Почему в 1611 году патриарх гермоген. Борьба за российский престол. Почитание и прославление

Патриарх Гермоген Московский и всея Руси с 1606 года. Лидер русской православной церкви и активный участник в политических делах; патриарх с 1606 по 1612 год.

Именно он вдохновил народное восстание, которое положило конец смутному времени. Гермоген был прославлен Русской Православной Церковью в 1913 году.

Житие Гермогена

В Священном Синоде 1589 года, в котором был установлен патриархат в Москве, Гермоген был назначен митрополитом новоизбранного города Казани. Он был сторонником политики насильственного обращения в христианство нерусских народов Поволжья.

С 1605 по 1612 год Гермоген наиболее активно поддерживал интересы Православной Церкви, поскольку он понимал, что власть церкви зависит от поддержки царя.

В 1606 году Гермоген был вызван Лжедмитрием I, чтобы принять участие в недавно состоявшемся в Москве сенате. Там он узнал о намерениях царя жениться на католической женщине Марине Мнишек и твердо возразил против такого союза. После этого он был сослан из столицы, и только через несколько месяцев вернулся с великими почестями, когда ложный царь был свергнут.

Когда Василия IV избрали царем, Гермоген стал патриархом Москвы. Во время антифеодального восстания крестьян во главе с И. И. Болотниковым в 1606-1607 гг. Гермоген объединил людей церкви для борьбы с повстанцами, которые были объявлены еретиками и отлучены от церкви.

В 1610 году Шуйский был свергнут, Гермогеном была предложена кандидатура Михаила Романова на престол царя вместо польского князя Владислава. Но Владислав всё равно стал царем и Гермоген потребовал, чтобы он обратился в православную веру. Зимой 1610 года Гермоген выразил протест на предложение бояр поклясться в верности польскому королю Сигизмунду III.

Подвиг патриарха Гермогена

В конце декабря 1610 года Москву оккупировали польские феодалы, тогда Гермоген направил письма в города России, призывающие к восстанию всего народа против поляков. Он рассчитывал на поддержку вооруженных подразделений П.П. Ляпунова.

Когда добровольческая армия, наконец, подошла к Москве, он бросил вызов польским захватчикам. Несмотря на то, что ему грозила смертная казнь, он проклинал католиков и оказывал поддержку Ляпунову. После этого его арестовали и бросили в Чудовский монастырь.

Там он услышал о новой волонтерской армии, собранной Кузьмой Мининым и под командованием князя Пожарского, и благословил их обоих. Вслед за этим патриарх был избит и умер от голода.

Русская православная церковь в смутное время

В начале XVII в. против православной Руси развернулась духовная экспансия католического мира, которая приняла форму польской интервенции под руководством самозваных претендентов на русский престол. Они стремились навязать русскому народу не только иностранное политическое господство, но и религиозное иго, на что в свое время не решились даже монгольские завоеватели.

Боярская аристократия, которая неоднократно нарушала обязанность государственного служения ради торжества своих олигархических интересов, готова была примириться с тем, чтобы на российский престол стал польский королевич Владислав, даже не требуя от него твердых гарантий сохранения православных основ духовной и общественной жизни Руси.

Наконец, русский народ, который так часто обманывался в своих светских правителях, все больше втягивался в кровавую междоусобицу, которая угрожала обременить совесть миллионов русских людей страшным грехом братоубийственной войны и открыть опасную для него перспективу полного этнического исчезновения.

Именно в этот трагический момент русской истории, когда страна начала терять понятие национальной государственности и оказалась на грани исторической катастрофы, Господь поставил во главе Русской Православной Церкви святого мужа Святейшего патриарха Гермогена.

Храм Гермогена в Чертаново

Строительство храма Гермогена началось с освящения камня, который лежал на том месте, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом весной в 2012 году.

Новый храм выражает собой веру русского народа в то, что Русь никогда не предастся другой вере, а навсегда останется православной, ведь в православии спасение Руси.

Та память о святителе Гермогене, которая пробуждает в наших людях светлую, уверенную и святую любовь к Родине, также порождает желание мирно устроить жизнь государства, а в годы опасности - оборонять рубежи Родины, как Гермоген.

Можно ли назвать Гермогена патриотом?

Гермогена, который кровью своей запечатлел на скрижалях отечественной истории образ настоящего Русского патриарха. Он спас свою страну и свой народ от гибели, что им угрожала.

Поставленный на патриарший престол в 1606 году, в период кратковременного царствования боярского ставленника Василия Шуйского, патриарх Гермоген изначально воспринял свое первосвятительское служение не только как церковную, но и как общенациональную миссию.

Хорошо осознавая беспомощность государства и политическое корыстолюбие временных боярских правителей, боролись за власть, святитель Гермоген распознал в навязчивой польской дипломатии будущую гибель и Русской Церкви, и Российского государства.

Исходя из присущего всем выдающимся Первосвятителя Русской Церкви убеждение, что в Русском православии заключается возможность национального благоденствия русского народа, патриарх Гермоген, который тогда находился в заключении в захваченной поляками Москве, своими пастырскими посланиями обращался к русскому народу с призывом — во имя спасения Православие подняться на борьбу против иностранных и инославных захватчиков.

Русский народ повсеместно откликнулся на патриотический призыв святителя Гермогена, но еще больше зажжен на свою борьбу личным подвижничеством патриарха-мученика, сумел осуществить молитвенный завещание архипастыря и во имя сохранения Православной Церкви отстоял национальную независимость своего Отечества.

В этом году исполняется 400 лет, как закончилась первая русская Смута. Огромную роль в этих событиях играл патриарх Гермоген. Но парадокс - фигура эта современному человеку практически неизвестна. Кроме того что он писал воззвания против поляков и его за это уморили в заточении, о нем мало что знают. Мы решили восполнить этот пробел, обратившись к доктору исторических наук Дмитрию Володихину.

