Преподобный савва сторожевский в чем помогает. Преподобный савва, игумен сторожевский, звенигородский чудотворец. Преподобный Савва Сторожевский

), Звенигородский чудотворец, преподобный

Долгое время считалось, что святые мощи преподобного, которые в 1920-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, затем были переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь в 1980-е стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню. В 1920-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде - останки Саввы Сторожевского, - поместите, куда сочтёте нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события он перевёз мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыне, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился к о. Евлогию (Смирнову) (тогда - эконому Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», - добавили они.

25 марта года святыня была передана в Московский Данилов монастырь , где почивала в алтаре храма Семи Вселенских Соборов.

В году началась передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. 23 августа года состоялось перенесение мощей преподобного в его обитель. По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского».

Молитвы

Тропарь, глас 8

Пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, преподо́бне:/ от ю́ности бо изво́лил еси́ чи́стое житие́,/ духо́вному твоему́ учи́телю после́дуя,/ и того́ уче́нием ум к Небе́сным впери́в,/ и ста́ду твоему́ прему́др наста́вник показа́лся еси́;/ тем и Христо́с я́ко пресве́тла тя свети́льника чудесы́ обогати́./ Са́вво, о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Преподобный Савва Сторожевский еще при жизни прославился даром прозорливости. После того как он отошел ко Господу, при его гробе стало происходить столько чудес, что, как отмечают исследователи, количество их «не поддается подсчету».

Принято считать, что чудеса от гроба святого Саввы стали происходить после следующего события.
Спустя много лет после преставления преподобного, в правление великого князя Ивана III Васильевича, однажды ночью святой Савва явился тогдашнему игумену Сторожевской обители Дионисию, который считался искусным иконописцем. Преподобный Савва повелел настоятелю следующее: «Дионисий! Встань скорее и напиши лик мой на иконе». Поразительно, но в явившемся Дионисий не узнал преподобного Савву, а потому спросил: «Кто ты, господине, и как твое имя?».
После того как святой назвал свое имя, настоятель призвал старца Аввакума, который, будучи молодым, видел преподобного Савву. Аввакум рассказал о том, как выглядел святой при жизни. Убедившись в том, что ему и впрямь явился святой, Дионисий вскоре написал икону преподобного Саввы Сторожевского. Через некоторое время после этого от мощей святого и стали происходить чудеса, а его почитание и прославление, уже бывшее до того, еще более усилилось.

Однажды в Савво-Сторожевский монастырь приехал боярский сын Иван Ртищев. С собой он привез своего сына Георгия, который страдал недугом немоты. Иван Ртищев совершил необычный поступок: усердно помолившись и попросив помощи у преподобного Саввы, он влил в рот своему сыну немного монастырского кваса. После этого и произошло чудо: Георгий заговорил, а через некоторое время его недуг полностью исчез.
Пораженный произошедшим чудом, Иван Ртищев попросил у игумена обители еще кваса, чтобы с его помощью исцелить тех, кто остался дома (естественно, страдавших разными болезнями). Кваса ему дали. Вернувшись домой, он сначала занимался лечением своих домашних и слуг, из которых многих исцелил, а впоследствии и сам избавился от давно мучившей его болезни.

Одно из чудес произошло с царем Алексеем Михайловичем Тишайшим. Однажды во время охоты, которая проходила недалеко от Звенигорода, царь отстал от своей свиты и заблудился в густом лесу. На свою беду, Алексей Михайлович вышел прямо на медведя. И вот, когда лесной хищник с рычанием стал подходить все ближе к государю, из леса вышел незнакомый старец и прогнал животное. Медведь сразу же убежал, а старец будто бы растворился в воздухе. Спасшись от беды, царь вместе с подоспевшей свитой направился в Сторожевский монастырь, который находился поблизости, чтобы в храме отблагодарить Бога за спасение. Войдя внутрь храма, он посмотрел на икону преподобного Саввы и узнал того старца, который прогнал медведя в лесу. Именно с этого момента Алексей Михайлович взял обитель под свое покровительство, приезжал на богомолье и неоднократно помогал монастырю материально.

