Почему мы живем по григорианскому календарю. Сколько живет бозон Хиггса? Разница в католических и православных праздниках



Чтобы вcегда знать точное время, недостаточно иметь хорошие часы. Необходим еще и эталон, по которому эти часы будут проверяться. Долгие годы таким эталоном служили сутки -- период вращения Земли вокруг своей оси -- и секунда -- 1/86400 доля суток. Период вращения Земли постоянен с точностью до одной тысячной секунды, однако с развитием науки и техники даже такая высокая точность оказалась недостаточной.

В 50-х годах физики предложили использовать в качестве эталонной единицы времени продолжительность определенного количества электромагнитных колебаний, излучаемых и поглощаемых атомами при переходе из одного энергетического состояния в другое. Так появились эталонные атомные часы, стабильность секунды которых сейчас почти в миллион раз выше, чем стабильность вращения Земли. Началась эра атомного времени.

Продолжительность атомной секунды можно выбрать произвольно, но конечно, она должна быть близка к секунде, задаваемой вращением Земли. Ведь мы живем на Земле, от ее вращения во многом зависит наша жизнь, и поэтому астрономическое и атомное время не должны заметно расходиться. Если такое расхождение достигает нескольких долей секунды, атомные часы, с которых передаются всем известные сигналы точного времени, переводятся на секунду вперед или назад, чтобы совместить атомное время с астрономическим. Такие переводы разрешаются лишь два раза в год -- 30 июня или 31 декабря и делаются они во всем мире.

Атомное время с координацией с астрономическим получило название Всемирного координатного времени; по этому времени мы и живем.

До сих пор мы говорили о системах счета времени в пределах суток. Теперь познакомимся с системами счета самих суток, которые называют календарями.

Календарный год, по которому мы живем, состоит из 365 дней; продолжительность каждого четвертого года на один день больше. Такой год называется високосным.

Для чего нужен високосный год? Оказывается, он необходим, чтобы согласовать календарный год с солнечным, составляющим время одного оборота Земли по своей орбите вокруг Солнца. Продолжительность солнечного, или "тропического" года, как его называют астрономы, равна 365,2422 дням, или 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд.

Таким образом, солнечный год длиннее календарного примерно на 6 часов и за 4 года эта разница составляет почти целые сутки. Если это не учитывать, начало календарного года будет медленно перемещаться по сезонам и в конце концов с зимы попадет на лето. Чтобы этого не случилось и вводится високосный год.

Впервые календарь из 365 дней с одним високосным годом был принят в древнем Риме в 46 году до нашей эры при Юлии Цезаре. Этот календарь стал называться юлианским или старым стилем.

Долгое время юлианский календарь считали идеально точным, но на самом деле это не совсем так. Даже с учетом високосных лет юлианский календарный год на 11 минут 14 секунд короче солнечного. Легко сообразить, что за 128 лет различие между календарным и астрономическим счетом времени составит целые сутки.

Такая незначительная разница естественно не могла играть важной роли для большинства людей, но духовенство, которое требовало пунктуального выполнения церковных праздников, было обеспокоено расхождением календаря с природой.

Одним из наиболее важных религиозных праздников является Пасха, которая должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Весенним полнолунием считали полнолуние, наступающее вскоре после дня весеннего равноденствия, т.е. 21 марта. Но с течением веков весеннее равноденствие стало постепенно сползать с 21 марта из-за расхождения календаря с астрономическим счетом времени. Определение дня Пасхи стало очень сложным, путанным, порой просто неверным. Чтобы избежать этого, глава католической церкви римский папа Григорий XIII издал специальный декрет о реформе календаря.

Согласно этому декрету после 4 октября 1582 года надо было считать не 5 октября, а 15. Этим устранялась ошибка юлианского календаря, накопившаяся за предыдущие 12 веков.

Чтобы и в дальнейшем такого рода ошибка не накапливалась, было решено из годов, которые оканчиваются двумя нулями, например, 1600, 1700, 1800, високосными считать лишь те, у которых число сотен делится на 4 (1600, 2000, 2400). Остальные вековые годы должны быть простыми, в то время, как по юлианскому календарю они считались високосными. При новом счете ошибка календаря в один день накопится только за 3300 лет, что, конечно, не имеет никакого практического значения. Новая система календаря стала называться григорианским календарем или новым стилем.

Справедливости ради надо сказаь, что наш календарь все-таки не очень удобен для жизни. Так, если надо определить, какой день недели будет такого-то числа в текущем году, надо обязательно смотреть в календарь или производить подсчеты; для других лет такая задача становится еще труднее. Месяцы делятся на разное число дней (30, 31, 28/29), длина всех кварталов различна.

Почему же мы пользуемся таким неудобным календарем, нельзя ли его изменить? Конечно можно.

При ООН организована специальная комиссия по реформе нашего календаря. В эту комиссию прислано несколько сотен предложений по устройству нового календаря. Наиболее интересными из них следует признать такие два предложения:

1. Календарный год состоит из 13 месяцев по 28 дней каждый, так что в каждом месяце ровно 4 недели. Одинаковые числа всех месяцев приходятся на один и тот же день недели, например, первое число любого месяца всегда будет понедельник, второе -- вторник и т.д.

Поскольку такой год будет длиться 364 дня вместо обычных 365, после последнего дня года вводится особый день без числа и названия -- его предложено считать днем Нового года. В високосные годы таких дней без числа будет два.

