Почему священников называют святыми отцами. Почему священника зовут «батюшкой. Духовник – кто это

Поговорил с руководителем её миссионерского отдела Александром Пермяковым о новых методах работы церкви.

Хотят сладкой жизни

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - В 2014 году вы развесили в городе листовки с фотографиями лохматой татуированной девицы с сигаретой и скромной девушки в платочке и призыв родителям обращаться, если хотят, чтобы дочь была, как на 2-й картинке. Резонанс был на всю страну. А вы на что рассчитывали?

Александр Пермяков: - Нужна была провокация, чтобы завязалась дискуссия. И она дала результаты: контакты с новыми людьми. С некоторыми я подружился. Среди них - подростки, которые звонили ради шутки. Мы стали общаться, и у некоторых градус неприятия церкви заметно снизился.

Приходил наркоман, для которого тема веры - что-то смешное. Но я ему сказал: «Ты можешь смеяться всю жизнь. Но у меня есть преимущество: может, я не так много смеюсь, но больше управляю своей жизнью». Мы встречались несколько раз. Он пытался отказаться от наркотиков. Не знаю, получилось ли окончательно, но вектор задан.

А родители обращались?

Их было больше всего. Жалобы примерно одинаковые: ребёнок не хочет учиться, работать, не слушается. Помню, разговаривали с девочкой-подростком, которую мать привела. Я спросил, чего она хочет в жизни. Школьница нарисовала картину: дом в Испании, «Бентли», муж-бизнесмен, роскошный сад, прислуга. Я спросил, как она собирается всё это получить. И когда она объяснила, что предлагает взамен, сказал: «Ты меня прости, но в народе это называется проституция. И здесь существует очень мощная конкуренция. А какие твои конкурентные преимущества, раз ты собираешься встать на этот путь?». Сейчас многие девочки хотят сладкой жизни. К реальному браку мало кто готовится.

Что ещё нового придумали, чтобы привлечь людей к вере?

Совершенно новая вещь - система индивидуального обучения Священному писанию где и когда удобно: в кафе, в парке, дома. Ещё я веду канал на Ютубе. Во Вконтакте у меня пять тысяч друзей и около тысячи подписчиков со всей России.

В интернете - масса конкурентов, тоже борющихся за молодые умы. Группы смерти, к примеру.

Систематически я этой темой не занимался. Но было дело, 14-летнюю девочку от этих групп отвадил. У старшеклассников как часто бывает: если не вписываешься в определённую модель поведения, тебя начинают игнорировать. Все одноклассники собираются на день рождения, а тебя не зовут. У всех давно парень есть, а у тебя нет. У неё была такая же история. Начала искать взаимопонимания в интернете. Появились люди, которые активно с ней стали общаться. Она с ними сначала 15 минут в день переписывалась, потом по часу. А потом они стали выдумывать для неё испытания. Мол, терять уже нечего, зато можно получить порцию адреналина и незабываемое удовольствие. Я старался разоблачить всё это. Доступно объяснить, что это ложь - наглая и циничная. Сейчас у девочки всё нормально.

Вещий сон - Как вы сами пришли к вере?

Прадед был священник, отец хранил его иконы. Однажды, ещё в школе, я во сне увидел себя в одеянии священника, и мне было комфортно. Не придал этому значения. Когда учился в питерском строительном институте, стал искать себя. В 90-е годы духовные учения предлагали на любой вкус. Ходили по улицам кришнаиты, были очень активны свидетели Иеговы и саентологи. Я пытался разобраться во всём. Самым интересным показалось христианство. Потом попал на работу на православное радио. Вёл программы о деструктивных сектах. В 2001 г. поступил в семинарию.

Какая из сект самая опасная?

С моей точки зрения, - саентологи - сомнительная организация. В той же Википедии сказано, что в ряде стран ЕС их относят к сектам. Есть и другие течения, но нельзя обвинять огульно всех. Бывает, отдельная баптистская община ведёт себя, как тоталитарная секта. А рядом другая, и там всё нормально. Бывают и православные общины, которые фактически являются тоталитарными сектами. Многое зависит от личности пастора или священника.

Многие говорят, что православная церковь превратилась в коммерческую организацию. Батюшкам ставят план по выручке. Что можно на это ответить?

