Парашют - состав парашютной системы. Строение парашюта Подвесная система и ранец

Прыжок веры

Парашют – это устройство, предназначенное для замедления процесса падения предметов в воздухе.

Существует множество разновидностей парашютов. Однако принцип действия у них един и был сформулирован еще в XV веке.

Впервые идея создания устройства, позволяющего безопасно спуститься с любой высоты, не подвергая себя опасности, была озвучена Леонардо да Винчи. Будучи человеком, опередившим свое время, он предположил, что если использовать палатку размерами 12*12 локтей, то можно безопасно спуститься с любой высоты. К сожалению почитателей трудов великого ученого, да Винчи не завершил этот проект, но заложил основу и сформулировал принцип работы парашюта, который используется и сегодня.

В дальнейшем множество изобретателей предлагали на суд общественности всевозможные вариации парашютов, однако все они были далеки от совершенства и ни один из них не получил развития.

Официальным днем рождения парашюта принято считать 9 ноября 1911 года, когда актер, в прошлом военный, Глеб Котельников, получил охранное свидетельство на свое изобретение. Толчком к созданию парашюта стала гибель одного из лучших летчиков того времени – Льва Мациевича, когда во время одного из полетов 24 сентября 1910 года его самолет буквально развалился в воздухе.

Это событие впечатлило Котельникова, и все свое дальнейшее время он посвятил созданию устройства, которое помогло бы избежать подобных смертей.

Стоит отметить, что парашюты к тому времени уже существовали и представляли собой зонт, к которому летчик должен был прикрепиться, чтобы безопасно спуститься с высоты. Но такие манипуляции занимали слишком много времени и не могли обеспечить безопасность и сохранить жизнь пилоту воздушного судна.

Глеб Котельников решил, что спасительный парашют должен быть закреплен на теле летчика, чтобы тот в любой момент мог спрыгнуть хоть из кабины, хоть с крыла самолета, экономя время на процессе крепления и раскрытия зонта. Кроме того, парашют должен быть легким и раскрываться автоматически.

Прототипы первых парашютов Котельников испытывал на куклах, и крепились они к шлему испытуемого, однако идея встроить парашют в шлем не прошла тестовых испытаний. Второй и используемой до сегодняшнего дня итерацией стал ранцевый парашют. Котельников изготовил свой парашют из шелка и упаковал его в алюминиевый ранец, сконструировал два вида строп для маневренности, а также внедрил в конструкцию пружину, которая автоматически выбрасывала купол из ранца и раскрывала парашют.

Изобретение сразу заинтересовало военную публику и иностранцев. Парашют получил название РК-1, что расшифровывалось как «Русский. Котельников. Первый».

Глеб Котельников стал не только пионером парашютостроения, но и вписал во всемирную историю факт принадлежности изобретения парашюта России.

На тонких стропах

Принцип действия парашюта прост: под полусферическим куполом образуется сила противодействия воздуху, которая замедляет падение до скорости, при которой это падение становится управляемым.

Изначально форма полотна купола парашюта была круглой, и в полете купол выглядел как полусфера. В дальнейшем появились квадратные парашюты. Со временем в парашютизм пришел купол «крыло». Вне зависимости от формы купола и вида парашюта вся отрасль работает над улучшениями его характеристик с позиции уменьшения веса, повышения маневренности и степени безопасности.

Дело Глеба Котельникова продолжали многие выдающиеся инженеры. Так, в 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. Как и Котельников, Доронины начали разработки механизма после того, как несколько парашютистов разбились, не успев раскрыть парашют. Многие ученые озадачились вопросом создания прибора, который позволит парашюту раскрываться автоматически. Братья Доронины сконструировали различные механизмы, в том числе для катапультирования. Современные инженеры внедряют в парашютные системы различные электронные приборы, облегчающие задачи парашютистов и страхующие их жизни, но в их основе до сих пор применяются разработки братьев Дорониных.

Парашюты получили широкое применение и служат для различных целей. Среди множества разновидностей парашютов можно выделить следующие: стабилизирующие, тормозные, грузовые, спасательные, десантные, спортивные и т.д.

Стабилизирующий парашют. Предназначен для стабилизации падающего парашютиста в нужном положении до момента ввода в действие вытяжного парашюта. Стабилизирующий парашют вводится в действие в процессе отделения парашютиста от самолета. После того как стабилизирующий парашют наполнится воздухом, начинается стабилизированное снижение парашютиста. Далее происходит освобождение клапанов ранца, и в действие вводится основной купол парашюта. По мере снижения парашютиста камера основного купола равномерно вытягивается из ранца и наполняется воздухом.

Тормозной парашют предназначен для сокращения длины пробега воздушного судна по взлетно-посадочной полосе при посадке. В систему тормозного парашюта входит комплект устройств, обеспечивающих крепление на самолете и введение в действие. Площадь купола тормозного парашюта варьируется от 15 до 40 кв. м на легких самолетах. На средних и тяжелых самолетах тормозные системы состоят из нескольких куполов и могут достигать 200 кв. м общей площади куполов. Такие системы позволяют быстро снизить скорость самолета и сократить длину пробега на 30–35%. Тормозные системы крепятся в хвостовой части фюзеляжа и срабатывают дистанционно по команде пилота либо автоматически.

Десантные парашюты и их модификации получили наибольшее распространение. Наиболее яркими представителями своего семейства парашютов стали Д-5 и его усовершенствованные модификации Д-6, Д-10 и Д-12. Указанные парашюты разрабатывались для десантирования людей и используются вооруженными силами. Десантный парашют Д5 и его модификации разработаны в НИИ парашютостроения, который и сегодня занимается производством парашютов и разработкой оборудования и механизмов для усовершенствования парашютов, снижения их веса при повышении грузоподъемности, маневренности и безопасности. НИИ парашютостроения был образован в 1946 году для разработки и изготовления парашютно-десантной техники и ведения научно-исследовательской работы в отрасли. НИИ на сегодняшний день является единственным в стране головным разработчиком в области парашютостроения. С 2008 года институт входит в состав Государственной корпорации «Ростех», а с 2011 года – в состав АО «Технодинамика».

Основными парашютами десантных войск считаются системы Д-10 и Д-12, пришедшие на смену Д-6, долгие годы стоявшему на вооружении ВДВ. Основное отличие всех российских парашютов – высокая степень надежности. Если соблюдены все этапы укладки, гарантируется срабатывание купола и достаточно мягкое приземление. Нормативом укладки на «отлично» считается 45 минут.

Парашют Д-10 позволяет выполнять прыжки при полном боевом обмундировании с высоты от 200 до 4000 метров. Максимальный подъемный вес – 140 кг вместе с парашютом. Такие параметры парашюта позволяют десантироваться в бронежилете и в полной боевой нагрузке с запасом питания и боеприпасов на два дня автономного существования. Несмотря на необходимость уделять все внимание безопасности и маневренности, инженеры не обошли стороной и эстетический момент и создали для Д-10 круглый купол, похожий на патиссон.

Модификация Д-12 получила романтичное название «Листик» из-за формы купола. Его уникальность заключается в сверхманевренности. Такой парашют можно разворачивать в воздухе всего на несколько градусов при практически полной остановке. Максимальный общий вес увеличен в этой модели до 160 кг.

У всех указанных моделей парашютов есть важное преимущество – надежность, но есть и недостаток – это снижение боеспособности десантника после приземления, так как для того чтобы снять парашютную систему, необходимо разоружиться. Спецназ ФСБ поставил задачу перед НИИ разработать парашютную систему, которая не будет отнимать время на разоблачение. Так появился парашют «Штурм». В настоящее время ведутся тестовые испытания указанной модели и доработки системы.

И это не будущее. Это настоящее. НИИ парашютостроения провел две летные научно-исследовательские работы. Парашютную часть мы уже фактически решили и сейчас выходим на контакт с Центром боевого применения армейской авиации в Торжке, с тем чтобы провести испытания на реальном вертолете

Владимир Нестеров, парашютист-испытатель первого класса НИИ парашютостроения

«Штурм» – это безранцевый парашют для прыжков со сверхмалых высот 60–80 м при сравнительно небольшой массе. Если при использовании парашютов Д-6 и его модификаций десантник сперва одевал парашютную систему, сверху бронежилет, оружие, боеприпасы, запас питания и пр., то при десантировании с использованием парашюта «Штурм» достаточно легкой страховочной системы. Сам парашют, готовый к десантированию, находится в самолете. Перед десантированием парашют карабинами закрепляется на теле десантника, а после приземления достаточно доли секунд, чтобы отстегнуть парашют и начать вести бой. Также в настоящее время ведутся разработки формы, в которую будут встроены петли для крепления парашюта, что еще больше облегчит массу и сократит временные затраты. Для десантных групп спецназа важнейшим является фактор внезапности. Выброс с малых высот и минимальная трата времени на освобождение от парашюта дают десантнику большие преимущества.

