Персонажи поэмы одиссея. Одиссея. Античные схолии к Одиссее

Год написания: VIII век до н.э.

Жанр произведения: поэма

Главные герои: Одиссей – царь, Телемах – сын, Афина – богиня.

Сюжет

Одиссей ушел на войну в Трою и вот уже больше десяти лет не может вернуться домой. На родном острове Итаке считают, что царь погиб. Вельможи побуждают царицу Пенелопу выйти замуж для создания новой власти. Молодой сын Одиссея Телемах получил от Афины совет – разведать, жив ли отец. Если да, то женихам матери дать отпор, если нет, то организовать бракосочетание как можно быстро. Дядя Нестор ничего не знает. А вот в Спарте Менелай рассказывает юноше, что Одиссей жив и находится в плену у нимфы Калипсо. Афина заступается за пленника, и Зевс отпускает его. Он плыл на плоту семнадцать дней и попал в бурю. Но добрая нимфа и Афина спасают героя. Одиссей оказывается на феакской земле. Там он рассказывает о девяти приключениях. Наутро феакский корабль доставил его на остров. Там Афина сделала героя нищим стариком. А вот к сыну он явился в храбром виде. Замаскированный Одиссей является к царице и убивает всех женихов. Пенелопа увидела мужа, таким, как раньше. Афина делает их союз еще сильнее.

Вывод (мое мнение)

Одиссей прогневил богов своей гордостью и самолюбием. Таким образом, возмездие было справедливым. Так что, поэма учит знать свое место, не идя на поводу у гордости. Изменив ход мыслей реально вернуть утраченный авторитет.


Очередной фрагмент статьи профессора Тахо-Годи, написанной в виде вступления к изданию книг Гомера «Илиада» и «Одиссея». В отрывке показана роль богов в мифологии, в Троянской войне и жизни главных персонажей, героев книг Гомера. Начало статьи .

Роль богов и героев в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Правда, героям гомеровских поэм помогают олимпийские боги, ибо Олимп и земля живут в единении. В поэмах Гомера в мифологическом виде мир предстает как единая родовая община во главе с Зевсом.

Ведь поколения героев ведут свой род от Зевса (недаром он именуется у Гомера «отцом людей и богов») или его родичей, поэтому боги озабочены судьбой героев, а смертные люди со вздохами и мольбами обращаются к своим бессмертным покровителям. Так, богиня мудрости и войны Афина побуждает к решительным действиям воина Диомеда. Она стоит рядом с ним на колеснице и бросает его против ненавистных ей богов - Ареса и Афродиты. Гера и Афина спасают Ахилла от разгневанных волн Скамандра, посылая на помощь огонь Гефеста. Сам бог-кузнец по просьбе Фетиды выковывает Ахиллу великолепные доспехи. Чтобы помочь ахейцам, Гера, супруга Зевса, хитроумно усыпляет своего мужа на горе Иде. Аполлон помогает Гектору сразить Патрокла. По решению олимпийцев бог Гермес сопровождает Приама в стан Ахилла.

В «Одиссее» мудрая богиня Афина и мудрый герой Одиссей - неразлучны. Богиня незаметно следит за ним и всегда вовремя попадается ему на пути - и на острове феаков, принимая образ прекрасной девы, и на Итаке в виде юного пастуха. Она помогает Одиссею и Телемаку спрятать оружие; она наблюдает за побоищем женихов, обратившись в ласточку и сидя на потолочной балке; она устанавливает мир на Итаке. И это она, многомудрая дочь Зевса, на совете богов решительно вступается за Одиссея.

Боги «вкладывают» в сердце человека печаль, «вбрасывают» в него мысль, «вынимают» у него разум, «отнимают» страх, так что множество психических актов представлены у Гомера веществспно-физически. Иной раз зависимость поступка человека от воли божества рисуется поэтом удивительно зримо. Так, в I песне «Илиады» в сцене ссоры Ахилла и Агамемнона разгневанный Ахилл уже готов вытащить меч из ножен и напасть на противника, но в этот момент стоящая за спиной героя богиня Афина сильно дергает его за русые кудри и он мгновенно меняет свое намерение.

Но эта непосредственная связь с божеством отнюдь не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками жизнь. Более того, в ряде случаев даже боги колеблются, принимая важное решение, так как им неведомо слово судьбы, от которой зависят и смертные и бессмертные. Тогда Зевс достает золотые весы и на них взвешивает жребии героев, как это происходит, например, перед поединком Ахилла и Гектора. Чаша весов с жребием Гектора склоняется к Аиду, т. е. к смерти. Таким образом участь его становится известной Зевсу - Гектор должен погибнуть, а богиня Афина готова прийти на помощь Ахиллу, получив на это милостивое соизволение Зевса. «Священные весы Зевса», т. е. решение Зевса, вспоминается Гектору, когда он в битве поворачивает вспять от Патрокла. Но это временное отступление, так как Патрокла боги уже призвали к смерти и он вскоре будет убит Гектором.

Иной раз самостоятельность человека вселяет страх в богов. Поэтому, когда боги советуются о будущности Одиссея, Зевс произносит примечательные слова о том, что люди напрасно во всем обвиняют богов. Люди сами на себя навлекают несчастья, поступая вопреки судьбе. Именно на этом основании олимпийцы прекращают скитания Одиссея и помогают ему вернуться домой. Иначе они не могут поступить, так как Одиссей, проявляя свою независимость, тогда сам, против воли богов, вернется на Итаку.

Отчаянная храбрость героев Гомера рисуется в «Илиаде». Диомед ранит своим копьем богиню Афродиту и бога Ареса. В ярости Диомед бросается на троянца Энея, хотя знает, что за ним стоит сам могучий бог Аполлон. Диомед не страшится даже его и трижды ударяет копьем в щит, которым божество прикрывает Энея. Только в четвертый раз, когда Диомед, сам похожий на бога, устремился к цели, дальновержец Аполлон загремел страшным голосом, приказывая герою образумиться, не равняться с богами и немедленно отступить.

В «Одиссее», в сцене морской бури, когда плот Одиссея разбит, герой борется за свою жизнь, вступает в поединок не столько с бушующими волнами, сколько с самим богом морской стихии Посейдоном. Одиссей настолько силен, что Посейдону не стыдно с ним тягаться и он считает этого героя своим личным врагом.

