Период партнерства и соперничества в мире в XX веке

Карибский кризис наглядно показал политическим элитам обеих сверхдержав, что балансирование на грани войны может привести к непоправимым для них последствиям. Его разрешение открыло новую фазу развития отношений СССР и США и новый этап в «холодной войне».
Разрядка международной напряженности. Прежде всего обе сверхдержавы приступили к осуществлению согласованных мер по понижению риска ядерной войны. Первым шагом в этом направлении было подписание соглашения (1963) о прекращении ядерных испытаний в трех сферах - воздушной, водной и на земле. Были установлены системы прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договоренности о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия (1970). Договор о нераспространении ядерного оружия уменьшал риск его появления в зонах конфликта. СССР и США пришли к соглашению об установлении потолка на число носителей ядерного оружия (договор ОСВ-1) и ограничении систем противоракетной обороны (1972). Договор об основах взаимоотношений между СССР и США (1972) зафиксировал признание двумя державами недопустимости возникновения ядерной войны, их обязательство проявлять сдержанность во взаимоотношениях. Наконец, в 1979 г. был подписан договор ОСВ-2, установивший ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия. Вошли в постоянную практику встречи руководителей СССР и США на высшем уровне.
Большое значение для понижения риска ядерного конфликта имело снижение уровня напряженности на европейском континенте, где основные силы двух военных блоков непосредственно противостояли друг другу. В 1971 г. было подписано компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину, неопределенность статуса которого служила источником постоянной напряженности. Это дало возможность начать совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работа которого позволила подписать в 1975 г. в Хельсинки его Заключительный акт. Документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, США и Канады уважать целостность существующих границ государств, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество.
Разрядка международной напряженности породила немало иллюзий относительно возможности прекращения « холодной войны». Однако, поскольку ее причины не были преодолены, разрядка выступила лишь формой признания невозможности достижения победы в «холодной войне» военным путем. В то же время попытки изменить соотношение сил в глобальном масштабе не прекращались. Продолжалось наращивание военной мощи, активизировались усилия, направленные на использование идеологического, политического, экономического давления на выбор пути развития народов. Особое место в глобальном соперничестве заняли локальные конфликты, участие в которых великих держав варьировалось от малой до высокой степени вовлеченности.
Локальные конфликты в 1970-е гг. С середины 1960-х гг. на протяжении почти десятилетия наибольшее внимание мировой общественности привлекала война в Юго-Восточной Азии. Попытки союзного СССР Северного Вьетнама объединить страну методами поддержки революционного, партизанского движения побудили диктаторский южновьетнамский режим обратиться за помощью к США.
Опасаясь, что переход Южного Вьетнама под контроль коммунистов вызовет цепную реакцию в соседних странах и приведет к полному подрыву влияния США в Юго-Восточной Азии, Вашингтон перешел от поставок оружия к прямому военному вмешательству. Война распространилась на Лаос и Камбоджу. Авиация США подвергала бомбардировке города Северного Вьетнама.
Война во Вьетнаме осложнила и замедлила развитие советско-американского диалога. Однако руководство СССР, учитывая уроки Карибского кризиса, оказывая военную, экономическую помощь Вьетнаму, избегало прямого военного столкновения с США.
Значительное влияние на международную обстановку оказали арабо-израильские конфликты. С момента создания государства Израиль (1948) вспыхнула война между ним и соседними арабскими странами, которые долгое время отрицали право Израиля на существование. С приходом к власти в Египте и Сирии националистически ориентированных военных режимов, стремящихся с помощью СССР решить задачи развития, Израиль стал основным союзником США на Ближнем Востоке. Войны 1967 г. и 1973 г. между Израилем и его соседями закончились поражением арабских стран. СССР и США оказывали военно-техническую помощь своим союзникам. В то же время они сотрудничали в ограничении масштабов конфликта, используя механизмы ООН.
Распад колониальных империй и стремление многих лидеров вновь возникших или ранее отсталых государств к ускоренному развитию, в том числе и за счет использования в своих интересах соперничества великих держав, в 1970-е гг. стали важной причиной напряженности в международных отношениях. Руководители СССР и союзных ему стран, особенно Кубы, сочли, что перед ними открывается возможность повлиять на соотношение сил в мире за счет государств, ранее не игравших заметной роли в соперничестве «двух лагерей».
Итогом явились вовлечение СССР и Кубы в конфликт между Сомали и Эфиопией, во внутренние конфликты Анголы и Мозамбика, демонстрации солидарности с освободительными движениями на юге Африки, с революционным движением в Никарагуа.
Возрастающая активность СССР в «третьем мире» вызывала неоднозначную реакцию в странах Запада. С одной стороны, учитывалось, что СССР распыляет ресурсы, ослабляя себя и не получая существенных выгод. С другой стороны, существовали опасения, что с ростом масштабов советского присутствия в развивающихся странах могут оказаться подорваны позиции стран Запада и в жизненно важных для них регионах.
Попытки США и их союзников добиться от СССР разграничения сфер влияния, распространения разрядки на весь мир были отвергнуты советским руководством. США пытались оказывать давление на СССР ограничениями на торговлю, методами военного давления. В США этот курс определяли как партнерство и соперничество, ставя на первый план то первое, то второе, в зависимости от ситуации.
К концу 1970-х гг. стал очевидным кризис политики разрядки. В США все чаще высказывались упреки по адресу СССР, что он превратил политику разрядки в «улицу с односторонним движением», пользуется уступчивостью стран Запада.
Обострение глобального противоборства в начале 1980-х гг. Крушение союзного США шахского режима в Иране в 1978 г., победа революционного движения в Никарагуа, ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. вызвали волну панических настроений в Вашингтоне. Правящая элита США всерьез опасалась проигрыша в «холодной войне», утраты позиций в нефтедобывающих странах, в Центральной Америке.
Пришедшая к власти в Вашингтоне в 1980 г. республиканская администрация Р. Рейгана взяла курс на восстановление убедительности политики взаимного ядерного устрашения. Характеризуя СССР как «империю зла», тоталитарное государство с неограниченной склонностью к экспансии, с которым, как когда-то с фашистской Германией, не может быть компромиссов, правящие круги США ограничили контакты с СССР. Были прерваны переговоры по вопросам вооружений, закрыта линия прямой воздушной связи между СССР и США. Значительно расширена помощь всем силам и группировкам, противостоящим советскому влиянию в Афганистане, Никарагуа, Анголе, других «горячих точках», антикоммунистическим силам в Восточной Европе. США ускорили реализацию военных программ. В 1983 г. Р. Рейган объявил о начале работ по концепции «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ) - системе космических вооружений, призванных обеспечить эффективную защиту от ракетно-ядерного оружия.
В 1983 г. обострение отношений достигло своего апогея. Высадка войск США на Гренаде, небольшом островном государстве в Карибском море, где у власти находился союзный Кубе режим, стала демонстрацией решимости Вашингтона идти на прямое применение силы.
Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». Жесткий курс администрации Р. Рейгана поставил лидеров СССР перед дилеммой: идти по пути силовых ответов, наращивания военной мощи либо искать иные подходы к развитию советско-американских отношений. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений, дополнительные сложности для утратившей динамизм советской экономики.
Поиск возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США - М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договоренностями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.
Развитие и реализация новых подходов связана с деятельностью первого президента СССР М.С. Горбачева и предложенной им в 1987 - 1988 гг. концепцией нового политического мышления, позволившей завершить «холодную войну».
Во-первых, предполагалось признать, что ядерная война будет катастрофой для всего человечества, что угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению рациональных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих программ сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.
Во-вторых, новое политическое мышление определяло высшим приоритетом обеспечение выживания человечества, решение глобальных проблем, связанных с ядерной, экологической угрозой, развитием освободившихся стран. Учитывая, что эти проблемы можно решить только объединенными усилиями всех народов, главной целью политики становилось взаимодействие государств, создание между ними атмосферы доверия.
В-третьих, предлагалось отказаться от логики и идеологии противостояния, найти баланс интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод.
Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращение «холодной войны». Первоначально новое политическое мышление было воспринято в странах Запада как тактический ход, призванный дать СССР и его союзникам пропагандистские преимущества, выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако реальные шаги советской дипломатии вскоре убедили правящие круги стран НАТО, что речь идет о переменах в советской политике. В 1987 г. СССР согласился ликвидировать ракеты средней дальности не только в Европе, но и в Азии, в обмен на отказ США от размещения ракет такого же класса в Европе. В 1988 г. было объявлено о крупных односторонних сокращениях советских вооруженных сил. В 1990 г. страны Варшавского договора и НАТО подписали соглашение о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе, согласно которому СССР пошел на значительные односторонние уступки, приняв идею контроля за выполнением соглашения на своей территории, что ранее им отвергалось. В 1991 г. был подписан договор СССР и США по сокращению стратегических вооружений.
Еще более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. СССР вывел войска из Афганистана, обязался уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. В вопросе объединения Германии, что отвечало стремлениям подавляющего числа немцев, СССР также отказался от каких-либо предварительных условий, дал согласие на вывод своих войск с территории бывшей ГДР.
Большое влияние на международный климат оказала позиция, занятая СССР в 1990 г. в связи с нападением Ирака на Кувейт. Несмотря на традиционную близость с режимом С. Хусейна, советская дипломатия поддержала в Совете Безопасности ООН решение о применении санкций, включающих военные, против Ирака как страны, совершившей агрессию. Это был первый случай со времени антигитлеровской коалиции, когда СССР признал правомерным использование Соединенными Штатами военной силы против третьей страны. Итогом стала проведенная США (1991) операция «Буря в пустыне», приведшая к освобождению Кувейта.
Ситуация в мире 1990-1991 гг. уже не характеризовалась ведущими политическими деятелями мира как продолжающая традицию «холодной войны». Какое-то время в странах Запада существовали опасения, что односторонний выход СССР из «холодной войны» является тактическим маневром. Но с развитием процессов демократизации в стране, тем более с распадом СССР, прекращением существования этого полюса мировой силы, стало очевидно, что происходит смена модели миропорядка.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
ИзДелийскойдекларацииопринципахсвободногоотядерногооружияиненасильственногомираот 27 ноября1986 г., подписаннойруководителямиСССРиИндии:
«Сегодня человечество находится на решающем поворотном этапе своей истории. Ядерное оружие грозит уничтожить не только все, что было создано человеком на протяжении веков, но и самого человека и даже жизнь на Земле. В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом мире. Человечество достойно лучшей участи, чем быть заложником ядерного ужаса и отчаяния. Необходимо изменить сложившуюся мировую ситуацию и построить мир, свободный от ядерного оружия, свободный от насилия и ненависти, страха и подозрительности. Мир, доставшийся нам в наследство, принадлежит нынешнему и грядущим поколениям. И это требует, чтобы приоритет отдавался общечеловеческим ценностям. Должно признаваться право каждого народа и каждого человека на жизнь, свободу, мир и стремление к счастью. Необходимо отказаться от применения силы и угрозы применения силы. Должно уважаться право каждого народа на собственный выбор - социальный, политический, идеологический. Должна быть отвергнута политика, рассчитанная на превосходство одних над другими. Наращивание ядерных арсеналов, разработка космических вооружений подрывают общепризнанное убеждение, что ядерная война никогда не должна быть развязана и в ней не может быть победителей lt;...gt;
Построение свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира требует революционной перестройки в умах людей, воспитания народов в духе мира, взаимного уважения и терпимости. Следует запретить пропаганду войны, ненависти и насилия и отказаться от стереотипов мышления категориями врага в отношении других стран и народов»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте значение советско-американских соглашений по стратегическим вооружениям, значение разрядки в Европе.
2. Какие причины вызвали обострение советско-американских отношений в конце 1970-х - начале 1980-х гг.? Чем оно было опасно для мира и человечества?
3. Объясните, как вы понимаете смысл концепции нового политического мышления? Каково ее значение в преодолении противостояния СССР и США?
4. Когда и каким образом завершилась «холодная война»?