Такой тринадцатимесячный календарь имеет один существенный недостаток -- число месяцев, отличное от привычного нам. Надо придумать название тринадцатому месяцу и строить всю жизнь в расчете на лишний месяц.

Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство, вместе с большинством стран, с некоторых пор пользуется календарем григорианским. При этом и в самой Церкви, и в обществе время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль.

Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на "новый стиль" с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.

Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а приняла тот, который уже существовал в Римской империи. А что если календарь был бы другим? Быть может, тогда именно тот, другой, календарь был бы освящен богослужебным использованием, именно с его учетом была бы составлена пасхалия?

Данная статья представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. Автор не считает нужным скрывать свои симпатии по отношению к юлианскому календарю, однако отдает себе отчет в том, что как-либо доказать его преимущество невозможно. Так же, как недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля.

Изложение будет вестись в три этапа: сначала краткие выводы, затем более подробное математическое обоснование и, наконец, небольшой исторический очерк.

Для измерения времени и составления календаря может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны, времен года и пр. Все эти явления связаны с определенными астрономическими объектами. В книге Бытия читаем: И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт. 1, 14-16). Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.

В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским).

Рассмотрим одно свойство юлианского календаря, наиболее часто подвергаемое критике. В юлианском календаре точка весеннего равноденствия перемещается назад по календарным датам со скоростью примерно 1 сутки в 128 лет. (Вообще, разница между датами по юлианскому и григорианскому календарям составляет в настоящее время 13 суток и увеличивается на 3 суток за каждые 400 лет.) Это означает, например, что день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну. Но, во-первых, это произойдет примерно через 6000 лет, а во-вторых, и сейчас в южном полушарии Рождество празднуется даже не весной, а летом (поскольку там декабрь, январь и февраль - летние месяцы).

С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение "григорианский календарь точнее юлианского" далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными.

Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты.

Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных "видов" года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений.

  • Сидерический, или звездный, год. Именно его имеют в виду, когда говорят, что за год Солнце проходит двенадцать зодиакальных знаков. Например, святитель Василий Великий (IV век) в "Беседах на Шестоднев" пишет: "Солнечный же год есть возвращение Солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак".
  • Тропический год. Он учитывает смену времен года на Земле.

Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому.

Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря, полезно несколько осветить возникающие при его создании проблемы. Собственно говоря, построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. (Заметим, что продолжительности сидерического и тропического годов были с большой точностью найдены во II в. до Р. Х. греческим астрономом Гиппархом.) Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой - была бы не очень громоздкой и сложной.

Пусть, например, требуется составить календарь, ориентированный на тропический год (после того, как измерена продолжительность последнего - 365,24220 суток). Ясно, что каждый год такого календаря должен содержать либо 365, либо 366 суток (в последнем случае год называется високосным). При этом надо постараться чтобы, во-первых, среднее число суток в году было как можно ближе к 365,2422 и, во-вторых, чтобы правило чередования простых и високосных годов было как можно проще. Иными словами, надо определить цикл продолжительностью в N лет, из которых M будут високосными. При этом, во-первых, дробь m/n должна быть как можно ближе к 0,2422, а во-вторых число N должно быть как можно меньше.

Эти два требования противоречат друг другу, поскольку точность достигается лишь ценой увеличения числа N. Самым простым решением проблемы является дробь 1/4, на которой и основывается юлианский календарь. Цикл состоит из четырех лет, каждый четвертый год (порядковый номер которого без остатка делится на 4) - високосный. Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, что на 0,0078 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 128 лет (0,0078 x 128 ~ 1).

Григорианский календарь основывается на дроби 97/400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов. Високосными считаются годы, порядковый номер которых либо делится на 4 и не делится на 100, либо делится на 400. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, что на 0,0003 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 3333 года (0,0003 x 3333 ~ 1).

Из сказанного видно, что преимущество григорианского календаря над юлианским спорно даже в качестве ориентированного лишь на тропический год - точность достигается ценой усложнения.

Рассмотрим теперь юлианский и григорианский календари с точки зрения соотнесенности с Луной.

Смене фаз Луны соответствует синодический, или лунный, месяц, составляющий 29,53059 суток. За это время сменяются все фазы Луны - новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. В один год не укладывается без остатка целое число месяцев, поэтому для построения почти всех действовавших лунно-солнечных календарей применялся 19-летний цикл, носящий имя греческого астронома Метона (V в. до Р. Х.). В этом цикле выполняется соотношение

19 годов ~ 235 синодическим месяцам,

т. е. если начало некоторого года совпадает с появлением на небе новой Луны, то это совпадение будет иметь место и через 19 лет.

Если год григорианский (365,2425 суток), то погрешность метонова цикла составляет

235 x 29,53059 - 19 x 365,2425 ~ 0,08115.

Для юлианского года (365,25 суток) погрешность меньше, а именно

235 x 29,53059 - 19 x 365,25 ~ 0,06135.

Таким образом получаем, что юлианский календарь лучше соотнесен с изменениями фаз Луны (см. также: Климишин И.А. Календарь и хронология. - 3-е изд, перераб. и доп. - М., Наука, 1990. - С. 92).