Несмотря на множество разработок и инноваций, наиболее популярным парашютом в вооруженных силах остается Д-6. При общей массе парашютиста не более 120 кг система Д-6 обеспечивает десантирование на высотах от 200 до 8000 м.



Механизм работы парашютной системы Д-6 состоит из стабилизирующего и основного парашюта. При этом стабилизация составляет 3 секунды при покидании самолета на скорости полета от 140 до 400 км/ч. Стабилизирующий парашют позволяет равномерно выпускать основной парашют и стропы, избегая запутывания и перекрещивания.

Парашют Д-6 зарекомендовал себя как надежная и проверенная годами система, на которой прошло обучение и службу не одно поколение бойцов ВДВ

Игорь Насенков, генеральный директор АО «Технодинамика»

«Технодинамика» является ключевым поставщиком парашютов российским вооруженным силам. Так, в конце 2017 года на вооружение армии России поступило более 1000 парашютов Д-6. Этот парашют является базовым при подготовке десантников. Именно на нем совершают свои первые прыжки будущие бойцы спецподразделений.

На краю земли

Особняком в отрасли парашютостроения стоят парашютные системы для спускаемых аппаратов космических кораблей (СА КК). Они изготавливаются из сверхпрочных материалов и проходят длительный период тестовых испытаний сперва на земле, в различных экстремальных условиях, после чего их выводят на орбиту для тестовых спусков спутников, после чего система может быть применена на космическом корабле. Основная масса космических парашютов расположена на спускаемых аппаратах. Такие системы состоят из тормозных и основных парашютов, а также систем торможения, которые позволяют снизить скорость спускаемого аппарата до управляемой.

Существуют более сложные системы, когда парашют есть не только на СА КК, но и у самого космонавта.

Это, по сути, парашют в парашюте. Одна парашютная система находится на самом аппарате, а вторая на кресле космонавта. Задача конструкторов усложнена не только условиями и высотами, на которых применяются эти системы, а тем, что два парашюта раскрываются в непосредственной близости друг от друга и на высокой скорости.


Во время спуска СА КК космонавт находится в кресле, оборудованном парашютной системой. Кресло имеет механизм катапультирования, чтобы покинуть СА на финальной стадии при приземлении либо при аварийной ситуации ракеты-носителя на старте.

Парашютная система СА КК состоит из вытяжного, тормозного и основного парашютов с площадями куполов, 1,5, 18 и 574 кв. м соответственно.

Один за другим последовательно парашюты раскрываются, обеспечивая равномерное торможение и возможность мягкой посадки СА.

При введении в действие парашютной системы катапультируемого кресла космонавта включаются дополнительные стреляющие механизмы, которые придают креслу скорость до 20 м/с за 0,1-0,2 секунды.

При срабатывании механизма катапультирования запускается последовательность действий всей системы. В первую очередь, происходит затяг ремней, автоматическое закрытие остекления шлема и ввод в действие кислородной системы для обеспечения беспрепятственного дыхания космонавта в процессе катапультирования. Далее производится выход кресла из СА по направляющим и выход тормозного парашюта. Через 3 секунды открывается основной парашют. После раскрытия основного парашюта происходит отделение космонавта от кресла вместе с носимым аварийным запасом, встроенным в спинку кресла, который зависает под космонавтом. В спинку кресла встроен носимый аварийный запас, а также запасной парашют, на случай отказа основного.

В 2018 году начнутся испытания нового парашюта, разработанного в НИИ парашютостроения, для пилотируемого корабля «Федерация». Система будет включать вытяжной и трехкупольный основной парашюты, реактивные двигатели для снижения скорости падения, а также амортизированные опоры, что исключит вероятность заваливания корабля набок при приземлении. Испытание и внедрение такой системы – такой проект рассчитан на несколько этапов и является крайне перспективным, так как отражает развитие сразу двух отраслей и показывает возможность их плодотворной интеграции.

Выводы

    Отрасль парашютостроения востребована государством и вооруженными силами, а также благоприятно реагирует на частные инвестиции.

    Интеграция частного капитала в отрасль парашютостроения с производителем-монополистом позволяет увеличивать мощности и объем производства, не теряя качества, а также при регулярной модернизации.

    Отрасль постоянно получает заказы от государственных органов и смежных отраслей на стратегические разработки и модернизацию имеющихся систем, что способствует повышению научной базы.

    Создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций для регулярного и планомерного роста мощностей и усиления кадровых ресурсов.

    Создавать благоприятные условия по взаимодействию со смежными отраслями и государственными структурами для проведения совместных испытаний и реализации проектов с использованием российских систем и комплектующих в рамках программы импортозамещения.

    Усиливать и развивать научную и производственную базу отрасли парашютостроения для более плодотворного внедрения новых материалов и технологий.

Планирующая оболочковая парашютная система ПО-17 состоит из основного и запасного парашютов, смонтированных на одной подвеске и укладывающихся в один ранец.

Работа основного парашюта. Основной парашют вводится в действие путем выдергивания звена ручного раскрытия, расположенного (с левой стороны) на подвесной системе, или парашютным полуавтоматом.

При прыжках из вертолета раскрытие клапанов ранца основного парашюта производится только после 5 секунд свободного падения парашютиста.

При выдергивании звена ручного раскрытия шпилька выходит из шнурового кольца и освобождает клапаны ранца.

Схема работы показана на рис. 1:

Рис. 1. Схема работы основного парашюта планирующей оболочковой системы ПО-17

А - вытяжной парашют под действием пружинного механизма отходит от ранца и попадает в воздушный поток;

Б - под действием силы сопротивления вытяжного парашюта происходит вытягивание чехла с уложенным в него основным парашютом, затем строп из резиновых петель и сот;

В - после выхода всех строп происходит сход чехла и парашют попадает в воздушный поток;

Г - под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления устройства рифления, парашют наполняется, а устройство рифления опускается вниз;

Д - набегающий поток наполняет внутреннюю полость купола, и купол принимает крыловидную форму. Система начинает планирующий спуск в режиме торможения. Одновременно взявшись за звенья управления, парашютист натягивает стропы управления, при этом развязывается узел фиксации строп управления, и система планирует в режиме максимальной скорости.

После выхода купола из чехла под действием сил набегающего потока его поверхность стремится расправиться, но этому противодействуют силы натяжения

строп, силы сопротивления устройства рифления набегающему потоку, силы трения колец устройства рифления о стропы купола. В результате взаимодействия этих сил процесс наполнения купола замедляется и этим снижается динамическая нагрузка на парашютиста в момент наполнения купола.

После наполнения купола парашютист убирает звено ручного раскрытия в карман, расположенный на подвесной системе с левой стороны.

Работа запасного парашюта. Запасной парашют вводится в действие в случае отказа основного. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полном отсоединении купола основного парашюта. Для этого парашютист выдергивает за < подушечку> звено отсоединения, расположенное с правой стороны подвесной системы. При его выдергивании из конусов одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы подвесной системы с отказавшим основным куполом.

Для введения в действие запасного парашюта необходимо выдернуть звено ручного раскрытия, расположенное на правой стороне подвесной системы. При этом две шпильки выходят из петель и клапаны ранца расходятся, под действием пружинного механизма и воздушного потока вытяжной парашют отходит от ранца, вытягивая купол из ранца и стропы из сот на дне ранца.

После выхода строп из сот ранца происходит расчековка пучка строп, уложенного в три резиновые петли. Под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления колец системы рифления, двигающихся по стропам вниз к кольцам подвесной системы, купол наполняется и система начинает планирующий спуск в режиме максимальной скорости.

При задержке процесса разрифления парашютист воздействует на систему рифления втягиванием строп управления.

Схема работы запасного парашюта показана на рис. 2.

Рис. 2. Схема работы запасного парашюта планирующей оболочковой системы ПО-17

После раскрытия запасного парашюта возможно нерасхождение ворсовой «молнии» на внутренних предохранителях, образующих карман. Для расчековки кармана необходимо рукой раздернуть ворсовую «молнию».

Управление основным парашютом.

Парашютист управляет основным парашютом с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на задней кромке купола, вторые выведены на задние свободные концы подвесной системы и заканчиваются звеньями управления для удобства их захвата руками.

Управление запасным парашютом.

