Перенесение мощей святого благоверного князя александра невского. Как отмечается День перенесения мощей Александра Невского? Тайна святых мощей

В Петербурге 12 сентября отметят один из главных праздников осени - день перенесения мощей святого князя Александра Невского. О роли события в истории нашего города рассказывает наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.

"Петербургский дневник": Владыка, почему именно день 12 сентября стал петербургским общегородским праздником?

Этот праздник - возрождение исторической даты, установленной еще XVIII в. Все императоры поддерживали ежегодное праздничное событие, прервавшееся лишь в советское время. День перенесения мощей святого князя Александра Невского - один из главных для самого Петербурга, поскольку святыня, перенесенная сюда Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы через несколько лет после ее основания. Этот факт позволяет нам и сегодня называть праздник государственно-церковным, а не сугубо церковным - указ Петра I о праздновании 12 сентября дня памяти небесного покровителя Петербурга придал торжествам статус общегородских. Таким образом, у святого Александ-ра Невского два главных дня поминовения. В церковной традиции основной, конечно же, день преставления святого князя - 6 декабря, а 12‑е мы отмечаем не только в храме, но вместе со всем городом.

"Петербургский дневник": Как начался процесс возрождения этого праздника? Насколько сложным это было в современном Петербурге?

Епископ Кронштадский Назарий: Возрождение праздника состоялось еще в сентябре 2002 г. - тогда идею поддержали ветеранские организации, правительство города. Конечно, делясь с общественностью идеей о возрождении шествия, я понимал, что мы столкнемся с трудностями разного рода. Трудностями не с точки зрения противодействия со стороны атеистов или борьбы против церкви, а с той точки зрения, что Невский пр. - главная артерия города. У нас самих было много вопросов - как сделать так, чтобы ход не создал напряжений и не-удобств?

Я очень благодарен руководству города: идея была поддержана сразу, но на ее грамотную совмест-ную реализацию ушло время. Только взвесив все за и против, тщательно подготовившись в 2013 г. к 300‑летнему юбилею Александро-Невской лавры, было решено возобновить общегородское шествие в день перенесения мощей святого князя. Тогда мы не помышляли о том, что ежегодный праздник будет проходить в таком масштабе. Только посмот-рев на результаты, на тысячи людей, принявших в нем участие, мы поняли, что это действительно не-обходимо. К чести ГАИ, МВД, все прошло просто прекрасно.

"Петербургский дневник": Этот праздник не только церковный, но и городской. Как церковь относится к тому, что в нем принимают участие невоцерковленные люди?

Епископ Кронштадский Назарий: Разумеется, мы ни от кого не требуем справки о крещении. Мы убеждены, что в этом шествии может принять участие каждый. Конечно, основу будут составлять прихожане храмов, церковные люди. Но к шествию могут примкнуть и те, кому дорога история, кто любит свой город, ратует за то, чтобы добрые традиции были восстановлены.

Если человек пришел только ради того, чтобы почувствовать единение, почувствовать, что он не один, - это прекрасно. Даже некоторые мусульмане говорили мне о том, как хорошо они себя чувствовали в шествии, как ощущали его мощную силу.

У праздника есть девиз - "Вера. Традиции. Единство". Вера касается церковных людей или тех, кто на пути к церкви. Традиция касается тех, кто изучает и любит историю. Единство - для всех, оно является основой нашей государственности. Личное дело каждого - остаться на молебен или нет. Ведь количество участников крестного хода - это не точный подсчет: сколько стартовало от Казанского собора и сколько финишировало в конце. Это те, кто хотя бы какое‑то время прошел вместе с нами по своим, личным причинам и получил то, что хотел - спокойствие в душе, уверенность, силы.

"Петербургский дневник": В чем отличие современного празднования от торжеств середины XVIII в.? Какие люди сегодня идут в молитвенном шествии, что ими руководит?

Епископ Кронштадский Назарий: Отличие, конечно, в самих людях - это и горожане старшего возраста, и молодежь, которая только приобщается к нашим традициям. Есть и еще одно отличие - во главе крестного хода не будут идти представители царской фамилии, как это было до революции. Я знаю, что некоторые члены правительства Петербурга по собственному желанию в свой выходной пройдут с нами, и на пл. Александра Невского нас будут встречать представители руководства города.

Важно помнить, что день крестного хода - еще и день тишины перед единым днем голосования. Мы тщательно следим за тем, чтобы участием в крестном ходе не воспользовались какие‑то маргинальные группы, политические активисты. Я обратился к органам внутренних дел, чтобы совместными усилиями мы предотвратили возможные нарушения. В этот день люди должны спокойно поду-мать. Может быть, это не случайно - участие в таких мероприятиях, как молитвенное шествие, заставляет человека обратить внимание на то общество, в котором он живет. Мы не ставим такую цель, но участие в празднике может стимулировать людей пойти на выборы и проголосовать за тех, кто будет представлять их интересы в государстве.

"Петербургский дневник": В последнее время много говорят о возрождении духовности, строятся храмы, обретают жизнь забытые традиции. Как вы ощущаете этот процесс в Петербурге?

Епископ Кронштадский Назарий: Духовность - отношение человека к Богу, независимо от того, православный ли он, католик, буддист и так далее. К возрождению духовности я бы не стал относить строительство храмов само по себе. От этого уровень духовности не изменится. Он изменится тогда, когда эти храмы наполнят люди, когда они услышат там что‑то о своей душе, об отношении к друг другу, к Богу.

Так же можно сказать и о праздниках. Если человек соблюдает традиции, но ничего не знает о Боге, он просто повторяет то, что когда‑то делали предки. Я думаю, что возрождением исторических праздников, основанных еще нашими императорами, Петербургу необходимо показать, что это город прежде всего православный. Он строился как столица Российской православной империи.

Безусловно, у нас прекрасные межрелигиозные отношения, много мероприятий, которые мы проводим вместе, как братья. Но нам, православным христианам, нужно хотя бы в какие‑то дни объединиться и показать, что мы вместе, ни в коем случае не с точки зрения превосходства, а по‑братски.

На первый крестный ход после перерыва люди смотрели даже с некоторым удивлением - неужели это так много православных идет? Оказывается, много. Но мы не очень любим шуметь, редко собираемся все вместе где‑то кроме храма. Важно свидетельствовать свою веру не только по большим праздникам, но помнить, что православие должно быть нашей жизнью каждый день, каждую минуту.