Героев Гомера отличает особое, исполненное творческой радости, отношение к жизни. Ни война, ни бесчисленные смерти не могут поколебать в них желания насладиться дружеской беседой, прекрасной песнью, вкусной едой, роскошным одеянием, великолепным оружием. И вся эта красота зависит от человека, делается с помощью его рук, одинаково умелых и в ремесле, и в искусстве, причем наставниками людей зачастую являются боги, такие, как кузнец Гефест или знаменитая в ткацком мастерстве Афина, и даже нежная нимфа Калипсо, ткацкий станок которой стоит среди деревьев на лужайке, покрытой фиалками.

Ахилл (Ахиллес) - главный герой поэмы, суровый и неумолимый воин. В ответ на оскорбление, которое нанес ему Агамемнон, верховный вождь и предводитель войска ахейцев, в течение 10 лет осаждавших Трою, А. отказывается от участия в войне. Из-за этого ахейцы терпят одно поражение за другим. Но когда вождь троянцев Гектор убивает друга А. Патрокла, А. забывает о своей обиде и примиряется с Агамемноном. Могучий А., которому покровительствует богиня Афина, показывает на поле боя чудеса храбрости и убивает в поединке Гектора, смерть которого знаменует окончательное поражение троянцев. Образ А. носит типичные черты мифологического эпического героя, мужественного воителя, в системе ценностей которого самое главное - воинская честь. Гордый, вспыльчивый и самолюбивый, он участвует в войне не столько ради того, чтобы вернуть царю Спарты Менелаю его жену Елену, похищенную Парисом (это и стало поводом войны с Троей), сколько ради прославления своего имени. А. жаждет все новых и новых подвигов, которые упрочат его славу непобедимого ратника. Смысл своей жизни он видит в том, чтобы постоянно рисковать жизнью. А. презирает спокойную жизнь у домашнего очага и предпочитает безмятежной старости смерть в бою.

Гектор - сын Приама, предводитель троянского войска. Как и Ахилл, Г. во всех своих поступках руководствуется воинской честью, но если Ахилл ценит ее ради нее самой, то Г., блюдя свою честь, в то же время сознает, что несет ответственность перед своим народом, интересы которого он должен защищать. Гомер показывает, как в душе Г. борются два стремления: избежать поражения в войне и сохранить незапятнанной свою репутацию храброго воина и героя. В силу этого образ Г. сложнее, чем образ его главного противника, Ахилла. Поведение Г. часто бывает противоречивым, поскольку мотивами его поступков выступает то жажда славы (что типично для эпического героя), то понимание долга перед отчизной и народом, которым он, как сын царя и вождь, не вправе жертвовать в погоне за репутацией непобедимого воина и храбреца. Отвергая совет опытного военачальника Полидама, который, ссылаясь на дурное предзнаменование, отговаривает Г. от нападения на лагерь ахейцев, Г. заявляет: «Знамение лучше всех - за отечество храбро сражаться». Однако, когда Гектора уговаривают вернуться в Трою, не оставаться на поле брани и уклониться от поединка с Ахиллом, Г. поступает не как мудрый осторожный вождь, а как воин, которым движет честолюбие и страсть. Гордость не позволяет ему искать защиты за укрепленными стенами города. Даже предчувствуя свою гибель, которая, как он прекрасно понимает, неизбежно повлечет за собой падение и разграбление Трои, Г. пренебрегает интересами страны и вступает в роковое для него единоборство с Ахиллом. И все же перед своей кончиной Г. признается в том, что поступил необдуманно: «Гражданин самый последний может сказать в Илионе: Гектор народ погубил, на свою понадеявшись силу!»



Одиссей (в римской традиции Улисс - царь Итаки, главный герой поэмы Гомера «Одиссея» и один из второстепенных персонажей «Илиады»), Мужество О. сочетается с хитроумием и рассудительностью. О. и сам считает хитрость основной чертой своего характера: «Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих Хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный». Отец Антиклеи, матери О., - Автолик, «великий клятвопреступник и вор», был сыном Гермеса, бога, который славился ловкостью и изобретательностью. Таким образом, хитроумие - наследственная черта О. Однако не только природная смекалка, но и богатый жизненный опыт помогает О. в его многолетних скитаниях. Благодаря своей изворотливости и умению обмануть противника О. удается справиться с ужасным людоедом-циклопом Полифемом, а затем с волшебницей Цирцеей, которая с помощью чудесного зелья превращает его спутников в свиней. Гомер постоянно подчеркивает, что не только храбрость и физическая сила, а мудрость нередко выручает его героя. Среди многочисленных персонажей «Одиссеи» и «Илиады» О. - наиболее яркая фигура. Не случайно к этому образу обращались в своем творчестве многие писатели и поэты (Лопе де Вега, Кальдерон, И. Пиндемонте, Я. В. Княжнин, Л. Фейхтвангер, Д. Джойс и др.). По сравнению с остальными героями (как Гектор, Ахилл, Агамемнон, Парис и др.), характеры которых определяются какой-либо одной характерной чертой, О. - фигура многогранная. Мужество, в недостатке которого его нельзя упрекнуть, соседствует с разумной практичностью, умением обратить себе на пользу самые неблагоприятные обстоятельства. О. чуждо упрямое высокомерие тех героев-воинов, чей героизм целиком заключен в действии и которые презирают рассудительность и осторожность, отождествляя их с трусостью. Оружие О. не только меч, но и слово, и с его помощью он нередко одерживает блестящие победы. Удивительные приключения, которые довелось испытать О., служат Гомеру лишь своего рода фоном, для того чтобы показать, как сильно его герой тоскует по родной Итаке. Никакие силы не способны вырвать из души О. память об отчизне, и в этом величие его образа.

Именно это произведение признано одним из величайших в истории всех времен и оказало сильное влияние на последующую европейскую литературу.

О поэме Гомера «Одиссея»

Жанр «Одиссеи» – эпос. Произведение является второй из двух эпических поэм (первая часть – «Илиада»), и считается вторым существующим произведением западной литературы.

Гомер (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея». Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов - отрывки из Гомера.