Парашютист управляет запасным парашютом с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на стропах 1Л и 1П, а вторые выведены на подвесную систему и заканчиваются кольцами управления.

Запасной парашют обеспечивает при снижении парашютиста горизонтальное перемещение вперед и развороты купола в любую сторону с помощью втягивания одной из строп управления.

Устройство и работа составных частей парашютной системы

Парашюты вытяжные

Парашюты вытяжные (два) площадью 0,6 м² каждый, предназначены: один для вытягивания купола основного парашюта из ранца, а другой - для вытягивания купола запасного парашюта из ранца и натяжения системы рифления парашюта в момент его наполнения.

Вытяжной парашют (рис. 3).

Рис. 3. Парашют вытяжной:

1 - накладка; 2 - основа купола; 3 - перо; 4 - конус; 5 - пружина; 6 - уздечка

Состоит из основы купола, конуса с перьями и пружины.

Основа купола шестигранной формы изготовлена из ткани арт. 56005крКП.

Для усиления основы купола на нее нашит каркас из ленты ЛТКР-13- 70, по нижней кромке нашита лента ЛТКП-15- 185.

Конус изготовлен из ткани арт. 56005крКП, перья - из ткани арт. 56267крП.

По бокам перья подогнуты и в подгибку пропущены стропы, концы которых пристрачиваются к основе купола. Стропы изготовлены из шнура ШКП-60 .

Коуш купола образован стропами, которые проходят внутри шнура ШТКП-15- 550, и служит для подсоединения к системе рифления.

Внутрь конуса парашюта вставлена пружина конической формы, которая вводит парашют в действие. Пружина сверху закрывается круглой накладкой из ткани арт. 56260крПЛ.

Парашют основной

Рис. 4. Купол основного парашюта:

1 - полотнище верхнее; 2 - нервюры; 3 - полотнище нижнее; 4 - стропы; 5 - свободные концы подвесной системы; 6 - звено управления; 7 - устройство рифления; 8 - стропы управления; 9 - стропы дополнительные; 10 - звено

Парашют основной (площадь 22 м²). Предназначен для управляемого снижения парашютиста (рис. 4).

Купол парашюта с двойной оболочкой имеет в плане форму прямоугольника, состоит из нижнего и верхнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами. Верхнее полотнище купола изготовлено из ткани арт. 52188, нижнее полотнище и боковые нервюры - из ткани арт. 56005крКП, остальные нервюры изготовлены из ткани арт. 56011АП.

На нервюрах, усиленных лентой ЛТКП-15-185, имеется 26 петель, к которым присоединяются стропы. Другие концы этих строп привязываются к свободным концам подвесной системы. Стропы изготовлены из шпура ШТсвм-3- 200.

К дополнительным стропам, расположенным на задней кромке парашюта, присоединены две стропы управления из шпура ШКПкр-190 . Каждая из двух строп управления монтируется на одном из задних свободных концов подвесной системы. Для удобства действий парашютиста в воздухе к стропам управления прикреплены звенья управления. На каждой стропе управления имеется метка, до которой укорачивают стропу при укладке.

На верхней оболочке купола имеется звено с петлей для подсоединения вытяжного парашюта. Для снижения динамических нагрузок в момент наполнения купола на стропах парашюта смонтировано устройство рифления.

У нижней кромки правой боковой нервюры между стропами 4П и 5П нанесена заводская маркировка.

Звено управления (рис. 5). Предназначено для удобства управления стропами, состоит из большой петли с кольцом. Звено изготовлено из ленты ЛТКкрП 40-700 .

Рис. 5. Звено управления:

1 - петля большая; 2 - петля малая с кольцом; 3 - застежка текстильная

Большая петля предназначена для захвата рукой, малая - для крепления строп управления. Для подсоединения звена управления к подвесной системе имеется текстильная застежка.

Устройство рифления предназначено для снижения динамических нагрузок при наполнении купола, состоит из полотнища с лентами, к которым прикреплены четыре кольца. В верхней части полотнища нашиты два кармана (рис. 6).

Рис. 6. Устройство рифления.

1 - полотнище; 2 - кольцо; 3 - карманы

Полотнище и карманы изготовлены из ткани арт. 56005крКП. Между кольцами на полотнище сделано прямоугольное отверстие, зашитое тканью арт.56011АП.

Запасной парашют

Рис. 7. Вид раскрытого купола запасного парашюта системы ПО-17:

1 - парашют вытяжной; 2 - купол; 3 - подвесная система; 4 - ранец; 5 - звено ручного раскрытия

Запасной парашют (рис. 7) предназначен для безопасного управляемого снижения и приземления парашютиста в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

Площадь купола парашюта 27 м², в плане он имеет форму двух треугольников, соединенных вместе по одной из боковых сторон; каждый треугольник состоит из двух полотнищ и пяти клиньев прямого кроя (рис. 8).

Рис. 8. Устройство запасного парашюта системы ПО-17:

1 - полотнище; 2 - ленты усилительные; 3 - кольцо; 4 - стропы; 5 - лента подвесной системы; 6 - стропа управления; 7 - лента рифления; 8, 9 - карманы; 10 - ленты укладки; а - отверстия

Клинья полотнищ треугольника сострачиваются швом «взамок». Купол изготовлен из ткани арт. 56005крКП и усилен лентой ЛТКП-13- 70, нижняя кромка купола усилена лентой ЛТКП-15-185.

По шву соединения двух треугольников нашита лента ЛТКП-40- 150, на которой поставлены 5 люверсов с пришивной шайбой для крепления двойных строп купола 2, 3, 4, 5, 6.

Устройство рифления купола состоит из двух колец, скользящих по стропам купола и соединенных между собой одним концом ленты рифления. Второй конец ленты рифления проходит через люверс купола к вытяжному парашюту. Лента рифления изготовлена из ленты ЛТКП-26- 600.

По нижней кромке купола пришито по шесть строп (1П,2П, ЗП,4П, 5П, 6П и 1Л, 2Л, ЗЛ, 4Л, 5Л, 6Л). В месте соединения двух треугольников - по семь двойных строп (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), В месте пришивки первых строп имеются две стропы 1А, каждая из которых длиннее стропы 1 на 400 мм.

Для укладки строп 1А на усилительной ленте (с внутренней стороны купола на расстоянии 60 мм от нижней кромки) имеется карман из ленты ЛТКП-40-150 и петля из шнура с резиновой петлей. Стропы 1, 1А, 1П, 1Л, 2П, ЗЛ, ЗП изготовлены из шнура ШТсвм-4- 450, остальные стропы - из шнура ШТсвм-3-200; концы строп привязываются к пряжкам-полукольцам ленты подвесной системы.

Для улучшения наполнения купола на задней его кромке имеются четыре кармана.

Для облегчения укладки парашютной системы к стропам у нижней кромки пришиты опознавательные муфты, в месте сшивки полотнищ на усилительные ленты строп 6П, 6Л, 5П, 5Л, 4П, 4Л, ЗП, ЗЛ, 2П, 2Л нашиты ленты укладки.

На нижней кромке парашюта в месте сшивки треугольников слева от строп указаны их порядковые номера.

К стропам 1П и 1Л на расстоянии 650 мм от нижней кромки парашюта присоединены стропы управления из шнура ШТсвм-4-450. Каждая из них монтируется на одной из лент подвесной системы.

Для удобства работы парашютиста в воздухе к стропам управления прикреплены кольца управления с текстильной застежкой.

Текстильной застежкой кольца крепятся на лентах подвесной системы. На стропах 1 и 2 на расстоянии 120 мм от пряжек-полуколец каждой пары нашиваются ограничители из шнура ШТсвм-4-450, предназначенные для ограничения хода колец системы рифления.

На куполе у нижней кромки с правой стороны между стропами 1 и 1П нанесена заводская маркировка.

Подвесная система (рис. 9) является соединительным звеном между парашютами (основным и запасным) и парашютистом.

Рис. 9. Подвесная система:

1 - кольца; 2 - свободные концы основного парашюта; 3 - свободные концы запасного парашюта; 4 - кольцо большое; 5 - кольцо малое; 6 - конус с пластиной; 7 - карман для звена ручного раскрытия основного парашюта; 8, 16 - соты резиновые; 9 - лента с пряжкой с перемычкой; 10 - подтяг ранца; 11 - пряжка; 12 - пряжка с перемычкой; 13 - обхват ножной; 14 - предохранитель; 15 - карман для звена ручного раскрытия запасного парашюта; 17 - грудная перемычка; 18 - карман троса; 19, 22 - текстильные застежки; 20, 21 - шлевки; 23 - кольцо; 24 - кольцо управления; 25 - перемычка

Изготовлена из ленты ЛТКОкр-44- 1600 и состоит из следующих частей:

  • двух лямок (левой и правой);
  • двух пар свободных концов;
  • двух ножных обхватов;
  • двух колец управления;
  • предохранителей;
  • двух лент подтяга.