Беседовала Елена Куршук

Традиция праздновать день перенесения мощей святого Александра Невского зародилась в первые годы существования Петербурга. В 1721 г. Петр I после продолжительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить особенным событием, которое объединило бы жителей Санкт-Петербурга на века. Царь принимает решение о перенесении мощей благоверного князя Александра Невского - защитника рубежей России и покровителя воинов - из Владимира в новую молодую столицу. Утром 12 сентября 1724 г. флот в полном составе пошел вверх по Неве навстречу галере с мощами великого воина. Император перешел на нее и сам встал у руля, сановники сели за весла. Под пушечный салют оглушающий колокольный звон честные мощи князя-победителя были встречены на берегу Невы и перенесены в Александро-Невскую лавру.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года из Рождественского монастыря г. Владимира в Троицкий монастырь г. Санкт-Петербурга.

Край, где была основана новая столица Российской империи, г. Санкт-Петербург (1703), в XI веке находился под властью Новгорода Великого. Нева разделяла земли Карелии и Ингрии (Ижоры). С середины XII века за эту землю шла упорная борьба новгородцев со шведами и немецкими рыцарями. В 1323 году новгородцами в истоке Невы была основана крепость Орешек, ныне Шлиссельбург. В Смутное время Карелия и Ингрия временно отпали от России, но в начале ХУШ века при Петре I были отвоеваны русскими.

В июле 1710 года, вскоре после взятия Выборга, Петр I осматривал окрестности города. По его указанию было выбрано место для будущего монастыря во Имя Живоначальной Троицы и святого благовернаго князя Александра Невского, на берегу Черной речки (впоследствии Монастырки). 20 февраля 1712 года года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию (Яновскому), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». 25 марта 1713 года в деревянном храме, освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, была совершена Божественная литургия. Монастырь связывала с городом дорога, устроенная в 1712 году по распоряжению архимандрита Феодосия (будущий Невский проспект).

Когда новая столица обстроилась и основанная в ней обитель во имя святого Александра Невского обзавелась приличным храмом и достаточным составом братии, возникла мысль о перенесении в нее святых мощей Небесного ее покровителя.

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосии был во Владимире, в Рождественском монастыре, где находились мощи святого князя Александра Невского. Вместе с архимандритом монастыря Сергием он произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице, в которую были переложены «из старой» в 1697 году митрополитом Суздальским Иларионом. 4 июня 1723 года архиепископ Феодосии объявил в Святейшем Синоде, что Петр I, будучи 29 мая в Александро-Невском монастыре, велел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного князя Александра Невского перенести в Александро-Невский монастырь.

Святейший Синод 30 июня 1723 года постановил: «Святые мощи в Александро-Невский монастырь перенести, по примеру перенесения из Соловецкого монастыря в Москву святых мощей Филиппа митрополита в 7160-м году... При перенесении святых мощей от стороны Святейшего Синода быть настоятелю Рождествена монастыря, в котором мощи почивают, и иметь ему при себе духовных персон и светских служителей умеренное по потребе число, а от стороны правительствующего Сената быть достойной из знатного офицерства персоне, с надлежащим драгун или солдат числом, по усмотрению Сената. И как все оное к перенесению потребно определено и приготовлено будет, тогда то перенесение без всякого умедления и действом производить...

После Литургии и молебного пения, совершенного архимандритом с священнослужителями, поставив раку и распростерши балдахин и распорядив по приличным местам определенных к провожательству духовных и военных, чиновно восприяв показанный путь, в который из града... проводить с обыкновенным церковным пением и колокольным звоном, как мощи святого провожать долженствует, и по том провождении, ехать оным путем умеренно, со усмотрением мест, дабы в удобных никакого свыше потребы медления, а в неудобных вредительной скорости не употреблять. При мощах как духовные персоны, так и охранительный от воинской караул всегда должен быть неотлучно для наблюдения, чтобы при святых мощах никаких сквернословии и непотребных действ отнюдь ни от кого не происходило. Сохранять от случайных вредительств всякими мерами, сколько крайний смысл и конечная сила возможет. Всему пути вести обстоятельный журнал, из которого выписывая присылать в Святейший Синод от каждого места на всякой почте рапорт, дабы в Синоде о том было ведомо. Назначенному для сопровождения мощей архимандриту предписывалось, дабы он имел в пути такое поспешение, чтобы мог со святыми мощами к Санкт-Петербургу прибыть приближающегося августа к двадесятому, а по всеконечной мере к двадесять пятому числу неотложно».

Для сопровождения святых мощей был назначен окольничий Михаил Васильевич Собакин, для караула и посылок выделены из московского гарнизона обер-офицер с унтер-офицером и двадцать драгун.

Ковчег с балдахином для мощей с «носилом» (шириной 7 аршин, длиной 11 аршин, высотой более 5 аршин) был доставлен из Москвы во Владимир 10 августа. Несли его около 150 человек, а иногда и более. Перенесение святых мощей началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Так как из ворот обители выйти было затруднительно, частично разобрали забор; при шествии через тесную торговую площадь города пришлось сломать несколько прилавков. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи. Жители ближайших сел встречали и провожали святые мощи «со многими народными людьми».

17 августа подошли к Москве, а 18 состоялась торжественная встреча святых мощей архимандритом и братией Симоновского монастыря, архиепископом Сарским и По донским Леонидом, епископом Суздальским и Юрьевским Варлаамом, сонмом священнослужителей и множеством верующих. В Москву шли Мещанской улицей и по Сретенке, Введенской и Петровской улицами; не заходя в Кремль, по Тверской вынесли мощи за Ямскую Тверскую улицу и поставили в поле. При большом стечении верующих всю ночь совершались молебны святому Александру Невскому.

23 августа мощи были в Клину, 26 – в Твери, 28 – в Торжке, 31 – в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. У Софийского собора был совершен молебен. 10 сентября продолжили путь с мощами по Волхову с остановкой у Хутынского монастыря. 13 сентября их доставили в Старую Ладогу, 15 сентября – в Новую Ладогу. В Шлиссельбурге 19 сентября святые мощи встречали бригадир Шувалов и полковник Бухолц. Здесь мощи были поставлены в каменном храме и оставались до июля следующего, 1724 года. 24 июля Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлюшенбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

К тому времени был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором постановлялось: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских». В Шлиссельбурге с раки святого был снят его образ (в монашеском одеянии, поскольку он преставился в схиме) и вместо него был помещен новый, писанный живописцем столичной типографии Иваном Одольским. Тогда же была выполнена медная доска знаменитым гравером Пикаром с видом Александро-Невского монастыря, для печатания гравюр. В титул святого князя Александра Невского было добавлено слово «великий».

