Почему отрок Иисус остался в храме? Описание по Евангелию от Луки

Для себя отметим, что на Антардашу Сатурна приходится посещение двенадцатилетним Иисусом Иерусалимского храма, отражённое и в канонах, и в апокрифах.

Описание по Евангелию от Луки

У Луки читаем: «И когда Он был двенадцати лет , пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими.

Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

Нашёлся!

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его .

И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов» (Лк, 2:42 - 50).

Описание по Евангелию от Фомы

Евангелие Детства от Фомы (55) более подробно в изложении этого факта.

«И когда Он был двенадцати лет , пришли Его родители по обычаю в Иерусалим на праздник пасхи вместе с другими.

Когда же после праздника возвращались домой, Иисус пошел обратно в Иерусалим, родители же думали, что Он идет вместе со всеми.

Прошедши дневной путь, стали искать Его среди родственников и близких. И, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, чтобы искать Его.

Через три дня нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего Закон и спрашивающего их. И все со вниманием слушали Его и дивились, как Он, будучи ребенком, заставил умолкнуть старейшин и учителей народа, разъясняя Закон и речения пророков.

И мать Его сказала Ему: Дитя! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу моему.

«Гордись, Мария!»

А книжники и фарисеи сказали: Ты - мать этому ребенку? И она сказала: да. И они сказали ей: благословенна ты между женами, ибо Господь благословил плод чрева твоего. Такой славы, такой доблести и такой мудрости мы никогда не видели и никогда о ней не слышали .

И Иисус встал и пошел за своей, матерью и был в повиновении у своих родителей. И мать Его сохранила все слова в сердце своем. Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в благодати. Слава Ему во веки веков. Аминь» (XIX ЕД).

Описание по Арабскому Евангелию детства

Более того, в Рунете удалось обнаружить апокрифическое Арабское Евангелие детства (далее - АЕД (56)).

Так согласно стихам 50, 52 АЕД: «50. Когда же сравнялось Ему двенадцать лет , повели Его в Иерусалим на праздник, а когда кончился праздник, вернулись они.

Господь же Иисус в Храме остался, средь ученейших книжников и старейшин - сынов Израилевых, которых Он о разных науках расспрашивал и в свою очередь им отвечал.

«Чей сын Мессия?»

И спросил Он у них:

Чей сын Мессия?

Отвечали они, что сын он Давидов.

Отчего ж, - говорит - тогда называет он в духе Его Господом своим, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: «Сядь одесную Меня, дабы поверг Я врагов Твоих к стопам ног Твоих?».

Спрашивает тут Его главнейший законоучитель:

Да не читал ли ты книг?

И книги, - говорит Господь Иисус, - и то, что в них содержится.

Шок!

И стал изъяснять Он и книги, и Закон, и поучения, и наставления, и таинства, о которых в книгах пророков сказано, и вещи, никаким тварным разумом не постигаемые. Говорит тогда законоучитель этот:

Мудрость такую доселе я ни сам обрести, ни услышать не мог! Ведь подумать только, кем этот мальчик будет!..

«Знания» Иисуса

52. Был среди них и философ, в предметах естественных умудренный, и спросил он Господа Иисуса, знает ли медицину Тот?

Изложил, отвечая ему, Господь Иисус физику и метафизику, гиперфизику и гипофизику, об энергиях тела поведал, о телесных жидкостях и функциях их ; назвал число костей и членов, вен, артерий и нервов;

рассказал, как сухое тепло действует, и как влажный холод, и что применение их дает; как воздействует душа на тело, об ощущениях его и силах ; как на него гнев и похоть влияют; а под конец - о соединении и распаде и о многом другом, что для тварного разума непостигаемо.


Встал тут философ этот и Господу Иисусу поклонился.

О Господи, - говорит, - с сего часа учеником и рабом твоим буду».

Иисус «знал» Астрологию?!!

Ну, и на читательский десерт стих 51 этого же источника. Подобное вычленение текста обусловлено авторским желанием усиления аргументации по вопросу отношения официальной Церкви к астрологической науке.

Итак, «51. Присутствовал там и философ, в астрономии искушенный , и спросил он Господа Иисуса, не изучал ли астрономию Он.

