Появление фей. Мифы и сказания о феях. Образ феи в произведениях культуры

Сказки и легенды о Феях
Истории любви человека и феи

В сезон туманов, когда земля побелела от инея, а деревья стояли почерневшие и голые, одинокий рыцарь бродил среди холмов Кента. Он был еще молод, но его походка выдавала смертельную усталость. Когда-то это был красивый юноша, теперь же сквозь бледную кожу его лица проступали скулы, а вокруг глаз залегли глубокие тени.

Все началось летом. Земля тогда цвела и благоухала. Анютины глазки и первоцвет устилали луга, а воздух наполнял аромат лаванды. Одним солнечным утром он отправился в Лондон, чтобы присоединиться к армии короля.

Поначалу конь его скакал резво, но стояла теплая и тихая погода, в воздухе разносился крик кукушки, пели дрозды, и он вскоре перешел на шаг. Молодой человек погрузился в свои мысли. Через некоторое время его размышления были прерваны каким-то движением около дуба, стоявшего на краю дороги. Он позвал, но никто не откликнулся. Из безрассудного любопытства юноша спешился и направился к дереву.

Выходи, - приказал он.

Ему ответом был взрыв хохота.

Выходи, - снова крикнул рыцарь.

Прекрасная женщина вышла на дорогу и встала перед ним, Казалось, что ее окутала заря, ведь ее платье было цвета лепестков розы, а голову венчал каскад огненных волос. Ее зеленые кошачьи глаза встретились со взглядом рыцаря и были робки, как у лесного зверька, и в этот момент рыцарь погиб. От этого взгляда улетучились последние мысли о короле и его армии.

Легенды Уэльса
Истории любви человека и феи

Цена любви, соединявший два мира, была слишком велика, что бы смертные могли за нее расплатиться. Но даже при этом радости любви, хотя и недолгой, запоминались на многие века, как гласит валлийское предание.

В Уэллсе, неподалеку от Черных гор, находиться небольшое озерцо Лиин Фен Феш.

Местный фермер обычно пас свой скот на его берегах. Однажды рано утром он увидел довольно странную картину. Сквозь туман, окутавший поверхность озера, пробивалось золотое сияние. По мере того, как солнце поднималось выше, туман рассеялся и эти отблески приобрели конкретные очертания: на поверхности воды сидела молодая, красивая женщина. Она наклонила голову, чтобы лучше видеть в воде свое отражение, и расчесывала золотые волосы. Фермер пошевелился, и девушка моментально подняла свой взгляд, а когда заметила на берегу молодого человека, то наградила его удивительно приятной улыбкой.

Юноша был очарован ею. Он знал, что перед ним Гврагид Эннвфн - фея озера, которая не была столь опасна, как водные духи в других краях, и отличалась привязанностью к смертным. Его сердце затрепетало, руки задрожали, ведь красота ее была неземной. Молодой человек протянул к фее руки и умолял выйти на берег. Он предложил ей единственный подарок, который мог сделать - буханку хлеба, опору и поддержку в земной жизни.

Шотландские легенды
Истории любви человека и феи

Чтобы рассказать историю Мелюзины, нужно начать с ее рождения и несчастливого детства. Точнее говоря, она была феей только наполовину, ведь ее мать по имени Прессина была феей родника, а отец по имени Элинус - смертным королем Олбани (так в старину называлась Шотландия), Прессина согласилась выйти замуж за короля только после того, как тот согласился выполнить ее условие, по которому ему никогда нельзя было видеть ее во время родов.

Ее муж нарушил свою клятву в тот день, когда Прессина произвела на свет трех очаровательных дочерей: Мелюзину, Мелиору и Плантину. Фее пришлось оставить его, и она забрала с собой на волшебный остров Авалон своих малюток.

Шли годы, дочери подрастали. Одинокая мать рассказала им об Элиниусе и нарушенной им клятве. Пока она рассказывала, ее глаза наполнились слезами горя по утраченной любви. Когда дочери выросли, они решили отомстить отцу. В Нортумбрии они заманили его в горную пещеру и силой своих чар замуровали ее, так что Элиниус до конца своих дней оставался узником пещеры.

Когда Прессина узнала о том, что сделали ее дочери, то разрыдалась от горя.

Сказки про фей

В давние времена в Средиземноморских странах пышно цвели миртовые деревья и давали приют очаровательным феям. Возможно, причиной того, что феи выбрали мирт, было то, что дерево посвящалось богине любви. Венеру, как писал один древний автор, всегда можно найти сидящей в тени мирта. Об одной из фей этого дерева в то время часто рассказывали в Италии вот, какую историю.

Одному принцу так понравился приятный аромат и глянцевый блеск листьев миртового деревца, что он посадил его в горшок на балконе своей спальни. В ту же самую ночь, а затем и еще шесть ночей подряд принц слышал в темноте чьи-то легкие шаги и чувствовал, как его ласкает рука нежная, как гагачий пух, затем благоухающая фея забиралась к нему, в постель и ласкала его всю ночь напролет.

Однако с первыми проблесками рассвета она всегда исчезала, и принцу никогда не удавалось ее увидеть. Однажды, когда в предрассветный час она уже собралась уйти, он обмотал вокруг руки ее локоны и приказал камергеру принести свечи. В отблесках свечи принц увидел свою стройную пленницу.

Сказки о Феях

Поймай луч солнца на рассвете в раскрытую ладонь, потяни за этот луч осторожно, почувствуй его, пусть он ведет тебя, а ты иди за ним, доверяя. И он приведет тебя к зачарованной тропинке, вьющейся в волшебном лесу, где деревья вечны и листва их поет, где ветер путается в ветвях, подпевая шорохам травы, где небо кажется синим, а облака рисуют чудесные картины.

Посмотри – ветви ив, склоняясь над речным берегом, заслоняют тропинку. Никто не пройдет, не увидит ее. Но если ты будешь чувствовать рассветный луч в своей руке – ветви поднимутся, выстраивая арку, пропуская тебя, гладя твои плечи, желанный гость, и опустятся, как только ты пройдешь. И ты окажешься в другом мире, там, где всегда рассвет, даже когда приходит время заката, там, где ночная тьма ласкова и не прячет страхи, там, где радуги сверкающи, а на полянках танцуют феи, сплетая венки из прекрасных цветов. Ты хочешь туда? Поймай луч солнца на рассвете… приходи, я расскажу тебе сказку. Нет, даже не сказку, а историю, которая произошла в этом самом волшебном лесу. Пойдем, я покажу тебе озеро, над которым в любое время кружатся звезды, где вода безмятежна и прохладна, где лилии важно лежат на блестящих листьях, раскрываясь сиянием белизны на рассвете.

Посмотри – на берегу этого озера стоит маленький домик. Он очень похож на пряничный домик из сказок твоего детства, только он настоящий. Маленький деревянный домик, над которым витает запах смолы. Он стоит на берегу озера много лет, очень много лет, но все равно пахнет свежей смолой. Потому что в нем живет Фея. Грустная Фея Озера.

Сказки и легенды о феях

В те дни, когда Туата де Данан правили народом, жившим внутри холмов Ирландии, любовь охватила принца этого волшебного народа, и произошло это довольно странным образом. Его имя было Ангус, а поскольку Ангус был сыном верховного короля Туата - Дагды, то все, что с ними происходило, касалось каждого, кто был рядом с принцем. И вот что с ним произошло.

Однажды ночью ему приснился сон, что он слышит шуршание шелка, чувствует запах цветущей яблони и видит мерцание света в темноте спальни. Потом появился сверкающий столб света, превратившийся в женщину. Она назвала принца по имени и сыграла ему на лютне столь приятную мелодию, что сердце Ангуса, казалось, перестало биться. Когда затихли последние аккорды, грациозный образ женщины растаял, оставив после себя, только запах цветущей яблони.

С тех пор каждую ночь этот образ, бесконечно далекий и желанный, являлся ему в его снах. Ночь за ночью это повторялось целый год, и принц перестал общаться со своими сверстниками, стал слабеть, побледнел и все из-за тоски по этой женщине.

