Поговорка бог любит троицу хула. Бог любит троицу

Совсем недавно был День святого Патрика, мы это помним. В связи с этим хотел немного коснуться вот какой темы. Темы "троицы" в различных религиях и духовных учениях.

В одной интернет-статье об этом празднике написано:

"С именем святого Патрика связано множество легенд, например, о том, что он с помощью трехлистного клевера объяснял людям понятие Святой Троицы. «Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах», — это фраза святого уже стала хрестоматийной." ()

С "троицей" в христианском понимании все понятно, многие знают, что это такое.
Но интересно то, что "троица" встречается почти во всех религиях и духовных учениях.
Например, в кельтской культуре.
Два символа: трикветр и трискель .

О трискеле, например, читаем:

"Еще задолго до трилистника существовал знаменитый символ, называемый «трискел» или «трискеле» (в переводе с греч. tri — «три», а skelos — «кость, нога»). Он изображался в виде трех бегущих ног, исходящих из одной точки, и символизировал равновесие и гармонию с природой, а также переплетение трех стихий — Огня, Воздуха и Воды." ()

Символ "троицы" встречается также в неодруидизме.

"Число три было значимым для наших кельтских предков. Стабильность троицы всегда убедительна и тройки могут быть найдены повсюду. - Философия Друидизма основана на почитании трех аспектов: Земли, предков и богов. И средневековые и тексты и современная практика сосредотачиваются на земле, морях и небесах. Союз мужского и женского, дарующий жизнь ребенку, величают игрой между головой, сердцем и душой." (Эмма Ресталл Орр. Что такое Друидизм?)

"Троица" или "триада" встречается также

- в буддизме , как Три драгоценности: Будда, Дхарма (святое Учение) и Сангха (религиозная община);
- в индуизме , как Троица-Тримурти: Брахма, Вишну и Шива;
- в китайской культуре , как Триада Учений: конфуцианство, даосизм и буддизм.

Список, как говорится, в принципе, можно и продолжить. Число "три" и его сакрализация архитепичны и общи для большинства народов и традиций.

"Троица" встречается также и в других современных религиозных учениях, например, в Живой Этике. Ниже картина художника Николая Рериха, на котором изображено его знаменитое "Знамя Мира".


Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма

"Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно — одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры." (Н.К. Рерих. Знамя Мира /

Бог любит Троицу

В самом конце мая или в первых числах июня - в зависимости от того, на какой день прашлась Пасха,- православные храмы украшают цветами и молодыми веточками березы. Готовятся к празднику, который имеет три названия - Пятидесятница, Сошествие Святаго Духа на апостолов и Троица. Последний - самый распространенный и любимый на Руси.

Далеко-далеко от Троице-Сергиевой Лавры, за морями-океанами, под жарким палестинским солнцем расположился один из древнейших городов на свете - Хеврон. А в городе том, вернее, около версты от него, есть известная всему миру Мамрийская роща. Дубрава Мамре - зовется она в Священном Писании. Именно здесь, в этой дубраве, жил богобоязненный человек Авраам вместе с женой своей Саррою. Рядом с их домом рос могучий дуб, под которым встречали они гостей и совершали трапезу. Он и поныне растет там, большой, кряжистый, щедро раскинувший в стороны свои корявые ветви. Дубу тому пять с половиной тысяч лет. Пять с половиной тысяч - я произношу эти слова, держа в руках маленький кусочек этого дуба, подаренный мне матушкой Горнего монастыря в Иерусалиме.

Представляешь,- сказала она, - еще Иисус Христос не пришел на землю, а дуб этот уже был...

Да, был. И рос, и буйной зеленью своею дарил прохладу благочестивому семейству Авраамову. Богат был Авраам. Имел много серебра, золота, скота, дом его был полной чашей. А вот детей не имел. Очень скорбели они об этом с Саррой. И вот однажды пришли к их дому три путника. Законы гостеприимства требовали усадить гостей за стол с яствами. Усадили. Под тот самый Мамрийский дуб. И сидели. И вкушали. И сказал один из них Аврааму: "Через год у Сарры, жены твоей, будет сын". Сарра, услышав, посмеялась про себя - какой сын, ведь ей через год будет восемьдесят, а Аврааму и подавно - сто! Только сказал ей путник: "Зря смеешься ты, Сарра. Через год родится у тебя сын". Тогда поняли Сарра с Авраамом, что не простые путники посетили их в дубраве Мамре. Господь говорил с ними, Господь дал обетование о рождении сына.

