Политика ссср в 30 е годы таблица. Игра – задание. Сближение ссср и германии

В 1933 г. изменилась расстановка политических сил в Европе. В Германии к власти пришли фашисты, не скрывавшие своих намерений начать борьбу за передел мира. СССР был вынужден
изменить свой внешнеполитический курс. Прежде всего было пересмотрено основное положение советской внешней политики, согласно которому все «империалистические» государства воспринимались как враги, готовые в любой момент начать войну против СССР. В конце 1933 г. наркомат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента вплоть до 1939 г. советская внешняя политика имела антигерманскую направленность. Ее главной целью стало стремление к союзу с демократическими странами в целях изоляции Германии и Японии. Этот курс был связан с деятельностью наркома иностранных дел М. М. Литвинова.

Первыми успехами нового внешнеполитического курса стало установление в ноябре 1933 г. дипломатических отношений с США и принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций, где он сразу стал постоянным членом ее Совета. Это означало, что страна вернулась в мировое сообщество в качестве великой державы. Принципиально важно, что принятие СССР в Лигу Наций состоялось на его собственных условиях: все споры, прежде всего по поводу царских долгов, были решены в его пользу.

В мае 1935 г. между СССР и Францией был заключен договор о взаимной помощи в случае нападения агрессора. Но принятые взаимные обязательства на деле были малоэффективными, так как договор не сопровождался какими-либо военными соглашениями. Вслед за тем договор о взаимной помощи был подписан с Чехословакией.

В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. А после введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область Советский Союз предложил Лиге Наций предпринять коллективные меры для действенного пресечения нарушений международных обязательств. Но голос СССР не был услышан. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. До 1933 г. Сталин считал, что Коминтерн в первую очередь должен обеспечить международную поддержку его внутриполитического курса. Острее всего сталинские методы критиковали европейские социал-демократы. Они были объявлены главными врагами коммунистов, пособниками фашизма. Эти установки усиливали раскол антифашистских сил, значительно облегчив приход фашистов к власти в Германии.

В 1933 г. вместе с пересмотром советского внешнеполитического курса изменились и установки Коминтерна. Разработку новой стратегической линии возглавил Г. Димитров - герой и победитель затеянного нацистами судебного процесса против коммунистов. Новую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна, проходивший летом 1935 г. в Москве. Главной задачей коммунистов провозглашалось создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. Коммунисты должны были организовывать сотрудничество со всеми силами - от социал-демократов до либералов. Создание антифашистского фронта и широкие антивоенные акции тесно увязывались с борьбой «за мир и безопасность Советского Союза». Конгресс предупредил, что в случае нападения на СССР коммунисты призовут трудящихся «всеми средствами и любой ценой содействовать победе Красной Армии над армиями империалистов».

Война в Испании и СССР.

Первая попытка реализовать тактику Коминтерна на практике была предпринята в 1936 г. в Испании, когда генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства. Италия и Германия оказывали испанским фашистам существенную материальную и техническую помощь. Англия и Франция провозгласили политику «невмешательства», которая была на руку мятежникам. Эта позиция вызвала возмущение левых сил. В Испанию потянулись тысячи добровольцев из разных стран мира.

Советская дипломатия оказалась в сложном положении. С одной стороны, открытая материальная и военная поддержка республиканской Испании грозила СССР новыми обвинениями в экспорте революции, а значит, срывом попыток сближения с западными странами. С другой - оставить левые силы Испании и ее добровольных защитников без поддержки означало потерять влияние ВКП(б) в международном коммунистическом движении. Этого Сталин допустить не мог.

Поэтому, хотя и с известным опозданием, 4 октября 1936 г. СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. В Испанию были направлены советская военная техника, 2 тыс. советников, а также значительное число добровольцев из числа военных специалистов.

События в Испании со всей очевидностью показали необходимость объединенных усилий в борьбе против набиравшего силу фашизма. Но демократические государства все еще взвешивали, какой режим опаснее для демократии - фашистский или коммунистический.

Дальневосточная политика СССР.

Положение на западных границах СССР было относительно спокойным. В то же время на его дальневосточных рубежах бурные дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения.

Первый военный конфликт произошел летом-осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии. Камнем преткновения стала КВЖД. Согласно договору 1924 г. между СССР и пекинским правительством Китая, железная дорога переходила под совместное советско-китайское управление. Но к концу 20-х гг. китайская администрация была почти полностью оттеснена советскими специалистами, а сама дорога и обслуживающие ее подразделения фактически перешли в собственность Советского Союза. Такое положение стало возможным ввиду крайне нестабильной политической ситуации в Китае. В 1928 г. к власти пришло правительство Чан Кайши, которое повело политику объединения всех китайских территорий. Оно попыталось силой вернуть себе утраченные на КВЖД позиции.