Сказки о феях, волшебных королевствах и их вмешательстве в судьбы людей

Еще до того, как люди стали строить города и широкие магистрали, в те дни, когда каменные крепости ирландских вождей возвышались неподалеку от волшебных холмов Туата де Данан, а смертных женщин похищали и забирали в подземный дворец короля эльфов, произошла следующая история.

Жила в Ирландии женщина красивая, как цветок лилии, с волосами, отливающими золотом. Она была невестой молодого властителя Коннахта. Он так любил ее, что свадебные торжества растянулись на многие недели.

Днем шумная компания охотилась на равнинах и в лесах, а вечером ярко пылали факелы, наполнялись до краев вином кубки, арфисты играли для придворных веселую музыку. В самом центре танцующих в облаках шелка своего подвенечного платья кружилась Этна. Каждый вечер она так танцевала, пока однажды в полночь не выскользнула из рук своего партнера и не упала на каменные плиты зала. Арфы тут же умолкли, придворные расступились, а молодой властитель опустился на колени возле своей невесты. Он звал ее по имени, но ни слова не услышал в ответ. Ее румянец исчез, дыхание стало слабым, как у котенка, глаза закрыты. Этну отнесли в спальню, и всю ночь муж не сомкнул глаз у ее постели.

Когда с наступлением утра солнечные лучи упали на п окрывало, Этна разомкнула тяжелые веки и заговорила, но муж мало что понял из этих слов, и это его не встревожило. Отрешенным, бесцветным голосом Этна рассказала ему, что во сне она видела дворец могущественного короля. Солнце никогда не заглядывало в его окна, но его залы сияли каким-то внутренним светом, а звучащая в нем музыка подавляла все желания смертных. Все, чего ей теперь хотелось, это уснуть и вновь увидеть этот мир.

Сказки о феях

Лебеди - птицы столь прекрасные, что они почитались с незапамятных времен во всех странах мира. К ним относились с таким благоговейным трепетом, что даже в столь удаленных друг от друга странах, как Россия и Ирландия, утверждали, что убившего эту благородную птицу ждала неминуемая смерть. Ведь они были существами волшебной страны, выбравшими себе жизнь среди смертных, чтобы научить их радости и печали.

Норвежский летописец рассказывает вот такую историю. Однажды, когда день клонился к вечеру, охотник отдыхал на берегу горного озера. Было тихо, и только тихий плеск воды у берега нарушал это спокойствие. Внезапно в воздухе раздалась звенящая, трепетная музыка крыльев летящих лебедей.

Охотник посмотрел вверх. Высоко в небе летела стая птиц, сначала казавшихся крошечными пятнышками, которые быстро росли на глазах по мере того, как ониснижались. Потом они закружились белой спиралью, похожей на завиток морской раковины, и по очереди стали опускаться на воду. Они грациозно скользили по водной глади, склоняя свои длинные шеи, чтобы рассмотреть свое отражение. Наконец лебеди повернули к берегу и, не замечая притаившегося среди деревьев охотника, парами стали приближаться к нему.

Их неожиданная встреча случилась, когда Лонфол, снедаемый меланхолией и одиночеством, летним днем заехал на коне в чащу леса. Там он, наконец, спешился, лег на поросший травой берег реки и задремал на солнышке.

Через некоторое время его разбудили приятные голоса. Неподалеку расположились две златовласые девушки, делавшие ему знаки следовать за ними, Рыцарь встал, пошел за ними через лес и очутился на небольшой цветущей полянке, где стоял расшитый шелковый шатер, украшенный золочеными розами и увенчанный сверкающим золотым орлом. В нем оказалась девушка такой красоты, что Лонфол сразу позабыл о смертных красавицах.

Боснийская народная сказка

Жили некогда король с королевой, и был у них единственный сын. Вот подрос королевич, и король с королевой устроили праздник крещения, и волосы у сына своего подрезали, как по народному обычаю положено. Созвали они на пир самых знатных людей со всего королевства. Засветились окна тысячью огней, засверкали белые палаты серебром, золотом и дорогими самоцветами. А вечером - в саду стали девушки коло водить, на какую ни посмотришь - глаз не оторвешь! Пляшут красавицы в хороводе и с королевича ласковых глаз не сводят - так, кажется, и съели бы его.

В полночь гости разошлись по домам, а королевич вышел погулять в рощу, где росли старые липы. Взошла луна, стало светло, как днем, королевичу не спалось. Роща стояла, словно заколдованная, - толстые стволы старых деревьев отбрасывали темные тени, а лунный свет, проникая сквозь листву, рисовал на земле причудливые узоры. Пахло липовым цветом, будто ладаном в церкви. Королевич задумавшись брел по мягкой траве и не заметил, как вышел на поляну.

Смотрит - а на поляне, озаренная лунным светом, стоит маленькая вила-волшебница в белом наряде, и блещет на нем золотое шитье.

Мифологические существа Феи прекрасно знакомы в современном мире. Сегодня под термином «феи» подразумеваются некие крошечные люди или существа, зачастую которые имеют крылья и умеют летать. Существуют поверья как в домашних фей, которые обитают в доме, могут помогать людям, так и в лесных фей, которые живут в кронах деревьев и высокой траве. Самыми известными феями являются: Мелюзина — дух воды, рек, источников (изображалась, как полуженщина-полузмея или полуженщина-полурыба) и Фея Моргана — фея-волшебница, целительница, известный персонаж английских легенд V-VI вв. Самыми знаменитыми современными выдуманными феями являются: Зубная фея, Дюймовочка и фея Динь-Динь из Питера Пэна.

Изначально феи являлись неотъемлемой частью языческих верований у кельтов и германских народов . В мифологии этих народов феи представлялись крошечными людьми, которых очень сложно заметить из-за их небольших размеров. К тому же, феи удачно прячутся от людей, и увидеть их можно разве только случайно. Стоит отметить, что сравнить фей с верованиями других народов, в том числе и мифологией славян, достаточно непросто, так как кельты и германцы подвергли древнее, единое для всех, поверье в помогающих и оберегающих духов серьёзным изменениям. Пожалуй, больше нигде нет аналогичных представлений о крошечных существах, размером с небольшое насекомое, которые при этом практически полностью похожи на людей. Схожие верования существовали разве только в Англии, где маленьких людей называли эльфами.

Поверья в фей стали очень популярными в Европе, а затем и по всему миру, в эпоху расцвета романтизма (XVIII-XIX вв.). Это время, когда различные деятели искусств (художники, скульпторы, писатели) активно обращались к фольклору разных стран, открыло для мира одно из самых красивых поверий. Особенно популярными тогда стали именно миниатюрные девушки-феи, которые буквально стали символами любви, озорства, а также безобидности данной когорты духов.

Несмотря на уникальность этого поверья, что, собственно, и послужило в дальнейшем пробуждению интереса к красивым легендам про фей, сам образ фей и английских эльфов является видоизменённым представлением, которое зародилось ещё во времена индоевропейцев или праиндоевропейцев. Относится данное поверье к обычным обережным духам, духам предков, призрачным духам или существам, которые живут практически везде и всюду, помогают людям и различным территориям (духи места). Это можно понять даже проанализировав сам термин «Фея». По данным учёных-этимологов, «фея» происходит от французского слова «feerie, fee», которое, в свою очередь, происходит от латинского «fata», что в переводе значит — дух-хранитель . Таким образом, крошечное существо фея — это позднейшая переработка древнего поверья в духов-хранителей, которые обитают всюду — в лесах, полях, реках, домах людей, различных постройках людей. Примерно такое же развитие фольклорной традиции поверьев в обережных духов можно наблюдать и в истории нашей страны, где изначальные обережные духи, известные как « », с ходом времени, изменением мировоззрения людей, смешения с другими верованиями и религиозными течениями, стали разделяться на домовых и банников, дворовых и полевых духов, русалок, а также духов-хранителей, которых в наше время чаще называют ангелами-хранителями.