В самом монастыре для встречи мощей была изготовлена особая лестница для внесения мощей в верхний храм во имя святого Александра Невского, запасены пушки и порох для салюта. Утром в воскресение 30 августа 1724 года тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день.

После окончания перенесения мощей святого князя Александра Невского Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23 числа службе, отныне праздновать 30 августа». Составление новой службы Синод поручил обериеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографий протектору, архимандриту Гавриилу (Бужинскому).

Сподвижник Петра I, знаменитый проповедник, писавший, по слову императора, «внятно и хорошим штилем», архимандрит Гавриил составил немало похвальных слов на победы русского оружия, в похвалу императора Петра и основанного им города на берегах Невы.

Кроме новой службы на перенесение мощей святого князя Александра Невского архимандрит Гавриил должен был «сочинить из обретающегося в Прологе жития его, приложив к тому из бывшей с шведами и окончившейся миром войны краткую историю и перенесение его святых мощей по приличию, а также к сочиненным стихирам и синаксарию сочинить седальны и канон и всю ту службу по обыкновению напечатать и разослать во все государство».


Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий

В 1725 году в типографии при Александро-Невском монастыре служба с благодарением о заключении вечного мира между Российской империей и Швецией была напечатана пятью изданиями по 1200 экземпляров каждое. В следующем году последовало еще несколько изданий и общее количество экземпляров составило 11 900; они были переданы Синоду для рассылки по епархиям.

Однако вскоре распространение новой службы прекратилось. В словах службы о внутрироссийских делах Петровых: «и внутрь многая злая обыдоша нас, смирения от всезлобных мятежников, многое кровопролитие простирающих. Подвижеся всему сопротивное сердце Авессаломле, не токмо дела отеческая тщащеся опровергати, но и здравия его ищущее» (стихиры на литии, глас 5), архимандритом Псково-Печерского монастыря Маркеллом (Радышевским) усмотрено поношение высокой чести блаженной памяти царевича Алексея Петровича, замученного Петром I в Петропавловской крепости в 1717 году. Указом императрицы Екатерины I от 18 сентября 1727 года велено: «Святого благоверного великого князя Александра службы, которые разосланы по всей Российской империи к церкви, от тех церквей все собрать по-прежнему... и хранить те службы до указа в целости, впредь же празднество великого князя Александра Невского отправлять по-прежнему по месячной Минее. Служба перенесению мощей и житие, составленное архимандритом Гавриилом (Бужинским) и правленные самим Петром I, стали уделом рукописной традиции до тех пор, пока не были внесены в книгу «Житий русских святых» в 60-е годы XVIII века.

В дальнейшем, когда утихли внутридворцовые страсти начала XVIII века, служба заняла свое место во всех изданиях синодальных Миней.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

К 30 августа 1750 года была изготовлена по повелению дочери Петра I Елизаветы серебряная гробница для мощей святого Александра Невского. На изготовление ее истрачено 90 пудов чистого серебра, первой продукции «Колыванских рудокопен». Работы производились мастерами петербургского Монетного двора.

По сторонам гробницы расположены тематические рельефы, изображающие деяния и события жизни святого Александра Невского. На переднем – прибытие его в Городецкий Богородицкий монастырь, где произошло преставление князя; на трех других барельефах – битва с ливонскими рыцарями, вступление во Псков, битва на Неве при устье Ижоры. Внизу изображено преставление и погребение святого; на противоположной стороне – эпитафия М.В. Ломоносова:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает;
Но духом от небес на град сей призирает
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо Петру споспешествовал.
Являя его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь,
От первого серебра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.

Над гробницей – серебряный балдахин, увенчанный великокняжеской короной, впереди в нише – серебряная пирамида с чеканным изображением святого князя Александра Невского со знаменем в руке и его супруги с крестом в руке. Выше – литые ангелы, держащие щиты с надписями, сочиненными Ломоносовым. На северном щите: «Богу Всемогущему и Его угоднику Благоверному и Великому князю Александру Невскому, Россов усердному защитнику, презревшему прещение мучителя, тварь боготворить повелевавшего, укротившему варварство на Востоке, низложившему зависть на Западе, по земном княжении в вечное царство переселенному в лето 1263.

Усердием Петра Великого, на место древних и новых побед перенесенному 1724 года».

На южном щите: «Державнейшая Елизавета, отеческаго ко святым почитания подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретеннаго при ея благословенной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750».

После завершения торжеств перенесения мощей святого князя Александра Невского императором Петром I было задумано учреждение первого военного ордена в России в честь святого Александра Невского. Орден был учрежден Екатериной I в 1725 году.

В 1916 году в связи с тревожной обстановкой на фронте предполагали эвакуировать городскую святыню – мощи святого Александра Невского. Комиссия Синода провела вскрытие гробницы и освидетельствование мощей, но эвакуация не была осуществлена. Впоследствии, через несколько лет, гробница – одно из крупных мемориальных сооружений, в котором искусство русского барокко достигло своего апогея, была вывезена из монастыря и с 1922 года расположена в экспозиции Государственного Эрмитажа.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В перенесении мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург Промысл Божий усматривал небесное покровительство городу и новой столице России. Традиционно русские города, а тем более столица хранили святые мощи угодников Божиих и другие святыни, которые были надеждой и духовным щитом от неприятелей и других бедствий. Господу Богу было угодно сохранить от немецких полчищ, по молитвам благоверного князя Александра, Петроград в годы первой мировой войны и город Ленинград во время Второй мировой войны от немецко-фашистских захватчиков. Так героизм русских людей, соединенный с молитвенным предстательством Небесного покровителя города на Неве, продолжают свидетельствовать о небесной помощи благоверного князя Александра Невского.