Дальше Священное Писание подробно рассказывает нам и о рождении Авраамова сына Исаака, и о том, как Авраам поведет его на заклание... Но мы давайте вспомним еще раз трех сидящих под Мамрийским дубом путников и вдумаемся в слова, которые произносим, вспоминая то далекое событие, происшедшее всего в одной версте от древнейшего Хеврона. Явление Святой Троицы - говорим мы о том событии. Удивительны и непостижимы Божьи пути. Кроткий инок одного из московских монастырей Андрей Рублев спустя несколько тысячелетий после того события пишет икону, на которой изображает явление трех путников праотцу Аврааму и называет икону "Святая Троица". Троицу писали и до него. Но именно Андрею Рублеву удалось через эту икону обрести Божественную Истину и упокоиться в ней.

Писать о "Троице", равно, как и говорить, - дело зряшное. Слова имеют свой предел. "Троица" за этим пределом. Вспоминаю только, как хорошо сказал известный богослов отец Павел Флоренский о рублевском шедевре: "Есть "Троица" Рублева, следовательно, есть Бог". А потому не будем и пытаться подыскать верные слова о смысле и значении, о влиянии на искусство вообще и на русское искусство, в частности. Вглядимся в "Троицу", помолчим, и еще раз вглядимся...

Иконописцы до Рублева изображали прежде всего событие. Поэтому в подробностях показывалось и приготовление трапезы, и заклание тельца. Обязательно были на иконе Авраам и Сарра. Обязательно стол, уставленный утварью и яствами. На "Троице" преподобного Андрея события нет. Мы видим лишь трех Ангелов вокруг стола, на котором одиноко стоит чаша с головою жертвенного тельца. Святая Троица... Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Бог Отец - Ангел, сидящий слева. Взгляните, что изображено за Ним? Да, дом, тот самый, Авраамов, другими словами - творение мира. Левый Ангел благословляющим жестом указывает на Чашу. Это призыв Сыну принести жертву во спасение человеческого рода. Средний Ангел - Бог Сын. Над Ним изображено дерево (тот самый Мамрийский дуб), символ Креста, на котором был распят Спаситель. Голова Сына несколько склонена к голове Отца. Ответный благословляющий жест направлен к Чаше. Сын согласен с Отцом принять на себя добровольную жертву. Правый Ангел - Бог Дух Святой. За ним изображена гора - символ духовного возвышения. Третий Ангел - свидетель того, что призыв к жертве принят, Он - тихий утешитель.

Стол, за которым сидят Ангелы, вовсе не напоминает пиршественный стол. Всего и стоит-то на нем единственная Чаша. Жертвенная. Всмотритесь внимательно во внутренние контуры фигур крайних Ангелов - Отца и Святаго Духа. Они образуют Собой еще одну Чашу. Бог Сын как бы заключен в Нее. Вспомните, с каким трепетом подходят православные люди к Чаше во время Святого Причастия. Жертва Христа за грешный человеческий род. Жертвенная Чаша. Как молился Христос в Гефсиманском саду? "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша сия!"

Каков символ вечности? Конечно, круг. Именно в круг вписаны фигуры Ангелов. Но ведь сама икона прямоугольна. Андрею Рублеву удалось невозможное: соединить круг с общей прямоугольной формой иконы. И еще: изображение "Святой Троицы" неделимо. Попробуйте мысленно изъять что-то изображенное, даже маленькую деталь. Ничего не получится. Конечно, почти шесть веков жизни иконы принесли ей некоторые утраты. Не сохранилось золото фона, заново, хотя и по старым контурам, написан Мамрийский дуб, кое-где появились трещины. Но главное дошло до наших дней духовно нетленным. "Бог есть любовь" - мы особенно хорошо понимаем это, взирая именно на "Святую Троицу" Андрея Рублева.