Однако наиболее известное чудо, которое совершил преподобный Савва, произошло во время Отечественной войны 1812 года.
Когда Наполеон уже был в занятой им Москве, его пасынок и вице-король Италии принц Евгений (Эжен) Богарне обосновался в Звенигороде. Войска принца расположились непосредственно в Саввино-Сторожевской обители, где сразу же занялись грабежом церковного имущества. Сам Евгений Богарне занял одну из комнат в монастыре.
Однажды поздно вечером, как признался после принц – то ли наяву, то ли уже во сне – ему явился некий старец в черном монашеском облачении. Приблизившись к принцу, он сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым».
Пораженный и устрашенный видением, принц с нетерпением стал ждать утра. Наутро он сразу же отправился в ту церковь, о которой ему было сказано. Войдя внутрь и увидев икону святого, он узнал на ней старца, который явился ему накануне. После этого Евгений Богарне отдал приказ войскам направиться в Москву. При этом церковь он запер своей личной печатью, чтобы все имущество осталось в целости и невредимости. Обещание преподобного Саввы исполнилось – принц Евгений вернулся на родину живым, в то время как многие из его соплеменников навсегда остались лежать в русской земле. Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом – сын принца Евгения женился на дочери императора Николая I. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.

“Игумен земли Русской” преподобный Сергий Радонежский вошел в историю нашей страны не только собственными подвижническими трудами, но также и тем, что воспитал целое поколение святых, которые разошлись из его обители по всей Руси. Одним из таких известных учеников преподобного Сергия был Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец.

Преподобный Сергий Радонежский

Сведений о детстве и юношеских годах будущего святого до нас не дошло. Также неизвестно, когда точно и откуда именно пришел он в Троице-Сергиеву лавру. Причина этого в том, что житие преподобного Саввы было составлено только в середине XVI века. Его написал инок Маркелл (будущий игумен Новгородского Хутынского монастыря) по поручению митрополита Макария. Собственно, житие святого и начинается со слов: «Мы же о рождении и о воспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше».
Так или иначе, но считается, что в обитель преподобного Сергия Савва пришел задолго до 1380 года – то есть задолго до Куликовской битвы. Исследователи исходят из того, что к этому времени Савва уже был известным и духовно опытным монахом.
В иноческом звании Савва прошел все ступени подвижничества: он пребывал в постоянном послушании преподобному Сергию, много времени проводил в работах и молитве, подвизался в молчальничестве. Видя большие труды Саввы, преподобный Сергий Радонежский сделал его духовником всего монастыря. С одной стороны, это было наградой, а с другой – испытанием, ведь быть исповедником всей братии обители очень непросто.

Вскоре после победы русских войск на Куликовом поле в 1380 году Савве выпало новое серьезное служение – настоятельство. Дело в том, что еще до битвы против татар благоверный князь Димитрий Донской обещал преподобному Сергию возвести новый монастырь. После победы князь вспомнил о своем обещании, преподобный же Сергий отыскал подходящее место для будущей обители. Было решено построить обитель недалеко от Троице-Сергиевой лавры – в 40 верстах, на небольшом острове меж трех речек – Дубенки, Дубны и Быстрицы. Именно здесь был основан Успенский Дубенский монастырь, настоятелем которого и был поставлен преподобный Савва. Это служение он нес более десяти лет: все эти годы он продолжал вести строгую жизнь подвижника – держал строгий пост, никогда не надевал мягких и удобных одежд, по ночам молился, каялся в своих грехах. Все эти подвиги были частью живой традиции русского монашества, основоположником которой стал преподобный Сергий Радонежский.

