Покровитель острова кефалония. Дионисий закинфский

Церковь Святого Дионисия – одно из самых впечатляющих сооружений живописного греческого острова Закинф. Храм расположен на городской набережной города Закинф (Занте), а его внушительная колокольня – первое, что видят гости острова, прибывая в порт Закинфа. Церковь Святого Дионисия – одно из немногих сооружений Закинфа достаточно благополучно пережившее катастрофическое землетрясение 1953 года.

Храм получил свое название в честь святого Дионисия – покровителя, а также одного из самых почитаемых святых острова Закинф. Святой Дионисий (в миру Драганигос Сигурос) родился на острове Закинф в 1547 году в семье, принадлежащей к знатному венецианскому роду, и слыл высокообразованным человеком. В 1568 году он принял монашество, а спустя два года был рукоположен в сан священника. В 1577 году он стал архиепископом Эгины и Пороса, но вскоре отказался от сана и вернулся к себе на родину в качестве настоятеля монастыря. После происков недоброжелателей и клеветы был низведен до положения простого сельского священника, что, впрочем, не помешало ему заслужить любовь и огромное уважение жителей Закинфа. Последние годы своей жизни святой Дионисий провел в монастыре Анафонитрияс, где и почил 17 декабря 1622 года. В 1703 году святой Дионисий был канонизирован Патриархом Константинопольским.

Церковь Святого Дионисия является главным храмом острова и впечатляет роскошным внутренним убранством - превосходными настенными росписями и потрясающими иконами, среди которых и работы таких известных греческих иконописцев как Доксарас и Кутузис. Главной же реликвией храма являются мощи Святого Дионисия, хранящиеся в резном серебряном ковчеге.

Дважды в год 24 августа и 17 декабря жители Закинфа с размахом празднуют День Святого Дионисия. После божественной литургии священнослужители в сопровождении торжественной процессии совершают крестный ход с мощами святого. В эти дни на остров съезжается множество паломников, желающих почтить память святого Дионисия и приложиться к святым мощам.

Экскурсия на гору Олимп включала в себя посещение монастыря Преподобного Дионисия Олимпийского.
Мы направлялись от поселка Литохоро к смотровой площадке и сразу на выезде, посетили этот небольшой монастырь.

Несколько слов об основателе монастыря- Преподобном Дионисии.
Дионисий родился в конце 16 века в бедной семье в селенье Платина. Мальчик с детства тянулся к служению Господу, после смерти родителей, принял монашество и отправился на уединенное место в монастыри Метеор . Позже, в поисках еще большего уединения, много лет прожил на Святой Горе Афон.
Когда Дионисий достиг высокой степени просветления, он приехал в эти края и построил скит на горе Олимп. Позднее скит превратился в монастырь с храмом в честь пророка Илии.
Дионисий отличался особой мудростью и наставлял народ Македонии и Фессалии на путь праведный, за что почитался местными жителями.

Рассказывают о многих чудесах, которые сотворил святой Дионисий, получивший прозвище Олимпийский.

Дионисий прожил здесь долгую жизнь и после своей кончины был похоронен на Олимпе в притворе, устроенном в монастыре.

Монастырь Святого Дионисия не раз подвергался нападениям и разорению.


История этого монастыря трагична.
Вот один из многих фактов его 500-летней истории.
В годы Греческой революции 1821 года монастырь был осажден турками, разграблен и сожжен, в том числе погибла библиотека и многие реликвии. Игумен и 12 монахинь были повешены, а монастырь оказался заброшенным на несколько лет.

Или такой факт: монастырь был пристанищем для беженцев во время Македонского восстания, а в годы Второй Мировой войны монахи оказывали помощь Народно-освободительной армии Греции и скрывали партизан. Словом, это достаточно священное для греков место.


Но то, что можно увидеть сегодня - это новый монастырь, построенный сразу после окончания войны, так как старинный монастырь был взорван фашистами в 1943году. Новый монастырь расположен ниже по уровню и представляет собой церковь, колокольню, беседку, жилые помещения монахов и Музей. Монастырь окружен подобием крепостной стены.


Церковный Византийский Музей открыт для посещения, здесь можно увидеть разнообразную церковную утварь и подлинные византийские иконы. В музее фотографировать нельзя.
Там, также, хранятся частицы мощей святых.