Дмитрий Михайлович, чтo большинству НЕ известно о патриархе Гермогене, что следовало бы знать всякому образованному человеку?

Редко вспоминают о том, сколь прочно судьба патриарха Гермогена была связана с судьбой государя Василия Ивановича. Царь Василий Шуйский скорее вызывает у образованных русских людей нашего времени антипатию, нежели почтение. Между тем патриарх Гермоген был его стойким защитником. Даже когда Василия Шуйского свергли с престола и насильственным образом постригли в монахи, патриарх отверг ложное пострижение и продолжал звать государя мирским именем. Откуда такая преданность? Мало кто помнит, что именно Гермоген возложил на Василия Ивановича монарший венец. И сделал это, формально не являясь первенствующим архиереем в русской церковной иерархии. Он венчал Василия Шуйского на царство, пребывая в сане митрополита Казанского, а это шло вразрез с установившимся обычаем. Прежде этот обряд проводил митрополит, либо, позднее, патриарх Московский. Но Гермоген, понимая, что поступает вопреки церковным устоям, все же дерзнул возвести на престол нового государя. Надо полагать, Гермоген видел в затягивании междуцарствия путь к скорейшему торжеству социального хаоса. Видимо, он надеялся восстановить в стране порядок, воспрепятствовать распространению Смуты. А князь Василий Иванович занимал тогда положение своего рода «принца крови». Пресечение старой династии московских Рюриковичей давало ему самые серьезные и вполне «легитимные» права основать новую династию - в силу происхождения. Сделавшись правителем России, он в какой-то степени оправдал упования Гермогена: если не остановил, то хотя бы притормозил страшную болезнь Смуты. Когда монарх не проявлял должной энергии, наводя в стране порядок, патриарх осуждал его, требовал действовать. В свою очередь, он всячески помогал царю. Однажды сделав выбор, Гермоген твердо придерживался его до конца.

- А откуда мы вообще о нем знаем? Помимо церковного предания, существуют ли какие-то исторические источники?

Да, источники существуют. Судьба патриарха Гермогена отразилась в позднем русском летописании. Есть о нем сведения и в сочинениях иностранцев, например, писали о нем греческий архиерей Арсений Елассонский, поляк Маскевич. Сохранились и документы, связанные с его именем. Их могло бы быть намного больше. Но как раз на период патриаршества святителя Гермогена приходится большой московский пожар 1611 года, а в 1626 году, уже после завершения Смуты, грянул другой, еще страшнее, еще разрушительнее. В огненной стихии погибли архивы целых ведомств. Сильно пострадали архив Патриаршего дома. Несмотря на это, кое-какие документы сохранились, и ими можно воспользоваться, реконструируя судьбу святителя Гермогена.

- Современному светскому человеку патриарх Гермоген известен только как политический деятель, боровшийся с польской интервенцией. А что знают о нем церковные люди? Что он сделал для Церкви и в бытность свою митрополитом Казанским и тем более патриархом Московским и Всея Руси?

Во-первых, Гермоген прославился как великий миссионер. Он стал первым митрополитом Казанским и действовал на не до конца «замиренной» территории. Он строил храмы, читал проповеди, знакомил новокрещеных со Священным Писанием, а когда ситуация требовала, проявлял жесткость. Он способствовал канонизации новых святых, связанных с Казанской землей. Во-вторых, Гермоген был хорошо известен современникам как духовный писатель. Он писал и редактировал жития святых, создавал богословские сочинения. Его трудами в Москве возродилось книгопечатание, пришедшее было в упадок. Гермоген был большим знатоком церковного пения и проявлял строгость ко всяким певческим уклонениям от старинных традиций. Некоторые специалисты считают, что при нем делались попытки наладить летописное дело, но тут уж, как говорится, обстановка не располагала… В целом же, как говаривали четыреста лет назад,

Гермоген был «книжен умом» и любил «словесный виноград».

Какова была политическая позиция патриарха Гермогена в годы Смуты? Кого он поддерживал, против кого выступал? Оставалась ли эта его позиция неизменной?

Политическая позиция его была проста - он стоял на стороне Православия и всегда вел дело к торжеству истинной веры. Так, например, когда после падения Василия Шуйского в боярском правительстве возникла идея отдать русский трон представителю зарубежной династии, например, польскому королевичу Владиславу, Гермоген поставил условие: правителем России может быть только православный человек. И если дело дойдет до Владислава, то ему придется перейти из католичества в православие. Далеко не все готовы были тогда проявить твердость в этом вопросе. Впоследствии король Сигизмунд Третий пожелал стать государем российским вместо сына, Владислава. Ни о каком отказе от католичества он и слышать не хотел. Когда русская знать принялась поддаваться на его требования, патриарх во всеуслышание запретил москвичам целовать крест Сигизмунду. Гермоген и в отношении Марины Мнишек заявлял: прежде перекрестить, а уж потом делать русской царицей! За то подвергся от Лжедмитрия Первого опале.

Кто, когда и с какой мотивировкой заключил патриарха Гермогена под стражу? Какова тут была последовательность событий?

- «За приставы» посадили его отнюдь не поляки и не литовцы, а свой же соотечественник Михаил Салтыков - главный пособник интервентов в боярском правительстве. Маленький Иуда, проще говоря. Причин у ареста было две: во-первых, Гермогена обвиняли в том, что он рассылает по отдаленным городам письма, призывающие бороться за веру и против оккупантов. Ему вменили в обязанность сочинить успокоительные послания, но патриарх отказался наотрез. Во-вторых, Гермоген осуждал устройство католического костела на дворе, принадлежавшем когда-то царю Борису Федоровичу.

В чем суть посланий, которые рассылал патриарх Гермоген? Считается, что он в них призывал всех встать на борьбу с польскими оккупантами. Главный ли это мотив, или святителя в первую очередь волновало состояние умов и сердец русских людей?