Господь, видя усердие и духовные подвиги преподобного Саввы, уготовил ему новое, более высокое служение. После того как в 1392 году преставился преподобный Сергий Радонежский, настоятелем Лавры стал еще один его ученик – Никон Радонежский. Однако это служение он исполнял недолго: желая пребывать в постоянном безмолвии, он ушел в затвор. Братия Лавры обратилась за помощью к преподобному Савве. После долгих уговоров он согласился стать настоятелем обители и оставался им еще шесть лет.

После этого, желая уединения, Савва сложил с себя обязанности настоятеля и остался в монастыре простым иноком. Братия снова обратилась за помощью к преподобному Никону, который вышел из затвора и принял монастырь.
В момент, когда казалось, что жизнь подвижника уже устоялась, Господь послал ему новое и, вероятно, главное в его жизни служение. Однажды в Лавру приехал князь Юрий Звенигородский, сын Димитрия Донского. Будучи в тесных отношениях с самим преподобным Сергием (он был крестником святого), а также имея духовником преподобного Савву, князь обратился к последнему с просьбой – устроить вблизи Звенигорода монастырь и стать его настоятелем. Помолившись, преподобный Савва согласился остаться в Звенигороде. Место для монастыря выбрал сам князь Юрий – это была вершина горы Сторожевской (Сторожи). В самые короткие сроки была возведена первая постройка – деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, вскоре собралась и братия, а сам монастырь впоследствии получил название Саввино-Сторожевского.

Из жития преподобного Саввы известен случай, когда святой изрек пророчество князю Юрию Звенигородскому о предстоящей победе. В 1399 году к Нижнему Новгороду подошли рати поволжских татар во главе с царевичем Ентяком. Трижды татары пытались взять город, но это им не удавалось. Тогда они пошли на хитрость – заключив мир с нижегородцами, татары смогли ворваться в город и разорили его. В ответ на это вероломство великий князь Василий Дмитриевич отправил вслед татарам рать во главе со своим братом Юрием Звенигородским. И вот перед выступлением в поход князь Юрий прибыл к преподобному Савве и попросил его благословения. После молитвы святой Савва благословил князя, осенил его крестом и предрек следующее: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою. Врагов своих ты одолеешь и, благодатию Божией, здравым возвратишься в свое отечество!» Все произошло так, как и сказал преподобный, – татары были разбиты, их города (Болгар, Жукотин и другие) взяты, а князь вернулся домой со славой.

Тем временем слава о самом Савве Сторожевском распространялась среди русских людей. Народ шел к нему за советом, молитвенной помощью, а многие и для того, чтобы принять иночество из рук святого. Однако сам преподобный Савва всегда стремился к уединению. Вскоре он ушел из монастыря. В версте от обители, в глухом лесу он выкопал себе пещеру, в которой и продолжал вести подвижническую жизнь. Но и живя в пещере, он продолжал помогать Звенигородскому монастырю: например, носил в обитель воду, для чего собственными руками выкопал под монастырской горой колодец.
Как сообщает житие преподобного Саввы, за подвижническими трудами в отшельничестве, он почувствовал, что вскоре Господь призовет его к Себе. Преподобный собрал братию монастыря, дал ей последние наставления, избрал себе преемника из числа монахов, которого также звали Савва.
3 декабря 1407 года святой Савва Сторожевский отошел ко Господу. Празднование святому было установлено на Московском соборе 1547 года, а 19 января 1652 года были обретены его нетленные мощи.

Судьба мощей преподобного Саввы во многом драматична. Так, после революционной смуты, в марте 1919 года, мощи были вскрыты и изъяты из обители (где они пребывали постоянно) VIII Отделом Народного комиссариата юстиции. До начала 1930-х годов они хранились в Москве, на Лубянке. Впоследствии мощи святого были переданы сотруднику Государственного исторического музея, члену Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области Михаилу Михайловичу Успенскому с формулировкой: «поместите куда сочтете нужным». Вместе со своей супругой Софьей Дмитриевной он долгие годы хранил их дома. Его наследники в 1985 году передали их в московский Свято-Данилов монастырь. Лишь только в августе 1998 года мощи торжественно были возвращены обратно в родную Звенигородскую обитель, где и находятся ныне.