Много, очень много богословов пытались объяснить непостижимую тайну Троицы. Среди них был и блаженный Августин. Однажды, утомясь от сочинений о Святой Троице, вышел он на берег моря прогуляться. И видит: меленький мальчик небольшой ложкой черпает морскую воду и носит ее к ямке на берегу. На берег - выльет, наберет - выльет. "Что ты делаешь?" - спросил его блаженный Августин. "Да вот хочу вычерпать море и перенести его в эту ямку", - простодушно ответил мальчик. "Малыш, твоя затея безсмысленна!" - воскликнул богослов. "Нет, - сказал мальчик, - скорее я вычерпаю ложкой море, чем ты своим умом проникнешь в тайну Троицы". Сказал и исчез. Был это, наверное, Ангел...

Вот и нам не понять. И нам не осмыслить. Понять бы это - Бог есть любовь. И, глядя на рублевскую "Троицу", пусть на минуточку расслышать в себе отзвук той непостижимой жизни, в которой только любовь, только свет и только благодать.

Удивительно, Андрей Рублев писал свою "Троицу" во славу "аввы Сергия" - преподобного Сергия Радонежского. Почему удивительно? Потому что Сергий еще до рождения своего получил благословение прославлять Святую Троицу. Да, было такое чудесное событие в жизни благочестивой матушки будущего игумена земли Русской Марии. Стояла она в церкви, а младенец, которого носила во чреве, возьми и закричи на весь храм. Она оглянулась в испуге, не слышит ли кто, а он - второй раз, а потом - третий. Вот так еще до рождения благословил Господь преподобного Сергия прославлять Святую Троицу. Родился малыш, подрос немножко, ему и рассказали. Вот чудо-то с тобой приключилось, многие слышали, не веришь - спроси.

Он поверил. Он ушел в дремучий лес и срубил в нем из сосны маленькую церковь. Троицкой назвал ее, памятуя о Божьем благословении. А рядом с церквушкой срубил себе келью. Не было свечи, лучину зажег и при свете лучины молился, молился, молился молодой инок, презревший богатство, счастье семейное, власть, удачу. "Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего". Так писал один из авторов Жития преподобного Сергия. Вот где главное, вот где основное - рознь мира сего. Идея Троицы - в единении, мы не порознь, мы не каждый по себе. Мы вместе. И рознь между нами - великий грех. Троица Святая зовет к соборности. И опять же - к любви.

Преподобный Сергий достойно послужил Святой Троице. Им была создана Троицкая обитель, позже, после его преставления, - Троице-Сергиева, а еще позже - Троице-Сергиева Лавра, оплот Православия, самый большой мужской монастырь. Андрей Рублев создал свою "Троицу" в память о преподобном Сергии уже после его кончины. Тогда же был построен белокаменный Троицкий собор на месте деревянного Сергиева, и тогда же Рублевская икона заняла дойстойное место в том соборе - в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат.

И пошли к Троице люди. Шли пешком отовсюду, в пролетки да телеги садились самые немощные и слабые. А так - пешком. К Троице разве можно по-другому? Не брезговали пешим паломничеством и русские цари. Наравне с простецами шли по Ярославскому тракту, а что сзади тянулись обозы с кухней, прислугой, запасными колесами и свежим платьем, это мелочи, главное - традицию соблюсти. Иван Грозный? Ходил. С женой своей первой Анастасией. Елизавета, дочь Петрова? Ходила. Очень она любила помолиться у Троицы. Екатерина Великая? Не один раз. А уж простой люд шел и шел без числа, присаживаясь на обочине испить воды с хлебцем, надвинув картузы да косынки на пропекшиеся солнцем головы, укладываясь на ночь в прохладе под разбитыми телегами. А самыми многолюдными были те походы на праздник Троицы или, если говорить совсем правильно, на праздник Пятидесятницы или Сошествия Святаго Духа на апостолов.