1 из 31

Презентация - Период партнерства и соперничества между СССР и США

1,802
просмотра

Текст этой презентации

Тема: Период партнерства и соперничества между СССР и США
? Разрядка (на рубеже 1960-70-х гг.)
Горчева Б.В.

План
1. Политика неприсоединения и антивоенное движение. 2. Кризис политики «холодной войны» 3. Разрядка и её перспективы 4. Кризис разрядки: причины и последствия 5 вопросов контроля

Политика неприсоединения.
1970-е годы формирование антивоен-ного движения. 1955г. Создано Движение неприсоединения (1980-е годы более 100 стран). У истоков его стояла Индия. Антивоенные настроения стаоли первыми проявлениями кризиса двухполюсной системы мира.

1. Кризис политики «холодной войны»
1950-е гг. – новый этап в гонке вооружений: водородные бомбы (1000 раз); МБР; стратегические бомбардировщики с большой дальностью полёта; атомные подводные лодки – носители баллистических ракет. ИТОГ: в 1960 г. США – 4000 боеголовок, СССР – 500; в 1980 –е гг. – 15 тыс., 10 тыс. (для непоправимого урона цивилизации – 300 яд. боеприпасов) Общий интерес в предотвращении ядерной катастрофы (см. таблицу на стр. 114)

Общий интерес в предотвращении ядерной катастрофы (В чём проявился кризис политики «холодной войны»?)
Угроза перерастания локальных конфликтов в глобальные: идея выхода из Варшавского договора; развал СЕАТО, СЕНТО; из НАТО вышли Франция и Греция. «Холодная война» мешала углублению международного разделения труда и оптимальному использованию мировых ресурсов. Движение неприсоединения (Индия, 1955 г. – конференция в Бандунге – 29 стран, в 1970-е гг. – 50 стран, в 1980-е гг. – более 100). Пацифизм (1950 г. – Всемирный Совет Мира; независимое антивоенное движение – новые левые, еврокоммунизм). ИТОГ: блоковая политика – тормоз на пути решения проблем мирового развития

СЕАТО
Организация Договора Юго-Восточной Азии, военно-политический блок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, существовавший в 1955-77 годах.
Флаг СЕАТО

СЕНТО
- Организация Центрального Договора, в 1955-58 годах также часто использовалось название Багдадский пакт (Багдадский договор), военно-политическая группировка на Ближнем и Среднем Востоке, созданная по инициативе Великобритании, США, а также Турции, и существовавшая в 1955-79 годах.
Флаг СЕНТО

2. Разрядка и её перспективы
1950-е гг. – СССР сокращение численности ВС, 1963 г. – договор между СССР, США, Великобританией о запрете ядерных испытаний в 3-х сферах (в воде, воздухе и на Земле); 1968г. Договор о нераспространении ядерного оружия 1970 г. – прямая связь между столицами ядерных держав, договорённости о сотрудничестве в деле нераспространения яд. орудия. 1972 г. – ОСВ-1договор об ограничении стратегических вооружений, 1972г. договорённости по ПРО – согласие на ограничение противоракетной обороны 1972г. договор об основах взаимоотношения между СССР и США (Р. Никсон) 1979 г. – ОСВ-2 (ограничения на качественные параметры совершенствования яд. ор.; Д. Картер)


1955 г. – дип. отношения между СССР и ФРГ 1955г. Договор с Австрией, вывод советских войск с ее территории. 1971 г. – компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании, Франции по Зап. Берлину (что СССР не признаёт его частью ФРГ)

1972 г. – дип. отношения между ГДР и ФРГ (приняты в ООН) 1972г. Договоры между ФРГ и Польшей, ФРГ и Чехословакией. 1975г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе – Хельсинский Заключительный акт
Проблема безопасности в Европе(проблема 2-х Германий)

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе известный как Хельсинкский заключительный акт,
подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 года. Совещание было созвано по предложению (1965) социалистических государств-участников Варшавского договора.