Преподобный Савва Сторожевский возлюбил Христа с малых лет. Постриг он принимал от преподобного Сергия Радонежского .

Уже будучи иноком, Савва с особенным рвением боролся с соблазнами и в добродетелях старался быть первым, зная о небесных благах уготованных Господом угодникам Его. Инок Савва для всех выглядел простым и не образованным, но мудростью был выше многих считавших себя мудрыми, - первым в церковь входил и последним выходил из нее, - таково было его умиление, что не мог он сдерживаться от рыдания во время службы божественной. Отцы видя такое умиление удивлялись и славили Господню благодетель.

Благодаря высокой духовной опытности Савва снискал большое уважение окружающих. В скором времени его назначили духовником братии. Дополнительно, он иногда исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в своих добродетелях, игумен Савва стяжал себе уважение князей и известность по всей земле Русской. Боголюбивый князь Георгий (в миру Юрий) Дмитриевич приехал в монастырь преподобного Сергия к блаженному Савве и уговорил его образовать в своейвотчине на подобающем для того месте собственную обитель. Таким образом Савва покинул обитель преподобного Сергия и переселился в пустынное месте на возвышенности. Место это находилось в верховьях Москвы-реки, рядом с городом Звенигород и называлось Сторожи. Именно на этом месте преподобный и решил организовать обитель свою. Жил святой Савва в полном безмолвии и отдалении от всех, стойко перенося все капризы природы в одиночку с Господом в сердце и молитвой на устах. Как водится молва о подвигах святого жития его быстро распространилась по округе и потянулись к святому иноки и миряне со всех окраин. Желание у них было лишь одно, чтобы руководил преподобный Савва жизнью их духовной. Всех, кто приходил преподобный встречал с любовью, был примером смирения и трудолюбия. Савва сам носил воду с реки, поднимаясь в высокую гору и исполняя прочие труды по хозяйству. Такими поступками он хотел приучить к труду братию, чтоб не теряли они дней отпущенных на земле в праздности, которая есть мать всех пороков.

Позднее, князь Георгий Дмитриевич, предложивший преподобному Савве саму идею создания обители выделил ему средства на воздвижение храма. И был построен храм, освещенный во славу Рождества Пречистой Богоматери. Стала процветать обитель великая, направленная на спасение души всякого в ней пребывающего. Добрый пастырь был Савва в этой обители для паствы Христовой. И взойдя на духовную пажить , утвердился он в добродетелях великих.

Вся жизнь святого просияла добродетелями, так что Богу угодно было во время земной жизни Саввы наградить его даром провидения. Князь Георгий Дмитриевич в 1399 году должен отправиться на войну супротив булгар. До выступления в путь посетил он монастырь преподобного Саввы и испросил благословения его. Старец, прочитав молитву благословил его крестом, и предсказал: «Иди, смело, благоверный князь, и прибудет с тобой Господь, помогая тебе! Всех недругов своих победишь и по волии Христовой здоровым в свое Отечество вернешься».

Взяв позднее командование над великокняжескими полками, Георгий благословенный старцем выступил на неприятеля. Три долгих месяца вел он сражения и из всех битв вышел победителем. Вернувшись домой первым делом Георгий поспешил в святое пристанище преподобного старца и вознес благодарение Богу, даровавшего победу ему по молитвам святого отца обители Сторожевской.

Дожив до седин, святой Савва Строжевский тяжело заболел и, собрав всю братию, довольно учил их в Писаниях Божественных, напоминая о важности хранить чистоту телесную и молиться неустанно. Далее преподобный старец, назначил в игумены своего ученика, наказав всем быть у него в повиновении и послушании. Преподав мир всем и прощальное целование, старец Савва, святой Богоугодник в добром исповедании отдал свою чистую душу в руки Господа в третий день от начала зимы.