Германские и скандинавские феи, славянские берегини, английские эльфы, древнеримские маны и пенаты, древнегреческие даймоны (духи, которые в ходе эволюции термина превратились в демонов, то есть из духов-хранителей в злобных духов), древнегреческие нимфы, дриады и сирены, персидские мифологические девы — пери, духи ками из и многие-многие другие являются поверьем в одних и тех же духов — духов, которые помогают людям, оберегают людей от опасности (берегини, духи предков, духи жилища) или занимаются важными делами в своей области (духи природы).

Реальные феи видео

«AllShoes» — интернет-магазин модной обуви. Только здесь кеды Vans в большом ассортименте. Выбор на любой вкус и по самым приемлемым расценкам.

Феи. Полная энциклопедия!

Сообщение Верлиока

Фея - В мифологии западноевропейск их народов сверхъестественн ые существа в обличие прекрасных молодых женщин или омерзительных старух (иногда - с крыльями). Наделены способностью творить чудеса и менять по желанию свой внешний вид. Бывают как добрыми, так и злыми. Их название связано с латинским словом fatum (судьба, жребий). Феи считаются самыми многочисленными, самыми красивыми примечательными из всех второстепенных сверхъестественн ых существ. Вера в них не ограничена какой-либо одной страной, или эпохой. Древние греки, эскимосы и краснокожие индейцы рассказывают истории о героях, завоевавших любовь этих созданий фантазии. В такой удаче таится, однако, опасность - когда прихоть феи удовлетворена, она с легкостью может своего любовника погубить.

«Там прогуливались феи, воздушные и нежные, как сон. Их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их легкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Легкие и воздушные, они носились, танцуя в воздухе, чуть шурша своими легкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня… Не птичка, не мотылек, а веселая крошечная голубая девочка. У нее серебряные крылышки, за спиной и кудри, легкие, как пух. Я знаю ее - это фея голубого воздуха и весеннего неба, фея золотого солнца и майского праздника ». (Л. А. Чарская «Сказки голубой феи»)

Феи очень любят танцевать и устраивать веселые балы. Для этого они специально выравнивают поляны в лесу, чтобы не было ни рытвин ни кочек, и эти поляны становятся их танцплощадками. Едят феи цветочную пыльцу и пьют утреннюю росу.
Феи проводят все время, свободное от пляски и пения, в том, что сидят за пряжей или тканьем. Быстрота, тонкость и красота их работы вошли в пословицу. Их искусные руки, гласит предание, производят те плащи и ковры, одаренные всякими чудесными свойствами, те шапочки, колпачки-невидим ки и тонкие сорочки, защищающие тело лучше всякой кольчуги, которыми феи часто дарят своих любимцев. Поселяне в Норвегии рассказывают, что «как идешь поутру мимо холмов, так очень часто слышишь, как феи там прядут: колесо так и поскрипывает - видно, что не застаивается, и работа идет не по-нашему».
Все феи и эльфы, без исключения, одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми либо принимать на себя наружный вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Первые два свойства - мгновенное появление и исчезновение - заключаются в их волшебной одежде.

Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи. Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницам и принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.
Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.
Собственно, происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузског
о "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей. Слова "fairy" и "fay", означающие фея, эльф, являются другими производными слова "faerie".

Фея (фр. fee, англ. fairy — также faery, faerie, fay, fae; «маленькие люди», «хорошие люди», «мирные люди», «прекрасные люди» и т. д.) — в кельтском и германском фольклоре — существо метафизической природы, обладающее необъяснимыми, сверхъестественн ыми способностями, ведущее скрытый (как коллективный, так и обособленный) образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека — иногда с добрыми намерениями, нередко причиняя вред. Образ феи как изысканно-привле кательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейск ом фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; иногда дружелюбных и приносящих удачу, чаще — лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям — прежде всего, младенцев.

Слово «фея», как и его английский аналог fairy, было заимствовано из старофранцузског о «faerie» (совр. — feerie, fee), охватывавшего всё, что так или иначе касалось места жительства и деятельности групп мифологических «маленьких людей» (faie; позже — fee). Источником французского термина считается латинское fata (дух-хранитель; отсюда же — итальянское fata, испанское hada). Fata, употребляющееся в женском роде в языках романской группы, оно первоначально являлось существительным среднего рода множественного числа («fates») и было производным от fatum («предсказанное» ; «пророческое»).

Терминология, связанная с феями, претерпевала изменения и не отличалась последовательнос
тью; так, в Англии первоначально преобладало представление об «эльфах», «феи» из французского фольклора пришли сюда позже. Кроме того, согласно «Оксфордскому словарю кельтской мифологии», «разговор о феях на английском языке крайне затруднён, потому что словом fairy здесь переводят десятки более специфических терминов, обозначающих всевозможных существ того же рода из ирландской, шотланской, галльской, валлийской, корнуоллской, манкской фольклорных традиций»

Первые сообщения о феях появились в средневековой Европе, а наибольшее распространение получили в Ирландии, Корнуолле, Уэльсе и Шотландии. Первые письменные пересказы историй о феях в фольклоре были сделаны Гиральдом Камбренсом (Giraldus Cambrensis, 1146—1223). Однако такие записи — большая редкость: в основном легенды и истории передавались изустно. При этом исследователями отмечалось поразительное сходство между описания фей и их характеристиками в кельтской, английской, скондинавской и континентальной фольклорных традициях.
С течением времени «документальные» свидетельства людей, якобы общавшихся с феями, перемешались с легендами и литературными образами, как средневековыми, так и сравнительно современными. Усложнял дело тот факт, что под видом «фей» в фольклор проникли персонажи древней мифологии и саг. Кроме того, такой авторитетный исследователь, как преп. Роберт Кирк, взявшийся за исследование фей в Аберфойле, Шотландия, оказался сам сторонником реальности их существования (более того, если верить легенде, кончил тем, что был унесён в их царство). Фольклористы собрали многочисленные данные об этом поверье, но их работы оставались широкой общественности практически неизвестными и всерьёз не воспринимались — до тех пор, пока Катарина М. Бриггc не собрала воедино все факты, касавшиеся этого явления, продемонстрирова в его распространеннос ть, а также ряд общих черт.

Представление о фее как о человекоподобном крошечном существе, нередко с крылышками, возникло сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Изначально фею описывали двояко — либо как высокую, светящуюся ангелоподобную сущность, либо как нечто маленькое и сморщенное, более всего подходящее под описание тролля. В шотландской сказке «Фея и котёл» сохранилось следующее описание: «…Эта фея была крошечная женщина с остреньким личиком, блестящими глазками и смуглой кожей орехового цвета. Жила она в зелёном, поросшем травой холмике, что возвышался неподалёку от дома пастуха».
При этом феей назывались существа как женского, так и мужского рода, а размер не принимался как постоянная данность: более того, считалось, что эту свою характеристику феи обретают магическими средствами, произвольно меняя её в зависимости от того, какое хотят произвести впечатление. Утверждалось, что фея способна принимать вид животных (selkie,kelpie). Если верить сообщению Жюстина Го (Justinian Gaux), способность фей к перевоплощению поистине не имеет границ: автор XIV века утверждал, что на его глазах фея превратилась сразу в две враждующих армии, которые тут же вступили в кровопролитное сражение, оставив на поле брани 700 трупов — и это после того, как фея, за всё это ответственная, уже успела принять первоначальный вид и с места событий ретироваться.