Деньги - не добро и не зло, это - средство проверки человека. Никто не говорит, что у нас всё безупречно в плане денег. Кто-то поддаётся искушению, к примеру, как Иуда, один из 12 апостолов. Если меня спрашивают про деньги какого-то священника, я говорю: «Это на твои деньги он купил машину? Нет? Ну, тогда некрасиво заглядывать в чужой карман». Даже если священник украл эти деньги, как делал Иуда, пусть с ним разбираются люди, которые их давали.

А есть у вас социальные проекты не только для верующих?

Реабилитация наркоманов, помощь сиротам, деятельность против абортов. Работаем над тем, чтобы в каждой женской консультации был человек, с которым женщина может поговорить, когда решает, оставить ли ребёнка. Чтобы не сделала шаг, о котором будет жалеть.

Для некоторых сейчас поход в церковь - мода. Одно время было модно венчаться. А сейчас больше венчаний и крестин стало?

Раза в два меньше пар сейчас венчаются, чем пять лет назад. И слава Богу. Теперь люди чаще делают это осознанно. А такие реже разводятся. Сейчас вопрос в другом: чтобы люди жили по заповедям. Христианство предъявляет к человеку высокие нравственные требования. Если мы хотя бы на 80% приблизимся к этому стандарту, многие проблемы исчезнут.

В городе и области продолжают строить храмы. Значит, меценаты не перевелись?

Они есть. В основном предприниматели, руководители крупных предприятий, у которых есть чувство ответственности за церковь, за родную землю. Есть разные способы финансирования приходов. Пока общины у нас молодые, они могут содержать храм, но не могут его построить. Тем не менее храмы возводятся.

А мечети - ни одной…

Это вопрос не ко мне. Во всяком случае, с нашей стороны нет никаких препятствий. Рассуждая с точки зрения гражданской логики, если у мусульман не будет мечети, они от этого не перестанут верить. Но будут группироваться по подвалам. А мечеть - место, где они могли бы собираться открыто и безопасно. И государству, наверное, это было бы выгодней. Чисто по-человечески мы хорошо общаемся с мусульманами. Сотрудничаем по социальным проектам, вопросам противодействия сектам.

Роман Маханьков

Откуда взялись священники

Во все времена, во всех религиях были люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». На самом деле называться они могли по-разному, но главное было то, что эти люди играли роль посредников между человеком и духовными силами, которым он поклонялся. «Служители культа» обращались с молитвой к этим силам и приносили им жертвы. Несмотря на то что священство существовало (и существует) в большинстве религиозных систем, духовные силы, с которыми они имеют дело, – разные. Поэтому очень важно знать, кому приносится жертва, кому именно поклоняется тот или иной народ.

В этом отношении православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д. Оно признает свое родство со священством ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу , Которому поклоняются и христиане – Богу Библии.

Священство Ветхого Завета появилось почти за 1500 лет до Р. Х., когда евреи выходили из египетского рабства в землю Обетованную. Тогда, на горе Синай, Бог дал Моисею знаменитые Десять заповедей и еще много других законов, определявших религиозную и гражданскую жизнь Израиля. Отдельная глава касалась места, где израильтяне должны были приносить жертвы Богу, а также людей, которые имели право это делать. Так сначала появилась скиния – походный храм, где хранились скрижали Завета (две каменные доски, на которых Богом были высечены Десять заповедей), и служители скинии. Позже, по образцу этой скинии, царь Соломон построил в Иерусалиме огромный храм. Участвовали в богослужении все израильтяне, но совершать его могли только священники. Причем так же, как и священство новозаветное, ветхозаветное священство было устроено иерархично, однако имело и существенное отличие – оно было наследственным. Для православных христиан связь со священством Ветхого Завета – живая и непосредственная. В православных храмах можно увидеть иконы ветхозаветных первосвященников и священников. Например, с именем ветхозаветного священника Захарии (отца Иоанна Предтечи) и сейчас крестят детей.

Священство Нового Завета появляется в результате пришествия в мир Иисуса Христа. Новозаветные священники служат Тому же библейскому Богу. Однако поменялись способ и смысл их служения. Если в Ветхом Завете все жертвоприношения были привязаны к определенному месту: их можно было приносить только лишь в Иерусалимском Храме, – то новозаветное жертвоприношение Богу перестало быть связано с географией. Изменились характер и суть приносимой жертвы. Во всех религиях, во все времена, у всех народов жертву богам приносит человек и предполагается их последующий ответ на нее. В христианстве, наоборот, Бог приносит Себя в жертву за людей, приносит буквально – на Кресте. Принеся эту жертву, Господь ждет ответ от человека… Именно с Голгофой связано служение новозаветного священства. Во время главного христианского богослужения – Литургии – по молитве верующих со священником во главе жертву приносит Сам Христос, приносит Самого Себя. Затем христиане соединяются со Спасителем, причащаясь Его Тела и Крови.

