Парные согласные список. Правописание парных согласных в корне слов
Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому - нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).
Сонорные - это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.
Два сонорных согласных - [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры - слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки - это как раз сонорные. Их пять:
Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].
В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].
Пары по твердости-мягкости
Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.
Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.
Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.
По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.
Непарные твердые согласные звуки - это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.
А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.
Непарные мягкие - это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.
Звуки «совсем непарные»
В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например , в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ - П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ - Н), но непарный по глухости-звонкости.
Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].
Что мы узнали?
Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 130.
На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими.
Звонкие и глухие согласные звуки
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:
[б] | [д] | [з] | [г] | [в] | [ж] |
[п] | [т] | [с] | [к] | [ф] | [ш] |
Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.
Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()
Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.
[б] | [б’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [г] | [г’] | [в] | [в’] | [ж] |
[п] | [п’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [к] | [к’] | [ф] | [ф’] | [ш] |
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
[б] | [б’] | ||
[п] | [п’] | ||
[д] | [д’] | ||
[т] | [т’] | ||
[з] | [з’] | ||
[с] | [с’] | ||
[г] | [г’] | ||
[к] | [к’] | ||
[в] | [в’] | ||
[ф] | [ф’] | ||
[ж] | |||
[ш] |
Непарные звонкие согласные звуки
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки:
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
[л] | [л’] |
(эль) |
|
[м] | [м’] | ||
[н] | [н’] | ||
[р] | [р’] | ||
[й’] |
(и краткая) |
Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
[х] | [х’] | [ц] | [ч’] | [щ’] |
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
[х] | [х’] | ||
[ц] | |||
[ч’] | |||
[щ’] |
Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.
Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()
Закрепление знаний на практике
Выполним задания.
1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.
д очка - точка
б очка - почка
ш ар - жар
удочка - уточка
2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос
)
2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- У ежа - ежата, у ужа - ужата.
- Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
- Fictionbook.ru ().
- Deafnet.ru ().
- Samouchka.com.ua ().
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
- Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных - 9 - Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных - 2 - Т, Т, различных - 1.) .
- Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
- 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».
Цель: создание алгоритма подбора проверочных слов с парными согласными в корне слова.
- Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
- Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в группах, в работе с деформированным текстом.
- Продолжать развивать орфографическую зоркость, применяя методику В.В. Лайло.
- Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
- Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в группах.
- Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.
Оборудование:
Сигнальные карточки;
Учебник“Русский язык” для 2 класса четырехлетней начальной школы, 2 часть, Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;
Тетрадь;
Индивидуальные карточки, опоры;
Кораблики у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень, зеленые – 3 уровень).
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.
Запишите число и классная работа.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
1. - Посмотрите на доску.
Назовите буквы, которые вы заметили.
(Т, Д, В, Г, К, Ж, Ш, З, Б)
Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные звуки)
2. - На какие две группы можно разделить эти звуки? (Звонкие и глухие)
Записываю названные буквы на доску:
Давайте заполним пропуски.
3. – А сейчас красиво напишем данные пары букв, но прежде подготовим пальчики к работе.
(Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:
Один, два, три, четыре, пять!
Вышли пальцы погулять!)
Чтобы парные согласные не разбежались мы свяжем их веревочкой. Прописываем в воздухе за учителем. Теперь самостоятельно записываем в тетрадь.
Дети записывают с доски:
Придумайте слова, в которых буква из этих пар стоит в корне, в конце или в середине слова (голубь, холод, ягодка).
III. Постановка темы и задач урока.
Подумайте, какая сегодня тема урока? (Парные согласные в корне слова)
Записываю тему на доске.
Сегодня мы будем учиться правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова.
IV. Усвоение нового материала.
1. Наблюдение над языковым материалом.
Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)
Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Отгадки я запишу на доске.
1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).
2. В лесу родилась
На воде живу (лодка).
3. Шел долговяз,
В землю увяз (дождь).
4. Показался желтый бок
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня. Я … (репка).
На доске:
морков
ь лод
ка дожд
ь реп
ка
ф
т
т
б
Посмотрите что у меня получилось. Какие буквы мне записать?
А вы хотите научиться правильно записывать согласные в словах? (Да)
Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне. Можно дать подсказку:
Изменить слово;
Подобрать однокоренное слово.
Работа группы обсуждается коллективно:
- Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (дождь – дожди).
- Изменить слово – добавить слово “нет” (дождь – нет дождя).
- Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное) – (дождь – дождик).
Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:
Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.
3. Работа над определением.
Сравните слова записанные на доске:
морко…ь – морко…ный
В каком слове вы не сомневаетесь в написании парной согласной? (Морковный)
Почему? (Звучит четко)
Что заставляет этот звук звучать четко, ведь гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)
Сделайте вывод четвертого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук “н”.)
Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:
- Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.
- Изменить слово – добавить слово “нет”.
- Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).
- Изменить слово – подобрать однокоренное слово,в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].
Молодцы ребята! Сравните наши выводы с выводами в учебнике на странице 60.