В мужском монастыре сейчас живут 24 монаха и на территорию их проживания вход не разрешен.


Вход в монастырь свободный, а у входа можно зайти в небольшой сувенирный магазин.


Примета современного времени...


В 18 километрах от Литохоро на высоте около 900 метров находится, частично разрушенный, старый монастырь Святого Дионисия Олимпийского 16 века, где в настоящее время активно проводятся реставрационные работы. По словам нашего гида, его тоже можно посетить, но многое увидеть, пока, не удастся- все в строительных лесах и ремонтируется.


Экскурсия на Олимп была дополнена посещением нового монастыря Святого Дионисия Олимпийского и, на мой взгляд, только с экскурсией сюда и стоит приезжать. Другое дело, когда будет отреставрирован монастырь 16 века.
Тем не менее, и посещение новодела середины прошлого века нам было интересно, как и все в Греции.

Всем приятных путешествий.

Кефалиния – прекрасный райский остров, где облака разделяют горы пополам и их вершины парят в воздухе, где запах меда перемешивается с запахом цветов и наполняет неописуемым ароматом и ощущением неземной благодати. Здесь, на острове Кефалония находиться действующий женский монастырь, являющийся местом паломничества верующих и туристов со всего мира – монастырь Святого Герасимуса Кефалонийского.

Покровитель Греции и

Покровитель острова Кефалония

Герасимус прибыл на Кефалонию в 1554 году и шесть лет прожил отшельником в пещере недалеко от города Аргостоли.

После этого, как гласят предания, ему явился Господь и повелел основать на острове Монастырь. В 1560 году Герасимус основал самый большой монастырь на острове.

Он вел уединенный образ жизни и обладал уникальным даром изгонять дьявола.

И по сей день, в монастырь привозят людей, которые находятся во власти злых духов и большинство из них находит здесь кров, понимание и исцеление.

Иконы, находящиеся в монастыре в большинстве своем были преподнесены Святому Герсимусу в дар от местного населения и многие из них сохранили подписи свои прежних хозяев.

Мощи святого Герасимуса Кефалонийского хранятся в серебреной раке в храме, расположенном на территории монастыря. Для православных христиан рака может быть открыта, чтобы верующие прикоснулись к мощам святого и попросили его о сокровенном.

Самые частые мольбы исходят от людей с одержимостью и психическими расстройства, что объясняется даром исцеления Святым таких недугов при жизни.

Рядом с Храмом самим Святым Герасимусом был посажен платан, который растет там и по сей день.

Каждый год 16 августа в день смерти Святого Герасимуса мощи святого проносят по территории монастыря и обойдя вокруг еще одного платана, расположенного поодаль от монастыря, возвращают в храм.

Всем нуждающимся в помощи и глубоко верующим людям принято во время шествия находиться под проносимыми мощами Святого.

То есть люди укладываются прямо на земле перед процессией, тем самым прося у Герасимуса помощи и отдавая ему дань уважения.

20 октября – официальный праздник на Кефалонии, приуроченный к эксгумации Святого Герасимуса Кефалонийского.

В статье Что посмотреть на острове Закинф я подробно рассказывала как религия современных Греков отличается от нашей, и в чем особенности посещения святых мест в Греции, поэтому не буду повторяться, а только напомню некоторые моменты.

Перед входом в храм располагалась большущая корзина с разной одеждой, в которой я выбрала подходящие юбки, прикрывающие колени для меня и моей дочери.

Плечи прикрывать необходимости не было, поэтому мы остались частично в своей одежде. Мы заходили внутрь храма и так как посещали территорию Монастыря Святого Герасимуса в составе организованной экскурсии русских туристов христиан, то для нас открыли раку с мощами святого.

Абсолютно каждый желающий приклонил голову и колени перед Святым покровителем острова. Мы поставили по 3 свечи, как и полагается делать в Греческих церквях.

В полу прямо в помещении храма располагается узкий лаз в пещеру, где некогда жил Святой. Желающим предложили спуститься вниз, чтобы понять ощущения, но лично я не посчитала правильным спускаться вниз.

Кто то из спустившихся рассказывал о нехватке воздуха и начинающейся на трехметровой глубине клаустрофобии, кто то говорил, что там благодать и дышалось легко и воздух был чист.