Сложный вопрос. Проблема прежде всего в том, что историки располагают, по большей части, беглым пересказом Гермогеновых грамот, а не самими текстами. Вот то, что известно твердо, - по тексту дошедшего до наших дней послания Гермогена. Патриарх требует от провинциальных архиереев рассылать «учительные грамоты» начальствующим людям и в войска: «…чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались чудотворцев, и за веру, так бы и совершили». Гермоген просит паству соблюдать телесную и душевную чистоту, благословляет стоять за веру «неподвижно».

- Что с ним случилось в заточении? Что известно об обстоятельствах его смерти?

Двор его разогнали, имущество разграбили, а самого подвергли поношениям. Боярское правительство, очевидно, пытаясь сделать Гермогена более сговорчивым, на время выпустило его из-под стражи и даже разрешило вести богослужение на Вербное воскресенье 1611 года. Но в дальнейшем, пользуясь терминологией XX века, склонить его к «сотрудничеству с оккупантами» не удалось. От него требовали разослать грамоты, призывающие Первое земское ополчение отойти от Москвы. Ему угрожали «злой смертью» в случае несогласия. Ответ Гермогена известен в летописном пересказе: «Что… вы мне угрожаете, одного Бога я боюсь; если вы пойдете, все литовские люди, из Московского государства, я их благословлю отойти прочь; а если будете стоять… я их благословлю всех против вас стоять и помереть за православную христианскую веру». В начале 1612 года, по словам летописи, патриарха «уморили голодной смертью».

- В чем вообще суть его подвига? О чем говорит сам факт его канонизации? Какой в этом урок для христиан?

Тут, на мой взгляд, все довольно просто. Патриарх Гермоген - фигура, залитая светом, прозрачная, все главные его дела высвечены солнцем, всякое его поучение ясно. Как пастырь духовный, он говорил: следует стоять за веру, не колеблясь. Вокруг ложь и беснование? Будь тверд. Требуется претерпеть мучения? Претерпи, только не отступай от истины. Потребовалось смерть принять? Прими, это большое благо. И сам он поступал так, как требовал от «словесного стада»: не шатался в истине, терпел муки и отдал жизнь, когда ничего, кроме жизни, у него уже не оставалось. Его и канонизировали в 1913 году как священномученика. Гермоген - камень веры. Он из тех, кого можно положить в фундамент любого здания, и здание будет стоять прочно.

Иногда жесткую позицию патриарха Гермогена по отношению к польским интервентам считают универсальной моделью взаимоотношения духовной и светской властей и требуют от нынешнего священноначалия вступить в борьбу с нынешней российской властью. Что Вы думаете насчет такогоподхода?

Никто не смеет учить Церковь чему-либо. Это Церкви пристало духовно просвещать народ и властителей. Следовательно, не стоит даже обсуждать какую-либо содержательную ошибку подобного утверждения, ошибка тут прежде всего системная: общественный идеал создается Церковью и транслируется обществу в церковном учении, а не берется из общества и приращивается к церковному организму.

В достаточной ли мере прославлен святитель Гермоген? Что сейчас в нашей Церкви делается для его прославления? Существуют ли ему памятники?

Не думаю, что он прославлен в достаточной степени. Об этом говорит, как минимум благословение Святейшего Патриарха Московского Кирилла, которое недавно было дано на возведение Гермогену памятника в Москве. В составе многофигурного новгородского монумента «Тысячелетие России» есть, среди прочих, и скульптурный потрет Гермогена. Но для личности подобного масштаба этого, я полагаю, недостаточно. И очень славно было бы когда-нибудь войти под своды храма, освященного во имя святителя Гермогена, а затем погибшего в разрушенном при большевиках Чудовом монастыре. Пришла пора задуматься о его восстановлении… либо о строительстве нового Гермогеновского храма в столице.

Отражена ли жизнь патриарха Гермогена в культуре? В частности, в популярной исторической и в художественной литературе, в кино? Что еще предстоит сделать?

Да все предстоит сделать. Есть ли биография Гермогена в серии ЖЗЛ? Нет. Есть ли хоть один художественный фильм о Гермогене? Нет. Есть ли широко известная пьеса о Гермогене? Нет. Есть ли знаменитый роман, главным действующим лицом которого является Гермоген? Нет. Ниша - пустует. Тут бы работать, работать и работать…

Виталий Каплан

Среди святых защитников нашего Отечества священномученик патриарх Ермоген стоит в одном ряду с благоверным князем Александром Невским и преподобным Сергием Радонежским. Главный подвиг своей жизни – твердое противостояние воцарению над Россией инославного государя, вдохновенную проповедь освобождения страны от иноземных захватчиков – патриарх Ермоген совершил уже в глубокой старости. Свои слова он засвидетельствовал мученической смертью. Это время – самое тяжелое в истории Русской православной церкви, которая была обстоятельствами поставлена почти на край своего существования, оттого и прозвали его – Смутным временем. Господь же в такие времена среди слуг Своих находил тех, кто мог укрепить православный христианский люд, посылая ему надежду и опору в лице самых ревностных и преданных Ему земных служителей.

О первой же половине жизни святого Ермогена дошли до нас лишь отры­вочные сведения. Год его рождения определяется на основании свидетельств поляков, утверждавших, что в 1610 г. им противился только «осьмидесятилетний патриарх». Следовательно – это 1530 год. Есть предположения, что родина его Казань. Происхождение его также остаётся предметом споров. Одни утверждают, что он из рода князей Голициных, другие — из донских казаков, иные — из посадского духовенства. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая.

Именно ему, в 1579 году, тогда ещё пресвитеру Ермолаю, Бог судил стать свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери, и первому «взять от земли» бесценный образ, а затем торжественно, с крестным ходом, внести в храм. В это время 50-летний Гермоген был священником Гостиннодворской церкви в Казани. Позднее, будучи уже Казанским митрополитом, святитель составил письменное «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от неё чудесных исцелениях ». Им же составлены стихиры и каноны в службе на день явления Казанской иконы Божией Матери; проникнутый высоким религиозным вдохновением, известный каждому православному человеку тропарь «Заступнице усердная » принадлежит также святому Ермогену.