Существуют версии, что это произведение было написано кем-то из учеников Гомера и возникло на основании поэтических легенд разных периодов: от микенской эпохи до VII века до н. э. Но вероятно, этот литературный шедевр написал Гомер ближе к концу 8-го века до н. э., примерно в 725 году до н. э.

Так же как и «Илиада», поэма была явно составлена в устной форме и, вероятно, предназначалась скорее для пения в сопровождении простого струнного инструмента, чем для чтения. Эпос написан на гомеровском греческом языке (архаичная версия ионического греческого языка, с примесями некоторых других диалектов, таких как эолийский).

Композиция: эпос содержит 12 110 строк стиха, разделенного на 24 книги.

Стих посвящен греческому герою Одиссею (или Улиссу, как называют его римские мифы) и его долгому путешествию домой на Итаку после победы над Троей.

Прочитав пересказ, можно сделать запись в читательском дневнике.

Эпическая поэма начинается через десять лет после захвата Трои. Во дворец на острове Итака (родина главного героя) прибыла большая группа женихов, которые поселились во дворе Пенелопы (жена Одиссея).

«Пенелопа и женихи», худ. Д.У. Уотерхаус

Однако Пенелопа не хочет вступать в повторный брак и заставляет всех ждать, пока ее сын Телемах ищет веские причины изгнать из дома нежданных гостей. Все это время Антиной (самый неприятный из женихов Пенелопы) пытается убить Телемаха.

Тем временем Одиссей, потерянный в Средиземном море, старается вернуться домой. Пойманный в ловушку на острове Огигия нимфой Калипсо, ключевой персонаж хочет вернуться к своей семье, но не имеет возможности, поскольку потерял свою команду и корабль. Боги Олимпа продолжают обсуждать, что они будут делать с главным персонажем.

Афина берет на себя инициативу помочь Телемаху. Богиня прибывает и убеждает осудить поклонников за их поведение и поехать в Пилос и Спарту. Там Телемах узнает, что отец все еще жив и пойман Калипсо. Пока Телемах готовится к возвращению, Антиной пробует реализовать план убийства.

Зевс решает спасти героя с острова и отправляет Гермеса убедить Калипсо отпустить его. После этого Одиссей отправляется в плавание домой, но вскоре снова терпит кораблекрушение из-за Посейдона. Главный герой ослепил сына Посейдона (циклопа Полифема) и тем самым разозлил Бога.

Афина решает спасти главного персонажа и приводит его на остров Схерия, где его находит Навсикая (принцесса Феаков). Ключевой персонаж объясняет королю и королеве Феаков кто он, и Феаки сразу же соглашаются помочь ему вернуться домой. Но взамен просят кратко рассказать всю историю путешествия.

Таким образом, ключевой персонаж описывает месяцы путешествий, которые привели на остров Калипсо, а затем в Схерию. Рассказ начинается с поездки в страну Пожирателей Лотоса, за которой следует путешествие и битва умов с Полифемом. Ключевой персонаж описывает время, проведенное с Цирцеей, их любовную связь, а также путешествие мимо сирен и их соблазнительные песни.

После, герой вспоминает о Кирке, волшебнице, которая держала в плену его спутников, превратив их в свиней. Продолжается рассказ о странствии в подземный мир, чтобы поговорить с пророком Тиресием и сражаться со Сциллой (морское чудовище, сожравшее шесть товарищей главного героя). Наконец, после того, как рассказ был завершен, герой возвращается на Итаку.

Когда ключевой персонаж впервые прибывает в Итаку, он разыскивает своего верного слугу и свинопаса Евмея. Они находят Телемаха и начинают заговор, с целью освобождения дворца и убийства женихов.

Странствующий герой прибывает во дворец как нищий и немедленно подвергается плохому обращению. Няня Эвриклея узнает его, но не сообщает об этом никому. Пенелопа также отмечает внешность нищего и считает, что это может быть ее давно потерянный муж.

«Возвращение Одиссея», худ. Николаев Н.Г.

Однако Пенелопа не уверена, поэтому решает устроить соревнования по стрельбе из лука, победителю которых будет разрешено жениться на ней. Тот, кто сможет натянуть лук и выстрелить через двенадцать топоров, будет объявлен победителем. Только Одиссей мог сделать это. Все поклонники терпят неудачу. Затем главный герой нацеливает лук на поклонников и убивает каждого.

Наконец, главный персонаж раскрывает свою личность и воссоединяется со своей семьей. После этого прибывает Афина, и мир возвращается на остров ожиданий – Итаку.

Характеристика главного героя

Характер главного персонажа воплощает многие идеалы, к которым стремились древние греки: мужественная доблесть, верность, благочестие и разум. Его интеллект представляет собой смесь острого наблюдения, инстинкта и уличных умов, он быстрый, изобретательный лжец, но при этом чрезвычайно осторожный.

«Одиссей и Пенелопа», худ. И.Г. Тишбейн

Однако его также изображают очень человечным – персонаж совершает ошибки, попадает в сложные ситуации, теряет самообладание и часто впадает в слезы.

Одиссей — труженик. Менелай утверждал, что «никто из ахейцев не трудился так хорошо, как трудился Одиссей». Друг Еврилох говорил о нем так: «Ты твердый человек, Одиссей. Твоя сила огромная, твои конечности никогда не изнашиваются. Ты должно быть полностью сделан из железа».

Дело не только в силе, персонаж работает усерднее всех. Он никогда не просит своих людей делать то, что не в их силах. Это делает его хорошим лидером. Его сила и ум помогают ему противостоять всем, кто встречается на пути. И тем самым характер позволяет ему совершать все новые и новые подвиги.

Даже когда главный персонаж серьезно обижен, он не теряет хладнокровия. Запертый в пещере Полифема, он достаточно быстро и уверенно сказал: «Никто – мое имя. Мой отец и мать называют меня Никто, как и все остальные, которые являются моими спутниками».

Хитрость ключевого героя является настолько важной характеристикой, что составляет часть его имени : «хитрый и коварный Одиссей».

Но главный герой не только сильный и умный, он также добрый и чувствительный. Автор описывает это так: «Знаменитый певец спел свою сказку, Одиссей растаял, и из-под его глаз текли слезы, заливая его щеки. Как женщина плачет, лежа над телом своего дорогого мужа, который сражался за свой город и людей, пытаясь отбить безжалостный день от города и детей; она видит, как он умирает, задыхается, и, обвиваясь своим телом, она плачет высоко и пронзительно, в то время как мужчины позади нее, ударяя ее копьями по спине и плечам, заставляют ее подняться и уводят ее в рабство».

