Православное чудо. По своим делам получит каждый. Исцеление от беснования

Что такое чудо? «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая...» — поется в церковном песнопении на праздник Успения Богородицы. То есть приснодевство Богородицы и Ее успение, когда Она после окончания Своей земной жизни была взята с телом на небеса, — явления сверхъестественные, побеждающие привычные законы, естества «уставы». И любое Божественное чудо — это преодоление обычных физических законов.

Но мы знаем, что Господь Сам Творец и Законодатель физических уставов и в Его власти, если нужно, эти законы отменить.

Чудеса — это сверхъестественное, Божественное вмешательство в нашу жизнь.

Многие чудеса Спасителя описаны в Евангелии. Он превращал воду в вино, исцелял расслабленных, прокаженных, глухих, слепых от рождения, воскрешал умерших, ходил по водам, пророчествовал и насыщал несколькими хлебами тысячи людей. Его последователи, ученики — святые апостолы — также совершали чудеса (об этом сказано в книгах Нового Завета). Многие чудеса описаны в житиях святых подвижников, почти в каждом житии повествуется о чудотворениях. Но и апостолы, и святые совершали чудеса не сами по себе, а силой Божией. Только Творец законов может преодолеть, изменить эти законы. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5). Но Господь часто дает Своим угодникам благодатные дары для помощи людям и прославления имени Божия.

Чудеса, знамения, случаи благодатной помощи совершались в истории Церкви постоянно, совершаются они в наше время и не перестанут происходить до скончания века, пока стоит Церковь Христова. Но и во времена Своей земной жизни, и сейчас Господь не совершает чудеса слишком часто. Иначе не будет места для подвига нашей веры. Чудеса, знаки силы Божией, нужны для укрепления веры, но их никогда не бывает слишком много. К тому же чудо надо заслужить, оно дается по вере просящего.

Но есть в жизни Православной Церкви чудеса, которые происходят постоянно, вот уже многие века. Они утешают нас, укрепляют и свидетельствуют об истинности нашей веры. Это чудо Благодатного огня, схождение облака на гору Фавор в день Преображения Господня, чудо святой крещенской воды, мироточение от святых икон и мощей.

И вообще, разве вся жизнь Церкви не есть одно сплошное чудо? Когда благодать Божия постоянно действует в Таинствах церковных, когда за каждой литургией происходит величайшее на земле чудо — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя! Да и каждый христианин, имеющий опыт молитвы и духовной жизни, постоянно ощущает в своей жизни сверхъестественное присутствие Божие, Его крепкую и сильную руку помощи.

СОВРЕМЕННЫЙ ПАТЕРИК
Чтение для впавших в уныние
Майя Кучерская

Смерть грешника люта

Один мужик поехал в паломничество. Это его надоумила соседка, Сергеевна. Она сама недавно вернулась из паломничества, при этом с исцеленной ногой. Ездила не так уж и далеко, в Бобренев монастырь. Никаких особых святынь в Бобреневе не хранилось, была только Федоровская икона Божией Матери. Икона самая обыкновенная, написанная в Софрино, но в народе давно уже поговаривали, что икона чудотворная. Сергеевна, подойдя к иконе, не знала, о чем попросить, как-то все выскочило из головы, но вдруг вступило в ногу, и она попросила: «Матерь Божия, чтоб коленка моя прошла!» Наутро коленка совершенно прошла, отпустило, Сергеевна начала ходить, как девочка. И, вернувшись домой, поделилась с соседом чудом. Сосед помнил, как Сергеевна хромала, удивился и, хотя не поверил, тоже решил съездить. Интересно все-таки.
Приезжает, а подойти к иконе не может. Не пускает его какая-то сила. Он уж и так, и эдак, и справа, и слева, и спереди! Стоп, и все тут. Ближе чем за метр подойти не может. А все подходят: и дети, и бабы, и парень какой-то заполошный, все. Только не он. И такая злость взяла мужика, что он аж лицом почернел. Идет к монаху, что свечки продает, спрашивает его, в чем дело. Может, слова какие надо знать особенные. А монах сквозь очечки так посмотрел и говорит:
- Не допускает вас к себе Матерь Божия. Видимо, за грехи.
- За какие еще грехи! - заорал мужик.
А монах ему снова сквозь очечки - сверк!
- Кричать в храме Божием не положено.
Мужик, что поделаешь, замолчал. А монах дальше жмет, тоже разошелся уже:
- Покайтесь. Завтра утром будет служба, в восемь начнется исповедь, подходите к исповеди. Вы раньше-то исповедовались?
- Никогда.
- Ну, вот и наступило время. Только вспомните все хорошенько.
Хотел ему мужик сказать, что нечего ему вспоминать, да только плюнул. Правда, уже когда из церкви вышел. А потом как побежит обратно, назад, прямиком к иконе, думал с налету взять.
За метр - бабах! - стена! И лбом об нее мужик ударился, вроде как об дерево, хотя стены-то никакой не видать. Воздух один. Схватился мужик за лоб и ни на кого не глядя - на электричку! «Вот тебе и икона. Собаки, а не люди». Вот что он думал, пока ехал домой. А дома смотрит, Сергеевна за забором в огороде картошку копает и не хромает. Мужик думает: подойду сзади и придушу. Но Сергеевна его заметила, окликнула, подбежала к изгороди, заворковала - как ты, да как иконочка, да как благодать. Ну, мужик постоял, постоял, слова ей не сказал, развернулся и пошел. Всю неделю проходил он черный. И ни с кем ни о чем не говорил. А через неделю умер.
Сергеевна, конечно, не выдержала, поехала в монастырь выведывать, что ж такое с ее соседом случилось, что вот даже умер человек. А в монастыре как узнали про соседову смерть, головами закачали - как мужик ударялся о невидимую стену, многие видели. А тот, самый умный, в очечках, что свечки продавал, только плечами пожал: «А что тут удивительного?»

Из жизни молодых мам

Тоня залетела. Будущий десантник, из военного училища, познакомились на дискотеке. Жениться, конечно, не собирался. А Тоне семнадцать лет, на выпускном танцевала уже с животиком. Мама как узнала, обрадовалась - хорошо, что не сделала аборт, дочка, ничего, выкормим. Вдруг врачи говорят: «Плод обвит пуповиной, очень неудачно, при родах задохнется». И стали советовать делать Тоне кесарево. Тут уж и мама с врачами заодно. А Тоне живот резать не хочется, свой все-таки, красивый такой животик, и вдруг его резать ножом!
Тоня говорит врачам: «Боюсь». А врачи Тоне: «Убьете ребенка». И Тоня затосковала. Но тут маме посоветовали - в Бобреневе, после окружной первый поворот направо, монастырь, там Федоровская икона, надо ей помолиться, и все будет хорошо. Но Тоня уже на девятом месяце, не сегодня-завтра родит, а транспорта до Бобренева не ходит никакого. Ходит только до поворота, дальше три километра пешком по полю. На дворе зима, конец ноября. Но мама взяла Тоню за руку, доехали на автобусе, выходят, и вперед. Ветер дует, скользко, но ничего, как-то топают.
В общем, еле дошли. Калитку чугунную толкнули - открыто. Вошли на территорию, подходят к церкви, а церковь закрыта. Тоня в слезы. Мама заметалась по монастырю. Тут выходит из какого-то каменного здания монах и объясняет: у нас служба только по воскресеньям, но приложиться, свечку поставить - это мы никому не отказываем. И громадным ключом открывает церковь. Тоня как зашла - сразу к иконе, хотя никто ей не говорил, какая икона, но она как сердцем почувствовала. Ну, постояли, перекрестились, поставили свечку, а что дальше делать - непонятно. Тоне все равно грустно и страшно очень. И еще ведь идти обратно по полю. Монах, что им дверь открыл, подходит к ней и говорит:
- Не знаю, что у тебя случилось. Но ты просто постой здесь или посиди, помолись, и все будет хорошо.
Тоня села на лавочку, мама рядом, посидели, отдохнули немного, ушли.
Через два месяца приходит мама в монастырь, рассказывает:
- Только мы из монастыря в тот день вышли, Тоня вдруг как закричит: «Мама, что со мной происходит!» Я подумала: схватки. «Тянет внизу живота?» - «Нет, мама, нет! Тянет вверх». И сама чуть не бежит. Я за ней. Тоня, скользко, Тоня, подожди! Добежали до поворота. Тут же подъехал автобус. Через два дня и правда схватки. Мальчик. Здоровый, крепкий, 4 кг, врачи собрались со всего отделения смотреть на Тоню и ребенка, один даже, вроде профессор, сказал: «Впервые в моей врачебной практике!» Только приехали домой из больницы, из военного училища приходит курсант, друг того, непутевого, от кого ребенок, и спрашивает: «Вам папа не нужен?» Мы растерялись. Он снова: «А муж?» Оказывается, он на Тоню давно глаз положил и давно бы уж пришел, но родители его были сильно против. Но он их уговорил все-таки и сразу же прибежал к нам. Позавчера расписались.
Еще через месяц младенца привезли в монастырь крестить. Тоня была совсем другая, серьезная и очень спокойная. На крестинах мальчик ни разу не вскрикнул, только тихо гулил. Маме очень хотелось, чтобы дочка сама все еще раз рассказала, как и что было, но Тоня стеснялась. Сказала только:
- Тогда, на поле, когда мы вышли из монастыря, меня словно подхватило что-то, так мне стало легко. И я поняла, что бояться больше нечего.