Тропарь благоверного князя Александра Невского, глас 4

П озна́й свою́ бра́тию, росси́йский Ио́сифе,/ не в Еги́пте, но на Небеси́ ца́рствующий,/ благове́рный кня́же Алекса́ндре,/ и приими́ моле́ния их,/ умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием земли́ твоея́,/ гра́ды влады́чествия твоего́ огражда́я моле́нием// и правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя спобо́рствуя.

Кондак благоверного князя Александра Невского, глас 4

Я́ коже сро́дницы твои́ Бори́с и Глеб/ яви́шася тебе́ с Небесе́ в по́мощь,/ подвиза́ющемуся на Ве́лгера све́йскаго и во́ев его́,/ та́ко и ты ны́не,/ блаже́нне Алекса́ндре,/ прииди́ в по́мощь твои́м сро́дником// и побори́ борю́щия ны.

Молитва святому благоверному Александру Невскому

С корый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утвер­ди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низло­жи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетлен­ным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святы­ми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


12 Сентября 2018

Сегодня, 12 сентября, Православная церковь отмечает Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского.


"Россия - это продолжение Золотой Орды"

Святой благоверный князь Александр Невский вызывает в памяти скорее героический кинообраз, дополненный витязем в латах из центральной части триптиха художника Павла Корина да профилем на советском воинском ордене. И лишь недавно мы стали вспоминать, что полководец и дипломат перед смертью принял схиму с именем Алексий и многими поколениями русских людей воспринимался как чудотворец.

Об этом свидетельствует чудо с духовной грамотой. Во время обедни в Успенском соборе Владимира вошедший в храм скоротеча объявил о кончине Александра Невского в Городце. В сильный мороз народ вышел встретить тело любимого князя, которое везли ко Владимиру через Стародуб. Погребение состоялось 23 ноября 1263 года во владимирском храме Рождества Пресвятой Богородицы — "Архимандритии великой". На панихиде митрополит Киевский и Владимирский Кирилл прочел сначала отходную молитву, а потом — духовную грамоту.

Автор Жития святого Александра Невского со слов очевидцев рассказал, когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к находящейся в центре храма гробнице, чтобы вложить в руку усопшего духовную грамоту, произошло "чудо дивное, достойное памяти": "Он же сам, как живой (в подлиннике: акы жив сущи. — Ред. ) , протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его".

Как пишет биограф Александра Невского и переводчик его Жития на современный русский язык Юрий Бегунов, "в чуде с духовной грамотой увидели явное проявление святости Невского героя. Позднее митрополит Кирилл и эконом Севастьян заказали некоему монастырскому книжнику написать Житие святого Александра Невского для местного почитания князя, ибо святость его, впоследствии многократно подтвержденная нетлением тела и чудесами от мощей, есть освидетельствование о Христе, прославляющем Бога Творца со Святым Духом в жизни и смерти, в телах и душах во имя спасения".

Число чудес, которые Александр сотворил при своей земной жизни, существенно возросло в XIV столетии, но уже в первой редакции Жития упоминаются два события, названные чудом. Вообще-то, речь идет о трех чудесах, но третье связано с чудом духовной грамоты, которое произошло уже после кончины страстотерпца.

"Ижорское чудо" произошло в 1240 году и связано с Невской битвой. На другом берегу Ижоры, что называется "бугры", как сказано в Житии, "где полки Александра не могли пройти, нашли многое множество врагов, перебитых ангелом Божиим. Оставшиеся бежали, а трупы погибших своих набросали в корабли и потопили в море". Отчего шведы пали там, где русские не сражались, никто не знал, и решили, что помог нашим "ангел Божий". Кстати, судя по летописям, потери новгородцев и ладожан были небольшими. Пало 20 человек, имена некоторых наиболее видных горожан приведены в исторической хронике.

Невская битва не была грандиозным военным столкновением и не отличалась от других стычек того времени невероятным количеством сражающихся. На этом основании критики князя Александра рассматривают его боевые заслуги, как не связанные с ведением подобия мессианской войны. Певцам "крестовых походов" даже в голову не приходит, как можно было ликовать по поводу "незначительного" сражения на реке Неве. Историки возражают им, что после этой победы русского оружия, шведы вплоть до 1256 года не вторгались в пределы Новгородской республики. Но лучшим ответом звучит данное народом Александру прозвище Невский.

Второе чудо повествует о видении "старейшиной земли Ижорской, по имени Пелгуй", нареченного в святом крещении Филиппом, святых мучеников Бориса и Глеба, спешивших помочь "сроднику своему Александру".

В тексте второй редакции Жития великого князя Александра Ярославича упоминается о помощи, которую оказали ему святые князья Борис и Глеб во время битвы на льду Чудского озера, хотя в Житии это событие не названо "чудом". Агиограф передает: "И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божьей, святой Софии и святых мучеников Бориса и Глеба, которые нас ради прежде кровь свою проливали". Это случилось 5 апреля 1242 года, в день памяти мученика Клавдия, на Похвалу Пресвятой Богородице.

Созданный в другую историческую эпоху образ Александра Ярославича не грешит против истины хотя бы уж тем, что и для средневекового русского агиографа в князе воплотился идеал христианского властителя. В Житии сообщается о благочестии Александра, о почтении, с которым он относился к православному духовенству, о его участии в закладке храмов, а принятие на смертном одре монашества объясняется величайшим желанием "его паче меры ангельскаго образа". Агиограф ничего не говорит ни о страданиях князя от насилия, ни о мученической смерти за веру христианскую или аскетическом бегстве от мира сего, как в житиях других святых русских князей. Александр Невский стоит первым в ряду правителей, сражавшихся за землю Русскую, и по этой причине он причислен к лику святых.

Образ святого князя менялся со временем, приобретая все больше и больше черт не местечковых, а общерусских. Это связано и с решением императора Петра Великого сделать Александра Невского святым покровителем Петербурга и перенести его останки из провинциального Владимира в столицу Российской империи. Примечательно, что еще в начале XIX века Александр Невский не был символом не только антизападным, но и даже антинемецким. Более того, по инициативе Фридриха-Вильгельма III в резиденции прусского короля в Потсдаме была построена небольшая церковь, освященная именем победителя Тевтонского ордена, задуманная как "вечный памятник искренней привязанности и дружбы" между российским императором и прусским монархом.

