Пособие воскобовича. Мастер-класс "развивающие игры воскобовича". История возникновения методики Воскобовича

МАСТЕР_КЛАСС

Тема: «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».

Цель мастер - класса : внедрить технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры » в педагогическую деятельность воспитателей нашего города.

Задачи:

Познакомить воспитателей с развивающими играми В. В. Воскобовича , их особенностями, формами и методами работы с играми.

- развивать творческий познавательный интерес к играм В. В. Воскобовича .

Добрый день, уважаемые коллеги.

Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальной технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это игровая технология, т к игра – это ведущая деятельность детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде, а так же и младшем школьном возрасте. Другими словами, на базе РИВ можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста и до младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет).

Сразу хочу предупредить, мой опыт работы по данной технологии не большой.

Познакомилась я с Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем совсем недавно. Как и многие я присутствовало на его презентации в нашем городе на Форуме «Педагоги России». Затем прослушала его однодневный семинар, который он провел в нашем городе. И уже там я окончательно определилась, что буду использовать в своей работе его технологии.

Немного истории

Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий . В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В. В. Воскобович , пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры : «Геоконт» , «Игровой квадрат» , «Цветовые часы» .

Чуть позже был создан центр ООО « Развивающие игры Воскобовича » по разработке, производству, внедрению и распространению методик развивающих и коррекционных игр .

РИВ основаны на трех основных принципах:

Познание

Интерес

Творчество

Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича:

- Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

- Развитие наблюдательности , воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

- Развитие мелкой моторики .

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.) .

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Цель технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Особенности технологии:

    Широкий возрастной диапазон участников игр.

    Многофункциональность развивающих игр.

    Вариативность.

    Сказочность.

    Взаимосвязь развивающих пособий.

    Поэтапность.

    Широта использования.

    Творческий потенциал каждой игры.

    Комфортность.

    Технология с «открытым кодом»

РИВ направлены на решение задач пяти развивающих областей ФГОС ДО:

    социально- коммуникативное развитие;

    познавательное развитие;

    речевое развитие;

    художественно-эстетическое развитие;

    физическое развитие.

Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:

    универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;

    предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;

    конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.

Игры разработаны для детей разного возраста : ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст и для детей с ОВЗ.

К универсальному блоку относятся:

1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»,

2. Предметные универсальные средства - комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»,

3. Графическое универсальное средство - Игровой графический тренажер «Игровизор»

Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»

Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1*1,25, есть еще вариант 1,5*2,5 (если позволяет место). Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом. В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.

Задачи, которые мы можем решать:

Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);

Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);

Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.

Развитию аргументированной и доказательной речи;

1 Пример: для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: крас, желт, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.

«Помоги ежику собрать листочки»

Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.

Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров

Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.

Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.

Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.

«Подарим гномам листочки»

Задачи: - развитие внимания памяти; - закрепление знания основных цветов; - развитие умения группировать по цвету.

Оборудование и материалы: листочки 4 цветов, гномы.

Игровая ситуация: веселые гномы гуляли в Фиолетовом лесу и увидели много разноцветных листочков. Они им так понравились, что гномы решили собрать листья в букеты.

Задание : помочь гномам собрать листочки своего цвета.

Ознакомление с окружающим миром.

Например, многие животные леса осенью начинают готовить себе норки-домики на зиму и начинают их утеплять листочками. И наши ежики и мышки тоже решили утеплить свои норки.

Задачи: - закрепление умения выделять размер: большой, средний, маленький; - развитие умения группировать по размеру.

Оборудование и материалы: желтые листочки трех размеров, ежики двух размеров, мышка.

Игровая ситуация: В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Ежики и мышки начали готовиться к спячке, но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу ежики увидели желтые листочки, упавшие с деревьев, и решили ими утеплить свои норки. Большой ежик решил собрать большие листочки, маленький – средние, и тут они услышали писк. Это мышка прибежала за маленькими листочками. Норки получатся теплыми, уютными и красивыми.

Задание: Помочь ежикам и мышке насобирать листочки нужного им размера.

Всегда надо ориентироваться на способности, знания и умения детей. Для кого-то мы начинаем с одного цвета и разных размеров, а кому-то можно подключать и цвет и размер.

«Украсим деревья листочками»

Задачи: - закрепление представления об основных цветах; - развитие умения группировать листья на основе цвета.

Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.

Игровая ситуация: Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?

Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе – синими и желтыми)

Развитие психических процессов

«Откуда выпал листик?»

Задачи: - развитие внимания, мышления; - развитие координации движений.

Оборудование и материалы : ажурное дерево с листочками.

Игровая ситуация: Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал и этак, ничего не получалось. Давайте поможем гному поставить листочки на место.

Задание: подобрать листочки в отверстия на кроне дерева.

Во всех примерах мы предлагаем кому-нибудь помочь, помогаем проявить заботу, тем самым решаем социально-коммуникативные задачи.

Играем в математику

«Разноцветные полянки гномов»

Задачи: - развитие внимания, мышления; - закрепление умения делить предметы на три группы по цвету; - закрепление счета до 5, определение больше - меньше.

Оборудование и материалы: радужные гномы, наборы листьев трех цветов

Игровая ситуация: Гномы решили сделать разноцветные полянки, Кохле решил сделать красную полянку, Зеле – зеленую, Си – синюю. А чтобы их полянки не были скучными, гномы решили их украсить листочками.

Задание: помочь гномам украсить полянки листочками любимых цветов. Сосчитать листочки на каждой полянке. Сравнить у кого листочков больше – меньше.

«Коврограф Ларчик»

Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1,25*1,25 м, размер клетки 10*10 см, разработан для детей от 3 до 10 лет.

Это, по сути, альтернатива фланелеграфа. У фланелеграфа есть такой минус - с него падают прикрепленные предметы. У коврографа предусмотрены всевозможные зажимы, карманы, липучки и прочее, для того чтобы все держалось намертво.

Комплект «МиниЛарчик » размером как четверть коврографа, содержит практически такую же комплектацию, удобно использовать в домашних условиях, в индивидуальных занятиях на столе, особенно в занятиях с детьми с ОВЗ.

