Делагарди, именно Хутынская обитель была выбрана для устройства штаб-квартиры чужеземцев. И нужно сказать, вели себя шведы в ней довольно бесцеремонно. Историками их действия прямо называются ограблением. И это действительно так: даже раку преподобного Варлаама шведы не пощадили, сняв с нее все серебро.

В середине семнадцатого века, после изгнания захватчиков, было принято решение о разборе древнего Спасо-Преображенского собора и о строительстве каменного сооружения. Выстроенный на прежнем месте, и сегодня поражает своим величием Варлаамо-Хутынский монастырь.

Как доехать

В отличие от многих других российских церквей и храмов эта обитель вполне доступна для приезда сюда на общественном транспорте. Варлаамо-Хутынский монастырь, адрес которого: Новгородская область, пос. Хутынь, является местом, куда на праздники съезжаются тысячи верующих. Добраться до него не составляет труда. Из Новгорода с автовокзала до Хутыни довольно регулярно курсирует автобус № 121.
На автомашине из областного центра можно добраться, если двигаться по Большой Московской улице. На пересечении с улицей Державина следует повернуть направо и, добравшись до указателя на Хутынь, поехать налево. Через несколько минут будет развилка, которая приведет на Монастырскую улицу. Она-то и выведет прямо на Варлаамо-Хутынский монастырь.

Расписание богослужений

Ежедневно в стенах храма проводится общая утренняя молитва и полунощница, а также акафист и литургия, которая начинается в половине седьмого утра. После окончания обедни в храме и в часовне преподобного Варлаама, а также у его колодца служат молебны. Вечернее богослужение начинается в 18 часов. По воскресеньям в вечерние часы в главном соборе перед мощами преподобного Варлаама читается акафист.

Праздники и особые дни в монастыре связаны в основном с именем его основателя. Память преподобного празднуется 19 ноября и в первую пятницу во время Петрова поста. Престольный в обители проходит 19 августа.

Впечатления паломников

Настоятельницей является матушка Алексия. Именно ею был благословлен сбор пожертвований от прихожан на строительство часовни на горке, которую возвел собственноручно преподобный, основавший Варлаамо-Хутынский монастырь.

А также

Варлаам Хутынский: «Блюдитесь от всякой неправды и не завидуйте!»
Как и Сергия Радонежского, этого святого считали покровителем всей русской земли / Варлаам Хутынский - покровитель всей русской земли / «Наша вера»

Благодатная почва Руси привела к появлению неисчислимого множества святых, от первых подвижников, которые уходили в пещеры, позже ставшие монастырями, до исповедников, отказавшихся предавать веру под дулами большевистских винтовок. О них, о том, чем живет Православная церковь сегодня и как хранит дух русской святости, мы и будем рассказывать в рубрике «Наша вера». Ещё в , в т.ч. о


Варлаам (Алекса) Хутынский, икона


19 ноября Православная церковь чтит память преподобного Варлаама Хутынского . Этого чудотворца равняли с Сергием Радонежским, а его образ украшал собой стены Московского Кремля. «Русская планета» вспоминает, почему так произошло. Отказ от богатства

Он ушел из богатой новгородской семьи чернецом в монастырь и, прожив там какое-то время, стал отшельничать. Для этого монах Варлаам (в миру его имя было Алекса) выбрал Хутынский холм в десяти верстах от Новгорода. Название холма, полагают краеведы, произошло от слова «худо»: место было дикое, новгородцы его не любили. Здесь Варлаам поставил небольшую деревянную церковь Спаса Преображения. В 1192 году храм освятил архиепископ Новгородский Гавриил и «нарече монастырь» по названию холма - монастырь стал Хутынским, как и его основатель.

К приезду архиепископа рядом с преподобным уже жили несколько иноков. Они пришли к нему, привлеченные рассказами о его благочестивой жизни. Тогда же, видя пополнение братии монастыря, Варлаам составил грамоту, по которой даровал Хутынской обители все свои родовые земли: село с челядью и скотом, угодья для охоты и рыбной ловли. Этот документ, выполненный на пергаменте, сохранился до сих пор - его считают самым древним подлинником русского акта.

Братию монастыря преподобный Варлаам учил: «Чада! Блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, а давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям».