Возник вооруженный конфликт. Советские войска разгромили на китайской территории китайские пограничные отряды, начавшие боевые действия. Вскоре на Дальнем Востоке возник в лице Японии мощный очаг разжигания войны. Захватив в 1931 г. Маньчжурию, Япония вплотную придвинулась к границам Советского Союза, к тому же принадлежавшая СССР КВЖД оказалась на территории, контролируемой Японией. Японская угроза заставила СССР и Китай восстановить дипломатические отношения.

В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединились Италия, Испания, Венгрия. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В такой ситуации СССР и Китай пошли на взаимное сближение. В августе 1937 г. между ними был заключен договор о ненападении. После подписания договора Советский Союз стал оказывать Китаю техническую и материальную помощь. В боях на стороне китайской армии сражались советские инструкторы и летчики-добровольцы.

Летом 1938 г. начались вооруженные столкновения между японскими и советскими войсками на советско-маньчжурской границе. Ожесточенное сражение произошло в августе 1938 г. в районе озера Хасан, неподалеку от Владивостока. Со стороны Японии это была первая разведка боем. Она показала, что взять наскоком советские границы вряд ли удастся. Тем не менее в мае 1939 г. японские войска вторглись на территорию Монголии в районе реки Халхин-Гол. Советский Союз с 1936 г. был связан с Монголией договором о взаимопомощи и ввел свои войска на ее территорию.

Мюнхенское соглашение.

Тем временем фашистские державы осуществляли новые территориальные захваты в Европе. С середины мая 1938 г. немецкие войска сконцентрировались на границе с Чехословакией. Сталин был готов оказать Чехословакии помощь, но при условии, что она сама попросит Советский Союз об этом. Однако Чехословакия все еще надеялась на помощь своих западных союзников.

В сентябре, когда ситуация накалилась до предела, руководители Англии и Франции прибыли в Мюнхен на переговоры с Германией и Италией. Ни Чехословакия, ни СССР на конференцию допущены не были. Мюнхенское соглашение закрепило курс западных держав на «умиротворение» фашистских агрессоров, удовлетворив притязания Германии на отторжение от Чехословакии Судетской области. Свои куски чехословацкой территории захватили Венгрия и Польша. Советский Союз был готов оказать Чехословакии помощь, руководствуясь Уставом Лиги Наций. Для этого было необходимо, чтобы Чехословакия обратилась в Совет Лиги Наций с соответствующей просьбой. Но этого не произошло. Надежды на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после подписания в сентябре 1938 г. англо-германской, а в декабре этого же года франко-германской деклараций. Стороны заявили о своем стремлении «никогда более не вести войну друг против друга» и все вопросы разрешать при помощи консультаций.

СССР, стремясь обезопасить себя от возможного военного конфликта, начал поиски новой внешнеполитической линии.

Советско-англо-французские переговоры. После заключения Мюнхенского соглашения главы правительств Англии и Франции провозгласили наступление в Европе «эры мира». Иначе думал и действовал Гитлер. Пользуясь дальнейшим попустительством западных держав, он 15 марта 1939 г. ввел войска в Чехословакию и окончательно ликвидировал ее как независимое государство, а 23 марта захватил Мемельскую область, входившую в состав Литвы. В это же время Германия предъявила требования к Польше о присоединении Данцига, имевшего статус вольного города, и части польской территории. В апреле 1939 г. Италия оккупировала Албанию. Все это несколько отрезвило правящие круги Англии и Франции и вынудило их дать согласие на предложение СССР начать переговоры о заключении соглашения о мерах по пресечению германской агрессии.

12 августа после длительных проволочек в Москву прибыли представители Англии и Франции. Однако вскоре выяснилось, что англичане не имеют полномочий для ведения переговоров и подписания соглашения. Во главе обеих миссий были поставлены второстепенные деятели, в то время как советскую делегацию возглавлял комиссар обороны маршал К. Е. Ворошилов.

Советская сторона представила детальный военный план совместных действий Вооруженных сил СССР, Англии и Франции против агрессора. Красная Армия в соответствии с этим планом должна была выставить в Европе 136 дивизий, 5 тыс. тяжелых орудий, 9-10 тыс. танков и 5-5,5 тыс. боевых самолетов. Английская делегация заявила, что в случае возникновения войны Англия первоначально пошлет на континент всего 6 дивизий.