Я решила, что это место не является развлечением, и уединение Святого Герасимуса глубоко под землей было не случайным и не стоит без повода спускаться и тревожить его.

Выйдя из храма нам представилась возможность набрать в бутылку святой воды.

Правда у Греков нет такого понятия как святая вода, есть вода, которая бьет из источника на территории монастыря, но никаких сверхъестественных свойств ей не приписывали.

Если человек прибывший на остров попросит ночлега у служителей храма, то ему предоставят ночлег и пока он не найдет себе другое место для проживания, он сможет находиться на территории монастыря. Это конечно не гостиница и никто не будет обслуживать и кормить, зато в сложной ситуации не дадут остаться под открытым небом. Территория монастыря большая, а сам монастырь – очень красивый.

Если Вам посчастливиться попасть на Кефалонию, обязательно посетите монастырь Святого Герасимуса, покровителя Кефалонии и даже покровителя Греции.

[Ϫιονύσιος ὁ Ζακύνθιος] (Сигур Драганиг (Граденич); 1547, г. Закинтос - 1622, о-в Закинф (итал. Занте)), свт. (пам. греч. 17 дек., 24 авг.- перенесение мощей),архиеп. Эгинский (1577-1578). По отцу происходил из аристократического нормандского рода. Предки Драганига переселились из Нормандии (Франция) в Италию, а затем на о-в Закинф, где стали владельцами земель на юго-западе острова и в большинстве приняли Православие. По матери принадлежал к знатному венецианскому роду Вальви, в семье еще были сын Константин и дочь Сигура.

По преданию, крестным отцом святого был прп. Герасим Кефалинийский . Начальное образование Драганиг получил у ученого Николая Керофиласа. Позже, вероятно, обучался у видных европ. ученых и богословов, к-рые в это время жили на Закинфе. Хорошо знал древнегреч., лат. и итал. языки, изучал Свящ. Писание и творения отцов Церкви. Из его переписки известно, что он занимался толкованием произведений свт. Григория Богослова. С юности имел тяготение к церковной жизни, в 21 год покинул родителей и принял постриг с именем Даниил в Строфадском мон-ре (о-ва Строфадес, недалеко от Закинфа), отказавшись от имущества в пользу брата. По праву общественного патроната 19 нояб. 1568 г. принял руководство мон-рем Богородицы Анафонитрии на Закинфе. Через год был рукоположен во диакона, а в 1570 г.- во иерея еп. Кефалинийским и Закинфским Филофеем Ловердосом. В июне 1577 г. отправился в паломничество в Иерусалим, но в Афинах во время визита к митр. Афинскому Никанору принял его настоятельное предложение занять архиепископскую кафедру о-ва Эгина. При рукоположении получил имя Дионисий в честь покровителя Афин сщмч. Дионисия Ареопагита. Д. З. был мудрым пастырем, но через год неожиданно отказался от архиеп-ства. Возможно, он хотел удалиться от мира.

В 1579 г. Д. З. вернулся в мон-рь Богородицы Анафонитрии и был назначен патриархом К-польским Иеремией II викарным епископом Закинфским. Д. З. активно участвовал в церковной жизни, обучая и рукополагая клириков. Клирики перестали ездить для рукоположения на Кефалинию, и епископ Кефалинийский и Закинфский отправил в Венецию, к-рой принадлежал Закинф, жалобу на то, что Д. З. вмешивается в его дела. В 1581 г. правитель Венеции Николай Дапонте издал указ, запрещающий Д. З. всякую деятельность на территории, относящейся к юрисдикции епископа Кефалинийского и Закинфского. В следующем году Д. З. был назначен настоятелем храма свт. Николая Чудотворца на Закинфе.

После смерти епископа Кефалинийского Д. З. стал одним из кандидатов на эту кафедру. Однако новым епископом был избран 25-летний Неофит Колокифас. Д. З. стал игуменом мон-ря Богородицы Анафонитрии. В результате кровной вражды между семьями Сигуров и Мондинов был убит брат Д. З. Убийца, спасаясь от преследования властей, бежал в мон-рь Богородицы Анафонитрии, не зная, что игумен обители - брат убитого им Константина Сигура. Д. З. принял его, убедил покаяться и, скрыв его от полиции, переправил на Пелопоннес.