Библейская книга под названием «Деяния святых апостолов» дает представление о том, как росла и развивалась в первые тридцать лет своего существования, как постепенно складывалась ее трехступенчатая иерархическая структура, которую мы видим и по сей день. Первые, кого благословил Христос на новозаветное священническое служение, были Его двенадцать ближайших учеников. По-другому их называют апостолами. С греческого языка это слово переводится как «посланник», или «посланник, выполняющий особую миссию». Эта миссия заключалась в трех вещах: священнодействии, учительстве и управлении Церковью.

Сначала апостолы все делали сами – крестили, проповедовали, занимались самыми разными хозяйственными вопросами, сбором и распределением пожертвований и т. д. Но число верующих быстро увеличивалось. Поэтому было принято решение, что хозяйственными и материальными вопросами будут отныне заниматься специально выбранные представители общины, чтобы апостолам хватало времени на выполнение своей прямой миссии – совершения богослужений и проповеди Воскресшего Христа. Было избрано семь человек, которые стали первыми диаконами христианской Церкви (от греч. diaconos – служитель). Диакон – это первая иерархическая ступень священства.

Когда счет верующим пошел уже на тысячи, двенадцать человек физически не могли справляться ни с проповедью, ни со священнодействиями. В больших городах апостолы начали рукополагать людей, на которых они возлагали фактически свои функции: священнодействия, учительства и управления. Этих людей назвали епископами (от греч. – episcopos – надзиратель, блюститель). Единственное отличие епископов от первых двенадцати апостолов заключалось в том, что власть священнодействовать, учительствовать и управлять епископ имел исключительно на территории своей епархии (от греч. eparchia – область, владение). И этот принцип сохранился до нашего времени.

Вскоре помощники потребовались и епископам. Число верующих росло, и епископы больших городов чисто физически не могли справляться с нагрузкой, которая на них ложилась. Каждый день им надо было совершать богослужения, крестить или отпевать – причем одновременно в разных местах. Поэтому епископы стали поставлять на служение священников. Они имели ту же власть, что и епископы, с одним исключением – священники не могли возводить людей в священный сан и исполняли свое служение только с благословения епископа. Диаконы, в свою очередь, помогали в служении и священникам и епископам, однако они не имели право совершать Таинства. В Древней Церкви диаконы играли огромную роль как ближайшие помощники и доверенные лица епископов, но постепенно в Православной Церкви их значение свелось только к помощи священникам при богослужении. Через некоторое время сложилась традиция, что священником становились только те люди, которые посвящены сначала в диаконский сан.

Священников по-другому называют пастырями. Это слово указывает не на то, что все остальные христиане – стадо безмолвных овец. Пастырь – это мера ответственности перед Богом за каждого человека, с которым священник встречается в своей жизни. И власть священника всегда граничит с этой ответственностью. Поэтому именно к духовенству, в первую очередь, обращены слова Христа: «Кому много дано, с того много спросится».

Что такое апостольское преемство?

Одним из четырех существенных свойств Церкви, без которого она не может существовать, является апостольство. Это свойство по существу означает, что всегда остается внутренне тождественна той Церкви, которой она была при апостолах. Однако эта тождественность определяется рядом очень важных внешних и внутренних признаков, одним из них является апостольское преемство.

Священство не передается по наследству: священниками не рождаются, а становятся. Приобретение благодати священства происходит в церковном Таинстве. Во время этого Таинства епископ возлагает на голову кандидата свои руки (отсюда и название чина – Рукоположение) и читает особые молитвы, становясь, таким образом, как бы «отцом» новопоставленного священника. Если проследить «генеалогическое древо» подобных рукоположений в глубину прошлого, то обнаружится, почему мы говорим о преемстве именно апостольском. Дело в том, что, дойдя до начала этой цепочки рукоположений, мы обнаружим удивительный факт: каждый рукоположенный священнослужитель имеет одного «предка». Этим «предком» будет кто-то из двенадцати апостолов Христа.