Память о святом Александре Невском почитается в церковные праздники 23 ноября (6 декабря) и 30 августа (12 сентября). Последний связан с днем перенесения мощей в Санкт-Петербург, а первый — с днем погребения во Владимире. Центром религиозного культа является Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В среду 12 сентября 2018 года Православная Церковь отмечает перенесение мощей святого благоверного князя .

Великий русский князь и защитник Отечества скончался по пути из Орды в Городце, на Волге, 14 ноября 1263 года, перед этим успев принять схиму с именем Алексий .

Материал по теме

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища - 22 года. Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины.

23 ноября того же года он был похоронен в соборной церкви Рождественского монастыря Владимира, где сегодня ему стоит памятник.

Мощи Александра Невского были открыты перед Куликовской битвой – в 1380 году, и тогда же было установлено местное празднование. В дальнейшем к святыне с молитвами обращались многие русские полководцы.

30 августа 1721 года император Петр I , после длительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день и было решено освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург, бывший тогда столицей России.

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне.

Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа. В 1727 году празднество было отменено, но в 1730 году его снова восстановили.

Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский, † 27 апреля 1731 года) составил специальную службу в воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В 1743 году императрицей Елизаветой Петровной был учрежден общегородской крестный ход в память перенесения мощей святого князя, который ежегодно проходил вплоть до 1921 года, когда был отменен большевиками. Лишь спустя 92 года, в сентябре 2013-го, эту традицию удалось возродить.

ПАЛОМНИЧЕСТВО


ДВА ОБРЕТЕНИЯ
(глазами обывателя)

(о мощах св. князя Александра Невского и преп. Серафима Саровского)

В детстве в деревне мне рассказали страшную историю. По соседству жила молодая баба. Однажды утром вышла она из избы. Не умывшись, отправилась по воду. У колодца зевнула – и будто что-то влетело в рот, захлопала губами. А потом стало происходить странное. На обедне в церкви только «иже херувимы» запоют – та баба начинает лаять, гавкать, притявкивать. А после не своим голосом орет: «Ой, выхожу, выхожу!» А потом: «Нет, не хочу! Нет, не выйду!» И хохочет страшным хохотом. Это было перед самой войной. Баба к докторам обращалась – не вылечили. Так в деревне ее и прозвали – «порченная».
То же самое я видел нынешним летом в Дивеево. Бесноватые, приехавшие исцелиться у мощей святого Серафима Саровского, шипели по-гусиному, кричали по-ослиному, рычали... И вот совпадение! Гвалт поднимался как раз на «иже херувимы».
Баба с разинутым ртом – наша историческая память. Ветер носил по земле черный сор. И надо же – зазевалась раззява неумытая. А потом себя в отражении не узнала.
Ведь кто есть бесноватые? Это люди, которые человеческое в себе забыли. А есть другая разновидность бесноватых – тех, кто забыл свои исторические корни. Я имею в виду русскую интеллигенцию, виновную во многих бедах нашего Отечества. Она не шипит, не кричит по-ослиному. Но почему бы ей не приложиться к мощам святым?
Я тоже причисляю себя к интеллигенции. И эти беглые мои заметки о перенесении мощей св.Александра Невского и Серафима Саровского считаю попыткой обрести память. Начну же с Казанского собора, который десятилетиями в темном чулане прятал от людей многоцелебные мощи.

В ЗАМЕДЛЕННОМ КАДРЕ. 1989 г.

«Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносим земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением, наследником твоим благоверным императором нашим на сопротивныя споборствуюя».
(Тропарь на перенесение мощей благоверного князя Александра Невского)

Казанский собор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге – это фасад официальной истории России. С виду он не православный, хотя строил его русский. Гоголь в первоначальной редакции «Носа» послал своего героя именно сюда-в этот храм с дорическими колоннами. Царская цензура потом вычеркнула этот эпизод, где нос появляется на богослужении, среди высокопоставленных чиновников.
Когда ходишь меж гигантских колонн собора, то забываешь, что находишься на паперти церкви. В глаза бросаются лишь подробности, щербины на каннелюрах. Потому что все здание, раздавшееся вширь, неохватно для глаз.
Я помню, на этой паперти плясали мои сверстники, студенты. Столпившись над магнитофоном, они дрыгали ногами. Потом это место облюбовали демократы, что ни день – то митинг. В то время внутри собора располагался музей атеизма, там были выставлены страшные фотографии: развороченные раки, выброшенные на землю мощи святых, толпа зевак. Так агитировали против религии. Потом это прекратилось. То ли народ стал нервничать, и комиссары испугались. То ли мощи проявили свою чудесную природу. Что-то церковные историки уже писали... А я впервые узнал о мощах как раз по этим фотографиям. Нет, агитация не подействовала. А поселилась какая-то робость. Чувство пренеприятное: будто это мои останки вывалили из гроба и с любопытством рассматривают.
Потом я познакомился с Алексеем Симаковым, бородатым парнем, рабочим Кировского завода. Мне его рекомендовали как «ортодоксально верующего». Было это в Некрополе Александро-Невской лавры, у могилы Ф.М.Достоевского, в день поминовения писателя. Народу собралось немного, хотя панихида совершалась впервые в советское время. Алексей обносил всех кутьей. Он почти жил при Лавре, возглавляя десяток верующих, которые приходили в Некрополь ухаживать за могилами. Себя они считали прихожанами притвора Троицкого собора, где помещалась рака с частицей мощей св.Александра Невского.
Вкус этой кутьи я помню и сейчас. Холодная каша с изюмом и алюминиевым привкусом ложки. Плоть памяти.
Алексей разговаривал со мной, прямо в глаза смотрел. Взгляд его был прост и как бы вещественен. Как земля. Я пытался и не смог в нем отразиться. Будто я не настоящий. Будто придуманный. Сам себя придумал!
Действительно, мы жили тогда в придуманном мире – я и мои друзья. Новоиспеченная интеллигенция, лишенная традиционных устоев, занималась богоискательством. Вне традиции, вне Церкви было два «пути» к Богу: через занятия философией и через личный мистический опыт. И два исхода: в атеизм и в бесовидение, а то и просто в бесовство.
Впрочем, был и третий «путь». Мои новые знакомые называли себя религиозными диссидентами. Они полагали, что коммунистическая идеология въелась в поры Церкви и только изменение политического строя откроет людям Бога. Они толковали о катакомбной Церкви и Русской Зарубежной Церкви, о сергианстве. По их мнению, местоблюститель патриаршего престола Сергий погубил веру, покорившись советской власти.
Я тоже был в круговороте этих идей. Пока в руки не попала дореволюционная книжка с жизнеописанием св.Александра Невского. Оказывается, он канонизирован вовсе не за битву на Чудском озере! В жизнеописании я нашел то, о чем не рассказывали в школе...
С начала татарского ига великий князь был в великих трудах. Весь остаток жизни он ездил по Руси, замиряя соотечественников с ворогом. Призывал не роптать под игом, и в то же время укреплял церковь. Понимал: сопротивление принесет большее зло. Церковный летописец рассказывает эпизод, который совсем не красит святого князя. Приехав усмирять бунт, поднятый родным братом в Новгороде, он приказывает отрезать уши у казненных зачинщиков, чтобы отвезти свидетельство казни в Орду. Вся Русь содрогнулась – такое было в диковинку. Князь подчинился татарскому закону. В противном случае Орда бы двинулась на Новгород, опустошив землю. Можно представить, что творилось в душе Александра...
Князь проявил твердость, которая была испытана еще прежде – при вручении ярлыка на великое княжение. Его вызвали тогда в Орду и приказали поклониться идолам. Тех, кто отказывался, предавали мучительной смерти. Александр ответил: «Я верую только в Отца и Сына и Святого Духа». И прочитал Символ веры. И добавил, что поклонится только поганому кесарю, поскольку тот победитель.
Когда святого Александра Невского соборовали во Владимире, почивший сам протянул руку и принял свиток с отпущением грехов.
Однажды я подумал: а ведь великий князь не мог оставить Русь. Ведь он – ее великий князь! Он смотрит из потустороннего мира, старается помочь.
...Было это в 1989 году. В день поминовения святого Александра Невского над ракой читался акафист. В притворе собрались в основном старушки, было несколько человек интеллигентного вида. Пели как-то по-особенному, голоса массивными уступами поднимались вверх и обрывались – только чистый девичий голос сверкал под куполом на высокой ноте, я тоже подрезался, белой жемчужиной катился по ступенькам вниз... На этом фоне слова священника (служил, кажется, митрополит Алексий) звучали обыденно: «Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас». Он смотрел на раку, где покоилась частица мощей, и обращался прямо к ней. Мороз прошелся по коже – я увидел Александра Невского.
Это было сиеминутным и быстро забылось. Когда в июне того же года переносили мощи из Казанского собора в Александро-Невскую лавру, я снимал на кино. И радовался, что «перепрыгнул» профессиональных кинооператоров, которые толпились на площади перед надвратной церковью. А я был в самой церкви, на втором этаже. Прекрасный обзор. Стоял на подоконнике, прицелившись бытовой кинокамерой.
Просматриваю пленку и пытаюсь понять: какими глазами я тогда смотрел?