Приведите свои примеры. Остальные дети внимательно слушают и сигнальными карточками показывают свое отношение.
А сейчас ребята, мы с вами послушаем сказку, которую покажут нам ваши товарищи. Инсценирование сказки. “Сказка о парных согласных”.
Сказка о парных согласных
Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми.Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.
СТОЛ(Б)?(П)?
Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т , но заспорили – кто лучше с этой работой справится.
Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.
ДОРО(Ж)?(Ш)?КА
Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят травку, которую накосили. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.
АРБУ(З)?(С)? ТРА(В)?(Ф)?КА СТО(Г)?(К)?
Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце поставьте гласную букву, или после согласного поставьте гласную букву в середине слова, она и укажет, кто из вас будет стоять в этом слове.
Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка – трава, стога – стог.
Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слов.
V. Физкультминутка.
Буратино шел – шел
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положи их в кузовок.
Назовите слово из физкультминутки с парной согласной. (Гриб, а еще мы услышали проверочное слово – грибок)
Молодцы!
VI. Закрепление изученного.
1. Сейчас я буду диктовать предложения, а вы записывайте в тетрадь только слова с парными согласными, вместе с проверочными словами, используя разные способы подбора.
Выпал первый пушистый снег.
У кошки зоркие глаза и острые зубки.
Какие слова вы записали? (Снег – снега, кошки – кошечка, глазки – глазик, зубки – зубов)
Ребята, я еще раз прочитаю первое предложение, а вы назовите главные члены предложения.
2. Словарная работа.
Отгадайте загадку:
Дуйся, не дуйся.
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой (кофта).
Подберите проверочное слово к слову кофта. (К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное)
Как мы помогаем памяти запомнить в словах именно эти буквы? (Мы используем “усиление”, “уярчение” буквы в слове)
Давайте попробуем в слове кофта “усилить” букву “ф”. Какие у вас предложения?
(- Я предлагаю “усилить” букву путем написания орфограммы по аналогии с внешним видом.)
КО ТА
Молодец!
(- А я думаю так. Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю усилить орфограмму с помощью слова “фигура”.
(Есть еще один вариант “усиления” буквы. Кофты бывают разных фасонов)
Молодцы! А сейчас запишите слово в словарик и на месте запоминаемой орфограммы нарисуйте предмет.
Придумайте предложение со словарным словом.
3. Физкультминутка на зрение по методике Базарнова.
4. Дифференцированная работа.
Задание для каждого уровня записано на карточках. Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с красными парусами, выполняют задание № 1.
Задание № 1. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найти слова с парными согласными и написать проверочные тремя способами.
Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.
Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с синими парусами, выполняют задание № 2.
Задание № 2. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные тремя способами.
В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с зелеными парусами, выполняют задание № 3.
Задание № 3. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные любым способом.
В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Не набрать мне столько за го…
Какие слова с парными согласными вы выписали? (Лес, подружка, ягод, год)
Какое стихотворение получилось в первом задании? Прочитайте.
Можно ли это назвать стихотворением? Почему? (Дети называют признаки стихотворения: рифма и т.д.)
Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово (ответы детей).
Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не согласны с ответами друг друга, сигнальте.
Учащиеся 3 группы называют проверочные слова, их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.
VII. Подведение итогов.
Что узнали нового?
Что вам было интересно?
На каком этапе вам было трудно?
Что бы вы рассказали родителям об уроке?
Что бы вы изменили в уроке?
Обозначьте свое отношение к работе на наших традиционных палочках успеха.
VIII. Домашнее задание.
1 группа. Упражнение 322.
2 группа. Упражнение 322 (по заданию, дополнительно придумать с проверяемыми словами словосочетания)
3 группы. Упражнение 321.
Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. У. Выделите первый звук в слове каменный. Спасибо Вам за отзыв. Если наш проект вам понравился и вы готовы помочь или принять участие в нём, перешлите информацию о проекте знакомым и коллегам.
Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий. Согласные - это звуки речи, противоположные гласным, и в сочетании с которыми образуют слова. Во время их образования происходит сужение голосового тракта. Согласные звуки, которые образуются при участии голоса и шума называют звонкими.
Абсолютно все парные согласные отличаются присутствием голоса (звонкие звуки) или же его отсутствием (глухие звуки). Звуки, - непарные глухие. Ш’], - длинные шипящие звуки, парные согласно глухости-звонкости. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.
Проверка парных согласных звуков в корне слова
Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Нет, не надо учить все слова наизусть, - успокоила Василиса. Ученики придумали такие слова: муха, царь, луна, рыцарь. И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать.
Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише,Кот - кота, год - года.Различим без труда.И в конец букву верно напишем. У. Найдите на полотне буквы, обозначающие эти звуки. Давайте поиграем в игру «Живая буква». Найдите в тетради и обведите эти буквы, а я обведу их в вагончике.