СССР не имел общей границы с Германией. Следовательно, он мог принять участие в отражении агрессии только в том случае, если союзники Англии и Франции - Польша и Румыния - пропустили бы советские войска через свою территорию. Между тем ни англичане, ни французы ничего не делали для того, чтобы побудить польское и румынское правительства дать согласие на проход советских войск. Наоборот, члены военных делегаций западных держав были предупреждены своими правительствами, что этот решающий для всего дела вопрос не должен обсуждаться в Москве. Переговоры сознательно затягивались.

Сближение СССР и Германии.

Гитлер, не отказавшись от силового решения «польского вопроса», также предложил СССР начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Перед Сталиным встал нелегкий выбор: или отклонить предложения Гитлера и согласиться с выходом германских войск к границам СССР в случае поражения Польши в войне с Германией, или заключить с Германией соглашения, дающие возможность отодвинуть границы СССР далеко на запад и избежать на какое-то время войны. Для советского руководства не были секретом попытки западных держав подтолкнуть Германию к войне с СССР, как и стремление Гитлера расширить свое «жизненное пространство» за счет восточных земель. В Москве знали, что германские войска готовы к нападению на Польшу и явно превосходят польскую армию.

Чем труднее шли переговоры с англо-французской делегацией, тем больше Сталин склонялся к выводу о необходимости подписать соглашение с Германией. Приходилось учитывать и то, что с мая 1939 г. на территории Монголии велись боевые действия советско-монгольских войск против японских. 23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали договор о ненападении. К договору прилагались секретные протоколы, в которых был зафиксирован раздел Восточной Европы на сферы интересов между Москвой и Берлином. Согласно протоколам устанавливалась линия разграничения между немецкими и советскими войсками в Польше; Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия относились к сфере интересов СССР, Литва - к сфере интересов Германии.

Несомненно, в тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват первого бастиона на Востоке и одновременно убедить свой генералитет в том, что Германии не придется воевать сразу на двух фронтах. Сталин получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны, а также возможность отодвинуть исходные позиции потенциального врага и восстановить государство в границах бывшей Российской империи. Заключение советско-германских соглашений сорвало попытки западных держав втянуть СССР в войну с Германией и, наоборот, позволило переключить направление германской агрессии на Запад.

Советско-германское сближение внесло некоторый разлад в отношения между Германией и Японией, ликвидировало для СССР угрозу войны на два фронта. Уладив дела на Западе, Советский Союз активизировал военные действия на Востоке. В конце августа советские войска под командованием генерала Г. К. Жукова окружили и разгромили 6-ю японскую армию на реке Халхин-Гол. Японское правительство было вынуждено подписать в Москве мирное соглашение, по которому с 16 сентября 1939 г. прекращались всякие боевые действия. Угроза эскалации войны на Дальнем Востоке была ликвидирована.

В 30-е гг. в связи с существенными изменениями политической ситуации в мире менялся и внешнеполитический курс СССР. Не найдя поддержки европейских государств по вопросу создания системы коллективной безопасности, СССР был вынужден пойти на союз с главным агрессором - фашистской Германией.

1-й этап урока. Организационный момент. Целеполагание. Инструктаж.

Учитель: Добрый день. Садитесь.

Сегодня на уроке новая тема: Внешняя политика СССР в 30-е гг., вы узнаете основные направления внешней политики СССР, составите сравнительные таблицы внешнеполитической деятельности государств, проанализируете мотивы и условия подписания советско-германского договора в 1939 г.

Урок усвоения знаний, применения умений и навыков, на котором вы покажите навыки коллективной работы и манеры публичного выступления. Обратите внимание, вы расселись по группам.

Первая группа представляет Дипломатов МИДа , которые выскажут своё видение причин нового советско-германского сближения в 1939 г.

Вторая группа – Политологи, которые сообщат о причинах затягивания Англией и Францией подписания договора о взаимопомощи в борьбе с агрессором.

Третья группа называется Историки-аналитики, вам предстоит оценить Пакт о ненападении 1939 г. с моральной и правовой позиции.

После выполнения группами всех письменных заданий мы заслушаем ваши выступления. Время выступления 5 минут.

2-й этап урока. Актуализация знаний.

Учитель: вам уже известно, что внешняя политика СССР в 1920-х гг. была направлена на прорыв международной изоляции. Дипломатическое признание СССР являлось условием для экономического роста и сотрудничества с другими странами. Коминтерн, отказавшись от политики разжигания мировой революции, направил работу на формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран.

С 1933г до 1939 г внешняя политика стала носить явно антигерманскую направленность. Почему главным устремлением СССР становиться изоляция фашистской Германии и милитаристской Японии?