Хотя герой сильный, умный, добрый и храбрый – он не идеален. У него есть один главный недостаток: гордость. Как только команда смогла сбежать от Полифема, ключевой персонаж в конечном итоге раскрыл свое настоящее имя, насмехаясь над Полифемом.

Но, несмотря на небольшой недостаток, главный герой является примером для наследования и прообразом многих литературных героев.

Анализ произведения

Существуют интересные параллели между многими элементами «Одиссеи» и гораздо более древними шумерскими легендами в «Эпосе о Гильгамеше». Сегодня слово «одиссея» используется в английском языке для обозначения любого эпического путешествия или продолжительного странствия.

«Одиссей и сирены», худ. Г.Д. Дрейпер

Гомер часто использует эпитеты для предоставления подробных сведений о персонаже, таких как Афина — «Дочь светлоокая Зевса Афина» и Менелай — «рыжеволосый капитан». Эти эпитеты, а также повторяющиеся предыстории и более длинные эпические сравнения – обычные приемы устной традиции, призванные напомнить аудитории важную справочную информацию.

По сравнению с «Илиадой», поэма имеет много разных сцен и гораздо более сложный сюжет. В ней используется современная идея (позже имитируемая многими другими авторами) о том, чтобы начать сюжет хронологически ближе к концу всей истории и описать предшествующие события с помощью воспоминаний, или рассказывая историю.

Главный герой представлен во многих ролях: муж, отец и сын, капитан армии, матрос, рассказчик, оборванный нищий, любовник и т. д.

Телемах, сын ключевого персонажа, показывает некоторый рост и развитие от пассивного мальчика к мужчине доблести и действия, уважающему богов и преданному матери и отцу. Первые четыре книги часто называют «Телематией», поскольку в них описано путешествие Телемаха. А уже пятая книга начинает повествование о том, как странствовал Одиссей.

Все путешествие главного героя представлено как путь на карте ниже.

Гомер изображает богов и различных божественных существ как дефектных персонажей, склонных к ревности, насилию и полетам фантазии. Боги регулярно вовлекают себя в жизнь таких греческих героев, как Одиссей, которому мстительный Посейдон не дает возможности вернуться домой, его держит в плену нимфа Калипсо, а защищает только мудрая Афина.

Тема поэмы

Главные темы в поэме особенно важны, потому что они служат для формирования моральной и этической конституции большинства персонажей. Читатель узнает о героях произведения через темы.

Чем сложнее персонаж, тем больше он затрагивает эти основные темы. Поэтому самый сложный герой, Одиссей, соответствующим образом воплощает каждую из тем в той или иной степени.

«Одиссей и Телемах», худ. Thomas Degeorge

«Одиссея» затрагивает огромное количество тем, таких как:

  • возвращение на родину;
  • месть;
  • восстановление порядка;
  • гостеприимство;
  • уважение к богам;
  • порядок и судьба.

Но, возможно, самая главная из них – верность. Самым ярким примером верности в эпосе является, конечно, Пенелопа, которая добросовестно 20 лет ждала Одиссея. Другой пример – Телемах, который поддерживает своего отца в борьбе против женихов.

Старая медсестра Эвриклея остается верной Пенелопе и ее отсутствующему хозяину. Евмей, свинопас и пастух, является образцом преданности своему хозяину и его владениям.

Эта проблема, однако, может быть сложной, потому что многие люди, от которых ключевой персонаж ожидает верности, на самом деле являются его собственностью. Даже супруга Пенелопа буквально принадлежит мужу.

Гостеприимство — другая важная тема. Гостеприимство или его отсутствие влияет на героя на протяжении всего эпоса, и читатель может судить о вежливости по степени предложенного гостеприимства. Итака была захвачена толпой женихов, которые грубо воспользовались давней традицией радушия острова. Телемаху и Пенелопе не хватает сил, чтобы выселить их.

В своих странствиях ключевой персонаж получает впечатляющую помощь от феаков и, вначале, от Эола. А с другой стороны, сирены – сладко звучащие хозяева смерти и циклоп (Полифей), которые совсем неблагосклонны к персонажу.

Тема отмщения. Посейдон и Одиссей являются наиболее заметными представителями темы мести. Морской бог пытается отомстить главному герою за слепоту сына. А месть ключевого героя была направлена на женихов и неверных слуг. При возвращении домой, персонаж демонстрирует впечатляющую терпимость и самообладание, откладывая нанесение ответного удара.

Но потом Одиссей убивает лидера женихов, Антиноя, стрелой в горло; затем он убивает гладко говорящего Евримаха, другого ведущего жениха, выстрелом в печень. Мелантий и Меланто умирают после убийства женихов.

Один из часто задаваемых вопросов о литературном произведении – растут или развиваются главные герои по мере развития сюжета.

Тема духовного роста является центральной для эпоса, особенно в том, что касается Телемаха и Одиссея.

Рост ключевого персонажа менее линейный, чем у сына. Он уже был настоящим человеком, когда уехал на Троянскую войну 20 лет назад. Его испытания больше связаны с очищением духа, изменением в суждениях, которые делают его лучшим королем.

Когда его уже встречает родное царство Итака, Одиссей ведет себя более благоразумно. Он замаскирован, чтобы получить информацию о враге и узнать, кому можно доверять. К концу эпоса главный герой кажется более мудрым, более проницательным лидером по сравнению с началом поэмы.

Хронологические рамки

Герой возвращался домой 10 лет, но поэма описывает только последние 40 суток.

Путешествие из Трои в царство Итаку занимает десять лет – столько же, сколько длилась сама Троянская война.

Необычайная длительность возвращения Одиссея обусловлена многочисленными антагонистами, включая бога Посейдона, многих мифических существ, с которыми он сталкивается, и часто жадных и ленивых членов команды.

История поэмы

Ко второму веку до нашей эры редакторы эпосов подняли то, что сейчас называется «гомеровским вопросом». Речь идет об авторстве, происхождении и способах составления произведений «Одиссея» и «Илиады». Различия были отмечены в стилях и языке поэм.