Коврограф Ларчик содержит:

Сенсорно-конструктивные элементы (веревочки, кружочки, разноцветные квадраты и круговерт)

Образные элементы (слоники Лип-лип и Ляп-ляп, образы букв, образы цифр, пространственные карточки Лев-Павлин-Пони-Лань, 10 цветных гномиков)

Знаковые элементы (буквы, цифры, знаки и карточки отрицания на прозрачной основе)

Вспомогательные элементы (зажимы, кармашки 10, касса)

Конструирование различных игр и заданий:

    «Разноцветные кружочки»:

– цепочки (бусы)

Расположение на плоскости

2. «Разноцветные веревочки»:

Лабиринты

Графические диктанты

1 Пример:

Посадили мы цветок, появился стебелек,

Распускается бутон, посмотри-ка красный он,

И еще один бутон, посмотри-ка синий (белый) он.

Вопросы: Сколько всего цветов (бутонов) на стебле? (Много, три…) Сколько красных бутонов? (один) Сколько желтых? (ни одного)

Пальчиковая игра – указательный палец – пчелка – садится на соответствующий цветок

Пчелка Жужа прилетала, над цветочками жужжала.

Выбираем белый цвет. Пчелка села или нет?

Дополнения и усложнения:

Добавить или изменить цвета,

Прикрепить лепестки меньшего (большего) размера вокруг середины-бутона (такого же цвета (другого цвета), разноцветные лепестки)

Пчелки – желтые кружки – прикрепить рядом с указанным цветком, сравнить количество пчелок и цветов.

2 Пример: Пчелка Жужжа собирает нектар (проложить разноцветные дорожки от пчелки к цветам – белую, голубую, серую)

Вопросы и задания:

Пчелка полетит по белой дорожке, к какому цветку прилетит?

По какой дорожке нужно лететь, чтобы добраться до цветка с синей серединкой и красными лепестками?

Усложнения: добавить количество цветков, сделать цветки с одинаковыми серединками но разными лепестками или цветки одинаковой расцветки, но с разным количеством лепестков

3 Пример: Чередование (бусы)

Чередование 2-3 цветов.

Усложнение: добавить размер, кривая ниточка, замкнутая.

Сделай по образцу. Усложнение: измени направление.

Сделай по описанию: - первая - красная, вторая - зеленая и т.д. (числовой отрезок); красная бусина - между зеленой и желтой, но желтая справа.

Цвет могут задавать разноцветные гномы: Сделай для Желе такие же бусы, как у Кохле, но только желтые.

4 Пример: Слоник Ляп-ляп ищет клад (можно учить ребенка ориентироваться на плоскости)

Найди все бусины слева от Слоника,

У кого нужно попросить белую бусину?

Объясни Слонику, как пройти к желтой бусине

Проложи веревочку – дорожку между бусинами и собери их в следующем порядке: красная, синяя, желтая, белая (получилась незамкнутая ломаная из трех звеньев)

Разложи бусины по описанию: - зеленую подари льву, - от колодца пройди направо 2 клетки и 2 вниз, положи маленькую красную бусинку. Для кого она?

5 Пример: Слон Лип-лип идет в гости

Усложнение: камешки на дорожке

Вопросы и задания:

Какие дорожки ведут к гномам? (красная, синяя, зеленая, прямая, кривая, ломаная)

С какими дорожками пересекается красная дорожка?

Какие камни-кружки лежат вдоль зеленой дорожки?

Помоги Слону пройти по описанию словесному или по схеме (последовательность камней- кружков)

Трансформация картинки:

Что изменилось?

Какая дорожка не завалена камнями?

Объясни Слону как пройти к Кохле?

Как еще к нему можно пройти?

Соеденить Слоника с гномами (желт, красн, голуб, зеленый) разными веревочками (зеленая красная, синяя)

Вопросы и задания:

Игрок с закрытыми глазами ведет пальцем по дорожке по указанию направления другого игрока.

Дорожка с пересадкой: идти по красной, перейти на зеленую, затем на синюю

Идти по направлению и на заданное количество клеток: сначала идем по зеленой дорожке 3 вниз, 1 – налево, 1 – вниз, 1 – налево. К какому гному пришли?

Найди самую короткую дорожку к Кохле.

Как Желе дойти к Зеле?

Дополнение: проложи желтую дорожку к Селе, чтобы она пересекалась только с красной и синей

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Универсальные игровые комплексы

Комплект «Сказочный образ»

Комплект «Эталонные конструкторы»

Комплект «Чудо конструкторы»

Комплект «Знаковые конструкторы»

Комплект «Игровой квадрат»

Комплект «Играем в математику»

Комплект «Чтение через игру»

ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ

«Кораблик Плюх-плюх»

Пять цветов, пять мачт разной высоты, флажочки, которые снимаются и одеваются.

На кораблике работают пальцы (надо правильно брать пальчиками флажочки). Помогают нам играть с корабликом матросы – лягушата и капитан – гусь. Для того, чтобы наш кораблик отправился в плавание не нем надо навести порядок, надо наши флажочки снять и постирать. Затем разложить на столе по цветам и просушить. И затем начинаем надевать, помогаем деткам, объясняем им. На маленькую надеваем самую маленькую кучку и тд. Как вариант, можно флажочки надеть на пальчики и прейти в динамическую паузу – потанцевать как лягушата. А потом опять превращаемся в ребяток и продолжаем нанизывать флажочки на мачты. На кораблике можно провести карнавал. Для этого можно украсить кораблик герляндой. И мы выполняем нанизывание на шнурочек флажков различными способами (в большое отверстие или в маленькое, произвольно или по схеме, выбирая определенный цвет). Можно надеть на детей в виде бус или браслетов и опять устроить динамическую паузу – карнавал. На мачтах можно делать вертикальные ряды, горизонтальные ряды. И когда мы соберем весь кораблик, он должен отправиться в плавание по волнам (выполняется движение плавание кораблика по волнам правой и левой рукой).