Учитель кратко характеризует курс СССР по созданию единого антифашистского фронта (деятельность Коминтерна, помощь Испании, Китаю, МНР).

3-й этап урока. Мотивация усвоения новых знаний.

Учитель: Международная напряжённость в конце 30-х годов нарастала. СССР оказался в полной изоляции между противостоящими друг другу блоками капиталистических стран. В один из них входили Германия, Италия, Япония, в другой – США, Англия и Франция, несмотря на острые противоречия, эти страны объединяла жгучая ненависть к Советскому Союзу. Мюнхенское соглашение 1938 г. и отторжение от Чехословакии Судетской обл. в пользу Германии, окончательно развеяло надежды на создание системы коллективной безопасности. Англо-германская и франко-германская декларации, подписанные в 1938 г. демонстрировали политику умиротворения агрессора. Переговоры о подписании равноправного трёхстороннего договора о взаимопомощи СССР с Англией и Францией к августу 1939 г. не имели существенного прогресса.

Опасность быть втянутым в войну на два фронта – с фашистской Германией на западе и милитаристской Японией на востоке подталкивала СССР к союзу с главным мировым агрессором.

Нам предстоит разобраться, было ли подписание советско-германского договора о ненападении правильным решением руководства СССР? Какие последствия имел Пакт о ненападении для СССР?

4-й этап урока. Применение умений и навыков.

Учитель: знакомит с разнообразием взглядов на заключение советско-германского договора 1939 г. (А.Гитлер, А.Жданов, В.Молотов, И.Сталин). Изучение содержания Пакта о ненападении и дополнительного секретного протокола 1939 г. происходит по фрагментам презентации и документам. Дополнительно, учитель сообщает оценку Черчиллем договора о ненападении: “Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение – Гитлеру или Сталину…Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным”. Гегемонизм Германии стал главным мотивом Гитлера, который успел узнать в Мюнхене трусливость Даладье и Чемберлена, чтобы атаковать Германию. Для Сталина основная задача бала в том, чтобы избежать войны. А в случае нападении Германии вести наступательные боевые действия на чужой территории малой кровью и превратить их в войну гражданскую – мирового пролетариате с мировой буржуазией. С опережением учитель сообщает о “советизации” Прибалтики и причинах советско-финской войны. Учащиеся должны выработать свою позицию по поводу политических мотивов руководителей двух стран при заключении Пакта о ненападении 1939г.

5-й этап урока. Выступления групп по заданным проблемам 5 мин.

1. Дипломаты МИДа: Причины и сущность нового сближения СССР и Германии в конце 30-х гг.

2. Политологи: Сравнить стратегические и тактические замыслы руководства СССР и Германии при заключении Пакта о ненападении 1939 г.

3. Историки-аналитики: Оценить последствия Пакта и секретного протокола для СССР с моральной и правовой позиции.

6 этап урока. Рефлексия.

Используя глаголы продолжить различные суждения о заключении Пакта о ненападении 1939 г.:

Политики западных демократий… считали советско-германский договор противоестественным актом, на который мог решиться тоталитарный деспотизм в обеих странах.
Современные эксперты дипломатии… были убеждены в необходимости заключения Пакта, чтобы через Берлин воздействовать на Токио.
Политики советской России… видели в Пакте о ненападении логическое завершение отношений СССР и Германии в условиях краха надежды на создание единого антифашистского фронта.

7. Домашнее задание.

Новый курс советской дипломатии. С начала 30-х годов в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех «им­периалистических» государств как реальных врагов, гото-


вых в любую минуту начать войну против СССР. Этот поворот был вызван новой расстановкой политических сил в Европе, связанной с приходом к власти в Германии на­ционал - социалистической партии во главе с А. Гитле­ром. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностран­ных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал разверну­тый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента вплоть до августа 1939 г. советс­кая внешняя политика приобретает явную антигерманс­кую направленность. Ее главным приоритетом становится стремление к союзу с западными державами с целью изо­ляции потенциальных агрессоров - Германии, Италии и Японии. Этот курс был во многом связан с деятельностью нового наркома иностранных дел М. М. Литвинова. Пер­выми успехами в реализации новых внешнеполитических замыслов СССР стало установление в ноябре 1933 г. дип­ломатических отношений с США и принятие в 1934 г. СССР в Лигу Наций, где он становится постоянным чле­ном ее Совета. Принципиально важно то, что принятие Советского Союза в Лигу Наций состоялось на его соб­ственных условиях: все спорные вопросы (в частности, по поводу долгов царской России) решались в пользу СССР. Этот акт означал формальное возвращение страны в ми­ровое сообщество в ранге великой державы.