Левая и правая лямки с ножными обхватами и лентами подтяга являются силовыми элементами подвесной системы.

К правой лямке примонтирована лента грудной перемычки, к левой лямке - лента с пряжкой и перемычкой.

Каждая лямка в нижней части имеет пряжки, к которым подсоединяются ножные обхваты и ленты подтяга, а в верхней части образует ленты для подсоединения к ранцу и свободные концы с пряжками-полукольцами для монтажа строп запасного парашюта. На задних сторонах свободных концов имеются кольца, через которые проходят стропы управления запасного парашюта и расположена текстильная застежка для крепления двух колец управления парашютом.

Пряжки-полукольца соединены между собой перемычкой.

На левой лямке (на уровне груди) находится карман для звена ручного раскрытия основного парашюта, на правой - карман для звена ручного раскрытия запасного парашюта.

Оба кармана образованы (между лентами передней лямки) поперечной строчкой лент и скрепками.

Для исключения выпадания конусов колец звеньев ручного раскрытия в карманы вшиты соты.

В подвесной системе имеются две пары свободных, концов для подсоединения к ним основного купола. В верхней части свободных концов имеются четыре кольца для подсоединения строп купола и строп управлений основного парашюта. На задних свободных концах имеются текстильные застежки для фиксации звена управления основного парашюта.

В нижней части свободные концы заканчиваются пряжками, которыми они подсоединяются к правой и левой лямкам подвесной системы, и карманами, в которые укладываются концы троса звена отсоединения.

На каждой лямкё имеется конус с пластиной, большое и малое кольца, которые при подсоединении к пряжкам свободных концов основного парашюта и зачековки на трос звена отсоединения образуют кольцевые замковые устройства (КЗУ).

Ножные обхваты имеют пряжки с перемычкой, которые служат для их замыкания.

Ленты подтяга, подсоединенные к пряжкам левой и правой лямок, предназначены для подтягивания ранца к телу парашютиста.

На правой и левой лямках имеются шлевки для крепления шлангов парашютной системы.

Для правильного присоединения свободных концов к подвесной системе передний свободный конец отмечен буквой «Л». Длина свободных концов 550 мм.

На подвесной системе имеются предохранители под ножные обхваты, предназначенные для смягчения удара при наполнении купола парашюта.

Ранец.

Предназначен для укладки в него запасного, основного (в чехле), вытяжных парашютов, свободных концов подвесной системы, монтажа парашютного полуавтомата.

Рис. 10. Ранец системы ПО-17 (внешний вид):

1 - воротник; 2, 14 - шланги гибкие; 3 - клапан левый; 4 - клапан боковой; 5 - предохранитель; 6 - люверсы с пришивной шайбой; 7 - кармана прибора; 8 - основа ранца; 9 - нижний клапан основы ранца; 10 - клапан промежуточный; 11 - кольцо шнуровое; 12 - пряжка с перемычкой; 13 - клапан правый; 15 - ручка; 16 - дно накладное

Рис. 11. Ранец системы ПО-17 (внутренний вид):

1 - шлевка; 2 - предохранитель правый; 3 - предохранитель; 4 - клапан верхний; 5 - предохранитель нижний; 6 - петли резиновые; 7 - клапан средний; 8 - петля; 9 - клапан; 10 - сота; 11 - предохранитель левый; 12 - предохранитель верхний

Ранец (рис. 10 и 11) изготовлен из ткани арт. 56260крПЛ и состоит из двух отсеков.

В верхний отсек укладывается запасной парашют, в нижний - основной.

Верхний отсек имеет клапаны: левые, правые, боковые, верхний, средний клапан основы ранца.

Средний клапан служит нижним клапаном для верхнего отсека и верхним клапаном для нижнего отсека. По периметру верхнего отсека с внутренней стороны нашиты верхний и нижний предохранители, которые предотвращают сдувание запасного парашюта потоком воздуха.

Для удержания клапанов в закрытом положении на них имеется замыкающее устройство, состоящее из четырех люверсов с пришивной шайбой и двух петель, пропущенных через блочки и расположенных на среднем клапане.

Замыкающее устройство прикрывается предохранителем и застегивается текстильной застежкой.

К правому боковому клапану пришита шлевка для прохождения через нее гибкого шланга.

К основе ранца у верхнего клапана пришит воротник, на который монтируются гибкие шланги, левый и правый предохранители, перекрывающие карман звена ручного раскрытия основного парашюта, звено отсоединения; клапаны, отделяющие свободные концы запасного парашюта от свободных концов основного парашюта; шлевки для прохождения гибких шлангов.

На дне верхнего отсека имеются две пары резиновых петель для укладки в них строп запасного парашюта.

Нижний отсек образуют четыре клапана: два боковых, нижний (основы ранца) и средний.

На левом боковом клапане (с внешней стороны) имеется карман для прибора, клапан для прикрытия шланга прибора; шлевка, через которую пропущен гибкий шланг; пластина для крепления шланга парашютного полуавтомата; клапан, который закрывает замыкающее устройство. Клапаны застегиваются на текстильную застежку.

С внутренней стороны среднего клапана имеется клапан с резиновой сотой, с помощью которой зачековывается промежуточный клапан нижнего клапана основы ранца и тем самым основной парашют, уложенный в чехол, отделяется от вытяжного.

Для удержания клапанов нижнего отсека в закрытом положении на них имеется замыкающее устройство, состоящее из трех люверсов с пришивной шайбой и шнурового кольца.

На дно ранца с внешней стороны (для придания ему жесткости) нашиты ленты ЛТКПкр-40- 700, а по нижнему обрезу - лента ЛТКОкр-44-1600, которая заканчивается пряжками с перемычкой для подтяга ранца к телу парашютиста. Дно ранца закрывается накладным дном, под которым имеется прокладка из пенополиуретана.

К верхней части ранца пришиты плечевые обхваты из ленты ЛТКОкр-44-1600 (они соединяются с подвесной системой), ручка для переноски парашютной системы и карман для хранения ленты затяжки.

Шланг гибкий предназначен для придания нужной направленности тросу звена ручного раскрытия в момент выдергивания шпилек и для предохранения троса от случайного зацепления (рис. 12).

Рис. 12. Шланг гибкий:

1 - рукав гибкий; 2 - колпачок

Шланг изготовлен из металлического гибкого рукава. Концы шланга заправлены в колпачки.

Гибкий шланг основного парашюта прикреплен одним концом к левому клапану нижнего отсека ранца, другим - к подвесной системе.

Гибкий шланг запасного парашюта одним концом пропущен через шлевку правого бокового клапана ранца, другим прикреплен к подвесной системе.

Длина гибкого шланга для обоих парашютов одинаковая - 650 мм.

Звено ручного раскрытия основного парашюта

Звено ручного раскрытия основного парашюта (рис. 13) состоит из вытяжного кольца, троса, шпильки и ограничителя.

Рис. 13. Звено ручного раскрытия основного парашюта системы ПО-17:

1 - шпилька; 2 - трос; 3 - кольцо; 4 - ограничитель; 5 - скоба

На одном конце троса закреплена шпилька, на другом - ограничитель.

Шпилька звена ручного раскрытия предназначена для замыкания шнурового кольца, проходящего через люверсы клапанов.

Длина троса звена ручного раскрытия от ограничителя до конца шпильки 900 мм, длина шпильки - 38 мм.

Трос звена ручного раскрытия проходит внутри полого вытяжного кольца. Кольцо изготовлено из стальной трубы диаметром 10 мм. К нему приварена скоба, которая вкладывается в карман, расположенный на левой лямке подвесной системы. Для удобства захватывания рукой кольцо по отношению к скобе согнуто под углом 135°.

Звено ручного раскрытия запасного парашюта

Звено ручного раскрытия запасного парашюта состоит из вытяжного кольца, троса и шпилек. На одном конце троса закреплен ограничитель, на другом - две шпильки (рис. 14).

Рис. 14. Звено ручного раскрытия, запасного парашюта системы ПО-17:

1 - кольцо; 2 - трос; 3 - шпильки; 4 - скоба; 5 - ограничитель

Шпильки длиной 32 мм расположены одна от другой на расстоянии 90 мм.

Длина троса звена ручного раскрытия от ограничителя до конца последней шпильки 842 мм.