Апостольское преемство является одним из условий того, что Церковь благодатна, что в ней действительно совершаются Таинства, а значит, она выполняет свое назначение – вести людей ко спасению. Однако апостольское преемство не ограничивается только самой по себе непрерывной цепочкой рукоположений. Необходимо и другое условие: Церковь должна сохранять то вероучение, которое она получила от апостолов (а апостолы от Самого Христа). Без этого никакого подлинного апостольского преемства не существует.

Священство и брак

По мере расширения Церкви, по мере того, как появились люди, предпочитавшие семейной жизни монашескую, стали складываться разные типы христианской жизни. Появилось разделение духовенства на «белое» и «черное». Женатых священников условно называют «белыми», а монашествующих – «черными». В первые столетия существования Церкви все духовенство (даже епископы) могло иметь семьи, но к концу первого тысячелетия Запад и Восток разошлись в этом вопросе. На Западе был введен обязательный целибат, то есть безбрачие священства. На Востоке, напротив, не монашествующие священники перед рукоположением должны были жениться. Однако перед совершением Таинства Рукоположения будущий священник снимает обручальное кольцо и кладет его на престол в знак того, что его жизнь отныне принадлежит только Богу. Именно поэтому по церковным канонам (правилам) человек, ставший священником, будучи неженатым, не имеет права жениться после принятия сана. Следовательно, браки священнослужителей для Церкви имеют особое значение.

Дело в том, что в своем служении, в своей жизни священник должен быть образом Христа, являть евангельский идеал. В Евангелии же присутствуют две максимы христианской жизни – девство ради Христа и семья, где супруги всю жизнь остаются верными друг другу. Понимая человеческие слабости, Церковь делает снисхождение для мирян и благословляет в исключительных случаях до трех браков. Однако от женатых священников она в полной мере требует воплощения в жизни евангельского идеала семьи. Следуя именно евангельскому идеалу, Церковь не возводит в священный сан второбрачных людей, а от священника, который развелся, требует всю оставшуюся жизнь оставаться безбрачным.

Как обращаться к священникам

Внутри каждой из трех иерархических ступеней существует своя иерархия. Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас – с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов.

Для белого священства:

– Иерей (священник; от греч. hierуs – священный).

– Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально – старейшина)

– Протопресвитер (первый старейшина)

– Протоиерей (первый священник)

Для черного священства:

– Иеромонах (монах в сане священника)

– Игумен (от греч. hegumenos, буквально – идущий впереди, вождь, полководец), в древности (и в современной Элладской Церкви) только настоятель монастыря, в современной практике Русской Церкви звание может быть дано и простым иеромонахам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

– Архимандрит (от греч. archon – глава, старший и mandrа - овчарня; буквально - старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo – священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник, иерей и пресвитер». Протопоп – то же, что протопресвитер или протоиерей.

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют – «Ваше благоговение», пресвитера – «Ваше Преподобие», протопресвитера – «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита – «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Духовник – кто это?

Люди, недостаточно знакомые с жизнью Православной Церкви, но имеющие знакомых православных, могут часто услышать в их речи слово «духовник». Например, «мой духовник сказал…», «мне духовник посоветовал…» и т. д. Нецерковные люди, услышав это, могут подумать, что в Церкви существует еще одна особая ступень священства. Это не так. Духовник – тот же самый священник или епископ (что бывает значительно реже ввиду их огромной административной нагрузки). Единственная особенность духовника заключается в характере отношений между ним и конкретным прихожанином православного храма. К примеру, для исповеди человек может подойти к любому священнику в любом храме.

Однако если речь идет не только о совершении Таинства Исповеди (прощения грехов от имени Бога), но также о получении совета, о дополнительной беседе, помощи в решении различных вопросов и трудностей в жизни христианина – прихожанин, естественно, стремится найти такого священника, с которым в дальнейшем будет связана его церковная жизнь. Если священник, в свою очередь, вникает и знает все проблемы этого человека и помогает разрешать их с духовной точки зрения, делится с ним духовным опытом жизни в Церкви, то он называется духовным отцом или духовником, а прихожанин, соответственно, духовным сыном или духовной дочерью. Само название «духовный отец» связано с тем, что именно он помогает человеку духовно родиться, т. е. самому ощутить, что такое настоящая духовная жизнь и как ею жить.

Наличие духовника не является обязательным условием пребывания человека в Церкви. Однако без духовника перенять живой опыт духовной жизни очень трудно. Влияние духовника основывается исключительно на его авторитете у духовного сына (или дочери) и не имеет каких-либо формальных последствий для спасения человека.