Эталонные конструкторы «Фонарики»

На первый взгляд это обычные вкладыши. Но как бы не так. Просто так ничего не бывает в РИВ. Вариативность: - вкладыши (для самых маленьких. Причем когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся); - геометрические формы; - конструирование по схемам; - свободное конструирование; - трафаретное рисование.

Когда знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам (ой-ой-ой), зажигаем огонечек (такого же зеленого цвета или красного цвета). Тоже самой проделываем и с квадратом (ойкаем 4 раза).

Когда мы приступаем к конструированию, для детей раннего возраста мы используем схемы 1 в 1 (на листе А4 отрисовываем схему можно черно-белую, можно цветную). Схемы прилагаются в инструкции к пособию. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. Далее может быть свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет и дети строят на столе, педагог в Фиолетовом лесу. И все вместе строят дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Далее можно пользоваться маленькой схемой. В качестве трафаретного рисования можно просто обрисовывать геометрические фигуры, а можно опять же вернуться к сказке и пройти ее всю, обрисовывая детали. Обязательно надо придумывать сюжет вокруг какого –то сказочного героя и в конце, например, посадили пчелку на машину и проговорили как она едет на машине, и обязательно учим складывать игры на место.

Эталонные конструкторы «Черепашки. Пирамидка»

7 цветов, три размера (большая черепашка – папа, средняя черепашка – мама, и маленький малыш)

Используется нанизывание, соотношение по величине, можно строить и на столе и на игровом поле (правильно объяснять ребенку где голова, где ноги).

Вариативность: нанизывание по цвету, по величине, плоскостное и объемное конструирование, конструирование по схемам, свободное конструирование.

Схемы так же есть в комплекте. Так же мы их отрисовываем. Вариантов много.

«Чудо Крестики 1»

Основные цвета, вкладыши, количество и состав числа. Модно выкладывать вертикальную башню, горизонтально – поезд, лесенка, конструирование по схемам (схемы прилагаются)

«Чудо соты» - продолжение Чудо – крестиков (добавляется новый цвет, разнообразится конструирование)

Игровой квадрат или всем известный квадрат Воскобовича.

В раннем возрасте учим детей складыванию (на себя, от себя, через уголок, вдоль). Получается шоколадка в зеленом (красном) фантике для гномов, печенье (маленький квадрат). Кормим гномов (ням-ням-ням). Сложив по диагонали получаем горочку, по ней могут кататься пальчики по очереди или различные персонажи. При этом активизируем речь. Делаем конфеты, домики, конвертики.

Волшебная восьмерка

Вариативность: - работа на игровом поле или на столе; - вытаскивание палочек, подсовывание под резиночку; - одноцветное и разноцветное выкладывание палочек (поворот); - работа одной и двумя руками; - работа со словесной инструкцией: покажи, положи, найди…; - моделирование из палочек на столе (заборчик, домик, цветочек)

Шнур – малыш

На конце шнурочка завязываем узелок. Начинаем с обучения нырять и выныривать. Затем мы учим их огибать кнопочки. Это движение более тонкое и хорошо развивает пальчики детей. А как известно, любое действие руками способствует развитию речи, мышления. Когда мы овладели действиями одной рукой, делаем все тоже самое другой рукой. У детей до 3-4 лет основная рука не стоит, поэтому развивая обе руки, мы развиваем оба полушария. Усложняя задачу, можно предлагать схемы, словесные указания.

Чтение через игру

Мы готовим артикуляционный аппарат у детей. Используем карточки Арлекин, Ирлекин, Урлекин, Орлекин, Ерлекин. Мы не учим их читать, мы развиваем артикуляционный аппарат. Мы показываем наших любимых шутов и пропеваем их любимую песенку (Оооо). Следим за тем, чтобы дети правильно ставили губы, язык. Затем переходим к слоговому пению.

Для этого можно использовать «Складушки» - это альбом с картинками и песенками и диск. Песенки можно использовать как фон для игры.

Конструкторы могут сочетаться между собой.

«Игровизор» игровой графический тренажер

Рекомендации : Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.

Литература :

1. Вкладыши к играм.

2. Развивающие игры Воскобовича . 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В. Воскобовича , Л. С. Вакуленко.

Спасибо за внимание!

Заведующий ГБДОУ «Детский сад № 91

комбинированного вида» __________ О. Е. Выговская

Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важным этапом модернизации всей образовательной системы, обеспечивающим преемственность детского сада и школы. Проанализировав данные нормативные документы, пришла к выводу, что профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитатание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным.
Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности.
Социокультурная ситуация в обществе и процессы реорганизации образовательной системы подталкивает педагогов к осознанию невозможности работы по-старому, используя стереотипные приемы и единой формы организации детской деятельности. Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.
Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Существует несколько видов технологий.
1. Педагогические технологии на основе деятельностного подхода.
К технологиям деятельностного подхода относятся:
· Педагогическая технология – метод проектов. Авторы: Дж. Дьюри, В. Килпатрик.
· Технология развивающего обучения.
· Педагогические технологии программы “сообщество”. Авторы: К. Хансен, Р. Кауфманн, К. Уолш.
· Педагогическая технология самостоятельной исследовательской деятельности детей.
· Педагогическая технология детского экспериментирования.
2. Игровые педагогические технологии.
Одной из таких технологий является Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.
Следующие:
· Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.
· Педагогическая технология “Блоки Дьенеша”
· Педагогическая технология “Палочки Кюизенера”
· Педагогическая технология тренинга.
3. Педагогические технологии обучения и развития.
К этим технологиям относятся:
· Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста.
· Педагогическая технология, основанная на триз (теории решения изобретательских задач).
· Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности.
Проштудировав эти технологии, свой выбор остановила на игровой педагогической технологии, а именно на Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича.
Меня привлекло, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры от 2-3 лет до средне школы.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
(В.В. Воскобович и др)
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Познакомимся поближе с играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми - "Геоконт" и "Квадрат Воскобовича".
Геоконт - в народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава" (в названии сказки зашифровано слово "геометрия"), в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются "серебряными". На игровое поле "Геоконта" нанесена координатная сетка. На "серебряные" гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветные резиночки), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели.
Квадрат Воскобовича ("Игровой квадрат")
У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр. Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.
Непременным условием развития детского интеллекта является обогащенная предметно-пространственная среда, данная методика уделяет этому вопросу большое внимание.

Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. По сути, Фиолетовый Лес - это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.

Обогащение образовательной среды младшей группы детского сада играми Воскобовича приводит к решению нескольких задач в организации деятельности педагога:

1. Обогащается предметное пространство группового помещения, при этом оно становится развивающим;

2. Оптимизируется процесс мотивирования воспитанников в процессе организации непосредственно образовательной деятельности детей, как самостоятельной, так и совместно с педагогом;

3. Систематическое, поэтапное использование игровой технологии неизменно дает устойчивый положительный результат в развитии дошкольников.

Трехлетние малыши не путают цвета. Они называют желтый цвет желтым, а красный именно красным, не путая его с оранжевым. К концу года, дети отличают оранжевый цвет от желтого, синий не путают с зеленым или фиолетовым, голубой цвет отличают от синего и серого цветов. У детей, почти нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.

Действительно, неплохо, когда у детей, можно сказать на глазах, развивается понятливость и формируется довольно высокий уровень познавательного развития, поскольку полноценное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным всегда. Известно, что комплексное развитие интеллектуальной сферы в дошкольном возрасте повышает успешность обучения детей и играет большую роль в образованности взрослого человека.

Дошкольники с развитыми мыслительными операциям, процессами и функциями быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Игра же, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве способствует превратить обучение в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом привлекательном для дошкольников виде деятельности.

Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Развивающие игровые технологии делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.

Зверева Олеся Борисовна,

воспитатель,

МБДОУ детский сад “Детство”

комбинированного вида

детский сад № 160

г. Нижний Тагил

Список используемой литературы

1. Бражников А. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению. Москва: Чистые пруды, 2008.

2. Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет “Сказочные лабиринты игры”. СПб.: НИИ “Гириконд”, 2000.

3. Сумнительная С. И., Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори. Москва. “Карапуз Дидактика”, 2005.

4. Толстикова О. В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО, 2013.

Игры Воскобовича – авторские пособия для развития дошкольников во всех направлениях. Отличительной особенностью методики является тот факт, что она базируется на трех анализаторах: слухе, зрении и осязании. Это помогает ребенку лучше осваивать новый материал.

Использование данной методики позволяет родителям и педагогам научить ребенка логически мыслить, читать, выполнять различные задания, связанные с креативным мышлением и творчеством.

В основе развивающих игр Воскобовича лежат его сказки, которые помогают сделать обучение более интересным и вовлечь ребенка в этот процесс. Авторские повествования требуют от ребенка выполнения каких-либо игровых и одновременно обучающих действий.

Все пособия рассчитаны на занятие как с одним ребенком, так и группой детей. Игрушки выполнены из натуральных материалов: дерева, фетра, текстиля. К ним прилагается подробное описание занятия или полная методическая разработка.

Области применения

  • Игры Воскобовича для занятий в детском саду. Для разных возрастных групп образовательных учреждений разработана целая развивающая среда «Фиолетовый лес». Все пособия дополняют друг друга и соединяются друг с другом.
  • Для домашней игры. Небольшие формочки, сортеры, конструкторы, шнуровки помогают родителям познакомить детей с основными геометрическими фигурами, цветами, формами и размером.

В нашем интернет-магазине вы найдете множество игр, основанных на методах обучения популярного автора. Определиться с выбором вам помогут качественные фотографии, видео и подробные описания на страницах товаров.

Что развивают занятия

Занятия с программой Воскобовича осуществляют базовую подготовку ребенка к обучению в школе. Его пособия, адресованные детям 3-7 лет, успешно применяются в России и за рубежом. На них уже выросло несколько поколений детей, которые обладают развитым пространственным и логическим мышлением, хорошим воображением и навыком счета. Ваш маленький исследователь так же с интересом погрузится в увлекательную обучающую игру.

Купить игры Воскобовича вы можете в нашем интернет-магазине «Умная игрушка»!

И настоящей пользы от этого. Развивающие занятия по методике Воскобовича, тема сегодняшней статьи, думаю, придется вам по душе.

Вячеслав Вадимович Воскобович житель Санкт — Петербурга, в прошлом физик, инженер, изобретатель. Отец двоих детей. Именно они и вдохновили его на изобретение новых развивающих пособий. Так как рождение его детей пришлось на нелегкое время перестройки, где в магазинах были только пустые полки, ни о каких развивающих пособиях не было и речи, трудно было достать даже обычную пирамидку.

Автор хотел сделать такие игрушки, которые бы были интересны не один раз: поиграл и забросил, а вновь и вновь, чтобы открывать новые возможности в одной и той же. И это ему с успехом удалось. Одними из первых появились: геоконт, цветовые часы, игровой квадрат.

  1. «Развивающие игры Воскобовича» (скачать книгу). В этом пособии довольно подробно описаны его изобретения и инструкции к ним.
  2. «Складушки» (скачать книгу) Изучаем буквы и слоги, слова при помощи маленьких забавных стишков.
  3. « Технология Воскобовича» (скачать книгу). Описание метода, авторских игр, что требуется для занятий с ребенком.

Развивающие игры

Имея такие пособия можно моделировать разные и бесконечные варианты игр с ними.

Изобретения начинают придавать фантазию для все новых и новых, так мы можем познакомиться с такими игровыми наборами, как:

  • Геоконт, игра-конструктор, но своеобразный. На деревянной досочке расположены гвоздики в определенном порядке и цветные резиночки прилагаются в комплекте. На первый взгляд лично мне показался неинтересным. Но если разобраться детальнее, то мы попадаем с ребенком в увлекательный мир геометрии и путешествуем с героями дядя Слава, ворон Мэтр и другие. Изучаем цвета и формы, фантазируем по прилагаемым схемам и выдумываем свои.