Назвал ему Господь Иисус число сфер и тел небесных, объяснил природу и свойства их, оппозицию, вид и площадь,

триквестр и секстиль, апогей их и перигей, скрупулы, и скрупулов шестидесятые доли, и другое многое, чего не постичь рассудком».

Результаты подпериода Сатурна

Учитывая, что Сатурн в карте управляет 5 домом - сферой ученичества, а расположен в 8 доме - сфере тайн и оккультизма, приведённые описания в полной мере совпали с основной темой Антардаши - изучение и демонстрация оккультных знаний.

ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЙ ИИСУС В ХРАМЕ

(Диспут с докторами; Диспут в храме; Иисус и учителя)

(Лука, 2:41-47)

(41) Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. (42) И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. (43) Когда же по окончании дней праздника возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, (44) но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми (45) и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. (46) Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; (47) все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

( Лк., 2:41-47)

«Лука - констатирует немецкий теолог Д. Штраус, - весьма правильно поставил промежуточную веху между детством и зрелым возрастом Иисуса как раз в середине при переходе от детства к юности» (Штраус Д . Жизнь Иисуса. М. 1992, т. II , с. 66).

Сцена, как ее изображают западные художники, являет собою интерьер - каким он им представлялся - храма Соломона в Иерусалиме. Отрок Иисус сидит в центре, окруженный седобородыми старцами, которые с вниманием и удивлением слушают его (Дюрер 1506 , Веронезе ).

Альбрехт Дюрер. Двенадцатилетний Иисус в храме (1506). Лугано. Собрание барона Тиссен-Борнемиса.

Паоло Веронезе. Диспут с докторами (1548). Мадрид. Прадо.


В чем заключались вопросы и ответы двенадцатилетнего Иисуса учителям иудейским? Евангелист ничего не говорит об этом. Но так как беседа проходила в храме и велась с книжниками, занимавшимися толкованием Св. Писания, то можно не сомневаться в том, что вопросы и ответы как учителей, так и Иисуса касались пророчеств о Мессии. В этой беседе Иисус проявляет не только мудрость, но и знание Св. Писания, которые приводят в изумление книжников. Ответ мы находим в дальнейших повествованиях еван­гелистов. Когда Иисус пришел в синагогу в Назарете и стал учить там, то все присутствовавшие «дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк. 4:22). Еще полнее изумление иудеев передает Матфей: «(54) И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у него такая премудрость и силы?», «(56) Откуда же у Него все Это?» (Мф., 13:54, 56). А когда Иисус учил в храме, то «дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писание, не учившись?» (Ин. 7:15). Примечательно, что и жители Назарета, родного города Иисуса, и иудеи, то есть враги его, удостоверяют, что он не учился, не ходил ни в какую школу. Сам Иисус не только не опровергает этого, но утверждает: «Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16). Этому-то учению Пославшего, этим-то словам Самого Бога дивились иудеи, когда слушали проповедь Иисуса.Инесомненно та же премудростьБожия проявилась ввопросах и ответах двенадцатилетнего Иисуса, не нуждавшегося в земных школах и учителях.

Нередко художники в руки священников дают свитки, в то время как Иисус держит привычную нам по виду книгу (кодекс). Это не случайно: свиток символизирует Ветхий Завет, а книга - Новый (книга в виде кодекса возникла в начале христианской эры).

Порой Иисус изображается загибающим пальцы у себя на руке, перечисляя в споре с иудейскими книжниками («докторами») свои аргументы (Дюрер ).

В дверях в этой сцене могут изображаться Дева Мария и Иосиф (Дуччо ) (см. МАРИЯ И ИОСИФ УПРЕКАЮТ ОТСТАВШЕГО ОТ НИХ ИИСУСА ).

Поведение Иисуса в храме получило разные интерпретации. Одни считают, что здесь мы встречаемся с первым засвидетельствованным Евангелием актом поучений Христа (Д. Штраус ). Другие полагают, что в данном случае Иисус сам задавал вопросы и учился (Ф. Фаррар ). Первое толкование основано на арабском Евангелии детства, второе - на приведенном выше тексте Луки (2:46). В живописи старых мастеров также можно найти отражение разного понимания того, что произошло в тот памятный день в Иерусалимском храме. Так, у Веронезе Иисус явно сам поучает, в то время как на ряде других картин с этим сюжетом мы видим его скорее слушающим поучения.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Двенадцатилетний Иисус в храме (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Дуччо. Двенадцатилетний Иисус в раме (Диспут с докторами). Сиена. Музей собора.