Вскоре (видимо, после смерти жены) он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Это был нелегкий труд укрепления православия среди населения, которое издревле было мусульманским, и Ермоген мудрым и добродетельным своим наставничеством стремился воспрепятствовать ослаблению веры в краях, где в глубине души люди все-таки сохраняли склонность к исламу. Мечети ставились почти рядом с Казанским монастырем, и это повышало вероятность того, что новообращенные христиане, общаясь со своими мусульманскими знакомыми и близкими, могли отвернуться от христианской веры, что крайне огорчало святителя Ермогена. Святитель Ермоген сохранял твёрдость в вопросах веры, активно занимался христианизацией татар и других народов бывшего Казанского ханства. Практиковалась и такая мера: новокрещёные народы переселяли в русские слободы, изолируя от общения с мусульманами.

Когда перестраивался Казанский Спасо-Преображенский монастырь – это было в 1595 году, при копании рвов под фундамент нового каменного здания храма были обретены гробы с мощами первых святителей Казанских – Гурия и Варсонофия. Святитель Ермоген открыл гробы, и все увидели, что останки святых оказалась нетленны. Останки были помещены самим Ермогеном в ковчеги и представлены для поклонения над землей. Это событие вдохновенно подействовало и на самого святителя, и на присутствовавших при этом, и на всю новообращенную паству! Тогда же митрополит Ермоген составил службу на обретение святых мощей святителей.

За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру.

В это смутное время у власти стоял самозванец Лжедмитрий, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного - царевича Дмитрия. Он присягнул польскому королю Сигизмунду III в верности и обещал ввести в России католицизм. Но 17 мая 1606 года боярская партия В. Шуйского подняла восстание в Москве. Лжедмитрий был убит, его труп несколько дней валялся на Красной площади, затем был сожжен, и пепел его зарядили в пушку, выстрелив в том направлении, откуда он пришел. 25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царем.

А уже 3 июля 1606 года, при новом царе Василии Шуйском, митрополит Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра,а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти (православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле)


Шествие на осляти

Избранный на патриаршество в 70-летнем возрасте, в трудную пору Смутного времени, когда России и Русской Церкви угрожала крайняя опасность порабощения и инославного пленения, святитель Ермоген, по словам митрополита Макария (Булгакова) «ревностнее, мужественнее и непоколебимее всех постоял за ту и другую».

С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ.

Смерть Лжедмитрия I была известна достоверно только Москве и округе. Русская периферия не имела на этот счет точных сведений, а желание верить в «законного», «прирожденного» царя было очень велико. Хаос смуты продолжался. И в этом хаосе явился новый лжеспаситель - Лжедмитрий II. К нему примкнули князь Григорий Шаховской и ряд других бояр. Был пущен слух, что Димитрий не был убит в Москве, а сумел бежать (вторично «чудесно» спасся). В окружении польских войск, запорожских и донских казаков, множества иного бродячего люда Лжедмитрий II в августе 1607 года появился в пределах России, а 1 июня 1608 года вплотную подошел к Москве, став лагерем в Тушино. К Тушинскому вору, как называли тогда этого самозванца, стали перебегать из Москвы многие бояре.

Не устрашившись ни бесстыдного самозванца Лжедмитрия, ни могущественного польского короля Сигизмунда, святитель Ермоген, перед лицом изменников и врагов Отечества, стал духовным главой всей Русской земли.


Лагерь Лжедмитрия II в Тушино

Когда самозванец Лжедмитрий II подошёл к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал:

«…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца ».

В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога… ».

Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III.

Король Сигизмунд Королевич Владислав

Не станем описывать всех перипетий этого сложного времени; они достаточно описаны. Скажем о главном. Царь Василий Шуйский вызвал против себя сильную боярскую оппозицию. Призвав на помощь против поляков шведского короля Карла IX, против которого уже воевал Сигизмунд III, Шуйский поставил Россию в состояние «официальной» войны с Польшей. Поляки начали открытую интервенцию. Большая армия поляков подошла к Москве. Интервенты осадили Троице-Сергиеву лавру, которую так и не смогли взять в течение 16-месячной осады.


С.Д. Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры

Сам Сигизмунд, осаждавший Смоленск, потребовал теперь, чтобы на русский престол был возведен его сын, королевич Владислав. С ним шли трудные переговоры, в которых участвовал и митрополит Филарет - родной отец будущего царя Михаила Романова. Патриарх Ермоген поначалу действовал в пользу Шуйского. Но когда в июле 1610 года этого царя все-таки свергли, патриарх предложил на царство 14-летнего Мишу Романова. Однако голос патриарха не был тогда услышан.

Ермогену пришлось уступить той боярской партии, которая поддерживала Владислава под предлогом, что у Москвы нет сил защищаться от польской интервенции. Скрепя сердце, святитель согласился признать русским царём Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России. Но московское боярство, не посчитавшись с патриархом, впустило поляков в Москву и отправило особое посольство с грамотой, что Россия отдает себя «на волю» польского короля.


В. Чистяков. Патриарх отказывается подписывать грамоту поляков

И вот тут произошло нечто такое, что явилось решающим моментом всех событий и вывело всю страну из хаоса смуты, из обстоятельств, казавшихся совершенно безнадежными. Вышеуказанной грамоты о капитуляции России патриарх не подписал. А когда боярин Салтыков бросился на него с кинжалом, тот ответил: «Не боюсь я твоего ножа! Ограждаюсь от него силою креста Христова». В результате — сговора с Сигизмундом и капитуляции перед ним не произошло. Вот что значит в решающий момент одна такая протокольная формальность, как подпись (в данном случае — ее отсутствие!)