Смотреть что такое «парные согласные» в других словарях:
У. Каким же был волк в сказке «Три поросенка»? Из пластилина слепите эту пару согласных. 81. Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. Существуют парные согласные по глухости - звонкости: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С. Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.
Парные согласные в слабой позиции
Включение в урок. Актуализация знаний. Сегодня мы на уроке проведём исследование по проблеме “Правописание согласных в корне слова”. Но для изучения возьмём определённые слова на тему “Во саду ли, в огороде…”.
Дети, а что ещё интересного вы заметили с точки зрения букв парных согласных звуков, где они располагаются? Правильно. И мы это знаем из уроков по ОБЖ. Если не мыть фрукты, то можно заболеть, оказаться в больнице. Задание: надо изменить данные на слайде слова так, чтобы парный согласный в слове нужно было проверять. В середине слова, перед глухими согласными, как мы и предполагали в начале урока. – Давайте подберём к ним слова, следуя нашему правилу.
Классификация согласных.
Вы должны дополнить рассказ, записанный на слайде, словами из темы нашего урока “Во саду ли, в огороде…”. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие (термин «сонорные» не вводится) и всегда глухие. Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с образуют пары звуков из которых один звонкий, другой глухой. Аналогично учащиеся приходят и к выводу о том, что согласные х, ц, ч -непарные глухие.
Бесплатная помощь с домашними заданиями
Ученик I класса, оперируя фонетическими знаниями, объясняет написание слов с парными согласными следующим образом: «В слове флаг на конце слышу парный согласный звук,- значит, слово надо проверить. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков.
Наталья Киселёва,учитель ГОУ СОШ № 500 г. Москвы
51. Объясните по таблице, как можно проверить написание парных согласных. Буквы, которые в словах пишутся по правилам, называются орфограммами. 52. Объясните, нужно ли проверять и как проверить правописание пропущенных в словах орфограмм. У нас есть много людей, которые помогут Вам здесь Кроме того, мой последний вопрос был решен менее чем за 10 минут:D Во всяком случае, Вы можете просто войти и попробовать добавить свой вопрос.
Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. Подберите подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе, в родительном падеже. Они относятся друг к другу по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Согласные звуки, которые образуются только при помощи шума, называются глухими.
Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Но только теми, в которых парный согласный требует проверки, и написать их правильно, используя наше правило. Обозначение на письме какого согласного надо проверять в этих словах? У них буквы парных согласных звуков стоят в конце слова. – А какой частью речи являются слова-отгадки?
На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.
Оглушение парных согласных на конце и в середине слова
Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:
Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.
Рис. 1. Парные согласные ()
Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.
Назовём предметы. Выделим последние звуки.
Поезд
Таз . Слышим звук С - пишем букву З.
Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.
Лод ка . Слышим звук Т - пишем букву Д.
Лож ка . Слышим звук Ш - пишем букву Ж.
Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.
Три способа проверки парных согласных
Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?
Рассмотрим примеры.
Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.
Например: груз - грузы, сугроб - сугробы, плод - плоды.
Второй способ: мысленно подставить слово «нет».
Например: флаг - нет флага, мороз - нет мороза, клюв - нет клюва.
Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.
Например: ножка - ноженька, лапка - лапочка, травка - травушка.
Рис. 6. Слова с парными согласными ()
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.
Например: рыбка - рыбный, книжка - книжный .
Закрепление знаний на практике
А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.
Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.
Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.
Проверим, что получилось: юбка - юбочка, дудка - дудочка, блузка - блузочка, холод - холодный, выставка - выставить, глазки - глаза, снежки - снежный, грязь - грязный, коровка - коровушка, кружка - кружечка, звонок - звонки, морж - моржи.
Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.
Тра…ка - тра…а, тра…ушка, тра…инка.
Ду…ки - ду…ок, ду…очек, ду…овый.
Моро… - моро…ы, моро…ный, моро…ить.
Трав ка - трав а, трав ушка, трав инка - корень трав . Вставили букву В.
Дуб ки - дуб ок, дуб очек, дуб овый - корень дуб . Вставили букву Б.
Мороз - мороз ы, мороз ный, мороз ить - корень мороз . Вставили букву З.
Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.
Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.
Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:
Хлеб, гвоздь, голубь.
Проверочные слова:
Хлеб - хлеб а, хлеб ушек, хлеб ный. Корень хлеб .
Гвозд ь - гвозд и, гвозд ик. Корень гвозд ь.
Голуб ь - голуб и, голуб ок, голуб иный. Корень голуб ь.
Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.
…… цветёт весной.
Мама сделала …… из огурцов.
Зимой идёт……
…… намело во время пурги.
После драки под глазом……
…… сена убрали в поле.
Проверим, что получилось (один из вариантов).
Сад цветёт весной.
Мама сделала салат из огурцов.
Зимой идёт снег .
Сугроб намело во время пурги.
После драки под глазом синяк .
Стог сена убрали в поле.
На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
- Kuznetzova.siteedit.ru ().
- School.xvatit.com ().
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
- Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.
Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова ()
- * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.