Д. З. был похоронен, согласно завещанию, в мон-ре на о-вах Строфадес, в храме вмч. Георгия. Когда через неск. лет по обычаю мон-ря его останки достали из могилы, они оказались нетленными и благоухающими и были помещены в храме на почетном месте. В 1703 г. монахи и община о-ва Закинф отправили в Константинополь прошение о причислении Д. З. к лику святых. Патриарх К-польский Гавриил III издал синодальный указ, в котором излагалось житие святого и устанавливался день его памяти. Житие Д. З. и служба ему, написанные Георгием Сипандром, включены в сб. «Новый Лимонарий», составленный свт. Макарием Нотарой, еп. Коринфским. В греч. синаксарях святитель назван также Дионисий Новый.

Во время венецианско-тур. войны 1716 г. командующий тур. флотом угрожал Закинфу и о-вам Строфадес разрушениями. Братия Строфадского монастыря спрятала мощи Д. З. и др. святыни в пещере. Но турецкий флот потерпел поражение и отступил, однако вскоре неск. кораблей вернулись и разграбили обитель. Бывшие среди моряков христиане отрубили руки от мощей Д. З., разделили их на 4 части и хотели увезти с собой. Но командир эскадры отобрал у них части мощей и продал архиепископу о-ва Хиос. Впосл. эти части были возвращены в Строфадский мон-рь. 24 авг. 1717 г. состоялось торжественное перенесение мощей Д. З. в мон-рь в пригороде Закинтоса, неск. годами позже мощи были перенесены в построенный во имя святого храм в юж. части города (см. в ст. Дионисия Закинфского мон-рь). О том, что у них хранится правая рука Д. З., сообщают мон-рь Симонопетра (Афон) и ц. св. Иоанна Предтечи (Турецкая Православная Церковь, Стамбул), палец Д. З. находится в ц. св. Ирины (ул. Эолу, Афины) (Meinardus O . F . A . A Stady of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // OriensChr. 1970. T. 54. P. 171). Община Закинфа провозгласила Д. З. покровителем острова.

Ист.: ΝΛ. Τ. 1. Σ. 28-37; ᾿Ιωαννο ύλης Γ . ᾿Ακολουθία τοῦ ἐν ἁϒίοις πατρὸς ἡμῶν Ϫιονυσίου. Venetiis, 1801; Ραφτ άνης Σ . ᾿Ακολουθία τοῦ ἁϒίου Ϫιονυσίου. Ζάκυνθος, 1876; Μπισκ ίνης ᾿Α . Βίος κα θαύματα τοῦ ἐν ἁϒίοις πατρὸς ἡμῶν Ϫιονυσίου. Πάτραι, 1908; Νικόδημος . Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 344-345.

В самом сердце горной гряды Олимп, на высоте 850 метров, на склоне ущелья, по дну которого течёт кристальный Энипеас, есть один монастырь. Основал его святой Дионисий Олимпийский – один из самых чтимых и трогательно любимых греческим народом святых. Его харизматичный облик, исполненный талантами, дарованными Свыше, с запечатленной на нем неизгладимой печатью Святого Духа вот уже 500 лет незримо, но тем не менее очевидно, въяве и ощутимо присутствует в монастыре, носящем сегодня его имя.

Святой обосновался в этих краях после многолетних скитаний: он подвизался в монастырях Метеор как послушник, в скитах на полуострове Халкидики, совершал паломничество на Святую Землю, много лет служил на Святой Горе Афон, где был избран игуменом монастыря Филофей, в коем осуществил коренные изменения в уставе и много сделал для благоустройства, в Верийском Скиту Иоанна Предтечи (также – игуменом), который преобразовывал и обустраивал. Когда же местные жители стали настаивать, чтобы он занял Верийскую митрополичью кафедру, святой был вынужден удалиться. Тогда-то и поселился он отшельником в пещере на склонах горы Олимп. Случилось это ранее 1535 года. Так началась история монастыря святого Дионисия Олимпийского.
До пещеры святого Дионисия можно дойти по красивейшей тропе, вьющейся по тенистым склонам ущелья Энипеас. А в самой пещере бьет святой источник. Сохранились или частично сохранились и первые, самые ранние часовни, возведенные руками преподобного. Постепенно к святому стала стекаться братия и число монашествующих вскоре достигло 200 человек. Вдохновляемый Господом, щедро наделенный талантами, святой Дионисий, имеющий к тому времени уже огромный духовный опыт, создает (к 1542 году) монастырь – памятник, редкий не только в архитектурном пане, и не только в плане эстетической красоты, но и в плане высокой духовности, сочетающий в себе суровость Святогорского аскетизма с ученой и просветительской традицией. Построенный им монастырь изначально был посвящен Святой Троице, но позже, в середине XVII века, стал называться по имени своего создателя.
Святой организовал жизнь монастыря по законам киновии и обеспечил преимуществами и свободами, которые давал монастырю статус Патриаршего и Ставропигиального. В завещании своем он велел братии следовать уставу Святогорских монастырей. Также святой Дионисий, сам всю жизнь проживший в скудости и сознательном лишении себя земных благ, позаботился и о наследовании монастырем недвижимого имущества «по упокоении братии и прихожан», что должно было служить подспорьем духовному и благословенному делу. Так монастырь на протяжении долгой своей истории устроил множество подворий, и не только в Греции, но даже и в далекой России. Сохранилась грамота государей Иоанна V и Петра I (1692 г.), разрешающая представителям монастыря сбор пожертвований в России при условии принесения для поклонения честной главы преподобного.