Мастер детства Христа. Христос среди учителей (Начало XIV века). Ассизи. Церковь Сан Франческо.

|

(Лк. 2 , 41-52)

У евреев, по закону, данному Богом Моисею, был только один храм, где служили священники и приносили жертвы Богу. Этот храм находился в Иерусалиме.

В остальных городах были дома, где народ по субботам собирался помолиться и послушать книжников, которые объясняли Священное Писание. Такие дома назывались синагогами . Священников в синагогах не было, поэтому там нельзя было принести жертвы.

Праведные евреи, как бы они далеко не жили от Иерусалима, хотя бы раз в год ходили в Иерусалим, чтобы помолиться со священником и принести положенные по закону жертвы. Особенно много народу приходило на праздники.

Когда Иисусу Христу было двенадцать лет, Иосиф и Мария пришли с Ним, соблюдая закон, на праздник Пасхи, в Иерусалим. Когда праздник кончился, и они шли обратно в Назарет вместе с родными и знакомыми, Мария заметила, что Иисуса нет с ними. Сначала Она думала, что Он идет с другими, но к вечеру оказалось, что Иисуса нет нигде. Тогда Иосиф и Мария вернулись в Иерусалим и стали повсюду искать Его. Только на третий день, после долгих поисков, нашли они Его в храме. Он сидел, окруженный старыми учеными толкователями Закона Божия, и разговаривал с ними о Боге. Он говорил так, что старцы удивлялись, откуда у Иисуса столько мудрости и знания.

Когда Мария увидела Его, Она сказала.

Сын Мой, что Ты сделал с нами? Мы с большим беспокойством искали Тебя.

Иисус отвечал Ей: - Зачем вам было искать Меня? Разве вы не знаете, что Я должен быть в том, что принадлежит Отцу Моему? - Иосиф и Мария не поняли, что Он хотел этим сказать, и Иисус послушно пошел с ними домой и оставался с ними, во всем помогая им и слушаясь их, пока Ему не исполнилось 30 лет.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Что такое синагога и чем она отличается от храма?
  2. Почему Иосиф и Мария с Иисусом Христом пошли в Иерусалим?
  3. Сколько было тогда лет Иисусу?
  4. Где нашли Его Иосиф и Мария?
  5. До каких лет оставался Иисус Христос с родителями?
  6. Как Он проводил жизнь у родителей?

Самостоятельная работа:

Что мы видим, входя в православный храм? Объяснить своими словами следующие названия.

Мф. II, 19-23: 19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Лк. II, 39-52: 39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. 40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. 41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. 42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. 43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, 44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми 45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. 46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. 48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. 49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов. 51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. 52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Отрок Иисус в храме

(Лк. II, 41-52)

Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год ходили на праздник в Иерусалим, в храм Божий. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, они взяли и Его с собою.

По окончании праздника Иосиф и Мария пошли домой. Отрок же Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Богоматерь не заметили этого, так как они думали, что Он идет с родственниками или знакомыми. Пройдя целый день пути, к вечеру они стали искать Иисуса между родными и знакомыми, но не нашли Его. Тогда они в сильной тревоге возвратились в Иерусалим, разыскивая Его. Только через три дня они нашли Иисуса в храме и удивились. Он сидел среди ученых людей (учителей), слушал их со вниманием, спрашивал их и Сам отвечал на их вопросы. Необыкновенный разум и ответы Его приводили всех в изумление.

Пресвятая Матерь Его подошла к Нему и сказала: «Сын Мой! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я, с великою скорбью искали Тебя».

На это Иисус ответил: «зачем же было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

Этими словами отрок Иисус Христос показал, что Ему следовало быть в храме Божием и что Он есть не простой человек, но Сын Божий, пришедший на землю для великого дела, которое поручил Ему Бог Отец.

Они тогда не поняли Его слов. Но Пресвятая Мария сохраняла в душе Своей все, что Он говорил.