Анютины глазки

Отец Антипа получил благословение на жительство в ближней пустынке, что располагалась в пяти километрах от монастыря. Озеленитель по своему мирскому образованию, отец Антипа превратил пустынку в чудный сад - каких только цветов не росло у него на клумбах, от первых весенних дней до глубокой осени. В ветреные дни благоухание от его сада доносилось до монастырских стен. Даже в келье он устроил небольшую оранжерею, вел переписку с академией, получал в конвертах семена новых сортов, при этом пребывая в непрестанной молитве, всегда оставаясь радостным и бодрым. Братья, навещавшие его в уединении, неизменно восхищалась плодами его трудов, но отец Антипа обычно отвечал: «Как желал бы я обонять благоухание цветов райских». Пришедший же к нему однажды один прозорливый авва отвечал ему на это: «Уже недолго тебе ждать». Через несколько месяцев отец Антипа умер. Стояла поздняя осень, выпал первый снег, и Господь явил братии чудо. На следующий день после похорон батюшки-садовода на его свежей могиле проросли и расцвели анютины глазки. Так и цвели несколько дней, не увядая ни от холода, ни от ветра, пока снег не засыпал их совершенно.

Не зря

Нина Андреевна стала верующей в сорок лет. Ее оставил любимый муж, и сердце ее обратилось к Богу. У нее было трое детей, и ей было их очень жаль. Как и всякой матери, ей очень хотелось, чтобы жизнь их складывалась светло и прямо. Чтобы Бог не взыскивал с них за ее и за отцовские грехи, которые, как она прочитала в одной православной книжке, накапливаются и давят на многие поколения вперед. А в том, что грехов этих очень много, она не сомневалась - ее отец и бабушки с дедушками были безбожниками, а в роду ее мужа вообще было много неправославных и некрещеных.
И вот однажды от одной умершей женщины Нине Андреевне досталась старая и несколько странная икона с надписью «Царь». Стояло глухое для церкви время - начало 1980-х, настоящие, не софринские иконы, написанные красками на дереве, были редкостью. И Нина Андреевна иконе очень обрадовалась.
На иконе был изображен святой с копьем в руках, в багряной царской порфире - значит, это и был царь, только непонятно какой, имени его написано не было. Тогда Нина Андреевна показала иконку знакомому священнику. Он прочел это странное слово и объяснил ей, что на иконе написано «Уаръ». Только по-церковно-славянски, поэтому «у» похоже на «ц», а в конце стоит «ер». Нина Андреевна отыскала в минеях житие этого святого и узнала, что мученику Уару молятся о некрещеных родственниках, и живых, и усопших. Так что род твой, накопивший грехи, по ходатайству мученика, от всех этих тяжких тонн безобразия освобождается. Это было как раз то, что нужно.
У того же батюшки, который помог ей прочитать надпись, Нина Андреевна взяла благословение - каждый день читать мученику Уару канон, попутно поминая своих родных, и по линии мужа, и по своей. И так весь Великий пост. Каждый день. Батюшка ее благословил.
Весь день Нина Андреевна ждала не могла дождаться позднего вечера. А вечером, сделав все дела и уложив детей спать, зажигала лампадку перед иконой Уара, открывала книжечку с каноном и молилась. И после каждой песни канона поминала всех своих и мужниных родных, живых и умерших, всех, кого только помнила и знала и чьи имена могла выяснить у родственников.
Молиться ей очень нравилось. В душе после канона поселялась радость, мир озарялся светом. Непонятно только было, отпускались ли всем поминаемым их грехи? Или пока нет? Прошло три недели, наступила крестопоклонная, Нина Андреевна молилась. Но все чаще думала: «Господи, да не зря ли я все это делаю?»
И вот уже на пятой седмице поста, глубокой ночью она проснулась вдруг от страшного крика. «Мама! Открой окно!» - кричал ее младший сын, семилетний Ванечка. Нина Андреевна побежала в детскую, распахнула форточку, а Ваня сидел на кровати и тер глаза.
- Очень плохо пахнет, - уже намного тише сказал он.
- Тебе что-то приснилось?
- Это был как будто не сон, а правда. Я лежал здесь, на своей кровати, и вдруг вон в том углу, - Ваня показал рукой, - появился он, в фиолетовой короне, только не настоящей, а из бликов света. Он был совсем маленький, ростом с ладошку, но шел прямо на меня и говорил: «Будь проклят тот день, когда ты узнал имя Христа. Будь проклят тот день, когда ты крестился», - Ванечка вздохнул. - Но тут напротив появился мученик Уар, такой же маленький, только от него исходили яркие лучи, и одним он попал в того, а фиолетовый извивался и все хотел увернуться, но не мог - и вдруг лопнул!
Тут же по комнате разнеслась ужасная вонь, от которой Ваня проснулся.
Мама поцеловала сына в лоб, погладила по голове, и мальчик уснул крепко-крепко, тихо посапывая во сне.
Всем, кого встречала и знала, Нина Андревна рассказывала про этот удивительный случай и каждый раз повторяла: «Никогда нельзя испытывать Господа и задавать Ему глупые вопросы, потому что никакое усилие не бывает напрасным».

Испорченный шкаф

Одна девушка тайно от родителей молилась Богу. Когда они ложились спать, она отодвигала книги с полки книжного шкафа, ставила иконки, зажигала лампаду и начинала читать правило и псалтырь. И вот однажды она так увлеклась молитвой, что не заметила, как огонь лампады стал очень высоким и начал прожигать шкаф. Она задула пламя, но было поздно - от огня в верхней панели шкафа образовалась черная дырка.
Девушка ужаснулась. Что скажут родители? И она начала молиться о том, чтобы дырка как-нибудь чудесным образом затянулась, а шкаф стал как новенький. «Верую, что Господь может сотворить это», - повторяла девушка. Она простояла на молитве час, и другой, закрывала и открывала глаза в надежде, что чудо свершится, но черный круг так и не исчез. В скорби девушка легла спать.
Наутро она сразу же взглянула на полку - дырка была на месте. И скрыть ее было невозможно, даже высокие книги не заслоняли ее. Девушка ждала разгрома. Но вот вошла ее мама и ничего не заметила. Вошел папа и тоже ничего не сказал. Они смотрели прямо на шкаф и ничего не говорили! Лишь спустя три года мама девушки обратила внимание на то, что шкаф прожжен, к тому времени она и сама начала ходить в церковь, и все поняла. А шкаф все равно купили новый, этот совсем развалился.

ОТЕЦ ПАВЕЛ И АГРИППИНА
1. В далекие края

Жила-была девочка Груня. Росла она в благочестивой купеческой семье, росла и думала: вырасту большой, стану монахиней. Вскоре она и правда выросла, довольно большой, и поступила на курсы медсестер в Марфо-Мариинскую обитель. Там ей выдали подрясник, и Груня начала ухаживать за больными. Все это ей очень нравилось. Однажды сама Елизавета Федоровна подарила ей на День ангела свою фотографию с дарственной надписью. Но тут пришли большевики, великую княгиню убили, а ее обитель разогнали.
Груня начала ходить в Данилов монастырь и познакомилась там с одним молодым иеромонахом. Звали его отец Павел. Он был строгой жизни, с чадами своими говорил сурово, и Груне это было близко, сюсюканий она терпеть не могла. Характер у нее был сильный, и она любила твердую руку.
Большевики добрались и до Данилова, отца Павла арестовали и отправили по этапу. Он и не знал сначала, что за ним едет девушка, его чадо, 28-летняя Груня, едет, чтобы подкармливать его и не дать ему умереть. Это один старенький схимонах Данилова монастыря, отец Симеон, благословил ее поехать за отцом Павлом, и Грунины папа с мамой на это согласились. И вот Груня ехала, с горем пополам. В одних вагонах ехали заключенные, а в других обычные люди. Когда высадят заключенных, никто не знал, это нужно было отслеживать. Груня смотрела в окошко, прислушивалась, не спала. И выскакивала всегда в нужный момент. Но потом надо было дождаться следующего поезда и сесть в него, снова вместе с этапом, и она каждый раз уговаривала, умоляла взять ее, и ее сажали в соседний с заключенными вагон. Отца Павла она видела только издалека и не каждый раз.
Как вдруг в одной из тюрем Груне разрешили свидание. Увидев девушку, отец Павел даже не улыбнулся и сдвинул брови.
- Кто благословил?
- Отец Симеон и родители, - ответила Груня. Только тогда батюшка немного смягчился.