На протяжении многих лет некоторые критики жаловались на то, что сюжеты и темы слишком разнообразны для одного автора. Некоторые ученые даже предполагают, что произведения были созданы группой писателей.

Несмотря на различия, поэмы имеют много общих характеристик, например то, что оба произведения начинаются с обращения к музе. Основываясь на этом, большинство ранних греков не сомневались, что когда-то был один человек по имени Гомер, которому они приписывали авторство стихов «Илиада», «Одиссея» и «Гомеровские гимны», посвященные древнегреческим богам.

Хотя приблизительно семь различных городов утверждали, что были местом рождения автора, многие думали, что Гомер, возможно, прибыл с острова Хиос у западного побережья Малой Азии.

Влияние на культуру Европы

Образы гомеровских героев стали образцами поведения человека: как необходимо находить свое место в мире, как следует служить родине, и тому подобное. Некоторые жизненные ситуации приобрели символическое значение.

Однако восприятие творчества Гомера не всегда было однозначно одобрительным. Так, философы Ксенофонт и Платон обвиняли Гомера в том, что он якобы привил грекам не совсем верные представления о богах.

«Улисс [Одиссей] насмехается над Полифемом», худ. Дж. Тернер

Но, несмотря на все замечания, поэмы Гомера считаются настоящей сокровищницей различных знаний, прежде всего исторических и географических. В жанре эпоса «Илиада» и «Одиссея» оставляют образцами лучших поэтических произведений вот уже более 3000 лет. Гомера считают самым популярным автором даже сегодня.

Став эталоном для любой поэмы античности, героический эпос Гомера стал одновременно толчком для дальнейшего развития художественной литературы в целом. Так, римский поэт Вергилий, искренне стремился достичь уровня гомеровского эпоса.

В 18 веке поэма признается непревзойденным образцом художественного слова, а Гомер гением. С тех пор произведения автора имеют огромное влияние на мировую художественную литературу.

Творчество Гомера вдохновляло не только писателей на создание новых произведений, но и художников (например, Дж. Тернер «Одиссей и Полифем», П. Рубенс «Суд Париса» и многие другие), и скульпторов, а впоследствии и кинематографистов.

Введение

    1 Поэма
      1.1 Первая строфа 1.2 Содержание поэмы 1.3 Хронологические рамки 1.4 Структура поэмы 1.5 Компоненты «Одиссеи»
    2 Главный герой
      2.1 Параллели в других культурах
    3 Список персонажей «Одиссеи»
      3.1 Спутники Одиссея 3.2 Обитатели островов на пути следования Одиссея
        3.2.1 Тени умерших, с которыми общается Одиссей в Аиде
      3.3 Жители Итаки
        3.3.1 Домочадцы Одиссея 3.3.2 Женихи Пенелопы
      3.4 Боги 3.5 Обитатели островов на пути следования Телемаха
    4 История и язык поэмы
      4.1 Влияние на европейскую литературу 4.2 Переводы на русский язык 4.3 Зависимые произведения
    5 Литература
      5.1 Переводы 5.2 Исследования 5.3 Античные схолии к Одиссее

Примечания

Введение

Алфавит" href="/text/category/alfavit/" rel="bookmark">алфавита и обозначил каждую песнь буквами греческого алфавита (заглавными - «Илиаду», строчными- «Одиссею»)

1.1. Первая строфа

disc">1-я песнь. Начало повествования в «Одиссее» отнесено к 10-му году после падения Трои. Одиссей томится на острове Огигии, насильно удерживаемый нимфой Калипсо; в это время на Итаке за его жену Пенелопу сватаются многочисленные женихи, пирующие в его доме и расточающие его богатства. По решению совета богов, покровительствующая Одиссею Афина направляется в Итаку и побуждает юного одиссеева сына Телемаха отправиться в Пилос и Спарту расспросить о судьбе отца. 2-я песнь. С помощью Афины Телемах (тщетно пытавшийся удалить из своего дома женихов) тайно уезжает из Итаки в Пилос. 3-я песнь. Престарелый царь Пилоса Нестор сообщает Телемаху сведения о некоторых ахейских вождях, но за дальнейшими справками направляет его в Спарту к Менелаю. 4-я песнь. Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей находится в плену у Калипсо. Меж тем женихи, испуганные отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути. 5-я песнь. С V книги начинается новая линия ведения рассказа: боги посылают Гермеса к Калипсо с приказом отпустить Одиссея, который на плоту пускается по морю. Спасшись чудом от бури, поднятой враждебным ему Посейдоном, Одиссей выплывает на берег острова Схарии, где живёт счастливый народ - феаки, мореплаватели со сказочно быстроходными кораблями. 6-я песнь. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью царя феаков Алкиноя. 7-я песнь. Алкиной принимает странника в своем роскошном дворце. 8-я песнь. Алкиной устраивает в честь странника пир и игры. На играх слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея.