Г.Киссинджер,Л.Брежнев,Г.Форд,А.Громыков Хельсинки

Текст заключительного акта доступен на многих языках, и, в частности, на русском.Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:
в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств; в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров; в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды; в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

3. Последствия разрядки.
Уменьшен риск третьей мировой войны; возможность развития торгово-экономических отношений Востока и Запада; уменьшение бремени гонки вооружений; придание динамизма во взаимоотношениях СССР и стран ОВД

3.Кризис разрядки.
СССР и страны ОВД реализацию Хельсинского Заключительного акта лишь на сферу внешней политики – борьба с диссидентством (А.Д, Сахаров, А.И. Солженицын) Запад – новая волна недоверия к СССР и соцстранам: 1975 г. – СССР поддержал в гражданской войне в Анголе партию МПЛА; 1977 г. – Эфиопия, переворот – Менгисту Хайле Мариам. Поддержка СССР; 1979 г. – ввод советских войск по просьбе его правительства в Афганистан; 1979 г. – СССР поддержал революцию в Никарагуа

Афганская война 1979-1989 гг.
- многолетнее политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) - с одной стороны, и моджахедов - душманов, которых готовили американцы, с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и части исламского мира - с другой. ИТОГ: погибло 14 тыс. советских военнослужащих

Р. Рейган (1911-2004)
40-й президент США (1981-1985 и 1985-1989 годы), от Республиканской партии. 33-й губернатор штата Калифорния (1967-1975).

Новый виток холодной войны и ее окончание.
1980г.- победа Р.Рейгана 1983г.-провозгласи СССР «империей зла» 1987-1988г.г. – «Новое мышление» во внешней политике. М.С.Горбачев.

1989г. Вывод советских войск из Афганистана. 1989г.- «бархатные революции» в Восточной Европе. 1990г. Роспуск СЭВ и ОВД. 1991г. – Беловежское соглашение Ельцина Б.Н., Шушкевич С., Кравчука о роспуске СССР. Президент США заявил об окончании холодной войны и победе своей страны.

Разрядка и новое политическое мышление
В 1985г. В Рейкьявике состоялась встреча М.Горбачева и Р. Рейгана по вопросам сокращения вооружений

«Буря в пустыне».
БУРЯ В ПУСТЫНЕ» Война в Персидском заливе, Война в заливе), военная операция США и их союзников против Ирака, оккупировавшего Кувейт в августе 1990. Военные действия против Ирака были санкционированы ООН. операция проходила 4 дня 16-20 января 1991г

Выводы.
Холодная война явилась отражением противоречий между ведущими державами -участники войны не вели военных действий друг с другом -после 2 мировой войны мир характеризуется как биполярный -главная черта холодной войны -наличие военно-политических блоков -война прекратилась с распадом одного из блоков(ОВД). Но м/н обстановка не стала спокойнее.

Контроль
1. Периодом разрядки международной напряжённости были: A) 1950-е гг. Б) 1960-е гг. В) 1970-е гг. Г) 1980-е гг.

2. Общим мотивом в стремлении руководства США и СССР к разрядке было:
А) Придание динамизма во взаимоотношениях СССР и стран ОВД; Б) предотвращение ядерной катастрофы; В) идея выхода из Варшавского договора; Г) рост в странах соцлагеря диссидентского движения.

§ 32. ПЕРИОД «ПАРТНЕРСТВА И СОПЕРНИЧЕСТВА»

Карибский кризис наглядно показал политическим элитам обеих сверхдержав, что балансирование на грани войны может привести к непоправимым для них последствиям. Его разрешение открыло новую фазу развития отношений СССР и США и новый этап в «холодной войне».

Разрядка международной напряженности. Прежде всего обе сверхдержавы приступили к осуществлению согласованных мер по понижению риска ядерной войны. Первым шагом в этом направлении было подписание соглашения (1963) о прекращении ядерных испытаний в трех сферах - воздушной, водной и на земле. Были установлены системы прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договоренности о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия (1970). Договор о нераспространении ядерного оружия уменьшал риск его появления в зонах конфликта. СССР и США пришли к соглашению об установлении потолка на число носителей ядерного оружия (договор ОСВ-1) и ограничении систем противоракетной обороны (1972). Договор об основах взаимоотношений между СССР и США (1972) зафиксировал признание двумя державами недопустимости возникновения ядерной войны, их обязательство проявлять сдержанность во взаимоотношениях. Наконец, в 1979 г. был подписан договор ОСВ-2, установивший ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия. Вошли в постоянную практику встречи руководителей СССР и США на высшем уровне.

Большое значение для понижения риска ядерного конфликта имело снижение уровня напряженности на европейском континенте, где основные силы двух военных блоков непосредственно противостояли друг другу. В 1971 г. было подписано компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину, неопределенность статуса которого служила источником постоянной напряженности. Это дало возможность начать совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работа которого позволила подписать в 1975 г. в Хельсинки его Заключительный акт. Документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, США и Канады уважать целостность существующих границ государств, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество.

Разрядка международной напряженности породила немало иллюзий относительно возможности прекращения « холодной войны». Однако, поскольку ее причины не были преодолены, разрядка выступила лишь формой признания невозможности достижения победы в «холодной войне» военным путем. В то же время попытки изменить соотношение сил в глобальном масштабе не прекращались. Продолжалось наращивание военной мощи, активизировались усилия, направленные на использование идеологического, политического, экономического давления на выбор пути развития народов. Особое место в глобальном соперничестве заняли локальные конфликты, участие в которых великих держав варьировалось от малой до высокой степени вовлеченности.

Локальные конфликты в 1970-е гг. С середины 1960-х гг. на протяжении почти десятилетия наибольшее внимание мировой общественности привлекала война в Юго-Восточной Азии. Попытки союзного СССР Северного Вьетнама объединить страну методами поддержки революционного, партизанского движения побудили диктаторский южновьетнамский режим обратиться за помощью к США.

Опасаясь, что переход Южного Вьетнама под контроль коммунистов вызовет цепную реакцию в соседних странах и приведет к полному подрыву влияния США в Юго-Восточной Азии, Вашингтон перешел от поставок оружия к прямому военному вмешательству. Война распространилась на Лаос и Камбоджу. Авиация США подвергала бомбардировке города Северного Вьетнама.

Война во Вьетнаме осложнила и замедлила развитие советско-американского диалога. Однако руководство СССР, учитывая уроки Карибского кризиса, оказывая военную, экономическую помощь Вьетнаму, избегало прямого военного столкновения с США.