2. Беготня за санями

Груня поехала за отцом Павлом дальше. Последние двести километров, остававшиеся до места ссылки, города Акмолинска (ныне Астана), нужно было проехать на санях. В сани сели уголовницы, отец Павел и конвой, лошадка тронулась, Груня за ней. Лошади было тяжело, полные сани народу, не так уж быстро она шла, и все равно пешему человеку было не успеть. Груня побежала. Уголовницам стало ее жалко. Они начали уговаривать солдат пустить ее в сани, и те остановили лошадь, подозвали девушку к себе. Груня подбежала. «Что, все двести верст будешь так бежать?» Она ответила: «Буду». И ее посадили в сани.
Они сняли с отцом Павлом комнату в городе, посреди комнаты повесили веревку и разделили комнату простыней. Отец Павел служил литургию, а Груня подпевала, и еще готовила еду, занималась хозяйством, стирала. Однажды пьяный милиционер, казах, зашел к ним и стал требовать у отца Павла денег. Но денег у отца Павла не было. Тогда милиционер выстрелил в батюшку в упор. Но не попал. Попал в Груню, потому что она успела загородить отца Павла собой. Пуля ударила ей в щеку, рана была не страшной, но все равно пришлось ехать в больницу. И опять отец Павел ругался: «Разве так можно? Что ты делаешь?!»

3. Сходи еще разок

Однажды зимой в доме кончилась вода. Груня взяла ведро. За окном выла вьюга, нести полное ведро было скользко и тяжело, и отец Павел сказал: «Принеси полведра». Но придя на реку, Груня подумала: «Что же, я принесу полведра и пойду второй раз? Нет уж, принесу-ка сразу полное!» И принесла полное. Отец Павел смотрит: ведро полное, не послушалась Груня! «Иди обратно, полведра вылей в реку».

4. Без слов

Больше двадцати лет отец Павел провел в ссылках и лагерях. В 1955 году он поселился в затворе в Тверской области. Кроме двух келейников и Агриппины Николаевны (конечно, уже не Груни) никто не знал, где находится его дом. Из затвора отец Павел писал письма некоторым священникам и мирянам. Гонения отступили, но жизнь священников была еще очень тяжела. Отец Павел помогал им идти верно, и писем его ждали, как встречи с Господом Богом, потому что батюшка знал волю Божию. Только одному человеку писем он не писал - Агриппине Николаевне. «Что писать, и так все ясно, я тебя люблю и за тебя молюсь. А остальное тебе скажет твой духовник», - так говорил ей отец Павел. И Агриппина Николаевна не обижалась. Она верила, что так и нужно. Жила без писем. Все вокруг говорили: «Да вы же спасли ему жизнь!» Она отвечала: «О чем писать, и так все ясно. Батюшка меня любит и за меня молится. А остальное мне говорит мой духовник».

5. Спасите меня от Агриппины!

Отец Павел благословил 56-летнюю Агриппину выйти замуж за больного старика, чтобы ухаживать за ним и не дать ему погибнуть без ухода. Они не венчались и, конечно, были мужем и женой лишь на бумаге. Агриппина Николаевна ухаживала за ним до самой его смерти.
А потом попала в дом к одному пожилому священнику, очень хорошему и очень известному, Агриппина Николаевна стала его домработницей и духовной дочерью. Отец Павел начал писать этому священнику письма. И почти в каждом письме утешал его и просил не сердиться на его Агриппину. Потому что Агриппина-то оказалась невозможной! Ее несгибаемый характер повернулся другой стороной. Старенький священник, опытный, мудрый, интеллигентный, никак не мог с ней ужиться. И жаловался на нее отцу Павлу. Но отец Павел отвечал: «Это воля Божия, потерпи, воля Божия». А потом устал повторять одно и то же и написал - можно отпустить ее и делать, как легче, но только… быть с ней воля Божия.

6. Кончина

Агриппина Николаевна умерла глубокой старушкой, в 1992 году. 15 священников отпевали ее, и никак не могли решить, кто понесет гроб, - хотелось всем. Гроб носили вокруг церкви, храма святителя Николая в Кузнецах, пели и плакали.

7. Видел, что хотел

Все это были истории про Агриппину Николаевну, а об отце Павле писать невозможно. Страшно.
Последние тридцать с лишним лет он провел в затворе, но видел то, что происходит за тысячи километров от него, слышал разговоры, которые говорили в других городах, читал мысли, которые человек никому никогда не открывал. Он писал письма тем, кого выбрал, иногда присылал телеграммы и там пересказывал эти разговоры, называл фамилии людей, которых не встречал, посылал по адресам в места, где никогда не был. То есть и видел, и был, но как-то по-своему, непонятно как, можно сказать «духом», но от этого не станет ясней. Часто в письмах были ответы на вопросы, которые ему только собирались задать. Все конкретные примеры - из области научной фантастики.
Только один. Во время операции отца Всеволода Шпиллера Агриппина Николаевна как раз сидела у отца Павла в гостях, отец Павел угощал ее чаем и между прочим спросил ее о сыне отца Всеволода: «Почему это Иван Всеволодович все время стоит у двери в операционную?» Но потом спохватился: «Ах да, ты же этого не можешь видеть!» Все, конечно, так и было. Иван Всеволодович все время, пока оперировали его отца, простоял у двери в операционную.
Отец Павел умер в ноябре 1991 года в возрасте 98 лет. Никто не знает, где его могила и под каким именем он похоронен. Он как будто зашел в XX век в гости из времен Авраама и Исаака, когда Дух Святой дышал в ноздрях праотцев, и они слышали голос Божий также, как сейчас люди слышат звуки радио и шум машин под окном.

Ольга родилась в большой крестьянской семье в селе Ильинцы в 30 километрах к западу от Чернобыля. Во время наступления немецко-фашистских войск в 1941 году она осталась одна со слепой матерью. Поставленный немцами староста покрывал ее и говорил, что она одна у своей мамы, за которой вынуждена присматривать. Из жалости к ним немцы не увели ее в Германию. А на самом деле у Ольги было еще три брата и две сестры, которые все воевали. Одна сестра была летчицей, а одна - медсестрой.

В 1943 году немцы отступали, на этот раз отношение их к местным жителям оказалось более жестоким. Фашисты рыскали по дворам в поисках прячущихся людей. Ольга в страхе забежала в маленький чуланчик с дровами возле дома, прижалась к стене, скрестила трясущиеся руки на груди и всем сердцем взмолилась: «Господи, если Ты есть, спаси меня, пожалуйста. Я всю жизнь в Тебя верить буду». Дверь открылась, в проеме показался фашист с автоматом. Посмотрев на Ольгу, а точнее - сквозь нее, он без единой эмоции повернулся и закрыл дверь. Многих в том селе расстреляли или сожгли, всех остальных увели в Германию. Из всего села спаслись только двое - Ольга и еще один мальчик, который ушел к партизанам. Из комсомола Ольга вскоре вышла и на всю жизнь стала глубоко верующим человеком.

Прошло много лет, сын Ольги Сергей перевез ее в Благовещенск-на-Амуре, но на протяжении всех этих лет Ольга постоянно пересказывала свою историю и так до конца не могла своим рассудком понять, почему тот фашист, посмотрев на нее, сразу повернул обратно.

Итак, что же такое , и как мы должны относиться к нему? Участвует ли в нашей жизни заботливая Божия рука, или мы наблюдаем лишь холодное стечение обстоятельств? Нужно ли нам вообще говорить о чем-либо сверхъестественном, когда современный человек ищет, прежде всего, разумного, рассудочного обоснования?

Постараемся быть беспристрастными. Если из Евангелия убрать чудо, то от Евангелия ничего не останется. Чудом является само от Девы, чудо наполняет жизнь Спасителя и многократно проявляется в делах, совершенных Им на земле. Хождение по водам, исцеление одним словом безнадежно больных, воскрешение умерших, в том числе , просияние Божественным светом на горе Фавор, Воскресение в третий день после смерти, Вознесение и ниспослание Святого Духа людям - всё это вехи в истории спасения людей Иисусом Христом, и эти вехи наполнены Божественным чудом

Чудо в принципе не может быть объяснено наукой, как бы ни усовершенствовался ее инструментарий

Дело в том, что, где действует Бог, там всегда есть какое-то чудо. А чудо - это то, что не может быть объяснимо научно. И не только с точки зрения современной науки, а вообще никогда не может быть объяснимо с позиций науки. Потому что наука, сколько бы ни усовершенствовались микроскопы и телескопы, есть всегда взгляд земной, обращенный к земному и объясняющий всё с позиций земного, а чудо, подаваемое Богом, - это милостивый дар, ниспосланный свыше, из мира, превышающего наш материальный тварный мир, и потому чудо не подвластно земным объяснениям.

Атеисты спешат отрицать чудеса. «Раз Бога нет, - рассуждают они, - то и чудес быть не может». И люди, привыкшие полагаться лишь на себя, считают, что Бог не может вмешиваться в нашу жизнь. Так, Лев Николаевич Толстой, величайший писатель с крайне трагичным мировоззрением, составил , из которого устранял всё чудесное, объяснял чудеса Христа лишь как обычные естественные ситуации. Например, исцеление больного, лежавшего 38 лет у Овечьей купальни (см.: Ин. 5: 1-9), он объяснял так, что был слабый человек, который, как и другие, суеверно верил в ежегодное схождение ангела в воду, но не поспевал первым броситься в купальню. Вот как пишет сам Лев Толстой: «Больной ждет 20 лет чуда, а Иисус говорит ему: ничего не жди, что в тебе есть, то и будет. Проснись. Есть сила встать и идти, и иди. Тот попробовал, встал и пошел. Всё это место, принятое за чудо, есть указание на то, что чудес не может быть и что болен тот человек, который ждет чудес, что самое большое чудо есть сама жизнь. Самое же событие совершенно просто, оно повторяется беспрестанно среди нас. Я знаю барыню, которая 20 лет лежала и поднималась только тогда, когда ей делали впрыскивание морфина; через 20 лет доктор, делавший ей впрыскивание, признался, что он делал впрыскивание водою, и, узнав это, барыня взяла свою постель и пошла» (Толстой Л. Соединение и перевод четырех Евангелий). Но если бы всё было так просто и каждый бы подымался, только лишь захотел, то скоро исчезла бы медицина. Сколько в больницах людей, которые желали бы так же быстро подняться, обходиться без операций и дорогих медицинских средств, но болезнь зачастую бывает сильней человека, полагаться лишь на свои силы наивно.