Крупный план. Внизу две лысины. Два священника. Один бородатый, прижимает руку к груди, жестикулирует. Другой, бритый, прижимает, как ребенка, японскую видеокамеру.
У газона милицейская машина, Невский проспект стрелой уходит к Адмиралтейству.

Крупный план. Носилки, увитые цветами. Перед носилками на пестром ковре сгорбленная фигура в черном. По периметру ковра веточки уложены. Сверху очень красиво, много цветов.
За оградой толпа – верующие и случайные. На переднем плане бородач. Видел его по телевизору. Очень похож на Достоевского. Кажется, из общества «Память».

По узкой улице, зажатой с двух сторон стенами Некрополя, движется колонна по четыре в ряд. За восемью хоругвями шествуют примерно десять архиереев в митрах, за ними вдвое больше иереев в черных клобуках, следом – нескончаемый поток черных ряс. Застигнутые на улочке прохожие вжались в стены, скульптурно замерли. Ряд статуй.
Архиереи окружили носилки, вразнобой поднимаются и опускаются кадила. Я смотрю на действо, происходящее на экране, и пытаюсь сосредоточиться. Из всех сил стараюсь осознать причастность к этому.

Крупный план. Мимо благообразного монаха и «Достоевского» движется еще одно знакомое лицо. Это главарь банды из фильма «Холодное лето 53-го». У актера хорошее, русское лицо. Почему русским особенно удаются роли душегубов? Вот он скрывается за хоругвями...

Господи, почему я не могу сосредоточиться? Взрослые, дети. Парень без ноги. Весь подался вперед, опершись на костыль, – вот-вот упадет. В локте подвернул руку, кажется, держит папироску.

Снова крупный план. Дверь лимузина открывается, появляется отсвечивающий золотом ящик. Быстро, но, не спеша, подходит священник, что-то поправляет. Зачем? Ведь, кажется, все в порядке...
Масса людей, в ней затерялся лимузин. Архиерей с длинной серебряной бородой надевает очки в золотой оправе. Принимает книгу. Звезды с изображением херувимов склоняются над ракой. Кто-то берется за носилки, и рака поплыла.
И мысли мои поплыли. Чувство потери. Был на празднике, но не праздновал. По двое в ряд идут священники с зажженными свечами вглубь лавры. Их обгоняют две девочки в белых платьях. Большая девочка держит за руку маленькую, а та в круглой шляпке... Изображение гаснет.

Нет, память – не целлулоидная пленка, не покадровая фиксация событий. Ведь в кадр тоже соринка может залететь. Память – это переживание причастности. Память – это присутствие. Осязаемое, как святые мощи.

ПАСХА СРЕДИ ЛЕТА. 1991 г.