В рамках данного периода начинается заключение дву­сторонних договоров между Советским Союзом и другими европейскими странами. В мае 1935 г. был заключен до­говор с Францией о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Подобное взаимное обязательство на деле было малоэффективным, поскольку не подкреплялось ни­какими военными соглашениями. Вслед за этим аналогич­ный договор был подписан и с Чехословакией. В 1935 г. СССР резко осудил введение в Германии всеобщей воинс­кой повинности и нападение Италии на Эфиопию. После введения немецких войск в Рейнскую демилитаризован­ную зону, советское руководство предложило Лиге Наций предпринять коллективные меры для действительного пре­сечения нарушений международных обязательств, однако эта инициатива осталась без внимания. Лига Наций пока­зала свою полную неспособность воспрепятствовать усиле­нию агрессивных держав. В условиях роста германской


угрозы Англия и Франция проводят политику «умиротво­рения*, надеясь обезопасить себя путем сталкивания Гер­мании с Советским Союзом. Двойственность политики за­падных государств проявилась во время гражданской вой­ны в Испании (1936-1938 гг.). Лига Наций, объявившая о невмешательстве в испанские дела, сквозь пальцы смот­рела на фактическое участие в войне Германии инталии. Вследствие этого, СССР с октября 1936 г. также начинает оказывать поддержку Испанской республике. К концу 30-х годов экспансионистская политика Германии в Европе разворачивается с особой силой. В марте 1938 г. оккупи­руется Австрия, начинается подготовка к захвату Чехос­ловакии. СССР готов был оказать военную помощь Чехос­ловакии в том случае, если бы Франция также оказала поддержку, а также, если бы Чехословакия пожелала со­противляться. Однако западные державы фактически пред­почли принести в жертву эту страну. 30 сентября 1938 г. в Мюнхене было заключено соглашение между представи­телями Германии, Италии, Франции и Англии, дающее право немецкой армии оккупировать Судетскую область Чехословакии. Весной 1939 г. немецкие войска захватили и остальную территорию Чехии. Советский Союз оказался во внешнеполитической изоляции. Последние попытки зак­лючения военно-политического союза с Англией и Фран­цией относятся к весне-лету 1939 г. 17 апреля 1939 г. советское правительство в очередной раз предложило зак­лючить тройственный договор и разработать совместную военную конвенцию. Проводимые переговоры шли крайне медленно, прежде всего, из-за стремления западных госу­дарств решить свои внешнеполитические трудности за счет СССР. С мая 1939 г. Англия начинает вести секретные переговоры с Германией. Переговоры СССР, Англии и Франции, проходившие в августе 1939 г, в Москве, завер­шились ничем. Была упущена последняя возможность объе­динить антифашистские силы и, тем самым, помешать уси­лению угрозы миру в Европе.


Советско-германское сближение 1939-1941 гг. После «Мюнхенского сговора» доверие к западным державам в СССР значительно снижается. Уже с весны 1939 г. в речах И. Сталина начинают промелькивать заявления о том, что не Германия, а именно Англия и Франция являются боль-

шей угрозой для мира в Европе. Неудачные переговоры весны-лета 1939 г. способствовали значительному усиле­нию этих настроений. Советское руководство опасалось, что двойственная позиция Англии и Франции может привести ч столкновению СССР и Германии, тогда как они останутся в стороне. Помимо этого большое влияние на советскую внешнюю политику в Европе имела агрессивная политика Японии на Дальнем Востоке. С лета 1938 г. предпринима­лись военные провокации японских войск на советской гра­нице (крупнейшая из них произошла в августе 1938 г. у озера Хасан). Летом 1939 г. Япония фактически начинает войну против Монголии, в которую вмешиваются советские войска. Военные действия в районе реки Халхин-Гол, про­должавшиеся до конца августа 1939 г. и завершившиеся разгромом японской группировки, показали в то же время, что дальневосточная угроза для СССР весьма реальна. Боль­шое влияние на изменение внешнеполитического курса Со­ветского. Союза оказала замена М. Литвинова - сторонника союза с Англией и Францией - на В.М. Молотова, имевше­го прогерман-скую внешнеполитическую ориентацию. В сложной ситуации, характеризовавшейся нарастанием во­енной угрозы, советское руководство приняло предложение Германии заключить договор о ненападении. В обстановке полной секретности в августе 1939 г. в Москву прибыва­ет министр иностранных дел нацистской Германии. И. Риббентроп 23 августа 1939 г. между СССР и Германией после непродолжительных переговоров был заключен до­говор о ненападении. Одновременно с пактом о ненападе­нии был подписан т.н. «секретный протокол», опреде­лявший «сферы интересов» обоих сторон в Европе. В нем были определены границы продвижения Германии на Во­сток. В сферу советских интересов входили прибалтийс­кие государства, Западная Украина и Белоруссия, Бесса­рабия (Молдавия) и Финляндия. Таким образом, СССР, заключая этот договор, стремился решить две проблемы: с одной стороны, хотя бы на время устранить угрозу боль­шой войны; а с другой - добиться расширения советско­го влияния в Восточной Европе. Данное компромиссное со­глашение являющееся, безусловно, временным, первоначаль­но было выгодно обеим сторонам.