Преподобный Роберт Кирк, священник шотландского прихода Аберфойл в Стерлинге, о внешности фей писал в 1691 году («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns and Fairies»): «Эти разумные подвижные духи обладают светящимися, видоизменяющимис я телами (родственные тем, что именуют „астральными“) и <консистенцией> густого облака; лучше всего видимы они в сумерки. Тела эти столь переменчивы благодаря утонченности духа, их населяющего, что могут по желанию последнего исчезать или появляться». Намек на «иллюзионистские » способности фей присутствует и в рассказах о снадобьях, которые те преподносят людям. Популярная героиня скандинавских сказаний — женщина, которую феи вызывают, чтобы принять роды (роженицей в таких случаях нередко оказывается женщина из числа смертных, феями похищенная). В награду повитухе дают целебную мазь, предназначенную, как правило, для глаз ребенка. Из любопытства (или по недоразумению) та решает испробовать на себе действие снадобья, после чего словно бы прозревает к реальности (одна такая акушерка рассказывала, что поняла: она приняла роды не у благородной дамы во дворце, а у нищенки в грязной пещере) и в собственный мир возвращается либо ослепшей, либо наделённой опасным свойством — видеть фей.

В кельтском фольклоре фея — крошечное или низкорослое существо, нередко становящееся невидимым — надевая волшебную шапочку. Любимый цвет фей — зеленый; это касается не только одежды — были сообщения о феях с зелеными кожей и волосами. Впервые изображать фей с крылышками, словно бы заимствованными у насекомых, начали иллюстраторы и художники викторианской эпохи, когда фея в массовом сознании стала превращаться в добрую красавицу из детских сказок. В древних сказаниях ничего похожего не описывалось: феи, как утверждалось, летали, но обходились без крыльев, нередко используя в качестве «аппаратов» стебельки растений (ннапример, амброзии) или птиц.

Принято считать, что феи подразделяются на два основных класса: «социальный» и «индивидуальный» , хотя первыми эту градацию провели сравнительно недавно — У. Б. Йейтс (1888) и Джеймс Макдугалл (1910). Феи первой группы (trooping fairies: сам же Йейтс и ввёл этот термин в обиход) живут сообществами и заняты коллективной деятельностью праздного толка: в основном, танцами, музицированием и участием в роскошных пиршествах. Смертные вполне способны подслушать звуки таких празднеств; достаточно лишь ступить на Курган фей; угадываются следы таких сборищ по кольцам на траве или на клумбах. В кельтских источниках утверждалось, что «музыка фей» имела «божественный характер»; более того, что «некоторые народные мелодии берут начало в музыке фей». «Общительные» феи предпочитают зелёный цвет и разнятся размером: самые крошечные из них могут быть размером с цветок, самые крупные способны вступать в интимную связь со смертными, о чем существовали и «документи рованн ые» свидетельства.

Одинокие феи, напротив, избегают сборищ и презирают необузданное веселье фей «семейственных»: они либо присоединяются к человеку и становятся частью жилища (брауни, brownie, ирландский лепрекон), стараясь помогать хозяевам и приносить удачу, либо населяют открытые пространства (боуги: bogey, boggart) и тут представляют в той или иной степени опасность для случайных прохожих. Домашняя фея-одиночка предпочитает красный, коричневый или серый цвета нарядов. Она нередко общается со смертными в угрожающем тоне и легко раздражается, но при этом всегда привязана к человеку и, судя по всему, испытывает зависимость от общения со взрослыми и детьми. Феи-одиночки любят делать добро: могут отобрать еду или деньги, чтобы отдать бедным; приносят игрушки детям или снимают порчу, насланную ведьмами.

Если «общительные» феи — своего рода «аристократы», при этом сравнительно добродушные, то их их «одинокие» сородичи — «рабочие»; последним народная молва приписывала особую раздражительност ь. «Домашние» сущности помогают хозяевам мыть посуду, разжигать огонь, но просят, чтобы к ним относились с почтением и вознаграждали чашечкой молока за их заботы. Во гневе они способны вызывать эффект напоминающий тот, что сопровождаетт полтергейст: швыряют камни, препятствуют созреванию пшеницы, задувают свечи, сбрасывают утварь с полок, напускают в дом дым

Страна «социальных» фей насчитывает огромное количество обитателей; во всех сообщениях это — монархия, управляемая королевами; Короли фей встречаются реже, однако были упоминания и о правителях — супружеских парах. Как отмечает «Оксфордский словарь кельтской мифологии», во многих отношениях «царство фей напоминает человеческое представление о жизни на небесах. Здесь не существует времени, как не существует уродств, болезней, возраста и смерти. Смертные, попадающие в царство фей могут провести здесь до 900 лет, которые кажутся им лишь одной ночью». Обители фей-«аристократо в» всегда богато украшены золотом и серебром. Самые романтические и трогательные фольклорные истории так или иначе обыгрывают «временной» аспект: повествуют о смертном, влюбившемся в Королеву фей, которая переносит его в своё царство, осуществляет все желания, но затем — с силу нарушения некоего табу — позвращает обратно, где тот и узнает, что на земле прошли уже сотни лет.

В шотландском фольклоре существовала градация морального толка: считалось, что представители Seelie Court (Seelie — «благословенный» , «священный»; аналог германского selig или староанглийского sælig) — это «добрые» феи. Несмотря на обидчивость и мстительность, они готовы оказать человеку помощь, обратиться к нему за помощью, а потом и щедро отблагодарить за неё. Их антиподы из Unseelie Court, напротив, готовы причинять вред, причём без всякого к тому повода. Они нападают ночью на путешественника, переносят его в иную местность по воздуху, избивают, заставляют стрелять в домашний скот (elf-shoot). Типичными представителями существ этого класса считаются bogle, boggar, Abbylubber.

Черты характера
Основной чертой фей считалась необычайная обидчивость; вместе с тем отмечалась и неизменная готовность феи отблагодарить человека за оказанную услугу. Правда, дары фей не заслуживали доверительного к себе отношения: так называемое «золото фей» таковым лишь выглядело в момент поднесения; очень скоро оно превращалось в листья, крошки имбирного пирога и т. п. В числе неприятных черт характера фей, которых следовало опасаться человеку, упоминалась склонность ко всевозможным проделкам. Феи могли спутать волосы спящему, похищать мелкие предметы, уводить путников с истинного пути. Приписывались им и более опасные черты поведения. Одной из причиной любой формы внезапной смерти считалось похищение феями; то, что выглядело трупом, считалось манекеном оставлявшимся феями вместо похищенного живого человека.

Считалось, что мстительные феи могут вызвать болезни (в частности, чахотку), вызвать паралич домашнего скота. Страх перед феями и эльфами, приносящими болезни, сохранялся в Англии до времен Стюартов и Тюдоров. Сохранились записи, свидетельствующи е о деятельности сельских целителей, лечивших детей, в которых «вселялись феи» — основными средствами служили молитва или «волшебные снадобья». С другой стороны, люди, обладавшие необычными способностями, нередко утверждали, что получили их в дар от фей; в XVI—XVII веках нередки были случаи, когда целители использовали снадобья, как они утверждали, принесенные феями, и теми же силами способны были разоблачать ведьм. Каменные наконечники стрел эпохи неолита считались «оружием фей»: вода, в которую окунали эти камни, приносила, как считалось, избавление от болезней.

Феи, известные как Peg Powler и Jenny Greenteeth, обитавшие в водах, могли утопить купавшегося; рекомендовалось избегать купания в местах, где они обитают. Феи, согласно кельтским поверьям, были способны вызвать «удар» (fairy stroke), который лишал жертву дара речи. Утверждалось, что оскорбленная фея страшна в своём гневе: она реагирует яростно и решительно, нередко поджигая дома и уничтожая урожай. При этом проделки фей часто оказывались не спровоцированным и: они исключительно шалости ради заставляли сворачиваться молоко, выдаивали коров в полях, выхватывали еду со стола, пачкали одежду, оставленную сушиться.