Новость о преставлении преподобного мгновенно облетела все окрестности. Абсолютно все православные жители Звенигорода с любовью великой собрались на проводы в последний путь святого угодника, на руках неся больных и увечных. Проведя надгробное пение, с почестями упокоили Савву Сторожевского в храме Рождества Пресвятой Богородицы, созданным им при жизни.

Мощи преподобного Саввы даже в наши дни являют чудодейственные исцеления каждому, кто с верой придет поклониться им, во славу Господа нашего Иисуса Христа, через угодников Своих творящего дела свои, а по преставлении - чудеса свои.
Празднование Савве Сторожевскому, как святому установлено было на Московском Соборе в 1547 году и проводится 3.12/16.12. Первое обретение святых мощей состоялось 16.01/01.02 1652. Второе обретение 23.08.1998. 17.07/30.07 отмечается перенос мощей преподобного под новую сень , произошедший в 1847 году.

Савва Сторожевский – преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из «первых» (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392), стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (несмотря на завещание Сергия Радонежского в котором он завещал игуменство Никону Радонежскому). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.

От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к преподобному Сергию и принял от него иноческий постриг. Руководимый своим богоносным наставником, он пребывал в совершенном послушании ему, навыкая в Троицкой обители порядкам иноческого жития.

Преподобный Савва принимает постриг от преподобного Сергия Радонежского

Жизнь свою преподобный Савва проводил в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной, которая есть украшение иноческого жития. Прежде всех приходил преподобный в церковь на Божественную службу и после всех выходил из нее. Со страхом Божиим стоял он в храме на молитве, в умилении не мог удерживаться от сильного плача и рыдания, так что удивлял всех иноков обители. Непрестанно упражнялся он в церковном пении и чтении, а в свободное от молитвы и церковных служб время занимался каким-либо рукоделием, боясь праздности – матери пороков. Подвижник любил безмолвие и избегал бесед с другими. Поэтому он казался всем простецом, ничего не знавшим, а на деле превосходил мудростью своей многих, считающих себя разумными. Он искал не показной человеческой мудрости, а высшей, духовной, в которой и преуспевал. Преподобный Сергий лучше других видел успехи преподобного Саввы в духовной жизни и поставил его духовником всей братии монастыря.

В те времена благоверный князь московский Димитрий Иоаннович одержал победу над неверным ханом татарским Мамаем и его полчищами.

Возвратившись с радостью в Москву, великий князь немедленно пришел к преподобному Сергию в обитель – помолиться и принять от него благословение. При этом князь обратился к святому старцу с такими словами: «Святче Божий! Когда я хотел выступить против неверных магометан, то обещался построить монастырь во имя Пресвятой Богородицы и устроить в нем общежитие. И вот теперь, честный отче, с помощью Всесильного Бога и Пречистой Богородицы и твоими молитвами, желание наше исполнилось, супостаты наши побеждены. Посему молю твое преподобие: всячески постарайся, Господа ради, чтобы обет наш был вскоре исполнен».

Князь отправился в Москву, а преподобный Сергий с усердием стал исполнять его просьбу. Он обошел много пустынных мест, изыскивая, где бы удобнее устроить монастырь. Пришедши на реку, называемую Дубенкой, он нашел там место, которое ему весьма понравилось. Там прп. Сергий и создал церковь, а при ней монастырь во имя Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения. Вскоре пришли сюда некоторые из братии. Преподобный с радостью принял их и затем учредил здесь общежитие. Настоятелем сего монастыря преподобный Сергий выбрал из учеников своих блаженного Савву, считая его вполне способным к самостоятельному руководству братией. Помолившись о нем, великий подвижник благословил его и сказал:«Бог да поможет тебе, чадо, да подаст тебе усердие и силу и да руководит тобою на все благое и полезное».