Нынешним летом я собрался и поехал к своему брату в деревню, под Владимир. В этом белокаменном граде в Рождественском соборе с 1263 года покоились мощи святого Александра Невского, пока их не перенесли в Санкт-Петербург. Об этом сообщает табличка на стене монастыря, рядом с которой другая: «Комитет госбезопасности Владимирской области». Хотел поклониться древним камням, но внутрь не попал. Зато рядом нашел бюст Александру Невскому. Он изображен с острой бородкой и чем-то похож на Ленина в шеломе, в броне и княжеском плаще. Видимо, у скульптора была набита рука.
А вскоре во Владимире случилось событие, которым город жил несколько дней...
В один из вечеров брат стриг овец, а я восседал на лестнице, развлекал разговором: «Тот же овечий запах, и та же бревенчатая стена, и серп на гвоздике. И даже овечьи ножницы, которыми ты стрижешь, совершенно не изменились со времени Рождества Христова. Археологи откапывают точь-в-точь такие же». Брат молчал, щелкал ножницами. Наутро по местной радиосети передали: из Москвы тронулся кортеж с мощами преп. Серафима Саровского. В районный центр Лакинск он прибудет 24 июля в 14.00. Затем проследует во Владимир.
История обретения св. мощей удивительна. В начале ноября 1990 года группа сотрудников и реставраторов Музея истории религии и атеизма (Казанский собор) проводила в одном из фондохранилищ отбор предметов для передачи их Церкви. И вот в дальнем углу хранилища их внимание привлек прямоугольный предмет свыше 1,5 метра длиной, обшитый тканью. По виду предмет напоминал деталь мебели и поэтому до сих пор он не вызывал интереса. На этот раз проверка велась особо тщательно, и сотрудник Е. М. Лучшев предложил вскрыть обшивку... На деревянном прямоугольном постаменте под слоем марли и ваты лежали полные мощи с сохранившимися белыми порыжевшими волосами и бородой. На голове была черная скуфья с круглой прорезью, которая делается, чтобы верующие прикладывались к мощам. На груди покоился медный наперсный крест в серебряной оправе. Руки были сложены на груди. На руках – священнические поручи и белые атласные рукавички, на которых золотом вышито – на одной: «Светлый отче Серафиме», на другой – «Моли Бога о нас».
Директор музея С. А. Кучинский немедленно поставил в известность о находке Патриарха Алексия II. Через некоторое время в музей прибыла назначенная Патриархом комиссия в составе секретаря Патриарха, епископа Арсения и Тамбовского, епископа Евгения (Саровская пустынь раньше находилась в пределах Тамбовской епархии). На основании детального освидетельствования и сравнения его результатов с копиями актов о вскрытии мощей преподобного Серафима в 1922 году (эти документы имелись у представителей комиссии) комиссия пришла к единодушному выводу: «Сомнений быть не может».
Об этом я узнал позже. Но и тогда даже тени сомнения в подлинности и святости мощей не возникало. Почему-то была уверенность: все, что происходит, так и должно быть. Мы долго ждали преподобного Серафима, и время настало – он возвращается. к нам...
В назначенный час в Лакинске у Казанской церкви собралось много люда, бородатый мужчина, с виду инженер, держал в руке букет цветов. В 14.24 по владимирскому тракту в сторону Москвы проехала «скорая» с включенной мигалкой. В 14.44 туда же промчались пятнадцать милицейских машин. В 15.25 с матерком прогнали коров. Близился вечер, и дождь накрапывал. Инженер ходил взад и вперед, сунув букет под мышку.
У входа в церковь я разговорился с бывшим звонарем Федором Фуртиковым. Он рассказал, что в детстве его обзывали «Федькой-маленьким попенком», что это его родственники укрывали от властей блестящего революционного оратора Лакина, которого выследили потом местные жители и забили колами. А раньше Лакинск назывался Унылым Долом. Здесь отдыхали арестанты, следовавшие этапом по «владимирке». А церковь здешнюю построил Александр Суворов. Закрыли ее в 36-ом при священнике о. Александре Кутузове. Нынешний батюшка восстанавливал церковь сам, поскольку раньше работал в проектном институте... Так в разговорах шло время.
Мы уже начали беспокоиться. Подъехала иностранная машина, оттуда на ломаном русском спросили: «Что происходит? В 60-ти километрах в сторону Москвы тоже люди с иконами стоят». Ах, вот оно что! Люди останавливают кортеж, чтобы приложиться к мощам. Потому и задержка. В 17.30 подрулила машина ГАИ.
– Отойдите от дороги, кортеж опаздывает, едет с большой скоростью! – заявил старшина.
– Пусть остановится. Нам бы только две минутки...
– Я говорю, он не остановится!
Кто-то среди нас воскликнул: «Не будем нервничать! Давайте все вместе Бога молить...»
Лицо у милиционера было грустное, он очень устал. Снял с рации трубку. Потом вдруг стронулся с места и уехал от греха подальше. Шел проливной дождь, заблистали молнии. Из водяного марева появился преп.Серафим Саровский. Это была огромная икона, установленная на машине. Следом ехал микроавтобус, где находилась рака.
Гремел гром, по стеклу автобуса струился дождь, люди прикладывали ладони к стеклу, и по пальцам стекала вода, и по лицам тоже – или просто люди плакали? «Детей, детей вперед пропустите!» Святейший Патриарх смотрел из лимузина, светло улыбаясь.
Все случилось быстро, как озарение. Уши заложило громом небесным, я не слышал себя и не слышал чужих голосов. Только и запечатлелось: «Детей, детей пропустите».
Почти не остановившись, автобус проследовал во Владимир. Что случилось в городе, я узнал oт отца Георгия, священника из соседнего села Ставрово. Впрочем, об этом же писали и газеты. Крестный ход встречал мощи у Золотых Ворот. Только появился кортеж – ливень прервался, солнцем озарились купола древних соборов. На площади и на крепостном валу люди возликовали. Собрался, наверное, весь город. Раки внесли в Успенский собор – и сразу же снова хлынул ливень. Но дождь не мог уже заглушить знаменитый владимирский перезвон. Колокола гудели и люди ликовали. Как встарь. Будто победное войско вернулось с рубежей Святой Руси.
...Отец Георгий окончил рассказ. Мы стояли в притворе церкви. Женщина, которая свечки продает, простосердечно сказала:
– И как же после этого люди в Бога не верят?
Из Ставрово я катился на велосипеде меж созревших хлебов, не чуя под собой педалей. Брата дома не было – принимал на току первое зерно.
Во Владимире праздник продолжался три дня. На площади было многолюдно, люди часами стояли к мощам. В древнем Успенском соборе, со стены которого смотрели фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, шла служба. Она транслировалась на весь город. Затем мощи переехали в Нижний Новгород, а оттуда в Арзамас и Дивеево. Отправился и я следом.