Попытку «естественного» прочтения Евангелия в свое время предпринимал и философ Гегель: в своей книге «Жизнь Иисуса» он изображал Христа просто как великого учителя, но устранял всё чудесное как что-то недействительное. В итоге с перечеркиванием чудес устраняется присутствие Божие в жизни людей: Бог не действует, для Него это невозможно, Он где-то там, за пределами Вселенной, а может быть, Его и вовсе нет. Православная же вера гласит: Господь Бог рядом с нами, Он видит и слышит, Он действует и помогает тогда, когда помощи ждать уже неоткуда.

Вот какая история случилась с близкими мне людьми. Они, еще будучи студентами Московской духовной академии, отправились в Архангельскую область. То была миссионерская экспедиция, участники которой беседовали с местными жителями о вере, отвечали на вопросы, крестили тех, кто еще не был крещен, совершали молебны (среди участников были священнослужители). В планы экспедиции входило посетить место древнего монастыря преподобного Кирилла Челмогорского.

На пути к древней обители находилось большое озеро. По эту сторону озера располагалось село, в храме которого уже 70 лет не служилась Литургия. И вот священники после стольких лет запустения храма совершили богослужение, а затем все решили переправиться к монастырю. День был солнечный, небо ясное, но местные жители по каким-то только им известным признакам предвещали бурю. И всё же наши миссионеры решили идти вперед, наняв четыре моторных лодки с водителями. Сначала всё было спокойно.

Увы, наблюдения местных жителей оказались пророческими. Пошел дождь, сначала мелкий, потом больше, небо в считанные минуты затянулось серым покровом. Потом поднялись волны и стали захлестывать лодки. Их разбросало друг от друга в разные стороны, приходилось уже вычерпывать воду, и один из участников экспедиции, близкий автору этих строк, подумал, что, видимо, придется остаться без всего снаряжения, фотоаппарата, обуви и плыть самостоятельно. Они боролись со стихией как могли. И вот тут все увидели самое страшное: впереди к лодкам приближалась темно-синяя туча, сверкали молнии, ливень приближался мрачной стеной, а ветер гнал мощный вал волн прямо на лодки.

Люди на берегу наблюдали за разворачивавшейся трагедией. И вдруг… все четыре лодки одновременно исчезли

Не раз рыбаки погибали здесь от волн и грозы. Сложившиеся природные условия не щадили задержавшихся на озере. И надо представить огорчение местных жителей, видевших смелый, казалось, необдуманный шаг наших миссионеров. Теперь, увидев эту полыхающую огненными вспышками темную стену ливня, на лодках молились все, даже неверующие водители. Стена приближалась всё ближе, сейчас она захлестнет лодки. Вот в этот-то момент и произошло невероятное. Люди на берегу наблюдали за разворачивавшейся трагедией, видели на фоне темной тучи четыре точки - лодки. И вдруг все четыре лодки одновременно исчезли из вида. Кстати, эта темная туча дошла до берега, ураган повредил деревья и постройки. А что же наши миссионеры? Они и сами не поняли, что произошло: вот только что они всем сердцем молились и видели темно-синюю стену с молниями перед собой, как вдруг она оказалась позади них! Один вспоминал: как будто она перешагнула через нас, совершенно не захлестнув и не причинив ни малейшего вреда. Так Господь Бог, Которому от всего сердца молились люди, чудесно избавил от разыгравшейся природной стихии. На месте останков монастыря миссионеры освятили крест, а когда плыли обратно, вода была гладкой, как зеркало.

Так что же такое чудо?

Бог не нарушает Своих же Собственных установлений. Поэтому чудо не нарушает законы природы - оно превышает их

Иногда можно услышать, что чудо есть нарушение законов природы. Но ведь сами законы природы - такие точные и целесообразные - тоже есть чудо Божие. И если бы мне кто сказал, что законы природы появились сами собой, из хаоса и пустоты, то я бы ни за что не поверил. Из хаоса происходит хаос, а четкие законы - от Законодателя. Законы природы установлены Богом (и потому они - тоже чудо), а Бог не нарушает Своих же Собственных установлений. Поэтому чудо не нарушает законы природы, а оно, скажем так, превышает их.

Чудо есть особое действие Божие, которое выходит за рамки повседневного течения событий. Это такое действие Божие, которое превышает тварную ограниченность мира. Приведем сравнение. Если взять кусок глины и предоставить его естественному ходу природных процессов, то ничего особого не произойдет, эта глина будет разве что усыхать и трескаться. А если дать глину талантливому мастеру, то он сможет вылепить сосуд, вазу, декоративный предмет, то есть сделает с глиной то, что с ней не стало бы по естественному ходу вещей. Но ведь талантливый мастер не нарушал законов природы, он лишь активно воздействовал на материал своего творчества. Так и чудо есть активное воздействие Божие на наш тварный мир, изменяющее его так, как угодно Богу.

Вот еще пример. Самолет состоит из элементов, которые все находятся в окружающей нас природе, но сам собой самолет из природы никогда не появится, для этого нужно вмешательство разума, творческого действия. Так на всех нас и на окружающий мир может воздействовать Бог, Который Всесилен, Премудр, Он создал этот мир и может возвратить здоровье, спасти в безвыходной ситуации, умиротворить разыгравшиеся катаклизмы, подобно тому, как разумный мастер преображает усыхающую глину.

Помимо законов нашего видимого мира существуют еще законы мира духовного, превышающего наш ограниченный мир. Это как две геометрии: Евклидова и Лобачевского. В Евклидовой геометрии, если в одной плоскости лежат прямая и точка, то через эту точку можно провести лишь одну прямую, не пересекающуюся с первой прямой. А в геометрии Лобачевского через эту точку можно провести хотя бы две прямые, не пересекающиеся с первой прямой. Геометрия Лобачевского оперирует гиперболическим пространством, и это оказывается востребовано в космологии. Так более совершенная наука опирается на законы, не понятные на уровне низшем. Божие чудо есть явление законов мира высшего, мы называем его сверхъестественным, он превышает нашу ограниченность, и законы этого мира Господь по Своей милости иногда являет здесь.

Один очень близкий мне человек, Елена Александровна Смирнова (она литературный редактор и готовила к изданию одну из моих книг), рассказала следующую историю - мне хочется привести ее дословно:

«Вот какое чудо произошло в нашей семье. Моя мама болела болезнью Паркинсона уже несколько лет. Эта болезнь затрепала ее до такой степени, что она от трясения даже подпрыгивала на постели. Она была уже лежачая больная, и я ухаживала за ней. До этого, когда я возила ее в храм, то в метро буквально все вставали, когда моя мама, вся трясясь, входила в вагон. Наступило Рождество 1996 года, у мамы случился приступ с сердцем. Вызвали врачей, которые диагностировали инфаркт и микроинсульт, сказали, что жить ей осталось самое больше дня два-три и чтобы мы готовились к этому. Я сказала маме, что нужно срочно вызвать священника для того, чтобы она поисповедовалась за всю свою жизнь с семилетнего возраста. Хотя она и до этого ходила на Исповедь и Причастие, но ведь каждый человек может что-то забыть. И она могла что-то забыть, из-за чего была попущена эта болезнь.

Как мы знаем, батюшки всегда очень заняты в дни Рождественского поста, в дни самого Рождества и последующие дни. Но все же, когда закончилось Рождественское богослужение, я вызвала батюшку. Это был отец Владимир Сахаров, тогда он еще служил в храме святителя Николая в Пыжах. Батюшка был предупрежден, что моя мама умирает и что мы вызвали его пособоровать именно умирающую. Невзирая на занятость, он приехал и пособоровал мою маму. Мама ему долго исповедовалась перед Соборованием, я сидела в другой комнате и слышала, как она плачет. Мне казалось, что прошло чуть ли не два часа, как она исповедуется: она рассказывала долго и эмоционально. Потом батюшка вышел и сказал, что моя мама очень чисто исповедовалась, что каждому бы человеку так исповедоваться перед кончиной. После Исповеди и Соборования он ее причастил, и мы вместе поехали на вечернюю службу, а мама после Причастия крепко заснула. Служба была посвящена Собору Божией Матери - это первая служба после Рождества, и мы с батюшкой там крепко молились. Народу в храме было мало.