disc">9-я песнь. Одиссей наконец открывает свое имя и рассказывает о своих приключениях. Рассказы («апологи») Одиссея: Одиссей посетил страну лотофагов, питающихся лотосом, где всякий, вкусивший лотоса, забывает о родине; великан-людоед , циклоп Полифем, сожрал в своей пещере нескольких товарищей Одиссея, но Одиссей опоил и ослепил циклопа и спасся с прочими товарищами из пещеры под шерстью баранов; за это Полифем призвал на Одиссея гнев своего отца Посейдона. 10-я песнь. Одиссей продолжает рассказывать свои приключения. Прибытие на остров Эолию. Бог ветров Эол благосклонно вручил Одиссею мех с завязанными в нём ветрами, но уже недалеко от родины спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их к Эолову острову. Но раздраженный Эол повелевает Одиссею удалиться. Людоеды-лестригоны уничтожили все корабли Одиссея, кроме одного, который пристал к острову волшебницы Кирки, обратившей спутников Одиссея в свиней; преодолев чары с помощью Гермеса, Одиссей в течение года был мужем Кирки. 11-я песнь. Одиссей спускается в преисподнюю вопросить прорицателя Тиресия и беседует с тенями матери и умерших друзей. 12-я песнь. Затем Одиссей проплывает мимо Сирен, которые завлекают мореплавателей волшебным пением и губят их; проезжал между утесами, на которых обитают чудовища Сцилла и Харибда. На острове солнечного бога Гелиоса спутники Одиссея убили быков бога, и Зевс послал бурю, погубившую корабль Одиссея со всеми спутниками; Одиссей выплыл на остров Калипсо. 13-я песнь. Феаки, одарив Одиссея, отвозят его на родину, и разгневанный Посейдон обращает за это их корабль в утес. Превращенный Афиной в нищего старика, Одиссей отправляется к верному свинопасу Эвмею. 14-я песнь. Пребывание у Эвмея - жанровая идиллическая картинка. 15-я песнь. Возвращающийся из Спарты Телемах благополучно избегает засады женихов. 16-я песнь. Телемах встречается у Эвмея с Одиссеем, который открывается сыну. 17-я песнь. Одиссей возвращается в свой дом в виде нищего, подвергаясь оскорблениям со стороны женихов и слуг. 18-я песнь. Старик-Одиссей дерется с местным нищим Иром и подвергается дальнейшим издевательствам. 19-я песнь. Одиссей делает приготовления к мщению. Только старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге. 20-я песнь. Злые знамения удерживают женихов, намеревающихся погубить пришельца. 21-я песнь. Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через 12 колец. Нищий пришелец единственный выполняет задание Пенелопы. 22-я песнь. Одиссей убивает женихов, открывшись им, и казнит изменивших ему слуг. 23-я песнь. Пенелопа узнает наконец Одиссея, сообщающего ей известную лишь им двоим альковную тайну. 24-я песнь. Сценами прибытия душ женихов в преисподнюю, свидания Одиссея с его отцом Лаэртом и заключения мира между Одиссеем и родственниками убитых заканчивается поэма.

1.3. Хронологические рамки

DIV_ADBLOCK99">

В. Серов. Одиссей и Навсикая

Несмотря на то, что сама одиссея (то есть странствия) главного героя заняли 10 лет, все события в «Одиссее» происходят в течение 40 суток. Причем главными событиями наполнено всего 9 дней. Временные рамки произведения расширяются за счет многочисленных вставных новелл.

В поэме содержится ряд астрономических указаний, которые некоторые исследователи трактуют как позволяющие определить «точное время» путешествия. Так, согласно исследованиям ученых Национальной академии наук США Одиссей вернулся домой 16 апреля 1178 года до н. э., эта дата была определена благодаря множеству упоминаний положения небесных тел (Меркурий, Луна, Венера, созвездия Волопас и Плеяды).

1.4. Структура поэмы

Так же, как и в «Илиаде», композиция поэмы симметрична. Начало и конец поэмы посвящены эпизодам на Итаке, а композиционный центр отдан рассказу Одиссея о его странствиях, в которых главное место занимает спуск в Аид, непосредственно перекликающийся с «Илиадой» (беседа Одиссея с душами Ахилла и Агамемнона).

    Итака . Последние дни перед возвращением царя. Первые 4 песни поэмы, сосредотачивающие внимание на Телемахе, иногда обозначаются под названием «Телемахия», первоначально, возможно, самостоятельная поэма. Одиссей .
      5-я по 8-ю песни поэмы - последние дни из десятилетнего странствия перед возвращением Одиссея домой. «Апологи» - рассказы Одиссея о приключениях (с 9-й по 12-ю песнь). Некоторые исследователи[кто? ] считают, что история странствий сложилась из двух самостоятельных некогда циклов:
        Первый эпический цикл - рассказ о событиях в западном Средиземноморье, где героя преследовал бог Посейдон и держала в плену Калипсо.
          Центральная история пребывания героя в загробном царстве. Соединяет оба цикла. Т. н. «nekuia» - повествование о путешествии в мир мертвых (этот литературный термин применяется также к сходному путешествию Энея в «Энеиде». Часть катабасиса).
        Второй эпический цикл рассказывает о действиях в районе Чёрного моря, где гнев бога Гелиоса из-за убийства священных коров обрекает героя на скитания, а роль Калипсо выполняла Кирка. «Апологи» заканчиваются прибытием Одиссея на остров Калипсо (с отбытия Одиссея с этого же острова начинается 5-я песня - композиция закольцовывается, семь лет, прошедших у Калипсо, вычеркнуты).
    Итака . Окончательное прибытие мужа домой (13-23 песни) и возмездие.
      Последняя, 24-я песня (550 строк) некоторыми учёными считается более поздним добавлением к оригинальному тексту, сделанным кем-то другим.

1.5. Компоненты «Одиссеи»

«Одиссея» построена на достаточно архаическом материале. Главный герой - Одиссей, у этрусков Uthsta, лат. Ulixes - старинная, повидимому ещё догреческая фигура с несколько эллинизованным народной этимологией именем.

В поэме использованы широко распространенные фольклорные сюжеты:

    сюжет о муже, который после долгих странствий возвращается на родину неузнанным и попадает на свадьбу жены. Его опознают троекратным признакам (шрам, лук, конструкция кровати). сюжет о сыне, отправляющемся на поиски отца.

Почти все эпизоды странствий Одиссея имеют многочисленные сказочные параллели. Их сопоставление с родственными сказками показывает, что в поэме сказочный материал подвергся значительной переработке в рационалистическом направлении. Многие сказочные моменты сохранены лишь в рудиментарном виде. Сказка получает тенденцию превратиться в бытовую новеллу. Многие моменты, принадлежавшие в прежних вариантах развития сюжета к сверхъестественному миру, получают реалистически-описательную трактовку.

Форма рассказа от первого лица, которая используется для повествований о странствиях Одиссея - традиционна для этом жанра (ср. фольклор мореплавателей) и известна из египетской литературы начала 2-го тысячелетия (рассказ «потерпевшего кораблекрушение»). В рассказах, вложенных в уста Одиссея («апологах»), могли отложиться географические наблюдения ионийских мореплавателей. Но многочисленные попытки географической локализации странствий Одиссея не привели к однозначным и удовлетворительным результатам.

Одиссей как персонаж и приписываемые ему странствия могли быть придуманы не одновременно: многое в «Одиссее» может являться заимствованием из сказаний о других героях, например из цикла аргонавтов, на популярность которого указывается в самой «Одиссее». Во всяком случае, в тексте поэмы остались несглаженными многочисленные следы предшествующих разработок сюжета.