В целом юлианский календарь представляет собой сочетание простоты, ритмичности (цикл продолжительностью всего 4 года), гармоничности (соотнесенность сразу с Солнцем, Луной и звездами). Уместно упомянуть и о его практичности: одинаковое число дней в каждом столетии и непрерывный счет времени на протяжении двух тысячелетий (нарушенный при переходе на григорианский календарь) упрощают астрономические и хронологические расчеты.

Два удивительных обстоятельства связаны с юлианским календарем. Первое обстоятельство астрономическое - близость дробной части продолжительности года (как сидерического, так и тропического) к столь простой дроби 1/4 (предлагаем читателю, знакомому с методами проверки статистических гипотез, подсчитать соответствующую вероятность). Однако еще удивительнее второе обстоятельство - при всех своих достоинствах юлианский календарь никогда и нигде не применялся вплоть до I в. до Р. Х.

Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, на протяжении многих столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре каждый год содержал ровно 365 дней. Разумеется, погрешность этого календаря была очень большой. Примерно за полторы тысячи лет день весеннего равноденствия "пробегал" все числа календарного года (который состоял из 12 месяцев по 30 дней и еще пяти дополнительных дней).

Около 1700 г. до Р. Х. северная часть дельты Нила попала под владычество кочевых племен гиксосов. Один из правителей-гиксосов, составивших XV династию Египта, провел календарную реформу. Через 130 лет гиксосы были изгнаны, традиционный календарь восстановлен, и с тех пор каждый фараон, вступая на престол, давал клятву не менять длины года.

В 238 г. до Р. Х. правивший в Египте Птолемей III Евергет (потомок одного из военачальников Александра Македонского) попытался провести реформу, добавив в каждые 4 года дополнительный день. Это сделало бы египетский календарь практически тождественным юлианскому. Однако по неизвестным причинам реформа не была осуществлена.

И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю.

Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX в. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048-1123). Персидский календарь основан на дроби 8/33, т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 x 4545 ~ 1).

В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь. При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней, т. е. после 4 октября шло сразу 15 октября. Календарная реформа 1582 года вызвала множество протестов (в частности, против нее высказались почти все университеты Западной Европы). Тем не менее католические страны по понятным причинам практически сразу перешли на григорианский календарь. Протестанты делали это постепенно (например Великобритания - лишь в 1752 году).

В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря".

Поместные Православные Церкви придерживались юлианского календаря до 20-х годов XX века, когда Вселенский (Константинопольский) Патриархат отказался от него. Главной целью этого решения было, по-видимому, празднование христианских праздников совместно с католиками и протестантами.

В течение последующих десятилетий новый стиль приняло большинство Поместных Церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским.

Выражается в совместном праздновании Пасхи Христовой и связанных с ней так называемых переходящих праздников (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, которая празднует Пасху в один день с западными христианами). Дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским. Вообще, способ вычисления даты Пасхи - важнейший пункт сравнения юлианского и григорианского календарей как церковных. Однако эта тема, требующая как научного, так и богословского рассмотрения, выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что создатели православной пасхалии достигли той же цели, что и создатели юлианского календаря - максимально возможная простота при разумном уровне точности.

Рассказывает преподаватель КДАиС архимандрит Назарий (Омельяненко)

Каким образом юлианский календарь попал в нашу Церковь, почему мы до сих пор им пользуемся и не переходим на другой? Для простого обывателя это вопрос, на который он часто не может найти ответ…

Церковь стала пользоваться календарем, начиная с IV века. До этого все древние народы пользовались так называемыми «умными календарями». Если взять египетские, китайские, индийские календари, то они фактически были связаны с фазами Луны, прежде всего с разливами рек, т.к. это природное явление непосредственно зависело от фаз планеты. Чтобы успешно заниматься земледелием, люди все высчитывали, и к этому привязывали свою деятельность.

Давно известный факт, что в 45 году до н.э. Юлий Цезарь ввел новый календарь, который начинал свой отсчет с 1 января. Александрийские астрономы – это Египет – пришли к выводу, что важнее высчитывать весеннее и осеннее равноденствие и в соответствии с этим планировать свою земледельческую жизнь. Так возник солнечный календарь, к которому стали привязываться все следующие исчисления в Римской империи.

Христианство, которое зародилось в I веке, было уже подчинено этому календарю, поскольку империя жила по нему. И в первые три века, когда были гонения на христианскую Церковь, даже праздников как таковых не было. Первые христиане тогда просто совершали богослужения и свято хранили воскресный день, среду и пятницу как определенные дни страстей Христовых. Праздников, привязанных к календарю - как мы сейчас празднуем Благовещение, Рождество, - не было. Устанавливать и привязывать праздник к конкретному дню стали в IV веке. Именно тогда Первый Вселенский Собор, а это 325 год, впервые провозгласил, что все христианские Церкви, все христианские государства должны жить по одному календарю – юлианскому. Это становится общей канвой всего православного мира – порядок богослужений и порядок самих праздников. Именно с IV века устанавливаются богослужебные тексты, святые отцы начинают устанавливать праздники, писать к ним церковные тексты, праздновать в той традиции, как мы наблюдаем это сегодня.

В чем заключается разница григорианского и юлианского календарей? На Западе в XVI веке были произведены астрономические исчисления, в результате которых было заявлено, что юлианский календарь является истинным, хотя в нем есть некоторые погрешности. Астрономы учли эти погрешности, и 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII ввел общеобязательный календарь для всей Западной Европы. Власть Папы в то время была очень сильной, поэтому ни королевским, ни императорским указом, а именно папской буллой вводится григорианский календарь.