До современников дошло более десяти редакций жития преподобного. Кроме того, о его деятельности говорят новгородские летописи. Один из житийных списков описывает эпизод встречи преподобного с новгородским князем Ярославом Владимировичем. Князь прибыл в обитель к Варлааму и беседовал с ним на душеспасительные темы. На прощание преподобный благословил его и произнес: «Будь здоров, князь, и здоровья благородному сыну твоему». Вернувшись в Новгород, Ярослав узнал, что его жена родила, и уверовал в провидческий дар настоятеля Хутынской обители.


Спас Смоленский с припадающими прп. Сергием Радонежским и прп. Варлаамом Хутынским


Моление за Москву

Местное почитание преподобного Варлаама началось сразу же после его смерти. Историки спорят о дате кончины преподобного: он умер, по одним данным, в 1197 году, по другим - в 1243-м. К тому же летописные списки называют разные даты. Кроме того, ряд новгородских источников путает преподобного Варлаама с неким иноком, носившим такое же имя, - инок этот, судя по всему, был одним из учеников преподобного.

Всенародное почитание святого началось в 1460 году. В этот год согласно текстам жития у гроба преподобного Варлаама свершилось чудо - воскрес постельничий московского князя Василия II, прибывшего в Новгород на паломничество (вскоре после победы москвичей над новгородцами и подписания Яжелбицкого мирного договора, по которому Новгород лишился части своей независимости). Предание так описывает этот момент: постельничий заболел, прибыв в Новгород в свите князя. Во сне он видел преподобного Варлаама и попросил, чтобы его отвезли в Хутынскую обитель и похоронили там, если он умрет в дороге. Он действительно умер, но, когда его тело привезли в монастырь и положили рядом с гробницей святого, постельничий неожиданно воскрес. «Я был мертв, и ныне здесь!» - воскликнул он.

Молва о чуде воскресения широко разнеслась по Руси. Сам князь, вернувшись в Москву, повелел устроить в 1461 году в московской церкви Иоанна Предтечи престол во имя преподобного.

На иконах Варлаама Хутынского нередко изображали вместе с Сергием Радонежским. Так слились воедино новгородская и московская традиции: святых воспринимали здесь как зачинателей духовной жизни и монашеского благочестия. Популярным образом иконы с Варлаамом Хутынским был так называемый Спас Смоленский: первый известный образ этого извода висел над главными воротами Московского Кремля - Спасскими (тогда Фроловскими). На иконе, написанной в первой четверти XVI века, преподобные Сергий и Варлаам припадают к ногам Спасителя.

История создания этого образа восходит к нашествию хана Магмет-Гирея на Москву в 1521 году. По преданию, в это время слепой инокине кремлевского Вознесенского монастыря открылось видение: все святые покидали стены Московского Кремля и уносили с собой икону Владимирской Богоматери. Навстречу уходившим святым вышли преподобные Варлаам и Сергий и спросили: «Почему исходите из города этого?» - «Город сей прогневил Бога и наказан за то татарским нашествием», - отвечали святые. Тогда Варлаам и Сергий бросились к их ногам и умолили остаться, а Москва, как гласит предание, избежала разорения.

История Спаса Смоленского напоминает детективный сюжет. До недавних пор считалось, что эта надвратная икона была снята большевиками - специалисты искали ее в музейных архивах и не нашли. Позже выяснилось, что Спас написан прямо на стене, и все это время образ был скрыт слоями штукатурки. В 2010 году икону отреставрировали, и сегодня она вновь украшает Спасскую башню.


Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, Великий Новгород


Защитник от стихии

Хутынская обитель, сильно разрушенная во время Великой Отечественной войны, действует и ныне - сегодня это женский монастырь. Мощи преподобного Варлаама находятся в Спасо-Преображенском соборе обители.

Святого почитают как защитника и покровителя Новгородской земли, но, кроме этого, к нему обращаются за помощью при угрозе стихийных бедствий. Это особое почитание берет начало в его житии. По преданию, в 1505 году святой явился ночью монастырскому пономарю Тарасию и предсказал скорый разлив озера Ильмень и затопление города. Кроме того, он поведал о пожаре и море в Новгороде - насланным, как узнал Тарасий, за грехи горожан.

Летописи подтверждают пожар и мор, датируя их промежутком 1505–1508 годов. А православные с тех пор веруют, что преподобный Варлаам может предсказать и уберечь от напастей стихии.