Кольцо изготовлено из стальной трубы диаметром 10 мм. К нему приварена скоба, которая вкладывается в карман, расположенный на правой лямке подвесной системы.

Чехол основного парашюта

Чехол основного парашюта (рис. 15) имеет клапан, люверсы с пришивной шайбой, карман, соты и петли.

Люверсы с пришивной шайбой на клапане и соты служат для замыкания в чехле уложенного купола, петли - для укладки строп. Через люверс (с пришивной шайбой) в верхней части чехла проходит звено к вытяжному парашюту.

Карман служит для удобства укладки

Рис. 15. Чехол основного парашюта системы ПО-17:

1 - клапан; 2 - люверс с пришивной шайбой; 3 - петля; 4 - сота; 5 - карман.

3вено отсоединения

Предназначено для отсоединения свободных концов основного парашюта при его отказе. Звено состоит (рис. 16) из основы звена и троса.

Рис. 16. Звено отсоединения основного купола системы ПО-17:

1 - основа звена; 2 - застежка текстильная; 3 - блочек; 4 - трос

Основа звена изготовлена из ткани арт. 56260крПЛ, вкладки - из ленты ЛТКОкр-44-1600 и прокладки - из пенополиуретана. Основа звена имеет форму «подушечки», удобную для захвата рукой. Через блочек, установленный на основе звена, пропущен трос, образующий петлю и два конца длиной 260 и 1060 мм для замыкания кольцевого замкового устройства на подвесной системе. Петля троса закреплена втулкой, а концы троса опаяны.

Звено удерживается на подвесной системе с помощью текстильной застежки между правой лямкой и предохранителем.

На основу звена отсоединения с лицевой стороны нанесен знак «Б», обозначающий принадлежность звена отсоединения парашютной системе ПО-17.

Звено вытяжное предназначено для включения парашютного полуавтомата (рис. 17), изготовлено из ленты ЛТКЛ-15- 900. Длина вытяжного звена 3000 мм.

На одном конце звена имеется карабин, на другом - петля для присоединения фала гибкой шпильки парашютного полуавтомата

Рис. 17. Звено вытяжное:

1 - лента; 2 - петля; 3 - муфта сигнальная; 4 - карабин

Изготовляется из шнура ШКП-200 в два сложения.

На концах фала имеются петли (рис. 18). Длина фала 130 мм.

Нить контровочная для парашютного полуавтомата ППК-У- 240АД из хлопчатобумажной пряжи 15,4 текс. Х6ХЗ.

Рис. 18. Фал гибкой шпильки

Шланг для обеспечения направленного движения троса звена отсоединения и для предохранения троса от случайного зацепления.

Изготовлен из металлической оболочки, концы которой опаяны, а торцы отшлифованы. Шланг прикреплен одним концом к правой лямке подвесной системы (пропущен через воротник), другим - к левой.

Длина шланга 750 мм.

Серьга для выдергивания шпильки звена ручного раскрытия ранца основного парашюта прибором ППК-У-240АД (рис. 19).

Изготовлена из металла Д16Т и крепится к петле прибора.

Рис. 19. Серьга.

Полуавтомат ППК-У-240АД. Длина шланга 240 мм, троса - 397 мм, петли - 19 мм, фала - 130 мм.

Сумка переносная прямоугольной формы из ткани арт. 56039ПЛ или ткани арт. 56260крПЛ.

Размеры сумки 260X590X600 мм.

Альтиметр — см. высотомер парашютный .

Анероид — герметично запаянная емкость, предназначенная для определения атмосферного давления путем сравнения его с давлением газа внутри емкости.

Аэродром — (от греч. aer — воздух и dromos — бег, место для бега) Земельный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлет, посадку, размещение и обслуживание самолетов, вертолетов и планеров. Не путать с аэропортом.

База — 1. формация из одного или нескольких парашютистов (возможно с открытыми парашютами), решивших никуда не перемещаться и ждать остальных. 2. Положение в пространстве, с которого парашютист должен начать атаку цели при работе на точность.

Бобышка — элемент в виде мячика, подушки или короткой трубки. Закрепляется на мягкой медузе, дроге и т. п. для удобства в качестве захвата.

Веревка — сленг. 1. прыжок на . 2. Вытяжной фал , стягивающий чехол с парашюта.

Вертолет Ми-8 — разновидность ЛА. Не путать с самотлетом Ан-2 .

Вертушка — сленг. Вертолет Ми-8 .

Вингсьют — специальный костюм, улучшающий качество планирования парашютиста, еще не раскрывшего парашют.

Выпускающий — лицо, ответственное за строгое выполнение установленного порядка при исполнении покидания ЛА парашютистами (в т. ч. пристрелкой). Общается с окружающими, как правило, общедоступными знаками и жестами. Поглядывает на парашютистов сверху.

Высота отделения — показания высотомера парашютного в момент отделения .

Высотомер парашютный — прибор, предназначенный для измерения парашютистом высоты во время свободного падения и при спуске под парашютом.

Вытяжное кольцо — кольцо, вытягиваемое (отсюда название) парашютистом из подвесной системы с целью раскрытия парашюта.

Вытяжной парашют — см. парашют вытяжной .

Вязанка — запутывание двух и более парашютов при работе на купольную акробатику , а также сбивание в кучу формации групповых акробатов.

Газырь — текстильный карман с резинкой. Предназначен для укладки в него пучка строп .

Грудная перемычка — часть подвесной системы , предназначенная для удержания парашютиста в подвесной системе.

Групповая акробатика — направление парашютного спорта. Заключается в скоростном построении (перестроении) фигур группой парашютистов в свободном падении .

Давить подушку — (разг.) кратковременно гасить скорость парашюта типа крыло путем вытягивания строп управления и изменения тем самым траектории его полета. Эффект возможен только за счет запаса скорости парашюта типа крыло .

Дрог — небольшой парашют, используется при тандем -прыжке для стабилизации падения. Выполняет также функции вытяжного парашюта .

Дуб — ласк. сленг. название среди спортсменов парашюта Д-1-5У (см. также тормозной парашют ).

Дуга — вид отказа . Обычно является следствием зацепления вытяжного парашюта или строп за какую-либо деталь матчасти или конечность парашютиста.

Зависание за летательным аппаратом — вид особого случая , при котором парашютист, попытавшийся отделиться от самолета или вертолета, зацепляется несработавшей штатным образом парашютной системой за него и летит, таким образом, привязанный снаружи.

Зависание на стреньге или медузе — разновидность отказа парашютной системы, когда по какой-то причине вытяжной парашют не смог открыть контейнер основного парашюта.

Задержка — время свободного падения в секундах, начиная с момента отделения и заканчивая раскрытием одного из парашютов (или попыткой).

Закрутка — явление закручивания пучка строп парашюта после его раскрытия, в результате которого парашют может не работать должным образом.

Запаска — парашют, предназначенный для эксплуатации в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

Затенение — 1. зона турбулентного потока позади быстро движущегося тела. 2. Ситуация, когда вытяжной парашют попадает в турбулентную зону и не может ее самостоятельно покинуть.

Затяжка — капроновая тесьма с заостренными краями, применяемая для зачековки клапанов ранца .

Захват — 1. намеренное удержание спортсменом-парашютистом ногой или рукой купола или части тела другого спортсмена-парашютиста при выполнении групповой или купольной акробатики . 2. Приспособление на объекте, за которое можно схватиться и держаться руками или ногами.

Зацеп — непреднамеренная и нежелательная фиксация снаряжения парашютистов.

Зачековывать — фиксировать что-либо специальным приспособлением. Например, фиксировать стянутые клапана ранца с помощью шпильки (либо металлического троса), вставляемой в металлический конус (либо мягкую петлю) поверх надетого на него люверса.

Зона ожидания — область пространства, в которой парашютист под куполом должен находиться до осуществления захода на посадку.

Инструктор — должность в штатном расписании аэроклуба.

Камера — мешковидный рукавообразный текстильный объект. Предназначен для укладки в него купола и части строп . На некоторых парашютах может отсутствовать. В камере имеется два отверстия: большое — для укладки через него купола внутрь, и маленькое с противоположной стороны, в которое продевается стреньга (здесь же она может крепиться к камере).

Карабин — металлическое изделие, предназначенное для разъемного соединения двух объектов между собой. В парашютном спорте — то, что находится на одном из концов фала , которым он пристегивается к тросу в ЛА. Все остальное называется «карабинчики».

Клапан — деталь ранца парашюта. Используется для фиксации парашюта в уложенном виде и придания ранцу определенной формы.

Классика — направление парашютного спорта. Включает в себя индивидуальную акробатику и работу на точность приземления .