Когда говорят об Украине, а часть ее на тот момент была в составе Речи Посполитой, то эти земли тоже перешли на григорианский календарь. Но было одно но… Украина была православная и всячески упиралась процессу католицизма. Уния была придумана в 1596 году как аналог Православия с римской догматикой. Поэтому говорить в полной мере о том, что Украина в составе Речи Посполитой перешла на григорианский календарь в том же 1582 году, нельзя. Для простого населения было очень важно сохранить свою православную идентичность, а переход на григорианский календарь - это один из шагов на пути к католицизму. И несмотря на то, что уния насаждала свою веру, народ восточной части Речи Посполитой – Украины отказался переходить на новый стиль.

Интересный факт: в 1583 году Папа пишет письмо Константинопольскому патриарху Иеремию II с предложением: поскольку весь европейский мир, гражданская и церковная власть перешли на григорианский календарь, для идентичности документации и т.д. перейти на единую систему летоисчисления – новый стиль, григорианский. В том же 1583 году Патриарх Константинопольский собирает Собор в Константинополе с приглашением Иерусалимского патриарха, где осуждается новый стиль. Акты этого Собора интересны – в них присутствуют некоторые утверждения, даже в некотором роде неожиданные, например, что люди, которые будут следовать этому календарю, не смогут спастись. Но пройдет немного времени - 400 лет с не большим, и Константинополь все-таки перейдет на новый стиль. Но григорианский календарь тоже имеет свои неточности, и в конце XIX - в начале XX века сербские астрономы установят, что все исчисления юлианского и григорианского имеют доли расхождений, которые мы не замечаем, но если взять 5-10 лет как временной отрезок, то набегают определенные дни разницы… Они высчитали, что григорианский календарь соответствует фазам Солнца, но с 2800 года он будет иметь существенные недостатки. И поэтому был предложен новый юлианский календарь, который полностью совпадает с григорианским именно до 2800 года, а после будет иметь более точное летоисчисление.


- Сейчас им пока никто не пользуется…

Вот этот момент очень интересный. Вся Западная Церковь живет по григорианскому календарю. Восточная Церковь, Православная, до начала ХХ века жила по юлианскому календарю. И начиная с 20-х годов XX века Православная Церковь стала переходить на новый юлианский, а не григорианский календарь. После 2800 года юлианский устранит недостаток григорианского календаря, который не смогли учесть в XVI веке. А так есть три календаря: юлианский, григорианский, новоюлианский.
- Наша Церковь сейчас живет по какому календарю?

Церковь живет по юлианскому. Всё связано с политикой. Вспомним, что конец XIX в. - начало XX в. - это распад Османской, Австро-Венгерской, Российской империй. Начинаются национальные движения, и в свете этого каждый народ пытался «прорубить» окно в Европу, в том числе перейти на общепринятые меры – веса, километража, календаря. То же самое происходит и в Константинополе. В Стамбуле на то время большая империя распадается. Фактически отделяются Югославия, Болгария, Греция, образовывается Турецкая Республика. Все это опять актуализировало вопрос об установлении определенной унификации с Западом.

Это произошло по многим позициям: были пуды - перешли на килограммы, были мили – перешли на километры. Возник вопрос о календаре. В Стамбуле турецкой властью был поднят вопрос о переходе на новый стиль, идентичный с Европой, и в 20-х годах государство решилось на это. В 1923 году патриарх Мелетий начал движение о переходе Константинопольской Патриархии на новый новоюлианский стиль. Все Православные Церкви переходили на новоюлианский стиль, кроме Финской, которая перешла на григорианский. Повторюсь, до 2800 года – это один стиль с григорианским, но Церковь перешла на новоюлианский, чтобы в перспективе убрать недостаток григорианского календаря.
- А вот 13 дней разницы…

Это между григорианским и юлианским календарями. Григорианский и новоюлианский - идентичны.


- Но мы пока по новоюлианскому не живем…

Фактически да. Русская, Сербская, Иерусалимская и Грузинская Церкви живут по юлианскому календарю. Все остальные Церкви в начале ХХ века начали переходить на новоюлианский календарь. Константинопольская Церковь перешла на новый стиль в 1924 году, за ней пошли болгары, греки… Даже Русская Церковь указом Святейшего Патриарха Тихона 15 октября 1923 года перешла на новоюлианский стиль. Но продолжалось все это до 8 ноября 1923 года – 24 дня. Народ нововведение не принял. И указом того же Патриарха Тихона был возвращен юлианский календарь.

Есть в Православном мире Финская Автономная Церковь, которая сейчас находится в составе Константинопольского Патриархата. Так вот она живет по григорианскому календарю. Следует указать на один очень существенный момент – юлианский календарь, когда он был христианизирован в IV веке, вобрал в себя все православные традиции – как праздники солнечного календаря, так и лунного. У нас есть праздники подвижные и неподвижные. Подвижные – это те, что зависят от Пасхи, соответственно они вычисляются по Луне, а праздники, которые переходят из года в год в одну и ту же дату, привязаны к Солнцу. Церковный календарь на основании юлианского вобрал в себя лунный календарь и солнечный календарь.