Сам святой, образец монаха – отшельника, часть времени всегда проводивший в уединении, строгом посте и молитве, одновременно являл собой идеал общежительного монашества, был примером кротости, смирения и нестяжательства. Духовный поводырь множества душ: монахов, клироса и мирских, он был одновременно и писателем, оставившим богатое богословское наследие, и составителем монастырских уставов, и переписчиком агиографических рукописей. Он умел сочетать особым образом суровость монашеской жизни с участием, живым и деятельным, в судьбах своих соотечественников, порабощенных и страдавших под гнетом османского владычества. Очень часто обходил он города и деревни Македонии и Фессалии, где проповедовал, строил церкви, был пастырем, к которому стекались сотни людей, поддерживал свой народ словом и делом, являя чудеса.
Чудеса святого, при жизни прославившегося как прозорливец и чудотворец, подробно описаны в его житиях, составленных либо на основе рассказов очевидцев, либо написанных знавшими его лично современниками. Так, по его молитве инок монастыря Каракал возвращает похищенную им монастырскую казну. Будучи еще в Скиту Иоанна Предтечи, преподобный исцеляет монаха, призвавшего духов с помощью колдовской книги и получившего от них тяжелые увечья. В первые годы существования монастыря святого Дионисия один местный землевладелец – ага Сака при помощи турецких властей разоряет его и изгоняет святого, который в течение трех лет скрывается в горах Пилеон и основывает там другой монастырь – Сурвия во имя Святой Троицы. На протяжении этого времени тяжкая засуха охватывает область, где находились поместья аги Сака, и последний под давлением жителей вынужден обратиться к святому с просьбой вернуться. По возвращении святого Дионисия ага приходит к нему просить прощения и выдает грамоту о разрешении строительства монастыря на его землях, а засуха прекращается.


Преподобный не только исцелял больных и изгонял злых духов, но и карал и вразумлял богохульников и нечестивцев. Узнав заранее о том, что настал его час отойти в горняя, он оставил братии последние наставления и предрек расширение и укрепление монастыря. Его честное тело было захоронено в нартексе собора Святой Троицы – кафоликоне монастыря. По традиции спустя некоторое время гробница была открыта и мощи его были обретены благоухающими и мироточащими. От них во все века происходили многочисленные чудеса. Глава, челюсть и десница святого были помещены в особые реликварии, чтобы их можно было переносить для поклонения в другие места (честная глава в 1890 г. была украдена). И сегодня частички мощей преподобного Дионисия Олимпийского больше путешествуют, нежели находятся в монастыре. Чаще всего их приносят в больницы, но не только – они везде, где людям нужна неустанная и действенная помощь святого.