Почему он так называется - праздник Пятидесятницы? А потому, что празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова. И был по еврейскому счету часов - третий час дня, а если по-нашему - девятый, утро. Апостолы и Божия Матерь с ними собрались в одной иерусалимской горнице. Молились, вспоминали Иисуса Христа. Только вдруг как будто ветер ворвался в горницу, сильный, почти ураган. И обдал всех апостолов. Не успели они прийти в себя от неожиданности, как заалели по горнице огненные языки. Молния? Пожар? А языки мгновенно "распределились" по апостолам. На каждом почило по языку. Произошло чудо: каждый из апостолов стал славить Господа на языке, которого прежде не знал. Поднялся шум, началось волнение. В это время в Иерусалиме было многолюдно, отмечался праздник в память Синайского законодательства. Люди со всех сторон обступили горницу, с любопытством всматривались в лица апостолов, пытаясь понять, что произошло с ними, почему они вдруг заговорили на непонятных языках. "Они напились сладкого вина", - говорили многие с осуждением. И тогда вышел к ним апостол Петр. И сказал: "Мы не пьяны". И сказал им о том, что сегодня, сейчас, в этот великий день Пятидесятницы, сошел на апостолов Святой Дух и Господь благословляет их проповедовать слово Божие на всех языках, во всех странах. Внимательно слушали Петра, внимали каждому его слову. В тот день около трех тысяч человек окрестились. Именно с этой проповеди апостола Петра в иерусалимской горнице началось шествие Христова учения.

Этот праздник один из двунадесятых, то есть тех, которые Русская Православная Церковь отмечает особенно торжественно. Почему Пятидесятница, понятно. Есть у него и еще одно, полное название - Сошествие Святаго Духа на апостолов. Теперь это понятно тоже. Но есть и еще одно название, коротенькое и очень прижившееся на Руси - Троица. Почему Троица?

В сравнении с той, ветхозаветной Троицей, изображенной на иконе великого Рублева, где Отец, Сын и Святой Дух посещают богоизбранное семейство праотца Авраама, Троица новозаветная сходит на апостолов, посещает их, Отец, Сын и Святой Дух. Отец благословляет Сына, Сын благословляет апостолов на крестное служение, Святой Дух в виде огненных языков сходит на учеников Христовых.

В этот день в Троице-Сергиевой Лавре Престольный праздник. И, как в былые времена, тянутся, тянутся к сверкающему куполами монастырю благочестивые паломники. Кто посостоятельней, едут на автомобилях. Кто победнее - электричкой. В электричках тесно, на автостоянках не повернуться. Троицкий монастырь по-прежнему принимает с свои объятия тех, кто хочет разделить с ним великий праздник. Ходят ли сейчас пешком? Недавно читала Ивана Александровича Ильина, богослова, религиозного писателя, философа. Умер он сорок лет назад, можно сказать, наш современник. Так вот он вспоминает, как однажды ехал в Сергиев Посад, в Лавру. Народу в электричке было мало, а одна старушка все ходит и ходит взад-вперед по вагону. "Посиди,- говорит ей Ильин,- ты чего расходилась-то?" А она ему: "Я к Троице иду. Силы-то уж не те, чтобы по Ярославскому тракту, так я хоть в электричке, а все равно иду". Вот такая "хитрая" бабуля. Да, сейчас пешком - не те времена. Но преподобный Сергий, сам исходивший всю Русь пешком и принявший у себя в обители не одну тысячу пеших паломников, снисходит к нашей немощи. Как прежде, над серебряной ракой с его нетленными святыми мощами горят неугасимые лампады. Как прежде, он вслушивается в наши молитвы и спешит на помощь "по вере нашей". И какая уж теперь разница, пешком или нет?