Я не могла оторваться от сна, только услышала, как моя умирающая мама встает и идет открывать дверь

Я приехала домой, мама всё спала, я то и дело подходила к ней, всё боялась, как бы она не умерла без меня, и так я не спала всю ночь. Утром я вдруг заснула, затем меня стал будить звонок в дверь, но я никак не могла понять, в чем дело, сидела в кресле и не могла оторваться от сна, только услышала, что моя мама встает и идет открывать дверь, а дело в том, что она давно не вставала, я ухаживала за ней за лежачей. Потом я услышала чьи-то крики и тут окончательно проснулась и бросилась к двери. Увидела, что в дверях стоит врач, участковая, которая кричит: «Пелагия Ионовна, что с вами?» А мама ей говорит: «Как что? А что со мной должно быть?» «Так вы же не трясетесь!» - с удивлением произносит врач. А мама моя ей отвечает - она такая была остроумная: «Я вас не боюсь. Почему я должна дрожать, видя вас?» И тут до нас дошло, что мама стоит совершенно прямо, у нее не дрожат ни руки, ни губы, ни подбородок, она не трясется, то есть перед нами стоял совершенно здоровый человек. Мы были страшно изумлены, врач стала расспрашивать, что же произошло. Дело в том, что ей позвонили из “Скорой помощи”, сказали, что сегодня должна умереть моя мама, и вот она пришла. Мы поняли, что совершилось чудо Божие, что Матерь Божия смилостивилась и умолила Своего Сына о спасении и исцелении моей мамы. Мама потом прожила до 2011 года, болезнь Паркинсона абсолютно прошла, причем ведь известно, что эта болезнь неисцелима, можно об этом прочитать в любой энциклопедии, она затрепывает человека до смерти, до сих пор не найдено от нее лекарство. Однако Соборование, горячая, искренняя Исповедь, Причастие и молитвы близких спасли человека от этой смертельной болезни.

Много раз ее потом вызывали на консилиумы разных врачей, профессоров, и каждый раз моя мама выступала на этих консилиумах как исповедница Христова, каждый раз она начинала свой рассказ: “Моя дочь вызвала батюшку…” Все страшно изумлялись, слушая этот рассказ, но сначала никто не верил, пытались узнать, какими лекарствами ее лечили, думали, что наконец-то найдено лекарство, но выяснилось, что последний год ей давали только очень сильные витамины, то есть практически бросили ее, и исцелил мою маму лишь Господь Бог. Когда ее соборовали, то думали, что она умрет, хотя молитвы шли об исцелении, однако Господь и такую молитву услышал. После этого моя мама рассадила вокруг нашего дома целый сад, она сама привозила кусты, деревья, цветы, и сейчас этот сад служит напоминанием о ней для всех жильцов нашего дома и для окрестных домов, а на самом деле этот сад служит напоминанием о чуде Божием и, может быть, о Райском саде, в который мы стремимся».

Для человека имеет большое значение зримое, ощутимое. Мы ведь не только душа, мы живем в теле, находимся в мире чувственном, и чудо - это такое действие Божие, которое становится очевидным и зримым в вещественном мире свидетельством о Божием присутствии.

Всякое чудо - это особая милость Божия, которая подтверждает, что Бог действительно заботится о нас и не забывает про нас в наших страданиях. Чудо показывает, что Господь Бог не равнодушен к нам, Он любит нас, и еще Он настолько близок к нам, что не обращаться к Нему в страданиях и бедах очень наивно и странно. Ну а исполнение просьбы мы вверяем в руки Божии, ведь Небесный Отец знает лучше нас, что нам на самом деле полезно.

Бог не творит чудеса так просто, для нашего любопытства, а творит чудеса по великой нужде, для нашего спасения.

Чудеса и знамения издавна почитаются знаками Божественного присутствия в мире и благодатной любви Божией к нам. В религиозной и светской литературе, искусстве, истории сохраняются рассказы об этом от глубокой древности до наших дней. В современной жизни тоже есть место чуду, особенно если оно хорошо подготовлено человеческой верой, надеждой, любовью и желанием разглядеть Промысел Божий сквозь пелену забот и волнений суетного мира.

Очень часто мы относимся к чуду, как к чему-то поражающему нас именно своей невозможностью, потрясением всех основ бытия. Но бывают ситуации, которые воспринимаются как чудо только через нашу веру, только через обнаружение Промысла Божия в самой обыденной и повседневной жизни…

Священник Алексий Тимаков

Знамение братоубийственной войны

Человек, рассказавший эту историю, пожелал остаться неизвестным. Свидетели этой истории — муж, жена, их дети и их знакомые, которым они сообщили об этом.

Мой сын приехал из Сергиева Посада, привез святой воды из лавры преподобного Сергия Радонежского. Это было в субботу 2 октября 1993 года, часов около семнадцати дня. Вода была по виду чистая, как всегда. Жена пила ее. Посуду с этой водой поставили в том месте, где окно выходит в сторону «Белого дома». В воскр сенье началось братоубийство. А в понедельник утром, еще до штурма «Белого дома», жена обнаружила, что вода стала матовой, беловатой, издавала горьковатый запах хвои, как на похоронах, и имела горький вкус. Мы все поняли это однозначно: это знамение гражданской войны и смерти.

Причем, в противоположной части дома, где стояла вода, привезенная гораздо раньше, из той же Троице-Сергиевой лавры, эта святая вода не изменилась.

Спасение от реактивного снаряда

В Москве 22 сентября 1994 года, в четверг, было нападение на квартиру известной русской певицы Жанны Бичевской. Стреляли в окно ее квартиры из гранатомета. В это время у нее в гостях были ее друзья казаки — русские православные люди, — разговаривали, пили чаи. Реактивный противотанковый термитный снаряд попал в балконную кирпичную стену. Раздался сильный взрыв, от которого даже в соседних квартирах были выбиты стекла и посыпалась штукатурка.

Приехавшим из телевидения репортерам Жанна рассказала, что перед этим событием она была в церкви на исповеди и причастилась Святых Христовых Таин. Квартира ее освящена. На стенах висят иконы. Крестилась она четыре года назад, сознательно, убежденно, и теперь большую часть свободного времени отдает служению Богу.

Этим взрывом хотели одним разом убить и православных казаков и русскую православную певицу.

Жанна сказала, что только православная вера помогла ей остаться в живых, что именно Бог спас их. «Без Бога нет нации», — сказала она.

Как я бросил курить

Я знал, что курение табака грех. Грехом называется все, что вредно для души и для тела. Но я успокаивал свою совесть тем, что от курения страдаю только я, и не замечал, что отравляю некурящих.

И вот я решил бросить курить. Я молод, волевой человек: все, что хочу, делаю. Кажется, если нужно, могу пройти сквозь стену. А уж такой пустяк, как эта привычка… Но я не смог бросить. Тут были виноваты не столько товарищи, курящие рядом, сколько работа, во время которой я выкуривал пачку, полторы, прикуривая одну сигарету от другой. Работа творческая оказалась самой греховной.

И вот я опять решил: завтра бросаю. Нет, чего ждать, бросаю сегодня вечером. Решил и сделал. Но опять не получилось. Решил на прощание сделать одну последнюю затяжку, а она оказалась предпоследней, потом предпоследней и т. д.

Сколько раз я пытался! Что только не перепробовал, чтобы оставить эту скверную привычку к табаку. Я их (последние сигареты и даже последние пачки) дарил. Я их бросал на землю, топтал ногами (чтобы другим зараза не досталась). Уничтожал.

Объявлял вслух, что бросаю и прошу не соблазнять. Но — проходило немного времени — я опять начинал дымить. Где моя сила воли? Ведь казалось, что я мог бы есть жареные гвозди и быть подвижником. Работал каждую ночь с двадцати трех часов до семи часов утра. Волевой комок нервов, энергии, силы…

Но курить бросить я не смог. Странно! Доброго, которого хочу, не делаю. А злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, — уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

И вот однажды я впервые в жизни взял в руки Библию для полного прочтения и вылетел в Ригу (тогда это не было зарубежьем) в гости к другу. Мне было стыдно, что все классики знали Библию, писатели, художники, а я не знаю.

На пути случилось маленькое чудо. Я летел с близким мне человеком. После взлета я опять принялся за табакокурение. Потом я вдруг почувствовал, что один из двух левых моторов может сломаться и остановиться. О своей догадке я сказал спутнику, но он, не поверив мне, улыбнулся и сказал:

— Это наверно так кажется.

—Да нет, — настаивал я, — мотор не так работает, шум не такой.

Но никакой поломки не обнаруживалось. Только через несколько минут винт самолета, действительно, стал медленней вращаться и остановился.

Я не знал, радоваться ли, что предсказание сбылось, или бояться беды. Вошла стюардесса, вся в голубом, и объявила о неисправности одного из четырех двигателей, на левом крыле. Все пассажиры посмотрели налево. Стюардесса успокоила:

— Наш самолет может долететь и при работе двух двигателей, волноваться не стоит.

Это не всех успокоило. Но мы долетели, приземлились.

Я прожил в Риге два дня, читая только Библию. Через два дня я заметил, что происходит что-то странное. Я что-то забыл сделать. Что? Я вдруг вспомнил: я бросил курить! Я два дня не курил и даже не вспоминал об атом, я забыл курить: Это было так невероятно. Грех мгновенно прекратил свою тиранию. И я понял, что нельзя осквернять святыню, нельзя читать Библию и курить.