Монастырь же волей и молитвами святого Дионисия продолжил служение и быстро сделался известен во всем православном мире. О стремлении следовать образцу своего создателя и о высоком накале духовной жизни говорят факты: в стенах монастыря была организована иконописная мастерская и скрипторий, также была собрана богатейшая библиотека, где работало много ученых монахов. Составленные или переведенные ими сочинения, переписанные рукописи распространены в переизданиях и сегодня. Традиция сообщает, что при монастыре действовала и тайная школа. На всем протяжении своей 500-летней истории монастырь являлся духовным прибежищем для всех страждущих, каждый из которых находил в нем внимание, утешение и помощь в любой нужде.
Одновременно, также следуя примеру основателя, монастырь развернул широкую национально-просветительскую и политическую деятельность. Участие монастыря в антитурецких движениях, его усилия по защите соотечественников, самого святого места и традиций, с ним связанных, оплачивались дорогой ценой. Кроме природных катаклизмов, пожаров и грабежей монастырь претерпевал и другие неоднократные беды. В 1821 году он был сожжен Вели Пашой, который захватил монастырь после трехдневного сражения. Игумен монастыря Мефодий Пальурас был уведен вместе с двенадцатью насельниками в Лариссу и повешен там на центральной площади. Так длинные списки греков-борцов пополнились 13-тью именами новомучеников из монастыря.


Также и в «революции Олимпа» в 1878 году монастырь принимал самое непосредственное участе. В том числе, он предоставил убежище женщинам и детям из деревни Литохоро. Тем самым впервые нарушив запрет на вхождение женщины в монастырь, установленный святым Дионисием и сохраняемый по его завету во все времена. В годы Македонского антитурецкого движения монастырь был базой восставших, местом снабжения и формирования отрядов. Но не только крепкие стены делали монастырь центром возрождения греческой нации. Его главное предназначение, духовное – просвещение и единение народа насельники истово исполняли всегда. Не потому ли на монастырь обрушилась последняя, завершающая катастрофа, когда в 1943 году он был до основания разрушен немецкими захватчиками, превратившими этот удивительный архитектурный, исторический, культурный и религиозный памятник в груду руин.
После событий 1943 года иноки монастыря переселились на подворье Скала, о существовании которого известно с середины XVII века. Находится оно в 3-х километрах от деревни Литохоро и является сегодня «Новым монастырем святого Дионисия». Сюда же была перенесена небольшая уцелевшая часть библиотеки и монастырской сокровищницы. В наши дни здесь подвизается братия из 25-и монахов с первостепенной заботой о сохранении наследия и продолжении духовных трудов преподобного Дионисия. Занимается братия и восстановлением старого монастыря в соответствии с предписаниями и требованиями Министерства Культуры, так как монастырь был отнесен к числу исторических памятников, подлежащих охране. Уже воссоздан пятикупольный кафоликон афонского типа, идут работы по реставрации других церквей, трапезной, колокольни, башен и стен, других постоек монастыря.


Территория нового монастыря делится на две части. В части, доступной всем паломникам (женщинам, в том числе), в храме прп. Дионисия Олимпийского с двумя паракклисионами (освящены во имя прав. Иоанна Русского и вчм. Димитрия Солунского) каждое воскресенье проводятся литургии. В той части, куда разрешен вход только мужчинам, находятся мастерские, трапезная, кельи монахов и кафоликон, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. В нем хранятся чтимые иконы Божией Матери «Одигитрия» (1600 – 1601 гг.) и преподобного Дионисия Олимпийского и проводятся ежедневные службы.
Среди новых построек на общей территории, в бывшей резиденции игумена устроен музей, так называемый «скевофилакио», в 1999 году освященный Вселенским Патриархом Варфоломеем. Верхний этаж занимает читальный зал и библиотека, в которой собрано много замечательных и редких изданий. А на первом этаже выставлены спасенная (благодаря усилиям монахов и местных жителей) сокровищница монастыря. Среди уцелевших реликвий главное место, конечно, занимают святые чудодейственные мощи, которые собирались игуменами монастыря на протяжении всей его 500-летней истории, и выставленные сегодня в отдельном помещении.
Невозможно описать словами те чувства и то душевное состояние, которое испытывает входящий в эту комнату православный человек. Он буквально оказывается в окружении сонма святых! Помимо правой руки и челюсти прп. Дионисия Олимпийского здесь хранятся частицы мощей св. Параскевы, свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, мч. Кирика, мц. Матроны, сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, мч. Трифона, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, сщмч. Дионисия Ареопагита. и многие другие! Сотни верующих проходят сюда, но больше всего народу собирается, конечно на Престольный праздник монастыря святого Дионисия Олимпийского – Воздвижение Честного Креста Господня (14 сент.), в день памяти прп. Дионисия Олимпийского – 23 января.

Просмотреть