Что же происходит дальше? При переходе в ХХ веке на новый стиль все Православные Церкви перешли на новый стиль по солнечному календарю, а лунный календарь, по которому вычисляется Пасха и все подвижные праздники, оставили по юлианскому календарю, как это и было ранее. Чем интересна Финская Церковь? Пасху фины вычисляют по григорианскому календарю, т.е. Так, как вычисляют католики, потому что Финляндия – это в основном протестантское государство. Там на законодательном уровне было определено, что в стране Пасху празднуют все в один день. Соответственно, привязка церковных и государственных праздников очень плотная. Поэтому при переходе в начале XX века Финской Церкви на новый стиль, ей были поставлены условия - перейти из пасхалии на новый стиль. Это был единственный прецедент в Православной Церкви. Пасху все Православные Церкви, кроме Финской, празднуют вместе, а все подвижные и неподвижные праздники по-разному – одни по новоюлианскому стилю, другие по юлианскому.

Проблема календаря – это проблема традиций, а не догматическая проблема. Она не касается основ вероучительных истин, соответственно она не считается еретичеством, отступничеством. Но для народа, который привык следовать традициям, это очень важно, потому что Церковь живет не только Писанием, но и преданием, всем тем церковным опытом, опытом Святых Отцов, которому более 2 тысяч лет. Церковный устав, который начал формироваться, начиная с IV века, выработал такую книгу, как Типикон. В ней содержатся правила совершения церковного богослужения, проведения церковной жизни, вплоть до трапез, сна, всего распорядка христианской жизни.

Начиная с VI века, Церковный устав выработал виды совмещения богослужений, а именно как служить, если Благовещение выпадет на Пасху, как служить, если какой-то праздник выпадет на первую неделю Великого поста, третью неделю Великого поста… Церковной практикой все это выработано и уже фактически тысячу мы этим пользуемся. Проблема возникает при сопоставлении переходящих праздников и непереходящих.

Например, есть такое понятие «кириопасха» – когда Благовещение выпадает на Пасху. Если перевести Церковь на новоюлианский календарь, то «кириопасха» не выпадает никогда, соответственно Благовещение может быть даже на Первой седмице Великого поста. Но в Типиконе, который уже имеет тысячелетнюю историю, такой случай не прописан. И таких примеров можем привести множество. Когда идет дискуссия о приоритетности нового или старого стиля, всегда приводят один пример: когда у нас Пасха поздняя, а Церковь живет по новому стилю, то Петров пост полностью упраздняется, т.к. Праздник Петра и Павла выпадает 29 июня. Это тоже нарушение церковного предания – один из постов упраздняется. Вопросов возникает много: как совмещать богослужения, как совершать службы… Если строго подходить к церковному вопросу, то это является нарушением устава, который вырабатывался Церковью на протяжении веков.


- Если перейти на григорианский календарь, то будет много нестыковок…

Конечно. На практике – как служить? В глобальном масштабе, это проблема обряда, это проблема традиций. Это не вопрос догматических истин или еретизма. У нас уже есть столетний опыт Константинопольской, Румынской и других Церквей, которые перешли на новый стиль в начале XX века. Уже несколько поколений живут по новому стилю и для них этот переход не ощутим.

Другое дело у нас, где народ очень привязан к традициям. Если говорить о разрыве в календарях, то сейчас, в XXI веке, есть 13 дней разницы, т.е. если Рождество по старому стилю 25 декабря, то по новому - 7 января. Но в ХХІІ веке, в 2100 году, нужно будет прибавить один день, и тогда Рождество уже будет 8 января.

Проблема календарей – исключительно астрономическая. Церковная нагрузка - только в церковном авторитете и предании Церкви. Мы наш Церковный календарь привязываем как к солнечному, так и лунному календарям. В Церкви есть даже такое понятие, как «великий индиктион» - это церковный круг в 532 года, который объединяет и лунный календарь, и солнечный. Святыми отцами, богословами были высчитаны все богослужебные даты (а это колоссальный труд!), и это было сделано настолько точно, что раз в 532 года повторяются как подвижные, так и неподвижные праздники. Соответственно, если мы переходим на новоюлианский календарь или на григорианский, теряем многовековую традицию. Но с другой стороны, мы имеем большое поле для деятельности – как совмещать богослужения в таком или ином виде при переходе на новый стиль. Такая практика уже есть в Константинопольской Церкви.

Традиционно для Руси вопрос календаря был непростым и запутанным. Начиная со времён крещения Руси Владимиром Великим, только официальное летоисчисление менялось приблизительно пять раз. При всей этой календарной неразберихе, которая здорово усложняет работу историков, параллельно существовал также традиционный славянский календарь! Но откуда же взялась такая путаница?

Путаница первая, или Византийский календарь

После перехода восточных славян в лоно византийской христианской церкви (до непосредственного раскола на православную и католическую), вместе с новой религией на Русь приходит и новый календарь: византийский. Здесь и возникает первая особенность русского летоисчисления. Дело в том, что византийский календарь (введенный, кстати в 988) предполагает день 1 сентября началом нового года. На Руси же новый год было принято отсчитывать с начала марта. Позже это привело к разногласиям среди летописцев: когда же отсчитывать начало года?