После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г., .Советский Союз приступает к захвату территорий, «от-


писанных» ему по секретным соглашениям. 17 сентября 1939 г. советские войска вступают на территорию Запад­ной Украины и Белоруссии, принадлежащие Польше. 28 сентября был подписан договор «О дружбе и границах» с Германией, в котором еще раз уточнялись сферы влия­ния обеих сторон. Опираясь на эти соглашения, И. Ста­лин потребовал от прибалтийских государств заключе­ния договоров «о взаимной помощи» и размещения на их территориях советских военных баз. Осенью 1939 г. пра­вительства Литвы, Латвии и Эстонии были вынуждены согласиться с этими требованиями. В следующем году на территорию этих стран были введены советские войска (якобы для обеспечения «безопасности»), а затем уста­новлена Советская власть. Прибалтика входит в состав СССР. Тогда же была возвращена Бессарабия, оккупиро­ванная Румынией еще в 1918 г. Однако в вопросе с Фин­ляндией СССР натолкнулся на решительное противодей­ствие. Финляндия отказалась подписать аналогичный договор «о взаимной помощи» и не пошла на обмен тер­риториями, предлагавшийся советской стороной. В ре­зультате этого между СССР и Финляндией 30 ноября 1939 г. началась война. Несмотря на многократное превосход­ство в силах, Красная Армия долгое время не могла сло­мить сопротивление финнов. Лишь в феврале 1940 г. це­ной больших потерь она смогла прорвать оборонитель­ную линию Маннергейма и выйти на оперативный про­стор. 12 марта 1940 г. подписывается договор, удовлет­воривший все территориальные претензии СССР. Однако благодаря этой войне Советский Союз как агрессор был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции. Лидеры европейских государств, в том числе и руководство нацистской Германии, убедились, что боес­пособность Красной Армии находится на весьма низком уровне. Последующий период (1940 - начало 1941 гг.) характеризуется с одной стороны, стремлением советско­го-руководства оттянуть столкновение с Германией (кото­рое тогда уже многим казалось неизбежным), с другой - наращиванием военно-экономического потенциала СССР. Несмотря на все успехи, достигнутые в этой сфере, к лету 1941 г. Советский Союз не был готов к большой войне с Германией. Опасаясь провокаций, И. Сталин не верил в возможность войны даже тогда, когда она уже стала оче­видной.


Таким образом, временный компромисс с Германией, достигнутый путем слома всей внешнеполитической ли­нии Советского Союза 30-х годов, не был достаточно эф­фективно использован. Стремясь решить свои внешнепо­литические задачи, советское руководство в условиях то­талитарной диктатуры, не допускало демократического механизма формирования решений, обсуждения альтерна­тивных вариантов. Эта система не позволила эффективно распорядиться накопленным с большим трудом военным потенциалом и поставила страну и народ на грань гибели.

В конце 20-х — начале 30-х гг. международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис , начавшийся в 1929 г. , вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах.

Международная обстановка еще более резко обострилась после прихода к власти в Германии в 1933 г. национал-социалистической партии во главе с А. Гитлером. Новое правительство поставило своей целью пересмотреть итоги Первой мировой войны. В программе Гитлера, изложенной им в книге "Майн кампф" ("Моя борьба"), говорилось: "Мы возобновляем движение в том направлении, в котором оно было приостановлено шестьсот лет назад. Мы прекращаем извечный натиск на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке... Но если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать, в первую очередь, только о России и подчиненных ей окраинных государствах".

Как страна, проигравшая войну, Германия не имела права иметь свои вооруженные силы, но она отказалась от выполнения условий Версальского договора и в 1935 г. объявила о создании военной авиации и военно-морского флота, ввела всеобщую воинскую обязанность. Готовясь к борьбе за передел мира, Германия привлекла на свою сторону фашистскую Италию и милитаристскую Японию.