  • Квадрат Воскобовича. На тканевой основе пластиковые треугольники двух или четырех цветов. В комплекте прилагается книжка — инструкция с описанием волшебных фигур, которые можно собрать при помощи данного квадрата.

  • Складушки

  • Методические сказки
  • Сенсорная страна "Фиолетовый лес
    "
  • Чудо-головоломки: чудо — крестики, чудо-цветики, чудо — соты
  • Лабиринты букв и цифр
  • Теремки для обучения чтению от 3 лет (кубики с вкладышами)
  • Игры-вкладыши
  • Шнуровки
  • Кораблик для обучения цифрам и счету «Буль — Буль» и "Брызг — Брызг
    "
  • Карточки с буквами. Своеобразный алфавит, чем-то схож с алфавитом


Воскобович разработал поистине невероятные креативные игровые пособия и дидактические игры, которые отлично развивают сенсо-моторные навыки ребенка дошкольного возраста. Раскрывают его творческий потенциал, фантазию, нормализуют психический фон, и все это при помощи погружения ребенка в фантастический мир сказки и приключений.

Сейчас его разработки благополучно используются в детских дошкольных и школьных учреждениях. Так же они свободно в продаже и ими легко заниматься дома, чем надолго можно увлечь ребенка и освободить драгоценное время для мамы.

Открыт одноименный центр по развитию ООО «Развивающие игры Воскобовича», который занимается производством и разработкой пособий.

Суть методики

  • Играя учимся. В игровом процессе ребенок сразу получает несколько развивающих моментов одновременно: это счет и чтение, внимание и воображение, логика и память. Таким образом получаем комплексное развитие.
  • Автор за основу берет интересную сказку. Так по его мнению ребенок в игровой форме будет увлекательно и непринужденно получать обучающую информацию. Для каждой игры своя сказка, где есть свои герои, которым нужно помочь, выполняя те или иные задания и упражнения.
  • Ребенок и взрослый, или позже, сам ребенок, может играть как по предложенному сценарию, так и уже развивать свои творческие способности и придумывать новых героев, новые сюжеты и новые загадки.

Для какого возраста подходят?

Подходят от 2 и до 7 лет. Порой и даже школьники охотно играют с ними. К каждым игровым пособиям имеется игровая инструкция, в которой описывается ход игры и волшебные задания.

В возрасте от двух лет ребенок может знакомиться с материалами, учиться проводить простые манипуляции. Затем, взрослея, решать задачи все более сложного уровня. Таким образом, игрушка растет вместе со своим хозяином и становится от этого только интереснее.

Как нужно играть?

  1. Перед тем, как начать играть с ребенком, внимательно ознакомьтесь с прилагаемой инструкцией, так избавите себя и ребенка от недопониманий.
  2. Так как подобные игры не предполагают активности, рекомендуется проговаривать свои действия, комментировать. Так же делать перерывы между занятиями, разминаться, чередовать с другой деятельностью, гулять.
  3. Данные игры требуют от ребенка достаточно терпения, чем редко обладают маленькие дети. Начинайте занятия с 5-10 минут, затем увеличивайте интервал, следите за осанкой своей и ребенка.


Плюсы и минусы методики

К плюсам несомненно можно отнести следующие развитые способности ребенка, которые он приобретает в ходе занятий по методике Воскобовича:

  1. хорошо концентрируются;
  2. развивает сенсорно — моторные навыки, ;
  3. раньше своих сверстников начинают говорить;
  4. работает , аналитика;
  5. устный счет;
  6. легко дается обучение в начальной школе;
  7. ребенок не перевозбуждается, не утомляется, ведь он сам выбирает для себя игровую нагрузку.

Родителям без определенной подготовки и педагогического навыка материал будет доступным и легким. Иногда так заиграются, что и не оттащишь папу от игр с сыном, а уже и спать пора.

К недостаткам могу отнести лишь дороговизну наборов. И часто следует делать перерывы, чтобы ребенок не находился длительное время в одном положении, на что нередко встречаешь протест.

Не все пособия можно приобрести для домашнего использования, например Фиолетовый лес. Данная развивающая среда предназначена для детских развивающих учреждений. Но это еще один повод, чтобы смастерить ее самому.

Это все, о чем хотела вам сегодня рассказать, надеюсь, вы не скучали!

Пишите в комментариях, как относитесь к играм Воскобовича, применяете ли их дома?

Покупка игрушек для детей в современном мире очень ударяет по карману семьи. Хотелось бы, чтобы эти затраты не оказались пустым выкидыванием денег на ветер, а происходит это довольно часто. Ребенок, поиграв пару дней, забывает о новой игрушке, потому что она ему становится неинтересна, надоедает. Совсем другое дело – покупка развивающих игр В. Воскобовича. Его игры имеют множество функций, заинтересуют ребенка самого разного возраста, с их помощью ребенок будет создавать и фантазировать.


Немного о В. Воскобовиче

Вячеслав Владимирович Воскобович, получая образование по специальности инженер-физик, даже не предполагал, что ему придется погрузиться в педагогику. Сделать это ему пришлось для воспитания и всестороннего развития своих сыновей. В начале 90-х годов, во времена перестройки, в магазинах было очень мало качественных игр, купить их было не каждому по карману. Поэтому, когда он стал отцом, он задумался о создании собственных игр, которые будут интересны не только его сыновьям, но и их ровесникам. В этом ему помогло изучение работ Зайцева и Никитиных.


Созданные им игры помогали не только разнообразить времяпрепровождение детей, но и способствовали их полноценному развитию.

Свой метод развития детей сам Воскобович именует технологией. Он внес огромный вклад в педагогику данного периода, став педагогом-новатором времен перестройки. Автор дал название своему методу «Сказочные лабиринты игры».

Спустя небольшое количество времени, создается центр «Развивающие игры Воскобовича». Именно там игры разрабатываются и производятся, также он занимается распространением и внедрением методики.


О методике Воскобовича

Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. На данный момент В. Воскобович разработал уже более 50 игр. Они представляют собой многофункциональные творческие пособия. Обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.

Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.

Исходя из этого, можно увидеть, что технология разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.


Целями и задачами его методики является:

  • способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового;
  • развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;
  • развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);
  • гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;
  • оказать помощь в развитии математических и речевых умений;
  • формировать начальные представления об окружающей действительности;
  • содействовать психическому развитию;
  • развивать мелкую моторику.


Что представляют собой игры

Вячеслав Воскобович говорит о том, что старается уйти от производства игр для одноразового применения, когда ребенок соберет-разберет и уберет игру подальше. Он стремится к созданию многофункциональных игр, которые будут творчески использоваться ребенком постоянно.


Особенности игр

  1. Разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Они занимаются с удовольствием. Малыши постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее.
  2. Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет. Для малышей приготовлены простые задания, для ребят постарше задания усложняются. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности.
  3. Многофункциональность и универсальность. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию детей и проявлению творческих способностей.
  4. Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
  5. Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами. Этот момент является ключевым в технологии Воскобовича. Взрослый будет выступать полноправным партнером малыша, несмотря на возраст.
  6. Высокая вариативность. К играм предложено много заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными развивающими упражнениями.


Значение сказки в играх

На первое место при создании игр Воскобович ставил интересы детей. Зная о том, как малыши любят сказки, он включил их в свои методические пособия. Читая сказку и помогая сказочным героям, дети незаметно переходят к обучению.

Вместе с героями сказок, мудрым вороном Метром, храбрым малышом Гео, хитрым, но простоватым Всюсь, забавным магноликом, пауком Юком, Нетающими льдинками, Чудо-Цветиком и пчелкой Жужжой ребенок отправляется в путешествие по фиолетовому лесу и помогает им справляться со злом, выполняя задания.

Фиолетовый лес – это сенсомоторная среда для детского развития. Она состоит из разных игровых зон. В этих зонах персонажи обучают ребят играть в разнообразные игры, помогает им в этом сказка.


Как играть с ребенком

При приобретении игры внимательно прочитайте инструкцию к ней и следуйте всем правилам.

Важные этапы игры:

  • Взрослому необходимо познакомить ребенка со сказочными героями, подобрать упражнения подходящей степени сложности и устроить игру вместе с малышом.
  • Необходимо дать детям возможность усвоить игровые приемы, приобрести необходимые навыки конструирования, выполнить задания.
  • Теперь дети могут приступить к самостоятельной игровой деятельности, придумать задания, сконструировать свои формы и сделать к ним схемы.

Требуется дополнительно способствовать развитию речи ребенка в игровой деятельности, так как в основном дети все делают с помощью рук, и взаимодействия с окружающим миром практически нет. Ребенок может прокомментировать действия, заново рассказать сюжет сказки, подробно проговорить варианты выполнения сказочных заданий.


Во время игры необходимо устраивать небольшие физминутки. Малыши не всегда могут усидеть спокойно на одном месте, а игры Воскобовича, как правило, этого требуют. Поэтому следует начинать играть с ребенком очень недолго. Для начала вполне хватит 10 минут. По истечении этого времени отложите игру. Когда ребенок будет готов продолжить, можете снова поиграть с ним.

Запаситесь терпением и одобряйте действия малыша как можно чаще, вместе с ним радуйтесь его успехам и победам. Не надо его ругать в случае ошибки. Технология Воскобовича предполагает окружение ребенка непринужденной атмосферой, дающей возможность мыслить креативно. Во время игры между малышом и родителем должны царить партнерские отношения.


Плюсы и минусы технологии Воскобовича

У детей, которые регулярно занимались играми Воскобовича, ярко выражены умения:

  • проанализировать информацию;
  • сравнивать;
  • отлично справляться с ориентировкой на плоскости;
  • считать и читать;
  • отличать и называть геометрические фигуры;
  • распознавать цвета;
  • сосредотачивать внимание на протяжении длительного периода;
  • выполнять поставленные задачи;
  • заканчивать начатое дело.

У детей, занимающихся по этой методике, очень хорошо развиты память и мышление, умение сосредоточиться находится на высоком уровне.


Популярные игры Воскобовича

Абсолютно все игры Воскобовича имеют свое направление в развитие ребенка.

Рассмотрим подробнее. С большинством игр, представленных ниже, можно познакомиться, посмотрев короткие видеоролики в конце описания пособия.

Квадрат

Пособие содержит 32 треугольника разного цвета. Они располагаются на установленном расстоянии по отношению друг к другу и приклеены к тканевой основе, которая отлично сгибается. В игре работают 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Для малышей до 5 лет для игры предусмотрен квадрат из двух цветов, а для ребят постарше квадрат из 4 цветов.

«Квадрат Воскобовича» с легкостью трансформируется в разные формы: самолет, черепаха, дом и другие. Формы собираются как плоские, так и объемные. Можно воспользоваться для сборки готовыми схемами, а можно пофантазировать и придумать свой образ. Всего схем сложения более 100.

Занимательная сказочная история о тайнах ворона Метра и материалы, которые потребуются в процессе игры, предложены в комплекте. Такие герои, как мама Трапеция, папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, кроха Квадрат помогают ребятам справиться с предлагаемыми задачами.


Игра может оказать содействие в формировании у ребенка:

  • умения смотреть на ситуацию в целом, не зацикливаясь на мелких деталях;
  • способности к моделированию;
  • хорошего уровня развития ориентирования в пространстве;
  • креативности, памяти, внимательности, старательности.

Можно услышать такие названия этой игры, как «Кленовый лист», «Косынка», «Вечное оригами».

Игровизор

Игра, позволяющая сэкономить много бумаги на рисовании, прохождении лабиринтов и выполнении других различных заданий, которые требуют прорисовки.

Игровизор состоит из:

  • подложки – листа заламинированного картона, на котором расчерчена сетка;
  • прозрачный пластик, рисуют по которому маркерами на водной основе.