Да, волевой человек оказался безвольным из-за греха, но, по милости Божией, без всякого усилия воли стал свободным, оставив свой грех.

Письмо свидетельницы чуда, сотворенного Господом по молитвам блаженной Матроны

Это было осенью 1994 года. Воинскую часть, где работал сын, расформировывали, а работу ищи сам. Сейчас потерять работу — беда. Я очень переживала, ни днем ни ночью покоя не было. И я решила съездить в Москву на могилу блаженной Матроны.

На ее могилке, став на колени, я со слезами просила ее молить Господа о мне и о моей семье. Встав, я удивилась, что не почувствовала холода, как будто стояла не на цементной промерзшей плите, а на теплом полу. Взяла песочку с могилы, несколько свечных огарочков.
Со всем этим я направилась домой. Села в электропоезд, у окна. Начали заходить пассажиры, но ко мне никто не садился. Сначала заходили неспеша, спокойно рассаживались. Но чем ближе время отправки, тем быстрее они забегали и спешили занять свободные места. Я была удивлена. Уже напротив меня бабуля втиснулась между двумя довольно полными пассажирами, а ко мне никто не садится, а ведь два места свободны. Что это такое?

В вагон уже чуть не влетали люди, а мимо оком пулей проносились, а возле меня никого. Я уже начала потихоньку поглядывать по сторонам, не оглядываются ли на меня, как на чумную. На последних секундах в вагон вошли две женщины и мужчина и направились на свободные места ко мне.

Поезд пошел. Одна из женщин была явно больна. Страшно худая, желтая. Другая стала с нею заниматься: достала воду, расстегнула ворот кофты. Я успоко-илась и задремала.

Стали подъезжать к «Пушкино» и вдруг крик:

— Вера! Вера! Она умирает! Вера!

Люди повскакали с мест, я тоже, и смотрю.
Больная запрокинула голову, вся вытянулась как струна. Глаза широко раскрыты и какие-то как стеклянные. Попутчица водой ей в лицо брызгает, кто-то пытается дать ей какое-то лекарство. У меня мысль: сейчас умрет, вагон, люди, как плохо.

Я взмолилась: «Матронушка, моли Господа за них, хоть бы доехали они». Песочек рядом в сумке. Я сыпнула в бумажку и пакетик быстро приложила к ее груди. Больная закрыла тихо глаза и обмякла.

Умерла? Нет, глаза ее сморгнули. Я ей: «Тебе легче?» Она слабо кивнула головой. Я ей: «Держи кулек рукой». Она медленно подняла руку к груди и прижала кулечек. Потом открыла глаза, слабо улыбнулась и сказала, так просто: «Я скоро умру, у меня рак крови».

Я спрашиваю попутчицу:

— А вы православные?

Она — да. Я ей объяснила, что это за песок. Они с радостью приняли и сказали, что будут бережно к нему относиться. Ехали они до остановки «Правда». Пока все это происходило, электропоезд уже подходил к этой остановке. Они потихоньку встали и медленно пошли к выходу.

С работой сына тоже получилось удивительно. Зашла в церковь Николая угодника, горячо ему помолилась. Взяла благословение у священника, сходить в одну организацию. Оказалось, там нужны работники, именно такой специальности, как у сына. Так он ни одного дня безработным и не был.

Солнцева Любовь Сергеевна, Сергиев Посад

Слово офицера

У благочестивой матери был сын, гвардейский офицер. Он вел разгульную жизнь. Мать не могла обратить его и лишь молилась Божией Матери о опасении его души. Перед смертью она взяла с него слово, что он исполнит ее последнюю волю: «Когда ты меня похоронишь, то пойдешь в такую-то церковь и там приложишься к такому-то чудотворному образу Богоматери».

Как громом поразила его эта просьба умирающей матери. При его тогдашней разгульной жизни исполнить эту просьбу ему казалось невозм жно, так как вера в нем погасла, — погасла, но не совсем: он понимал, что такое кощунство.

Мать умерла. Несмотря на глубину своего падения и ужас перед святыней, сын не считал возможным нарушить слово офицера. И он заставил себя идти в церковь.

Как какая-то буря налетела на его душу. И чем ближе он подходил к церкви, тем труднее ему становилось идти. Но чувство долга преобладало, и он шел. Вот, он в церкви. Видит ту икону Богоматери, к которой он должен приложиться. Пот выступил на его лице, и он не может двинуться с места.

С большим усилием он делает шаг вперед и снова останавливается. Расстояние в несколько шагов до иконы он проходит в течение часа. И когда, наконец, собрав остатки сил, он прикладывается к иконе, тут же падает без чувств…

Но, когда он очнулся, как будто пелена спала с его глаз: он стал другим человеком. Он увидел всю глубину своего падения и всю горечь, которую он причинил сердцу матери. Он совершенно изменил свою жизнь, стал ходить в церковь и горячо молился о прощении своих грехов и о упокоении души своей матери, молитвами которой была спасена его душа.

Чудесная помощь святителя Николая и святая просфора

Рассказ прихожанина Николая, участника второй мировой войны

Мне удалось бежать из немецкого плена. Я пробирался через оккупированную Украину по ночам — а днем где-нибудь прятался. Однажды, пробродив ночь, я заснул под утро во ржи. Вдруг кто-то меня будит. Вижу перед собой старичка в священническом одеянии. Он говорит:

— Что ты спишь? Сейчас придут сюда немцы.

Я испугался и спрашиваю:

— Куда же мне бежать?

Священник говорит:

— Вон, видишь кустарник? — беги скорей туда.

Я повернулся, чтобы бежать, но тутже спохватился, что я не поблагодарил своего спасителя. Обернулся — а его уже нет более. Понял я, что сам святитель Николай был моим спасителем.
Изо всех сил пустился я бежать к кустарнику. Перед кустарником, вижу, река течет, но не широкая. Я бросился в воду. Выбрался на другой берег и спрятался в кустах.

Гляжу из кустов: идут по ржи немцы с собакой. Собака их ведет прямо к тому месту, где я спал. Покружилась она там и повела немцев к реке. Тут я потихоньку стал уходить по кустам дальше и дальше. Река скрыла мой след от собаки, и я благополучно избежал погони. После этого присоединился ко мне еще один солдатик, тоже бежал из плена. Пробирались мы с ним к нашим и сильно голодали. Однажды встретили мы на дороге двух женщин, одетых по-монашески.

— Бедные вы, — сказали нам женщины, — как вы истомились и наверно голодны. Вот вам немножко хлебца, — и протянула одна из женщин кусочек, в бумажку завернутый.

Ужаснулся я — и не стал есть просфоры. Бережно хранил ее. Она для меня как двери к счастью открыла. Перебрались мы благополучно через линию фронта к своим. И все вначале так хорошо пошло, что стал я надеяться, что меня на побывку домой отпустят.

Только случилось так, что один солдатик попросил у меня как-то мою гимнастерку. Я ему отдал и забыл вынуть из кармана мою заветную просфору. Возвращает мне солдатик гимнастерку, да говорит: «А, знаешь, я ведь съел то, что у тебя в кармане-то было»…

Чудо, что это? Если это «результат вмешательства внеприродной разумной силы в естественный ход вещей», то представления о чуде выходят за пределы компетенции науки. И это, разумеется, верно, но только отчасти. Ведь как раз ученые и способны найти объективно верные аргументы в пользу того, что некое событие возможно рассматривать как чудесное.

Однако следует помнить: не все знания в мире получены научным путем. Порой избранным дается откровение, и они доносят его до других. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы попросту знаем, что это так.

Чудеса объективно существуют, а это означает, мир наш устроен не совсем так, как говорят ученые-позитивисты. Выходит, что научная картина мира неполная и даже, вероятно, в некоторых случаях неверно отвечает на самые важные для всякого человека вопросы.


Чудо – это не крушение законов природы. Это просто результат влияния извне, результат чего-то, что оказало воздействие на природу и вызвало к жизни то, что сама природа сделать не в состоянии.

Вера в чудо тождественна сущности веры вообще. Религиозная вера есть вера в чудо, вера и чудо совершенно нераздельны.

Известно, что с помощью физического зрения мы способны видеть далеко не все, что существует на самом деле. Какие-то вещи действительно могут показаться нам странными, но это не повод их отрицать. К примеру, мы не можем увидеть радиацию, а только ее последствия, – но это же не означает, что такого явления не существует.

Искусствовед А.Салтыков (1900–1959) в своей работе «О чуде» написал: «Истинное чудо никогда не бывает случайным, но является в силу внутренней духовной необходимости, и смысл его вовсе не в принудительном овладении волей человека путем воздействия на него внешнего эффекта, а в раскрытии ему внутренней, духовной стороны жизни… Чудо бывает только там, где есть вера, то есть свободная готовность принять раскрываемый им внутренний смысл».