Похищения
В фольклоре, связанном с феями, значительное место занимают истории с похищениями. В народе считалось, что эта опасная для человека привычка имела отношение к «подчинённому» положению фей, которые вынуждены платить дань Дьяволу собственными детьми; чтобы спасти последних, они и крадут человеческих, оставляя взамен подкидышей. Последение, как считалось, имели внешнее сходство с похищенными детьми, но были бледнее, болезненнее и раздражённее. Иногда подкидыша удавалось обманом заставить признать своё происхождение, но существовал и более жестокий метод — пытка огнём, причём вера в её действенность сохранялась в некоторых сельских районах Великобритании вплоть до середины XIX века. «Нет сомнения в том, что некоторые дети получали смертельные ожоги, становясь жертвами исключительно собственного необычного темперамента», — отмечал Льюис Спенс.
Опасности похищения подвергались и взрослые, особенно роженицы, у которых ещё не был священник. Согласно распространённом у убеждению, в плену о фей можно было оказаться и всего лишь отведав угощения феи. Относительно судьбы похищенных в сказаниях существуют разночтения: согласно одному представлению они в царстве фей живут счастливо, без болезней и страха смерти; согласно другому — чахнут от тоски по родным и близким.

Народные средства защиты от фей
Значительная часть западноевропейск ого фольклора, связанного с феями, касается средств защиты от их гнева: первостепенная роль отводится здесь холодному железу, которого феи боятся. Страх фей перед железом связывался впоследствии с теорией о «феях»-потомках покоренных народов (захватчики пользовались железными орудиями, коренные жители — каменными). Известны были также магические свойства рябины, защищавшей от агрессии фей. В фольклоре существуют подробные инструкции, касающиеся от защиты от похищения феями детей и взрослых людей. В числе чар, отпугивавших фей, упоминалось надевание одежды наизнанку. Считалось, что феи боятся проточной воды, звука церковных колоколов, клевера-четырёхл истника. В подобных предписаниях замечались противоречия: так, рябина некоторыми сообществами почиталась как средство отпугивания фей, но в других верованиях упоминалась как растение, для фей священное.

В фольклоре Ньюфаундленда главным средством защиты от фей считался хлеб, как свежий, так и затхлый. Верование в особые магические свойства хлеба уходит корнями в глубокую древность. Хлеб, имеющий связь с домом и очагом, считается символом покорения природы и, следовательно, феям должен быть противен. Вместе с тем, именно свежеиспечённый хлеб (наряду с маслом и сливками) считался самой распространённой формой дара фее или домовому. Согласно К. М. Бриггс, «Первобытная пища и, следовательно символ жизни, — хлеб считался самым распространенным средством защиты от фей. Прежде чем направиться в место, населенное феями, считалось необходимым заручиться поддержкой силы хлеба, положив кусочек его себе в карман». В Ирландии (в частности, в графстве Вексфорд, согласно записям 1882 года), «если ребенка нужно было вынести из дому в тёмное время, ему в одежду или люльку вшивали кусочек хлеба в качестве защиты от злых сил». С другой стороны, категорически не рекомендовалось употреблять в пищу дары фей: считалось, что именно таким образом можно перенестись к ним в «царство» и остаться там навсегда.

Неоднозначную роль играли и колокола с колокольчиками: при том, что звук их, как считалось, отпугивал представителей «малого мира», Королевы фей часто использовали колокольчики в сбруе своих коней. Утверждалось, что некоторые (добрые) феи используют колокольчики для защиты от других, злых фей.

В качестве простейшего средства защиты от фей предлагалось избегать прохождения по местам их обитания. К. С. Льюис упоминал «нехороший дом», который вызывал ужас в округе, но не призраками, сравнительно миролюбивыми, а крайне злобными феями. Не рекомендовалось начинать раскопки на возвышенностях, предварительно не удостоверившись в том, что это — не «курган фей». Новые дома строились с притуплёнными углами: считалось, что острый угол может каким-то образом помешать фее на пути её следования. Коттеджи строились так, чтобы парадное и чёрный ход находились на одной линии. Предполагалось, что в случае экстренной необходимости владельцы смогут оставят обе двери на ночь распахнутыми, так, чтобы группа фей прошла через дом, не заблудившись. Крепости фей (fairy forts) рекомендовалось обходить стороной: даже срезать кусты вблизи их считалось крайне опасной оплошностью, которая может повлечь за собой смерть. Опасным считалось срезать и терновник: в Ирландии один такой куст на обочине в течение семидесяти лет оставался нетронутым, несмотря на то, что всё это время мешал расширению дороги.

Человеку, заметившему фею, предлагалось не глядеть на неё слишком пристально — в противном случае это могло быть истолковано как вторжение в частную жизнь. Между тем, необходимость ублажения фей сама по себе была чревата осложнениями. Катарина М. Бриггс приводит в пример сообщение о том, как некий фермер заметил, что феи взялись за молотьбу с таким усердием, что продолжали делать это, когда его собственные запасы пшеницы кончились, явно пополняя его запасы — соседскими. Фермер оказался перед нелегким выбором: оказаться соучастником кражи или обидеть фей отказом от даров. Необходимостью задобрить фей объясняется и обилие эвфемизмов: «хорошие люди», «красивые люди», «мирные люди» (daoine sithe — в Шотландии и Ирландии).

Теории происхождения
Относительно происхождения фей в фольклоре разных народов имеются существенные разночтения; в разные времена и в разных местостях их считали душами мёртвых (в частности, некрещённых детей), демонами, ангелами, существами промежуточной ступени; существовало и представление о феях (эльфах, троллях и т. д.) как и о независимой «расе», не имеющей отношения ни к человеческой природе, ни к божественным формам жизни.

Среди фольклористов распространена теория, согласно которой представление о феях могло возникнуть у завоевателей, потерявших из виду какую-то часть населения покорённого народа; постепенно внушавшим страх «невидимкам» (возможно, прятавшихся в пещерах и нападавших на пришельцев ночью) стали приписываться магические способности и фантастические характеристики. В кельтском фольклоре нередко упоминается некая «раса маленьких людей», которые, спасаясь от захватчиков, вынуждены были уйти под землю; здесь, согласно поверью, и прячутся они по сей день в основании особых возвышенностей, «курганов» — как правило, в местах древних погребений, и в основном вдоль британского западного побережья. Предпочтение зеленой одежде объяснялось при этом маскировочными мотивами, а использование магии рассматривалось как естественная компенсация неспособности противостоять хорошо вооружённым пришельцам.

Понятие земной формы «иного мира», где, соседствуя с миром смертных, живут бессмертные существа, было широко распространено у кельтов; это касается сказаний как о «сидхе» (людях-феях), так и о некоторых других сферах «иного мира», существующего на земле, так или иначе связанных с традициями магии и колдовства (Tuatha de Danaan; «Долина удовольствий», «Крепость яблонь», «Земля молодости»). Как область «иного мира» рассматривается и «Остров яблонь», Авалон из мифологии Короля Артура. Серебряную ветвь, позволявшую смертным входить в Иной мир (или Страну богов) и покидать это место, преподносила Королева Фей (Fairy Queen). Считается, что существование в кельтских местностях доисторических сооружений, явно построенных людьми меньшего роста, чем те, кто пришел им на смену, может считаться косвенным подтверждением этой теории. Шотландский поэт, антрополог и фольклорист Эндрю Лэнг считал, что вера в фей — «сложное психологическое явление, в основе которой — неосознанная мечта о встрече с "коренными" жителями Земли; мечта, выжившая благодаря любви человека к собственным фантазиям и сновидениям».

Феи — «потомки» древних божеств
Согласно другой теории фольклористов, феи — трансформировавш иеся божественные сущности язычников Западной Европы, которые с приходом христианства полностью не исчезли, но прежнее могущество низвели до уровня магии. Действительно, как отмечал Йейтс, многие мистические сущности, в более древних сказаниях именовавшиеся богами, позднее снизили статус до «фей». Развитие эта теория получила в эпоху викторианства, когда популярной стала идея о том, что древние боги — это метафорические воплощения природных явлений. Согласно одному представлению образ феи интерпретировалс я как символ ночного звёздного неба, согласно другому — как персонификация либо того или иного аспекта природной стихии, либо (в соответствии с классической традицией) таких понятий, как «любовь» или «победа».
Отмечалось, однако, что теория, согласно которой феи — «поверженные боги» древних религий, в отношении кельтских фей вызывает лишь дополнительные вопросы, поскольку об истинной природе кельтской религии известно мало. Принято считать, что персонажи древней кельтской литературы (Lug Lámfhada, Cúchulainn, Tuatha Dé Danann) перешли сюда из более ранних религиозных верований, но они определенно к миру фей отношения не имеют. Персонажи старых литературных источников, такие, как Medb и Midir, возникают в сказаниях о феях, но оказываются здесь трансформированн
ыми.