Между собой листы скреплены пружиной. На подложке в углах нарисованы животные. С их помощью малышу легче ориентироваться на листе. Лев живет в левом верхнем углу, лань в левом нижнем углу, павлин красуется в правом верхнем углу, а пони в правом нижнем углу.

С помощью игровизора можно:

  • просто рисовать;
  • под пластиковый лист положить развивающее пособие и обводить (показывать путь по лабиринту, обводить по контуру, проводить по дорожкам);
  • можно писать графические диктанты , обучающие ребенка ориентированию на плоскости, изображать фигуры, копировать изображение по клеточкам, знакомить с понятием симметрии и т.д..


В продаже можно встретить 3 варианта игровизоров:

  1. игровизор;
  2. игровизор в комплектацию которого включен синий маркер на водной основе;
  3. игровизор с синим маркером и еще в комплекте к нему предлагается 5 пособий, предназначенных для разного возраста детей от 3 до 8 лет.

Для удаления маркера с пластикового листа можно использовать флисовые тряпочки.

Несомненными достоинствами игровизора будут являться его экономичность (заданиями можно пользоваться неоднократно), вариативность (с помощью одного листа можно решить несколько задач), самоконтроль (ребенок сможет самостоятельно увидеть ошибку и принять меры для ее исправления).

Теремки

Это игра получила свое признание за то, что является прекрасным средством обучения детей раннего возраста чтению. Играя, дети складывают слоги, а потом и складывают из слогов слова.

В комплекте 12 кубиков в форме теремка. Во всех теремках есть окно или арочка для гласных букв. Отдельно предложены гласные-сундучки. Забавные артисты, с именами, начинающимися с гласной буквы, позовут малыша в их мир. Чтобы получить слог, кроха должен взять соответствующий сундучок-гласную и поставить его в окно согласного теремка. Образовавшийся слог необходимо пропеть. Таким же образом кроха будет познакомлен с ударением и мягким и твердым знаком. Для проведения игр предложена инструкция, с детальным описанием их хода.


Играя в «Теремки», дети смогут расширить свой словарь, развивать творческие способности. Также игра поспособствует успешному развитию психики ребенка.

Складушки

Весьма колоритно выполненное пособие для игр, поможет со знакомством малыша с гласными и согласными буквами, поможет понять принцип складывания слогов. Пособие сделано подобно книжке, страницы которой украшают яркие картинки. Сказочные персонажи предлагают малышу разучить стихи, и спеть песенки.


Диск со всеми песнями предоставляется с комплектом. Книжка задействует визуальную, осязательную и слуховую восприимчивость ребенка. Она окажет положительное воздействие на развитие у детей внимательности, старательности, прилежности, памяти.

Чудо-крестики

Эта головоломка имеет много функций и будет содействовать формированию начальных математических представлений, фантазии, оказывает поддержку ребенку в его изобретательных проявлениях.

Игра выглядит как рамка с вкладышами, отличающимися формой и цветом. Использующиеся геометрические фигуры собираются из отдельных частей. Именно такие упражнения предлагаются ребенку при первых играх. Когда кроха начнет хорошо справляться с этими упражнениями, они усложняются. С помощью предложенных схем малыш будет составлять разнообразные образы фигур и предметов. В «Альбоме фигурок» представлена наглядность к головоломке.


Игра поможет ребенку познакомиться с основными цветами, поспособствует развитию умений сравнивать и производить анализ, сформирует представления о целом и части, научит пользоваться схемами.

Фонарики. Эталоны формы

В комплекте предложены «фонарики» - эталоны разных форм и размеров. К полю игры, выполненному из ковролина, они закрепляются с помощью ленты. Поле для игры можно располагать как горизонтально, так и вертикально.

В альбоме, который входит в комплект, предлагаются различные схемы для конструирования фигур. Можно работать, опираясь на них, а можно проявить воображение и придумать самостоятельно. Альбом подразделен на темы: человек, животные, бабочки и другие. Это сделано для удобства его использования.


Пособие способствует:

  • развитию изобретательных способностей и воображения;
  • речевому развитию ребенка;
  • развитию мелкой моторики;
  • сенсорному развитию малыша;
  • развитию тактильной восприимчивости;
  • развитию внимательности;
  • интеллектуальному развитию;
  • развитию мыслительных процессов;
  • развитию памяти;
  • развитию математических навыков: количественный счет, понятия «больше-меньше», пространственные отношения, знакомство с геометрическими фигурами;
  • развитию умения конструировать на плоскости.

Чудо-соты

Игра, которая предназначается для детей разного возрастного диапазона. Ее можно назвать и головоломкой, и конструктором. Она сделана в форме рамки, в которой сделаны отверстия в виде сот. В каждой соте содержится подборка геометрических фигур. Количество деталей во всех сотах разное. Цвета тоже разные. В красной соте – одна деталь, зеленая – две, оранжевая – четыре, желтая и синяя – по пять деталей. Например, зеленая сота состоит из двух трапеций.

Маленьким детям можно предложить разложить фигуры по цвету или форме, собрать головоломку. Спросите у него, как называются детали, или расскажите ему об этом. Можно попросить его построить башню или сделать дорожку, разложив при этом соты по количеству деталей.

Для ребят постарше предлагаются схемы, по которым они могут построить разные фигуры. Они могут пофантазировать и сложить свои фигурки. Получившиеся фигуры используются в качестве трафарета: обводить и раскрашивать. Героями сказки чудо-сот являются пчелка Жужа и Каррчик. Вместе с ними ребята путешествуют и делают разнообразные задания.


Конструктор «Чудо-соты» будет развивать у крохи:

  • логику;
  • умение находить решения математических задач;
  • мелкую моторику;
  • зрение;

Игра познакомит ребят с геометрическими фигурами, даст представление о понятиях «часть и целое».

Логоформочки

Поле этой замечательной развивающей игры составлено из квадратов 3*3 см. Снизу расположена подвижная линейка, пользуясь которой можно смоделировать геометрическую фигуру или составную. Составляются они из 3 эталонных красных фигур (круг, треугольник, квадрат) и 6 зеленых составных. Составные фигуры, которые образованы с помощью объединения верха и низа эталонных, получили свое название по схожести с предметами, которые они напоминают (ваза, грибок). Названия можно увидеть в инструкции. Можно предложить ребенку самому придумать названия.