Хочу рассказать все-таки. Наверное, надо рассказать. Из Нижнего Новгорода год назад отправился к Троице один паломник. Не просто пешком отправился, взял на себя тяжелейший подвиг проползти этот долгий путь на коленях. По нашей жизни диво дивное - на коленях! А он полз себе и полз. Некоторые газеты писали об этом, фотокарточки печатали - ползет. Зима, в том году суровая была, а он продвигался и продвигался к намеченной цели. И вот - Лавра! Святые врата! Путь окончен. Долго стоял пред вратами паломник. Волновался, считал себя недостойным войти в духовные объятия Преподобного Сергия? Ждал пышной встречи. Ждал, когда выйдет наместник с поклоном, братия с хоругвями.А они не вышли, каждый был занят своим делом. Прогневался паломник, стал кричать, браниться. Много всего услышала братия в свой адрес. Не захотел и входить в святую обитель. Потом вошел, правда, несколько дней пожил, а где теперь - кто ведает. Видите, как бывает. Сколько перетерпел, перестрадал, а Преподобный и не принял. Преподобному наше чистое сердце надобно, а с гордыней-то что к нему? Только трата времени.

Жаль, нет больше в Троице-Сергиевой обители "Троицы" Рублева. 500 лет была, сколько молитв впитала в себя, сколькими чудесами одарила, а вот ведь забрали в 1929 году в Третьяковскую галерею. А ведь Андрей Рублев писал свою "Троицу" для обители.

Как бы там ни было, а православные люди как молились перед иконой "Троицы", так и молятся. Сначала молились перед подлинником, шедевром, сейчас перед списком, выполненным художником Барановым. На том же самом месте, в нижнем ряду иконостаса справа от Царских врат помещается список с рублевской "Троицы". Длинная очередь выстраивается перед Троицким белокаменным собором в день Пятидесятницы. Каждый хочет припасть к мощам Преподобного Сергия, помолиться перед святыми иконами. Веточки березы с клейкими листочками в наших руках. Много веточек. А в храмах все равно что в лесу, веточки окаймляют иконы, веточки перед алтарем, даже послушник выглядывает из-за свечного ящика, как из зарослей молодого березняка.

Троица... Дубрава Мамре, три Ангела, пришедших погостить в Авраамов дом, блаженный Августин, пытающийся познать тайну Божьего триединства, Андрей Рублев, одним вздохом приблизивший нас к великой тайне. Преподобный Сергий, пришедший послужить Троице и воспеть ее своей удивительной жизнью. Паломники, идущие "сквозь снег и ветер, и звезд ночной полет" к Святым вратам Троице-Сергиевой Лавры...

Дай веточку,- просит хулиганистый парень у чистенькой девочки с большим березовым букетом. Дает.

Дай еще одну! - дает, но уже не так охотно, а парень, вот ведь искушение, просит еще.

Сколько можно? - девочка прижимает к себе букет.

Еще одну. Чтоб три было. Ты что не знаешь, что Бог Троицу любит?

Конечно же, она знает. И протягивает еще одну, третью веточку. Что ей, жалко что ли?