Чудеса творили основатели мировых религий и демонстрируют современные экстрасенсы. Прозрения, предсказание будущего, диагностирование по «ауре», лечение руконаложением и дистанционно, телепатическая передача мыслей и чувств, перемещения предметов «усилием воли», хождение по огню, по воде и , материализация и дематериализация вещей и собственного тела…

Знамения и чудеса в духовном мире человека имеют такое же важное значение, как и величайшие события во внешней жизни. Есть чудеса истинные и ложные, потому важно знать, какова научная интерпретация чуда, как ее определяют наука и религия.

Соотношение науки и чуда – вечная проблема. Более тысячи лет назад она была блестяще разрешена блаженным Августином. В его формулировке – что есть чудо и наука и как они друг с другом связаны? – утверждается:

«Чудеса не противоречат законам природы. Они только противоречат нашим представлениям о законах природы».

Чудо Благодатного огня

Для церкви чудо – это нечто обычное. Чаще всего «обновляются» либо мироточат иконы или происходит исцеление с помощью икон. Есть и чудо, которое совершается каждый год, в течении более полутора тысяч лет, на глазах у тысяч паломников. Это чудо обретения Благодатного огня в иерусалимском храме Гроба Господня происходит в Страстную субботу накануне православной Пасхи.

Но ведь и это чудо случается, когда наличествуют определенные объективные условия: после продолжительной молитвы, при строгом соблюдении ритуала. Священный огонь принимает Иерусалимский патриарх; обязательно должны присутствовать и святые старцы-пустынники. Своя роль отведена и местным мальчишкам (православных арабов), которые, ворвавшись в храм с бубном, песнями и пляской славят Христа. Со стороны это выглядит почти святотатством, однако без них огонь не появляется.

Все присутствующие в храме люди терпеливо и с трепетом ждут выхода патриарха с огнем в руках. Считается, что если не сойдет Благодатный огонь, то наступит , а сам храм Гроба Господня будет разрушен. В разные годы томительное ожидание может продлиться от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением огня храм начинает озарятся яркими вспышками света: тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке, которую множество раз делали журналисты и паломники, хорошо видно, что они исходят из разных мест храма: от иконы, висящей над Кувуклией, от купола церкви, от окон и других мест – и заливают все вокруг ярким светом. Кроме этого, то тут, то там между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят через стоящих людей не причиняя им вреда.

Через мгновение весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма, все помещение освещается, а на плите, которая закрывает Гроб Господень, перекатываются огненные шарики. От них патриарх и зажигает первую свечку. Молнии растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии.

Первое время – 3-10 минут – загоревшийся огонь имеет удивительные свойства – абсолютно не жжет, в независимости от того, от какой свечи и где он зажжен. Прихожане буквально умываются этим огнем – водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит им никакого вреда, поначалу не опаляет даже волос.

В этот момент происходят и другие чудеса. Западные журналисты даже засняли происходящие исцеления. На пленке показаны два случая: у человека с изуродованным гниющим ухом рана, «смазанная» огнем, прямо на глазах затянулась, и ухо принимает нормальный внешний вид, а также показывается прозрение слепого с бельмом на глазу, которое моментально исчезает.

Некоторые из ученых предположили, что огненные шарики, предшествующие появлению благодатного огня, не что иное, как .

Плащаница Христа

К чуду приравнивается основная и ценная христианская реликвия – . Знаменитая христианская реликвия остается как главный предмет раздора между религией и наукой, но в то же время и звеном, объединяющим две эти сферы познания мира.

Плащаница хранится в соборе Сан-Джованни, в приделе, со всеми отверстиями, заплатами, следами крови, огня и воды (в 1532 году ей тушили пожар, едва ее не погубивший). Реликвия содержится в глубоком вакууме и не будет извлечена до 2025 года. Уже нат сомнений, что отпечаток мужского тела на Туринской плащанице принадлежит Иисусу Христу.

Известны разные методы исследования плащаницы. Некоторые до такой степени убедительные, что отпадают всякие сомнения в ее подлинности.

Ну вот, к примеру, контур лица, негатив которого отпечатан на ткани, совмещены с наиболее древними из сохранившихся икон, изображающих Христа. Линии губ, носа, местоположение глаз на византийской иконе VI века до миллиметра совпали с отпечатком на плащанице. Сопоставлены текстура плащаницы и холста, изготовленного в Палестине в I века до н. э. Они абсолютно идентичны.

Палинологи – ученые, которые изучают пыльцу растений, – провели анализ спор, застрявших в ткани плащаницы. Были увеличены в десятки тысяч раз споры и – для сравнения – споры злаков, произраставших в Палестине времен Иисуса. Отличий не нашли.

Был проведен химический анализ бурых пятен, создающих на плащанице негативное изображение мужчины. Что это за вещество, неясно. Но точно доказано, что не краска.

А вот загадка, не разгаданная учеными. После пожара XVI века ткань плащаницы залатали. Заплаты были сделаны из тогдашней голландской ткани. Шов – также из голландских ниток. Но на сегодняшний день структура ткани заплат и ниток неотличима от структуры «родных» холста и ниток I века до н. э. Дать объяснение этой странности никто не берется.

Легендарный терновый венец, коловший голову мученика-Христа, – он был возможно, таким же, как этот, сделанный из высохшего палестинского терновника. А вот мелкие пятна крови, которые остались над бровями покоившегося в плащанице мужчины, их геометрия соответствует геометрии терновых колючек.

Отпечаток мертвого тела, который был завернут в плащаницу, был сфотографирован в поляризованном свете. И тогда выяснили, что глаза умершего были прикрыты монетами (чего по отпечатку, рассматриваемому в лучах обычного света, не видно).

Прикрывать монетами глаза усопшего – это традиция для иудейского ритуала погребения. Но когда исследователи внимательно рассмотрели одну из проступивших монет – лепту Пилата с надписью «Император Тиберий», – в надписи была найдена ошибка. Причем откликнулись коллекционеры, располагающие несколькими точно такими же, с идентичной ошибкой, монетами.

И наконец, самое удивительное – то, чего вот уж точно никак не может быть. Сенсация, полученная в ходе последних, в юбилейном 2000 году, исследований плащаницы. Эксперты проделали разумный опыт: обработали на компьютере отпечаток лица умершего в соответствии с разной интенсивностью оттенков множества точек. На экране дисплея появилось трехмерное изображение удлиненного мертвого лица. Но если обработать подобным образом обыкновенную фотографию или рисунок, изображение окажется плоским, двумерным. Это означает, отпечаток на плащанице – некая голограмма: заключающая в себе объем. Как именно – никто не может понять.

Чудесные знамения

Наверняка, всем знакомо ощущение чуда – удивительного мига, когда происходит нечто, что не укладывается в рамки обычного. О чудесах рассказывается едва ли не в каждом житии православного святого, в творениях Отцов Церкви, духовных подвижников. А в наше время свидетельства о чудесах в православии – являются ли они только предметом веры?

Особая Божия милость явлена и в наши дни. Прежде всего, это многочисленность чудесных знамений, их невероятное изобилие. Наиболее часты сообщения о мироточении, слезоточении. Известны также факты перенесения образа на стекло киота («удвоение»), звуковые знамения.

Описано множество чудесных знамений. Собрано большое количество случаев обновления икон – это такие явления, когда потемневшее от времени изображение на иконе без видимых на то причин становится ярким и отчетливым, словно новым.
А икона, согласно церковному преданию, – это «окно» в мир горний, в «мир надмирный»…

Когда Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева возвращал Церкви чудотворную икону Богоматери, изображение вдруг «ожило», а зал наполнился ни с чем не сравнимым благоуханием. Тот, кто имеет дело с иконами (не обязательно в храме, но в музее), знает, что в действительности временами исходит от некоторых икон такой аромат, который не имеет ничего общего с запахом ладана или церковного масла. Возможно ли это анализировать?

Из исторических летописей мы знаем, что на глазах у десятков тысяч горожан обновлялись иконы и церковные купола храма, когда сами колокола звонили без участия звонарей.

Из средневековых тибетских источников нам известно о многочисленных случаях самовозникновения священных изображений и статуй будд, божеств и бодхисаттв, обладавших поистине чудесными свойствами. Они могут смеяться или плакать, подчас кровавыми слезами, самопроизвольно перемещаться в пространстве или отказываться покидать свой пьедестал. Они являются почитателям во сне, наяву или во время медитации и высказывают им свои требования и пожелания.

Осталась память о необычном явлении благодатного огня, когда возвышенное сознание озаряется пламенными языками исходящего света. В древних документах говорится: во время молитвы св. Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая: «не заря ли?». Сияние возгоралось над монастырем, когда молилась св. Клара. Как-то раз свет сделался так блистателен, что окрестные крестьяне сбежались, подумав, что «произошел пожар».

Мироточащие иконы

Церковное предание знает несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще в древности, в VI веке, на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Мироточение или слезоточение иконы не является исключительным явлением. В XX веке в России эти знамения были массовыми. Зафиксировано сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат – в храмах, монастырях, в домах простых людей. И прежде всего это именно мироточения и плач икон.

Само по себе мироточение не было событием, на основании чего икона считалась чудотворной. Как правило она обнаруживала свою исцеляющую силу по молитвам перед ней до или после мироточения, которое только указывало на избранность иконы. Почти всегда миро собиралось и употреблялось именно для исцеления душевных и телесных недугов.