Согласно популярному квазирелигиозном у поверью, когда ангелы взбунтовались, Бог приказал запереть врата Рая; оставшиеся на небесах стали ангелами, поселившиеся в Аду — демонами; часть ангелов, оказавшихся посередине, сделалась феями. По другим источникам, (упоминавшимся, в частности, У. Б. Йейтсом), из Рая фей изгнали за недостаток добродетели, в Ад не пустили за то, что оказались не слишком порочны; представление о феях как об ангелах, за непослушание сброшенных на Землю и оставшихся жить на месте «падения», господствовало, в частности, в Корнуолле. «Считается, что те, кого именуют… феями занимают промежуточную ступень между человеком и Ангелом, подобно даймонам в прошлом», — писал преподобный Роберт Кирк в 1691 году. Прямое отношение к этой идее имеет и устойчивое представление о том, что феям приходится ежегодно платить дань (teind, tithe) Преисподней (считалось что дьявол уносит к себе десятую часть их населения). Таким образом, не будучи демонами, они, тем не менее, находятся всё же в её власти.

Представление о том, что феи есть демоны, сформировалось в эпоху становления пуританства, но не получило широкого распростарнения. Тем не менее, именно в эти годы многие «феи» стали «злее»: так, хобгоблин, в недавнем прошлом — дружественный человеку домовой, — приобрёл крайне неприятные черты. В этот же исторический период времени общение с феями стало рассматриваться как форма колдовства и соответствующим образом караться. Духовенство, как католическое, так и протестантское, сходилось на том, что существа такого рода могут быть только демонами, многие отмечали их сходство с фавнами, сатирами, нимфами из классической мифологии, — которым также приписывались демонические свойства.

Обратное представление — о том, что феи представляют собой ангельскую ветвь жизни, возникло и приобрело популярность в теософии. Теософия признает, наряду с devas, сущности меньшего масштаба: в их числе «духи природы», «элементали» и феи. Все они, как считают последователи теософии, могут наблюдаться людьми, обладающими даром «третьего глаза». В теософии считается, что все эти эволюционно недоразвитые существа никогда не были инкарнированы в человеческом сообществе, и считаются отдельной ветвью развития (deva evolution). Впрочем, и в некоторых христианских религиозных работах феи упоминались как сущности, не обладавшие собственными душами, но призванными сопровождать дух праведника к вратам Рая.

Феи — духи природы
Существовало и представление о феях как об элементарных «духах природы», самостоятельной ветви мыслящих существ. Как отмечается в «Оксфордском словаре кельтской мифологии», «…не исключено, что древние кельты (как и некоторые другие до-технологическ ие сообщества) наделяли каждый объект духовным смыслом, который антропоморфизиро вался с появлением христианства». В алхимии они (а также гномы и сильфы) рассматривались как элементали, духи стихий; в частности, упоминания об этом есть у Парацельса. В фольклоре также феи иногда именуются духами воздуха.
Представление о феях-духах природы подтверждала Осборн Леонард: «Да, это духи природы, и они существуют. Узреть их способен лишь тот, кто обладает даром ясновидения. Они одухотворены, но иначе, чем мы. Духи природы рождены — кто от земли, кто от огня, кто от трения. Они не умирают, подобно нам, и жизнь их — само движение», — утверждала медиум-спиритуал
ист, ссылаясь на «Феду», своего духа-посредника.

Феи — духи умерших
Представление о том, что феи являют собой некий подкласс духов умерших, получило широкое распространение во многих районах Шотландии и Ирландии. Ирландская банши или шотладская биншит (bean shith), — это и «женщина-фея», и призрак одновременно. Существо с Севера Англии, известное как Cauld Lad of Hylton, — дух убитого мальчика, но вместе с тем и разновидность эльфа. Согласно одному известному сказанию, человек, попавший в плен к феям, каждый раз когда пристально взглядывался в одно из существ, тут же узнавал своего умершего соседа. В Корнуолле к феям относились и как к духам умерших — прежде всего, некрещенных детей (Will-o"-the-Wis p).

Сообщения о встречах людей с феями фиксировались неоднократно. Доктор Эванс-Ветц: в своей книге «Вера в фей у кельтских народов» (1912) привёл свидетельства 102 человек, которые утверждали, что им эти мифические существа являлись воочию. По свидетельству А. Бирса, англиканский священник сообщал о том, что видел трёх фей неподалек от Колчестера в 1855, когда проходил по парку после ужина с хозяином поместья. В 1807 году целое «войско» фей вошло в лес в Экс-ан-Провансе и унесло девочку, дочь крестьянина. В 1907 году леди Арчибальд Кемпбелл имела беседу со слепым ирландцем и его женой, которые утверждали, что поймали фею и держали её в плену две недели, после чего той удалось бежать. Знакомый этой же супружеской пары утверждал, будто бы ранним утром нередко видел фей на горе Хоут (Hill of Howth); это были «маленькие люди примерно метрового роста на осликах соответствующего размера».

Считалось, что феи живут вне времени и потому бессмертны. Однако были люди, которые утверждали, что будто бы видели воочию церемонии похорон в мире фей. Согласно книге «Lives of Eminent British Painters» Аллана Каннингема, в их числе был поэт Уильям Блейк. В беседе со знакомой дамой он рассказал о том, как «у себя в саду вечером увидел процессию человекоподобных существо размером и цветом с зеленых и серых кузнечиков, которые несли тело, укрытое розовым лепестком. Они похоронили покойника с пением, после чего исчезли». В Англии считалось, что подобные видения предвещают скорую смерть.

О многочисленных случаях встреч человека с феями рассказал доктор Кирк, который (как пишет Л. Спенс) «…взялся за исследование фей в Аберфойле, Шотландия, как визитёр-антропол ог принимается изучать жизнь коренного населения». В книге «Тайное содружество фавнов, эльфов и фей» («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns, and Fairies», 1691), долгое время считавшейся основным трудом по этой теме, Кирк весьма уверенно описал жизнь, род занятий и деятельность обитателей подземного царства фей. Героиней одной из них этих историй стала «…повивальная бабка из Швеции, чей муж, священник по имени Петер Рам, 12 апреля 1671 года сделал официальное сообщение, рассказав о том, как к нему явился маленький смуглолицый человечек, одетый в серое, и попросил оказать помощь жене, у которой начались родовые схватки. Питер Рам опознал тролля и благословил супругу на доброе дело. "Мне показалось, что ее унес порыв ветра, — пишет он. — Выполнив свою работу, она точно таким же образом была доставлена обратно"». Любопытно, что, если верить легенде, в конечном итоге пришлось встретиться с феями и самому преподобному Роберту Кирку. Могила Кирка находится в Аберфойле, однако известно, что он лишился чувств, пересекая некий холм («курган фей») и скончался на месте, не приходя в свознание. После смерти и погребения Кирк явился во сне своему кузену: сообщил, что он в качестве пленника пребывает у фей и дал подробные инструкции о том, как добиться его возвращения. Брат утверждал, что был слишком напуган, чтобы им последовать: таким образом Кирк остался среди фей навеки.