Это дало духовное и правовое основание русским городам выступить против поляков на защиту отечества. Патриарх Ермоген через «бесстрашных людей» рассылал по русским городам и весям послания с призывами не подчиняться полякам и не верить самозванцам. Вдохновенные призывы Патриарха были услышаны русскими людьми, и всколыхнули освободительное движение.

Движение городов встревожило поляков и их сторонников. Они потребовали от Ермогена написать во все города, чтобы не шли освобождать Москву. С этим к нему явился опять боярин Салтыков. «Напишу,- ответил Ермоген,-…но только под условием, если ты и все с тобой изменники и люди короля выйдете вон из Москвы… Вижу поругание истинной веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей и не могу больше слышать латинского пения в Москве».

Ермогена заточили в Чудовом монастыре и стали морить голодом. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.

Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря (февраль 1612 г.)

Между тем к Москве потянулись народные ополчения. По предложению патриарха Ермогена из Казани была принесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорей всего - копия с подлинной), ставшая главной святыней ополчения Космы Минина Сухорукова и князя Дмитрия Пожарского. Перед ней после строгого поста слезно молилось почти отчаявшееся русское войско, готовясь к последнему штурму Москвы. 22 октября 1612 года ополчение овладело Китай-городом,а 26-го сдался Кремль.

Патриарх Ермоген не дожил до этого светлого дня. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 января 1612 года он мученически скончался в заточении в Чудовом монастыре.

Существует позднейшее предание, что перед смертью патриарх в подземелье прорастил овес и его нашли мертвого стоящим на коленях среди зеленых побегов.


А. Новоскольцев. Смерть Патриарха Ермогена

Первым в Успенский собор поспешно вошел в латах ближний его боярин - князь Хворостинин, бывший в ополчении, и взволнованно спросил: «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы!» И когда ему ее показали, он, припав к ней, долго и горько плакал.

В 1652 году останки патриарха были перенесены из ветхой гробницы в Чудовом монастыре в Большой Успенский собор, где они пребывают и ныне. Прославление патриарха, состоявшееся 12 мая 1913 года, совпало с 300-летием со времени кончины святого и с годом 300-летия Дома Романовых (за несколько дней до прибытия царской семьи в Москву).

Место погребения Патриарха Ермогена в Успенском соборе. Фото 1913 года

Современники свидетельствуют о Патриархе Гермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума»,«зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», его называли адамантом веры.

При нём были изданы: Евангелие, Минеи месячные, а также напечатан «Большой Верховный Устав». Патриарх тщательно наблюдал за исправно­стью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара Москвы в 1611г.

Заботясь о соблюдении благочиния,святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб: многогласии, а мирян - в неблагоговейном отношении к богослужению.

Имя святителя, героя, заступника Земли русской, который долгое время был почти что «один в поле воин», держал по воле Божией тяжелейшую оборону против посягателей на честь, державность и веру православной Руси, навсегда останется в памяти как пример несгибаемого мужества и верности данной им присяге Богу и своему народу.

Гермоген или Ермоген?

Во всех издания до момента прославления в 1913 году патриарх именуется как Гермоген. Но после прославления он становится Ермогеном. Такое решение принял Св.Синод, т.к. святейший патриарх Гермоген сам подписывался именем Ермоген.

А по версии американского историка Грегори Фриза, основная причина в том, что Гермогеном звали опального епископа саратовского, активно выступающего против обер-прокурора Саблера и Григория Распутина. Чтобы не было путаницы и имя нового святого не ассоциировалось с именем опального архиерея, Синод и восстановил древнюю орфографию имени патриарха — «Ермоген».

Тропарь, глас 4
Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

Кондак, глас 6
Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли.

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.

В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа , второго Казанского архиепископа (память 25 сентября, 6 ноября, 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова (1589 - 1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн (память 24 января), родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал "по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия", повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия , первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия , епископа Тверского (память 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584 - 1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра , Московского чудотворца (память 5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь принес в дар новому Патриарху панагию , украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох . По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти.

Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом - нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: "...Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца". В другой грамоте Первосвятитель призывал: "Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога..." Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру". Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.

Сведения о биографии Святителя Гермогена скудны и отрывочны. Имя Патриарха Гермогена в общественном сознании прочно связано с событиями Смутного времени. Не зная земную родословную, через наставников Святителя Гермогена можно восстановить родословную духовную, восходящую к Преподобному Сергию Радонежскому. Сквозь образ Святителя, молитвенника и пастыря, проступает лик воина, решительного, твёрдого, мужественного. Годы его жизни были отмечены непрерывными тяготами военных действий . Московское царство в то время было государством воюющей нации. Почти ежегодно на русской земле происходили военные конфликты с татарами, литовцами, поляками, немцами, шведами… Знаменитая икона «Церковь воинствующая» представляет русскую судьбу как поход длиною в жизнь воинов Христовых во главе с царём - игуменом земли Русской. Мобилизационная готовность стала надолго национальной русской чертой.
В 1803 «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» начало сбор средств на создание памятника Патриарху Гермогену, гражданину Минину и князю Пожарскому. В результате на Красной площади в Москве был воздвигнут известный памятник только Минину и Пожарскому…

В 1913 прославление Патриарха Гермогена в лике священномученика происходило в Московском Кремле в атмосфере всеобщего духовного подъема. Был объявлен конкурс на создание памятника Святителю Гермогену, но начавшаяся вскоре Отечественная война с германцами не позволила довести дело до конца.
Природа человека не меняется с изменением исторических эпох и обстоятельств. Совершенствуются лишь технические средства, окружающие человека, страсти людские остаются неизменными. Многие закономерности смут на Руси совпадают, что позволяет проводить относительно достоверные исторические аналогии.
Святитель Гермоген в одной из грамот чётко определил духовную сущность Смуты:
«Правосудный Бог, наказывая нас за наши грехи и милостиво наводя на нас гнев Свой то голодом, то нашествием иноплеменников, иногда мором и междоусобными бранями, иногда же пожарами и прочими житейскими напастями, наводя на нас разные бедствия, и тяжести, и лютые болезни, побуждает тем, особенно ленивых и ожесточенных, к добродетели и наставляет на путь спасения…»