Клевант — пластиковый или эбонитовый цилиндр со скругленными концами и поперечным сквозным отверстием в середине. Красного цвета. Закреплен на концах строп управления для их фиксации в верхнем положении и удобства управления. В настоящее время вместо клевантов широкое распространение получили мягкие петли. Не путать с бобышкой .

Клеванта — см. клевант (самка).

Колдун — сленг. конус ветровой .

Комплекс — определенный набор фигур, необходимых для построения в той или иной дисциплине.

Контровка — фиксация взаимного положения контрольных точек взаимодействующих деталей парашюта с помощью специальных нитей (шнуров) определенной прочности.

Конус ветровой — устройство в виде матерчатого сужающегося рукава яркой расцветки, шарнирно установленного на шесте. Служит для определения силы и направления ветра у земли (син. ветроуказатель, колдун).

Конус возможностей купола — область в пространстве, находясь в которой парашютист имеет возможность прийти в цель. Параметры ~ зависят от направления и силы ветра, качества парашюта.

Красная стропа стропа , с которой начинается налистывание парашюта. Не путать с красной строкой.

Кроки — план аэродрома с указанием характерных ориентиров.

Крыло — разновидность парашютов. Купол такого парашюта состоит из двух оболочек и нервюр, имеет профиль и аэродинамические свойства крыла, как у самолета.

Крючок укладочный — вспомогательное приспособление для укладки в виде большого металлического крючка с пластиковой ручкой.

Купол — (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка) — деталь парашюта полусферической формы или в форме крыла. Именно она замедляет его снижение (круглый купол) или же обеспечивает его планирование (парашют типа крыло ). Выполнена из ткани и силовых лент. Крепится к подвесной системе стропами , к камере и вытяжному парашюту стреньгой .

Купольная акробатика — направление парашютного спорта. Построение фигур группой парашютистов под раскрытыми куполами .

Купольное пилотирование — направление парашютного спорта. Полет вдоль поверхности на высокой скорости, получаемой специальной методикой разгона купола. CP бывает на скорость, точность и дальность.

Летательный аппарат — средство для доставки парашютистов на высоту.

Летчик — лицо, управляющее движениями (в т. ч. кренами) летательного аппарата . Общается знаками с выпускающим . Покидает летательный аппарат крайним, как правило на высоте приземления.

Матчасть — материальная часть, совокупность техники, оборудования, инструментов, применяемая при парашютных прыжках.

Медуза — сленг. вытяжной парашют .

Медуза жесткая медуза с пружинным каркасом. Применяется на запасных парашютах или основных парашютах, вводимых в действие с помощью вытяжного кольца или релиза.

Медуза мягкая — система из текстиля без каркаса и пружины. Выполняет функцию вытяжного парашюта . Прикрепляется к вершине основного парашюта при помощи стреньги . Существует коллапсируемая разновидность.

Медуза мягкая коллапсируемая вытяжной парашют , после выполнения своей функции стягивающийся по оси для уменьшения сопротивления. Применяется на скоростных куполах .

Мешок — сленг. купол .

Мясо — специально подготовленный спортсмен-парашютист (реже — перворазник ) средних размеров, прыгающий с нейтральным куполом и предназначенный для уточнения точки выброски . Покидает ЛА после пристрелки .

Наземная подготовка — тренировка физических способностей и навыков парашютиста на земле, изучение им теоретических вопросов и составление плана прыжка .

Наполнение парашюта — наполнение купола парашюта потоком воздуха и принятие им нормальной для парашютирования формы.

Нейтральный купол купол , не имеющий собственной горизонтальной скорости.

Несход чехла / невыход купола из камеры — отказ, при котором чехол по какой-либо причине не сходит с купола и не дает ему наполниться.

Ножные обхваты — очень важная часть подвесной системы . Регулировка длины ножных обхватов, а также их положение на теле парашютиста к моменту отделения требует особого внимания.

Обрыв строп — неисправность парашюта, требующая ремонта или списания.

Обрывная стропа — специальное приспособление, применяемое для упорядочивания процесса раскрытия при принудительном стягивании чехла (см. раскрытие принудительное ).

Особые случаи — название самого занятного раздела скучного инструктажа.

Отделение — покидание летательного аппарата в соответствии с указаниями выпускающего .

Отделение на мотор — правильное отделение от ЛА лицом на мотор, т. е. вперед.

Отказ особый случай , при котором парашютная система не работает должным образом.

Отказ полный отказ , при котором купол парашюта находится в чехле или камере .

Отказ частичный отказ , при котором купол парашюта полностью или частично вышел из чехла или камеры и уменьшает скорость снижения парашютиста.

Открываться — раскрывать основной парашют произвольно.

Отмашка — характерный взмах руками, означающий окончание работы либо предупреждающий окружающих о предстоящем раскрытии парашюта парашютистом, выполняющим отмашку.

Отцепка — 1. отсоединение подвесной системы с парашютистом от свободных концов основного парашюта. 2. Не всегда необходимое, но более чем достаточное условие для применения запаски .

Паникер — человек с ТЗК на КДП, сообщающий РП на СКП о ЧП. Также в формации тот, кто следит за высотой за всех.

Парашют — (франц. parachute, от греч. para — против и франц. chute — падение) устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолета и др. Состоит из купола , строп и укладочного контейнера (ранца ).

Парашют вытяжной — небольшой парашют, предназначенный для вытягивания (отсюда название) парашюта с чехлом (если есть), расчековки и выхода из резиновых сот (газырей ) строп и стягивания чехла. Обеспечивает раскрытие парашюта. Син. медуза .

Парашют стабилизирующий — небольшого размера парашют, предназначенный для предотвращения БП объекта (обычно начинающего парашютиста ). Раскрывается сразу после отделения . Фиксирует начинающего парашютиста в вертикальном положении и замедляет его вращение, то есть стабилизирует (отсюда название). Выполняет также функцию парашюта вытяжного . Не путать с парашютом вытяжным .

Парашютирование — процесс снижения парашютиста с момента полного раскрытия основного (запасного) купола до момента приземления .

Парашютист — живое существо, прыгающее с парашютом.

Парашютный полуавтомат — см. страхующий прибор .

Парашютный спорт — вид авиационного спорта, прыжки с парашютом на точность приземления , затяжные , с выполнением комплекса акробатических фигур, комбинированные и др. В парашютной комиссии, основанной в 1950 при ФАИ, около 60 стран (1982), СССР — с 1950; чемпионы мира — с 1951.

Перворазник — человек, совершающий (или планирующий совершить) первый в своей жизни прыжок с парашютом.

Перекаты — 1. устройства на свободных концах парашюта Д-6, позволяющие ему перестать быть нейтральным . 2. Действия, выполняемые парашютистом, приземляющимся с увеличенной горизонтальной скоростью. Он принимает при этом скругленную форму и катится по земле, радостно повизгивая и пытаясь остановиться.

Переносная сумка — приспособление для удобного перемещения в направлении укладочной использованного парашюта. Изготовлена, как правило, из авизента.

Переукладка — роспуск парашюта и повторная укладка . Связана с завершением срока переукладки или с выявлением ошибок, допущенных при укладке .

Перехлест отказ парашюта, связанный чаще всего с плохим качеством налистывания купола . Одна или несколько строп (или стреньг ) захватывают часть купола и мешают его нормальной работе.

План прыжка — алгоритм действий парашютиста во время отделения , свободного падения , парашютирования , приземления . Детализирован в нужных местах в зависимости от подготовки парашютиста и того, каким видом парашютного спорт а он занимается. Составляется на земле после анализа погодных условий и обстоятельств прыжка (тип ЛА, высота отделения , с кем, кто еще может быт в воздухе и пр.)

Планирование — 1. составление плана прыжка . Часть наземной подготовки . 2. Поступательное движение объекта вниз и вперед, вызванное отклонением части набегающего потока наклонной поверхностью объекта.

Погода — условие наличия (отсутствия) хорошего настроения.

Подвесная система — изделие из силовых лент и пряжек, соединенных особым образом. Предназначена для надежного удержания в себе парашютиста .

Приземление — окончание процесса парашютирования (или свободного падения ) путем столкновения с поверхностью планеты либо твердых объектов на ней расположенных (искл.: приземление на воду. См. особые случаи ).

Принудительная расчековка ранца фал отделения расчековывает ранец основного парашюта, освобождая пружинный вытяжной парашют . Далее процесс раскрытия протекает как при ручном раскрытии парашюта.

Принудительное раскрытие — см. принудительное стягивание чехла .