Фигуры в горизонтальных и вертикальных рядах расположены в строгой последовательности. В вертикальных рядах все фигуры имеют одинаковый верх (вершки), в горизонтальных – низ (корешки). При помощи гвоздика расположенного на всех фигурах их удобно доставать и вкладывать обратно, как в формочки, так и на другие поверхности.

Можно придумать массу игр с логоформочками самим или воспользоваться готовыми, можно использовать формы как трафареты, создавать фигурки, обрисовывать ее и раскрашивать.

Игра развивает логику, мыслительные процессы, память, внимательность, мелкую моторику, фантазию.

Математические корзинки

С помощью этого пособия ребенок сможет совершить сказочное путешествие в страну математики. Герои игры, цифрята-зверята, помогут малышу освоиться в мире счета и закрепить его, побывать в гостях у чисел и выяснить их состав, будут подвергать цифры сравнению и совершать математические действия.

Ребенок вместе со сказочными друзьями собирает грибы-вкладыши в корзинки. Они устраивают соревнования, кто собрал больше грибов, а кто меньше, вместе размышляют, сколько грибов еще надо положить в корзинки, чтобы стало одинаково. Всего в инструкции описано 10 игр, которые можно предложить ребенку.


С помощью игры развивается мелкая моторика. Ребенок раскрашивает грибы, обводит и заштриховывает их.

Это универсальное пособие рассчитано на детский возраст от 2 лет.

Шнур затейник

Это пособие выполнено в виде деревянной досочки с 27 сквозными отверстиями. В комплекте также идут красный, синий и зеленый шнурки. Задача малыша в том, чтобы пользуясь предоставленными схемами продевать шнурки в отверстие или наматывать их на крепления. В результате он получает рисунок или написанное слово.


Сказку «Филимон Коттерфильд», по сюжету которой основана игра, необходимо рассказать малышу предварительно. Нужно сопоставить волшебство фокусника и досочку, показав, как следует работать.

С помощью пособия можно провести графический диктант, что ускорит запоминание ребенком букв и цифр. Работая со шнурками, ребенок будет развивать мелкую моторику. Ориентирование в трех рядах креплений будет способствовать развитию пространственного мышления. У детей развивается внимательность, память, вырабатывается усидчивость.

Забавные цифры

В комплект игры входят 10 ярких красочных карточек с цифрами, сделанных из картона, и детальная инструкция. С помощью цифр в виде зверей можно сделать из скучного процесса обучения математике познавательную и увлекательную игру под названием «Цифроцирк».

На всех карточках нарисована не просто цифра, а цифрозверь, например 1 – это еж, 2 – зайчик… Информация, которую малыш получит играючи с цифрами-зверятами, запомнится намного быстрее, ведь она будут основана на конкретных образах. Получать знания от конкретного к абстрактному, для малышей необходимо, так они усваиваюих гораздо быстрее.


В прилагаемой инструкции описывается много игр с цифроцирком, которыми вы можете воспользоваться для занятий.

Цифроцирк познакомит кроху цифрами, натуральными числами, порядковым и количественным значением числа. Малыш с легкостью будет справляться со счетом в пределах 10, научится анализу, сравнению, сопоставлению и объединению чисел. Во время игры будет развиваться память, мышление, внимательность, фантазия, речь ребенка.


Геоконт

Название игры образовано от словосочетания «геометрический контур». Она представляет собой доску, на которой располагаются пластиковые гвоздики. В комплект входят цветные резиночки и подробная инструкция. В инструкции описаны необычные путешествия сказочных персонажей по лесу, встреча с пауком Юком и его цветными паутинами. Детям необходимо выполнить различные задания, чтобы помочь героям. Уровни сложности предложены разные, взрослый подбирает подходящий для конкретного ребенка.

Дети создают узоры, закрепляя резинки на гвоздиках по схемам или придумывая их самостоятельно. Можно изобразить дорожки, геометрические фигуры, сложные узоры-паутинки.


Играя, ребенок будет:

  • запоминать цвета, формы;
  • развивать моторику рук;
  • учиться ориентированию по системе координат;
  • развивать креативность;
  • учиться анализировать и сравнивать.

Кораблик «Плюх-плюх»

Пособие сделано в форме корабля с пятью мачтами, которые располагаются, возрастая по высоте. Возрастание обозначено цифрами от 1 до 5, расположенными в основании парусника. Мачты сделаны из деревянных реек. На них надеваются разноцветные паруса, пошитые из шероховатой ткани.

В основе игры лежит сказка о капитане Гусе и матросе Лягушке. С ними малыш совершает удивительное путешествие. Во время приключений, которые ожидают героев, ребенку предлагаются различные задания. Например, закрепить указанное количество парусов, разложить их по цвету и размерам.


Пособие является многофункциональным. Это отличная замена обычной пирамидке.

С его помощью:

  • малыш будет определять цвета;
  • научится сортировать предметы, с учетом количества, цвета и размеров;
  • сформируются начальные математические представления;
  • будет развиваться тактильная восприимчивость и мелкая моторика.

У «кораблика Плюх-плюх» имеется брат «кораблик Брызг-брызг». Основная суть игры с ним такая же. Отличие в том, что «кораблик Брызг-брызг» крепится к ковролину, у него семь мачт и паруса на липучке

Конструктор букв

Пособие представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы. В комплект включено 15 элементов разных форм для составления букв.

Конструктор поможет малышу в изучении алфавита. С его помощью можно выкладывать графическое обозначение каждой буквы, перестраивая ее потом в другую. Помощь ребенку будут оказывать жители сиреневого леса, которые очень хотят раздобыть секреты фокусника Филимона Коттерфильда.


Пособие окажет помощь ребенку:

  • в понимании того, как связаны между собой звук и буква,
  • в запоминании графического обозначения букв,
  • в развитии мелкой моторики и воображения.