Приняв благословение от святого старца, преподобный Савва начал управлять Дубенским монастырем. Житие он проводил здесь чистое, равноангельное; удручал себя постом и бдением, питался лишь пустынными растениями, отказываясь от всякой сытной и вкусной пищи; никогда не носил мягких одежд. Часто проливал он сердечные слезы, сокрушаясь о грехах своих, и предавался самым строгим монашеским подвигам.

Между тем братия обители начали умножаться. Преподобный Савва с любовью наставлял их и служил каждому со смирением и кротостью. Так прожил преподобный в Дубенском монастыре более 10 лет.

25 сентября 1392 года преподобный Сергий преставился ко Господу. Готовясь к исходу из земной жизни, еще за полгода до кончины своей он вручил управление великой лавры ближайшему своему ученику преподобному Никону. Но Никон по преставлении преподобного Сергия сначала недолго настоятельствовал над лаврой; желая пребывать в совершенном безмолвии, он вскоре затворился в особой келии. Троицкие братия после долгих молений возвели на игуменство преподобного Савву Дубенского. Приняв на себя игуменство в Троице-Сергиевой лавре, преподобный Савва благоуспешно управлял порученным ему стадом, вспомоществуемый молитвами великого отца своего духовного и основателя лавры — преподобного Сергия. Древнее предание относит ко времени начальствования преподобного Саввы в лавре чудесное изведение его молитвами водного источника за стенами обители, к северу, в то время как монастырь нуждался в воде. По прошествии 6 лет преподобный Савва, ища безмолвия, оставил управление обителью, после чего братия Сергиевой лавры вновь возвели на игуменство преподобного Никона. Преподобный Савва остался подвизаться в Троицкой лавре.

Вскоре после этого в Троицкую обитель прибыл благоверный князь Георгий Димитриевич. Князь Георгий был связан духовными узами с Троицкой обителью. Преподобный Сергий был его крестным отцом, преподобный Савва – отцом духовным. Теперь он обратился к своему отцу духовному с просьбой посетить его дом и преподать благословение всем домашним. Упрошенный князем, преподобный Савва отправился к нему, думая вскоре же возвратиться в Сергиеву обитель. Но христолюбивый князь стал неотступно просить преподобного старца, чтобы он никогда не отлучался от него, но чтобы устроил монастырь в его вотчине, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем. Видя доброе произволение князя, преподобный Савва не отказался исполнить его просьбу. Он хотел искать подходящего места для устроения монастыря, но князь звенигородский уже заранее облюбовал и избрал такое место на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Место это показалось преподобному как бы небесным раем, наполненным благовонными цветами. Молитвенно припав к честной иконе Пресвятой Богородицы, которую подвижник носил с собою, он со слезами воззвал к Заступнице: «Владычице мира, Пресвятая Богородице! На Тебя возлагаю надежду спасения моего. Не отрини меня, убогого раба Твоего, ибо Ты знаешь немощь души моей. И ныне, Владычице, призри на место сие и сохрани его безопасным от врагов. Буди мне наставницей и окормительницей моей до самого конца жизни моей, ибо иной надежды, кроме Тебя, я не имею».

Скит

Так помолившись и возложив всю надежду на Богоматерь, преподобный Савва поселился на том месте. В непродолжительном времени он построил здесь небольшую деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Рождества Ее. Недалеко от нее он соорудил себе маленькую келейку. От этого времени преподобный еще больше утруждал плоть свою постническими трудами и лишениями, подвизаясь в безмолвии. Скоро слух о его святой жизни привел к нему многих, искавших безмолвного жития, и преподобный всех принимал с любовью и был для них образцом смирения и иноческих трудов. Когда собралось довольно братии, преподобный Савва, по образцу духовно воспитавшей его Троице-Сергиевой обители, устроил для них общежитие. В своих отношениях к братии он старался подражать своему великому учителю преподобному Сергию, заветы которого хранил в сердце своем и соблюдал в своей подвижнической деятельности; свои распоряжения и приказания преподобный Савва подкреплял собственным примером.