Внешнюю историческую и социальную суть Смуты как начала XX века, так и начала XVII раскрыл Святитель Николай Сербский: «Вы уверены, что нынешние страдания православного русского народа—наказание Божие? Признаюсь, я не уверен. Так ошибиться недолго, если считать всякое страдание народа или личности наказанием Божиим. Три голгофских креста учат нас осторожности в оценке чьих-либо страданий. Разве Христос был распят в наказание? В длинной череде мучеников мы видим и пророков, и апостолов, много светлых праведников. Их страдания не были наказанием, а если страдали они за грехи, то не за свои… Страдание Святой Руси за грехи попущено, но за чьи?.. Разве Россия грешнее всех других стран и за это несёт тяжелейшие страдания? Всему миру очевидны две вещи: первое, Русский Народ горит в пламени страданий, как когда то три отрока в печи вавилонской;второе, материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России этот огонь, возникли не в русском православном народе, и носители их рождены в народе не русском и не православном. Всё остальное— тайна Промысла Божия». Слова эти относятся к XX веку русской истории, но справедливы и применимы к отечественной истории в целом, в том числе и к периоду Смуты начала XVII века. На протяжении веков Русский Народ спасал Европу от завоевания воинственными татаро-монголами и Османской империей. В борьбе с русской силой истощилась и исчезла как Золотая орда, так и Блистательная Порта. Уничтожив коренные народы Нового Света—Америки, католический мир обратил свои алчные взоры на Восток. Имея опыт разгрома православной империи ромеев — Византии—новые крестоносцы вознамерились в ходе похода на восток уничтожить Московское царство преемника Вселенского Православия — Русского Народа. Крестовый поход был остановлен подвигом наших предков в Ливонской войне и в Смутное время. Вспомним, во время семибоярщины Москву сжёг интернационал поляков, литовцев, немцев, венгров; польско-литовские разбойничьи отряды разоряли и жгли русские города и сёла; шведские войска оккупировали новгородские земли, стратегию военной и религиозной экспансии определяли итальянские и испанские иезуиты; английские негоцианты и голландские торговые дома уже примеривались к Волге, переходящей в великий шёлковый путь… Действительно, трагедия Смуты имела своей причиной не только прегрешения русских людей.
Летопись отмечала: «Учинилось нечаемое: отцем отец, боголюбивый Патриарх Гермоген встал за православную веру несомненно и не убоясь смерти; он призвал православных христиан, укрепил и за веру православную всем велел стоять и помереть. Если бы не от Бога был послан он, такого дела не учинил бы!»
Патриаршее служение Святителя Гермогена началось 3 июля 1606 в возрасте 76 лет. У второго Патриарха Московского и всея Руси не было иллюзий о грядущей судьбе. Весной 1611 Первосвятителя заточили в темницу в подвале Чудова монастыря. Более девяти месяцев он провёл в узах. 17 февраля 1612 Патриарх Гермоген принял мученическую кончину от голода и жажды. Таким образом, Предстоятель нёс патриарший крест 5 лет и 7 месяцев в условиях войны, оккупации и заточения.
Слово и дело Патриарха были всегда едины. Все знали, что, призывая стоять за веру, сам Святитель стоит за веру неколебимо, обличая ложь, сам живет праведно по правде Божией; призывая претерпеть мучения ради Святой Руси, сам стойко и смиренно переносит угрозы, насилие, узы и голод.
Слова «пастыря доброго» доходили до Дикого поля на юге царства, сибирской тайги на востоке, Студёного моря на севере.
В ответ на призыв Предстоятеля откликались города по всей Руси великой, посылая своих сыновей-воинов, деньги и припасы для спасения Отечества.



Патриарх отвечал перед Богом за устроение церковной жизни. Даже в наиболее напряженные периоды Смуты в Русском царстве строили храмы, основывали монастыри, переписывали и издавали богослужебные книги. В условиях гражданской войны и интервенции в патриаршество Святителя Гермогена было основано более сорока монастырей, в том числе в далёкой Сибири среди инородцев-язычников. Патриарх в хаосе и безначалии Смуты сохранил систему церковного управления, связь с епархиями и монастырями.
Святитель не падал духом и требовал от архиереев рассылать «учительные грамоты» представителям власти на местах и воинским начальникам, «…чтобы унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили».
Первосвятитель был знатоком знаменного роспева, он лично составил и выпустил специальное руководство для церковных певчих—«Послание наказательное ко всем людям, паче же священникам и дьяконам, о исправлении церковного пения». Предстоятель составлял и издавал жития святых и духовные литературные произведения, вёл дневник-летописец, наставлял царя и боярскую думу, письмами и грамотами увещевал и вдохновлял народ, рассеянный на бескрайних просторах Московского царства. Очень многое повидавший на своём веку Святитель не зарыл в землю свой талант уникального жизненного опыта, но внёс всё, что имел в сокровищницу исторической памяти и мудрости народа.