В Шотландии «пособниками» фей считали мельников: представителей профессии, которая управляет силами природы. Именно в Шотландии феи проявляли особую зловредность и издавна вызывали страх. Посторонние не могли и помыслить о том, чтобы после наступления темноты ступить на территорию мельницы, потому что точно знали: феи здесь уже начали заготовку пшеницы, которую будут молоть. По крайней мере мельники в местах, где такие верования господствовали, мог спать спокойно, точно зная, что не станет жертвой грабежа. Между тем, Джон Фрезер, мельник из Уайтхилла, утверждал, что однажды ночью спрятался и принялся наблюдать, как феи пытаются — причем безуспешно, — управиться с мельницей. Он вышел, чтобы помочь им, после чего одна из фей дала ему «гоупен» (gowpen, две пригоршни съестного) и приказала положить в склад, заявив, что после этого запасы его долгое время будут полны, вне зависимости от того, сколько он будет брать оттуда. Существовало и поверье, согласно которому, зная имя феи, можно вызвать её и даже заставить выполнить желание. С этим, однако, рекомендовалось проявлять осторожность: такого рода вызов мог фею оскорбить и спровоцировать на жестокую месть. С другой стороны, маги и колдуны утверждали, что посредством специальных ритуалов способны вызывать фей и с их помощью выведывать

Феи в литературе
В качестве персонажей феи стали появляться в средневековой романтической литературе, в основном, как существа, встречавшиеся странствующим рыцарям. Фея появилась перед сэром Лаунфалем и потребовала от него любви; подобно фольклорной «фее-невесте», она наложила на него обет, который он нарушил. Постепенно в средневековой литературе число персонажей-фей становилось все меньше; на их место пришли колдуньи и волшебницы. Тем не менее, феи не покинули поэзию и литературу окончательно («Sir Gawain and the Green Knight», «The Faerie Queene» Эдмунда Спенсера). Особую известность приобрела Фея Моргана, на чью связь с царством фей указывало само её имя (впрочем, в Le Morte d’Arthur она — женщина, которая обрела магические способности путём познания.

Во многих художественных произведениях феи фигурировали бок о бок с нимфами и сатирами классической традиции, в других — постепенно подменяли мифологических существ из классики. Поэт-монах XV века Джон Лидгейт писал, что Король Артур был коронован в «стране фей», и что после смерти унесли его четыре феи-королевы, в Авалон, где он покоится под Курганом фей и будет оставаться до тех пор, пока вновь не восстанет.
Персонажи-феи играют существенные роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь»; действие здесь происходит одновременно в лесу и в стране фей; ссора фей создает хаос в природе и формирует «наркотически-зы бкую» основу сюжета. Феи действуют также в произведении современника Шекспира Майкла Дрейтона («Nimphidia»); сильфы — в «The Rape of the Lock» Александра Поупа. В XVII веке появился термин contes de fee («fairy tale»); так устная традиция передачи сказаний о феях была продолжена в сказках. Известно, что братья Гримм поначалу использовали фей в качестве персонажей, лишь в более поздних изданиях они заменили их на «волшебниц».

Широкую популярность получили баллады о феях, в большинстве своём рассказывавшие о судьбах смертных, пленёнными царством фей. В песне XIX века «Lady Isabel and the Elf-Knight», рыцарь-эльф являет собою некое подобие Синей Бороды: Изабель вынуждена обмануть и убить его, чтобы спасти себе жизнь. В другой сказочной балладе «Tam Lin» герой, хоть и живет с феями и обладает их способностями, в действительности , — «земной рыцарь». Жизнь его вполне приятна, но он опасается, что феи отдадут его в Ад в качестве элемента подати («тейнда»). Баллада Sir Orfeo повествует о том, как жена Сэра Орфео была похищена Королем Фей, лишь обманом и искусством игры на арфе мужу удалось вернуть ее обратно. Sir Degare рассказывает о трудной судьбе женщины, отдавшейся своему любовнику из царства фей (в более поздних версиях оказывается, что он лишь таковым притворялся, на самом деле — был смертным). «Thomas the Rhymer» спасается из царства эльфов, но прежде вынужден провести там семь лет.

Невероятные факты

Как думаете в вашем роду были феи?

Вы скажете, что это все сказки, но кельты верили, что у членов королевской семьи в родословной были феи , что возводило их в высший ранг в обществе.

Они должны были оберегать королевскую семью и будущее человечество.

Феи из кельтского фольклора не были похожи на крошечных, волшебных существ с крыльями. У них был облик человека, но они обладали магической силой и никогда не старели .

У них не было крыльев, что позволяло им ходить среди людей незамеченными.

Некоторые считали фей смертными, но они жили намного дольше людей , иногда доживая до сотен и тысяч лет.

Легенда о фее

Согласно поверьям, если ребенок рождался у матери-человека и у сказочного отца, он выглядел, как человек, но наследовал магические способности. Если же ребенок появлялся от матери-феи и отца-человека , он рождался в сказочном мире и был бесплотным.

По иным легендам феи крали малыша у людей и подменяли его на своего. Родители не подозревали о подмене и воспитывали ребенка с необъяснимыми способностями. Таких детей назвали эльфами.

А как вы считаете, в ваших жилах течет волшебная кровь? Вот, какими особенностями по поверьям обладали феи.

Как стать феей

1. У вас чарующий и чувственный взгляд.



Как только вы взглянете на человека, ему сложно от вас отвернуться. Другие говорили вам, что ваш взгляд приковывает, чарует и околдовывает.

Вам не нужно ничего говорить, чтобы покорить других, вы просто глубоко смотрите в их глаза и позволяете вашим чарам делать свое дело.

2. Вы необычны и притягательны



Другие описывают вас, как необычного, неординарного или уникального человека. Несмотря на то, что вы отличаетесь от остальных, вас считают очень привлекательной и притягательной.

3. Температура вашего тела чуть ниже нормы.



Ваша обычная температура тела может быть ниже, чем у окружающих людей. Либо у вас может быть нормальная температура, но при прикосновении к вам, вы кажетесь холоднее.

Но, несмотря на то, что ваша кожа прохладнее чем у других, людей это не отталкивает, а скорее успокаивает. Ваше кровяное давление также может быть ниже нормы.

4. Вы можете спать слишком много или слишком мало



Иногда вы можете спать всего несколько часов, но не страдать от бессонницы. Более того, вы спите столько, сколько нужно, и при этом чувствуете себя отдохнувшей и активной в течение дня. Бывает и так, что вы более активны ночью, и спите в течение дня.

Но в некоторых случаях вы можете очень много спать. Это связано с тем, что во сне вы чувствуете себя уютнее, чем в реальном мире. В конце концов, феи – существа мистические.

Добрая фея

5. Вам кажется, что вы не принадлежите этому миру.


У вас может быть ощущение, что вы пришли из далекого мира или с другой галактики. Хотя люди вам интересны, вы стараетесь избегать слишком тесного общения с остальными.

Чаще всего вы чувствуете себя отстраненной, думаете о путешествиях или новых местах.

6. У вас есть воображаемые друзья



Вам уютно разговаривать с воображаемыми друзьями, и вы часто ведете внутренние диалоги. Ведь вам приходится скрывать от людей свое сказочное происхождение.

7. Дети и животные вас любят



Это не зависит от вашего возраста. Вы не пытаетесь завоевать их любовь, а может даже избегаете контактов с ними. Но, тем не менее, маленькие и большие дети и животные всегда к вам тянутся.

8. Вы увлекаетесь сказками или духовными практиками



С раннего возраста вы увлекались сказками и фольклором. Вы любопытны и всегда хотели узнать больше, даже если это шло вразрез с вашим воспитанием. Возможно, вы даже талантливы в этих областях.

9. Вы слышите белый шум



У вас в ушах часто звучит белый шум. Этот звук нельзя объяснить, так как он не является отличительным, как звон, а скорее похож на ощущение.

Этот звук становится сильнее, когда вы предчувствуете будущее, или у вас возникает сильное интуитивное чувство, что что-то произойдет.

Существуют ли феи

10. Вы любите музыку



У вас есть сильная любовь ко всему, что связано с музыкой. Возможно, вы любите слушать музыку, петь, играть на музыкальном инструменте, сочинять песни или танцевать.