Лабораторные анализы показывали, что эта жидкость органического происхождения, временами напоминающая оливковое масло. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установили, что «это самые настоящие слезы». Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на ней «из ничего» (в широком смысле слова в современной литературе под мироточением понимается любое чудесное проявление влаги на иконах и священных предметах).

Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости различны: от густой, тягучей смолы до росы, потому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат, напоминающий запахи цветов (роз, жасмина) или ладана. Форма и размер капель тоже весьма различны. Подчас они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. Бывали случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на некоторое время исчезать, а после появляться снова.

Некоторые объясняют это явление тем, что в храмах горят множество лампадок, масло испаряется, а в холодном месте конденсируется в виде капель. В отдельных случаях поверхностью конденсации может служить красочный слой икон.

Однако известно – лампадное масло – минеральное сырье, это продукт перегонки нефти, а масло, стекающее с икон, – органического происхождения, похожее на растительное. Это два различных класса химических веществ, спутать которые невозможно. И превратить одно в другое никак нельзя – это было бы чудом, более невероятным, чем истечение мира. Кроме этого, будь это конденсация, по какой причине она происходит только на иконах? Мы видели капли масла на стенах, потолке, на храмовом полу? И как быть с «плачущими» иконами в домах простых людей, где горит лишь одна лампада?

Был проведен опыт в доме, где наблюдалось массовое мироточение: на столе лежало несколько икон с широкими промежутками между ними. Не только иконы были покрыты крупными каплями масла. Оно выступало и в промежутках. Эксперт-физик положил простую картонную иконку на стол рядом с уже промасленными иконками хозяев. Просто на его глазах чистая, «нечудотворная» иконка покрылась тремя масляными пятнами. В течении часа эти пятна увеличились в размерах. С нее скатились крупные капли масла.

Наука помогает отделить банальные случаи от уникальных и необъяснимых, без привлечения внеприродных разумных сил. В частности, физика помогает оценить процесс мироточения и мощность мироточащей иконы, которая сопоставима с мощностью атомной электростанции. Такое явление в жизни встречается только в случае ядерного превращения, когда при взрыве ядерной бомбы вещество превращается в энергию. Теоретически энергия может обратно превращаться в вещество. Никто ведь не доказал, что наука может описать все явления материального мира.

Чудеса с иконами

Иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Но некоторые избираются промыслом Божьим для особенных знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, святое миро – вещественные проявления мира горнего, Царствия Божия.

История православия насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями. Главным основанием для почитания образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи человеку. Порой эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как обрести Ее образ: иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами по себе; от них наблюдалось: сияние при их обретении, исходило благоухание, звучал голос; икона сама собой обновлялась или оживало изображение на ней.

От некоторых образов чудесным образом источались кровь и слезы. Истечение крови, обычно, происходило из нанесенной образу раны – для вразумления людей, которые оскорбили святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы, воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о Своих чадах. В 1854 году епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей позднее название «Плачущая» (в Румынском Сокольском монастыре).

Среди феноменов, связанных с иконами, бывает, хотя и намного реже, – удвоение образности на стекле, защищающем икону. Будто невидимый алмазный резец наносит на него контуры иконописного сюжета. При этом никогда о таком явлении не приходилось слышать в музеях и художественных галереях, где хранятся живописные полотна. Выходит, феномен имеет избирательную природу, он связан со смыслом изображаемого на иконе, а порой с происходящими событиями. Эта реальность лежащая за пределами того, что мы привыкли называть наукой.

Явление Ангелов

Необыкновенное чудо представляют из себя светящиеся лунным светом бесплотные формы сущностей, огромного роста.

Такого рода существа встречаются в космосе и в наше время. Их наблюдали неоднократно и наши, и американские космонавты. В далеком 1985 году, когда советская космическая программа была на подъеме, а о чрезвычайных ситуациях в космосе не принято было говорить, на космической станции «Са-лют-7» произошло непредвиденное. Проходил 155-й день полета. Экипаж из шести человек: три «старожила» – Леонид Кизим, Олег Атьков, Владимир Соловьев – и «гости» – Светлана Савицкая, Игорь Волк, Владимир Джанибеков – занимались запланированными экспериментами.

Внезапно на пути станции «Салют» появилось большое облако оранжевого газа неизвестного происхождения. Пока космонавты терялись в догадках, что это может быть, а Центр управления полетом анализировал полученные со станции сообщения, «Салют-7» вошел в облако. На какой то миг показалось, что оранжевый газ проник внутрь орбитального комплекса. Оранжевое свечение окружило каждого космонавта, ослепляя и лишая возможности видеть происходящее. К счастью, зрение вернулось почти сразу. Кинувшись к иллюминатору, космонавты оцепенели – с той стороны сверхпрочного стекла в оранжевом облаке газа отчетливо были видны 7 фигур невероятных размеров.

Никто из экипажа не сомневался: в космосе перед ними парили создания света – небесные ангелы!

Почти как люди, они все-же были другими. И дело не в громадных крыльях или ослепительных ореолах вокруг их голов. Главное отличие заключалось в выражении на их лицах. Словно почувствовав на себе взгляд, ангелы обратили свои лица на людей. «Они улыбались, – рассказывали в последствии космонавты. – Это была не улыбка приветствия, а улыбка восторга и радости. Мы так не улыбаемся». Корабельные часы бесстрастно отсчитали 10 мин. По истечении этого времени сопровождающие станцию ангелы исчезли. Пропало и оранжевое облако, оставив в душах космонавтов ощущение необъяснимой утраты.

Когда с отчетом о произошедшем ознакомились руководители полета, отчет сразу получил гриф «секретно».

Сейчас, когда достоянием гласности стало многое, выяснилось, что и американские космонавты много раз встречали в космосе ангелов. Их даже сфотографировали при помощи орбитального телескопа «Хаббл». Появление ангелов отмечала и аппаратура исследовательских спутников.

Сравнительно не так давно телескоп «Хаббл» вновь преподнес сюрприз. Во время исследования галактики NGG-3532 сенсоры «Хаббла» зафиксировали появление на орбите нашей планеты семи ярких объектов. На некоторых из полученных потом снимков виднелись немного размытые, но все же различимые фигуры светящихся крылатых созданий, напоминающих библейских ангелов! «Они были около 20-ти метров высотой, – рассказывал инженер проекта „Хаббл“ Джон Пратчерс. – Их крылья достигали в размахе длины крыльев современных аэробусов. Эти создания излучали невероятное свечение. Мы пока не можем сказать, кем или чем они являются. Но, как нам показалось, они хотели, чтобы их сфотографировали».

Нетленные мощи

Мощи святых остаются нетленными в течении многих столетий. Возможно ли с научной точки зрения объяснить их чудотворную силу? Исследования мест захоронения святых в Киево-Печерский лавре выявили мощное биологическое излучение, которое исходит от мощей. Проводили эксперимент: элитные семена пшеницы облучались в лаборатории 13 000 рентген, а после их прикладывали к святыням, как бы «облучали» божественной энергией. Результат превзошел все ожидания: семена, побывавшие у икон и мощей, дали дружные всходы. А семена, которые не прикладывали к святыням, засохли, несмотря на хороший полив и удобренную почву.

Обычно, чудесные исцеления у икон и мощей объясняют самовнушением. Но опыт с семенами доказал, что психологический аспект тут ни при чем. А сколько исцеляется младенцев. Можно было бы считать все примеры простым совпадением, но есть диссертации врачей, в которых описываются случаи исцеления безнадежных больных. С медицинской точки зрения их невозможно объяснить.

Несколько лет назад в Бурятии был вскрыт кедровый саркофаг с телом хомбо-ламы (верховного ламы Бурятии) Даши-Доржо Итигилова XII. В 1927 году, предвидя близящуюся расправу со служителями буддийского культа, хомбо-лама сел в позу лотоса и погрузился в медитацию. Спустя какое-то время он затих. Согласно завещанию учителя, ученики поместили его бездыханное тело в саркофаг и положили рядом пахучие травы. Вскрыв, почти согласно воле умершего, саркофаг через 30 и 75 лет, буддисты убедились в нетленности тела.

В 2002 году сидящего хомбо-ламу переместили в Иволгинский дацан, где его могут видеть верующие и изучать специалисты. Последние анализы тела и органов, которые были проведены относительно недавно группой судмедэкспертов, подтвердили, что тело не имеет признаков тления, суставы сохраняют подвижность, а кожа – упругость, случайные мелкие порезы позволяют увидеть красную студенистую жидкость, напоминающую кровь.

Медитация способна творить чудеса. Продемонстрирована фантастическая сила психической энергии. Хомбо-лама сознательно ввел себя в летаргию, при которой обмен веществ свелся практически к нулю. Возможно вполне допустить, что буддийский священник до сих пор жив, попросту ранее мы не сталкивались с такой формой существования.

Бывает и так: чудо остается фактом сознания, но не затрагивает глубин души, не имеет духовных последствий. Безразличие к чуду, вероятно, не дает проявляться ему вновь. Смысл же чуда в пробуждении чувства веры. Только проявление абсолютной веры стимулирует появление чуда. Внутренние силы пробуждают неведомое и побуждают к проявлениям необычных, чудесных явлений.