После этого Иисус Христос пошел с Иосифом и Матерью Своею и возвратился в Назарет, и был всегда в повиновении у них. Он помогал Иосифу в трудах, занимаясь плотничеством, непрестанно преуспевая в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и у людей.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

14. Отрочество Господа Иисуса Христа

(Лк. II, 40- 52)

До выхода Своего на общественное служение человеческому роду, Господь Иисус Христос пребывал в безвестности. Единственный факт из Его жизни за этот период времени приводит Евангелист Лука. Так как он писал свое Евангелие, «по тщательном исследовании всего сначала», то надо полагать, что других таких выдающихся фактов в жизни Господа за этот ранний период не было. Общую характеристику этого периода св. Лука дает в словах: «Отроча же растяша и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем». Это понятно, ибо отрок Иисус был не только Богом, но и человеком, и, как человек, подлежал обычным законам человеческого развития. Только по мере развития своего человеческая мудрость отражала или вмещала в себя всю глубину и полноту Божественного ведения, которой обладал отрок Иисус, как Сын Божий.

И вот, когда отроку Иисусу исполнилось 12 лет, эта Божественная мудрость впервые ярко проявила себя. По закону Моисея (Втор. 16:16), все евреи мужеского пола обязаны были три раза в год являться в Иерусалим на праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей; исключение делалось только для детей и больных. Особенно строго требовалось посещение Иерусалима на праздник Пасхи. Отрок, достигший 12-ти лет, становился «чадом закона»: с этого времени он должен был изучать все требования закона и исполнять его предписания, в частности – ходить в Иерусалим на праздники. Св. Лука говорит, что «родители» Иисуса каждый год ходили в Иерусалим. Тайна рождения Богомладенца оставалась сокровенною, Пресвятая Дева Мария и старец Иосиф не считали нужным и полезным открывать ее, и в глазах жителей Назарета Иосиф был мужем Марии, и отцом Иисуса. Евангелист и употребляет это выражение применительно к общему мнению. В другом же месте (Луки 3:23) он прямо говорит, что Иосифа только считали отцом Иисуса, и, след., на самом деле он таковым не был.

Празднование Пасхи продолжалось 8 дней, после чего богомольцы возвращались по домам обыкновенно группами. Иосиф и Мария не заметили, как отрок Иисус остался в Иерусалиме, думая, что Он идет где-нибудь поблизости от них в другой группе, с родственниками и знакомыми. Видя же, что Он долго не присоединяется к ним, начали Его искать и, не нашедши, в тревоге возвратились в Иерусалим, где только через три дня, надо полагать, со дня выхода своего из Иерусалима, нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего их и вопрошающего их. Это происходило, вероятно, в одном из притворов храма, где раввины собирались, рассуждая друг с другом и с народом, поучая в законе желавших слушать их. В этой беседе отрок Иисус уже проявил Свою Божественную мудрость, почему все слушавшие удивлялись разуму и ответам Его. Богоматерь, высказав Ему их тревогу за Него, называет Иосифа отцом Его, ибо иначе и не могла его назвать, так как в глазах всех Иосиф и был отцом Иисуса. На эти слова Матери отрок Иисус впервые открывает Свое назначение – исполнить волю Пославшего Его и как бы поправляет Свою Матерь, указывая, что не Иосиф Его отец, но Бог. «Вы должны были знать», как бы так говорил Он им: «где Я, ибо, как Сын Божий, Я и должен пребывать в дому Божием», т.е. в храме. Они, однако, не поняли этих слов, ибо и им еще не была вполне открыта тайна Христова дела на земле. Однако, «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» – это был особенно памятный для Нее день, когда Сын Ее впервые дал знать о Своем высоком предназначении. Так как еще не настало время общественного служения Иисуса, то Он послушно пошел с ними в Назарет и, как особенно отмечает это Евангелист, «был в повиновении у Своих земных родителей», вероятно разделяя труды Своего мнимого отца Иосифа, который был плотником. С укреплением в возрасте Он преуспевал в премудрости, и для внимательных все яснее становилась особая любовь Божия к Нему, что привлекало и любовь людей к Нему.

В кругу Своего Семейства Иисус достиг в Назарете двенадцатилетнего возраста. Этот возраст, почти соответствующий нашему пятнадцатилетнему, по иудейскому обычаю составлял переход из детства в юношеский возраст. С этим возрастом связывалась обязанность исполнения закона и участия в богослужебных действиях и обычаях. Мальчики с этого времени назывались «сынами закона» и имели право участвовать в выполнении богослужебных обрядов наравне со взрослыми.