Вы считаете, что музыка – является лучшим способом выразить себя и справиться с эмоциями, с которыми вы сталкиваетесь в реальном мире.

11. Вы ощущаете спокойствие на природе



Именно на природе вы испытываете невероятное чувство покоя и уюта. Растения, цветы, деревья, насекомые, животные и вода помогают вам набраться сил и сосредоточиться.

12. Вы любите мечтать



Вы часто погружаетесь в свои мечты и теряетесь в них.

По правде говоря вас тянет в свой сказочный мир, в котором вам уютнее всего. Даже когда вы бодрствуете, вы часто отвлекаетесь и можете быть рассеянной.

13. Вы чувствительны к электромагнитным волнам



У вас повышенная чувствительность к различным частотам, включая Wi-Fi, мобильные телефоны и люминесцентные лампы. У вас могут возникать головные боли, стресс, сыпь, ощущение жжения и покалывания на коже, когда вы находитесь рядом с источниками электромагнитных волн.

14. Вы хотели бы помогать людям



Вас привлекает стезя целителя, и вы хотели бы дарить счастье и свет окружающим вас людям. Возможно, вас привлекают такие профессии как врач, медсестра, мануальный терапевт, массажист, психолог, ветеринар и другие.

Феи - это легкие крылатые волшебные создания необыкновенной красоты, обычно женского пола и обязательно добрые. Такими рисует их воображение и знакомые с детства волшебные сказки. Но существуют ли феи на самом деле? И если да, то как они выглядят и обладают ли какими-то сверхъестественными способностями? Чтобы рассуждать о существовании фей, для начала нужно углубиться в предания и легенды, описывающие этих очаровательных волшебниц.

Сказочные феи - кто они?

Современные представления о феях весьма далеки от их традиционных описаний. В первую очередь нужно понимать, что это одни из представителей неизведанной силы, как, к примеру, гномы или домовые. Само обозначение «фея» произошло от древнефранцузского слова «faerie», означающего все, что касалось жизни маленьких мифических существ.

До сих пор исследователи не определили происхождение этих созданий. По одной из версий, настоящие феи - это персонифицированные духи природы: растений, воды, воздуха, огня. По другой, это видоизмененные древние языческие божества. Если верить легендам средневековых шотландцев и ирландцев, в фей превращались души умерших людей. Однако доподлинно установить это невозможно.

Феи в мировом фольклоре

Первые предания о феях зародились в средневековой Европе. Наибольшую популярность они приобрели в кельтских легендах, в которых описывались как миниатюрные существа, умеющие летать и становиться невидимым. Феи жили рядом со смертными. Они часто устраивали пышные праздники с танцами и музыкой на лесных опушках, полянах. Каждый человек мог увидеть их.

Кроме того, существовали и одинокие феи. Легенда гласит, что они жили в домах людей и помогали им справляться с домашней работой: мыли посуду, разводили огонь в очаге. За это хозяева относились к ним с уважением и заботой и всячески благодарили их. Любимым цветом домашней феи был коричневато-красный. По преданиям, они любили детей и часто делали им подарки.

В средневековых шотландских легендах описывались как хорошие, так и злые феи. Вообще в фольклоре встречались самые разнообразные виды этих волшебных существ.

Интересен вопрос о том, существуют ли феи в русском народном творчестве. У наших предков не было подобного персонажа. Аналогами этих сказочных созданий в некоторой степени можно считать русалок.

Существуют ли феи в реальной жизни

Истории и легенды о феях распространены у разных народов. Но насколько они реальны? Существуют ли феи в действительности? У разных людей своя точка зрения по этому поводу. Одни даже не допускают возможности существования фей, другие свято верят в то, что эти крылатые волшебницы живут рядом с нами.

В качестве одного из аргументов они приводят фольклорные сказания и легенды. Ведь люди, создавшие их, не могли выдумать фей, значит, видели их на самом деле тогда, когда магическим существам еще не приходилось прятаться от человека. Не стоит оставлять без внимания и многочисленные свидетельства людей, которые воочию видели этих крылатых волшебниц.

Свидетельства очевидцев

Истории о встречах с феями начали появляться очень давно. Они описываются не только в древних легендах, но и в более современных источниках. Очень много свидетельств от тех, кто видел фею, появилось в XIX веке. При этом люди утверждали, что не только видели этих существ, но и общались с ними.

В начале прошлого века настоящей сенсацией стали фотографии, сделанные двумя британскими девочками. На снимках запечатлено, как они играют с феями. Более современные исследования оспорили эти фотографии. Тем не менее в теософских кругах до сих пор не сомневаются в их подлинности. Людям, напрямую столкнувшимся с магическим миром, не приходится задаваться вопросом о том, существуют ли феи. А всем прочим остается только верить в эти истории или же отрицать их.

Как выглядят феи

Современные представления о феях как о миниатюрных крылатых существах появились сравнительно недавно. Изначально их описывали совсем по-другому. Давайте узнаем, как выглядят настоящие феи?

Интересно, что они могли быть не только женского пола, но и мужского. Рост феи тоже не был постоянным: они описывались и как светящиеся высокие создания, и как крошечные, внешностью больше напоминающие троллей. Любимыми цветами феи были зеленый и голубой. Наверное, это связано с их близостью к природе.

Интересно, что летающая фея с крыльями - это плод воображения сказочников XIX века. В народных преданиях об этом ничего не говорилось. Изначально феи не обладали крыльями, но прекрасно умели летать и без них.

Черты характера фей

Как мы уже отмечали, встречаются как добрые, так и злые феи. Характер этих существ отличается противоречивостью и непредсказуемостью. Феи могут оказывать помощь человеку и щедро благодарить за оказанные им услуги. Но все же основными их качествами являются ветреность и обидчивость. Разгневанная или оскорбленная волшебница могла принести множество неприятностей и даже навести на человека серьезную болезнь.

Впрочем, многие феи, напротив, были целительницами и даже передавали людям свои знания. Также эти существа отличались шаловливостью и склонностью ко всяким проделкам, например, они могли спутать волосы спящему человеку, заставить свернуться молоко или стащить еду со стола.

Отношения фей и людей

Издавна люди верили, что феи живут рядом с ними. Не является удивительным то, что в легендах и литературе описано множество случаев их встреч и развития взаимоотношений. Загадочным романтическим ореолом всегда окутывалась любовная связь смертного человека и феи. Эти истории лежат в основе многих сказочных сюжетов. Волшебницы забирали в свое царство красивых мужчин, а потом, обычно за какой-то серьезный проступок, возвращали их домой. При этом оказывалось, что на родине уже прошли столетия.

Летающая фея могла унести понравившегося ей человека в далекое селение, расположенное за многие километры от дома, причем впоследствии он не помнил, как и почему там оказался.

В целом считалось, что встреча с представителями магического мира не сулила ничего хорошего. Поэтому люди старались держаться подальше от мест, где обитали феи.

Волшебные умения фей и способы защиты от них

Настоящие феи наделены магическими способностями. Одно из подтверждений тому - многочисленные сказки, где они с помощью чар и волшебной палочки совершают чудеса и помогают добрым людям. Феи могут менять не только рост, но и весь свой облик, а также превращаться в животное или растение. Кроме того, они умеют летать и становиться невидимками.

Описывается большое количество средств защиты от фей. Люди верили, что эти волшебные существа боятся железа, звука колоколов и, как ни странно, хлеба. И свежий, и черствый, он был главным способом защиты от фей. Впрочем, самое лучшее средство уберечься от гнева этих созданий заключалось в том, чтобы избегать встречи с ними. А тому, кто все-таки увидел фею, советовалось не смотреть на нее слишком пристально.

Теперь мы знаем, как выглядят настоящие феи и какими волшебными качествами они обладают. Так или иначе, каждый выбирает сам, верить или не верить в них. И вопрос существования фей до сих пор остается открытым. Но можете не сомневаться, если вы благосклонно будете относиться к этим маленьким созданиям, они обязательно отплатят добром и придут на помощь.