Пафос и дух этой эпохи передают слова Патриарха Гермогена: «Ты же, хотя бы и малое стадо верных сынов Святой Руси, не бойся, яко благоизволил Отец Небесный дати нам царство… Если велики волны и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне веры и правды стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!»
Общая вера сплотила русских людей в духовное мистическое единство, которое и создавало сакральное чувство принадлежности к своему народу.
В гимне Нижегородского ополчения русские названы «народом промысла Божия».
Содержание грамот Святителя Гермогена несли в себе простые и ясные указания:
«Россия—русским. Престол—православному царю. Врагов—вон».
Святитель Гермоген был достойным продолжателем духовных традиций, заложенных в Русском Народе великими подвижниками—преподобными Сергiем Радонежским, Александром Свирским, Иосифом Волоцким и Нилом Сорским…
Из подземелья Святитель сумел послать верным русским людям предсмертную грамоту, в которой писал: «Всем вам от меня благословение и разрешение в сём веке и в будущем. Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю»…
Показателен девиз нижегородского ополчения во время Смуты:
«За веру Православную, за святые Божии церкви, за души свои, за Отечество».
Испытания, сопровождавшие Святителя всю жизнь, усугубились в Смутное время и достигли своего апогея в темнице Чудова монастыря.
Явившиеся в узилище поляки и изменники-бояре услышали грозно прозвучавшие судьбоносные слова народного вождя: «Да будет над теми, кто идёт на очищение Московского государства, милость от Господа Бога, а от нашего смирения благословение; а на окаянных изменников да излиется гнев от Бога, а от нашего смирения да будут прокляты они в сём веке и в будущем!»
В это время многое в отечественной истории происходило впервые: появился первый русский царь, первый русский патриарх, первая печатная отечественная книга, первая почта, первый стрелец, первый самозванец, первый лжепатриарх, впервые открыто совершено убийство царя… Этот список можно продолжить.
В устроении государства и Церкви произошли фундаментальные изменения.
Великое Княжество Московское в правление великого князя Иоанна IV Васильевича стало царством — сильным централизованным государством. Территория страны увеличилась в двое и Русь стала крупнейшей европейской монархией. Численность населения царства, фактически уже империи, возросла в полтора раза, достигнув приблизительно 9 миллионов человек. У Дикого поля были отвоёваны миллионы десятин плодороднейшей земли, существенно увеличилось производство хлеба.
За годы жизни Святителя Гермогена Русская Церковь обрела организационную полноту и стала независимой от Константинополя поместной Церковью с русским патриархом во главе. Святитель был современником четырёх царей. На троне московских государей династию Рюриковичей сменила династия Годуновых, свергнутых боярским заговором, использовавшим для этого самозванца. С Лжедмитрием покончил заговор аристократов во главе с Василием Шуйским, занявшим престол без лишних церемоний. Царя Василия Шуйского свёл с престола заговор бояр, захвативших власть в форме коллективного правления семибоярщины, которых оттеснили от опустевшего Московского трона бесцеремонные польско-литовские оккупанты…
Из фазы интенсивного развития и созидания страну обрушили в пучину разрушения и хаоса. За годы Смуты в Московском царстве объявилось, по меньшей мере, 17 самозванцев: пять «воскресших царевичей» Дмитриев, девять «сыновей» царя Фёдора Иоанновича, два «сына» царя Василия Шуйского и экзотический астраханский «царевич» «Иван-Август»…
Опричнина поколебала власть могущественных боярских кланов и расчистила путь служилому дворянству. Реформа землевладения превратила бояр-вотчинников в царских слуг, обязанных защищать Отечество. Земская реформа оздоровила государственный организм и создала оптимальную модель русского государственного устройства: сильную централизованную власть, защищающую Православие, организующую оборону страны, развитие стратегических отраслей экономики, справедливое законодательство, свободу местного самоуправления.
Преобразовался лик Русской Земли: были основаны многочисленные города, возведены сотни крепостей, монастырей, храмов.



На своём веку Патриарх Гермоген видел разъяренные толпы бунтующей черни, фигуры юрких поджигателей и наёмных убийц, войска иностранных захватчиков, «благочестивых» сектантов и лицемерных иезуитов.
Святитель Гермоген был свидетелем, как боярская крамола в полной мере коснулась судьбы первого русского царя и его наследников. Большинство членов венценосной семьи были отравлены, начиная с матери—великой княгини Елены Глинской; царевича-первенца утопили… Сам Иоанн IV стал жертвой ртути и мышьяка. Царь Борис Годунов был отравлен, его наследник, царь Фёдор был убит, царица Мария Годунова задушена. Тем, что осталось после убийства дорвавшегося до трона первого самозванца, выстрелили из пушки в сторону запада. С позором свергли царя Василия Шуйского. Кара небесная настигла в своё время каждого из числа семибоярщины. Погибли многочисленные явные и тайные претенденты на царский трон: атамана Заруцкого казнили, Марина Мнишек сошла с ума, её малолетнего сына повесили… Жертвой борьбы за власть дважды становилась красавица Москва, в 1547 и 1611 годах полностью выгоравшая в страшных пожарах.
Деятельность Святителяа в Смуту продемонстрировала его глубокие и разносторонние знания. Как говорили тогда, Патриарх был «книжен умом».
Опыт государственного администрирования Святитель Гермоген получил на Казанской кафедре. Митрополит Гермоген уже в царствование Бориса Годунова входил в число наиболее влиятельных деятелей не только Церкви, но и государства. Всё это подготовило и сделало естественным переход Святителя с кафедры казанских митрополитов на кафедру московских патриархов. В силу несостоятельности светской власти на время патриаршества Гермогена в Московском царстве фактически установилась теократия: народ ждал и выполнял слово Патриарха как пастыря, так и неформального действительного возглавителя государства. Природа государственной власти Патриарха по сути оставалась духовной. При сложившихся обстоятельствах светское руководство Святителя было несением Веры, а не реализацией собственно власти в узком понимании этой функции.
Чин всеобщего покаяния 29 февраля 1607 в Успенском соборе Московского Кремля имел не только духовный, но и сильный политический отклик по всему царству. Это был русский православный ответ крамоле и хаосу.
«Начальный человек Русской земли», как стали называть Святителя, разослал по городам грамоты с призывом поддержать москвичей и дать отпор бунтовщикам Болотникова. Русские люди откликнулись на призыв Патриарха, осада с Москвы была снята земским ополчением, объединившимся с войском князя Михаила Скопина-Шуйского. Святитель призывал расслабившегося царя незамедлительно выступить в поход против самозванца, пока он не собрал новое войско. Сохранился текст «Речи царю Василию Ивановичу Шуйскому, побуждавшей его идти на тушинского царика 1607 года». Царь не послушал Патриарха…
7.02.1609 Патриарх Гермоген единолично силой своего авторитета расстроил вооружённый путч против царя Василия Шуйского. Святитель предвидел осаду интервентамиСергiевой обители
духовного сердца России , и оказал монастырю существенную военную помощь. Оборона Свято-Троицкого Сергиева монастыря—важнейшая не только духовная, но и военная составляющая преодоления Смуты.
«Начальный человек Русской земли» вёл, выражаясь современным языком, непрерывную информационную войну, рассылая грамоты по городам, укрепляя и поднимая на борьбу русских людей. Более того, Патриарх напрямую обращался к обманутым и введённым в заблуждение сторонникам самозванцев, бунтарям, изменникам со словами строгого отеческого увещевания и вразумления, что не оставалось без последствий.
Патриарх, прекрасно понимая все пороки и страсти Василия Шуйского, тем не менее последовательно поддерживал его для сохранения государства от окончательного краха. Хорошо зная бояр, врагов и завистников Шуйского, Святитель разослал по городам воззвания ко всему Русскому Народу о беззаконном сведении с престола царя Василия Ивановича в феврале 1609а.
Когда семибоярщина решила посадить на московский трон польского королевича католика Владислава, Святитель воспротивился этому. Он пытался увещевать бояр: «Чего же ныне чаяте вы ещё от поляков? Токмо конечного разорения царству и вере православной? Да разве нет у вас
достойных для царства князей русских?!».