Приближалась Пасха. Что же означал праздник Пасхи? Священнейшие воспоминания о великих делах Божиих соединялись с ним. Вспоминалось то время, когда Бог избрал народ израильский из всех народов и сделал его Своим народом. Этот праздник длился целую неделю и напоминал народу Израильскому о выходе из Египта (Исх. 12). Это был величайший иудейский праздник. Бог повелел чрез Моисея: «Три раза в год должны являться пред Господом все мужчины: в праздник Пасхи, в праздник Пятидесятницы и в праздник Кущей».

В наше время, когда по всему миру построены десятки тысяч храмов, большинство прихожан живут неподалеку от своего храма и хорошо знают друг друга, нам трудно представить, как такое возможно: на весь мир всего один-единственный Храм! Но в те давние времена было именно так, поэтому на праздник Пасхи в Иерусалим стекались тысячи верующих со всей Иудеи и даже из других стран.

Путешествуя ежегодно в Иерусалим вместе с Иосифом на праздник Пасхи, Богоматерь возможно брала с Собой и Своего Божественного Сына. В этом нас убеждают: невозможность предположения, чтобы Она решилась разлучаться с Ним на такое продолжительное время, а также точный смысл повествования Евангелиста Луки: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лк. 2:42). Сюда стекался Израиль со всех концов земли, чтобы единой семьей предстать перед лицом своего Бога. Время таких путешествий было веселым временем. Целые огромные толпы народа из разных мест шли вместе. И среди этого великого множества иудеев благочестивейший иудей - безгрешный Отрок Иисус. Весь путь до Иерусалима шел через достопримечательные места; что ни шаг, то новое воспоминание о святых событиях минувших дней. Чем дальше они шли, тем больше приставало к ним путешественников. При этом шли беседы о древних временах милости Божией. Почти каждое место на дороге было памятником благодеяний Божиих благочестивым предкам. Во время отдыха прочитывали отрывки священной истории и пели хором псалмы.

Евангелист Лука говорит, что родители Его, то есть Иисуса Христа, каждый год ходили в Иерусалим. Почему же Евангелист, зная, что Иосиф не был отцом Иисуса, употребляет такое неправильное выражение? Потому, что тайна рождения Иисуса Христа должна была оставаться до времени скрытой от всех; не зная этой тайны, все жители Назарета отцом Иисуса считали и называли Иосифа как мужа Его Матери; не желая обнаруживать эту тайну, сама Богоматерь называла Иосифа отцом Иисуса. Таким образом, Евангелист Лука, называя в этом месте своего повествования Иосифа и Марию родителями Иисуса, передает чужие слова и оставляет их без пояснений потому, что они и без того должны быть понятны каждому. Впрочем, в другом месте своего Евангелия Лука поясняет, что Иосиф не был отцом Иисуса, но таковым считали его: Иисус... был, как думали, Сын Иосифов (Лк.3:23).

«Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми…» (Лк. 2:43,44). Потеря Отрока Иисуса не была небрежением со стороны Марии, но это было смотрение Божие и объявление о призвании Христовом. « Он сказал им: «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2:49). Очевидно, праздничное богослужение произвело на Его юную душу такое сильное впечатление, что Он не мог оставаться в обществе людей, которые, возможно, думали больше о внешней стороне праздника, чем о его значении. Предположим, Иисус видел, как священник заколол жертвенное животное.

Позже Иоанн Креститель назвал Его Агнцем Божьим, который берет на Себя грех мира.(Ин. 1:29). Слово это относится к тем, кои желают видеть Агнца, о котором возвещает Исаия (Ис.53:7-8). «Вот, -- говорит, -- Се Агнец, Которого ищут; Се Агнец, вот здесь». Иоанн указывает Его. Он не сказал просто Агнец, но «Се Агнец», так как агнцев много, как и христов много; но Он есть Тот Агнец, Которого прообраз указан у Моисея (Исх.12), о Котором возвещает Исаия (Ис.53:7-8) и который каждый день берет на Себя грехи наши, одни чрез крещение, другие чрез покаяние.