Отец Александр, нет ли противоречия в том, что, с одной стороны, Бог един, а с другой - у него три лица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой?
- Это учение обсуждается в церкви со времени ее основания. И вот как объяснял его магометанам на богословском диспуте в IX веке святой Кирилл, который вместе с братом Мефодием создал славянскую азбуку. Отец, Сын и Дух - три ипостаси Бога, а существо едино. Так, солнце - одно, но состоит из круга, лучей и теплоты. Или кирпич - один, но в нем соединены глина, вода и огонь. Пребожественную Троицу, сказал он, христиане научились исповедовать от древних пророков, и учение о ней помогает человеку лучше понимать божественную суть.
Столь высокий статус ему придан потому, что в этот день почти две тысячи лет назад произошло величайшее чудо - сошествие Святого Духа на учеников Христа в виде огненных языков, после чего апостолы разошлись проповедовать по миру.
- Церковь утверждает, что и человек троичен: дескать, он состоит из духа, души и тела. Но чем отличаются душа и дух?
- Писание нам говорит, что Господь сотворил человека из праха земного и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою. Таким образом, первая составная часть человека - это тело, которое есть прах земной; в теле - те же самые химические элементы, из которых состоит и вся Вселенная. Согласно Библии после Страшного суда и всеобщего воскресения тела людей изменятся, станут более эфирными, энергетическими, будут светиться и проходить через препятствия, но все равно останутся телами. Вторая составная часть живого существа - душа. Третья - дух, или Божья благодать, тоже получаемая каждым человеком. Душа есть у всех живых существ, только у человека она - бессмертная, у животных - смертная. Дух же есть только у человека. Именно это является главным его отличием от животного мира.
- Люди верят в священность некоторых цифр - как бы небесную нумерологию. Это отражается и в пословице “Бог любит Троицу”, и в том, что многие народы считают число 3 счастливым. Пифагор вообще считал, что все есть число, и оно божественно, поскольку это сила, поддерживающая вечное постоянство космоса. А как вы относитесь к превращению чисел в священные символы?
- Мистика чисел уходит в глубочайшую древность. В христианской церкви они тоже сохранили свою значимость. Единица считается символом единства, двойка олицетворяет двойную природу Христа - божественную и человеческую, тройка - символ Троицы, заключающий в себе полноту, гармонию и красоту. Древние философы видели в ней также начало, середину и конец.
Число 4 - не менее интересное. Древние считали, что мир состоит не из трех, а из четырех стихий - земли, воды, воздуха и огня. А еще на Земле четыре стороны света. В христианстве к этому числу особенное отношение. Новый Завет написан четырьмя евангелистами, их отождествляют с четырьмя ветхозаветными существами, которых пророк Иезекииль видел у престола Всевышнего, а эти четыре существа так же, как и четыре евангелиста, могут быть соотнесены с четырьмя сторонами света, куда понесли апостолы евангельскую весть.
Столь же значимо для церкви число 7 - семь дней творения. Господь шесть дней творил, а на седьмой отдыхал. Именно по семи дням творения в современном обществе установлена семидневная неделя: подобно Господу, мы шесть дней трудимся, а седьмой день отдыхаем. Правда, у древних халдеев число 7 было священным по числу светил, которые в то время наблюдались, ведь тогда людьми были открыты еще не все планеты.
Число 9 - девять чинов ангельских, трижды по три. 12 - это число апостолов, верных учеников Христа, в древних культурах - число знаков зодиака. 40 - число, связанное с испытаниями. Когда-то евреи 40 лет находились в рабстве у филистимлян и 40 лет странствовали по пустыне, Моисей общался с Господом на горе Синай 40 дней, Христос 40 дней провел в пустыне перед выходом на проповедь и на
40-й день после воскресения вознесся от земли на небо. Вот православные и постятся 40 дней.
- А не получается ли так, что каждое число священно?
- Нет, числам 5, 6, 8, 11 и от 12 до 40 не придается особого смысла.
- Влияют ли какие-то из чисел на наши судьбы? Например, сегодня в обществе особый интерес ко дню 7 июля, поскольку эта дата пишется 07.07.07. Вступающие в брак атакуют загсы, чтобы их поженили именно в этот день, поскольку, дескать, тройная семерка обещает счастливую семейную жизнь. В загсах же не знают, как им справиться с таким потоком заявлений...
- Конечно, числа не влияют на наши судьбы, само по себе число не имеет силы. Когда священник возносит в церкви хвалу Святой, Животворящей и Нераздельной Троице, то 3 для него - священное число, несущее на себе печать Божественной благодати, а когда это число висит на жилом доме, то означает только номер дома. Если, например, внести число 3 как символ Святой Троицы в какой-нибудь из документов, даже в паспорт, то это ничего не даст с точки зрения спасения души, и при помощи одного лишь этого числа даже Сам Всемогущий Бог не сможет обратить человека к вере. Имеется в виду без движения навстречу. И наоборот, если в паспорте написано число 666, а хозяин документа исповедует Христа, то шестерки в паспорте никак не помешают спасению его души.
- Люди все равно боятся числа 666, поскольку в Библии это число антихриста, как боятся и числа 13. Может быть, чтобы мистические страхи не мешали нам жить, увидеть в числе 666 два числа 333?
- С числом 666 вообще-то нет никакой проблемы, это фобия на ровном месте. Современный мир пользуется десятеричной системой счета, которую он взял у римлян в более поздние времена, а в библейские времена люди пользовались шестидесятеричной системой счета, которую они заимствовали у халдеев. И когда мы сегодня в десятеричной системе счета пишем число 666, то оно лишено того смысла, который в него вкладывали в шестидесятеричной системе. Цифры, используемые сегодня в бытовом обиходе, никак не могут быть соотнесены с числом, написанным в Апокалипсисе.
Главное число Апокалипсиса могло вообще быть не числом, а словом - именем антихриста, поскольку в древнееврейском языке буквы с цифрами обозначались одними и теми же символами, и число можно было прочитать, а слово сосчитать. Это имя, если оно имя, мы не умеем прочитать.
Как священник, должен вам сказать: бояться нужно не числа, а совершения греха. И брак заключать нужно не тогда, когда в дате совпадение каких-то цифр, а когда благословляет церковь. Седьмое же июля приходится на Петровский пост... В этот период думают о покаянии, а не о свадьбах.
- У вас есть любимое число?
- У меня все числа любимые.

    БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ. - Бог не дурак, любит пятак (Бог не нищий, любит тыщу) диал., погов. перед.: Бог любит троицу. Говорящий оправдывается, почему он(она) пользуется чьими то услугами неоднократно … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

    Бог любит троицу!

    Богъ любитъ троицу. Ср. Въ старинной церкви С. М. Флора и Лавра (у Мясницкихъ воротъ) на обоихъ клиросахъ главнаго престола изображены Ермій, Солонъ, Платонъ, Фукидидъ, Стоикъ (?) и Аристотель съ хартіями въ рукахъ. У Фукидида: Фикитидъ рече еще … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. В старинной церкви святых мучеников Флора и Лавра (у Мясницких ворот) на обоих клиросах главного престола изображены Ермий, Солон, Платон, Фукидид, Стоик (?) и Аристотель с хартиями в руках. У Фукидида: Фикитид рече еще: едино три и три едино … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Бог не дурак, любит пятак - (тыщу тысячу; от посл. Бог любит троицу что л. возможно или неизбежно в третий раз) говорящий предлагает собеседнику удовлетвориться тремя предметами; отвечающий предлагает увеличить количество требуемого (до пяти, до тысячи) … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Бог не нищий, любит тыщу - (тыщу тысячу; от посл. Бог любит троицу что л. возможно или неизбежно в третий раз) говорящий предлагает собеседнику удовлетвориться тремя предметами; отвечающий предлагает увеличить количество требуемого (до пяти, до тысячи) … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    БОГ - [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бог (значения). Бог монотеистических культур основные понятия … Википедия

    ТРОИ А, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову «Бог», которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или… … Философская энциклопедия

Книги

  • Царство Царя Снов. Творчество Автора-композитора Бориса Краюшкина , Борис Борисович Краюшкин. Дорогие друзья! В этой книге я описал сюжеты о необычном Царстве Царя Снов. Говорят, Бог любит Троицу. Три раза я находился между жизнью и смертью и поверил в праведность этих слов. Побывав… электронная книга
  • Бог любит троицу , Людмила Басова. Прошедший всю афганскую войну Алишер много раз мог погибнуть, но главная опасность была впереди: в стране началась перестройка, а в Таджикистане – гражданская война. Казалось, сам воздух был…

Все мы, читая в детстве сказки, невольно задумываемся: почему там всегда всего по три? Три дочки у царя, три сына у старика, три подземных царства: золотое, серебряное и медное, три задания, которые должен выполнить герой и т.д.? Обычно бабушки объясняют нам – «Потому, что Бог Троицу любит!» А раз Бог «любит» – значит, число «три» должно быть основой Мироздания.

Народная поговорка – «Бог Троицу любит» – требует некоторого уточнения: правильней будет сказать «Бог Троицей является». Представление о троичности Бога, о Его единстве в трёх лицах – это одна из основ христианской веры, если в каком-то направлении оно отвергается – это уже не христианство. Ведь вера в Единого Бога характерна и для других религий (ислам, иудаизм), вера же в Троицу – одна из отличительных черт именно христианства.