Принудительное стягивание чехла — способ раскрытия парашюта, при котором фал , пристегнутый за трос в ЛА, после отделения сначала расчековывает ранец , затем вытягивает оттуда чехол (камеру ) с куполом и стропами , затем стропы выходят из сот , вытягиваются на всю длину, фал стягивает чехол (камеру ) с купола , купол наполняется свежим воздухом и процесс раскрытия завершается.

Пристрелка — специально подготовленный, абсолютно хладнокровный парашютист-профессионал малых размеров, единственной обязанностью которого является оказание помощи выпускающему в определении точки выброски . Прыгает всегда первым. Отделяется с руки. Требует помощи в возврате с площадки приземления, так как лишен возможности самостоятельно передвигаться по твердой поверхности. См. также мясо .

Прогрессирующая закрутка — вид отказа . Закрутка , сопровождающаяся вращением системы купол-парашютист и дальнейшим закручиванием строп парашюта типа крыло . Требует отцепки .

Прыжок затяжной — прыжок с задержкой раскрытия ранца парашюта. Сопровождается свободным падением .

Разбежка — удаление спортсменов-парашютистов на безопасное расстояние после занятия групповой акробатикой для обеспечения безопасного раскрытия парашютов.

Рамка укладочная — П-образный предмет из прутка 8 мм, предназначенный для придания жесткости чехлу парашюта на время укладки строп в резиновые соты .

Ранец — тканевая емкость, предназначенная для укладки в нее основного, запасного и вытяжного парашюта , свободных концов подвесной системы , монтажа страхующего прибора . Является единственной частью парашюта, не несущей нагрузки.

Раскрытие по прибору — расчековка ранца и наполнение парашюта в результате срабатывания страхующего прибора .

Раскрытие принудительное — раскрытие парашюта путем применения специальных приспособлений, действие которых не зависит от воли, желаний и эмоционального состояния парашютиста.

Раскрытие ручное — раскрытие парашюта путем ввода в действие вытяжного парашюта непосредственно руками или при помощи вытяжного кольца .

Расчет прыжка — расчет точки выброски и базовой точки при планировании (или парашютировании) под куполом, проводимый для приземления парашютиста или пристрелки в нужном месте.

Риггер — мастер, обслуживающий парашютные системы.

Рыжая — сленг. чекующий шнур. Жесткая стропа , применяемая для предотвращения раскрытия запасного парашюта страхующим прибором в случае нормальной работы основного парашюта.

Сайпрес — электронно-пиротехнический страхующий прибор на батарейках. Раскрывает запасной парашют при помощи петарды. Син. кипрус, сникерс.

Сальто — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в вертикальной плоскости.

Самолет Ан-2 — разновидность летательного аппарата . Не путать с вертолетом Ми-8 .

Свободное падение — особое эмоциональное состояние парашютиста .

Свободный конец — элемент подвесной системы в виде короткой капроновой ленты, соединяющей стропы с подвесной системой. К ~ могут крепиться различные приспособления для управления куполом . Не путать!

Свуп — см. Купольное пилотирование

Силовая лента — высокопрочная капроновая лента (некоторые утверждают, что она изготовлена из нервущейся ткани). Используется для усиления конструкции купола , ранца и пр.

Скайбол (от англ. sky — «небо» и ball — «мяч») — мячик для занятия фрифлаем . Для предотвращения вращения к скайболу приделывают стабилизирующую ленту. Скайбол можно использовать в качестве «базы» и для игры в сифака в небе.

Скайсерф (от англ. sky — «небо» и surf — «прибой») — доска для скайсерфинга .

Скайсерфинг — дисциплина парашютного спорта , в которой спортсмен-парашютист выполняет акробатические фигуры, будучи приделанным обеими ногами к скайсерфу . В настоящее время не практикуется.

Скоростной купол — купол, имеющий в наполненном состоянии повышенную вертикальную (более 6 м/с) или горизонтальную (более 10 м/с) скорость.

Слайдер устройство рифления на парашютах типа крыло в виде прямоугольника с кольцами по углам.

Сота — резиновая петля, пришитая к текстильному корпусу, предназначенная для укладки в нее пучка строп . См. также газырь .

Спираль — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в горизонтальной плоскости.

Спортсмен-парашютист парашютист , выполнляющий прыжки по спортивной программе, ставящий своей целью достижение высоких спортивных результатов, участие в региональных и мировых соревнованиях, установление рекордов.

Способ раскрытия парашюта — совокупность действий, предпринятых парашютистом и окружающими его объектами для введения парашюта в действие. Т. о. существует бесконечное число способов раскрытия, и порой даже сидя в ЛА, парашютист еще не знает, каким именно способом это произойдет, а если и знает, то может ошибаться. Несмотря на многочисленность, ~ делят на основные группы: принудительное стягивание чехла , принудительная расчековка ранца , раскрытие ручное . Можно добавить сюда еще одну большую группу (неофициальную) — раскрытие по прибору .

Срок переукладки — период времени, в течение которого парашют может находиться в уложенном состоянии. После истечения этого времени парашют считается не годным для прыжков и требует переукладки .

Стабилизация — состояние начинающего парашютиста в падении с раскрытым стабилизирующим парашютом.

Створ — вертикальная плоскость в пространстве, проходящая через цель и параллельная направлению ветра.

Створная полоса — проекция КВК на поверхность площадки приземления.

Страхующий прибор — полуавтоматический прибор, предназначенный для раскрытия ранца парашюта или введения в действие других устройств через заданный промежуток времени или на заданной высоте.

Стренга — высокопрочная веревка, связывающая вытяжной парашют с куполом и камерой (если есть).

Стропа — веревка, соединяющая купол парашюта со свободными концами подвесной системы .

Тандем — 1. разновидность парашютных прыжков, при которой пассажир и инструктор прыгают с одним на двоих парашютом. 2. Парашютная система типа крыло большого размера с подвевсной системой , рассчитанной на парашютиста (тандем-мастера) и человека (начинающего парашютиста ).

Тормозной парашют — 1. парашют, предназначенный для торможения объекта до скорости, допустимой для введения в действие основного парашюта, тормозного парашюта следующего уровня или иных тормозящих систем. 2. Просто очень медлительный во всех отношениях парашют (см. Дуб ).

Точка выброски — точка на земле, над которой производится отделение парашютистов от летательного аппарата .

Точность приземления — дисциплина парашютного спорта . Целью работы на точность приземления является касание ногой парашютиста площадки приземления с как можно меньшим отклонением от заданной мишени диаметром 3 см.

Траверс — плоскость в пространстве, проходящая через цель и перпендикулярная створу .

Трекинг (тречка) — планирование парашютиста в свободном падении, без вингсьюта .

Трексьют — младший брат вингсьюта — специальный костюм, улучшающий качество тречки .

Уздечка — силовой элемент в виде петли или сшитых крест-накрест силовых лент , предназначенный для соединения полюсной части купола основного парашюта, камеры и чехла с другими частями парашютной системы.

Укладка — процесс, состоящий из большого числа последовательных действий, направленных на превращение распущенного парашюта в уложенный и готовый к роспуску. Производится по строгому алгоритму укладчиком.

Укладочная — помещение, предназначенное для укладки парашютов.

Укладчик — человек специально обученный для укладки парашютов для начинающих парашютистов , либо других парашютистов , не обученных этому.

Устройство рифления — конструктивное приспособление, предназначенное для снижения динамических нагрузок в процессе раскрытия парашюта (соты , газыри , камеры , чехлы, слайдеры , ленты рифления и др.)

Фал — та же веревка , но по научному и в смысле предмета. Те, кто еще более продвинут, называют веревку Static Line, что тоже самое, но по-буржуйски.

Формация — стая (часто рекордная) парашютистов в свободном падении или под куполами.

Фрифлай (от англ. free — «свободный(ая)» и fly — «муха») — направление парашютного спорта , в котором спортсмены-парашютисты выполняют свободное падение каким угодно образом за исключением классического положения «пузофлай».

Шланги гибкие — гибкие шланги. Ни с чем не спутаешь.

Шпилька — металлический стержень, применяемый обычно для зачековки клапанов ранца . Вставляется в металлический конус или мягкую петлю.

Шпилька гибкая — шпилька, свитая из проволоки, применяемая в качестве блокирующего приспособления в ППК-У.

Электроноль — электрическое устройство, используемое для точного определения результатов работы на точность приземления .