Арзамас уютен. Босоногая ребятня. Осанистые мотоциклисты в танкистских шлемах. Яблони за забором. Провинция. Мимо богатых домов в стиле барокко раньше гоняли коровьи стада. На занавоженных улицах выросли церкви огромные – храмища. И люди здесь сытые и добрые. В прошлом веке над ними посмеялись. Побывали здесь санкт-петербургские остряки, а потом в столице появилось шутливое общество ревнителей хорошего вкуса – «Арзамас». Этот салон собирал цвет интеллигенции. По легенде приезжал сюда и народный царь Александр I, примерно в то же время. Отсюда он поехал к отцу Серафиму, где получил благословение на подвиг. Разыграв свою смерть, государь ушел в народ под именем Федора Кузмича.
В Арзамасе, Воскресенском соборе, я увидел необычную икону. Она под стеклом, а внутри полуобъемная фигурка преподобного Серафима. К иконке приклеен настоящий камушек, старец опирается на него коленями. Вся икона выложена веточками – так изображен лес. Вот уж посмеялись бы санкт-петербургские остряки! «Ля русс моветон!»
Протестанты (а образованны обычно если не атеисты, то протестанты) в этой раскрашенной глиняной фигурке усмотрели бы язычество. У них своя мерка. Вне благодати, оторванным от мудрости святых отцов, этим людям приходится бояться самих себя, сторожить каждый шаг, чтобы совсем не отпасть от Христа.
Иначе в нашей Церкви. В ограде Истинной Апостольской Церкви каждый свободен в проявлении своей любви! Да, кто-то изваял подобие старца, чтобы радостнее было обращаться к нему с молитвой. Ну и что? Ведь все восполняет любовь. Я вижу, с каким старанием из веточек хвоща выложен дремучий саровский лес, и... вот уже я там, у ближней пустыньки спрашиваю угодника: «Преподобне отче Серафиме! Moли Бога о нас!»
Теми же глазами, как на иконку эту, образованцы смотрят на святые мощи. Вообще-то мощи не отвечают их эстетическому вкусу. «Азия-с». Они не верят в телесную святость. Не верят в чудеса. «Верховный разум», Абсолют – это другое дело!
Давайте же подумаем вместе: разве не совершилось чудо, когда Абсолют принес в жертву самого себя, создав самостоятельный, свободный мир людей? Но образованец не видит присутствия Божией силы в материальном мире.
Есть интеллигенты и другого рода. Они могут порассуждать о «полезности мощей для нравственности народной». О том, что «Церковь есть некий сосуд, сохраняющий святой дар веры от искушения мира сего», а чтобы вера не расплескалась, в основание сосуда должно поставить раки с мощами святых угодников... Этак рассуждают, а сами в глубине сомневаются.
Но чтобы принять мощи – их надо принять. Приложиться к ним – и исцелиться.
Милостив был старец Серафим к сомневающимся. Симбирский помещик Н.Л.Мотовилов вспоминал:
– Каким же образом, – спросил я батюшку о. Серафима, – узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?
...Тогда о.Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:
– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобой! Что же ты не смотришь на меня?
– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..
– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть... Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его...

Из Арзамаса – прямой путь в Дивеево. Совершал Святейший Патриарх службу на улице, под куполом неба. Да Троицкий собор не вместил бы всех паломников. В тот день небо было удивительно чистым, лучилось голубизной. Кому не хватило места на площади, молились неподалеку, в лесочке. Старушки били поклоны, погрузившись коленями в теплую землю. Рядом со мной на досках спала девочка, видимо, накануне всю всенощную простояла. Подняла голову, заспанная, улыбчивая. Чужая бабушка ей баранку дала. Девочка-то босая, и ступня перевязана. Хроменькая.
Бабушка рассказала мне про чудо. Стояли они всенощную, и в небе ночном радуга появилась в виде креста. Потом и другие чудеса были: бесноватые прямо на глазах в разум входили. С рычаньем, с шипением гусиным выскакивал бес из людей.
По мне так и не надо было этих чудес. Нет лучшего свидетельства о Боге, чем человек, просветленный в Нем. После службы паломники христосовались, вдруг увидели, что кто-то несет из палаточного лагеря икону, чтобы вернуть ее в собор. За иконой сразу выстроился Крестный ход, пели «Христос воскресе!»
На обратном пути в Арзамасе я снова зашел в Воскресенский собор. Площадь маленькая, а собор – до неба. Величиною, наверное, с Исаакиевский собор в Петербурге. Таких «исаакиевских соборов» я насчитал семь в округе.
У собора огромная паперть, всем места хватит. Среди просящих Христа ради заметил знакомую по Дивеево бабушку. В отличие от других нищенок, она не опускала глаза долу, принимая милостыню. Смотрела ласково: «Подайте на обратную дорогу...» Паломница. Ехала со спокойной душой сюда – помогут, не оставят, ведь православные кругом!
Внутри собора неоглядное пространство, здесь под высокими сводами одновременно соборовали покойников, венчали суженых, причащали паству. Центр мира. Хотелось затеряться в этом мировом коловращении. А вот та самая иконка с глиняной фигуркой старца Серафима. Один из паломников приложился к ней и лампаду качнул. Масло на ноги пролилось. Как я ему позавидовал! По-детски. Ведь с этим маслом серафимовым на подошвах он и уехал...
Захотелось обратно в Дивеево. Чтобы пойти вместе с паломниками к дальним святым источникам и к тому месту, где отец Серафим стоял на камне тысячу дней. Если бы не было этого камня, то и Серафима не было бы! Это был бы другой святой. Здесь каждый предмет имеет значение.
Весь мир объемлет Бог. И разве не радостно пуститься в путь? Идти, прикасаясь к священным камням. И все время возвращаться. Зная, что и святой Серафим вернется с приветствием на устах: «Радость моя, Христос воскресе!»
В Дивеево просветлела родовая память. Еще мне вспомнилось... Поредел ладанный, свечный туман. Предо мной – внутренность кладбищенской часовни. В тесных стенах полно народу – сухие старушки и бородатые дяди на стенах, и даже на потолке. Кто же среди них папа и мама? Не успеваю испугаться, как вижу вдруг икону в фамильном киоте крестной матери. Неизвестный мне святой протянул руку в благословении. Пальцы у него тонкие и будто пластилиновые. Вижу: он находится по ту сторону, и некоторые странности в его облике доказывают это. Но он из той же плоти, что и мы! Близок и ласков его взгляд.

Михаил СИЗОВ

Молитва преподобному Серафиму

«О, великий угодниче Божий, Преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешая просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойно быти твоего о нас молитвеннаго к Богу представительства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».