Часть грамотных мужей посчитала правильным считать от первого марта до введения календаря, т.е. год начинался на полгода раньше византийского. Часть — с первого марта уже после введения, год в стольном Киеве начинался на шесть месяцев позже, чем в Константинополе. Эти две нормы ведения календаря получили названия соответственно «ультрамартовская» и «мартовская». К ужасу историков и богословов, в некоторых летописях и житиях святых применяют сразу обе традиции! Помимо этого, в народе ходил свой, народный календарь, к тому же разный в каждом отдельном регионе!

Всё это создавало трудности в государственном управлении, особенно в такой обширной стране как Русь. Усугубились календарные проблемы с приходом орд монголов. Лишь в 1492 году крепкий государственник и собиратель земель русских Иван III положил конец хронологическому хаосу. При нём в наших широтах Новый год начал приходить в один конкретный день: 1 сентября.

Пётр I, Европа и Юлианский календарь

На долгих двести лет закрепился сентябрьский календарь. А 9 июня 1725 года родился человек, который сыграет огромную роль в истории России, изменив страну до неузнаваемости. Изменит он и календарь.

По большому счёту, особых отличий между византийским календарём и юлианским (доминирующим на тот момент в Европе) не наблюдалось. Основным моментом преткновения стала точка отсчёта времени. В Византии, а потом и на Руси летоисчисление велось «от сотворения мира», т.е. 5509 года до Рождества Христова. Новый год, как сказано выше, отмечался в сентябре. В остальном же Юлианский и Византийский календарь были практически идентичными.

Юлианским называется календарь, введенный ещё Юлием Цезарем в 45 году до н.э. и позже признанный христианской церковью как канонический. После раскола церквей католическая церковь начала отсчитывать время от рождения мессии – Иисуса Христа.

Большой любитель всего западного, неутомимый и энергичный реформатор Пётр решил приблизить Россию к Западной цивилизации, введя новый календарь.

Такой шаг имел ряд причин:

  • необходимость облегчения торговли и прочих контактов с Европой, что привело к экономическим и культурным победам петровской России;
  • возможность «положить на лопатки» старообрядцев в вопросах богословия (ведь византийский календарь обещал конец света в 1492 году);
  • возможность ускорить развитие экономики, перенеся празднования Нового года на зиму (да, традиция отмечать этот праздник на Руси не менялась никогда).

Определённое неприятие нововведения, конечно, было. Но юлианскому календарю удалось закрепиться в России вплоть до 1918 года. Современная православная церковь в России, Украине, Беларуси и ряде других стран пользуется именно юлианским календарём до сегодняшнего дня.

В 1918 году Временное правительство издало декрет о переходе России на григорианский календарь.

Современный, официальный календарь России

В странах Западной Европы переход к григорианскому календарю начали осуществлять ещё с конца XVI века. Необходимость введения нового календаря заключалась в том, что юлианский календарь был менее точен по отношению к астрономическому году. Это привело к разрыву в 10 дней и сдвигам даты Пасхи. Папа римский Григорий XIII провозгласил о реформе летоисчисления.

Как и в юлианском календаре, летоисчисление начинается от Рождества Христова. Разница состоит лишь в правилах определения високосного года (год високосный, если его номер можно поделить на 400 (2000) или номер делится на 4, но при этом не делится на 100 (2016)) и более точном счёте времени суток.

К началу XIX века большинство стран Запада (а также их колонии) пользовались григорианским календарём. Россия снова оказалась в своеобразной изоляции от остального мира. Учитывая традиционный русский консерватизм, переходить на новый календарь правительство в лице императорского дома не спешило.

Часто это приводило к курьёзам и даже серьёзным проблемам: например, знаменитая битва при Аустерлице закончилась неудачно для России и Австрии из-за «календарной» разницы. Вот такое вот «небо Аустерлица».

Уже с середины XIX века русские купцы при внешних торговых операциях пользовались григорианским календарём, позже это стало частью дипломатической практики Российской империи. Существует мнение, что переход рано или поздно бы произошёл. Революция только ускорила этот процесс.

Так по какому календарю всё-таки живёт Россия?

Официальным календарём на территории Российской Федерации является григорианский календарь . Использовать данную календарную традицию обязаны органы законодательной, исполнительной и судебной власти во всех регионах. Представители таких традиционных для РФ конфессий как буддизм, ислам, иудаизм во внутренней документации имеют право использовать традиционные календари.

Русская православная церковь каноничной считает юлианскую традицию (т.н. Старый стиль). Религиозные праздники, считающиеся выходными в РФ, отсчитываются по юлианскому календарю с переводом даты на григорианский. Например, Рождество (25 декабря по юлианскому календарю) является государственным праздником и выходным днём, припадающим на 7 января по григорианскому стилю.


Ученые объяснили, почему так важно, по какому времени мы живем

Споры о том, по какому времени нам правильнее жить, не утихают. Петербург-ские ученые ратуют за возвращение к так называемому астрономическому поясному, или, точнее, секторальному, времени (см. статью ), которое существовало на территории нашей страны до 1930 года. Их оппоненты в Москве считают, что больше ничего менять не надо. Корреспондент «Вечёрки» отправилась в Пулковскую обсерваторию и расспросила ее сотрудников о том, почему так важно, по какому времени мы живем.