Наиболее часто встречающиеся в парашютной терминологии сокращения

АПА — аэродромного питания автомобиль
БП — беспорядочное падение
ВЛК — врачебно-летная комиссия
ВПП — взлетно-посадочная полоса
ГСМ — горюче-смазочные материалы
Д — десантный
КВК — конус возможностей купола
КДП — контрольно-диспетчерский пункт
КЗУ — кольцевое замковое устройство
ЛА — летательный аппарат
ЛТП — лечебно-тренировочный прыжок
МКС — многокупольная система
ОП — основной парашют
ОСК — отцепка свободных концов
ОСКД — ОСК с доработкой
ПВ — парашют водолаза
ПДП — парашютно-десантная подготовка
ПДС — парашютно-десантная служба
ПЗ — парашют запасной
ПЛП — парашют летчика-планериста
ПО — планирующая оболочка
ППК-У — полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный (см. страхующий прибор )
ПСН — парашют специального назначения
ПТЛ — парашют тренировочный летчика
ПС — парашютная служба
РП — руководитель полетов, руководитель прыжков
РПП — руководство по парашютной подготовке
СКП — стационарный командный пункт
ТЗК — труба зенитная командирская
ТНК — траектория нейтрального купола
УТ — учебно-тренировочный
ФАИ — Международная Авиационная Федерация
ЧП — чрезвычайное происшествие
ШВП — шаровой вытяжной парашют
GPS — джипиэска (global positioning system)

Общими элементами строения любого основного парашюта (за исключением вытяжных и стабилизирующих) являются: купол, стропы, подвесная система и ранец. По особенностям строения парашютов их можно разделить на круглые (десантные) и парашюты-крыло.

Купол . Купол шьется из тонкой, но прочной синтетической ткани (каландрированный или каркасный капрон) и связывается с подвесной системой с помощью строп. В местах наибольшей нагрузки купол укрепляют специальными лентами, которые на порядок прочнее, чем основная ткань. Стропы крепятся на куполе с помощью таких же лент. Ткань для купола может быть с нулевой воздухопроницаемостью (для скоростных «крыльев» или же с хорошей воздухопроницаемостью (круглые десантные парашюты). На вершине купола обычно располагается полюсное отверстие, которое помогает избежать раскачивания парашюта при снижении.

Стропы . Стропы для современных парашютов изготавливаются из капрона и других прочных синтетических материалов. Стропы могут различаться по толщине, прочности, стабильности длины, эксплуатационным свойствам. Например, для круглых десантных куполов важны эксплуатационные свойства строп (большой ресурс прыжков). Для скоростных куполов большую роль играет толщина и стабильная длина. По прочности стропы можно разделить на стандартные (капрон), СВМ (прочные, в три раза прочнее капрона), микролайн, вектран и НМА (сверхпрочные, в четыре раза прочнее капрона). Капроновые стропы устанавливаются на круглые парашюты, СВМ - на спортивные парашюты-крыло. Dacron - особый вид капроновых строп с большим ресурсом прыжков (используется на классических и купольных парашютах, не пригоден для скоростных парашютов из-за большой толщины). Spectra - высокопрочные стропы на основе полиэтилена, идеально подходящие для высокоскоростных парашютов (недостатки: небольшой ресурс прыжков, стропы могут уменьшаться в длине из-за перегрева вследствие трения). Vectran - стропы с небольшим ресурсом прыжков, однако со временем не изменяют длины (используются на куполах класса High и Ultra High Performance, недостаток: вероятность разрыва износившихся строп).

Подвесная система . Любая подвесная система будет включать в себя следующие элементы: круговая лямка, грудная перемычка, плечевые обхваты, ножные обхваты, свободные концы. Круговая лямка является основной несущей частью, на которой крепятся все остальные детали. Грудная перемычка фиксирует тело парашютиста на уровне груди, а плечевой обхват не позволяет парашютисту вывалиться вверх. Ножной обхват не дает парашютисту выскользнуть вниз. Свободные концы связывают подвесную систему и стропы (рапид-динк или софт-линк - звено, связывающее стропы со свободными концами). Свободные концы крепятся к плечевым обхватам. Еще одним очень важным элементом является кольцевое замковое устройство (КЗУ), которое служит для последовательного уменьшения нагрузки на трос, которым зачекован замок. Используется для быстрого и легкого отсоединения обоих свободных концов. Подушка отцепки необходима при отказе основного купола, размещается на подвесной системе с правой стороны. Звено раскрытия также располагается на подвесной системе и служит для ручного раскрытия ранца парашюта. Система транзитного раскрытия опциональна (позволяет последовательно отстегнуть основной парашют и автоматически раскрыть запасной.

Ранец . Ранец - это контейнер в котором хранятся основной и запасной парашюты в уложенном состоянии. Он пришивается или привязывается к подвесной системе. Ранец удерживает парашют в уложенном виде до введения в действие, предотвращает непреднамеренное его раскрытие, а также удачное раскрытие, когда это необходимо.

Другие статьи раздела:

Страница 1 из 3

ПАРАШЮТ

Слово «парашют» французское, оно означает: «устройство, предотвращающее падение». Точнее, парашют - это приспособление, замедляющее падение тела в воздухе.

КАК УСТРОЕН ПАРАШЮТ

Современный парашют представляет собой огромный купол из тонкой, но прочной ткани (рис. СЛЕВА), к которому при помощи большого числа строп подвешивается груз или человек. Мы знаем, что всякий груз, сброшенный с высоты, стремительно падает вниз. Если же к грузу присоединить парашют, то падение станет во много раз медленнее, так как парашют будет тормозить (замедлять)" падение груза. Это явление вызывается большим сопротивлением, возникающим при движении парашюта в воздухе, что не трудно проверить. Если взять в руки раскрытый зонтик, который представляет собой небольшой парашют, и быстро двигать его книзу, то можно рукой ощутить силу сопротивления воздуха движению зонта (рис. 12). При этом можно заметить, что при медленном движении зонт «сопротивляется» слабее, а при быстром сильнее.

Сила сопротивления зависит от размеров купола. Купол парашюта имеет во много раз большую поверхность, чем купол зонтика, поэтому и сопротивление его очень велико.

Современный парашют складывается особым образом, так, что весь укладывается в ранец сравнительно небольшого размера. Изобретателем ранцевого парашюта является наш соотечественник Глеб Евгеньевич Котельников, запатентовавший это устройство в октябре 1911 года,- Современный ранцевый парашют находится всегда с летчиком, на борту самолета. В любую минуту летчик может выпрыгнуть с парашютом из самолета, если какая-либо опасность угрожает его жизни.

Из истории известны многие попытки построить парашют. Так, в XII веке грузинский юноша, живший в селе Хертвиси, Ахалкалакского района, из дранок, ивовых прутьев построил что-то вроде зонта и спрыгнул с ним с башни. Спуск произо­шел благополучно, но юноша в момент приземления наткнулся на острие топора, находившегося при нем, и погиб от раны.

Подобный же спуск совершил некто Симеон в тридцатых, годах XVIII века.

Все более и более развивавшаяся авиация потребовала и аппарата, на котором смог бы спастись летчик при катастрофе с самолетом. Многие изобретатели взялись за проектирование авиационного парашюта. Такими были французы Вассер (1909 г.) и Эрвье (1910 г.), австриец Рейхельт (1912 г.) и многие другие. Но они не смогли создать надежного и легкого парашюта. Такой авиационный парашют создал в 1911 году наш соотечественник Г. Е. Котельников.

Парашютом пользуются и для сбрасывания с самолетов грузов, боеприпасов и продовольствия. Во время Великой Оте­чественной войны наша авиация выбрасывала в тылу против­ника вооруженных парашютистов - «парашютный десант», часто вместе с боеприпасами, минометами и легкими пушками; на парашютах сбрасывали грузы для партизан.

В бывшем Советском Союзе подготовка парашютистов была поставлена широко. Этим занималось Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Многие тысячи парашютистов-спортсменов подготовило Общество.

Наши спортсмены завоевали большое количество мировых рекордов. Среди них такие, как В. Романюк, прыгнувший с высоты 13 400 м, Е. Владимирская-с высоты 10 370 м. Мировыми рекордами являются прыжки с задержкой раскрытия парашюта на протяжении 12 141 м у В. Романюка и 7 246 м - у А. Султановой. Помимо этих выдающихся достижений, установленных днем, наши спортсмены имеют ряд рекордов, установленных ночью. К ним относится прыжок Е. Владимирской с высоты 10 370 м, Л. Маз- ниченко-с высоты 7421 м, падение с нераскрытым парашютом (задержка раскрытия) на протяжении 9726 м - у П. Стор- чиенко и 8326 м - у В. Селиверстовой.

Сейчас парашютизм получил широкое распротранение по всей России, и даже непрофессионал может прыгнуть практически с любой высоты, естественно, с соответствующей подготовкой.