Предание сохранило о нем рассказ, что он сам на своих перетруженных подвигами и возрастом плечах носил воду на крутую гору, к монастырю, и все потребное для себя старался делать сам, чтобы научить братию не лениться и не губить дней своих в праздности. Все это радовало благоверного князя Георгия; он имел к преподобному Савве, духовному отцу своему, великую веру и весьма почитал его, покровительствовал новосозданной обители и щедро благотворил ей. Благодатью Божией и молитвами преподобного Саввы монастырь Сторожевский распространялся: братство увеличивалось пришельцами из соседних городов и селений, искавших духовной пользы и руководства в добродетелях. Как чадолюбивый отец, преподобный Савва принимал всех с любовью и отечески непрестанно вразумлял их душеполезными поучениями. Они же, побеждаемые Божественной любовью, соблюдали заповеди своего наставника и приносили духовные плоды добродетели.

В 1399 году князь Георгий, по повелению брата своего великого князя московского Василия Димитриевича, должен был идти войною против волжских болгар. Перед самым походом благочестивый князь пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения на брань у своего духовного отца. Он просил преподобного Савву помолиться Всемилостивому Богу, да подаст ему силу на супротивных врагов. Святой помолился и, взяв честный крест, осенил им князя и при этом пророчески изрек: «Иди, благоверный княже, и Господь будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих ты одолеешь и благодатью Божией здоровым возвратишься в свое отечество».

Приняв от святого старца благословение, князь Георгий Димитриевич собрал свои войска и пошел на болгар, покорил много городов и областей и с великой славой и победой возвратился в свою вотчину, как и пророчествовал преподобный старец.По возвращении с победой князь Георгий Димитриевич поспешил к преподобному Савве благодарить его за благоуспешную молитву и помолиться в обители.

После благодарственного молебна князь сказал подвижнику: «Великого молитвенника обрел я в тебе и крепкого помощника в бранях, ибо ясно вижу, что лишь твоими молитвами я победил врагов своих». Преподобный смиренно отвечал князю: «Благий и Милосердный Бог, видя твое благочестивое княжение и смирение сердца твоего и любовь, которую оказываешь ты убогим, даровал тебе такую победу над неверными, ибо ничем нельзя так приблизиться к Богу, как милосердием к нищим. И если до конца пребудешь милостив к ним, то много доброго приобретешь в сей жизни и будешь наследником вечных благ».

Князь сделал щедрое пожертвование в монастырь и учредил трапезу братии. После того князь Георгий стал питать еще большую веру к преподобному Савве.

Вслед за тем благодарный и благочестивый князь поспешил доказать свою благодарность еще яснее, с усердием доставляя обители преподобного Саввы различные пособия, дары и вклады. Вновь были устроены келии для братии и обитель обнесена деревянной оградой. Но лучшим памятником трудов преподобного Саввы и благотворительности князя Георгия Димитриевича остается существующий и поныне благолепный, величественный, обширный каменный Храм во имя Рождества Богородицы , построенный на месте прежнего бедного, неудобного и слишком малого деревянного храма. Приступая к его построению, благочестивый князь дал преподобному Савве много золота, сёл и имений. Делал благочестивый князь и другие богатые приношения в обитель отца своего духовного, перед святой, подвижнической жизнью которого благоговел.