В 1933 г . советское правительство разработало план борьбы за коллективную безопасность , который предусматривал заключение регионального соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от германской агрессии. В 1934 г . СССР вступил в Лигу Наций . В результате переговоров между министром иностранных дел Франции Луи Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М. Литвиновым был выработан проект Восточного пакта , по которому СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Восточный пакт как система коллективной безопасности не был реализован из-за противодействия Англии и правых реакционных кругов Франции. Как успех советской внешней политики следует признать подписание в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимопомощи. Стороны обязывались в случае нападения на одну из них немедленно оказывать друг другу помощь.

В марте 1936 г. был заключен договор с Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. — договор о ненападении между СССР и Китаем.

В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую Область, а в 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против СССР (Антикоминтерновский пакт). В 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии.
Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь направить агрессию на Восток. Не случайным поэтому стало подписание между Германией, Италией, Францией и Англией Мюнхенского соглашения 1938 г., по которому Чехословакия потеряла свою самостоятельность.

В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступивший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа — Молотова ). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

СССР был поставлен перед альтернативой: или договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. Заключив в 1939 г. пакт о ненападении с Германией, когда на Дальнем Востоке шли военные действия, СССР избежал войны на два фронта.

В целом же этот пакт не дал возможность создать в Европе единый антисоветский фронт.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Великобритания и Франция объявили войну Германии, началась Вторая мировая война. В новых международных условиях СССР приступил к реализации советско-германских договоренностей. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину . 28 сентября 1939 г. был заключен советско-германский договор “О дружбе и границе”, закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду на 30 лет полуостров Ханко, имевший стратегическое значение для наших границ, а также передать острова в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка — т.е. около 2 710 кв. км в обмен на территорию в Советской Карелии размером в 5 523 кв. км. Финская сторона не приняла эти условия, и переговоры 13 ноября были прерваны, а затем вспыхнул военный конфликт.

Советско-финская война длилась 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г . Хотя эта кампания и закончилась победой СССР, позволила нашей стране усилить стратегические позиции на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда, все же она нанесла нашей стране политический и моральный ущерб. Мировое общественное мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал. 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Введение. стр.3

Глава 1. Международное положение Советской России

после окончания гражданской войны. стр.4

Глава 2. Внешняя политика СССР в 1923-1933гг.

СССР и ведущие страны. "Полоса признаний". стр.6

Глава 3. СССР и страны Востока. Военные конфликты у

озера Хасан, на реке Халхин-Гол. стр.9

Глава 4. Политика коллективной безопасности 1934-1939гг. стр.12

Глава 5 Советско-финская война. стр.16

Заключение стр.20

Список литературы стр.22

Введение.

Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений новых государственных границ - возможно, и не рассматривавшихся сторонами как окончательные - означало необходимую Советской России передышку. По окончании гражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к нэпу идея мировой революции для многих большевистских руководителей отошла на второй план. III конгресс Коминтерна (июнь-июль 1921 г.), предсказав новое глобальное обострение межимпериалистических противоречий, которые в «ближайшем будущем создадут благоприятные условия для революционного взрыва», тем не менее признал спад революционного движения в Европе. В ожидании нового подъема Ленин поставил во главу угла задачу мирного строительства Советского государства.

В 20-е гг. Советская страна нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировое сообщество. Существенно, что этот процесс происходил на условиях Советского государства, которое, с одной стороны, отказалось платить долги царского правительства, но не отказалось от роли мирового центра революционного движения - с другой. Вытекавшая из этого двойственность советской внешней политики означала настоящий переворот в нормах и правилах международных отношений 1 .

Цель настоящей работы – охарактеризовать внешнюю политику молодого советского государства в 20-30-е годы. Особое внимание необходимо уделить наиболее ключевым моментам в истории Советской России этого периода.

Глава 1. Международное положение Советской России после окончания гражданской войны.

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20-30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самими крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и "пробуждающимися" странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств - Германии, Италии и Японии. Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным. 2

Первое положение - принцип пролетарского интернационализма, предусматривающий взаимную помощь в борьбе международного рабочего класса и антикапиталистических национальных движений в слаборазвитых странах. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн). В него вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение - принцип мирного сосуществования с капиталистической системой - определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и, в первую очередь, развития экономических связей с Западом. Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь "открыть" Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров.

Глава 2 Внешняя политика СССР в 1923-1933гг. СССР и ведущие страны ."Полоса признаний".