Следователи обращаются за помощью к астрономам

В моем присутствии Сергею Смирнову, старшему научному сотруднику Главной астрономической (Пулковской) обсерватории РАН, принесли письмо… из следственного отдела ГУВД, в котором была просьба сообщить время восхода солнца 17 июля. Опережая мой вопрос, он пояснил:

— С подобными просьбами к нам нередко обращаются различные государственные, в том числе и правоохранительные, организации. При раскрытии преступлений или выяснении обстоятельств дорожно-транспортных происшествий им необходимо, например, знать, под каким углом светило солнце такого-то числа, в таком-то часу, поэтому они просят предоставить сведения о точном времени восхода и захода дневного светила, начале сумерек, была ли луна на небе… Отвечая на эти вопросы, часто спотыкаешься на том, какое время указывать. Допустим, год назад мы жили по летнему времени, а в нынешнем году стрелки уже не переводили. Если речь идет о прошлом годе, значит, надо указывать «во столько-то по летнему времени»…

Шахматные часы на столе астронома Сергея Смирнова показывают гринвичское и территориальное время.

Нам приходится отвечать и на исторические вопросы, например когда точно остановилось сердце Александра Сергеевича Пушкина. Для этого надо учитывать, по какому времени жил Петербург в девятнадцатом веке. Оказывается, по астрономическому, поэтому в 1837 году между Москвой и Петербургом была получасовая разница. Когда в одном городе было, допустим, пять часов, в другом — пять тридцать. То есть надо писать, что смерть Пушкина наступила в 14.45 по петербургскому времени. Тогда, считайте, в каждом крупном городе Российской империи было свое время.

Позднее было принято поясное время, то есть все населенные пункты внутри каждого пояса, или, точнее сказать, сектора, ограниченного двумя соседними меридианами, расстояние между которыми составляет 15 градусов, жили по одинаковому времени. Это очень удобно, так как один сектор равняется одному часу, а всего таких секторов 24. То есть можно представить, что небосвод — это циферблат, а земные меридианы — стрелки.

В Пулковской обсерватории были установлены первые в стране атомные часы.

В прошлом году была сделана ошибка

— А по какому времени мы живем сейчас?
— В 1930 году для экономии электроэнергии декретом Совнаркома, который возглавлял тогда Рыков, перевели стрелки на час вперед. А потом началась настоящая чехарда, мы взяли пример с развитых стран Европы и мира и начали вводить еще и летнее время. Большая ошибка была сделана в прошлом году, когда, уже объявив, что больше стрелки часов не будут туда-сюда переводиться, все-таки перешли на летнее время, то есть добавили еще час. И в таком виде время осталось зафиксированным на территории страны. Этого не нужно было делать, потому что понятия зимнего времени в законодательстве не существовало. Было понятие летнего времени: мы временно на летние месяцы переводили стрелки на час вперед, а зимнее — это и есть наше обычное время. В результате в общей сложности мы оторвались от астрономического — поясного — времени на два часа, и эти два часа людям надо вернуть.

— Ваши доводы очень убедительны, почему же их не услышали в правительстве, когда принимали решение?
— Нынешнее «медведевское» время удобно только для энергосбытовых компаний: им надо, чтобы мы быстрее выключили свет вечером, быстрее легли спать, чтобы они могли начать транспортировать электроэнергию на Запад, в энергосети Западной Европы, получая таким образом прибыль. Они и лоббировали принятие такого решения.

— А по какому времени живет Европа?
— Путаница со временем происходит не только у нас, но и в Европе тоже. Вот сейчас лондонское время отличается от гринвичского, хотя, как известно, гринвичский нулевой меридиан проходит в Лондоне. Дело в том, что в Британии перед летом передвигают стрелки на час, поэтому есть гринвичское время, лондонское, среднеевропейское, восточноевропейское и т. д., и в разные месяцы оно — разное. Это страшно неудобно для историков, хронологов, астрономов. Лучше, если бы человечество пришло к какому-то единому знаменателю. Даже для наших оппонентов — астрологов это неудобно, потому что, когда они составляют гороскопы, им важна каждая минута. Хотя я считаю, что астрология — это профанация, но, как ни странно, она помогает восстанавливать историю перевода стрелок, потому что для астрологов это существенно.

Надо прибавить два часа

— А какое время показывают трое часов на вашем столе?
— Сегодня астроном вынужден на своем рабочем столе иметь сразу несколько часов. Удобно использовать шахматные часы, только тикающие не по очереди, а идущие одновременно, потому что приходится иметь дело и со всемирным временем, отсчет которого ведется от гринвичского меридиана, и с тем, которое установлено на данной территории. Вот, к примеру, настоящее поясное время Петербурга — гринвичское плюс два часа, потому что через наш город, точнее, через Кронштадт и Лисий Нос проходит 30-й градус. А то время, по которому мы сейчас живем, это — плюс не два, а четыре часа. Кстати, Москва находится на 2 часа 30 мин. и 17 секунд восточнее Гринвича, и поэтому она оказывается на границе часовых поясов. Вот почему удобнее, если бы Петербург был столицей страны, — у него разница с Гринвичем составляет ровно два часа, и это для расчетов удобнее. А так получается, что и питерцы, и смоленцы, и псковичи, живущие к западу от Москвы, и все Поволжье, находящееся восточнее столицы, не отличаются по времени от Москвы, а на самом деле они находятся в разных часовых поясах.