Значительное влияние на международную обстановку оказали арабо-израильские конфликты. С момента создания государства Израиль (1948) вспыхнула война между ним и соседними арабскими странами, которые долгое время отрицали право Израиля на существование. С приходом к власти в Египте и Сирии националистически ориентированных военных режимов, стремящихся с помощью СССР решить задачи развития, Израиль стал основным союзником США на Ближнем Востоке. Войны 1967 г. и 1973 г. между Израилем и его соседями закончились поражением арабских стран. СССР и США оказывали военно-техническую помощь своим союзникам. В то же время они сотрудничали в ограничении масштабов конфликта, используя механизмы ООН.

Распад колониальных империй и стремление многих лидеров вновь возникших или ранее отсталых государств к ускоренному развитию, в том числе и за счет использования в своих интересах соперничества великих держав, в 1970-е гг. стали важной причиной напряженности в международных отношениях. Руководители СССР и союзных ему стран, особенно Кубы, сочли, что перед ними открывается возможность повлиять на соотношение сил в мире за счет государств, ранее не игравших заметной роли в соперничестве «двух лагерей».

Итогом явились вовлечение СССР и Кубы в конфликт между Сомали и Эфиопией, во внутренние конфликты Анголы и Мозамбика, демонстрации солидарности с освободительными движениями на юге Африки, с революционным движением в Никарагуа.

Возрастающая активность СССР в «третьем мире» вызывала неоднозначную реакцию в странах Запада. С одной стороны, учитывалось, что СССР распыляет ресурсы, ослабляя себя и не получая существенных выгод. С другой стороны, существовали опасения, что с ростом масштабов советского присутствия в развивающихся странах могут оказаться подорваны позиции стран Запада и в жизненно важных для них регионах.

Попытки США и их союзников добиться от СССР разграничения сфер влияния, распространения разрядки на весь мир были отвергнуты советским руководством. США пытались оказывать давление на СССР ограничениями на торговлю, методами военного давления. В США этот курс определяли как партнерство и соперничество, ставя на первый план то первое, то второе, в зависимости от ситуации.

К концу 1970-х гг. стал очевидным кризис политики разрядки. В США все чаще высказывались упреки по адресу СССР, что он превратил политику разрядки в «улицу с односторонним движением», пользуется уступчивостью стран Запада.

Обострение глобального противоборства в начале 1980-х гг. Крушение союзного США шахского режима в Иране в 1978 г., победа революционного движения в Никарагуа, ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. вызвали волну панических настроений в Вашингтоне. Правящая элита США всерьез опасалась проигрыша в «холодной войне», утраты позиций в нефтедобывающих странах, в Центральной Америке.

Пришедшая к власти в Вашингтоне в 1980 г. республиканская администрация Р. Рейгана взяла курс на восстановление убедительности политики взаимного ядерного устрашения. Характеризуя СССР как «империю зла», тоталитарное государство с неограниченной склонностью к экспансии, с которым, как когда-то с фашистской Германией, не может быть компромиссов, правящие круги США ограничили контакты с СССР. Были прерваны переговоры по вопросам вооружений, закрыта линия прямой воздушной связи между СССР и США. Значительно расширена помощь всем силам и группировкам, противостоящим советскому влиянию в Афганистане, Никарагуа, Анголе, других «горячих точках», антикоммунистическим силам в Восточной Европе. США ускорили реализацию военных программ. В 1983 г. Р. Рейган объявил о начале работ по концепции «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ) - системе космических вооружений, призванных обеспечить эффективную защиту от ракетно-ядерного оружия.

В 1983 г. обострение отношений достигло своего апогея. Высадка войск США на Гренаде, небольшом островном государстве в Карибском море, где у власти находился союзный Кубе режим, стала демонстрацией решимости Вашингтона идти на прямое применение силы.

Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». Жесткий курс администрации Р. Рейгана поставил лидеров СССР перед дилеммой: идти по пути силовых ответов, наращивания военной мощи либо искать иные подходы к развитию советско-американских отношений. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений, дополнительные сложности для утратившей динамизм советской экономики.

Поиск возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США - М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договоренностями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

Развитие и реализация новых подходов связана с деятельностью первого президента СССР М.С. Горбачева и предложенной им в 1987 - 1988 гг. концепцией нового политического мышления, позволившей завершить «холодную войну».

Во-первых, предполагалось признать, что ядерная война будет катастрофой для всего человечества, что угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению рациональных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих программ сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

Во-вторых, новое политическое мышление определяло высшим приоритетом обеспечение выживания человечества, решение глобальных проблем, связанных с ядерной, экологической угрозой, развитием освободившихся стран. Учитывая, что эти проблемы можно решить только объединенными усилиями всех народов, главной целью политики становилось взаимодействие государств, создание между ними атмосферы доверия.

В-третьих, предлагалось отказаться от логики и идеологии противостояния, найти баланс интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод.

Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращение «холодной войны». Первоначально новое политическое мышление было воспринято в странах Запада как тактический ход, призванный дать СССР и его союзникам пропагандистские преимущества, выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако реальные шаги советской дипломатии вскоре убедили правящие круги стран НАТО, что речь идет о переменах в советской политике. В 1987 г. СССР согласился ликвидировать ракеты средней дальности не только в Европе, но и в Азии, в обмен на отказ США от размещения ракет такого же класса в Европе. В 1988 г. было объявлено о крупных односторонних сокращениях советских вооруженных сил. В 1990 г. страны Варшавского договора и НАТО подписали соглашение о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе, согласно которому СССР пошел на значительные односторонние уступки, приняв идею контроля за выполнением соглашения на своей территории, что ранее им отвергалось. В 1991 г. был подписан договор СССР и США по сокращению стратегических вооружений.

Еще более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. СССР вывел войска из Афганистана, обязался уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. В вопросе объединения Германии, что отвечало стремлениям подавляющего числа немцев, СССР также отказался от каких-либо предварительных условий, дал согласие на вывод своих войск с территории бывшей ГДР.

Большое влияние на международный климат оказала позиция, занятая СССР в 1990 г. в связи с нападением Ирака на Кувейт. Несмотря на традиционную близость с режимом С. Хусейна, советская дипломатия поддержала в Совете Безопасности ООН решение о применении санкций, включающих военные, против Ирака как страны, совершившей агрессию. Это был первый случай со времени антигитлеровской коалиции, когда СССР признал правомерным использование Соединенными Штатами военной силы против третьей страны. Итогом стала проведенная США (1991) операция «Буря в пустыне», приведшая к освобождению Кувейта.

Ситуация в мире 1990-1991 гг. уже не характеризовалась ведущими политическими деятелями мира как продолжающая традицию «холодной войны». Какое-то время в странах Запада существовали опасения, что односторонний выход СССР из «холодной войны» является тактическим маневром. Но с развитием процессов демократизации в стране, тем более с распадом СССР, прекращением существования этого полюса мировой силы, стало очевидно, что происходит смена модели миропорядка.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира от 27 ноября 1986 г ., подписанной руководителями СССР и Индии :

«Сегодня человечество находится на решающем поворотном этапе своей истории. Ядерное оружие грозит уничтожить не только все, что было создано человеком на протяжении веков, но и самого человека и даже жизнь на Земле. В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом мире. Человечество достойно лучшей участи, чем быть заложником ядерного ужаса и отчаяния. Необходимо изменить сложившуюся мировую ситуацию и построить мир, свободный от ядерного оружия, свободный от насилия и ненависти, страха и подозрительности. Мир, доставшийся нам в наследство, принадлежит нынешнему и грядущим поколениям. И это требует, чтобы приоритет отдавался общечеловеческим ценностям. Должно признаваться право каждого народа и каждого человека на жизнь, свободу, мир и стремление к счастью. Необходимо отказаться от применения силы и угрозы применения силы. Должно уважаться право каждого народа на собственный выбор - социальный, политический, идеологический. Должна быть отвергнута политика, рассчитанная на превосходство одних над другими. Наращивание ядерных арсеналов, разработка космических вооружений подрывают общепризнанное убеждение, что ядерная война никогда не должна быть развязана и в ней не может быть победителей <...>

Построение свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира требует революционной перестройки в умах людей, воспитания народов в духе мира, взаимного уважения и терпимости. Следует запретить пропаганду войны, ненависти и насилия и отказаться от стереотипов мышления категориями врага в отношении других стран и народов»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте значение советско-американских соглашений по стратегическим вооружениям, значение разрядки в Европе.