"Первая великая встреча в верхах" XX в., как называли Генуэзскую конференцию, не привела к установлению прочных отношений Советской России с Западом. Великобритания не торопилась заменить важный, но ограниченный и нестабильный торговый договор всеобъемлющим мирным соглашением. Франция была настроена еще более враждебно, так как к моменту Октябрьской революции ценными бумагами Российского государства обладало 1,5 млн. французов, которые оказывали сильнейшее давление на свое правительство, требуя добиться возмещения убытков. Большевики, в свою очередь, связывали решение этой проблемы с дипломатическим притязанием.

"Скучной и бесполезной" оказалась, по словам Красина, Гаагская конференция, проходившая летом 1922 г. (завершила свою работу 20 июля), она не урегулировала экономических отношений между Советской Россией и Западом. 3

Однако единственным правительством в мире, которое открыто объявило о невозможности развивать отношения с СССР, пока у власти будут находиться большевики, было правительство США. В этот период только оно выдвинуло требование бойкота советской экономической системы.

Наступивший 1923 г. вызвал в определенных партийных кругах СССР надежду на мировую революцию. Обстановка в Германии, связанная с оккупацией Францией Рурской области (в ответ на задержку Германией выплаты очередной суммы репараций), побудила руководителей большевиков сделать ставку на немецкую революцию. Пользуясь наибольшим авторитетом в Коминтерне, Зиновьев и Троцкий стремились "подтолкнуть" вооруженное восстание рабочего класса Германии, видя в нем много сходных черт с российским Октябрем. Выступление в Германии было, между тем, подавлено. Были разгромлены рабочие движения в Болгарии и Польше.

Международные события начали резко меняться в начале 1924 г. В январе английские консерваторы потерпели поражение на парламентских выборах. Лидер лейбористской партии Д. Р. Макдональд стал премьер-министром.

1 февраля 1924 гг его правительство признало СССР де-юре и предложило организовать англо-советскую комиссию для изучения нерешенных экономических и политических проблем в отношениях между двумя странами.

Инициатива Англии вызвала волну признаний советского правительства и другими странами Запада в 1924-1925 гг. 7 февраля 1924 г. итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. В Советском Союзе считалось, что Италия может существенно помочь в развитии южных окраин страны, как это делала Германия в отношении центральных районов СССР.

Придерживаясь на протяжении ряда лет жесткой антисоветской позиции, Франция в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР 28 октября 1924 г. Между тем экономические проблемы франко-советских отношений были почти неразрешимы, так как ни одна из сторон не хотела идти на уступки в вопросе о государственном долге дореволюционной России. Наркомат иностранных дел СССР в тот период рассматривал отношения с Францией как средство оказывать давление на Германию и удерживать последнюю от переориентации в западном направлении. Франция же, со своей стороны, ни под какими предлогами не желала инвестировать средства в советскую экономику.

Важным результатом советской внешней политики на Дальнем Востоке стало восстановление связей с Китаем. Этот процесс носил сложный и длительный характер, поскольку эта страна была расчленена на несколько частей, в каждой из которых имелся свой правитель. Только в мае 1924 г. видному советскому дипломату Л. М. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении контроля СССР над Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), проходившей по территории Маньчжурии.

В 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Австрией, Норвегией, Швецией, Данией, Грецией. В январе 1925 г. - с Японией. Всего за этот период СССР признали 13 государств.

Широкому дипломатическому признанию СССР в значительной мере способствовал переход к нэпу. В 1923-1925 гг. на биржах капиталистических стран в качестве твердой валюты стали котироваться советские червонцы. В марте 1924 г. червонец на Нью-Йоркской бирже котировался в 5 долларов 20 центов (правда, необходимо помнить, что 1 червонец равнялся 10 рублям и, следовательно, советский рубль котировался в 52 цента). Котировка червонцев за границей прекратилась в 1926 г. после запрещения вывозить их из страны. 4

В 20-е гг. продолжал расширяться объем торговли Советской России с Германией, составив 30%- внешнеторгового оборота нашей страны. Этому способствовал договор о дружбе и взаимном нейтралитете, подписанный в Берлине 24 апреля 1926 г. он продлевал на пять лет действие Рапалльского договора.

Международное сотрудничество всегда было тесно связано с экономическими взаимоотношениями государств. Нэп, как отмечалось выше, стал своеобразным проводником советской внешней политики. Не случайно А. И. Рыков в одном из своих выступлений 1924 г. отмечал, что теперь уже нельзя найти в Западной Европе почти ни одной страны, которая бы так или иначе не была втянута в торговые отношения с Советской Россией. Председатель Совнаркома при этом подчеркивал, что советское государство является крупнейшим "экономическим фактором на международном рынке, и его в настоящий момент оттуда вытеснить уже невозможно".