Выходя из Иерусалима по окончании праздничных дней и не видя около себя Иисуса, Иосиф и Мария могли думать, что Он идет с их родственниками, тоже возвращающимися в Назарет, куда и они шли. Быть может Отрок Иисус по дороге в Иерусалим временно присоединялся в пути к другим группам богомольцев, родственников или знакомых, а во время дневного отдыха или ночлега возвращался к Матери и Иосифу. Только этим и можно объяснить, что родители идут до первого ночлега, не беспокоясь, что нет с ними Отрока. Такое спокойствие их было следствием твердой уверенности, что Отрок Иисус идет тут же, недалеко, в кругу своих. Если бы они могли подумать, что Иисус остался в Иерусалиме, то, конечно, начали бы искать Его ранее наступления вечера и немедленно вернулись бы за Ним.

Неудержимое стремление к божественному могуче заявило о себе в душе Христа во время посещения Им Иерусалима и побудило Его снова вернуться в храм, когда родители пошли было с Ним домой.

Возвратясь в Иерусалим, переполненный еще богомольцами, Иосиф и Мария не предполагали, что Иисус мог остаться в храме, и потому тщетно искали Его вне храма. Через три дня; войдя, наконец, в храм, вероятно, с целью помолиться, они увидели Его среди учителей. Вот куда Он пришел; вот где Он слушал чтение и изъяснение Писания. Здесь была речь Его Отца, голос из Его небесного отечества, здесь были образы и подобия будущего спасения, предсказывавшие о Нем и имевшие исполниться на Нем. В Нем пробуждалось мало-помалу то, что лежало в глубине Его существа. Он слушает учителей, относящихся с большим благоволением к Отроку. Он спрашивает, и они толкуют и объясняют Ему все, по мере своего разумения. Они сами и все слушающие Его дивятся разуму и ответам Его.

В чем заключались вопросы и ответы двенадцатилетнего Иисуса учителям иудейским? Евангелист ничего не говорит об этом; но так как беседа происходила в храме, под руководством книжников, занимавшихся толкованием Священного Писания, и притом во время, когда все ожидали пришествия Мессии, то можно с достоверностью предположить, что вопросы и ответы как учителей, так и Иисуса, касались пророчеств о Мессии. В этой беседе Отрок Иисус проявляет не только мудрость, но и знание, которое приводит в изумление книжников. Откуда же такое знание? Где, в какой школе Он учился? Ответ на эти вопросы мы находим в дальнейших повествованиях Евангелистов. Когда Иисус вошел в синагогу Назарета и стал учить, то все «дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили не Иосифов ли это сын?» (Лк. 4:22); «откуда у Него такая премудрость и силы?» (Мф. 13:54). Когда же Иисус учил в храме, то «дивились иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7:15). Таким образом, жители Назарета, знавшие Иисуса Христа с детства, и иудеи, то есть враги Иисуса, удостоверяют, что Он не учился, не был ни в какой школе. Сам же Иисус Христос не только не опровергает такое мнение о Нем иудеев (как Он знает Писания, не учившись), но даже прямо утверждает его, говоря: «Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16) этому учению Пославшего, этим-то словам Самого Бога дивились иудеи, когда слышали проповедь Иисуса. Та же премудрость Божия проявилась и в вопросах и ответах двенадцатилетнего Иисуса, не нуждавшегося ни в земных школах, ни в учителях. Мальчик Христос, несмотря на Свой детский возраст, в глубоком смирении старался преподать этим седовласым «Никодимам», то есть учителям иудейского народа, истинное, ничем не поврежденное Слово Божие, вызывая в них Своей премудростью великое удивление.

Увидев Иисуса среди учителей, Иосиф и Марияудивились, -- вероятно, потому, что не ожидали встретить Его в таком сообществе и при такой обстановке. Обращаясь к Нему со словами --«чтоТысделал с нами? Вот, отец Твой иЯс великою скорбью искали Тебя»(Лк. 2:48) -- Мария не иначе могла назвать Иосифа, как отцом, чтобы не открывать тайны Рождества Иисуса Христа. В глазах всех, не ведавших этой тайны, Иосиф был отцом Иисуса, хотя в действительности не был таковым. Мария была, конечно, уверена, что с Ним, как состоявшим под охраной Самого Бога, не могло случиться ничего дурного, и если, несмотря на это, скорбела, то единственно лишь потому, что такая продолжительная, впервые случившаяся, разлука была неприятна, мучительна лично для Нее.