2. Какие причины вызвали обострение советско-американских отношений в конце 1970-х - начале 1980-х гг.? Чем оно было опасно для мира и человечества?

3. Объясните, как вы понимаете смысл концепции нового политического мышления? Каково ее значение в преодолении противостояния СССР и США?

4. Когда и каким образом завершилась «холодная война»?

Глава 11. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОТ «ОБЩЕСТВА БЛАГОДЕНСТВИЯ» К НЕОКОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом (1893-1943). Согласно его идее, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинистической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это, по его мнению, предопределяло сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них.

Основы «атлантической солидарности», заложенные в годы второй мировой войны 1939-1945 гг., укрепились после принятия США в 1947 г. «плана Маршалла», программы помощи странам Западной Европы, позволившей стабилизировать ее экономику, укрепить основы политической демократии. Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949 г. в договоре о создании военно-политического союза - Организации Североатлантического договора (НАТО).

Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях «холодной войны» совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества и различное понимание приоритетов в противостоянии международному коммунизму, согласовывать свою политику. В политический лексикон термин «атлантизм» вошел после 1961 г., когда президент США Дж. Кеннеди выдвинул так называемый Великий проект создания Атлантического сообщества, предполагавший укрепление единства стран Северной Америки и Западной Европы. США поддерживали интеграционные тенденции в Западной Европе, взаимодействовали с союзниками в рамках международных организаций - структур ООН, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Международного валютного фонда (МВФ), семерки наиболее развитых стран мира, регулярные встречи глав правительств которых начались с 1975 г.

Базовым элементом Евроатлантическои цивилизации выступали США, Великобритания и ее «белые» доминионы (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество этих стран с континентальными государствами Западной Европы заложило основы более тесного союза. С принятием Германией и Италией после войны, а затем и восточноевропейскими государствами, либерально-демократических принципов организации политической жизни рамки евроатлантизма еще более расширились.

§ 33. «ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ»: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

После завершения второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики, переводе ее на рельсы мирного времени, активизации социальной политики. Правящими кругами демократических стран учитывался опыт революционных событий в России в 1917 г., установления тоталитарных диктатур в Италии и Германии. Этот опыт наглядно показал, что недооценка значения социальной стабильности, особенно в кризисные периоды, ведет к краху политической системы. Даже в тех случаях, когда степень социальной защищенности трудящихся была высокой, но формы и методы проведения социальной политики отставали от запросов трудящихся, происходили кризисы. Неслучайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах.

Формирование социально ориентированной рыночной экономики. Опыт XX века, особенно его первой половины, наглядно показал и правительствам, и деловым кругам важность устойчивости социальной опоры любых преобразований. В процессе модернизации, реконструкции, неизбежно нарушающих равновесие в обществе, его восстановление на новой основе должно идти параллельно с реформами или даже опережать их. Основная проблема связана с социальной ценой реформ и ее справедливым распределением.

В Швеции еще в 1930-е гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения произведенного дохода.

Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после второй мировой войны. Реформы, приведшие к созданию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики в первом послевоенном правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны - общенациональная задача. При проведении финансовой реформы 1948 г., стабилизировавшей германскую марку, пенсии и зарплаты обменивались в пропорции 1:1, половину вкладов можно было обменять по курсу 1: 10, временно замороженную вторую половину - по курсу 1: 20. С учетом того, что вклады принадлежали в основном имущим, данная мера повышала степень социального равенства. Денежные обязательства банков были аннулированы, обязательства предприятий пересчитаны по курсу 1: 10. Единовременно получив наличность для выплаты зарплаты, далее предприятия должны были существовать за счет реализации своей продукции. В 1951 г. был принят закон, внедривший практику социального партнерства: представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии, затем появились так называемые рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.

Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда. Это и заложило основу германского «экономического чуда» - ускоренного развития 1950- 1960-х гг., вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.

В США в 1960-е гг. при президенте Л. Джонсоне была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности.

Методы осуществления социальной политики. В рамках социально ориентированной рыночной экономики важнейшая функция власти состояла в создании гарантий реального равенства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержки малоимущих. В начале XX века государство тратило средства большей частью на армию и полицию. Через бюджет перераспределялось, в среднем, от 10% до 15% валового внутреннего продукта (ВВП). К концу века в развитых странах государство распоряжалось уже примерно 50% ВВП. Большая часть расходов направлялась на развитие систем образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создание новых рабочих мест.

Важное значение для решения социальных проблем имело расширение и укрепление правовой основы обеспечения интересов трудящихся в социальной сфере. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая, составная часть основных прав человека, а их соблюдение как признак существования правового государства. Это нашло отражение в национальных конституциях, международно-правовых документах.

Государственная социальная политика развитых демократических стран выполняет широкий спектр задач. Но важнейшей из них выступает обеспечение равных стартовых возможностей для молодых людей, вступающих в сознательную жизнь, компенсация тех неблагоприятных социальных факторов, которые порождают неравенство. Это не подразумевает уравнительности доходов. Их уровень определяется в ходе свободной конкуренции на рынке труда. При этом работники, способные выполнять более сложные функции, естественно, получают и большее вознаграждение. Но при развитой системе социальной защиты люди, оказавшиеся на нижних ступенях социальной пирамиды, а тем более их дети, не оказываются в безысходной ситуации.

Государство достигает целей своей социальной политики различными средствами. Наиболее очевидный метод - прямое финансирование социальной сферы за счет бюджетов центральных и местных органов власти. Бюджетные средства направляются на создание новых рабочих мест, на развитие государственной системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, выплату пособий по безработице, нетрудоспособности, программы развития территорий, ставших зонами социального бедствия, жилищное строительство для малоимущих и так далее.

Возможности финансирования социальной сферы ограничены бюджетами центральных и местных органов власти. Их основным источником являются прямые и косвенные налоги, постоянное повышение которых, даже для благих целей, невозможно. Слишком высокий уровень налогообложения делает невыгодным расширение производства, вызывает отток капиталов за границу, что рано или поздно подрывает конкурентоспособность экономики на мировых рынках, стимулирует экономические трудности, обостряющие социальные проблемы.

Широко распространены косвенные методы проведения социальной политики. Так, система налогообложения выступает не только источником ресурсов реализации социальных программ. Она играет роль средства регулирования соотношения доходов бедных и богатых граждан. В 1990-е гг. в развитых странах соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей составляло от 1: 4,3 в Японии до 1: 7, 4 в США (в России эта пропорция составляет 1: 11,4). Система прогрессивного налогообложения, больший налог на лиц, получающих большие доходы, налог на недвижимость, которой больше у богатых, на наследство не исключала возможности получать большую оплату за более сложный, квалифицированный труд. В то же время эта система понижала уровень социальной зависти.