Между тем смиренномудрый старец преуспевал в добродетелях и дарованиях духовных. Бодрствуя над другими, он еще более, непрестанно и неослабно, бодрствовал над собою. Монастырь его украшался, и имя преподобного Саввы прославлялось везде вокруг, как и имя Сторожевской обители. Со всех сторон стекались к нему иноки, ища руководства в духовной жизни и монашеских подвигах. Миряне приходили к нему, прося наставлений и руководства. Опасаясь и бегая земной славы, преподобный Савва ушел для подвигов за версту от монастыря и там, в глубоком овраге, под сенью густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и безмолвии, в покаянии со слезами молился Господу.

Молитва преподобного Саввы

Молитву и богомыслие преподобный чередовал с рукоделием и невзирая на свои преклонные лета не переставал сам трудиться для обители: своими руками он выкопал колодезь под горою, который и поныне доставляет прекрасную воду для обители.

Пещера преподобного Саввы Сторожевского

Так, со дня в день возрастая в духовной жизни, преподобный Савва достиг наконец глубокой старости, никогда не изменив своего уставного правила и отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился; никогда он не одевался в мягкие одежды и не искал телесного покоя, предпочитая тесный и прискорбный путь пространному. Нищету возлюбил он паче богатства, бесславие – паче земной славы и терпение скорбей – паче суетной радости. Наконец преподобный впал в предсмертную болезнь. Почувствовав приближение кончины, старец призвал к своему смертному ложу братию, поучал их довольно от Божественных Писаний, убеждал блюсти чистоту душевную и телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве и при этом назначил преемником себе, игуменом обители, одного из своих учеников именем Савву. После этого, преподав всем мир и целование, преподобный скончался 3 декабря 1407 года .

Много слез пролили братия Сторожевского монастыря, лишившись своего «кормника и учителя». Весть о блаженной кончине преподобного Саввы быстро распространилась по окрестностям и привлекла в обитель множество благоговейных почитателей его из иночествующих и мирян. На погребение собрались князья, бояре и жители звенигородские. Скорбь была всеобщая; все шли на погребение, как бы на погребение своего отца. Многие приносили своих недужных ко гробу преподобного. Тело прп. Саввы было предано в земле в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, при нем построенной, на правой стороне.

Мощи преподобного Саввы Сторожевского

Рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского

Нетленные мощи угодника Божия были открыты спустя почти два столетия с половиной после его кончины, в царствование благочестивейшего Алексия Михайловича, в 1652 году. Обретение святых и нетленных мощей преподобного Саввы было вызвано многочисленными дивными исцелениями и чудотворениями, совершившимися при гробе и по его молитвенному предстательству.

Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного Саввы, по существующем в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому царю Алексию .

Алексий Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. Царь, видя невозможность защищаться, обрек себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и с его явлением зверь бежал от царя. Спрошенный об имени, старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Вернувшись в обитель, Алексий Михайлович спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит отвечал царю, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это он сам, велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию.

Много и других чудес и явлений угодника Божия предшествовало открытию его мощей.

Торжественное открытие мощей преподобного Саввы было совершено 19 января 1652 года в присутствии самого государя Алексия Михайловича, его супруги царицы Марии Ильиничны, Всероссийского Патриарха Иоасафа, Новгородского митрополита Никона, впоследствии знаменитого Патриарха Всероссийского, и бесчисленного множества народа не только из Звенигорода, его окрестностей и всего округа Московского, но и из отдаленных городов и всей великой земли Русской. Мощи преподобного Саввы обретены были нетленными после 245-летнего пребывания в сырой земле и поставлены в дубовой гробнице на правой стороне в соборе, у южных врат, ведущих в алтарь Богородице-Рождественской церкви обители.

Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород

И по открытии святых нетленных мощей преподобного Саввы много чудес совершалось при гробе его. И доныне Бог хранит обитель Сторожевскую молитвенным предстательством первоначальника ее, преподобного Саввы, и от святых мощей его истекают чудотворения с верою и любовью призывающим святое имя его в благодатную помощь себе и заступление.

Молитва преподобному Савве
О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 8
Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Обитель преподобного Саввы Сторожевского (2007)

Ссылки