Но вопрос часовых поясов — второстепенный, главное, чтобы разница между установленным на данной территории временем и реальным астрономическим временем не превышала получаса, ну в крайнем случае часа, иначе начинается десинхронизация нашего организма с природными циклами, и как следствие — гормональные сдвиги, неприятности для детей и ослабленных людей. Это доказано. Чтобы вернуться к правильному времени, нам надо два года подряд осенью прибавлять по часу, то есть дважды переводить часы на час назад. Тогда к 2013 году мы наконец-то вернемся к нормальному времени. Люди должны жить в согласии с природой. Полного согласия, конечно, не может быть, потому что у нас огромная страна, но надо стремиться к минимальному расхождению.

То, чему нет определения

Много лет при Пулковской обсерватории существовала служба времени, которая занималась его хранением, а также определением точного времени с помощью астрономических наблюдений. Хранить время — значит как можно более точно измерять, отсчитывать, исчислять его. Здесь можно употребить любой из этих синонимов. Хранят время с помощью часов. В обсерватории существует музей, в котором собраны самые разные часы, начиная от маятниковых и заканчивая атомными.

Мы поговорили о времени еще и с помощником директора Пулковской обсерватории Александром ПОПОВЫМ.

— Наивный вопрос: что такое время?
— Время — это одна из важнейших мер движения материи, понятие во многом загадочное и в философском смысле, и в физическом, поэтому точного обозначения и определения дать ему, к сожалению, пока нельзя. Мы живем по солнечному времени, которое определяется вращением Земли вокруг своей оси.

Астрономы определяют время, наблюдая за звездами. Представьте, что у вас есть телескоп, вы направили его точно на юг, посмотрели на часы и засекли прохождение такой-то звезды через небесный меридиан. На следующий день в то же время вы опять будете наблюдать кульминацию этой звезды (прохождение ее через небесный меридиан). Интервал между двумя кульминациями — это и есть звездные сутки. Мы не можем дать точного определения времени, но мы можем его измерять. В основе большинства способов измерения лежат периодические процессы, именно этот принцип положен в основу любых часов. Человечество на протяжении многих веков изобретало все новые приборы измерения времени, стараясь добиться большей их точности.

Вот, например, часы мастера Эриксона, созданные в XIX веке. Они отличались тем, что в них была применена техническая новинка. Подвес маятника сделан из специального сплава, который почти не подвергается каким-либо температурным изменениям, а в самом теле маятника налита ртуть, чтобы если вдруг в результате изменения температуры длина подвеса маятника изменится, то центр тяжести ртути переместится, и таким образом точность часов останется неизменной. Каждое поколение часов обладает большей точностью, и все-таки абсолютной точности измерения времени пока не достигнуто.

Последнее слово — водородные часы

— Есть часы маятниковые, механические, атомные, кварцевые. А какие самые современные, так сказать, последнее слово?
— Сейчас в качестве стандарта используются водородные часы, они дают погрешность даже не в наносекунды, а в доли фемтосекунды (порядка 10 -16 секунд за секунду). Чтобы их обслуживать, необходимо организовать службу с соответствующим штатом. Водородные считаются самыми надежными и точными часами в мире, и с гордостью могу сказать, что изготовлены они в нашем отечестве и находятся в Государственной службе времени, один из филиалов которой расположен в городе Менделееве под Москвой.

— Когда по радио раздаются сигналы точного времени, они поступают из этой службы?
— Да, сейчас бытовой сигнал точного времени — шесть пикающих звуков, последний из которых более продолжительный, передается из специальной службы времени. А первый подобный сигнал был передан в 1920 году отсюда, из Пулковской обсерватории. Точное время хранилось тогда часами мастера Дента, которые сейчас демонстрируются в нашем музее.

Сколько живет бозон Хиггса?

— Зачем нужны сверхточные часы?
— Есть некоторые вещи, которые определяют безопасность страны, к ним относятся и стандарты времени. Поэтому ими занимаются в первую очередь военные. Например, сейчас продолжают использоваться кроме суперсовременных приборов измерения времени механические часы Федченко. И хотя время подобных механизмов вроде бы прошло, но от часов Федченко не отказываются. Это вершина конструкторской мысли своего времени. Они гарантируют точность хода: секунда за десять лет. Потрясающая точность! Такие часы находятся в эксплуатации и в специализированных учреждениях, например в метро, где нужно независимое хранение времени.

Зачем еще нужно сверхточное время? Полеты человека в космос и некоторые современные технологические процессы просто не могут осуществляться без него. Вы, наверное, слышали про большой адронный коллайдер? Элементарная частица, которую искали с его помощью — бозон Хиггса, — это недолгоживущая частица, она существует буквально крошечные доли секунды. Как определить, сколько времени она прожила? С помощью чего? Не с помощью же наручных часов. Разумеется, здесь нужны другие измерители времени.

— В фантастических романах часто рассказывается, что время в космосе идет медленнее, чем на Земле. Есть какие-то научные данные, подтверждающие или опровергающие это?
— Я сам в космос еще не летал, поэтому ничего о том, как там идет время, сказать не могу. Но есть такая теория, скорее шуточная, что человек, который живет на верхних этажах, скажем на десятом, будет быстрее стареть, чем тот, кто живет на первом. Потому что тот, первый, — дальше от центра вращения Земли и, значит, время для него течет быстрее, чем внизу, где центр вращения Земли ближе. Конечно, расстояние от первого до десятого этажа с точки зрения размеров Земли ничтожное, поэтому проверить эту теорию на практике нельзя.

Фото автора