Вопрос о том, какой разрыв в уровне доходов бедных и богатых в обществе считается нормальным, зависит от исторических и культурных традиций, особенностей переживаемого этапа развития. Важна, например, сопоставимость доступа к доброкачественным продуктам питания, потребительским товарам, в том числе и престижным (автомобили, аудио- видеотехника и т.д.). В условиях рыночной экономики государство прямо не вмешивается в процесс ценообразования. Однако существуют косвенные меры (такие как антимонопольное законодательство в США, установление фиксированных цен на продукцию государственных предприятий, маневр налогами на импортную продукцию, антиинфляционная политика и т.д.), которые позволяют добиваться стабильности цен на относительно низком уровне.

Важным рычагом социальной политики государства выступает законодательная деятельность. Особенно это относится к той ее сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью, может опереться на защиту закона, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1935 г., в большинстве стран Европы - после второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только не сократились, но даже возросли. Сложилась система местных, национальных, международных организаций, ассоциаций, решающих следующие основные задачи.

Во-первых, содействие людям в решении их проблем в тех сферах, где государственные программы недостаточны или неэффективны. Так, в условиях постиндустриальной модернизации большее внимание стало уделяться социальной реабилитации новых маргиналов, помощи им в овладении новыми профессиями, подключения безработной молодежи к общественно полезной деятельности.

Во-вторых, привлечение внимания общественности, политиков, государства к социальным, гуманитарным, экологическим проблемам, организация кампаний по их решению. При этом заботу гуманитарных организаций развитых стран все чаще вызывают проблемы голода и нищеты в государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

В-третьих, сбор дополнительных средств на решение социальных проблем, оказание гуманитарной помощи. Эти средства нередко выступают существенной добавкой к государственным программам.

В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес. Эта модель работает при решении конкретных проблем здравоохранения, образования, иных социальных вопросов. В общей структуре расходов на медицинское обеспечение населения доля государства в среднем по развитым странам достигает 16,3%. Часть расходов берут на себя благотворительные организации, часть выплачивается нанимателями и вычитается из зарплаты наемных работников по программам социального страхования, поступая на счет соответствующих фондов. Невостребованные на данный момент средства могут вкладываться в акции, государственные ценные бумаги, что обеспечивает привлечение дополнительных средств. Аналогичным образом действуют пенсионные фонды.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из преамбулы к тексту Североатлантического договора , 4 апреля 1949 г .:

«Стороны в настоящем договоре подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами Они полны решимости обеспечить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанную на принципах демократии, свободы личности и господства права.

Они стремятся к укреплению стабильности и благосостояния в северной части Атлантического океана.

Они решили объединить свои усилия в интересах коллективной обороны и поддержания мира и безопасности».

Из договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества , 25 марта 1957 г .:

«Статья 117.

Государства-члены сочли необходимым содействовать улучшению условий жизни и труда рабочих <...> Они считают, что эта эволюция явится следствием такого функционирования общего рынка, которое способствует гармонизации социальных систем, предусмотренной настоящим договором, и сближением законодательных, регулируемых и административных положений».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. На каких основах зиждется «атлантическая солидарность»? Какие страны входят в НАТО? Объясните, почему их союз называют Евроат-лантической цивилизацией?

2. Что такое социально ориентированная рыночная экономика? На идеях какой теории она основывается?

3. Почему модернизация экономики требует стабильной социальной базы? Приведите примеры реформ, приведших к созданию социально ориентированной рыночной экономики?

4. Раскройте смысл понятия «общество всеобщего благоденствия». Охарактеризуйте методы проведения активной социальной политики демократическими государствами.

XX века в 11 классе – 24 часа. № Темы раздела... к информационному обществу 10 ч 1 9 Тематическое планирование истории Татарстана и татарского народа в XX веке в 11 классе 10 часов № Темы...

  • История ХХ – начала XXI века 11 класс Количество часов в неделю

    Рабочая программа

    М.: «Просвещение», 2008 2.Загладин, Н. В. Всемирная история . XX век / Н. В. Загладин. - М.: Русское слово... К.В. Игры на уроках истории . 10 -11 классы . – М.: Русское слово... , В.С.Морозова «История России XX -начало XXI века . 11 класс . Базовый уровень...

  • Приложение к пояснительной записке к учебному плану профильного (социально-экономического

    Программа

    2001, авт. Хачатурян В.М. Программа курса «Всемирная история :XX век» .10 -11 классы . Авт. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Русское слово... конца XIX века» авт. Загладин Н.В. Русское слово 2004 «Обществознание»: 10 -11 класс – «Обществознание 10 -11 кл...

  • Настоящая программа представляет возможность всем учащимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 11 класса

    Программа

    ... «Всемирная история . История России и мира в XX -начале XXI века» , учебник для 11 класса , М, «Русское слово», 2009 Н.В.Загладин «Всемирная история XX века» ...

  • Карибский кризис наглядно показал политическим элитам обеих сверхдержав, что балансирование на грани войны может привести к непоправимым для них последствиям. Его разрешение открыло новую фазу развития отношений СССР и США и новый этап в «холодной войне».

    Разрядка международной напряженности. Прежде всего обе сверхдержавы приступили к осуществлению согласованных мер по понижению риска ядерной войны. Первым шагом в этом направлении было подписание соглашения (1963) о прекращении ядерных испытаний в трех сферах - воздушной, водной и на земле. Были установлены системы прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договоренности о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия (1970). Договор о нераспространении ядерного оружия уменьшал риск его появления в зонах конфликта. СССР и США пришли к соглашению об установлении потолка на число носителей ядерного оружия (договор ОСВ-1) и ограничении систем противоракетной обороны (1972). Договор об основах взаимоотношений между СССР и США (1972) зафиксировал признание двумя державами недопустимости возникновения ядерной войны, их обязательство проявлять сдержанность во взаимоотношениях. Наконец, в 1979 г. был подписан договор ОСВ-2, установивший ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия. Вошли в постоянную практику встречи руководителей СССР и США на высшем уровне.

    Большое значение для понижения риска ядерного конфликта имело снижение уровня напряженности на европейском континенте, где основные силы двух военных блоков непосредственно противостояли друг другу. В 1971 г. было подписано компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину, неопределенность статуса которого служила источником постоянной напряженности. Это дало возможность начать совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работа которого позволила подписать в 1975 г. в Хельсинки его Заключительный акт. Документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, США и Канады уважать целостность существующих границ государств, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество.

    Разрядка международной напряженности породила немало иллюзий относительно возможности прекращения « холодной войны». Однако, поскольку ее причины не были преодолены, разрядка выступила лишь формой признания невозможности достижения победы в «холодной войне» военным путем. В то же время попытки изменить соотношение сил в глобальном масштабе не прекращались. Продолжалось наращивание военной мощи, активизировались усилия, направленные на использование идеологического, политического, экономического давления на выбор пути развития народов. Особое место в глобальном соперничестве заняли локальные конфликты, участие в которых великих держав варьировалось от малой до высокой степени вовлеченности.

    Локальные конфликты в 1970-е гг. С середины 1960-х гг. на протяжении почти десятилетия наибольшее внимание мировой общественности привлекала война в Юго-Восточной Азии. Попытки союзного СССР Северного Вьетнама объединить страну методами поддержки революционного, партизанского движения побудили диктаторский южновьетнамский режим обратиться за помощью к США.