У исследователей распространена гипотеза Кирхгофа, что «Одиссея» является переработкой нескольких «малых эпосов» («Телемахия», «странствия», «возвращение Одиссея» и т. п.). Также правдоподобна гипотеза существования одной или нескольких «праодиссей», то есть поэм, которые содержали в себе сюжет полностью и легли в основу канонической «Одиссеи». «Унитарная» теория рассматривает поэму как целостное произведение единого автора, использовавшего многоразличные источники. Некоторые из «унитариев» поддерживают и традиционное представление о едином авторе «Илиады» и «Одиссеи» (Гомере), считая «Одиссею» лишь более поздним произведением Гомера.

2. Главный герой

Подробнее.

Хотя поэма - героическая, в образе главного героя героические черты - не главное. Они отступают на задний план по сравнению с такими качествами, как ум, хитрость, изобретательность и расчётливость. Основная черта Одиссея - непреодолимое желание вернуться домой, к семье.

Судя по обеим гомеровским поэмам, Одиссей - подлинно эпический герой и вместе с тем то, что называют «всесторонне развитой личностью» (?????????? ??????): храбрый воин и умный военачальник , опытный разведчик, первый в кулачном бою и беге атлет, отважный мореход, искусный плотник, охотник, торговец, рачительный хозяин, сказитель. Он любящий сын, супруг и отец, но он же и любовник коварно-прекрасных нимф Кирки и Калипсо. Образ Одиссея соткан из противоречий, гипербол и гротеска. В нём на первый план выделена текучесть человеческой природы, её способность к метаморфозам в вечном поиске все новых сторон бытия . Одиссею покровительствует мудрая и воинственная Афина, а сам он подчас напоминает морского бога Протея своей способностью легко менять свой облик. На протяжении десяти лет возвращения домой он предстаёт мореплавателем, разбойником, шаманом, вызывающим души мёртвых (сцены в Аиде), жертвой кораблекрушения, нищим стариком и т. д.

Чувствуется, что герой при этом как бы «раздваивается»: он искренне переживает гибель друзей, страдания, жаждет вернуться домой, но он и наслаждается игрою жизни, легко и искусно играет роли, предлагаемые ему обстоятельствами (человека по имени «Никто» в пещере Полифема, жителя Крита, обитателя острова Сира и пр.). В его личности и судьбе сплетаются неразрывно трагическое и комическое, высокие чувства (патриотизм, почтение к богам) и житейские прозаическое. Одиссей и ведет себя подчас не лучшим образом: он жадничает, откладывает себе лучший кусок на пиру, ждёт подарков даже от Полифема, проявляет жестокость к рабам, лжёт и изворачивается ради какой-нибудь выгоды. И все же общий баланс и симпатия - в пользу Одиссея - страдальца, патриота и неутомимого путешественника, воина, мудреца, первооткрывателя новых пространств и новых возможностей человека.

Мирча Элиаде придавал мифу об Одиссее исключительное значение, что видно из его следующих слов: «Одиссей для меня - первообраз не только человека современной эпохи, но и человека грядущего, поскольку он представляет собой тип гонимого странника. Его скитания - это путь к Центру, в Итаку, то есть путь к себе. Он - опытный мореплаватель, но судьба, а другими словами, инициатические испытания, из которых он должен выйти победителем, все время вынуждают его оттягивать возвращение к своим пенатам. Миф об Одиссее, я думаю, для нас очень важен. В каждом из нас есть что-то от Одиссея, когда мы ищем самих себя, надеемся дойти до цели и тогда уж точно вновь обрести родину, свой очаг, снова найти себя. Но, как в лабиринте, в каждых скитаниях существует риск заблудиться. Если же тебе удается выйти из лабиринта, добраться до своего очага, тогда ты становишься другим».

2.1. Параллели в других культурах

    Путешествие Гильгамеша Индуистский бог Рама Наль, один из персонажей «Махабхараты», царь, разлученный с женой. Синдбад-мореход, герой арабского средневекового фольклора. Кельтская одиссея - «Странствия Мэл Дуина» («Странствия Мэлдьюна»)

3. Список персонажей «Одиссеи»

disc"> Одиссей

    Псевдонимы Одиссея
      Никто (для Полифема) сын критянина Кастора, которому Афина придала вид старика (для свинопаса Эвмея) критянин Эфон, сын Девкалиона и брат Идоменея (для Пенелопы)

3.1. Спутники Одиссея

    Антиф, съеден Полифемом Элпенор, заснул пьяным на крыше дворца Кирки, упал и разбился Перимед Тримед Эврилох, родственник Одиссея (по схолиям - муж сестры), погиб вместе с кораблем во время бури, насланной Зевсом по просьбе Гелиоса

3.2. Обитатели островов на пути следования Одиссея

    Алкиной, царь феаков Антифат, царь лестригонов Арета, царица феаков Демодок, слепой аэд в доме Алкиноя Калипсо Навсикая, дочь Алкиноя Полифем, циклоп Кирка (у Жуковского Цирцея)

3.2.1. Тени умерших, с которыми общается Одиссей в Аиде

disc"> Агамемнон Антиклея, мать Одиссея Антиопа, мать Зета и Амфиона, Эпикаста, мать и жена Эдипа, большое количество других прославленных женщин Ахилл Аякс Теламонид Геракл (человеческая сущность - в то время, как божественная - на Олимпе) Элпенор, спутник Одиссея Патрокл Тиресий

3.3. Жители Итаки

    Ир, нищий Лаэрт Ментор Эвмей, свинопас

3.3.1. Домочадцы Одиссея

    Аргус, пес Одиссея Евринома, ключница Меланфий, раб, козий пастух Меланфо, рабыня, любовница Евримаха, жениха Пенелопа, жена Одиссея Телемах, сын Одиссея и Пенелопы Филойтий, коровник Эвриклея

3.3.2. Женихи Пенелопы

всего 116 человек, но по имени в поэме названы далеко не все

    Антиной Евримах Еврином, сын Антифа Леод, предсказатель Ктесипп
    Медонт, вестник Фемий, кифаред

3.4. Боги

    Афина
      Люди, чей образ принимает Афина:
        Ментор Мент, сын Анхиала, царь тафосцев Ифтима, сестра Пенелопы, посещающая её в виде призрака дочь морехода Диманта, подруга Навсикаи девушка, несущая воду, в городе феаков вестник царя феаков Алкиноя пастух на Итаке
    Гелиос Гермес Зевс Ино, дочь Кадма, морская богиня Посейдон Эол

3.5. Обитатели островов на пути следования Телемаха

    Елена - сын Нестора Феоклимен, прорицатель

4. История и язык поэмы

DIV_ADBLOCK100">

Считается, что пра-Илиады или пра-Одиссеи не было, однако перед созданием поэм существовал некий набор мифологических и героических сюжетов, песен, которые стали материалом для создателей гомеровских поэм. Кроме ранней греческой поэзии у Гомера встречаются отголоски минойской культуры, и даже связь с хеттской мифологией. Но главный материал для него - микенский период.