Патриарх Гермоген отказывается подписывать договор. Художник Павел Чистяков. 1860

Видя, что семибоярщина не изменит своих намерений, Патриарх добился включения в договор неприемлемых для поляков условий о переходе в Православие королевича Владислава и неприкосновенности Русской Церкви.
Одновременно такое решение позволяло столкнуть между собой сторонников королевича и сторонников самозванца Лжедмитрия II. Нужно было выиграть время для сбора сил земского ополчения Прокопия Ляпунова, организованного по инициативе Патриарха, и начать подготовку ополчения в Нижнем Новгороде.
Святитель Гермоген освободил от клятвы обманутые семибоярщиной русских людей, которые присягнули на верность польскому королевичу Владиславу. Грамоты и устные наставления Святителя ходокам из Нижнего Новгорода стали побудительным мотивом организации ополчения Минина и Пожарского. Таким образом, роль Святителя Гермогена как государственного деятеля в преодолении нестроений Московского царства фактически стала более значимой, чем роль всех остальных политических и военных деятелей того времени.
Святитель
Гермоген от природы был одарён мужеством смелого воина, талантом организатора, твёрдой волей руководителя. Многотрудным аскетическим путём поста, молитвы, покаяния, очищения сердца от страстей, контроля сознания стяжал он дух мирен, принял нисходящую свыше благодать, стал сопричастным теосиса, процесса обожения. Благоприобретённая святость в сочетании с природными талантами стала необходимым и достаточным условием для выполнения миссии духовного пастыря всего народа, национального вождя, стратега освободительной борьбы.
Известно, что в миру Святитель носил имя Ермолай. В православной традиции имя нарекают в честь святого - небесного покровителя. Небесный покровитель Святителя Гермогена — святой мученик из Никомедии иерей Ермолай, до конца сохранивший верность Спасителю во время жестоких гонений. Примечательно, что это греческое имя переводится как «народовещатель», «священномученик»… Судьба Святителя Гермогена была предугадана уже именем, полученном при святом крещении.
Не следует забывать сотен тысяч наших предков,
сопротивлявшихся беззаконию в течение Смутного времени. Князь Михаил Скопин-Шуйский воевал не в одиночестве. Москву, Псков, Смоленск и другие города и крепости защищали не только воеводы, но и полки безымянных ратников, ополченцев, добровольцев.
Несмотря на трудности военного времени, крестьяне сеяли и убирали хлеб, женщины производили на свет детей, строители возводили новые и восстанавливали разрушенные храмы, укрепления, дома. Купцы и промышленники Строгановы регулярно жертвовали защитникам Православия большие суммы денег. Русские землепроходцы осваивали бескрайнюю Сибирь. Окутанная дымом пожарищ жизнь на русской земле продолжалась, воля к жизни не ослабла, а закалилась. Великий народ во главе со своим Первосвятителем получал бесценный исторический опыт, поднимаясь на своём пути к небу на новую ступень своего исторического бытия.
О роли Патриарха Гермогена в русской истории, его свершениях и заслугах предстоит узнать ещё очень многое.
На основании летописных и литературных источников можно в общих чертах представить образ богатырской личности Святителя. Он от рождения обладал способностями и талантами проницательного мыслителя, мужественного воина, искусного организатора, волевого руководителя. В течение своей жизни Святитель Гермоген, по Евангельской притче о талантах, не оставил свои дарования без применения, но существенно преумножил их, дополнил обретённой в тяжёлых аскетических трудах благодатью и все свои изначальные и благоприобретённые таланты положил на алтарь Отечества, вернул преумноженными Создателю. Своими мыслями, словами и делами Патриарх Гермоген существенно уменьшил энтропию, хаос в пространстве Святой Руси, на земле наших предков. Действительно, «спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся». В этом суть подвига Святителя Гермогена. Это пример для всех нас жизни по промыслу Божию. Всю жизнь в Бога богатея, Святитель оставил нам в наследство подлинные сокровища: свои веру, надежду и любовь.
В уроке, преподанном всем нам Патриархом Гермогеном, преобладает вечное и духовное, переходящее из поколения в поколение, из века в век нашего национального бытия. Это стремление через любовь к Богу и Русскому Народу к преодолению розни мира сего.