Журнал «Фома»

В 2016 году 34-летний священник стал настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица», расположенного на территории челябинского областного онкодиспансера. С тех пор рядом с храмом стали появляться мотоциклы. Люди с недоумением разглядывали фото священнослужителя в байкерском прикиде в соцсетях. А когда он стал вести онлайн-проповеди со своего смартфона прямо по пути в храм, Иоанна Карабидовича стали именовать «батюшка-байкер». Слово «байкер» отцу Иоанну не нравится.

«У тех, кого называют байкерами, - дурная репутация, пришедшая к нам из американских фильмов. Сам себя считаю мотоциклистом, - объясняет отец Иоанн. - Мотоциклами я стал увлекаться задолго до того, как принял решение посвятить себя Церкви. Откуда такая любовь к ним? Просто это совсем другие чувства, чем те, когда ты в автомобиле. Это ощущение свободы, это свист ветра! Да и чисто практически по городу на мотоцикле передвигаться удобнее».

По словам батюшки, ещё пару лет назад многие прихожане не понимали его хобби - причём как свои же братья-священно-служители, так и представители паствы. Сейчас понимания стало больше. К тому же отец -Иоанн своими делами доказал, что мотоцикл можно обратить на службу добрым делам. Последний мотопробег - из их числа. Летом он проехался по маршруту Воронеж - Севастополь - Симферополь - Белгород - Старый Оскол - Задонск - Москва - Владимир - Киров - Воткинск - Екатеринбург. Заезжал в самую глубинку, общался с представителями духовенства, ведущими службы зачастую в полуразрушенных церквушках без окон и куполов.

«Основная задача - открыть глаза людям на множество храмов, построенных давным-давно и разрушенных в советское время. Они пребывают в таком состоянии до сих пор. Это как раны на теле России - без куполов, без крестов. Получается, люди забыли? Получается, им ничего не нужно? При этом храм всё равно несёт своё служение. В Писании сказано: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Ежедневно отец Иоанн вёл «путевые заметки» в одной из соцсетей, вместе с которыми выкладывал фото разрушенных храмов и встреч с другими священнослужителями. Больше всего отца Иоанна поразили храмы, которые можно считать уникальными, и в первую очередь восстанавливать необходимо именно их. «Говоришь местным жителям: не можете восстановить его - хотя бы законсервируйте. Заложите дос-ками окна, заделайте вход. Пройдёт время, вам на смену придут другие, которые найдут силы и средства на восстановление. Но хотя бы сохраните то, что есть. Верю, что народ всколыхнётся. Если не с духовной точки зрения, то хотя бы с историко-культурной», - уверен он.

Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного. Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец – это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом. А вот старец – это совершенно другая категория в духовном руководстве. Старец – это человек, которому открыта воля Божия, которого слушаются безусловно, полностью доверяют и слова которого исполняют беспрекословно.

Отношение к духовнику должно быть все-таки осторожным. В наше время есть случаи, когда священники уклоняются от того, чтобы быть духовниками, или по ложному смирению, или по нежеланию заниматься пастырским трудом, а бывает другая крайность, когда человек возомнил о себе, что он хороший духовник, и ему нравится управлять духовной жизнью своих чад, – таких духовников, конечно, нужно избегать.

Духовник должен быть и добрым и смиренным, но и взыскательным и строгим.

Духовник может быть и из монахов, и из белого духовенства, всё зависит от человека, а не от того, к какому сословию он принадлежит. И в миру есть как очень хорошие священники, так и нерадивые, и в монастыре есть люди, которые дают совершенно неправильные советы, невыполнимые епитимьи и поклоны за уже исповеданные грехи, а есть замечательные старцы. Также бывает, что те из монашествующих, которые ушли в монастырь в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и могут иногда ошибаться в своих насчет нее рекомендациях, не понимая всех тонкостей семейных проблем.

Исповедаться лучше только у своего духовника. Правда, бывает такая крайность, когда человек отказывается, даже в случае нужны (болезнь, долгое отсутствие духовника) исповедоваться у другого священника. Есть опасность, особенно для девушек, женщин – душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Ее признаками являются: ревность, зависть к другим («им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше»), желание одной ласковости со стороны духовника, обиды на его строгость. Нельзя допускать душевной привязанности к духовнику, нужно этого очень бояться. Если появляются какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.