Язык «Илиады» и «Одиссеи» не соответствует ни одному региональному диалекту или какому-либо этапу развития греческого языка. По фонетическому облику язык Гомера ближе всего стоит к ионийскому диалекту, но демонстрирует множество архаических форм, которые напоминают о греческом языке микенской эпохи (известном благодаря табличкам с линеарным письмом В). Также часто встречаются флективные формы, никогда не употреблявшиеся одновременно в живом языке. Много элементов, свойственных эолийском диалекту, происхождение которых не выяснено.

4.1. Влияние на европейскую литературу

Средневековая Европа, в V в. потерявшая знание древнегреческого языка, с «Илиадой» и «Одиссеей» знакома не была. Лишь только после падения Константинополя, в конце XV в. византийские учёные познакомили ренессансную Италию с гомеровскими произведениями (первое издание «Одиссеи» в 1488 году).

В позднейшей судьбе гомеровских поэм «Одиссея» играла значительно меньшую роль, чем «Илиада», вокруг которой главным образом и разыгрывались литературные споры об эпической поэме. Неизвестная в средние века и оказавшая воздействие на европейскую литературу лишь через посредство «Энеиды» Вергилия (мотив нисхождения в преисподнюю), «Одиссея» вызвала заметный интерес в XV-XVI века. Ганс Сакс драматизировал её в своем «Странствии Улисса», а поскольку «чудесное» входило почти обязательной составной частью в европейскую поэму, сказочно-фантастическая сторона «Одиссеи» неоднократно использовалась поэтами этого времени (Боярдо, Ариосто, Спенсер), пока идеология католической реакции не отдала и здесь предпочтения христианскому чудесному элементу (merveilleux chretien).

Но, вообще говоря, нравоописательный («этический», по античной терминологии, в отличие от «патетической» «Илиады») характер «Одиссеи» сближал её в литературном сознании нового времени скорее с романом, чем с эпопеей. Сравнительная простота гомеровских нравов (например царевна Навсикая, стирающая белье), жанристско-идиллический интерес к простолюдину («божественный» свинопас Эвмей) и т. п. - эти «низменные» элементы (bassesse) делали «Одиссею» ещё менее приемлемой, чем «Илиада», для поэтики французского классицизма. Зато «естественность» и «невинность» нравов, изображенных в «Одиссее», вызвала восхищение теоретиков нарождающейся буржуазной литературы XVIII века (предшественником их является Фенелон как в теоретических работах, так и в моралистическом романе «Похождения Телемаха»), и материал «Одиссеи» был широко использован наряду с «Илиадой» для построения теории буржуазного эпоса (Гёте, Шиллер, Гумбольдт).

Переносное значение после этой поэмы приобрели имена собственные: одиссея, лотофаги, циклопы (латинская форма имени киклопов), Пенелопа, Цирцея (латинская форма имени Кирки), Телемах, Ментор, Сцилла и Харибда и проч.

4.2. Переводы на русский язык

Классическим переводом «Одиссеи» на русский стала работа В. А. Жуковского (1849), известны также переводы В. Вересаева (1953), (1948, Свердловский Университет).

Перевод Исраэля Шамира выполнен с перевода поэмы на английский язык Лоуренсом Аравийским. Этот современный перевод лишён архаизмов и написан не гекзаметром, а прозой..

4.3. Зависимые произведения

См. Одиссей#Образ в искусстве

5. Литература

5.1. Переводы

    Одиссея. Героическое творение Омира. Переведена с еллиногреческого языка [прозой П. Е. Екимовым]. Ч. 1-2. М., 1788. Одиссея. / Пер. [прозой] И. Мартынова. В 4 ч. СПб., 1826-1828. Гомер . Одиссея. / Пер. П. А. Шуйского. Свердловск, 19стр. 1000 экз. Гомер . Одиссея. / Пер. В. Вересаева. М., 1949.

Подробный комментарий:

    Гомер. Одиссея. / Пер. В. А. Жуковского. Ст. и прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 20стр. 5000 экз.

Учебные издания:

    Словарь к Одиссее Гомера в порядке стихов. Тифлис, 18стр. Читаем Гомера. Одиссея: Песнь 1-я. Комментарий с переводом и словарем. М.: Высш. шк., 19стр. 1500 экз. ISBN -0

5.2. Исследования

    О происхождении поэм Гомера. Вып. 1. О происхождении Одиссеи. Казань, 18стр. «Одиссея» - героическая поэма странствий. (Серия «Из истории мировой культуры»). М.: Наука, 19стр. 50000 экз. «Одиссея» Гомера и проблемы ее изучения: Учеб. пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 19стр. 500 экз. «Мифология богини»: По данным «Одиссеи» Гомера. М.: Ладомир, 20стр. 1000 экз. ISBN -8 Одиссея разума и разум Одиссея. Ульяновск, КТП, 20стр. ISBN -X

5.3. Античные схолии к Одиссее

Текст схолий к «Одиссее» по изданию Диндорфа (1855):

    Vol. I. Песни I-VIII Vol. II Песни IX-XXIV. Указатели.

Новое издание схолий (начато):

    Filippomaria Pontani (ed.) , Scholia Graeca in Odysseam: 1. Scholia ad libros a-b. Rome: Edizioni di storia e letteratura, 2007. Pp. xl, 382. ISBN -446-3. (рецензия)