    Опасаясь, что переход Южного Вьетнама под контроль коммунистов вызовет цепную реакцию в соседних странах и приведет к полному подрыву влияния США в Юго-Восточной Азии, Вашингтон перешел от поставок оружия к прямому военному вмешательству. Война распространилась на Лаос и Камбоджу. Авиация США подвергала бомбардировке города Северного Вьетнама.

    Война во Вьетнаме осложнила и замедлила развитие советско-американского диалога. Однако руководство СССР, учитывая уроки Карибского кризиса, оказывая военную, экономическую помощь Вьетнаму, избегало прямого военного столкновения с США.

    Значительное влияние на международную обстановку оказали арабо-израильские конфликты. С момента создания государства Израиль (1948) вспыхнула война между ним и соседними арабскими странами, которые долгое время отрицали право Израиля на существование. С приходом к власти в Египте и Сирии националистически ориентированных военных режимов, стремящихся с помощью СССР решить задачи развития, Израиль стал основным союзником США на Ближнем Востоке. Войны 1967 г. и 1973 г. между Израилем и его соседями закончились поражением арабских стран. СССР и США оказывали военно-техническую помощь своим союзникам. В то же время они сотрудничали в ограничении масштабов конфликта, используя механизмы ООН.

    Распад колониальных империй и стремление многих лидеров вновь возникших или ранее отсталых государств к ускоренному развитию, в том числе и за счет использования в своих интересах соперничества великих держав, в 1970-е гг. стали важной причиной напряженности в международных отношениях. Руководители СССР и союзных ему стран, особенно Кубы, сочли, что перед ними открывается возможность повлиять на соотношение сил в мире за счет государств, ранее не игравших заметной роли в соперничестве «двух лагерей».

    Итогом явились вовлечение СССР и Кубы в конфликт между Сомали и Эфиопией, во внутренние конфликты Анголы и Мозамбика, демонстрации солидарности с освободительными движениями на юге Африки, с революционным движением в Никарагуа.

    Возрастающая активность СССР в «третьем мире» вызывала неоднозначную реакцию в странах Запада. С одной стороны, учитывалось, что СССР распыляет ресурсы, ослабляя себя и не получая существенных выгод. С другой стороны, существовали опасения, что с ростом масштабов советского присутствия в развивающихся странах могут оказаться подорваны позиции стран Запада и в жизненно важных для них регионах.

    Попытки США и их союзников добиться от СССР разграничения сфер влияния, распространения разрядки на весь мир были отвергнуты советским руководством. США пытались оказывать давление на СССР ограничениями на торговлю, методами военного давления. В США этот курс определяли как партнерство и соперничество, ставя на первый план то первое, то второе, в зависимости от ситуации.

    К концу 1970-х гг. стал очевидным кризис политики разрядки. В США все чаще высказывались упреки по адресу СССР, что он превратил политику разрядки в «улицу с односторонним движением», пользуется уступчивостью стран Запада.

    Обострение глобального противоборства в начале 1980-х гг. Крушение союзного США шахского режима в Иране в 1978 г., победа революционного движения в Никарагуа, ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. вызвали волну панических настроений в Вашингтоне. Правящая элита США всерьез опасалась проигрыша в «холодной войне», утраты позиций в нефтедобывающих странах, в Центральной Америке.

    Пришедшая к власти в Вашингтоне в 1980 г. республиканская администрация Р. Рейгана взяла курс на восстановление убедительности политики взаимного ядерного устрашения. Характеризуя СССР как «империю зла», тоталитарное государство с неограниченной склонностью к экспансии, с которым, как когда-то с фашистской Германией, не может быть компромиссов, правящие круги США ограничили контакты с СССР. Были прерваны переговоры по вопросам вооружений, закрыта линия прямой воздушной связи между СССР и США. Значительно расширена помощь всем силам и группировкам, противостоящим советскому влиянию в Афганистане, Никарагуа, Анголе, других «горячих точках», антикоммунистическим силам в Восточной Европе. США ускорили реализацию военных программ. В 1983 г. Р. Рейган объявил о начале работ по концепции «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ) - системе космических вооружений, призванных обеспечить эффективную защиту от ракетно-ядерного оружия.

    В 1983 г. обострение отношений достигло своего апогея. Высадка войск США на Гренаде, небольшом островном государстве в Карибском море, где у власти находился союзный Кубе режим, стала демонстрацией решимости Вашингтона идти на прямое применение силы.

    Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». Жесткий курс администрации Р. Рейгана поставил лидеров СССР перед дилеммой: идти по пути силовых ответов, наращивания военной мощи либо искать иные подходы к развитию советско-американских отношений. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений, дополнительные сложности для утратившей динамизм советской экономики.

    Поиск возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США - М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договоренностями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

    Развитие и реализация новых подходов связана с деятельностью первого президента СССР М.С. Горбачева и предложенной им в 1987 - 1988 гг. концепцией нового политического мышления, позволившей завершить «холодную войну».

    Во-первых, предполагалось признать, что ядерная война будет катастрофой для всего человечества, что угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению рациональных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих программ сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

    Во-вторых, новое политическое мышление определяло высшим приоритетом обеспечение выживания человечества, решение глобальных проблем, связанных с ядерной, экологической угрозой, развитием освободившихся стран. Учитывая, что эти проблемы можно решить только объединенными усилиями всех народов, главной целью политики становилось взаимодействие государств, создание между ними атмосферы доверия.

    В-третьих, предлагалось отказаться от логики и идеологии противостояния, найти баланс интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод.

    Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращение «холодной войны». Первоначально новое политическое мышление было воспринято в странах Запада как тактический ход, призванный дать СССР и его союзникам пропагандистские преимущества, выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако реальные шаги советской дипломатии вскоре убедили правящие круги стран НАТО, что речь идет о переменах в советской политике. В 1987 г. СССР согласился ликвидировать ракеты средней дальности не только в Европе, но и в Азии, в обмен на отказ США от размещения ракет такого же класса в Европе. В 1988 г. было объявлено о крупных односторонних сокращениях советских вооруженных сил. В 1990 г. страны Варшавского договора и НАТО подписали соглашение о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе, согласно которому СССР пошел на значительные односторонние уступки, приняв идею контроля за выполнением соглашения на своей территории, что ранее им отвергалось. В 1991 г. был подписан договор СССР и США по сокращению стратегических вооружений.

    Еще более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. СССР вывел войска из Афганистана, обязался уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. В вопросе объединения Германии, что отвечало стремлениям подавляющего числа немцев, СССР также отказался от каких-либо предварительных условий, дал согласие на вывод своих войск с территории бывшей ГДР.

    Большое влияние на международный климат оказала позиция, занятая СССР в 1990 г. в связи с нападением Ирака на Кувейт. Несмотря на традиционную близость с режимом С. Хусейна, советская дипломатия поддержала в Совете Безопасности ООН решение о применении санкций, включающих военные, против Ирака как страны, совершившей агрессию. Это был первый случай со времени антигитлеровской коалиции, когда СССР признал правомерным использование Соединенными Штатами военной силы против третьей страны. Итогом стала проведенная США (1991) операция «Буря в пустыне», приведшая к освобождению Кувейта.

    Ситуация в мире 1990-1991 гг. уже не характеризовалась ведущими политическими деятелями мира как продолжающая традицию «холодной войны». Какое-то время в странах Запада существовали опасения, что односторонний выход СССР из «холодной войны» является тактическим маневром. Но с развитием процессов демократизации в стране, тем более с распадом СССР, прекращением существования этого полюса мировой силы, стало очевидно, что происходит смена модели миропорядка.

    ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

    Из Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира от 27 ноября 1986 г., подписанной руководителями СССР и Индии:

    «Сегодня человечество находится на решающем поворотном этапе своей истории. Ядерное оружие грозит уничтожить не только все, что было создано человеком на протяжении веков, но и самого человека и даже жизнь на Земле. В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом мире. Человечество достойно лучшей участи, чем быть заложником ядерного ужаса и отчаяния. Необходимо изменить сложившуюся мировую ситуацию и построить мир, свободный от ядерного оружия, свободный от насилия и ненависти, страха и подозрительности. Мир, доставшийся нам в наследство, принадлежит нынешнему и грядущим поколениям. И это требует, чтобы приоритет отдавался общечеловеческим ценностям. Должно признаваться право каждого народа и каждого человека на жизнь, свободу, мир и стремление к счастью. Необходимо отказаться от применения силы и угрозы применения силы. Должно уважаться право каждого народа на собственный выбор - социальный, политический, идеологический. Должна быть отвергнута политика, рассчитанная на превосходство одних над другими. Наращивание ядерных арсеналов, разработка космических вооружений подрывают общепризнанное убеждение, что ядерная война никогда не должна быть развязана и в ней не может быть победителей <...>

    Построение свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира требует революционной перестройки в умах людей, воспитания народов в духе мира, взаимного уважения и терпимости. Следует запретить пропаганду войны, ненависти и насилия и отказаться от стереотипов мышления категориями врага в отношении других стран и народов»

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Охарактеризуйте значение советско-американских соглашений по стратегическим вооружениям, значение разрядки в Европе.

    2. Какие причины вызвали обострение советско-американских отношений в конце 1970-х - начале 1980-х гг.? Чем оно было опасно для мира и человечества?

    3. Объясните, как вы понимаете смысл концепции нового политического мышления? Каково ее значение в преодолении противостояния СССР и США?

    4. Когда и каким образом завершилась «холодная война»?

    Развитие системы партнерских отношений в России 90-х гг. XX в. происходит в качественно новых условиях. А именно, перехода экономики на рыночные отношения, в условиях острого глубокого кризиса всей системы общественных отношений, всех социальных и экономических институтов. Кризис сопровождается нарушением экономических и социальных связей, спадом производства, сломом существовавшей в течение семидесяти лет советской системы управления и становлением новой государственности.

    Формирующаяся система социального партнерства в России сопряжена с кардинальными изменениями трудовых отношений, с созданием нового механизма заключения коллективных договоров и соглашений, применением цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, конфликтов.

    Социальное партнерство в России, как и в других, индустриально развитых странах, базируется на единых принципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ), законодательных и нормативно-правовых актах стран мирового сообщества. МОТ, возникшая в 1919 г., за время своего существования создала концепцию социального партнерства, приняла важнейшие нормативные документы, составляющие своего рода Международный кодекс труда. В них дана развернутая правовая основа социального партнерства, сформулированы положения о правовом статусе сторон партнерских отношений. В конвенциях МОТ раскрываются важнейшие вопросы о свободе объединений работников и работодателей, их правах на коллективные переговоры, коллективные договора и соглашения; о формах и методах сотрудничества между властными структурами, организациями трудящихся и предпринимателей; о путях достижения согласия, примирения, компромисса и консенсуса.

    Существенную роль в правовом обеспечении системы социального партнерства играют рекомендации МОТ: «О коллективных договорах» (1951 г.), «О сотрудничестве на уровне предприятия (1952 г.), «О сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах (1960 г.). «О содействии переговорам (1981 г.) и др. Обязательную юридическую силу для различных стран-членов МОТ имеют лишь нормы Конвенций в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации МОТ ратификации не подлежат, но их желательно учитывать при разработке национального законодательства.

    Советским Союзом ратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению лишь 43. В Генеральном Соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. предусматривается ратификация 11 Конвенций МОТ.

    В России в условиях перехода к рыночной экономике формируется новая правовая база социального партнерства. В ноябре 1991 г. издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)». В марте 1992 г. принят Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», а в 1995 г. внесены в него дополнения и изменения. Данные правовые и законодательные акты конкретизировали уровни социального партнерства по типам (видам) коллективных договоров и соглашений; ввели соответствующую международным нормам процедуру коллективных переговоров, подготовки и заключения соглашений; установили ответственность сторон за выполнение принимаемых договоренностей.

    В течение 90-х гг. XX столетия в России приняты важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, обеспечивающие необходимую правовую базу развития системы социального партнерства. Наиболее значительны законы РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (декабрь 1995 г.); «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 г.); «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (май 1999 г.). В них заложены основные принципы партнерских отношений: равноправия сторон, добровольности, взаимной ответственности, приоритетности примирительных методов и процедур при согласовании различных интересов и регулировании социальных конфликтов. В законодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акций протеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественными организациями трудящихся. Конфронтация, борьба признаются в партнерских отношениях сторон, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможные варианты регулирования и разрешения противоречий.

    Развитие социального партнерства, повышение эффективности его функционирования достигается также на основе формирования правовой базы в регионах. В 2000 г. законы о социальном партнерстве приняты более чем в 30 субъектах РФ. Кроме того, в ряде регионов утверждены законодательные акты, регулирующие отдельные наиболее существенные стороны партнерских отношений. Социальное партнерство как система отношений равных и равноправных субъектов опирается на юридические и моральные принципы ответственности за нарушение партнерских обязательств.

    Существенную роль в повышении ответственности участников партнерских отношений должностных лиц за выполнение принятых на себя обязательств должны играть органы государственной власти, а также трехсторонние комиссии. Им предоставлено право вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение достигнутых соглашений по урегулированию трудовых конфликтов. Члены данных комиссий могут при необходимости посещать предприятия и организации, независимо от формы собственности, знакомиться с трудовыми и социально-бытовыми условиями работающих, а также с отчетами, статистическими и другими материалами.

    По настоящему партнерские отношения строятся на верности слову и заключенному договору, соглашению, на уважении законов и национальных традиций, умении и готовности довести начатое дело до соответствующего результата. Ответственность предполагает признание и осуществление в отношениях между партнерами правовых и моральных норм, регулирующих организацию работы партнеров и обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития взаимоотношений между всеми участниками. Именно на этой основе формируется и поддерживается этика партнерских отношений как высоко нравственная социальная ценность, предполагающая недопустимость обмана или незаконной конкуренции.

    В общественном сознании глубоко укоренилась идея, что жизненный мир человека и человечества есть диалектическое единство и борьба противоположностей. Общественное сознание без особого напряжения отражает жизненный мир с помощью таких парных категорий, как «добро и зло», «плюс и минус», «левое и правое», «прогрессивное и негативное», «революция и контрреволюция». Между тем человеческий интеллект, интересы, потребности, ценностные установки усиливают потенциал не столь явно выраженных и определенных категорий, а состояний смешанных, многоаспектных, основывающихся на поиске меры согласия, примирения крайностей, на соблюдении определенных норм и принципов общественных отношений, развития социального мира.

    Мера согласия, мера цивилизованности, ориентация на взаимосогласованное сосуществование выступают фундаментальным свойством человеческого жизнебытия и важнейшим критерием социальных отношений. Сложная диалектика согласия и противостояния, миролюбия и конфронтации, индивидуализма и коллективизма проявляется в социальном партнерстве как определенном типе договорных отношений и одном из важнейших способов человеческого жизнебытия.

    Уровень согласования интересов, мера согласия выступают в качестве одного из исходных критериев социального партнерства. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок субъектов социальных отношений создает условия для неприязненных, а порой и конфронтационных отношений.