Храм - это дом Божий, и где же, как не в Храме должен был находиться воплощенный Бог?! Своим ответом Христос показал, что Он всегда знал, что Он - Сын Божий и на Него возложена великая миссия - спасение человеческого рода. Слова:«зачем было вам искать Меня?» (Лк 2,49)не слова обличения или укора, но слова утешения и наставления. Прежде всего они суть слова наставления, потому что посредством их Христос научает Марию и Иосифа тому, что отлучение Его от них произошло не по слепому случаю, но по смотрению и тайным судьбам Божиим. Дабы Он пребывал и упражнялся в тех самых делах, на которые послан Отцом Своим Небесным. Христос объявляет родителям Своим (Марии и Иосифу), что не следовало бы им искать Его с такой печалью и болью в сердце, так как отлучение Его от них совершенно чуждо было всякой опасности, какой они могли бы бояться за Него.

«Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2:49). В первый раз Христос свидетельствует, что Бог -- Отец Его. Отроку 12 лет, но Он уже осознает Свое Богосыновство и мессианское достоинство. «…зачался во утробе Девы человек, но он в самом зачатии уже был и Бог; хотя родился от девы человек, но вместе родился и Бог; возрастал, вкушал пищу, утруждался от пути, был связан в саду Гефсиманском, ударяем по ланитам, ударяем жезлом по главе, увенчан терновым венцом, распят человек, но вместе и Бог.» .

Сначала Он Сын Божий, а потом -- Своих родителей. Сначала Он должен идти путем Божиим, а потом их дорогою. Нигде они не должны были искать Его, как только в храме, который принадлежит Отцу Его. Но слова Его заключают в себе еще больше: исполнить волю Отца Его -- вот Его пища, делать дела Отца -- вот Его призвание.«В этих словах Иисус Христос впервые открывает Свое назначение - исполнить волю Пославшего Его; но ни Мария, ни Иосиф не поняли всей глубины ответа Иисуса. В ответе Господа видно, что обязанности относительно Бога посвящается всецело и мысль, и воля, и любовь; обязанностям относительно человеков дано свое место, как видно из событий, последовавших за ответом (Лук. 2:51). Когда человек не разместит должным образом своих обязанностей, не даст каждой из них должной меры: тогда исполнение их не может иметь плодом добродетель; плодом будут согрешения и ошибки, тем более опасные, что наружное облачение их благовидно. .

Родители Иисуса Христа, конечно, понимали, что, называя храм принадлежащим Его Отцу, Он Бога называет Своим Отцом. Но они могли не понимать всей тайны отношения Его к Богу Отцу. Только постепенно, мало-помалу они проникали в эту тайну, открытую при Его Благовещении. Однако, по свидетельству Евангелиста Луки, Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк.2:51),пока не пришло время, когда Она совершенно поняла их; а это свидетельство убеждает нас в том, что все повествование о двенадцатилетнем Иисусе записано Святым Лукой со слов Самой Богоматери».

О дальнейшей жизни Иисуса до появления Его на Иордане Евангелисты ничего не говорят; один только Лука свидетельствует что Иисус возвратился из Иерусалима в Назарет, где и пребывал в повиновении у Матери Своей и Иосифа. «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». (Лк. 2:51-52) Ни сознание высокого Своего призвания, ни впечатление от похвал удивленных слушателей, ничто не дает Ему повода выйти из детского послушания. Он был в повиновении у родителей. Его детское и юношеское развитие было постоянным навыком послушанию, пока Он публично стал свидетельствовать о Своем Отце. Но и религиозное человеческое Его познание еще не было окончено. Он возрастал как возрастом, так и мудростью.Постоянным обращением со Своим Небесным Отцом, углублением в Священное Писание Своего народа, посещением в субботы назаретской синагоги расширялось и углублялось Его человеческое познание, возрастала Его премудрость. Все полнее покоилась в нем благодать и благоволение Божие. Он нашел также благоволение и у людей. Во всем Назарете один только был о Нем голос, что Он прекраснейший между всеми юношами. Все любили и уважали Его.

Таким образом, тихо и спокойно в хижине переходил Он из детства и юности в годы мужеской зрелости. После этого рассказа завеса опять опускается и юность Иисуса в продолжении 18 лет остается неизвестною, пока Искупитель не выступил со словами:«исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14-15).