Что же такое Святая Троица? Понять это пытались многие великие умы, в их числе Августин Блаженный, один из первых христианских богословов. Он размышлял об этом постоянно, и как-то раз продолжал это делать, прогуливаясь по берегу моря. Вдруг философ увидел мальчика, который выкопал ямку в песке и лил в неё воду, черпая из моря ракушкой. «Что это ты делаешь?» – спросил Августин. Мальчик объяснил, что хочет вычерпать всю воду. Августин объяснил малышу, что это невозможно, но ребёнок ответил: «Скорей я вычерпаю море, чем ты постигнешь тайну Святой Троицы!» Тогда философ понял, что перед ним ангел, посланный Богом, чтобы объяснить ему: он пытается понять то, что выше пределов человеческого разума.

Но всё же кое-что по этому поводу сказать можно, ведь в течение всей истории Бог так или иначе являл себя человечеству. И главное, что мы смогли понять их этих явлений – это то, что «Бог есть Любовь». Но ведь любовь не бывает сама по себе, она всегда направлена на кого-то! На кого направлена Божественная Любовь? Понятно, что Бог любит мир, сотворённый им, и именно Любовь была причиной и орудием Творения, но ведь так было не всегда, у мира есть начало во времени, а Бог безначален и вечен. Кого Он любил до сотворения мира? Теоретически, пока не было ничего и никого, кроме Бога, Он мог любить только себя… все мы встречали людей, которые никого, кроме себя, не любят, с Божественной Любовью их душевное состояние точно не имеет ничего общего. Таким образом, изначальная Божественная Любовь была любовью к кому-то и одновременно к самому Богу… И мы легко разрешаем это противоречие, вводя понятие Святой Троицы: это любовь, существующая между Её ипостасями!

Ипостаси эти – Бог-отец, творец всего сущего, Бог-сын, предвечно от него Рождающийся, и Бог-Дух Святой, предвечно от Отца исходящий. Тем не менее, говоря о трёх Лицах Святой Троицы, мы в молитвах никогда не говорим: «Вы», «Вседержители», «Боги» и т.д., мы говорим «Ты», «Вседержитель», «Боже»… это значит, что Бог, имя три ипостаси, всё-таки остаётся Единым. «Он – свой же Сын!» – говорит английский богослов К.С.Льюис, подчёркивая творческую силу Бога, а св. Иоанн Дамаскин сравнивает св.Троицу с огнём: мы ведь не можем отделить свет и тепло от огня как такового, хотя вообще-то это разные вещи.

Иногда от противников православия приходится слышать, что Троица – это человеческое измышление, что в Библии этого понятия нет. Самого термина «Троица» там действительно нет, его потребовалось ввести для обозначения явления, указания на которое разбросаны по всему Священному Писанию. Самое главное из них – это повеление, которое адресует апостолам сам Иисус Христос: крестить во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Мог ли Спаситель, который, как известно, пришёл «не нарушить закон, но исполнить», причём речь идёт о законе религии, которая всегда было монотеистической – повелевать крестить во имя кого-то, кроме Единого Бога? Следовательно, Отец, Сын и Святой Дух – это и есть Единый Бог. Понять это разумом действительно сложно, это именно то, во что надо верить – верить безоглядно, как влюблённый верит в чистоту своей возлюбленной.

Но хоть Святая Троица и недоступна человеческому восприятию, на иконах же надо как-то изображать! Выход из положения был найден благодаря моменту, описанному в Ветхом Завете: Бог явился Аврааму и Сарре в образе трёх ангелов (вот, кстати, хороший вопрос противникам догмата о Святой Троице: почему Он так поступил, если не является Троицей?). Пожалуй, самое совершенное творение на эту тему – «Троица» А.Рублёва…

А что с самим числом «три», с которого мы начали разговор? Пожалуй, его действительно можно найти в основах мироздания: вещества существуют в трёх состояниях; атомы состоят из частиц трёх типов – протонов, нейтронов и электронов; молекула воды – вещества, без которого невозможна жизнь – состоит из трёх атомов… А семья становится действительно семьёй, а не просто супружеской парой, достигает совершенства любви только тогда, когда двое рождают третьего!